Характеристика танцевальных мелодий и музыкальных инструментов мордовского народа среднего поволжья. Реферат: Мордовская народная музыкальная культура: жанры, своеобразие и быт Мордовская сказка о музыкальном инструменте

Роль инструментальной музыки в крестьянском быту мордвы

Народная инструментальная музыка в духовной культуре мордвы занимала важное место. Сначала ей заинтересовались этнографы, и лишь потом этномузыкологи, причем в силу разных причин и, прежде всего, несовершенства технических средств фиксации этого искусства, инструментальная музыка гораздо более позднее, чем вокальная, стала предметом научного интереса. Первые сведения по истории, этнографии, обрядам, формам культурной жизни мордовского народа с упоминанием или подробным описанием музыкальных инструментов представлены в работах «У А. Архангельского, Ф. Голицына, В. Майнова, Л. Маркелова, П. Мельникова- Печерского, А. Примерова, К. Самородова, Г. Федяновича, М. Чувашева, А. Шахматова и др.

Благодаря разработке научно-обоснованной методики собирания, классификации и каталогизации инструментальной музыки в работах К.В. Квитки и И.В. Мациевского стало возможно появление фундаментального исследования по этноинструментоведению мордвы Н.И. Бояркина (Бояркин, 1995). Интересы ученого охватывают широкий спектр проблем, связанных с бытованием инструментальной музыки, ее жанрами, формами и стилистикой.

Не менее достоверным, хотя и закодированным источником информации, может быть устное поэтическое творчество мордовского народа, в котором явления инструментальной музыкальной культуры даны в контексте быта, веками сформировавшегося уклада жизни, в контексте этнических традиций, истории, психического склада, всего особо индивидуального комплекса представлений о прекрасном, в контексте этнической системы символов добра и зла, любви и ненависти и т.д.

«Народная инструментальная музыка - это проявляемая в звукокомплексах (с помощью звуковых орудий или выполняющих их функции частей тела человека) область традиционного духовного творчества народа, которое отражает его коллективное сознание, опыт, культуру и функционирует в связи с его внутренними духовными потребностями» (Мациевский, 1987; С. 13).

Понятие «музыкальный инструмент» в этнической культуре трактуется достаточно широко. В разных ситуациях таковыми могут оказаться и гребешки с протянутой между зубчиков бумагой, и лист дерева, и стручок акации, и обыкновенная швейная шпулька, бытовая пила, ложки. Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающихся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома –М., чавома - Э.), деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э), колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э), варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э), флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э), труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка (I, № 1).

Слуховая палитра предков современной мордвы была заполнена множеством музыкальных звуков, сообщавших посвященному (представителю этноса) информацию большой наполненности и значимости. В утренние часы далеко по селу были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. «Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо» (Бояркин, 1984 (а); С. 61).

Среди доспехов легендарного мордовского царя и воина Тюшти - торама. В военное время голос торамы собирал войско на защиту родной земли.

Костюм женщины-мордовки удивительно красив не только зрительно, но и «на слух»: «... подвески в виде небольших колокольчиков, бубенчиков, погремушек, пластинок и цепочек к различным металлическим подвескам» при движении создавали мелодичный звон (Бояркии, 1995 (а); С.26). Не случайно говорили: «... мордовку сначала услышишь, а потом - увидишь» (Крюкова; С.22). Описание женского наряда в эрзянской песне Рождественского дома сходно с описанием звуковой звенящей партитуры (I, № 2).

Удивительно музыкальны обряды и праздники мордвы. Сохранилось множество свидетельств о разных этапах свадебного «спектакля», где упоминается инструментальная музыка (I, № 3). Праздник Рождественского дома - Роштувань кудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также включал ритуалы, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах.

В дни Святок молодежь в сопровождении волынщиков и скрипачей ходила из дома в дом с песнями (Мельников; С. 51). И на осенний праздник «Тейтерень пия кудо» (Девичий пивной дом) приглашался один из традиционных скрипачей (Чувашев; С.286).

По древним верованиям мордвы за границей человеческой смерти продолжается жизнь «потусторонняя» (B.C. Брыжинский), и все, что человек не успевает сделать в земной жизни, он достигает «там», в потустороннем мире. В мокшанской песне «Швец Феденька» дается описание необычного обряда - «свадьбы с покойником»-(I, № 4). По свидетельству неизвестного автора очерка «Мордва», похороны у мордвы «... кончаются пиром, песнями, а подчас и пляскою» (Мордва; С. 234).

Языческое поклонение покровителям Неба, Земли, Воды, стихийным силам природы, зверям и растениям проявилось в многочисленных молянах мордвы, среди составных частей которого были ритуальные угощения всех участников и духов, пение - пазморо (божественных песен) и исполнение инструментальной музыки и ритуальных плясок (Мельников; С.77-78).

Музыкальные инструменты в традиционной культуре мордвы имели важное символическое значение, выступая показателем социального статуса, материального уровня, эмоционального состояния и т.д.

Символ власти -торама (дорама) в мордовском фольклоре в эпической поэзии отождествляется с голосом легендарного царя и воина Тюшти. В момент, когда Тюштя слагает с себя функции руководителя, он, прежде всего, снимает с себя дораму, которая входит в число его военных доспехов (Бояркин, 1995 (б); С.23). Символом красоты, юности в традиционной культуре являются колокольчики и их звучание: красавица Марьша, которую зовет замуж русский молодец Семен, «... одета-обута... разноряжена», и среди слагаемых этого ослепительного яркого наряда с черными сапожками, саратовскими чулочками, сдвоенными платьями и лазоревыми лентами пояс с кистями бубенчатыми (I, № 5).

Колокольчики входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшении девушки-мордовки и были символом девичества (I, № 6). Звон символизировал готовность девушки создать семью, и потому после замужества женщина уже не должна была носить колокольчики. Колокольчик в свадебном обряде выполнял так же охранительную функцию оберега, чтоб никто не мог навредить жениху и невесте. Нередко в устно поэтическом творчестве мордовского народа упоминание колокола в функции глашатая очень важного события (I, № 7). Звон колокола слышен в момент вынимания из печки ритуального пирога «лувонь кши» (I, № 8). Со звоном колокола и бубенчиков сравнивалось ораторское мастерство свахи, подчеркивалась красота и сила ее голоса (I, № 9).

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. Исполнитель на нюди или печалится в момент сочинения или воспроизведения наигрыша, или на долю музыканта выпала несчастливая судьба (I, № 10). «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище» (Бояркин, 1995 (а); С.60).

Ирина ГАЛКИНА

Рассказать друзьям

VII Всероссийская научно-практическая педагогическая конференция с международным участием

Этнокультурное образование: опыт и перспективы

Секция 10

Развитие этнокультурного направления в преподавании предметов образовательной области «Искусство», воспитании и дополнительном образовании детей и подростков

Алексеева Л.А,

учитель музыки «Лицей №43» г. Саранск

Мордовские народные музыкальные инструменты - памятники традиционной музыкальной культуры этноса

Понятие «музыкальный инструмент» в этнической культуре трактуется достаточно широко. В разных ситуациях таковыми могут оказаться и гребешки с протянутой между зубчиков бумагой, и лист дерева, и стручок акации, и обыкновенная швейная шпулька, бытовая пила, ложки. Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающийся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома–М., чавома - Э.), деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э), колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э), варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э), флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э), труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка.

Музыкальные инструменты в традиционной культуре мордвы имели важное символическое значение, выступая показателем социального статуса, материального уровня, эмоционального состояния и т.д.. Символ власти -торама (дорама) в мордовском фольклоре в эпической поэзии отождествляется с голосом легендарного царя и воина Тюшти. В момент, когда Тюштя слагает с себя функции руководителя, он прежде всего снимает с себя дораму, которая входит в число его военных доспехов. Символом красоты, юности в традиционной культуре являются колокольчики и их звучание: красавица Марьша, которую зовет замуж русский молодец Семен, «...одета-обута... разноряжена», и среди слагаемых этого ослепительного яркого наряда с черными сапожками, саратовскими чулочками, сдвоенными платьями и лазоревыми лентами пояс с кистями бубенчатыми.

Колокольчики входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшении девушки-мордовки и были символом девичества. Звон символизировал готовность девушки создать семью, и потому после замужества женщина уже не должна была носить колокольчики. Колокольчик в свадебном обряде выполнял так же охранительную функцию оберега, чтоб никто не мог навредить жениху и невесте. Нередко в устно поэтическом творчестве мордовского народа упоминание колокола в функции глашатая очень важного события. Звон колокола слышен в момент вынимания из печки ритуального пирога «лувонькши». Со звоном колокола и бубенчиков сравнивалось ораторское мастерство свахи, подчеркивалась красота и сила ее голоса.

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. Исполнитель на нюди или печалится в момент сочинения или воспроизведения наигрыша, или на долю музыканта выпала несчастливая судьба. «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище». Если в семье были музыкальные инструменты и в роду кто-то умел играть на них, то это указывало на определенный сословный уровень.

В традиционной музыкальной культуре мордвы инструментальная музыка занимала важное место. Как составная часть духовного наследия народа она была неотъемлемым атрибутом быта мордвы, в том числе языческих обрядов и праздников (календарных и семейно-бытовых); инструментальной музыке придавалось магическое, лечебное и воспитательное значение.

Музыкальные инструменты были значимы как символы власти, красоты, девичества, оберега. Музыканты-исполнители пользовались любовью и уважением народа, у них был высокий социальный статус в обществе. В недрах народного инструментального исполнительства зарождались ростки музыкального профессионализма.

Слуховая палитра предков современной мордвы была заполнена множеством музыкальных звуков. В утренние часы далеко по селу были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. «Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо».

Среди доспехов легендарного мордовского царя и воина Тюшти - торама. В военное время голос торамы собирал войско на защиту родной земли.

Удивительно музыкальны обряды и праздники мордвы. Сохранилось множество свидетельств о разных этапах свадебного «спектакля», где упоминается инструментальная музыка. Праздник Рождественского дома - Роштуванькудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также включал ритуалы, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах.

В дни Святок молодежь в сопровождении волынщиков и скрипачей ходила из дома в дом с песнями. И на осенний праздник «Тейтерень пия кудо» (Девичий пивной дом) приглашался один из традиционных скрипачей.

Языческое поклонение покровителям Неба, Земли, Воды, стихийным силам природы, зверям и растениям проявилось в многочисленных молянах мордвы, среди составных частей которого были ритуальные угощения всех участников и духов, пение - пазморо (божественных песен) и исполнение инструментальной музыки и ритуальных плясок.

Отношение к музыкальному инструменту было очень бережным и трепетным, о чем свидетельствует одна из мордовских загадок о гарьзе (скрипке), в которой скрипка называется ребеночком (единственным).

Волшебство инструментальной музыки простиралось и в область врачевания. Считалось, что звуки нюди могут остановить кровотечение.

Музыкант-инструменталист в народе пользовался огромным уважением и любовью. Он не просто прекрасный мастер своего дела (хорошо играет на волынке, например), но и обладает лучшими человеческими качествами, да и внешне очень привлекателен. В песне «Велеть песа окольцява пичень кудня» молодцы-нюдийщики - краше девиц-красавиц, краше невест.

Волынщик в мордовской деревне - завидный жених, и классический тому пример в песне «Аляняце вешенн тянза» («Тебя ищет батюшка»): ни за сына дьякона, который понудит молиться, ни за писаря-скрипуна, который понудит держать лучину, девушка замуж не идет. Лишь когда в качестве возможной кандидатуры предлагают пильшика-песенника, сына волынщика, в ответ звучит согласие.

Много информации о традиционной культуре мордвы содержат образные описания звучания инструментов, их «голосов». В устно- поэтическом творчестве не говорят «играть» на музыкальном инструменте, а говорят «петь». Некоторые музыкальные инструменты уже в имени своем содержат «певческое» начало, так как в каждом из названий инструментов присутствует слово «петь»: сендиень морама (М), сандеень морама (Э) - флейта из тростника (дословно «сенди», «сандей» - тростник, «морамс» - петь, а также – пяшень морама (М), пекшень морама (Э) – флейта из липы («пяше, пекше» - липа) и другие.

С самого начала процесс создания и усовершенствования музыкальных инструментов шел двумя путями: приближение к тембру человеческого голоса или стремление к точному воспроизведению голосов природы. Так, например, инструмент может «завопить девушкой», как в загадке про нюди: «Кие тейтерьке мужавты?» («Кто девушкой вопит?»). Звонкий женский голос нередко сравнивали с колокольчиком.

Музыкальные инструменты могут передать и звуки «...окружающей человека природы - пение птиц, крики и топот животных, шум ветра, раскаты грома и другие».

В устно-поэтическом творчестве мордовского народа музыкант наделен лучшими человеческими достоинствами, очень привлекателен внешне. В недрах традиционного искусства мордвы зарождался профессионализм: складывались музыкальные династии (сын волынщика - тоже волынщик), владение ремеслом передавалось по наследству (обучали игре на инструменте и изготовлению инструмента с детства), организовывались своеобразные исполнительские конкурсы, ансамблевая игра требовала репетиций, исполнители имели высокую оплату творческого труда («девицы нанимают за известную плату волынщика»), существовали наигрыши специально для слушания, а не только для сопровождения пения и танца.

Кальтеима

Кальгердема

Чакалка

Нюди

Рубель валек

Люлямо

имени Н.П. Огарёва

Факультет национальной культуры

Кафедра народной музыки

Курсовая работа

Мордовская народная музыкальная культура: жанры, своеобразие и быт

Кутаева Е.О.

Саранск 2008


1. Расселение мордвы- эрзи и мордвы- мокши на территории РМ

2. Жанровая классификация мордовских народных песен

3. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен

4 Бытование русской песни в мордовских деревнях

Заключение

Литература

Приложения


Введение

Древнейшие упоминания о мокшанах и эрзянах относятся к эпохе Геродота, который упоминает их под именами андрофагов и тиссагетов, описывая их роль в скифо-персидской войне в 512 г. до н. э… Позже мокшане играют роль в истории Хазарского каганата, княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского, а эрзяне в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода. По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка, мокшане и эрзяне испытывали некогда культурное влияние соседствовавших с ними в разное время сарматов, хантов, гуннов, германцев, литовцев, венгров, хазар, а позднее татар и славян. Согласно археологических данных, мокшане населяли в период своей древнейшей истории земли в верхнем течении реки Дон до Мокши и Хопра, а эрзяне - бассейн Волги и Оки; далее на восток они расселилась уже в позднейшее время, главным образом отступая перед русскими. Столкновения с эрзянами начались у русских с 1103 года, когда в летопись занесено известие о нападении муромского князя Ярослава Святославича на эрзян: «…бился Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден был Ярослав». В XIII веке русские стали одолевать «пургасскую мордву» (эрзян), особенно после основания Нижнего Новгорода.

К 1226 году относятся походы русских князей на буртасов, союз аланов и мокшан. В 1226-1232 Юрий Всеволодович провёл ряд удачных походов в земли буртасов. Татарское нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их татарским мурзам, мокшанское царство стало вассалом монгол, и большая часть мужского населения в составе войска Пуреша погибла во время похода монголов в Центральную Европу. В 1237 эрзянская земля была полностью разорена Батыем.

В 1377 году эрзяне под начальством ордынского царевича Арапши, разбила нижегородцев и войска московского князя Дмитрия Ивановича на реке Пьяне. Этот погром не остановил русской колонизации, и подчинение эрзян нижегородским, рязанским и московским князьям шло постепенно начиная с конца XIV века.

В походе Грозного против Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластными ему мокшанами и мещёрой. После походов на Казань Ивана IV в 1540-е мокшанские, а позднее эрзянские знатные роды присягнули на верность Московскому князю. После завоевания Казани часть эрзянских земель была роздана боярам; остальные временно вошли в состав царских мордовских вотчин, но затем раздавались монастырям и помещикам, главным образом с целью обращения местного населения в христианство. Рядом с русскими помещиками владели землями мещёрские и мокшанские знатные роды, перешедшие в христианство и сохранившие свой титул (например князья Баюшевы, Разгильдеевы, Еникеевы, Мордвиновы и многие другие). Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате у земель и в обложении местного нерусского населения тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мокшан и эрзян во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства на Восток. Эрзяне принимали активное участие в восстании Стеньки Разина, а позже, как мокшане так и эрзяне - в восстании Емельяна Пугачёва.

Уже в первой половине XVII в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Оставшиеся на прежних местах все более и более подвергались обрусению, в основном из-за насильственного массового крещения (особенно в первой половине XVIII в.). Новообращенные не понимали новой религии, а более ревностные язычники срывали с себя кресты и уничтожали иконы; тогда против них отправлялись войска и виновные наказывались и даже приговаривались за святотатство к сожжению. Попытки воскресить «старую веру», хотя и в иной, проникнутой уже христианскими понятиями форме, повторились у эрзян в начале XIX в. («Кузьма Алексеев»). Тем не менее, мокшане и эрзяне всё более подвергались обрусению, однако за Волгой, на новой почве, это обрусение шло медленнее, чем на коренных землях мордвы; среди эрзян развиты раскольничьи секты «Людей Божиих», «Собеседников», «Молокан» и др. В коренной области мокшан обрусение также сделало крупные успехи; многие селения утеряли свои прежние названия и их нельзя отличить от русских. Более стойко удерживает мокша свои особенности на севере Пензенской губернии, в Краснослободском, Наровчатском и Инсарском; но и здесь группы их селений, окруженные русскими, все более подвергаются русскому влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, истребление лесов, отхожие промыслы.

К началу XX века общая численность мокшан и эрзян насчитывала более 1 млн. человек и они проживали в губерниях Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Казанской, Самарской, Саратовской, Уфимской, Оренбургской, Томской, Акмолинской, Енисейской и Тургайской. На 1917 г. их численность оценивалась в 1200 тыс. чел., по переписи 1926 г. на территории Пензенской, Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян - 795 тыс., в Барнаульском округе 1,4 тыс. мокшан и 1,4 тыс. эрзян, так же 5,2 тыс. обрусевших мокшан и эрзян назвались этнонимом «мордва».

Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году.

В 1937 г. общая численность мокшан и эрзян - 1249 тыс., в 1939 г. - 1456 тыс., в 1959 г. - 1285 тыс., в 1979 г. - 1191,7 тыс. чел. По микропереписи 1989 г., численность мокшан и эрзян в СССР составляла 1153,9 тыс. чел. (большинство мокшан и эрзян проживали в Советском Союзе), из них в РФ - 1072,9 тыс. чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс. чел., что составляло 32,5 % населения республики. По данным Ethnologue за 2000 г. численность мокшан составляла 296,9 тыс чел., численность эрзян - 517,5 тыс. чел. Данные Российской переписи населения 2002 дают общую численность проживающих в России мокшан и эрзян, которая составляла 843,4 тыс. чел., в том числе в Мордовии - 283,9 тыс. чел. (32 % населения республики).

Рассматривая эти данные, хотелось бы верить, что народ эрзя и мокша противостоя обрусению и смене Республики, города или страны, всегда помнил бы свою историю, и никогда не исчез вовсе; чтобы любой эрзянин или мокшанин отвечая на вопрос- какой он национальности - без стыда и сожаления говорил правду!

В своей курсовой работе я рассказываю о расселении мордвы- эрзи и мордвы- мокши на территории Республики Мордовия, а так же о классификации музыкальных жанров и бытовании русской песни в деревенских селах.


1. Расселение мордвы- эрзи и мордвы- мокши на территории РМ

Республика Мордовия расположена в центре европейской части России в бассейне реки Волги, на перекрестке важнейших путей из Центра на Урал, в Сибирь, Поволжье, Казахстан и Среднюю Азию (см. карту №1). Территория республики 26,2 тыс. кв. км. Протяженность с запада на восток около 280 км (от 42°12" до 46°43" восточной долготы) с севера на юг от 55 до 140 км (от 53°40" до 55°15" северной широты). Она граничит на севере с Нижегородской, на востоке - с Ульяновской, на юге - с Пензенской, на западе - с Рязанской областями и на северо-востоке - с Чувашией (см. схему №2).

Республика разделена на 22 административных района. На ее территории семь городов: Саранск, Рузаевка, Ковылкино - республиканского подчинения, Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников - районного. Столица республики - г. Саранск (317 тыс. человек), находится в 600 км от Москвы. Система расселения в Мордовии изначально имела дисперсный характер вследствие ландшафтных и исторических особенностей территории. Это обусловлено включением в традиционный район расселения мордвы (эрзи и мокши) русских и татар, а так же активным участием мордвы в хозяйственном освоении территории России. Современный пространственный каркас расселения характеризуется поляризованностью. Более 45% населения сосредоточено в 30- километровой зоне вокруг административной столицы Мордовии - Саранска. Основная масса городского населения сконцентрировано вдоль железной дороги от Пичкиряева на запад до Ардатова на восток.

Ну а теперь хотелось бы подробнее рассмотреть каждый из районов в отдельности:

1. Ардатовский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1192,5 км2. Население 30,7 тыс. чел. (2005). Центр – г. Ардатов. В составе 28 сельская администрация. Расположен на северо- востоке РМ. В северной и южной его областях находятся ландшафты лесостепей, в центре- смешанных лесов. Основное население- эрзя.

2. Атюрьевский район

Образован 10.5.1937 г. Площадь 827,1 км2. Население 11,7 тыс. чел. (2005). Центр – с. Атюрьево. В составе 13 сельских администраций. Расположен на западе РМ. В восточной его части распространены лесостепи, западной – ландшафты смешанных лесов. Основное население – мокша.

3. Атяшевский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1095,8 км2. Население 21,8 тыс. чел. (2005). Центр – посёлок городского типа Атяшево. В составе 21 сельская администрация. Расположен на востоке РМ в лесостепных ландшафтах северо- западной части Приволжской возвышенности. Основное население- эрзя.

4. Большеберезниковский район

Образован 26.1.1935 г. Площадь 957,7 км2. Население 15,2 тыс.чел. (2005). Центр – с. Большие Березники. В составе 16 сельских администраций. Расположен на юго- востоке РМ в лесостепных ландшафтах Приволжской возвышенности. Основное население эрзя и русские.

5. Большеигнатовский район

Образован 10.1.1930 г. Площадь 834,2 км2. Население 9219 чел. (2005). Центр – с. Большое Игнатово. В составе 13 сельских администраций. Расположен на северо- востоке РМ в лесостепных ландшафтах. Основное население – эрзя.

6. Дубёнский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 896,9 км2. Население 15661 чел. (2005). Центр – с. Дубёнки. В составе 16 сельских администраций. Расположен на востоке РМ. Рельеф эрозионно – денудационный, на юге и юго- востоке – долина реки Суры. Основное население – эрзя.

7. Ельниковский район

Образован 25.1.1935 г. Площадь 1056 км2. Население 12,9 тыс. чел. (2005). Центр – с. Ельники. В составе 16 сельских администраций. Расположен на севере РМ в ландшафтах смешанных лесов, в юго – западной части – долина реки Мокши. Основное население – русские.

8. Зубово – Полянский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 2709,43 км2. Население 64,2 тыс. чел. (2005). Центр – рабочий посёлок Зубова Поляна. В составе 27 сельских администраций. Расположен на юго–западе РМ. Преобладают ландшафты смешанных лесов водно-ледниковых равнин. Основное население – мокша.

9. Инсарский район.

Образован 16.7.1928 г. Площадь 968,6 км2. Население 15,2 тыс. чел. (2005). Доля городского населения 56,7%. Центр – г. Инсар. В составе 15 сельских администраций. Расположен на юге РМ. Большая его часть находится в лесостепных ландшафтах Приволжской возвышенности. Основное население – мокша и русские.

10. Ичалковский район.

Образован 10.1.1930 г. Площадь 1265,8 км2. Население 22,2 тыс. чел. (2005). Центр – с. Кемля. В составе 21 сельская администрация. Расположен на северо – западе РМ, преимущественно в лесостепных ландшафтах. Основное население – русские.

11. Кадошкинский район.

Образован 1935 г. Упразднен в 1963 г., восстановлен в 1991 г. Площадь 0,6 тыс. км2. Население 9 тыс. чел. (2005). Центр – поселок городского типа Кадошкино. В составе 1 поселковая и 11 сельских администраций. Расположен в центре РМ, в северной лесостепи Приволжской возвышенности. Основное население – мокша и русские.

12. Ковылкинский рацон.

Образован 16.7.1928 г. С 2000 г. – МО. Площадь 2012,8 км2. Население 24,4 тыс. чел. (2005). Центр – г. Ковылкино. В составе 1 город и 36 сельских администраций. Расположен на юге РМ. Западная часть находится в лесостепных, восточная - лесных ландшафтах. Основное население – русские.

13. Кочкуровский район.

Образован 16.7.1928 г. Площадь 816,5 км2. Население 11,4 тыс. чел. (2005). Центр – с. Кочкурово. В составе 13 сельских администраций. Расположен на юго – востоке РМ. Преобладают лесостепные ландшафты, на юго – востоке – долина Суры. Основное население – эрзя.

14. Краснослободский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1,4 тыс. км2. Население 28,1 тыс. чел. (2005). Центр – г. Краснослободск. В составе 22 сельские администрации. Расположен на северо-западе РМ. В западной его части находятся лесостепные, восточной - лесные ландшафты. Основное население – русские.

15. Лямбирский район

Образован 20.7.1933 г. Площадь 880,1 км2. Население 33,5 тыс. чел. (2005). Центр – с. Лямбирь. В составе 16 сельских администраций. Расположен в центре РМ, в лесостепных ландшафтах. Основное население – татары.

16. Рузаевский район

Образован 16.7.1928 г. С 2000 г. – МО. Площадь 1,1 тыс. км2. Население 67,8 тыс. чел. (2005). Центр – г. Рузаевка. В составе 21 сельских администраций. Расположен в центре РМ, в лесостепных ландшафтах. Основное население – русские.

17. Ромодановский район

Образован 16.4.1928 г. Площадь 820,8 км2. Население 21,6 тыс. чел. (2005). Центр – посёлок городского типа Ромоданово. В составе 17 сельских администраций. Расположен в центральной части РМ в лесостепных ландшафтах. Основное население – эрзя и русские.

18. Старошайговский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1419,4 км2. Население 15,1 тыс. чел. (2005). Центр – с. Старое Шайгово. В составе 27 сельских администраций. Расположен на западе РМ. В восточной его части преобладает лесостепь, а в западной -ландшафты смешанных лесов. Основное население – мокша.

19. Темниковский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1,9 тыс. км2. Население 19,8 тыс. чел. (2005). Центр – г. Темников. В составе 23 сельские администрации. Расположен на северо– западе РМ. В северной его части- ландшафты смешанных лесов, в южной лесостепные. Основное население – русские и мокша.

20. Теньгушевский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 845,2 км2. Население 13,7 тыс. чел. (2005). Центр – с. Теньгушево. В составе 15 сельских администраций. Расположен на северо– западе РМ. В северной и южной его части находятся ландшафты смешанных лесов, в центральной- долина Мокши. Основное население – эрзя и русские.

21. Торбеевский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1129 км2. Население 22,6 тыс. чел. (2005). Центр – поселок городского типа Торбеево. В составе 19 сельских и 1 поселковая администрации. Расположен на юго–западе РМ в лесостепных ландшафтах. Основное население – русские.

22. Чамзинский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1009,5 км2. Население 33,3 тыс. чел. (2005). Центр – поселок городского типа Чамзинка. В составе 2 поселковые и 13 сельских администраций. Расположен на юго–востоке РМ в лесостепных ландшафтах. Основное население – русские и эрзя.

2. Жанровая классификация эрзянских народных песен

Музыкальная культура – это неотъемлемая часть каждого народа, которые имеют отличительные черты, характерные только своей языковой группе, относящиеся к той или иной среде обитания, будь то карелы, финны, эстонцы, удмурты, марийцы, татары, чуваши и т.д. Мордва – эрзя и мордва – мокша тому не исключение. Находясь на берегу рек Мокши, Инсара и Суры, Мордовия богата множеством обрядов и обычаев, переполнена обилием национальной инструментальной музыки. Так же как и во всех других культурах, песни мордвы – эрзи разделяются на жанры. Этим вопросом в Мордовии занимался Бояркин Н. И. В своём сборнике «Памятники мордовского родного музыкального искусства» том 3, он представляет нашему вниманию вот такую жанровую классификацию эрзянских песен:

1. Сокицянь–видитянь морот (песни пахарей и сеятелей – календарные песни)

Колядань морот (колядки)

Мастянь морот (масленичные)

Тундонь морот (весенние песни)

Пиземень сееремат (дождевые крики)

2. Семиясо эрямо морот ды аварькшнемат (песни семейной жизни и плачи)

Свадьбань морот (свадебные песни)

Кулозь ломанде лайшемат (причитание по умершим)

Свадьбань лайшемат (свадебные плачи)

Рекрутто аварькшнемат (плачи по рекрутам)

3. Лиятне морот (другие песни)

Лавсень морот (колыбельные песни)

Тякань налксемат морот (детские игровые песни)

Кужонь морот (круговые песни)

Умонь морот (долгие песни)

А теперь хотелось бы пройтись по всем этим жанрам в отдельности. Во втором разделе все очень четко сформулировано, и вполне можно согласиться с такой трактовкой. А вот в первом разделе, я считаю, что не хватает песен рождественского дома и песен сбора урожая, следовало бы поместить и их в жанровую таблицу отдельными пунктами, т. к. эти песни не являются единичными и также представляют огромный интерес для фольклористов. Что же касается третьего пункта, то здесь возникает множество спорных вопросов. Во–первых, что это такое другие песни? Неужели эта группа не заслуживает более точного названия? Ну хотя бы к примеру не приуроченные, как в русском фольклоре. Во–вторых, эта группа слишком мала и не даёт полного представления обо всех «других» песнях. Очень много песен у эрзи, рассказывающих о нелёгкой женской доли (о выдаче замуж за младенца, о трудной ноше, выпавшей на плечи снохе, и д. т.), об исторических событиях (о строении города Казани, о Степане Разине и д. р.).

Таким образом, хотелось бы немного расширить эту жанровую таблицу для более точного представления о всех видах песен, бытующих на территории РМ.

Теперь хотелось бы ещё более глубже рассмотреть одну из подгрупп календарных песен – весенние песни. Мой выбор остановился на ней потому, что здесь у меня возникают так же спорные вопросы.

Среди весенних песен, профессор МГУ им. Н. П. Огарева Николай Иванович Бояркин, выделяет: Мастянь морот, Тундонь редямат морот и Позярат.

Мастянь морот (масленичные песни) – обычно пелись детьми. Они схожи с напевами тякань налксема морот (детскими игровыми песнями). Исполнялись группами в традиции гетерофонии, близкой к монодии.

Пример №1

с. Старое Вечканово Исаклинский район

Куйбышевской области

1. Дай дай дай пачалксе Дай дай дай блин

Дай пачалксень пелькске Дай кусочек блина!

2. Чикор – лакор эзем чире Чикор – лакор конец лавки

Чикор – эзем бруске Чикор – лавочка брусочек!

Пример №2

с. Старый Байтермиш Клявлинского района

Куйбышевской области

1. Мастянь чи, паро чи! Масленичный день, хороший день!

Саик саик якшамонть! Возьми, возьми холод!

2. Саик саик якшамонть! Возьми, возьми холод!

Паник паник якшамонть! Прогони, прогони холод!

3. Вай шубинем каладсь, Вай шубка износилась,

Вай шапкинем каладсь, Вай шапка износилась,

Вай варьгинем каладсь, Вай варежки износились,

Вай кемнинем каладсь! Вай валенки износились!

На этих примерах, мы видим, что это либо выкрикивающие, либо скороговорочные песни. Поэтическая строфа обычно состоит из 2х шести – семисложных строф и интонируется в амбитусе секунды, терции и реже кварты. В мелострофе 2х частной формы части либо контрастны (АВ – пример №1), либо построены по типовой формуле (АА1А2А3…-пример №2). Сюжет этих песен обычно прост. В песнях просятся: блины, которые символизируют солнышко, или чтобы масленица забрала с собой холода. Так как масленичные песни очень схожи с детскими игровыми песнями, то в них порой употребляются слова, не связанные между собой и слова, не имеющие смысла. (пример №1 куплет 2. Чикор – Лакор можно сравнить с русским выражением тритатушки тритата, а слова - конец лавки лавочка брусочек, являются его дополнением). Тем самым получается не смыслонесущий набор слов.

Следующая группа песен - Моро Тундонь редямат (песня весенних примет). По мелодике эти песни более разнообразны, чем мастянь морот, и пелись они уже старшим поколением в два, три, а то и несколько голосов.

Это более размеренная песня, поющаяся в умеренном темпе в дорийском h- moll. В ней встречаются скачки на ув4, ч5. Верхний голос здесь зачинает и является ведущим, а нижний выполняет опорную функцию, хотя тоже не всегда стоит на месте. Диапазон песни не велик: в пределах большой сексты. Архитектоника неуравновешенная. Также встречаются характерные унисоны в середине и в конце песни. В основном, песни примет весны имеют вопросо–ответную форму.

Ну и наконец, последняя подгруппа песен, исполняющаяся и по сей день и вызывающая некоторые споры в среде фольклористов – позярки или позярамы.

На мой взгляд было бы неправильно называть так эту группу (классификация Н.И. Бояркина). Своё название он дает по часто повторяющемуся несмыслонесущему слову, не смотря на то, что есть песни с этим же словом относящиеся к другому времени года.

Вот некоторые из них:

А позяра позяра

с. Старая Яксарка Шемышейского района Пензенской области .

А позяра позяра! А позяра позяра!

За гумном пшеница! За гумном пшеница!

Кто проходит по краю? - Кто жнет её?

Лида проходит по краю. - Лида жнет её.

Кто идет за ней? - Кто стоит за нею?

Петр идет за ней. – Петр стоит за нею.

А позяра позяра!

За гумном пшеница!

Кто вяжет снопы?

Лида вяжет снопы.

Кто складывает снопы?

Петр складывает снопы.

А позяра позяра

Камешкирский район

А позяра позяра позяра

За гумном пшеница, пшеница.

Кто жнет её, её?

Авдотья жнет её, её.

Кто проходит по краю, по краю?

Петр проходит по краю, по краю.

Ох Авдотьюшка, бог в помощь, бог в помощь.

Ох Петенька спасибо, спасибо.

Если хочешь взять «меня» - то возьми, возьми.

Если хочешь оставить – то оставь, оставь!

Эти две песни явно относятся к периоду сбора урожая, и никак не являются весенними, хотя и называются позярками. Поэтому, чтобы быть более точными в названии, следовало бы называть эти песни Тундонь позярат (Весенние позярки).

Теперь опять же обращаясь к работам Н.И. Бояркина, мы можем встретить, что позярки выделяются им как корильные песни. Это же определение мы можем встретить и у Л.Б. Бояркиной: называя их корильными, мы тем самым подчеркиваем их древнюю функцию, тематический круг, приуроченность ко времени года – это все объяснение и больше не следует никакого доказательства.

Рассмотрев тексты позярок, мы увидим, что их сюжет явно не относится к группе корильных песен, а наоборот, воспевает весенний день (красное солнышко, греющее землю и пробуждающее все живое - показывается в виде яичного желтка; пение соловушки, который является неизменным вестником весны и т. д.).

Говоря о музыкальном анализе этих песен, то можно заметить, что они очень схожи с Тундонь редямат морот (песнями примет весны) интервальным составом и соотношениями, возникающими внутри произведения. Позярки в музыкальном плане построены по типовой формуле с небольшими импровизационными изменениями. Отличительная же черта их от всех других песен заключается в том, что вначале каждой строфы повторяется одно и тоже несмыслонесущее слово- позяра, и в конце не всегда появляются унисоны, что мало свойственно для эрзянского музыкального народного творчества.

И делая вывод, мне бы хотелось сказать, что при рассмотрении жанровой таблицы разных народов, не стоит слепо верить всему что вынесено в них. Следует ознакомится с произведениями, характерными изучаемому народу, а уж после смотреть жанровую классификацию, представляемую на всеобщее обозрение.

3. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен

О различиях мордвы-эрзи и мордвы-мокши написано много книг и научных статей. К сожалению, среди различий нигде не упоминаются эрзянские и мокшанские песни. Если песня поётся по мокшански, значит это мокшанская, если песня поётся по эрзянски, то эрзянская. В книжках самое большее что можно найти, так это основные признаки мордовской песни в общем, не конкретизируя народность. Очень много научных статей посвящено анализу различий мордовской песни и русской, мордовской песни и татарской, мордовской песни и удмуртской, и т.д.

Неужели, кроме различий в языке, в костюме, в обрядах, в обычаях у эрзян и мокшан, нет специфически различающихся особенностей в песнях?

Рассмотрим сразу две весенние песни: первая мокшанская, вторая эрзянская. В мокшанской песне в основном резкое звучание за счет параллельных секунд, на которых намеренно строится произведение. В эрзянской же песне все опять же намного проще: здесь хоть и присутствуют секундовые соотношения, но они по ходу всей песни слушаются очень мелодично, не выделяясь из общей массы звучания.

Можно и дальше приводить примеры эрзянских и мокшанских песен, но, кажется, я уже готова ответить на задаваемый ранее вопрос. Мной рассмотрены все произведения, включённые в сборник мордовских песен Сураева – Королёва, и что же получается? Выходит, что эрзянские песни намного проще по звучанию, чем мокшанские. Их фактура более прозрачна и без резких созвучий. Пока мокшане любуются неожиданными аккордами и плотностью звучания, эрзяне в это время наслаждаются вытягиванием пустых интервалов и свободной фактурой. И теперь я могу точно сказать, что на слух всё-таки можно отличить эрзянскую песню от мокшанской, не слушая слов и не зная жанра.

4. Бытование русской песни в мордовских деревнях

Вплоть до последнего времени русский фольклор Мордовии привлекал внимание ученых главным образом в связи с исследованием русско-мордовских фольклорных отношений, которые стали предметом рассмотрения с 19 века. Анализу русско-мордовских отношений в истории и в области народной поэзии посвятил специальную работу А.В. Марков. Он отметил, что в русском и мордовском фольклоре много общего, но возникновение этой общности объяснял либо лишь влиянием русского фольклора на мордовский, либо мордовского на русский, в то время как общность и сходство могут быть обусловлены также историко–генетическими факторами.

Сосуществование в устном репертуаре мордовского народа национальных и русских песен воспринимается как явление обычное. Русская песня нередко исполняется вслед за мордовской и наоборот. Можно говорить, что те и другие песни в ряде сел осознаются своими - национальными, и исполнители не разделяют их на мордовские и русские. Например, бабушки, которые пели мне песни, часто уверяли, что исполненная ими песня мордовская, тогда как на самом деле она была – русская. Частое исполнение русских песен выработало у мордовских исполнителей привычку чувствовать их своими, тем более, что, бытуя длительное время у мордвы, образцы русского фольклора нередко изменялись по форме и языку, обрастали эрзянскими и мокшанскими словами и даже целыми выражениями.

Можно и дальше продолжать рассказывать о том, что все больше песен у мордвы являются русскими, ведь пересмотрев огромное количество материала по этой теме, оказалось, что многие фольклористы Мордовии занимались этим вопросом: Л.Б. Бояркина, С.Г. Мордасова, Т.И. Волостнова и т. д. не говоря уже о русских.

Все они в своих трудах пишут о положительных моментах и качествах заимствования русских песен мордвой. Я же на это смотрю несколько не столь оптимистично и восторженно.

Наша древняя мордовская культура теряет свое «я», под натиском русского народного творчества.

Начиная рассматривать вопрос о бытовании русской песни в деревнях, я не хочу повторяться за другими исследователями фольклора, ведь и без меня написано уж слишком много об этом, я просто лишь хочу сказать о трагедии, которая непременно последует за всем этим:

Мы - мордва – мокша и мордва – эрзя, являясь частью финно-угорского народа, подвержены риску вымирания национального сознания. Скоро в репертуаре наших деревенских бабушек не останется ни одной мордовской песни – отсюда последует и вымирание родного языка и исчезновение мордовского самосознания.

Если уже в наше время бабушкам трудно вспомнить мордовские песни, то что же тогда будет в будущем...


Заключение

В настоящее время, давно уже признана громадная роль музыкального народного творчества в искусстве каждой страны. Своё наиболее яркое и полное выражение народное творчество нашло не в чисто инструментальной музыке, а в объединении мелодии со словом – в песне. Песня, зародившись в самой примитивной форме много тысячелетий назад, неуклонно развивалась и эволюционировала в тесной связи с развитием культуры самого народа, его быта, языка, мышления, находящих отражение и в текстах песен, и в напевах. Собрание народных песен, основной итог тысячелетней истории у большинства народов.

Давайте бережно хранить наше достояние, и заботится о его выживании. Сохранять сокровища народной музыкальной культуры, делать их доступными для широких масс народа, профессиональных и самодеятельных исполнительских коллективов, предоставлять дополнительный материал для творчества композиторов, а также для учащихся и студентов специальных учебных заведений.

Я надеюсь, что данная работа заставит задуматься и проанализировать всю сложившуюся ситуацию, возникшую на рубеже 2х веков, длящуюся и по сей день.

Литература

1. Ананичева, Т.М. Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре / Т.М. Ананичева // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. –М., 1980. – С. 282-298

2. Бояркина, Л.Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально – стилевые особенности). – В кн.: Фольклор и фольклоризм. / Сост. Н.Е. Булычева. – Саранск: изд-во мордов. ун-та, 2003. – С. 79-103.

3. Булычева, Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). / Н.Е. Булычева. – Саранск: изд-во мордов. ун-та, 2003. – 240с.

4. Волостнова, Т.И. Русский фольклор в поликультурном пространстве Мордовии: автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. ист. наук / Т.И. Волостнова. –Саранск, 2006. – 18с.

5. Всё о Мордовии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. С. 264-268.

6. Марков, А.В. Отношения между русскими и мордвой в истории и в области народной поэзии: в связи с вопросом о происхождении великорусского племени. / А.В. Марков. – Изв. Тифлис. высш. жен. курсов. – 1914. – Вып. 1. – Кн. 1. – С. 40-43.

7. Мордасова, С.Г. Традиционная культура русских Республики Мордовия и система их жизнеобеспечения: автореф. дис… к.и.н. / С.Г. Мордасова. – Саранск, 2004.

8. Мордовия, энциклопедия в 2х томах. Т. 2. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. 564. с.

9. Мордовские народные песни. – М.: Гос. муз. изд-во, 1957. 164с.

10. Памятники мордовского народного музыкального искусства. Т. 3. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 337. с.


Приложение

1. Карта расположения Республики Мордовия

2. Схема расположения областей, граничащих с Республикой Мордовия

Мордовские мужчины часто играли на музыкальных инструментах. Ни один праздник , ни одно действие не проходило без музыкантов и игры на инструментах. Это: гарьзе (м), кайга (э) (скрипка); фам, уфам (м), пувама (э) (волынка); нюди (м), нудей (э) (вид двойного кларнета). Мордовский народ считал, что самые задорные, веселые и жизнерадостные люди – это музыканты, о чем свидетельствуют многочисленные песни и сказки. Например, в русской народной песне «Калинка-малинка», записанной А.С. Пушкиным в 1830 г., говорится:

Не надо мне, матушка,

Ни меду, ни сахару,

Ни сладких яблочков,

Ни медовых пряничков;

Приведи-ка, матушка,

Татарина со скрипкою,

Мордвина с волынками,

Холостого с дудками.

«Веселая горка» М. Волкова – слушание. Пьеса в своей интонационной основе опирается на попевки мокшанского скрипичного наигрыша «Парьхци палы» («Шелк блестит»).

Учитель предлагает подобрать ритмический аккомпанемент к пьесе.

^ Музыкальный репертуар

Кальцаемат. Н. Бояркин – слушание.

Зерезенькай (Мокшанский наигрыш) – слушание.

Веселая горка (фр-т). М. Волков – ритмика.

^

Тема: “Праздник “Роштувань куд”

Одним из самых ярких зимних праздников был у мордвы праздник Роштува (Рождество), который не был связан с христианским Рождеством, а посвящался духам - покровителям домашних животных, птиц, пчел и почитаемых деревьев. Он приходился как раз на день зимнего солнцестояния - 25 декабря.

В песнях, которые исполнялись на празднике «Роштува» (Рождество), встречается слово «Коляда». Коляду никто не может описать, потому что ее никто никогда не видел. Знают только, что она приходит к празднику Рождества и приносит людям богатство, счастье, здоровье. Люди сложили множество песен – «колядок», особых величально-поздравительных песен, в которых просили Коляду принести успех и здоровье в их семьи, увеличение урожая, побольше приплода скота. Колядки пели и пастухи, и дети, и молодежь, когда ходили по дворам и приносили радость и праздник. Своими песнями колядовщики зазывали в дом сытость и богатство.

Праздник «Роштувань куд» («Рождественский дом») был одним из главных земледельческих праздников, воспевающих плодородие и изобилие в новом году. Чем больше стекалось народу в «Рождественский дом», который снимали на весь период празднования (от 10 до 14 ночей, начиная с ночи с 24 на 25 декабря), тем сильнее действовали благопожелания. А еще необходимо было приходить опрятно и нарядно одетыми.

Праздник начинался с песен, в которых обращались к духам-покровителям, чтобы они способствовали увеличению числа домашних животных, помогали вырастить богатый урожай. Первая ночь посвящалась покровителю свиней , поэтому обязательно подавалась свинина, а наиболее уважаемым людям приподносили вареную свиную голову. Свинья считалась священной, воплощающей в себе плодородие земли.

Пока длилась ритуальная еда пожилых людей под пение песен, молодежь занималась отгадыванием загадок:

После обеда и разгадывания загадок столы убирались. Все присутствующие делились на 2 группы: первая – «роштувань кудонь кштийхть» (плясуны рождественского дома) и вторая - «роштува кудонь ваныхть» (зрители рождественского дома). Плясуны были в особом почете - родители их жалели и нежили, кормили получше и не загружали работой на время рождественских праздников.

Одной из самых любимых игр на празднике была игра «Офтонь кштима». Парень наряжался в «медведя»: для этого ему одевали вывороченную наизнанку шубу, на руки и ноги – валенки, лицо пачкали сажей, глаза завязывали. При этом еще заставляли плясать. «Медведь топтался, топтался на месте, неуклюже прыгал, переваливался с ноги на ногу». Задача «медведя» - поймать одного из плясунов, чтобы передать ему свою роль. Если он ловил девушку, то ее выручал знакомый парень.

^ Музыкальный репертуар

Роштува кудонь тейтерь (Девушка рождественского дома). Н. Бояркин – слушание.

(Э) Каляда, каляда! (Коляда) – пение.

(М) Ай, каляда, каляда (Ай, коляда, коляда) – пение.

Калядамо (Колядка). Н. Бояркин – слушание.

Киштима роштувань кудосо (Пляска в рождественском доме). Н. Бояркин – ритмика.

^

Тема: “Зимние посиделки”

Когда наступала зимушка-зима с метелями, пургой и морозами, то любимым занятием мордвы свободными длинными вечерами были зимние посиделки. Собирались в чистой, просторной избе, зажигали лучину, которая весело горела и потрескивала, пели песни, танцевали , соревновались в исполнении задорных и озорных частушек. Любили сочинять и рассказывать сказки о добрых и злых богатых, о животных, волшебно-фантастические и бытовые. Действующими лицами волшебно-фантастических сказок были языческие божества мордвы – Вирява (покровительница, хозяйка и мать леса), Ведява (покровительница, хозяйка и мать воды), Пургинепаз (бог грома), Нишкепаз (бог пчел), Паксява (покровительница, хозяйка и мать поля), а также положительные герои (богатыри) и отрицательные (змеи, колдуньи, злой царь).

Мужчины занимались резьбой по дереву, славились своим мастерством. Их руками делались деревянные чашки (лапшава (м), вакан (э)), ложки, кружки, ковши, поварешки (кечене (м), колган (э)), солоницы (салдоркс (м)), ложкарницы (для хранения ложек) в виде силуэта птицы, плывущей по воде, или утки. Солонка с таким изображением обрабатывалась особенно тщательно, т.к. имела символическое значение - прибыль дому. А долбленая кадушка – парь - предназначалась для приданного. Украшалась орнаментом, состоящим из геометрических фигур, гребней, имитаций мордовских старинных украшений.

Под пение песен девушки пряли пряж, они славились своим мастерством в вышивании. Льняные вещи составляли основную часть приданого невесты. Уже с шестилетнего возраста девочки под присмотром матери начинали ткать, вышивать. За долгие осенние и зимние вечера девушка успевала к свадьбе приготовить от 35 до 50 женских рубашек, скатерти, полотенца. (Показать репродукцию картины И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы. Приданое»).

На свадьбе приготовленные вещи выставлялись для осмотра, и по ним судили о мастерстве и умении девушки.

В песне «Роман Аксясь» («Романова Аксинья») отмечены не только мастерство девушки, ее усердие, сноровка, но и ее красота. Здесь показан идеал девушки – гармония внешнего и внутреннего мира. Много требований предъявляли девушке-невесте. Предпочтение отдавали красивой, крепкого сложения, с веселым характером, трудолюбивой и аккуратной. Смотрели также на достаток семьи и на поведение родителей. Говорили:

Идеал красавицы: глаза черные, словно «черемухи цвет», румяные щеки, стройная, с хорошими длинными волосами, с выносливыми. крепкими ногами. Походка должна быть твердой, размашистой, похожей на «поступь жеребеночка».

Обращалось внимание и на то, как была одета щеголиха: ноги были обмотаны сначала льняным, затем шерстяным беленым холстом; за поясом висело до 12 платков; на шее и руках – украшения; на платье вышито 6 или 8 полос. (Показать репродукции картин мордовских художников).

Весь костюм был разукрашен богатыми узорами. (Показать репродукции костюма и украшений, назвать детали костюма.) Обратить внимание на такой момент: чем больше было вышитых полос на платье, тем трудолюбивее и краше считалась девушка. А это была очень трудоемкая работа: в женских праздничных рубашках украшались вышивкой предплечья, рукава, подмышки и др. Почти весь костюм делался руками девушки, и по ее одежде судили о ее трудолюбии, усидчивости, опрятности, терпении.

Мордовские женщины очень любили разные украшения из бисера, бус, цепочек, монет, бубенцов, колокольчиков. И во время праздничных плясок все эти звенящие украшения служили музыкальным сопровождением танца. Даже пословица такая существовала: «Мордовочку сначала услышишь, а потом увидишь».

^ Музыкальный репертуар

(М) Роман Аксясь (Романова Аксинья) – слушание.

Пряха. Н. Бояркин – слушание.

Снеговик. Муз. Ген. Сураева-Королева, ст. Г. Белозерова - пение.

Ялгань кштимат. Танец поезжан. Ялгань киштемат. Н. Кошелева – ритмика.

(Тат.н.п.) Шома бас – пение.

III квартал
^

Тема: “Встречаем весну”

В этом квартале продолжается знакомство детей с традициями и обрядами русского и мордовского народов, посвященными встрече весны.

Много песен, загадок, пословиц у мордвы посвящалось весне, солнцу, птицам.

Знакомство детей с эрзянской песней «А сезяка, сезяка» («Сорока, сорока»). Эту песню исполняли еще на празднике, который назывался очень ласко- во – Масленица. У нее просили довольства, изобилия, здоровья. Помощником у нее было Солнце, всемогущее, возрождающее к жизни все живое. Что нужно было сделать, чтобы показать, что его уважают и на него надеятся? Люди пекли масляные блины, жгли круговые костры, водили хороводы.

Весну на своих крыльях приносили птицы – так считали наши предки. И создавали заклички, которые «зазывали» домой ранних птиц. 22 марта – это день весеннего равноденствия. В этот день во второй раз закликали весну. А когда лужайки немного освобождались от снега, мордовская молодежь собиралась играть. Участники делились на 2 группы, при этом обе изображали стаи жаворонков. Сначала стаи «летали» по кругу (парами), изображая детей птиц, кружились, махали «крыльями», отдыхали. По знаку ведущего , который имитировал пение птицы (или играл на свистульке), птицы снова «взлетали». Неожиданно стаи встречались, радостно приветствовали «друзей» и вместе отправлялись на «отдых». Во время «отдыха» жаворонки соревновались в танцах, пении песни и т.п. (по Н.И. Бояркину).

Весной, в период от Масленицы до Пасхи (в течение 7 недель), в мордовских селах пелись весенние корильные песни (позярат). Когда-то эти песни были посвящены мордовской покровительнице Виряве – богине воды, деторождения и плодородия. Девушки приходили на берег реки и пели песни. Исполняя эти песни, поющие считали, что лучшее пение – это сильное, громкое пение. Мордовские певцы отличались очень эмоциональным, сильным пением. Главную роль играла запевала, которая вела основной голос; остальные прислушивались к ней и вели свою мелодию.

У мордвы с давних времен особым уважением пользовалась верба. Верба первая сообщала о том, что скоро оживет природа, придет тепло. По преданию, верба имела свойство придавать здоровье, жизненную силу людям и животным. Вербные почки считались целебными. Их давали пожевать от зубной боли и лихорадки. Поэтому у мордвы существовал обряд «хлестания вербой». 21 марта «верба серебрилась», и с 21 марта по 28 марта шла вербная неделя. Обряд же совершался в Вербное воскресенье и был связан с покровительницей весеннего ветра и матерью вербы – Вармавой. Накануне, в субботу, у Вармавы просили «девицам здоровья, сохранить их от дурной славы, уродился бы хлеб, размножался скот». Вечером собирались на гулянье, приглашали и женатых гостей... Сначала их угощали, а затем «прогоняли» сквозь строй: девушки и юноши вставали в ряд, хлестали вербными ветками каждого гостя , желали под смех и крики здоровья и семейного счастья.

Рано утром в воскресенье, когда солнце только вставало и первые лучи золотили крыши домов, молодежь группами обходила дома и веточками вербы хлестала спящих детей. При этом пели:

Хлестали вербой и скот, чтобы был здоров. Хлестали и приговаривали (стихи для импровизации):

Игра «Вербань хлыст».

Дети стоят в кругу. Ведущий бегает с вербой в руках и дотрагивается до детей. Дети в этот момент должны подпрыгнуть: кто не успеет подпрыгнуть, тот и водит.

Для того чтобы красавица Весна полноправной хозяйкой вступала в мордовские края, молодежь отправлялась на берег реки, пели песни, веселились, славили Вармаву (покровительницу ветра):

Тут же водили хороводы. Хороводы – древнейшее развлечение у разных народов. Их водили тогда, когда песня, танец и игра еще не были разделены. Мордва, как и многие другие народы, особо почитала и любила Солнце. Чтобы задобрить покровителя Солнца, показать свое восхищение и любовь, люди становились в круг, символизирующий солнце. Люди надеялись, что добрые силы природы услышат их и помогут в делах.

^ Музыкальный репертуар

Летят утки. М. Волков – слушание.

(Э) А сезяка, сезяка (Сорока, сорока) – пение.

(Э) Мастянь чи, паро чи (Масленичный день, хороший день) – пение.

О маме. Муз. Н. Митина, ст. А. Громыхина – пение.

(Э) Позяра. Обр. Н. Бояркина – ритмика.

(Тат.н.п.) Ак калач (Белый калач) – слушание.

^

Тема: “Путешествие в музыкальный театр”

В Саранске есть музыкальный театр им. И. Яушева, на сцене которого можно увидеть оперные спектакли, оперетты, балет. Ребятам можно объяснить так: «Если речь, движение, жест сочетаются с пением, – то это музыкально-сценическое произведение. В нем артисты больше поют , чем говорят. А в том случае, когда они поют все, что могли бы сказать, получается опера. Ее сочиняет композитор по пьесе драматурга. Если артисты вообще не говорят, не поют, а все, что надо сказать, выражают в движении, жестах и танце, – это балет. Его сочиняют композитор и хореограф. Для каждого вида сценического искусства существует свои виды театра: драматический, театр оперы и балета, театр музыкальной комедии» (Н.М. Ситникова).

Илларион Максимович Яушев – заслуженный деятель искусств России и народный артист Мордовии, талантливый певец, бас. В его исполнении эмоционально, с любовью звучали мордовские народные песни в разных уголках России. Он создал образ князя-воеводы Арчилова в первом мордовском спектакле – музыкальной драме «Литова».

Литова – это мордовская девушка, она же - Алена Арзамасская, которая пришла на мордовские земли из Арзамаса. Она же - Алена Темниковская, вставшая во главе народного восстания в Темникове. Литова пришла от Стеньки Разина с «золотой грамотой», в которой крестьянский атаман призывал всех встать на борьбу против угнетателей-богачей.

Пьесу «Литова» написал мордовский поэт П.С. Кириллов, а музыку сочинил Л.П. Кирюков. Премьера музыкального спектакля состоялась 27 мая 1943 года в Саранском театре оперы и балета. Шла Великая Отечественная война, и театр своими спектаклями помогал людям обрести надежду в скорой победе.

^ Музыкальный репертуар

Ария Литовы из оперы “Литова” Л.П. Кирюков (в исп. Р. Беспаловой) – слушание.

Тролейбус. Г.Г. Вдовин, ст. Е. Руженцевой – пение.

Пек вадря (композиция группы “Пек вадря”) – ритмика.

^ IV квартал

Тема: «Березонька-красавица»

Береза – одно из самых любимых деревьев мордвы. Березу считали священным деревом, славили ее в своих песнях.

«Луганяся келуня» («На лугу березонька») - пение. Показ и разучивание танцевальных движений.

Май – время цветения, роста трав, яркого солнца. И в эти дни, напоенные светом, запахами и теплом, проходил праздник «Тройцянь чи» («Праздник Троицы»). Вначале шли в лес за «троицким деревом» – молодой березой, рвали охапки цветов, молодые кленовые или березовые ветки. Все это было необходимо для украшения жилища: цветы и траву стелили на пол , окна украшали ветками. К полудню семьи шли в поле, где пели песни и просили природу помочь вырастить добрый урожай. При этом подбрасывали яйца вверх. Кто выше бросит, у того должен быть богаче урожай. Вокруг «троицкого дерева» водили хороводы, пели и плясали.

^ Музыкальный репертуар

Кужонь морот (Хороводная). Н. Бояркин – слушание.

Луганяса келуня (На лугу березка) – пение.

(Э) Кавто церат тикше ледить (Два парня траву косят) – пение.

Солнечные зайчики. Муз. Ген. Сураев-Королев, ст. А. Громыхина – пение.

На лугу березка. Обр. А. Путушкина – ритмика.

(Тат.н.п.) Урмэкуч (Паук)– ритмика.

^

Тема: « Лето в гости к нам»

Когда лето приходило на мордовскую землю, ребята радовались солнечным дням, теплой реке, загару. С радостью ходили в лес за ягодами, грибами, щавелем и диким луком. Бегали по улицам и зазывали теплый и тихий дождь. Любили обрабатывать горох, подсолнечник, кормить цыплят, гусят, стеречь и пасти их.

Летом мордовские ребята изготовляли для себя игрушки из дерева, глины, камушков, растений. Девочки делали себе кольца и браслеты из цветков кувшинки. Мальчики из ивового прута изготовляли свисток-флейту («вешкема» (э), «вяшкома» (м)); плели корзины для грибов и ягод, из липового лыка лапти.

Настоящим праздником лета был сенокос. На луга выезжали всей семьей: малыши подносили свежую воду, подростки вместе со взрослыми косили траву, ворошили и сгребали сено, складывали в копны. Во время отдыха мордовские дети затевали различные игры: «В ворону», «В петушка», «В белочек», «Кошки-мышки». В этих играх выбирался водящий («ворона», «волк», «кошка»), который должен поймать убегающих «цыплят», «белочек», «мышат».

Во время пастьбы дети вместе со взрослыми состязались в загадывании и отгадывании загадок, исполнении потешек, частушек, песен. В летнюю ночь песни разносились далеко по округе (по книге «Народные традиции воспитания детей у мордвы» Н.Ф. Беляевой).
, подпевание.

Детский сад. Муз. Н. Митина, ст. Товаркова – пение.

Яблоня. Обр. А. Путушкина – ритмика.

^

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Пение

Задачи:

  • продолжать знакомить с русскими, татарскими народными песнями, формировать навык их исполнения;

  • продолжать знакомить с мордовскими народными песнями в объеме сексты, септимы со структурой м.3 + б.2 +б.2 + м.3; б.2 +м.3 +б.2 +б.2 различных жанров: лирическими, эпическими, свадебными песнями, колядками и т.п., формировать навык их исполнения;

  • продолжать знакомить с песнями композиторов Мордовии;

  • работать над выразительностью, напевностью интонирования, четкостью произношения текста;

  • учить петь на опоре;

  • учить чисто петь в пределах квинты-септимы;

  • формировать навык «цепного» дыхания;

  • формировать навык бурдонного двухголосного пения;

  • формировать навык импровизации образных движений персонажей, навык инсценирования песен по своему усмотрению.


Конспект
Тема: Мордовские народные инструменты
Цели и задачи:
Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.
Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.
Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.

Ход занятия:
I. Организационный момент.
Встреча детей:
- Добрый день, ребята!
Воспитатель.
- Кого называют композитором? (сочинитель музыки)
- Каких композиторов вы знаете?
- Есть такое высказывании композитор – это народ.
- Как это понимать?
- Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.
Воспитатель.
- Ребята, мы с вами живем в самой большой стране мира, в России!
- Как вы думаете, только русские проживают на территории России?
- Вы правы, ребята! Конечно, проживают очень много других народов.
Воспитатель. У каждого народа свои традиции, своя культура, свой язык, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.
(просмотр видео-фрагмента о России и Мордовии)
У: Обряды и праздники мордвы удивительно музыкальны.
У: Народные песни часто исполняли в сопровождении музыкальных инструментов.
У: Какие народные инструменты вы знаете?
У: Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.
(Видеофрагмент - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)
- Вам понравилась, ребята, музыка? А исполнители?
У: Ребята, поиграем и мы с вами на инструментах, чтобы и у нас с вами получился оркестр. Инструменты, которые у нас есть - используют и мордва, и русские.
- Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки. Кто-то из вас будет петь музыку, а кто-то танцевать – отбивать ритмический рисунок, и, наконец, кто-то играть на инструментах.
Исполнители готовы?
В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!
- А взгляните на наши веточки! Как они преобразились! И все это благодаря вам, ребята. А помогла их такими сделать народная музыка! Ведь именно она звучала у нас на уроке.
- Соединив эти веточки, у нас получится прекрасное волшебное дерево.
Воспитатель: Ребята, глядя на это дерево, подумаем, зачем нам нужна народная музыка? И надо ли нам знать и хранить в своей памяти песни родного края?
- Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская песня объединяла нас, помогала нам творить.
Воспитатель: Ребята все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!


Приложенные файлы