Картина перова спор о вере описание. Кровавый спор

В субботу мы были в Третьяковской галерее. В зале Перова у картин «Чаепитие в Мытищах» и «Крестный ход на Пасху» я услышал, как экскурсовод сказала своей группе: « Эти картины были написаны в то время, когда отвергались все традиционные ценности. Поэтому относиться к этим картинам надо осторожно».

Под традиционными ценностями экскурсовод, видимо, подразумевала уважение к духовенству, к Русской православной церкви. Да, на этих картинах духовенство, представители Русской православной церкви выглядят весьма неприглядно. Но прямо напротив висит потрясающая картина Перова «Христос в Гефсиманском саду». Художник не отвергает Христа, напротив, он страстно стремится укрепиться в вере. А между этими картинами висит огромное полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере». Отрешенный от служения священник Никита, прозванный своими противниками Пустосвятом, вызывает на спор представителей официальной церкви, и спор этот происходит в присутствии самой царевны Софьи. В страстном споре Никита, казалось, одерживает победу, но тут в спор вмешивается государственная власть в лице Софьи. По ее приказу Никита был схвачен и казнен. И не так важно, прав или не прав Никита. Главное, что окончательную точку в споре о вере ставит государственная власть, и ставит весьма жестоко.

И это отнюдь не конец пути. Брат Софьи Перт I упразднит патриаршество, церковью будет управлять Святейший синод, главу которого, обер-прокурора, лицо светское, назначает сам государь-император. Этот синод примет указ, обязывающий священников под страхом смертной казни нарушать тайну исповеди, если речь идет о государственной измене. Но что есть государственная измена? Именно из исповеди Петр узнал, что брошенная им жена Евдокия Лопухина не верна ему. А измена даже брошенной жены государя - государственная измена, и соучастник преступления майор Глебов был жестоко казнен. Посаженный на кол, он умирал несколько часов, а Петр любовался его мучениями. Майор нашел в себе силы плюнуть Петру в лицо. Самому государю! Какое попрание традиционных ценностей…

Павел I уже официально объявит себя главой Русской православной церкви, а при Николае I священникам, словно государственным чиновникам, будут платить из казны жалование. Именно против этого огосударствления церкви, неизбежно ведущего к падению ее авторитета, страстно протестует Перов. Да, конец XIX - начало XX в. время, когда в России широко распространяется атеизм. Но это время яркого расцвета русской религиозной философии, религиозные искания ярко отразились и в живописи: Крамской «Христос в пустыне», Поленов «Христос и грешница», Ге «Что есть истина?». И этот список можно продолжить. Да, тогда в споре между атеизмом и поиском веры победил атеизм. Но не огосударствление ли церкви было тому виной? Не в начале этого же пути находимся мы ныне? И протест против этого есть ли отвержение традиционных ценностей?

P . S . В Третьяковку я попал на следующий день, после вынесения приговора участницам группы « Pussy Riot »

Перов В.Г. Чаепитие в Мытищах


Перов В.Г. Христос в Гефсиманском саду


Перов В.Г. Никита Пустсвят. Спор о вере

Нашёл среди бродяг» .
С полным выпуском колонки можно ознакомиться в архиве рубрики «Знаете ли вы» .

Дата [ править код ]

Хорошо было бы чётко указать дату события - 5 июля 1682 г. (а то в статье Никита Пустосвят хотя и сказано об этой дате, но не очень подчёркнуто, она не бросается в глаза). Kirill-Hod (обс.) 19:36, 3 марта 2017 (UTC)

  • Вы шаблон в самом верху статьи видите? Подождите, статья в работе - если останутся какие-либо пробелы после окончания работы, буду рад обсудить… - Adavyd (обс.) 20:27, 3 марта 2017 (UTC)

Зименко [ править код ]

Огромная картина «Никита Пустосвят» (1881) также малоудачна, хотя ряд образов и здесь выразителен, особенно экспрессивная фигура старовера, страстное сухое лицо которого с острой, резко выдающейся вперед бородой гневно обращено к противникам «истинной веры». Сам художник болезненно чувствовал несовершенство своих последних картин. Он непрестанно перерабатывает их, в порыве раздражения режет на части законченные варианты. Впрочем, этой же участи часто подвергаются и другие произведения (например, эскизы к картине «На могиле сына»). Перов с огорчением замечает, что его талант слабеет: он уже не может выразить того, что замышляет.

Зименко В. Василий Григорьевич Перов. 1834-1882.//Москва, Ленинград. −1948.- Государственное издательство «Искусство». - 43 с. - С.42. −15000. Редактор А. Леонов.

Зотов [ править код ]

Исторические полотна Перова - «Суд Пугачёва» (2 варианта) и «Никита Пустосвят» (1881) подготовили появление Сурикова в искусстве. Перов впервые в нашей живописи подошёл здесь к изображению народных восстаний прошлого. Волнующиеся толпы людей заняли главное место в этих картинах. Стасов находил родство Никиты Пустосвята Перова с образами раскольников и более всего со старцем Досифеем, выведенным Мусоргским в «Хованщине». Многочисленные рисунки и карандашные наброски Перова говорят о первоначальных замыслах его известных картин, его творческих исканиях, о его неосуществленных полотнах. Таковы его «Парижское гулянье», «Путник», «Учитель рисования», «Наушница», «Ходоки-просители», «Спор о вере» и многие другие.

  • Спасибо за информацию из книг Зименко и Зотова, постараюсь её использовать. Статья всё ещё дорабатывается, только бот пометки сносит… - Adavyd (обс.) 20:48, 21 марта 2017 (UTC)

Три женщины [ править код ]

Кстати, рядом с Софьей три женские фигуры: одна (девушка) стоит, две другие сидят, причем, та, что у ног, вероятно, прислужница. --Юлия 70 (обс.) 18:17, 28 апреля 2017 (UTC)

Стоит - это справа от Софьи? Мне показалось, что это мужчина… Хотя всё может быть… - Adavyd (обс.) 19:50, 28 апреля 2017 (UTC) По левую руку её - за троном. --Юлия 70 (обс.) 20:49, 28 апреля 2017 (UTC) Да, я его/её и имел в виду . Справа - с точки зрения зрителя. - Adavyd (обс.) 20:52, 28 апреля 2017 (UTC)

Родина (журнал) [ править код ]

  • Антоненко С. Мы пришли не о грамматике с тобою говорить… Староверы и власть на полотне Василия Перова//Родина. - 1996. - №10. -С. 40-43.
    • Спасибо за ссылку. Мне удалось найти отсканированный журнал в сети. Интересная статья, постараюсь использовать. - Adavyd (обс.) 20:13, 11 июня 2017 (UTC)

Принадлежит Государственной Третьяковской галерее? [ править код ]

К правке Фраза «Принадлежит Государственной Третьяковской галерее (инв. 407).» режет глаз. Во-первых, на вопрос «Кому принадлежит картина» я бы прежде всего ответил «Перову» (авторство) или «РФ» (собственность). Галерее она тоже в каком-то смысле принадлежит, но корректнее сказать «находится в галерее», «входит в коллекцию» и т. п. Что касается «(инв. 407)», то не всякому читателю очевидно, что такое инв. В литературе иногда пишут «инв. No», что выглядит уродливо, но чуть понятнее. Но у нас нет задачи экономить бумагу, и рекомендуется использовать полные написания слов (см. ВП:СОКР }} (наведите курсор на слово) - я считаю, что этого вполне достаточно. По поводу "принадлежит" - именно принадлежит . Авторство - перовское, а принадлежит тому, кто владеет, - Перову, затем его наследникам, затем Третьякову, затем галерее. Когда-то я использовал более длинный вариант - "является частью собрания", но он не нравился некоторым коллегам, в частности, Ghirlandajo . "Находится" или "выставлена" - хуже, потому что иногда могут увезти на выставку в какое-нибудь другое место. - Adavyd (обс.) 19:35, 22 ноября 2017 (UTC)

  • У галереи, насколько я могу судить, отсутствует право собственности на картину, а следовательно картина ей не принадлежит. «Является частью собрания галереи», а также «принадлежит собранию» «входит в коллекцию» - вполне корректные варианты. Гос. музеи никогда не утверждают в публикациях, что предметы им принадлежат, говорится обычно о принадлежности собранию или коллекции, и это не случайно. -- (обс.) 20:16, 22 ноября 2017 (UTC)
    • Хорошо, спасибо, я не возражаю против "принадлежит собранию", изменил в статье. - Adavyd (обс.) 20:26, 22 ноября 2017 (UTC)

-старообрядцев во главе с суздальским священником Никитой Пустосвятом , и левой части, где изображены власть имущие - царевна Софья Алексеевна , патриарх Московский Иоаким , архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов) и другие .

Современники высоко оценивали ряд фигур на этом полотне, особенно в правой его части, которая была более проработана художником. Писатель Николай Лесков отмечал, что «картина „Никита Пустосвят“ представляет собой удивительный факт художественного проникновения» , а критик Владимир Стасов писал, что у Перова «не одна только толпа, волнующаяся, мятежная, гремящая бурей, но также и солисты, колоссальные запевалы» . В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова, включая «Никиту Пустосвята», подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные . При этом признавалась роль Перова в создании концепции исторического героя, готового отдать за убеждения свою жизнь, а также историзм, которым проникнута вся образная структура полотна .

История

Василий Перов работал над картиной «Никита Пустосвят. Спор о вере» - самым большим по размеру из всех своих полотен - в 1880-1881 годах . Искусствовед Ольга Лясковская полагает, что, скорее всего, работа над полотном была начата раньше, в конце 1870-х годов, поскольку «сама величина сложной картины требовала многолетней работы» . По всей видимости, Перов хотел приурочить окончание работы над полотном к двухсотлетию изображённого на нём события, происшедшего в 1682 году . При написании картины художник использовал сведения из романа Евгения Карновича «На высоте и на доле: Царевна Софья Алексеевна», который был опубликован в 1879 году . По некоторым сведениям, при работе над полотном Перову помогал его ученик Александр Новоскольцев .

В статье о Перове, включённой в 13-й том «Русского биографического словаря », историк искусства Алексей Новицкий сообщает некоторые сведения, переданные ему Елизаветой Егоровной , вдовой художника. Идея создания картины «Никита Пустосвят», скорее всего, появилась у Перова под влиянием его общения с писателем Павлом Мельниковым-Печерским , с которым художник неоднократно обсуждал проблемы, связанные с историей раскола . В частности, Мельников-Печерский снабдил Перова портретами, которые были нужны для написания левой стороны картины. По сведениям из того же источника, взяться за написание такого большого полотна Перова убедил художник Иван Шишкин . Перов долго искал подходящего натурщика для Никиты Пустосвята, и в конце концов «нашёл такого среди бродяг» .

В сентябре 1880 года Перова в его московской мастерской навестил художник Иван Крамской . Позднее, уже из Петербурга, Крамской писал Павлу Третьякову : «Был у Перова, видел картину „Никита Пустосвят“ и нашёл и его самого, а, главное, картину, гораздо лучше, чем ожидал. Есть головы положительно хорошие» .

Картина не была показана на выставках при жизни художника, который после выхода в 1877 году из Товарищества передвижных художественных выставок практически не принимал участия в выставочной деятельности . В последний год своей жизни Перов сильно болел, и картина «Никита Пустосвят» оказалась «лебединой песнью художника», который «работал над нею даже тогда, когда уже едва был в состоянии держать кисти в руках» . Тем не менее полотно осталось незаконченным. Василий Перов скончался от чахотки в 1882 году, и в том же году картина была приобретена у его наследников Павлом Третьяковым . В 1883 году полотно экспонировалось на посмертной выставке произведений Перова, проходившей в Санкт-Петербурге .

Сюжет и описание

Сюжет картины основан на «споре о вере» - историческом событии времён Московской смуты 1682 года , также известной как Хованщина. После смерти царя Фёдора Алексеевича , происшедшей 27 апреля 1682 года, обострилась борьба за власть между боярскими родами Милославских и Нарышкиных . Царевна Софья Алексеевна решила воспользоваться недовольством стрельцов , которые выступили на стороне Милославских и казнили ряд представителей рода Нарышкиных и их сторонников. В результате этого стрелецкого бунта Софья Алексеевна была объявлена регентшей при малолетних царях Иване и Петре , а начальником Cтрелецкого приказа был назначен князь Иван Андреевич Хованский . В то же самое время, почувствовав слабость центральной власти, активизировались раскольники -старообрядцы , представители которых собрались в Москве и проповедовали свои взгляды в стрелецких полках, а также предлагали провести открытый теологический диспут на Красной площади . Лидером раскольников - противников официальной церкви - был суздальский священник Никита Добрынин , по прозвищу Пустосвят. Несмотря на поддержку Хованского, открытую дискуссию старообрядцам провести не удалось, но 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля состоялся «спор о вере», проходивший в присутствии царевны Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима .

Перед входом в Грановитую палату, на Красном крыльце , раскольники столкнулись со священниками, которых не пускали в помещение; в возникшей потасовке изрядно досталось и самому Никите Пустосвяту, которого один из священников схватил за волосы. Подоспевшие стрельцы разняли дерущихся и проводили раскольников к месту спора. В «Истории России с древнейших времён » Сергей Соловьёв так описывал их приход: «С шумом вошли раскольники в Грановитую и расставили свои налои и свечи, как на площади; они пришли утверждать старую веру, уничтожать все новшества , а не замечали, какое небывалое новшество встретило их в Грановитой палате: на царском месте одни женщины! Царевны-девицы открыто пред всем народом, и одна царевна заправляет всем!» . По описанию Соловьёва, на троне рядом с Софьей Алексеевной сидела её тётка Татьяна Михайловна , а пониже в креслах - царица Наталья Кирилловна и царевна Мария Алексеевна .

Фрагменты картины «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Тот момент этого драматического противостояния, когда спор сменился насилием, и изобразил Перов на своём полотне . Чуть правее центра картины, с крестом в руке - Никита Пустосвят. Справа от него - монах Сергий с челобитной . На полу, приложив руку к щеке, на которой Никита «запечатлел крест», лежит архиепископ Афанасий. В левой части полотна - царевна Софья Алексеевна, которая встала со своего трона, разгневанная дерзким поведением раскольников. Рядом с ней - патриарх Иоаким, к которому рвётся Никита Пустосвят. В глубине изображён князь Иван Хованский . Стоя́щий по правую руку от Софьи молодой боярин - по-видимому, князь Василий Голицын .

Царевна Софья - молодая женщина в парчовых одеждах - выделяется своей царственной осанкой и гордым взглядом. Бесстрашно, широко открытыми глазами смотрит она на толпу раскольников, «с тем выражением холодного, „управляемого“ гнева, которое так отличает её психическое состояние от состояния Пустосвята» . Сравнивая с картиной Ильи Репина «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре…» (1879, ГТГ), искусствовед Нонна Яковлева отмечала, что перовский образ царевны Софьи - «своеобразная антитеза репинскому: в ней та же сила характера, но благородная; она благообразна и светла даже в гневе»; «она стоит над схваткой, смиряя её» .

Со стороны староверов-раскольников главным действующим лицом является Никита Пустосвят - «растерзанный, исступлённый, с торчащей вперёд острой бородёнкой», - в образе которого «звучит тема фанатизма, преданности идее до самоуничтожения» . Пустосвят изображён как выходец из народа, из бедного провинциального духовенства. Он одет в потёртый подрясник , под которым видны его худые плечи, а священника в нём выдаёт только надетый на шею епитрахиль . На ногах его - лапти и онучи , одной ногой он наступает на новопечатную «исправленную» книгу. Он весь в движении - одной рукой держит восьмиконечный крест, а другую отвёл назад, как бы готовясь нанести удар . По словам искусствоведа Ольги Лясковской , в этой схватке «ясно одно - непримиримость сторон, бесполезность спора и вместе с тем бессилие протеста против государственной власти» . Софья не могла смириться с существованием такого оппонента-проповедника - вскоре после «спора о вере» Никита Пустосвят был схвачен стрельцами и обезглавлен .

Отзывы и критика

В советское время исторические произведения позднего периода творчества Василия Перова подвергались резкой критике, а его взгляды на историю и религию рассматривались как реакционные. Помимо «Никиты Пустосвята», в этой связи упоминалась также его другая картина - «Суд Пугачёва» (1875, Государственный исторический музей). В монографии о Перове, выпущенной в 1934 году к столетию со дня рождения художника, искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл эти картины «неудачными и эклектическими» и писал, что трактовка раскола в «Никите Пустосвяте» «столь же реакционна, как трактовка крестьянской революции в „Суде Пугачёва“». Вместе с Перовым досталось и поддержавшему его Николаю Лескову, которому нравилось, что «раскольники представлены здесь как слепые фанатики и интриганы, а Софья как олицетворение мудрой и могущественной государственной власти самодержавия» . Отмечая, что картины Перова относятся к «наиболее психологичным» в русской исторической живописи 1870-х годов, Фёдоров-Давыдов писал, что «психологизм, всё нарастая в творчестве Перова, к концу его жизни становится орудием выражения реакционного содержания» .

Искусствовед Владимир Обухов отмечал, что, создавая образы Никиты Пустосвята и его товарищей, «Перов оказывается одним из создателей концепции исторического героя - деятельного, ответственного за каждый свой поступок, готового отдать за убеждения собственную жизнь». К достоинствам картины Обухов относил «и тот историзм, которым проникнута вся её образная структура». Он писал, что «исторический характер имеет не только обстановка, но и образы стрельцов, монахов, раскольников - это не переряженные актёры, а живые и психологически достоверные исторические типы» .

Примечания

Литература

  • Антоненко С. Г. «Мы пришли не о грамматике с тобой говорить…» Староверы и власть на полотне Василия Перова // Родина . - 1996. - № 10 . - С. 40-43 .
  • Верещагина А. Г. Некоторые проблемы исторической живописи В. Г. Перова // Советское искусствознание. - 1988. - № 24 . - С. 212-238 .
  • Дитерихс Л. К. В. Г. Перов. Его жизнь и художественная деятельность. - СПб. : Типография Ю. Н. Эрлиха , 1893. - 80 с.

Так событие конца 17 века получило огласку на весь мир. Сюжет, описанный живописцем, показывает неготовность общества менять свои устоявшиеся взгляды, и даже нет и намека на умение вести диалог. Кажется, что интересы, которые затронуты двумя сторонами, угрожают спокойствию целого общества. Поэтому и стоит так рьяно их отстаивать. Кого же написал художник? И какой смысл он вложил в позы главных персонажей, и тех, кто их окружает.

Мне понравилась картина В.Г. Перова за то, что ее можно долго и внимательно рассматривать. Здесь изображено много разных персонажей, они встретились в сражении за свои убеждения. Видно, как автор выдвигает двух основных героев этой сцены, благодаря нехитрому приему - освещение. Княгиня Софья и Никита Пустосвят являются самыми яркими фигурами на полотне. И по жизни они оказались теми, кого помнит история до наших дней. Картина побудила меня заглянуть в разные энциклопедии, чтобы лучше познакомиться с тем событием, которое запечатлено. Было любопытно узнать, что же произошло в год, когда молодая, двадцатипятилетняя царевна пришла к власти. И хоть поза Софьи и говорит об уверенности и высокомерии, но то, что последовало после этой встречи, показало весь ее страх. На следующий день был казнен Пустосвят.

Перов попытался не передавать своих симпатий, это заметно с того, как аккуратно и точно выписан портрет каждого, кто изображен на картине. Можно легко прочитать характер любого из них. Но, при этом, полотно изливает такую эмоциональную энергию, что у меня не получилось просто посмотреть, отойти и безразлично забыть. Перед глазами стоит уже пожилой проповедник, который своими словами всколыхнул людей. Невероятная сила его убеждения привела с ним некоторых его учеников, несмотря на страх смерти. А те, кто ему пытаются противостать, чувствуя за плечами поддержку властной царицы, горделиво, с пренебрежением себя ведут.