Музыкотерапия на музыкальных занятиях в детском саду. Программа курса коррекционно – развивающих занятий по музыкотерапии

Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом ее проявлении. Сегодня это направление необычайно популярно в детских садах и других дошкольных учреждениях.

Обычно музыкотерапию используют в работе с дошкольниками, наравне с другими видами – изотерапией, и так далее. Все эти методы воспитания в комплексе способны корректировать различные эмоциональные отклонения, страхи, нарушения психики у малышей. Терапия искусством становится совершенно незаменимой при лечении детей с аутизмом и задержками психического и речевого развития. В данной статье мы расскажем вам о том, что именно представляет собой занятие музыкотерапией в детском саду, и какую пользу оно может принести детям.

Что представляет собой музыкотерапия для дошкольников?

Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах:

  • прослушивание музыки;
  • хоровое пение;
  • танцы;
  • создание собственных музыкальных произведений и запись их на аудионосители;
  • игра на простых музыкальных инструментах и т.п.

Кроме групповой формы, нередко используется индивидуальная форма влияния на ребенка. В этом случае педагог или психолог взаимодействует с малышом с помощью музыкальных произведений. Обычно такой метод применяется, если у ребенка имеются какие-либо нарушения психики или отклонения в развитии. Нередко такая ситуация возникает после перенесенного малышом стресса, например, связанного с разводом родителей.

В чем польза музыкотерапии для детей дошкольного возраста?

Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние, как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку.

Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребенка и усилению активности речевых функций. Сегодня многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий.

МАДОУ ЦРР «Жемчужинка», г.Тулун Иркутской области

Музыкотерапия

Консультация для педагогов

подготовила

музыкальный руководитель

Турдиева Ольга Николаевна

26.02.2014 год

Цель:

1. Познакомить педагогов с одним из нетрадиционных способов сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей – музыкотерапией.

2. Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе и научить применять их на практике.

В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Одним из таких методов является музыкотерапия.

(№2) Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.

Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.

Терапия – в переводе с греческого «лечение».

Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.

Влияние звучания музыкальных инструментов

на лечение и профилактику некоторых заболеваний (№ 3)

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедру физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходит в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.

Музыкотерапия и психоэмоциональное состояние ребёнка. (№4)

В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.

В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе, которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).

Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

  • рецептивной;
  • активной;
  • интегративной.

Рецептивная музыкотерапия используется в работе с детьми имеющих эмоционально-личностные проблемы, конфликтные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Занятия средствами рецептивной музыкотерапии направлены на моделирование положительного эмоционального состояния.

Восприятие ребёнком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В большом предваряющем слушание – рассказе психолог настраивает на восприятие определённой образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит слушателей от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира.

В психокоррекционной работе психологами применяется интегративная музыкотерапия. Примером может быть синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия. Занятия строятся таким образом, что на них восприятие музыки сопровождается просмотром видеозаписей разнообразных картин природы. При этом ребёнку предлагается как бы «шагнуть» вглубь изображения – к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку, мысленно поймать бабочек или расслабиться, лёжа на зелёной мягкой траве. Органичное сочетание двух способов восприятия даёт более сильный психокоррекционный эффект.

Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?

По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы..

Способы воздействия музыки на эмоциональное состояние (№5)

Способ

воздействия

Название

Произведения

Время

Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении)

«Утро»,

«Полонез»

Э. Григ,

Огинский

2-3 мин.

3-4 мин.

При угнетённом, меланхолическом настроении

«К радости»,

«Аве Мария»

Л. Ван Бетховен,

Ф. Шуберт

4 мин.

4-5 мин.

При выраженной раздражительности, гневности

«Хор пилигримов»,

«Сентиментальный вальс»

Р. Вагнер,

П. Чайковский

2-4 мин.

3-4 мин.

При снижении сосредоточенности, внимания

«Времена года»,

«Лунный свет»,

«Грёзы»

П. Чайковский,

К. Дебюсси,

Р. Дебюсси

2-3 мин.

2-3 мин.

3 мин.

Расслабляющее воздействие

«Баркарола»,

«Пастораль»,

«Соната до мажор» (ч 3),

«Лебедь»,

«Сентиментальный вальс»

романс из кинофильма «Овод»,

«История Любви»,

«Вечер»,

«Элегия»,

«Прелюдия №1»,

«Прелюдия №3»,

Хор,

«Прелюдия №4»,

«Прелюдия №13»,

«Прелюдия №15»,

«Мелодия»,

«Прелюдия №17»

П. Чайковский,

Бизе,

Лекана,

Сен-Санс,

П. Чайковский,

Д. Шостакович,

Ф. Лей,

Д. Леннон,

Форе,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

И. С. Бах,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

Ф. Шопен,

К. Глюк,

Ф. Шопен

2-3 мин.

3 мин.

3-4 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

4 мин.

3-4 мин.

3-4 мин.

2 мин.

4 мин.

3 мин.

2 мин.

4 мин.

1-2 мин.

4 мин.

2-3 мин.

Тонизирующее действие

«Чардаш»,

«Кумпарсита»,

«Аделита»,

«Шербургские зонтики»

Монти,

Родригес,

Пурсело,

Леграна

2-3 мин.

3 мин.

2-3 мин.

3-4 мин.

Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.

Отдельно нужно рассказать о прослушивании музыки В.А.Моцарта. «Эффект Моцарта» был открыт в конце ХХ в. Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.

Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике: (№6)

  • метод арттерапии
  • метод цветотерапии
  • элементы сказкотерапии
  • игротерапия
  • психогимнастические этюды и упражнения
  • вокалотерапия
  • прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах

Так, например, детям очень нравится метод арттерапии (№7) , где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.

Также можно использовать метод цветотерапии (№8). Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например,

в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также использовать эти цвета.

Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии (№9). Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения (№10), которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии (№11). Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр , так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций , и, само собой, терапевтических игр.

Также очень популярен метод вокалотерапии (№12) . В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.

Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах (№13) учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.

  • Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта. Будучи исключением из

исключений, музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

  • Музыкально-терапевтическое занятие (№15) (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза).

Каждое музыкально-терапевтическое занятие состоит из 3-х фаз:

  1. Установление контакта.
  2. Снятие напряжения.
  3. Расслабление и заряд положительными эмоциями.

Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения нужно подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию («изопринцип» - подобная эмоция лечится подобной музыкой). То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку.

Первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, «Аве Мария», Баха-Гуно, «Голубой Дунай», Штрауса-мл.

Второе произведение – по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, «Лето. Престо» из цикла «Времена года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии.

Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, «Менуэт» Баккерини, «Ода к радости» Бетховена, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова. Конкретные произведения для своей программы я подбираю, опираясь на матрицу кодирования эмоциональных состояний через музыку, разработанную В.И. Петрушиным:

  • Дневной сон (№16) проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон

рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. П.И. Чайковский «Времена года».

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах-Гуно «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

  • Музыка для вечернего времени (№17) способствует снятию

накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья («Легкие»).

4. Бах «Органные произведения».

5. А.Вивальди «Времена года».

Заключение (№18).

Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

  1. Созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией;
  2. Продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания;
  3. Подобраны специальные музыкальные произведения;
  4. Задействованы все органы чувств у детей;
  5. Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

(№19)

Список использованной литературы

  1. Георгиев Ю.А. Музыка здоровья. – М.: Клуб, 2001 – № 6.
  2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Магистр, 1997.
  3. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2002.
  5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.– М.: ВЛАДОС, 2000.
  7. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

Использованные материалы и интернет ресурсы

  1. «Танец 5 движений»: «Течение воды» (диск «Звуки природы для малышей»), «Переход через чащу» (диск «Музыкотерапия»), «Сломанная кукла» П.И.Чайковского, «Полет бабочки» (С.Майкапар «Мотылёк»), «Покой» (диск «Музыкотерапия»).
  2. Психотерапевтическая энциклопедия

    ВЛИЯНИЕ ЗВУЧАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА ЛЕЧЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКУ ЗАБОЛЕВАНИЙ

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОЭМОЦИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА Два аспекта воздействия музыкотерапии: психосоматическое психотерапевтическое Формы применения музыкотерапии: индивидуальная групповая Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии: рецептивной активной интегративной

    СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Способ воздействия Название произведения Автор При переутомлении «Утро», «Полонез» Э. Григ, Огинский При угнетённом настроении «К радости», «Аве Мария» Л. Ван Бетховен, Ф. Шуберт При раздражительности «Хор пилигримов», «Сентиментальный вальс» Р. Вагнер, П. Чайковский При снижении внимания «Времена года», «Грёзы» П. Чайковский, Р. Дебюсси Расслабляющее воздействие «Пастораль», «Соната до мажор» (ч 3), «Лебедь», Бизе, Лекана, Сен-Санс, Тонизирующее действие «Чардаш», «Кумпарсита», «Шербургские зонтики» Монти, Родригес, Леграна

    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов и приемов: метод арттерапии метод цветотерапии элементы сказкотерапии игротерапия психогимнастические этюды и упражнения вокалотерапии прием музицирования

    АРТТЕРАПИЯ Дети рисуют общие картины, клеят аппликации, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.

    ЦВЕТОТЕРАПИЯ Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, можно предложить детям использовать шарфики зеленого или желтого цвета, чтобы создать хорошее, благодушного настроения, дать заряд положительной энергии.

    СКАЗКОТЕРАПИЯ Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

    ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ Психогимнастические этюды и упражнения, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

    ИГРОТЕРАПИЯ Используются контактные, объединяющие, познавательные игры, игры на развитие основных психических функций, и терапевтические игры. Эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, негативизма, развивают эмоциональную и познавательную сферы

    ВОКАЛОТЕРАПИЯ Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент.

    МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДЕТСКИХ ШУМОВЫХ И РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Использование приема музицирования учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, аккомпанировать музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свои чувства и переживания.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА Утренний приём в детском саду: Произведения В.А.Моцарта «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа) Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская») Сен-Санс «Карнавал животных»

    2. Музыкальнотерапевтическое занятие состоит из 3-х фаз: Установление контакта Снятие напряжения Расслабление и заряд положительными эмоциями РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    3. Дневной сон Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями: Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр) П.И. Чайковский «Времена года» Бетховен, соната № 14 «Лунная» Бах – Гуно «Аве Мария» Колыбельные мелодии Голоса океана РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    4. Музыка для вечернего времени Музыка, способствующая снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. «Классические мелодии для детей и их родителей» Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» Бах «Органные произведения» А.Вивальди «Времена года» Голоса природы РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние, если: будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией; продуманы методические приемы подобраны специальные музыкальные произведения задействованы все органы чувств у детей установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности

    Список использованной литературы 1. Георгиев Ю.А. Музыка здоровья. – М.: Клуб, 2001 – № 6. 2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Магистр, 1997. 3. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта. – М.: ВЛАДОС, 2004. 4. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. – М.: ЛИНКАПРЕСС, 2002. 5. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М.: ВЛАДОС, 1997. 6. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия.– М.: ВЛАДОС, 2000. 7. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. – М.: Мозаика-Синтез, 2001. 8. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985. Использованные материалы и интернет ресурсы 1. «Танец 5 движений»: «Течение воды» (диск «Звуки природы для малышей»), «Переход через чащу» (диск «Музыкотерапия»), «Сломанная кукла» П.И.Чайковского, «Полет бабочки» (С.Майкапар «Мотылёк»), «Покой» (диск «Музыкотерапия»). 2. Психотерапевтическая энциклопедия http://dic.academic.ru/ 3. Большая библиотека психологии http://biblios.newgoo.net/


    Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

    Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

    Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

    Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

    Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку 19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

    Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

    Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

    Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

    Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

    Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

    Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

    Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.


    На одном из занятий в ходе практики были собраны гиперактивные дети (4–5 лет), и им было предложено послушать пьесу “Мама” из “Детского альбома” П.Чайковского, сразу же состоялась беседа о характере произведения. В течении нескольких следующих занятий были прослушаны различные произведения в порядке увеличения продолжительности звучания, в том числе упомянутое “Утро” Э.Грига. За это время дети научились глубже чувствовать и понимать музыку, дольше сохранять внимание, подавлять проявления агрессии; после прослушивания ведут себя более спокойно, чем обычно.

    Очень важно для занятий, связанных со слушанием музыки:
    Специально подбирать музыкальный репертуар и методы работы с ним;
    Использовать на занятиях других видов музыкальной деятельности детей: музыкального движения, пения, игры в оркестре, дирижирования;
    Использование на занятиях произведений других видов искусства, прежде всего изобразительного и художественной литературы.

    Такие приемы поднимают музыкальное восприятие на более высокую ступень, являются способом активного анализа музыки.

    При подборе произведения для слушания опираемся на то, чтобы музыка отвечала двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Тогда музыка вызывает у детей интерес и положительные эмоции.

    Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование , которое способствует повышению самооценки, – преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкальных инструментах, терапию пением (вокалотерапию, хоровое пение), и танцами (хореотерапию).

    Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, ксилофон. Занятия – ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. Развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.

    Вокалотерапия особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. Преимущественно групповой вокалотерапии состоит в том, что каждый участник вовлекается в процесс. В тоже время здесь большое значение имеет и момент “анонимности” чувств, “укрытости” в общей массе, что создает предпосылку к преодолению расстройств контакта, к утверждению собственных чувств и здоровому переживанию своих телесных ощущений.

    Пение должно быть ориентировано на народные песни. Занимаясь 5 лет по русскому народному творчеству, мы обратили внимание, что у детей повысился интерес к русскому народному творчеству, дети стали раскрепощенные, эмоциональные, у них стали формироваться нравственно-личностные качества к произведениям русского народного творчества, его песням, танцам и хороводам, игре на детских музыкальных инструментах. Мы используем песни оптимистического характера, а также такие, которые побуждают к размышлению и глубоким переживаниям. Песни подбираются в соответствии с настроем группы. Размещение группы – замкнутый круг. Ведущий поет вместе со всеми. Когда достигается определенное состояние группы, каждому участнику предоставляется возможность предложить песню, выдвинуть запевалу. Запев связан для многих с преодолением застенчивости, так как запевала попадает в центр внимания.

    Для руководства этой работой требуется музыкальные знания и навыки, если воспитатель сам не музыкант, он работает совместно с музыкальным руководителем, который дает необходимые консультации.

    Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыков, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально – хоровую культуру. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию мировоззрения детей, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

    Наряду с песней применяются элементарные мелодические и ритмические импровизации, которые сводятся к упражнениям в напряжении и расслаблении.

    Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями , а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. Терапевтическую ценность представляют ритмические, колебательные движения под музыку в три такта.

    Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

    Использование музыкотерапии в режимных моментах

    Режимные моменты.

    Для чего используется.

    Результат воздействия.

    Возрастная группа.

    Предлагаемый музыкальный репертуар.

    Утро.

    Приём детей.

    Утренняя гимнастика.

    Используется для создания эмоционального фона.

    Используется для поднятия эмоциональной активности, бодрости.

    Доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Положительно воздей-ствует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, легче устанавливается контакт между людьми.

    Музыка является активным действенным средством эмоциональ-ной коррекции, помогает войти в нужное эмоцио-нальное состояние.

    Младшая группа.

    Средняя группа.

    Старшая группа.

    Подготовит. группа.

    Средняя гр

    Старшая гр.

    Подготов. гр.

    П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»,

    М.Мусоргский «Рассвет на Москве- реке».

    В.Моцарт «Маленькая ночная серенада»,

    М.И.Глинка «Вальс фантазия».

    П.И.Чайковский «Апрель»,

    Г.В.Свиридов «Музыкальный ящик».

    Н.А.Римский- Корсаков. Вступление «Три чуда»,

    И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».

    Музыкальное сопровождение музык — ым руководителем.

    Аудио кассеты ритмической музыки.

    Прогулка.

    (в теплое время года).

    Наблюдения, в процессе тру-довой деятель-ности, после игр большой подвижности

    Задает определенный жизненный ритм, оказы-вает мобилизирующее воздействие, выраженное в игровой форме. Вызывает эмоциональ-ный отклик при наблюде-ниях за объектами живой природы. Для снятия повышенной мышечной нагрузки.

    Положительно влияет на развитие нервной системы ребенка.

    Все возрастные группы.

    Наблюдения: С.В.Рахманинов «Итальянская полька»,

    В.Агафонников. «Сани с колокольчиками».

    Труд детей : Р.н.п. «Ах вы, сени…», И.Штраус. Полька «Трик – трак».

    Расслабление : Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегу-рочка», песни, пляски птиц.

    Сон.

    (засыпание и пробуждение)

    Используется для эмо-ционального расслабле-ния нервной системы и мышц ребенка. Спокой-ная, нежная музыка помогает детям заснуть.

    Нормализуется артери-альное давление, стимулируется дыхание.

    Ясельная гр.

    Младшие группы.

    Старшие группы.

    Колыбельные: «Тише. Тише»

    «Спи- засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Спи, малыш мой, засыпай».

    Г.В.Свиридов «Грустная песенка», Ф.Шуберт. «Аве Мария», «Серенада», Ц.А.Кюи. «Колыбельная».

    В.А.Моцарт. «Музыкальная шкатулка», Н.А.Римский – Корсаков. «Три чуда. Белка»,П.И.Чайковский. «Танец маленьких лебедей».

    Индивидуальная музыкотерапия.

    Для оптимизации эмоционального состояния ребенка; для преодоления гиперактив-ности ребенка; для стимуляции творческих (креативных) способнос-тей при индивидуальной деятельности.

    Нормализация эмоцио-нального состояния, снятие физического и эмоционального напря-жения, повышение творческой работоспо-собности, проявление инициативы. Повышается коммуникативность.

    Все возрастные группы.

    Средняя гр.

    Старшая гр.

    Подготов. гр.

    А.Т.Гречанинов. «Бабушкин вальс», А.Т.Гречанинов. «Материнские ласки».

    П.И.Чайковский. Вальс фа- диез- минор, Л.В.Бетховен. «Сурок», Н.А.Римский- Корсаков. Опера «Снегуро-ка», сцена таяния Снегурочки.

    Н.А.Римский – Корсаков. «Море» (финал 1-го действия оперы «Сказка о царе Салтане»), К.В.Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», «Мелодия», Р.Щедрин. Юмореска.


    Использование музыкотерапии в различных видах детской деятельности.

    Виды

    деятельности.

    Для чего используется.

    Результат воздействия.

    Возрастная группа.

    Используемый музыкальный репертуар.

    Музыкальные занятия.

    Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

    Воспитание интереса к музыке, состояние наслаждения, восхищения.

    Младшая группа.

    Средняя группа.

    Старшая группа.

    Подготовит. группа.

    А.К.Лядов. «Дождик- дождик», Ц.А.Кюи. «Колыбельная».

    М.И.Глинка «Детская полька», рус. нар. песня «Ах вы, сени…»

    М.И.Глинка «Вальс фантазия», П.И.Чайковский «Мазурка».

    П.И.Чайковский «Времена года», С.В.Рахманинов «Итальянская полька»

    Физкультурные занятия.

    Метод релаксации – используется для расслабления детей и восстановления дыхания.

    Снятие мышечной нагрузки, нормализация общего физического состояния.

    Все возрастные группы.

    И.Штраус. «Сказки Венского леса», П.И.Чайковский. «Апрель»,А.Вивальди. «Зима», И.Штраус. «На прекрасном голубом Дунае».

    ИЗО.

    Развивает творческое воображение и фантазию, для создания определен-ного психологическо-го и эмоционального настроя, ассоциатив-ных связей.

    Формирует эстетические чувства детей, вызывает эмоциональный отклик, повышение продуктивности творчества.

    Все возрастные группы.

    Русские народные мелодии,

    Э.Григ. «Утро», М.Мусоргский. «Рассвет на Москве- реке», К.Дебюсси. «Лунный свет», П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик».

    Художественная литература (ознакомление с поэтическими текстами, описательными рассказами.)

    Для создания определенного эмоционального настроя, для более полного восприятия литературного образа.

    Повышение интереса к литературным произведениям, формирование эстетических чувств.

    Средняя группа.

    Старший дошкольный возраст.

    Шопен. Ноктюрн №1,2.,П.И.Чайковский «Времена года», К.Дебюсси «Лунный свет», Р.Шуман «Грезы», Д.Ласт «Одинокий пастух», К.Синдинг «Шелест весны», К.Сен- Санс «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных», П.И.Чайковский «Танец маленьких лебедей».

    В музыкальной терапии существует два направления:

    Первое – воспринимающая деятельность, когда малышу поют, играют на инструменте, а он слушает;

    Второе – строится на методе “освобождения творческих сил”, благодаря этому ребенок творит в музыке, танцует, импровизирует мелодии голосом или на музыкальном инструменте.

    Музыкотерапия может стать эффективным методом лечения детских неврозов , которые сегодня все больше поражают все больше детей. Поэтому сегодня дети должны постепенно овладевать не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, неминуемо возникающие на жизненном пути каждого человека. Одним из таких средств и является музыкотерапия.

    С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей.

    Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

    Уровень развития детей в дошкольных учреждениях будет выше, если традиционные формы, методы и средства обучения и воспитания будет сочетаться с музыкотерапией.

    Это сообщение было написано Суббота, Сентябрь 28th, 2013 в 17:05 в разделе , . Вы можете получать сообщения подписавшись на ленту. Вы можете


    Музыка обладает магической силой и

    Может усмирить дикаря, смягчить камень или согнуть кряжистый дуб.

    У.Конгрив


    Музыкотерапия – как одно из важнейших методических средств, влияющих на психическое здоровье ребёнка.

    Дзгоева Э.А.

    Музыкальный руководитель МКДОУ№7



    Проект «Музыкотерапия как одно из средств оздоровления дошкольников.»

    В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. Я, как музыкальный руководитель, обратилась к такому мало изученному коррекционному методу,как музыкальная терапия.

    Современные исследования показали, что возможности применения музыкотерапии как в психолого-педагогической коррекции, так и в лечебно-профилактической медицине достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы. Изучив данные материалы, я решила направить созидательную энергию музыки на коррекцию эмоционального поведения старших дошкольников и разработала свою концепцию « Музыкальная терапия, как метод регуляции эмоционального благополучия ребенка».


    Я поставила перед собой цель: исследовать процесс воздействия музыкотерапии на детей с отклонениями в эмоциональном состоянии и другими нарушениями в поведении.

    Объектом моего исследования стало: общее эмоциональное состояние детей группы.

    Перед собой я поставила следующие задачи:

    • Изучить опыт работы специалистов по данной проблеме.
    • Провести диагностическое исследование с целью определения эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста.
    • Исследовать процесс воздействия приемов музыкальной терапии на общее эмоциональное состояние детей и подтвердить гипотезу о его положительном влиянии.
    • Дать практические рекомендации педагогам и родителям по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми.

    Гипотеза : Музыкотерапия благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей,повысит статус группы, если:

    В 1-ом этапе созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией:

    • Инструменты
    • Материально-техническая база
    • Подбор методической литературы по проблеме.

    Во 2-ом этапе выработка методических приемов : специальные музыкальные упражнения, игры, задания;

    Подборка специальных музыкальных произведений.

    3 этап интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности : арттерапия, сказкотерапия, хореография, театральная деятельность.

    Я использовала следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, метод сказкотерапии.


    МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    ДИАГНОСТИКА

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

    РАБОТА С ДЕТЬМИ

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

    РАБОТА СПЕДАГОГАМИ


    Виды музыкальной деятельности

    Здоровьесберегающие технологии

    Вводная ходьба

    Дыхательная гимнастика

    Музыкально-двигательные упражнения

    Артикуляционная гимнастика

    Слушание музыки

    Пальчиковые игры

    Распевание

    Музыкотерапия(активная)

    Музыкотерапия пассивная

    Пение, песенное творчество

    Игры, хороводы, инсценировки

    Речевые игры

    Пляски, танцевальное творчество




    Взаимодействие с педагогами

    Ведется совместная работа с педагогами детского сада. Ведется подборка репертуара. Составление сценария и обсуждение его. Ведем совместную подготовку к тем или иным мероприятиям.



    Работа с родителями

    Проводится просветительская работа с родителями.

    Привлечение внимания родителей к новым формам работы дошкольного образовательного учреждения по всестороннему развитию личности ребёнка.

    Анкетирование родителей

    Родители отвечают на вопросы, по ним я определяю, как обстоят дела с музыкальным воспитанием в семье.

    1.Слушаете вы с детьми музыку дома?

    2 . Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прослушанной музыке?

    3. Поёте с детьми?

    4. Есть ли музыкальные инструменты?

    5.Играете на музыкальных инструментах?

    6.Любите серьезную музыку?




    Слушание музыки

    Использование музыки поможет снизить интенсивность эмоциональных реакций, замкнутость неадекватность поведения, поэтому так важно правильно подобрать ту или иную мелодию, учитывая эмоциональное состояние ребёнка.

    Если ребёнок испытывает печаль ,то можно включить медленную минорную музыку:

    • Чайковский-вступление Vи финал IV симфоний;
    • Бах-вторая часть концерта №5 Ре-минор.

    При раздражении, гневе , волнении и тревоге хорошо включить быструю минорную музыку: например,

    • Шуман- «Порыв»;
    • Шопен-скерцо №1;
    • Дебюсси – «Шаги на снегу», «Сирены».

    Спокойное настроение создаст медленная мажорная музыка:

    • Шуберт- «Аве Мария»;
    • Бородин-ноктюрн из «Струнного квартета»;
    • Равель- «Павана».

    Радость, веселье, торжество выражают быстрые мажорные мелодии:

    • Лист-финалы рапсодий №6,12;
    • Равель- «Болеро»


    Музыкально-двигательные упражнения

    • Основные движения . Изобразительные движения и жесты.

    Начиная с младших групп осваивают « Гимнастику жестов»-

    Специально подобранные игровые упражнения-этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов: ласки, радости, злости, плача, просьбы, испуга, согласия и т.д.

    • Музыкально-двигательные этюды.

    Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд.

    Музыкально-двигательные этюды -это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, её раскрепощению.


    Пение и здоровье

    Человеческий голосовой аппарат - необычный музыкальный инструмент, ничто не может сравниться с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков. Но главное-это «говорящий» музыкальный инструмент. Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса - непосредственно к его чувствам.

    Звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20% уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Этот своеобразный вибрационный массаж внутренних органов может стимулировать и улучшать их работу.

    Кроме того, систематические занятия пением развивают экономное дыхание, благотворно влияют не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их.

    Что касается значения пения как средства самовыражения, то его трудно переоценить. Оно очень хорошо действует на психоэмоциональное состояние человека.

    Наверное, именно поэтому среди певцов много долгожителей.

    Еще одно важное достоинство пения – оно помогает расслабиться, избавляет от стрессов, облегчает общение. Эти свойства пения особенно ценны для современных детей.

    Так что занятия пением, овладение приемами классического и всеми формами народного певческого искусства – один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни.



    Игры, инсценировки и хороводы

    Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности.

    Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.






    Диагностика развития музыкальной деятельности

    Май 2012г.


    Диагностика аффективно – эмоциональной сферы

    Май 2012г.




    МУЗЫКОТЕРАПИЯ Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.




    МУЗЫКОТЕРАПИЯ И ПСИХОЭМОЦИАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЁНКА Два аспекта воздействия музыкотерапии: 1)психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма); 2) психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния). Музыкотерапия применяется и в индивидуальной, и в групповой форме. Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии: рецептивной активной интегративной


    СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ Способ воздействия Название произведения АвторВремя Моделирование настроения (при переутомлении и нервном истощении) «Утро», «Полонез» Э. Григ, Огинский 2-3 мин. 3-4 мин. При угнетённом, меланхолическом настроении «К радости», «Аве Мария» Л. Ван Бетховен, Ф. Шуберт 4 мин. 4-5 мин. При выраженной раздражительности, гневности «Хор пилигримов», «Сентиментальный вальс» Р. Вагнер, П. Чайковский 2-4 мин. 3-4 мин. При снижении сосредоточенности, внимания «Времена года», «Лунный свет», «Грёзы» П. Чайковский, К. Дебюсси, Р. Дебюсси 2-3 мин. 3 мин. Расслабляющее воздействие«Баркарола», «Пастораль», «Соната до мажор» (ч 3), «Лебедь», «Сентиментальный вальс» романс из кинофильма «Овод», «История Любви», «Вечер», «Элегия», «Прелюдия 1», «Прелюдия 3», Хор, П. Чайковский, Бизе, Лекана, Сен-Санс, П. Чайковский, Д. Шостакович, Ф. Лей, Д. Леннон, Форе, И. С. Бах, 2-3 мин. 3 мин. 3-4 мин. 2-3 мин. 3-4 мин. 4 мин. 3-4 мин. 2 мин. 4 мин. 3 мин. Тонизирующее действие«Чардаш», «Кумпарсита», «Аделита», «Шербургские зонтики» Монти, Родригес, Пурсело, Леграна 2-3 мин. 3 мин. 2-3 мин. 3-4 мин.


    АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных методов, приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике: метод арттерапии метод цветотерапии элементы сказкотерапии игротерапия психогимнастические этюды и упражнения вокалотерапии прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах


    АРТТЕРАПИЯ Детям очень нравится метод арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.


    ЦВЕТОТЕРАПИЯ Данный метод включает в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например, в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкально-ритмических движениях можно предложить детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также рекомендуется использовать эти цвета.




    ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ И УПРАЖНЕНИЯ На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).


    ИГРОТЕРАПИЯ Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии. Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы


    ВОКАЛОТЕРАПИЯ Также очень популярен метод вокалотерапии. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…» и.т.п.


    МУЗИЦИРОВАНИЕ НА ДЕТСКИХ ШУМОВЫХ И РУССКИХ НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.


    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА 1.Утренний приём в детском саду под музыку Моцарта. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения: «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт») Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа) Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка») Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)


    2. Музыкальнотерапевтическое занятие (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза) состоит из 3-х фаз: Установление контакта (формирование определенной атмосферы, налаживание контакта между взрослым и детьми, подготовка к дальнейшему прослушиванию. Снятие напряжения (музыкальное произведение по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку). Расслабление и заряд положительными эмоциями (музыкальное произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма). Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА


    3. Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно- психического здоровья детей. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями: Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр) П.И. Чайковский «Времена года» Бетховен, соната 14 «Лунная» Бах – Гуно «Аве Мария» Колыбельные мелодии Голоса океана РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА


    4. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии: «Классические мелодии для детей и их родителей» Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром» Бах «Органные произведения» А.Вивальди «Времена года» Голоса природы РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЕТСКОГО САДА


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ Музыкотерапия будет благотворно влиять на общее эмоциональное состояние детей, повысит их эмоциональный статус, если: будут созданы благоприятные условия для занятий с детьми музыкотерапией; продуманы методические приемы: специальные музыкальные упражнения, игры, задания; подобраны специальные музыкальные произведения; задействованы все органы чувств у детей; установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.



    ИСТОЧНИКИ МАТЕРИАЛОВ: 1. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова; художник Б.Л. Аким. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.