Орден розенкрейцеров, противостояние иллюминатам. Учение розенкрейцеров рассматривает семь миров Степень розенкрейцера в масонстве

Они носили названия «Fama Fraternitatis RC » (Слава Братства RC ) и «Confessio Fraternitatis » (Вероисповедание братства RC ). В 1616 г. к ним прибавился аллегорический трактат «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца ». Из этих текстов следовало, что в Европе издревле существует «наиболее чтимый орден» мистиков-философов-учёных, ставящих своей целью «всемирную реформацию человечества». Согласно розенкрейцерам, их учение построено «на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства» , что отчасти символизируется эмблемой братства - розой , распускающейся на кресте .

В первые века своего существования розенкрейцерство было тесно связано с лютеранством и вообще с протестантизмом . Фрэнсис Йейтс видит в розенкрейцерах XVII века предшественников века Просвещения . Согласно историку Дэвиду Стивенсону, это культурное движение оказало существенное влияние на становление в Шотландии сходного мистического общества - масонства . В последующем многие тайные общества производили свою преемственность и обряды полностью или частично от немецких розенкрейцеров XVI-XVII вв. (а через их посредство - от храмовников или даже рыцарей Круглого стола).

Три манифеста

В тексте «Fama Fraternitatis» изложена легенда о немецком учёном и философе-мистике, именуемом «брат C.R.C.» (лишь в третьем манифесте его имя расшифровано как Христиан Розенкрейц , что значит буквально «Роза-Крест»). Утверждается, что «наш Отец Христиан» родился в 1378 году и прожил 106 лет. В первом манифесте говорилось, что Христиан первоначально воспитывался в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую землю. Однако путешествию в Иерусалим он предпочёл общение с мудрецами Дамаска , Феса и таинственного Дамкара. Вернувшись на родину вместе с тремя учениками он создал «братство розы и креста», главной целью которого было постижение божественной мудрости, раскрытие тайн природы и оказание помощи людям. Традиционно датой создания братства считается 1407 год.

Согласно легенде, во время жизни Христиана Розенкрейца «орден розы и креста» состоял не более чем из восьми членов, каждый из которых был доктор или бакалавр. Все они поклялись не взимать плату за лечение больных, сохранять братство в тайне и найти себе замену прежде, чем умрут. В 1484 году Розенкрейц умер, и только через 120 лет его могила с секретными книгами (согласно его предсказанию) была обнаружена его последователями. На его мавзолее был выведен латинский девиз: «От Бога рождаемся. Во Христе умираем. Воскресаем в Духе Святом» .

Три манифеста розенкрейцеров, появившиеся в Германии начала XVII века, привлекли к себе живой интерес современников. Многие выдающиеся учёные и философы того времени пытались подтвердить реальное существование загадочного братства - и впоследствии некоторые из них (как, например, Михаэль Майер - лейб-медик и секретарь императора Рудольфа II) уверяли, что им это удалось. Гораздо чаще манифесты расценивали в качестве мистификации или аллегории (таково, например, было отношение к ним Фрэнсиса Бэкона ), а реальное существование тайного общества отрицалось.

«Манифесты розенкрейцеров задумывались (по крайней мере, по словам их предполагаемых авторов) как интеллектуальная игра, более или менее шуточный литературный опыт в духе утопического жанра», - утверждает Умберто Эко . Авторство «Химической свадьбы» приписывал себе лютеранский богослов Иоганн Валентин Андреа (1586-1654), характеризовавший это сочинение как игралище праздного ума . В поздних работах он насмехается над алхимией и помещает её в один ряд с музыкой, искусством, театром и астрологией как дисциплинами самыми легковесными. Фрэнсис Йейтс оспаривает его авторство , и это мнение является наиболее распространённым .

Эмблема розы, распускающейся на кресте, использовалась более чем за 80 лет до публикации первого манифеста - в португальском монастыре ордена Христа (Конвенту-де-Кришту) . Этот орден является правопреемником тамплиеров на территории Португалии. В 1530 г. был издан второстепенный труд Парацельса «Prognosticatio Eximii Doctoris Paracelsi», где также присутствует образ двойного креста на распустившейся розе .

Розенкрейцеры в XVII и XVIII вв

В сочинениях розенкрейцерской тематики, появившихся в продолжение XVII века, в прямом и переносном смысле описываются девять стадий инволютивно-эволютивной трансмутации троичного тела человека, троичной души и троичного духа, что составляет традиционное для многих тайных учений понятие «посвятительного пути».

Манифесты начала XVII в. привлекли к себе внимание во многих уголках Европы. Идея существования тайного братства алхимиков и мудрецов, которые стремились совершенствовать искусства, науки, религию и умственную жизнь своих государств, казалась тогда новой и востребованной, ведь континент разоряли политические и религиозные раздоры. Манифесты неоднократно переиздавались, что стимулировало появление новых текстов, авторы которых стремились подтвердить или опровергнуть существование тайного братства. Пик интереса к тайному обществу был достигнут в 1622 году, когда на стенах зданий на центральной площади Парижа в течение нескольких дней последовательно появились две афиши. Первая гласила: «Мы, Представители Высшей коллегии розы-креста, действительно находимся, явно, и незримо, в этом городе(…)», а вторая афиша заканчивалась словами: «Мысли вместе с истинным желанием ищущего, приведут нас к нему, и его к нам» .

Для понимания реакции на манифесты розенкрейцеров наиболее важны сочинения Михаэля Майера (1568-1622) из Германии ; Роберта Фладда (1574-1637) и Элиаса Эшмола (1617-1692) из Англии . Среди прочих, о розенкрейцерстве рассуждали Даниэль Мёглинг , Готтхард Артузиус, Юлиус Спербер, Адриан фон Минсихт , Габриэль Нодэ , Томас Вон . Так, Эшмол был убеждён в реальном существовании тайного общества Розы и Креста . Другой видный апологет розенкрейцерства - Михаэль Майер. Он настаивал, что братья R.C. существуют для того, чтобы развивать священные искусства и науки, включая алхимию . Впрочем, сам Майер никогда не заявлял о собственных попытках получить драгоценные металлы (так же, как Генрих Кунрат и другие предполагаемые розенкрейцеры): в текстах розенкрейцерского круга акцент делается на алхимию духовную как своего рода символ преобразования (превращения) человеческой души.

С полной уверенностью говорить о существовании розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века. В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер под псевдонимом Sincerus Renatus («искренне обращенный») опубликовал трактат, озаглавленный «Теоретико - практическая теософия. Истинное и полное приготовление философского камня братства от Ордена злато-розового креста» . В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер представлялся членом этого братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт . Братством управляет «император », в него принимаются лишь масоны в степени мастера . Две другие вехи в развитии розенкрейцерской доктрины XVIII века - «Opus magocabalisticum et theosophicum» Георга фон Веллинга (1719, рассмотрение алхимии и учения Парацельса) и «Aureum Vellus oder Goldenes Vliess» (1749, опубликовано под псевдонимом Герман Фиктульд ).

Писателей XVII века, благожелательно настроенных к розенкрейцерам, озадачивало отсутствие каких-либо реальных подтверждений существования тайного общества в современной им Европе. Автор памфлета «Pia et Utilissima Admonitio de Fratribus Rosae Crucis» (1618) объяснял это тем, что розенкрейцеры отбыли на Восток из-за потрясений, связанных с началом Тридцатилетней войны . Упомянутый выше Зигмунд Рихтер также повторяет эту легенду, равно как и исследователь оккультизма Рене Генон . Вместе с тем Артур Эдвард Уэйт (видный историк масонства и мартинист) относился к легендам о связи розенкрейцеров с Востоком крайне скептически . На почве спекуляций насчет преемственности в XIX-XX вв. образовалось много нео-розенкрейцерских обществ. Они претендуют на продолжение оккультной традиции, идущей якобы от «Коллегии незримых » или на преемственность от «Неведомых высших» (Supèrieur Inconnu), «тайных вождей» и т. п.

Орден золотого и розового креста

Наиболее ранний документ, свидетельствующий об интеграции розенкрейцеров с масонами, датирован в 1761 годом . Его обнаружил в конце XIX века историк масонства Людвиг Абафи, работая в архиве венгерских графов Фештетич. В этой записке некий член «пражского сообщества» излагает обряды ордена розенкрейцеров и перечисляет его «отцов», которые живут в Праге, Регенсбурге и Франкфурте ; многие из них одновременно являлись членами масонских лож. Приводимый им устав общества практически дословно совпадает с уставом общества неведомых философов (рhilosophes inconnus ), который был опубликован бароном де Чуди в 1766 г., и, вероятно, имеет французское происхождение .

После усовершенствования иерархии ордена розенкрейцеры объявляются в Силезии и со временем проникают в Берлин, Венгрию, Польшу и Россию . В 1767 и 1777 гг. были предприняты первые известные попытки преобразования ордена розенкрейцеров. Наиболее заметным апологетом обновлённого розенкрейцерства был марбургский профессор медицины Фридрих Шрёдер (1733-1778). По характеристике В. Н. Перцева , наивысший расцвет учения пришёлся на правление в Пруссии мистически настроенного короля Фридриха Вильгельма II : розенкрейцерство «умерло вместе с ним, и только жалкие остатки его всё ещё продолжали кое-где существовать» .

В конце XVIII века члены Ордена золотого и розового креста утверждали, что розенкрейцерство основано последователями египетского мудреца Ормуза (Ormusse) и «Licht-Weise», которые эмигрировали в Шотландию под именем «Строители с Востока» . После этого изначальный орден якобы исчез, пока не был восстановлен Оливером Кромвелем как франкмасонство. Общество золотого и розового креста разработало и современную символику розенкрейцерства, изложенную в трактате Geheime Figuren der Rosenkreuzer (Альтона, 1785 г.).

Степень розенкрейцера в масонстве

«Рыцарь розы и креста» - 18° в Древнем и принятом шотландском уставе . Первые упоминания об этом градусе относятся к 1765 году. Градус вошёл в ритуальную практику и получил широкое распространение после 1780 года.

После 1782 года масонство добавило в свою ритуальную практику египетские, греческие и друидические мистерии . Маркони де Негре со своим отцом Габриелем Маркони в 1839 году учредил масонский устав Мемфиса , отталкиваясь от более ранних алхимических и герметических изысканий розенкрейцерского учёного барона де Вестерода. Таким образом, степень Рыцаря розы и креста появилась и в египетском масонстве. Данная степень также как и в ДПШУ практикуется, либо в 18°, либо в 17° .

Степень Рыцаря розы и креста встречается в дополнительных орденах Французского устава . Так, посвящение в неё проходит в 4 ордене этого устава .

Избранные коэны и мартинизм

Основные составляющие Учения
Направления оккультной практики
Мартинисты
Деятели, оказавшие влияние
Мартинистские организации
† Основные символы и понятия †
Связанные с мартинизмом организации
Книги
Издательства

С 1754 года и до самой своей смерти в 1774 году Жак де Льерон Йоахим де ла Тур де ла Казе Дом Мартинес де Паскуалис - потомственный масон , унаследовавший от отца патент, якобы тому выданный Карлом Стюартом и наделявший его правом «возводить храмы во славу Великого Архитектора», неустанно работал над учреждением и продвижением своего Ордена Рыцарей-масонов избранных коэнов Вселенной .

Современные общества

Разнообразные группы, связывавшие себя с «розенкейцерской традицией», можно разделить на три категории: эзотерическо-христианские розенкрейцерские общества, исповедующие Христа ; масонские розенкрейцерские общества, такие как Societas Rosicruciana; инициатические общества, такие как Золотая Заря и Ancient Mystical Order Rosae Crucis.

Эзотерические христианские розенкрейцерские общества содержат эзотерические знания, относящееся ко внутреннему учению христианства.

После смерти Шварца первенство во внутренних ступенях ордена перешло к московской группе Н. И. Новикова . Новиков утверждал, будто первым открыл ему, что «истинное масонство есть таинство розенкрейцеров» мистически настроенный фельдмаршал Репнин , предупредив, впрочем, что «истинных розенкрейцеров… весьма трудно найти, а вступление в их общество ещё труднее» .

«Вооружение Рыцарей формировало рыцарский круг: Круглый Стол, в котором появился Грааль ; сначала хранимый рыцарями Грааля, затем Рыцарями Тамплиерами, а в конечном счёте - розенкрейцерами. <…> Старшее поколение (Кунрат, ван Хельмонт и другие) вполне развито; линия ушла, как говорится, под землю; и это было Восточное Братство, которое на самом деле и посвятило Новикова. <…> Я вызван на помощь; вместе с Минцловой мы трое составим настоящий треугольник для строительства храма рыцарей; вокруг этих „двух“ соберутся кружки; Минцлова будет осуществлять связь с Братством Посвящённых».

Минцлова передала своим последователям в России и трёхчастный девиз розенкрейцеров: «Ex Deo Nascimur (E.D.N.) In Christo mortimur (I.C.M.) In Spiritu Sancto Renascimur (I.S.S.R.) ». Письма другим адептам тайного учения Иванов подписывал I.C.M., а Белый - I.S.S.R. Свою повесть «Котик Летаев» (1915-16) Белый закончил словами: «Во Христе умираем, чтоб в Духе воскреснуть» . В этот период мотив розы и креста стал одним из определяющих в поэзии Иванова , а Александр Блок , увлёкшись мистическими учениями, создал в 1912 г. своё любимейшее детище - пьесу «Роза и крест» .

Первый в России нового времени кружок последователей розенкрейцерского учения организовал в Озерках под Петербургом в 1907 г. аптекарский служащий Александр Кордиг . Теория заговора причисляет розенкрейцеров к числу движущих сил российской революции 1917 года . Прежде своего исчезнования в 1910 году Минцлова рассказывала, что «будто бы имела беседу с одним из великих князей и что будто бы этот последний поставил вопрос, как нам быть с нашей родиной и что делать с царём Николаем Вторым » .

Благодаря уцелевшим орденским документам и текстам известно духовное братство квази-розенкрейцеров «Lux Astralis», основанное поэтом Б. М. Зубакиным и существовавшее с 1912 по 1937 гг. С 1916 по 1933 гг. существовал орден «Московских розенкрейцеров-манихеистов» (орионийцев), члены которого разработали церемониальную магию .

Под руководством В. К. Чеховского и Е. К. Тегера в общем кругу мистических, религиозных и оккультных движений, организаций и групп, действовавших в России в 1920-х годах, с 1925 по 1928 гг. существовал Розенкрейцерский орден «Эмиш редевивус», ставивший перед собой задачу опытным путём овладеть оккультными силами природы, на практике возродив утраченную за века полноту древнего посвящения и «проводивший постановку лабораторных опытов по передаче мысли на расстоянии, экстериоризации, культивированию элементалей, оперативной магии» .

Одним из последних розенкрейцеров в России был Д. С. Недович , о встрече с ним в Бутырской тюрьме пишет Лев Копелев в книге «Хранить вечно».

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Непосредственно в манифестах заявляется: «Мы обращаемся к вам притчами, но охотно предоставили бы вам правильное, простое, легкое и бесхитростное описание, понимание и знание всех секретов».
  2. В следующем столетии Уинн Уэсткотт (глава Общества розенкрейцеров в Англии и один из основателей Ордена золотой зари) утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного розенкрейцерского братства, основанного Христианом Розенкрейцем . Однако возглавляемое им общество является парамасонской организацией, основанной масонами регулярных английских уставов как система дополнительных степеней , в подражание Уставу Рыцарей-Благодетелей Святого Града Жана-Батиста Виллермоза , который первый ввёл градуса розы-креста в масонство и был автором соответствующего посвятительного ритуала , который используется и поныне в Шотландском уставе. Таким образом, авторитетность суждения основателей Ордена золотой зари в вопросе действительных розенкрейцерских братств, а не их подражателей - сомнительна.
  3. Главой ордена он называет франкфуртского купца Шварца.
  4. Согласно этой традиции, розенкрейцерский орден был основан в 46 году н. э., когда александрийский мудрец-гностик Ормуз и шестеро его сторонников были обращены одним из апостолов Иисуса Марком . Их символом, как говорят, был красный крест, увенчанный розой, что указывает на розу-крест. Сторонники учения исходят из того, что розенкрейцерство появилось путём очищения египетских мистерий высшим учением раннего христианства .

Источники

  1. The Catholic Historical Review, Vol. 5, No. 2/3 (Jul. - Oct., 1919), pp. 265-270 by Joseph A. Murray; Review of New England and the Bavarian Illuminati by Vernon Stauffer; Vol. LXXXII of Studies in History, Economics and Public Law by The Faculty of Political Science; Columbia University Press (1918) (неопр.) . Catholic University of America Press.
  2. Rosicrucian Enlightenment - F.A. Yates - Google Книги
  3. Christianity: The First Three Thousand Years - Diarmaid MacCulloch - Google Книги
  4. О литературе. Эссе - Умберто Эко - Google Книги
  5. Macedo, António de (2000), Instruções Iniciáticas - Ensaios Espirituais , 2nd edition, Hughin Editores, Lisbon, ISBN 972-8534-00-0 , p.55
  6. Gandra, J. Manuel (1998), Portugal Misterioso (Os Templários ), Lisbon, pp. 348-349
  7. Stanislas de Guaïta . Au seuil du Mystère . Paris: Georges Carré, 1886.
  8. Cited by Sédir in Les Rose-Croix , Paris (1972), pp. 65-66
  9. Sédir (1972), Les Rose-Croix , Paris, p. 59 to 68
  10. См. «Theatrum Chemicum britannicum » 1650 г.
  11. The Rosicrucians: The History, Mythology, and Rituals of an Esoteric Order - Christopher McIntosh - Google Книги
  12. Guénon, René, Simboles de la Science Sacrée , Paris 1962, p.95ff
  13. Rose Cross and the Age of Reason, The: Eighteenth-Century Rosicrucianism in ... - Christopher McIntosh - Google Книги
  14. A Rosicrucian Utopia in Eighteenth-Century Russia: The Masonic Circle of N.I ... - Raffaella Faggionato - Google Книги
  15. Christopher McIntosh. Rose Cross and the Age of Reason: the Eighteenth-Century Rosicrucianism in Central Europe and its Relationship to the Enlightenment. The State University of New York Press, 2012. 2nd ed. ISBN 9781438435619 . P. 46-50.
  16. Arnold Marx. Die Gold- und Rosenkreuzer. Ein Mysterienbund des ausgehenden 18. Jahrhunderts in Deutschland . // Das Freimaurer-Museum, 1930, № 5. P. 16.

Древний Мистический Орден Розы и Креста является мировой философской организацией, хранящей и развивающей древнее Знание. Цель ее состоит в том, чтобы приблизить человека к пониманию законов Мироздания, действующих внутри и вне его, и тем самым открыть для человека горизонты более счастливой и плодотворной жизни. Орден не является ни религией, ни сектой, его члены свободны во всех отношениях. Однако внутри него запрещены любые политические дискуссии. Согласно своему девизу "Самая широкая терпимость при самой строгой независимости", он не навязывает никакой догмы, но предлагает свое учение тем, кто интересуется духовностью и мистицизмом. Следует уточнить, что термин "мистический", входящий в его название, имеет греческое происхождение и является производным от слова "тайна". В древности оно означало также "сокрытое знание", что можно определить как некий синоним науки для того отдаленного времени.

Независимость Ордена, названная в его девизе, означает, что он никогда не станет частью другого движения и не попадет под влияние другой организации. В этой связи уместно ответить на часто задаваемый вопрос о его отношении к масонству:орден не имеет никакого отношения к франкомасонам. С самого своего основания он был совершенно независим, от какой бы то ни было другой организации и именно поэтому смог проявить столь широкую терпимость ко всем философским и мистическим течениям. В общественном сознании по понятным причинам существует аберрация по поводу различных, тайных в прошлом или в настоящем, организаций.

Говоря об истории розенкрейцеров, следует разделять два аспекта. Один из них - это аллегорические легенды и рассказы, на протяжении веков передаваемые розенкрейцерами из уст в уста. Другой составляют хронологически последовательные факты, подтвержденные документально.

Часто в тесной связи с историей розенкрейцерства упоминается имя Кристиана Розенкрейца (1378-1484) как основателя Ордена, из чего делается вывод, что Орден появился только в ХIV веке. В действительности это не так. Когда в каждой стране наступал момент, благоприятный для возрождения Ордена, осуществлялись необходимые действия, появлялись манифесты, возвещавшие об открытии "склепа", где покоилось "тело" Великого Магистра КРК вместе с редкими ценностями и манускриптами, дававшими право начать новый цикл активности Ордена. Возвещение это было аллегорическим актом, и за инициалами "КРК" не скрывалось реальное лицо. Они были символическим титулом, которым наделялись некоторые руководители Ордена.

Розенкрейцерская традиция возводит происхождение Ордена к школам мистерий Древнего Египта, появившимся около 1500 лет до нашей эры при фараоне Тутмосе III. Одной из первых школ мистерий в Египте была школа Осириса. Ее учение касалось жизни, смерти и воскрешения зтого бога. Оно представлялось в форме ритуальных драм, и только людям, доказавшим свое стремление к постижению тайн бытия, могли быть открыты осирические мифы. Мистические занятия имели закрытый характер и проходили в специально построенных храмах. К этим храмам традиция относит египетские пирамиды, которые были не усыпальницами фараонов, но местами мистических занятий и посвящений. Собственно организация сформировалась к 1350 году до н.э., в царствование фараона Аменхотепа IV, более известного под именем Эхнатона. Этому просвещенному мистику человечество обязано появлением первой в истории монотеистической религии. Древнегреческие философы Фалес и Пифагор способствовали распространению в Греции идей, принесенных ими из Египта (VII-VI вв. до н.э.). В III веке н.э. под влиянием Плотина Орден распространился в Италии, а начиная с VIII века, в эпоху Карла Великого, Орден проникает во Францию, Германию, Англию и Нидерланды. На протяжении последующих веков алхимики и тамплиеры распространяли его на Востоке и Западе.

В ХVII веке Орден приобрел наибольшую известность после публикации и широкого распространения трактата "Fama Fraternitatis". В этот период Орден стал официально известен как Орден Розы и Креста. В 1693 г. европейские розенкрейцеры под предводительством Магистра Иоханнеса Кельпиуса достигли берегов Нового Света и обосновались в Филадельфии. Спустя несколько лет в Пенсильвании, где они основали свою колонию, начала работать типография, в которой было издано большое количество мистической литературы. Благодаря этим переселенцам, учение розенкрейцеров распространилось в Америке. Многие американские институты родились под его влиянием и получили беспрецедентное развитие в этой стране науки и искусства. Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин тесно сотрудничали с этими розенкрейцерами.

Учение розенкрейцеров непрерывно обогащалось в результате работы мистиков на пути познания тайн Вселенной, природы и самого человека. К знаниям, добытым мудрецами Древнего Египта, добавились концепции мыслителей Античной Греции, дополненные несколько веков позднее неоплатониками. Затем они были обогащены опытами алхимиков-розенкрейцеров средневековья. Известные люди эпохи Возрождения и нового времени, оставаясь в русле традиции, созданной их замечательными предшественниками, уточнили и расширили многие аспекты античного наследия. Среди них мы встретим имена Леонардо да Винчи, Парацельса, Ф.Рабле, Ф.Бэкона, Я.Беме, Р.Декарта, Б.Спинозы, Б.Паскаля, И.Ньютона, Г,Лейбница, Калиостро, М.Фарадея, К.Дебюсси и многих других. Все они были членами Ордена или имели с ним непосредственную связь. С начала ХХ века другие розенкрейцеры, будучи признанными авторитетами во многих областях - физике, химии, биологии, медицине, философии - пополняли это учение. Поэтому розенкрейцер не изучает доктрину некоего властителя дум или гуру, мистическое знание, к которому он приобщается, не является застывшим во времени. Его работа основана на законах и принципах, прошедших испытание практикой и отражающих все, что человеческий гений создал во славу Разума Мироздания.

Учение Ордена состоит из четырех частей, каждая из которых, в свою очередь, делится на ступени. Вот, например, краткий обзор тем, изучаемых в секции "Посвященных" : фундаментальные законы, управляющие микро- и макрокосмом; обьективная, субьективная и подсознательная области сознания; законы органической жизни и космическая энергия; розенкрейцерская онтология; неизвестная и известная философия Древней Греции; гигиена и терапия; психическое тело человека, нервные центры; душа, свобода воли, перевоплощение; экстрасенсорика, вибротургия, телепатия, мистическая регенерация и др. Параллельно с вышеназванными темами учение розенкрейцеров предлагает также большое число опытов, призванных развить некоторые способности , непроявленные у большинства людей: интуицию, визуализацию, ментальное творчество, телепатию, космическую гармонизацию и прочие. Доктрина розенкрейцеров является практической и должна позволить каждому влиять на свою жизнь, организовывать ее согласно своим собственным ожиданиям.

Красноречивы в этом смысле слова Р.М.Льюиса, главы Ордена с 1939 по 1987 гг., в его труде "Внутреннее святилище" : "Мистик может и должен добиваться таких результатов в работе, науке и или искусстве, которые принесли бы ему уважение коллег и адептов. Он должен столь же легко обращать свое сознание внутрь самого себя, как и наслаждаться величием Мироздания. Лишь незнание заставляет некоторых представлять себе мистика как человека, не способного к преодолению повседневных материальных препятствий. Считать его беспомощным, безгласным в земном мире, думать, что ему нужно прятаться в горах, чтобы избегать реальной жизни, есть оскорбление тех возможностей, которые мистик развил в себе. Если вы хотите узнать мистика, не ограничивайте свои поиски монастырями и храмами. Когда вы встретите человека активного, прилежного, общительного, любимого близкими и соседями, терпимого в религиозной области, способного показать вам в самой простой вещи мощь и величие Бога, знайте - перед вами мистик".

Гармоничное сочетание духовного и физического развития человека, одинаковое уважение к духовному и материальному миру являются залогом построения более счастливой и достойной жизни. И эту основополагающую идею наилучшим образом демонстрирует основной символ ордена - Роза и Крест, в котором золотой крест представляет физическое тело человека и испытания его земной жизни, а красная роза в центре креста символизирует душу и ее постепенный расцвет в последовательности воплощений

Розенкрейцеры — члены тайного религиозно-мистического общества, существовавшего в Германии и Голландии в 17-18 вв.

Их символом является изображение розы , распускающейся на кресте, что ассоциируется у розенкрейцеров с воскрешением и искуплением Иисуса Христа.

Во всем мире Орден Креста и Розы известен под аббревиатурой «А.М.О.Л.С». Сами розенкрейцеры утверждают, что их, традиции уходят корнями в эпоху якобы существовавшей очень давно мифической цивилизации Атлантиды. Учения атлантов в области магии, астрологии, алхимии и иных эзотерических наук, по мнению некоторых исследователей, после гибели Атлантиды были отчасти переняты и дополнены древнеегипетскими жрецами. И в дальнейшем попали в руки к розенкрейцерам.

Стоит отметить, что большое место в учении и деятельности розенкрейцеров занимали идеи нравственного самоусовершенствования , оккультные науки — магия, кабалистика, алхимия, поиски «философского камня», «жизненного эликсира» и других мистических учений.

Из их доктрины известно, что очень многое ими было заимствовано из множества самых разных религий и философий. Но, в большей степени, Розенкрейцерство связывали с протестантизмом и лютеранством.

В свою очередь, Розенкрейцеры также послужили приемниками многих обществ и орденов. Многие Тайные Общества утверждали, что получили свою преемственность и таинства, полностью или частично, от изначальных Розенкрейцеров. Некоторые современные Общества, которые относят дату основания Ордена к ранним столетиям, были созданы для исследования Розенкрейцерства и близких к нему тем.

История розенкрейцерских обществ восходит к 1378 году, когда, по преданию, в Германии родился Христиан Розенкрейц. Все подробности его биографии известны лишь из розенкрейцерских документов начала XVII века, поэтому невозможно сказать, существовала ли в действительности такая личность, или был ли у нее хотя бы конкретный исторический прототип.

Согласно розенкрейцерскому преданию, изложенному в манифесте «Слава Братства RC» («Fama Fraternitatis RC»), опубликованному между 1607 и 1616 годами и заявлявшему о существовании Тайного Братства Алхимиков и мудрецов. Христиан Розенкрейц описывается в нем, как немецкий ученый и философ-мистик, чье имя было расшифровано как «Роза-Крест». Воспитывался Христиан Розенкрейц первоначально в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую Землю. Однако паломничеству в Иерусалим он предпочел общение с мудрецами Дамаска, Феса и таинственного Дамкара. Вернувшись на родину, приблизительно в 1407 году вместе с тремя своими учениками он создал Братство Розы и Креста, главной целью которого было постижение Божественной мудрости, раскрытие Тайн природы и оказание помощи людям.

Христиан Розенкрейц умер в 1484 году, и как он и предсказывал, ровно через 120 лет его могила с секретными книгами, была обнаружена членами его Братства. Первые розенкрейцерские документы с рассказом о тайном Братстве и его основателе были анонимно опубликованы в Европе и вызвали немалый переполох. Многие выдающиеся ученые и философы того времени пытались найти это загадочное Братство и, впоследствии, некоторые из них уверяли, что им это удалось.

С полной уверенностью говорить о существовании розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века. В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер, под псевдонимом Синцериус Ренатус («Искренне Обращенный»), опубликовал трактат, озаглавленный «Теоретико-практическая теософия. Истинное и Полное приготовление Философского Камня Братства от Ордена Злато-Розового Креста». В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер, представлялся членом этого Братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт. Любопытно отметить, что впоследствии, уже в XIX веке, Уинни Уэсткотт (глава Общества Розенкрейцеров в Англии и один из основателей Ордена Золотой Зари), утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного Розенкрейцерского Братства, основанного Христианом Розенкрейцем.

Впервые розенкрейцеры открыто объявили о себе в 1757 году, когда во Франкфурте было создано Братство Золотых Розенкрейцеров (или Братство Злато-розового Креста). Именно в нем, как следует из антирозенкрейцерской публикации «Разоблаченный розенкрейцер» (1781) некоего «Магистра Пьянко», использовалась десятиступенчатая система посвящения, впоследствии заимствованная (с небольшими изменениями) Обществом Розенкрейцеров в Англии, Орденом Золотой Зари и Орденом Серебряной Звезды.

Согласно этой системе, Орден делится на 10 степеней:
- Zelator (Ревнитель)
- Juniores (Ученик);
-Theoricus (Теоретик);
- Practicus (Практик);
- Philosophus (Философ);
- Adeptus Minor (Младший Адепт);
- Adeptus Major (Старший Адепт);
- Adeptus Exemptus (Свободный Адепт);
- Magister (Магистр);
- Magus (Маг);
- Supreme Magus (Верховный Маг).

В конце XVIII века создаются новые розенкрейцерские группы, самая известная из которых — Орден Азиатских Братьев, учрежденный «семью мудрыми отцами, представителями Семи церквей в Азии», о существовании которого объявляет в Вене в 1781 году барон Ханс Карл фон Эккер и Экхоффен. В этот Орден, помимо христиан, впервые приглашались и представители других конфессий — евреи и мусульмане. Азиатские Братья утверждали, что существуют с 1750 года и имеют пять степеней посвящения. По мнению французского исследователя XX века Робера Амбелена, «слово „Азия" не имеет никакого отношения к этому эзотерическому Ордену. Фактически речь идет о словесной аббревиатуре: посвященный в Орден получал звание „Egues a Sancti Ioannis Evangelista" („Рыцарь св. Иоанна Евангелиста"); начальные буквы этих слов составляют аббревиатуру EASIE».

История общества розенкрейцеров в России.

В России движение розенкрейцеров было основано во второй половине XVIII века. Ивану Григорьевичу Шварцу удалось установить связь с группой розенкрейцеров в Германии, и в 1782 году он возвратился в Россию, чтобы передать новую идею ордена. Основанный таким образом в России орден розенкрейцеров был секретным, о его существовании знали только наиболее влиятельные люди. С помощью первых российских розенкрейцеров были изданы переводы трудов Якоба Беме, Гермеса Трисмегиста и других авторов.

Орден в России просуществовал недолго. В 1786 году правительство запретило его деятельность . Некоторое время члены ордена собирались нелегально, но вскоре были подвергнуты гонениям и казням. Орден прекратил свое существование.

В 1930-х годах Ян ван Рэйкенборг со своим братом приезжал в Россию. Ситуация в это время была такова, что основать здесь Школу Розенкрейца оказалось невозможным. Однако Международное Духовное Руководство всегда держало Россию в поле зрения как благодатную почву для распространения Гностического учения.

Во второй половине ХХ века гностические идеи вновь достигли России. В 1992 году в Санкт-Петербурге в Музее-квартире А.С. Пушкина прошла выставка "500 лет гнозису в Европе". Один из учеников Школы прочел лекцию о гностическом учении розенкрейцеров и о Духовной Школе Lectorium Rosicrucianum. Собралась небольшая группа единомышленников, решивших следовать этому учению, и таким образом был создан Санкт-Петербургский центр Lectorium Rosicrucianum. Первые ученики обучались заочно. Международное Руководство Школы из учеников, знающих русский язык, в Голландском центре Школы организовало Русскую Комиссию. Члены этой Комиссии переводили необходимую литературу на русский язык и высылали ученикам в Санкт-Петербург. В настоящее время Русская Комиссия оказывает постоянную помощь Российскому Директорату, включающему в себя Санкт-Петербургский и Московский Центры.

Орден розенкрейцеров история возникновения

Первая версия

Отец С.R.С.

История возникновения и, возможно, реального существования общества Розы и Креста соткана из загадок, над разрешением которых уже не первый век тщетно бьются исследователи розенкрейцерства. Увы, пока им не удалось найти ничего, основанного на неопровержимых фактах. Остаются версии.

Первая версия состоит в том, что Орден розенкрейцеров существовал на самом деле и целиком соответствовал тому, как описано его возникновение в манифесте «Fama fraternitatis» (Слава братства), который, как полагают, был написан в 1610 году. В нем говорится, что эгоизм, алчность и стяжательство побуждают людей идти за ложными пророками и тем самым они отвращаются от подлинных знаний, которые Бог по своей милости им открывает. Требуется коренная реформа человеческого общества, и Бог призвал к этой великой миссии лучших философов и мудрецов.

Для осуществления такой реформы явился таинственный человек, называемый Высочайше Просветленный Отец C.R.C., немец по рождению, отпрыск знатной семьи, но человек бедный, который и основал «Секретное общество Розы и Креста».

Оказавшись в пятилетнем возрасте в монастыре, он скоро поднял, что нужных ему глубоких знаний там не получит, и через некоторое время решил совершить паломничество в Святую землю. Он побывал в таинственном арабском городе Аамкар, где познакомился с братством мистиков и каббалистов, потом в Фесе и в Испании, где его научили обращаться со стихийными началами (духами природы).

Вернувшись в Германию, он возобновил свою работу по реформированию наук и искусств. Он призвал на помощь трех братьев из монастыря, в котором прошли его отроческие годы, и взял с них торжественную клятву хранить доверенные им секреты для будущих поколений. Вот эта четверка и стала основателями Братства Розы и Креста. Они разработали секретный шифр и составили словарь, в котором классифицировали все сокровенные формулы высочайшей мудрости во славу Господа. Увеличив число членов до восьми, они заложили новый Дом под названием Святой дух. Отсюда они расходились по всем странам мира, распространяя свое оккультное учение среди мудрецов. Вскоре основатель общества умер, и никто не знал, где он погребен. Только 120 лет спустя при перестройке Дома Святого духа была обнаружена его гробница. Старик выглядел так, словно его только вчера опустили в могилу. В одной руке он держал Библию, в другой – таинственный манускрипт из пергамента, в котором сообщалось, что вскоре будет подготовлен труд «Fama», который разошлют мудрецам Европы на пяти языках, чтобы все могли узнать и понять секреты братства. Такова, как считается, история «Fama fraternitatis».

Вторая версия розенкрейцеров

Орден розенкрейцеров. Тайна возникновения братства

Масонские братья признают историческим факт существования Братства Розы и Креста, но они расходятся во многом в отношении того, как возник этот орден. Одни считают, что он появился в средневековой Европе в результате алхимических поисков, вторые полагают, что основателем ордена был немецкий ученый-теолог Иоганн Валентин Андреа.

Третьи убеждены, что он лишь реформировал уже существовавшее общество, которое было создано еще Корнелием Агриппой.

Четвертые высказывают мысль, что розенкрейцерство возникло в результате первого вторжения в Европу браминской и буддийской культур.

Некоторые уверены в том, что общество Розы и Креста было основано в Египте, а его философы продолжали разработку мистерий древних персов и халдеев. Если такое общество существует, то приходится только удивляться, как ему удалось сохранить свою полную секретность на протяжении веков. В своем известном труде «Секретные символы розенкрейцерства» доктор Ф. Хартман описывает Братство как секретное сообщество людей, обладающих сверхъестественными силами. Говорят, они способны предсказывать события будущего, проникать в глубочайшие тайны природы, превращать железо, медь, олово в золото, знают секрет «Эликсира жизни», или «Универсальной панацеи», с помощью которого способны сохранить вечную молодость и жизнь.

Настоящий розенкрейцер – это тот, кто вручает свое сердце божественной власти. Было много споров о происхождении самого названия – розенкрейцер. На самом ли деле это символ Розы и Креста, или такое название придумано специально для того, чтобы обмануть, увести в сторону непосвященных, не дать им возможности постичь истинную природу и назначение ордена. Так, Годфри Хиггинс полагал, что слово «розенкрейцер» происходит не от всем знакомого красивого цветка, а от слова «ros», то есть «роса».

Ученый, возможно, прав, так как процесс образования философского камня с помощью росы был на самом деле секретом, скрытым в названии. Из розенкрейцерства, как полагают, вышло масонство. «Неизвестные философы» стали «известными», создав организацию, через которую они могли действовать в материальном мире, не открывая своей тайны. Согласно широко распространенной точке зрения, штаб-квартира Ордена розенкрейцеров находится неподалеку от Карлсбада в Австрии. Но многие утверждают, что существует отдельная, сохраняющая свою индивидуальность организация, которая называется Богемскими братьями и находится в Шварцвальде (Германия).

Третья версия розенкрейцеров

Орден розенкрейцеров. Миф или реальность?

Эта версия отрицает розенкрейцеров, утверждая, что Орден этот никем и никогда не учреждался и является целиком и полностью продуктом чьего-то богатого воображения. Исследователи постоянно задают себе один и тот же вопрос – где же скрывается эта неуловимая группа метафизиков и почему их нигде не видно? Не было ли Братство Розы и Креста мифом, изобретением какого-нибудь циничного насмешника, пожелавшего зло высмеять алхимию, да и весь герметизм заодно?

Не был ли таинственный Отец C.R.C. всего лишь литературным персонажем, созданным гениальным Иоганном Андреа, который, попытавшись покончить с алхимией, стал, наоборот, ее невольным пропагандистом? Нет никакого сомнения, что один из самых ранних документов розенкрейцеров «Слава Братства» вышел из-под его пера.

Тайна, давно окружающая Братство, породила огромное количество споров. Одни упрямо защищают тезис о существовании Братства, другие приводят веские аргументы в пользу существования Ордена розенкрейцеров.

Никто и никогда не заявлял о своем знакомстве ни с одним из его членов. Многие даже утверждают, что к манифесту «Fama fraternitatis» приложил руку Фрэнсис Бэкон,– уж больно схож ее стиль со стилем его «Новой Атлантиды».

Четвертая версия розенкрейцеров

Орден розенкрейцеров. Христиан Розенкрейц

В 1614 году повсюду в Европе стала распространяться крамольная по тем временам «Слава Братства» и впервые прозвучало имя некоего Христиана Розенкрейца, якобы основавшего в XIV веке тайное общество. Никаких других сведений об этом розенкрейиеровском прародителе не сохранилось. Остается только полагаться на легенду. Подобно рыцарям-крестоносцам и бесконечным мистикам разных эпох, Христиан Розенкрейц получил посвящение в мистические таинства на Востоке.

Он родился в Германии, но совершил паломничество в Палестину. Пробыв три года в Дамаске и Иерусалиме, перебрался в Каир, затем путешествовал по странам Магриба, где приобщался к сокровенной мудрости тамошних магов.

Название ордена и выводят из его фамилии, которая означает «Розовый крест».

Могила X. Розенкрейца была случайно обнаружена в подземелье братства. В ней нашли написанный золотом свод откровений и пророчество о грядущем конце света.

Розенкрейцеры обещали своим сторонникам открыть доступ к высшим мировым тайнам и наставляли всех, как уберечься от болезней с помощью точного соблюдения требований христианской религии и нравственного образа жизни. Получившие посвящение обязывались безвозмездно лечить больных, принимать участие в собраниях ордена и, уминая, назначать себе преемника, который должен хранить тайну сто лет.

Основополагающая теория розенкрейцеров утверждает, что они на самом деле обладают сверхъестественными способностями, что они – жители двух миров и имеют физическое, материальное тело, которое не подвержено никаким – ни временным, ни пространственным пределам. Благодаря своей «астральной» форме они способны проникать в невидимый мир Природы и именно там, в недостижимом для обыкновенных людей мире, они обитают.

Братство разделено на степени, через которые каждый должен проходить шаг за шагом, приближаясь к Великой тайне.

Посвященные, принадлежащие к высшим степеням, не подвержены законам смерти.

Цели розенкрейцеров

Перечислим три главные цели, поставленные братьями:

1.Устранение всех монархических форм управления и замена их управлением избранных.

2. Реформация науки, философии и этики.

3. Открытие универсального лечения, то есть панацеи от всех болезней.

Адепты ордена розенкрейцеров

Альфонс Луи Констан (1810 - 1875), писавший под псевдонимом Элиафас Леви, первым предпринял попытку объединить магов-одиночек в единый интернациональный орден по образу розенкрейцеров. Его первая (в двух томах) книга «История магии» сделала его кумиром нового поколения оккультистов. Во исполнение заветов учителя они основали «Французский каббалистический орден розенкрейцеров», ставший первой академией сущего сатанизма. Вскоре подобные институты возникли в других странах Европы и Северной Америке.

Адепты ордена обладали секретом философского камня и знали тайну превращения простых металлов в золото.

В книге «Конфессио фратернатис» («Признания братства») говорится, что истинное Братство розенкрейцеров состоит из сверхчеловеков (что-то весьма похожее на махатм в Индии) и в нем представлены только те, кто способен преодолеть ограничения материального мира. «Так что мы будем невидимы человеческому глазу, покуда он не достигнет «орлиной зоркости». В мистицизме орел – символ инициации, и этим-то и объясняется неспособность все еще не возрожденного мира понять секреты ордена Розы и Креста .

Сторонники такой теории считают графа Сен - Жермена высшим адептом братства и даже утверждают, что Христиан Розенкрейц и он были одним и тем же лицом.

Орден розенкрейцеров, «Орден Розы и Креста» - теологическое и тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего средневековья в Германии Христианом Розенкрейцем. Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства - розой, распускающейся на кресте. Розенкрейцеры ставили перед собой задачи всестороннего улучшения церкви и достижение прочного благоденствия государств и отдельных лиц.

Символ ордена – крест и роза, которые считаются символами огня и света. В этом кресте розенкрейцеры видят символическое изображение Адама Кадмона. Роза и Крест символизируют также Воскресение и Искупление Христа. Это знак понимается как божественный свет Вселенной (роза) и земной мир страданий (крест). Понимается также как дуалистический символ (мужское и женское начало).

Непосредственно с этим символом (крест с розой в центре), связан другой: Чаша Грааля. Под Граалем понимается чаша с кровью Иисуса, которую собрал Иосиф Аримафейский. Эта чаша первоначально служила Христу и апостолам во время тайной вечери. Согласно легенде, когда Люцифер был свергнут с неба, из его короны выпал камень. Из этого камня и была сделана чаша для Тайной Вечери. Этот драгоценный камень в определенном отношении символизирует совокупную силу человеческих «Я». Одновременно человек представляет собой и крест, подобный чаше. На этом кресте должна расцвести роза – жизнь и любовь.

Еще один символ розенкрейцеров – змея, пригвожденная к Т-образному кресту. Это означает, что темной натуре человека (змея) придется умереть, если дух желает выполнить свое предназначение.

Розенкрейцерство связывали с протестантизмом и, частично, лютеранством. Согласно историку Дэвиду Стивенсону, Розенкрейцерство также оказало влияние на развитие масонства в Шотландии. В дальнейшие столетия многие Тайные Общества утверждали, что получили свою преемственность и таинства, полностью или частично, от изначальных Розенкрейцеров. Некоторые современные Общества , которые относят дату основания Ордена к ранним столетиям, были созданы для исследования Розенкрейцерства и близких к нему тем.

Манифест Fama Fraternitatis описывает легенду о немецком ученом и философе-мистике, чье имя было «Брат C.R.C.» (позже, в третьем манифесте, его имя было расшифровано как Христиан Розенкрейц, или «Роза-Крест»). 1378 год был назван годом, когда родился «наш Отец Христиан», а также утверждалось, что он прожил 106 лет. В первом же манифесте говорилось, что Христиан Розенкрейц первоначально воспитывался в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую землю. Однако паломничеству в Иерусалим он предпочел общение с мудрецами Дамаска, Феса и таинственного Дамкара. Вернувшись на родину, вместе с тремя своими учениками он создал Братство Розы и Креста, главной целью которого было постижение Божественной мудрости, раскрытие Тайн природы и оказание помощи людям. Возможно, это произошло в 1407 году.

Как было сказано, во все время жизни Христиана Розенкрейца, Орден состоял не более чем из восьми членов, каждый из которых был доктором или бакалавром. Каждый из них поклялся не взимать плату за лечение больных, сохранять Братство в тайне, и найти себе замену прежде, чем умрет.

В 1484 году Христиан Розенкрейц умер, а ровно через 120 лет его могила с секретными книгами , согласно его предсказанию, была обнаружена членами его Братства. Первые Розенкрейцерские документы с рассказом о тайном Братстве и его основателе якобы и были теми самыми анонимно опубликованными в Европе в 1607-1616 годах манифестами, в которых и рассказывалось о его жизни. Эти манифесты вызвали к себе живой интерес. Многие выдающиеся ученые и философы того времени пытались найти это загадочное Братство и впоследствии некоторые из них (например, лейб-медик и секретарь императора Рудольфа II Михаэль Майер) уверяли, что им это удалось.

Возможно, если допустить существование Христиана Розенкрейца как исторической, а не мифической личности, то ему, и его Братству требовалось, чтобы сменилось как минимум несколько поколений (приблизительно с 1500 по 1600 годы), чтобы научная, философская и религиозная свобода возросла в такой степени, что общественность смогла бы получить пользу от знаний Розенкрейцеров, и вообще принять эти знания. И именно после этого, члены Братства и их преемники, вероятно решили приступить к поиску достойных людей.

Манифесты не были восприняты многими буквально, но их расценили скорее как обман или как аллегорические утверждения. Непосредственно в манифестах заявляется: «Мы обращаемся к вам притчами, но охотно предоставили бы вам правильное, простое, легкое и бесхитростное описание, понимание, и знание всех секретов». Некоторые полагают, что Христиан Розенкрейц - это псевдоним более известной исторической фигуры, обычно выдвигаются теории, что это Фрэнсис Бэкон.

Вероятно, первый манифест Розенкрейцеров был написан под влиянием работы уважаемого философа-герметика Генриха Кунрата Гамбургского, автора Amphitheatrum Sapientiae Aeternae (1609), на которого, в свою очередь, повлиял Джон Ди , автор «Иероглифической Монады» (1564). Приглашение на Королевскую Свадьбу в Химической свадьбе Христиана Розенкрейца начинается с философского ключа Ди, символа Иероглифической Монады. Также автор утверждал, что Братство располагает книгой, которая напоминает работы Парацельса .

В начале 1600-х годов манифесты вызвали волнения по всей Европе, так как заявляли о существовании Тайного Братства Алхимиков и мудрецов, которые готовились преобразовывать искусства, науки, религию и интеллектуальную сферу Европы. Политические и религиозные войны в то время разоряли континент. Однако манифесты переиздавались несколько раз и сопровождались многочисленными ответными брошюрами, как благоприятными, так и неблагоприятными. В период между 1614 и 1620 было издано около 400 рукописей и манускриптов, в которых обсуждались документы Розенкрейцеров.

С полной уверенностью говорить о существовании Розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века. В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер, под псевдонимом Синцериус Ренатус («Искренне Обращенный»), опубликовал трактат, озаглавленный «Теоретико-практическая теософия. Истинное и Полное приготовление Философского Камня Братства от Ордена Злато-Розового Креста». В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер представлялся членом этого Братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт. Братством управляет «Император», в него принимаются лишь масоны в степени Мастера.

Любопытно отметить, что впоследствии, уже в XIX веке, Уинн Уэсткотт (глава Общества Розенкрейцеров в Англии (S.R.I.A. - Societas Rosicruciana in Anglia и один из основателей Ордена Золотой Зари), утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного Розенкрейцерского Братства, основанного Христианом Розенкрейцем. Однако, общеизвестно, что S.R.I.A. является пара-масонской организацией, основанной масонами регулярных английских уставов, как система Высших Градусов, в подражание Уставу Рыцарей-Благодетелей Святого Града Жана-Батиста Виллермоза который первый ввел градуса Розы-Креста в Масонство, и был автором соответствующего посвятительного ритуала, который используется и поныне в Шотландском Уставе. Таким образом, авторитетность суждения основателей Ордена Золотой Зари в вопросе действительных Розенкрейцерских Братств, а не их подражателей - сомнительна.

В памфлете 1618 года, «Pia et Utilissima Admonitio de Fratribus Rosae Crucis», Генрих Неухусий пишет, что Розенкрейцеры отправились на Восток из-за нестабильности в Европе, вызванной началом Тридцатилетней войны. В 1710 году Зигмунд Рихтер, основатель тайного общества «Злато-розового Креста», также предполагает, что Розенкрейцеры переселились на Восток. В первой половине XX века Рене Генон, исследователь оккультизма, так же представляет эту же идею в некоторых своих работах. Однако, выдающийся автор XIX века, Артур Эдвард Уэйт - видный историк Масонства и Мартинист, представляет аргументы, опровергающие эту идею. На этой благотворной почве выросло много «Нео-розенкрейцерских» обществ. Они основывались на оккультной традиции идущей якобы от «Коллегии Незримых» или на преемственность от «Неведомых Высших» (Supèrieur Inconnu), «Тайных Вождей» и строили целые системы на вдохновении этими идеями.

Литературные труды XVI и XVII веков полны загадочных пассажей, содержащих отсылки к Розе-Кресту, например, в следующих строках: "Мы предсказываем большой мятеж, Мы - братья Розы-Креста, У нас есть Масонское Слово и второй образ, И мы верно предсказываем грядущее". Генри Адамсон, «Плач муз» (Перт, 1638)

Идея такого ордена, являющего собой пример мировой сети астрономов, профессоров, математиков и естественных философов в Европе XVI века, выдвинутая такими людьми, как Иоган Кеплер, Георг Иоахим фон Лаухен, Джон Ди и Тихо Браге, дала начало «Незримой Коллегии». Она была предшественницей «Королевского Общества», образовавшегося в XVII веке. Оно было основано группой ученых, начавших регулярно собираться для того, чтобы делиться знаниями, полученными путем экспериментальных исследований и развивать их. Среди них был Роберт Бойль, который писал: «Ключевые лица Незримой (или, как они сами себя называют, Философской) Коллегии, в общество которых я имею честь входить…» и Джон Уоллис, описывавший эти встречи в таких словах: «Около 1645 года, пока я жил в Лондоне (в то время, когда из-за гражданских войн академические занятия были прекращены в обоих Университетах), … мне посчастливилось познакомиться с разными достойными особами, интересующимися естественной философией, и другими областями человеческих знаний, в особенности тем, что называлось Новой философией или Экспериментальной философией. Мы условились встречаться еженедельно в Лондоне в определенный день и час, с определенными взысканиями и взносами на нужды экспериментов, с определенными правилами среди нас, чтобы обсуждать и рассуждать о таких вопросах…»

Согласно Жану-Пьеру Байярду, в конце XVIII века возникло два инспирированных Розенкрейцерством масонских устава: Ректифицированный Шотландский Устав, широко распространенный в Центральной Европе, где значительным было присутствие «Золотого и Розового Креста», и Древний и Принятый Шотландский Устав, который впервые начал практиковаться во Франции, в котором 18 степень называется «Рыцарь Розы-Креста».

Алхимик Самюель Рихтер, который в 1710 году во Вроцлаве под псевдонимом Синцериус Ренатус (Искренне Обращенный) издал труд «Истинное и полное приготовление Камня Философов братьев из Ордена Золотого и Розового Креста» («Die warhhaffte und vollkommene Bereitung des Philosophischen Steins der Brüderschaft aus dem Orden des Gülden-und Rosen-Creutzes»), основал в начале XVIII века в Праге Орден Золотого и Розового Креста как иерархическое тайное общество, имеющее внутренний круг, опознавательные знаки и секретные алхимические исследования, материалы по которым выдавались только тем, кто достиг высоких степеней, то есть попал в тот самый внутренний круг. В 1767 и 1777 годах под предводительством Германа Фиктульда общество значительно реформировалось из-за политического давления. Его члены заявляли, что лидеры Розенкрейцерского Ордена изобрели франкмасонство, и что только им известны тайные значение масонских символов.

По этой легенде, Розенкрейцерский Орден был основан последователями Египетского мудреца Ормуза (Ormusse) и «Licht-Weise», которые эмигрировали в Шотландию под именем «Строители с Востока». После этого изначальный Орден исчез и, предположительно, был восстановлен Оливером Кромвелем как «Франкмасонство». В 1785 и 1788 годах общество Золотого и Розового Креста опубликовало Geheime Figuren, или «Тайные фигуры Розенкрейцеров XVI и XVII веков».

Германская Масонская ложа (позже - Великая Ложа) Zu den drei Weltkugeln (Три глобуса) под руководством Йохана Кристофа фон Вёллнера и генерала Йоханна Рудольфа фон Бишоффвердера попала под влияние Золотого и Розового Креста. Многие масоны стали розенкрейцерами, и розенкрейцерство было учреждено во многих ложах. В 1782 году на Вильгельмсбадском Конвенте Древняя Шотландская Ложа Фридриха Золотого Льва в Берлине убедительно попросила Фердинанда, принц Брауншвейгского, и других франкмасонов подчиниться Золотому и Розовому Кресту, но безуспешно.

После 1782 года это крайне секретное общество добавило египетские, греческие и друидические мистерии в свою алхимическую систему. Сравнительное изучение того, что известно о Золотом и Розовом Кресте, ясно показывает, сколь огромное влияние этот Орден оказал на создание некоторых современных инициатических обществ.

В соответствии с масонским историком Маркони де Негре, который вместе со своим отцом Габриелем Маркони основал масонский Устав Мемфиса, основанный на более ранних (1784 года) алхимических и герметических изысканиях розенкрейцерского ученого, барона де Вестерода, и также распространявшего в XVIII веке идеи общества Золотого и Розового Креста (можно сказать, Орден Золотого и Розового Креста был внутренним ядром, по виду не связанным с Уставом Мемфиса, однако полностью им руководившим).

Согласно этой легенде - Розенкрейцерский Орден был основан в 46 году, когда александрийский мудрец-гностик Ормуз (мудрец) и шестеро его сторонников были обращены одним из апостолов Иисуса, Марком. Их символом, как говорят, был красный крест, увенчанный розой, что указывает на Розу-Крест. Согласно этой точке зрения, розенкрейцерство предположительно появилось путем очищения Египетских Мистерий высшим Учением Раннего Христианства.

Согласно книге Мориса Магре (1877-1941) «Маги, пророки и мистики», Розенкрейц был последним потомком немецкой семьи Гермельшаусен XIII века. Их замок находится в Тюрингенском лесу на границе с Гессеном, и они приняли учение Альбигойцев. Вся семья была истреблена Ландграфом Конрадом Марбургским из Турингии, кроме младшего сына, которому тогда было 5 лет. Его тайно увел монах, адепт-альбигоец из Лангедока, и поместил его в альбигойский монастырь, где тот учился и встретил четверых Братьев, с которыми позже основал Розенкрейцерское Братство. Точка зрения Магре якобы получена из устной традиции.

Около 1530 года, за более чем 80 лет до публикации первого манифеста, ассоциация Креста и Розы уже существовала в Португалии в Монастыре Ордена Христа (Конвенту-де-Кришту), на родине рыцарей-тамплиеров, собственно, Орден Христа правопреемником тамплиерского ордена на территории Португалии. Три босетес были, и сейчас есть, в тайнике комнаты инициаций. Роза явно видна в центре креста.

Также, существует второстепенный труд Парацельса, «Prognosticatio Eximii Doctoris Paracelsi» (1530), содержащий 32 предсказания с аллегорическими иллюстрациями, окружающими загадочный текст, отсылающими к изображению двойного креста на распустившейся розе; это одни из примеров, доказывающие, что «Братство Розы-Креста» существовало намного ранее 1614 года.

В XVII веке эмблема и название «розенкрейцеры» были переняты тайными философскими обществами, которые занимались алхимией и мистицизмом. Такие общества были основаны в Вене, Германии, Польше и России; в основе их объединения – масонские идеалы и принципы.

Многие слышали миф о розенкрейцерах, но его интерпретация давалась далеко не всем. Это была легенда о храме. В ней рассказывалось о том времени, когда Элохимы творили людей. Когда был создан один человек, его назвали Ева. С Евой соединились сами Элохимы, и Ева родила Каина. Затем Яхве, создал Адама. Адам тоже соединился с Евой, и появился Авель. Таким образом, согласно этому учению, каин – непосредственно сын Бога, а Авель – отпрыск, созданный людьми Адамом и Евой. Так возникли два рода человеческих: представленный Соломоном – обладающий божественной мудростью, и род Каина, который понимает тайну огня и знает как с ним обращаться. (огонь, как символ желаний и страстей).

Розенкрейцеры считают огонь символом божества. Он, по их представлениям, является не только источником материального, но и вместилищем духовного и психического. Как человек состоит из Духа, Души и Тела, плюс четверичный аспект, так и огонь состоит из видимого пламени (тела), невидимого, астрального огня (души) и духа. Четыре аспекта вмещают Шар (жизнь), свет (ум), электричество и Синтетическую Сущность по ту сторону духа.

Тайное братство розенкрейцеров широко пользовалось алхимическими символами и проповедовало тайную мудрость внутренней, или духовной алхимии. Корни ордена восходят к египетским мистериям, к эзотерическим знаниям Гермеса Трисмегиста и Эхнатона. Многое заимствовали они и из масонской традиции. Считается, что розенкрейцеры были знакомы с полной схемой посвящения в Каббалу, в Высшую Магию Западного (герметического) толка. Проводили алхимические исследования.

Для выражения своих оккультных идей розенкрейцеры, как и многие другие тайные общества, использовали философское обоснование монады (от греч. Единство), в некоторых случаях разрабатывая свои собственные варианты.

Учение розенкрейцеров рассматривает семь миров:

  1. Мир Бога
  2. Мир Девственного Духа
  3. Мир Божественного Света
  4. Мир Жизненного Духа
  5. Мир Мысли
  6. Мир Желаний
  7. Физический Мир

Каждый из миров, считается состоящим из семи слоев. Например, физический мир включает в себя следующие слои:

  1. Твердые тела
  2. Жидкости
  3. Химический эфир
  4. Жизненный эфир
  5. Световой эфир
  6. Отражающий эфир

Драгоценное сокровище розенкрейцеров составляют 22 правила развития воли, постигнув которые, человек становится победителем и владыкой природы. Новое возрождение розенкрейцерства началось со второй половины XIX века. В общем виде можно выделить три основных розенкрейцерских традиции:

  • Английская – основатели Роберт Уэнтворт Литтл и Кеннет Маккензи.(Общество Розенкрейцеров -1866 год)
  • Французская – основатели Станислав де Гуайт и Жозеф Пеладан (конец XIX века)
  • Американская - основатель Спенсер Льюис (Древний Мистический Орден Креста и Розы -1915 год).

You have no rights to post comments