Сообщение о композиторе мендельсон. Презентация на тему "Феликс Мендельсон" (11 класс)

(1809-1847)

Якоб Людвиг Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге, он был первым сыном известной еврейской семьи, имевшей в то время значительное состояние и общественное положение. На чрезвычайные музыкальные способности Феликса и его сестры Фанни обратила внимание их мать Леа. Она сначала и была первым учителем музыки своих одаренных детей. Когда она перешагнула пределы своих материнских возможностей, то отдала их на попечение Людвига Бергера, выдающегося пианиста и композитора. Семилетний Феликс делал такие успехи, что уже через три года праздновал свою первую победу на одном публичном частном концерте. Одновременно он с особым усердием учился играть на альте, который позже стал его любимым инструментом.

В одиннадцать лет Феликс поступает в Берлинскую Певческую академию. Карл Фридрих Цельтер, руководитель академии, становится его учителем.

Музыкальный талант мальчика развивался такими бурными темпами, что уже в 1822 году Генрих Гейне говорил о нём как о «музыкальном чуде». Из списка композиций, который первые годы вела сестра Фанни, мы знаем, что уже в тринадцать лет Феликс разработал почти все жанры вокально-инструментальной музыки.

1824 год принес богатые плоды: кроме Первой симфонии к ним относятся: второй концерт для двух фортепиано и оркестра, а также фортепианный секстет и несколько других произведений. В октябре 1825 года к ним добавился его знаменитый «струнный» октет. Весьма своеобразный по своему составу октет свидетельствует о таком мастерстве, что даёт основание для сравнения с Моцартом или Бетховеном. Превзошла его по гениальности только увертюра к комедии «Сон в летнюю ночь», которую Мендельсон написал летом 1826 года за несколько недель. Это произведение, включающее в себя хорошо всем известный «Свадебный марш», длится всего 12 минут и уводит нас в сказочный мир Шекспира. Оно принесло Мендельсону мировую славу. Цельтер описывает это произведение так: «В пьесе „Сон в летнюю ночь“ главная мысль находится за пределами музыки. Пьесу не должно знать, её нужно знать. Она врывается как метеор, как воздух, подобно туче комаров».

11 мая 1829 года произошло важное музыкально-историческое событие - первое концертное исполнение «Страстей по Матфею» Иоганна Баха. Дирижировал в Берлинской Певческой академии двадцатилетний Мендельсон. Ноты произведения Баха Феликс получил от бабушки. Впечатление от этой постановки было настолько сильным, что Певческая академия решила теперь включать в свой репертуар «Страсти по Матфею» каждый год. Этим молодой Мендельсон дал решительный импульс к возрождению Баха в XIX веке, а сам получил международное признание.

В апреле 1829 года он поехал в Англию. Уже через несколько недель Феликс праздновал первый успех после исполнения своей симфонии. Этим произведением, которое он написал в 15 лет, и написанным годом раньше концертом для двух фортепьяно с оркестром Мендельсон завоевал сердце Англии, и она стала его второй музыкальной родиной. По окончании музыкального сезона он поехал вместе с Клингеманом в Шотландию, история которой вдохновила его на сочинение грандиозной «Шотландской симфонии».

8 мая 1830 года наступил, наконец, момент, когда он мог отправиться в запланированное большое путешествие по Европе: Мюнхен, Париж, Зальцбург, Вена. В начале октября он ступил на землю Италии. Через Венецию и Флоренцию приехал в Рим, где остался на всю зиму. В Риме он продолжал работать: сочинял увертюру «Гебриды» и музыку к «Первой Вальпургиевой ночи». Кроме того, он сделал наброски к «Итальянской» и «Шотландской» симфониям.

Назад его путь пролегал через Милан и Швейцарию. Прибыв в Мюнхен, он почувствовал себя «по-домашнему уютно», как в свой первый приезд, его сердце пылало любовью к красивой Дельфине фон Шаурот. Ей он посвятил свой клавирный концерт, который быстро написал на бумаге и исполнил в присутствии баварского короля.

Но недолго пробыв в Мюнхене, Мендельсон снова отправляется в дорогу - в Париж. Он добивается успеха как пианист, но не как композитор. Если его увертюра «Сон в летнюю ночь» имела небольшой успех, то с «Реформационной симфонией» было ещё хуже. Так как оркестр уже на второй репетиции отклонил её как слишком «схоластичную», проект провалился. Это было первое большое разочарование избалованного успехом художника, которое так глубоко уязвило его, что он в письмах своей семье лишь туманно намекал об этом. Вскоре после этого первого музыкального поражения он получает одну за другой печальные известия. Сначала ему сообщили о смерти любимого друга юности Эдуарда Ритца, а затем - Гёте, по-отечески преданного Друга.

Сам Мендельсон во время пребывания в Париже заболевает холерой. Он пишет о «тотальной болезни, которая в последние недели приковала его к постели».

Вскоре приходит новое печальное известие - умер Цельтер, который пережил своего друга Гёте только на несколько недель. Таким образом, Феликс за короткое время потерял двух покровителей. После смерти Цельтера освободилось место руководителя Певческой академии. Для отца Мендельсона было ясно, что его сын, как бывший ученик Цельтера, должен занять это место.

25 июня 1832 года Мендельсон возвращается в Берлин. Здесь в марте 1833 года он закончил самое популярное произведение - «Итальянскую» симфонию, в ликующем начале которой чувствуется восхищение красотами этой страны. Впервые она была исполнена 13 мая 1833 года в Лондоне; дирижировал он сам, и это увеличило его популярность. Вскоре пришло ещё одно приглашение в Дюссельдорф на музыкальный Нижнерейнский фестиваль в качестве дирижера. Из всех немецких музыкальных фестивалей этот, основанный в 1817 году, был бесспорно самым значительным. Ещё до начала фестиваля с Мендельсоном был заключен договор, согласно которому он становился музыкальным руководителем Дюссельдорфа.

В октябре 1833 года он с лучшими намерениями начал работать в Дюссельдорфе, но вскоре узнал, что едва ли может реализовать свои планы из-за очень плохого оркестра. В остальном же в Дюссельдорфе он твердо встал на ноги. После того как он освободился от директорской нагрузки, снова мог больше времени уделять композиторской деятельности.

В это время появились части его оратории «Павел», новые клавирштюки и хоры, а также несколько «Песен без слов». «Весенняя песня» из этого сборника стала вскоре известной и любимой во всем мире.

Весной 1835 года Мендельсон решил расторгнуть договор с Дюссельдорфом. Его прощание было не очень тяжелым ещё и потому, что уже в январе 1835 года пришло приглашение из Лейпцига занять место музыкального директора.

Мендельсон в 26 лет стал самым молодым композитором, который когда-либо занимал столь ответственный пост. Началась новая глава славной истории концертов лейпцигского Гевандхауза. Со свойственным ему «магнетическим красноречием языка жестов» он смог подчинить себе музыкантов, которые даже не заметили этого.

И надо же, именно в начале полной надежд деятельности в Лейпциге его постиг удар судьбы, удар, который он едва смог пережить, - в ноябре 1835 года умер его отец.

Во время печального Рождества этого года мать взяла с него обещание скорее найти «подходящую женщину». Он встретил вскоре такую женщину. Её звали Сесиль Жанрено. Она происходила из зажиточной семьи гугенотов. 9 сентября они обручились. Сесиль была красивой молодой, с приятным характером и очаровательными манерами, но недостаточно умной для Феликса, на что он не обращал ни малейшего внимания, так как высокообразованные женщины были ему отвратительны. Как жена она была хорошей любовницей, супругой и сестрой одновременно, которая смогла вернуть ему счастье юных лет. Она родила ему пятерых детей. Гармоничная семейная жизнь окрылила его на воплощение новых композиторских замыслов, среди которых в первую очередь можно назвать струнные квартеты. Семейная жизнь сделала его более счастливым, чем жизнь музыкальная. Как композитора от посредственности его удерживала высокая техничность, а также хороший вкус. Примером может служить концерт для фортепиано, с которого началась его так называемая «обывательская жизнь».

После возвращения из свадебного путешествия он принял руководство фестивалем в Бирмингеме, взвалив на себя тем самым тяжёлую ношу. И в дальнейшем он организовывал фестивали в Бирмингеме, Дюссельдорфе, Аахене, руководил церковным хором в Берлине, директорствовал во Франкфурте - это лишь некоторые дела Мендельсона в эти годы. Он постоянно переезжает из одного места в другое. Наконец королю Саксонии удалось уговорить Мендельсона в середине августа 1845 года снова вернуться в Лейпциг. Он был назначен руководителем концертов Гевандхауза и сохранил этот пост до самой смерти.

Неутомимость Мендельсона трудно понять. Может быть, причиной этого деятельного беспокойства был неосознанный страх смерти, от которого он спасался бегством в кипучую деятельность. Однако, несмотря на многочисленные обязанности директора, дирижёра и пианиста, он продолжал композиторскую деятельность.

Мендельсон закончил в 1840 году «Шотландскую симфонию», единственный в своем роде эскиз музыкальной ландшафтной живописи. Летом 1844 года завершил концерт для скрипки. До сих пор этот концерт остается самым любимым произведением скрипачей и публики.

И, наконец, он работал над окончанием «Илии» по Альфреду Эйнштейну, самой большой ораторией XIX века. О премьере «Илии» Мендельсон писал своему брату: «Ещё никогда первое исполнение моего произведения не проходило так превосходно. Все три с половиной часа, которые она продолжалась, большой зал с двумя тысячами слушателей, весь оркестр, все были в таком напряжении, что не было слышно ни единого шороха». Из-за усиливающихся раздражительности и головных болей врач запретил ему публичные выступления. Как пианист в последний раз он выступал 19 июля 1846 года на благотворительном концерте, где играл вместе с Фердинандом Давидом «Крейцерову сонату» Бетховена. 17 мая 1847 композитор получил ужасную новость: в Берлине от инсульта внезапно умерла его любимая сестра Фанни, его второе «я». С утратой Фанни, которая после смерти родителей символизировала для него семью, он потерял самого себя.

Оставшиеся ему пять месяцев жизни были отмечены напрасной борьбой с усиливавшейся утомляемостью. Вся глубина душевных переживаний выразилась в его последнем большом произведении, которое он написал в Интерлакине в Швейцарии после утраты сестры. Это самое мрачное из всех его сочинений - струнный квартет, который называется «Реквием для Фанни».

В последние свои дни он лежал в полубессознательном состоянии, отвечал только «да» и «нет», и однажды, когда Сесиль нежно спросила, как он себя чувствует, ответил: «Устал, очень устал». Он спокойно заснул. Вечером 4 ноября 1847 года дыхание остановилось, и жизнь покинула его.

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВОДОЛЕЙ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «СВАДЕБНЫЙ МАРШ» ИЗ МУЗЫКИ К КОМЕДИИ «СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ» (1842)

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ НЕСМЕТНОГО ЧИСЛА СВАДЕБНЫХ ЦЕРЕМОНИЙ

МУДРЫЕ СЛОВА: «С ТЕХ ПОР, КАК Я СОЧИНЯЮ МУЗЫКУ, Я ТВЕРДО ПРИДЕРЖИВАЮСЬ ПРАВИЛА, КОТОРОЕ УСТАНОВИЛ ДЛЯ СЕБЯ С САМОГО НАЧАЛА: НЕ ПИСАТЬ НИ СТРОЧКИ В УГОДУ ПУБЛИКЕ ИЛИ ХОРОШЕНЬКОЙ ДЕВУШКЕ, ПОЖЕЛАВШЕЙ УСЛЫШАТЬ ТО-ТО И ТО ТО; НО ПИСАТЬ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПО СОБСТВЕННОМУ УСМОТРЕНИЮ И К МОЕМУ ЛИЧНОМУ УДОВОЛЬСТВИЮ».

Феликс Мендельсон начал сочинять музыку еще ребенком, в тринадцать лет он опубликовал свой первый фортепианный квартет. Лиха беда начало, публикации продолжились: симфонии, концерты, песни для фортепиано и голоса - наследие композитора поражает своей огромностью.

Разве что не все песни написаны Мендельсоном. Среди работ композитора затесались сочинения его сестры Фанни. То был единственный способ явить миру ее композиции - приписав им авторство брата.

С Мендельсонами всегда так: вы думаете, что видите одного человека, а на самом деле их двое. Феликс вращался в обществе, путешествовал по Европе; Фанни сидела дома и вела хозяйство. Феликс дирижировал лучшими оркестрами, Фанни вынуждена была довольствоваться любительскими квартетами. Феликс стал международной суперзвездой, о Фанни никто слыхом не слыхивал. Но, несмотря на все различия, жизнь брата была неотделима от жизни сестры - и так до самой смерти.

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ?

Мендельсоны гордились своим происхождением от выдающегося немецкого мыслителя и еврейского философа восемнадцатого века Мозеса (Моисея) Мендельсона. Сын Моисея - Авраам - стал преуспевающим банкиром, но отцовским заветам не изменил: образование и интеллектуальные достижения высоко ценились в семье.

Однако с отцовской верой Авраам поступил иначе. Все его четверо детей были крещены, а сам Авраам и его жена Леа в 1822 году приняли лютеранство. Сменой религии они надеялись обезопасить своих детей и облегчить им жизнь, поскольку предубежденное отношение к евреям было повсеместным, а дискриминация - если не явные преследования - широко распространенной практикой. Авраам не только выбрал более «благополучную» веру, но и подправил свою фамилию: он стал называться Мендельсон-Бартольди, позаимствовав «Бартольди» у бывших собственников приобретенной им недвижимости. Авраам несомненно рассчитывал на то, что со временем еврейское Мендельсон отпадет само собой. (Его дети от двойной фамилии были не в восторге, но пользовались ею из уважения к отцу.)

Первые трое детей Мендельсонов родились в Гамбурге (Фанни в 1805 году, Феликс в 1809-м, Ревекка в 1811- м), однако в 1811 году семья бежала из города, спасаясь от наполеоновской армии. Они осели в Берлине, где родился четвертый ребенок - Пауль.

ДВА ПО ЦЕНЕ ОДНОГО

И Фанни, и Феликс начали брать уроки фортепиано в возрасте шести лет; будучи старше брата на четыре года, Фанни поначалу лидировала, и все только и говорили о ее необычайной одаренности. Однако вскоре Феликс догнал сестру, слушатели поражались его отменной техникой и эмоциональной выразительностью исполнения. Совместное обучение брата и сестры оборвалось раз и навсегда, когда Фанни исполнилось пятнадцать и ей сообщили, что отныне она должна озаботиться тем, что действительно важно для девушки, то есть подготовиться к роли жены и матери. «Возможно, музыка станет его [Феликса] профессией, тогда как для тебя она может и должна остаться лишь прелестной безделицей», - писал Авраам дочери.

В 1825 году Авраам отвез Феликса в Париж познакомиться с прославленными французскими музыкантами. В письмах Фанни сквозит зависть к брату, к его возможностям, зависть, которую Феликс, казалось, не замечал - либо отказывался замечать. Когда он раскритиковал парижских музыкантов и Фанни в ответ возмутилась, Феликс огрызнулся: «Кто из нас в Париже, ты или я? Так что, наверное, мне лучше знать».

Феликсу не было и двадцати, когда он с головой погрузился в музыкальное творчество. Летом 1826 года состоялась премьера одного из его произведений, не утратившего популярности по сию пору, - увертюры к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь». Попытка написать оперу оказалась куда менее успешной. «Свадьба Камачо» с треском провалилась. Уязвленный Мендельсон за оперу более не брался.

Однако в 1827 и 1830 годах он издал два сборника песен. По три песни в каждом сборнике были написаны его сестрой - публикацию под ее именем сочли бы крайне неприличной.

Отучившись два года в Берлинском университете, Феликс ощутил себя готовым к карьере, предназначенной ему судьбой, - карьере пианиста-виртуоза и талантливого композитора. Он направился в Лондон, где в мае 1829 года была впервые исполнена его Симфония до минор, восторженно принятая публикой.

Его сестра тем временем исполнила свое предназначение, выйдя замуж. Для Фанни и ее жениха, художника Вильгельма Гензеля, путь к венцу был долгим и трудным; они полюбили друг друга в 1823 году, но Авраам и Леа противились браку по причине нестабильных доходов Гензеля. Родительского благословения влюбленные дожидались до тех пор, пока Гензель не получил место в Академии изящных искусств.

Опасения Фанни, что замужество лишит ее всякой возможности сочинять музыку, развеялись на следующий же день после свадьбы, когда Гензель усадил молодую жену за пианино и положил перед ней чистый нотный лист. Разумеется, домашние хлопоты отнимали у нее массу времени. В 1830 году Фанни родила сына, названного Себастьяном Людвигом Феликсом - в честь трех ее самых любимых композиторов. Все прочие беременности заканчивались выкидышами. И тем не менее Фанни, при поддержке Гензеля, устроила у себя в доме музыкальный салон, организовала небольшой хор и при каждом удобном случае занималась композицией.

ХРАНИТЕЛЬ СЕМЕЙНЫХ УСТОЕВ

Феликс же превратился в знаменитость, блиставшую в европейских концертных залах. Впрочем, в 1833 году его профессиональной гордости был нанесен удар, когда Берлинская вокальная академия не пожелала видеть Мендельсона своим новым директором, предпочтя ему Карла Фридриха Рунгенхагена. На самом деле Феликс по всем статьям превосходил Рунгенхагена - не говоря уже о таланте, - и, согласно настойчивым слухам, Феликса отвергли из-за его еврейского происхождения. Тогда Феликс сосредоточил свои усилия на Кёльнском музыкальном фестивале и Лейпцигском оркестре Гевандхауса, музыкальным руководителем которого его назначили в 1835 году.

В том же году от удара скоропостижно скончался Авраам. Потрясенный Феликс воспринял смерь отца как повеление свыше покончить наконец с безответственностью молодости и взять на себя обязанности взрослого зрелого мужчины. Твердо решив жениться, он принялся подыскивать невесту и в марте 1837 года сочетался браком с девятнадцатилетней Сесилией Жанрено. Сесилия была родом из Франкфурта, и, хотя родня Феликса так и не полюбила его жену, у Мендельсонов родилось пятеро детей, и все, кто знал эту пару, дружно свидетельствуют о любви и преданности обоих супругов.

Остепенившийся Феликс взял на себя еще одну обязанность - хранить семейные устои Мендельсонов. Когда в семье заговорили о том, стоит ли Фанни публиковать свои произведения, Феликс без обиняков высказался против этой идеи. Фанни, заявил он, «слишком уважает себя как женщину», чтобы становиться профессиональным композитором. «Главное для нее - дом, и она не помышляет ни о публике, ни о музыкальном мире, ни даже о самой музыке, покуда не удовлетворит насущные надобности своей семьи».

И все же в 1840-е годы Фанни расширила границы своей деятельности. Тысяча восемьсот сороковой год Гензели почти целиком провели в Италии, где творчество Фанни обрело восхищенных поклонников. Вернувшись в Берлин, она принялась сочинять с удвоенной энергией и в 1846 году, вопреки воле брата, начала искать издателей. Поиски скоро увенчались успехом: семь сборников песен были опубликованы один за другим.

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН СТАЛ ЗНАМЕНИТЫМ КОМПОЗИТОРОМ, ТОГДА КАК ЕГО СТОЛЬ ЖЕ ОДАРЕННАЯ СЕСТРА ПРОЗЯБАЛА В БЕЗВЕСТНОСТИ.

Жизнь гастролирующего дирижера выматывала Феликса. Он жаловался на непомерную нагрузку, скучал в разъездах по жене и детям. И если мир Фанни расширялся, Феликс мечтал свой мир сузить.

СМЕРТЬ НА ДВОИХ

14 мая 1847 года Фанни репетировала с любительским камерным оркестром воскресное выступление, им предстояло сыграть «Вальпургиеву ночь» Феликса. Фанни села за пианино, и вдруг ее руки словно сковало холодом. Такое раньше случалось - и быстро проходило; так, пустяки, легкое недомогание. Она вышла в соседнюю комнату смочить руки теплым уксусом; прислушиваясь к музыке, обронила: «Как красиво!» - и лишилась чувств. Умерла она тем же вечером, так и не придя в сознание, очевидно вследствие инсульта.

Когда Феликсу сообщили о смерти сестры, он рухнул в глубокий обморок. Феликс не смог заставить себя поехать в Берлин на похороны. Тем летом друзья находили его «постаревшим и опечаленным». 28 октября Феликс взахлеб заговорил по-английски, Сесиль вызвала врача, и тот установил, что с композитором случился инсульт. Феликс то приходил в себя, то впадал в забытье; однажды он приподнялся и пронзительно вскрикнул. Скончался он 4 ноября и был погребен на берлинском кладбище рядом с Фанни - менее чем через полгода после ее смерти.

Во второй половине девятнадцатого века творчество Феликса подвергли суровому пересмотру, особенно в Германии. Хотя он всю жизнь исповедовал христианство, немцы упорно числили его евреем. Тон задавал Вагнер; по его словам, этот композитор «ни разу не сумел тронуть наши сердца и души, вызвать в нас то глубокое чувство, которого мы ждем от искусства», - исключительно по причине своего еврейского происхождения. При нацистах Мендельсона вычеркнули из истории немецкой музыки. Памятник Феликсу, стоявший перед Лейпцигским концертным залом, снесли и продали на металлолом. Но по окончании Второй мировой войны и в Европе, и в Америке музыка Мендельсона вновь завоевала публику, и сегодня его уверенно ставят в первые ряды музыкальных гениев.

Фанни было нечего терять, поскольку какой-либо профессиональной репутацией при жизни она не обзавелась. О горстке ее публикаций позабыли, а о ней самой если и вспоминали, то лишь в связи с Феликсом - мол, была у композитора такая сестра. Интерес к ней возродился в 1960-е, когда в музыкознание начали проникать веяния феминизма. Сегодня ее произведения переиздаются, хотя мнения критиков остаются противоречивыми: некоторые видят музыканта не менее гениального, чем ее брат, другие - талант, не получивший должного развития, а третьи и вовсе считают Фанни Мендельсон неизобретательным и даже заурядным композитором.

Я НЕ Я, А СЕСТРА МОЯ

Мендельсон не раз выступал с концертами в Англии, и в конце концов его представили королеве Виктории и ее супругу принцу Альберту. Принцу, немцу по национальности, и обожавшей музыку королеве композитор пришелся, что называется, ко двору, и вскоре его начали приглашать на семейные музыкальные вечера в Букингемский дворец.

Как-то вечером королева изъявила желание спеть что-нибудь из первого сборника песен Мендельсона и попросила автора ей аккомпанировать. Выбрав свою любимую «Итальянскую» песню, королева, по свидетельству Мендельсона, исполнила ее «очень мило и чисто».

И лишь когда песня отзвучала, композитор счел своим долгом признаться, что «Итальянская» на самом деле написана его сестрой.

НЕ НА ТОГО ПИАНИСТА НАПАЛИ!

Мендельсон обладал феноменальной музыкальной памятью, поражавшей его коллег. В 1844 году его пригласили солировать в Четвертом фортепианном концерте Бетховена, и, когда он прибыл на концерт, обнаружилось, что ни у кого нет нот партии фортепиано. Хотя Мендельсон не заглядывал в эти ноты по меньшей мере года два, он сыграл по памяти, и сыграл блестяще.

А много раньше он совершил даже более впечатляющий подвиг на исполнении «Страстей по Матфею» Баха, которые Мендельсон буквально спас от забвения. Мендельсон намеревался не только дирижировать мессой, но и исполнять партию фортепиано, однако, заняв место за роялем, он вдруг увидел перед собой не партитуру Баха, а другие ноты, всего лишь похожие на партитуру. Мендельсон мог задержать начало концерта и потребовать, чтобы ему принесли партитуру «Страстей», либо он мог закрыть «неправильные» ноты и музицировать по памяти. Однако Феликс поступил иначе. Исполняя клавишную партию и дирижируя, он время от времени поглядывал в ноты и исправно переворачивал страницы. Никто и не догадался, что с его стороны это просто трюк.

РЕИНКАРНАЦИЯ БАХА

Любовь Мендельсона к музыке Баха не прошла бесследно для публики, он заново открыл для слушателей красоту ранних произведений этого мастера восемнадцатого века. Возрожденные с легкой руки Феликса «Страсти по Матфею» принялись исполнять по всей Европе, и очень скоро имя Мендельсона стало неразрывно связано с именем Баха. Эта тесная связь не могла не вызвать разного рода комментарии. Берлиоз обронил однажды: «Нет Бога, кроме Баха, и Мендельсон - пророк его».

КОЛБАСКИ - ВОТ ЭТО СЧАСТЬЕ!

Мендельсону приходилось часто и подолгу разъезжать с концертами, и, как всякий путешественник, он скучал по домашнему уюту и привычной обстановке. На гастролях в Англии в 1846 году в честь Мендельсона устраивали один прием за другим. Но сам он с наибольшим удовольствием вспоминал не о торжественных ужинах, а о том, как случайно наткнулся на мясную лавку, где торговали настоящими немецкими колбасками. Немедленно купив длинную связку жареных колбасок, композитор съел их не сходя с места.

ПРЕРВАННАЯ ФУГА

В той же Англии с Мендельсоном произошел такой случай. Его специально пригласили на воскресную вечернюю службу в лондонский собор Святого Павла, с тем чтобы под занавес он сыграл что-нибудь на органе. Однако затягивание службы пришлось не по вкусу церковным служителям, в их интересах было побыстрее выдворить прихожан и запереть собор. Мендельсон начал играть величественную фугу Баха. Публика, затаив дыхание, внимала нарастающей мощи этой музыки, - и вдруг многоголосый орган онемел. Служители остановили меха, нагнетавшие воздух в органные трубы. И все же два дня спустя Мендельсону удалось завершить фугу, столь грубо прерванную в соборе Святого Павла, - но в другой церкви, куда его позвал выступить тамошний органист.

Из книги О Феликсе Дзержинском автора Автор неизвестен

Я. Э. ДЗЕРЖИНСКАЯ НАШ ФЕЛИКС3 Мои воспоминания о Феликсе самые нежные, не только как о брате, но и как о человеке.Отец наш Эдмунд Руфим Дзержинский был учителем физики и математики в Таганрогской гимназии. Заболев туберкулезом, он оставил педагогическую работу и по совету

Из книги Если бы Шуман вел дневник автора Кроо Дёрдь

Фортепьянная музыка. Мендельсон, Шопен (1834 – 1836) «Новый музыкальный журнал» как бомба взорвал находившуюся в застое музыкальную жизнь Германии. Страстные статьи журнала пригвождали к позорному столбу, клеймили как развратителей общественного вкуса именно те виртуозные

Из книги Зодиак и свастика автора Вульф Вильгельм

Феликс Керстен Мое знакомство с Феликсом Керстеном, одной из закулисных фигур в мрачной трясине нацистской политики, впервые приблизило меня к эсэсовской верхушке. Толстяк и внешне безобидный массажист из Финляндии, он сумел проложить себе дорогу не только в

Из книги С. А. Есенин в воспоминаниях современников. Том 2. автора Есенин Сергей Александрович

M. О. МЕНДЕЛЬСОН ВСТРЕЧИ С ЕСЕНИНЫМ Даже сегодня, более чем полвека спустя, мне трудно с полной уверенностью сказать, почему, договорившись с Сергеем Есениным о свидании в одной из больших гостиниц Нью-Йорка, где Есенин жил со своей женой Айседорой Дункан 1, Давид Бурлюк

Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

М. О. МЕНДЕЛЬСОН ВСТРЕЧИ С ЕСЕНИНЫМ Морис Осипович Мендельсон (1904–1982) - критик и литературовед, специалист по американской литературе. В 1922–1931 годах жил в Америке, где в 1922 году вступил в коммунистическую партию США. С 1931 года жил и работал в СССР. С 1932 года - член

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

Глава 3. Феликс Кулов Рано утром дежурная машина военного министерства подбросила меня в аэропорт. В депутатском зале уже кипела жизнь. Вице-президент Феликс Кулов, как всегда стремительный, в окружении военных, дипломатов и журналистов, решал какие-то оперативные

Из книги Эй, там, на летающей соске! автора Романушко Мария Сергеевна

ЯВОРСКИЙ Феликс ЯВОРСКИЙ Феликс (актер театра, кино: «Запасной игрок» (1954), «Бессмертный гарнизон», «Карнавальная ночь» (руководитель хорового кружка» (оба – 1956), «Павел Корчагин» (Виктор Лещинский), «Необыкновенное лето», «Семья Ульяновых» (все – 1957), «Битва в пути» (1961),

Из книги Прекрасная Отеро автора Посадас Кармен

НАШ ФЕЛИКС – А кто будет крёстным отцом у нашего ребёночка?… – спросила я тебя ещё задолго до Ксюшиного рождения.И услышала ответ, в котором не сомневалась:– Ну, конечно, Феликс! Какие могут быть сомнения?– Никаких.Наш Феликс. С которым нас связывают множество нитей и

Из книги Девятый класс. Вторая школа автора Бунимович Евгений Абрамович

Мария Феликс Когда все уже казалось потерянным, Каролине Отеро внезапно улыбнулась фортуна. В восемьдесят шесть лет Белле предложили снять фильм о ее жизни, с Марией Феликс в главной роли. Это была слезливая мелодрама о любви блистательной танцовщицы Беллы. Фильм вопреки

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

Феликс К моменту перехода во Вторую школу как с классической литературой в целом, так и со школьными уроками литературы в частности для меня все было предельно ясно - это не имело ко мне ровно никакого отношения.Удобно расположившись на последней парте, приготовился я

Из книги Самые пикантные истории и фантазии знаменитостей. Часть 1 автора Амиллс Росер

Из книги Тайная жизнь великих композиторов автора Ланди Элизабет

Из книги Книга масок автора Гурмон Реми де

Франсуа Феликс Фор Президент, умерший во время фелляцииФрансуа? Фе?ликс Фор (1841–1899) – французский политический деятель, президент Французской Республики (1895–1899).Феликс Фор был шестым президентом Третьей республики во Франции, но он более известен тем, как он умер, чем

Из книги Музыка, воплощенная в камне. Эрик Мендельсон автора Штейнберг Александр

ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН З ФЕВРАЛЯ 1809 - 4 НОЯБРЯ 1847АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВОДОЛЕЙНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «СВАДЕБНЫЙ МАРШ» ИЗ МУЗЫКИ К КОМЕДИИ «СОН В ЛЕТНЮЮ НОЧЬ» (1842)ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ

Из книги автора

Феликс Фенеон Истинный теоретик натурализма, человек, который больше всего способствовал созданию новой эстетики, примером которой является «Boule de Suif», Т… никогда не писал ничего. Он учил друзей искусству мириться с гнусностью, злом и низостью жизни невинными

Из книги автора

МЕНДЕЛЬСОН И СОВДЕП Известность Мендельсона-архитектора перешагнула границы и докатилась до Советского Союза. Тогдашние правители и крупные деятели архитектуры пригласили его на неопределенный срок поработать в России, а именно в Ленинграде и Москве. В Ленинграде для

Феликс Мендельсон - немецкий композитор, написавший знаменитый «Свадебный марш». Он же - талантливый пианист, педагог, дирижер и просветитель. Его творчество и деятельность способствовали развитию музыкальной жизни не только в Германии, где он жил, но и во всем мире. Он помогал появлению новых дарований и их профессиональному росту.

Семья

Знаменитый композитор Мендельсон родился третьего февраля 1809 г. в Гамбурге. Происходил из еврейской семьи со старинными культурными традициями. Дед Мендельсона был известным философом, немецким просветителем. Отец Феликса являлся главой и был очень тонким ценителем искусства.

У Мендельсона была сестра Фанни, которую он горячо любил. Отец его умер в 1835 году, и Феликс очень тяжело пережил этот первый удар судьбы.

Феликс Мендельсон. Биография: детство

Мать Феликса еще в раннем детстве сына обратила внимание на его удивительные способности к музыке. Она стала его первой учительницей. Когда ее знаний Феликсу перестало хватать, она отвела его учиться дальше к Людвигу Бергеру, знаменитому композитору и пианисту.

Биография Мендельсона содержит сведения, что уже в 7 лет он делал огромные успехи, а в 10 очаровал присутствующих своей игрой на частном концерте. Одновременно он учился игре на альте, который потом стала одним из его любимых инструментов.

Образование Мендельсона

Мендельсону дали прекрасное образование. Он изучал живопись, математику, литературу, знал много языков. Много путешествовал. В 11 лет Мендельсон поступил учиться в Певческую Берлинскую Академию. Ее руководителем был Карл Фридрих, который и обучал Феликса.

Начало творческого пути Мендельсона

Музыкальный талант Феликса развивался стремительно. Уже в 1822 году про творчество Мендельсона начали говорить как про новое музыкальное чудо. В 1824 году Мендельсон написал «Первую симфонию» и еще несколько Через год к этому списку добавился «Струнный октет». Мировую славу Мендельсону принесла его увертюра к «Сну в летнюю ночь». Это произведение включило в себя и первоначальные наброски знаменитого «Свадебного марша».

Дирижером Мендельсон стал тоже очень рано. Уже в 20 лет под его управлением оркестр исполнил произведение Баха «Страсти по Матвею». Певческая академия была настолько очарована им, что впредь стала включать его произведения в свой репертуар ежегодно.

Карьера

В 1833 году биография Мендельсона пополняется его активной творческой деятельностью. Он стал музыкальным директором в Дюссельдорфе. Основой его дирижерского репертуара стали оратории Генделя. Проработал он всего два года. Затем уехал в Лейпциг. Там он стал руководителем Гевандхауза.

В 1843 году основал Лейпцигскую консерваторию, заодно став ее руководителем. Сейчас ее переименовали в Музыкальную академию им. Мендельсона. Феликс также создал и музыкальную школу в Лейпциге, которая отличалась от остальных ориентацией на классику.

Творчество Феликса Мендельсона

В 1829-1833 годах Мендельсон путешествовал по Европе. Он посетил многие страны и города. Впечатления от увиденного давали ему новые музыкальные образы, которые он претворял в жизнь.

Самые значительные произведения Мендельсона лейпцигского периода: «Рюи Блаз», «Шотландская симфония», Скрипичный концерт ми-минор, 2 фортепьянных трио. К «Сну в летнюю ночь» он написал музыку, основанную на его первой увертюре, созданной под это произведение. Заказ поступил от самого короля Пруссии.

Мендельсон участвовал в организации Бирмингемских и Нижнерейнских музыкальных фестивалей. Его очень любили в Англии, и он 10 раз выезжал туда. Дирижировал оркестром в Лондоне и Бирмингеме, исполняя ораторию «Илия».

Мендельсон-романтик

Мендельсон увлекался классицизмом и идеалами XVIII века больше, чем другие композиторы. Его музыка отличается уравновешенностью и стройностью, сдержанностью и изяществом. К середине 1820 гг. он выработал свой стиль, черпая вдохновение в литературе, окружающей природе, искусстве и истории.

Именно это сделало его романтиком в большей мере, чем других. Среди его романсов и светских хоров есть истинные жемчужины. Например, романс «На крыльях песни», написанный на слова Гейне.

Мендельсон-инструменталист

В качестве композитора-инструменталиста его творческий путь начался с симфоний для струнного оркестра, стилизованных под венский классицизм. Среди этих произведений выделяются «Шотландская» и «Итальянская». Первая симфония более масштабная и богата контрастами.

Мастерство Мендельсона ярко выражено в простом и одновременно изысканном произведении «Песня без слов». Это серия фортепьянных пьес. Они похожи на лирический дневник Феликса.

Личная жизнь Мендельсона

Еще в молодости Мендельсон встретил девушку по имени Сесиль Жанрено. Она была из богатой семьи гугенотов. Вскоре они обручились. Сесиль была очень красивой девушкой с хорошими манерами и спокойным характером. Их брак оказался счастливым и крепким. Сесиль родила Феликсу пятерых детей. Это вдохновило Мендельсона еще на целую серию новых произведений.

Марш Мендельсона: история создания и популярности

Создание «Свадебного марша» Мендельсона было не обычным написанием очередного произведения. У него есть отдельная история. Начало она берет с увертюры для «Сна в летнюю ночь». Когда впервые прозвучал «Свадебный марш» Мендельсона? После увертюры была написана музыка для постановки пьесы Шекспира. Именно тогда, в 1843 году «Свадебный марш» прозвучал впервые. Но популярность он приобретал постепенно. В пьесе широкую известность не получил.

Когда впервые прозвучал «Свадебный марш» Мендельсона на свадьбе? Первой выбрала это произведение для музыкального сопровождения своего бракосочетания пара из города Тивертона, Том Дэниэл и Дороти Кэрри. Свадьба состоялась в 1847 году. Но марш и после этого не приобрел широкую популярность. Только через 50 лет после бракосочетания Тома и Дороти он стал, наконец, знаменитым произведением Мендельсона, которое остается таким и по сегодняшний день.

Биография Мендельсона содержит отдельную историю роста его популярности благодаря «Свадебному маршу». Эту известность принесло ему бракосочетание королевских особ. В Лондоне должна была состояться свадьба принцессы Британии Виктории Аделаиды с кронпринцем Пруссии Фридрихом Вильгельмом. Для венчания необходимо было подобрать подобающую торжественному моменту музыку.

Виктория Аделаида была ее тонким ценителем. И выбирать музыкальное сопровождение для венчания не позволила никому. Она занялась этим вопросом лично. Прослушав многие произведения разных композиторов, принцесса остановилась на опере Вагнера «Лоэнгрин» и «Свадебном марше» Мендельсона.

Первое Виктория Аделаида выбрала для момента, когда ее будут вести к алтарю. А «Свадебный марш» Мендельсона прозвучал после свершения бракосочетания, во время выхода из церкви. Венчание состоялось двадцать пятого января 1858 г. Именно с этого дня «Свадебный марш» запомнился всем и навсегда вошел в моду как обязательная свадебная музыка при бракосочетании.

Последний год жизни

Биография Мендельсона заканчивается последним годом его жизни. В 1847 году здоровье Мендельсона сильно ухудшилось. В тот момент он находился в Лондоне. Его врач посоветовал Феликсу прекратить исполнительскую деятельность. В это же время умерла его горячо любимая сестра Фанни, которая была старше его всего на 4 года. Ее памяти он посвятил пронзительно-трагическое произведение - струнный квартет f-moll.

Смерть сестры стала для него сильным ударом. И оправиться он от него не смог. Сестра для него значила настолько много, что с ее уходом у него кончились жизненные силы. Целых пять месяцев после ее кончины он пытался бороться с нарастающим отчаянием и утомляемостью, но безуспешно.

Несколько дней перед смертью он находился в полубессознательном состоянии. На все вопросы мог отвечать только «нет» или «да». Феликс Мендельсон скончался в Лейпциге четвертого ноября 1847 г. от инсульта. На тот момент ему было всего 38 лет.

Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их.
Р. Шуман

Ф. Мендельсон-Бартольди - немецкий композитор шумановского поколения, дирижер, педагог, пианист, музыкальный просветитель. Его многообразная деятельность была подчинена самым благородным и серьезным целям - она способствовала подъему музыкальной жизни Германии, укреплению ее национальных традиций, воспитанию просвещенной публики и образованных профессионалов. Мендельсон родился в семье с давними культурными традициями. Дед будущего композитора - известный философ; отец - глава банкирского дома, человек просвещенный, тонкий ценитель искусств - дал своему сыну прекрасное образование. В 1811 г. семья переехала в Берлин , где Мендельсон берет уроки у самых авторитетных педагогов - Л. Бергера (фортепиано), К. Цельтера (композиция). В доме Мендельсонов бывали Г. Гейне, Ф. Гегель, Т. А. Гофман, братья Гумбольдты, К. М. Вебер . Игру двенадцатилетнего пианиста слушал И. В. Гете. Встречи с великим поэтом в Веймаре остались самыми прекрасными воспоминаниями юных лет.

Общение с серьезными художниками, разнообразные музыкальные впечатления, посещение лекций в Берлинском университете, высокопросвещенная среда, в которой рос Мендельсон, - все способствовало быстрому профессиональному и духовному становлению. С 9 лет Мендельсон выступает на концертной эстраде, в начале 20-х гг. появляются первые его сочинения. Уже в юности началась просветительская деятельность Мендельсона. Исполнение под его управлением «Страстей по Матфею » И. С. Баха (1829) стало историческим событием в музыкальной жизни Германии, послужило толчком к возрождению творчества Баха . В 1833-36 гг. Мендельсон занимает пост музик-директора в Дюссельдорфе. Желание поднять уровень исполнения, пополнить репертуар классическими произведениями (оратории Г. Ф. Генделя и И. Гайдна, оперы В. А. Моцарта, Л. Керубини) натолкнулось на равнодушие городских властей, косность немецкого бюргерства.

Деятельность Мендельсона в Лейпциге (с 1836 г.) на посту дирижера оркестра Гевандхауз способствовала новому расцвету музыкальной жизни города, уже в XVIII в. прославленного своими культурными традициями. Мендельсон стремился привлечь внимание слушателей к величайшим произведениям искусства прошлого (оратории Баха, Генделя, Гайдна, Торжественная месса и Девятая симфония Бетховена). Просветительские цели преследовал и цикл исторических концертов - своеобразная панорама развития музыки от Баха до современных Мендельсону композиторов. В Лейпциге Мендельсон дает концерты фортепианной музыки, исполняет органные произведения Баха в церкви Св. Фомы, где 100 лет назад служил «великий кантор». В 1843 г. по инициативе Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по образцу которой были созданы консерватории в других немецких городах. В лейпцигские годы творчество Мендельсона достигло наивысшего расцвета, зрелости, мастерства (Скрипичный концерт , «Шотландская » симфония, музыка к «Сну в летнюю ночь » В. Шекспира, последние тетради «Песен без слов», оратория «Илия » и др.). Постоянное напряжение, интенсивность исполнительской и педагогической деятельности исподволь подтачивали силы композитора. Тяжелое переутомление, потери близких людей (внезапная смерть сестры Фанни) приблизили кончину. Мендельсон умер в возрасте 38 лет.

Мендельсона привлекали различные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для симфонического оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса, обнаруживая подлинную универсальность дарования, высочайший профессионализм. В самом начале творческого пути, в возрасте 17 лет Мендельсон создает увертюру «Сон в летнюю ночь» - произведение, поразившее современников органичностью замысла и воплощения, зрелостью композиторской техники и свежестью, богатством фантазии. «Расцвет юности чувствуется здесь, как, может быть, ни в каком другом произведении композитора, - законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет». В одночастной программной увертюре, возникшей под впечатлением комедии Шекспира, определились грани музыкально-поэтического мира композитора. Это светлая фантастика с оттенком скерцозности, полета, причудливой игры (фантастические танцы эльфов); лирические образы, сочетающие романтическую увлеченность, взволнованность и ясность, благородство выражения; образы народно-жанровые и картинные, эпические. Созданный Мендельсоном жанр концертной программной увертюры получил развитие в симфонической музыке XIX в. (Г. Берлиоз, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский). В начале 40-х гг. Мендельсон вернулся к шекспировской комедии и написал музыку к спектаклю. Лучшие номера составили оркестровую сюиту, прочно утвердившуюся, в концертном репертуаре (Увертюра, Скерцо, Интермеццо, Ноктюрн, Свадебный марш).

Содержание многих произведений Мендельсона связано с непосредственными жизненными впечатлениями от путешествий в Италию (солнечная, пронизанная южным светом и теплом «Итальянская симфония » - 1833), а также в северные страны - Англию и Шотландию (образы морской стихии, северного эпоса в увертюрах «Фингалова пещера » («Гебриды»), «Морская тишь и счастливое плавание » (обе 1832), в «Шотландской» симфонии (1830-42).

Основу фортепианного творчества Мендельсона составили «Песни без слов » (48 пьес, 1830-45) - замечательные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В противовес распространившемуся в то время эффектному бравурному пианизму Мендельсон создает пьесы в камерном стиле, выявляя прежде всего кантиленные, певучие возможности инструмента. Привлекала композитора и стихия концертной игры - виртуозный блеск, праздничность, приподнятость отвечали его артистической природе (2 концерта для фортепиано с оркестром, Блестящее каприччио, Блестящее рондо и др.). Знаменитый Скрипичный концерт ми минор (1844) вошел в классический фонд жанра наряду с концертами П. Чайковского, И. Брамса, А. Глазунова, Я. Сибелиуса. Оратории «Павел», «Илия », кантата «Первая Вальпургиева ночь» (по Гёте) внесли значительный вклад в историю кантатно-ораториальных жанров. Развитие исконных традиций немецкой музыки продолжили прелюдии и фуги Мендельсона для органа.

Многие хоровые произведения композитор предназначал для любительских хоровых обществ Берлина, Дюссельдорфа и Лейпцига; а камерные сочинения (песни, вокальные и инструментальные ансамбли) - для любительского, домашнего музицирования, во все времена чрезвычайно популярного в Германии. Создание такой музыки, обращенной к просвещенным любителям, а не только к профессионалам, способствовало осуществлению главной творческой цели Мендельсона - воспитанию вкусов публики, активному приобщению ее к серьезному, высокохудожественному наследию.

И. Охалова

Место и положение Мендельсона в истории немецкой музыки верно определено П. И. Чайковским . Мендельсон, по его словам, «всегда останется образцом безукоризненной чистоты стиля, и за ним будет признана резко очерченная музыкальная индивидуальность, бледнеющая перед сиянием таких гениев, как Бетховен ,- но высоко выдвигающаяся из толпы многочисленных музыкантов-ремесленников немецкой школы».

Мендельсон принадлежит к числу художников, у кого замысел и воплощение достигли той степени единства и целостности, которых не всегда удавалось добиться некоторым его современникам более яркого и масштабного дарования.

Творческий путь Мендельсона не знает внезапных срывов и дерзких новшеств, кризисных состояний и крутых подъемов. Это не значит, что он протекал бездумно и безоблачно. Его первая индивидуальная «заявка» на мастера и самостоятельного творца - увертюра «Сон в летнюю ночь» - жемчужина симфонической музыки, плод большого и целеустремленного труда, подготовленный годами профессиональной выучки.

Серьезность с детства приобретенных специальных знаний, разностороннее интеллектуальное развитие помогли Мендельсону на заре творческой жизни точно очертить круг очаровавших его образов, которые надолго, если не навсегда, завладели его фантазией. В мире пленительной сказки он как бы обрел самого себя. Рисуя волшебную игру иллюзорных образов, Мендельсон метафорически выражал свое поэтическое видение реального мира. Жизненный опыт, познание веками накопленных культурных ценностей насыщали интеллект, вносили в процесс художественного совершенствования «поправки», заметно углубляя содержание музыки, дополняя ее новыми мотивами и оттенками.

Однако гармоническая цельность музыкального дарования Мендельсона сочеталась с узостью творческого диапазона. Мендельсон далек от страстной порывистости Шумана, возбужденной экзальтации Берлиоза, трагедийности и национально-патриотической героики Шопена. Сильным эмоциям, духу протеста, настойчивым поискам новых форм он противопоставлял спокойствие мысли и теплоту человеческого чувства, строгую упорядоченность форм.

Вместе с тем образное мышление Мендельсона, содержание его музыки, равно как и жанры, в которых он творит, не выходят из русла искусства романтизма.

«Сон в летнюю ночь» или «Гебриды» не менее романтичны, чем произведения Шумана или Шопена, Шуберта или Берлиоза. Это типично для многоликого музыкального романтизма, в котором скрещивались различные течения, на первый взгляд кажущиеся полярными.

Мендельсон примыкает к крылу немецкого романтизма, ведущего свое начало от Вебера. Характерная для Вебера сказочность и фантастика, одушевленный мир природы, поэзия далеких легенд и сказаний, обновленная и расширенная, переливается в музыке Мендельсона заново найденными красочными тонами.

Из обширного круга романтической тематики, затронутой Мендельсоном, наиболее художественно завершенное воплощение получили темы, связанные с областью фантастики. В фантастике Мендельсона нет ничего мрачного, демонического. Это светлые образы природы, рожденные народной фантазией и во множестве рассыпанные в сказках, мифах, или же навеянные эпическими и историческими преданиями, где тесно сплелись реальность и фантазия, действительность и поэтический вымысел.

От народных истоков образности - незатемненность колорита, с которым так естественно гармонируют легкость и изящество, мягкая лирика и полетность «фантастической» музыки Мендельсона.

Не менее близка и естественна для этого художника романтическая тема природы. Сравнительно редко прибегая к внешней описательности, Мендельсон тончайшими выразительными приемами передает определенное «настроение» пейзажа, вызывает его живое эмоциональное ощущение.

Мендельсон, выдающийся мастер лирического пейзажа, оставил в таких произведениях, как «Гебриды», «Сон в летнюю ночь», «Шотландская» симфония, великолепные страницы живописно-картинной музыки. Но и образы природы, фантастики (часто они сплетены неразрывно), проникнуты мягким лиризмом. Лиризм - существеннейшее свойство дарования Мендельсона - окрашивает все его творчество.

Несмотря на приверженность к искусству прошлого, Мендельсон - сын своего века. Лирический аспект мира, лирическая стихия предопределила направление его художественных поисков. С этой общей тенденцией романтической музыки совпадает постоянная увлеченность Мендельсона инструментальной миниатюрой. В противоположность искусству классицизма и Бетховена, культивировавшего сложные монументальные формы, соразмерные философской обобщенности жизненных процессов, в искусстве романтиков первый план отводится песне, небольшой инструментальной миниатюре. Для запечатления самых тонких и преходящих оттенков чувства малые формы оказались наиболее органичными.

Феликс Мендельсон – композитор, имя которого приходит на ум при первых же звуках «Свадебного марша». Он также был знаменитым дирижером, пианистом и педагогом. Мендельсон отличался удивительной музыкальной памятью и был востребован в странах Европы. Его заслугой стало основание Лейпцигской консерватории.

Детство и юность

Полное имя музыканта – Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди. Двойная фамилия досталась мальчику от отца, который решил стать лютеранином. Старинный род гордился дедом, известным философом, проповедником веротерпимости и еврейским просветителем. Родитель Феликса был главой банкирского дома и хорошо разбирался в предметах искусства.

Феликс родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года. Он стал одним из 5 детей Мендельсонов. Мальчик находился в благоприятной среде, где имелись все условия для получения качественного образования и реализации талантов. В дом Мендельсонов часто приезжали философ и музыкант Карл Цельтер.

Склонность ребенка к музыке стала очевидной на ранних порах, и мать занялась развитием его способностей. Схожий талант был заметен и у сестры Феликса, Фанни. Вместе дети изучали нотную грамоту, а затем поступили на обучение к педагогу Людвигу Бергеру. Теории музыки детей обучал Цельтер. Феликс выучился игре на скрипке и альте, а в 9 лет дебютировал в роли пианиста. Не остались без внимания и его вокальные способности.


Первые произведения будущего композитора были созданы в этот период. Ими оказались сонаты для скрипки и фортепиано, а также мелодии для органа. был в числе первых ценителей таланта Мендельсона и открыто восхищался его способностями. Феликс начал давать концерты как дирижер, а также исполнитель чужих и авторских композиций. В 1842 году Мендельсон презентовал собственную оперу «Два племянника».

В семье делали все возможное, чтобы у детей были перспективы, поэтому Мендельсоны часто путешествовали. В 16 лет Феликс впервые побывал в Париже в компании отца, отправившегося во Францию с деловым визитом. Успехи музыканта оценили в парижской консерватории, но сам он не удовлетворился местными музыкальными традициями. Зато обрел массу полезных знакомств. Вернувшись домой, Мендельсон продолжил работу над оперой «Свадьба Камачо», созданной как аллюзия на произведение «Дон Кихот». В 1825 году произведение было закончено.

Музыка

В 1862 году свет увидела композиция, сделавшая Феликса известным. Увертюра к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» состояла из 12 минут непрерывной музыки, источавшей невероятный романтизм. Интересный факт: частью произведения был небезызвестный свадебный марш. На момент создания композиции Мендельсону было 17 лет.

«Свадебный марш» Феликса Мендельсона

Спустя год состоялась сценическая адаптация «Свадьбы Камачо». Критики хорошо отзывались о композиции, но театральные интриги и склоки не позволили мероприятию обрести успех. Это расстроило Мендельсона, и автор решил сосредоточиться на инструментальных мелодиях. Параллельно с творческой деятельностью Феликс обучался в Берлинском университете им. Гумбольдта.

С юности музыкант увлекался творчеством , популярность которого в тот период была невелика. В 1829 году публика услышала «Страсти по Матфею» кумира в исполнении поклонника. Это стало громким событием в мире музыки и принесло Мендельсону новый успех, положивший начало первым гастролям. Композитор отправился в Лондон, где неоднократно выступал перед слушателями с авторскими произведениями, музыкой Вебера и Бетховена. За Великобританией Мендельсону покорилась Шотландия, под впечатлениями от которой музыкант создал «Шотландскую симфонию».


Мужчина вернулся в Германию знаменитостью. Спонсором его путешествий по Европе выступил отец, и Феликс вновь отправился в путь, чтобы выступать в Италии. Один гастрольный тур стал причиной, по которой Феликс отказался от позиции в Берлинском университете. Объездив Германию, Францию, Австрию и Италию, музыкант остановился в Риме и создал «Первую Вальпургиеву ночь». За ней последовали несколько фортепианных и клавирных концертов.

К 26 годам Мендельсон был руководителем оркестра Гевандхаус. Отношения с подопечными сложились наилучшим образом. В качестве единомышленников и слаженного ансамбля музыканты и дирижер быстро обрели известность в Европе, а Феликс приступил к написанию триптиха «Элиа – Павел – Христос».


В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV доверил Мендельсону реформирование Королевской академии искусств в Берлине, но местная интеллигенция не приняла нововведения мастера, и он ретировался. В 1846- м была создана оратория «Элиа». Громкая премьера заворожила публику. Мендельсон был в восторге от впечатления, которое произвело его творение.

Параллельно с написанием музыки Феликс Мендельсон задумывался о создании учебного заведения для авторов. Он ходатайствовал об учреждении Лейпцигской консерватории, ставшей первой в Германии. Ее открыли в 1843 году, а портрет основателя до сих пор украшает стены здания.

Личная жизнь

В биографии любого творческого деятеля присутствует муза. Таковой для Мендельсона стала его жена Сесиль Жанрено, с которой он сочетался узами брака в 1836 году. Девушка из богатой гугенотской семьи, дочь французского пастора, отличалась спокойным нравом.


Композитор был счастлив в личной жизни, так как супруга привнесла в его дом заботу, уют и гармонию. Она вдохновляла мужа на новые творения.

Мендельсон стал отцом пятерых детей. Семья и пылкие чувства к ней побуждали музыканта на написание новых произведений.

Смерть

Проблемы со здоровьем наметились у Феликса в 1846 году. Он завершил гастроли и занялся написанием финальной части своего триптиха, «Христос». Занятия шли сложно из-за самочувствия композитора. Он часто делал перерывы, страдая мигренью и постоянной сменой настроения. По рекомендации семейного врача гастроли были отложены, а музыкант находился в комфортных домашних условиях.


Смерть любимой сестры усугубила положение. Мужчина переживал, оплакивая свою любимицу. Осенью 1847 года композитор пережил инсульт и не смог оправиться от него. Состояние музыканта ухудшалось: он впадал в забытье и не мог развернуто отвечать на вопросы. Спустя месяц Мендельсона настиг второй удар, который и послужил причиной смерти. Феликс Мендельсон скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года, в 38 лет.

Произведения

  • 1824 – «Симфония № 1 c-moll»
  • 1827 – «Christe, Du Lamm Gottes»
  • 1830 – «O Haupt voll Blut und Wunden»
  • 1831 – «Vom Himmel hoch»
  • 1831 – Увертюра «Сон в летнюю ночь»
  • 1832 – Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера»
  • 1833 – Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине»,
  • 1835 – «Павел»
  • 1840 – Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»)
  • 1842 – Симфония № 3 a-moll («Шотландская»)
  • 1846 – «Илия»