Современные проблемы науки и образования. Сетевое взаимодействие в образовании - это что такое

Сетевое взаимодействие в образовании - это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс.

Интеграция

Это усилия разных образовательных учреждений по централизации ресурсов. Данный алгоритм уже продемонстрировал свою актуальность и состоятельность. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность». Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты. Сетевое взаимодействие в системе образования особенно развито в средней и старшей школе.

Что такое сеть?

В педагогической практике такие понятия, как партнерство, сеть, встречаются достаточно часто. Сеть представляет собой совокупность учреждений. Отметим межсетевой характер образуемой системы.

Характеристики

Сетевое взаимодействие в образовании - это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как:

  • единство целей;
  • определенные ресурсы для их достижения;
  • суммарный центр управления.

Особенности создания

Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели. В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений. В качестве основного органа управления в основном выступает управления района или города.

Параметры взаимодействия

Основные проблемы сетевого взаимодействия в образовании связаны с существенной территориальной удаленностью разных образовательных организаций. Для преодоления подобных проблем применяют компьютерные технологии.

Инклюзивное образование

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем. Такие школьники по медицинским показания не могут посещать школу, поэтому для них министерством образования РФ был создан специальный проект. Он подразумевает сетевое взаимодействие в Педагоги общаются со своими подопечными посредством новейших компьютерных технологий и программ. Прежде чем учитель допускается к работе с больным ребенком, он проходит специальную курсовую подготовку. Подобные курсы направлены на преодоление психологических проблем, касающихся установки контакта с больным школьником.

Координацию взаимоотношений между учениками, родителями, педагогами, образовательными учреждениями осуществляет специальный отдел по инклюзивному (дистанционному) обучению. Каков алгоритм такого взаимодействия? Сначала школы передают специалистам отдела информацию о количестве детей, нуждающихся в дистанционном образовании, указывает рекомендации педиатров по организации учебного процесса. Полученные сведения изучаются в координационном центре, полученная информация вносится в специальную базу данных. На следующем этапе к каждому конкретному ребенку подбирают наставника.

К педагогу, который будет работать с больным ребенком, выдвигаются особые требования. Помимо он должен быть хорошим психологом, чтобы в процессе общения со своим подопечным помогать ребенку, избавлять его от неуверенности в своих силах, различных комплексов, возникающих из-за ограниченности общения со сверстниками.

На третьем этапе происходит отбор образовательной программы, ее утверждение координационным центром.

Такое сетевое взаимодействие в образовании - это комплекс мер, направленных на проведение дистанционных уроков со школьниками, имеющими ограничения по здоровью. Координационный центр создает сетевое расписание, в котором для каждого ребенка указывается время проведения урока, работающий преподаватель. Педагог трудоустраивается в то учебное заведение, к которому прикреплен ребенок.

Алгоритм приема на работу дистанционного учителя аналогичен обычному приему работника в образовательное учреждение. Директору школы предоставляется сканированная оригинал заявления, копии наградных документов, справка об отсутствии судимости, подтверждении прохождения специальной курсовой подготовки, тарификационный лист. Руководитель школы готовит приказ о приеме на работу совместителя, знакомит с ним дистанционного педагога. После того как все формальности будут улажены, начинается непосредственный образовательный процесс.

Подобная работа предполагает и серьезную периодическую отчетность. В конце каждого месяца учитель отправляет координатору отчет о проведенных уроках. Разработана специальная форма для выставления отметок за четверть, полугодие, которую заполняет педагог. Все отчетные материалы направляют в координационный центр, затем дублируют в образовательное учреждение, в котором числится ребенок. Закон об образовании в сетевом взаимодействии регламентирует взаимоотношения между дистанционным наставником, родителями обучающегося, представителями министерства образования.

Дополнительное образование

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании обладает определенными параметрами:

  • оно базируется на совместной деятельности взрослых и детей;
  • существует косвенное либо прямое воздействие субъектов данного процесса друг на друга, которое позволяет устанавливать между ними полноценную взаимосвязь;
  • есть вероятность реальных преобразований в эмоциональной, волевой, познавательной, личностной сфере;
  • учитываются личностные характеристики всех участников, освоение ими социальных навыков;
  • используются принципы творчества и доверия, сотрудничества и паритетности;
  • взаимодействие осуществляется на основе доверия, поддержки, взаимного партнерства.

Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования позволяет объединять усилия разнообразных клубов, школ, секций, направленных на воспитание гармонически развитой личности ребенка. Как создается такая система? Каковы ее основные цели и задачи? Учитывая, что сетевое взаимодействие в дополнительном образовании направлено на создание базы для полноценного формирования личности ребенка, в районных центрах и крупных городах были открыты центры дополнительного образования. В таких организациях ребятам предлагаются разнообразные спортивные секции, музыкальные кружки, танцевальные студии. При попадании в такой центр, малышу и его родителям сотрудники «детского города» проводят экскурсию, рассказывают о каждом направлении, разрешают посетить занятия. После того как ребенком будет сделан осознанный выбор 2-3 секций или кружков, его расписание выстраивается так, чтобы он успевал посещать общеобразовательную школу, заниматься в выбранных секциях. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования подразумевает корректировку графика внеурочных занятий с учетом расписания уроков в обычной (общеобразовательной школе).

Стратегии взаимодействия

Современная наука предлагает две основные системы взаимодействия: конкуренцию и кооперацию. Рассмотрим их особенности, возможности применения.

Кооперативное взаимодействие предполагает определенный вклад всех участников в решение общей задачи. В качестве средства объединения в такой ситуации рассматривают отношения, появившиеся в непосредственном процессе взаимного общения. В качестве основного показателя плотности кооперативного взаимодействия выступает уровень включенности в общее дело всех участников образовательной системы.

Конкуренция подразумевает борьбу за приоритет, яркой формой которой является конфликтная ситуация. Вовсе необязательно, чтобы конфликт имел только негативные параметры, часто путем таких ситуаций находится выход из сложной ситуации, выстраиваются полноценные и доброжелательные взаимоотношения разных участников образовательного и воспитательного процесса. Сетевое взаимодействие в общем образовании тесно связано с такими стратегиями. Они определяют его моделирование и последующее развитие.

На данный момент времени созданы различные варианты муниципальных образовательных сетей. Среди них выделяют два наиболее распространенных варианта, проанализируем их подробнее.

Муниципальные сети

Что же представляет собой сетевое взаимодействие в образовании? Это возможность объединения нескольких отдельных образовательных организаций вокруг сильной школы, имеющей достаточный материальный и Такое образовательное учреждения выполняет функцию «ресурсного центра». В подобной ситуации у каждого общеобразовательного учреждения этой группы сохраняется право на обеспечение преподавания основных учебных дисциплин в полном объеме. Кроме того, школа получает возможность создавать профильные классы, предлагать ребятам различные элективные и факультативные курсы по отдельным предметам, учитывая имеющиеся ресурсные возможности. Подготовку по всем остальным профильным направлениям реализует «ресурсный центр».

Существует и еще одно сетевое взаимодействие (дополнительное образование). Школа, дворцы творчества, спортивные школы, студии, секции, выступают в этом случае как единая образовательная и воспитательная система. В подобной ситуации ребенок имеет права выбора получать дополнительные навыки не только на базе своей школы, но и в иных образовательных учреждениях. Например, ученик может проходить дистанционную подготовку, обучаться в заочных школах для одаренных детей, в учреждения профессионального образования.

Воспитательный потенциал

Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании несет в себе воспитательный ресурс. В первую очередь, подобные системы создаются для повышения качества воспитания и образования, повышения познавательного интереса у школьников. Существуют определенные характеристики воспитательного аспекта любой образовательной сети:

  • присутствие общих интересов и стремления участников сети к единым социальным целям, применение единых приемов и методов;
  • материально-технические, кадровые, финансовые возможности для взаимного воспитания и обучения, обмена мнениями;
  • развитие коммуникаций между отдельными участниками сети;
  • взаимная заинтересованность и ответственность, гарантирующие положительную динамику такого взаимодействия.

Основная причина разработки сетевых разнообразных сообществ была связана с невозможностью многих небольших образовательных учреждений предоставлять всем участникам образовательного процесса полноценные условия для развития и воспитания. В первую очередь речь шла о недостаточной материальной и технической оснащенности многих сельских школ, что негативно отражалось на научности преподавания. После внедрения сетевой модели удалось справиться с теми проблемами, решить которые по отдельности государственные учреждения были не в силах. Кроме того, между отдельными организациями, вошедшими в единую систему, усилилась здоровая конкуренция, наладились нормальные деловые взаимоотношения. Углубилось понимание проблемы, поставленной перед школами министерством образования, расширились границы взаимного действия, поскольку существенно увеличились возможности учреждений образовательной направленности. В настоящее время школы, объединенные в единую сеть, стараются работать в команде, помогают друг другу советами, кадрами, техническими средствами обучения. Появление многочисленных сетей в образовании способствовало устранению ненужного дублирования, нерациональной траты материальных ресурсов. В процессе работы педагоги обмениваются между собой мнениями, идеями, инновационными и технологиями. При определенных обстоятельствах происходит объединение финансовых, административных, кадровых ресурсов. Благодаря анализу практики сетевого взаимодействия были закреплены базовые принципы его создания с социальными стратегическими партнерами:

  • каждый участник получает равные возможности для предоставления своего мнения;
  • ответственность не перекладывается на другие образовательные учреждения;
  • при сотрудничестве все полномочия распределены равномерно, направлены на полноценное функционирование всех учреждений и государственных организаций;
  • есть условия для полноценного и конструктивного взаимодействия, мониторинга и контроля;
  • сотрудничество базируется на умении «принимать» и «отдавать».

Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков, проведение семинаров, совместных встреч, конференций.

Заключение

Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных учреждений и систем дополнительного образования вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Благодаря подобной деятельности стало возможным полноценное проектирование содержания образования и воспитания, что способствует обогащению жизнедеятельности ребят, получению ими разнообразного социального опыта.

Практика подобного взаимодействия разных участников образовательного процесса подтверждает появление множества инновационных моментов. В первую очередь отметим необходимость перевода соревновательного вида деятельности школ к новым условиям деятельности.

Для подобного перехода требуется существенный временной промежуток, переосмысление своей деятельности педагогами. Результаты статистических исследований подтверждают высокую результативность сетевого взаимодействия. Только совместные усилия, направленные на улучшение условия обучения, повышение качества материально-технической базы, совершенствование внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.

Новый закон «Об образовании» предусматривает сетевое обучение студентов . Это означает, что обучающиеся могут получать образование на базе нескольких высших учебных заведений одновременно. Такой опыт уже есть в России, к примеру, в Томском Государственном Университете, где существуют совместные с французскими ВУЗами магистратуры и специальные программы по некоторым предметам.

Ректоры всех учебных заведений поддержали идею формирования новых методов обучения, задача которых – научить ВУЗы общаться между собой. Заместитель министра образования и науки Александр Климов считает, что сетевое обучение не только повысит уровень образования, но и увеличит возможности студентов, которые смогут одновременно учиться в России и за рубежом. В Минобрнауки высказали готовность создать нормативную базу для сетевого обучения, но финансировать эту программу отказались, так как на сетевые программы деньги не выделяются.

Некоторые преподаватели реализуют сетевое обучение студентов посредством личных веб-ресурсов. В качестве примера можно привести учебно-методический комплекс по педагогическим дисциплинам на сайте преподавателя Сидорова С.В. Ресурс содержит статьи по педагогике и психологии, учебно-методические материалы, студенческие исследования, афоризмы и многое другое.

Сетевое обучение развивается во многих странах. Система обучения может выстраиваться по-разному, например, в виде вебинаров. Есть также и такой механизм совмещения обучения, когда студент проходит базовое обучение в одном ВУЗе, но может поехать в другой университет на один семестр. Благодаря такой системе, студент имеет возможность пройти стажировку в других регионах, а также получить несколько дипломов.

Сейчас все федеральные университеты предлагают сетевое обучение. В рамках сетевого сотрудничества уже разработано 12 бакалаврских и 15 магистерских программ. Но это не значит, что в каждом университете есть такие программы. В одной программе могут принимать участие от 2 до 8 ВУЗов. Если раньше была академическая мобильность, то сейчас можно говорить о виртуальной мобильности.

На сегодняшний день ВУЗы уже готовы к сотрудничеству, но пока еще не решен вопрос о том, какой статус будут иметь студенты, обучающиеся в нескольких учебных заведениях одновременно, и какой документ об образовании они получат. Также для сетевого обучения студентов нужно разработать методы контроля, подобрать перечень литературы, составить учебные программы и планы, а также обеспечить ВУЗы необходимыми интернет-технологиями.

Что касается обмена студентами в рамках сетевых программ обучения, федеральные ВУЗы решили поделить расходы: один оплачивает проезд, другой – проживание. Но с местами в общежитиях для «сетевых» студентов есть проблемы, и их тоже нужно решать.

Учебный план

Учебный материал

Лекция 1. Сетевое профильное обучение

Лекция 2. Феномен «сети» в современном научно-педагогическом знании

Лекция 3. Стратегии реализации профильного обучения

Лекция 4. Алгоритм создания сети профильного обучения
Контрольная работа № 1.

Лекция 5. Сетевой учебный план

Лекция 6. Нормативно-правовые основы сетевого обучения. Управление сетью профильного обучения
Контрольная работа № 2 .

Лекция 7. Мониторинг в системе сетевого профильного обучения. Социальные эффекты

Лекция 8. Мониторинг в системе сетевого профильного обучения. Образовательные эффекты

Итоговая работа

Концепция курса

Данный курс направлен на развитие компетентности администраторов в сфере образования в применении методов организации сетевой модели профильного обучения.

Каковы основные подходы к организации сетевого обучения, как определить цели и стратегии деятельности образовательного учреждения в условиях сетевого обучения, как осуществить оценку эффективности сетевого профильного обучения, как разработать проект сетевой организации профильного обучения с учетом местных условий – на эти и другие вопросы будут даны ответы в данном цикле лекций.

Курс апробирован в Омской области с 2004 года. Практика показывает, что наибольшая эффективность в использовании материалов курса достигается, если организовано системное освоение информации сотрудниками органов управления образования, администраторами школ и учебных заведений дополнительного и профессионального образования – будущих участников сети профильного обучения.

ГАМ Владимир Иванович – проректор Омского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ОмГПУ. Автор более 45-ти статей, монографий, учебно-методических пособий по стратегическому управлению в сфере образования.

ФИЛИМОНОВ Алексей Александрович – кандидат технических наук, доцент. Заместитель директора Центра образовательных инициатив ОмГПУ. Соавтор и разработчик технологии стратегического лидерства, моделей организации сетевого профильного обучения.

БУГРОВА Наталия Сергеевна – аспирант кафедры педагогики ОмГПУ. Заместитель директора Центра образовательных инициатив ОмГПУ. Соисполнитель проектов по сетевой организации профильного обучения.

БУЗИНА Елена Владимировна – кандидат педагогических наук. Заместитель директора Центра образовательных инициатив ОмГПУ. Автор-разработчик технологии организации учебной деятельности старшеклассников в условиях дополнительного образования.

Лекция 1

Сетевое профильное обучение

Для успешной деятельности в условиях современного мира люди должны уметь совершать самостоятельные поступки, обеспечивать себя и своих близких, быть ответственными за выполняемые дела, принимать важные решения на разных этапах карьеры и жизни. Однако, продолжая широко использовать средства обучения, ориентированные на подготовку определенного типа личности – исполнителя, российская школа не в полной мере соответствует требованиям времени в плане подготовки выпускника, способного действовать активно и компетентно. Это приводит к увеличению разрыва между тем, что школа может предъявить обществу и тем, что оно от нее ожидает. Именно такое противоречие порождает ряд серьезных проблем, главной из которых является качество образования .

На наш взгляд, основной причиной здесь является использование педагогических средств, не соответствующих главной цели – подготовке деятельной личности. Эта проблема не может быть решена без выработки стратегий, необходимых для организации процесса обучения и смены стиля управленческой деятельности, учитывающих изменения, произошедшие в сфере образования за последние годы.

Затянувшийся процесс реформирования и постоянные трансформации привели фактически к созданию альтернативной системы обучения (экстернат, подготовительные курсы, летние и зимние школы, репетиторство и прочее). В сложившейся ситуации государство не видит в школьном образовании источник для своего экономического и культурного развития и рассматривает его как одну из социальных программ.

Одним из решений является переход к ресурсному обеспечению проектов в сфере образования . С этой точки зрения, введение профильного обучения в старшей школе становится исключительно важным направлением модернизации. Ведь оно как раз предполагает «значительную дифференциацию обучения, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ» (Концепция профильного обучения).

Цель профильного обучения – существенное улучшение результатов только за счет возможностей самой школы и, соответственно, повышение инвестиционной привлекательности системы общего образования. По сути, этот проект означает переход к ресурсному обеспечению индивидуальных образовательных программ старшеклассников.

При этом ключевая проблема заключается в том, что ограниченные возможности отдельных образовательных учреждений не позволяют им обеспечить обучение в режиме индивидуальных программ и, соответственно, предоставить максимальную свободу выбора учащимися индивидуальных образовательных маршрутов.

Решение этой проблемы может быть найдено в создании на базе некоторых учебных заведений, имеющих ограниченные ресурсы, инфраструктуры по типу сетевой организации , оказывающей весь спектр образовательных услуг профильного обучения и обеспечивающей максимальную свободу выбора.

Отметим, что необходимость в сетевых структурах возникает в тот момент, когда требуются дополнительные возможности для реализации задач, трудно решаемых привычными способами.

В педагогической и научно-популярной литературе последних лет достаточно часто встречаются понятия «сетевое взаимодействие», «сетевое образование», «сетевой университет», «сетевая педагогика», «сетевая образовательная программа», «сетевое обучение».

Что же стоит за этими терминами? Какова характеристика понятий «сеть» и «сетевой»?

В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к 70–80-м годам прошлого века, когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику. В конце 90-х годов его описал Ю.А. Конаржевский (см. список литературы).

Примерно в это же время заговорили о сетевом взаимодействии образовательных учреждений, что отразилось, в частности, в созданной А.И. Адамским образовательной сети «Эврика». По его мнению, такая модель несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом «выращиваются» внутри сообщества образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника.

Образовательную сеть А.И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью взаимного повышения результативности и качества обучения.

Кроме того, в настоящее время в реальной практике разрабатываются и внедряются различные модели образовательных сетей. Это связано, прежде всего, с переходом к профильному обучению в старшей школе. Опыт реализации подобных программ показал, что наиболее успешным является именно сетевой вариант .

Позитивный опыт, полученный в ходе осуществления проекта, закономерен, так как сетевое профильное обучение базируется на принципе свободного (открытого) выбора (open learning) времени, места, продолжительности, цены, вида, форм, целей, методов, источников, средств, последовательности, содержания, оценки и программ обучения; консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений и т.д.

Сетевое профильное обучение имеет следующие особенности:

– широкое использование современных технологий и средств обучения;

– гибкость – возможность обучаться в удобное для старшеклассника время, в подходящем месте и выбранном им темпе;

– модульность – возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов;

– параллельность – возможность обучения по следующим основным направлениям: академическое, дополнительное, профессиональное;

– новая роль преподавателя – возложение на него функций координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана;

– новая роль обучающегося – повышение требований по самоорганизации, мотивированности, самооценке, навыкам самостоятельной работы;

– тестовый контроль качества знаний;

– возможность экспорта и импорта образовательных услуг;

– экономическая эффективность – улучшение соотношения конечного результата к затратам времени, денег и других ресурсов на его достижение по сравнению с традиционными формами обучения.

Существуют два типа подобных моделей: концентрированная сеть и распределенная сеть . Первая предполагает наличие мощного ресурсного центра, где число входящих связей будет намного превышать количество исходящих. Во второй ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития в сети.

Система сетевого профильного обучения может стать таким социальным институтом, который способен предоставить старшекласснику разнообразные образовательные услуги, позволяющие ему учиться непрерывно и обеспечивающие возможность получения современных знаний. Это дает возможность каждому ученику выстроить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям, где бы территориально он ни находился.

При организации сетевого варианта профильного обучения формируется ассоциация связанных друг с другом учебных учреждений, которая обеспечивает создание пространства образовательных услуг, взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворять запросы и потребности учащихся.

Таким образом, целью проекта по организации сетевого варианта профильного обучения является создание сообщества учебных заведений, обеспечивающего максимальную свободу для выбора образовательной траектории, подготовку к продолжению учебы и будущей профессиональной деятельности. На наш взгляд, именно сетевое образование способно сегодня наиболее эффективно содействовать подготовке школьников к полноценному участию в ведущих областях деятельности современного общества.

Проблема преодоления ограниченного количества образовательных ресурсов каждой отдельно взятой школы при введении профильного обучения в разных уголках России решается по-разному. В предлагаемом лекционном курсе представлен опыт Омского региона.

Проектная деятельность по организации сетевого варианта профильного обучения в сельских районах Омской области осуществляется с 2003 г., а с 2007 г. – апробируется и в самом г. Омске.

Основное достоинство системы сетевого варианта профильного обучения состоит в том, что она ориентирована на массовость и общедоступность (независимо от социального статуса участников, территориального расположения школы, каких-либо ограничений и т.п.), создает условия для обеспечения широкого доступа к образовательным ресурсам и возможность получения основ профессионального образования.

Сетевая организация профильного обучения строится на следующих принципах:

– удовлетворения запросов и потребностей учащихся;

– добровольности;

– открытости и незамкнутости (формирование клубного типа отношений);

– кооперационного и коммуникационного взаимодействия по горизонтали;

– объединения и доступности ресурсов;

– практической направленности и целесообразности;

– увеличения ресурса становления и реализации профильного обучения в старшей школе;

– расширения рамок доступности образования (когда в максимальной степени удовлетворены образовательные запросы учащихся);

– роста уровня образовательных результатов выпускников образовательных учреждений;

– усиления социальной роли школ, способных обеспечивать подготовку выпускника к продолжению образования и будущей профессиональной деятельности;

– формирования ключевых компетенций старшеклассников, развитие процессов самоопределения и самореализации учащихся старшей школы;

– роста профессиональной компетентности и мастерства педагогических кадров с учетом реалий, с которыми сталкивается современная школа;

– повышения эффективности научно-методической помощи педагогам и педагогическим коллективам учреждений образования, профессиональным объединениям;

– смещения рамок управления от административных к социально адаптированным, открытым для сообщества;

– усиления роли школ в процессе модернизации и обновления образования в рамках целевых стратегических установок Федеральной целевой программы развития образования.

Структура сети профильного обучения может строиться как централизованная или распределенная .

В централизованной сети выделяется одно базовое общеобразовательное учебное заведение, которое максимально обеспечено и может привлекать ресурсы других учебных заведений. Вариативное обучение осуществляется в базовой школе, которая играет роль многопрофильного лицея (МПЛ). Другие ОУ, принявшие решение о работе в «сети», «передают» в МПЛ учащихся и ресурс часов, необходимый для сетевого профильного обучения.

В распределенной сети все учебные заведения равноправны, распределение часов вариативного компонента между школами осуществляется на основании детального анализа образовательных ресурсов каждой. Например, учащиеся могут изучать профильный курс математики в одном ОУ сети или в нескольких.

На рис. 1 схематически представлена сеть профильного обучения с двумя ресурсными центрами.

Рис. 1. Схема распределенной сети профильного обучения

Как правило, на начальном этапе реализации проекта сеть обычно включает около десяти учреждений различной направленности. Это связано с тем, что для обеспечения индивидуализации обучения в рамках норм базисного учебного плана необходимо, чтобы в сети было не менее 150 учащихся, иначе будет ограничен объем образовательных ресурсов для формирования индивидуального образовательного маршрута.

Если сеть профильного обучения организуется в сельской местности, то удаленные от центра школы могут реализовать вариант мини-сети (см. рис.1) , где каждое ОУ предлагает учащимся свои ресурсы. Разумеется, это не обеспечивает полноценной индивидуализации образовательной траектории, но все же дает возможность более широкого выбора.

Сеть профильного обучения также должна иметь не менее трех вариантов образовательных ресурсов :

1. Академическое образование – подразумевает изучение предметов на различных уровнях (базовом, профильном, элективном);

2. Дополнительное образование – представлено элективными курсами, освоение которых необходимо для продолжения образования в профильных учебных заведениях профессионального образования (музыка, спорт, искусство, военное дело и т.п.);

3. Начальное профессиональное образование – обеспечивает профессиональную ориентацию и самоопределение и/или получение профессии для тех подростков, которые не планируют продолжение образования в учебных заведениях высшего профессионального образования.

Ключевым моментом в организации сетевого варианта профильного обучения является разработка учебного плана . Его особенность состоит в том, что он построен по принципу пространственного и временного разделения базового и вариативного (профильного и элективного) компонентов.

На основе сетевого учебного плана старшеклассники формируют индивидуальный учебный план (см. рис. 2, где план составлен для схемы реализации сетевого варианта профильного обучения «4+2»: четыре учебных дня в «своей» школе, два дня – в «сети»), ориентированный на послешкольные планы учащихся и связанный с этим выбор предметов для итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Рис. 2. Формирование индивидуального учебного плана

Индивидуальный учебный план, составленный в соответствии с названными выше условиями, позволяет подростку сформировать собственный образовательный маршрут (ИОМ), максимально используя возможности БУПа через сетевой учебный план, объединяющий ресурсы всех учебных заведений, включенных в сеть.

Сетевая организация учебного процесса в профильной школе реализуется как способ индивидуализации обучения. Это становится возможным благодаря тому, что два-три дня в неделю (в зависимости от выбранной для сети схемы обучения) старшеклассники обучаются в сети, где им предоставляется возможность посещать именно те профильные предметы и элективные курсы, которые они выбрали на этапе формирования ИОМ.

В условиях сетевого обучения старшеклассники, поставленные в ситуацию выбора ИОМ, должны принять решение, которое в будущем обеспечит успешное продолжение образования в учебных заведениях профессиональной направленности всех уровней.

Этот выбор в свою очередь предполагает и готовность к персональной ответственности, инициативе, самостоятельности и т.п. Движение учащегося в рамках ИОМ помимо этого развивает способность к решению проблем, связанных с достижением поставленных целей, умение анализировать новые ситуации, вырабатывает навыки самоконтроля и т.п.

Первостепенное внимание в период подготовки к созданию сети профильного обучения должно быть обращено на формирование пакета программно-методического обеспечения для сетевого варианта профильного обучения.

Дело в том, что предложенные МО РФ Примерные программы по предметам для базового и профильного уровней разработаны на основании предположения, что школа реализует варианты примерных учебных планов профильного обучения, а предметы преподаются одним учителем на базовом и профильном уровне.

В сетевом варианте профильного обучения есть серьезное отличие: базовый и профильный уровень одного предмета преподается разными учителями , и здесь необходимо выстраивать постоянное взаимодействие педагогов-предметников для согласования учебно-тематического планирования по каждому из предметов в течение всего периода обучения.

Основой для разработки программно-методического обеспечения в условиях сетевого варианта профильного обучения являются Федеральный компонент государственного стандарта (полного) общего образования (2004 года) и Примерные программы для базового и профильного уровня, созданные на его основе и рекомендованные для организации профильного обучения (базовый и профильный уровень), см. рис. 3 .

Рис. 3. Схема формирования сетевой образовательной программы по предмету

При разработке программно-методического обеспечения по каждому предмету необходимо учитывать требования к подготовке выпускников профильной школы в условиях нового формата итоговой аттестации (ЕГЭ). Для этого учителям-предметникам стоит проанализировать демонстрационный вариант теста ЕГЭ, кодификатор элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ и спецификацию экзаменационной работы по предмету.

Цель этих действий – выработка единого подхода к организации процесса обучения на базовом и профильном уровне и согласование общих подходов к системе оценивания, которая должна соответствовать той, которая принята для ЕГЭ.

При составлении учебно-тематического планирования и распределения учебного материала для изучения/повторения рекомендуем применять следующую последовательность шагов:

– анализ демоверсии ЕГЭ по предмету;

– анализ спецификации, кодификатора ЕГЭ по предмету;

– сопоставление содержания тематических блоков кодификатора – демоверсии с разделами примерных программ по предмету;

– прописывание разделов тематического планирования.

– для предметов гуманитарной направленности «работа с текстом» – «работа с тестом»;

– для предметов естественнонаучной направленности «работа с тестом» – «решение задач» .

Особо следует отметить роль корпоративной этики в сети. Принципы корпоративности вырабатываются совместно всеми участниками и заинтересованными сторонами (руководителями, учителями, учащимися, родителями и т.д.) в процессе проектирования сетевой системы образования, а затем «утверждаются» в действующей сети. При этом возникают сетевые связи и сетевая культура, органично сочетающая организационные принципы с этическими.

Организация коммуникации и открытости, механизмы прозрачности принятия решений, толерантность и установка на понимание, кооперация – те составляющие организационного управления, которые задают также нормы и правила корпоративной этики. Это позволяет построить основные механизмы индивидуальной и коллективной ответственности.

Если поведение школьника не соответствует правилам, принятым в сети, определенному формату поведения, то он автоматически из нее выбывает.

    Сеть не исключает иерархии, но это лишь помогает сохранить принцип организации взаимодействия в процессе обучения.

    Сеть классифицируется как самоорганизующаяся система, и это означает, что ее упорядоченность не навязывается ей внешними факторами. Поэтому она возникает в соответствии с некоторыми внутренними свойствами и проявляет определенную степень автономии.

    Сеть, безусловно, взаимодействует с внешней средой, но это не определяет ее организацию. Она представляет собой образовательную среду, которая должна постоянно изменяться, как меняется мир на наших глазах. Однако подчеркнем, что это означает не столько ее непрерывное приспособление к меняющимся внешним факторам (запросы учащихся и родителей, мнение властей и т.п.), сколько движение в логике развития многообразия

    В сети меняется характер конкуренции – преобладающим становится соперничество творческих способностей.

Сетевое обучение можно рассматривать и как спектральное, раскладывающее огромное многообразие «учений» в спектр сетевого профильного обучения, где каждый может выбрать свой сегмент образования.

Очевидно, что объектом управления в сети становится индивидуальный образовательный маршрут. Отметим, что с этой точки зрения, сетевое обучение является элитарным, так как предоставляет своим участникам (особенно школьникам и педагогам) существенно большее пространство выбора и самореализации.

При разработке стратегии реализации проекта сетевого обучения и управления сетью мы исходили из того, что при переходе к профильному обучению усиливается многообразие в системе образования. Система, в которой всех однообразно учат всему, трансформируется в систему, в которой каждый учащийся может определять свою индивидуальную траекторию обучения.

Все это требует новых подходов к организации учебного процесса, к управлению не только деятельностью учебного заведения, но и всей системой образования в сети.

Мы считаем крайне важным, чтобы принцип преемственности был сохранен, а накопленный потенциал использован в полной мере, так как, на наш взгляд, необходимо сформировать адекватный образ будущей системы образования и ее возможностей.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

1. Сетевая организация профильного обучения предполагает переход образовательных учреждений из режима функционирования в режим развития. Насколько вы и ваши коллеги готовы к работе в инновационном режиме?

2. Сетевая организация профильного обучения предполагает формирование индивидуального образовательного маршрута учащегося с целью достижения наивысших, возможных для конкретного школьника оптимальных результатов. Есть ли у вас опыт реализации личностно ориентированного подхода к обучению, дифференцированного обучения, учета личностных достижений учащихся?

3. Сетевая организация профильного обучения предполагает смещение рамок управления от административных к социально адаптированным, открытым для общества. Насколько вы и ваши коллеги готовы к диалогу с учащимися и их родителями, предоставлению информации о качестве достигнутых образовательных результатов, даже не всегда позитивных?

4. Сетевая организация профильного обучения существует в рамках соответствующей нормативной базы. Готовы ли вы и ваши коллеги к изменениям нормативной базы в части функциональных обязанностей администраторов и представителей педагогических коллективов?

5. Насколько, по вашему мнению, другие образовательные упреждения на территории муниципалитета заинтересованы в создании сетевой организации профильного обучения?

Литература

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (приказ Мин-ва образования РФ № 2783 от 18.07.2002 г., // Профильное обучение: нормативные правовые документы. – М., 2006.

2. Открытое образование. Термины и определения.

Дополнительная литература

1. Болтышев Ю.П. Сетевое планирование в школе. – М.: Просвещение, 1980.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура /пер. с англ.; под ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000.

3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.

4. Масленников В.В. Предпринимательские сети в бизнесе. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.

5. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А.И. Адамского. – М.: Эврика, 2006.

6. Чучкевич М.М. Основы управления сетевыми организациями. – М.: Изд-во Института социологии, 1999.

7. Чучкевич М.М. Что такое сетевая организация? – М.: Изд-во Института социологии, 1999.

Общая характеристика

Сетевое обучение основано на идеях «горизонтальной» (или «децентрализованной») учебной деятельности и взаимного обучения (то есть учения и обучения по модели «равный к равному»). В отличие от традиционной дидактики и андрагогики, одной из основополагающих установок в которых является наличие педагога или фасилитатора, весь функциональный репертуар которого ориентирован на создание учебного контекста, а также оптимальных условий для учения и самообучения, взаимное обучение делает упор на перенос этих функций в учебное сообщество. Так, например, задача фасилитации распределена между участниками учебного процесса или же «встроена» в создаваемые совместными усилиями учебные и методические материалы. Иными словами участники взаимного обучения, опосредованного информационно-коммуникационными технологиями, осуществляют «непрерывное совместное производство общей учебной среды» и «создание учебного контекста, необходимого и достаточного для их самообразования».

На Западе этот подход рассматривается как перспективная область теоретических и практических разработок, способная изменить подходы к обучению, особенно в высшем профессиональном образовании и в корпоративном секторе. В этом случае речь идёт об «управляемой» коммуникации посредством использования методик (в том числе на основе сетевых технологий), требующих активной самостоятельной работы и взаимодействия учащихся. Примером подобного подхода может быть используемая Эриком Мазуром и его коллегами методика «преподавания учащимися» («Peer Instruction») при изучении физики. Методика предполагает вовлечение студентов в активную деятельность по изучению концепций и теорий с последующим объяснением их своим сверстиникам.

Подходы и принципы сетевого обучения также могут быть реализованы в неформальной образовательной среде, когда люди создают и поддерживают сеть обучения для своих собственных интересов, для ситуативного обучения «на работе», или для научно-исследовательских целей.

Определение термина

На сегодняшний день нет устоявшегося определения сетевого обучения.

Специалисты Центра информации и инноваций Бизнес школы Открытого университета (Великобритания) считают определюящим, что «обучение строится вокруг учебных сообществ и взаимодействия, расширяя доступ за пределы времени и пространства, и способствуя повышению эффективности»

Специалисты Центра изучения современных образовательных технологий(Centre for Studies in Advanced Learning Technology, CSALT), исследовательской группы Ланкастерского университета (Великобритания), связанная с организацией серии конференций по сетевому обучению (Networked Learning Conference), определяют сетевое обучение, как «обучения, в котором информационные и коммуникационные технологии используются для содействия установлению связей: между учащимися, между учащимися и преподавателями (тьюторами), между учебным сообществом и его учебными ресурсами, что позволяет учащимся углублять свои знания и расширять возможности, которые они считают важными и которые могут самостоятельно контролировать»

Существует также термин, совместное сетевое обучение (collaborative networked learning), подразумевающий совместную учебную деятельность автономных участников (self-directed) посредством электронного диалога

Таким образом, сетевое обучение основано на признании потенциала и возможностей компьютерных технологий и совместного (коллективного, группового) обучения. Ряд исследователей считает определяющим в сетевом обучении то, что информационно-коммуникационные технологии опосредуют не просто взаимодействие учащихся, а их работу в режиме учебного сообщества по совместному созданию учебных ресурсов, разделяя между собой зоны ответственности

Сетевое и совместное обучение

В этой связи возникает вопрос о том, как соотносятся сетевое и совместное (коллаборативное) обучение. Чёткого разграничение между этими видами обучения нет.

Часто, совместное обучение (collaborative learning) используется как общий термин для обозначения различных подходов в образовании, которые предусматривают совместные интеллектуальные усилия учащихся и учителей, когда группы учащихся работают вместе для поиска понимания, смыслов, решения проблем, создания артефактов или продуктов их обучения . Подобный процесс предполагает, что люди работают в группах над общим заданием или проблемой, в решение которой они вносят общий (равный) вклад. Таким образом, подразумевается, что участники имеют общий уровень подготовки, навыков и компетенций, ясные разделяемые цели и координируют свою совместную работу. Для совместного обучения определяющим является совместная формулировка (определение) целей обучения, совместное планирование обучения (договорённости по содержанию и срокам), обмен информацией, её обсуждение и совместное принятие решений. В условиях совместного обучения учащиеся могут критиковать взгляды и мнения друг друга, а также сторонние точки зрения. Они могут обращаться друг к другу за разъяснениями, за критикой и, таким образом, стимулировать себя и других на совершение интеллектуальных усилий. Кроме того, они могут мотивировать и помогать друг другу в доведении работы до завершения

Совместное обучение основывается на ряде важных принципов и представлений об учащихся и о процессе обучения

1. Обучение — это активный, конструктивный процесс. Это подразумевает не только активную и целенаправленную работу с новой информацией, идеями или навыками для их освоения. Новые «содержания» должны быть интегрированы (включены) в то, что учащиеся уже знают или используют (см. про персональную учебную сеть: почему мы возвращаемся к старым методам работы). В ходе совместного обучения учащиеся должны не просто освоить новую информацию или навыки. Они должны создать нечто новое, используя полученное «содержание». Эти акты интеллектуальной работы — построения знания или создания нового имеют решающее значение для обучения.

2. Обучение определяется контекстом. Исследования показывают, что эффективность и успешность обучения во многом определяется контекстом или деятельностью, в которую будут включены результаты деятельности. Поэтому основным принципом совместного обучения является погружение учащихся в сложные задачи и вопросы: обучение нужно начинать не с фактов и идей, а с проблем, к которым учащиеся сами должны подбирать факты и идеи. Учащиеся должны из наблюдателей превратиться в участников и развивать в себе навыки решения проблем и критического мышления.

4. Обучение является по своей сути социальным. Совместное обучение должно быть построено таким образом, чтобы позволить учащимся взаимодействовать и вести диалог, во время которого собственно и происходит обучение.