Главный храм буддийской традиционной сангхи России — Иволгинский дацан. Боробудур

Главная > Урок

Буддийский храм Вы узнаете О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях О внутреннем убранстве и правилах поведения в буддийском храме Основные понятия Храм Дацан В буддизме священные храмы называются «дацаны». Дацаны включают в себя культовые сооружения (скульптуры божеств, ступы, молитвенные барабаны – хурдэ) и хозяйственные постройки, а также домики, в которых живут монахи и послушники. Буддисты ходят в дацаны для того чтобы помолиться, поклониться божествам, попросить совета у ламы, получить ответы на свои вопросы у ламы-астролога. В мирной атмосфере дацана человек очищается, становится мудрее. Отличительными особенностями буддийских храмов являются многоуровневые крыши, свисающие карнизы, позолоченные столбы и деревянные украшения в виде мифических животных. У стен буддийских храмов стоят длинные ряды вращающихся на вертикальной оси молитвенных барабанов, внутри которых листы с молитвами. Многократное прокручивание молитвенных барабанов молящимися заменяет чтение ими молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз буддист «прочитал» молитву. Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается нечистой. Торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он находился по правую руку, т.е. обход делают по часовой стрелке. Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются «танки» – изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях красочных цветов. Правила поведения буддистов в храме. Заходя на территорию дацана буддист должен снять головной убор. Вести себя в храме ему следует тихо и скромно, отключить сотовые телефоны. Нельзя громко разговаривать, смеяться, показывать в сторону божеств пальцами, раздражаться, злиться, держать руки в карманах. Необходимо стараться думать только о хорошем, желать добра всем живым существам. Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там. После этого сложить ладошки вместе. Это напоминает цветок лотоса – символа мудрости и милосердия (буддисты представляют, что внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу). Подойдя к статуе или изображению, он складывает ладони и сначала подносит их ко лбу, как бы просит благословения своего разума и желает, чтобы мысли всегда были чистыми. После этого он подносит сложенные ладони ко рту, прося благословения речи и желая, чтобы слова его всегда были правдивы. После этого он подносит сложенные ладони к груди, прося благословения тела и желая, чтобы сердце было всегда наполнено любовью ко всем живым существам. Эти три жеста означают, что человек просит покровительства Будды, его Учения и Сангхи (Общины учеников Будды). Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны (простирания). При поклоне буддист обязательно должен желать всем живым существам избавления то страданий. Важные понятия Ступа – (в переводе с санскрита – куча земли, камней), буддийское культовое сооружение, внутри которых хранятся священные реликвии. «Хурдэ» (в переводе – «молитвенный барабан») – в таких барабанах находятся написанные на бумаге молитвы. Это интересно Монастырь Эрдэнэ-Зуу – один из самых древних, дошедших до наших дней монастырей, находится в столице Монголии г.Улан-Баторе. Храмы монастыря Эрдэнэ-Зуу построены в один ряд и ориентированы своими фасадами на восток. В 1734 г. вокруг всего комплекса храмов начали возводить стену со ступами. Всего в стене 108 ступ. Число 108 – священное число во всех странах буддийского мира (108 томов содержит «Ганджур», 108 зерен содержится в наиболее распространенном варианте буддийских четок). На каждой ступе имеется надпись, на чьи средства он сооружен и чему посвящен. Вопросы и задания Кто такой «лама»? Для чего буддисты ходят в дацаны? Как им следует вести себя в буддийском храме? Как следует вести себя в священных сооружениях? Урок 26 Ритуалы и обряды Вы узнаете О том, что такое ритуал в буддизме Что такое мантра Что такое подношение Основные понятия Ритуал Обряд Мантра Ритуалы. В буддизме существует множество ритуалов, которые используются как различные практики очищение ума и различаются в зависимости от того, к какой школе принадлежит буддист и в какой местности он живет. Считается, что выполнение ритуалов позволяет устранить многие препятствия в жизни и ведет к накоплению благой кармы как буддиста, выполняющего ритуал, так и всех, кто живет в данной местности. Раньше, когда буддизм приходил на новую территории, люди там верили в духов природы, таких, как духи гор, рек, деревьев. Буддизм всегда терпимо относился к другим религиям, он не боролся с местными верованиями, а включал их в себя. Таким образом, в буддизме появлялись ритуалы подношения духам, которые преобразовывались в буддийские практики очищения ума. Общие для всех буддистов ритуалы. Чтение мантр. Мантра – это священная фраза, которая может произноситься вслух, про себя или шепотом. Мантры используются для очищения ума и концентрации его на каком-либо благом пожелании. Разные мантры имеют разное действие, сила которого зависит от количества повторений и правильного понимания того, что она несет. Самая известная и самая короткая мантра: ОМ. Подношение является актом даяния, развивающим щедрость и радостное усилие в Учении. Буддисты подносят образам Учителя, всему хорошему, что есть в них (Будда-аспектам), Трем Драгоценностям (Будде, Учению, Общине). Подношения могут быть выражены материально, речью или в уме. У некоторых буддистов дома есть специальная полочка, на которой стоит рисунок или фотография с изображением его учителя. Рядом с изображением, в виде подношения, кладут еду. Для счета мантр и выполненных ритуалов у каждого буддиста есть специальный предмет – буддийские чётки – ожерелье с нанизанными на него зернами. Наиболее часто встречающиеся буддийские четки имеют 108 зерен. Это интересно В буддийских монастырях проводят ритуалы, развивающие различные благие качества человека. В некоторых из них могут принять участие все желающие. Одним из таких ритуалов является развитие сострадания ко всем живым существам. Он представляет из себя трехдневное нахождение в одном помещении, из которого нельзя выходить. В первый день человек перестает есть мясо. Во второй день перестает есть любую еду. В третий день перестает пить воду. По окончании трех дней человек выходит из помещения и снова начинает пить и есть. Результатом является понимание того, как могут страдать другие живые существа. Важные понятия Ритуал – символическое выражение мыслей и чувств посредством действия, общего для многих и выражающего общие стремления, основание которых лежит в общих ценностях. Вопросы и задания Для чего люди следуют ритуалам? Какие ритуалы буддизма ты знаешь? Какие ритуалы других религий тебе известны? Урок 27 Буддийский календарь Вы узнаете Каким календарем пользуются буддисты Об особенностях буддийского календаря Основные понятия Солнечный календарь Лунный календарь Для измерения времени люди ориентируются на астрономические явления: обращение Земли вокруг Солнца, Луны вокруг Земли и Земли вокруг своей оси. Например, то время когда Земля обойдет вокруг Солнца один круг принято называть солнечным годом. Уже в глубокой древности появилась необходимость измерять время. Для того чтобы считать большие промежутки времени (дни, месяцы и годы) люди придумали целые системы счисления – календари. Календари бывают разные. Есть календари солнечные, которые основываются на обращениях Земли вокруг Солнца и есть календари лунные, которые основываются на обращениях Луны вокруг Земли. Буддийский религиозный календарь основан на положениях луны на небе.Поэтому его называют лунным. Буддийский календарь имеет 12-летний годовой период. Каждый год находится под покровительством одного из двенадцати животных – Крысы, Быка, Тигра, Кролика, Дракона, Змеи, Лошади, Овцы, Обезьяны, Петуха, Собаки и Свиньи. Начало буддийского летоисчисления опережает григорианское летоисчисление на 544 года. Так, 2010-й год Тигра соответствует 2554-му году по буддийскому календарю. В буддийском календаре также как и в григорианском – 12 месяцев. Месяц состоит из 29 или 30 суток. Месяцы называются по временам года. Первый месяц года именуется также первым месяцем весны, четвертый - первым месяцем лета, седьмой - первым месяцем осени, десятый - первым месяцем зимы. В соответствии с буддийским календарем праздничным считается 15-й день (полнолуние) каждого лунного месяца, кроме того, хорошими днями считаются также 5, 8, 10, 25 и 30-е числа каждого месяца. В эти дни принято посещать монастыри и храмы, делать подношения Буддам, Учителю и Общине, слушать проповеди, принимать участие в молебнах. По желанию в эти дни можно дать обет не есть мяса и рыбы, воздержаться от всех развлечений и не причинять вреда всем живым существам телом, речью и мыслями. Это интересно: В странах буддийской традиции календарь имеет особое значение. Он широко используется не только для вычисления дат традиционных буддийских праздников, но и для объяснений важнейших астрономических и метеорологических событий года, определения времени проведения сельскохозяйственных работ, предсказаний спокойствия или волнений в обществе, составления индивидуальных гороскопов. Практикующий буддист никогда не будет принимать ответственных решений, не приступит к важным делам и не отправится в далекое путешествие, предварительно не посмотрев календарь и не посоветовавшись с монахом-астрологом. Это интересно Календарь, который общепринят в Российской Федерации, – солнечный и называется Григорианским календарем по имени своего изобретателя Григория XIII. В григорианском календаре длительность года принимается равной 365 и 366 суткам. Вопросы и задания По какому календарю ты живешь? Какие у тебя любимые праздники? Они светские или религиозные? Урок 28 Праздники Вы узнаете О значении праздников в буддийской культуре Об основных буддийских праздниках О праздновании буддийского Нового года Основные понятия Праздник Хурал Молебен Значение праздников в буддизме. Для понимания смысла буддийских праздников следует отойти от привычного – «сегодня праздник, значит, надо радоваться и отдыхать». Праздник для буддистов – это наведение чистоты в храмах, в домах, в душах и телах. Достигается это путем совершения обрядов, чтения мантр и использования культовых предметов. С почитанием «Трех Драгоценностей» (Будды Шакьямуни, его Учения (Дхармы) и общины его последователей – Сангхи) связаны все основные буддийские праздники. В праздничные дни накладываются строгие ограничения на поведение людей. Человек должен еще более внимательно следить за собой, так как считается, что в эти дни сила всех деяний, физических и мыслительных, увеличивается в 1000 раз. Увеличиваются в 1000 раз последствия совершенных негативных действий и такое же количество раз увеличиваются заслуги совершении добрых, благих деяний. Основные буддийские праздники. В буддийской обрядовой традиции принят лунный календарь. Из-за того, что лунный календарь почти на месяц короче солнечного, даты праздников, как правило, смещаются в пределах полутора–двух месяцев, и вычисляются заранее по астрологическим таблицам. Большинство праздников приходится на полнолуния. Главными религиозными праздниками буддистов являются:

    Доншод-хурал (15-го числа четвертого месяца) посвящен Дню рождения, Просветления и уходу Будды Шакьямуни в нирвану. Новый год – Сагаалган. Круговращение Майтрейи (Майдари-хурал; 15-го числа пятого месяца). Праздник посвящен приходу на землю Майтреи – Будды Грядущего мирового периода. Так называется в буддизме тот отрезок времени, который наступит после окончания периода Будды Шакьямуни. Лхабаб дуйчен (или нисхождение Будды с неба Тушита на землю; 22-го числа девятого месяца). Решение Будды обрести последнее земное рождение и открыть всем «путь Будды» – это и есть главная идея данного праздника. Зула-хурал (или праздник тысячи лампад). Праздник посвящен великому Учителю Достопочтимому Ламе Дже Цонкапе. Зажженные в этот день масляные лампады символизируют Свет Мудрости, рассеивающий тьму неведения у живых существ.
Буддийский Новый год – Сагаалган. Буддийский Новый год – Сагаалган – празднуют между концом января и серединой марта, в первое новолуние по лунному календарю. Дату встречи буддийского Нового года ежегодно высчитывают по астрологическим таблицам. В храме в течение всего дня и ночи проходят торжественные службы – хуралы. Молебен заканчивается в 6 часов утра. Дома накрывается праздничный стол, на котором обязательно должна присутствовать белая пища – молоко, сметана, творог, масло. Первый день года буддисты проводят в кругу семьи. Хождение в гости, посещение родственников начинается со второго дня и может продолжаться до конца месяца. Весь месяц считается праздничным и называется Белым. Это интересно Буддисты верят, что по истечении пяти тысячелетий после Будды Шакьямуни на Землю придет Будда Майтрея. Поэтому буддисты ожидают, что Майтрея появится на Земле, достигнет полного Просветления и будет учить чистой Дхарме. Вопросы и задания В чем состоит смысл буддийских праздников? Какие буддийские праздники вы знаете? Урок 29 Искусство в буддийской культуре Вы узнаете О том, что такое буддийская икона О древнем религиозном ритуале «Цам» О буддийских музыкальных инструментах Основные понятия «Танка» Даммару Раковина (дунгар) Цам Буддийское искусство основывается на учении Будды и составляет целую эпоху в истории мировой культуры и представляет собой чрезвычайно разнообразное, яркое, наполненное глубоким смыслом явление. Это живопись «танка», космологические иконы, иконография, скульптура, архитектура, буддийская глиняная пластика, религиозные танцы и музыка. Буддийские иконы на ткани. Буддийские иконы, написанные на ткани, называются «танка», на них изображают Будд, Бодхисаттв, иллюстрируют жития святых и великих учителей.В переводе с тибетского языка слово «тан» значит плоский, а суффикс «ка» означает живопись. Таким образом, танка - это род живописи на плоской поверхности, которая может быть свернута в рулон, когда нет нужды ее демонстрировать. Ее либо рисуют, либо вышивают, и обычно она висит в монастырях или в домах у верующих. Размеры «танка» изменяются по величине, колеблясь от нескольких квадратных сантиметров до нескольких квадратных метров. Большие «танка» часто исполняют большие группы художников, на работу уходят многие месяцы, а иногда и годы. Цам, также Чам – торжественное религиозное служение в форме театрального действа, совершаемое на открытом воздухе в буддийских монастырях. Цель его – показать присутствие божества на земле и отдалить злых духов от последователей Будды. Цам имеет разновидности, отличающиеся жанровой принадлежностью – танец-медитация, танец-пантомима, пантомима с диалогом. Буддийские музыкальные инструменты используются во время традиционных буддийских праздников (молебнов), а также в обычной ритуальной службе в дацане. Дамару – двусторонний ручной барабан, по форме напоминающий песочные часы. Играют на нем, подняв вертикально правую руку и держа барабан за «талию» большим и указательным пальцами, раскачивая его по часовой стрелке и против нее так, чтобы ударники, прикрепленные к «талии» дамару попадали по звучащим поверхностям. Дамару является символом мудрости. Раковина (дунгар) – у большой морской раковины спиливают острый конец завитка, полученное отверстие приставляют к краю губ и извлекают звук «е». Звукоизвлечение происходит путем вдувания воздуха в узкую часть раковины при одновременном закрытии ладонью широкой части. Буддийские монахи призывают звуками раковины в храм, извещая о начале молебна. Раковина является одним из восьми благих символов буддизма. В искусство буддизм привнес совершенно определенные идеи несовершения зла и насилия. Например, с древнейших времен существует традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч, как ореол, взметается тысяча рук (количество, конечно, условно), в открытых ладонях которых изображена соответственно тысяча глаз. Смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть все несправедливости, свершаемые на земле, и тысячу рук, чтобы протянуть руку помощи всем страждущим, отвести от них горе и несчастья. Важные понятия «Танка» (в переводе с тибетского буквально – «рисунок на ткани, который может быть свернут и взят с собой») – произведение изобразительного искусства. «Цам» – монгольское произношение тибетского слова «чам», означающего в переводе «танец» или точнее «танец богов». Мистерия – это тайная религиозная церемония. Мантры – священные слоги Это интересно Обряд вывешивания «Хии-морин». Хии-морин (воздушный конь, конь-ветер) – космологическая икона, связанная с буддийской астрологией. Хии-морин символизирует психическую энергию человека. Когда энергия человека находится в плохом состоянии, у человека наступает упадок духа и его преследуют неудачи. Чтобы исправить это положение, существует обряд вывешивания ритуального флажка «хии-морин». На иконе в середине изображен конь, а в четырех его углах – тигр, лев, дракон и мифическая птица гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. На этом флажке написаны священные мантры, и есть место, куда нужно вписать имя человека. Обычно обряд вывешивания хии-морин проводится верующими после буддийского Нового года. Вопросы и задания Что такое «танка»? Что такое мистерия? Видел ли ты когда-нибудь буддийскую мистерию «Цам»? Какой звук у буддийских музыкальных инструментов? Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству Вы узнаете Как правильно распорядиться полученными знаниями о нравственности. Что делает нас – разных людей – одним народом. Основные понятия Великая сила нравственности Патриотизм Народ. Дорогой друг! На предыдущих уроках ты познакомился с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников бережно передавала другому. Ты узнал о религии, духовных идеалах, моральных нормах твоих предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая и помогая друг другу. Ты знаешь теперь, что вера, духовность, нравственность, любовь – это огромная сила, которая спасает человека, его семью и даже целые народы от зла, болезней, саморазрушения. Теперь ты знаешь о великой силе нравственности. Давай подумаем, как ею правильно распорядиться. Все великие религии мира утверждают, что вера без дел мертва. Нравственные заповеди даны человеку, чтобы он их исполнял. Об этом же говорит светская этика: если человек знает о моральных нормах, но не применяет их в своей жизни, его нельзя назвать нравственным человеком. Все великие религии мира основаны на двух величайших нравственных заповедях: любовь к Богу и любовь к человеку. Светская этика также утверждает, что любовь к человеку, уважение, поддержка, защита другого человека есть основа общественной жизни. Человек остается человеком до тех пор, пока заботится о других. Потому на вопрос: «Как правильно распорядится великой силой нравственности?», есть только один правильный ответ: «Обратить ее в заботу о человеке ближнем и человеке дальнем». Для верующих забота о человеке открывает путь к Богу. Тем, кто не разделяет какую-либо религию, забота о человеке позволяет жить достойно, безопасно и счастливо. В этом легко убедиться – родители заботятся о тебе, и это делает их жизнь радостной и счастливой. Сейчас ты помогаешь им, когда станешь старше – у тебя будет больше возможности заботится о них. Взаимная помощь и поддержка любящих друг друга людей – это и есть настоящая семья. Семья – основа нравственной общественной жизни человека. Более сложный уровень общественных отношений, который потребует от тебя применения моральных норм – это твой класс, твоя школа, село, поселок, город в котором ты живешь. Научись выстраивать нравственные отношения со своими одноклассниками, старшими и младшими и ты приобретешь верных и надежных друзей, которые всегда помогут тебе. Еще более сложный уровень общественных отношений – это народ, частью которого являешься ты, твоя семья, люди, живущие с тобой рядом. Любовь к своему народу, к Отечеству и забота о нем, проявляемая в реальных делах называется патриотизм. Что делает нас – разных людей – одним народом? Во-первых, общность территории. Наша страна – Россия – самая большая страна в мире по территории. На этой необъятной земле жили наши предки, живут наши родители. Это наша земля и на ней будут жить твои дети. Во-вторых, язык. Народы России говорят на разных языках, и мы прекрасно понимаем друг друга благодаря русскому языку. В-третьих – наша общая история и культура. Но самое главное, что делает нас единым народом – это наша готовность заботиться друг о друге, руководствоваться нравственными нормами в отношениях друг с другом. В духовном наследии, полученном нами от предыдущих поколений, заключена великая сила нашего народа. Патриотизм неотделим от духовности, нравственности человека. А нравственность человека проявляется в его поступке, высшей формой которого является жизнь во благо Родины. Важные понятия Патриотизм – личное и общественное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои собственные, действовать во благо своей семьи, народа, России. Народ – группа людей, проживающих на одной территории, говорящих на одном языке, получивших от прошлых поколений общее историческое, культурное, религиозное, духовное наследие, руководствующая нравственными нормами в отношениях друг с другом. Это важно Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (Александр Пушкин) Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это, прежде всего, народ (Николай Чернышевский) Тот, кто не принадлежит своей Отчизне, не принадлежит и человечеству (Николай Чернышевский) Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины (Джон Кеннеди) Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё (Теодор Рузвельт) Вопросы и задания Какими словами ты можешь описать свою родину? Как ты думаешь, что объединяет нас, жителей России?

Список иллюстраций

«Колесо Сансары» («Бхавачакра») Роща Лумбини Дерево Бодхи Лхас «Шесть парамит» (щедрость, нравственность; терпеливость; мужественность; способность к размышлению; мудрость). Схематический рисунок Иллюстрации к жизнеописанию Будды Имена и титулы Будды: Будда Шакьямуни (Пробужденный Мудрец из рода Шакьев), Татхагата (Так Пришедший или Так Ушедший), Бхагаван (Благословенный, Блаженный; дословно - «наделенный благой долей»), Сугата (Правильно Идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром) Будда Майтрейя Тысячерукий Будда Две лани и Колесо Дхармы Йог Аскет Монах Кшатрий Сангха Трипитака. Схематический рисунок Ганджур Данджур Цугольский дацан Храмовый комплекс Куто-до Пайя Дхаммапада Буддийские книги в шелковых тканях Миряне со священными книгами Закон кармы. Схематический рисунок Скульптура Тун-ши («Четверо дружных») Монах-тхеравадин, подметающий перед собой, чтобы не наступать ногою на живые существа Буддийский монах и дети Мама, держащая на руках ребенка (в буддизме говорится: как мать относится к ребенку, так и мы должны относиться ко всем живым существам) Монах в сапогах с загнутыми вверх носками Природа. Лама в медитации Ребенок и животное Деревья и цветы (или ночь, луна и силуэт буддийского монаха) Изображения буддийских Учителей Подношение хадака (ритуального шарфа) старшему члену семьи «Колесо Учения» (фрагменты) Иллюстрация к притче про мальчика и бабочку 8 благих символов буддизма Интерьер дацана Молитвенные барабаны Лама-астролог ведет прием Дацан (общий вид: домики для монахов, послушников, хозяйственные постройки, ступы) Ребенок кланяется Будде Хамбо Лама Итигэлов Монастырь Эрдэнэ-Зуу Зандан-Жуу Цугольский дацан Санкт-Петербургский Дацан Атлас тибетской медицины Бодхисаттва Первый Пандито Хамбо Лама России Пандито Хамбо Лама Даша-Доржи Этигэлов Далай-лама XIV Тэнцзин Гьяцзо Чже Цонкапа (Зула-хурал) Майдари - хурал Мистерия «Цам» Буддийские музыкальные инструменты Танка (божество) Космологические иконы Буддийская глиняная пластика Монах держит в руке даммару Хии-морин Алтарь Восемь благоприятных символов: золотые рыбы, раковина, драгоценный сосуд, цветок лотоса, колесо, знамя победы, бесконечный узел и зонт. Почитаемые священные животные буддизма (слон, лев, конь, черепаха, газели) Ступа. Схематический рисунок Буддийская ступа на острове Огой (Бурятия) – Ступа Просветления и Матери всех Будд) Алтарь (три объекта представляющие тело, речь и ум Будды, - статуя Будды или Бодхисаттвы, священный текст, завёрнутый в коричневую или жёлтую ткань и расположенный слева ступа, символ ума Будды. Подношения – семь чаш Ваджра (колокольчик, хрустальный шар и другие предметы, которые могут использоваться постоянно или в ходе особых ритуалов) Буддийская семья Буддийский религиозный календарь Буддийские праздники (Доншод-хурал, Сагаалган, Майдари-хурал, Лхабаб дуйчен, Зула-хурал) Карта, где обозначены страны, где распространяется Дхарма Карта, где обозначены регионы России, где распространяется Дхарма

Россия – наша Родина Культура и религия. Буддизм Будда и его Учение Буддийские священные книги Буддийская картина мира Добро и зло Принцип ненасилия Отношение к человеку Милосердие и сострадание Отношение к природе Учитель в буддизме Семья и ее ценности Буддизм в России Путь духовного совершенствования Буддийское учение о добродетелях Долг и свобода Буддийские символы Буддийские святыни Буддийские священные сооружения Буддийский храм Ритуалы и обряды Буддийский календарь Праздники Искусство в буддийской культуре Любовь и уважение к Отечеству

§ 15. Храмы и обряды Буддизма

Храмы (дацаны) в буддизме являются центром религиозной жизни. Все культы и обряды происходят именно там. Различие форм самих храмов в разных странах объясняется разнообразием культур и смешиванием с местными культами и традициями в верованиях и строительстве. Буддийские храмы имеют не только разнообразные формы, но и самые неожиданные размеры: от нескольких построек с жилыми домами до огромных пагод (храмов). Есть целые города с десятками храмов и сотнями служебных построек. Несмотря на это все храмы имеют ряд общих черт.

Главной достопримечательностью буддийских храмов является китайский стиль крыши с загнутыми вверх краями. Величественный многоэтажный комплекс с золоченной четырехскатной крышей, обнесенный оградой в форме правильного прямоугольника. На всех четырех углах ограды на высоких шестах развеваются разноцветные полоски ткани с магическими текстами, служащие защитой монастыря от злых сил.

По обе стороны ограды тянутся ряды молитвенных барабанов, которые представляют собой насаженные на вертикальную ось металлические цилиндры, заполненные молитвенными текстами. Обычно количество барабанов 108, почему именно столько, не знает никто. В верхней части крыши (особенно в Непале) нарисованы глаза на всех четырех сторонах пагоды. Верующие до того, как зайти в монастырь, должны обойти ограду и вращать барабаны. Считается, что один поворот барабана равен прочтению всех молитв, находящихся в нем. Затем верующий заходит в ворота монастыря, обычно окрашенные в красный цвет и с нарисованными драконами. По обе сторона ворот размещаются статуи божеств – покровителей четырех сторон света, охраняющих монастырь. От ворот до входа в главный храм идет выложенная из белого камня дорога, называемая «высокий путь». Этой дорогой пользуются ламы, и то по праздникам во время торжественных церемоний. На самой середине этого пути установлена курильница в виде чаши, пагоды или льва, сидящего на задних лапах с поднятой вверх пастью. Сама курильница сделана из чугуна, из нее струится дым можжевельника и ароматических палочек. О начале ритуала извещает гонг из морской раковины. Ламы поднимаются на помост напротив жертвенника и начинают церемонию.

Главный храм расположен всегда в центре, вокруг него еще множество культовых сооружений. Почти всегда одна из построек предназначена для огромной фигуры сидящего Будды Мантрейя (грядущего Будды). Иногда высота этой статуи доходит до 16 м.

Внутри храм представляет собой прямоугольный зал. Северная стена предназначена для скульптур с изображениями буддийских божеств. Это полые изнутри статуи Будды и других божеств, заполненные свитками священных текстов и различными реликвиями.

По бокам обычно развешивают живописные картины божеств, выполненные на коже, бумаге или грунтованном полотне. Будда и Бодхисаттвы изображаются всегда обнаженными до пояса. Окраска их тела и предметы, которые они держат в руках, имеют цвета: белый, желтый, красный, зеленый и синий. Будду Шакьямуни всегда можно узнать по чаше, которую он держит в левой руке, Будду Мантрейю – по телу, окрашенному в красный цвет.

Наряду с изображениями Будд, Бодхисаттв и грозных божеств, есть также изображения «колеса сансары», рая и ада, а также двенадцати важнейших событий из жизни Будды.

Самым важным обрядом в Буддизме, который ежедневно совершается в храме во время общего молебна, является жертвоприношение. Алтарь – стол, обтянутый материей, находится у северной стены перед изображениями и скульптурами божеств. На алтаре раскладывают ритуальные предметы и 7 жертвенных сосудов, в которые наливают воду, кладут цветы и сладости, наливают масло и ставят благовония. Вдоль боковых стен устанавливают помосты, где рассаживаются ламы. Перед ними на столиках кладут книги, ритуальные предметы и музыкальные инструменты, а также чашки с чаем или водой. Убранство зала состоит из разноцветных лент, красочных матерчатых цилиндров, шелковых платков, зонтов, ароматных шаров и фонарей разных цветов и форм. В этом обряде внутри храма участвуют только ламы, остальные верующие стоят у входа в храм, перебирая четки или читая молитвы.

Чтение молитв и проведение самого обряда является зрелищным явлением. Ламы читают молитвы под музыку, гармонично сопровождая пение движениями рук. Звучат колокольчики, маленькие медные тарелочки, им отзываются барабаны различных размеров и звуков, гудят огромные гонги. Внезапно в их хор врывается труба, означающая ржание небесного коня.

После молебна миряне идут поклониться божествам и приносят свои подношения.

Праздники . В Буддизме Российской Федерации отмечаются 6 основных праздников:

1. Новый Год по лунному календарю. В течение 15 дней этого праздника совершается Великий молебен, посвященный 15 чудесам, совершенным Буддой Шакьямуни. В буддийской литературе сохранились описания этих чудес. Вскоре после того, как Будда начал проповедь своего учения, у него появилось много учеников. Шесть монахов-аскетов, которых покинули ученики, ставшие последователями Будды, возненавидели его за это и всюду, где могли, издевались и над новым учением, и над самим Буддой и демонстрировали народу всякие чудеса, на которые были способны. Будда не обращал на них внимания, но однажды его ученики попросили Учителя посрамить этих лжеучителей, потому что они причиняют людям зло и нет от них покоя. И Будда согласился. Было выбрано место – город Шаравасти, где он сотворил свои 15 чудес:

– 1-го числа первого весенней луны он воткнул в землю свою зубочистку, и из нее выросло огромное дерево, которое своими ветвями заслонило солнце и луну. На нем висели плоды, подобные сосудам, вмещавшим 5 ведер воды.

– 2-го числа Будда по обеим сторонам от себя произвел высокие горы с растущими на них лесами фруктовых деревьев. В горах по правую руку от Будды люди собирали и лакомились чудесными плодами, а по левую от него паслись животные.

– 3-го числа Будда прополоскал рот и выплюнул воду на землю. Она превратилась в громадное озеро. Посреди него выросло множество чудесных лотосов, своим светом озаривших весь мир и наполнивших его благоуханием.

– 4-го числа по воле Будды из вод озера раздался голос, который проповедовал священное учение.

– 5-го числа Будда улыбнулся, и от его улыбки рассеялся свет в трех тысячах миров; все, на кого пал этот свет, стали благословенными.

– 6-го числа первой луны все последователи Будды познали мысли друг друга, добродетельные и греховные, а также узнали о воздаянии и возмездии, которые их за это ожидают.

– 7-го числа Будда своим видом возбудил во всех собравшихся чувство благоговения и стремления к священному учению тем, что показал себя во всем своем небесном величии. Он предстал окруженный правителями всего мира, их свитами и благородными людьми.

– 8-го числа Будда прикоснулся правой рукой к трону, на котором сидел, и внезапно появились пять страшных чудовищ, разрушивших сидения лжеучителей, а возникшее вместе с ними существо Ваджрапани прогнало их своей ваджрой – оружием, подобным молнии. После этого 91 тысяча почитателей лжеучителей перешли на сторону Будды и приняли духовное звание.

– 9-го числа Будда предстал перед всеми окружающими выросшим до небес и так проповедовал священное учение всем одушевленным существам.

– 10-го числа Будда сделался видимым одновременно во всех царствах материального мира и проповедовал свое учение.

– 11-го числа Будда превратил свое тело в неизреченный свет, который наполнил свои сиянием тысячи миров.

– 12-го числа он испустил из своего тела золотой луч и осветил им все царства трех тысяч миров. Кого коснулся этот свет, восприняли учение Будды.

– 13-го числа Будда испустил из своего пупка два луча, которые поднялись на высоту семи саженей; на окончании каждого луча выросло по цветку лотоса. Из середины каждого цветка вышло по два отражения Будды. Они, в свою очередь, испустили по два луча, оканчивающихся лотосом, из которых появились новые отражения Будды. Так продолжалось до тех пор, пока цветы и Будды не заполнили Вселенную.

– 14-го числа Будда произвел своей волей огромную колесницу, которая достигла мира богов. Вместе с ней образовалось еще множество колесниц, в каждой из которых находилось по одному отражению Будды. Сияние, исходившее от них, наполнило светом все миры.

– 15-го числа Будда наполнил пищей все сосуды в городе. Она имела разный вкус, но, отведав ее, люди чувствовали удовольствие. Затем Будда коснулся рукой земли, и она разверзлась, показав страдания, которые любители удовольствий претерпевали в областях ада. Увидевшие это смутились, и Будда стал проповедовать свое учение собравшимся.

2. Поворот «колеса времени» посвящен началу проповеди Буддой учения о калачакре. Устраиваются театрализованные представления, посещают храмы, делают подношения ламе.

3. День рождения, просветления и ухода из жизни Будды. Отмечают 7 дней. Это самый важный из буддийских праздников. Во всех монастырях читают молебны, устраивают праздничные шествия. В эти дни многие соблюдают строгий пост и молчание все 7 дней.

4. «Круговращение Мантрейи». В этот день вокруг монастыря совершают объезд колесницы со статуей Мантрейи. В течение дня процессия двигается вокруг наружных стен монастыря, подолгу останавливаясь у каждого поворота для чтения молитв и чаепития.

5. «Праздник огней» – день нисхождения Будды Шаньямуни для своего последнего перерождения среди людей.

6. День ухода в нирвану Цзонхавы. Едят особую кашу из кусочков теста. С наступлением темноты внутри храма зажигают лампы, которые горят до рассвета.

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Храмы и святилища Главные храмы строились на видном месте, часто следуя тому же плану, по которому строились дома или дворцовые комплексы, хотя от святилищ не требовалось, чтобы они служили убежищем для прихожан. Храм Солнца в Куско, Кориканча, состоящий из четырех

Из книги Религия древних кельтов автора Маккалох Джон Арнотт

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Из книги Финикийцы [Основатели Карфагена (litres)] автора Харден Дональд

Храмы и святилища Скудные остатки финикийских храмов, дошедшие до нас, дают слишком мало информации. Кое-какую помощь в изучении архитектуры предлагают модели храмов и известняковые стелы финикийских святилищ (рис. 24). Кое о чем, во всяком случае о более позднем облике,

Из книги Япония до буддизма [Острова, заселенные богами (litres)] автора Киддер Джейн Э.

Из книги Славяне [Сыны Перуна] автора Гимбутас Мария

Из книги Друиды автора Кендрик Томас Даунинг

Из книги Откуда все это появилось? автора Рогозин Павел Иосифович

Рукотворные храмы Всевышний не в рукотворенных храмах живет Деян.7,48 Начало сооружения христианских храмов относится к царствованию миролюбивого римского императора Александра Севера. Будучи язычником, Александр обладал религиозным чувством и благоволил к

Из книги Еврейский вопрос: Беседы с главным раввином России автора Чаландзия Этери Омаровна

Храмы Постройте Мне святилище, и Я буду пребывать среди вас. Исх. 25:8 История знает два Храма – первый и второй. Оба стояли на Храмовой горе в Иерусалиме, и оба играли огромную роль в жизни религиозных евреев и всего Иудейского государства.После Исхода евреев из Египта и

Из книги Описание религии ученых автора Бичурин Никита Яковлевич

V. Жертвенники и храмы Слово «жертвенник», по-китайски тхань, берется в двух значениях, которые и в разговоре, и на письме легко различить одно от другого. Собственно, жертвенником называется земляное возвышение, с искусством устроенное для приношения жертв. Это есть

Из книги История Православной Церкви до начала разделения Церквей автора Победоносцев Константин Петрович

XI. Храмы и богослужение Ветхозаветный закон воспрещал иудеям совершать свое богослужение иначе, как в храме Иерусалимском. Но слово Спасителя возвестило людям, что поклонение Богу возможно на всяком месте: Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Из книги Введение в дзэн-буддизм автора Судзуки Дайсэцу Тэйтаро

1. ВКЛАД БУДДИЗМА, В ОСОБЕННОСТИ ДЗЭН-БУДДИЗМА, В ЯПОНСКУЮ КУЛЬТУРУ Наряду с тем, что дзэн придает первостепенное значение личному опыту в постижении высшей истины, он имеет следующие характерные особенности, которые оказали огромное влияние на формулирование того, что

Храм Боробудур - буддийский памятник колоссальных размеров, подобных которому в мире больше не встретить. Этот массивный буддистский храм расположен в области Центральной Явы, Индонезия, недалеко от города Джакарты (приблизительно 42 км или на расстоянии в 25 миль).

Ученые не могут прийти к общему мнению, когда этот храм был построен, однако большинство полагает, что он появился между VII и VIII веками. Так же ученые полагают, что постройка такого храма заняла не менее 100 лет.

На протяжении последних ста лет, храм был заброшен из-за массового принятия ислама. В течении долгого времени храм был покрыт пеплом от извергавшихся вулканов, и в конце-концов зарос джунглями.

Храм был обнаружен в 1814 году сэром Томасом Рэффльзом, который проспонсировал очищение территории храма от зарослей. С тех пор храм подвергся разным реконструкциям, но самая значимая для жизни храма реконструкция была произведена индонезийским правительством в 1980-х годах, при поддержке ЮНЕСКО. Среди похожих храмовых комплексов можно выделить Пагоду Шведагон в Мьянме, одно из самых известных сооружений подобного плана

Боробудур возвращал свою великолепную красоту, и был зачислен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Структура храма представляет мифологическую модель, состоит из различных террас. Каждая терраса и стена этого древнего храма покрыты самыми удивительными запутанными видами барельефа, на котором изображено учение Будды. Вогнутости, изображающие статуи Будды, всюду, и каждый проход или терраса показывают много жизней и много форм принятий Сидхартха, прежде, чем достигнуть просвещения Будды.


Конечно, проходя все эти барельефы, Вы заметите, что многие из вогнутостей теперь пусты, или содержат, обезглавленные статуи Будды. Почему? Из-за безграничного грабежа, который был актуален несколько десятилетий назад. Многие из украденных голов Будды сейчас находятся в домах богатых людей и в музеях всего мира. Грабеж продолжается и сейчас, но значительно меньше. Ещё одним подобным комплексом является древний город Баган на территории Бирмы

В главной части храма туристу встретится центральная ступа (символ просвещения Будды) – символ вечности. Туристы не могут входить через центральную ступу. Только буддистским монахам позволено входить через центральную ступу.

Кроме главной ступы есть 72 колоколообразных ступы меньшего размера. Некоторые ступы содержат сидящего Будду, а другие пусты. Есть одна особая ступа, которая представляет жилище Будды с его пересеченными ногами. Легенда гласит, что если подойти и прикоснуться к пересеченной ноге Будды, то ваше желание обязательно исполнится.

День Просвещения: Хари Рая Вайсак

Одно из самых красивых и самых святых буддистских событий, которое может посетить любой человек, происходит один раз в год, в течение полной луны мая или июня. Буддистские первосвященники объявляют о дате заранее, поскольку они могут вычислить дату в точности, используя лунный календарь.


В назначенный день, в пределах 2:00, процессия начинается в Candi Mendut, храма меньшего размера, и продвигается в Храм Pawon. Продолжительность движения составляет приблизительно 1.5 мили, и заканчивается в Храме Borobudur. Босые монахи мужского пола одеваются в одежду цвета шафрана, а женщины одевают белые сари и тоже участвуют в процессии, неся зажженные свечи. Монахи двигаются очень медленно, подчеркивая торжественную манеру, при этом поют и молятся.


Кульминационный момент наступает около 4:00, когда прихожане сходятся в храме. Несколько сотен монахов окружат храм по часовой стрелке к центральной ступе, где они будут ждать луны, которая ознаменует, время рождения Будды. Основной момент церемонии - приветствие аудитории, и призыв Будды песней. Итак, это был рассказ о самом старом буддистском храме в мире. Советую Вам также почитать о пещерных

Буддийские храмы

Буддийская религия и культура со временем шагнула далеко за пределы Индии. В I веке нашей эры в Кушанском государстве (Северо-запад Индостана) активно строятся буддийские культовые сооружения – святилища-ступы, пещерные и наземные храмы. В Бактрии существовал огромный буддийский монастырь, где жили 3000 монахов.

Буддийские храмы Кушана в большом количестве украшались скульптурой.

Памятником мирового значения до недавнего времени были две огромные скульптуры – Будда Малый (35 метров, II век до н.э.) и Будда Большой (53 метра, I век н.э.) в долине Балшан в центре Афганистана (взорваны талибами).

На основе культовой скульптуры кушанские мастера создали светскую галеоею, дворцово-династическую – портреты правителей,героев, вельмож.

В первых веках нашей эры буддизм распространился в Китае. Символом этой религии здесь стала не ступа, а многоярусная башня-пагода. Пагоды древней эпохи были деревянными и не сохранились. В VIII веке в Китае возникает своеобразная форма крыши – с выгнутыми краями, часто украшенная рельефом и скульптурой. Эта изогнутость идёт от перехода с крутой двускатной крыши главного строения к окружающей его веранде. Крыша была главным акцентом архитектурной композиции.

Пагоды, относящиеся к раннему средневековью, отличались

монументальностью и простотой стиля. Более поздние строения – сложным

силуэтом с изогнутыми карнизными свесами, с дробной пластикой стен.

В качестве одного из элементов архитектуры буддийских храмовых комплексов в Китае существуют «ворота очищения», богато украшенные скульптурой, резьбой, цветом.

В Китае сохранилось немало действующих буддийских храмов и монастырей. Один из самых впечатляющих – пещерный храм Луньминь (Драконовы ворота), в многочисленных гротах и нишах которого расположены более 100 тысяч статуй Будд и бодхисатв. Монотонное однообразие прекрасных скульптур удивительно успокаивает человека, помогает ему отвлечься от суетности окружающего мира.

Самый знаменитый буддийский пещерный храм Китая – Шаолинь (он высечен в скале у Жёлтой реки). Этот монастырь – родина дзен-буддизма и признанный центр боевого искусства у-шу. Специфика монастыря отображена в своеобразной скульптурной галерее, созданной в одном из дворов. Деревянные скульптуры изображают бритоголовых монахов, ведущих тренировочные бои. Фигуры очень реалистичны и выразительны. Шаолиньские монахи на протяжении веков совершенствовали боевое искусство.

Самым древним же считается монастырь Байма (Белая лошадь) в окрестностях г. Лояна. Именно сюда на белых лошадях в I веке н.э. привезли первые книги буддийского канона и статую Будды.

В Таиланде сохранилось множество позднебуддийских монастырей. В Бангкоке существует монастырь Пра Кео со всемирно известным храмом Изумрудного Будды, здесь же – самый древний монастырь таиландской столицы Четупон (Ват По). Этот монастырь славится самыми большими храмами и учёностью монахов. В главном храме находится огромная статуя лежащего Будды (46 метров длиной и 15 высотой), покрытая позолотой. Под сводами храма тихо звенят колокольчики…

Уникальный позднебуддийский памятник культуры сохранился в

Индонезии.

В центре острова Ява высится буддийский храм Боробудур, одно из прекраснейших строений восточной архитектуры. Ему более 11-ти столетий. Построен он по проекту архитектора Гунадхармы в VIII веке. Храм Боробудур построен на природном холме продолговатой формы. Центральная ступенчатая пирамида стоит на квадратном основании площадью в гектар. Над основанием возвышаются террасы, покрытые барельефом и украшенные 462 статуями Будды. Ещё выше – три круговые террасы, на которых стоят 72 ажурные ступы со статуями Будды внутри. На высоте 35 метров над землёй сооружение завершает большая закрытая и пустая ступа, символизирующая созерцание Высшей истины или нивану. На вершину пирамиды ведут лестницы, входы сторожат каменные львы. Для храма Боробудур характерны оригинальные элементы, отличающие его от других памятников буддизма.

В Японию буддизм пришёл в VI веке из Кореи. Поэтому буддийские храмы там строились корейскими и китайскими архитекторами. Один из таких храмов – буддийский храм китайского стиля с пагодой (VII век) хорошо сохранился в г. Нара (древняя столица Японии) и является национальной святыней.

Буддийские японские храмы почти всегда узнаются по красным воротам. Интерьеры храмов ярко расписаны. В глубине храма – статуя Будды.

Сердце Великой Степи – Монголия – познакомилась с основами буддизма в VII веке. При Угедей-хане в честь его возведения на престол был заложен первый буддийский храм в тогдашней столице Монголии Каракоруме (разрушен в XIV веке).

С конца XVI века в Монголии распространяется северная, тибетская ветвь буддизма. В долине реки Орхон был создан комплекс буддийского монастыря Эрдэни-Зуд («драгоценное сокровище»). Территория монастыря окружена стеной со 107-ю башнями-субурганами, своеобразными святилищами-мавзолеями.

Первым за оградой стоит храм Далай - Ламык, посвящённый

первосвященнику Тибета Далай-ламе. Нижняя часть здания выложена голубым кирпичом, выше – парапет с полоской фриза с позолоченными зеркальцами, вмурованными в кладку стены.

Расцвет буддийской культуры Монголии связан с именем Джанабазара – выдающегося государственного и религиозного деятеля, талантливого поэта, архитектора, скульптора. В своих работах он следовал буддийским канонам, но его творчество шире любого канона, любой религии. Он прославился созданием пяти огромных бронзовых статуй дхьяни (Будд созерцаний).

Сохранилась и стала главной святыней монастыря Гандан в Улан-Баторе (в то время это была ханская ставка Угра) скульптура Ваджрадара (буддийское божество), созданная в строгих буддийских канонах.

До сих пор в музее Улан-Батора из глубин веков улыбается нам буддийская богиня милосердия Белая Тара, оберегающая человека от зла. Таких фигур было двадцать, а двадцать первая Тара улыбается нам улыбкой любимой девушки художника.

Угра была не только столицей государства, но и центром буддизма в Монголии. А монастырь Гандан представлял собой почти самостоятельный город в столице. Здесь же находилось высшее духовное учебное заведение ламаизма, где обучались учащиеся из Бурятии, Тывы, Калмыкии.

Интерьеры храмов монастыря до сих пор поражают как великолепной скульптурой, так и богатством цветовых решений интерьеров. Золото, бирюза, кораллы, охра растирались для получения определённых цветов.



Все элементы храма, включая живописные иконы и предметы декоративно-прикладного искусства, подчинены единому композиционному замыслу.

Ламаизм, используя наследие художественной культуры монгольского народа, сумел развить все виды художественного творчества и поставить их на службу религии.

Заключение

Буддизм в современном мире – мире войн, терроризма, безверия, находит

всё больше сторонников. Первая истина буддизма «Всё в мире полно зла и страдания» как нельзя лучше характеризует XXI век. И если не мир, то хотя бы дух человека стремится научиться жить правильно в этом мире страданий.

Главное открытие буддизма: человек невыносимо одинок в этом мире. Он может спасти себя сам. Будда говорил: «Немногие из людей достигают противоположного берега, остальные только суетятся на этом берегу».

Буддизм… Религия без Бога, спасение без спасения, жизнь без зла, но и без добра…

Актуальные проблемы развития буддизмиа в современных условияхобусловлены поиском общероссийской идентичности, потребностью в глубоком изучении истоков собственной евразийской культуры, в сохранении и использовании всего лучшего, что было создано за многовековую историю Российской цивилизации. Особого внимания в этой связи заслуживает анализ буддийской культуры России, ее ценностей в определении евразийской идентичности многонационального российского государства, где своеобразный «исход к Востоку», буддолого-востоковедческие традиции имеют глубокие исторические корни.

В условиях поиска новых путей цивилизационного развития важное значение приобретают поиски возможностей реализации принципа взаимодополнительности типов философствования в России и на Востоке. Богатства буддийской философии могут и должны быть востребованы современной российской культурой и интеллектуальной средой, тем более что ее встреча с русской философской традицией на рубеже XIX-XX вв. оказалась весьма плодотворной.

Несомненна важность и внешнеполитической стороны данной проблемы. В силу своеобразного географического положения России перед ней стоит задача устанавливать и поддерживать дружеские отношения не только со

странами Запада, но и с государствами буддийского Востока. При этом необходимо учитывать, что народы России, традиционно исповедующие буддизм, являются своеобразным связующим звеном между нашей страной и буддийским миром. Таким образом, от правильного понимания специфики буддизма в определенной степени будет зависеть и международное положение России.

Буддизм на сегодняшний день играет все большую роль в общественной и культурной жизни России, постепенно переходя границы тех регионов, где он распространен традиционно. Популярность буддизма обусловлена рядом причин, одной из которых является близость некоторых его принципов к современной научной мысли. Симпатии вызывают толерантное отношение к другим культурным и религиозным ценностям, отсутствие претензий на исключительность, открытость межконфессиональному диалогу. Гуманизм, терпимость и высокие этические нормы буддийской культуры предполагают возможность осуществления на практике основных гражданских прав.

Изучение духовно-нравственного и социально-экологического потенциала многовековой буддийской культуры говорит о возрождении духовности в России.. Проблемы, с которыми встретилась современная цивилизация, свидетельствуют о необходимости переоценки ценностей не столько в экономической, технологической и информационной сфере, сколько в духовно-культурной, социально-антропологической. Современные исследователи все чаще и чаще обращаются к буддизму в поисках ответов на многие насущные вопросы современности (проблема взаимодействия науки и религии, экологические проблемы, проблема толерантности и т.д.). В условиях кризиса научной рациональности большое распространение получает «компромиссный» подход, предполагающий синтез мировоззренческих парадигм науки и религии, Востока и Запада.

Обращение к социокультурному потенциалу буддизма, анализ взаимосвязи идей толерантности, всеобщей ответственности, этики ненасилия в

буддизме с направлениями развития современного мира может способствовать поиску новых моделей решения глобальных проблем современности. Буддистские экологоориентированные ценности являются своеобразной альтернативой «обществу потребления» и потому они получают понимание и активную поддержку в мире.

Философское осмысление ценностей буддийской культуры может явиться концептуальной компонентой поиска альтернативных моделей развития современной цивилизации в контексте процессов «столкновения идентичностей». Перспективным представляется обращение к такому дискурсу религиозно-культурной идентичности, который придал бы индивиду, социуму целостность и ценностную укорененность, помог бы преодолеть столкновение идентичностей традиционного, модерного и постмодерного обществ, «расколотость», «гибридность», «пограничность» современных идентичностей.

Несомненный интерес представляет и вопрос о восприятии буддизма в социокультурном пространстве России. Это связано с усилением в последние десятилетия интереса к проблеме диалога культур. Глобализация современной жизни и культуры, осознание иных ценностей заставляет по-другому взглянуть на взаимодействие культур и цивилизаций. Диалог культур Востока и Запада имеет особое значение на современном этапе исторического развития, когда азиатские страны начинают играть заметную роль на международной арене.

Буддизм способствовал усилению евразийской специфики социокультурного пространства России, а на эволюцию буддийской культуры в России значительное влияние оказала цивилизационная специфика российского пространства.

В процессе своей эволюции на российской почве буддизм приобрел социокультурные особенности по сравнению с его изначальным вариантом, в то время как его религиозно-философские и мировоззренческие принципы почти не изменились.

Важной особенностью буддизма, оказавшей влияние на его

историческую судьбу в социокультурном пространстве России, является прагматизм, который наиболее ярко проявляется в кризисные, переходные периоды развития общества.

Основная:

1. Лебедев В. Ю. Религиоведение. - М.: «Юрайт», 2013. - 629 с.

2. Яблоков И.Н. Основы Религиоведения. - М.: Гардарики, 2002. - 511 с.

Дополнительная:

Буддизм в наши дни является одним из самых популярных религиозно-философских течений в мире. Его исповедуют как умудренные опытом люди, так и молодежь, привлекаемая невероятной эстетикой и возможностью прикоснуться к сакральным знаниям, передающимся из поколения в поколение многие сотни лет. Буддизм зародился в 5 веке до н.э. на территории современной Индии. Учение, основанное Сиддхартхой Гаутамой, более известным под именем Будда, предлагает своим последователям достичь нирваны, оставив страдания и цикл перерождения. По некоторым подсчетам, число буддистов во всем мире достигает 500 миллионов. Естественно, что для такого количества верующих необходимо соответствующее количество храмов. Некоторые из них более популярны, чем другие. Мы собрали подборку самых известных буддийских храмов.

Храм отражения в спокойном море (вдумайтесь, какое прекрасное название!) является одной из важнейших святынь Южной Кореи. Здесь хранится интересный артефакт — Трипитака Кореана. Это 80 табличек, содержащих мудрость буддизма. Храм построен в 802 году, но до наших дней дошла его реконструкция, созданная в 19-м веке, так как ему пришлось пережить масштабный пожар.

Расположенный на западной стороне реки Чапхрая, храмовый комплекс входит в число архитектурных жемчужин Сиама. Центральным зданием Храма Солнечного Восхода является 79-метровая пагода, искрящаяся на солнце разными цветами. Несмотря на свое название, Ват Арун лучше всего наблюдать в лучах заходящего солнца. Храм является архитектурным представлением горы Меру, считающейся центром Вселенной в буддийской космологии.

Храм, носящий имя «Великая ступа в Лао» — один из самых почитаемых в Лаосе. Он находится в Вьентьяне и представляет собой ступу с несколькими террасами, символизирующими уровни духовного просветления в буддизме. Низший уровень -материальная жизнь, высший — мир небытия. Храм построен в 16 веке на развалинах кхмерского святилища. В 1828 году он значительно пострадал после сиамского вторжения и был восстановлен французами в 1931 году.

Говоря о буддизме, нельзя не вспомнить Тибет — страну, пронизанную духовной мудростью этого учения. Лхаса — центр не только Тибета, но и всего тибетского буддизма, привлекающий ежегодно тысячи паломников со всего мира. Храм был построен королем Сонгцэн Гампо в 7-м веке. Монголы, напавшие на Лхасу, разоряли его несколько раз, но оставили здание не тронутым. Сегодня храмовый комплекс занимает территорию более 25 000 кв. метров.

«Великий восточный храм» в Нара — это один из самых необычных буддийских храмов Японии и самый крупный храм в мире, состоящий из дерева. Он построен в 8-м веке императором Сёму в качестве главного храма, однако с тех времен сохранилось мало что. Он состоит из комплекса пагод и различных построек и окружен парком, в котором живут священные олени, не боящиеся людей. Здесь также находится одна из самых больших статуи Будды в Японии.

Расположенный в пригороде Катманду храм Боднатх известен во всем мире тем, что является самой большой ступой. Его окружают монастыри различных школ и течений буддизма, и все, кто в них проживает, приходят на поклонение в Боднатх. Ступа построена в 6-м веке (первая версия разрушена монголами и восстановлена в 14-м веке) и с тех пор занимает место главной святыни Непала. Глаз Будды, расположенный на ступе, является одним из самых известных изображений подобного рода. Ступа даже «засветилась» в фильме европейского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда».

Храм Махабодхи (Великого Просвещения) представляет собой буддийскую ступу, расположенную в Бодхгае. В главном комплексе находится редчайшая святыня — дерево Бодхи, выросшее от того самого дерева, под которым Гаутама Будда достиг просветления. Считается, что храм был заложен через 250 лет после того, как Будда достиг просветления. Храм датируется 5-6 веками и восстановлен в 19 веке англичанами, действующими от имени Британского археологического сообщества.