Творческое мышление и методы его активации. Творческое мышление и его особенности

"Личность есть не субстанция, а творческий акт"

Н. А. Бердяев


Творчество – в философии – деятельность людей в целом преобразующая социальную действительность, а также среду обитания в соответствии с их потребностями и целями.

Творчество – в психологии – это всякая практическая или теоретическая деятельность, в которой для субъекта деятельности возникают новые результаты: знания, решения, способы действия, материальные продукты.

Мышление – вид интеллектуальной деятельности, процесс решения задач, связанных с открытием человеком новых знаний для себя.

Творческое (креативное) мышление – процесс созидания, обработки информации через образные, сенсорные, нестандартные мыслительные связи и концепции, который приводит к принципиально новым решениям проблемной ситуации, к новым идеям, открытиям и явлениям.

Способность мыслить нешаблонно наделяет человека креативностью, находчивостью, остроумием, предприимчивостью.

В психологии творческое мышление еще обозначается как дивергентное мышление. Термин происходит от латинского слова "divergere", что означает "расходиться". Этот метод решения проблем можно назвать "веерообразным" – отсутствует жёсткая связь при анализе причин и следствий. Это даёт возможность новым комбинациям, новым связям между элементами, что позволяет получить больше путей решения задачи.

Достаточно ясный ответ на вопрос, что такое дивергентное мышление, смогли дать создатели американского блокбастера "Дивергент". Именно этот тип мышления взят за основу для сюжета фильма, герои которого, брошенные в водоворот неопределённых и опасных событий, ищут неординарны идеи, используют нестандартные формы деятельности, работают над формированием исследовательского и творческого решения задач.

Алхимией творческого мышления управляет правое полушарие головного мозга. С помощью правого полушария мы можем мечтать и фантазировать, развивать способности к искусству. Оно способно обрабатывать одновременно разнообразную информацию, рассматривать проблему в целом, не применяя анализ. Работа с информацией через правое полушарие выражается чаще невербально, а в символах и образах. Интуиция обитает в правом полушарии мозга.

Методы развития творческого мышления

Существует множество методик и способов развития творческого мышления.

Методика Тони Бьюзен "Ментальные интеллект-карты"

Разработана для развития креативного и ассоциативного мышления, для быстрого нахождения решения поставленной задачи.

По типу карты метро в центре листа бумаги рисуется исходная задача, от которого вокруг стрелочками (ветками) расходятся ассоциации, связанные с решением этой задачи. От каждой ветки-ассоциации отходят более мелкие веточки, также связанные между собой посредством ассоциаций.

В процессе этого в уме происходит перебор вариантов-ассоциаций, активизирующих работу мышления. Это позволяет довольно быстро найти решение задачи.

Мозговой штурм

Перед участниками команды ставится определенная задача, для решения котрой требуется выдвинуть как можно больше идей. Свободные ассоциации, невероятные предположения и гипотезы поощряются в процессе обсуждения. Цель – раскрепостить воображение, снять шаблоны, и в результате верное решение может найтись в совершенно неожиданном виде. После отбирают самые удачные из вариантов обсуждения и проводят детальный анализ каждого.

Метод четырёх стадий творческого процесса Грема Уоллеса

1. Подготовка.

Стадия полной осознанности, планирования, вхождения в нужное настроение и предельной концентрации внимания. Анализ имеющихся данных задачи, проблемы. Накопление и мобилизация интеллектуальных ресурсов, которые лягут в основу решения. На стадии подготовки человек узнаёт новое, чтобы переработать впоследствии это, планирует для себя порядок работы и определяет последовательность элементов, на которые он будет обращать внимание.

2. Инкубация.

Стадия имеет две противоположные стороны: "негативные моменты" заключаются в том, что во время инкубации нет сознательного фокуса на конкретной проблеме, а "положительные моменты" приходят из сферы бессознательного, в которой в фоновом режиме происходят непроизвольные ментальные события (или, как Уоллес называет это, "сверхсознательные" и "сверхпроизвольные").

На этом этапе мозг релаксирует, но подсознание продолжает по инерции искать решения для поставленной задачи. Это то, что Эйнштейн называл "комбинаторной игрой", которая заключалась для него в свободном полёте фантазии, коллаборации впечатлений, образов, эмоций, телесных ощущений, инсайтов.

3. Озарение (интсайт).

На ум внезапно приходит идея верного решения путём цепочки ассоциаций.

Уоллес описал эту стадию так: "Если мы говорим о стадии озарения как о некой мгновенной вспышке в сознании, становится очевидно, что мы не можем влиять на появление этой стадии путём волевых усилий, потому что наша воля способна влиять на события, которые длятся какое-то время. С другой стороны, появление "вспышки" – это кульминация череды ассоциаций, незаметной внутренней работы, которая, возможно, продолжалась в течение приличного промежутка времени и которой, вероятно, предшествовал целый ряд неудачных цепочек и решений. Иногда успешное объединение идей, кажется, состоит из одного-единственного прыжка ассоциаций или последовательных их скачков, которые происходят так быстро, что начинает мниться, словно это происходит мгновенно".

4. Проверка.

Стадия анализа и рассчётов для утверждения идеи в качестве действительно правильного решения, либо опровержения.

Цикличность и взаимодействие всех стадий – основное условие эффективной работы в теории творческого процесса Грема Уоллеса.

Метод Эдварда де Боно "Шесть шляп мышления"

Метод включает в себя шесть разных видов мышления:
  • Научный – белая шляпа. Анализируются факты, данные. Определяются "пробелы", которые нужно восполнить, происходит поиск недостающей информации;
  • Итнуитивный – красная шляпа. Эмоциональная оценка ситуации, догадки и чувства по поводу интересующей проблемы без разъяснения того, почему дело обстоит именно так, кто является виновником и что нужно предпринимать;
  • Критический – черная шляпа. Включение режима критического мышления и оценки ситуации, выявление "подводных камней", недостатков и возможных рисков;
  • Оптимальный – желтая. Шляпа перспектив и конкретных целей. Определяет плюсы, достоинства и выгоды решения проблемы;
  • Креативный (творческий) – зеленая. Нестандартное и альтернатиыное мышление. Полёт фантазии и воображения;
  • Управленческий (административный) – синяя. Шляпа модератора для управления всем процессом работы и реализации замысла. Определяет общий алгоритм решения конкретной задачи. Систематизирует все высказанные ранее точки зрения и объединяет в одну логическую цепочку.
Этот групповой метод основывается на наличии модератора, управляющего процессом и следящего за дисциплиной, который всегда находится под синей шляпой, ведёт записи и резюмирует полученные результаты.

Метод "Шесть шляп мышления" хорошо работает в детских и юношеских коллективах. Также его используют в своей практике такие компании как "DuPont", "Pepsico", "IBM", "British Airways" и другие.

Арт-терапия

Арт-терапия – это союз творчества и психотерапии.

Развитию творческого мышления способствуют арт-терапевтические техники. Это один из современных методов психотерапевтической деятельности, ориентированны на исследование разнообразных содержаний внутреннего мира людей и системы их отношений. Он заключает в себе использование разных техник и подходов с учетом конкретных условий жизни людей, их проблем и психического опыта. Предполагает использование психотерапевтом или тренером орпеделенных приемов, помогающих клиенту осознать отраженное в его "изобразительной продукции" содержание своего внутреннего мира.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей и взрослых, испытывающих определенные затруднения в вербализации своих переживаний, например из-за речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их "невыразимости". Это не значит, что арт-терапия не может быть успешной в работе с лицами, имеющими хорошо развитую способность к вербальному общению. Для них изобразительная деятельность может являться альтернативным "языком", более точным и выразительным, чем слова.

Техника арт-терапии основана на утверждении, что любой человек, независимо от того обучался он каким-либо видам искусства или нет, обладает способностью проецировать свои внутренние конфликты в результатах своего творчества. Привнося в работу частичку себя, человек создает не просто арт-продукт, а образ своего "Я". Выраженные таким образом конфликты переживаются заново, разрешаются и обретают завершенность.

Метод инверсии

Инверсия – это не поиск хорошего решения, а поиск анти-решения для того, чтобы понять, чего нужно избегать, а чего не хватает для успеха. Определяя то, что не работает, можно осознать то, что, наоборот, эффективно. Цель этого метода состоит в том, чтобы представить себе негативные вещи, которые могут произойти в жизни. Это тип обратной логики, которая изменяет привычный статус-кво. Метод работает следующим образом: представьте себе важную цель или проект, над которыми сейчас работаете. Переместитесь на полгода вперёд и предположите, что проект провалился или цели не удалось достигнуть. Что пошло не так? Объясните самому себе, как и почему это произошло.

Особенности творческого мышления

"Творческость" мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей. Автор "концепции креативности" Джой Гилфорд выделяет:
  • Нетривиальность и оригинальность высказываемых идей, стремление к интеллектуальной новизне. Творческая личность почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение;
  • Семантическая гибкость – способность видеть объект в ином ракурсе, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике;
  • Образная адаптивная гибкость – способность менять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
  • Семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
К основным факторам, влияющим на творчество, обычно относят следующие компоненты: визуализацию, эмоциональность, метафору, аналогию, юмор.

Визуализация – видение, представление образа объекта или ситуации через воображение. Если визуально представляется желаемый результат, с большей вероятностью достигается поставленная цель.

Эмоциональность как техника объединения левосторонней и правосторонней мозговой деятельности. Актуальна для людей с преобладающим левосторонним мышлением. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии головного мозга. Обработанная обеими частями мозга информация запоминается надежнее.

Метафора – игра с понятиями. Как метод побуждения творчества основана на соединении различных предметов или явлений по общему принципу. Как творческий процесс метафорическое мышление основывается на сравнении проблем различных областей науки и практики с целью содействия поиску решения.

  • Бинарные метафоры-аналоги ("ветер воет"; "колокольчик хохочет");
  • Метафоры-катахрезы, содержащие противоречия ("материальный дух"; "круглый квадрат");
  • Метафоры-загадки ("полная горница людей" – огурец).
Аналогии. Возникают при обмене информацией между левым и правым полушариями. Синтезируются в результате пересечения интуитивных и логических процессов мышления. Носят характер сравнения или похожести.

Юмор – своего рода фитнес для мозга. Объединяет рациональность левого полушария мозга и креативность правого. От смеха мозг вырабатывает гормон эндорфин, обладающий обезболивающим и транквилизирующим свойствами, что содействует развитию чувства благополучия, расслабления, и приводит к более творческому и неординарному мышлению.

Для включения творческого мышления необходимо отключить когнитивный контроль. И не бояться ошибок.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2 Теоретические основы использования логических задач

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

творческий мышление задача учащийся

Введение

Актуальность исследования: Современная российская система образования претерпевает множество изменений: появление инновационных учебных заведений, изменение содержания образования, использование новых программ и пособий, применение новых педагогических технологий и др., что создает предпосылки к возможности организации процесса формирования творчества у учащихся в условиях школы.

В настоящее время во всех сферах деятельности наиболее ценимы люди, способные мыслить и действовать нестандартно, имеющие многосторонний и оригинальный взгляд на действительность. Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. Отечественными исследователями были Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли две стадии творческого процесса: первая стадия - длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями; вторая стадия - короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Во второй половине XX века исследования творческого мышления стали расширяться. Зарубежные исследователи, такие как Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е. П. Торренс, связывали творческое мышление с «креативностью». Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума;систематичность и последовательность решени диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

С новой остротой проблема исследования и диагностики творческого потенциала личности встала в нашей стране в последние годы. Все больше внимания уделяется проблемам развивающего обучения (Л.В. Занкова, Эльконина - Давыдова, Е.Н. Кабановой - Меллер). Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно. Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед учителем, была передача ученикам определенной суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития учащихся в процессе обучения. В "законе об образовании" (статья 14) говорится, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, развитие ее творческих способностей, создание условий для самореализации личности. Данная работа посвящена изучению вопроса развития творческого мышления у учащихся начальной школы. Проблема исследования: педагогические условия эффективности развития творческого мышления младших школьников.

Цель: составить сборник логических задач, направленных на развитие творческого мышления учащихся.

В соответствии с поставленной целью определены следующие

Задачи:

· Проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию творческого мышления учащихся.

· Рассмотреть особенности творческого мышления учащихся и их развитие.

· Изучить логические задачи как средство развития творческого мышления учащихся.

· Проанализировать особенности логических задач и их применение.

· Подобрать логические задачи на развитие творческого мышления.

Объект исследования: творческое мышление учащихся.

Предмет исследования: логические задачи как средство развития творческого мышления учащихся.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения, в которое входит сборник логических задач направленных на развитие творческого мышления.

1. Теоретические основы развития творческого мышления учащихся

1.1 Творческое мышление и его психологическая характеристика

В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX века толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности по-разному использовать данную в задачах информацию в быстром темпе. Такой тип мышления (Дж. Гилфорд, Н. Марш, Ф. Хеддон, Л. Кронбах, Е. П. Торренс) назвали креативностью и стали изучать ее независимо от интеллекта - как мышление, связанное с созданием или открытием чего-либо нового. Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность.

Среди них: 1) беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени; 2) гибкость мысли -- способность переключаться с одной идеи на другую; 3) оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов; 4)любознательность -- чувствительность к проблемам в окружающем мире; способность к разработке гипотезы; ирреальность - логическая независимость реакции от стимула; фантастичность - полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией; способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу; способность усовершенствовать объект, добавляя детали.

Е. П. Торренс выделяет четыре основных параметра, характеризующих креативность: легкость - быстрота выполнения текстовых заданий; гибкость - число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов; оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе; точность выполнения заданий. Особый тип мышления, называемый в зарубежной психологии креативностью, в настоящее время широко изучается англо-американскими учеными, однако сущность этого свойства пока до конца не выяснена. В отечественной психологии так же широко разрабатываются проблема творческого мышления человека. Она ставится как проблема продуктивного мышления в отличие от репродуктивного. Психологи единодушны в признании того, что в любом мыслительном процессе сплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Большое внимание уделяется раскрытию сущности творческого мышления, выявлению механизмов творческой деятельности и природы творческого мышления. И.Я. Лернер характеризует творческое мышление по его продукту. Учащиеся в процессе творчества создают субъективно новое, при этом проявляя свою индивидуальность.

С точки зрения Д.Б.Богоявленской, творчество является ситуативно - нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. По В.Н.Дружинину, творческое мышление - мышление, связанное с преобразованием знаний (сюда он относит воображение, фантазию, порождение гипотез и прочее). Суть творческого мышления сводится, по Я.А.Пономареву, к интеллектуальной активности и чувственности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческое мышление возникает в процессе осуществления и связано с порождением «побочного продукта», который и является творческим результатом.

Выделяя признаки творческого акта, все исследователи подчеркивают его бессознательность, неконтролируемость волей и разумом, а также измененность состояния сознания. Второй признак творческого мышления - спонтанность, внезапность творческого акта от внешних ситуативных причин. Таким образом, главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как система, порождающей активность индивида. Иное дело - оценка продукта как творческого. Я.А.Пономарев предлагает рассматривать разность уровней, доминирующих при постановке и решении задачи. И. Л.Лернер считает, что основу творческого мышления представляют следующие черты:

Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

Видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;

Видение новой функции знакомого объекта;

Видение структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом;

Умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску;

Умение комбинировать ранее найденные способы решения проблемы в новый способ и умение создавать оригинальный способ решения при известности других.

Овладев этими чертами, можно развивать их до уровня, обусловленного природными задатками и усердием. Однако перечисленным чертам свойственна одна способность - «они не усваиваются в результате получения информации или показа действия, их нельзя передать иначе как включением в посильную деятельность, требующую проявления тех или иных творческих черт и тем самым эти черты формирующую». Д.Б.Богоявленской была выделена (1983 г.) единица измерения творчества, названная «интеллектуальной инициативой». Она рассматривается как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.

Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты. К числу основных личностных черт относят: когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях. Итак, в отечественной психологии исследования творческого мышления анализируются разными авторами по-разному, тем не менее, все еще незначительно количество исследований в этой области. Таким образом, творческое мышление - мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственныхоригинальных идей.

Показателем, характеризующим творческое мышление и на которые мы будем основываться в своем исследовании, следующие: беглость, гибкость и оригинальность мысли. Беглость включает в себя два компонента: легкость мышления, т.е. быстрота переключения - текстовых заданий и точность выполнения задания. Гибкость мыслительного процесса - это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи. Оригинальность - минимальная частота данного ответа к однородной группе.

Выделяются следующие педагогические принципы развития творческого мышления: Индивидуализация и дифференциация обучения. Умственное развитие составляют как знания (включая и приемы, методы познания), так и обучаемость, способность приобретать эти знания. Как показали многочисленные эксперименты, весьма существенны индивидуальные различия в уровне усвоения знаний. Школьники, находящиеся в идентичных условиях обучения, усваивают новый для них материал по-разному: одни на высоком, другие на среднем, третьи на низком уровне. При этом показатель уровня усвоения, характерный для того или иного учащегося, довольно устойчив (колебания хотя и имеют место, но обычно в пределах ближайшего уровня). В уровнях усвоения знаний проявляются типичные для учащихся устойчивые особенности психики, от которых зависит успешность учебной деятельности, возможность решать проблемы, требующие предусмотренных программой знаний. Школьники, усвоившие эти знания на низком уровне, не смогут их использовать при решении таких проблем. Возможно ли доведение каждого учащегося массовой школы до высшего уровня овладения определенными знаниями? Эксперименты показали, что возможно достижение высшего уровня овладения новым для них понятием всеми учениками, но различным путем. Одни достигают этого уровня уже на основе первичного знакомства с новым для них понятием; для других требуется в среднем решение от 10 до 20 задач с опорой при затруднении на помощь экспериментатора. Третьим необходимо было решить около сотни задач для полного овладения новым для них понятием.

Гармоничное развитие личности предполагает активизацию всех видов мышления, их совершенствование. Необходимость развивать различные виды мыслительной деятельности вытекает из специфики продуктивного, творческого мышления. Процесс открытия новых знаний и у ребенка, впервые познающего давно открытые человечеством истины, и у ученого, впервые проникающего за пределы известного, не происходят в виде строгих логических рассуждений, непосредственно опирающихся на знакомые закономерности. Решение проблемы нередко происходит интуитивно, и в этом процессе существенную роль играют и практическое и образное мышление, непосредственно связанное с чувственной опорой. Решение проблемы в словесном плане, на основе теоретических рассуждений развертывается постепенно, звено за звеном.Человеку невозможно при этом охватить все необходимые звенья, что затрудняет установление взаимосвязи между ними. Включение в этот процесс наглядно-образного мышления дает возможность сразу, «одним взглядом» охватить все входящие в проблемную ситуацию компоненты, а практические действия позволяют установить взаимосвязь между ними, раскрыть динамику исследуемого явления и тем самым облегчают поиск решения. Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями самих людей.

Вот почему одним из важнейших принципов развития творческого мышления является оптимальное развитие разных видов мыслительной деятельности: и абстрактно-теоретического, и наглядно-образного, и наглядно-действетельного.

1.2 Особенности развития и условия формирования творческого мышления учащихся

В психологии развития существуют три подхода к проблеме развития творческого мышления:

1)генетический, отводящий основную роль наследственности;

2)средовой, представители которого считают решающим фактором развития внешние условия;

3)генотип - средового взаимодействия, сторонники которого выделяют разные типы адаптации индивида к среде в зависимости от наследственных черт.

На основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность. Однако и в этом подходе существует несколько направлений. В.Н.Дружинин, В. И. Тютюнина и другие считают необходимым для развития творческого мышления: - отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца, регламентированного поведения; - наличие позитивного образца творческого поведения; - создание условий для подражания творческому поведению; - отсутствие социального подавления творческого поведения. Они выделяют различия между условиями повседневной жизни индивида и достигнутым им уровнем творческого мышления. Идея эта по существу бихевиористская и заключается в том, что развитию творческого мышления способствуют те же аспекты ситуации, которые приводят к научению: повторение и подкрепление. А этап имитации является необходимым звеном развития творческой деятельности.

Дж. Вулвилл и Р. Лоу развитие творческого мышления не сводят к накоплению опыта, а представляют как структурное изменение операционного состава. Развитие (в рамках теории Ж.Пиаже) трактуется как возникновение уравновешенной структуры или уравновешивание (возникновение когнитивного конфликта). Творческое мышление развивается благодаря процессам, подобным «уравновешиванию» и запускаемым при возникновении когнитивного конфликта. П.Л. Гальперин разработал развивающий метод, основанный на социальном взаимодействии. Идея социального научения (А.Бандура) заключается в том, что мы способны учиться, наблюдая за поведением других людей и принимая его за образец. Образцы творческого поведения могут передавать определенный подход к решению задач, к определению зоны поиска. Идея социо-активного конфликта предполагает, что взаимодействие между субъектами, обладающими разными точками зрения на вопросы и разными стратегиями решения задачи, приводят к возникновению внутреннего конфликта и неравновесия, что дает импульс творческому развитию индивида (В. Дуаз и Г. Мюньи).

Таким образом, существует множество направлений в изучении проблемы развития творческого мышления, мы рассмотрим два из них:

Влияние условий воспитания и повседневной жизни;

Поведение во время развивающего эксперимента.

Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициативу. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. Успешное формирование у младших школьников творческого мышления возможно лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления. П.Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные черты детского творчества: детский вымысел скучен, и ребенок не критически относится к нему; ребенок - раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится к своему продукту творчества. Детский замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы. Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

Для дальнейшей исследовательской работы мы выделили три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:

Индивидуализация образования - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса;

Исследовательское обучение;

Проблематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Выводы по первой главе

Из анализа литературы мы выяснили, что творческое мышление - это вид мышления, связанный с открытием или созданием чего - либо нового. Для проявления творческого мышления необходимо соблюдать определенные условия, непосредственно влияющие на полное раскрытие творческих способностей человека.

Творческое мышление изучается многими учеными и до сих пор многие вопросы остаются дискуссионными. Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие же личностные особенности считать основными для креативной личности. Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности, высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.

2. Теоретические основы использования логических задач

2.1 Задачи как средство развития творческого мышления

Решая задачи, учащиеся приобретают новые знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащихся. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, о её структуре, умел решать такие задачи различными способами.Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами. Так, содержание многих задач, решаемых в начальных классах, отражает труд детей и взрослых, достижения нашей страны в области народного хозяйства, техники, науки, культуры.

Сам процесс решения задач при определенной методике оказывает весьма положительное влияние на умственное развитие школьников, поскольку он требует выполнения умственных операций: анализа и синтеза, конкретизации и абстрагирования, сравнения, обобщения.

Так, при решении любой задачи ученик выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет данные и искомые числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), азатемабстрагированием
(отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия); в результате многократ-ного решения задач какого-либо вида ученик обобщает знания связей между данными и искомым в задачах этого вида, в результате чего обобщается способ решения задач этого вида.

Обычно в школе решают так называемые «закрытые» задачи, т.е. имеющие точное условие, строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. Жизнь же ставит перед человеком « открытые» задачи, имеющие довольно размытые, разные пути решения. Исходя из этого, существуют следующие виды творческих задач.

Изобретательская.

Её условие содержит противоречие: « Вы хотите есть. На столе хлеб, а у столаголодныйлев». Как быть? Ответы детей:

вызвать служащих зоопарка;

зажечь факел и испугать льва огнем бросить льву кость или мясо;

Может это не животное, а человек;

Решение этой задачи показало, что дети видят разные варианты решений.

Исследовательская.

Произошло некоторое явление. Необходимо выявить его причины. Например, почему вода превращается в лед? Как это происходит? Почему?

Конструкторская.

Не содержит противоречий и предлагает продумывание устройств под заданную цель. Придумать, как измерить площадь фигуры, тогда как дети ещё не имеют представления о самом понятии «площадь».

Прогностическая.

Предлагает анализ положительных и отрицательных последствий известных всем явлений или можно видоизменить обычную задачу и прогнозировать результат.

Задача с достраиваемым условием.

Дети анализируют и сами вводят необходимые данные и ограничения.
К первоначальному этапу отношу задания на сравнение геометрических фигур, на выбор сходных фигур, на выделение частей сложного чертежа, на составление и преобразование фигур в соответствии с условием задачи, на составление рассказов к рисункам. Конечно, задачи 1 и 2 вида (исследовательские и изобретательские) едва ли будут уместны на каждом уроке математики. Они используются на уроках окружающего мира, чтения, труда, а на уроках математики - в разминках и минутах отдыха, организованных в форме « мозгового штурма».

«Мозговой штурм» является методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время.

При проведении « мозгового штурма» запрещается критика и поощряется любая идея, даже шуточная и явно нелепая.

2.2 Характеристика логических задач

в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач.

Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путем выявлял особенности мышления детей. О работе в этом направлении он так пишет в своей прекрасной книге "Сердце отдаю детям": "В окружающем мире - тысячи задач. Их придумал народ, они живут в народном творчестве как рассказы-загадки".

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

В процессе обучения в школе совершенствуется способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьников развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения знаниями. Первоклассник в большинстве случаев судит о том или ином факте односторонне, опираясь на единичный внешний признак или свой ограниченный опыт. Его суждения, как правило, выражаются в категорической утвердительной форме. Высказывать предположения, выражать и, тем более, оценивать вероятность, возможность наличия того или иного признака, той или иной причины ребенок еще не может.

Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности.

Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать прямым образом зависят от методов обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам - необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в этом плане дает решение логических задач.

Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Нестандартные логические задачи - отличный инструмент для такого развития.

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:

1. Решение задач различными способами. Это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.

2. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку"). Учитель обращает внимание детей на детали, которые нужно обязательно представить, а которые можно опустить. Разбиение текста задачи на смысловые части. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

3. Самостоятельное составление задач учащимися.

4. Решение задач с недостающими или лишними данными.

5. Изменение вопроса задачи.

6. Составление различных выражений по данным задачам и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбор тех выражений, которые являются ответом на вопрос задачи.

7. Объяснение готового решения задачи.

8. Использование приема сравнения задач и их решений.

9. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

10. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

11. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

12. Решение обратных задач.

Систематическое использование на уроках математики и внеурочных занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать ряд выводов. Мышление - это процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным или опосредованным отражением действительности. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы. Основными видами мышления являются теоретическое понятийное и теоретическое образное. Они пополняют друг друга, раскрывают разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Кроме того, мышление человека представлено еще тремя видами: наглядно - действенным, наглядно - образным, словесно - логическим.

Младший школьный возраст является благоприятным для развития логического мышления, так как на ранних ступенях развития ребенок накапливает чувственный опыт и научается решать практическим путем ряд конкретных, наглядных задач.Анализ педагогической литературы позволил нам определить педагогические условия формирования логического мышления младших школьников.

Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. Многолетний психолого-педагогический опыт убедительно доказывает, что даже младшие школьники в состоянии усваивать, причем в обобщенной форме, гораздо более сложный материал, чем это представлялось до последнего времени. Мышление школьников, несомненно, имеет еще очень большие и недостаточно используемые резервы и возможности. Одна из основных задач психологии и педагогик - до конца вскрыть эти резервы и на их основе сделать обучение более эффективным и творческим.

Литература

1.Зак, А.З. Развитие умственных способностей школьников. / А.З.Зак. Москва: 2006. 98 с.

2.Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. /Л. С. Выготский. М.: Просвещение,2005. 150 с.

3. Гребцова Н. И. Развитие мышления учащихся. /Н. И. Гребцова.// Начальная школа. 2006. № 11. С. 24 - 26.

4. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника. / А.А.Люблинская. Москва: 2007. С. 182 - 203.

5. Левитов, Н.Д. Психологические особенности младших школьников. / Н.Д.Левитов. Москва: 2010. 30 с.

6. Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления. / Л.Ф.Обухова. Москва: 2011. 65 с.

7. Тихомирова, Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших. / Л.Ф.Тихомирова. Ярославль, 2009. С. 198 - 202.

8.Галагузова М. А. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся. /М. А. Галагузова. //Начальная школа. 2013. № 7. С. 42-51.

9. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа. 2008. № - 11. с. 13.

10.Баранов С. П. Педагогика. М.: Просвещение, 2011. 93

11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. М., 2007. с. 27.

12.Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoдрeд. П.И. Пидкaсистoгo. М.: Пeд. o-вoРoссии, 2000. 640 с.

13.Занков Л. В. Избранные педагогические труды./ Л. В. Занков. М.: Педагогика, 2008. 424 с.

14. Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике./ Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 2010. 125 с.

15.Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы./Т. В. Кудрявцев. М.: Знание, 2012. 80 с.

16.Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы./ Н. С. Лейтес. М.: Знание, 2006. 80 с.

17. Лернер И. Я. Проблемное обучение./ И. Я Лернер. М.: Знание, 2009. 64.

18.Малыхина Н. И. Учет индивидуальных и психологических особенностей младших школьников./ Н. И. Малыхина.//Начальная школа. 2007. №2. с. 21.

19.Матюшкин Г.И. Проблемная ситуация в мышлении и обучении./ А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 2005. 168 с.

Интернетресурсы: http://5fan.ru/wievjob.php?id=4983http://festival.1september.ru/articles/625461/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Проблема развития творческого мышления. Условия формирования творческого мышления школьников. Анализ и результат экспериментальной работы по развитию творческого мышления младших школьников на уроках математики. Диагностика уровня развития мышления.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2015

    Специфика творческого мышления и педагогические концепции его развития. Развитие креативности средствами интерпретации. Организация экспериментального исследования. Диагностика творческого мышления студентов-филологов.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2007

    Мышление и личность. Формирование творческого мышления как единый педагогический процесс. Знания и труд - основа мышления. Развитие творческого мышления в учебной деятельности. Умственная активность в процессе усвоения знаний и навыков.

    курсовая работа , добавлен 14.02.2007

    Особенности создания тренинговой программы по развитию творческого мышления для детей младшего подросткового возраста. Сущность понятия "творческое мышление". Основные условия формирования творческого мышления: исследовательское обучение, проблематизация.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2012

    Раскрытие понятия "творческое мышление". Особенности творческого мышления. Развитие творческого мышления студентов высшей школы на примере студентов юридического факультета. Расширение творческого потенциала студента. Развитие эстетического чувства.

    реферат , добавлен 02.03.2016

    Понятие творческого мышления, особенности и условия его развития у дошкольников. Классификация развивающих игр, их разновидности и характеристики. Анализ работы педагога по организации творческого мышления дошкольников, методы плоскостного моделирования.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Мышление, его виды и характеристики. Творческое мышление и его особенности. Особенности мышления младших школьников. Роль уроков математики в развитии творческого мышления. Критерии оценки творческого мышления.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2002

    Исследование особенностей творческого мышления учащихся начальной ступени обучения. Изучение методов развития творческого мышления младших школьников на уроке иностранного языка. Обзор сущности игровых приемов, имеющих обучающий и развивающий характер.

    курсовая работа , добавлен 23.03.2013

    Психолого-педагогические основы развития творческого мышления детей. Возможности проблемного обучения в развитии творческого мышления учащихся. Реализация и анализ использования проблемных ситуаций в методике преподавания математики в начальной школе.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2004

    Основы развития творческого мышления младших школьников: понятие творческого мышления и его возрастные особенности у детей. Проблема создания условий, способствующих развитию оригинальности, беглости, гибкости, воображения, выразительности, артистизма.

Приветствую вас, дорогие читатели блога сайт! Сегодня мы затронем творческое мышление. Я убежден, что в каждом человеке лежат способности к творчеству. Только у кого-то они закопаны очень глубоко. Постараюсь доказать вам, что потратить время на поиск своих креативных возможностей стоит того.

Что лежит в основе творческого мышления?

Данный способ мыслить является процессом, в ходе которого рождается принципиально новый продукт: какой-то субъективно новый результат.

Особенностями творческого мышления являются:

  1. Устремленность к необычному, оригинальному. Творческий человек не станет решать задачу одним и тем же излюбленным способом. Он поищет новые пути.
  2. Одного единственного метода действий недостаточно: креативность проявляется в поиске всех возможных решений.
  3. Тенденция к поиску максимально эффективному выходу из ситуации. Анализ и сравнение возможных путей.
  4. Способность искать, находить, применять подсказки, грамотно использовать дополнительную информацию для решения проблемного вопроса.

Видно, что отличие креативного мышления от репродуктивного именно в создании нового результата, постоянном поиске истины, жажде к познанию.

Зачем заново изобретать велосипед?

Я никогда не представлял, что креативность связана с анализом всевозможных решений, поиском наилучшего. С созданием необычного ответа – да. С сопоставлением, построением сложных логических цепочек – нет. Однако данное мышление в психологии обладает именно этими возможностями. Это приближает его к и способу мыслить. Получается, что эти виды взаимосвязаны, один невозможен без другого. Как странно! Ведь мы привыкли их противопоставлять: «Мол, за логику отвечает левое полушарие, а за творчество и всякие там фантазии – правое». Да, это так. Но наш мозг требует баланса, гармоничного развития обеих сторон.

Творчество является двигателем нашего развития. Сейчас считается, что наиболее успешными становятся люди, всегда подходящие к своему делу творчески. Однако зачем постоянно искать новые тропы, если можно пользоваться старыми, проторенными?

В современной жизни мы сталкиваемся с большой конкуренцией. Многим людям хочется выделиться из толпы, ведь чем жизнь необычнее, тем она интереснее. Сколько сейчас фотографов? А сколько писателей-блоггеров? А как сосчитать танцоров, актеров, театральных любителей, музыкантов? Как отличить истинного творца от позера?

Не только умение мыслить нестандартно, не просто остроумие и находчивость, даже не создание новых шедевров делает человека по-настоящему творческим. Именно стремление к познанию отличает истинную креативность.

Может ли мышление быть нетворческим?

Конечно, может. Именно такой тип пытаются зачастую воспитать в наших школах. Когда воспроизведение заученной информации становится важнее собственного мнения, когда хорошая память замещает умение придумывать новые способы решения проблемы, когда от ребенка требуют складирования знаний, а не учат их применению – тогда убивают нашу креативность.

На самом деле, творческий характер мышления очевиден. Процесс мышления – это обработка реальности, субъективный процесс, направленный на переработку, преобразование окружающего мира. В этом определении уже заложены творческие черты.

Л.С. Выготский, ведущий советский психолог, подчеркивал, что творчество является обязательным условием жизни людей, проявляется оно каждый день. Заметьте, я сейчас не говорю о великих гениях, которые создают шедевры мировой культуры. Это всего лишь узкое понимание творчества. В широком понимании творчество должно быть доступно каждому из нас!

Развитие – это главное

Если вы считаете себя абсолютно нетворческим человеком и не можете определить сферы, где могли бы применить креативность, попробуйте использовать следующие советы.

  1. Тренируйте свой мозг с помощью упражнений на развитие творческих навыков. Найти подобные задания не составит труда. Но одно из них все-таки приведу:

Откройте любую книгу, выберите два случайных слова. А теперь попробуйте найти между ними взаимосвязи. Думайте, сравнивайте, сопоставляйте. История может получиться абсолютно безумной, но это занятие может оказаться не только забавным, но очень полезным для активизации работы мозга.

  1. Читайте художественную литературу. Представляйте главных героев визуально, вступайте в диалог с автором, пробуйте анализировать поступки персонажей и, конечно, сравнивайте себя с понравившимися героями.
  2. Начните вести дневник, записывайте все важные события, понравившиеся мысли. Прочитать его впоследствии, погрузиться в мир воспоминаний – будет большим удовольствием.
  3. Учитесь доверять своей интуиции. Часто самое правильное решение невозможно объяснить логически.
  4. Не бойтесь показаться странными. Общество любит серых людей, которыми легко управлять. А вот творческие люди всегда выделяются.
  5. Помните выражение: «Талантливый человек талантлив во всем»? Расширяйте свой круг возможностей, учитесь новому, обязательно пробуйте то, что раньше не пробовали.

Если вы уже знаете, в чем вы можете быть талантливы, но пока не решаетесь действовать, советую прочитать книгу Джулии Кэмерон «Путь художника» и последовательно следовать всем инструкциям автора. С ее помощью вы действительно можете привнести в свою жизнь больше творчества.

Развитие творческого мышления – увлекательный процесс. Но будьте готовы к сложностям на своем пути. Смелость, настойчивость и целеустремленность – вот достойные черты креативного человека. Вспомните, как Коперник за свое открытие пошел на костер. Нет, к костру я вас не призываю, но наберитесь терпения, запаситесь временем. Тогда ваши труды обязательно увенчаются успехом.

Креативные способности могут проявляться во всех видах деятельности, не только в мышлении.

Одним из важнейших элементов творческого мышления является воображение. Не зря в истории науки так часто использовался метод мысленного эксперимента. Воображать и творчески мыслить неразрывно связаны. Вспомните известных писателей-фантастов: Жюль Верна, который предсказал появление электрических двигателей на подводных лодках, Олдоса Хаксли, который на сорок лет опередил генную инженерию! Как бы это ни казалось невероятным, но именно с помощью воображения и готовности выйти за пределы понятного были совершены многие открытия.

Творческий человек любознателен, стремится объединять информацию из различных областей. Он любит забавляться, придумывая странные идеи. При этом его видение мира никогда не стоит на месте.

Желаю вам открытости новому опыту, любопытства и удачных идей. Поделитесь в комментариях, считаете ли вы себя креативной личностью и в чем проявляется ваше творчество.

Два видео достойных вашего внимания.

Добавь в закладки: https://сайт

Привет. Меня зовут Александр. Я автор блога. Более 7-ти лет занимаюсь разработкой сайтов: блоги, лендинги, интернет-магазины. Всегда рад новым знакомствам и вашим вопросам, комментариям. Добавляйтесь в соц.сетях. Надеюсь блог вам будет полезен.

Творческое мышление - это, по сути, психология творца. Считается, что за творческое мышление отвечает правое полушарие головного мозга, и именно поэтому левши чаще всего обладают более выраженными чем правши.

Благодаря этому типу мышления в обществе существуют новые идеи, и все, что несет в себе необычность и нестандартность. Результат одного автора мало кому удается повторить, и именно этим творчество отличается от производства, которое имеет заданные стандарты и схему действий для создания продукта.

Это же делает творчество очень ценным явлением в нашей жизни: стоит только увидеть разницу между мебелью ручной работы и стандартной заводской, между картиной, написанной живописцем и напечатанной с помощью машины, текстом, созданным человеком и искусственным интеллектом - сразу станет понятно, почему оно так ценится в любой области человеческой деятельности.

Психология творческого мышления

В психологии есть целый раздел, который посвящен изучению творческого мышления и продуктам, которые созданы с помощью него. Но у специалистов, которые работают в этом направлении, существует проблема критериев: ведь, по сути, все, что создано в мире, является уникальным. Таким образом, область изучения вопроса обретает настолько расплывчатую форму, что прийти к конкретным научным выводам практически невозможно: нет одинаковых движений, событий, даже одни и те же слова произносятся каждый раз неодинаково. Однако, ученые все же потрудились найти некие общие моменты, которые являются ключевыми в процессе создания уникального:

  1. Итак, сначала возникает повод к тому, чтобы реализовать творчество. Этот же этап именуется подготовкой в некоторых источниках, однако между ними лежит множество процессов, которые человеческому мозгу нужно проработать, чтобы начать творить: сначала человек понимает, что ему нужно, а затем подготавливается к этому. Здесь же происходит формирование цели, и вырисовываются задачи, которые нужно решить, чтобы ее достичь.
  2. Этап инкубации. Затем человек отвлекается от конкретно заданного направления, обращая внимание на области, которые могут быть связаны с предметом творения.
  3. Этап озарения. В этот момент Архимед воскликнул: «Эврика!», а на Ньютона упало яблоко. Что-то служит подсказкой, и затем выводит оптимальное решение проблемы, над которой велись долгие размышления. Этот миг является кульминационным в творческом процессе.
  4. Последний этап - проверка. После падения яблока Ньютон возвращается к своим записям и проводит опыты, которые подтверждают открытие. Живописец в этот момент оглядывает завершенную картину, соотнося цвета, оценивает технику и проверяет, насколько правильно передана идея. После этого творение готово, и общество начинает пользоваться созданным.

Для полноценного понимания творчества важно понять, что оно является способом освобождения.

Творческое мышление: характеристика

Этот тип мышления имеет определенные черты, которые позволяют видеть и изобретать нестандартное и новое.

  1. Внимательность и «боковое мышление». Творческое мышление обязывает к тому, чтобы человек видел нестандартную основу явлений, событий, предметов. Чаще всего именно детали могут «напомнить» человеку о том, что какой-либо предмет можно использовать иначе. А если этот предмет видеть целостным, то вряд ли наблюдателя посетят мысли о каком-либо новом способе его применения, ведь оно и так существует. Простейший пример: кружка. Если ее воспринимать целостно, то мы знаем, что из нее пьют жидкость. Но если обратить внимание на ее форму, материал, и, например, оставить на рабочем столе, то рано или поздно появится мысль о том, что в нее удобно класть карандаши и ручки. Так появится «новое» изобретение - подставка для ручек.
  2. Хорошая память. Творческое мышление не может быть у человека с короткой памятью, ведь творчество - длительный процесс, который требует созревания и знания сторонних фактов. Творец должен быть сконцентрирован на нескольких явлениях одновременно: самом предмете творения и явлениях, информация о которых позволят сделать его совершенным. Случайно увиденная вещь однажды всплывает в памяти и оказывается ключом к решению.
  3. Гибкость и ассоциативность мышления. Творческое мышление часто сопровождается отказом от привычных гипотез. Если не проявить мыслительную гибкость и внимать устаревшим теориям, то это никогда не приведет к открытию. помогает творческому оригинально «связывать» и классифицировать предметы и явления, что, в свою очередь, приводит к уникальным идеям, одна из которых может оказаться гениальной.

Таким образом, творческое мышление все же имеет некоторые общие характеристики, и требует от человека определенных задатков, развивая которые, он может стать счастливым обладателем свежих идей и уникальных предметов.


Знаете ли вы, что такое творческое мышление? Это такая категория мышления, которая приводит к абсолютно не типичному решению вопроса (проблемы). Если человек по-новому систематизирует и анализирует стандартную информацию, значит, он мыслит творчески. Чем раньше начинается развитие творческого мышления, тем легче человеку дается усвоение новых знаний.

Особенности развития творческого мышления

Учитывая стремительное развитие технического прогресса, можно смело сказать, что творческое мышление и творческие способности – это методы решения любых задач, которые отличаются от запрограммированных в компьютере.

Техника всегда действует по установленной программе (алгоритму), и из любой ситуации ищет классический выход.

Нестандартный подход

Творческий же человек умеет разрушать установленные правила.

Для него необходим гибкий нестандартный склад ума и смелость быть не таким, как все.

Чаще всего творческое мышление идет наперекор общеизвестным канонам.

Идеи, которые вначале кажутся безумными, могут привести к гениальному открытию.

Таким мышлением могут похвастаться все знаменитые личности, которые совершили прорыв в мире науки – И. Ньютон, И. Павлов, М. Ломоносов и другие.

Формирование творческого мышления

Творческое развитие берет начало от правильного воспитания и обучения. Оно не может сформироваться без познания окружающего мира. Человек вначале знакомится с обыденным раскладом вещей, явлений, и только потом может их неординарно осмыслить, «переработать».

Черты творческого мышления:


  1. Рассмотрение объекта с разных сторон с учетом его принципов и значения.
  2. Желание создать что-то новое, то, чего раньше не было.
  3. Возможность быстро переключаться с одной мысли на другую.
  4. Находить несколько способов решения проблемы.

  1. Импровизируйте, ищите новые пути разрешения любых повседневных проблем.
  2. Не оглядывайтесь на существующие традиции.
  3. Расширяйте кругозор, постоянно учите что-то новое. Выучили испанский язык? Начните осваивать молекулярную кухню, проводить химические эксперименты, учить язык жестов.
  4. Путешествуйте. Для развития творческого мышления понадобятся новые впечатления и знакомства.
  5. Старайтесь сделать лучше и больше других.

Методы развития творческого мышления

Человеческий разум уникален, он в силах адаптироваться к любым жизненным ситуациям. В экстренных случаях мозг может стремительно собрать всю нужную ситуацию воедино, и выдать неординарное решение.

Если человек в обычной жизни решает задачи на творческое мышление, его ничто не застигнет врасплох. Он из любой, даже самой трудной ситуации, найдет правильный выход, который к тому же принесет пользу.

Методы развития творческого мышления основаны на том, что любой человек реализовывает на протяжении своей жизни лишь небольшую часть своего потенциала, и нужно найти способы «включения» всех возможностей мозга.

Выделяют 2 основных метода развития творческого мышления:

«Мозговой штурм»

В его основе лежат понятия генерирование идей и их критическая оценка.

Классический «мозговой штурм» состоит из 2 команд.

Первая команда должна разработать как можно больше путей решения вопроса, какими бы нереальными и даже глупыми они ни казались на первый взгляд.

Вторая – обсуждает, развивает каждое предложение, и в результате должна остановиться на каком-либо одном решении.

Важные особенности «мозгового штурма»

  1. четкое разделение обязанностей;
  2. предлагать максимальное количество путей решения вопроса;
  3. уметь развивать самые безумные идеи, которые были предложены;
  4. уметь работать в команде.

Синектика

Примеры синектики

Синектика основана на таких приемах:

  1. ассоциация (поиск похожих процессов, явлений из абсолютно другой сферы);
  2. поэтические символы, образы;
  3. фантастическая аналогия. Почему бы не предложить решение по примеру сказочного персонажа?

Оба эти метода – «мозговой штурм» и синектика, должны разрушить стереотипное восприятие мира, и создать совершенно новый, оригинальный тип мышления.


Развитие творческого мышления

Творческое мышление напрямую связано с воображением.

Классический пример отлично развитого воображения – детские небылицы. Если ребенок начинает рассказывать что-то фантастическое, значит, у него прекрасно развивается творческое мышление.

Чем старше человек становится, тем сложнее ему фантазировать. Общественный стереотип гласит, что взрослый индивид должен быть серьезным, строгим, и не «летать в облаках».

Это неправильно. Ведь творческое мышление пригодится в любой профессии.

Человек, который мылит нестандартно, в силах предложить яркие идеи для бизнеса, сделать новое открытие в медицине, химии или военном деле, усовершенствовать уже созданные препараты, инструменты или технику.

5 упражнений для развития творческого мышления

Подбор слов

Подберите максимально возможное количество существительных, которые отображают суть понятия. Например, свет – жизнь, солнце, рост и т.д.

  • огонь;
  • вечер;
  • вода;
  • стол;
  • ребенок;
  • старость.

Найдите максимальное количество похожих признаков для совершенно разных понятий:

  • колодец-земля;
  • автомобиль-облако;
  • паровоз-таблетка;
  • коляска-пианино;
  • будильник-дерево.

Предсказания

Придумайте, что может случиться, если:

  • если дождь будет идти, не переставая, 3 суток подряд;
  • домашние питомцы начнут разговаривать с хозяевами;
  • из крана в ванной будет литься яблочный сок;
  • по улице будут ходить сказочные персонажи.

Слова на букву

Назовите максимальное количество вещей на букву К (З, И, О), которые сейчас находятся с вами в одном помещении.

Описание предметов

Остановите свой взгляд на любом предмете в комнате. Например, на столе. Напишите 5 прилагательных, которые соответствуют этому предмету (большой, деревянный, удобный, серый, гладкий). Теперь напишите 5 прилагательных, которые совершенно не подходят к данному предмету (сладкий, голубой, грустный, живой, игрушечный).

10 заданий на развитие творческого мышления

  1. Опишите свою работу (семью, подругу, любимый сериал) в 100 словах.
  2. Возьмите свой любимый афоризм и на его основе напишите собственное произведение (в стихах или прозе не имеет значения).
  3. Напишите небольшую сказку (8-10 предложений) о пустом графине.
  4. Придумайте 20 причин научиться языку жестов.
  5. Перечислите 5 вещей, на которые вам не жалко потратить последние 1000 рублей.
  6. Дайте инструкцию в письменном виде любимой собаке (попугаю, кошке), как нужно танцевать румбу.
  7. Вы возвращаетесь домой с работы, дверь вашего дома нараспашку. Назовите 20 (включая самых невероятных) причин, почему это произошло.