Кто нарисовал картину явление христа народу. История картины

Девятнадцатый век в России стал временем обновления и переосмысления во всех сферах жизни и культуры российского общества, не обошло новаторство стороной и живопись, одним из ярчайших примеров чего стала картина Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».

На создание этого монументального произведения искусства у художника ушло почти двадцать лет, основную часть которых Иванов провел в Италии. Помимо картины до наших дней дошло множество отдельных сюжетов-этюдов, предшествующих основной работе, которые более подробно изображают тот или иной фрагмент полотна.

В своей работе художник полностью отступил от канонов художественного академизма, поставив своей целью не только изображение известного исторического события, но и передачу посредством него важных глубокомысленных христианских идей и реакции различных людей на них. Довершил художник свое отступление от академической манеры исполнения акцентированием внимания не на теле человека, а на его лице и эмоциональных переживаниях.

Итак, в основе сюжета картины лежит библейский сюжет о первом появлении Христа в народе. Александр Андреевич считал этот момент наиболее важным, можно сказать, фундаментальным, в истории христианства. Именно после того, как люди увидели воочию Иисуса, началось нравственное совершенствование человечества, познание истинного смысла жизни.

Действие происходит на берегу реки Иордан, в котором очищались от своих грехов первые приверженцы новой религии – христианства. Центральной фигурой полотна является Иоанн Креститель, которому Бог уже рассказал о приходе спасителя на землю.

На картине изображен именно тот момент, когда Иоанн впервые узрел собственными глазами Иисуса Христа, приближающегося к нему. Каждый его жест, каждая черточка его лица буквально дышат одухотворением и волнением, вот он миг, когда пророк дождался своего Мессию!

Рядом с пророком стоят апостолы, будущие ученики Спасителя, которым после его воскрешения будут разносить по миру благую весть о земной жизни Иисуса Христа.

Из вод Иордана выходят еще два персонажа картины – молодой мальчик и старик, внимательно внемлющие словам пророка, мальчик с интересом и воодушевлением выглядывает из-за толпы, чтобы внимательнее рассмотреть Мессию. Вот они – уже уверовавшие в Христа Спасителя.

По другую сторону от Иоанна Крестителя расположились люди разных возрастов, одни из которых уже очистились в водах священной реки, а другие только собираются. На лицах некоторых из них мы видим радость, а на лицах других – недоверие, они все еще сомневаются в правдивости рассказов о Мессии. Чуть дальше, на холме, мы видим толпу еврейских священников, которые со злобой смотрят на Иисуса, именно они впоследствии и станут причиной дальнейшей казни Спасителя.

Центральным звеном этой цепочки различных людских характеров и настроений является сам Иисус Христос, который находится вдали от всех персонажей картины. Его фигура преисполнена величием, но лицо просматривается плохо, так как целью автора было отображение реакции людей на приход Спасителя, а не он сам. Возможно, Иванов сделал силуэт Иисуса немного размытым еще и потому, что само христианство для людей в этот момент является чем-то непонятно-возвышенным и таинственным.

Отдельно следует сказать о фигуре раба, подающего одежду своему господину. Его образ является чуть ли не самым колоритным во всей картине. На его лице отображена целая гамма чувств: от недоверия и смятения, до радости, умиления и восторга. Можно быть уверенными, что впоследствии этот раб стал ярым приверженцем новой религии, настолько сильны в нем чувства, вызванные словами Иоанна Крестителя и появлением Мессии.

Глубокий символизм и философский смысл картины «Явление Христа народу» были не сразу понятны широкой публике, сначала работа Иванова была принята достаточно холодно. Общество привыкло видеть в искусстве героизм в любой его форме, художником же были изображены реальные люди с реальными эмоциями, это был нонсенс! Такого в живописи еще не наблюдалось. Картина Иванова опередила время, поэтому по достоинству ее смогли оценить лишь потомки.

Александр Андреевич Иванов был первым художником, который перед тем, как приступить к работе, решил досконально изучить все особенности того места и той эпохи, которую он собирался изображать. Им было исследовано огромное количество археологических и исторических источников, в том числе Евангелие, а также древние стенные росписи и иконы, дожившие до наших дней. Художником был проделан колоссальный труд, результаты которого мы можем видеть на картине «Явление Христа народу». Даже пейзаж, списанный с итальянской природы, которая очень похожа на палестинскую, изображен с неимоверной точностью.

Огромной заслугой автора является его глубокое понимание человеческой психологии. Каждого участника картины Иванов искал среди реальных людей, высматривая в них нужные ему черты характера и внешности, затем писал с него этюд, и уже после первоначальных набросков вносил участника в общий сюжет картины, добавив ему нужные эмоции.

Эта работа сделана была художником мастерски! Разглядывая полотно, невозможно поверить в то, что художник не видел всего происходящего в реальности. Настолько тонко он подметил психологические особенности каждого из участников сюжета. Кстати, один из персонажей полотна, находящийся недалеко от Спасителя, это Николай Васильевич Гоголь, друг художника. Сходство с писателем особенно заметно на этюдах, предшествующих картине.

Работа над этим масштабным произведением так и не была закончена автором, к концу жизни он стал разочаровываться в своем монументальном труде, к тому же подвело Иванова и зрение, не позволявшее и дальше заниматься ему живописью. Но даже в таком недоделанном виде картина поражает зрителя своей сильной эмоциональной нагрузкой, передающей разницу в общечеловеческих ценностях.

Сегодня эта великая историческая картина «Явление Христа народу» хранится в Третьяковской галерее. Ее размер просто ошеломляет своими габаритами 540 на 750 см

Время есть великий Божий дар, и оно принадлежит только физическому миру. В Царствии Божием времени не будет. Подобно небу, земле, солнечному свету, воздуху, живительной влаге, красоте природы, время дается человеку затем, чтобы, используя его наравне с другими Божиими дарами, он раскрыл силы своей души, обрел в сердце Небесный Иерусалим. Пока мы дышим, нужно помнить, что каждый миг жизни – это великий и неповторимый Божий дар и что нам никогда не удастся вернуть или повторить то мгновение, которое на наших глазах утекает в вечность и становится недостижимым для нас. И потому самым опасным человеческим грехом – грехом пренебрежения Божиим даром времени – является праздность. Если у нас появляется свободное время, его непременно нужно проводить с пользой для души и тела.

Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н.В. Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. Все хотели видеть ее, но в течение десяти лет двери мастерской Александра Иванова были закрыты для публики. Большие произведения других художников тем временем вывозились из Рима, авторы их становились знаменитыми и богатыми, а Александр Иванов оставался по-прежнему одинок, беден и заточен в своей скромной келье-мастерской. Перестали даже уже и осаждать его просьбами - пустить посмотреть картину, над которой он трудился в течение двадцати лет.
А. Иванов вел в римской студии уединенную, затворническую жизнь в продолжении многих лет. Об этом же сообщал и Н.В. Гоголь в своем письме: «Иванов не только не ищет житейских выгод, но даже просто ничего не ищет; потому что уже дав но умер для всего остального мира, кроме своей работы».
***

Краткая биография художника

Он родился в 1806 году в семье художника. Учился будущий мастер в Императорской Академии Художеств. За успехи в рисовании еще в юношеском возрасте он получил две серебряные медали. Затем последовали две золотые награды. После этого Общество поощрения художникам решило послать Александра в Италию для совершенствования в живописи. Именно в этой стране художник и создал свое грандиозное полотно «Явление Христа народу». В Риме картина имела огромный успех. А вот на Родине ее встретили поначалу прохладно. Только прогрессивная молодежь, споря у полотна, признала в нем величайший образец совершенно нового поворота в живописи. Немного спустя после выставки художник Иванов заболел холерой и умер. После этого царь Александр II за 15 000 рублей выкупил полотно «Явление Христа народу». История картины такова, что вскоре шедевр перекочевал в Москву, где попал в Третьяковскую галерею. Там он находится и по сей день.

Тема картины

В горах Ермона и Ливана берет свое начало священная река Иордан. В нижнем ее течении и находятся те священные места, где проповедовал Иоанн Креститель. Его родители, Елисавета и Захария, были уже в преклонном возрасте, когда у них появился сын. Мальчика нарекли Иоанном. Много выпало лишений на долю будущего пророка. Когда царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме, мать его, Елисавета, бежала с двухлетним сыном в пустыню, чтобы спасти свое дитя от кровавой расправы. Вскоре Иоанн лишился родителей. Он жил один в пустыне, питался растениями и одевался в звериные шкуры. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он отправился на реку Иордан, чтобы сообщить местным жителям о скором пришествии Мессии. К нему стали стекаться люди из ближних селений. Они внимали каждому его слову. Иоанн призывал их покаяться в грехах своих. И тех, кто это сделал, пророк погружал в «струи Иорданские», чтобы окрестить. Так великая река стала крещальной Купелью всего мира. Иоанн Предтеча говорил о скором пришествии Спасителя. Все ждали этого. Наконец желанный день наступил. На берегах Священной реки появился Иисус Христос в простых одеждах галилейского плотника. Никто из присутствующих, кроме Предтечи, не заметил этого. Сын Божий шел смиренно, ничем не выделяясь среди других людей. Он вошел в воды Иордана, чтобы принять крещение от Иоанна. Омовение в святой воде для него позднее закончится кровавым омовением на Голгофе. Именно этот сюжет о крещении страждущих людей, ждущих прихода Мессии, и изобразил на своем полотне Иванов.

Как проходила работа над полотном

Более 20 лет длилась работа мастера над картиной «Явление Христа народу». История создания ее очень интересна. За три года до этого художник написал полотно . Перед началом работы над шедевром автором было исполнено более 600 этюдов. Иванов настойчиво искал прообразы героев картины среди друзей, случайных прохожих на улицах, рынках и так далее. Каждая фигура, по мнению мастера, должна была представлять целый мир со сложной жизненной судьбой. Работая над картиной, Иванов несколько раз меняет исходно задуманную композицию. Здесь он отрекся от условностей академической живописи. В свойственной только ему манере художник реалистично изобразил лица людей, передав их эмоции. Больших успехов он также добился в передаче пространства и объема. Большую часть времени работы над шедевром мастер провел в Италии. Что интересно, картина так и не была закончена. Этому помешала прогрессирующая болезнь глаз живописца, а также изменение в его мировоззрении. В конце работы над полотном Иванов разуверился в том, что религиозная проповедь, несущая истину посредством искусства, может способствовать преображению человека. Но и в таком незаконченном виде полотно представляет собой выдающийся образец классического монументализма.

Пейзаж

Полотно очень колоритно. Природа на нем не менее выразительна, чем фигуры людей. Как известно, действие, изображенное на полотне, происходит в Палестине. Но у художника не было возможности посетить эту сторону для детального изучения природы тех мест. Соответствующую натуру он долго искал в Италии. И найти ему ее удалось. Месяцами он жил среди болот и в захолустьях в этой стране, стараясь воссоздать природу Святой Земли в своей работе. С поразительной точностью, выразительностью и реалистичностью мастер изображает ее. Здесь и выжженная солнцем каменистая равнина, и горы в голубой дымке вдали, и берег Священной реки, поросший деревьями и кустарником. Поражает то, какие удивительные цветовые сочетания здесь нашел Иванов. «Явление Христа народу» - картина, поистине являющаяся шедевром. Кажется, будто мастер рисовал кистью, на кончике которой был солнечный свет. Настолько все в ней светло, лучезарно, ликующе.


Описание картины

На первом плане полотна располагается группа иудеев, которые пришли к водам Священной реки, чтобы послушать проповедника Иоанна, очиститься от грехов и принять крещение от него. Здесь находятся люди разных возрастов, сословий и верований. Насколько сильны различия между иудеями, изображенными на картине, настолько отличаются и эмоции на их лицах. Кто-то смотрит на Иоанна с умилением и волнением перед пришествием Мессии, кто-то – со скептической улыбкой и недоверием, а кто-то даже со злобой и ненавистью. В картине «Явление Христа народу» художник изобразил рядом зажиточного пожилого человека и его раба с веревкой на шее, присевшего на корточки возле своего господина и подающего ему одежду. Выразительно то, с каким вниманием и умилением слушает пророка невольник. Смотря на него, можно увериться в том, что этот раб станет одним из самых ярых сторонников христианства. Настолько сильное впечатление производят на него слова Крестителя. Именно новая вера, по мнению мастера, должна была объединить людей разных сословий.

Рядом с пророком стоят апостолы: женоподобный рыжеволосый юноша в красном плаще и желтом хитоне Иоанн Богослов и седобородый старец в темно-оливковой накидке с задумчивым лицом Андрей. Это будущие ученики и последователи Христа, которые после воскрешения Спасителя будут рассказывать людям о земной жизни Мессии. Есть в толпе слушателей Предтечи и так называемые «сомневающиеся». Это молодой мужчина с красивым лицом, обрамленным черной бородой. Он зябко кутается в длинный зелено-голубой хитон. Глаза его опущены вниз. Выражение лица говорит о недоверии и сомнениях в правоте пророка. Второй «сомневающийся» - седобородый пожилой мужчина в темном плаще. Он внимательно прислушивается к словам Иоанна. Вероятно, это язычники, которые пришли послушать проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо.
Слева от них изображены старик, опирающийся на палку, и обнаженный юноша. Они только что совершили омовение в водах реки Иордан и сейчас с любопытством смотрят на Иоанна. Справа от пророка находится группа людей, чьи взоры устремлены на идущего вдалеке Христа. Среди них выделяются враждебно настроенные к проповеднику книжники и первосвященники. Это сторонники старой веры. На их лицах можно прочесть и неприязнь нового учения, и холодное равнодушие к происходящему, и недоверие, и даже откровенную злобу. Особенно отчетливо это видно в выражении лица старика с неприятным толстым носом. Он изображен в профиль. Выразительны и следующие фигуры первого плана. Это полуобнаженный юноша с распущенными рыжими кудрями. Тело его и взор обращены к Христу. Рядом с ним стоят так называемые «дрожащие» - мальчик и отец. Они только что искупались в водах Священной реки, приняв крещение. С трепетом и умилением внимают они словам Иоанна. Весь их образ символизирует готовность принять новую религию и уверовать в пришествие Мессии. Далее в толпе видны римские легионеры, присланные сюда для наблюдения за порядком, женщины, кающийся грешник в темно-бордовой накидке. Что интересно, в качестве натурщика для изображения этого беззаконника выступил хороший друг Иванова – Николай Гоголь. На картине «Явление Христа народу» явственно прослеживаются черты сходства лица великого писателя и героя. Особенно это заметно на этюдах к полотну.

Фигура Иоанна Крестителя

Согласно Библии, пророк много времени провел в пустыне, одеваясь в звериные шкуры, питаясь растениями и подготавливая себя к праведной жизни вдали от людей. Вот и на картине «Явление Христа народу, стиль которой можно определить как академический реализм, Иоанн Креститель изображен высоким сильным человеком с длинными волосами, беспорядочно ниспадающими с плеч, и бородой. У него бледное худое лицо, запавшие глаза, выдающие в нем человека, много дней проведшего в одиночестве и радевшего за судьбу человечества. Одет он в верблюжью шкуру и плащ светлого оттенка из грубой материи. Крепкие руки и ноги, высокий умный лоб, твердый решительный взгляд говорят о внутренней силе Предтечи. Он указывает людям на фигуру человека, только что показавшуюся на каменистой, выжженной солнцем равнине. Это сам Иисус Христос – Мессия, которого так долго ждали последователи пророка. В левой руке Предтечи находится крест – символ новой веры. Решительный жест Иоанна, его выражение лица говорят о волнении и восторге, с которым он встречает долгожданного Мессию.

Фигура Христа

Фигура Христа Центральной фигурой данной композиции является Иоанн Креститель. А вот Спаситель изображен вдали. Но при этом художник не умаляет его значения в композиции в целом. В картине «Явление Христа народу» автор представляет Мессию как человека в простых одеждах. Но все в нем выдает «сына Божьего»: и величественность поступи, и таинственность очертаний его фигуры, контрастирующая с очертаниями гор… Зрителю сложно рассмотреть лицо Спасителя. Какие эмоции оно выражает? Кажется, что в нем есть все: и спокойствие, и величественность, и радость, и умиление… Силуэт Христа выразителен и вместе с тем размыт и неясен. Он несет в себе таинственность и необъяснимость. Это особая задумка автора картины. Он изобразил Мессию подобным образом по двум причинам. Во-первых, он хотел сделать акцент не на лице и фигуре Спасителя, пришедшего в этот мир для избавления человечества от грехов, а на реакции людей на явление Иисуса. А во-вторых, само христианство в то время иудеям представлялось таким же таинственным и возвышенно-непонятным.

Анализ картины «Явление Христа народу»

Широкая публика не сразу поняла замысел автора, глубокий философский смысл, заложенный в произведении. Поэтому и принята была работа художника поначалу весьма прохладно. Публика привыкла видеть в любом жанре искусства героизм, в какой бы форме он ни представлялся. А здесь мастер изобразил реальных людей с их настоящими эмоциями. Для общественности это был нонсенс! Такого в живописи люди еще не наблюдали. Как много разных чувств и переживаний может быть у человека, готовящегося к важному событию в своей жизни, - это то, что хотел показать в своей работе Иванов. «Явление Христа народу» - картина-венец его творчества. Огромной заслугой художника здесь является его тонкое понимание психологии человека. В каждом герое его композиции – целый мир из переживаний, чувств, эмоций. Глядя на любого персонажа полотна, можно с легкостью представить не только то, чем живет этот человек, какого он сословия и вероисповедания, но и каков его внутренний мир, что движет им. В начале работы над картиной мастера увлек библейский сюжет. Но по завершении ее он успел разочароваться в возможностях религии к преобразованию, перерождению человека. Далее он хотел писать в этом же русле, но не обращаясь более к Евангелию, а изображая мысли и чувства людей своего времени своей Родины. Жаль, что сделать ему этого не удалось. Его сразила серьезная болезнь. Но немалую роль в этом сыграла и та враждебность и недоброжелательность, с которой поначалу общественность приняла его работу.

Судьба картины

В 1857 году работа над огромным полотном была закончена. Размеры картины поражают: 540 x 750 см. В 1858 году Иванов решает ехать в Санкт-Петербург для того, чтобы представить шедевр широкой публике. Средства на перевоз масштабного произведения искусства пожертвовала Великая княгиня Елена Павловна. Выставка полотна «Явление Христа народу» и всех этюдов и эскизов к ней прошла в зале Академии Художеств. Однозначной оценки произведение искусства не получило. Официальные лица встретили его довольно прохладно. Зато на общественность картина произвела сильное впечатление. Прогрессивные люди того времени единогласно признали в авторе полотна гениального художника, открывшего новый прием в живописи. Через шесть недель после выставки Иванов заболел холерой и умер. Всего через несколько часов после этого император Александр II выкупил картину за 15 000 рублей - немалую по тем временам сумму. Он принес ее в дар Румянцевскому музею города Петербурга. Для такого большого полотна был выстроен отдельный павильон. В 1925 году Румянцевский музей, уже переехавший в Москву, был расформирован. Данное произведение искусства было передано в Государственную Третьяковскую галерею. В 1932 году здесь построили отдельный зал в Лаврушинском переулке для такого масштабного полотна. Здесь оно и находится по сей день. В городе Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее хранятся многочисленные этюды и три эскиза к картине.

Интересные факты

    Данная картина – отчет автора за государственный пенсион в Италии. В эту страну художник был отправлен на 4 года для совершенствования в искусстве. На целых 20 лет сумел растянуть «стажировку» Александр Иванов. «Явление Христа народу» - картина, над которой он работал.


    Одна из фигур написана мастером с Николая Гоголя. Это один из купающихся, расположенных ближе к Христу. На большом полотне сходство мало заметно. А вот на этюдах к картине оно явно прослеживается.


    Старик слева стоит в белой набедренной повязке. В отражении эта деталь одежды кажется красной.

    Возле Иоанна Крестителя изображен раб в голубой накидке. Лицо у него зеленое. Это хорошо видно на этюдах к картине.

    Среди фигур центральной группы композиции отчетливо выделяется странник с посохом в широкополой шляпе серого цвета. В этом образе художник запечатлел себя самого.

    Всего через несколько недель после представления общественности картины «Явление Христа народу» Александра Иванова не стало. Последние дни его жизни были полны унижения и отчаяния. Известно о том, что он не получил обещанный гонорар за работу. Ценители живописи раскритиковали ее. После смерти автора царь милостиво пожаловал ему орден Святого Владимира и выкупил картину за немалые по тем временам деньги.

Сборник "100 великих полотен России "

Множество тайн, связанных с жизнью и творчеством Гоголя, еще предстоит открыть и изучить исследователям, считает Дмитрий Бак, профессор истории русской литературы РГГУ, специалист по литературе 19-20 веков. О некоторых из этих тайн он рассказал в интервью коррепонденту РИА Новости Светлане Вовк в канун 200-летия со дня рождения писателя.

- Дмитрий Петрович, достаточно ли хорошо изучены творчество и жизнь Гоголя? Еще могут быть какие-то громкие открытия?

В основном наследие Гоголя изучено, и в этом большой вклад ученых XIX века. Например, Николая Тихонравова, который прокомментировал все основные произведения писателя. Но остается еще множество тайн, связанных и с жизнью, и с творчеством Гоголя, например, тайна второго тома "Мертвых душ".

Известно, что перед смертью Гоголь сжег рукопись второго тома "Мертвых душ", за исключением нескольких начальных глав. Но это произведение имеет настолько мощную энергетику, настолько понятно, какой замысел оно в себе несло, что можно сказать - оно существует. Этот том, в отличие от первого, должен быть посвящен светлым сторонам жизни России. Возможно, что мы когда-нибудь найдем другие его фрагменты, которые могут лежать в архивах.

Но главная тайна Гоголя даже не сожженная рукопись второго тома. Самое существенное состоит в том, что неисчерпаемы произведения писателя, они "многотолкуемы", потому каждое новое поколение читает их по-своему, открывает неожиданные смыслы.

Например, по понятным причинам, в советское время недостаточное внимание уделялось религиозности самого Гоголя и вероучительным проблемам в его творчестве. И здесь еще непочатый край работы.

- У Гоголя ведь был не только писательский дар, он был многосторонне одаренным человеком.

Да. Помимо писательского дара, Гоголь обладал талантом комического актера, славился своим лицедейством. А еще создал специальный труд о церковных службах - "Размышление о Божественной литургии".

Гоголь всегда очень пристально вглядывался в окружающий мир. Он стремился к доскональной осведомленности обо всем, что упоминалось в его книгах, будь то события исторического прошлого или народные малороссийские легенды. В письмах своим родственникам он все время просил их сообщать ему народные приметы, песни, детали быта.

Точность и конкретность деталей в произведениях Гоголя просто потрясает. "Для него важно все - как называется трава, растущая у порога, названия одежды, утвари и так далее. К "Вечерам на хуторе близ Диканьки" приложен небольшой словарь, где Гоголь объясняет некоторые малороссийские понятия.

- Правда ли, что художник Иванов изобразил Гоголя на известной картине "Явление Мессии"?

Действительно, на знаменитой картине Александра Иванова "Явление Мессии" (или "Явление Христа народу") - в облике одного из персонажей изображен Гоголь. Среди тех, кто с надеждой устремил взгляды на приближающегося Христа, есть человек, стоящий вполоборота к Мессии, в алом одеянии, он выделяется из толпы своим пророческим горящим взглядом. Портретное сходство с Гоголем очевидно.

Гоголь познакомился с Александром Ивановым в Италии, где писатель прожил долгие годы. Художник тонко почувствовал и изобразил на картине гоголевскую "избранность", которую остро переживал и сам писатель.

Гоголя при жизни упрекали в гордыне, в преувеличении своих заслуг и достоинств, и это действительно могло так выглядеть. Основания для этого можно усмотреть даже в его текстах есть: Гоголь в текстах обращается ко всем людям, он понимает, что его слово имеет такой вес, что к нему должны прислушаться все. А ведь на это даже Пушкин не решался - он избегал пафоса, говорил, что поэзия должна быть глуповатой.

Кроме того, Гоголь всерьез рассуждает о том, какой памятник должен быть водружен на его могиле, описывает, как нужно хоронить его: рассказывает, что впадает в летаргические состояния и прямо рекомендует похоронить его только тогда, когда появлятся первые признаки тления. Но все это - чисто внешнее, это вещи, за которыми скрываются глубокая вера и убежденность в своей призванности.

Александр Иванов. Явление Христа народу (Явление Мессии).
1837-1857. Холст, масло. 540 x 750. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.


При имени художника Александра Иванова в нашем сознании сразу разворачивается грандиозное полотно, увенчавшее жизненный и творческий подвиг живописца – . Продолжительность работы над ним искусствоведы определяют в 20 лет. За этот период была создана целая картинная галерея: 300 эскизов - законченных гениальных пейзажей и портретов. Иванов называл свои этюды к большой картине "конченными этюдами", "...в них, - говорил он, - заключено лучшее время моей жизни". 

Не гением компромисса во внешних приметах и формах, а гением синтеза внутренних основ классического мышления с открытиями романтической эпохи выступает в русском искусстве Александр Иванов. Два основных чувства питали творческое вдохновение Иванова – безграничная любовь к искусству и сострадание к униженным, обделенным жизнью людам, стремление им помочь. Иванов был убежден, что назначение искусства – изменить жизнь.

Он задумывает «всемирный сюжет», способный духовно преобразить не только искусство, но и все современное общество. Таким сюжетом явилось гигантское полотно , – с толпой лиц разных сословий на берегу Иордана, которым вдохновенный Иоанн Креститель указывает на приближающегося Спасителя. Около 1833 года Иванов начинает разрабатывать эскизы к будущей большой картине.

Тема картины взята из первой главы Евангелия от Иоанна. Сам Иванов называл этот сюжет «всемирным», поскольку художник показывает человечество в переломный, решающий момент его истории.

Участники картины объединены в группы. В центре композиции – Иоанн Креститель, совершающий обряд крещения в водах реки Иордан. Он указывает собравшимся на приближающегося Христа. В левой части картины, за Иоанном Крестителем изображена группа апостолов: юный Иоанн Богослов, за ним – Петр, далее – Андрей Первозванный и Нафанаил.

Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Среди них выделяется фигура человека в коричневом хитоне с непокрытой головой. В нем угадываются портретные черты писателя Н.В. Гоголя, с которым был дружен Иванов.

Пространство картины оказывается, таким образом, как бы пронизанным действиями сил, влекущих к Христу и уводящих от него. Обозревая первый план картины, мы встречаем лица, отмеченные мучительной работой сознания. Композиционно картина построена так, что люди на первом плане будто глядятся в гигантское зеркало, в котором отразилась природа с выступающей на ее фоне фигурой Христа. Он словно приносит с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии, которые властвуют в природном мире. Затянувшаяся на многие годы работа над картиной была связана с взыскательным поиском того, что можно было бы назвать конкретным наполнением символистического каркаса композиции. Полем экспериментального поиска стали этюды. В них многократно варьируются образы картины – раба, дрожащего, сомневающегося и других.

В картине Иванов изобразил человеческие характеры, темпераменты, состояния во всем их бесконечном многообразии: здесь и уже обращенные в христианскую веру, и язычники, колеблющиеся, испуганные, сомневающиеся. На первом плане выделяется группа «раба и господина». Особенно характерно лицо раба, о котором Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». В глубине центральной группы – человек в серой широкополой шляпе с посохом. Это так называемый «странник», в образе которого Иванов запечатлел самого себя.

В картине поражает, в первую очередь, композиционное мастерство, с которым Иванов-режиссер обращает множество четко индивидуализованных персонажей к единой возвышенной цели. Художник мечтал о том, чтобы поместить в храм Христа Спасителя, который строился тогда в Москве, и написал особый эскиз заалтарного образа для этого храма.

Его гигантское полотно - развернутая философская поэма и бессмертная метафора. О великой картине "Явление Христа народу" написано много трудов. Никто сегодня не поймёт её во всей полноте - нет высокой веры самого автора. Свидетельство тому - убежденные высказывания художника, те сокровенные мысли, которые он доверял только Гоголю или своему дневнику. Ведь он на полном серьёзе пишет: "Рассмотрите краткость времени, и вы уверитесь, что быстрые успехи русских во всех отраслях просвещения ясно показывают, что мы щедро наделены природой способностями. Как художник, в подтверждение сего скажу, что в нашем холодном к изящному веке я нигде не встречал столь много души и ума в художественных произведениях. Не говоря о немцах, но сами итальянцы не могут равняться с нами ни в рисовании, ни в сочинении, ни даже в красках, они отцвели, находясь между превосходными творениями славных своих предшественников. Мы предшественников не имеем, мы только что сами начали - и с успехом! Чего же должно ждать, если каждый из нас обойдет критическим образом лучшие произведения великих живописцев? Мне кажется, нам суждено ступить еще далее!!!"

Иоанн Креститель на переднем плане - высокохудожественный и выразительный образ. Он призывает не только приветствовать идущего издалека Христа, но и предсказывает спасительную дорогу для всех окружающих. Верил в эту дорогу и сам Иванов: "Если сверстники мои и я не будем счастливы, то следующее за нами поколение пробьет себе непременно столбовую дорогу к славе русской…".

Несмотря на то, что Иванов отдал работе над грандиозным полотном двадцать лет своей жизни, картина осталась незавершенной. К этому произведению художником было выполнено около четырехсот подготовительных этюдов и эскизов.

По-своему эпохальны многочисленные этюды к . Простые мотивы типа на фоне неба или обнаженных мальчиков на фоне Неаполитанского залива (этюды 1850-х годов), решенные с беспрецедентным для русского искусства мастерством пленэрной живописи, обретают необычайную значительность. Идя вглубь натуры в ее первозданной простоте, Иванов предваряет не какие-то отдельные направления, но первые рубежи современного искусства в целом (недаром полагают, что его этюды могли повлиять на творчество молодого Э.Дега).


Иванов Александр Андреевич (1806 - 1858) в самом начале своей творческой карьеры написал несколько полотен на библейскую тематику. А остальные более двадцати лет он посвятил лишь одному полотну, сюжет для которого позаимствовал в Евангелии. Художник искренне рассчитывал, что его грандиозная работа "Явление Христа народу", в которую он вложил пол жизни, произведет фурор среди современников, критиков и потомков. Но, увы, картина потерпела фиаско.


Будучи рожденным в 1806 году в семье живописца Андрея Ивановича Иванова, Александру как бы на роду было написано стать художником. Мальчик, с раннего детства подрастая в атмосфере любви к искусству, уже в одиннадцать лет станет «посторонним» учеником в Императорской Академии художеств, где под руководством отца начнет осваивать азы классической живописи. В процессе учебы были на счету молодого художника и серебряные медали и золотые и поездка в Европу за особые успехи. И вместо планируемых трех лет за границей Иванов прожил на чужбине тридцать три года.


В Италии, ознакомившись с работами великих мастеров эпохи Возрождения, Иванов увлекся религиозными сюжетами и досконально начал изучать Священное Писание, а в особенности Новый Завет. Художника манила идея написать на огромном полотне первое явление Мессии народу. Но изначально, решив испробовать свое мастерство на менее масштабной картине, он напишет в 1834-1835 годах «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине», которая будет иметь колоссальный успех в Италии и в России. Академия художеств за это полотно в 1836 году удостоит Иванова звания академика.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/ivanov-0009.jpg" alt="Надгробный памятник А.А. Иванова." title="Надгробный памятник А.А. Иванова." border="0" vspace="5">


Получилось так, что все кто интересовался живописью и наблюдали за творчеством
Иванова - ожидали большего. И поговаривали, что эскизы к картине были намного впечатляющими. Остальные же зрители не прочувствовали значимости и величия момента, так как в то время бурно шло обсуждение грядущей отмены крепостного права и как-то было ни до Христа, ни до его явления. А некоторых больше впечатлил Иоанн Креститель нежели сам Мессия.

На фоне всеобщего непонимания и критических замечаний жизнь художника закончилась трагически вскоре после презентации полотна. Многие склонны были считать, что здоровье мастера подорвали стрессы из-за критики современников. А некоторые мистически настроенные приписывали это тому, что "автор сделал свое дело - автор может уходить". Скончался А.А. Иванов в июне 1858 года от холеры, захоронен в Санкт-Петербурге.

Явление Христа народу" было перенесено в Третьяковскую галерею, где был специально для картины построен выставочный зал.

«Явление Христа народу» (1837 - 1857) - зашифрованное послание современникам

Это полотно - Евангелие на холсте, художник замыслил как масштабное творение и выбрал для него соответствующие размеры: более пяти с половиной метров в высоту и семь - в длину. На таком гигантском полотне мастер задумал "донести до зрителя всю мощь и силу веры в деяния и слова Божьи".

Александр Андреевич с фанатизмом продумал все детали будущей работы, на одну только подготовку к которой ушло три года. Он изучал Евангелие, археологические изыскания о Палестине, объездил всю Италию в поисках нужного вида, легшего в основу полотна; посетил множество храмов и синагог разыскивая типажи исконных иудеев для натуры. Мастер написал огромное множество этюдов, эскизов и зарисовок.

На первый взгляд картина впечатляет многолюдностью и многоплановостью композиции, где автором задумано два композиционных центра, вокруг которых развивается сюжет: на первом плане - Иоанн Креститель, на втором - Мессия. И взором, переходя от образа к образу, наблюдаем за происходящим на полотне событием: появление Христа в момент крещения Иоанном Предтечей иудеев, поверивших в Спасителя, в реке Иордан.


Иоанн, за спиной которого видим апостолов Иоанна Богослова, Петра, Андрея Первозванного, увидев Христа, указывает на него движением руки. И многие из присутствующих устремили свои взоры на одинокую фигуру, идущую по пустыне. Спаситель является народу как чудо, которое предрек праведный Иоанн. Чудо которое должно было произвести коренные перемены в жизни человечества.


Полотно наполнено большим количеством образов, противоречиво настроенных к происходящему: одни с верой и восхищением, другие с испугом и ненавистью, третьи с неподдельным интересом. Художник показал ни одного безразличного лица, все подчинены единому порыву.




В центре - богатый, услышав о пришествии Мессии отшатнулся от Христа, и его обрадованный раб, о котором Иванов скажет: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада».


Образы юноши и старика внизу картины слева, выходящих из воды, как аллегория Древнего Израиля и Израиля после пришествия Иисуса, как соотношение молодого и зрелого, старого и нового. Это образы непрекращающейся жизни.


Интересны образы фарисеев и книжников, хранящих Закон, от лиц которых сквозит холодом, злобой, завистью пренебрежением и осуждением.


Как было сказано выше, типажи для своего творения живописец собирал годами. Так, для образа одного из героев полотна позировал сам Николай Гоголь, известный своей набожностью. Он то и вдохновил художника на создание образа темноволосого мужчины, ближайшего ко Христу.


В образе мужчины в серой шляпе с посохом, что невдалеке от Иоанна Крестителя, художник запечатлел себя. По давней традиции живописцы часто писали свои образы в картинах такого плана. Иванов также не упустил такого случая и изобразил себя в качестве ученика Иоанна Крестителя, путешествующего вместе с праведником и апостолами по миру.


Энергетическая мощь гениального творения Александра Иванова

Давно известно, что любое творение рук человеческих несет в себе энергетическое биополе, воздействующее на окружающих. Так, исследовав биолокационным методом «Явление Христа народу», ученые заявили, что это произведение несет в себе мощнейшую положительную биоэнергетику, что относится и ко всем остальным работам мастера.

Радиус биополя Иисуса составляет восемь метров, Иоанна Креститетя - пять, а всех остальных персонажей намного меньше. И это при том, что фигура Христа почти в три раза меньше чем все остальные образы, изображенные на холсте."

Почти через сорок лет гениальный русский художник Константин Маковский напишет свое гигантское полотно на исторический сюжет , которое будет вызывать чувство гордости и патриотизма за простой русский народ.