Научное познание. Характеристики научного знания

Проблема отличия науки от других форм познавательной деятельности - это проблема демаркации, т.е. это поиск критериев разграничения собственно научного знания и не (вне) научных построений. Каковы основные особенности именно научного познания? К числу таких критериев можно отнести следующее:

1. Основная задача научного познания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но в тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

Выдающиеся творцы науки обращали внимание на то, что глубокие фундаментальные теории должны потенциально содержать в себе «целые созвездия будущих новых технологий и неожиданных практических приложений». Иначе говоря, наука обязана обеспечить сверхдальнее прогнозирование практики, выходя за рамки существующих стереотипов производства и обыденного опыта. Наука должна быть нацелена не только на изучение объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех объектов, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания - объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь в виду, что активность субъекта - важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритического отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетику, субъективизм.

4. Существенным признаком познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний (а тем более их механический агрегат, «суммативное целое»), не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводятся до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

Наука есть не только целостная, но и развивающаяся система, как таковыми являются и конкретные научные дисциплины, а также другие элементы структуры науки - проблемы, гипотезы, теории, научные парадигмы и т.д.

Сегодня все сильнее утверждается мысль о том, что наука - это не только органическая развивающаяся система, но и система открытая, самоорганизующаяся. Современная (постнеклассическая) наука все более активно усваивает идеи и методы синергетики, которая становится коренным основанием науки XXI в. Наука, как целостная, развивающаяся и самоорганизующаяся система, является составной частью более широкого целого, будучи важнейшим органическим элементом общечеловеческой культуры.

5. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере - осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, однако в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно: ведь ученый - это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т.п. Поэтому-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как любой человек, не вмещается полностью в их рамки.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Иначе говоря, знание (если оно претендует на статус, научного) должно быть подтверждено фактами и аргументами. Вместе с тем в науке немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений, заблуждений и т.п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

Специфическими средствами обоснования истинности знания в науке являются экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.п. Выработка специализированного (и прежде всего - искусственного) научного языка - важнейшее условие успешной работы в науке.

Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности - фальсификацией. Утверждения и концепции, которые в принципе не могут быть подвергнуты этим процедурам, как правило, не считаются научными.

Иначе говоря, познание может считаться научным, когда оно: а) дает возможность постоянной проверки «на истинность»; б) когда его результаты могут быть многократно повторены и воспроизведены эмпирически в любое время, любым исследователем, в разных странах.

Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.

Считая фальсифицируемость более важным критерием научности, чем верификацию, Поппер отмечал: «Я признаю некоторую систему научной только в том случае, если имеется возможность ее опытной проверки».

9. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.).

Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы. Широкое применение экспериментальных средств и систематическая работа с идеализированными объектами- характерные черты развитой науки.

Необходимым условием научного исследования является выработка и широкое использование специального (искусственного, формализованного) языка, пригодного для строгого, точного описания его объектов, необычных с точки зрения здравого смысла. Язык науки постоянного развивается по мере ее проникновения во все новые области объективного мира.

10. Специфическими характеристиками обладает субъект научной деятельности - отдельный исследователь, научное сообщество, «коллективный субъект». Занятие наукой требует особой подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает сложившийся запас знаний, средства и методы его получения, систему ценностных ориентаций и целевых установок, специфичных для научного познания, его этические принципы. Эта подготовка должна стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение все новых и новых объектов независимо от сегодняшнего практического эффекта от получаемых знаний.

Таковы основные критерии науки в собственном смысле, которые позволяют в определенной мере осуществить демаркацию (провести границы) между наукой и ненаукой. Эти границы, как и все другие, относительны, условны и подвижны, ибо и в этой сфере «природа не ставит свои создания шеренгами» (Гегель). Эти критерии, таким образом, выполняют «охранительную функцию», ограждают науку от непригодных, несостоятельных, «бредовых» идей.

Поскольку познание безгранично, неисчерпаемо, находится в развитии, то система критериев научности - это конкретно-историческая, открытая система. А это означает, что не существует и не может существовать раз навсегда завершенного, законченного «списка» данных критериев.

В современной философии науки называют и другие критерии научности, кроме вышеназванных. Это, в частности, критерий логической непротиворечивости, принципы простоты, красоты, эвристичности, когерентности и некоторые другие. Вместе с тем отмечается, что философия науки отвергает наличие окончательных критериев научности.

4. Как соотносятся философия и наука?

Анализ взаимосвязи философии и частных наук показывает, что никакая сфера человеческого духа и философия «том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философ не может и не должен подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т.п.

Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество - в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество позиций и интерпретаций этой проблемы. Каково же соотношение науки и философии?

Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, обучению, законодательству и пр. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия, ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума.

Она задумывается о всеохватывающем единстве всего сущего, ищет ответ на вопрос: «Что есть сущее, поскольку оно есть». В этом смысле справедливо определение философии как науки «о первоначалах и первопричинах».

Частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, т.е. вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и тем социальным последствиям, к которым может привести то или иное открытие. Фигура ученого, строй его мыслей и темперамент, характер исповеданий и жизненных предпочтений также не вызывает особого интереса. Закон тяготения, квадратные уравнения, система Менделеева, законы термодинамики объективны. Их действие реально и не зависит от мнений, настроений и личности ученого.

Мир в глазах философа - не просто статичный пласт реальности, но живое динамичное целое. Это многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. Философствующий разум должен определить свое отношение к миру. Потому-то основной вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру). Принимая во внимание научные данные и опираясь на них, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия.

Представители науки обычно не задаются вопросом, как возникла их дисциплина, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, ученый вступает в сферу истории и философии науки. Философия же всегда стремилась выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные и пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, - излюбленная тема философских размышлений.

Наука занимает приоритетное место как сфера деятельности, направленная на выработку и систематизацию строгих и объективных знаний о действительности. Наука - это форма общественного сознания, направленная на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получение нового знания. Цель науки всегда была связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов.

Философия основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. Она оказывает активное воздействие на социальное бытие посредством формирования новых идеалов, норм и культурных ценностей. К ее основным, исторически сложившимся разделам относятся: онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика, а также антропология, социальная философия, история философии, философия религии, методология, философия науки, философия техники и пр. Главные тенденции развития философии связаны с осмыслением места человека в мире, смысла его существования, судеб современной цивилизации.

1. Наука как особый род знания обладает целым рядом характеристик. Главная особенность научного знания - рациональность . В науке новые сведения формулируются и выражаются в виде непротиворечивых принципов и законов. Представления о рациональности, конечно, меняются, однако, критерий логической непротиворечивости, составляющий ядро представлений о рациональности , всегда остается неизменным.

2. Другая особенность научного знания - объективность . Наука стремится постигать действительность как можно более полно и точно , по возможности исключая субъективистские моменты . Требование объективности знания в случае гуманитарных и социальных наук имеет свою специфику , поскольку предметом наук о духе выступает культурная и человеческая реальность, постижение которой неизбежно связано с субъективными моментами. Но субъективность и субъективизм - разные свойства, поэтому требование объективности, определенным образом трансформируясь, тем не менее, сохраняется и в науках о духе.

3. Научное знание не ограничивается констатацией фактов, научное знание имеет объяснительный характер . Научное знание, в отличие от обыденного, художественного, религиозного или мифологического, является знанием доказательным . Наука стремится к обоснованию своих положений. Это, однако, не отменяет того факта, что в научном знании существуют гипотезы, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п.

4. Наука за единичным и случайным стремится обнаружить общее и необходимое . Цель науки - открытие закономерностей и общих принципов . Однако опять следует оговориться, что в случае с гуманитарным и социальным познанием меняется само представление о познаваемых закономерностях. Науки о духе, также как и науки о природе изучают общее и типичное , но такое общее и типичное, которое проявляется через индивидуальное и уникальное, через человека и его деятельность .

5. Особая задача науки - предсказание неизвестных явлений и фактов или определение тенденций развития уже известных . Предсказательная сила или эвристичность научных теорий - один из важнейших критериев, по которому оценивается новое знание в науке. Особенностью научного знания является также его системная организованность . Все данные науки упорядочены в теории и концепции, которые в свою очередь согласуются друг с другом.

В 49. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование.



Прежде чем говорить об этих уровнях, заметим, что в данном случае речь идет о научном познании, а не о познавательном процессе в целом. Категории "чувственное" и "рациональное", с одной стороны, "эмпирическое" и "теоретическое" - с другой, достаточно близки по содержанию . Но в то же время их не следует отождествлять друг с другом.

Во-первых, эмпирическое познание никогда не может быть сведено только к чистой чувственности. Даже первичный слой эмпирических знаний - данные наблюдений - всегда фиксируется в определенном языке: причем это язык, использующий не только обыденные понятия , но и специфические научные термины . Данные наблюдения нельзя свести только к формам чувственности - ощущениям, восприятиям, представлениям. Уже здесь возникает сложное переплетение чувственного и рационального.

Формы рационального познания (понятия, суждения, умозаключения) доминируют в процессе теоретического освоения действительности. Но при построении теории используются также и наглядные модельные представления, которые являются формами чувственного познания. Даже сложные и высокоматематизированные теории включают в свой состав представления типа идеального маятника, абсолютно твердого тела, идеального обмена товаров, когда товар обменивается на товар строго в соответствии с законом стоимости и т. д. Все эти идеализированные объекты являются наглядными модельными образами (обобщенными чувствованиями), с которыми производятся мысленные эксперименты. Результатом экспериментов является выяснение тех сущностных связей и отношений, которые затем фиксируются в понятиях. Таким образом, теория всегда содержит чувственно-наглядные компоненты.

Лекция 2 НАУЧНЫЙ МЕТОД И ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Особенности и методы научного познания. Научный метод - основа науки. Принципы познания в естествознании: принцип причинности, принцип наблю­даемости, принципы отбора, принципы симметрии, принципы оптимальности, принцип соответствия, редукционизм, парадоксы как движущая сила науки, красота науки.

Знание - сила. Ф. Бэкон

2.1. Особенности и методы научного познания

Мы познаем мир с помощью органов чувств - естественных физических приборов человеческого организма. Основную инфор­мацию об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения (глаза). Но наши органы чувств могут обманывать нас. Не все существующие в мире звуки мы воспринимаем, достаточно субъективны наши вкусовые и тепловые ощущения, чувство боли.

Постепенно человек научился создавать приборы и системы для получения информации об окружающем мире, а знания стали бо­лее достоверными и глубокими. Научное знание в отличие от обы­денного (житейского опыта, здравого смысла) характеризуется ря­дом специфических черт.

Во-первых, это не опыт отдельного человека и его мироощуще­ние. Наука - это суммарный опыт всего человечества на всем историческом пути его развития.

Во-вторых, научное знание в отличие от обыденного имеет не простые формы (непосредственного отражения, ощущения и вос­приятия), а сложные - специально выработанные формы выра­ жения научной истины в виде научных понятий, принципов, методов и теорий. Главная особенность научных знаний заклю­чается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретиче­ском характере. Научное знание начинается тогда, когда за сово­купностью фактов осознается закономерность - общая, необхо­ димая связь между ними, что позволяет объяснить, почему дан­ное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Научное познание отличает стремление к объективно­ сти, т.е. к изучению мира таким, каким он есть вне и независимо от человека.

В-третьих, по своей природе научное знание не стихийно, а строго организованно, упорядоченно, субординированно.

В-четвертых, оно представляет собой систему, принципиально проверяемую, основанную на фактах, истинную.

В-пятых, это не только система готового знания, но и система приобретения нового знания, т.е. система научных методов - системность знаний.

Термин "метод" означает способ построения системы познания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов и правил, которые позволяют достичь результатов наи­более рациональным путем. Владение методом означает для чело­века знание того, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения какой-либо задачи, и умение приме­нять эти знания на практике.

Среди множества используемых в науке методов, перечислим некоторые как наиболее важные:

    анализ - расчленение целостного предмета на составные ча­ сти (стороны, признаки, свойства и отношения) для их все­ стороннего объяснения;

    синтез - соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое;

    абстрагирование - это мысленное отвлечение от каких-то менее существенных в данных условиях свойств, сторон, при­ знаков, отношений изучаемого объекта с одновременным вы­ делением и формированием одной или нескольких наиболее существенных сторон, свойств или признаков и отношений этого объекта;

    идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате такого изменения могут быть исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны или признаки объекта. Хорошо известным примером идеали­ зации является понятие материальной точки в механике - это объект, размерами которого пренебрегают. Реально в природе таких объектов не существует, но подобная абстракция поз­воляет заменить в исследовании самые различные реальные объекты: от атомов и молекул до планет и звезд;

    обобщение - прием мышления, в результате которого уста­ навливаются общие свойства и признаки объектов;

    индукция - метод исследования и способ рассуждения, в ко­ тором общий вывод строится на основе частных посылок;

    дедукция - способ рассуждения, посредством которого из об­ щих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;

    аналогия - прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках делают заключение об их сход­ стве в других признаках;

    моделирование - изучение объекта (оригинала) путем созда­ ния и исследования его копии (модели), замещающей ори­ гинал с определенных сторон, интересующих исследователя. При моделировании широко используются абстрагирование, аналогии и обобщения. Среди многих методов моделирова­ ния отметим математическое моделирование, производимое средствами математики и логики. Мысленный эксперимент является одним из видов моделирования, широко используе­ мых в науке.

Различают два уровня научного познания: эмпирический (опытный) и теоретический. Эмпирический уровень познания характеризуется непосредственным исследованием реально суще­ствующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне происходит процесс накопления информации об исследуемом объ­екте путем наблюдения, выполнения разнообразных измерений и проведения экспериментов, а также производится первичная си­стематизация получаемых данных и, возможно, формулирование некоторых простых эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень научного исследования осуществляет­ся на рациональной (логической) ступени познания. Здесь строят­ся научные теории, которые являются основной формой научно­го знания. Это более высокая ступень в научном познании. Здесь широко используется метод научного абстрагирования и идеали­зации - переход к обобщенным представлениям и понятиям. В процессе абстрагирования происходит отход от чувственно вос­принимаемых конкретных объектов к воспроизводимым в мышле­нии абстрактным представлениям о них. То, что получают в результате, называют абстракцией, которая, очевидно, отличается от конкретного. Таким образом, как говорят философы, на теоре­тическом уровне осмысление представляет собой восхождение от чувственно-конкретного к абстрактному.

На этой основе также строятся научные понятия, которые в науке играют очень важную роль. Понятия - это отражение предметов и явлений со стороны их существенных свойств и отношений. Всякое познание человеком природы начинается с ощущений, которые связывают его с миром явлений и рождают образы. Явления и образы описываются с помощью языка (слов). Одни и те же слова у разных людей рождают различные образы. Существуют слова или группы слов, которые не связаны непосред­ственно с образами, хотя и появились благодаря им. Это и есть понятия. Понятия обобщают коллективный опыт, но они лишены деталей, присущих конкретным образам, и поэтому пригодны для общения разных людей между собой. Но понятия не вполне одно­значны, хотя бы потому, что у разных людей они вызывают раз­личные образы. Даже в повседневной жизни это часто приводит к недоразумениям. В науке такое недопустимо, потому что ее ре­зультаты претендуют на объективный смысл, который не должен зависеть от непостоянства человеческих мнений. В науке почти каждому понятию ставят в соответствие формулу - набор симво­лов и чисел, и задают правила действий над ними, чем достигается однозначность науки, позволяющая понимать друг друга ученым разных стран и поколений.

Понятия позволяют обобщать и выделять предметы по их об­щим признакам. Процесс образования понятий связан с огруб­ лением действительности, так как рассмотрение ведется толь­ко со стороны тех свойств и отношений, которые интересуют в данной теории, отвлекаясь от всех прочих. Поэтому их нельзя рассматривать как нечто неизменное, заданное. Время от вре­мени они должны пересматриваться, углубляться адекватно по­знанию внешнего мира. Научные понятия, составляющие логи­ческую основу законов природы, не статичны, не абсолютны. Отсюда следует, что законы природы нельзя абсолютизировать, а значит, наши представления о физической реальности никогда не могут быть окончательными.

Таким образом, объектами научного (теоретического) по­ знания выступают не сами предметы и явления реального ми pa , а их своеобразные аналоги (модели) - некие идеализирован­ные объекты. Поэтому полученная картина природы не обяза­тельно буквально совпадает с реально существующим миром.

Многие ученые ее считают всего лишь рабочей моделью.

Например, наше представление о строении атома есть только модель - невидимый атом описывается с помощью макроскопи­ческих понятий. Мы не знаем, что в действительности представ­ляет собой атом, но можем сказать, что он ведет себя "так-то и так-то", если на него подействовать "вот так". Даже современные методы исследования не позволяют увидеть атом. Получаемые с их помощью изображения интерпретируются также в рамках тех же моделей. Известный физик Р. Фейнман писал: "Раз поведе­ние атомов так не похоже на наш обыденный опыт, то к нему очень трудно привыкнуть. И новичку в науке, и опытному физи­ку - всем оно кажется туманным и своеобразным. Даже большие ученые не понимают его настолько, как им бы хотелось, потому что весь непосредственный опыт человека, вся его интуиция -все прилагается к крупным телам. Мы знаем, что будет с боль­шим предметом; но именно так мельчайшие тельца не поступают. Поэтому, изучая их, приходится прибегать к различного рода аб­стракциям, напрягать воображение и не пытаться связывать их с нашим непосредственным опытом" (Фейнман, 1987).

Основная задача научного знания - обнаружение объектив­ ных законов действительности - природных, социальных (об­щественных), законов самого мышления и т.д. Отсюда ориентация исследования направлена, главным образом, на общие, существен­ные свойства предмета или явления, их необходимые характери­стики и их выражение в системе абстракций. Если этого нет, то нет и науки, так как само понятие научности предполагает откры­тие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

Непосредственная цель и высшая ценность научного позна­ния - это объективная истина, которая достигается преимуще­ственно рациональными средствами и методами. Поэтому на­ учные знания имеют рациональный характер. Истина есть правильное, адекватное отражение предметов и явлений действи­тельности познающим субъектом, воспроизведение их такими, ка­кими они существуют вне и независимо от сознания. Она объек­тивна по содержанию, но субъективна по форме - как результат человеческого мышления. Поэтому говорят об относительной ис тине как отражающей предмет не полностью, а в объективно обу­словленных пределах. Абсолютная истина полностью исчерпыва­ет предмет познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складыва­ ется из суммы относительных.

Характерная черта научного познания - объективность. Науч­ное познание ориентировано на то, чтобы в конечном счете быть воплощенным в практике. Смысл научного изыскания можно вы­разить простой формулой: "Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать" - не только в настоящем, но и в будущем. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную разви­вающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке - естественном или ис­кусственном (математическая символика, химические формулы и т.п.). В процессе познания применяются и такие специфические материальные средства, как приборы и инструменты и другое на­учное оборудование, зачастую очень сложное и дорогостоящее. Кроме того, для науки характерно использование и таких средств, как современная логика, диалектика, системный анализ и другие общенаучные приемы.

Научному познанию присущи строгая доказательность, обос­ нованность результатов и достоверность выводов. Но вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений и т.п. Поэтому важное значение имеют методологическая подготовка, философ­ская культура и многое другое.

Научное познание - это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Эпистемология - это учение о научном познании.

Особенности научного познания:

Во-первых, основная его задача - обнаружение и объяснение объективных законов действительности - природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.

Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания - это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.

В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.

Уровни научного познания:

Эмпирический уровень познания - это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов - данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Формы научного познания:

научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира.

Научный факт - это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.

Научная проблема - это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.

Научная гипотеза - это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.

Кроме того, основное содержание гипотезы не должно находиться в противоречии с установленными в данной системе знаний законами. Предположения, составляющие содержание гипотезы, должны быть достаточными для того, чтобы с их помощью можно было объяснить все те факты, относительно которых выдвинута гипотеза. Предположения гипотезы не должны быть логически противоречивы.

Выдвижение новых гипотез в науке связано с необходимостью нового видения проблемы и возникновением проблемных ситуаций.

Доказательство - это подтверждение гипотезы.

Виды доказательства:

Практика, выступающая прямым подтверждением

Косвенное теоретическое доказательство, включающее подтверждение аргументами с указанием на факты и законы (индуктивный путь), выведение гипотезы из других, более общих и уже доказанных положений (дедуктивный путь), сравнение, аналогию, моделирование и т. п.

Доказанная гипотеза выступает основой построения научной теории.

Научная теория - это форма достоверного научного знания о некоторой совокупности объектов, представляющая собой систему взаимосвязанных утверждений и доказательств и содержащая методы объяснения, преобразования и предсказания явлений данной объектной области. В теории в форме принципов и законов выражается знание о существенных связях обуславливающих возникновение и существование тех или иных объектов. Основными познавательными функциями теории являются: синтезирующая, объяснительная, методологическая, предсказательная и практическая.

Все теории развиваются в рамках определенных парадигм.

Парадигма - это особый способ организации знаний и видения мира, влияющий на направление дальнейших исследований. Парадигму

можно сравнить с оптическим прибором, через который мы смотрим на то или иное явление.

Множество теорий постоянно синтезируются в единую научную картину мира, то есть целостную систему представлений об общих принципах и законах устройства бытия.

Методы научного познания:

Метод (от греч. Metodos - путь к чему-либо) - это способ деятельности в любой ее форме.

В метод входят приемы, обеспечивающие достижение цели, регулирующие деятельность человека и общие принципы, из которых вытекают эти приемы. Методы познавательной деятельности формируют направленность познания на том или ином этапе, порядок проведения познавательных процедур. По своему содержанию методы объективны, т. к. определяются, в конечном счете, характером объекта, законами его функционирования.

Научный метод - это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.

Классификация методов научного познания может осуществляться по различным основаниям:

Первое основание. По характеру и роли в познании выделяют методы - приемы, которые состоят из конкретных правил, приемов и алгоритмов действий (наблюдение, эксперимент и т. п.) и методы- подходы, которые указывают направление и общий способ исследования (системный анализ, функциональный анализ, диахронный метод и т. д.).

Второе основание. По функциональному назначению выделяют:

а) общечеловеческие приемы мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукция, дедукция и т. д.);

б) методы эмпирического уровня (наблюдение, эксперимент, опрос, измерение);

в) методы теоретического уровня (моделирование, мысленный эксперимент, аналогия, математические методы, философские методы, индукция и дедукция).

Третье основание - это степень общности. Здесь методы подразделяются на:

а) философские методы (диалектический, формально - логический, интуитивный, феноменологический, герменевтический);

б) общенаучные методы, то есть методы, направляющие ход познания во многих науках, но в отличие от философских методов, каждый общенаучный метод (наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование и т. д.) решает свою, характерную лишь для него задачу;

в) специальные методы.

Некоторые методы научного познания:

Наблюдение - это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений для сбора фактов.

Эксперимент - это искусственное воссоздание познаваемого объекта в контролируемых и управляемых условиях.

Формализация - это отображение получаемого знания в однозначном формализованном языке.

Аксиоматический метод - это способ построения научной теории, когда в ее основу кладутся некие аксиомы, из которых логически выводятся все остальные положения.

Гипотетико-дедуктивный метод - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся объяснения научных фактов.

Индуктивные методы установления причинной связи явлений:

метод сходства: если два случая и более изучаемого явления имеют лишь одно предшествующее общее обстоятельство, то это обстоятельство, в котором они сходны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления;

метод различия: если случай, в котором интересующее нас явление наступает, и случай, в котором оно не наступает, во всем сходны, за исключением одного обстоятельства, то это единственное обстоятельство, в чем они различны между собой, и есть, вероятно, причина искомого явления;

метод сопутствующих изменений: если возникновение или изменение предшествующего явления всякий раз вызывает возникновение или изменение другого, сопутствующего ему явления, то первое из них есть, вероятно, причина второго;

метод остатков: если установлено, что причиной части сложного явления не служат известные предшествующие обстоятельства, кроме одного из них, то можно предположить, что это единственное обстоятельство и есть причина интересующей нас части исследуемого явления.

Общечеловеческие приемы мышления:

- Сравнение - установление сходства и различия предметов действительности (например, сравниваем характеристики двух двигателей);

- Анализ - мысленное расчленение предмета, как целого

(расчленяем каждый двигатель на составные элементы характеристики);

- Синтез - мысленное объединение в единое целое выделенных в результате анализа элементов (мысленно соединяем лучшие характеристики и элементы обоих двигателей в одном - виртуальном);

- Абстрагирование - выделение одних признаков предмета и отвлечение от других (например, изучаем только дизайн двигателя и временно не учитываем его содержание и функционирование);

- Индукция - движение мысли от частного к общему, от отдельных данных к более общим положениям, а в итоге - к сущности (учитываем все случаи сбоев двигателя данного типа и, исходя из этого, приходим к выводам о перспективах его дальнейшей эксплуатации);

- Дедукция - движение мысли от общего к частному (исходя из общих закономерностей работы двигателя делаем прогнозы о дальнейшем функционировании конкретного двигателя);

- Моделирование - построение мысленного предмета (модели) сходного с реальным, исследование которого позволит получить необходимую для познания реального предмета информацию (создание модели более совершенного двигателя);

- Аналогия - вывод о сходстве предметов в одних свойствах, на основании сходства в других признаках (вывод о поломке двигателя по характерному стуку);

- Обобщение - объединение отдельных предметов в некотором понятии (например, создание понятия «двигатель»).

Наука:

- это форма духовно-практической деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и их систематизацию.

Научные комплексы:

а) Естествознание - это система дисциплин, объектом которых является природа, то есть часть бытия, существующая по законам, не созданным активностью людей.

б) Обществознание - это система наук об обществе, то есть части бытия, постоянно воссоздающейся в деятельности людей. Обществознание включает в себя социальные науки (социологию, экономическую теорию, демографию, историю и т. д.) и гуманитарные науки, изучающие ценности общества (этика, эстетика, религиоведение, философия, юридические науки и т. п.)

в) Технические науки - это науки, которые изучают законы и специфику создания и функционирования сложных технических систем.

г) Антропологические науки - это совокупность наук о человеке во всей его целостности: физическая антропология, философская антропология, медицина, педагогика, психология и т. д.

Кроме того, науки делятся на фундаментальные, теоретические и прикладные, имеющие непосредственную связь с производственной практикой.

Критерии научности: универсальность, систематизированность, относительная непротиворечивость, относительная простота (хорошей считается та теория, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество научных принципов), объяснительный потенциал, наличие предсказательной силы, полнота для данного уровня познания.

Научная истина характеризуется объективностью, доказательностью, системностью (упорядоченностью на основе определенных принципов), проверяемостью.

Модели развития науки:

теория размножения (пролиферации) П. Фейерабенда, утверждающая хаотичность возникновения концепций, парадигма Т. Куна, конвенциализм А. Пуанкаре, психофизика Э. Маха, личностное знание М. Полани, эволюционная эпистемология С. Тулмина, научно- исследовательская программа И. Лакатоса, тематический анализ науки Дж. Холтона.

К. Поппер, рассматривая знание в двух аспектах: статике и динамике, разработал концепцию роста научного знания. По его мнению, рост научного знания - это повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замена лучшими и более совершенными. От этого подхода радикально отличается позиция Т. Куна. Его модель включает в себя два основных этапа: этап «нормальной науки» (господство той или иной парадигмы) и этап «научной революции» (распад старой парадигмы и утверждение новой).

Глобальная научная революция - это смена общей научной картины мира, сопровождаемая изменениями идеалов, норм и философских оснований науки.

В рамках классического естествознания выделяются две революции. Первая связана со становлением классического естествознания XVII в. Вторая революция относится к концу XVIII - началу XIX в. и знаменует переход к дисциплинарно организованной науке. Третья глобальная научная революция охватывает период с конца XIX до середины ХХ в. и связана со становлением неклассического естествознания. В конце XX - начале XXI в. в основаниях науки происходят новые радикальные изменения, которые можно охарактеризовать как четвертую глобальную революцию. В ходе нее рождается новая постнеклассическая наука.

Три революции (из четырех) привели к утверждению новых типов научной рациональности:

1. Классический тип научной рациональности (XVIII–XIX вв.). В это время утвердились следующие представления на науку: появилась ценность объективного универсального истинного знания, наука рассматривалась как надежное и абсолютно рациональное предприятие, с помощью которого можно решить все проблемы человечества, высшим достижением считалось естественно-научное знание, объект и субъект научных исследований представлялись в жестком гносеологическом противостоянии, объяснение интерпретировалось как поиск механических причин и субстанций. В классической науке считалось, что подлинными законами могут быть только законы динамического типа.

2. Неклассический тип научной рациональности (ХХ в.). Его черты: сосуществование альтернативных концепций, усложнение научных представлений о мире, допущение вероятностных, дискретных, парадоксальных явлений, опора на неустранимое присутствие субъекта в изучаемых процессах, допущение отсутствия однозначной связи теории и реальности; наука начинает определять развитие техники.

3. Постнеклассический тип научной рациональности (конец ХХ - начало XXI в.). Для него характерны понимание крайней сложности исследуемых процессов, появление ценностного ракурса исследования проблем, высокая степень использования междисциплинарных подходов.

Наука и общество:

Наука тесно взаимосвязана с развитием общества. Это проявляется в первую очередь в том, что она, в конечном счете, детерминирована, обусловлена общественной практикой и ее потребностями. Однако с каждым десятилетием возрастает и обратное влияние науки на общество. Все более крепнет связь и взаимодействие науки, техники и производства - наука превращается в непосредственную производительную силу общества. В чем это проявляется?

Во-первых, наука сейчас обгоняет развитие техники, становится ведущей силой прогресса материального производства.

Во-вторых, наука пронизывает все сферы общественной жизни.

В-третьих, наука все в большей степени ориентируется не только на технику, но и на самого человека, развитие его творческих способностей, культуры мышления, на создание материальных и духовных предпосылок его целостного развития.

В-четвертых, развитие науки приводит к появлению паранаучного знания. Это собирательное название идейно-гипотетических концепций и учений, характеризующихся антисциентистской направленностью. Термин «паранаука» относится к утверждениям или теориям, которые в большей или меньшей степени отклоняются от стандартов науки и содержат в себе как существенно ошибочные, так и, возможно, истинные положения. Концепции, наиболее часто относимые к паранауке: устаревшие научные концепции, такие как алхимия, астрология и пр., сыгравшие определённую историческую роль в развитии современной науки; народная медицина и другие «традиционные», но в определённой степени оппозиционые современной науке учения; спортивные, семейные, кулинарные, трудовые и т. п. «науки», представляющие собой образцы систематизации практического опыта и прикладных знаний, но не соответствующие определению науки как таковой.

Подходы к оценке роли науки в современном мире. Первый подход - сциентизм утверждает, что с помощью естественно-технического научного знания можно решить все общественные проблемы

Второй подход - антисциентизм, исходя из негативных последствий НТР, отвергает науку и технику, считая их силами враждебными подлинной сущности человека. Общественно- историческая практика свидетельствует, что одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать ее.

Функции современной науки:

1. Познавательная;

2. Культурно-мировоззренческая (обеспечение общества научным мировоззрением);

3. Функция непосредственной производительной силы;

4. Функция социальной силы (научные знания и методы широко используются при решении всех проблем общества).

Закономерности развития науки: преемственность, сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции научных дисциплин, углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации, теоретизация и диалектизация современного научного познания, чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» (научные революции) законов и принципов.

Формирование современной НКМ, во многом, связано с открытиями в квантовой физике.

Наука и техника

Техника в широком смысле слова - это артефакт, то есть все искусственно созданное. Артефакты бывают: материальные и идеальные.

Техника в узком смысле слова - это совокупность вещественно- энергетических и информационных устройств и средств, созданных обществом для осуществления своей деятельности.

Основой философского анализа техники стало древнегреческое понятие «техне», которое обозначало мастерство, искусство, умение нечто создать из естественного природного материала.

М. Xайдеггер считал, что техника - это способ бытия человека, способ его саморегуляции. Ю. Xабермас полагал, что техника объединяет все «вещное», противостоящее миру идей. О. Тоффлер обосновал волнообразный характер развития техники и его влияние на общество.

Способом проявления техники является технология. Если то чем человек воздействует - это техника, то как воздействует - это технология.

Техносфера - это особая часть оболочки Земли, представляющая собой синтез искусственного и естественного, созданная обществом для удовлетворения своих потребностей.

Классификация техники:

По видам деятельности выделяют: материально-производственную, транспорта и связи, научных исследований, процесса обучения, медицинскую, спортивную, бытовую, военную.

По типу используемого природного процесса бывает техника механическая, электронная, ядерная, лазерная и прочая.

По уровню структурной сложности возникли следующие исторические формы техники: орудия (ручного труда, умственного труда и жизнедеятельности человека), машины и автоматы. Последовательность этих форм техники, в целом, соответствует историческим этапам развития самой техники.

Тенденции развития техники на современном этапе:

Постоянно растут размеры многих технических средств. Так, ковш экскаватора в 1930 году имел объем 4 кубических метра, а сейчас 170 кубических метров. Транспортные самолеты поднимают уже 500 и более пассажиров и так далее.

Обозначилась тенденция противоположного свойства, к уменьшению размеров техники. Например, уже реальностью стало создание микроминиатюрных персональных компьютеров, магнитофонов без кассет и т. д.

Все в большей степени технические новшества осуществляются путем приложения научных знаний. Ярким примером тому служит космическая техника, ставшая воплощением научных разработок более двух десятков естественных и технических наук. Открытия в научном творчестве, дают толчок техническому творчеству с характерными для него изобретениями. Срастание науки и техники в единую систему, радикально изменившую жизнь человека, общества, биосферы называют научно-технической революцией (НТР).

Идет интенсивнее сращивание технических средств в сложные системы и комплексы: заводы, электростанции, системы комуникаций, корабли, и т. д. Распространенность и масштаб этих комплексов позволяет говорить о существовании на нашей планете техносферы.

Важной и постоянно растущей областью применения современной техники и технологии становится информационная область.

Информатизация - это процесс производства, хранения и распространение информации в обществе.

Исторические формы информатизации: разговорная речь; письменность; книгопечатание; электрическо - электронные репродуктивные устройства (радио, телефон, телевидение и т. д.); ЭВМ (компьютеры).

Массовое пользование компьютером знаменовало собой особого этапа информатизации. В отличии от физических ресурсов, информация как ресурс обладает уникальным свойством - при употреблении она не сокращается, а, напротив, расширяется. Неистощимость информационных ресурсов резко ускоряет технологический цикл «знание - производство - знание», обуславливает лавинообразный рост числа людей, вовлеченных в процесс получения, формализации и обработки знаний (в США 77 % занятых вовлеченны в сферу информационной деятельности и услуг), оказывает воздействие на распрастранненость систем массовой информации и манипулирование общественным мнением. Исходя из этих обстоятельств многие ученые и философы (Д. Белл, Т. Стоуньер, Й. Масуда) провазгласили наступление информационного общества.

Признаки информационного общества:

Свободный доступ для любого человека в любом месте, в любое в время к любой информации;

Производство информации в этом обществе должно осуществлятся в объемах необходимых для обеспечения жизнедеятельности личности и общества во всех его частях и направлениях;

Особое место в производстве информации должна занимать наука;

Ускоренная автоматизация и работизация;

Приоритетное развитие сферы информационной деятельности и услуг.

Бесспорно, определенные приемущества и благо несет в себе информационное общество. Однако нельзя не отметить и его проблемы: компьютерное воровство, возможность иноформационной компьютерной войны, возможность установления информационной диктатуры и террора провайдерных организаций и т. д.

Отношение человека к технике:

С одной стороны до наших дней дошли факты и идеи недоверия и враждебности к технике. В Древнем Китае некоторые мудрецы-даосы отрицали технику, мотивируя свои действия тем, что, используя технику попадаешь от нее в зависимость, утрачиваешь свободу действий и сам становишься механизмом. В 30-е годы ХХ века О. Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек стал рабом машин и будет ими загнан на смерть.

В тоже время кажущаяся незаменимость техники во всех сферах человеческого бытия иногда порождает безудержную апологию техники, своеобразную идеологию техницизма. В чем это проявляется? Во-первых. В преувеличении роли и значения техники в жизни человека и, во-вторых, в переносе на человечество и личность характеристик присущих машинам. Сторонники технократии видят перспективы прогресса в сосредоточении политической власти в руках технической интеллигенции.

Последствия влияния техники на человека:

Благотворная составляющая включает в себя следующее:

широкое распространение техники способствовало удлинению средней продолжительности жизни человека почти в два раза;

техника освободила человека от стеснительных обстоятельств и увеличила его свободное время;

новая информационная техника качественно расширила масштабы и формы интеллектуальной деятельности человека;

техника принесла прогресс в процесс образования; техника подняла эффективность человеческой деятельности в различных сферах жизни общества.

Негативные воздействия техники на человека и общество таковы: техника некоторыми своими видами несет опасность для жизни и здоровья людей, возросла угроз экологической катастрофы, увеличилось число профессиональных болезней;

человек, становясь частицей какой-то технической системы, лишается своей творческой сущности; возрастающее количество информации вызывает тенденцию убывания доли знания, которым в состоянии обладать один человек;

техника может быть использована как эффективное средство подавления, тотального контроля и манипулирования личностью;

огромно воздействие техники на психику человека и через виртуальную реальность, и через замену цепочки «символ-образ» другой «образ-образ», что приводит к остановке развития образного и абстрактного мышления, а также появлению неврозов и психических заболеваний.

Инженер (с фр. и лат. означает «творец», «создатель», «изобретатель» в широком значении) - это человек, который мысленно создает технический объект и управляет процессом его изготовления и эксплуатации. Инженерная деятельность - это деятельность по мысленному созданию технического объекта и управлению процессом его изготовления и эксплуатации. Инженерная деятельность выделилась из технической деятельности в XVIII веке в период промышленной революции.

Наука - это следствие духовной деятельности человечества, направленное на постижение объективной истины связанной с законами природы. Образуя единую совокупность знаний вынуждена подразделяться на частные отрасли, позволяющие проводить исследование и выяснение фактов и явлений, не углубляясь в изучение сторонних материй. Именно на этом основании выделяют естественные и общественные науки. Однако, это не единственный критерий разделения: фундаментальные и прикладные науки различаются на основании удаленности от практического применения.

Наука тесно связана с философией. Специфика научного познания в философии - это осознание и рассмотрение фактов по отношению к реальной картине мира. Философия была непременной спутницей науки в переломные моменты истории, остается не менее важной и на сегодняшний день.

Специфика научного познания выражается несколькими факторами:
1) Основная цель науки - выяснение объективных законов реальности, но это невозможно без ряда абстракций, поскольку именно абстрагирование дает возможность не ограничивать широту мышления для определения правдивости тех или иных умозаключений.
2) Научное знание должно быть прежде всего достоверным, поэтому объективность становится его главной характеристикой, ибо без нее невозможно говорить о чем либо с определенной точностью. Объективность основывается на исследовании активного объекта зрительными и экспериментальными методами.
3) Специфика научного познания заключается и в том, что любая наука нацелена на практическое применение. Поэтому она должна объяснять причины, следствия и связи между теми или иными процессами.
4) Сюда же относят и возможность постоянного дополнения и самообновления науки с помощью очередных открытий, которые могут как опровергать, так и подтверждать уже имеющиеся законы, выводы и так далее.
5) Научное познание совершается посредством использования как специальных высокоточных приборов, так и с использованием логики, математических вычислений и прочих элементов умственной и духовной деятельности человека.
6) Любое знание должно быть строго доказуемо - это также специфика научного познания. Информация, которая может быть использована в дальнейшем, обязаны быть точной и обоснованной. Однако, в различных областях все же не обходится без некоторых допущений, теорий и ограничений.

Научное познание - это прежде всего процесс, протекающий на уровнях, каждый из которых также имеет свою специфику. Несмотря на различия, оба уровня взаимосвязаны и граница между ними достаточно подвижна. Специфика научного познания каждого из этих уровней основана на применении экспериментов и приборов, либо теоретических законов и методов объяснения к каждому конкретному случаю. Поэтому говоря о практике, невозможно обойтись без теории.

Существуют также и различные виды научного познания. Среди них более важны составляющие теоретического познания, то есть неувязка, теория и гипотеза.

Неувязка - это осознание некоторых несостыковок, которые необходимо объяснить научно. Это своеобразный узел или отправной пункт, без которого нет дальнейших предпосылок к развитию знания. Специфика научного знания в философии позволяет найти выход из этого узла на основании теоретических и практических умозаключений.

Гипотеза - это сформулированные версии, которые пытаются объяснить те или иные явления с научной точки зрения. Гипотеза требует доказательств. При наличии таковых она превращается в истинную теорию, а прочие версии оказываются недостоверными. Выяснение правильности гипотезы происходит на ее практическом применении.

Все перечисленные виды научного познания выстраиваются в своеобразную пирамиду, на самой вершине которой находится теория. Теория - самая достоверная и точная которая дает точное объяснение явлению. Ее наличие - главная предпосылка реализации какого-либо проекта на практике.