Типичные ошибки, при публичных выступлениях. Речь оратора без пауз

Основная цель публичного выступления — донести определенную информацию, вдохновить и дать толчок к действиям. Есть особенности, которые объединяют публику и оратора, а также улучшают взаимодействие между ними. Основная проблема новичков ораторского искусства – страх перед выступлением. Он представляет собой основную оборонную функцию организма и от него нельзя избавиться полностью. Кроме страха, есть и некоторые ошибки, которые могут допускать ораторы во время общения с аудиторией.

Требования к публичному выступлению

Чтобы минимизировать риски возникновения ошибок, нужно придерживаться основных требований к публичному выступлению:

  1. Динамичное и спланированное начало выступления. Важно продумать и возможно даже выучить начало речи. Не должно быть ошибок и запинок.
  2. Создание некоторого напряжения, позволяющего создать полемику между аудиторией и выступающим.
  3. Сдержанные эмоции. Публика должна наблюдать взволнованность и воодушевление оратора. При этом выступающий должен испытывать удовольствие (и кайф) даже от волнения.
  4. Лаконичность выступлений.
  5. Речь лучше выстроить в форме диалога. Необходимо разговаривать с публикой и наблюдать за ее реакцией, т.е. не столько выступать перед публикой, сколько общаться с ней.
  6. Речь не должна быть скучной для аудитории, увеличивайте энергетику, интонации, добавляйте эмоций.
  7. Поддержание контакта с аудиторией.

При подготовке выступления нужно выделить основную мысль обращения и обязательно донести ее до слушателей.

Завершение речи также важно, как и ее начало. Оно должно быть понятным и лаконичным. Сообщение стоит закончить красиво и эмоционально.

Ошибки ораторов

Прежде чем приступить к изучению ораторского мастерства, стоит ознакомиться с самыми распространенными ошибками выступления.

Ошибка №1: Неуверенность

Если оратор неуверен в своей речи – это сильно испортит выступление. Не рекомендуется освещать темы, в которых нет понимания. Выступающий должен хорошо разбираться в представленном докладе. Важно тщательно подготовиться к выступлению и изучить вопрос.

При наличии страхов, важно не показать их аудитории. У слушателей не должно возникнуть сомнений в компетентности и профессионализме оратора.

Ошибка №2: Оправдания

Аудитории не нужны оправдания по поводу длительной подготовке доклада или по отсутствию опыта в риторике. Ее интересует информация, которая должна быть познавательной, новой и интересной. Если начать оправдываться, аудитория может утратить доверие к выступающему. И даже если речь подготовлена хорошо и насыщена интересными фактами, ее будут слушать невнимательно. Специалисты не рекомендуют извиняться перед публикой, снимая вину за некачественный доклад.

Ошибка №3: Речь без примеров

Оживить речь и сделать ее более доходчивой помогут примеры из жизни, книг или истории, метафоры, образы и сравнения. Поэтому не стоит их недооценивать. Отличным инструментом являются и визуальные материалы. С их помощью можно лучше объяснить статистические и теоретические данные. Примеры помогают также отвлечь и даже развлечь аудиторию.

Ошибка 4: Лишние жесты и неуправляемая мимика

Начинающие ораторы часто не обращают внимание на свою мимику. А суетливые жесты и хаотичная мимика могут испортить все впечатление. Чтобы научиться контролировать процесс, следует записать выступление и посмотреть на себя со стороны. Такой способ поможет увидеть лишние движения, расширенные глаза или слишком высоко поднятые брови. Лицевые мышцы достаточно трудно поддаются контролю. Поэтому справиться с ними поможет постоянная практика.

Ошибка № 5: Выбор слов

На некоторые слова человек реагирует очень быстро и даже неосознанно. Иногда при подобном восприятии не учитывается значение предложений. Например, частицы с отрицательным значением могут вообще не восприниматься или пониматься с опозданием. Частое применение конструкций с частицей не может привести к противоположному эффекту.

Ошибка №6: Некачественная подготовка

Уверенности в ораторском мастерстве придаст хорошая подготовка. Необходимо разбираться в теме. При плохом владении тематикой доклада в тупик могут поставить вопросы аудитории. В этом случае оратор может растеряться и не завершить речь достойно. Перед выступлением нужно тщательно изучить целевую аудиторию и обязательно разработать запасной план выступления.

Особенно нужно подготовиться к новой теме. Сложности могут возникнуть, если речь готовил зам или помощник. Необходимо ознакомиться со структурой выступления и отметить самый важные и полезные моменты. Если слушатели поймут, что оратор плохо знаком с речью – доверие сразу снизится.

Недостаточная подготовка уменьшает уверенность и энергию у самого выступающего.

Ошибка №7: Монотонная речь

Даже самый увлекательный доклад на интересную тему можно испортить скучным и утомительным голосом. В такой ситуации слова сливаются в единый поток. А тон речи не позволяет понять, где границы предложений. Монотонность может спровоцировать усталость и раздражение у публики. Многие даже не сдерживают зевков.

Люди предпочитают истории и с трудом выслушивают голые факты. А многие слушатели плохо воспринимают данные на слух. Иногда даже хороший слайд не способен исправить ситуацию. Нельзя строить выступление путем перечисления исследований и фактов. В докладе рекомендуется использовать один главный факт и одну главную мысль. Остальные факты должны подчеркивать информацию. Мысль можно преподнести в виде интересной истории. Желательно выступать не дольше 15 – 20 минут. Самое большее 1 час.

Ошибка №8: Не использование пауз

Пауза может стать настоящим секретным приемом для удержания внимания аудитории. Особого внимания заслуживает длительная пауза. Стоит отметить такие особенности восприятия:

  1. Заминка в 1-2 секунды понимается, как будто докладчик забыл речь.
  2. 5 секунд – отличается театральным эффектом.
  3. Молчание на протяжении 10 секунд привлечет даже тех, кто отвлекся на мобильный телефон.

Ошибка №9: Отсутствие юмора и всезнайство

Признаком хорошего оратора является умение разбавить свою речь небольшими шутками и юмористическими отступлениями. Занудные ораторы теряют внимание своих слушателей, которые не могут уследить за нитью повествования.

Нужно учитывать, что хороший оратор должен заряжать своей энергией. Это сделает любой материал красочным и интересным. Если после доклада хочется что-то начать делать или возникает переосмысление ситуации, значит цель речи достигнута.

Плохое впечатление вызывают и напыщенные выступающие, слишком уверенные в собственной важности. Такие ораторы считают себя умнее аудитории. Не стоит забывать, что слушатели могут быть гораздо осведомленнее в определенных темах.

Ошибка №10: Суетливость

Многие начинающие ораторы начинают торопливо ходить вдоль стены или суетливо вертеть разные предметы в руках. Публика начинает следить за манипуляциями и перестает слушать доклад. По движениям выступающего можно сделать выводы об его уверенности. Постоянные перемещения свидетельствуют о подсознательном желании оратора сбежать.

Другой стороной суетливости является излишняя зажатость. Возникает ощущение, что докладчику любое движение дается с большим трудом. Следует помнить, что движущиеся предметы привлекают больше внимания.

Не стоит опасаться и вопросов от аудитории. Вопросы посередине выступления является показателем того, что доклад слушают. Стоит воспользоваться предоставленной возможностью и оживить речь. Эффективные презентации аудитория воспринимает, как разговор. При этом монолог может быть только с одной стороны. Профессионалы не рекомендуют отклоняться от дискуссии.

Как избежать ошибок

Важным моментом является подготовка речи. Иногда даже текст следует написать полностью или по крайней мере в виде тезисов (bullet points), не полагаясь только на импровизацию. Перед выступлением многие начинают волноваться, а в таком состоянии им сложно придумать что-то остроумное.

Стоит брать пример с известных ораторов. Специалист по импровизации Стив Аллен сначала переписывал шутки из сборников юмористов. Такой способ помог узнать принцип построения фраз. Важно продумать начало и завершение доклада. Многие ораторы пишут на небольших листиках первые фразы речи.

Упражнение «Репетиция»

Даже известные ораторы тренируются перед докладом. Некоторые и не по одному разу.

Репетиция должна состоять из следующих этапов:

  1. Запоминание текста. Для этого речь нужно читать вслух и заучивать. Можно не все помнить дословно. Необходимо запомнить последовательность основных мыслей.
  2. Затем следует отрепетировать речь. Важно обратить внимание на интонацию и паузы. Аудитория обращает внимание на то, как говорится текст.
  3. После этого можно приступить к отработке жестов и мимики. Стоит продумать, какие эмоции нужно передать публике, и какие эмоции в этом помогут.

В завершение необходима генеральная репетиция. При этом ее стоит провести перед небольшим количеством знакомых людей. Это могут быть родственники, соседи или близкие люди.

Внешний вид

Во время репетиции следует одеться также, как и на запланированное выступление. Стоит учитывать, что узкая одежда может сковывать движения. А слишком яркие украшения отвлекать внимание слушателей. Аксессуары в виде браслетов и часов могут создавать определенные неудобства. Одежда должна быть выглаженной и чистой. Но не стоит уделять излишнее внимание своему внешнему виду.

Во время выступления не следует фокусировать внимание на себе или своей компании. Презентация должна содержать немного информации «о себе любимых». В центре внимания должна оставаться аудитория, и ее проблемы и интересы. Это имеет значение для всех типов выступлений, а особенно для продающих.

Перед выступлением нужно просмотреть основные тезисы и связать информацию о себе с нуждами аудитории.

Неумение отвечать на вопросы может стать серьезными препятствием для освоения ораторского искусства. Необходимо продумать возможные вопросы будущей аудитории. Составить список вопросов могут помочь друзья. Можно устроить тренировочное выступление, в ходе которого можно узнать первые впечатления.

Начинающим ораторам помогут следующие советы:

  1. В докладе должно присутствовать четкое руководство к действию. Аудитории будет интересно научиться чему-то новому сразу. Применение материала имеет большое значение.
  2. Отвечать на вопросы нужно сразу, не стоит их откладывать на конец презентации.
  3. Чтобы вовлечь людей в обсуждение, можно задавать вопросы.
  4. Пища, насыщенная белками, стимулирует способности при стрессе и улучшает настроение. Поэтому нужно включить в рацион белковую еду.
  5. При волнениях надпочечники производят кортизол, подавляющий способности и действия. Чтобы уменьшить его действие, нужны физические упражнения.
  6. Перед выступлением рекомендуется продумать запасной план на случай неожиданностей.
  7. Не стоит полагаться на суеверия. Подобные домыслы лучше заменить делом. Можно проверить микрофон, повторить еще раз речь или найти подходящие точки для выступления.
  8. Выступление нужно разбавлять удивительными фактами, о которых многие и не подозревают.
  9. Важно составить структуру выступления так, чтобы была возможность повторять ключевые пункты.

Чтобы не просить людей отключить свои мобильные телефоны, лучше завоевать их внимание. Вдохновляющую и интересную презентацию люди дослушают до конца. Аудитория не обязана проявлять интерес и слушать, заставить ее слушать должен оратор. Один известный тренер по ораторскому искусству заявляет, что выступающему должен помогать специальный человек, в руках которого палка с остро заточенным концом. И он (чтобы слушатели не засыпали) должен периодически тыкать острым конца в спину слушателей – оратора)!

Вы можете дать лучшую презентацию в мире по своему содержанию, но, если вы не знаете основ публичного выступления , все пойдет насмарку. Это как разговаривать по поврежденной телефонной линии, когда вам есть что сказать, но на другом конце глухо, и вы не слышите собеседника.

На курсах ораторского мастерства разбирают распространенные ошибки оратора, которые не дают найти связь со слушателями.

1. Слушатели не ассоциируют себя с оратором.

Когда, например, вы бесконечно говорите о своих успехах и как вы этого добились, слушатели могут подумать: «Эти стратегии сработали для него, потому что он особенный. Но со мной это не сработает».

2. Слушатели не понимают, зачем им это нужно

Ваше введение, вся структура публичного выступления и заключение должны говорить аудитории о том, какую пользу принесет им эта информация.

Ораторы часто совершают эти ошибки – не учитывают мотивы аудитории.

3.Слушатели перегружены информацией.

Очень легко сбить слушателя с толку обилием цифр и фактов, только это мешает найти контакт. Люди попросту отсекут ненужное и перестанут внимательно слушать. Нельзя просто положиться на надежду, что они все усвоят. Нужно знать, что делать, если речь перенасыщена информацией .

4. Слушатели не вовлечены

Не вовлечены – значит, не заинтересованы. Сделайте свою аудиторию участниками диалога, а не просто слушателями. Также избегайте 10 фраз, которые никогда не говорят искусные ораторы , ведь именно такие фразы отбивают интерес.

5. Аудитория чувствует, что ваша речь не нова

Вероятнее всего, вы уже выступали по такой теме и говорили то же самое перед другой аудиторией. Не допустите этой ошибки оратора – слушатели должны чувствовать, будто вы говорите о своей теме впервые. Сделайте выступление свежим, наполните его новыми необычными идеями, идите в ногу со временем.

6. Оратор не вовлечен эмоционально

Если вы оставляете эмоции в стороне, не надейтесь заслужить доверие слушателей. Вы должны проживать каждую свою историю, используя хотя бы некоторые из 17 секретов ораторского мастерства для эмоционального выступления .

7. Оратор недостаточно узнал об аудитории

Мы часто говорим то, что хотим сказать, но не то, что хочет услышать аудитория. Что они хотят слышать? Узнайте и проанализируйте заранее.

8. Энергетика оратора и слушателей не совпадают

Не пытайтесь быть чересчур громким и энергичным, не бегайте по залу, если вы видите, что аудитория подобралась спокойная. Это будет их только раздражать. Почувствуйте, какая энергетика исходит от слушателей, и постарайтесь соответствовать.

Именно поэтому нужно также бороться со страхом выступлений и не допускать 10 самых вредных мыслей оратора .

9. Оратор не заинтересовал слушателей своим началом

В первые 30 секунд вашей речи аудитория решит, нужно им это слушать или нет. Пусть же эти 30 секунд озадачат, удивят, заинтересуют, поставят их в тупик… Только не оставят равнодушными и скучающими. Ошеломите их каким-то невероятным фактом, дайте пищу для размышлений или рассмешите. Одним словом, зацепите аудиторию с самого начала речи . Они должны быть «ваши» с первых секунд, иначе позже их внимание уже не вернешь.

10. Оратор не поддерживает зрительный контакт

Среди ошибок оратора это одна из грубейших.Зрительный контакт – обязательное условие публичного выступления. Таким образом, вы достигаете контакта с вашей аудиторией и одновременно следите за их реакцией. Если слушатели скучают, подбросьте дровишек в огонь, оживите свое выступление каким-то остроумным замечанием. Можно также обратиться к аудитории, задать вопрос. Главное – не терять контакт.

Мы рассказали вам о самых распространенных ошибках оратора, но есть и другие.

Например, оратор рассказывает о третьих лицах, вместо того чтобы заинтересовать слушателей своим опытом, своей историей.

Оратор только и говорит, что о себе, а его выступление превращается в автобиографию.

Оратор пытается подражать кому-то еще.

Можно вспомнить очень много таких недостатков. Ведь умение заинтересовать и убедить с помощью слова – сложнейшее искусство. Главное – вовремя анализировать и делать правильные выводы. В конце концов, ошибки – это ценный опыт.

Периодически я получаю письма от бизнес-тренеров, которые делают только первые шаги в профессии или от тех, кто желает овладеть этой замечательной профессией. В письмах они задают совершено разные вопросы, спрашивают, какую школу подготовки бизнес-тренеров пройти, на чем лучше специализироваться, как продвигаться на рынке. Сегодня я хочу ответить на один вопрос, который часто задают в письмах: «Какие ошибки допускает бизнес-тренер в публичном выступлении?» Ошибки ораторов — это очень важная тема. От качества Вашего выступления зависит многое, и не имеет значение, с какой целью Вам предстоит выступать перед аудиторией. Итак, какие ошибки допускают ораторы.

Первая и одна из самых важных ошибок ораторов – отсутствие качественной подготовки к предстоящему выступлению. Кстати, подобную ошибку допускают не только начинающие ораторы, но и те, кто уже имеет определенный опыт публичных выступлений. Не имеет значения, насколько хорошо Вы знаете материал выступления, всегда готовьтесь. Если есть такая возможность, то обязательно посмотрите накануне зал, где предстоит выступать. Напишите подробный план выступления, который будет включать то, что Вы будете говорить в начале, в середине и в конце своего выступления. Заранее в зале проверьте технику, слайды презентации. Перед презентацией психологически настройтесь на выступление. Я обычно для того, чтобы себя «разогреть» перед выступлением, использую свое воображение. Вспоминаю свои яркие и интересные выступления, мысленно окунаюсь в тот опыт и переживания. И это мне помогает получить необходимый настрой перед выступлением. Также важно разработать мышцы лица, подойдите к зеркалу и постройте гримасы.

Вторая ошибка ораторов – говорить о своей неопытности и о своем состоянии. Некоторые ораторы говорят аудитории о своем волнении, о том, что у них нет опыта публичных выступлений. Запомните, никогда не говорите об этом. Наоборот, Ваша задача впервые минуты «продать себя» аудитории, показать свою экспертность.

Третья ошибка – монотонная речь. У Вас должен быть голос на все случаи жизни. Важно в момент публичного выступления управлять своим голосом: говорить тише, громче, быстрее и медленнее. Это поможет Вам удерживать внимание аудитории. Если я планирую привлечь внимание аудитории к определенному участку излагаемой информации, то я всегда буду говорить чуть тише.

Четвертая распространенная ошибка ораторов – отсутствие пауз. Пауза-это один из самых мощных инструментов управление вниманием аудитории. Паузы помогают аудитории осмыслить все то, что Вы им сказали. А Вам пауза помогает собраться с мыслями.

Пятая ошибка – плохое завершение выступление. Помните, в публичном выступлении очень важно как оратор начинает свою речь, но гораздо важнее как он ее завершит. Даже если Вы скомкали вначале свое выступление, то очень важно как Вы его завершите. Публика запомнит те чувства, которые у нее останутся в конце Вашего выступления. Поэтому в завершении обязательно подведите итог своего выступления, повторив ключевые и важные моменты Вашей презентации. Завершайте свои выступления эмоционально.

Сегодня мы поговорим об общих ошибках, которые допускают выступающие, и кратко, но конкретно проанализируем эти ошибки.

Сразу определимся, что в понятие «выступающие» мы отнесем всех людей, потому что нам приходится постоянно общаться. Начинаем говорить — и это уже публичное выступление: то ли мы мотивируем коллектив для решения важных задач, то ли правильно формулируем свои мысли в общении с детьми, чтобы не обидеть ребенка, но и четко донести до его сознания, что мы его любим, а не придираемся.

1. Неправильный настрой

Логичнее было бы сказать, что первый пункт любого выступления – его подготовка. Но об этом можно прочесть . Мы будем считать, что выступление написано, отредактировано, отрепетировано, может даже, выучено почти на память.

А настроены ли мы на это выступление?

Какой же нужен настрой?

        • Во-первых, не планируйте в день выступления важные дела, решение которых могут отвлечь вас от главной задачи – успешно выступить.
        • — Вы продумали свой имидж? Подготовили одежду? Сделали свежий маникюр, макияж?
        • Да, необходимо позаботиться об обуви! Именно обувь, в первую очередь, может многое сказать о ее владельце.
            Все это мы отнесем к внешнему виду — вы должны быть красивыми и опрятными.
          Очень важно в день выступления придерживаться определенных правил:
        • Ранний подъем. Я считаю, что человек должен просыпаться в одно и то же время, и это – раннее утро, а не ближе к полудню, тогда и успеть можно многое, и организм наш настроен на ранний подъем, когда есть жизненные силы.
        • Обязательный завтрак. Возьмите себе за правило – никогда не выходить из дому голодным, чтобы мозг был направлен на решение других проблем – важных, а не на то — где бы перекусить.
        • Поддержите в себе ощущение внутреннего подъема, ощущение того, что предстоит важное мероприятие, и вы к нему полностью готовы.

Итак, мы правильно настроились на волну предстоящего выступления, и настрой этот соразмерим с нашими целями.

2. Отсутствие целенаправленности

С нашими целями? Какими целями?

А вот это еще одна главная ошибка оратора – нет постановки определенной цели: что самое главное в вашем выступлении, какую цель вы ставите, что хотите донести до слушателей? И если выступающий сам не может четко и задачи своего спича, то и выступление получится скомканным, и слушатели не поймут, чего же от них добиваются и что хотят преподнести?

Все это раздражает публику, у них возникают мысли о зря потраченном времени.
И чтобы этого не произошло, вы должны обязательно определить цель своего выступления, и, конечно же, осознать эту цель – что и для чего я говорю, чего хочу достичь. И в этом случае есть шанс, что ваше выступление будет результативным.

3. Не проработаны страхи

Готовы к выступлению, но все равно страшно?
А почему? Боитесь, что не получится? Боитесь быть освистанным? Это важно для вас?

Или важнее последующие чувства — разочарование в себе, опустошенность?

Со страхами нужно поработать. Вы должны просто знать, что каждый человек имеет право на ошибку, и имеет право выступить не очень удачно. И это установка должна быть в вашей голове. Да и не известно еще, может, вы выступите блестяще, а на данный момент занимаетесь самоедством. Просто отнеситесь к страхам как к союзникам, которые помогают мобилизовать организм для выполнения важной задачи. И именно страхи заставляют подготовиться более качественно к выступлению.

Но это . А что же после?

А после мы должны подключить голову, мышление, и проанализировать без эмоций свое выступление – что получилось, что не удалось. Но не для самоунижения, а для того, чтобы убрать ошибки из последующих мероприятий. Не для того, чтобы появилась мысль: «Все пропало, я опозорился и больше никогда не открою рот, буду молчать и слушать. Так меньше проблем».

Внутренний голос должен напомнить о положительных сторонах вашего выступления, а то, что не удалось – проанализировать, а потом разложить на атомы, и пусть они (эти страхи-неудачи-атомы) летят в космос и больше никогда не возвращаются.

Все проанализировав, мы должны понять – почему что-то не получилось, почему не сбылась поставленная цель, понять свои страхи. Может, внутренний голос остановил нас, чтобы впоследствии не было разочарования, и поэтому была блокирована поставленная цель?

Какое же решение этой проблемы? – Конечно же, сделать страхи своим союзником, перестать бояться, и, если высокопарно выразиться, посмотреть в глаза своему страху. А проще говоря, брать – и выступать, приобретать опыт выступления.

Но опыт опытом. Без определенных инструментов, которыми необходимо владеть, успешного выступления не может быть, а это – работа над дикцией и артикуляцией, постановкой и движением корпуса, выработка дыхания, гибкости речи, развитие диапазона и так далее. Сколько всего нужно, чтобы выступление было удачным!

Но этим можно овладеть при желании и при наличии цели.

4. Неумение «подать» себя

Когда вы начинаете говорить, вы «отфильтровываете» сведения о себе. Конечно же, каждый хочет предстать в выгодном свете, и каждый сам для себя решает, какую информацию представить, а какую – пропустить.
Но самое главное, что нужно запомнить – это то, что если даже вас представили для выступления, обязательно сделайте само презентацию: повторение – мать учения, а публика лучше запомнит вас. Тем более никто так не расскажет о себе, как каждый из нас.
Я как-то прочитала, что любой человек может написать книгу, по крайней мере, одну – это свое жизнеописание.

Так вот, описание должно соответствовать событию и теме выступления. Если вы, например, преподаватель, то должны, по крайней мере, представить родителям учеников свою концепцию преподавания, и соотнести эти сведения со своими профессиональными качествами педагога. Это, конечно же, не хвалебные речи о себе. Слушатели должны увидеть в вас обычного человека, такого же, как и они, чтобы не ощущалось огромного разрыва между выступающим – профессионалом высокого уровня, до которого нет возможности дотянуться, и слушателями.

Слушатели начинают сомневаться — смогут ли добиться таких же результатов. А также появляется недоверие к вам – соответствуют ли слова действительности?

Поэтому позиционируйте себя как простого человека, который смог стать профессионалом с большой буквы, и что для этого были . Но этот путь можно повторить, и слушатели тоже смогут добиться таких же результатов при наличии целеустремленности, желания, и обязательно под вашим чутким руководством.

При этом сумейте добиться обратной связи – задайте вопрос, попросите слушателей выразить свое мнение, чтобы у вас был диалог со слушателями, и ни в коем случае не монолог перед равнодушной публикой, которая оценивает вас и не участвует в процессе. Поэтому учитесь заявлять о себе красиво, создайте платформу для дальнейшего сотрудничества.

5 – Отсутствие работы с голосом

Все, что мы разобрали – это важно и необходимо применять в публичном выступлении.

Но давайте проанализируем ваше выступление:

  • артистичность выступления
  • техника выступления: дикция, артикуляция, постановка, дыхание, мимика, диапазон, пластика голоса

Насколько хорошо вы владеете перечисленными пунктами?

Ирина Анищенко

Да! Кстати! Начните готовиться к выступлению прямо сейчас: проявите смелость и настойчивость – напишите комментарий! Ведь выступление – это умение выражать свои мысли. Вот и напишите для начала хоть несколько слов. Увидите, что со временем этот навык разовьется, и вы будете выступать убедительно и свободно.

И со страниц сайта не уходите по-английски , кликните на кнопочки социальных сетей. Вам не сложно, а мне приятно, ведь я работала и старалась для вас – моих читателей.
Пока!

Существует множество предпосылок для успешного выступления оратора перед публикой, но и для неудачного выступления предпосылок хватает. Поэтому педагоги ораторского мастерства Сцена Жизни хотели бы остановиться подробнее на наиболее распространенных ошибках, которые допускают ораторы (и профессиональные ораторы – не исключение), каждая из которых (подчеркиваем – каждая!) тем или иным образом связана с недостаточной подготовкой. Разберем некоторые из этих ошибок наиболее распростаненных ошибок оратора :

1. Перед тем как отправиться к месту ваше будущего выступления (доклада, презентации), важно понять, почему именно вас пригласили выступить перед членами конкретной организации. Для этого оратору необходимо собрать как можно больше информации об этой организации, о ее проблемах, с которыми сталкиваются ее члены, а также поинтересоваться, какой аудитория видит будущую презентацию (выступление).

Нескольких пятиминутных звонков и разговоров с представителем заказчика явно недостаточно оратору для того, чтобы получить всю интересующую информацию.

2. Имея представление об атмосфере предстоящего мероприятия и о том, почему именно Вас, как оратора, пригласили выступить на нем, необходимо получше узнать свою будущую аудиторию. Вам нужно раздобыть информацию о том, каковы профессиональный состав ваших будущих слушателей, уровень их доходов, характерные особенности, возрастная категория, образование, и каково предназначение конкретного мероприятия. Копните поглубже. Какой путь им пришлось проделать, чтобы добраться сюда? Знают ли они друг друга или впервые собираются в таком составе? О чем им рассказывали в прошлом на подобном мероприятии? Какие ощущения они хотели бы испытать в ходе вашего выступления, и чего они хотели бы почерпнуть.

3. Если вы выступаете с программной речью или на неком пленарном собрании (заседании) перед большой массовой аудиторией, не нужно думать об опоздавших: оратору слкдует стартовать свое выступление в строго оговоренное время.

Другое дело – когда аудитория малочисленна, оратор выступает на некой практической конференции или проводите тренинг: если вы видите, что зал еще не заполнен, пару минут нужно подождать, но не стоит слишком долго испытывать терпение тех, кто пришел вовремя и желает поскорее приступить к работе.

Значительная задержка начала презентации возможна лишь тогда, когда очевидно, что большая часть слушателей смогут добраться до места проведения мероприятия только спустя некоторое время. Когда вы получите определенный опыт выступлений в рамках различных мероприятий, то осознаете, как важно начинать свою презентацию с небольшого рассказа или упражнения, призванного растормошить аудиторию.

При этом те, кто опоздал, с удовлетворением обнаружат, что они не пропустили ничего существенного, а те, кто пришел во время, будут довольны, что презентация (выступление) началась в точно указанное время.

4. Один из худших вариантов для оратора – едва выйдя на сцену, говорить о том, что только-только оправились от болезни либо смертельно устали от свалившейся на вас в последнее время работы или утомительной поездки. Слушателей мало интересует, что с оратором произошло до того, как вы появились перед ними – их, в общем-то, и не должно это интересовать. Show must go on!

5. Уважающий себя оратор не может позволить выступать себе без микрофона даже перед малочисленной аудиторией. Мне приходилось присутствовать на выступлениях ораторов , которые полагали, что могут обойтись и без микрофона – результат был плачевным. Если вы собираетесь выступать более чем 20 минут, окажите себе и аудитории услугу – воспользуйтесь микрофоном

6. В идеале оратор должен проверить микрофон, которым он будет пользоваться, до презентации (выступления). Если по каким-то причинам у вас нет возможности удостовериться в полной исправности микрофона перед выходом на сцену, понаблюдайте за тем как работает с ним предыдущий оратор . Попытки прокашляться в микрофон так же нелепы. Как и постукивание по нему. Ораторы, которые выйдя на сцену, первым делом специально прокашливаются в микрофон, поступают как любители. Тем не менее. Этот способ проверки микрофона чрезвычайно распространен.

Почему бы оратору не проделать эту процедуру перед выступлением?

Покашливание, постукивание в микрофон является верным признаком того, что выступающий чувствует неуверенность в собственных силах, и такими своими действиями он только передает эту неуверенность всем присутствующим в зале. И главное в этом пункте: если уж вы начали свою презентацию, поздно проверять, работает ли проекционный аппарат, аппарат для показов слайдов, монитор и прочие устройства – все это надо делать верх непрофессионализма.

7. Подобрать одежду для выступления оратору желательно задолго до начала презентации. Если вы ощущаете некую неловкость, выступая в галстуке, а требования к форме одежды для предстоящего выступления не запрещают оратору выступать без галстука – не надевайте его!

Когда оратор уже выступил с энным количеством презентаций, можете проанализировать свои предпочтения относительно гардероба и его корректировки в ходе презентации. Исходя из этих предпочтений, перед следующей презентацией уделите вашему гардеробу повышенное внимание.

8. Аудитория может простить оратору заезженную шутку, но вот мелкий шрифт текста на слайде или проецируемом изображении, буквы которого едва можно различить, сидя в середине зала, и практически нельзя разглядеть из задних рядов, слушатели вам не простят никогда. Некоторые ораторы в таких случаях приносят извинения заранее: «Прошу простить меня за нечеткое изображение на этом слайде» или «Я знаю. Что шрифт здесь слишком мелкий, поэтому прочитаю вслух». Однако такие извинения вряд ли будут приняты.

9. Выходя перед аудиторией, не забывайте о том, что люди собрались для того, чтобы послушать ваше выступление, а не оценить технику чтения по бумажке. Допускается зачитывать только отрывки из книг (цитаты), статьи или документа, сложные статистические данные. Как бы здорово вы не умели читать вслух, присутствующим в зале гораздо интереснее послушать, как вы умеете говорить. Особенно характерна эта ошибка для ученых, выступающих на конференциях: многие из них просто читают свой доклад слово в слово.

10. Когда оратор ходите взад-вперед по сцене, то растрачивает свою нервную энергию и демонстрируете сидящим в зале свою взвинченность, что может негативно отразиться на презентации.

Не сомневайтесь, что любое проявление нервозности с вашей стороны (а бесцельное хождение – ее наиболее характерный признак) не остается без внимания слушателей.

11. Каждый из тех, кто приходит послушать выступление, наверняка может назвать какой-либо неприятный момент, который ему особенно не хотелось бы наблюдать в исполнении оратора . К примеру, я, как слушатель терпеть не могу, когда кто-то сопит или шмыгает носом во время выступления. Большинство ораторов , делают это по причине простуды и собственной непредусмотрительности: нужно было всего лишь захватить с собой носовой платок. Если, пребывая на сцене, вы вдруг почувствовали, что вам необходимо высморкаться или захотелось чихнуть, извинитесь, выйдете за кулисы и примите все необходимые в таком случае меры.

И только затем можно вернуться на сцену и продолжить свое выступление. Правда. После этого довольно трудно делать вид, что ничего особенного не произошло.

Поэтому в двух словах, с юмором, проясните ситуацию. Например: «Итак, теперь, когда я устранил некоторые проблемные моменты…», «Это, естественно, было не запланировано…» или «Я рад быть снова с вами!...»

Никто в жизни не застрахован от ошибок, в том числе и опытные ораторы и нам успешно удастся избежать самых распространенных ошибок и радовать вашу аудиторию яркими тренингами и выступлениями