Дидюля биография где родился. Дидюля: биография, личная жизнь (фото)



Имя: Валерий Дидюля
Дата рождения: 25.01.1969
Возраст: 48 лет
Место рождения: город Гродно, Беларусь
Вес: 68 кг
Рост: 1,70 м
Деятельность: музыкант, автор музыки
Семейное положение: не женат

Валерий Михайлович Дидюля – известный белорусский музыкант, который является лидером группы «Дидюля». Став популярной персоной на белорусской и российской сцене, Дидюля (см. фото) нашел среди наших соотечественников множество поклонников. Многим интересно узнать биографию певца и его семейное положение. Немногие знают, есть ли у любимого артиста жена и дети. Мы расскажем все, что известно прессе об этом музыканте.

ДиДюЛя - Путь домой

Биография

Музыкальный исполнитель родился в городе Гродно 24 января 1969 года. Здесь он пошел в 1 класс и впервые взял в руки гитару, которую ему подарила мама. Тогда маленький мальчик еще не знал, насколько круто этот подарок изменит его жизнь. Преподаватели, занимающиеся с Валерием, удивлялись, как ловко мальчик обращается с гитарой. Многие уже тогда видели в нем будущего музыканта.


Как только у Валерия появилась гитара, он стал проводить с ней все свободное время. Будущий музыкант изучал новые способы игры, смотрел, как играют именитые исполнители, и экспериментировал.


Известный музыкант Валерий Дидюля
Валерий дает более 120 концертов для своих поклонников. Кроме того, он выпускает новые альбомы и продюссирует других музыкальных исполнителей. Его творчество востребовано слушателями и высоко оценено музыкальными критиками.
Известный музыкант сейчас

Интересный факт из жизни Дидюли – он успел попробовать себя в качестве актера. Валерий снялся в А. Кончаловского «Дом дураков».


Артист очень спокойный и уравновешенный человек. В отличие от других музыкантов, выступающих на отечественной сцене, Валерий никогда не становился героем сплетен и обсуждений (не считая случая с бывшей супругой). Свою энергию он выплескивает на выступлениях.

Есть ли у артиста семья?

Поклонников Дидюли (см. фото) интересует не только его творческий путь, но и наличие у музыкального исполнителя семьи, а именно – жены или детей. Википедии дает данные только о биографии певца. О его личной жизни этот источник умалчивает.


Пресса по-разному интерпретирует информацию о личной жизни Дидюли. Дело в том, что самый музыкальный исполнитель не любит распространяться о семейном статусе. СМИ, скорее всего, известны в большей степени домыслы о личной жизни артиста, нежели правдивые факты.


Одни источники указывают на то, что ранее Дидюля состоял в браке с Лейлой Хамрабаевой. В этом браке у артиста родились сын и дочь. Несколько позже пара рассталась. Однако Лейла до сих пор не может смириться с тем, что некогда любимый мужчина ушел от нее. Женщина хочет получить как можно больше алиментов на содержание детей. Лейла распространяет информацию о том, что Валерий не дал ни копейки для сына и дочери. На самом деле исполнитель оплачивает безбедную жизнь детям и бывшей жене.


Дидюля со своей женой

В 2016 году в прессе появлялась несколько статей, посвященных семейному положению Дидюли. Журналисты писали о том, что Лейлу пригласили принять участие в съемках программы «Говорим и показываем», где она рассказала, как живет в полной нищете. По словам бывшей, супруги Валерия, мужчина отказывается платить алименты на содержание детей. Лейла едва сводит концы с концами. Она живет вместе с детьми на съемной квартире и едва обеспечивает сына и дочь. По данным на 2016 год, Дидюля должен заплатить бывшей жене 2 миллиона 300 тысяч рублей. Возможно, что на сегодняшний день, эта сумма значительно выросла.


Адвокаты утверждали, что Валерий полностью погасил «долг» перед бывшей супругой. Они настаивали, что Дидюля чист перед законом. Якобы на самом деле Лейла присваивает суммы переводов, полученных от музыканта, себе, выставляя артиста в негативном свете.

Что происходит в личной жизни Дидюли сейчас?

Сейчас у Валерия есть новая семья. Его новую супругу зовут Евгения. Она поет в группе Дидюли. Валерий называет возлюбленную музой. Он говорит, что эта девушка вдохновляет его на новые музыкальные работы. Известно, что в браке с Евгенией у Валерия родилась дочь. Дидюля (см. фото) счастлив со своей новой семьей.


Бывшая супруга требует от Валерия алименты

Неизвестно, как Евгения реагирует на бывшую супругу музыкального исполнителя. Так как у мужчины есть дети от предыдущего брака, наверняка он хочет с ними общаться. Поклонникам Дидюли интересно, смущает ли этот факт из биографии Валерия его новую супругу. Ведь многим женщинам не нравится, когда их мужья уделяют большое количество времени своей предыдущей семье. Евгения предпочитает об этом умалчивать. Интервью с ней вообще не появлялась в СМИ. Более подробную информацию о жене музыкального исполнителя прессе, к сожалению, узнать не удалось.


Валерий Дидюля популярный музыкант

Сейчас Валерий не готов открыто рассказать поклонникам, как он живет с Евгенией, а также где они с этой девушкой познакомились. Не исключено, что их связала любовь к музыке и работа. Стоит отметить, что в СМИ не появлялась информация о женитьбе музыкального исполнителя. Возможно, Валерий и Евгения живут в гражданском браке.

ДиДюЛя - Путь домой! Дидюля "Полет на Меркурий". ДАР от БОГА.

Вам нравится творчество музыканта Валерия Дидюли?


Да
Нет
Загрузка...

Valery DiDuLa Карьера: Музыкант
Рождение: 20.5.1969
ДиДюЛя родился в городе Гродно. Этот белорусский городок красив своей архитектурой и богат музыкальными традициями. Рядом находятся границы с Польшей и Литвой, следствием чего является большое культурное взаимодействие. В городе проживает масса народностей: поляки, евреи, литовцы, белорусы, русские, украинцы. Город интересный, приятный, о нём остаются только тёплые воспоминания.

Первую гитару ДиДюЛе подарила мамаша, когда ему было пять лет. Интерес к инструменту был особенный, может потому что, что на дворе непрерывно кто-нибудь бренчал на гитаре, а может быть и в силу того что, что вообще к музыке тянулся. Как и у каждого ребёнка, у ДиДюЛи в детстве были всякие проигрыватели с пластинками, что также оказывало довольно сильное воздействие. С первой же гитарой пришли первые ненавязчивые эксперименты со звуком: на гитару ставился датчик, включались самодельные усилители, делались всякие примочки. Для ДиДюЛи начался отрезок времени гитарных курсов: преподаватель показывал, какие существуют аккорды, как нужно игрывать, какие повадки и приёмы игры существуют. Это было началом, первыми шагами в освоении гитары.

Тяга к экспериментам с гитарой была неугасаема, пацаны посещали концерты, смотрели, как играют на свадьбах, и как вообще всё это происходит - это захватывало и оказывало серьёзнейшее воздействие на интересы и идеи. ДиДюЛя с друзьями, кроме того увлекавшимися гитарой, показывали приятель другу новые достижения, соревновались, что, конечно, подталкивало, заставляло вкалывать и удерживать себя в напряжении. Шли годы, эксперименты продолжались, появилась первая группа. ДиДюЛю взяли в вокально-инструментальный ансамбль "Алые Зори", в качестве третьего гитариста. В ансамбле было как собак нерезаных людей - расширенный состав, была своя духовая секция, клавишные инструменты. Концерты проводились в колхозах и совхозах, а кроме того в городе. Николай Хитрик, бессменный глава ансамбля, и служба там, дали здоровый навык и важные представления. В процессе работы отфильтровалось немного джентльмен, потом чего выступления были продолжены в местном кооперативном ресторане. Это была потрясающая школа: по шесть часов игры всякий закат дня, без выходных, без малого без перерывов; игралась многообразная музыка. Это позволительно было окрестить первой серьёзной школой, где ДиДюЛей были получены базовые знания и навыки выступления перед публикой, помимо того, заработаны первые капиталы, чем он весьма гордился, ибо получать гроши, делая любимое занятие, греза любого.

Но ансамбль развалился, вслед за тем чего для ДиДюЛи настал звукорежиссёрский отрезок времени работы. Он пошёл в ансамбль танца "Белые Росы" - шибко серьёзный, авторитетный коллектив г. Гродно, имевший гастрольные навык и счастливый момент. Игралась, пелась и танцевалась разная музыка, в основном это были народные танцы - польские, белорусские, украинские, цыганские. Коллектив был большим и разносторонним, где ДиДюЛя стал звукорежиссёром - служба важная и ответственная, при этом и весьма интересная. Хотя за время работы пришлось и многому научиться: как совершать звук, как звучат разные инструменты, как вообще публика принимает тот или другой номер. Ведь звукорежиссёр, сидя в концертном зале, как никто ощущает, что происходит на сцене, какова реакция зрителей в зале, какие номера лучше принимаются, какие хуже, как звук влияет на зрителя. Тонкие психологические моменты концерта - вот то чему ДиДюЛе удалось научиться, работая в этом коллективе. Огромный навык был получен и из общения с музыкантами - они были людьми, прошедшими пламень и воду, с мощным академическим образованием, которые играли народную музыку так, как никто прочий. Очень сильное воздействие на дальнейшее творчество ДиДюЛи оказала гастрольная дело ансамбля, ибо гастроли проходили как на территории нашей необъятной родины, так и за рубежом.

С этим коллективом ДиДюЛя в первый раз побывал в Европе - в Испании, Италии, Польше, Швейцарии, Франции, Германии. Разнообразие людей, традиций этих стран производили неизгладимое ощущение. Работая с этим коллективом, ДиДюЛя выехал в Испанию, где произошло его знакомство со стилем Фламенко, испанской народной традицией. Хоть он до этого и интересовался и изучал их музыку, вникал в неё, но только в Испании она стала ему понятна. Ансамбль провёл там довольно полно времени, там приобретались разные музыкальные инструменты. Также во время пребывания в Испании, ДиДюЛя устраивал уличные концерты, что давало крупный навык и закалку.

Работая в ансамбле, ДиДюЛя общался не только с музыкантами, но ещё с танцорами и хореографами, это ибо был танцевальный ансамбль. Там же начались первые серьёзные композиторские эксперименты, имея неплохую технологическую базу в ансамбле, ДиДюЛя стал вносить более-менее профессионально. Там же стали появляться его первые записи, первые идеи по поводу концертов. Сначала шло сотрудничество с танцорами, затем произошло знакомство с прекрасным гитаристом Владимиром Захаровым, замечательным танцором и хореографом Дмитрием Куракуловым. Так было создано танцевально-музыкальное трио и отличная концертная программа. Период в "Белых Росах" был временем идей, сильно шибко влияла атмосфера коллектива, общение с интересными людьми, гастроли.

Через некоторое время ДиДюЛя узнал, что на белорусском телевидении проводится конкурс, куда приглашаются интересные молодые исполнители разных жанров. Если одолеть путь отборочный тур, откроются большие перспективы. Он решил испытать, и, собрав с Димой Куракуловым вещи и инструменты, поехал в прочий городок, где и проводился конкурс. ДиДюЛя и Дима прошли отборочный тур, вслед за тем чего они были приглашены на съёмки. Это было большим воодушевлением, подготовка к съёмкам была сильно серьёзной. К своему удивлению, сыграв некоторые привычные ему акустические вещи, ДиДюЛя прошёл и следующий тур и попал на гала-концерт. Это было громадный победой и успехом - греза о здоровый аудитории сбылась. Там же произошли знакомства с профессиональными режиссёрами, редакторами, они помогали, делились собственным опытом, указывали, к чему следует желать и в каком направлении действовать. Важную образ в продвижении ДиДюЛи на конкурсе сыграл даровитый белорусский композитор Олег Елисеенков. Его содействие была без затей неоценима, его советы - точны и полезны.

Но рамки звукорежиссёра становятся для ДиДюЛи чересчур узки - хочется заниматься любимым делом - гитарой, композицией, звуком, аранжировкой, своей авторской музыкой. И по приглашению бизнесмена и пианиста Игоря Брускина, он переезжает в Минск. Брускин владеет музыкальным салоном, продающим различные инструменты. ДиДюЛя занимается там консультациями и продажей, работой с различным музыкальным оборудованием, нередко ездит в Москву, где, взаимодействуя с звукозаписывающими студиями, концертными залами и другими музыкальными организациями, куда это оборудование поставлялось, получает нужный навык.

Вдружбан, по следам телеконкурса, на шибко крупном фестивале "Славянский Базар" была организована мини программа, куда были приглашены все артисты, участвовавшие в телеконкурсе. Наконец стало возможным больше серьёзно сообщить о себе - фестиваль транслировался на все страны СНГ, а кроме того в Польшу, Прибалтику и Болгарию. Это даёт ДиДюЛе здоровущий стимул продолжать работу в том направлении, в котором она велась, выстраивает чёткую позицию - дело инструментальной музыкой, гитарой, гитарной эстетикой и всё это под небольшим влиянием фольклорной музыки. Также ДиДюЛя старался в какой-то мере примешать к этому электронную музыку. Посещение Славянского Базара осталось доброй традицией, более того позже того, как ДиДюЛя переехал в Москву. Этот отрезок времени характерен для ДиДюЛи тесной работой с местными хореографами, созданием необычных и интересных номеров.

Но Москва манит к себе своим разнообразием, большими перспективами. ДиДюЛя тепло прощается с Игорем Брускиным и переезжает в Москву. Первое время было крайне нелегко - оттого что столица жутко специфична - тут свои нравы, принципы, традиции. Для приезжего человека это вовсе особенный и неизвестный град, другие люди. Но мишень, упрямство в её достижении и вера в фарт крайне помогали превозмогать трудности. Начался арбатский отрезок времени - выступления на улице, но не уличного оборванного артиста, а профессионального музыканта с хорошей техникой и внешним видом, тот, что играл, раньше всего, себе в наслаждение. Здесь ДиДюЛя познакомился со многими людьми, в том числе и с Сергеем Кулишенко, в то время он занимал высокую коммерческую пост. Хоть ДиДюЛя и не шибко несложно сближался с незнакомыми людьми, но на фоне возникших затруднений пришлось работать выбор: или позвонить кому-то из тех, с кем он познакомился, или оставить Москву.

Первым человеком, кому позвонил ДиДюЛя, стал Сергей Кулишенко. Сергей хотел поучиться игре на гитаре, так у ДиДюЛи появился начальный ученик. Также Сергей являл заинтересованность к деятельности ДиДюЛи, помог с жильём и инструментами, оплатил первую профессиональную запись на студии замечательного гитариста Мэй Лиана. Качественная домашняя студия звукозаписи определила ориентация дальнейшей работы ДиДюЛи. Запись у Мэй Лиана прошла превосходно - было записано восемь композиций, технически всё было на высшем уровне, хотя художественно - не то. ДиДюЛя крайне тепло вспоминает общение с Мэй Лианом, талантливым гитаристом и композитором, хорошим педагогом и уважаемым другом. ДиДюЛя вкупе с Сергеем начали разрабатывать вопросительный мотив создания своей домашней звукозаписывающей студии, исследовали рынок музыкальной техники. Был сформирован комплект оборудования, которое было установлено в загородном доме Сергея. Началась серьёзная планомерная служба в области звука, гитары, упражнений, занятий, поиска. Завязалось интересное знакомство с коллективом популярной музыки Аркадий. Это был увлекательный самарский музыкант, певец, композитор; начались их совместные с ДиДюЛей клубные выступления.

Через Аркадия произошло знакомство с Сергеем Мигачёвым - саунд-продюсером, аранжировщиком, человеком, понимающим музыку, знакомым как с современными компьютерными, так и с аналоговыми технологиями. После года усердной совместной работы под руководством и с помощью Сергея Кулишенко был записан дебютный альбом и снят первостепеннный видеоклип "Айседора". Но в крупных звукозаписывающих компаниях ДиДюЛю ждал отказ: они все утверждали, что инструментальная музыка не для России, тот самый жанр не интересен. Финансовых возможностей для показа здоровый публике своей музыки не было, что ставило компанию ДиДюЛи в тупик и оптимизма не внушало. На одном из клубных концертов произошло знакомство с Сергеем Балдиным, человеком, сегодня довольно известным, его заинтересовала музыка, выступление. Он предложил ДиДюЛе повстречаться в офисе компании Монолит, где побеседовать на предмет сотрудничества. Руководство компании, прослушав материал, потом долгих раздумий отказало. Интерес Сергея Балдина воодушевлял, и ДиДюЛя стал ориентироваться на выступления в клубах. Выступая и анализируя, что нравится зрителям больше, ДиДюЛя смог подкорректировать свой альбом, добился от своей гитары интересного, необычного звучания. На одном из очередных концертов к ДиДюЛе подошли люди, пригласившие его на переговоры с компанией "Глобал Мьюзик". Компания заинтересовалась проектом и дала согласие на сотрудничество. Был подписан первостепеннный контракт ДиДюЛи. Но, к сожалению, дальше занятие не пошло: в силу непонятных причин, группа не выказывала активности в работе.

Полгода сотрудничества не прошли зря: ДиДюЛя познакомился с Тимуром Салиховым, директором, с которым работает в текущий момент. Этот мужчина идеально подходит для своей работы - профессиональная хватка и тонкая дипломатичность. Контракт с "Глобал Мьюзик" был расторгнут. Через некоторое время ДиДюЛе позвонили из Русской Студии, предложили разместить одну из композиций в сборнике. В офисе, где была назначена саммит, ДиДюЛя смог побеседовать с Пригожиным, молодым, хватким специалистом. Он сказал, что создаёт новую компанию, "Нокс Мьюзик", ему интересны новые проекты, и он хотел бы сотрудничать. Для ответа долгих раздумий не потребовалось - ДиДюЛя согласился. Были просмотрены материалы, обсуждено ориентация дальнейшей работы и подписан контракт. Сразу же начались съёмки нового клипа при участии балета Аллы Духовой "Тодес". Была подготовлена пластинка, дизайн; началась рекламка, был выпущен дебютный альбом. Была налажена служба над внедрением непривычного жанра инструментальной музыки. По телевидению начали являть видеоклипы, кроме того ДиДюЛя принял участие в оригинальной программе Дмитрия Диброва "Антропология", там удалось и обозначиться, и побеседовать, и познакомить телезрителей с пластинкой. После этого начались больше серьёзные продажи альбома.

Этот отрезок времени творчества ДиДюЛи ещё связан с знакомством с звёздами поистине важный величины: Пласидо Доминго, Брайан Адамс. Появляется мысль о совместной работе с Авраамом Руссо, ставится мишень вписать немного песен, ДиДюЛя выступает в качестве композитора, аранжировщика и продюсера. Работа идёт жутко удачно в тандеме из Сергея Мигачёва, Авраама Руссо и ДиДюЛи, выливается в масштабный план. Круг знакомств с артистами расширяется, привлекаются к работе молодые исполнители, люди яркие и интересные. Расширяется гастрольная занятие, включаются новые города, клубы. Во время этих гастролей приобретаются новые инструменты, а кроме того навык и идеи, что идёт на пользу творчества.

Рождается альбом "Дорога в Багдад". Появляются осложнения в отношениях с Пригожиным и его компанией "Нокс Мьюзик". В то же время происходит знакомство с Андреем Кончаловским и съёмка ДиДюЛи в его фильме "Дом Дураков". Во время съёмок ДиДюЛя работал с Брайаном Адамсом, ещё принимавшим участие в картине. В фильме ДиДюЛя играл гитариста, проще изречь - играл самого себя. Стали являться пиратские копии дисков - конечно, единственный из видов признания артиста. На одном из концертов ДиДюЛи Дмитрий Маликов предложил ему совместно выпустить инструментальное произведение. ДиДюЛя согласился, мысль произведения родилась достаточно стремительно, так была создана композиция "Сатиновые Берега". В этом же ключе шло сотрудничество и с Кристиной Орбакайте, родилась совместная композиция.

География выступлений ДиДюЛи расширяется, порядок становится выше. Продолжается участие в телепрограммах и различных концертах. Наступает отрезок времени больше серьёзной концертной работы и ДиДюЛя решает сформировать свой коллектив, свою группу. Начинается набор: приглашён бас-гитарист (Ярослав Оболдин), клавишник (Александр Леонов), перкуссионист (Кирилл Россолимо), звукорежиссёр (Борис Солодовников). Группа репетирует, подготавливается программа, состоящая частично из новой, частично из старой музыки, дополненной новыми красками. Идёт розыск своего стиля, продолжение студийных опытов.

Так же читайте биографии известных людей:
Валерий Кипелов Valery Kipelov

Уведя с собой из группы свой неподражаемый голос, он увел и армию фанатов Арии. Те, поменяв надписи на футболках, но не меняя цвета одежды и длинных..

Валерий Киселев Valery Kiselev

Валерий Киселев - известный московский джазовый кларнетист и саксофонист, в прошлом - участник лучших биг-бэндов России, ныне - лидер собственного..

Валерий Ковтун Valery Kovtun

Таланту Валерия Ковтуна можно позавидовать. С 1980 г. он создал инструментальный ансамбль, в составе которого в разные годы играли Иван Юрченко,..

Валерий Курас Valery Kuras

В прошлом признанный офтальмолог и успешный бизнесмен, коллекционер старинных раритетных автомобилей и любитель экстремального подводного плавания,..

Дидюля: биография, интересные факты

Это легендарный белорусский гитарист, творчество которого не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Исполняемые им композиции тонким образом совмещают в себе шарм инструментальной музыки с современными обработками и необычным звучанием. Подобный симбиоз придает трекам этого гитариста какой-то особенный колорит, а потому не восхищаться его творчеством очень и очень сложно.

Свою первую гитару Валерий получил, когда ему было пять лет, в подарок от матери. С этого момента он планомерно развивал свои врожденные таланты, методично перебирая струны и переставляя аккорды один за другим. Его учителя восхищались его работоспособностью, а он, не обращая внимания ни на что, просто совершенствовал свою игру, глядя на великих гитаристов своего времени.


В подростковом возрасте Валерий впервые узнал о существовании различных вспомогательных приспособлений, позволяющих работать над гитарным звуком. С этого момента эксперименты с примочками, датчиками, звукоснимателями и прочими подобными элементами стали настоящим наваждением для молодого музыканта. Он развивал свое мастерство, а параллельно с этим работал над созданием оригинального гитарного звука.

Очень скоро подобные усилия принесли свои плоды. Композиции Дидюли начали впервые приобретать свое необычное звучание. Однако пока до настоящих вершин было еще далеко. Некоторое время спустя в качестве третьего гитариста наш сегодняшний герой устроился в вокально-инструментальный коллектив «Алые Зори», который в тот период был весьма популярен в БССР. Концерты группы проходили практически повсеместно - в городах, местечках, деревнях, колхозах и т.д. Ансамблю способствовал успех, но в какой-то момент «Алые Зори» все-таки начали распадаться. Причиной тому послужил распад СССР, а также огромное множество открывшихся возможностей. Кто-то из музыкантов уехал на запад, кто-то открыл свой собственный бизнес и только лишь наш сегодняшний герой продолжал планомерно работать над своим творчеством.


В начале девяностых годов он присоединился к гродненскому коллективу «Белые Росы», в рамках которого долгое время работал не только в качестве гитариста, но и звукорежиссера. В тот период названный коллектив преимущественно занимался исполнением белорусских, польских и украинских народных песен. Стиль «фольк» настолько понравился Валерию Дидюле, что впоследствии нотки народной музыки постоянно звучали во всех его более поздних композициях. Помимо этого стоит также отметить, что именно в составе ансамбля «Белые росы» наш сегодняшний герой впервые отправился на гастроли по странам западной Европы - Польше, Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Испании и некоторым другим странам. Особенно большое впечатление на молодого музыканта оказала Испания, а точнее - свойственная для нее гитарная музыка в стиле фламенко. После окончания гастролей Валерий Дидюля еще на несколько лет задержался в этом пиренейском государстве, изучая в течение этого времени гитарные пассажи и ритмы. Таким образом, уже к концу 2000-х годов стиль белорусского музыканта был окончательно сформирован. Музыка фламенко тонким образом переплеталась в нем с белорусско-польскими народными мотивами, а дополняли все это современные аранжировки в стиле хаус.

В конце девяностых годов Валерий Дидюля собрал вокруг себя неплохой коллектив единомышленников, вместе с которым начал гастролировать по Беларуси, Польше, Украине, Испании. Активную помощь в продвижении молодого музыканта оказали в этот период минский бизнесмен Игорь Брускин и композитор Олег Елисеенко. По их совету музыкант переехал в Минск и принял участие в нескольких крупных концертах и конкурсах. Музыка Дидюли всюду производила фурор, а потому очень скоро наш сегодняшний герой получил предложение выступить на международном фестивале «Славянский базар».

Появление на столь крупном музыкальном форуме открыло перед Валерием Дидюлей многие двери. Его пригласили работать в Москву, и уже там наш сегодняшний герой начал работу над своим первым студийным альбомом. Пластинка «Фламенко» увидела свет в 2000-м году. Следом за этим вышел дебютный клип исполнителя.

В скором времени за помощью к талантливому уроженцу Гродно начали обращаться многие известные российские музыканты. Так в разные годы Дидюля работал с Авраамом Руссо, Кристиной Орбакайте, Дмитрием Маликовым и многими другими популярными исполнителями. В 2002-м году славу гитариста упрочил новый студийный альбом - «Дорога на Багдад», следом за которым последовал альбом «Сатиновые берега». К настоящему моменту в дискографии музыканта есть уже девять студийных альбомов. В составе группы «Дидюля» белорус гастролирует по странам СНГ, давая около 120 концертов ежегодно.


Заработав себе имя в мире шоу-бизнеса, Валерий Дидюля начал работать также и в качестве продюсера. При его поддержке выпущен альбом белорусского музыканта Игоря Дедусенко. А также пластинка другого земляка - гитариста Дениса Асимовича, еще в раннем детстве потерявшего зрение.

— это совершенно оригинальный белорусский гитарист чье искреннее творчество неповторимо на всей территории бывшего СССР. Живая инструментальная музыка естественно переплетается с электронными эффектами, создавая собственный эмоциональный мир. Звук, словно живая волна мягко укрепляется в сознании, вызывая у слушателя восхищение и искреннее наслаждение, забыть которое уже вряд ли получится.

Интерес к внутреннему миру создателя музыкальных миров, а также к творческой дороге, которую прошел автор, прежде чем оказался на сцене, побуждает нас рассказать биографию струнного гения.

Подарок мамы

Родился Валерий на западе Белоруссии в городе Гродно. Здесь начинается его биография — получил школьное образование и здесь же впервые он прикоснулся к гитаре, которую ему подарила мама. Начало было положено и пальцы талантливого мальчика с этого времени стали искать способы оживления гитарных аккордов. Учителя Валерия Дидюли не могли сдержать восторга и удивления такой безудержной тяге к гитарному искусству.

Проводя за игрой по 8 часов, мальчик также живо интересовался струнными кумирами современности, стараясь узнать о гитарном мастерстве как можно больше. В подростковом возрасте для Дидюли, настоящим откровением стало открытие гитарных эффектов позволяющих трансформировать звук в совершенно новые музыкальные рисунки. Можно сказать, что с началом экспериментов стал зарождаться оригинальный стиль будущего легендарного гитариста, который своим творчеством тронул сердца миллионов слушателей. Как одержимый он скрещивал гитарный звук с электронным. И вскоре, стали пробиваться первые ростки его фанатичной работы. А всевозможные примочки, звукосниматели, датчики и прочее оборудование стали постоянными спутниками гитарного виртуоза.

Валерий Дидюля никогда не отступал от своего предназначения и первое его профессиональное выступление произошло в составе, популярного в Советской Белоруссии, вокально-инструментального коллектива «Алые Зори». Ансамбль давал концерты, где только было можно! Города, села, колхозы и прочие населенные пункты впервые услышали игру третьего гитариста, правда в составе группы, но при этом полноценного ее участника. Простонародный стиль игры пользовался популярностью среди деревенских слушателей, но пришло время, когда группа стала разваливаться. Причиной стал распад СССР, вместе с которым открылись новые горизонты для любой деятельности. Некоторые музыканты открыли свой бизнес, другие уехали из страны, но Дидюля и здесь не оставил свою любовь к музыке и продолжил работу со своим гитарным творчеством.

В трудные девяностые годы музыканту удалось не только попасть в группу «Белые Росы», которая по профессионализму была на порядок выше чем «Алые Зори», но и получить навыки звукорежиссера, должность которого в группе доверили Дидюле. Исполнение народных песен Польши, Украины и Белоруссии звучало в стиле «фольк» и это добавило к творчеству гитариста свой особый колорит. Позднее в его сольных выступлениях народная музыка неоднократно пронизывает его композиции, которая переплетаясь с гитарным и электронным звуком. Она выносит слушателя в совершенно новый вид музыкального путешествия.

«Белые Росы» на тот момент оказались востребованы не только на территории бывшего союза, но и в Западной Европе. Объездив Польшу, Германию, Италию, Францию, Швейцарию, Испанию и прочие страны, гитарист уловил еще одно звучание, которое гармонично легло в основу его творчества. Это было фламенко! Испанская энергия, заложенная в гитарных ритмах и пассажах, заставила музыканта оставить группу по окончании гастролей и заняться изучением нового для гитарного гения музыкального течения.

Рождение звезды

В 2000 году музыкант обрел наконец полностью сформированный стиль, который резко выделял его из привычных, похожих один на другого гитарных мастеров. Белорусско – польские народные мотивы, переплетаясь с хаус — аранжировкой и горячим испанским фламенко стал наполнять залы людьми и появились первые профессиональные записи. Собрав группу музыкальных единомышленников Валерий Дидюля, стал давать концерты в Украине, Белоруссии, Польше и Испании, вызывая восторг зрителя необычной и заряженной игрой своей гитары.

Конечно, многое в продвижении гитариста сделали его музыкальные опекуны. Минский бизнесмен Игорь Брускин и композитор Олег Елисеенко уговорили Дидюлю переехать в более перспективный Минск, где на голову гитариста посыпались всевозможные конкурсы и концерты. Талант музыканта не вызывал сомнения и он получил приглашение для выступления на крупном международном фестивале «Славянский базар», который дал мощный толчок в карьере гитарного гения.

После фестиваля для Валерия открылись новые горизонты и вскоре Москва, открыла свои двери для творчества Дидюли. Первый студийный альбом был записан в 2000 году, под названием «Фламенко», а затем появился и первый клип исполнителя гитарных композиций. Успех неминуемо навалился на Валерия Дидюлю и от звезд российской эстрады к нему посыпались предложения о сотрудничестве. Среди заказчиков были – Авраам Руссо, Кристина Орбакайте, Дмитрий Маликов и многие другие известные артисты.

В 2002 году вышел новый альбом гитариста «Дорога на Багдад», а за ним родился на свет альбом «Сатиновые берега». На сегодняшний день за спиной у Дидюли уже девять альбомов, каждый из которых неповторим и самобытен. Созданная группа, названная фамилией белорусского гитариста, дает порядка 120 концертов в год по странам СНГ, неизменно вызывая восторг слушателя своими энергичными и сверкающими музыкальными красками, композициями.

Закрепившись на музыкальном Олимпе, гитарист стал также заниматься продюсерской деятельностью, помогая среди прочих и своим соотечественникам. Среди белорусских протеже Дидюли, музыкант Игорь Дедусенко, который выпустил с помощью Валерия свой альбом, а также с детства слепого гитариста, Дениса Асимовича.

Музыка как наука

В конце двухтысячного года Дидюля продолжает экспериментировать над звуком, называя свой поиск «звук в звуке». Описывая этот эксперимент, Валерий Дидюля сравнивает такое звучание с «музыкальным 25 кадром». По его словам звучание от этого эффекта становится объёмным и насыщенным, создавая новый фон композиции.

Сам музыкант уверен, что такая музыка вызывает у слушателя всплеск энергии, которая очень своеобразно воздействует на сознание и отгоняет плохие и тревожные мысли. Некоторые врачи и психологи подтвердили это в своих наблюдениях, называя такую музыку лечебной.

Вскоре ожидается появление автобиографии музыканта и его группы, выраженной в документально — музыкальном фильме «Дорогой шести струн». Фильм снят в волшебных местах горной Абхазии и рассказывает о творчестве и повседневной жизни музыкантов, сопровождаемой философскими и жизненными наблюдениями.

Концерт, вышедший 23 июня 2009 года в Санкт-Петербурге в БКЗ «Октябрьский» приводит к выпуску альбома «LIVE in Saint-Petersburg». Коллекционное издание на CD и DVD дисках запечатлел неповторимый и яркий своей зажигательной энергией, концерт, который по достоинству оценили питерские поклонники Дидюли.

Февраль 2010 года рождает свежий и яркий альбом с названием «Аромат». В записи альбома участвуют особенные духовые инструменты, среди которых и подаренный на гастрольных выступлениях, дудосакс. Краски этого альбома нежны и воздушны, как абрикосовый цвет и погружает слушателя в расслабленную атмосферу.

За границей популярность музыканта также возрастает. В 2010 году вместе с канадским партнером, Дидюля создает «DiDuLa Entertainment Inc», которая призвана популяризовать музыку гитариста в Канаде и США. Концертная компания занимается подготовкой и реализацией всех живых и записанных выступлений струнного виртуоза, а также организацией концертных туров и связями со средствами массовой информации. В сентябре 2010 года для запада специально переиздан один из самых успешных проектов Валерия Дидюли в Российской Федерации — это альбом «CAVE TOWN OF INKERMAN» («Пещерный город Инкерман»).

В ходе взаимодействия с известным режиссером Алексеем Балабановым, Дидюля получает премию в номинации «Лучшая музыка к фильму». На конкурсе «Белый слон-2010» был выставлен фильм Балабанова «Кочегар» в который вошли ранние композиции шестиструнного гения.

Белорусский гитарист не перестает поддерживать гитарную школу своей родины. Так 30 августа 2012 года в мир выходит продюсерская работа Дидюли – альбом Игоря Дидусенко «Молитва»(2012 год), а в ноябре этого же года запущен официальный сайт Дениса Асимовича.

Для самого Дидюли 2012 год также выдался очень плодотворным. В этом году 6 декабря компания «Квадросистем» выпускает серийный альбом, под названием «Орнаментальный», а в самом начале 2013 года выходит еще одна работа гитариста под названием «LIVE in Kremlin» (2013). В 2013 году закончен видеомонтаж концерта «Музыка Солнца», который проходил вживую на Государственном Кремлёвском Дворце 08 декабря 2011 года.

Группа «Дидюля» является одной из самых активных групп инструментальной музыки в России, которые ежегодно дают порядка 120 концертов на территории России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Творчество Дидюли является не только развлекательным действом шоу-бизнеса, но и несет в своей основе восстанавливающую, гармоничную энергию! Она помогает отстраниться от жизненных неурядиц и благодаря этому восстанавливает эмоциональное равновесие. Новое концертное мероприятие Дидюли под названием «Музыка лечит» — это музыкальный душевный лекарь, который ненавязчиво льет лечебный инструментальный бальзам в подсознание слушателя, излечивая болезни, которые, по сути, только отражение негативных мыслей.

Сегодня творческий мир Валерия Дидюли расширяется в совместном творчестве с экс-вокалистом «Rainbow» и «Deep Purple» Джо Линн Тёрнером. Также в планах гитариста взаимодействие с российскими музыкантами и исполнителями, а симфоническая музыка становиться новым этапом экспериментов на пути этого энергичного и талантливого музыканта.

Имя: Валерий Дидюля

Дата рождения: 24.01.1969

Возраст: 50 лет

Место рождения: город Гродно, Беларусь

Деятельность: музыкант

Семейное положение: не женат

Дидюля родился в одном из самых красивых городов Белоруси. Родители, папа - инженер и мама - бухгалтер, творческие наклонности поддерживали с детства. Первая гитара появилась в пять лет. Вообще, родители дали Виталию возможность позаниматься разными увлечениями. Они хотели, чтобы он самостоятельно выбрал себе увлечение по душе. Так и вышло. Когда Дидюля впервые увидел гитару, то, по его словам, почувствовал ее физически. С этого и начался его творческий путь.


Учился он в средней гродненской школе №22. Хорошей успеваемостью не отличался. Зато учителя музыки поражались его трудолюбию. А Дидюля продолжал совершенствовать свое мастерство.

Валерий Михайлович Дидюля

В детстве Валера был активным ребенком. Родители не препятствовали ему развиваться в разнообразных направлениях. Он любил заниматься спортом. Теннис, плавание, велосипед - его излюбленные виды досуга.

Дом Дидюли стоял на окраине города. Невдалеке были лес, река, озера, поля. На выходных он уходил гулять в лесу, лазил по деревьям, купался в озере и речке. Ничто не мешало ему сливаться с природой воедино. Ведь в то время не было интернета, а телевидение не было так развито как сегодня.

Дидюля с детства играет на гитаре

В кругу друзей были ребята, тоже увлекающиеся музыкой. По вечерам они собирались во дворе и пели песни под гитару, хвалились друг перед другом новыми достижениями, соревновались.

Как и в каждой советской семье у Дидюли дома была большая коллекция грампластинок, прослушивание которых тоже оказало влияние на развитие его творчества.

В школьные годы Валерий много занимался с преподавателем на гитарных курсах. Именно учитель показал ему различные приемы игры на семиструнной. Обучение игре стало сознательным на пути к музыке.

Начало творческого пути

Первым музыкальным коллективом, в котором работал юный исполнитель были «Алые Зори». Там он работал третьим гитаристом. Сначала выступали перед колхозниками и горожанами. Затем продолжили работу в кооперативном ресторане. В этот период Дидюля получил бесценный опыт выступлений перед зрителями. Представления продолжались по 6 часов каждый вечер, музыку играли самую разную. Тогда он заработал свои первые деньги и очень гордился этим.

В 17 лет Дидюля был звукорежиссером ансамбля «Белые Росы». С ними гастролировал по всей Европе. Работа была серьезная, ответственная. Это был огромный опыт по изучению психологии зрителя, из общения с музыкантами, которые виртуозно играли народную музыку. Тогда же он и познакомился вживую со столь излюбленным им стилем Фламенко. До гастролей в Испанию гитарист очень интересовался этой народной традицией, но именно в самой стране он вникнул в нее и понял до конца.

В работе музыкант проявляет все свое упорство

Во время работы в ансамбле, Дидюля набрался необходимого опыта и начал записывать свои первые композиции. Появились идеи по поводу проведения собственных концертов.

Первый телеконкурс

Однажды услышав, что на белорусском телевидении проводится конкурс по поиску молодых талантливых исполнителей, Валерий тут же решил принять в нем участие. С собой он позвал Дмитрия Куракулова - танцором и хореографом из «Белых Рос». Они выиграли конкурс. Это был большой успех, так как их пригласили на последующие съемки. К ним Дидюля подготовился со всей серьезностью и снова удача. Он прошел следующий тур и попал на гала-концерт. Сбылись мечты начинающего артиста. Большая аудитория, известные люди, профессиональные редакторы и режиссеры делились с ним опытом давали рекомендации в каком направлении ему двигаться.

На фестивале «Славянский базар» организовали небольшую программку, в которую пригласили всех участвовавших в предыдущем телеконкурсе. Фестиваль транслировался во всех странах СНГ и для Дидюли это стало возможностью заявить о себе по-серьезному. Он выстраивает четкую линию предстоящей работы - он смешивает гитарную музыку с фольклорной и с элементами электронной.

Дидюля успешно гастролировал за рубежом

В 1998 году Дидюля переезжает в Москву - в город больших возможностей. Приживался он там очень тяжело. Московский менталитет был далек от его родного города. Выжить он смог за счет своей целеустремленности.

Приходилось выступать на Арбате, но в качестве профессионального артиста, который играет не ради заработка, а исключительно для своего удовольствия.

Даже не очень высокая коммуникабельность не помешала артисту упрямо идти к цели. Ему приходилось перебарывать себя и звонить малознакомым, но известным и весомым людям.

Первые сотрудничества

Так он сблизился с Сергеем Кулишенко, став его учителем игры на гитаре. А Кулишенко, в свою очередь, очень помог Валерию обустроиться, а также оплатил покупку новых инструментов и оплатил первую профессиональную запись на студии Мэй Лиана. В дальнейшем Дидюля совместно с Сергеем организовали у Кулишенко в загородном доме домашнюю студию звукозаписи. На ней же записали первый альбом и клип «Айседора».

Но признание его творчества было еще далеко впереди. Тогда же талант его не признали и жанр не оценили. Через полгода его музыка заинтересовала Тимура Салихова. Затем компания «Русская студия» предложила разместить в альбоме одну из композиций. В офисе компании Дидюля познакомился с Иосифом Пригожиным, который предложил ему сотрудничество. Началась активная работа. Сразу приступили к съемке клипа совместно с творческим коллективом «Тодес», выпустили дебютный альбом.

Дедюлю пригласили на передачу «Антропология», где он познакомил зрителей с его первой пластинкой.

Гитаристу приходится много работать

После знакомства с Пригожиным карьера Дидюли пошла в гору. Продажи альбома шли на ура. Он знакомится с такими людьми, как Пласидо Доминго, Брайан Адамс, Авраам Руссо. Совместно с Руссо и Сергеем Мигачевым началась работа по записи нескольких песен, и она вылилась в серьезный проект. Расширяется круг общения, привлекаются новые люди, активизируется гастрольная деятельность, приобретается новый опыт, рождаются идеи.

После появления альбома «Дорога в Багдад», осложняются отношения с Пригожиным. Компенсируется это знакомством с Андреем Кончаловским и Дмитрием Маликовым. Дидюля снимается в фильме «Дом дураков». а съемках сближается с Брайаном Адамсом, который также принимал участие. После появления пиратских копий стало ясно, что Дидюля добился признания.

Музыкант много выступает с концертами

С Маликовым они записывают совместную композицию «Сатиновые берега». Началась активная концертная деятельность. Валерий решает создать свою группу. Подготавливает программу, собирает людей.

В 2014 году планировалось выступление Дидюли на Евровидении в дуэте с Максом Лоренсом. Они подготовили потрясающий номер, вызвавший восторги у жюри. Но на конкурс отправили-таки исполнителя Тео. Ни протесты зрителей, ни письмо Лукашенко не помогли им.

Сегодня Дидюля работает над музыкой полезной для людей. Он дает более ста концертов в год. Гастролирует по всему миру.

Личная жизнь

Свою личную жизнь гитарист предпочитает не выставлять на общественное обсуждение.

Известно, что Дидюля был женат на девушке Лейле Хамрабаевой. Он удочерил девочку Лейлы от первого брака. Позже у них родился общий сын. Официально Дидюля считается отцом двоих детей. Развод состоялся более 10 лет назад. Но бывшая супруга до сих пор отстаивает свое право на достойные алименты. По ее словам, Дидюля никогда не отличался щедростью. И сейчас выплачивает сущие копейки в качестве алиментов, которых не хватает на нормальное существование. Лейла живет с детьми на съемной квартире очень бедно. Она утверждает. Что Виталий никогда не принимал участия в воспитании детей.

Недавно ее пригласили на передачу Леонида Закошанского «Говорим и показываем», на которой женщина озвучила все претензии к нерадивому отцу. Семья находиться в настолько тяжелом положении, что сын вышел с плакатом «Папа, заплати алименты». Представляется, что парень сделал это под влиянием матери. В борьбе за 2 млн рублей она готова пойти до конца.