Обломов и штольц испытание любовью. Испытание любовью – Обломов и Ильинская (сочинение по роману И

1. Любовь как испытание «Обломов» .

2. Отношения героев: Ольга, Штольц, Обломов, Лгафья Матвеевна.

«Обломов » - слишком большой и разноплановый роман, чтобы обсуждать его только в одном ключе. Как правило, об Обломове вспоминают, говоря о таком явлении, как «обломовщина». Мне же хотелось показать этого героя немного с другой стороны, доказать, что и в его жизни были чувства, и среди них - такое прекрасное, как любовь.

Обломов постоянно на протяжении всей жизни борется с собой, а на пути его все время возникают препятствия и трудности: от раздражающих по своей нелепости житейских - встать или не встать с кровати, съезжать ли с квартиры или оставаться, до общечеловеческих, философских - «быть или не быть». И среди всех трудностей, которые пришлось перенести Обломову, на первом месте стоит любовь.

«Господи! - восклицал Обломов . - Зачем она любит меня? Зачем я люблю ее?...»

Любовью наполнен весь роман, а не только жизнь одного Обломова. Это прекрасное, недоступное человеческому разуму чувство приходит ко всем - к Ольге, к Штольц, и к Агафье Матвеевне. Интересен тот факт, что Гончаров превращает любовь каждого героя в испытание. Ни одному из них не дается она легко и просто.

Красной линией проходят в романе взаимоотношения Ольги Ильинской и Обломова. Штольц приводит ее в дом Ильи Ильича как спасение - надежду на то, что Обломов наконец-то очнется от бесконечного лежания на боку, захочет вдохнуть жизнь полной грудью, не только почувствовать, но и прочувствовать ее. И действительно, Ольга сильно меняет Обломова.

Через некоторое время после знакомства с Ильинской, Илья Ильич становиться другим: «на лице ни сна, ни усталости, ни скуки», «халата не видать на нем», «сидит с книгой или пишет». Ольга задевает его до самой глубины души, зарождает в нем такие чувства, о существовании которых он и подумать не мог. Он «лишь проснется утром, первый образ в воображении - образ Ольги». Теперь Обломова с полным правом можно назвать счастливым человеком: в его жизни есть любовь, и любовь эта взаимна. Ведь именно из-за безответной любви в мире разворачивается столько трагедий. Однако «любовь делалась строже, взыскательнее, стала превращаться в какую-то обязанность». Она уже не радует, а скорее омрачает. Герой не несет ее в себе, как бесценный дар, а тащит, словно громоздкий багаж. Обломов приходит к выводу, что «любовь - претрудная школа жизни». Многие часы тратит Илья Ильич на размышления об их с Ольгой отношениях и подводит им итог: «Я похищаю чужое! Я - вор!»

Oil пишет своей возлюбленной страстное, одухотворенное письмо: «Прощайте, ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой...»

Почему же Обломов гак яростно отвергает это чувство, за которое многие борются, мечтают о нем, стремятся к нему? Почему он отвергает Ольгу?

«Она полюбила человека честного, умного и развитого, но слабого, не привыкшего жить; она узнала его хорошие и дурные стороны и решилась употребить все усилия, чтобы | огреть его тою энергию, которую чувствовала в себе. Она думала, что сила любви оживит его, вселит в него стремление к деятельности и даст ему возможность приложит!:, к де-iy способности, задремавшие от долгого бездействия. Ольга приняла мгновенную вспышку чувства со стороны любимого ею человека за действительное пробуждение энергии; она увидела свою власть над ним и надеялась вести его вперед на пути самосовершенствования» - вот как объясняет поведение Обломова Дмитрий Иванович Писарев.

Илья Ильич начинает сомневаться в искренности Ольги-пых чувств, он не хочет быть участником своеобразного эксперимента». И где-то глубоко внутри себя Обломов понимает, что не найдет в Ольге того, что ищет в женщине: она не тот идеал, который он рисует в своих мыслях. Да и Ольга разочаровывается. Ведь любовь - это всегда самопожертвование. А Илья Ильич не способен принести себя на алтарь искренних, сильных страстей. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, - а ты уж давно умер», - говорит Ольга Обломову.

Судьба посылает главному герою большой дар, настоящее счастье, но в это же время и тяжкое испытание, и только любовь может стать для нас и тем и другим одновременно. Илья Ильич начинает борьбу с «обломовщиной», и поле битвы разворачивается внутри него самого, а это всегда самое сложное. Обломов проигрывает самому себе, он не в силах преодолеть воспитание, собственный характер, уклад жизни. Он сдается. И внутри него зияет пустота - прежде физической смерти наступает духовная: «Сердце было убито: там на время затихла жизнь». На мой взгляд, духовная гибель гораздо Страшнее, чем физическая. Этот вид смерти не позволяет человеку возродиться в сердцах тех, кто когда-то искренне его любил.

Спустя много лет Обломов находит тот идеал, к которому" всегда стремился: в его жизни появляется женщина, несущая покой. Это Агафья Матвеевна Пшеницына. Казалось бы, именно теперь Илья Ильич может чувствовать себя счастливым. Но нет того любовного трепета, сладостного волнения, слез радости. Отчего таится он от друзей, словно стесняется новой своей суженой, отчего завещает им заботу о сыне? Обломов возвращается к истокам, «он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существования».

После смерти Обломова все в жизни Агафьи Матвеевны меняется: она остается одна, сын Андрей воспитывается у Штольцев. Создается впечатление, что новая семья Ильи Ильича была фикцией, и как только его не стало, мираж распался, перестал существовать, и каждый, кто принимал в нем участие, мгновенно и навсегда забыл о прошлом.

Отношения Ольги и Штольца также оставляют у читателя некоторую неудовлетворенность. Кажется, что оба они больше живут умом, чем сердцем. Но все же это счастливая, жизнерадостная семья. Эти люди идут вперед, они живут по-настоящему, осваивая окружающий мир и знают, что нужно делать дальше.

Трагичность, которой окутал Гончаров любовь в своем романе, вероятно, пришла на страницы произведения из его собственной жизни, из глубин души. И, может, однажды он, как и Обломов , не смог вынести бремени этого до боли сладкого чувства.

В романах И. А. Гончарова чувство любви часто является одним из основных средств раскрытия характеров. Более того: через это интимное чувство писатель раскрывает и гражданские качества человека. Не является исключением и роман "Обломов". Наиболее ярко характеры и человеческие качества главных героев проявляются в их взаимоотношениях.

Совпадение имени и фамилии: Илья Ильич - Ильинская подчеркивает то, что они предназначены друг для друга. Не случайно первое упоминание об Ольге включено в идеальную картину жизни, которую Обломов рисует Штольцу. Он описывает музыку, что будет звучать в его доме: "...как выплакивает сердце эта женщина! Какая грусть заложена в эти звуки! ...И никто не знает ничего вокруг... Она одна... Тайна тяготит ее; она вверяет ее луне..." Имя Ольги, ее облик, поступки пронизаны музыкой - она живет в ее ореоле. Все в ней удивительно гармонично: и прекрасный голос, мягкий, "с нервной дрожью чувства", "чистый, сильный, девический", и "умные", "ласковые" темные серо-голубые глаза, и наклон головы, "благородно покоившейся на тонкой, гордой шее". "Боже мой, какая она хорошенькая! - восхищается ее внешностью Обломов, хотя Ольга и не красавица. - Бывают же такие на свете! Эта белизна, эти глаза, где, как в пучине, темно и вместе блестит что-то... душа,. должно быть! Улыбку можно читать, как книгу; за улыбкой эти зубы и вся голова... как нежно покоится на плечах, точно зыблется, как цветок, дышит ароматом". В Ольге совершенно нет жеманства, кокетства, лжи, мишуры, умысла. В силу своей натуры и воспитания она естественна в проявлении мыслей и чувств; естественны и все ее жесты, даже малейшие, едва заметные движения глаз, губ, рук.

Обладая нежной и одновременно горячей натурой, Ольга отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича, который увидел в ней воплощение своего идеала, и любовь Ольги так же проста и естественна, как и вся ее жизнь. Она полюбила впервые в двадцать лет. В ее глазах "прибавилось света, в движениях грации; грудь ее так пышно развилась, так мерно волновалась". В Ольге заиграли все силы, она увидела то, на что прежде глаза ее были закрыты. В ней "развернулись новые стороны ума, новые черты характера". Несмотря на свою молодость, Ольга прекрасно понимает, что "первая и главная роль" принадлежит ей, что от Обломова не приходится ждать "никакого движения воли, никакой активной мысли". И она берет на себя роль "путеводной звезды", мечтает, что разольет свет "над стоячим озером и отразится в нем".

В Ольге возникает желание воскресить интересного для нее, хотя и безвольного человека: "она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил". В этом обновлении Ильи Ильича она видит свое призвание. И в значительной мере осуществляет это свое намерение. Она отважно напоминала Обломову "цель жизни и обязанностей и строго требовала движения, беспрестанно вызывала наружу его ум, то запутывая его в тонкий, жизненный, знакомый ей вопрос, то сама шла к нему с вопросом о чем-нибудь неясном, не доступном ей". Если она замечала "прежние черты в душе Обломова... малейшую усталость, чуть заметную дремоту жизни, на него лились упреки, к которым изредка примешивалась горечь раскаяния, боязнь ошибки".

Ольга видела свое назначение в том, чтобы любить Обломова, и она следовала своей судьбе, училась любви, "пытала ее и всякий новый шаг встречала слезой или улыбкой, вдумывалась в него". В минуты разочарования она думала: "Не любят два раза в жизни, это, говорят, безнравственно". Она оправдывала свою любовь к Обломову "его кротостью, чистой верой в добро, а пуще всего нежностью, нежностью, какой она не видела никогда в глазах мужчины". "У сердца, когда оно любит, - думала Ольга, - есть свой ум, оно знает, что хочет, и знает наперед, что будет".

После того как Обломов сделал Ольге предложение, она не увлеклась его романтическими порывами и мечтами. Вместо этого она стала твердить ему, что в любви начинается серьезная практическая жизнь: нужно сходить в палату, засвидетельствовать доверенность, поехать в Обломовку и устраивать свои дела...

Но долг и обязанность оказались губительными для любви, ее романтического пафоса. Когда Обломов пришел в отчаяние из-за практической стороны свадьбы, Ольга получила известие о завершении тяжбы по ее имению, но ничего не сказала Илье Ильичу, желая "доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот, как окончательно спадет с него гнет, как он не устоит перед близким счастьем". Она ждала от Обломова решительных действий, смелости, готовности жить активно, но вынуждена была признать свое поражение. На последнем свидании Ольга признается, что любила будущего Обломова ("любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним"). В горькие минуты расставания решительность и воля изменяют Ольге, и она устремляется к Обломову, умоляя его забыть ее жестокие слова... Но все уже тщетно.

Первая любовь - любовь к Обломову, стала для Ольги серьезным испытанием. В ней исчезли детскость, наивность, беспечность. Ольга не смотрела больше на мир так, как прежде, - открыто, светло и покойно: "...глаза немного будто впали, и нет детской усмешки на губах, нет наивности, беспечности". Именно такой и увидел Ольгу Штольц через год в Париже. Она обрадовалась ему, глаза "Ольги блеснули светом тихой, не стремительной, но глубокой радости".

Перемены, случившиеся в Ольге, поразили Штольца. Раньше она была для него "милым ребенком, подающим большие надежды". В Петербурге Штольц не видел, что Ольга "идет почти одна своей дорогой... идет по новой тропе, по которой ей приходилось пробивать свою колею собственным умом, взглядом, чувством". Ольга многое научилась понимать и угадывать; осторожно вглядываясь в жизнь, вслушиваясь в речи и советы Штольца. А тогда он не видел этого, он ждал от нее "много впереди, но далеко впереди, не проча ее себе в подруги". И только за границей, увидев незнакомую и таинственную Ольгу, отважился углубиться "в лабиринт ее ума, характера и каждый день открывал и изучал все новые черты и факты и все не видел дна, только с удивлением и тревогой следил, как ее ум требует ежедневно насущного хлеба, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни".

Для Ольги любовь к Штольцу также стала совершенно новым, неизведанным чувством. В своей первой любви - любви к Обломову - она перенесла "девический период неуменья владеть собой, внезапной краски, худо скрытой боли в сердце, лихорадочных признаков любви, первой ее горячки". Ольга не осознавала своего чувства к Штольцу, боролась отчаянно "сама с собой", она стала сомневаться в своей любви к Обломову, даже стыдиться своего романа с ним. И в то же время искренне раскаивалась "в неблагодарности за глубокую преданность ее прежнего друга". Ольге нравилось "непрерывное, исполненное ума и страсти поклонение такого человека, как Штольц", нравилось потому, что оно " восстанавливало ее оскорбленное самолюбие". И постепенно Штольц стал ее "разумом и совестью". Перед ним Ольга теряла силу воли и характер, проницательность, умение владеть собой. Помимо ее воли любовь завладела ею, заполнила всю ее жизнь. Ее любовь к Штольцу - чувство зрелое, глубокое.

Гончаров показал нам все оттенки сложных любовных отношений Ольги с Обломовым и Штольцем, в которых раскрылись все ее лучшие качества: благородство, желание быть "путеводной звездой", решительность, духовная красота. Мы увидели, что она растет вместе со своим чувством, и каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждой сценой грациозный образ девушки делается все симпатичнее, обрисовывается ярче и сильнее. И мы искренне радуемся, что в Штольце она нашла человека, в котором отчасти "воплотился ее идеал мужского совершенства", что в замужестве сбывается ее девический сон счастья.

А вот Обломова жаль. Ведь постепенно умирал не только его разум, но и нравственная жизнь. Он встретил необыкновенную, чуткую девушку, горячо полюбившую его, и любовь вначале захватила его самого, но закончилась она все в том же обломовском духе. Лень и боязнь поломать привычный для него уклад победили в Обломове чувство любви, ему не хотелось переживать ее тревог, нести какие-то обязанности перед другим человеком. В его грезах идеал женщины представлялся воплощением "целой жизни, исполненной неги и торжественного покоя, как сам покой". Он мечтал в своей возлюбленной найти "неизменную физиономию покоя, вечное и ровное течение чувства".

Идеал семейного счастья представлялся Илье Ильичу вполне "по-обломовски", и потому лишенная какого бы то ни было нравственного смысла его жизнь с Пшеницыной, полной противоположностью Ольги, оказалась соответствующей его характеру, потребностям его натуры. Да и случайное совпадение чинов ее мужа и самого Обломова становится намеком на неизбежность обретения мечты в доме Пшеницыной. Мы не можем не заметить, что объективно этот дом стал для Ильи Ильича новой Обломовкой, такой желанной и такой гибельной.

Здесь происходит медленное, но все же необратимое угасание героя. Если любовь к Ольге сопровождали книги, цветы, музыка, то отношения с Пшеницыной во многом определяются притягательной силой локтей "с ямочками посредине". Если в Ольге Обломов видел и ценил грацию и духовную красоту, то на Пшеницыну глядит, как "на горячую ватрушку". В его жизни на Выборгской нет поэзии, нет лучей, "которыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди крестьян, дворни". Зато в новообретенном райском уголке царят мир и тишина, разговоры ведутся не о высоком назначении человека и смысле жизни, а о праздниках, кухне, продовольствии. Все враждебное исчезло из жизни Ильи Ильича, любящее око жены, Агафьи Матвеевны, зорко сторожило каждое мгновение его жизни. Пшеницына не предъявляла к Обломову никаких требований, и он "жил как будто в золотой рамке жизни". Обеспечив Илье Ильичу идеальные условия существования, Агафья Матвеевна предоставила таким образом возможность для проявления благородства, уверенности Обломова в своих нравственных силах. Так, например, много лет подряд слушая Тарантьева по лености и беспечности, он, наконец, проявляет смелость и решительность тогда, когда грубость и пошлость земляка переходят все границы.

В доме Пшеницыной Обломов обрел то спокойное и ровное семейное счастье, о котором мечтал. Он заботится о детях Агафьи Матвеевны, как о своих, у него и у самого родился сын. Его любовь к жене - чувство также спокойное и ровное, не требующее ни бессонных ночей, ни сладких и горьких слез. Добрейшая Агафья Матвеевна помогает Обломову не замечать жизни и не чувствовать ее. И герой окончательно убеждает себя, что в этой женщине воплотился "идеал того необозримого, как океан, и нерушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла в его душу в детстве, под отеческою кровлей", то есть "...идеал его жизни осуществился".

Читая роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов», мы следим за поведением главного героя, его деятельностью или бездействием. Мы видим отношения Обломова с разными людьми, которые большей частью ему неинтересны. Отмечаем глубокую привязанность Ильи Ильича к своему другу Андрею Штольцу. Но особенно ярко все внутренние свойства души Обломова проявляются в его отношениях с Ольгой Ильинской.

Ольга – это единственная любовь Обломова. Вспыхнувшее чувство он пронес в глубине своей души через всю жизнь. Любовь к Ольге появилась внезапно, неожиданно и превратила Обломова в человека с живой душой, чуткого, думающего, нежного и впечатлительного. Эта любовь не смогла развиться и оборвалась, но она позволила нам увидеть глубину чувств Ильи Ильича, его кристально чистую душу. С какой кротостью и нежностью Обломов относился к Ольге Ильинской! Он благоговел перед девушкой, часто был смущен и терялся. Илья Ильич относился к Ольге, как к существу святому и ангельскому. Эта любовь была для него самым серьезным испытанием в жизни. К сожалению, Обломов не выдержал этого испытания. Да и не могло быть иначе. Очень тонкие нити связывали двух молодых людей: нежного, кроткого, безвольного Обломова и рассудительную, практичную и очень волевую Ольгу. Читателю с самого начала было понятно, что такой роман двух людей недолговечен, что ему суждено будет оборваться.

Обломов находит покой и успокоение под кровом дома Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Эта женщина не его круга и, конечно же, ни в какое сравнение с умной, интеллектуально развитой Ольгой не идет. Но Агафья Матвеевна своей бескорыстной любовью, душевностью и сердечностью смогла дать желанный покой душе Обломова. Она любила Илью Ильича такого, каков он был, и никогда не пыталась его переделать. Неудивительно, что именно к ней он и потянулся.

А роман Обломова с Ольгой, хоть и неудачный, все же показал нам то лучшее, что было в его ранимой душе.

В романе «Обломов» И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе каждый человек. И одним из тех многогранных миров, исследованию и осмыслению которых писатель посвятил свое произведение, является мир гармонии, любви, счастья. Любовь пронизывает весь роман Гончарова, наполняя его новыми красками, раскрывая самые неожиданные черты героев, пробуждая в них жажду действия и познания. И это неудивительно, потому что автор пишет: «И в самой жизни это чувство занимает так много места, что служит то мотивом,то содержанием, то целью почти всякого стремления, всякой деятельности». В, своем романе Гончаров открывает самые различные грани любви связанных с ней понятий семьи, брака. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы, слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ. Штольц и Обломов связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и насколько больше, чем любое другое сравнение оно дает. Любовь Обломова и Ольги пробуждает все самое лучшее в душе их любовь - цветущая ветка сирени, символизирующая «цвет жизни», яркая летняя природа, вызывающая самые радужные грезы. Н с наступлением осени сирень отцвела и любовь, похожая на прекрасную сказку, прошла. Ольга и Обломов жили в каком-то воображаемом, мифическом мире, наполненном будущими идеалами. Но, столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разбился и разлетелся на тысячи осколков, а с ним и любовь. Возможно, прав был Штольц, говоря, что для Ольги это была не любовь, а лишь подготовка к будущей любви, и это верно и для Обломова, который верит не в живого человека, а, скорее, в придуманный образ. Ведь если бы Обломов до конца понял натуру Ольги, ему бы не пришло в голову поместить ее в свой будущий воображаемый семейный мир. Обломов так видит свой идеальный брак: «А подле гордо-стыдливой, покойной подруги спит беззаботный человек. Он засыпает с уверенностью, проснувшись, встретить тот же кроткий, симпатичный взгляд. И через двадцать, тридцать лет…» Герой, выросший в Обломовке, не знает и не верит в существование другого счастья: «Да не это ли - тайная цель всякого и всякой: найти в своем друге неизменную физиономию покоя вечное и ровное течение чувства? Ведь это норма любви, и чуть что отступает от нее, изменяется, охлаждается - мы страдаем: стало быть, мой идеал - общий идеал? о Может быть, Обломов по-своему прав. Для Ольги любовь - это, прежде всего долг, и сама героиня не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась «роль путеводной звезды, светлого луча», который направлял Илью Ильича Обломова. В образе Ольги - христианское начало. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его и вывести к свету. Не случайно Ольга исполняет для Обломова обращение молодой девушки к богине Артемиде - одной из трех непорочных божественных дев мифологии. Эта богиня - прообраз Святой Девы. Ольга, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из той тьмы, на которую он ее обрек. Вся любовь Ольги подчинена чувству долга, но ее надеждам не суждено сбыться: Ольга, по мнению Штольца, любила не самого Обломова, а тот образ, который она создала в своем воображении. Это верно: как могла Ольга преклоняться перед таким Обломовым, каким он был на самом деле? Когда Ольга поняла, что не сможет его переделать, они расстались. Но героиня Гончарова все-таки находит героя, достойного преклонения, этим человеком становится для нее Штольц. Штольц, как и Обломов, видит в любви спокойное долгое чувство, однако не пущенное на самотек, а постоянно контролируемое: не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, все должно быть разложено по полочкам, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. На первый взгляд, очень правильные и логичные рассуждения, но что-то в них смущает Ольгу. Она, конечно, счастлива со Штольцем, но откуда-то появляются странные сомнения и внезапная грусть. Наверное, это тоска по тому безумному искреннему счастью, которое она испытала, живя в своем идеальном мире с Обломовым, тоска по своим ушедшим мечтам, по безумной, всеобъемлющей страсти, которую не может дать ей Штольц. Но и Андрей Штольц не настолько уверен в своей правоте, как это кажется сначала. Еще до свадьбы с Ольгой он «много мыслительной заботы посвятил сердцу и его мудреным законам»., к этому периоду относится его рассуждение о видах любви: «Любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром…» - вот назначение любви, по мнению Гончарова. Штольц пытается разобраться в сущности любви и приводит примеры различных семейных отношений: «…одни мужья в своих отношениях с женами всегда напоминают сфинкса с его загадкой, все будто что-то непонятное, недосказанное… другие нетерпеливо сбывают с плеч весну жизни; многие даже косятся потом весь век на жен своих… третьих любовь не покидает долго, иногда до старости, но их никогда не покидает и улыбка сатира…» И, наконец, «большая часть вступает, а брак, как берут имение, наслаждаются их существенными выгодами…» Но ничего из этого не подходит самому Штольцу, он выбрал свой собственный метод. Гончаров симпатизирует Штольцу и задумал его как новый идеализированный образ прогрессивного человека нового поколения. Универсальность и совершенство Штольца отразились и на его семье. Семья Штольца - идеал семьи для Гончарова, брак Ольги ид Штольца - это брак двух культур, символизирующий единство людей на земле. И живут они в Крыму, в центре объединения народов, синтеза природных начал. Этот брак - идеал по своей сущности, все в нем продумано до мелочей, это брак «идеального» мужчины «идеальной» женщины. Жизнь Агафьи Пшеницыной и Ильи Ильича Оломова представляет собой идиллическую петербургскую Обломовку, она устраивает и делает счастливыми их обоих. Илье Ильичу не 1 нужна горячая жизнь сердца, он не хочет, чтобы у него действовало ж воображение - все это нехорошо для него уже одним тем, что тогда «он спит непокойно». Главный критерий ценности существования у Обломова остается непоколебимым: спокойно спать. Агафья Пшеницына умеет безвозмездно, без сожаления все отдавать любимому человеку, для нее любовь - это возможность отдавать, она была бы счастлива, отдать жизнь за Обломова и сделала бы это, не задумываясь.

«Обломов» повествует о жизни со всеми её сложностями и хитростями. По сути, это роман о судьбе человека, который вызывает у читателя симпатию, жалость, иногда презрение. На долю Обломова выпало множество испытаний, раскрывающих его характер. Однако наиболее отчетливо внутренняя его сущность проявляется через сильнейшие душевные переживания, вызванные любовью.

Характер главного героя формировался в так называемой атмосфере «обломовщины». Все его задатки и возможные склонности подавлялись с детства под воздействием этого явления. Таким образом, будучи взрослым, он был безвольным, нерешительным, ленивым, бесхарактерным, а порой и эгоистичным. Ведь в родной Обломовке все за него делали сердобольные нянечки и заботливая мама. Впоследствии­ эта несостоятельность и безынициативность проявляются во всех сферах героя, а более всего в любви.

Не считая всех юношеских увлечений героя, настоящая любовь его посещает, когда он знакомится с Ольгой Ильинской – натурой цельной, сильной и прямолинейной. Его покоряет поэтичность и чувственность девушки, которой удалось не только поднять Обломова с кровати, но и вызвать его интерес к окружающей действительности. После знакомства с Ольгой он начинает по-другому смотреть на мир, читать книги и газеты, выходить в свет, следить за своим внешним видом.

Однако, как оказывается, эти изменения являются только внешними. Ничто не в состоянии изменить его лени душевной. Даже это прекрасное чувство, которое наполнило его сердце теплом и лицо счастьем, быстро наскучивает ему, и он постепенно возвращается к своему привычному образу жизни. В своём письме к Ольге он откровенно говорит о­ своей духовной слабости, безвольности и неисправности.

После этого чистосердечного признания ему становится легче на душе, как будто снял груз с плеч. На самом же деле, он поставил крест на своих чувствах. «Обломовщина» вновь начинает поглощать его, помогая ему скатиться ещё ниже. Он теряет всякое самоуважение к себе, которое на время всколыхнула в нём Ольга. В итоге у читателя герой романа начинает вызывать не только сочувствие, а жалость и презрение.

С достоинством принимает этот удар Ольга. Несмотря на то, что она очень разочарована в провале своего плана оживить Обломова, сделать из него человека, она находит в себе силы расстаться и двигаться дальше. Свой идеал она находит позже в лице Штольца , человека рассудительного, активного и уверенного в себе.

А причиной всех бед Обломова принято считать «обломовщину». Именно она искалечила его душу и убила в ней любовь. Он не смог перенести это испытание любовью. Более того оно имело ужасные последствия и со временем привело в духовной, а затем и физической гибели героя.