Музей карла буллы. Питерские открытия - пять смотровых площадок

Пятница, 03 Июня 2016 г. 00:51 + в цитатник

Мы хотим рассказать об одном из малоизвестных, камерных музеев Петербурга. Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы находится в самом центре города. Однако не все знают, что в этом представительном здании, где теснятся многочисленные магазины и учреждения, есть любопытный музей-галерея, а также уникальная терраса, откуда можно посмотреть сверху на Невский проспект!

Старинная камера в музее-фотосалоне Карла Буллы

Именно в этом здании — по адресу Невский проспект, 54 — до революции располагался фотосалон Карла Буллы , основоположника жанра фоторепортажа в России, знаменитого «светописца», запечатлевшего повседневную жизнь Петербурга и важные исторические события, обычных людей и выдающихся творческих деятелей рубежа XIX-ХХ века. Теперь здесь открыт небольшой музей, где демонстрируется крошечный кусочек богатейшего наследия Буллы, а также работает современный фотосалон и галерея с регулярно меняющимися временными выставками.

О мемориальном фотосалоне имени Карла Буллы на Невском, 54

Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы разместился на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в двух шагах от Гостиного двора, прямо по соседству со знаменитым Елисеевским. Словом, более центрального места не придумаешь.

Дом на Невском, 54

Чтобы оказаться в тихом, приятном уголке с аристократической атмосферой старого Петербурга, достаточно зайти в дверь с вывеской «Фотосалон» и, оставив за спиной шумный Невский, одолеть пеший подъем на четвертый этаж.

Путь наверх скрашивают развешанные по стенам фотографии различных знаменитостей нашего времени.

Наконец, мы у цели. Налево ведет дверь с вывеской «Фотосалон».

Сначала будет небольшой вестибюль с новодельной, стилизованной под старину отделкой и массой цветов, которые тоже как будто специально подобраны в духе Belle Époque .

Всяческих папоротников, фикусов, пальм и прочих зеленых насаждений предостаточно во всем салоне, из-за чего настраиваешься на блаженный, почти курортный лад. Стеклянная крыша лишь добавляет оранжерейного колорита.

Уже в вестибюле нас встречает фотопортрет (автопортрет!) главного героя — Карла Буллы. На шее у него — портативная камера, которая позволяла фотографу свободно выходить на улицу и снимать разнообразные виды Петербурга. Необычайно прогрессивная по тем временам техника, без которой вряд ли была бы возможна такая плодотворная карьера репортажного фотографа.

Карл Булла

Еще одна небольшая лестница — и мы попадаем в собственно мемориальный уголок (музей), продолжающийся выставочной галереей и террасой со смотровой площадкой.

В мемориальном уголке, занимающем всего несколько квадратных метров, воссоздана атмосфера старины: стоит фортепиано с подсвечниками (периодически в салоне звучит живая музыка), на стенах — часы с маятником и многочисленные фотопортреты, сделанные в этом и других салонах.

Некоторые снимки являются подлинными фотографиями начала ХХ века.

Другие были отпечатаны уже в наше время со старинных негативов.

Среди прочих выделяются многочисленные фотопортреты Шаляпина, одного или в окружении друзей и родных.

Иногда в нижнем правом углу коричневатых фотографий можно заметить фирменный вензель Карла Буллы.

Здесь же видим уникальную павильонную фотокамеру эпохи Буллы, которая до сих пор в рабочем состоянии и иногда используется для создания ретрофотографий в стиле мэтра.

По соседству — утопающий в зелени закуток с тремя фотопортретами, изображающими самого фотохудожника и двух его сыновей (старшего Александра и младшего Виктора).

Тут же демонстрируется еще одна старинная камера того времени. Эти два диковинных фотоаппарата размером с хорошую шарманку являются предметом особой гордости создателей музея.

Не секрет, что петербургские немцы оставили огромный след в дореволюционной истории города на Неве. Выходцы из Германии были среди выдающихся архитекторов, скульпторов, инженеров, педагогов, военачальников, банкиров и меценатов. Собственно, до 1917 года немцы составляли самый большой процент петербургского населения после русских. И Карла Буллу можно с полным правом причислить к этой замечательной прослойке. Кстати говоря, он был далеко нее единственным переселенцем из немецких земель, успешно работавшим в жанре фотографии в столичном Петербурге.

Именно его глазами мы теперь видим утраченные интерьеры царских и великокняжеских особняков, архитектуру пострадавших в советское время храмов, быт представителей самых разных сословий и профессий: от аристократов и ученых до извозчиков и молочников. Благодаря его снимкам представляем, как проходили праздничные и печальные события в жизни города, как выглядели жители, дома, вывески, улицы Петербурга в то время, имеем возможность заглянуть в гости к Репину, Шаляпину, Толстому и другим представителям интеллигенции.

В объектив его камеры попадала жизнь во всех ее проявлениях: парадных и будничных. Булла стал настоящим летописцем эпохи — утраченной эпохи. Не удивительно, что теперь его фотографии являются ценнейшим материалом для историков, реставраторов, художников, кинематографистов.

Основная часть светлой протяженной галереи фотосалона отведена под временные экспозиции: в салоне регулярно проходят выставки произведений современных фотохудожников и фотожурналистов. В частности, раз в два года проводится интереснейший Международный фотоконкурс имени Карла Буллы «Эпохи зримые черты», цель которого состоит в создании «исторической фотолетописи России». Последний такой конкурс стартовал в мае 2015 года. Итоговая экспозиция лучших работ по результатам конкурса открылась здесь, на Невском, 54, в ноябре 2015 года.

Двери справа ведут в действующий фотосалон, разместившийся в необычайно светлом помещении с атмосферой тропической теплицы. Это и есть историческая фотомастерская Карла Буллы. Возвышающийся над зданием стеклянный купол хорошо виден даже снизу, с Невского проспекта. Булла очень ценил этот световой плафон, поскольку он позволял фотографу работать с естественным освещением.

Теперешний купол — не подлинный. Он был воссоздан во время кропотливой реставрации фотосалона в 2002-2003 годах.

Современный фотосалон продолжает оказывать различные услуги по профессиональной художественной фотосъемке и реставрации старых снимков. В частности, здесь можно сняться в костюмах, сшитых по моде XIX века, а также заказать реставрацию и печать старых фотографий.

Вернемся теперь в основную выставочную галерею. Через стеклянные двери в дальнем ее конце можно попасть на балкон-террасу с видом на Невский проспект .

Ради этой панорамной террасы сюда и приходит большинство фотографов и просто любителей городских пейзажей, желающих полюбоваться центром Петербурга с высоты птичьего полета.

Терраса представляет собой небольшой открытый балкон с металлической лесенкой и непременными кадками цветов.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, смотровая площадка

Одолев три тонкие жердочки-ступени, оказываешься на самом верху — небольшой, меньше одного квадратного метра, площадке с отличным панорамным видом на перекресток Невского и Садовой: Гостиный двор, здание Городской думы, Александринский театр, Российская национальная библиотека — всё как на ладони. Вдали виднеются купола Казанского и Исаакиевского собора.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид на Садовую

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид на Невский

Наслаждаться видом несколько мешает чувство неуверенности: трудно расслабиться, стоя на такой приличной высоте, тем более под натиском ветра, даже если это и совершенно безопасно. А вот более бесстрашные посетители в буквальном смысле идут дальше: перебираются через ограждение и нелегально спускаются по этой самой лесенке, чтобы продолжить приключение. Прогулки по крышам — любимое петербургское развлечение. Да и чего не сделаешь ради удачных снимков!

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид снизу на смотровую площадку и стеклянный купол

Перед уходом из музея стоит еще взглянуть на небольшую экспозицию, организованную на лестничной площадке.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге

Особенно интересны две пятиметровые панорамы Невского проспекта: перед нами старинная, снятая неизвестным фотографом в 1861 году на длинной 5-минутной выдержке (из-за чего на улицах — ни души, лишь одинокая лошадь), и современная круговая панорама, сделанная в 1998 году фотожурналистом Сергеем Компанийченко. Обе панорамы снимались с одной и той же точки: с балкона у основания шпиля башни Адмиралтейства.

Тот же принцип сопоставления лег в основу недавней выставки «Петербург столетие спустя». На этой выставке исторические фотографии Петербурга, снятые Карлом Буллой, соседствовали с современными снимками, сделанными Компанийченко с тех же точек. Данная панорама тоже была показана на выставке. (Подумалось: если бы панорамы снимали сегодня, машин на улицах, наверное, было бы еще больше).

Под панорамами представлена коллекция старинных фотографий, сделанных на рубеже XIX-XX века в разных городах России.

Разумеется, есть здесь и снимки, снятые в фотоателье Санкт-Петербурга, причем самых разных (ателье Карла Буллы было далеко не единственным: фотосалоны встречались тогда чуть ли не на каждом углу, по крайней мере в центре города).

Необычайно любопытно взглянуть на сделанные Карлом Буллой фотопортреты Иоанна Кронштадского и Таисии Леушинской, а также снятое им же фото ныне утраченного Андреевского собора в Кронштадте.

Отсюда по еще одной небольшой лестнице можно подняться на верхний этаж, куда указывает табличка с предостерегающим знаком «18+».

В уютной комнатке под крышей устроена постоянная выставка дореволюционной эротической фотографии.

Здесь демонстрируются эротические ретропортреты и сценки (невинные и не очень) из частного собрания нынешнего владельца фотосалона.

Заглянуть в это помещение стоит и просто ради красивого вида из окон.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид из окна на Елисеевский

Вид открывается из двух окон: с одной стороны видна крыша Елисеевского, с другой — Александринский театр, Российская национальная библиотека, Гостиный двор и уходящие в бесконечность петербургские крыши.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид из окна на Александринский театр

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге, вид из окна на крыши

История фотосалона на Невском проспекте, 54

Фотоателье в доме Демидовых на Невском, 54 — одно из самых респектабельных в Петербурге. Более того, это старейшее фотоателье России. Свою историю оно ведет с середины 1850-х годов, то есть практически с момента возникновения первых фотографий в нашей стране.

Первым владельцем фотоателье был Карл Людвигович Кулиш, который начинал дагерротипистом на Гороховой улице. В каком году он открыл ателье на Невском, точно не известно, но, по всей видимости, это было до 1858 года (до перенумерации; тогда этот дом числился под № 55, а не 54). В 1866 году ателье приобрел именитый петербургский фотограф — итальянец Иван (Джованни) Бианки. В отличие от Кулиша, Бианки не ограничивал себя рамками павильонной портретной съемки: это был чуть ли не первый в Петербурге фотограф, который стал выходить на улицу и снимать виды города, работать в жанре фоторепортажа.

В 1872 году фотоателье перешло в собственность купца второй гильдии Рудольфа Федоровича Бейера, а впоследствии салон унаследовал его сын Иоганн. В 1880-х годах владельцем стал Григорий Александрович Борель. Расположение у ателье было самое выгодное: почти в самом центре Невского, рядом с Александринским театром и Публичной библиотекой, у насыщенного торгового перекрестка, близ Гостиного двора и Пассажа. Не удивительно, что оно пользовалось такой популярностью. Вид дома в 1872-1882 годах:

В 1882-1883 годах здание было перестроено для купца А. М. Ушакова по проекту знаменитого архитектора П. Ю. Сюзора. В новом здании, наряду с множеством других заведений, открыли и фотографическое ателье. На этот раз владельцем стал Иван Павлович Чесноков (фирма по имени прежнего хозяина называлась «Борель»). Вид дома после перестройки:

Наконец, около 1906-1908 года (точная дата не известна) фотоателье на Невском, 54 приобрел Карл Карлович Булла — известнейший петербургский фотограф, находившийся тогда в зените славы. В этом же здании поселилось и семейство мэтра. А фирма «Борель» переехала в соседний дом №56, где просуществовала до постройки Елисеевского (1903). Дом по Невскому, 54 на фотографии самого Карла Буллы:

После революции фотосалон продолжал работать, но уже в качестве государственного учреждения. Карл Карлович эмигрировал в 1917 году. Дело продолжили его сыновья, но их судьба сложилась трагически. Старший сын Александр Булла был в 1928 году был отправлен в ссылку, а младший, Виктор Булла, — в 1938 году расстрелян по ложному доносу. Династия фотографов была забыта на десятилетия. Однако ателье продолжало работать и не закрывалось даже в годы блокады. В послевоенное время «Фотография №1» стала центром портретной и семейной фотосъемки. Ленинградцы выстраивались в очередь, чтобы сделать памятное фото в семейный альбом, с удовольствием делали портретные фотографии и снимки на паспорт.

Фотография на Невском, 54 работает уже более 150 лет.

О доме Демидовых (Невский, 54)

Здание, в котором располагается исторические фотоателье, известно как дом Демидовых .

Первый известный дом на этом месте был построен в 1740-х годах по проекту архитектора Пьетро Антонио Трезини . В 1750-х он был выкуплен и перестроен (предположительно по проекту С. И. Чевакинского) для государственного деятеля Ивана Ивановича Шувалова . Вокруг здания возник целый дворцовый комплекс, занимавший весь квартал до Итальянской улицы.

В 1770-1790-е годы здесь бывали дипломат граф А. А. Безбородко, математик Д. Бернулли, издатель И. Ф. Богданович, княгиня Е. Р. Дашкова, поэты и государственные деятели Г. Р. Державин и И. И. Дмитриев. Наносила визиты императрица Екатерина II.

В 1825 году дом приобрел представитель знаменитого рода заводчиков Демидовых — промышленник Н. Н. Демидов (сам он, правда, с 1815 года проживал во Флоренции). В 1841 году здание было расширено архитектором А. Х. Пелем. Здесь жили сын Николая Никитича П. Н. Демидов — учредитель Демидовской премии Императорской Академии наук, полковник К. К. Данзас — лицейский товарищ и секундант А. С. Пушкина. В доме находились меблированные комнаты мадам О. Шатильон, и он назывался «Демидовской гостиницей». В 1843 году в гостинице состоялось знакомство писателя И. С. Тургенева с певицей П. Виардо-Гарсиа.

С 1878 года и до революции домом владел купец 1-й гильдии А. М. Ушаков . В 1882-1883 годах здание было перестроено по проекту знаменитого зодчего П. Ю. Сюзора (в числе его творений «Дом Зингера», он же Дом книги, на Невском проспекте).

Дом на Невском, 54

Вместо скромного трехэтажного дома появилось знакомое нам теперь четырехэтажное здание в формах зрелой эклектики: с богатой лепниной на фасаде, двухэтажными эркерами с лучковыми фронтонами и эффектно закругленным углом под небольшим куполом.

Доходный дом А. М. Ушакова в разные времена вмещал многие известные заведения: книжный магазин и библиотеку А. А. Черкесова (на основе которой позднее будет создана Центральная городская библиотека им. В. В. Маяковского), нотное издательство В. Бесселя, парикмахерскую. В первой трети XX века в доме работало ателье фотографа К. К. Буллы и его сыновей.

Во время блокады Ленинграда и в послевоенное время на Невском, 54 продолжало действовать фотоателье, а также парикмахерская .

В 2002 году на стене коридора у входа в парикмахерскую была установлена памятная доска: «Эта парикмахерская работала всю блокаду. В эти годы труд парикмахеров доказал: красота спасет мир ». (Парикмахерская просуществовала до 2006 года).

Еще одну мемориальную доску можно заметить на фасаде дома.

Она гласит, что на этом углу в дни героической обороны Ленинграда 1941-1944 годов находились репродукторы, куда жители блокадного города приходили слушать сообщения о событиях на фронте.

Воссоздание фотосалона и открытие музея Карла Буллы

В 1990-х годах питерский врач Валентин Евгеньевич Эльбек задумал приобрести фотосалон на Невском, 54. Эту идею ему предложил сын. Однако к тому времени фотосалон, по словам самого Эльбека, больше «походил на курятник, содержавшийся в жутком состоянии, с текущими крышами, обваливающимися лестницами. Дышать в помещениях, где проявлялись и печатались фотографии, было невозможно. Все было в таком запустении, что трудно было даже представить, что когда-то здесь можно будет сделать хороший фотосалон, создать музей имени Карла Буллы » .

Валентин Эльбек, президент Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы

Несколько лет фотосалон просуществовал в таком запущенном виде, причем оставался прибыльным предприятием. К концу 1990-х годов новый хозяин, подробнее изучив историю этого места и больше узнав о судьбе знаменитой династии фотографов, убедился в необходимости реставрации салона и создании здесь памятного места. Постепенно началось приобретение подлинных фотографий Карла Буллы и его сыновей, а также фотографий других мастеров дореволюционной России, снимавших в Петербурге и по всей России.

Дом на Невском, 54, вывеска фотосалона

В 2002 году на средства В. Е. Эльбека в фотосалоне была проведена масштабная реконструкция, позволившая сохранить для города мемориальное помещение фотосалона Буллы. Был воссоздан исторический стеклянный плафон фотомастерской. Хотя реконструкцию не удалось завершить, как планировалось, к 300-летию Санкт-Петербурга, торжественное о ткрытие фотосалона им. Карла Буллы состоялось уже в январе 2004 года.

В настоящее время в помещениях воссозданного фотосалона действует небольшой музей с выставочной галереей и Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, зарегистрированный в 2005 году и ставящий своей задачей изучение и популяризацию отечественной фотографии ХIХ - первой половины ХХ века. В исторических павильонах работает современный фотосалон.

Фотосалон имени Карла Буллы в Санкт-Петербурге

♦♦♦♦♦♦♦

Использованные источники :

1. Булла, Карл Карлович, статья в Википедии

2. История фотосалона Карла Буллы на официальном сайте

3. Фонд Исторической Фотографии им. Карла Буллы, группа ВК

4. Fotoсфера - журнал о современной фотографии. Фотосалон Карла Буллы

5. Карл Карлович Булла на сайте photographer.ru

6. Классики фотоискусства: Карл Булла

7. Дом И. И. Шувалова - Дом Демидовых - Дом А. М. Ушакова на архитектурном сайте citywalls.ru

8. Карл Булла - Жизнь и творчество

9. Александр Китаев. Немецкий вклад в российскую фотографию XIX века Карл Даутендей, Альфред Лоренс, Альберт Фелиш, Карл Булла

10. Анна Сенникова. Карл Булла. Человек, запечатлевший век

11. Записки скучного человека - Карл Булла. Город и люди

12. Записки скучного человека - Карл Булла. Портреты

13. Карл Булла и сыновья

14. Фотограф Карл Булла и его сыновья. Интервью c В. Е. Эльбеком // История Петербурга. № 1 (29)/2006

15. Неформатный журнал - Невский 54. Фотографии этого участка Невского в разные эпохи

16. Карл Булла и сыновья: династия фоторепортеров

17. Жизнь и судьба Карла Буллы. Семья Карла Буллы

18. Гречук, Н.В. Петербург. Застывшие мгновения: история города в фотографиях Карла Буллы и его современников. - Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: Русская тройка, 2014

19. Великий Карл. Как провинциал из Пруссии стал королем фоторепортажа в России

20. Музей Российской Фотографии. Русская фотография. XIX век. Булла Карл Карлович

21. Музей Российской Фотографии. Русская фотография. XIX век. Булла Александр и Виктор (братья)

22. Виктор Карлович Булла, статья в Википедии

23. Империя Карла Буллы: История глазами фотографа

24. Карл Булла - отец русского фоторепортажа

25. Булла бросил бизнес ради эстонской фотостудии

26. Булла Карл Карлович. Краткая библиографическая справка

27. Последняя любовь Карла Буллы

28. О потомках Карла Буллы в Петербурге

29. И брандмайор, и император

30. Анна Ковалова, Владимир Никитин. Виктор Карлович Булла — кинооператор. Статья в журнале «Киноведческие записки»

31. Русские богатыри. Фотографии участников чемпионата по французской борьбе 1912

32. Невский проспект.Фото начала XX века

Рубрики:




June 5th, 2015 , 02:11 am

Если свернуть с Невского проспекта на Малую Садовую улицу, то можно увидеть памятник петербургскому фотографу. Установлен он в 2001 году и представляет собой 2,5 метровую бронзовую фигуру фотографа, который готовится к съёмке. Фотографируются по примете — взяв фотографа под правую руку. Для финансового благополучия с фотографом «мирятся» за мизинец.


Появилась это скульптура в этом месте не случайно. Именно здесь, по адресу Невский проспект 54, с начала ХХ века и до 1930-х годов располагалось фотоателье знаменитой династии фотомастеров Булла . Их работы увековечили знаменитых политиков, учёных и художников, важнейшие события российской истории , шедевры Петербургской архитектуры .

Фотоателье имени Карла Буллы действующее. Но это не просто фотоателье, это музей, фонд исторической фотографии. Поднимаемся по лестнице на четвёртый этаж.

Фотоателье на месте нынешнего Фонда было создано в 1850-е годы, точная дата неизвестна, установлено лишь, что это было до 1858 года (по информации на обороте сохранившейся фотографии). Первый владелец его — Карл Людвигович Кулиш. Первоначально фотоателье имело длинное название — Фотография Кулиша в Петербурге на Невском проспекте против Александрийского театра в доме Демидова № 55. Демидов — это хозяин всего дома, купец, а № 55 — потому что это было до перенумерации домов 1858 года . Сохранилось лишь несколько фотографий-портретов малого формата этого мастера. В 1866 году владелец сменился — ателье приобрёл фотограф-итальянец Иван (Джованни) Бианки. Он в числе первых фотографирует город, работает в жанре фоторепортажа. Впоследствии, начиная с 1872 года , фотоателье неоднократно меняло владельцев. В 1882—1883 годах здание, в котором располагалось ателье, было перестроено по проекту Павла Сюзора . Примерно в 1906 1908 годах (точная дата неизвестна) владельцем фотоателье становится Карл Карлович Булла , ему помогали сыновья Виктор и Александр.

Сейчас тут спокойствие и благодать, приятная атмосфера искусства фотографии, переплетающегося одновременно с историей и современностью. Музей-фотосалон Карла Буллы обставлен стилизованной мебелью, обстановка дополнена цветами и деревьями. Главным украшением являются работы Карла Буллы, кроме этого, здесь периодически проходят не менее интересные временные экспозиции.

Из салона можно выйти на смотровую площадку, с которой открывается вид на Невский проспект.

Внузу Гостинный двор.

И улица Садовая. Кстати, обратите внимание, трамваи здесь уже не ходят, однако рельсы и контактная сеть сохранены. Этому есть причина, о которой я скажу чуть позже.

Российская национальная библиотека - уникальное место. Её богатейшие фонды книг, газет и журналов ставят её на второе место в мире.

Вид на Екатериненский сад.

И театр драмы.

Петербургские крыши.

Но, возвращаемся снова в музей.

Во время проведенной реконструкции, был восстановлен стеклянный купол помещения. С четвертого этажа открывается потрясающий вид на город, на фоне которого любят фотографироваться посетители.

Родился Карл Карлович Булла в немецкой семье в прусском местечке Леобшютц, но работал почти исключительно в Петербурге. В 1875 году он открыл свое собственное фотоателье, которое в начале XX века помещалось в здании Пассажа на Невском.
Еще в 1886 году он получил в Министерстве внутренних дел «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга» которое позволило ему много лет позже в 1894 наладить типографское производство открыток в стандарте Всемирного почтового союза.
С 1897 года фотографии Карла Буллы стали печататься в массовом и популярном журнале «Нива». С этого времени его имя стало известно по всей Российской империи.
После 1916 года Карл Булла передал свое фотографическое дело сыновьям — Александру и Виктору, а сам поселился на острове Эзель. Там же он и умер в 1929 году.

Тяжелые социальные потрясения не обошли стороной знаменитую династию: в 1928 году был арестован и отправлен в ссылку Александр Булла, а в 1938-м как немецкий шпион по доносу своего “коллеги” по фотоателье Виктор Булла был приговорен к расстрелу.

Сотрудниками НКВД у семьи Буллы был конфискован результат их творческого труда - негативы, накопленные за десятилетия кропотливой работы. Часть негативов была варварски уничтожена при обыске, оставшиеся негативы были изъяты и в настоящий момент составляют основу коллекции Государственного фонда кино-фотодокументов (более 130000 единиц хранения!).

Более подробную информацию о салоне можно прочитать на его официальном сайте: http://www.bullafond.ru/12.html .

В 2002 году по инициативе и на средства нового владельца помещения Валентина Евгеньевича Эльбека к 300-летию Санкт-Петербурга в фотосалоне была проведена масштабная реконструкция, позволившая сохранить для города мемориальное помещение фотосалона Карла Буллы. Была произведена полномасштабная реставрация съемочных павильонов, в которых творили Карл Булла и его сыновья.

Если случится Вам оказаться на Невском 54, обязательно загляните сюда. Вход в музей платный, но в нём стоит побывать даже ради потрясающего вида со смотровой площадки на центр Санкт-Петербурга.

Сегодня мы хотим рассказать об одном из малоизвестных, камерных музеев Петербурга. Карла Буллы находится в самом центре города. Однако не все знают, что в этом представительном здании, где теснятся многочисленные магазины и учреждения, есть любопытный музей-галерея, а также уникальная терраса, откуда можно посмотреть сверху на Невский проспект !

Отзыв о мемориальном фотосалоне имени Карла Буллы на Невском, 54

Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы разместился на углу Невского проспекта и Малой Садовой улицы, в двух шагах от Гостиного двора, прямо по соседству со знаменитым Елисеевским. Словом, более центрального места не придумаешь.

Чтобы оказаться в тихом, приятном уголке с аристократической атмосферой старого Петербурга, достаточно зайти в дверь с вывеской «Фотосалон» и, оставив за спиной шумный Невский, одолеть пеший подъем на четвертый этаж.

Путь наверх скрашивают развешанные по стенам фотографии различных знаменитостей нашего времени.

Наконец, мы у цели. Налево ведет дверь с вывеской «Фотосалон».

Сначала будет небольшой вестибюль с новодельной, стилизованной под старину отделкой и массой цветов, которые тоже как будто специально подобраны в духе Belle Époque .

Всяческих папоротников, фикусов, пальм и прочих зеленых насаждений предостаточно во всем салоне, из-за чего настраиваешься на блаженный, почти курортный лад. Стеклянная крыша лишь добавляет оранжерейного колорита.

Еще одна небольшая лестница - и мы попадаем в собственно мемориальный уголок (музей ), продолжающийся выставочной галереей и террасой со смотровой площадкой, куда мы выйдем чуть позже (сладкое - на десерт).

В мемориальном уголке, занимающем всего несколько квадратных метров, воссоздана атмосфера старины: стоит фортепиано с подсвечниками (периодически в салоне звучит живая музыка), на стенах - часы с маятником и многочисленные фотопортреты, сделанные в этом и других салонах.

Некоторые снимки являются подлинными фотографиями начала ХХ века.

Другие были отпечатаны уже в наше время со старинных негативов.

Среди прочих выделяются многочисленные фотопортреты Шаляпина, одного или в окружении друзей и родных.

Иногда в нижнем правом углу коричневатых фотографий можно заметить фирменный вензель Карла Буллы.

Здесь же видим уникальную павильонную фотокамеру эпохи Буллы , которая до сих пор в рабочем состоянии и иногда используется для создания ретрофотографий в стиле мэтра.

По соседству - утопающий в зелени закуток с тремя фотопортретами, изображающими самого фотохудожника и двух его сыновей (старшего Александра и младшего Виктора). Подробно о биографии Карла Буллы и судьбе его сыновей .

Тут же демонстрируется еще одна старинная камера того времени. Эти два диковинных фотоаппарата размером с хорошую шарманку являются предметом особой гордости создателей музея.

Не секрет, что петербургские немцы оставили огромный след в дореволюционной истории города на Неве. Выходцы из Германии были среди выдающихся архитекторов, скульпторов, инженеров, педагогов, военачальников, банкиров и меценатов. Собственно, до 1917 году немцы составляли самый большой процент петербургского населения после русских. И Карла Буллу можно с полным правом причислить к этой замечательной прослойке. Кстати говоря, он был далеко нее единственным переселенцем из немецких земель, успешно работавшим в жанре фотографии в столичном Петербурге (подробнее читайте в статье ).

В объектив его камеры попадала жизнь во всех ее проявлениях: парадных и будничных. Булла стал настоящим летописцем эпохи - утраченной эпохи. Не удивительно, что теперь его фотографии являются ценнейшим материалом для историков, реставраторов, художников, кинематографистов.

Основная часть светлой протяженной галереи фотосалона отведена под временные экспозиции : в салоне регулярно проходят выставки произведений современных фотохудожников и фотожурналистов. В частности, раз в два года проводится интереснейший Международный фотоконкурс имени Карла Буллы «Эпохи зримые черты », цель которого состоит в создании «исторической фотолетописи России». Последний такой конкурс стартовал в мае 2015 года. Итоговая экспозиция лучших работ по результатам конкурса откроется здесь, на Невском, 54 , в ноябре 2015 года.

Двери справа ведут в действующий фотосалон , разместившийся в необычайно светлом помещении с атмосферой тропической теплицы. Это и есть историческая фотомастерская Карла Буллы . Возвышающийся над зданием стеклянный купол хорошо виден даже снизу , с Невского проспекта. Булла очень ценил этот световой плафон, поскольку он позволял фотографу работать с естественным освещением.

Теперешний купол - не подлинный. Он был воссоздан во время кропотливой реставрации фотосалона в 2002-2003 годах.

Современный фотосалон продолжает оказывать различные услуги по профессиональной художественной фотосъемке и реставрации старых снимков. В частности, здесь можно сняться в костюмах, сшитых по моде XIX века, а также заказать реставрацию и печать старых фотографий.

Вернемся теперь в основную выставочную галерею. Через стеклянные двери в дальнем ее конце можно попасть на балкон-террасу с видом на Невский проспект .

Ради этой панорамной террасы сюда и приходит большинство фотографов и просто любителей городских пейзажей, желающих полюбоваться центром Петербурга с высоты птичьего полета .

Терраса представляет собой небольшой открытый балкон с металлической лесенкой и непременными кадками цветов.

Одолев три тонкие жердочки-ступени, оказываешься на самом верху - небольшой, меньше одного квадратного метра, площадке с отличным панорамным видом на перекресток Невского и Садовой: Гостиный двор, здание Городской думы, Александринский театр, Российская национальная библиотека - всё как на ладони. Вдали виднеются купола Казанского и Исаакиевского собора.


Наслаждаться видом несколько мешает чувство неуверенности: трудно расслабиться, стоя на такой приличной высоте, тем более под натиском ветра, даже если это и совершенно безопасно. А вот более бесстрашные посетители в буквальном смысле идут дальше: перебираются через ограждение и нелегально спускаются по этой самой лесенке, чтобы продолжить приключение. Прогулки по крышам - любимое петербургское развлечение. Да и чего не сделаешь ради удачных снимков!

Перед уходом из музея стоит еще взглянуть на небольшую экспозицию, организованную на лестничной площадке.

Особенно интересны две пятиметровые панорамы Невского проспекта : перед нами старинная, снятая неизвестным фотографом в 1861 году на длинной 5-минутной выдержке (из-за чего на улицах - ни души, лишь одинокая лошадь), и современная круговая панорама, сделанная в 1998 году фотожурналистом Сергеем Компанийченко . Обе панорамы снимались с одной и той же точки: с балкона у основания шпиля башни Адмиралтейства.

Тот же принцип сопоставления лег в основу недавней выставки «Петербург столетие спустя». На этой выставке исторические фотографии Петербурга, снятые Карлом Буллой, соседствовали с современными снимками, сделанными Компанийченко с тех же точек. Данная панорама тоже была показана на выставке. (Подумалось: если бы панорамы снимали сегодня, машин на улицах, наверное, было бы еще больше).

Под панорамами представлена коллекция старинных фотографий, сделанных на рубеже XIX-XX века в разных городах России.


Разумеется, есть здесь и снимки, снятые в фотоателье Санкт-Петербурга, причем самых разных (ателье Карла Буллы было далеко не единственным: фотосалоны встречались тогда чуть ли не на каждом углу, по крайней мере в центре города).


Отсюда по еще одной небольшой лестнице можно подняться на верхний этаж, куда указывает табличка с предостерегающим знаком «18+».

В уютной комнатке под крышей устроена постоянная выставка дореволюционной эротической фотографии .

Здесь демонстрируются эротические ретропортреты и сценки (невинные и не очень) из частного собрания нынешнего владельца фотосалона.


Заглянуть в это помещение стоит и просто ради красивого вида из окон.

Вид открывается из двух окон: с одной стороны видна крыша Елисеевского, с другой - Александринский театр, Российская национальная библиотека, Гостиный двор и уходящие в бесконечность петербургские крыши.

История фотосалона на Невском проспекте, 54

Фотоателье в доме Демидовых на Невском, 54 - одно из самых респектабельных в Петербурге. Более того, это старейшее фотоателье России . Свою историю оно ведет аж с середины 1850-х годов, то есть практически с момента возникновения первых фотографий в нашей стране.

Первым владельцем фотоателье был Карл Людвигович Кулиш, который начинал дагерротипистом на Гороховой улице. В каком году он открыл ателье на Невском, точно не известно, но, по всей видимости, это было до 1858 года (до перенумерации; тогда этот дом числился под № 55, а не 54). В 1866 году ателье приобрел именитый петербургский фотограф - итальянец Иван (Джованни) Бианки. В отличие от Кулиша, Бианки не ограничивал себя рамками павильонной портретной съемки: это был чуть ли не первый в Петербурге фотограф, который стал выходить на улицу и снимать виды города, работать в жанре фоторепортажа.

В 1872 году фотоателье перешло в собственность купца второй гильдии Рудольфа Федоровича Бейера, а впоследствии салон унаследовал его сын Иоганн. В 1880-х годах владельцем стал Григорий Александрович Борель. Расположение у ателье было самое выгодное: почти в самом центре Невского, рядом с Александринским театром и Публичной библиотекой, у насыщенного торгового перекрестка, близ Гостиного двора и Пассажа. Не удивительно, что оно пользовалось такой популярностью. Вид дома в 1872-1882 годах:

В 1882-1883 годах здание было перестроено для купца А. М. Ушакова по проекту знаменитого архитектора П. Ю. Сюзора. В новом здании, наряду со множеством других заведений, открыли и фотографическое ателье. На этот раз владельцем стал Иван Павлович Чесноков (фирма по имени прежнего хозяина называлась «Борель»). Вид дома после перестройки:

Наконец, около 1906-1908 года (точная дата не известна) фотоателье на Невском, 54 приобрел Карл Карлович Булла - известнейший петербургский фотограф, находившийся тогда в зените славы. В этом же здании поселилось и семейство мэтра. А фирма «Борель» переехала в соседний дом №56, где просуществовала до постройки Елисеевского (1903). Дом по Невскому, 54 на фотографии самого Карла Буллы:

После революции фотосалон продолжал работать, но уже в качестве государственного учреждения. Карл Карлович эмигрировал в 1917 году. Дело продолжили его сыновья, но их судьба сложилась трагически. Старший сын Александр Булла был в 1928 году был отправлен в ссылку, а младший, Виктор Булла, - в 1938 году расстрелян по ложному доносу. Династия фотографов была забыта на десятилетия. Однако ателье продолжало работать и не закрывалось даже в годы блокады. В послевоенное время «Фотография №1» стала центром портретной и семейной фотосъемки. Ленинградцы выстраивались в очередь, чтобы сделать памятное фото в семейный альбом, с удовольствием делали портретные фотографии и снимки на паспорт.

Как видите, фотография на Невском, 54 работает уже более 150 лет.

Подробно о жизни и творчестве Карла Буллы и его сыновей можно прочитать в отдельной заметке .

О доме Демидовых (Невский, 54)

Здание, в котором располагается исторические фотоателье, известно как дом Демидовых .

Первый известный дом на этом месте был построен в 1740-х годах по проекту архитектора Пьетро Антонио Трезини . В 1750-х он был выкуплен и перестроен (предположительно по проекту С. И. Чевакинского) для государственного деятеля Ивана Ивановича Шувалова . Вокруг здания возник целый дворцовый комплекс, занимавший весь квартал до Итальянской улицы.

В 1770-1790-е годы здесь бывали дипломат граф А. А. Безбородко, математик Д. Бернулли, издатель И. Ф. Богданович, княгиня Е. Р. Дашкова, поэты и государственные деятели Г. Р. Державин и И. И. Дмитриев. Наносила визиты императрица Екатерина II.

В 1825 году дом приобрел представитель знаменитого рода заводчиков Демидовых - промышленник Н. Н. Демидов (сам он, правда, с 1815 года проживал во Флоренции). В 1841 году здание было расширено архитектором А. Х. Пелем. Здесь жили сын Николая Никитича П. Н. Демидов - учредитель Демидовской премии Императорской Академии наук, полковник К. К. Данзас - лицейский товарищ и секундант А. С. Пушкина. В доме находились меблированные комнаты мадам О. Шатильон, и он назывался «Демидовской гостиницей». В 1843 году в гостинице состоялось знакомство писателя И. С. Тургенева с певицей П. Виардо-Гарсиа.

С 1878 года и до революции домом владел купец 1-й гильдии А. М. Ушаков . В 1882-1883 годах здание было перестроено по проекту знаменитого зодчего П. Ю. Сюзора (в числе его творений «Дом Зингера», он же Дом книги, на Невском проспекте).

Вместо скромного трехэтажного дома появилось знакомое нам теперь четырехэтажное здание в формах зрелой эклектики: с богатой лепниной на фасаде, двухэтажными эркерами с лучковыми фронтонами и эффектно закругленным углом под небольшим куполом.

Доходный дом А. М. Ушакова в разные времена вмещал многие известные заведения: книжный магазин и библиотеку А. А. Черкесова (на основе которой позднее будет создана Центральная городская библиотека им. В. В. Маяковского), нотное издательство В. Бесселя, парикмахерскую. В первой трети XX века в доме работало ателье фотографа К. К. Буллы и его сыновей.

Во время блокады Ленинграда и в послевоенное время на Невском, 54 продолжало действовать фотоателье , а также парикмахерская .

В 2002 году на стене коридора у входа в парикмахерскую была установлена памятная доска: «Эта парикмахерская работала всю блокаду. В эти годы труд парикмахеров доказал: красота спасет мир ». (Парикмахерская просуществовала до 2006 года).

Еще одну мемориальную доску можно заметить на фасаде дома.

Она гласит, что на этом углу в дни героической обороны Ленинграда 1941-1944 годов находились репродукторы, куда жители блокадного города приходили слушать сообщения о событиях на фронте.

Воссоздание фотосалона и открытие музея Карла Буллы

В 1990-х годах питерский врач Валентин Евгеньевич Эльбек задумал приобрести фотосалон на Невском, 54. Эту идею ему предложил сын. Однако к тому времени фотосалон, по словам самого Эльбека, больше «походил на курятник, содержавшийся в жутком состоянии, с текущими крышами, обваливающимися лестницами. Дышать в помещениях, где проявлялись и печатались фотографии, было невозможно. Все было в таком запустении, что трудно было даже представить, что когда-то здесь можно будет сделать хороший фотосалон, создать музей имени Карла Буллы » .

Несколько лет фотосалон просуществовал в таком запущенном виде, причем оставался прибыльным предприятием. К концу 1990-х годов новый хозяин, подробнее изучив историю этого места и больше узнав о судьбе знаменитой династии фотографов, убедился в необходимости реставрации салона и создании здесь памятного места. Постепенно началось приобретение подлинных фотографий Карла Буллы и его сыновей, а также фотографий других мастеров дореволюционной России, снимавших в Петербурге и по всей России.

В 2002 году на средства В. Е. Эльбека в фотосалоне была проведена масштабная реконструкция, позволившая сохранить для города мемориальное помещение фотосалона Буллы . Был воссоздан исторический стеклянный плафон фотомастерской. Хотя реконструкцию не удалось завершить, как планировалось, к 300-летию Санкт-Петербурга, торжественное открытие фотосалона им. Карла Буллы состоялось уже в январе 2004 года.

В настоящее время в помещениях воссозданного фотосалона действует небольшой музей с выставочной галереей и Фонд исторической фотографии имени Карла Буллы, зарегистрированный в 2005 году и ставящий своей задачей изучение и популяризацию отечественной фотографии ХIХ - первой половины ХХ века. В исторических павильонах работает современный фотосалон .

Посещение музея Карла Буллы в Санкт-Петербурге: адрес, часы работы, цена билетов

Фотосалон имени Карла Буллы (Фонд исторической фотографии и музей Кала Буллы) находится по адресу Невский проспект, 54 , около станции метро «Гостиный двор».

Часы работы музея и галереи: с 10:00 до 20:00, ежедневно (у фотосалона воскресенье и понедельник - выходные).

Стоимость входного билета составляет 50 рублей (студентам и пенсионерам - 25 рублей). Любительская фотосъемка музея и панорамы Невского проспекта - 100 рублей, профессиональная съемка - 1000 рублей.

Официальный сайт фонда Карла Буллы: bullafond.ru

Будете на Невском, 54, обязательно загляните в этот салон. Зайти сюда стоит как ради потрясающего вида со смотровой площадки, так и для знакомства с мемориальным музеем, который, несмотря на свои скромные размеры, заставит вас восхититься талантом и работоспособностью знаменитого фотографа и его сыновей и заинтересоваться их жизнью и творчеством.

Торжественные лица, праздничные костюмы… К нему приходили целыми семьями, перед ним были равны простые горожане и члены царской семьи. И через 100 лет внуки и правнуки с гордостью говорят: “Наша семья фотографировалась у самого Буллы!”

Фотоателье, расположенное в доме 54 на Невском проспекте, всегда пользовалось популярностью благодаря своему удачному расположению: недалеко от Аничкова моста и Публичной библиотеки, практически посередине Невской перспективы и около Гостиного двора. Первое документальное упоминание об этом доме относится к 1849 году: принадлежал он тогда семье купцов Демидовых. В начале XX века, после нескольких владельцев, фотоателье приобрел популярный фотограф Карл Карлович Булла, имевший к тому времени многочисленные почетные звания и награды.

В течение 40 лет мастер снимал интересные городские события: наводнение 1903 года, Санкт-Петербургскую неделю авиации 1910 года. Серия фотоснимков детских приютов, сделанная в 1910 году, произвела на общественность такое сильное впечатление, что Карлу Карловичу присвоили звание Почетного гражданина Санкт-Петербурга. Именно фотоателье Буллы получило эксклюзивный заказ на иллюстрирование юбилейного издания “Невский проспект”, посвященного 200-летию города на Неве. В рамках этой работы мастер сфотографировал все дома, расположенные на проспекте. Многие издательства выпускали открытки с видами города, используя его фотографии.

Достойными приемниками известного мастера фото стали сыновья Виктор и Александр, продолжившие династию. После революционных событий 1917 года Карл Булла эмигрировал в Эстонию, где и скончался в 1929 году. Фотоателье было национализировано и продолжало работать как госучреждение. Братья Булла трудились в нем простыми служащими, но по доносам подверглись репрессиям и погибли. Конфискованные фотографии и негативы были частично утрачены, а частично – переданы на хранение в Государственный фонд кино-фотодокументов.

Несмотря ни на что, фотосалон никогда не прекращал работать. Он действовал даже во время блокады Ленинграда. И в послевоенное время тысячи горожан и гостей города посещали ателье, чтобы сделать семейные или портретные фотографии.

К 300-летию Санкт-Петербурга за счет владельца помещения фотосалон полностью реконструировали. Были воссозданы интерьеры мастерской, появилась стилизованная мебель, заново отстроили знаменитый стеклянный купол, который в начале прошлого века возвышался над фотоателье. Фонд исторической фотографии, носящий имя Карла Буллы, создал постоянную экспозицию документов и фототехники тех времен, проводили выставки и лекции. С известного балкона все так же, как и 100 лет назад, открывается потрясающий вид на Невский проспект, Гостиный Двор и Публичную библиотеку. И все так же по адресу Невский проспект, 54, работает фотоателье.