Маршрутный бизнес. Насколько реально открыть новое направление

Маршрутка как бизнес - получение прибыли

Прибыльность маршрутного бизнеса не вызывает сомнений. Количество маршрутных такси все растет, в Москве их уже около 6-9 тыс. штук.
Чтобы запустить маршрутку, нужно оценить риски, уровень инвестиций.
Средняя выручка с одного автомобиля за смену - примерно 800$. Отсюда вычитаем:
- 300$ - обслуживание и эксплуатация авто;
- 100$ - страхование, лизинг;
- около 50 - отчисления в фонд заработной платы.
Налоги - в месяц от 20 до 200$.

Без налоговых отчислений остается с каждой машины 350$ в день.

В современных городах и селах главным транспортом давно уже стало маршрутное такси. Это незаменимый пассажирский перевозчик с рядом преимуществ. Не смотря на то, что владельцы льгот не могут свободно ездить в маршрутке, данный вид транспорта все равно имеет огромный спрос среди населения. В час пик очень сложно уехать, все маршрутки переполнены.
Данный вид бизнеса очень прибыльный. Количество маршруток растет, потребность в них - также.

Первые шаги - как запустить маршрутку?

Первым делом необходимо купить авто. Здесь есть несколько вариантов: приобрести хороший дорогой микроавтобус известной марки (это около 30 тыс. дол.), или авто б/у в нормальном состоянии (чтобы не было убытков из-за ремонта), или взять машину в аренду (с правом выкупа).

Документы
Далее, чтобы открыть такой бизнес, нужно получить специальную документацию, разрешения. Сюда входят: оплата страховки, приобретение лицензии на перевозку транспортным средством. Лицензия действует на протяжении 5 лет, выбирается под конкретный автомобиль. Государственная лицензия на осуществление перевозок выдается Министерством транспорта РФ в трех видах:

1. Для легкового автомобиля с целью коммерческих перевозок.
2. Для оборудованного автомобильного транспорта с целью перевозок более 8 человек (кроме случая, когда такая деятельность необходима для собственных нужд юридического или физического лица, предпринимателя)
3. Для транспорта с грузоподъемностью > 3,5 тонн с целью перевозки грузов (кроме случая, когда такая деятельность необходима для собственных нужд юридического или физического лица, предпринимателя)

Минимальный доход приносит маленькое предприятие из 3-5 авто. В таком случае возможности нарастить доход почти отсутствуют, разве что уменьшать расходы на обслуживание и эксплуатацию. С увеличением парка машин начинают постепенно сокращаться отчисления с одного авто на постоянные статьи расходов (например, на зарплату диспетчера, бухгалтера).

Даже при удачно разработанном маршруте придется подождать, пока люди привыкнут к нему, узнают. Только потом возможно получение стабильной высокой прибыли. Однако, даже если маршрут еще новый, вы все равно сможете хорошо заработать в час пик, когда машины полностью забиты пассажирами.

Дополнительный доход

Запуск маршруток также позволяет владельцам бизнеса получать доход за размещение рекламы (на бортах, в салоне). Это дополнительные 200-300 долларов в месяц с учетом затрат на изготовление материалов.

Реальные скрытые механизмы бизнеса

Обычно маршрутный бизнес строится по следующей схеме. Какая-то контора пробивает себе маршрут, она ставит на него автобусы. У водителя есть свой микроавтобус, за сотрудничество с конторой он отдает половину выручки, как некую дань. На оставшиеся деньги хозяин авто живет своей жизнью и чинит авто. Контора, в свою очередь, платит деньги чиновникам, чтобы открывались маршруты, УГАДНу и ГИБДД , дабы избежать любой проверки.
Но, конечно, главный интерес конторы совсем другой - оборот наличных. Остальное все - лишь второстепенные моменты. Почти везде в России места с высоким оборотом наличных средств представляют собой места обналичивания теневых капиталов.

Очень сложно точно подсчитать, сколько было перевезено пассажиров, даже невозможно. В документах прописаны далеко не все машины, поэтому на маршрутах в реальности автобусов практически всегда больше. В результате вопрос о строгой, точной финансовой отчетности - открыт и нерешен, ее просто нет.
У владельцев маршрутных средств доход от них в масштабах всей основной деятельности - только небольшая часть оборота. Дело в том, что тут важен сам механизм, так как позволяет работать на маршрутках как на фабриках для отмывания черных средств.

Финансовая деятельность подобных контор проходит мимо бюджета. Они используют регистрацию как ИП, с упрощенным налогообложением (6%). Реальная прибыль же скрыта, и извне ее учесть, увидеть невозможно. На самом деле они еще меньше платят.

В конечном счете вывод маршрутного бизнеса из тени помог бы достаточно резко поднять бюджетную обеспеченность. Городской, муниципальный транспорт платит кучу средств в разные фонды (страховые, пенсионные), налоги на имущество, прибыль и т.д. Себестоимость билетов тут включает 60% для фонда оплаты труда. И не стоит забывать про повышение квалификации, навыков работников, обучение, премии и тому подобное. Дело обстоит не лучшим образом, нужно экономить. Поэтому, по сравнению с маршрутками - это небо и земля.




Жители российских городов облюбовали транспорт – маршрутное такси, отличительной особенностью которого является быстрота и комфорт. Люди охотно им пользуются, и даже отсутствие льгот на проезд не останавливает их. Вместе с увеличением спроса растёт и популярность маршрутного бизнеса.

Многогранный бизнес

Среди других видов городского транспорта маршрутные такси – в лидерах. Их количество превосходит остальные в несколько раз. Только в российской столице около нескольких десятков тысяч маршруток. Если бы этот вид бизнеса был невыгодным, он бы не расширялся с такой скоростью. Именно в этом кроется ответ на вопрос для тех, кто ещё сомневается, стоит ли открывать маршрутный бизнес.

Кроме основного дохода от сбора платы за проезд, владелец такого бизнеса может рассчитывать на дополнительный доход из следующих источников:

  • В салоне маршрутки размещается реклама в различных формах: плакаты, буклеты, визитки. Используются при этом места салона, с которых она более выгодно представлена пассажирам. За время передвижения от одной до другой остановки, человек может подробно изучить информацию и даже записать контакты. Рекламодатель оплачивает владельцу маршрутки за размещение своих материалов.
  • Наружная поверхность транспортного средства также может стать местом для рекламы. Наносится рекламная информация на специальную плёнку, которой покрывается автомобиль. Такая красочная, броская информация обходится рекламодателю недёшево, но даёт высокий эффект, что выгодно обеим сторонам.
  • Заказные перевозки. Это могут быть экскурсионные маршруты, свадебные торжества и иные мероприятия, требующие перемещения групп людей.

Основные этапы организации маршрутного бизнеса

Прежде всего, необходимо уточнить все нюансы в транспортной инспекции в плане наличия необходимой документации и выполнения условий. От будущего предпринимателя потребуется, чтобы его автомобиль соответствовал техническим требованиям, предъявляемым для пассажирского транспорта, и мог перевозить не менее 8 человек. Понадобится также с необходимой квалификацией: водители, диспетчеры и медработник.

После оплаты государственной пошлины за рассмотрение заявления и выдачу основного документа российским Министерством транспорта выдается лицензия, которая действует 5 лет. Размер пошлины зависит от региона. Он может быть различным в зависимости от масштабов населённого пункта: от 350 до 500 долларов. По каждой транспортной единице ведётся отдельная учётная карточка.

Подготовка к выдаче лицензии длится до 1 месяца. За ведением бизнеса без лицензии последует административное наказание – крупный денежный штраф.

Маршрутное такси может быть организовано, как или .

Чтобы открыть частное маршрутное такси, нужно собрать такие документы:

  • устав;
  • договор учредителей;
  • государственная регистрация (свидетельство);
  • свидетельство о постановке на учёт;
  • присвоенные коды статистическим управлением;
  • реквизиты банка;
  • арендный договор на использование места для стоянки автомобилей;
  • адреса – юридический и физический;
  • технические паспорта на автомобили;
  • документы, подтверждающие прохождение технического осмотра транспортных средств;
  • водительские права, трудовые книжки принятых на работу водителей.

1) Раздел "Автолайн". Кроме него - сомневаюсь, что кто-то из частников здесь есть.

2) 1. Минимум ИП; 2. Необходимо иметь хотя бы 1 автобус (любой вместимостью 8+); 3. Необходимо иметь стоянку (документальное подтверждение: право на собственность/договор с владельцем) и только потом Вы сможете обратиться в местный Минтранс чтобы: 1. получить лицензию (за неё полагается оплатить определённую стоимость, в разных регионах - по-разному); 2.1 Получить допуск на маршрут; 2.2 Если маршрут социальный - придётся проходить конкурс (смотрите конкурсную документацию). Здесь еще стоит учитывать, что необходимо создать базовую документацию (в т.ч., паспорт маршрута, если Вы собираетесь открыть новый или аналогичный существующему, по составлению паспорта маршрута существует целая технология), Вам придётся привлечь хотя бы еще одного человека, которого можно назначить начальником службы БД, теоретически, если это ИП, Вы можете сами выступать как владельцем, так и начальником служб, в т.ч. - БД. Так или иначе, Вам нужен грамотный юрист, ну, или заплатить бабла в аудиторскую контору. Если бабла платить не хочется - изучайте всю нормативную документацию по пассажирским перевозкам, особенно вот ЭТОТ .

3) Крытая стоянка? Для автобусов? Вы с Луны свалились? Специализированный сервис? Батенька, да Вы идеалист, а не реалист. ​ В периферии всё делается тут же на коленке, тем более - БУ. Нецелесообразно создавать перепробеги, если автобус уже не на гарантии, всё можно сделать самому, имея механика с прямыми руками или подвязки в хорошем автосервисе по грузовикам, такой есть в каждом городе, тем более - 500+.

4) Начинать с БУ МАЗов, тем более, списаных - очень смело, на Неоплан он похож только внешне. Гнать БУ из Европы - только если Вам нужно взять бОльшее кол-во ПС. Имея 5 лямов, можно взять 3-4 вполне хороших Спринтеров, ну или 2 БВ. Вы определитесь - что Вам надо?

5) Если у Вас есть ИП с хорошей отчётностью и оборотом за последние 6 месяцев - дадут. С таким раскладом можно взять кредит в любом госбанке и оформить лизинг в коммерческой конторе. Потом, через 3-5 лет, можно будет взять кредит для рефинансирования висящего лизинга и кредита и купить еще ПС. В противном случае - без шансов. Хорошо, что Вы не питаете иллюзий.

По поводу P.s. - лицензию-то не отберут, только кто продаст хлеб, который кормит, а если продают, то это уже на что-то намекает.

Вопрос - почему большие автобусы ездят только в определенных городах? Что, организовать эксплуатацию БВ гораздо сложнее, чем мелочевки?

Почему в Перми и Владимире нашли силы - это из-за рельефа чтоль? Вряд ли.

Почему - сложнее организовать? Вы, не в обиду, судя по всему - дилетант в общественном транспорте. Есть такое понятие - конъюнктура рынка. Оно диктует все условия для бизнеса. В нашем примере - тип ПС, объёмы перевозок, стоимость проезда и т.д. и т.п. Нужно знать конкретный регион, исследовать существующую сеть, узнать спрос, узнать внутренние связи региона (деревня - больница, дом - работа, земком - администрация и т.д.), в общем - узнать возможные перспективы и ниши. Также нужно анализировать демографическую ситуацию (рост/спад населения, количество пожилого/рабочего/учащегося населения).

Мой P.s. Искренне советую Вам, для начала, осмыслить всю Вашу мечту - насколько она стыкуется с реальностью. Одного желания мало, нужно хорошо шарить в пассажирских перевозках, если хотите всё сделать легально. Если осмыслили, второй совет - составьте бизнес-план, а затем ищите инвестора.

Мой P.p.s. Ну, Вы, конечно, отожгли, насчёт несильно большой - 500 и менее . Несильно большой - это до 150 000 максимум. Если будут еще вопросы, пишите сюда, мог что-то упустить.

Предлагаемый вашему вниманию бизнес-план маршрутного такси ставит перед собой и решает важные социальные и экономические задачи. Основные из них: создание рентабельного предприятия по перевозке пассажиров в городе; удовлетворение спроса потребителей на услуги маршрутного такси; извлечение прибыли. На сегодняшний день этот вид транспорта в больших городах и пригородной зоне стал серьезным конкурентом автобусным перевозкам и электротранспорту. Основные преимущества маршрутного такси заключаются в большей маневренности транспортных средств и высокой скорости доставки пассажиров.

Резюме проекта

Рассматриваемый бизнес-план маршрутного такси с расчетами содержит сведения и рекомендации по открытию предприятия с двухгодичным денежным оборотом.

Финансирование проекта осуществляется путем получения банковского коммерческого кредита в объеме 22,08 млн рублей.

При заявленном сроке окупаемости (2 года) инвестор получит доход в размере 2 млн 97,6 тыс. рублей.

Выплата процентов по заемным средствам и их возврат начинаются с первого месяца работы предприятия по перевозке пассажиров. Это условие принято в данном бизнес-плане с целью более простого усвоения методики регулирования потоков денежных средств и логики расчета потока дисконтирования.

Размер ставки по кредиту – 24% (при ее определении следует учесть и возможность понижения, о чем свидетельствует тенденция в области банковской политики).

Общая сумма денежных средств, начисленных кредитору по процентам, составит 2 млн 97,6 тыс. рублей.

Объем кредита обеспечивает проекту жизненный цикл в два года.

Срок окупаемости проекта:

  • 17 месяцев – с начала его осуществления;
  • 24 месяца – с учетом дисконтирования.

За расчетный жизненный цикл общий экономический эффект составит 6 642 521,6 рубля.

Характеристика рынка

В настоящее время на рынке пассажирских перевозок действует значительное количество небольших компаний, которые не ощущают в полной мере высокой напряженности конкурентной борьбы. Это объясняется относительной свободой рынка услуг в данной отрасли, длительными сроками окупаемости предприятий, психологическими препятствиями к открытию бизнеса и сложным администрированием.

Как свидетельствует экономическая статистика, автобусные перевозки сегодня в России справляются с задачей только на 80-85%. Постоянно пользуются услугами автобусного транспорта только 60% жителей страны, причем данная величина имеет тенденцию к постоянному снижению.

Кроме того, в городах все больше наблюдается процесс поглощения мелких перевозчиков крупными автотранспортными компаниями, которые постоянно увеличивают свое присутствие на рынке услуг. В частности, стремительно уменьшается количество компаний, владеющих 1-2 транспортными средствами.

В то же время в стране свыше 80 тыс. индивидуальных предпринимателей продолжают заниматься перевозками. В их распоряжении имеется около 350 тыс. автобусов, среднесуточный пробег каждого из которых составляет от 250 до 350 километров.

По оценкам экспертов, общая емкость отечественного рынка пассажирских перевозок составляет примерно 250 млрд рублей, причем эта цифра подается в минимальном значении. Учитывая продолжающуюся урбанизацию страны, причин для беспокойства у перевозчиков в ближайшие годы не должно возникать.

Следует учитывать и то, что развитие дорожно-транспортной инфраструктуры сильно отстает от темпов индустриализации. Это делает использование личного транспорта все более затратным и проблематичным. Данный факт делает развитие общественного транспорта практически безальтернативным вариантом удовлетворения услуг пассажиров в перевозках. Уже сейчас ежегодный прирост общей стоимости услуг составляет 19,5-20%.

С точки зрения организации бизнеса в данной отрасли, имеются некоторые существенные преграды. Например, так как крупные транспортные компании на данный момент практически не испытывают финансовых проблем, то частным перевозчикам становится все сложнее получить доступ к дотируемым государством перевозкам пассажиров, пользующихся установленными для них льготами.

Таким образом, анализ рынка показывает, что, несмотря на значительное число участников рынка (и даже постепенно возрастающее), объем потенциальных потребителей услуг практически не растет. Это в значительной степени обусловлено проблемами, вызываемыми низким уровнем безопасности перевозок и высокими тарифами на перевозку пассажиров.

Основные этапы реализации проекта

Проект организации предприятия по перевозкам на маршрутных такси планируется осуществить в рамках следующих этапов:

Оказываемые услуги и маркетинг

По мнению специалистов, всего 1% потребителей услуг достаточно для того, чтобы она стала социально значимой. Этот вывод позволяет рассматривать бизнес по организации пассажирских перевозок на маршрутных такси как перспективный, имеющий высокую доходность.

Следовательно, при грамотной организации маркетинга созданное предприятие способно полностью окупить вложения и приносить учредителю прибыль.

Основными мероприятиями по формированию потребительского мнения, способствующего росту спроса на услуги маршрутного такси, являются:

  • Размещение брендированных надписей на автомобилях.
  • Распространение предложений от компании в средствах массовой информации, на телевидении и радио.
  • Заказ рекламных материалов в специализированных изданиях.
  • Создание собственного сайта.
  • Работа в социальных сетях.

Администрирование проекта

Как уже подчеркивалось выше, создание предприятия по перевозке пассажиров на маршрутном такси требует значительных усилий и хлопот, связанных с оформлением бизнеса.

С 2011 года в России является обязательным получение лицензии на осуществление пассажирских перевозок на транспортных средствах вместимостью свыше 8 человек. Для ее получения лучшим решением будет обращение к посредническим организациям.

Само получение лицензии предусматривает необходимость прохождения учредителем предприятия в транспортной инспекции 10-дневных курсов, на которых осуществляется изучение специфики деятельности в данной сфере и существующих требований к работе перевозчиков на маршрутных такси. Рассмотрение данного вопроса может занять около 1 месяца.

После прохождения обучения сотрудники транспортной инспекции проводят проверку инфраструктуры предприятия, его технической базы и оснащенности, наличия документов о прохождении медицинского осмотра.

Администрирование проекта включает в себя выбор системы налогообложения и организационно-правовой формы предприятия. Лицензия потребуется в том случае, если количество используемых для оказания услуг транспортных средств превышает 20 автомобилей.

Кроме того, если число автомобилей не более 20, то, согласно Налоговому кодексу, индивидуальный предприниматель или предприятие могут использовать систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Для регистрации ООО учредителю необходимо представить следующие документы:

  • Квитанция о внесении в банк обязательной суммы уставного капитала.
  • Договор о формировании ООО.
  • Заявление на регистрацию.
  • Нотариально заверенные устав ООО и иные документы, перечень которых может устанавливаться региональными и муниципальными органами власти.

Для регистрации индивидуального предпринимателя потребуются:

  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Заявление на регистрацию.
  • Копии нотариально заверенных личных документов.

Получение печати для ИП необязательно.

Подбор персонала

Данный бизнес-план предусматривает организацию предприятия путем найма перевозчиков со своим транспортом. Для приема на работу кандидаты должны иметь и представить:

  • Документы для регистрации в качестве ИП.
  • Личные паспорта.
  • Пакет документов на транспортные средства.
  • Страховки и справки из ГИБДД о прохождении технического осмотра автомобилей.

Количество набираемых сотрудников определяется степенью загруженности маршрута, на котором им придется работать.

Подбор персонала осуществляется на конкурсной основе, предпочтение отдается высококвалифицированным специалистам. Срок проведения конкурса – 1 месяц.

Фонд оплаты труда в данном бизнес-плане рассчитан на 12 сотрудников.

Техническое обеспечение проекта

Создаваемое предприятие по пассажирским перевозкам включает в себя следующие элементы производственной инфраструктуры:

  • Производственные мощности для выполнения техобслуживания и ремонта транспортных средств.
  • Оборудованная стоянка.
  • Помещение для работы диспетчерской службы.
  • Телеметрическое оборудование, компьютер и программное обеспечение для осуществления контроля за движением транспортных средств и оказываемыми услугами.
  • Пост проведения медицинского осмотра водителей.

Выбор кандидатов на трудоустройство с личными автомобилями должен производиться с учетом обеспечения роста производительности, соблюдения требований по безопасности перевозок, соответствия выставляемым требованиям учредителя по обеспечению положительной репутации предприятия.

Финансовый план

Создаваемое предприятие работает в рамках организационно-правовой формы ООО. Начало финансового года – январь. Основной уплачиваемый налог – налог на прибыль по ставке 24%.

Расходы по проекту

Информация по расходам создаваемого предприятия учитывает необходимость преодоления серьезной конкуренции, поэтому при приобретении оборудования предпочтение отдано высококачественному оборудованию. Расчет произведен с предполагаемым сроком окупаемости в течение 2 лет.

Прогнозируемый план предоставления услуг

Период Услуги Объем (в месяц) Цена Величина выручки
900 тыс. пассажиров 10 руб. 9 млн руб.
1-12 мес. (инвестиционный период) 100 заказов 3 тыс. руб. 300 тыс. руб.
13-24 мес. (функциональный период) Городские перевозки пассажиров по установленному маршруту 1 млн 200 тыс. пассажиров 12 руб. 1 440 тыс. руб.
13-24 м-ц (функциональный период) Пассажироперевозки по заказу потребителей 190 и более 3,5 тыс. руб. 665 тыс. руб.

План рассчитан исходя из следующего режима работы предприятия и видов предоставляемых услуг:

Стандартное время работы: с 07:00 до 24:00 часов.

Часы «пик»: с 06:00 до 10:00 утра и с 16:00 до 20:00 вечера.

Учтена возможность сдачи в аренду предприятию собственного автомобиля его владельцем с трудоустройством водителем. Водители также работают за процент от дневной выручки.

Как правило, размер суточной выручки с микроавтобуса «Газель» составляет от 1,5 до 3,5 тыс. рублей. С этой суммы владельцу транспортного средства остается в среднем 500 – 1 000 рублей.

Прибыль предприятия определяется в этих условиях протяженностью маршрутов, на которых работают автомобили такси, вместимостью машин и величиной отчислений водителям.

В итоге

Пример данного бизнес-плана и выполненные расчеты показывают, что создание общества с ограниченной ответственностью, которое будет заниматься пассажирскими перевозками, является сверхприбыльным бизнесом с высокими степенями рисков различной природы.

Важнейшим условием его успешного функционирования является возможность вложения достаточно больших средств, которые пойдут на создание и обустройство автопарка и СТО. Открытие предприятия объективно требует от учредителя высокой ответственности, настойчивости и напряжения. Он должен обладать достаточным уровнем отраслевых знаний, понимать характер деятельности на рынке оказания транспортных услуг и быть способным принимать на себя ответственность за работу предприятия, безопасность и сохранение здоровья людей.

Учитывая прогнозируемые показатели роста объемов продаж, затраты на реализацию проекта, стоимость оказываемых услуг, рентабельность данного бизнеса, с высокой степенью уверенности можно утверждать о его больших перспективах.