Приобретение и изготовление из разных источников кфо. Приобретаем активы за счет разных источников финансирования

Если для покупки актива бюджетных средств недостаточно, учреждение может привлечь средства, полученные в рамках предпринимательской деятельности. Но как оприходовать актив в такой ситуации, действующим законодательством не определено. Поэтому можно разработать и утвердить порядок учета таких операций в учетной политике. И в данном случае возможны варианты…

Безвозмездная передача активов внутри учреждения

Минфин России мнение по данному поводу высказывал в письме от 25 мая 2006 г. № 02 - 14 - 10а/1354.

Впоследствии упомянутое письмо фактически утратило силу, а приведенная схема не была воспроизведена в новых письмах финансового ведомства.

Тем не менее, по мнению автора, ею можно воспользоваться (конечно, с учетом действующих норм), так как основывается она на единых методологических подходах (с современной нормативной базой бухгалтерского учета в учреждениях) и позволяет корректно списывать произведенные расходы за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Оговоримся, что в письме № 02 - 14 - 10а/1354 речь идет не о частичном финансировании, а о переводе основных средств, которые приобретены за счет средств от предпринимательской деятельности, в состав активов, используемых в основной деятельности.

В соответствии с подходом, предложенным чиновниками, стоимость приобретенных объектов основных средств списывалась в состав расходов. Одновременно такая же сумма отражалась на счетах учета основных средств по основной деятельности в корреспонденции со счетом учета прочих доходов.

Применительно к операциям по приобретению (строительству) объектов основных средств схема может быть трансформирована следующим образом: затраты, оплаченные за счет разных источников, отражаются на счетах 1 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 2 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы». По завершении процесса формирования первоначальной стоимости объекта, затраты, аккумулированные на счете 2 106 00 000, списываются в дебет счета 2 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям».

Одновременно затраты, учтенные на счете 1 106 00 000, увеличиваются на сумму затрат, оплаченных за счет средств от предпринимательской деятельности (равной сумме, списанной с кредита счета 2 106 00 000). При этом корреспондирующим счетом является счет учета прочих доходов - 1 401 10 180 «Прочие доходы».

Однако в предложенном варианте учета есть и недостатки. Фактически речь идет о безвозмездной передаче активов внутри учреждения. То есть операция может быть признана облагаемой налогом на добавленную стоимость.

Кроме того, в случае если при строительстве, создании или приобретении объектов основных средств используются материальные запасы, работы или услуги, приобретенные (оплаченные) для целей приносящей доход деятельности, может возникнуть необходимость восстановления сумм налога на добавленную стоимость, ранее учтенных в составе налоговых вычетов (на счете 2 210 01 000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»).

Разберем ситуацию на конкретном примере.

Пример 1. Бюджетное учреждение приобрело оборудование стоимостью 35 400 руб. (в том числе НДС - 5400 руб.).

Из бюджетных средств выплачено 18 000 руб., остальная часть приобретенного актива оплачена за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - 17 400 руб. Предположим, что налогом на добавленную стоимость внебюджетная деятельность учреждения не облагается.

Активы планируется использовать в бюджетной деятельности.

Бухгалтер бюджетного учреждения сделал следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма , руб.

Отражены затраты по приобретению оборудования за счет внебюджетных средств

2 106 31 310

2 302 31 730

17 400

Отражены затраты по приобретению оборудования за счет бюджетных средств

1 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения»

1 302 31 730

«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

18 000

Оплачены активы за счет внебюджетных средств

2 302 31 830

2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

17 400

Оплачены активы за счет бюджетных средств

1 302 31 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению основных средств»

1 304 05 310

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по приобретению основных средств»

18 000

Переведен актив с внебюджетной деятельности на бюджетную

2 401 20 241

«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»

2 106 31 410

17 400

Отражены в бюджетном учете затраты за счет внебюджетных средств

1 106 31 310

«Увеличение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения»

1 401 10 180

«Прочие доходы»

17 400

Оприходовано оборудование

1 101 34 310

«Увеличение стоимости машин и оборудования - иного движимого имущества учреждения»

1 106 31 410

«Уменьшение вложений в основные средства - иное движимое имущество учреждения»

35 400


Перевод источника финансирования

Более рационально и безопасно (с точки зрения рисков допущения ошибок в налоговом учете) рассматривать ситуацию как оформление перевода источников финансирования (но не материальных активов).

В таком случае суммы задолженности учреждения перед поставщиками объектов основных средств, поставщиками и подрядчиками сопутствующих работ и услуг отражаются на счетах бюджетного учета по основной деятельности (с кодом «1» в первом разряде сокращенного номера счета бухгалтерского учета) - например, дебет счета 1 106 11 310 «Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения» кредит счета 1 302 31 730. На данном этапе требованием об обеспеченности финансированием принятых обязательств можно пренебречь, так как предполагается, что решение об использовании средств от предпринимательской деятельности уже принято.

Далее средства по приносящей доход деятельности списываются. Причем в данном случае применение счета 2 401 20 241 представляется неправомерным. Списание следует оформлять через счет учета прочих расходов: дебет счета 2 401 20 290 «Прочие расходы» кредит счета 2 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства». Одновременно эта же сумма приходуется по основной деятельности: дебет счета 1 201 11 510 кредит счета 1 401 10 180 «Прочие доходы». Все остальные проводки (по формированию первоначальной стоимости объекта и его оприходованию в составе основных средств) оформляются на счетах бухгалтерского учета рабочего плана счетов по основной деятельности учреждения.

Денежные средства не являются объектом обложения НДС, то есть при таком варианте развития событий налог начислять не надо.

Важно запомнить
Если средства, полученные в рамках предпринимательской деятельности, потрачены для покупки активов, которые планируется использовать в бюджетной деятельности, учитывать их в налоговом учете не надо. Данные затраты не могут быть признаны налоговыми расходами.

Принять основное средство к учету по разным видам деятельности нельзя. Порядок учета основных средств, приобретенных за счет разных источников финансирования, законодательством не установлен. Официальных разъяснений контролирующих ведомств по этому поводу нет. Поэтому учреждение может самостоятельно разработать порядок учета таких активов и утвердить его в учетной политике. Разработанный порядок согласуйте с учредителем. Порядок отражения в учете операций по приобретению основных средств за счет нескольких источников финансового обеспечения зависит от того, в какой деятельности планируется использовать основное средство. Предлагаемая корреспонденция счетов приведена в ответе.

При этом следует учитывать, что возместить расходы на приобретение ОС за счет целевых субсидий, учреждение может только в случае, если это прописано в соглашении на предоставлении субсидии.

1. Ситуация: Как бюджетному и автономному учреждению отразить в бухучете приобретение основного средства за счет двух источников: частично за счет средств субсидий и частично за счет средств от приносящей доход деятельности.

Принять основное средство к учету по разным видам деятельности нельзя. Это связано с тем, что объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями. Следовательно, один объект основного средства не может представлять собой отдельные инвентарные объекты , учтенные с разными признаками финансового обеспечения. Такой вывод следует из пунктов 41 , 45 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

Порядок учета основных средств, приобретенных (созданных) за счет разных источников финансирования, законодательством (в частности, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н , инструкциями 174н , 183н ) не установлен. Официальных разъяснений контролирующих ведомств по этому поводу нет. Поэтому учреждение может самостоятельно разработать порядок учета таких активов и утвердить его в учетной политике (п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н ).

Главбух советует: в связи с отсутствием разъяснений, связанных с учетом имущества, приобретенного за счет разных источников финансового обеспечения, разработанный порядок согласуйте с учредителем.*

Следует отметить, что в частных разъяснениях сотрудники контролирующих ведомств высказывают следующую позицию.

Оплатить товары, работы, услуги (в т. ч. основные средства) за счет средств субсидий (полностью или частично) можно при условии, что они необходимы для выполнения госзадания и их покупка предусмотрена планом финансово-хозяйственной деятельности. Соответственно, учитывать такие товары (работы, услуги) нужно по коду вида финансового обеспечения 4 - «субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

Оплачивать за счет средств субсидий товары (работы, услуги), которые планируется использовать в предпринимательской деятельности, нельзя. Объясняется это тем, что субсидии предоставляются учреждению на конкретные цели (в частности, выполнение госзадания, содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного за счет средств учредителя). Такой вывод следует из пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 6 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, частей 3 , 4 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ.

Поэтому, если за счет средств субсидий были оплачены товары (работы, услуги), которые предназначены для использования в предпринимательской деятельности (например, в случае отсутствия на счете средств от приносящей доход деятельности), остаток на счете по учету субсидий необходимо восстановить после появления средств от платной деятельности. А товары (работы, услуги) учесть по коду вида финансового обеспечения 2 - «приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)». Для восстановления остатка субсидий (или иного источника финансирования) предусмотрен счет 0.304.06.000 «Расчеты с прочими кредиторами» (п. 145-147 Инструкции № 174н , п. 173-175 Инструкции № 183н ).*

Порядок отражения в бухучете операций, связанных с приобретением основного средства за счет нескольких источников, зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Порядок отражения в учете операций по приобретению основных средств за счет нескольких источников финансового обеспечения зависит от того, в какой деятельности планируется использовать основное средство.

ОС планируется использовать в рамках приносящей доход деятельности

Если основное средство планируется использовать в рамках приносящей доход деятельности, а на момент оплаты на лицевом счете недостаточно средств по данному виду финансового обеспечения, в учете сделайте проводки:

Дебет 2.302.31.830 Кредит 2.201.11.610
- отражена оплата части стоимости основных средств за счет средств от приносящей доход деятельности;

Кредит 18 (код КОСГУ 310)

Дебет 4.304.06.830 Кредит 4.201.11.610
- отражена оплата части стоимости основных средств за счет субсидий (принятие к учету дебиторской задолженности в части оплаты стоимости основных средств за счет средств субсидий) (на основании справки по форме № 0504833 и выписки с лицевого счета);

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
- отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.302.31.830 Кредит 2.304.06.730
- отражено принятие к учету кредиторской задолженности в сумме средств, полученных учреждением за счет субсидий и направленных на исполнение обязательств, принятых в рамках предпринимательской деятельности (на основании справки по форме № 0504833 );

Дебет 2.106.31.310 (2.106.11.310, 2.106.21.310) Кредит 2.302.31.730
- отражены затраты на приобретение основного средства;

Дебет 2.101.36.310 (2.101.11.310, 2.101.26.310...) Кредит 2.106.31.310 (2.106.11.310, 2.106.21.310)
- принято к учету основное средство по первоначальной стоимости.

При поступлении средств от платной деятельности восстановите на счете сумму субсидий, израсходованную на приобретение основных средств (на основании справки по форме № 0504833 ). При этом движение средств на лицевом счете не происходит. В учете сделайте записи:

Дебет 4.201.11.510 Кредит 4.304.06.730
- отражено восстановление на счете суммы субсидий, привлеченной на приобретение основных средств;

Дебет 18 (код КОСГУ 310)
- отражено восстановление кассовых расходов на счете по учету субсидий;


- отражено уменьшение задолженности в сумме субсидий, привлеченных на приобретение основных средств, за счет поступивших на лицевой счет средств от платной деятельности;

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
- отражено выбытие средств со счета по учету средств от платной деятельности.

ОС планируется использовать в рамках выполнения госзадания

Если основное средство планируется использовать в рамках выполнения госзадания, а на момент оплаты на лицевом счете недостаточно средств по данному виду финансового обеспечения, в учете сделайте проводки:

Дебет 4.302.31.830 Кредит 4.201.11.610
- отражена оплата части стоимости основных средств за счет средств субсидий;

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
- отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 2.304.06.830 Кредит 2.201.11.610
- отражена оплата части стоимости основных средств за счет средств от платной деятельности (принятие к учету дебиторской задолженности в части оплаты стоимости основных средств за счет средств от платной деятельности) (на основании справки форме № 0504833 ) и выписки с лицевого счета);

Кредит 18 (код КОСГУ 310)
- отражено выбытие средств со счета учреждения;

Дебет 4.302.31.830 Кредит 4.304.06.730
- отражено принятие к учету кредиторской задолженности в сумме средств, полученных учреждением за счет средств от платной деятельности и направленных на исполнение обязательств, принятых в рамках выполнения госзадания (на основании справки

Проблемы, связанные с учетом основных средств, приобретенных за счет нескольких источников финансирования, стали особенно значимыми в связи с переходом на новые правила учета. Самый простой выход - не приобретать основные средства за счет нескольких источников, так как это запутывает и усложняет учет. Однако на практике из-за недостатка бюджетного финансирования учреждения вынуждены оплачивать необходимое им оборудование или другие основные средства из других источников финансирования.

Рассмотрим пример приобретения основного средства за счет бюджетного финансирования и за счет средств от предпринимательской деятельности.

Высшее учебное заведение приобрело компьютер за 42 000 руб., в том числе НДС - 6 406,78 руб. Авансовый платеж в размере 8 000 руб. внесен за счет бюджетных средств. Окончательный расчет (34 000 руб.) произведен за счет внебюджетных источников. За доставку компьютера транспортной организации за счет внебюджетных средств уплачено 3 600 руб., в том числе НДС - 549 руб. Учреждение обслуживается в ОФК.

В соответствии с БК РФ бюджетные расходы возмещаются за счет внебюджетных средств (реинвестирование в сфере образования и культуры, расходование внебюджетных средств, вырученных от реализации военного имущества, и т.д.). При этом погашение внебюджетных расходов за счет бюджетных средств недопустимо, так как по сути это будет нецелевым использованием бюджетных средств (ст. 289 БК РФ).

На практике встречаются варианты отражения в учете «бюджетной» и «внебюджетной» части первоначальной стоимости основного средства. Такой подход вносит путаницу при инвентаризации, так как возникают два разных инвентарных объекта.

Логичнее всего всю стоимость основного средства отнести на бюджет. При этом сумма расчета за компьютер и сумма, уплаченная транспортной организации по внебюджетной деятельности, списываются на прочие расходы. В результате в учете по бюджетной деятельности будет создана искусственная кредиторская задолженность за компьютер в размере 34 000 руб. и за транспортные услуги (3 600 руб.). Такая переплата за компьютер и транспортные услуги будет числиться в учете по внебюджетной деятельности. Как решить эту проблему? Можно провести инвентаризацию кредиторской задолженности и на основании ее данных сделать корректировку кредиторской задолженности в бюджетном учете.

Обратите внимание: в этом случае невозможно предъявить сумму «входного» НДС по приобретенному компьютеру и транспортным услугам в части их оплаты за счет доходов от предпринимательской деятельности к зачету. В соответствии с п. 12 Инструкции № 70н и пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ основные средства, предназначенные для бюджетной деятельности, должны приниматься к учету по стоимости с учетом НДС.

В бюджетном учете операции будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Перечислен авансовый платеж за поставку компьютера

На основании акта выполненных работ приняты услуги транспортной организации

Перечислены денежные средства за счет внебюджетных источников транспортной организации

Получен компьютер

Финансирование работ по созданию и приобретению основных средств., а так же по поддержанию их в рабочем состоянии может осуществляться за счет собственных и привлеченных источников. Виды источников, привлекаемых для финансирования, зависят от видов работ, назначения основных средств и их принадлежности.

При создании и приобретении основных средств производственного назначения источниками выступают амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, прибыль, а так же заемные средства. При проведении работ по поддержанию основных средств в рабочем состоянии источниками являются текущие поступления денежных средств в форме выручки от реализации продукции, а в случае их недостаточности- заемные средства. По основным средствам, участвующим в производственном процессе, данные работы финансируются за счет собственных источников и привлеченных средств.

В случае осуществления строительства и приобретения основных средств непроизводственного назначения, а так же работ по поддержанию их в рабочем состоянии источниками финансирования выступают собственные средства организации только в виде прибыли и привлеченные средства, включая средства физических лиц.

В зависимости от принадлежности основных средств финансирование работ по поддержанию их в рабочем состоянии может осуществляться в соответствии с договором за счет собственных источников и заемных средств либо средства владельца основных средств

В общем виде источники финансирования работ по созданию и приобретению основных средств, а так же поддержанию их в рабочем состоянии состоят из:

Собственных источников: текущих поступлений от основной деятельности, амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, прибыли организации, в т.ч. в форме дивидендов, оставляемых на финансирование строительства и приобретение основных средств;

Привлеченных средств: заемных средств в форме займов либо для финансирования совместной деятельности, бюджетного финансирования, средств физических лиц и т.п.

Учитывая зависимость источников финансирования от видов работ, рассмотрим отдельно порядок учета финансирования работ по созданию и приобретению основных средств, т.н. капитальных вложений и порядок учета финансирования работ по поддержанию основных средств в рабочем состоянии.

Финансирование капитального строительства осуществляется в порядке, установленном Основными положениями финансирования и кредитования капитального строительства на территории Российской Федерации, или лил применительно к нему.

Инвесторами могут быть:

Органы уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или обладающие имущественными правами;

Организации, предпринимательские объединения, общественные объединения, общественные организации и другие юридические лица всех форм собственности;

Международные организации, иностранные юридические лица;

Физические лица - граждане Российской федерации и иностранные граждане.

Инвесторы могут осуществлять реализацию инвестиционных проектов по строительству и выступать как заказчики, а могут передать свои права заказчика по реализации этих функций другим юридическим и физическим лицам. Порядок финансирования инвестором капитального строительства, осуществляемого за счет его собственных или заемных средств, производится по договоренности участников инвестиционного цикла. Договаривающиеся стороны самостоятельно определяют счета, порядок внесения инвесторами собственных или заемных средств в банки, порядок расчетов за выполненные подрядные работы и другие условия, вытекающие из договоров на строительство.

Для оформления финансирования государственного централизованного капитального строительства организации представляют в финансирующий банк титульные списки вновь начинаемых строек с разбивкой объемов по годам, договор подряда, сводный сметный расчет стоимости строительства, заключение государственной экспертизы по проектной документации и государственной экологической экспертизы.

Как уже говорилось, источниками финансирования капитального строительства являются: собственные средства инвесторов - амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, чистая прибыль либо фонды специального назначения в случае их образования за сет чистой прибыли; страховые возмещения, полученные организациями в покрытие потерь и убытков от страховых случаев; бюджетные ассигнования, включая ассигнования включая ассигнования из различных фондов поддержки, получаемые на безвозвратной основе. Наряду с указанными источниками организации могут при недостаточности собственных источников финансирования привлекают временно средства других юридических и физических лиц в форме займов и кредитов банков.

Использование всех источников, предназначенных для финансирования капитального строительства, отражается в бухгалтерском учете как простой расход денежных средств с образованием затрат в этой сумме на счете 08 «Капитальные вложения». Но наряду с этим в организации возникает также необходимость отражения в бухгалтерском учете гашения либо закрытия привлекаемых источников финансирования капитального строительства.

В планах финансирования капитального строительства, составляемых ежегодно организациями на основании смет и договоров на строительство, определяются источники финансирования по их видам и размерам. При этом источники финансирования определяются в плане как разница между сметной стоимостью строительства объекта и стоимостью возвратных и иных сумм, уменьшающих потребность в источниках. Суммы, уменьшающие сметную стоимость строительства объекта, отражаются за итогом сметного расчета стоимости строительства. К ним относится следующее:

Возвратные суммы с учетом реализации: материалов и деталей, полученных при разборке временных зданий и сооружений, в размере, предусмотренном в смете; материалов и деталей, полученных при разборке сносимых и переносимых зданий и сооружений, в размере, определяемом по расчету; материалов, полученных от попутной добычи (камень, гравий, уголь, лес и др.). В случае, когда невозможно использовать или реализовать эти материалы, стоимость их в сумме возврата не учитывается. Во всех указанных примерах у заказчика на фактическую стоимость данных материалов в случае их оприходования строительными предприятиями стоимость затрат по капитальному строительству, отражается на счете 08 «Капитальные вложения», будет меньше.

Балансовая стоимость оборудования (без учета износа), демонтируемого в отдельных цехах действующей организации и переносимого во вновь построенные цехи в связи с реконструкцией, а также стоимость другого имеющегося у заказчика оборудования, используемого по данной стройке.

Данные о долевом участии другой организации в строительстве, если по окончании строительства введенные объекты зачисляются на баланс застройщику.

Финансирование капитального строительства осуществляется со счетов 51 «Расчетный счет» или 52 «Валютный счет» . Денежные средства инвесторов (в т.ч. бюджетные ассигнования), предназначенные для финансирования капитального строительства, могут быть для аккумулирования перечислены на спец счета в банке, с которого в дальнейшем и будет производиться финансирование строительства. В этом случае учет средств будет вестись на счете 55 «Специальные счета в банках».

Амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств, предназначенные для финансирования капитального строительства, находят отражение только на счетах учета денежных средств при их поступлении в форме выручки от реализации продукции (работ, услуг) или авансов под выполненные работы.

При этом делаются бухгалтерские записи по учету выручки по дебету счета 51 и кредиту счетов 46 «Реализация продукции» или 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», в зависимости от метода определения выручки от реализации, а так же авансов полученных - по кредиту счета 64 «Авансы полученные» То есть как источник финансирования капитальных вложений амортизация в бухгалтерском учете не учитывается. Это является слабым местом в теории отечественного бухгалтерского учета, т.к. отсутствует механизм контроля за целевым использованием денежных средств в организациях, в частности, за их использованием на финансирование капитального строительства. Для восстановления и систематизации учета образования и использования источников финансирования капитального строительства в порядке, действовавшем до введения Плана счетов 1991 г., организации необходимо вести аналитический и синтетический бухгалтерский учет всех собственных источников финансирования капитального строительства, в т.ч. амортизационных отчислений. Бухгалтерский учет амортизационных отчислений можно вести на вводимом забалансовом счете «Амортизация основных средств» с отдельным учетом амортизации по основным средствам производственного и непроизводственного назначения. Аналитический учет начисления и использования источников финансирования капитального строительства.

Чистая прибыль или специальные фонды учитываются на счетах учета денежных средств, но в отличие от амортизационных начислений они находят отражение в бухгалтерском учете как источники: косвенным образом, если показываются по кредиту счета 88 «Нераспределенная прибыль» на одноименном субсчете, либо в случае образования фондов - на субсчете «Фонды специального назначения».

Учет прибыли, направляемой на финансирование капитального строительства, рекомендуется вести путем ее ежеквартального отвлечения в фонды производственного (как источника финансирования производственного строительства) и социального (как источника непроизводственного строительства) развития, в размерах предусмотренных планом.

Выделение на забалансовом счете и счете 88 отдельного учета амортизации и прибыли на финансирование капитального строительства производственного и непроизводственного назначения вызвано тем, что амортизация по основным средствам производственного назначения реально получается и находится на расчетном счете организации (или другом счете учета денежных средств) и может служить источником их воспроизводства. В отличие от этого амортизация по большинству объектов непроизводственного назначения в условиях регулируемого ценообразования на услуги объектов социальной сферы, как правило числится только в учете и не может рассматриваться как источник финансирования капитального строительства. В связи с этим организациям необходимо вести две ведомости использования источников финансирования капитального строительства: первую - для учета источников производственного строительства, а вторую - для учета источников непроизводственного строительства.

Приведем в связи с изложенным систему записей учета собственных источников финансирования капитального строительства у организации.

Дебет забалансового счета «Амортизация основных средств» - начислена за отчетный период амортизация по основным средствам производственного назначения и непроизводственного назначения. У отдельных организаций при отсутствии государственного регулирования ценообразования на услуги принадлежащих им объектов социальной сферы может быть получена выручка от их эксплуатации в размере не меньше, чем затраты по их содержанию, т.е. амортизация по данным объектам будет получена и будет служить источником финансирования воспроизводства объектов социальной сферы. В связи с этим указанным организациям из своей амортизации, начисленной по объектам непроизводственного назначения, необходимо выделять начисленную амортизацию по данным объектам.

Дебет счета 881 - кредит счета 88 - использование прибыли на образование фондов. Организации могут образовать указанные фонды как источники покрытия всех затрат производственного и социального характера, а могут лишь в размере предполагаемых расходов по строительству.

Кредит счета 200 «Амортизация основных фондов» _ использована амортизация в размере затрат на строительство или выплату авансов под него. Размер использованной амортизации на строительство определяется исходя из сумм затрат и расходов предприятия или организации, произведенных в отчетном периоде:на приобретение оборудования, требующего монтажа, но не сданного в монтаж, учитываемого на счете 07 «Оборудование к установке»; на оплаченные или принятые к оплате счета по капитальному строительству (новое строительство, расширение, реконструкция, а так же приобретение новых видов основных фондов), учтенные на счете 08 «Капитальные вложения»; в виде авансов, перечисленных предприятиям и организациям, участвующим в процессе строительства, учтенных на счете 61 «Расчеты по авансам выданным», которые обеспечены согласно данным статистической отчетности соответствующим выполнением объемов работ или полученным ценностям; в форме средств, перечисленных на долевое участие в строительстве головному застройщику (основанием для освобождения должны быть данные из статистической отчетности о капитальных вложениях, полученных от головного застройщика).

Дебет счета 88 субсчета «Фонд развития производства» - кредит счета 87 субсчета «Фонд накопления» на затраты по строительству - отражается прирост имущества предприятия или организации за счет использования чистой прибыли. Размер использования фондов определяется путем вычитания из фактических затрат организаций, произведенных на капитальное строительство в различной их форме, начисленной суммы амортизации, числящейся на конец отчетного периода. То есть за первый квартал - затраты за квартал за вычетом суммы амортизации, числящейся в остатке на начало года и начисленной за квартал.

При использовании прибыли на выдачу авансов рекомендуется делать следующие записи:

Дебет счета 88 субсчета «Фонд развития производства» кредит счета 88 субсчет «Авансы выданные на строительство».

Дебет счета 88 субсчета «Авансы выданные на строительство», - кредит счета 87 субсчета «Фонд накопления» ли кредит счета 88 субсчета «Фонд средств социальной сферы» - по введу объектов. Таким образом, процесс использования денежных средств с кредита счетов учета денежных средств согласно плана финансирования капитального строительства будет так же учитываться на стадии образования источников и их использования.