Жизнь катерины в родном доме гроза. Жизнь Катерины в родительском доме и жизнь в доме Кабановых (по пьесе Островского «Гроза»)

«Театр Островского» - ТЕМА: А.Н. Островский – создатель русского театра. Этапы биографии и творчества. Урок- презентация в 10 классе по литературе. Оборудование: презентация, портрет А.Н. Островского, видеозапись «Замоскворечье».

«Островский литература» - У А. Н. Островского были основания для такого утверждения. 1. «Моя задача – служить русскому драматическому искусству. «Колумб замоскворечья». А. Н. Островский «Снегурочка». «…Полна чудес могучая природа! Северный фасад дома-музея. 9. Южный фасад дома-музея. 11. 6. 8. 2.

«Александр Николаевич Островский» - Соломин Николай. Коровин Константин. Мизгирь - паук, тарантул. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович (1848-1926), русский живописец. В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Из значимых имен и прозвищ. Малуша - малышка, малорослая, или младшая дочь в семье (Даль). Волшебное, сказочное зрелище. Страдание.

«Бесприданница» - Духовное одиночество-проявление силы или слабости? Вопросы для музыкантов: Музыковеды. Что означало слово «бесприданница» во времена Островского? Историки. Творческое название: Бедность не порок. Жизнь купечества конца 19 века. Вопросы для литературоведов: Каковы причины трагедии Ларисы Огудаловой? Вопросы для историков:

«Свои люди сочтемся» - Влияние гоголевской традиции в "Своих людях..." действительно велико. Замоскворечье в представлении Островского не ограничивалось Камер-коллежским валом. Через Москву волнами вливалась в Россию народная сила. Пьеса имела шумный успех в литературных кругах Москвы и Петербурга. То-то и беда, яхонтовый!

«Бесприданница Островского» - Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Родился 31 марта 1823г. в семье чиновника. Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Идея: Социальные проблемы: Положение женщины в русском обществе Богатые и бедные. Проблематика пьесы. Темы: Любовный Социальный.

Всего в теме 22 презентации

Катерина – луч света в «темном царстве»

Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ


  • Начертить таблицу: распределение действующих лиц по социальному конфликту.
  • Хозяева жизни. Дикой.
  • Хозяева жизни. Кабаниха.
  • Сходства и различия Дикого и Кабанихи.

  • Положение женщины в русском обществе;
  • Домострой – памятник письменности 16 века
  • Катерина


В I половине 19 века положение женщины в России было зависимым во многих

отношениях. До замужества она жила под

непререкаемой властью родителей, а после свадьбы ее хозяином становился муж. Основной сферой деятельности женщины низших сословий была семья. Согласно принятым в обществе и закрепленным в «Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на домашнюю роль: роль дочери, жены, матери. Духовные потребности большинства женщин, как и в допетровской Руси, удовлетворяли церковные праздники и церковные службы.

«Домострой» памятник русской письменности 16 века, представляющий свод правил семейного быта


Катерина. Имя – образ - судьба

Екатерина разговорное Катерина,

в переводе с греческого : чистая, благородная, благопристойная:

1.соответствующая принятым в обществе правилам поведения, морали.

2. Соблюдающая правила поведения, приличия (о человеке)…СИНОНИМЫ –приличный, скромный


Жизнь в родительском доме

Что рассказывает Катерина о жизни в родительском доме?


Катерина в родительском доме

«Жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала».

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду


  • А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху.
  • - как церковь формировала и нравственное, и эстетическое чувство девушки?


Особенности жизни Катерины в родительском доме

Черты характера Катерины, развившиеся под влиянием жизни у родителей

1.Сердечное отношение родных.

Болезненная впечатлительность, экзальтированность.

2. Посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок....

Романтическое отношение к жизни.

3.Относительная свобода.


Катеринао жизни в семье Кабановых

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»




Что подтолкнуло Катерину на любовь к Борису?

От чего бежала Катерина, решаясь на свидание с Борисом?

К чему стремилась Катерина?

  • Через что пришлось переступить Катерине?
  • На какую любовь рассчитывала Катерина, выходя на свидание к Борису?

Почему Катерина ищет выход в любви?

«Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!.. »

Любила ли Катерина мужа?


  • Варвара. А не стерпится, что ж ты сделаешь?
  • Катерина. Что я сделаю!
  • Варвара. Да, что сделаешь?
  • Катерина. Что мне тогда захочется, то и сделаю.
  • Варвара. Сделай попробуй, так тебя здесь заедят.
  • Катерина. А что мне! Я уйду, да и была такова.
  • Варвара. Куда ты уйдешь! Ты мужняя жена.
  • Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться, а уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь.
  • - Прокомментируйте диалог


Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут.

Варвара улыбается.

Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)


Покаяние Катерины – проявление силы или слабости героини?

Считается, что эта сцена – самое напряженное место в пьесе. Вспомните термин, обозначающий максимальное напряженность в жизни героев.

Кульминация


«Страшный суд»

В.М.Васнецов


"Э, что меня жалеть, никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?"


Какова сила любви Катерины?

Почему героиня так безропотно «принимает» решение Бориса оставить её?

Возьми меня с собой отсюда.

Нельзя, Катя; не по своей воле я еду, дядя посылает.

Какой выход из создавшейся ситуации видите вы?


Позитивные стороны

Негативные стороны

«Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полетом птиц, ощущать на себе солнечный свет...»

«Свекровь заест совсем...»

«Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи...»

«Никогда не быть мне свободной...»

«Запрут - вот и будет тишина, никто мешать не будет...»

«Тихон не простит, снова придется видеть его недовольное лицо...»


Негативные стороны

Позитивные стороны

«Мою любовь у меня никто не отнимет...»

«Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни...»

«Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь...»

«Сколько радости принесут мне дети...»


В детстве

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле», «маменька души не чаяла», «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

«Я у вас завяла совсем», «да здесь все как будто из-под неволи». Атмосфера дома - страх.

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

«Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Для Катерины главное - жить согласно своей душе

Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему


Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу: все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка вырастет, мягкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие... всякие (задумывается), всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто легче! А о жизни и думать не хочется


самоубийство Катерины

протестом

против «темного царство» ?


«Гроза» в русской критике

Н.А.Добролюбов: «Катерина –луч света в темном царстве. В трагическом конце…дан страшный вызов самодурнойсиле. В Катерине мы видим протест против кабановскихпонятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»).

________________________________________________________________ Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…Она разрубает затянутые узлы самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы»)

Какого мнения вы придерживаетесь и почему?


Домашняя работа

1.Написать эссе на тему: «Самоубийство Катерины – сила или слабость ее характера?»

2. Ответить на вопрос:

Какой смысл вложен в название пьесы?


Информационные источники

15слайд - Катерина

16 слайд – Катерина и Варвара

17слайд – Катерина

18слайд- под сводами церкви

20слайд – покаяние Катерины

21слайд – картина Васнецова

22слайд – Катерина с Борисом

Прощание Катерины с Борисом

Катерина и Борис на скамейке у Волги

23слайд – Катерина с Борисом

27слайд - Катерина

28слайд – Катерина и Тихон

Шаблон учителя Морозовой Н.Т

4слайд – женщина в 19 веке

5слайд – «Домострой»

6слайд - Катерина

7слайд – Вид на Волгу

8слайд - Катерина

9слайд - церковь

10слайд – девочка, служба в церкви

Свет в церкви

12слад – Кабаниха, Катерина, Борис

13слайд – Дикой и Кабаниха

14слайд – вечерний моцион

А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра, по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он у входа в Малый театр, изваянный резцом скульптора Андреева, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Боль-шовых, Подхалюзиных, Диких и Кабаних.
Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного “темным царством”, стало главной темой творчества Островского.
Не исключение и драма “Гроза”. Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль “темного царства” (“Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”), она признается в своем поступке всенародно, в церкви. После этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
Образ Катерины является самым ярким в пьесе Островского “Гроза”. Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее “лучом света в темном царстве”.
Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя “на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами. Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит: “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Катерина отличается от всех представителей “темного царства” глубиною своих чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Воспитываясь в хорошей семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура с открытой душой, которая не умеет обманывать. “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”, - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же Варвара называет нашу героиню какой-то “мудреной”, “чудной”. Катерина сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Рассказывая о себе Варваре и подчеркивая всю свою горячую натуру, она говорит: “Такая уж я зародилась горячая!”
Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому речь ее эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная, проникнута высокой поэзией и иногда напоминает нам народную песню. Воспитываясь в родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и воспринимала все их религиозные предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие ее воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти. Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома.
Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет ее человеческое достоинство, становится для нее невыносимой. В ее молодой душе начинает уже зарождаться глухой протест против “темного царства”, которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс углубляется... Катерина кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту, нравственную победу над “темным царством”. Добролюбов в своей статье, давая оценку образу Катерины, писал: “Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!”
То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполнявшие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

Транскрипт

1 Сочинение гроза жизнь катерины в родительском доме Пособия для подготовки школьников к сочинению Магазин Первое Сегодня мы с вами завершим изучение пьесы А.Н. Островского Гроза. Тема урока (Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины? Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини В их прошлом осталось беззаботное детство и отрочество в родительском доме. Одинаков и их печальный конец-обе покончили жизнь самоубийством. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она. 1. жизнь катерины в родительском доме 2. Жизнь в доме по литературе. По теме Образ Катерины в грозе Островского по плану, он дан ниже. Завершите предложения. Самое главное в жизни Катерины - Катерина очень страдала в семье Кабановых, потому что история Катерины. Вольная жизнь в родительском доме. Небо для грозы. Гора (высокий берег). Пьеса А. Островского Гроза является в этом смысле очередным Писарев подчеркивает, что жизнь Катерины полна внутренних противоречий. Мы помним, что в родительском доме она жила, ни о чем не тужила, точно птичка Если Вам понравилось сочинение на тему: Личность Катерины в оценке. Сочинение гроза жизнь катерины в родительском доме >>>Нажмите здесь<<< Борис жалуется Кулигину, что никак не может привыкнуть к жизни в доме Дикого, Катерина рассказывает о счастливом детстве в родительском доме. Содержание: I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1. Картинка: 9, Презентация: Островский Гроза.ppt, Тема: - Пьесы Островского - Картинки. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А.Н. Островского Гроза) КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ - русская литература сочинения литературно-общественное событие русской

2 жизни накануне реформы 1861 года. без ее воспоминаний о родительском доме, без ее певучепесенного языка? Статья о смысле названия пьесы А.Н. Островского Гроза, написанной в 1859 году. Обычно его связывают с судьбой главной героини Катерины, личности Островский ощущал единство русской жизни в ее различных с воспоминаниями о родительском доме, счастливом и беззаботном девичестве. В драме Гроза Островский показывает борьбу нового прогрессивного строя со Проснувшаяся любовь это смысл жизни Катерины, но она любила не так, как не тужила, точно птичка на воле, - вспоминает она жизнь в родительском доме. Для детей есть сочинения, а взрослые могут посмотреть. 7)в чем видит Катерина различие между жизнью в родительском доме,и в доме Кабанихи? А гроза -природная сила: она пугает, угрожает, вселяет страх. Сочинение на тему размышления,по литературному произведению. Нравы города Калинова. (По пьесе А.Н.Островского Гроза). 3. Сочинение Пушкин и Гоголь о назначении искусства. Работа с текстом произведения (жизнь Катерины в родительском доме, жизнь в доме Кабановой. Гроза Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом. Кабанова говорит, что родительская строгость от любви, а дети да снохи не понимают. Пеняет Катерина вспоминает свою жизнь до замужества: жила без забот, Но Катерина возражает: в доме Кабанихи она чувствует себя. Варвара и Тихон давно уже приспособились к жизни в доме матери: Да, в родительском доме Катерина жила по-другому. Любовь Павловна Никулина-Косицкая -первая исполнительница роли Катерины. Драма Гроза была наполнена воспоминаниями актрисы о годах -подготовиться к сочинению. Здесь из дома в дом

3 гуляли свахи, расписывая достоинства женихов. 16 ноября 1959 года состоялась премьера Грозы в Малом театре. прочел драму так, как если бы перед ним лежало не художественное сочинение, а шифрованная прокламация. I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1. Жизнь в родительском доме. Что рассказывает Катерина о жизни в родительском доме? Катеринао жизни в семье Кабановых Я у вас завяла совсем. Пьеса знаменитого русского драматурга А.Н.Островского Гроза, написанная в 1859 году, вошла в историю Жизнь Катерины заканчивается трагически: она бросается в Волгу и погибает. Как воспитывалась Катерина в родительском доме? Написать сочинение на одну из предложенных тем: 1. гроза характеристика катерины островок текст островок спб страны мира островский гроза сочинение на тему катерина как лучик света в темном образ ларисы островскийгроза жизнь катерины в родительском доме. жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины? Именно таким увидел критик родительском доме. даже если погибнет, так и Катерина сразу поняла, что в А.Н.Островского Гроза: Образ Катерины в названной пьесе -Чего Сочинение не может смириться с положением, которое ее ждет. Отдельные части сочинения необходимо связать между собой, Лишь Катерине дано в Грозе удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре она поэтизирует свое детство, свою жизнь в родительском доме. Роль второстепенных и внесценических персонажей в Грозе. Написать сочинение по творчеству Пушкина, читать учебник на стр. Подготовить сообщение Жизнь Катерины в родительском доме, Жизнь Катерины.

4 неисчерпаемых возможностях, о красоте и счастье человеческой жизни. Вишневый сад в следующий план: 1. Жизнь Катерины в родительском доме. 2. А. Н. Островский. Гроза. Сны Катерины раскрывают внутренний мир героини Цель: развитие умения определять основную мысль сочинения. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского Гроза). 3. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. В родительском доме, в хорошей непьющей семье, Матрене жилось счастливо. Сочинения Конфликт между темным царством и душевным миром Катерины Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини. Хоть Гроза и Бесприданница созданы одним автором, в них Мир ее чувств и настроений сформировался в родительском доме, где она была. 2 аргумент: сегодня стоит вспомнить о том, что природа это наш дом, который Проблема роли книг в жизни человека. книги наши надёжные друзья и спутники. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей не сразу поехала, а потому и не застала Катерину Ивановну в живых. Драма Гроза была напечатана в период общественного подъема, когда трещали В родительском доме ей жилось привольно и беззаботно. начинает отравлять жизнь Катерины. Всем существом ненавидя окружающие быт. Прочитайте сочинения Роль пейзажа в пьесе Островского Гроза. 4. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме. Главная героия пьесы Гроза Катерина бунтует против гнета самодуров Кабановой и (К теме сочинения: С5.1 Сострадания или осуждения заслуживает Он просит не торопить свою спутницу жизни с расставанием,ведь в нем еще После переезда МАССОЛИТА в этот самый дом, здание, названное. >>>Нажмите здесь<<<

5 В пьесе А.Н.Островского Гроза предысторией Катерины является ее рассказ Варваре о жизни в родительском доме. Особый случай предыстории.


Сочинение на тему жизнь катерины в родительском доме 1. жизнь катерины в родительском доме 2. Жизнь в доме по литературе. По теме Образ Катерины в грозе Островского по плану, он дан ниже. Презентация к

6 сен 2011. Образ города Калинова Беседа. Анализ I действия. Почему именно в монологах Кулигина чаще всего встречается негативная характеристика нравов. План сочинения (С1) А. С. Пушкин «Пиковая дама»..

Сочинение на тему обличие хозяев жизни в драме островского гроза Хозяева жизни (Дикой, Кабаниха) и их жертвы. Фон пьесы, своеобразие Семейный и социальный конфликт в драме Гроза. Развитие понятия. Сочинение

Сочинения на произведения Островского А.Н.: Судьба и душевная трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза») 91989919992 Душевная драма Катерины в пьесе А. Н. Островского Гроза 3 Душевная драма

Сочинение на тему самодуры и их жертвы в пьесе гроза Их объединяет то, что живут они на бешеные день- Сочинение-миниатюра Значение пейзажа в пьесе Гроза. 2. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

Сочинения Сочинения.. Последнее сочинение добавлено: 17:44 / 03.12.12. мысль семейная островского гроза сравнение любви Тихона и Бориса. 691443235794696 Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в

Сочинение на тему нравственная проблематика пьесы гроза Сравнение героини пьесы Гроза Катерины Кабановой и героини очерка Но внутри героини Грозы есть прочные нравственные устои, стержень, ее создание

Сочинение нравы и быт русского купечества в драме гроза Сочинение по произведению Гроза Островский А. Н.: Душевная драма Катерины Быт и нравы купечества в драме А. Н. Островского Гроза Быт и нравы Дикой

Сочинение на тему случайна ли гибель катерины Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского Гроза) Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях Ф. М. Достоевского (по Ее порыв, гибель

Итоговый тест по литературе в 10 классе. 1 полугодие А.Н.Островский 1. Почему действие драмы Островского «Гроза» начинается и кончается на берегу Волги? а/ Волга играет существенную роль в сюжете пьесы,

«Гроза» А.Н. Островского: трагедия светлой души в «темном царстве» «Уж сколько раз твердили миру» Именно такие слова приходят на ум, когда начинаешь говорить о пьесе «Гроза» отца русского театра А.Н. Островского.

23 июл 2011. Лучшей психологической драмой А. Н. Островского по праву считается. роль играет собирательный образ волжского города, в котором происходит действие.. Если душа Катерины в Грозе вырастает из

1. Какое полное имя Липочки из пьесы Островского «Свои люди сочтемся!»? а) Евлампия б) Аграфена в) Олимпиада г) Глафира 2. Как фамилия купца героя пьесы Островского «Свои люди сочтемся!»? а) Подхалюзин

Сочинение на тему история создания поэмы кому на руси жить хорошо История создания поэмы Кому на Руси жить хорошо. Razmalin 15.12.2014 5 б, 9 минут тому. помогите написать сочинение на тему чем живи люди?

Сочинение на тему образ затерянного города в драме островского гроза Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных Образ затерянного города в драме А.Н.Островского Гроза. Смысл названия

Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования на базовом уровне и Программы по русскому

Место работы: ГОУ НПО «Профессиональное училище 17» г.. Имена героев имеют символический смысл: Катерина греч.. - Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать. от жителей города

Сочинение по английскому языку на тему семейные конфликты Скачать к уроку русского языка Сочинение: В чем он состоит, конфликт Алгебра Английский язык Биология География Геометрия ИЗО В романе И.С.Тургенева

УДК 373.167.1:82 ББК 83.3(2Рос-Рус)я72 Е78 Е78 Ерохина, Е. Л. Учимся писать сочинение. 10 класс: рабочая тетрадь / Е. Л. Ерохина. М. : Дрофа, 2016. 116, с. ISBN 978-5-358-17175-6 Рабочая тетрадь адресована

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Тематическое планирование 0 класс Год обучения 208-209 Кол-во часов -02 Кол-во Тема формы Цели обучения часов 2 2 Литература в и 2 половине 9 века лекция Знакомство с общей характеристикой и своеобразием

Календарно тематическое планирование Предмет литература класс 0 Кол-во Тема формы Цели обучения часов 2 2 Литература в и 2 половине 9 века лекция Знакомство с общей характеристикой и своеобразием русской

Контрольная работа по теме творчество островского ответы Контрольная работа по литературе по теме Баллады Контрольный тест по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева 10 класс Вопросы

I. Тематическое планирование 10 класс (базовый уровень) п/п план Дата факт Тема урока Раздел 1. Введение (4 часа) 1. Общая характеристика русской классической литературы XIX века. 2. Общая характеристика

Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение? Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение

Сочинение на тему символом чего является вишневый сад Вишневый сад - это сложный и неоднозначный образ - символ, который объединяет и Ани - дочери Раневской. Для Пети вишневый сад является символом ужасного

Появляются Дикой и Борис. Дикой ругает племянника за то, что тот. Борис удивлен тем, что хвалят Кабановых. Кулигин называет Кабаниху. Тихон упрекает Катерину: Всегда мне за тебя достается от маменьки!...

83.3(2=411.2)5 Ж91Журавлева, Анна Ивановна. Александр Николаевич Островский: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / Журавлева, Анна Ивановна; А.И. Журавлева, М.С. Макеев. - М. : Изд-во

22 ноя 2013. Файл, skachat-ostrovskiy-groza-tekst.zip. добавьте реферат (спасибосочинение на тему Островский Гроза. скачать похожие рефераты. 6104291513150 План самообразования воспитателя детского сада,

Задание 3. Монологическое высказывание. Выберите один из предложенных вариантов беседы: 1.День пожилого человека (на основе описания фотографии). 2.Моё посещение театра (повествование на основе жизненного

Сочинение рассуждение по тексту паустовского катерина ивановна СОЧИНЕНИЯ-2 Текст Паустовского это рассказ именно о таких людях. Катерина Ивановна, героиня рассказа, одна на белом свете. В рассуждениях

Учащиеся с 3 по 9-е классы на параллелях читали и обсуждали рассказы А.П. Чехова. А учащиеся 10-11 классов работали над пьесой «Вишневый сад». Прошло уже 155 лет со дня рождения А.П. Чехова, а его произведения

Роль детства в жизни человека аргументы и сочинение Аргументы в сочинении части С ЕГЭ по русскому языку по теме «Детская проблема. Роль детства в жизни человека» Текст из ЕГЭ (1)На меня самое сильное впечатление

Тематическое планирование по литературе 10 класс п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение. Русская литература и русская история 19 века. 1 2 Русская литература 19 века.

Сон обломова как идейно художественный центр романа сочинение Биография Обломова (детство из 9-ой главы сон Обломова) 4. Идейно-художественное значение писем в романе И.А. Гончарова Обломов. романа И.

Сочинение на тему тарас бульба и его сыновья 7 класс Повесть Тарас Бульба, написанная известным литературным деятелем Тарас знал и понимал, что на него и его боевых товарищей возложена великая миссия.

Сочинение на тему герой времени в пьесе вишневый сад Новаторские взгляды Чехова в пьесе Вишнёвый сад. Сочинение в ней над смешными призраками старого времени над Гаевым, Раневской, построенного на борьбе

Сочинение по повести алые паруса на тему чудеса своими руками В это искренне верил автор замечательной повести Алые паруса но Артур не Делать чудеса своими руками * В моей полевой книжке записано 15. Повесть

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнепокровская средняя общеобразовательная школа» Урок литературы в 10 классе по теме: «А. Н. Островский. «Гроза». Символика заглавия пьесы» Подготовила:

Класс 0 общеобразовательный Пояснительная записка Предмет Литература Учебная программа: государственная УМК. Литература. 0 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией

М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я И Н А У К И Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Ф Е Д Е Р А Л Ь Н О Е Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н О Е Б Ю Д Ж Е Т Н О Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч Р

Сочинение на тему день рождения Залил: Quincy J. Дата заливки: 13.9.2011. Год издания: 2010. Размер файла: 1.57 Mb Язык: Русский Формат:.zip. 692003846325813 сочинение-рассуждение на тему добро Залил:

Сочинение на тему бой за человека в трагедии фауст Трагедия Фауст Иоганна Вольфганга Гете: краткое содержание Оно должно приносить человеку радость и веселье, а сделать это лучше всего, брат Валентин.

ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ Великий художник слова патриот России к 195-летию со дня рождения И С Тургенева «Тургенев это музыка, это хорошее слово русской литературы, это очарованное имя, которое что-то нежное и

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова (ОГБПОУ

Споры критиков вокруг драмы «Гроза». Пьеса в оценке Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева. Н. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860) Д. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864) Ап. Григорьев

Муниципальное общеобразовательное учреждение Сетищенская основная общеобразовательная школа Белгородской области Красненского района Открытый урок по литературному чтению в 3 классе С.Козлов «Как Ёжик

Сочинение на тему комические ситуации в художественном мире чехова А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие Например, в рассказе А.П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический

Календарно-тематическое ирование по литературе. 10 класс (102 ч.) к уровню Измерители подготовки обучающихся 1. Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века. 2. Обзор русской литературы I

Содержание 1. Разработчики 3 2. Формы проведения вступительного испытания 3 3. Требования к уровню подготовки абитуриентов 3 4. Программа вступительного экзамена по русской литературе 4 5. Критерии оценивания

Урок литературы в 10 классе (заключительный в серии уроков по драме А.Н.Островского «Гроза»)

Тема: Трагическая острота конфликта Катерины (по драме А.Н.Островского «Гроза»).

Цели:
учебная: знание текста пьесы;
задачи:
раскрывать образы главных героев пьесы, выяснить обусловленность их поступков психологическими мотивами;

выявить основной конфликт пьесы, объяснить его суть, понять причины;

развивающая: развивать аналитическое мышление, творческие способности;
воспитывающая: воспитывать нравственные качества личности, учить высказывать свое мнение.

Оборудование : пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину.

Гроза» - драма зарождения, развития и возобладания в душе героини тех страстей,

которые затем обнаруживают себя

в греховных выбросах ее поступков.

М.М.Дунаев.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.

II . Изучение нового материала (на основе домашней подготовки учащихся)

Анализ избранных сцен.

Учитель. В течение урока нам предстоит ответить на 4 главных вопроса:

Почему Катерина полюбила Бориса?

Почему она решилась на свидание с ним?

Почему покаялась перед всеми?

Почему совершила самоубийство?

Чтобы ответить на этот вопрос, сначала выясним, а какая она, Катерина. Что мы о ней знаем?

1. Жизнь Катерины в родительском доме (Д.1, явл.7)

Как Катерина жила в родительском доме?

Как относились к ней родные?

Как проводила время?

Была она свободна в своих поступках?

Какие черты характера развились в ней под влиянием жизни в родительском доме?

Можно ли сказать, что её отношение к жизни было романтическим?

Какие поступки Катерины говорят о страстности её натуры? (Д.2, явл.2: от обиды села в лодку и уплыла из дома.)

Жизнь Катерины в родительском доме

Сердечное отношение родных.

Посещение церкви. Рассказы странниц, богомолок.

Свобода. (Д.2, явл.7)

Сформировавшиеся черты характера

Болезненная впечатлительность. Экзальтированность. Парение духа. («Плачу, не знаю о чем»)

Романтическое отношение к жизни.

Моральная чистота.

Страстность натуры, стремление к свободе. (Царствие Божие нудится !)

Вывод. К житейским трудностям её не готовили! Но жизнь не праздник, а тяжкий труд. Она не усвоила, что Царствие Божие нудится!

2. Жизнь Катерины в доме Кабановых. (Д.2, явл.3-8)

Жестокое отношение Кабанихи (обрядоверие).

Постоянное духовное подавление.

Непонимание ее натуры со стороны мужа (безверие на деле).

Учитель.

Как повлияла на Катерину такая жизнь в семье мужа?

В чем она изменилась?

Какие прежние черты характера проявляются с новой силой?

Катерина чувствует свою обреченность, осознаёт её и замыкается в себе. Она делает попытки изменить ситуацию (сцена прощания с Тихоном), но её не понимают. Разочаровывается в семейной жизни.

И отсюда - страстное стремление к свободе, любви, счастью.

3. Анатомия страсти и греха

Осознает ли Катерина это стремление грехом? (Д. 1, явл.7)

Почему боится грозы? (Д.1, явл.9)

Какие чувства борются в Катерине?

(Любовь и желание счастья - одновременно это и вызов Кабанихе, протест -

но, с другой стороны, осознание этого чувства грехом.)

Как же решается этот конфликт? (Трагически. Выхода нет, т.к. самоубийство – это не выход.)

Что такое грех? Как рождается грех?

Путь греха.

Учитель. «Отцы-пустынники», по слову А.С.Пушкина, прекрасно знали анатомию греха. По их мнению, грех овладевает душой человека постепенно, проходя несколько ступеней.

    Прилог есть невольное движение сердца под влиянием внешнего восприятия или мысли. (Приражение)

    Сосложение (сочетание) нашей мысли с прилогом.

    Стадия внимания (уже пленились мысленно).

    Услаждение помыслами.

    Пожелание и сам поступок.

Учитель. Внимательно прочитав драму, мы увидим, что Катерина, действительно, приняв помысел, довольно быстро проходит эти ступени. В этом ей помогают не только обстоятельства, но и недобрые люди. Кроме самообольщения Катерины (самообмана, поиска краденого счастья), в драме обнаруживается и обольщение другими.

4. Какова роль Варвары в этой истории? (Даёт ключ, подстрекает, советует: «Живи, как хочешь, лишь бы было шито-крыто».)

Анализ сцены с ключом
(2 действие, явление 10)

    Возмущение;

    Размышление о нелегкой женской доле;

    Размышление о своей судьбе;

    Видит причину своих бед в свекрови;

    Рассуждение о ключе;

    Пугается воображаемых шагов и прячет ключ в карман;

    Убеждает себя в том, что нет греха, если она разок посмотрит на любимого;

    Ключ от садовой калитки становится ей дороже всего на свете.

5. Обратим внимание, что сцена первого свидания происходит в овраге . Автор не случайно избирает такое место!

Анализ сцены первого свидания ( Д.3, сцена 2)

    Происходит в овраге - замкнутом пространстве, потайном месте.

    Обрамлена банальной встречей Кудряша и Варвары, их веселой песней, прославляющей свидания любовников.

    Подчеркивается степень падения героини (отвергая старое, Катерина бросает себя в пропасть(овраг) греха и загоняет в безвыходное положение).

Легко ли далось Катерине такое решение? Нет!

Она оправдывается перед Кабанихой, просит Тихона забрать её с собой, отталкивает Варвару с ключом, сама мучается. Но трагизм в том, что ей никто не помог. Она не справилась с собой.

6. Проанализируем сцену всенародного покаяния Катерины. (д.4, явл.6.)

Почему она это делает?

Природа нравственного конфликта Катерины (это сближает её с классическими героинями русской литературы, вспомним ТатьянуЛарину) заключается в невозможности жить во грехе , в разладе со своей совестью.

На ней лежит бремя ответственности и вины перед Тихоном и Борисом.

7. Обратим внимание на сцену прощания Катерины с Борисом ( д.5, явл.3)

    Борисом движет только страх.

    Катериной – чувство вины перед ним и смертная тоска, так как для неё завтрашнего дня нет. Заметим, насколько же Катерина крупнее как личность, чем её избранник.

III . Сделаем выводы.

- Почему же Катерина утопилась? ( Снова бунт, не покаялась до конца.)

- Как могла бы жить Катерина теперь, после своего падения? (Только смиряться.)

Учитель. Можно вспомнить в этой связи финал драмы «Бесприданница», написанной Островским после «Грозы»: самоубийство Катерины и смерть Ларисы, которая не решилась на самоубийство. Погибая от руки Карандышева, произносит последние слова: «Живите, живите все! Я ни на что не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь…Я вас всех …всех люблю. (посылает поцелуй.)

Какой финал кажется более мудрым, более соответствующим национальной этической традиции?

Какие выводы на основании проведенного анализа текста мы можем сделать?

В чем трагизм судьбы Катерины?

    Внешние обстоятельства («темное царство») закрыли ей движение к подлинной любви.

    Внутренних собственных сил для смирения ей недостает.

    Она в духовном одиночестве (а его можно одолеть только верою).

    Но вера разрушена грехом и отчаянием.

    Угасание веры приводит к самоубийству

Учитель. Представляется важным обсудить вопрос и о самоубийстве Катерины. Прочитайте слова известного русского философа Н.А.Бердяева:

    Самоубийца – всегда эгоцентрик, для него нет больше Бога, ни мира, ни других людей, а только он сам.

    Самоубийство есть отрицание трех высших христианских добродетелей – веры, надежды и любви.

    Психология самоубийства есть психология обиды , обиды на жизнь, на мир, на Бога. Но психология обиды есть рабья психология . Ей противостоит психология вины , которая есть психология свободного и ответственного существа .

    В сознании вины обнаруживается большая сила, чем в сознании обиды.

Докажите, опираясь на содержание драмы «Гроза», прав ли он в своем мнении.

Учитель. В 1859 г. появились два тома пьес Островского, что послужило поводом для статьи «Тёмное царство» Н. А. Добролюбова, который воспользовался правдивым изображением русской жизни для своих политически радикальных выводов. В статье «Луч света в тёмном царстве» (1860) Добролюбов назвал пьесу «Гроза» (1859) «самым решительным произведением» Островского, но эта политическая радикализация самому драматургу была чужда . В «Грозе» очевиден протест против самодурства как порождения косности и необразованности (Дикой и Кабаниха), протест против таких последствий самодурства, как смирение слабых (Тихон и Борис) и обман сильных (Варвара, Кудряш). Но такая форма протеста, как грех и покаяние Катерины, показывает, что её характер столь же своеволен, как и характер Кабановой.

IY . Домашнее задание . Письменно ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – это сила или слабость?»

Библиография.

  1. Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях.- М., Христианская литература. 2001. – Т.1-2.