Электронный аукцион не состоялся подана одна заявка. Аукцион признан не состоявшимся

  • On 11.09.2016
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, Условия госконтрактов, Электронный аукцион

В соответствии с законом № 44-ФЗ, контракты для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны заключаться на основе конкурентных процедур. Таковыми являются различные виды конкурса, электронный аукцион, а также запросы котировок и предложений. Однако в ряде случаев, установленных статьей 93 упомянутого закона, приходится осуществлять закупку у единственного поставщика. В том числе в случаях, когда процедура конкурентной закупки признана несостоявшейся (пункт 25 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ).

Почему закупка может не состояться

Причины признания конкурентной процедуры несостоявшейся, которые позволяют заключить контракт с единственным поставщиком, можно объединить в две группы:

  • заявку подал один участник, и она признана соответствующей условиям закупочной документации и требованиям законодательства;
  • заявки подавали несколько участников, но условия закупки удовлетворила заявка лишь одного из них.

Процедура закупки может быть признана несостоявшейся и по другим причинам. Например, заявок может и вовсе не поступить либо все они могут быть отклонены вследствие несоответствия требованиям закупочной документации. Такие случаи имеют принципиальные отличия от приведенных выше ситуаций, когда требованиям закупки удовлетворяет единственная заявка.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Во-первых, в этих случаях конкурентную процедуру, например, конкурс, следует повторить. Если и повторный конкурс будет признан несостоявшимся, тогда заказчик сможет применить норму пункта 25 статьи 93 закона № 44-ФЗ и заключить контракт с единственным поставщиком.

Во-вторых, если заключение контракта с единственным источником становится следствием признания несостоявшейся повторной конкурентной процедуры, то заказчик должен выбрать этот источник сам. Тогда как при наличии единственного участника, удовлетворяющего условиям закупки, заказчик обязан заключить контракт именно с ним.

Когда нужно согласование

Заказчик, который получает право заключить контракт с единственным поставщиком вследствие несостоявшейся процедуры закупки, освобождается от необходимости размещать извещение в ЕИС, а также от составления отчета о невозможности определения поставщика другими способами.

Однако в ряде случаев будущий контракт придется согласовать с контролирующими органами. Это касается закупок для обеспечения федеральных нужд, потребностей региона или муниципалитета. Согласовать придется не все указанные контракты – это зависит от способа определения исполнителя. Так, если закупка проводилась посредством электронного аукциона или запросом котировок, то согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не потребуется. А вот при проведении конкурса в большинстве случаев контракт придется согласовать. Однако и здесь есть исключения – к ним относятся конкурсы на капвложения в объекты государственной и муниципальной собственности, а также проекты по строительству и реконструкции капитальных объектов, которые проводятся за счет бюджета организациями, не являющимися государственными либо муниципальными предприятиями.

В остальных случаях в течение 10 дней после размещения в ЕИС данных о несостоявшейся конкурентной процедуре следует отправить контракт на утверждение в контролирующий орган. У последнего на согласование есть 10 рабочих дней с даты, когда обращение заказчика было получено.

Цена контракта

Контракт с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком, должен заключаться по цене, которая удовлетворяет требованиям документации закупки. Запрещается заключать контракт по цене, превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также выше значения, указанного в заявке участника или предложенного в процессе электронного аукциона.

Срок заключения

В зависимости от того, каким способом определялся единственный исполнитель, а также от необходимости согласовывать контракт, на его заключение отводится разное количество времени.

В случае с конкурсом у заказчика на заключение контракта есть 20 дней. Если требуется согласование контролирующего органа, то этот срок начинает свой отчет со дня получения такого согласования. В остальных случаях он считается с даты размещения в ЕИС информации о признании процедуры закупки несостоявшейся.

Если поставщик был определен в ходе электронного аукциона, то контракт должен был заключен в стандартный срок. А именно не ранее 10 и не позже 27 дней после того, как в системе был размещен протокол с результатами аукциона.

Если исполнитель контракта был определен посредством запроса котировок, то заключить его следует с 7 по 20 день с даты, когда была размещена документация с итогами этого запроса.

В этой статье остановлюсь на признании торгов несостоявшимися.

Когда вообще такое может произойти?

Во-первых, если на торги не было подано вообще заявок — это достаточно логично, какие уж тут торги, если никого нет. Что дальше? Назначат повторные торги с понижение начальной цены (НЦ) на 10% от НЦ на первичном аукционе. Если же и повторные не состоятся, то назначат торги в форме публичного предложения с понижением НЦ.

Самое интересное не это.

Представьте себе такую ситуацию : вы решили что-то купить с первичного или повторного аукциона (т.е. с торгов на повышение). Вы подали свою заявку на электронной площадке. И так уж получилось, что кроме вас до торгов никого не допустили или вообще кроме вас никто заявок не подал. Что произойдет в таком случае?

Вот теперь эти торги назовут несостоявшимися. Но паниковать рано.

При все том, что звучит это печально, вас как единственного участника таких торгов признают победителем аукциона по начальной цене. Вы же подали заявку на аукцион по начальной цене? И не ваша проблема, что больше никто не подал заявку или никого не допустили кроме вас. Вы же готовы были заплатить начальную цену, т.к. для чего-то же вы подавали заявку. Поэтому у организатора торгов нет никаких оснований в т.ч. законодательных не назначить вас победителем таких торгов.

На какую статью закона мы опираемся? Конечно на основной документ — ФЗ №127 «О несостоятельности» , а если быть точнее на пункт 17 Статьи 110 «Продажа предприятия должника» (скачать ФЗ по ссылке)

«Если к участию в торгах был допущен только один участник, заявка которого на участие в торгах соответствует условиям торгов или содержит предложение о цене предприятия не ниже установленной начальной цены продажи предприятия, договор купли-продажи предприятия заключается внешним управляющим с этим участником торгов»

Таким образом, если вы единственный участник аукциона и ваша заявка с Приложениями к ней соответствуют требованиям, вы можете рассчитывать на то, что лот вы купили по начальной цене.

Вот так обстоят дела с признанием торгов несостоявшимися.

Поэтому, когда я показывал в своем видео-уроке вот эти торги по покупке земельного участка в городе Ярцево у некоторых внимательных читателей нашей рассылки возникало справедливое недоумение «Как это он нам тут говорит, что землю купил, а ведь торги то не состоялись»?

Вот так вот они и «не состоялись»!

А это свидетельство о праве собственности на тот самый земельный участок. Это Тот, у кого есть доступ к площадке «Сбербанк-АСТ» может также посмотреть торговую процедуру — SBR013-1404110020

Иногда по ряду причин электронный аукцион по 44-ФЗ может не состояться (точнее сказать, будет признан несостоявшимся). На самом деле, ситуация не такая неприятная, как может показаться на первый взгляд, так как признание аукциона не состоявшимся еще не значит, что вы не выиграли данный контракт. Правда, по новым законам возникает достаточно много спорных моментов, в которых, естественно, каждая сторона желает поиметь себе выгоду, а другие стороны оболванить. Поэтому необходимо учитывать все это, и стараться действовать грамотно, чтобы не попасться на глупую удочку госзаказчика в случае чего. Госзаказчики – это наемные сотрудники, которые держатся за свое место. Поэтому им фиолетово, какие будут проблемы у подрядчика, т. к. подрядчик – это буржуй, который стремится лишь прикарманить государственные средства. Итак, рассмотрим ситуацию, при которой не состоялся аукцион. Что делать дальше?

В зависимости от причины, по которой возникла данная ситуация, есть несколько путей к ее успешному (а иногда и неуспешному) разрешению. Все зависит от самой ситуации, а также иногда и от ваших действий.

1. Аукцион не состоялся, если в нем один участник

В этом случае с этим участником заказчик заключает контракт как с победителем, при условии, если вторая часть заявки соответствует установленным и аукционной документации. Согласование с контролирующим органов в данном случае не требуется, так как по условиям, для кворума достаточно и одной заявки, если она оформлена правильно. Естественно, если вы откажетесь, то будете нести ответственность так, как если бы вы участвовали в полноценном тендере со многими участниками и выиграли его. Если вы подали единственную заявку, и она не прошла, госзаказчик должен провести новые торги.

2. Аукцион не состоялся, если в нем несколько участников

а) Допустим, что в электронном аукционе несколько участников, но требованиям ко второй части заявки удовлетворяет только один из них. Соотвественно, в этом случае применимо правило пункта «1», то есть с этим участником госзаказчик заключает контракт без согласования в контролирующем органе.

б) В аукционе несколько участников, но госзаказчик отклонил все заявки на этапе рассмотрения вторых частей. Решением является проведение новых торгов.

3. Не подано ни одной заявке (в аукционе нет участников)

Согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ, заказчик может сделать запрос предложений по аукциону. В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). Извещение в ЕИС должно быть подано заказчиком не позже, чем за 5 дней (календарных) до дня проведения запроса предложений. При этом по 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, способным, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.

Аукцион не состоялся, если все заявки отклонены на этапе рассмотрения первых частей

В теории это вряд ли возможно, но на самом деле в электронных торгах бывает всякое. Соотвественно, в этом случае применим предыдущий пункт о запросе предложений. Если же из всех заявок по результатам рассмотрения первых частей (а не вторых) допущен лишь один участник, то тогда, согласно ч.2 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе.

Аукцион не состоялся, так как никто из участников не вышел на него

Согласно ч.3 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе (первая заявка, соответствующая условиям аукциона). Если не соответствует ни одна заявка, либо заявка соответствует, но участник готов на расторжение, то применяется пункт, подходящий по условиям 44-ФЗ:

"3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта:

4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе".

Торги по каждому выставленному предмету торгов признаются несостоявшимися в случае, если:

а) в торгах участвовало менее двух участников;

б) ни один из участников торгов при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы не поднял билет;

в) ни один из участников торгов при проведении конкурса или аукциона, закрытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, в соответствии с решением организатора торгов не был признан победителем;

г) победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить внесенный участниками несостоявшихся торгов задаток. Внесенный победителем торгов задаток ему не возвращается. Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы и уменьшить «шаг аукциона» не более чем на 15 процентов без проведения повторной оценки. В случае если организатором торгов выступает специализированная организация, условия конкурса, начальная цена или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона» могут быть изменены в порядке, установленном для их утверждения.

Что касается государственного и муниципального имущества, то здесь действуют требования закона - части 1 статьи 23 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями и дополнениями) в случае, если аукцион по продаже государственного или муниципального имущества признан несостоявшимся, то проводится продажа указанного имущества посредством публичного предложения.

Если торги не состоялись единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона вправе заключить договор купли-продажи или договор аренды выставленного на аукцион земельного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, обязан заключить договор с единственным участником аукциона по начальной цене аукциона.

Информация о результатах аукциона опубликовывается организатором аукциона в течение трех дней со дня подписания протокола о результатах аукциона в периодических печатных изданиях, в которых сообщалось о проведении аукциона, и размещается на официальном сайте РФ в сети «Интернет».

Не допускается заключение договора по результатам аукциона или в случае, если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в аукционе менее двух человек, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте РФ в сети «Интернет».

Поскольку в случае признания торгов несостоявшимися победитель таких торгов не определяется, то заключение договора с единственным участником несостоявшихся торгов противоречит требованию ч. 1 ст. 447 ГК РФ, в силу того, что такой участник не является лицом выигравшим торги, т.е. лицом получившим право на заключение договора, являвшегося предметом этих торгов.

В силу изложенного, заключение договора с единственным участником несостоявшихся торгов не соответствует требованиям гражданского законодательства, а также противоречит существу самих торгов. Помимо этого, в соответствии со сложившейся судебной практикой подача заявки на участие в торгах не означает заключения договора с организатором торгов путем акцепта публичной оферты.

Договором является двух либо многосторонней сделкой, предполагающей возникновение прав и обязанностей у всех его сторон.

Если предположить, что извещение организатора торгов является офертой на заключение договора, имеющего предметом проведение торгов, то заявка потенциального участника действительно должна считаться акцептом. Но участник торгов не несет никаких обязательств по проведению торгов, поскольку предоставление требуемых документов и внесение задатка являются его правами, но не обязанностями. Этими действиями он лишь реализует свое право на участие в торгах. Претендент, подавший заявку и оплативший задаток, не может быть принужден к участию в самих торгах и вправе отказаться от участия в торгах в любое время.

Кроме того, в соответствии со статьей 438 ГК РФ акцепт должен быть полным и безоговорочным. Следовательно, если ответ содержит дополнительные или отличные от оферты условия, то он не может быть признан акцептом.

Таким образом, чтобы заявка участника могла быть признана акцептом, она должна содержать условия идентичные указанным в извещении о торгах, т.е. предложенная в заявке участника цена договора должна полностью совпадать с ценой договора (минимальной или максимальной), указанной в извещении. В противном случае, признание такой заявки акцептом будет противоречить гражданскому законодательству.

В случае заключения такого договора купли-продажи государственного или муниципального имущества по результатам несостоявшегося аукциона, должностное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по признакам преступления, предусмотренного ст. 286 «Превышение должностных полномочий» либо ст. 293 «Халатность» Уголовного кодекса РФ.

Иногда заказчикам приходится признавать аукцион несостоявшимся. Что делать, если аукцион не состоялся, т.к не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, покажем в статье.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:

  • не подана ни одна заявка;
  • подана одна заявка.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:

  • если нет заявок - проводить новую закупку;
  • если подана одна заявка - оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.

Заключение контракта с единственным поставщиком, когда аукцион не состоялся

В тех случаях, когда:

  • представлена заявка одного участника (часть 16 ст. 66);
  • после анализа первых частей поданных заявок к процедуре допущен только один из участников, представивших свои заявки (часть 8 ст. 67);
  • вторая часть представленной заявки только одного из участников процедуры удовлетворяет условиям закупки (часть 13 ст. 69) оформляется контракт с лицом, ее подавшим.

Единственным условием будет соответствие единственной заявки всем заявленным требованиям.

Еще одним основанием для такого оформления контракта является стечение обстоятельств, когда ни один из допущенных участников электронной закупки не направил свое предложение с ценой в пределах десяти минут с момента его начала (часть 20 ст. 68).

Представьте ситуацию: на конкурс не подали заявок, подали лишь одну или лишь одна заявка соответствует требованиям документации. Во всех случаях вы должны признать конкурс несостоявшимся. А вот что делать дальше, если вы не готовы отменять закупку, зависит от количества заявок.
Если конкурс сорвался из-за того, что никто не подал ни одной заявки, нужно действовать по одному варианту. А если вы сами отклонили все заявки, вы должны поступить совершенно по-другому. И далее, когда вам начинают поступать новые заявки - каждый раз будут включаться новые условия в зависимости от количества и качества заявок. Поясним, как при разных условиях правильно выбрать способ закупки.

Из статьи

Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС устанавливает правила, что делать по 44-ФЗ, если закупка не состоялась при оформлении контракта с единственным поставщиком :

  • оформлять госконтракт на условиях, указанных в документации о закупке по цене, не превышающей начальную цену аукциона;
  • срок оформления не должен превышать 20 дней с момента публикации итогового протокола.

Важно

В этом случае подписание контракта с единственным поставщиком не подлежит согласованию с ФАС и другими контрольными органами.

Электронный аукцион не состоялся, т.к. нет заявок

В соответствии с частью 4 ст. 71 процедура не состоялась, если:

  • не подано ни одной заявки по 44-ФЗ (часть 16 ст. 66);
  • нет допуска ни одного из участников, представивших такую заявку (ч. 8 ст. 67);
  • некорректно составлены все вторые части заявок (ч. 13 ст. 69);
  • участник, предложивший лучшие условия после победителя, уклонился от подписания госконтракта и отказался от оформления такого контракта (ч. 15 ст. 70).

Если на аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ, что делать дальше? Следует объявить повторную закупку.

Провели электронный аукцион на поставку деревянных гробов. Никто не подал заявку, поэтому аукцион признали несостоявшимся. Теперь хотим попробовать запрос предложений, но Закон № 44-ФЗ прямо не указывает, есть ли у нас право менять условия закупки. Можем ли мы снизить НМЦК, добавить условие об авансе, изменить срок поставки?

Если не подано ни одной заявки на аукцион

44-ФЗ в части 4 ст. 71 содержит ответ на вопрос, что делать дальше в этом случае:

  • проводить повторную закупку, способом проведения которой с 1 июля 2018 может быть только электронный запрос предложений. До этого времени Закон о контрактной системе позволяет проводить и другую процедуру (например, нередко проводят повторные аукционы);
  • предмет повторной закупки не может подвергаться изменению по сравнению с первоначальным;
  • вносить заново в план-график новую конкурентную процедуру.

Если повторный аукцион не состоялся - не подана ни одна заявка - что делать по 44-ФЗ? До 1 июля 2018 можно проводить 3-ий аукцион либо запрос предложений или применить другую конкурентную процедуру в рамках Закона о контрактной системе.

Если аукцион не состоялся 2 раза что делать в этом случае? С 1 июля 2018 такого вопроса уже не будет существовать, т.к. новая редакция ч. 4 ст. 71 Закон обязывает проводить повторную закупку в форме электронного запроса предложений. Если запрос предложений не состоится, то госзаказчик вносит изменения в план-график и проводит еще одну закупку.

Таким образом, ответом на вопрос: на аукцион не подано ни одной заявки что дальше, будет: проводить повторную закупку, а с 1 июля 2018 только в форме электронного запроса предложений.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»