Конспект урока «Гармония природы и человека против бездушия и обмана общества» (по рассказу А,Грина « Пропавшее солнце»). Александр Грин «Пропавшее солнце

Род деятельности:

русский писатель, прозаик

Направление:

романтический реализм, символизм

в Викитеке .

Алекса́ндр Грин (настоящие имя, отчество и фамилия: Алекса́ндр Степа́нович Грине́вский , 23 августа - 8 июля ) - русский писатель , прозаик , представитель направления романтического реализма. Сам себя относил к символистам .

Семья

Александр Гриневский родился 11(23) августа 1880 г. в городе Слободской Вятской губернии .

Отец

Мать

Анна Степановна Гриневская (в девичестве Ляпкова) (1857-1895) была русской, дочерью коллежского секретаря Степана Федоровича Лепкова и Агриппины Яковлевны. Окончила Вятскую повивальную школу и получила свидетельство на звание повитухи и оспопрививательницы .

Братья и сёстры

Биография

С детства Грин любил книги о мореплавателях и путешествиях. Мечтал уйти в море матросом и движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома.

Из-за конфликта с властями Грин с конца г. был вынужден скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград . Весной г. он пишет рассказ-очерк «Пешком на революцию», свидетельствующий о надежде писателя на обновление. Однако вскоре действительность разочаровывает писателя.

Во время гражданской войны он печатает свои произведения в журнале «Пламя». В революционные годы в Петрограде Грин начал писать «повесть-феерию» (опубликована в 1923 году). Эта повесть является самым известным его произведением. Считается что прообразом Ассоль, является жена Грина, Нина Николаевна.

В 1924 году в Ленинграде был напечатан роман Грина «Блистающий мир». В том же году Грин переехал в Феодосию . В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары », публиковавшемся в журнале «Огонёк ».

Адреса в Петрограде - Ленинграде

  • 1920 - 05.1921 года - ДИСК - проспект 25-го Октября, 15;
  • 05.1921 - 02.1922 года - доходный дом Зарембы - Пантелеймоновская улица, 11;
  • 1923-1924 - доходный дом - улица Декабристов, 11.

Адреса в Одессе

  • ул. Ланжероновская, 2.

Библиография

Память

Лауреаты премии А. Грина

В 2000 году к 120-летию со дня рождения А. С. Грина Союз писателей России, администрация г. Кирова и г. Слободского учредили ежегодную Российскую литературную премию имени Александра Грина. Премия присуждается за произведения для детей и юношества, проникнутые духом романтики и надежды. На соискание премии могут быть представлены авторы, как за отдельные произведения, так и за творчество в целом. Лауреату вручается знак с изображением А.С. Грина и соответствующий диплом.

  • Первым лауреатом этой премии стал председатель Российского детского фонда, почетный гражданин г. Кирова Альберт Анатольевич Лиханов , за произведения "Русские мальчики" и "Мужская школа".
  • 2001 год - Владислав Петрович Крапивин (г. Екатеринбург), автор более 200 произведений для детей и юношества.
  • 2002 год - Ирина Петровна Токмакова (г. Москва) детская писательница, переводчица.
  • 2003 год - Валерий Николаевич Ганичев председатель правления Союза писателей России, за роман "Адмирал Ушаков".
  • 2004 год - Вильям Федорович Козлов (г. Санкт-Петербург), автор пятидесяти книг для детей и юношества.

Мемориальная доска на набережной имени Грина, д. 21, г. Киров

Бюст на набережной имени Грина в г. Киров

Музеи

  • В 1960 году , к восьмидесятилетию со дня рождения, женой писателя, открыт Дом-музей писателя в Старом Крыму .
  • В 1970 году в Феодосии также создан литературно-мемориальный музей Грина .
  • К столетию со дня рождения, в

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Степанович Грин: взгляд из XXI века
к содержанию

Л. В. Гурленова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ А. ГРИНА
начало::продолжение ::окончание

С конца 1910-х годов А. Грин неоднократно обращается к вопросу об устройстве природы, который рассматривает в социофилософ-ском смысле: во-первых, насколько расположена природная среда к обустройству в ней человека, во-вторых - в каких взаимоотношениях находятся природный порядок и цивилизационные процессы.

Названный период творчества А. Грина приходится на время активного обсуждения в русской литературе вопроса о возможности или невозможности такого устройства природы, которое позволяло бы человеку достойно устроить свою жизнь. В литературе сталкиваются радикально-технократические и природоохранительные идеи. Первые призывают к пересозданию природы человеком, к замещению так называемой «первой» (естественной) природы природой «второй» (созданной для удобства человека), вторые - к сохранению природного порядка как единственно возможного в условиях земной цивилизации.

На почве названных идей развиваются самые различные версии натур-социальных утопий: от радикально-технократических (пролетарские писатели, очерки А. Платонова) до патриархально ориентированных («молочная» утопия, «хлебная» утопия крестьянских писателей) и утопий антропологической окраски («зоологическая» утопия Н. Заболоцкого), с другой стороны, набирает силу антиутопическая идея (Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов).

На фоне непрекращающихся дискуссий натурфилософского характера позиция А. Грина - особая.

Попытка ее реконструкции делается на основе материалов рассказов писателя, так как именно в них встречаются наиболее развернутые рассуждения о природе и человеке, а также описания природы, которые выполняют роль детали, уточняющей эти рассуждения. Имеются в виду такие рассказы, как «Мрак» (1917), «Ученик чародея» (1917, 1926, 1930), «Маятник души» (1917), «Создание Аспера» (1917, 1927, 1930), «Струя» (1917), «Вперед и назад» (1918), «Корабли в Лисе» (1921), «Пропавшее солнце» (1923), «Сердце пустыни» (1923), «Белый шар» (1924), «Голос сирены» (1924), «Серый автомобиль» (1925), «Фанданго» (1927), «Бочка пресной воды» (1930). Обратим внимание на то, что к рассказам «Учегик чародея» и «Создание Аспера» А. Грин обращался трижды; это свидетельствует об особой важности заявленной в них концепции.

Итак, как видится А. Грину природа?

В рассказе «Пропавшее солнце», описывая состояние мальчика (образ ребенка в творчестве писателя наделен концептуальным значением, впервые открывающего природный мир, автор делает следующие акценты: природа - это бесконечное многообразие, «насыщенная жизнь», в ней дружественно сливаются растительность, одухотворенные существа и природные силы («Трепет струй, ход соков в стволах, дыхание трав и земли, голоса лопающихся бутонов, шум листьев, возня сонных птиц и шаги насекомых»); природа - могучая сила, связанная родственными узами с космосом (все «сливалось в ощущение спокойного, непобедимого рокота, летящего от земли к небу»); земля - «живое, теплое тело», солнце - «в просветленной тьме за окном... пристальный, горячий взгляд» (в плане натурфилософском - идея всеобщей одухотворенности природы, в плане социофилософском, имеющем в данном случае мифологический оттенок, - идея материнского начала природы) .

Нарисованная А. Грином картина не отражает во всей полноте реальную природу. Это - «монументальный праздник» южной природы. Персонажи произведений писателя не любят север, бледность и серость его природы. Герой А. Грина говорит в рассказе "Фанданго": «Я не люблю снег, мороз, лед - эскимосские радости чужды моему сердцу» (с. 497). Норвежец Ольсен, герой рассказа «Маятник души», умирая на севере, в «сером родном угле, так обиженном, ограбленном среди монументального праздника» природы, говорит о юге: «Мы поедем туда... Там - рай, там солнце цветет в груди. И там вы похороните меня» (с. 104, 106).

Совершенная природа, выразившая свой потенциал, по А, Грину, - это южная природа. Дело, вероятно, не в романтизме, в границах которого обычно интерпретируют его образ природы: южную природу мы видим также в утопических трактатах К. Циолковского; в «Горячей Арктике» А. Платонова безжизненность севера побеждается теплом юга - Сибирь становится зоной тропиков; в творчестве В. Арсеньева изображается маньчжурская природа, при этом автор на фоне северного ландшафта постоянно подчеркивает «южную» богатую растительность. Антитеза юг-север, многообразие - скудность, тепло - холод, жизнь - смерть в осмыслении сути природы встречается очень часто в художественной литературе и публицистике указанного периода. Пышная экзотическая природа, передающая весь спектр названных противопоставлений, или даже неполный их ряд (тепло, солнце) с натурфилософской точки зрения является знаком осуществленного потенциала природы.

В связи с этим даже образ пустыни прочитывается как форма природы, которая в любой момент может выразить себя в полноте жизни. Образ пустыни определенно связан мифологизирующими отношениями с образом солнца: пустыня (шире - земля) воплощает женское начало, способное при наличии воды к рождению, солнце - мужское, оплодотворяющее начало. Характерно, что пустыня почти никогда не изображается как сухая, т. е. мертвая, земля.

В рассказе «Вперед и назад» читаем описание пустыни: «Запах сырой травы, дыма, сырости низин, тишина, еще более тихая от сонных звуков пустыни... шелест ветвей, треск костра, короткий вскрик птицы или обманчиво близкий лепет далекого водопада - все было полно тайной грусти, величавой, как сама природа» (с. 145).

В рассказе «Бочка пресной воды» этот же мотив возникает из сопоставления с человеком, испытывающим жаж- ] ду: «...влага внутренними путями организма проникнет в кровеносные сосуды и там разжижит кровь, сгустившуюся от долгого безводья. Когда это произойдет, затрудненно работающее сердце начинает биться полным, отмеченным ударом...» (с. 591). В статье «Сочинительство всегда было внешней моей профессией...» А. Грин особое значение придает красному цвету: «Цвет этот - в многочисленных оттенках своих -всегда весел и точен. (...) Вызываемое им чувство радости сродни полному дыханию среди пышного сада» .

"Пропавшее солнце"

Страшное употребление, какое дал своим бесчисленным богатствам Авель Хоггей, долго еще будет жить в памяти всех, кто знал этого человека без сердца. Не раз его злодейства - так как деяния Хоггея были безмерными, утонченными злодействами - грозили, сломав гроб купленного молчания, пасть на его голову, но золото вывозило, и он продолжал играть с живыми людьми самым различным образом; неистощимый на выдумку, Хоггей не преследовал иных целей, кроме забавы. Это был мистификатор и палач вместе. В основе его забав, опытов, экспериментов и игр лежал скучный вопрос: "Что выйдет, если я сделаю так?"

Четырнадцать лет назад вдова Эльгрев, застигнутая родами в момент безвыходной нищеты, отдала новорожденного малютку-сына неизвестному человеку, вручившему ей крупную сумму денег. Он сказал, что состоятельный аноним - бездетная и детолюбивая семья - хочет усыновить мальчика. Мать не должна была стараться увидеть или искать сына.

На этом сделка была покончена. Утешаясь тем, что ее Роберт вырастет богачом и счастливцем, обезумевшая от нужды женщина вручила свое дитя неизвестному, и он скрылся во тьме ночи, унес крошечное сердце, которому были суждены страдание и победа.

Купив человека, Авель Хоггей приказал содержать ребенка в особо устроенном помещении, где не было окон. Комнаты освещались только электричеством. Слуги и учитель Роберта должны были на все его вопросы отвечать, что его жизнь - именно такова, какой живут все другие люди.

Специально для него были заказаны и отпечатаны книги того рода, из каких обычно познает человек жизнь и мир, с той лишь разницей, что в них совершенно не упоминалось о солнце*. Всем, кто говорил с мальчиком или по роду своих обязанностей вступал с ним в какое бы ни было общение, строго было запрещено Хоггеем употреблять это слово.

* Равным образом, ни о чем светящемся в небе - луне, звездах. Фергюсон

Правая рука Хоггея, - чаще других навещавший Роберта, приучил его думать, что люди сами не желают многого в этом роде. А.Г.

Роберт рос. Он был хил и задумчив. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, Хоггей среди иных сложных забав, еще во многом не раскрытых данных, вспомнив о Роберте, решил, что можно, наконец, посмеяться. И он велел привести Роберта.

Хоггей сидел на блестящей, огромной террасе среди тех, кому мог довериться в этой запрещенной игре. То были люди с богатым, запертым на замок прошлым, с лицами, бесстрастно эмалированными развратом и скукой.

Кроме Фергюсона, здесь сидели и пили Харт - поставщик публичных домов Южной

Америки, и Блюм - содержатель одиннадцати игорных домов.

Был полдень. В безоблачном небе стояло пламенным белым железом вечное

Солнце. По саду, окруженному высокой стеной, бродил трогательный и прелестный свет. За садом сияли леса и снежные цепи отрогов Ахуан-Скапа.

Мальчик вошел с повязкой на глазах. Левую руку он бессознательно держал у сильно бьющегося сердца, а правая нервно шевелилась в кармане бархатной куртки. Его вел глухонемой негр, послушное животное в руках

Хоггея. Немного погодя вышел Фергюсон.

Что, доктор? - сказал Хоггей.

Сердце в порядке, - ответил Фергюсон по-французски, - нервы истощены и вялы.

Это и есть Монте-Кристо? - спросил Харт.

Пари, - сказал Блюм, знавший, в чем дело.

Ну? - протянул Хоггей.

Пари, что он помешается с наступлением тьмы.

Э, пустяки, - возразил Хоггей. - Я говорю, что придет проситься обратно с единственной верой в лампочку Эдисона.

Есть. Сто миллионов.

Ну, хорошо. - сказал Хоггей. - Что, Харт?

Та же сумма на смерть, - сказал Харт. - Он умрет.

Принимаю. Начнем. Фергюсон, говорите, что надо сказать.

Роберт Эльгрев не понял ни одной фразы. Он стоял и ждал, волнуясь безмерно. Его привели без объяснений, крепко завязав глаза, и он мог думать что угодно.

Роберт, - сказал Фергюсон, придвигая мальчика за плечо к себе, -

сейчас ты увидишь солнце - солнце, которое есть жизнь и свет мира. Сегодня последний день, как оно светит. Это утверждает наука. Тебе не говорили о солнце потому, что оно не было до сих пор в опасности, но так как сегодня последний день его света, жестоко было бы лишать тебя этого зрелища. Не рви платок, я сниму сам. Смотри.

Швырнув платок, Фергюсон внимательно стал приглядываться к побледневшему, ослепленному лицу. И как над микроскопом согнулся над ним

Наступило молчание, во время которого Роберт Эльгрев увидел необычайное зрелище и ухватился за Фергюсона, чувствуя, что пол исчез, и он валится в сверкающую зеленую пропасть с голубым дном. Обычное зрелище дня -

солнечное пространство - было для него потрясением, превосходящим все человеческие слова. Не умея овладеть громадной перспективой, он содрогался среди взметнувшихся весьма близких к нему стен из полей и лесов, но наконец пространство стало на свое место.

Подняв голову, он почувствовал, что лицо горит. Почти прямо над ним, над самыми, казалось, его глазами, пылал величественный и прекрасный огонь.

Он вскрикнул. Вся жизнь всколыхнулась в нем, зазвучав вихрем, и догадка, что до сих пор от него было отнято все, в первый раз громовым ядом схватила его, стукнувшись по шее и виску, сердце. В этот момент переливающийся раскаленный круг вошел из центра небесного пожара в остановившиеся зрачки, по глазам как бы хлестнуло резиной, и мальчик упал в судорогах.

Он ослеп, - сказал Харт. - Или умер.

Фергюсон расстегнул куртку, взял пульс и помолчал с значительным видом.

Жив? - сказал, улыбаясь и довольно откидываясь в кресле, Хоггей.

Тогда решено было посмотреть, как поразит Роберта тьма, которую, ничего не зная и не имея причины подозревать обман, он должен был считать вечной. Все скрылись в укромный уголок, с окном в сад, откуда среди чинной, но жестокой попойки наблюдали за мальчиком. Воспользовавшись обмороком,

Фергюсон поддержал бесчувственное состояние до той минуты, когда лишь половина солнца виднелась над горизонтом. Затем он ушел, а Роберт открыл глаза.

"Я спал или был болен", - но память не изменила ему; сев рядом, она ласково рассказала о грустном и же стоком восторге. Воспрянув, заметил он, что темно, тихо и никого нет, но, почти не беспокоясь об одиночестве, резко устремил взгляд на запад, где угасал, проваливаясь, круг цвета розовой меди. Заметно было, как тускнут и исчезают лучи. Круг стал как бы горкой углей. Еще немного, - еще, - последний сноп искр озарил белый снег гор - и умер, - навсегда! навсегда! навсегда!

Лег и уснул мрак. Направо горели огни третьего этажа.

Свалилось! Свалилось! - закричал мальчик. Он сбежал в сад, ища и зовя людей, так как думал, что наступит невыразимо страшное. Но никто не отозвался на его крик. Он проник в чащу померанцевых и тюльпанных деревьев, где журчание искусственных ручьев сливалось с шелестом крон.

Сад рос и жил; цвела и жила невидимая земля, и подземные силы расстилали веера токов своих в дышащую теплом почву. В это время Хоггей сказал Харту и Блюму: "Сад заперт, стены высоки; там найдем, что найдем, -

утром. Игрушка довольно пресная; не все выходит так интересно, как думаешь".

Что касается мальчика, то в напряжении его, в волнении, в безумной остроте чувств все перешло в страх. Он стоял среди кустов, стволов и цветов. Он слышал их запах. Вокруг все звучало насыщенной жизнью. Трепет струй, ход соков в стволах, дыхание трав и земли, голоса лопающихся бутонов, шум листьев, возня сонных птиц и шаги насекомых, - сливалось в ощущение спокойного, непобедимого рокота, летящего от земли к небу.

Мальчику казалось, что он стоит на живом, теплом теле, заснувшем в некой твердой уверенности, недоступной никакому отчаянию. Это было так заразительно, что Роберт понемногу стал дышать легче и тише. Обман открылся ему внутри.

Оно вернется, - сказал он. - Не может быть. Они надули меня.

За несколько минут до рассвета Фергюсон разыскал жертву среди островков бассейна и привел ее в кабинет. Между тем в просветлевшей тьме за окном чей-то пристальный, горячий взгляд уперся в затылок мальчика, он обернулся и увидел красный сегмент, пылающий за равниной.

Вот! - сказал он, вздрогнув, но сжав торжество, чтобы не разрыдаться. - Оно возвращается оттуда же, куда провалилось! Видели? Все видели?

Так как мальчик спутал стороны горизонта, то это был единственный -

для одного человека - случай, когда солнце поднялось с запада.

Мы тоже рады. Наука ошиблась, - сказал Фергюсон.

Авель Хоггей сидел, низко согнувшись, в кресле, соединив колено, локоть и ладонь с подбородком, смотря и тоскуя в ужасной игре нам непостижимой мечты на хилого подростка, который прямо смотрел в его тусклые глаза тигра взглядом испуга и торжества. Наконец, бьющий по непривычным глазам свет ослепил Роберта, заставил его прижать руки к глазам; сквозь пальцы потекли слезы.

Проморгавшись, мальчик спросил:

Я должен стоять еще или идти?

Выгнать его, - мрачно сказал Хоггей, - я вижу, что затея не удалась.

А жаль Фергюсон, ликвидируйте этот материал. И уберите остатки прочь.

Александр Грин - Пропавшее солнце , читать текст

См. также Грин Александр - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

Проходной двор
I Извозчик Степан Рощин выехал к Николаевскому вокзалу в семь часов ут...

Птица Кам-Бу
I На самом маленьком острове группы Фассидениар, затерянной к северо-в...

Страшное употребление, какое дал своим бесчисленным богатствам Авель Хоггей, долго еще будет жить в памяти всех, кто знал этого человека без сердца. Не раз его злодейства - так как деяния Хоггея были безмерными, утонченными злодействами - грозили, сломав гроб купленного молчания, пасть на его голову, но золото вывозило, и он продолжал играть с живыми людьми самым различным образом; неистощимый на выдумку, Хоггей не преследовал иных целей, кроме забавы. Это был мистификатор и палач вместе. В основе его забав, опытов, экспериментов и игр лежал скучный вопрос: "Что выйдет, если я сделаю так?"
Четырнадцать лет назад вдова Эльгрев, застигнутая родами в момент безвыходной нищеты, отдала новорожденного малютку-сына неизвестному человеку, вручившему ей крупную сумму денег. Он сказал, что состоятельный аноним - бездетная и детолюбивая семья - хочет усыновить мальчика. Мать не должна была стараться увидеть или искать сына.
На этом сделка была покончена. Утешаясь тем, что ее Роберт вырастет богачом и счастливцем, обезумевшая от нужды женщина вручила свое дитя неизвестному, и он скрылся во тьме ночи, унес крошечное сердце, которому были суждены страдание и победа.

Купив человека, Авель Хоггей приказал содержать ребенка в особо устроенном помещении, где не было окон. Комнаты освещались только электричеством. Слуги и учитель Роберта должны были на все его вопросы отвечать, что его жизнь - именно такова, какой живут все другие люди. Специально для него были заказаны и отпечатаны книги того рода, из каких обычно познает человек жизнь и мир, с той лишь разницей, что в них совершенно не упоминалось о солнце*. Всем, кто говорил с мальчиком или по роду своих обязанностей вступал с ним в какое бы ни было общение, строго было запрещено Хоггеем употреблять это слово.
______________
* Равным образом, ни о чем светящемся в небе - луне, звездах. Фергюсон - правая рука Хоггея, - чаще других навещавший Роберта, приучил его думать, что люди сами не желают многого в этом роде. А.Г.

Роберт рос. Он был хил и задумчив. Когда ему исполнилось четырнадцать лет, Хоггей среди иных сложных забав, еще во многом не раскрытых данных, вспомнив о Роберте, решил, что можно, наконец, посмеяться. И он велел привести Роберта.

Хоггей сидел на блестящей, огромной террасе среди тех, кому мог довериться в этой запрещенной игре. То были люди с богатым, запертым на замок прошлым, с лицами, бесстрастно эмалированными развратом и скукой. Кроме Фергюсона, здесь сидели и пили Харт - поставщик публичных домов Южной Америки, и Блюм - содержатель одиннадцати игорных домов.
Был полдень. В безоблачном небе стояло пламенным белым железом вечное Солнце. По саду, окруженному высокой стеной, бродил трогательный и прелестный свет. За садом сияли леса и снежные цепи отрогов Ахуан-Скапа.
Мальчик вошел с повязкой на глазах. Левую руку он бессознательно держал у сильно бьющегося сердца, а правая нервно шевелилась в кармане бархатной куртки. Его вел глухонемой негр, послушное животное в руках Хоггея. Немного погодя вышел Фергюсон.
- Что, доктор? - сказал Хоггей.
- Сердце в порядке, - ответил Фергюсон по-французски, - нервы истощены и вялы.
- Это и есть Монте-Кристо? - спросил Харт.
- Пари, - сказал Блюм, знавший, в чем дело.
- Ну? - протянул Хоггей.
- Пари, что он помешается с наступлением тьмы.
- Э, пустяки, - возразил Хоггей. - Я говорю, что придет проситься обратно с единственной верой в лампочку Эдисона.
- Есть. Сто миллионов.
- Ну, хорошо. - сказал Хоггей. - Что, Харт?
- Та же сумма на смерть, - сказал Харт. - Он умрет.
- Принимаю. Начнем. Фергюсон, говорите, что надо сказать.
Роберт Эльгрев не понял ни одной фразы. Он стоял и ждал, волнуясь безмерно. Его привели без объяснений, крепко завязав глаза, и он мог думать что угодно.
- Роберт, - сказал Фергюсон, придвигая мальчика за плечо к себе, - сейчас ты увидишь солнце - солнце, которое есть жизнь и свет мира. Сегодня последний день, как оно светит. Это утверждает наука. Тебе не говорили о солнце потому, что оно не было до сих пор в опасности, но так как сегодня последний день его света, жестоко было бы лишать тебя этого зрелища. Не рви платок, я сниму сам. Смотри.
Швырнув платок, Фергюсон внимательно стал приглядываться к побледневшему, ослепленному лицу. И как над микроскопом согнулся над ним Хоггей.

Наступило молчание, во время которого Роберт Эльгрев увидел необычайное зрелище и ухватился за Фергюсона, чувствуя, что пол исчез, и он валится в сверкающую зеленую пропасть с голубым дном. Обычное зрелище дня - солнечное пространство - было для него потрясением, превосходящим все человеческие слова. Не умея овладеть громадной перспективой, он содрогался среди взметнувшихся весьма близких к нему стен из полей и лесов, но наконец пространство стало на свое место.
Подняв голову, он почувствовал, что лицо горит. Почти прямо над ним, над самыми, казалось, его глазами, пылал величественный и прекрасный огонь. Он вскрикнул. Вся жизнь всколыхнулась в нем, зазвучав вихрем, и догадка, что до сих пор от него было отнято все, в первый раз громовым ядом схватила его, стукнувшись по шее и виску, сердце. В этот момент переливающийся раскаленный круг вошел из центра небесного пожара в остановившиеся зрачки, по глазам как бы хлестнуло резиной, и мальчик упал в судорогах.
- Он ослеп, - сказал Харт. - Или умер.
Фергюсон расстегнул куртку, взял пульс и помолчал с значительным видом.
- Жив? - сказал, улыбаясь и довольно откидываясь в кресле, Хоггей.
- Жив.

Тогда решено было посмотреть, как поразит Роберта тьма, которую, ничего не зная и не имея причины подозревать обман, он должен был считать вечной. Все скрылись в укромный уголок, с окном в сад, откуда среди чинной, но жестокой попойки наблюдали за мальчиком. Воспользовавшись обмороком, Фергюсон поддержал бесчувственное состояние до той минуты, когда лишь половина солнца виднелась над горизонтом. Затем он ушел, а Роберт открыл глаза.
"Я спал или был болен", - но память не изменила ему; сев рядом, она ласково рассказала о грустном и же стоком восторге. Воспрянув, заметил он, что темно, тихо и никого нет, но, почти не беспокоясь об одиночестве, резко устремил взгляд на запад, где угасал, проваливаясь, круг цвета розовой меди. Заметно было, как тускнут и исчезают лучи. Круг стал как бы горкой углей. Еще немного, - еще, - последний сноп искр озарил белый снег гор - и умер, - навсегда! навсегда! навсегда!
Лег и уснул мрак. Направо горели огни третьего этажа.
- Свалилось! Свалилось! - закричал мальчик. Он сбежал в сад, ища и зовя людей, так как думал, что наступит невыразимо страшное. Но никто не отозвался на его крик. Он проник в чащу померанцевых и тюльпанных деревьев, где журчание искусственных ручьев сливалось с шелестом крон.
Сад рос и жил; цвела и жила невидимая земля, и подземные силы расстилали веера токов своих в дышащую теплом почву. В это время Хоггей сказал Харту и Блюму: "Сад заперт, стены высоки; там найдем, что найдем, - утром. Игрушка довольно пресная; не все выходит так интересно, как думаешь".
Что касается мальчика, то в напряжении его, в волнении, в безумной остроте чувств все перешло в страх. Он стоял среди кустов, стволов и цветов. Он слышал их запах. Вокруг все звучало насыщенной жизнью. Трепет струй, ход соков в стволах, дыхание трав и земли, голоса лопающихся бутонов, шум листьев, возня сонных птиц и шаги насекомых, - сливалось в ощущение спокойного, непобедимого рокота, летящего от земли к небу. Мальчику казалось, что он стоит на живом, теплом теле, заснувшем в некой твердой уверенности, недоступной никакому отчаянию. Это было так заразительно, что Роберт понемногу стал дышать легче и тише. Обман открылся ему внутри.
- Оно вернется, - сказал он. - Не может быть. Они надули меня.

За несколько минут до рассвета Фергюсон разыскал жертву среди островков бассейна и привел ее в кабинет. Между тем в просветлевшей тьме за окном чей-то пристальный, горячий взгляд уперся в затылок мальчика, он обернулся и увидел красный сегмент, пылающий за равниной.
- Вот! - сказал он, вздрогнув, но сжав торжество, чтобы не разрыдаться. - Оно возвращается оттуда же, куда провалилось! Видели? Все видели?
Так как мальчик спутал стороны горизонта, то это был единственный - для одного человека - случай, когда солнце поднялось с запада.
- Мы тоже рады. Наука ошиблась, - сказал Фергюсон.
Авель Хоггей сидел, низко согнувшись, в кресле, соединив колено, локоть и ладонь с подбородком, смотря и тоскуя в ужасной игре нам непостижимой мечты на хилого подростка, который прямо смотрел в его тусклые глаза тигра взглядом испуга и торжества. Наконец, бьющий по непривычным глазам свет ослепил Роберта, заставил его прижать руки к глазам; сквозь пальцы потекли слезы.
Проморгавшись, мальчик спросил:
- Я должен стоять еще или идти?
- Выгнать его, - мрачно сказал Хоггей, - я вижу, что затея не удалась. А жаль Фергюсон, ликвидируйте этот материал. И уберите остатки прочь.

ПРИМЕЧАНИЯ

Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина «Пропавшее солнце»

6 класс

Давыденко Н.Н.,

учитель высшей категории

МАОУ СОШ № 56

Калининград, 2016 г.


Тема: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…»

(по рассказу А.Грина «Пропавшее солнце»).

Цели: - познакомить учащихся с содержанием рассказа;

Обсудить проблему тех, кто оказался жертвой обстоятельств или

произвола других людей;

Совершенствовать коммуникативные навыки учащихся, умение

работать с текстом художественного произведения.

Эпиграф урока:

А если день погас?

К.Д.Бальмонт

Урок – исследование.

Технологическая карта урока.

Деятельность

учащихся

2.Стадия осмысления

Деятельность

учащихся

3.Стадия

рефлексии

Деятельность

учащихся

Стратегия «Свободное плавание»

Высказывание

мыслей по поводу предложенной учителем проблемы;

составление ассоциативного ряда.

Стратегия

«Идеал»

1. Определение проблемы.

2. Решение проблемы через обращение к тексту, чтение с остановками, анализ,

«толстые» и тонкие» вопросы.

3. Составление

кластера.

Издание

(устное представление

творческой

работы)

Устное сочинение – миниатюра или

сенквейн.

    Стадия вызова.

1) . Слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит встреча с удивительным писателем – А.Грином, которого поэт В.Саянов назвал «сказочником странным… с извечной, как солнце, мечтой о добре».

Но начать наш разговор я хотела бы с предания о том, что, когда на небе загорается звезда, в мир приходит новый человек.

А как вы считаете, зачем Человек приходит в этот Мир?

/Версии детей: - чтобы жить; чтобы любить; совершать полезные поступки и т. д./

А вот как об этом говорит известный русский поэт К.Д.Бальмонт.

2). Чтение учителем стихотворения К.Д.Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…».

3). Составление ассоциативного ряда:

СОЛНЦЕ – ЖИЗНЬ; ЧЕЛОВЕК - ВЛАСТЕЛИН

Учитель : Слово «солнце» есть и в названии рассказа А.Грина, но оно имеет определение «пропавшее». Почему? К ответу на этот вопрос мы ещё вернёмся. А сейчас представим, что однажды на небе вспыхнула яркая звёздочка, и в мир пришёл мальчик по имени Роберт Эльгрев.

- Скажите, в какой мир он пришёл?

- Мир нужды, безысходной нищеты, страданий.

- Что суждено было испытать Роберту?

- «Крошечному сердцу» были «суждены страдания и победа».

- Он был лишён Солнца, а значит и Жизни.

- Стал игрушкой в руках «человека без сердца»

    Стадия осмысления. (Стратегия «идеал»).

- В чём же главный вопрос, на который автор ищет ответ?

/ Версии детей/

Учитель: Ответ на этот вопрос даёт ответ текст. Обратимся к нему.

1). Чтение с остановками.

Обратите внимание на имя Авель. Вспомните, какая библейская легенда связана с этим именем?

/Хоггей скорее Каин, убивающий беззащитного человека/

Как вы думаете, можно ли Хоггея назвать не только палачом, но и жертвой? / Да. Жертвой своего палачества/

Что рассказывает Грин о приятелях Хоггея?

Как вы думаете, что позволяет этим «людям» играть жизнью и судьбами обездоленных, более слабых?

Почему «ужасная игра» Хоггея сорвалась?

/Мальчик понял, что его пытались обмануть, пытались отнять всё, т.е. жизнь. Осознание этого придаёт ему силы. Он осознал, что жизнь не умирает с заходом солнца, что Солнце вернётся, его надо только дождаться, а тёмный ночной сад полон жизни и тайны.

2). Анализ фрагмента.

Прочитайте фрагмент из главы 5, в котором дано описание сада.

Какие средства художественной выразительности использует автор?

Что помогает нам понять пейзаж?

Что, по- вашему, значат последние слова Хоггея: «Ликвидируйте этот материал и уберите остатки прочь»?

Какой эпилог можно было бы придумать к этому рассказу?

3). Составление кластера.

Проследите, как Грин постоянно подчёркивает, что Хоггей живёт в ложном, искусственном мире, мире кривых зеркал, поэтому жизнь и заставляет его потерпеть фиаско.

Составьте кластер:

«Мир» Хоггея Мир - Жизнь

Терраса Сад

трогательный, прелестный свет

Железное солнце – золото трепет струй, дыхание трав

Разговоры о смерти, игра в смерть ощущение жизни, возвращение к ней

Бессердечие сердце

Выводы.

Жизнь убить нельзя. Человек, пытающийся убить жизнь, сам превращается в мертвеца, холодного, злобного. Для того же, кто верит в жизнь, Солнце однажды всходит и на западе.

    Стадия рефлексии.

Для кого же Солнце оказалось пропавшим?

Домашнее задание: Создайте сочинение – миниатюру по впечатлениям о

прочитанном.