Кшесинская биография. Николай II и Матильда Кшесинская, исторические факты, биография


Матильда Феликсовна Кшесинская (19 августа 1872 г. - 6 декабря 1971 г.), русская балерина.
Фигура Матильды Кшесинской настолько плотно окутана коконом легенд, сплетен и слухов, что уже практически невозможно разглядеть настоящего, живого человека.. Полную непреодолимого очарования женщину. Страстную, увлекающуюся натуру. Первую русскую исполнительницу фуэте и балерину, которая могла сама распоряжаться своим репертуаром. Блестящую, виртуозную танцовщицу, вытеснившую с русской сцены иностранных гастролерш…
Матильда Кшесинская была миниатюрна, ростом всего 1 метр 53 сантиметров. Но, несмотря на рост имя Кшесинской на протяжении многих десятилетий не сходило со страниц светской хроники, где она была представлена в ряду героинь скандалов и «роковых женщин».
Кшесинская родилась в потомственной артистической среде, которая на протяжении нескольких поколений была связана с балетом. Отец Матильды был известным танцовщиком, являлся ведущим артистом императорских театров.


Отец и стал первым учителем своей младшей дочери. Уже с самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к балету - что неудивительно в семье, где почти все танцуют. В восемь лет ее отдали в Императорское Театральное училище - ранее его закончила ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия.
Поначалу Маля занималась не особенно старательно - азы балетного искусства она давно изучила дома. Только в пятнадцать лет, когда она попала в класс к Христиану Петровичу Иогансону, Маля не только почувствовала вкус к учению, но стала заниматься с настоящей страстью. Кшесинская обнаружила незаурядный талант и огромный творческий потенциал. Весной 1890 года она закончила училище экстерном и была зачислена в труппу Мариинского театра. Уже в первый свой сезон Кшесинская станцевала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере. Роли были небольшие, но ответственные, и позволяли Мале блеснуть своим талантом. Но одного таланта для получения такого количества партий было мало - сыграло свою роль одно немаловажное обстоятельство: в Матильду был влюблен наследник престола.
С Великим князем Николаем Александровичем - будущим императором Николаем II - Маля познакомилась на обеде после выпускного спектакля, состоявшегося 23 марта 1890 года. Практически сразу у них начался роман, протекавший при полном одобрении родителей Николая. По-настоящему их серьезные отношения начались лишь спустя два года, после того как наследник явился домой к Матильде Кшесинской, под именем гусара Волкова. Записки, письма и... подарки, по-настоящему царские. Первым стал золотой браслет с крупными сапфирами и двумя бриллиантами, на котором Матильда выгравировала две даты - 1890 и 1892 - первая встреча и первый приезд к ней домой. Но... Их любовь была обречена и уже после 7 апреля 1894 года, когда было официально объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской, Николай больше ни разу не приезжал к Матильде. Однако, как известно, разрешил ей обращаться к нему в письмах на "ты" и обещал помогать ей во всем, если ей потребуется помощь.
20 октября 1894 года в Ливадии умер император Александр III - ему было всего 49 лет. На следующий день Алиса приняла православие и стала Великой княжной Александрой Федоровной. Через неделю после похорон императора Николай и Александра обвенчались в Зимнем дворце - для этого специально был прерван траур, наложенный при дворе на год.

Матильда очень переживала расставание с Николаем. Не желая, чтобы кто-нибудь видел ее страдания, она заперлась дома и почти не выходила. Но... как говорится, свято место пусто не бывает: "В моем горе и отчаянии я не осталась одинокой. Великий князь Сергей Михайлович, с которым я подружилась с того дня, когда наследник впервые привез его ко мне, остался при мне и поддержал меня. Никогда я не испытывала к нему чувства, которое можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" - так написала позднее в своих воспоминаниях Матильда Кшесинская. Она полюбила... однако быстро и опять... Романова.

Из-за траура спектаклей в Мариинке практически не было, и Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга уехать на гастроли в Монте-Карло. Она выступала вместе с братом Иосифом, Ольгой Преображенской, Альфредом Бекефи и Георгием Кякштом. Гастроли прошли с большим успехом. В апреле Матильда с отцом выступали в Варшаве. Здесь прекрасно помнили Феликса Кшесинского, и на выступлениях семейного дуэта публика буквально неистовствовала. Она вернулась в Петербург только в сезон 1895 года и выступила в новом балете Р. Дриго «Жемчужина», который Петипа поставил специально к восшествию на престол Николая II.

И ничего нет удивительного, что ее карьера шла в гору. Она стала примой Мариинского театра и фактически весь репертуар был построен под нее. Да, современники не отказывали ей в признании таланта, но подспудно все понимали, что талант этот пробился наверх не с помощью страшной борьбы за существование, а несколько иным способом. Мир театра не так-то и прост, если для обычных зрителей - это праздник, то для служителей мельпомены - это борьба за жизнь, интриги, взаимные претензии и умение сделать все, чтобы тебя заметили вышестоящие мира сего. Балетных всегда любили в высшем сословии: великие князья и дворяне рангом пониже не чурались того, чтобы покровительствовать той или иной балерине. Покровительство часто дальше любовной связи не шло, но все же некоторые отваживались даже и в жены брать этих прелестниц. Но таких было меньшинство, большинству же была уготована печальная участь "вспыхнуть яркой звездой" на сцене и тихо затем угаснуть вне ее. Матильда Кшесинская этой участи избежала...
Начало деятельности Кшесинской было связано с выступлением в классических балетах, поставленных известным балетмейстером М. Петипа. В них не только раскрылась ее виртуозная техника, но и проявилось незаурядное драматическое дарование. Уже после дебюта Кшесинской в балете П. Чайковского «Спящая красавица» Петипа начал ставить хореографические партии специально в расчете на её «колоратурный» танец. Лишь длительный траур после смерти Александра III помешал их совместной работе.
Балерина отличалась не только талантом, но и огромным трудолюбием. Она первая после итальянских виртуозов стала исполнять редкостный для того времени балетный номер - тридцать два фуэте. Как отмечал один из рецензентов, «исполнив тридцать два фуэте, не сходя с места, буквально пригвожденная к точке опоры, она, ответив на поклоны, вновь выходила на середину сцены и откручивала двадцать восемь фуэте».



С этого времени начинается десятилетний период господства Кшесинской на русской балетной сцене. Он закончился в 1903 году, когда М. Петипа вышел в отставку. В это время по просьбе императора Николая Кшесинскую опекал великий князь Сергей Михайлович. В его доме она познакомилась с двоюродным братом царя, великим князем Андреем Владимировичем. Многие полагали, что их связь не продлится долго, однако вскоре у них родился сын Владимир, и Кшесинская стала гражданской женой великого князя. Правда, они обвенчались спустя много лет, в 1921 году, когда находились в эмиграции.

Кшесинская трудно привыкала к нововведениям в хореографическом искусстве. Она долго не могла найти подходящего для себя балетмейстера, и только совместная работа с М. Фокиным помогла ей преодолеть кризисную ситуацию. Их отношения неоднократно менялись. Кшесинская то боготворила Фокина, то хлопотала о том, чтобы убрать его с петербургской сцены. Однако популярность Фокина не могла оставить ее равнодушной, и, несмотря ни на что, они продолжали совместную работу.

Вообще, Кшесинская всегда отличалась резкостью и нередко приходила к правильному решению только после того, как совершала множество ошибок. Так развивались, например, ее отношения с С. Дягилевым. Он обратился к ней в 1911 году с просьбой стать основной солисткой в задуманной им программе балетных спектаклей. Вначале Кшесинская отвергла его предложение, поскольку незадолго до этого с триумфом выступила в Париже и Лондоне в нескольких спектаклях, устроенных влиятельной французской газетой «Фигаро». Однако, подумав, а может быть, и просто узнав о том, что в труппе Дягилева согласились выступать крупнейшие танцовщики того времени - М. Фокин и В. Нижинский, она дала свое согласие. После этого специально для Кшесинской Дягилев выкупил у дирекции императорских театров декорации и костюмы к балету «Лебединое озеро», сделанные по эскизам А. Головина и К. Коровина.
Спектакли труппы Дягилева в Вене и Монте-Карла превратились в настоящий триумф Кшесинской, само же сотрудничество продолжалось в течение многих лет.

Только после начала Первой мировой войны балерина перестала выступать за границей, а второго февраля 1917 года она последний раз вышла на сцену Мариинского театра.

Кшесинская понимала, что после Февральской революции ей необходимо на несколько месяцев исчезнуть из поля зрения журналистов. Поэтому вместе с сыном она отправилась в Кисловодск к своему мужу. После прихода к власти большевиков они уехали в Константинополь, а затем на несколько лет обосновались на вилле Алам на средиземноморском побережье Франции. Вскоре Кшесинская поняла, что ей не приходится рассчитывать на то, чтобы вернуться на сцену, и необходимо искать другой способ для заработка. Она переезжает в Париж и на вилле «Монитор» открывает балетную студию.
Вначале у нее было всего несколько учениц, но после посещения студии Дягилевым, а также А. Павловой их число стремительно возросло, и вскоре у Кшесинской занималось более ста учениц. Среди них были и дочери Ф. Шаляпина Марина и Дасия. Позже у Кшесинской занимались такие известные впоследствии балерины, как партнерша Р. Нуреева М. Фонтейн и И. Шовире.

Начало Второй мировой войны перевернуло ее налаженную жизнь. Опасаясь бомбежек, она переезжает в пригород, а при подходе немецкой армии вместе с семьей отправляется в Биарриц, на границу с Испанией. Но вскоре и туда пришли немецкие войска. Положение Кшесинской осложнилось тем, что ее сын вскоре был арестован за антифашистскую деятельность. И только через несколько месяцев он смог бежать из лагеря, а затем и из Франции.
После освобождения Франции в 1944 году Кшесинская вернулась в Париж и с помощью своих учениц Нинет де Валуа и Марго Фонтейн организовала передвижную балетную труппу, которая выступала с концертами перед солдатами. Одновременно возобновились занятия и в ее студии. В 1950 году Кшесинская поехала в Англию, где стала руководить Федерацией русского классического балета, в которую входило пятнадцать хореографических училищ.

Во время первых гастролей Большого театра во Франции Кшесинская специально отправилась в Париж, чтобы посетить спектакли на сцене Гранд-Опера, в которых выступала Г. Уланова.

Кшесинская выпустила несколько книг. Наибольшей известностью пользовались ее мемуары, которые были одновременно напечатаны во Франции и США.
Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».



За 13 лет до смерти Матильда Феликсовна увидела сон. Звонили колокола, слышалось церковное пение, и перед ней вдруг предстал огромный, величественный и любезный Александр III. Он улыбнулся и, протянув руку для поцелуя, сказал: "Мадемуазель, вы будете красой и гордостью нашего балета..." Матильда Феликсовна проснулась в слезах: это произошло больше семидесяти лет назад, на выпускном экзамене в театральном училище, - император выделил ее среди всех, а во время торжественного ужина усадил рядом с наследником престола, цесаревичем Николаем Александровичем. Этим утром 86-летняя Кшесинская и решила написать свои знаменитые мемуары, однако тайны ее очарования не смогли раскрыть даже они.

Есть женщины, к которым неприменимо слово "грех": мужчины прощают им все. Они ухитряются сохранить достоинство, репутацию и флер непорочности в самых невероятных ситуациях, улыбаясь переступают через общественное мнение, - и Маля Кшесинская была из их числа. Подруга наследника российского престола и любовница его дяди, бессменная хозяйка Императорского балета, менявшая директоров театров как перчатки, Маля добилась всего, чего хотела: она стала законной женой одного из великих князей и превратилась в светлейшую княгиню Романову-Красинскую. В Париже пятидесятых годов это уже мало что значило, но Матильда Феликсовна отчаянно цеплялась за свой титул: на то, чтобы породниться с домом Романовых, она потратила жизнь.

А сначала было имение отца, большой светлый бревенчатый дом и лес, где она собирала грибы, фейерверки по праздникам и легкий флирт с молодыми гостями. Девочка росла шустрой, глазастой и не особенно хорошенькой: маленького роста, с острым носиком и беличьим подбородком - старые фотографии не в состоянии передать ее живого обаяния.

По преданию, прадед Мали еще в молодости потерял состояние, графский титул и благородную фамилию Красинский: бежав во Францию от убийц, нанятых злодеем-дядей, мечтавшим завладеть титулом и богатством, утратив бумаги, удостоверявшие его имя, бывший граф пошел в актеры - и стал впоследствии одной из звезд польской оперы. Он дожил до ста шести лет и скончался, угорев из-за неправильно протопленной печки. Отец Мали, Феликс Янович, заслуженный танцовщик Императорского балета и лучший в Петербурге исполнитель мазурки, не дотянул и до восьмидесяти пяти. Маля пошла в деда - она тоже оказалась долгожительницей, и ей, как и деду, тоже было не занимать жизненной силы, воли и хватки. Вскоре после выпускного бала в дневнике юной балерины императорской сцены появилась запись: "А все-таки он будет моим!"

Эти слова, имевшие прямое отношение к наследнику российского престола, оказались пророческими...

Перед нами 18-летняя девушка и 20-летний молодой человек Она жива, бойка, кокетлива, он прекрасно воспитан, деликатен и мил: огромные голубые глаза, очаровательная улыбка и уму непостижимая смесь мягкотелости и упрямства. Цесаревич необычайно обаятелен, но заставить его сделать то, чего он не хочет, невозможно. Маля выступает в Красносельском театре - рядом разбиты летние лагеря, и зал заполняют офицеры гвардейских полков. После спектакля она кокетничает с толпящимися перед ее гримерной гвардейцами, и в один прекрасный день среди них оказывается цесаревич: он проходит службу в лейб-гусарском полку, на нем ловко сидят красный доломан и расшитый золотом ментик. Маля стреляет глазками, шутит со всеми, но адресовано это только ему.

Пройдут десятилетия, его дневники издадут, и Матильда Феликсовна станет вчитываться в них с лупой в руках: "Сегодня был у малютки Кшесинской... Малютка Кшесинская очень мила... Малютка Кшесинская положительно меня занимает... Попрощались - стоял у театра терзаемый воспоминаниями".

Она состарилась, жизнь подошла к концу, но ей по-прежнему хотелось верить, что будущий император был в нее влюблен.

Лучшие дня

С цесаревичем она была всего год, зато помогал он ей всю жизнь - со временем Николай превратился в прекрасное, идеальное воспоминание. Маля выбегала на дорогу, по которой должна была проехать императорская карета, приходила в умиление и восторг, заметив его в театральной ложе. Однако все это было впереди; пока же он строил ей глазки за кулисами Красносельского театра, и она во что бы то ни стало хотела сделать его своим любовником.

Что цесаревич думал и чувствовал, осталось неизвестным: он никогда не откровенничал с друзьями и многочисленными родственниками и не доверялся даже своему дневнику. Николай начал бывать у Кшесинской дома, потом купил ей особнячок, перезнакомил со своими братьями и дядьями - и к Мале зачастила развеселая компания великих князей. Скоро Маля стала душой романовского кружка - друзья говорили, что в ее жилах течет шампанское. Самым унылым из ее гостей был наследник (его бывшие сослуживцы рассказывали, что во время полковых праздников Ники умудрялся, всю ночь просидев во главе стола, не произнести ни слова). Впрочем, Малю это нисколько не огорчало, она только не могла взять в толк, зачем он постоянно рассказывает ей о своей любви к принцессе Алисе Гессенской?

Их связь была обречена с самого начала: цесаревич никогда бы не оскорбил жену связью на стороне. На прощание они встретились за городом. Маля долго готовилась к разговору, но так и не сумела сказать ничего важного. Она лишь попросила разрешения по-прежнему быть с ним на "ты", называть "Ники" и при случае обращаться за помощью. Этим драгоценным правом Матильда Феликсовна пользовалась редко, к тому же вначале ей было не до особых привилегий: потеряв своего первого любовника, Маля впала в тяжелейшую депрессию.

Цесаревич венчался со своей Алисой, и по московским улицам ехали кавалергарды и конные гвардейцы в золотых и серебряных латах, красные гусары, голубые драгуны и гренадеры в высоких меховых шапках, шли одетые в золоченые ливреи скороходы, катились придворные кареты. Когда на голову молодой надели венец, Кремль вспыхнул тысячами электрических лампочек. Маля не видела ничего: ей казалось, что счастье ушло навсегда и жить больше не стоит. А все между тем только начиналось: рядом с ней уже находился человек, который будет опекать ее двадцать лет. Расставшись с Кшесинской, Николай просил своего кузена, великого князя Сергея Михайловича, присмотреть за Малей (недоброжелатели говорили, что он попросту передал ее брату), и тот немедленно согласился: знаток и большой ценитель балета, он давно был влюблен в Кшесинскую. О том, что ему суждено стать ее оруженосцем и тенью, что из-за нее он так и не обзаведется семьей и будет рад отдать ей все (в том числе и свое имя), а она предпочтет ему другого, бедный Сергей Михайлович не подозревал.

Маля тем временем входила во вкус светской жизни и быстро делала карьеру в балете: бывшая подруга императора, а ныне любовница его брата, она конечно же стала солисткой и выбирала только те роли, которые ей нравились. "Дело о фижмах", когда из-за спора о неприглянувшемся Мале костюме подал в отставку директор императорских театров, всемогущий князь Волконский, еще больше укрепило ее авторитет. Рецензии, в которых шла речь о ее отточенной технике, артистизме и редком сценическом обаянии, Маля заботливо вырезала и наклеивала в специальный альбом - он станет ее утешением во время эмиграции.

Бенефис полагался тем, кто прослужил в театре не меньше двадцати лет, у Мали же он состоялся на десятом году службы - сцена была завалена охапками цветов, публика несла ее до кареты на руках. Министерство двора подарило ей чудесного платинового орла с бриллиантами на золотой цепочке - Маля просила передать Ники, что обычный бриллиантовый перстень ее очень расстроит.

На гастроли в Москву Кшесинская ездила в отдельном вагоне, ее драгоценности стоили около двух миллионов рублей. Отработав около пятнадцати лет, Маля покинула сцену. Пышно отметила свой уход прощальным бенефисом, а затем вернулась - но не в штат и не заключая контракта... Она танцевала только то, что хотела и когда хотела. К тому времени ее уже называли Матильдой Феликсовной.

Вместе со столетием заканчивалась прежняя жизнь - до революции было еще довольно далеко, но запах тления уже носился в воздухе: в Петербурге существовал клуб самоубийц, групповые браки стали обыденностью. Матильда Феликсовна, женщина безупречной репутации и незыблемого общественного положения, сумела извлечь из этого немалую выгоду.

Ей было позволено все: питать платоническую любовь к императору Николаю, жить с его кузеном, великим князем Сергеем Михайловичем, и, по слухам (скорее всего они были верны), состоять в любовной связи с другим великим князем - Владимиром Александровичем, годившимся ей в отцы.

Его сын - юный Андрей Владимирович, хорошенький как куколка и болезненно застенчивый, стал второй (после Николая) великой любовью Матильды Феликсовны.

Все началось во время одного из приемов в ее новом особняке, построенном на деньги сидевшего во главе стола Сергея Михайловича, - таких домов в Петербурге было немного. Робеющий Андрей ненароком опрокинул на роскошное платье хозяйки бокал красного вина. Маля почувствовала, что ее голова вновь идет кругом...

Они гуляли по парку, вечерами подолгу сидели на крыльце ее дачи, и жизнь была так прекрасна, что имело смысл умереть здесь и сейчас - будущее могло лишь испортить разворачивающуюся идиллию. Все ее мужчины были при деле: Сергей Михайлович оплачивал Малины счета и отстаивал ее интересы перед балетным начальством, Владимир Александрович обеспечивал ей прочное положение в обществе, Андрей же сообщал, когда на прогулку из своей летней резиденции выезжал император - Маля тотчас приказывала закладывать лошадей, подъезжала к дороге, и обожаемый Ники почтительно отдавал ей честь...

Вскоре она забеременела; роды прошли успешно, и четверо Малиных мужчин проявили трогательную заботу о маленьком Володе: Ники даровал ему титул потомственного дворянина, Сергей Михайлович предложил усыновить мальчика. Чувствовал себя счастливым и шестидесятилетний Владимир Александрович - ребенок был похож на великого князя как две капли воды. Очень переживала лишь супруга Владимира Александровича: ее Андрей, чистый мальчик, совсем потерял голову из-за этой распутницы. Но свое горе Мария Павловна несла так, как и подобает даме королевской крови: оба мужчины (и муж, и сын) не услышали от нее ни единого упрека.

Тем временем Маля с Андреем отправились за границу: великий князь подарил ей виллу на Кап"д"Ай (несколько лет назад она получила от Сергея Михайловича дом в Париже). Главный инспектор артиллерии заботился о ее карьере, нянчил Володю и все больше отходил на второй план: Маля по уши влюбилась в своего молодого друга; она перенесла на Андрея те чувства, которые некогда испытывала к его отцу. Владимир Александрович умер в 1909 году. Маля и Андрей горевали вместе (Марию Павловну передергивало, когда она видела негодяйку в идеально сшитом, красившем ее траурном платье). К 1914 году Кшесинская была невенчанной женой Андрея: он появлялся с ней в свете, она сопровождала его в заграничные санатории (великий князь страдал слабыми легкими). Но и о Сергее Михайловиче Матильда Феликсовна не забывала - за несколько лет до войны князь приударил было за одной из великих княгинь, и тогда Маля вежливо, но настойчиво попросила его прекратить безобразие - во-первых, он ее компрометирует, во-вторых, ей неприятно на это смотреть. Сергей Михайлович так никогда и не женился: воспитывал маленького Володю и не жаловался на судьбу. Несколько лет назад Маля отлучила его от опочивальни, но он все еще продолжал на что-то надеяться.

Первая мировая война не причинила вреда ее мужчинам: Сергей Михайлович имел слишком большие чины, чтобы попасть на передовую, а Андрей из-за слабого здоровья служил в штабе Западного фронта. Но после Февральской революции она потеряла все: в ее особняке расположился штаб большевиков - и Матильда Феликсовна ушла из дома в чем была. Часть драгоценностей, которую удалось спасти, она положила в банк, зашив квитанцию в подол любимого платья. Это не помогло - после 1917 года большевики национализировали все банковские вклады. Несколько пудов столового серебра, драгоценные вещицы от Фаберже, даренные поклонниками бриллиантовые безделушки - все разошлось по рукам обосновавшихся в покинутом доме матросов. Исчезли даже ее платья - позже в них щеголяла Александра Коллонтай.

Но Матильда Феликсовна никогда не сдавалась без боя. Она подала на большевиков в суд, и тот предписал незваным гостям осовободить недвижимость владелицы в кратчайшие сроки. Однако большевики из особняка так и не съехали... Приближалась Октябрьская революция, и подруга бывшего императора, а ныне гражданина Романова бежала на юг, в далекий от большевистских безобразий Кисловодск, куда чуть раньше перебрался Андрей Владимирович с семьей.

Перед отъездом Сергей Михайлович сделал ей предложение, но она его отклонила. Князь мог уехать с ней, но предпочел остаться - надо было уладить дело с ее вкладом и присмотреть за особняком.

Поезд тронулся, Маля высунулась в окно купе и помахала рукой - Сергей, не похожий на себя в длинном мешковатом штатском плаще, поспешно снял шляпу. Таким она его и запомнила - больше они не увидятся никогда.

Мария Павловна с сыном к тому времени обосновались в Кисловодске. Власть большевиков здесь почти не ощущалась - до тех пор пока из Москвы не приехал отряд красногвардейцев. Сразу же начались реквизиции и обыски, но великих князей не трогали - они были не страшны новой власти и не нужны ее противникам.

Андрей мило болтал с комиссарами, а они целовали Мале ручки. Большевики оказались вполне доброжелательными людьми: когда городской совет Пятигорска арестовал Андрея и его братьев, один из комиссаров отбил великих князей с помощью горцев и отправил из города с подложными документами. (В них говорилось, что великие князья путешествуют по заданию местного комитета партии.) Они вернулись, когда в город вошли казаки Шкуро: Андрей подъехал к дому верхом, в черкеске, в окружении охраны из кабардинской знати. В горах у него отросла борода, и Маля чуть не расплакалась: Андрей как две капли воды походил на покойного императора.

То, что произошло дальше, походило на затянувшийся кошмар: семейство бежало от большевиков в Анапу, потом вернулось в Кисловодск, затем снова пускалось в бега - и всюду их догоняли отправленные из Алапаевска письма Сергея Михайловича, убитого несколько месяцев назад. В первом он поздравлял Малиного сына Володю с днем рождения - письмо пришло через три недели после того, как они его отпраздновали, в тот самый день, когда стало известно о смерти великого князя. Большевики сбросили в угольную шахту всех находившихся в Алапаевске членов дома Романовых - они умирали несколько дней. Когда в город вошли белые и тела подняли на поверхность, в руке Сергея Михайловича был зажат маленький золотой медальон с портретом Матильды Феликсовны и надписью "Маля".

А потом началась эмиграция: маленький грязный пароход, стамбульская вошебойка и долгое путешествие во Францию, на виллу "Ямал". Маля и Андрей приехали туда без гроша и тут же заложили свою недвижимость - надо было приодеться и расплатиться с садовником.

После того как Марии Павловны не стало, они обвенчались. Местоблюститель российского престола, великий князь Кирилл, даровал Мале титул светлейшей княгини Романовой-Красинской - так она породнилась с болгарским, югославским и греческим царями, королями румынским, датским и шведским - Романовы были в родстве со всеми европейскими монархами, и Матильде Феликсовне случалось быть приглашенной к королевским обедам. Они с Андреем к этому времени перебрались в крошечную двухкомнатную квартирку в небогатом парижском районе Пасси.

Дом и виллу забрала рулетка: Матильда Феликсовна играла по-крупному и всегда ставила на 17 - свое счастливое число. Но оно не принесло ей удачи: деньги, полученные за дома и землю, а также средства, которые удалось выручить за бриллианты Марии Павловны, ушли к крупье из казино Монте-Карло. Но Кшесинская, разумеется, не сдалась.

Балетная студия Матильды Феликсовны славилась по всей Европе - ее ученицами были лучшие балерины русской эмиграции. После занятий великий князь Андрей Владимирович, облаченный в поношенный, протертый на локтях пиджак, обходил репетиционный зал и поливал стоявшие по углам цветы - это была его домашняя обязанность, больше ему не доверяли ничего. А Матильда Феликсовна работала как вол и не оставила балетный станок даже после того, как парижские врачи нашли у нее воспаление суставов ног. Она продолжала заниматься, превозмогая жуткую боль, и болезнь отступила.

Кшесинская намного пережила своего мужа, друзей и врагов - если бы судьба отпустила ей еще год, Матильда Феликсовна отметила бы столетний юбилей.

Незадолго до смерти она снова увидела странный сон: театральное училище, толпу воспитанниц в белых платьях, бушующий за окнами ливень.

Тут запели "Христос воскресе из мертвых", двери распахнулись, и в зал вошли Александр III и ее Ники. Маля упала на колени, схватила их за руки - и проснулась в слезах. Жизнь прошла, она получила все, что хотела, - и все потеряла, поняв в конце концов, что все это не имело значения.

Ничего, кроме записей, которые много лет назад сделал в своем дневнике странный замкнутый слабовольный юноша:

"Снова видел малютку М."

"Был в театре - малютка Кшесинская положительно мне нравится".

"Прощание с М. - стоял у театра терзаемый воспоминаниями..."

Источник информации: Алексей Чупаррон, журнал "КАРАВАН ИСТОРИЙ" , апрель 2000.

Матильда
Ольга 22.03.2006 04:43:42

Матильда - Истинная Любовь Великих мужчин. Таких женщин бояться, их готовы любить всю жизнь - но на расстоянии, тем самым мучая и себя и ее. Великие глупцы, поторявшие многое...

МОСКВА, 31 авг — РИА Новости. Знаменитая балерина и светская львица Матильда Кшесинская родилась 145 лет назад. Жизнь ее овеяна слухами и легендами: рассказывают, к примеру, о несметных сокровищах, которые Матильда вроде бы спрятала где-то, покидая в 1917 году Петербург. Яркая танцовщица и звезда Императорского театра, она запомнилась прежде всего своими многочисленными романами.

Кшесинская и сама в мемуарах писала о том, что уже с детства была кокеткой. Связь с тремя великими князьями, в том числе с будущим императором Николаем II, — лишь малая доля историй, о которых и она сама открыто писала в воспоминаниях.

Впрочем, фотографии Кшесинской в какой-то степени подтверждают слухи о ее невероятной женственности и обаянии. РИА Новости публикует архивные портреты танцовщицы.

Полячка Кшесинская была родом из творческой семьи. Дед — скрипач и певец, отец Феликс Кшесинский — танцор. Она утверждала, что отец настолько образцово исполнял мазурку, что благодаря ему этот танец вошел в обязательную программу всех балов в России.

Сама Матильда была третьим совместным ребенком своих родителей. Ее старшая сестра Юлия и брат Юзя также танцевали. Именно Юлию в театре именовали Кшесинской первой, Матильда же была Кшесинской второй.

Матильда окончила Императорское хореографическое училище. В своих мемуарах она подчеркивала, что педагоги выделяли ее с детства. В театре за ней закрепилась слава женщины своевольной. К примеру, однажды она поменяла костюм для выступления, якобы неудобный, на свой собственный, после чего была оштрафована.

Впрочем, отличалась знаменитая балерина не только строптивым характером, но и трудолюбием. За сезон она могла станцевать в 40 спектаклях (балетных и оперных). Не прекращала работать Матильда и позже, уже в эмиграции: она создала балетную школу, в которой могли обучаться до 150 человек одновременно.

Были у Матильды и слабости — на протяжении всей жизни она играла в рулетку. Говорят, что якобы, сев за игровой стол впервые, она поставила на 17. Это принесло ей выигрыш. С тех пор она играла только в рулетку и ставила на одно число, за что получила прозвище Мадам Семнадцать.

Бежав из Петербурга в 1917 году, Матильда перебралась сначала в Кисловодск, где провела почти год. Там она надеялась переждать смутные времена, но позже стало понятно, что безопаснее ей будет во Франции.

Жизнь в эмиграции была, очевидно, более тихой и спокойной, нежели в дореволюционной российской столице. Кшесинская официально зарегистрировала брак с великим князем Андреем Владимировичем (внуком Александра II), от которого у нее уже был сын.

Она много сделала для распространения традиций русского академического танца. Матильда создала свою школу, патронировала Федерацию русского классического балета, которая провозглашала идею продолжения традиций русского балета в английских школах танца. Кшесинская прожила долгую жизнь — она скончалась в возрасте 99 лет (в 1971 году) в Париже и была похоронена рядом со своим мужем на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в пригороде французской столицы.

Люди, жившие в России в конце XIX - начале XX века, мало задумывались над тем, каким будет их образ в глазах далеких потомков. Потому жили просто - любили, предавали, совершали подлости и бескорыстные поступки, не зная, что сто лет спустя одним из них наденут на голову нимб, а другим будут посмертно отказывать в праве на любовь.

Матильде Кшесинской досталась удивительная судьба - слава, всеобщее признание, любовь сильных мира сего, эмиграция, жизнь под немецкой оккупацией, нужда. А спустя десятилетия после ее смерти люди, считающие себя высокодуховными личностями, будут трепать ее имя на каждому углу, про себя проклиная тот факт, что она вообще когда-то жила на свете.

«Кшесинская 2-я»

Она появилась на свет в Лигове, под Петербургом, 31 августа 1872 года. Балет был ее судьбой от рождения - отец, поляк Феликс Кшесинский , был танцовщиком и педагогом, непревзойденным исполнителем мазурки.

Мать, Юлия Доминская , была уникальной женщиной: в первом браке она произвела на свет пять детей, а после смерти супруга вышла замуж за Феликса Кшесинского и родила еще троих. Матильда в этом балетном семействе была самой младшей, и, по примеру родителей и старших братьев и сестер, решила связать свою жизнь со сценой.

В начале карьеры за ней закрепится имя «Кшесинская 2-я». Первой была ее сестра Юлия, блистательная артистка Императорских театров. Брат Иосиф, также прославленный танцовщик, после революции останется в Советской России, получит звание Заслуженного артиста Республики, будет ставить спектакли и преподавать.

Феликс Кшесинский и Юлия Доминская. Фото: Commons.wikimedia.org

Иосифа Кшесинского обойдут репрессии, но судьба его, тем не менее, сложится трагично - он станет одной из сотен тысяч жертв блокады Ленинграда.

Маленькая Матильда мечтала о славе, и упорно трудилась на занятиях. Педагоги Императорского театрального училища говорили между собой, что у девушки большое будущее, если, конечно, она найдет состоятельного покровителя.

Судьбоносный ужин

Жизнь русского балета времен Российской империи была похожа на жизнь шоу-бизнеса постсоветской России - одного таланта было мало. Карьеры делались через постель, и это не очень-то и скрывалось. Верные замужние артистки были обречены быть фоном для блистательных талантливых куртизанок.

В 1890 году 18-летней выпускнице Императорского театрального училища Матильде Кшесинской была оказана высокая честь - на дипломном спектакле присутствовал сам император Александр III с семейством.

Балерина Матильда Кшесинская. 1896 год. Фото: РИА Новости

«Этот экзамен решил мою судьбу», - напишет Кшесинская в мемуарах.

После спектакля монарх со свитой появились в репетиционном зале, где Александр III осыпал Матильду комплиментами. А затем юной балерине на праздничном ужине император указал место рядом с наследником престола - Николаем.

Александр III, в отличие от других представителей императорской фамилии, в том числе от своего батюшки, жившего на две семьи, считается верным мужем. Хождению «налево» император предпочитал другое развлечение русских мужчин - потребление «беленькой» в компании приятелей.

Однако ничего зазорного в том, что молодой человек до вступления в брак познает азы любви, Александр не видел. Для того и толкнул своего флегматичного 22-летнего сына в объятия 18-летней красавицы польских кровей.

«Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения», - писала о том вечере Кшесинская.

Пассия «гусара Волкова»

Их роман не был бурным. Матильда мечтала о встрече, но наследник, занятый государственными делами, времени на свидания не имел.

В январе 1892 года к Матильде в дом прибыл некий «гусар Волков». Удивленная девушка подошла к дверям, а навстречу ей шел… Николай. Ту ночь они впервые провели вместе.

Визиты «гусара Волкова» стали регулярными, и о них знал весь Петербург. Дошло до того, что однажды ночью к влюбленной парочке вломился петербургский градоначальник, которому поступил строгий приказ доставить наследника к отцу по срочному делу.

У этих отношений не было будущего. Николай хорошо знал правила игры: перед обручением в 1894 году с принцессой Алисой Гессенской , будущей Александрой Федоровной, он расстался с Матильдой.

В мемуарах Кшесинская пишет, что была безутешна. Верить ей или нет, личное дело каждого. Роман с наследником престола дал ей такое покровительство, которого быть не могло у ее соперниц по сцене.

Надо отдать должное, получая лучшие партии, она доказывала, что заслуживает их. Став примой-балериной, она продолжала совершенствоваться, брала частные уроки у знаменитого итальянского балетмейстера Энрико Чеккетти.

32 фуэте подряд, которые сегодня считаются фирменным знаком русского балета, Матильда Кшесинская стала выполнять первой из русских танцовщиц, переняв этот трюк у итальянок.

Солистка Императорского Мариинского театра Матильда Кшесинская в балете «Дочь фараона», 1900 г. Фото: РИА Новости

Великокняжеский любовный треугольник

Ее сердце недолго было свободным. Новым избранником снова стал представитель дома Романовых, великий князь Сергей Михайлович , внук Николая I и двоюродный дядя Николая II. Неженатый Сергей Михайлович, прослывший человеком замкнутым, испытывал к Матильде невероятную привязанность. Он опекал ее многие годы, благодаря чему ее карьера в театре была совершенно безоблачной.

Чувства Сергея Михайловича проходили жестокие испытания. В 1901 году за Кшенсинской стал ухаживать великий князь Владимир Александрович, дядя Николая II. Но это был лишь эпизод перед появлением настоящего соперника. Соперником стал его сын - Великий князь Андрей Владимирович , двоюродный брат Николая II. Он был на десять лет младше своего родственника и на семь лет младше Матильды.

«Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», - пишет Кшесинская.

Мужчины рода Романовых летели к Матильде, словно бабочки на огонь. Почему? Теперь уже никто из них не объяснит. А балерина искусно ими манипулировала - завязав отношения с Андреем, она так и не рассталась с Сергеем.

Отправившись осенью 1901 года в путешествие, в Париже Матильда почувствовала себя плохо, а когда обратилась к врачу, то узнала, что в «положении». Но вот чей это ребенок, она не знала. Причем оба любовника готовы были признать ребенка своим.

Сын родился 18 июня 1902 года. Матильда хотела назвать его Николаем, но не рискнула - такой шаг был бы нарушением правил, которые они когда-то установили с теперь уже императором Николаем II. В итоге мальчика назвали Владимиром, в честь отца великого князя Андрея Владимировича.

У сына Матильды Кшесинской получится интересная биография - до революции он будет «Сергеевичем», потому что его признает «старший любовник», а в эмиграции станет «Андреевичем», потому что «младший любовник» женится на матери и признает его своим сыном.

Матильда Кшесинская, Великий князь Андрей Владимирович и их сын Владимир. Около 1906 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Хозяйка русского балета

В театре Матильду откровенно побаивались. Уйдя в 1904 году из труппы, она продолжала разовые выступления, получая умопомрачительные гонорары. За ней и только за ней были закреплены все партии, которые нравились ей самой. Пойти наперекор Кшесинской в начале XX века в русском балете означало закончить карьеру и испортить себе жизнь.

Директор Императорских театров, князь Сергей Михайлович Волконский , однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней Волконский подал в отставку, так ему его неправоту разъяснил сам император Николай II.

Новый директор Императорских театров Владимир Теляковский с Матильдой не спорил от слова «совсем».

«Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит М. Кшесинской, и как из пятидесяти представлений сорок принадлежат балетоманам, так и в репертуаре - из всех балетов более половины лучших принадлежат балерине Кшесинской, - писал Теляковский в воспоминаниях. - Она считала их своею собственностью и могла дать или не дать их танцевать другим. Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди , приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались - телефоны, разговоры, телеграммы. Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить».

Матильда Кшесинская с сыном Владимиром, 1916 г. Фото: Commons.wikimedia.org

Отстреленный нос

В 1906 году Кшесинская стала владелицей роскошного особняка в Петербурге, где все, от начала до конца, было сделано по ее собственным идеям. В особняке был винный погреб для навещающих балерину мужчин, во дворе хозяйку ждали конные экипажи и автомобили. Был даже коровник, поскольку балерина обожала парное молоко.

Откуда взялось все это великолепие? Современники говорили, что даже космических гонораров Матильды не хватило бы на всю эту роскошь. Утверждали, что великий князь Сергей Михайлович, член Совета государственной обороны, «отщипывал» для своей ненаглядной понемногу из военного бюджета страны.

Кшесинская имела все, о чем мечтала, и, как многие женщины в ее положении, заскучала.

Результатом скуки стал роман 44-летней балерины с новым партнером по сцене Петром Владимировым , который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, готовый делить любовницу с равным, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

Но, удивительное дело, великий князь и на этот раз простил ветреную возлюбленную.

Сказке конец

Сказка закончилась в 1917 году. С падением империи рухнула и прежняя жизнь Кшесинской. Она еще пыталась отсудить у большевиков особняк, с балкона которого выступал Ленин. Понимание, насколько все серьезно, пришло позже.

Вместе с сыном Кшесинская скиталась по югу России, где власть менялась, словно в калейдоскопе. Великий князь Андрей Владимирович попал в руки большевиков в Пятигорске, но те, так и не определившись, в чем он виноват, отпустили его на все четыре стороны. Сын Владимир переболел испанкой, выкосившей в Европе миллионы людей. Чудом избежав сыпного тифа, в феврале 1920 года Матильда Кшесинская на пароходе «Семирамида» навсегда покинула Россию.

К этому времени двоих ее возлюбленных из рода Романовых уже не было в живых. Жизнь Николая прервалась в доме Ипатьева, Сергея застрелили в Алапаевске. Когда его тело подняли из шахты, куда оно было сброшено, в руке великого князя нашли маленький золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской и надписью «Маля».

Юнкера в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской после переезда из него Центрального Комитета и Петроградского Комитета РСДРП(б). 6 июня 1917 года. Фото: РИА Новости

Светлейшая княгиня на приеме у Мюллера

В 1921 году в Каннах 49-летняя Матильда Кшесинская впервые в жизни стала законной женой. Великий князь Андрей Владимирович, несмотря на косые взгляды родственников, оформил брак и усыновил ребенка, которого всегда считал своим.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла свою балетную школу. Этот шаг был скорее вынужденным - прежняя безбедная жизнь осталась позади, нужно было зарабатывать на хлеб. Великий князь Кирилл Владимирович , объявивший себя в 1924 году главой дома Романовых в эмиграции, в 1926 году присвоил Кшесинской и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а в 1935 году титул стал звучать как «светлейшие князья Романовские-Красинские».

В годы Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Матильды был арестован гестапо. По легенде, балерина, чтобы добиться освобождения, добилась личной аудиенции у шефа гестапо Мюллера . Сама Кшесинская этого никогда не подтверждала. Владимир провел в концлагере 144 дня, в отличие от многих других эмигрантов сотрудничать с немцами отказался, и все-таки был выпущен на свободу.

В роду Кшесинских было много долгожителей. Дед Матильды прожил 106 лет, сестра Юлия умерла в возрасте 103 лет, а сама «Кшесинская 2-я» ушла из жизни всего за несколько месяцев до 100-летия.

Здание музея Октябрьской революции - также известен как особняк Матильды Кшесинской. 1972 г. Архитектор А. Гоген, Р. Мельцер. Фото: РИА Новости / Б.Манушин

«Я плакала от счастья»

В 1950-х годах она написала мемуары о своей жизни, которые впервые были изданы на французском языке в 1960 году.

«В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…», - писала Матильда. Наверное, главной ее любовью на всю жизнь так и остался балет.

Местом упокоения Матильды Феликсовны Кшесинской стало кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Она похоронена вместе с мужем, которого пережила на 15 лет, и сыном, который ушел из жизни спустя три года после матери.

Надпись на памятнике гласит: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Отнять у Матильды Кшесинской прожитую жизнь не сможет никто, как никто не сможет переделать историю последних десятилетий Российской империи по своему вкусу, превращая живых людей в бесплотных существ. А те, кто пытается заниматься этим, не знают и десятой доли тех красок жизни, которые познала маленькая Матильда.

Могила балерины Матильды Кшесинской и Великого князя Андрея Владимировича Романова на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в городе Сент-Женевьев-де-Буа парижского региона. Фото: РИА Новости / Валерий Мельников

  • балерина родилась 31 августа 1872 года в Санкт-Петербурге. Изначально фамилия ее семьи звучала как «Кржезинские», но потом она изменилась и стала «Кшесинские» для более простого произношения;
  • в возрасте восьми лет Матильда поступила в театральное училище, где уже числилась ее старшая сестра Юлия. Через 10 лет харизматичная девушка с отличием окончила свое обучение;
  • день экзамена оказался судьбоносным для Матильды, так как в комиссии сидел император Александр III со своим сыном Николаем. Юная балерина блестяще проявила себя. Во время прощания император сказал ей: «Будь гордостью нашего балета». Позже в своем дневнике девушка писала: «В тот момент я пообещала себе, что оправдаю ожидания».

Родители Матильды являлись танцорами балетной труппы Мариинского театра. Отец Феликс Кшесинский был балеруном, который в середине 19-го века прибыл в Санкт-Петербург из Варшавы. Мать Юлия Деминская являлась солисткой кордебалета. На момент их знакомства женщина была вдовой и в одиночку воспитывала пятерых детей.

Стоит отметить, что дед Матильды – Ян – был виртуозным скрипачом, обладал завораживающим голосом и являлся солистом в Варшавской опере. Он пользовался расположением польского короля, который называл его не иначе, как «мой соловушка».

Карьера балерины

Сразу после обучения Матильду пригласили в основную труппу Мариинского театра. Первые роли и выступления балерины:

  1. Одиллия в «Лебедином озере».
  2. Фея в «Щелкунчике».
  3. Никия в «Баядерке».
  4. Пахита в одноименном балете.

После того, как Карлота Брианца уехала в Италию, главная роль в «Спящей красавице» досталась Матильде. Через шесть лет работы девушка была удостоена звания «Прима-балерина императорских театров».

Матильда быстро обзавелась связями при дворе. Специально ради нее было поставлено несколько балетов, к примеру, «Пробуждение флоры». Несмотря на свой высокий авторитет в театре, девушка постоянно совершенствовала технику и даже брала индивидуальные уроки у прославленного педагога Энрико Чеккети.

В 1904 году Кшесинская уволилась из Мариинского театра и стала выступать на контрактной основе. Михаил Фокин, основатель современного классического балета, часто приглашал ее в свои спектакли:

  1. «Эвника» (1907 год).
  2. «Бабочки» (1912 год).
  3. «Эрос» (1915 год год).

Уникальный стиль Матильды Кшесинской гармонично сочетал в себе русскую и итальянскую балетные техники. С ее именем до сих пор ассоциируется расцвет российского балета.

Матильда и Николай II

  • с 1892 по 1984 год Матильда являлась возлюбленной цесаревича Николая Александровича (в будущем Николай II). После знакомства он часто посещал выступления балерины и их отношения быстро набирали обороты, хотя все понимали, что счастливого финала не будет. Кшесинской был подарен особняк на набережной, где устраивались романтические встречи;
  • отношения с Николаем закончились сразу после его помолвки с внучкой королевы Виктории – Алисой Дармштадтской. Матильда сильно переживала разрыв, но продолжала поддерживать возлюбленного, так как осознавала, что венценосная особа не может взять в жены танцовщицу;
  • перед женитьбой Николай поручил опекать Кшесинскую своему двоюродному брату, князю Сергею Михайловичу. В течение нескольких последующих лет он был верным другом балерины. Однако у Николая, на тот момент уже императора, все же остались чувства к Матильде. Он следил за развитием ее карьеры и оказывал всяческую протекцию.

Матильда и князь Андрей Владимирович

Во время собственного бенефиса Кшесинская познакомилась с еще одним кузеном Николая II – князем Андреем Владимировичем. Согласно легенде, молодой человек залюбовался балериной и нечаянно опрокинул на ее роскошный наряд бокал вина. Однако Матильда нисколько не расстроилась, а напротив, увидела в этом счастливое предзнаменование. С того момента и начались их отношения. В 1902 году Матильда родила сына Владимира. Роды были сложными, и балерину едва удалось спасти.

В январе 1921 года в Каннах Матильда вступила в морганатический брак (то есть брак между людьми неравного положения) с великим князем Андреем Владимировичем. Спустя четыре года после этого женщина приняла православие и взяла имя Мария.

В эмиграции

В феврале 1917 года Матильда лишилась особняка и дачи. Вместе с сыном женщина вынуждена была скитаться по чужим домам. Спустя несколько месяцев Матильда навсегда покинула Петроград и отправилась в Кисловодск, однако и до этого города вскоре дошла «волна большевизма». Тогда Матильда вместе с сыном Владимиром бежала в Новороссийск, а оттуда отплыла во Францию. В 1930 году балерина открыла собственную балетную школу в Париже.

Смерть

Генетически Матильда Кшесинская была запрограммирована на долгие годы жизни – ее дед, знаменитый оперный певец Ян, дожил до 106 лет и умер не своей смертью (от угара). Вот и прославленная балерина прожила 99 лет. Скончалась Матильда в 1971 году. Ее похоронили на русском кладбище во Франции вместе с супругом.

Фильмы и книги

Яркая биография Матильды Кшесинской неоднократно освещалась в искусстве. К примеру, в произведении «Коронация» Бориса Акунина есть интересный персонаж – Изабелла Снежневская, прототипом которой является Кшесинская. А вот в кинокартине «Матильда» легендарная балерина предстает в качестве ключевого персонажа. Сюжет строится на отношениях Матильды с цесаревичем Николаем Александровичем.

Наталья Поклонская, бывший прокурор Крыма и депутат, высказалась резко отрицательно о фильме и потребовала запретить его показ в кинотеатрах. По ее мнению, тот факт, что православного святого, императора Николая II, играет немецкий порноактер, оскорбляет чувства верующих. Также депутат недовольна тем, что все два часа фильма посвящены вожделению и любовным похождениям. Известно, что петиция с просьбой запретить показ фильма набрала более 25 тысяч подписей.

Что вы думаете о Матильде Кшесинской? Ответы пишите ниже.