Методическая разработка на тему: "Традиционная казачья культура". Презентация " традиционная культура кубанского казачества"

Классный час на тему «У истоков казачества» Цели: расширить знания учащихся об истории, быте, традициях казаков, развивать память, мышление, коммуникативные компетенции, умение обобщать и систематизировать, воспитывать интерес к прошлому своих предков, гордость за свой народ. Оформление : казачья светёлка (икона, полотенце на иконе, лампада, пряха, тканый половик) Ход классного часа
Казачья песня – Россия (донская протяжная)

Учащийся 1 Испокон веков казачий род ведётся, С этим спорить, братцы, нам нельзя. Лава* по степи стрелой несётся, Словно молния, по воздуху летя.

Учащийся 2 Казаки работы не боятся, Научились храбро воевать. От души поют и веселятся, Зажигательно умеют танцевать.

Учащийся 3 Верные Отечеству и Дону, Славные, достойные сыны. Не дождался враг от них поклона, Не были никем покорены.

Учитель: Ребята, сегодня, мы продолжаем разговор о казаках – людях мужественных, верных своему Отечеству. Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «казак»?

Учитель: Совершенно верно. «Казак» в переводе с тюркского означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». (проецирование на доске) Очень интересна история казачества. Думаю, вы убедились в этом, готовясь к классному часу. Давайте вместе полистаем странички истории казачества. Попробуем выяснить, где и когда зародилось казачество.

Учитель: Ребята, молодцы! Давайте подытожим ваши ответы.

Итак, как вы сказали, по одной из версий, зародилось казачество во времена монголо-татарского ига. «Казаками» монголы называли лёгкую конницу. Во времена монголо- татарского ига эта конница состояла из людей, поставляемых Русским княжеством в качестве дани монголам. Монголы терпимо относились к вере и традициям людей из Русского княжества. После того, как монголо-татарское иго рухнуло, оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию. Казаки оказались в полной независимости и от былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства. В дальнейшем, к казакам начали примыкать беглые крестьяне. Сами казаки всегда считали себя отдельным народом. Массовое распространение термин «казак» получил в XV веке. В это время, возникают казачьи общины на южных и юго-восточных окраинах русского государства. (проецирование основных пунктов истории казачества на доске)

Учитель: Ребята, думаю, каждому из вас было интересно узнать, где жили казаки. Что представляла из себя казацкая изба, которая, кстати, называлась «курень». Скажите, как же выглядел дом казака?

Учитель: Совершенно верно. Казачья изба выглядела красиво, часто была украшена резными наличниками. (проецирование на доске)

Как же выглядела казачья изба изнутри?

Учитель: Действительно, изнутри казачьи избы в большинстве своём были обиты деревянной доской, красноватого цвета. (проецирование на доске) Ребята, в нашем классе представлены некоторые элементы внутренней обстановки казачьей избы. (Учитель указывает на светелку) Скажите, какие же предметы можно было увидеть в казачьих избах? ( Один из учащихся рассказывает о светёлке, показывая на предметы).

Учитель: Ребята, что же занимало центральное место в избе казаков? Верно, икона. Кого из святых казаки почитали больше всего?

Учитель: Вы правы, ребята. Иконы с изображениями Божьей Матери считались покровительницами казачьих войск. Какой веры придерживались казаки? Ходили ли они в храмы?

Учитель: Совершенно верно. Большинство казаков всегда исповедовали православную веру. Она являлась духовным стержнем этого народа. Казаки старались часто посещать храмы. Более того, за честь считалось построить церковь или храм в казачьей «станице». (проецирование храмов на доске) В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества.

Ребята, о каких традициях казаков вы узнали в ходе самостоятельной работы?(рассказы детей)

Учитель: Ребята, молодцы! Хорошо справились с заданием! Позвольте мне обобщить всё сказанное вами.

    Казаки с давних пор работали на земле. Земля для казака символ Родины, самое дорогое, что у него было.

    Казаки жили общинами.

    Все решения казаки принимали сообща.

    казаки уделяли большое внимание воспитанию детей.

    Отличал казака костюм (проецирование на доске) .

    Любили казаки петь и танцевать.

Ребята, думаю сегодня вы узнали много нового и интересного про историю, быт и традиции казачества. Давайте с вами подведём итоги нашей беседы.

    Кто же такие казаки?

    Какую веру исповедовало казачество?

    Что ценили казаки больше всего?

    Что являлось для них символом Родины?

Собственно говоря, свою землю, традиции и обычаи всегда и отстаивало казачество.

Ребята, спасибо вам хорошие ответы. В дальнейшем, мы продолжим изучение истории и быта казачества. Думаю, вы найдёте для себя ещё много интересного.

Классный час на тему

«У истоков казачества»

Подготовила А. И Черновол,

учитель начальных классов

МОУ СОШ №2 г. Миллерово

2013г.

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Духовная культура казаков и ее возрождение
(фольклор)

Мальцева Людмила Валентиновна – доктор педагогических наук, профессор, доцент кафедры Декоративно-прикладного искусства и дизайна Художественно-графического факультета Кубанского государственного университета. (КубГУ, г.Краснодар)

Аннотация: В статье поднимается вопрос о возрождении и сохранении культурного наследия кубанских казаков как фольклор. Мы должны сохранить, и передать будущим поколениям всё многовековое культурное и духовное наследие нашего народа. Культуру казаков невозможно представить без фольклора.

Ключевые слова: Культура, традиции, фольклор, духовность, кубанский казачий хор, эстетическая культура.

В последние годы на Кубани возрастает интерес к многовековому наследию казаков к фольклорному искусству. На сегодняшний день актуальной задачей является изучение, сохранение и восстановление это вида искусства. Возрождение культуры, традиции, обычаев и национального самобытности кубанских казаков возможно только при изучении исторического процесса становления и развития народного искусства. В процессе познания и изучения фольклора погружаешься в национальную культуру казаков, познаешь историю через традиции, обычаи. Важной составной частью традиционной духовной культуры народа является фольклор. В его различных видах и жанрах нашли отражение общественное сознание, исторические события, трудовые и семейные отношения. Вместе с тем фольклор и сам составляет сферу традиционного народного быта.

Формируя эстетическую культуру на традициях, обычаях необходимо вспомнить фольклор. Фольклор является действительным средством воспитания национального характера мышления, нравственности, патриотизма, эстетического самосознания. Чтобы почувствовать колорит кубанской души нужно послушать кубанский казачий хор. Кубанский казачий хор – один всемирно известных брендов русской народной культуры и едва ли не старейший коллектив России. Он возник в 1811 году из казаков российского юга – вольных поселенцев вдоль реки под названием Кубань. Землепашцы и воины, они защищали южную границу Российской империи.

На сегодняшний день художественный руководитель кубанского казачьего хора является, Виктор Захарченко он говорит: «Кубанский казачий хор изначально был образован как хор церковных певчих в Кубанском казачьем войске. Поэтому этих казаков называли и называют в России православными рыцарями, защитниками Отечества и веры. Это чрезвычайно важно».

Кубанский казачий хор – это не только певческий ансамбль. Это и большая танцевальная группа, и народный оркестр, что позволяет коллективу создавать интереснейшие концертные программы.

Рисунок 1. Солисты Кубанского казачьего хора.

Рисунок 2. Руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко.

Рисунок 3. Выступление Кубанского казачьего хора.

Они особенно привлекательны тем, что представляют культурные традиции разных российских регионов, ведь казаки жили и на Урале, и на Северном Кавказе, и в центре России. По мнению главы Российского фонда культуры, известного российского режиссера Никиты Михалкова, «Кубанский казачий хор – это величайшее достояние, неотъемлемая часть быта и культуры России». Наиболее развитым и функционально разнообразным на Кубани является песенный жанр.

Среди казачьего населения были популярны исторические, военно-бытовые, строевые песни. Военно-бытовые песни, чаще протяжного характера, повествовали о походах и разлуке с семьей, о верном спутнике казака – его коне. В качестве строевых песен часто использовались исторические, военно-бытовые, а также шуточные и плясовые песни. Многочисленными были песни бытовые. Тематика их была чрезвычайно разнообразна.

Рисунок 4. Станица Атамань выступление казаков.

Рисунок 5. Станица Атамань выступление казаков.

Рисунок 6. Станица Атамань выступление казаков.

Танцевальное народное искусство по сравнению с песенно-музыкальным фольклором занимало более скромное место в жизни станичников. Здесь преобладали: хороводы, игровые и плясовые песни. Самостоятельных же танцев имелось не очень много, и набор их почти во всех станицах был один. Чаще всего танцевали «Казачок», «Гопак», «Русскую», «Метелицу», различного вида польки . Разнообразие фольклора, уровень организации и активности участников служат показателем, как степени сохранности культурных традиций, так и характера социальных отношений.

Рисунок 7. Гуляние в Атамань.

Рисунок 8. Гуляние в Атамань.

Рисунок 9. Гуляние в Атамань.

Из прозаических и малых жанров фольклора наиболее распространение на Кубани имели пословицы, поговорки и былички о ведьмах, нечистой силе, загадки, заговоры. Пословицами и поговорками была насыщена бытовая речь («Не разорит еда, а разорит беда», «То не козак, шо поборов, а той, шо вывырнувся»), использовались они и в торжественных случаях .

Познание фольклора как ценного ядра национальной культуры прививает уважение к людям, признательность предкам, вызывает потребность идентифицировать себя с ними, беречь и приумножать ценностей своей культуры. Фольклор обладает огромным потенциалом преемственности и возможностями воздействия на воспитание патриотических чувств. Народные традиции, народное творчество, культура развивались и передавались из поколения в поколение, что, безусловно, свидетельствует об их значимости в современном обществе. Это продукт многовекового опыта большого количества мастеров разных поколений и в нем наглядно воплощены основные принципы художественного творчества.

Список литературы:

1. Государственный архив Краснодарского края (ГААК). Ф. 670, оп. 1, д. 4, л. 30.
2. Кубанские областные ведомости (КОВ). 1896. 4 сентября
3. Манукало А.Н. История Кубани. Краснодар, 2004. – 210 с.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура и быт казачества Подготовила: Елисеева М.А. Учитель русского языка и литературы МБОУ школы №27 Красноглинского района

Законы казачества Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Чрезвычайно строго в казачьей среде соблюдались традиции, обычаи, поверья, нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы. Уважительное отношение к старшим. Безмерное почитание гостя. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

Казаки и родители, отношение к старшим Родители были настолько почитаемыми, что без их благословения нельзя было начинать никакую работу. Не почитать отца или мать считалось великим грехом. На «Вы» обращались ко всем старшим. В присутствии старшего не разрешалось курить, непристойно ругаться, вступать без разрешения в разговор.

Для казака его гости, это еще одна «святыня»! Гость считался божьим посланцем. Гостю за столом отводилось самое почетное место. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия.

Отношение к женщине Казаки с особым почтением относились к женщинам – матери, сестре, жене. В семье казака отношения строились на библейских заповедях, которые велели жене беспрекословно слушаться мужа и подчиняться ему. Женщина не должна была вмешиваться в мужские дела, а мужчина в женские Обязанности по дому четко разграничивались, и было позором, если женщина выполняла мужскую работу, а мужчина женскую. Это было недопустимо. . Если того требовали обстоятельства, казак заступался за любую женщину, кем бы она ему не была и относился к ней с почтением, поскольку женщина была будущим казачьего народа.

Казак – это человек особого склада характера. Типичные черты казака: Мужество и отвага были главными составляющими настоящего казака. Так же типичными чертами характера являлись доброта и честность. настоящий казак всегда должен быть предельно собран, досконально подтянут и идеально опрятен. Он должен иметь хорошую осанку, статную фигуру и бравую выправку, достойную настоящего воина. Каждый казак умел абсолютно все: понимать язык птиц и животных, подражать им, искусно маскируя себя от глаз врага; затаивать дыхание и подолгу недвижимо сидеть под водой; проплывать километры на спине, дыша через соломинку; плести силки и сети; изготовлять нехитрую посуду и чинить одежду.

Одежда казака К своей одеже казак относился с уважением, как ко второй коже, поэтому никогда не носил чужой одежды, тем более с убитых, без особого обряда очищения. Самая колоритная часть наряда казака – это шаровары. Их изготавливали из различных видов ткани для разных званий и времен года. Синие штаны носили в будние дни. Для похода же в церковь или на праздник предназначались только алые. Дальше бешмет и русская рубаха – первую носили навыпуск, вторую заправляли в шаровары.

В 20-е годы 19 века пришла и осталась навсегда черкеска – длинный приталенный кафтан из тонкого сукна застегивающийся на крючки от груди до середины длины, с широкими рукавами. На груди черкески нашиваются газырницы,бывшие местом хранения патронов, ныне просто украшение. Папаха или казачья фуражка не просто головной убор. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины". Вернувшись с войны живым, казак бросал папаху в волны родовой реки, шапками голосовали на казачьих сходах, в них зашивали иконы и написанные от руки молитвы, за отворот клали ценные бумаги, приказы.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества города Белово»

Традиционная казачья культура

(мастер класс)

Исполнитель:

Василькова Лилия Александровна,

педагог дополнительного образования,

МОБУ ДОД ЦДТ города Белово

Белово 2012

Введение 3

1 Традиционная народная казачья культура 6

2 Легенды, сказания, былины казаков 9

3 Песенные и плясовые традиции казачества 12

4 План – конспект мастер – класса 13

Заключение 20

Список литературы 21

Введение

Культура есть почитание света.

Культура есть любовь к человечеству.

Культура есть сочетание жизни и красоты.

Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.

Культура есть орудие света…спасение…двигатель…сердце.

Н.К. Рерих

История казачества неразрывно связана со служением России. Казаки всегда были государственными людьми, воинами, тружениками, самоотверженно защищающими интересы Отечества, родную землю, веру предков. Многие столетия Россия укреплялась казачьей верой, доблестью и славой, воинским и трудовым служением .

Впервые слово казак становится известным у половцев, народов тюркского происхождения, с XI века. На языке половцев «казак» означало «стража, передового, ночного и дневного». (запись термина)

Вовлечение казачества как военной силы в политическую борьбу между большевиками и их противниками привело к гибели десятков тысяч казаков в 1917-1920 гг. Трагический исход для многих из них был предопределен как красным террором со стороны советской власти, так и использованием их белоказачьим генералитетом. Недоверие казачества к новой власти и борьба против нее были вызваны во многом непоследовательностью политики большевиков, стремлением превратить казака в простого крестьянина. Последующие годы были самыми страшными в истории казачьего войска. После Гражданской войны начинается раскулачивание, расказачивание и репрессии. Происходит разрушение традиций, уклада хозяйственной жизни и быта казачества. Казачество, как особая сословная и военная сила государства перестало существовать.

С 1989 года начали создаваться общественные организации, целью которых провозглашалось возрождение казачества. Союзы казаков, историко-культурные общества казаков выдвигали главными требованиями реабилитацию казачества, возрождение традиционной системы землепользования и хозяйствования, самоуправления и др. Для многих обществ, организаций казаков характерно стремление воссоздать структуру казачьего войска и органов власти. Иерархию военных чинов, наградную систему знаки отличия и др.

Казачество традиционно было одним из столпов российской державности. Сегодня оно возрождается, формируется как социальное движение, вновь доказывает свою способность решать важные для страны задачи.

Казаки – значительная, хорошо организованная этносоциальная общность. В традициях, идеологии, образе жизни казачества совмещаются важнейшие национальные приоритеты: производительная продуктивная экономическая деятельность, основанная на личном и коллективном качественном производительном труде; защита Отечества и правопорядка; активное и ответственное гражданское поведение; сохранение и воспроизводство духовного и культурного наследия; общественное самоуправление; укрепление традиционной семьи. Эти качества общественной жизни, присущие казачьей семье и общине, в современных условиях могли бы стать значимыми моделями социального поведения, успешной и свободной деятельности, конструктивного жизнеустроения для всего общества.

Казак – свободный человек, ответственный гражданин, умелый хозяйственник, бесстрашный воин. Его культурно-исторический генотип содержит личностные качества, которые должны стать преобладающими в российском обществе. Именно такие качества гражданина способны обеспечить устойчивое и эффективное развитие России в современных условиях.

Культура казачества – это культура пограничья. Многие века казаки расширяли и охраняли границы России. Современная модернизация, в философском смысле – это расширение пределов национальной жизни, освоение новых социально значимых пространств духовной, культурной, гражданской, социально-экономической деятельности. Традиционная культура пограничья сформировала у казаков способность жить, трудиться, сохранять себя и Россию в условиях враждебного окружения. Сегодня основная опасность для страны – это коррупция, безответственность, гражданская апатия, потребительство как образ жизни, эгоизм, аморальность. Россия внутри себя разделена. Эти негативные, неправовые, несправедливые границы необходимо снимать и в процессе модернизации создавать свободное, нравственное, духовно консолидированное, экономически эффективное общество с наилучшими условиями для жизни, творчества, развития человека.

Возродится казачество, умножится его былая сила – возродится и Россия!

Цель:

Воспитание духовно-нравственных качеств личности.

Задачи:

Привитие интереса обучающихся к историческому прошлому, обычаям и традициям казаков.

Воспитание любви к родному краю, бережному отношению к его прошлому.

Воспитание патриотизма у учащихся.

Традиционная народная казачья культура

Православие – духовная основа казачества.

Казаки всегда были верными слугами Богу и Отчеству. Так повелось издревле. Свои подвиги и само свое предназначение они рассматривали как ратное служение Христово. «От древних времен мы, войско запорожское, никакого иного намерения не имеем, токмо единаго тогожде единомыслия и стояния против неприятелей за сохранение церквей святых и за целость всего православного народа»,- так говорили запорожские казаки. В казачьей культуре Православие тесно переплеталось с воинскими традициями: бой воспринимался как священнодействие, а сами казаки рассматривали себя как воины Христовы на страже Земли Русской.

Казаки всегда отличались крепкой верой. Казак без веры не казак. Вера спасает, оживляет, творит. Сила казачества не в лампасах и не в чубе, а в казачьем духе, в казачьей психологии свободного человека, чувстве собственного достоинства, в безграничной любви к родному краю, России, бережном отношении к традициям предков, в трудолюбии, предприимчивости, умении защищать свои права. Современное возрождение казачества – самое убедительное доказательство того, что казачий дух, никогда не менявший своего верного отношения к Православию и Отечеству, воссоздает сегодня институты, формы, традиции казачьей жизни, возвращает к жизни и самих казаков. Верой возрождается казачество.

Базовые казачьи ценности

Современный казачий воспитательный идеал раскрывается в системе православно-ориентированных базовых казачьих ценностей, в полной мере учитывающих особенности казачьих культурных традиций и составляющих основное содержание воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах:

  • Патриотизм – любовь к России, к своему краю; служение России и казачеству; любовь к русскому языку, истории и культуре России, истории и культуре казачества; бережное сохранение и творческое развитие духовных, культурных, воинских, трудовых традиций казачества.
  • Православие – христианская вера, христианский идеал; любовь к Богу и любовь к человеку как важнейшие заповеди христианства; духовный мир и духовное развитие личности; православные ценности и традиции; христианское мировоззрение..
  • Казачья доблесть – служение Богу, Отечеству и казачеству, православная вера, казачье православное братство, долг, честь, достоинство, смелость, самоотверженность, честность, верное слово, воинское мастерство, трудолюбие, целеустремленность, духовные, культурные, воинские, трудовые традиции казачества, социальное служение, ответственность за настоящее и будущее своей страны.
  • Социальная солидарность – свобода личная и национальная; казачье православное братство; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, общественное благо, общенациональные интересы.
  • Гражданственность – свобода деятельности и организации во благо человека, народа, казачества, России; права и обязанности гражданина; диалог и социальное соработничество личности, общества и власти; закон и правопорядок; поликультурный мир.
  • Семья – основа жизни казака, казачьего и российского общества, скрепленная любовью и верностью, почитанием родителей, уважением к своему роду, заботой о старших и младших, заботой о продолжении рода, достатком, здоровьем духовным, социально-психологическим, физическим членов семьи.
  • Образование и наука - образование в течение всей жизни; научное знание; стремление к знанию и истине; научная картина мира; научный подход к решению практических задач.
  • Воинское служение, труд и творчество – воинская служба как священный долг казака; трудолюбие; непрерывное личностно-профессиональное развитие; самореализация казака в воинской службе, труде, творчестве, профессии.
  • Искусство – красота, гармония; духовный мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; добро; этическое, эстетическое развитие казака.
  • Природа – родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание, забота о природе.
  • Человечество – диалог национальных культур, сотрудничество народов, мир во всем мире; многообразие культур и народов; международное сотрудничество; прогресс человечества.

Культура казачества тесно связана с Православием, основана на христианских ценностях и включает воинские, трудовые, семейно-бытовые традиции, самобытное казачье народное искусство, православно-казачью ментальность, идеалы, обычаи и ритуалы казачьего образа жизни. Педагогический потенциал казачьей культуры, особо значимый в современных условиях, заключается в направленности на воспитание свободного человека с чувством собственного достоинства, в приоритете нравственных и моральных установок, доминанте патриотизма, гражданственности, служения, ориентации на традиционные семейные ценности. Культура казачества содержательно наполняет весь образовательный процесс в кадетских корпусах и классах. Она обеспечивает решение важнейшей задачи кадетского воспитания – формирование у обучающихся казачьей идентичности, казачьего самосознания, казачьего духа.

Один из ключевых компонентов казачьей культуры – традиционная казачья система воспитания, имеющая народные и православные корни, основанная на ценностях свободного развития личности, народовластия, Православия (в том числе участия в церковных Таинствах), служения Отечеству. Казачьей педагогике свойственна действенность – воспитание в деле, в военной службе и трудовой деятельности.

Легенды, сказания, былины казаков

Слово БЫЛИНЫ происходит от слова БЫЛЬ. Былины - это песни, в которых поется о том, что произошло в давнем времени. Былины, как мифы, не имеют авторов. Они создавались народом, исполнялись народными сказителями по памяти, как сохранилось от предков. Каждая былина, прежде чем попасть в книгу, была записана от какого-либо исполнителя. На Севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины - слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа.

В былинах много исторически достоверных примет. В них воспевается Киев-град, упоминается Чернигов, Муром, Галич и другие древнерусские города. В ряде былин события разворачиваются в древнем Новгороде. Былины настолько достоверен в деталях реальной жизни, что по их описаниям историки восстанавливают старинный облик зданий, судят о том, как жили наши предки. Однако нельзя думать, что в былинах все изображается так, как было в действительности. В былинах много вымысла, фантазии. В них мы встречаем много отголосков мифов, сказок. Былины - это поэтические художественные произведения. Они правдивы не в исторических фактах, но в народном понимании истории, народном представлении о долге, чести, справедливости.

Прежде всего, былины - это героические песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. Группа (цикл) былин, посвящённых событиям, связанным с Киевом, называется КИЕВСКИМИ. Другая группа былин - былины НОВГОРОДСКИЕ. В них изображена жизнь второго центра Древней Руси - Новгорода, герои этих былин - новгородцы. В них нет изображения вражеских нашествий, битв, они рисуют мирную жизнь. Это объясняется историческими условиями. Новгород был вольным городом, власть князя в нем была ограничена, многие вопросы общей жизни решались на новгородском вече. Находясь на выгодном торговом пути, Новгород вел большую торговлю со многими странами Европы. На его земли не нападали степные кочевники, его мало коснулось монголо-татарское нашествие.

Былины поэтически передают представления народа о событиях IX - XVII столетий.

Герой былины

Основное качество былинного героя - "богатырство". Это огромная, фантастическая сила. Внешне богатырь - обыкновенный человек, соразмерный окружающему человеческому миру, но он обладает сверхъестественной физической силой. Внешне богатыри явно проигрывают рядом с будущим соперником (Идолищем, Соловьём-разбойником), но именно "нормальный" человек-богатырь противостоит чудовищу, чужеземному богатырю, вражеским полчищам и побеждает их один или во главе небольшой богатырской дружины.

В основе своей богатырская сила составляет единство трех величин: возможностей самого богатыря, особенных качеств его коня и чудесных свойств оружия. Утрата коня приводит его хозяина на край гибели, и конь же чудесным образом спасает его, помогает излечится от ран, возвращает его к богатырским делам.

Добывание коня - важнейшее дело в богатырской жизни. Герой должен найти или вырастить единственного коня, ему предназначенного, в этом ему помогают другие герои, обладающие вещим знанием. Нераздельность богатыря и коня подчеркивается тем, что и богатырь должен соответствовать своему коню: особым образом ухаживать за ним, уметь укротить его, понимать его поведение. В былине "Первые подвиги Ильи Муромца" богатырю предстоит сдвинуть камень, чтобы найти предназначенного ему коня вместе с оружием, вышедший из-под камня конь спрашивает Илью, сможет ли он им владеть, и богатырь тут же показывает свое умение.

Возможности коня оказываются частью богатырской силы. Он проявляет свои фантастические способности, пока не отъединен от хозяина. Он участвует в уничтожении врага, но его принадлежность к богатырскому миру проявляется не только в его физической силе и умении воевать - он мудр и прозорлив, часто наделен речью и даром предвидения, предупреждает хозяина о предстоящих опасностях и возможной беде.

Оружие становится силой лишь в руках богатыря. В былинах оружие иногда обладает своей особой силой, но все-таки главным является подвиг богатыря. Это отличает сказочное оружие от былинного. Главное дело богатырь совершает сам.

В отличие от сказочного героя, истинная сущность которого долгое время оказывается скрытой под разными личинами, былинный герой рано заявляет о себе. Богатырское детство, отмеченное необыкновенно быстрым ростом младенца, проявлением физической мощи, богатырскими "шалостями", ранними мужскими занятиями (охота, война). К богатырским подвигам герой может приступить лишь по достижению известного возраста. Он совершает свой подвиг лишь в назначенный срок. Иногда богатырь владеет силой не с самого начала, но получает ее позже, как, например, Илья Муромец.

Песенные и плясовые традиции казачества.

Казачий фольклор издревле интересовал многих исследователей Донского края. Трудно сказать, к какому времени можно отнести его зарождение, но казачьи напевы и поэтические сказания появились на Дону еще в конце XI века.

Известный историк и исследователь казачьего фольклора А. П. Скорик утверждает, что «свои чувства казаки выражали в песенном фольклоре. Истоки донской казачьей песни уходят вглубь столетий. В песнях рассказывалось, прежде всего, о героях-донцах, прославивших себя и своих сподвижников на ратном поле. Казаки испокон веков со страстной любовью относились к главной своей реке - Дону, к щедрой природе родного края. Сколько песен сложено о Доне - казачьей реке? А как он уважительно величается:

Ой ты, батюшка наш,

Славный тихий Дон.

Дон - кормилец наш,

Дон Иванович!

Про тебя лежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая».

Не меньше поэтической почести посвящено казакам в военных действиях на Кавказе, в русско-турецкой войне, а также героям Дона – атаманам Краснощекову и Денисову, Платову и Орлова-Денисову, Ефремову и Бакланову; легендарным бунтарям донским Ермаку Тимофеевичу и Степану Разину. Например, в исторических заметках 1892 года А. Пивоваров приводит старинную казачью песню, редко встречающуюся позже в литературе, о побегах казаков из турецкого плена:

Водалече, воздалече, в чистом поле

Пролегала не дорога, тропа малая;

Шли по ней два невольничка молодые,

Увидали два невольничка молодой камыш,

Они просили камыш-траву ночлег себе:

«Прими ты нас, гостями себе,

Дозволь ты нам суконные онучи просушити,

Ременные бахилочки тут провялити!»

Легли тут добрые молодцы в камыш траву.

Со вечера камыш-травушка приутихла,

Со полуночи камыш-травушка зашумела,

На заре камыш-травушка речь заговорила:

«Вставайте вы, невольнички молодые,

За вами есть черкесская зла погоня,

Росланбек-Мурза с узденями недалеко!»

Встрепенулись добры молодцы, в ход пустились,

Перед балкою они Камышеной очутились;

Дошли вниз по ней молодцы до трясины,

Схоронились в ней молодцы со всем телом.

Росланбек злодей до балки той доезжает,

Не нашедши их, - за Кубань реку завертает.

План – конспект мастер – класса

  1. Вводное слово.
  2. Ознакомление с целью и задачами мастер-класса.
  3. Теоретическая часть мастер-класса.
  4. Практическая часть.
  5. Заключение, подведение итогов.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся с традиционной казачьей культурой. Узнаем, кто такие «казаки», как они жили, как воевали, какие песни пели, какие сказки рассказывали своим детям.

История казачества неразрывно связана со служением России. Казаки всегда были государственными людьми, воинами, тружениками, самоотверженно защищающими интересы Отечества, родную землю, веру предков. Многие столетия Россия укреплялась казачьей верой, доблестью и славой, воинским и трудовым служением.

Впервые слово казак становится известным у половцев, народов тюркского происхождения, с XI века. На языке половцев «казак» означало «стража, передового, ночного и дневного».

В семье казака маленького мальчика сызмальства воспитывали в казачьих традициях. Чтобы узнать, какой из мальца вырастет воин, в 1 год мальчика садили верхом на коня без всякого седла и смотрели, как он держится на коне. Если он крепко цеплялся за гриву коня ручонками, говорили старики: «Бравый казак будет!» Если же мальчик начинал плакать, испугавшись коня, казаки толковали: «Не воин!»

До семи лет мальчик в семье казака воспитывался на женской половине. По достижении семилетнего возраста казак брал свою постель и переходил на мужскую половину дома, и с этого момента ни мать, ни бабка, ни сёстры не имели права маленького казака, в знак наказания, даже шлёпнуть, он полностью находился в воспитании старших мужчин в доме.

Пока казачок рос, ему прививались различные навыки владения оружием, например: сначала с прутиком он «боролся» с бурьяном за огородом, затем крёстным отцом или дедом для казачонка выстругивалась деревянная шашечка, с которой он играл со своими сверстниками, овладевая приёмами владения шашкой. Одновременно с этим в руки мальчику давали и настоящую шашку, «ставили руку». Молодому казаку предлагалось на вытянутой руке держать шашку параллельно земле как можно дольше, упражнение на выносливость. Затем упражнение усложнялось: из кувшина тонкой струйкой на шашку лилась вода, мальчик должен был шашкой «разрубить» струйку воды так, чтобы не было брызг. Разумеется, что к 18-ти годам молодой казак овладевал всеми приёмами владения шашкой, и в 18 лет ему дарилась собственная шашка, с которой он не расставался уже ни когда. А в 21 год казак надевал погоны, а на шашку надевался темляк, что говорило о том, что казак достиг совершеннолетия и готов к воинской службе на благо Родины. И только по достижении 60 лет казак прошедший долгий жизненный путь, вышедший из боёв героем, снимал погоны, что говорило: «не воин»

Казаки владели оружием так же хорошо, как и японцы. Существует в казачьем быту такая притча: «Давным-давно, сошлись на поле брани два воина: казак и самурай. Бьются час, силы равны. Бьются два часа, опять силы равны. Ни кто не хочет уступать. Бьются весь день, силы на исходе. Оба изранены, кровью истекают, но ни один, ни другой не собираются друг другу уступать. И когда стало ясно, что силы равны, решили воины помириться и протянули друг другу руки. В знак примирения обменялись воины своим оружием: казак подарил самураю свою шашку, а японский воин казаку – японский меч – катану. И теперь эта историческая реликвия хранится в музее на Дону, а русская казачья шашка уехала в музей в Японию.

Казака отличает от простого мужика выправка, разудалый нрав, и, конечно же, знаменитые лампасы на шароварах. А вот откуда пошли эти лампасы рассказывает легенда. Однажды царь прислал казакам подарок – обоз с тканью: синей и красной. Синей ткани было много, а красной ткани – мало. И распорядился царь: «Красной тканью наградить самых лучших казаков!» Посовещались казаки и пишут царю ответ, что все казаки лучшие! Тогда царь снова присылает указ: «Наградить красной тканью самых геройских казаков!» И снова у казаков ответ о том, что все казаки – герои. И тогда царь издаёт такой мудрый указ о том, чтобы разделили казаки ткань поровну. И вышло так, что синей ткани досталось каждому много на шаровары, а красной ткани – мало, только по узенькой ленточке. И с этих пор шаровары у казаков имеют лампасы. Вот такая красивая легенда…

Говоря о легендах, нельзя не вспомнить и о казачьих сказках. Хочется рассказать вам одну сказку, записанную со слов казака, собирателя казачьего фольклора, почетного гражданина своего города Мариинска, лауреата премии «Душа России» Ю.М. Михайлова. Сказка эта о добре, о том, как малое добро может вернуться большим, значительным добром. Итак, «Сказка про муравья».

Идёт казак по степи и вдруг слышит, кто-то плачет. Посмотрел казак по сторонам: нет ни кого, присмотрелся повнимательнее, видит, сидит муравей на краю лужицы и плачет.

О чем плачешь, муравей?- спрашивает казак,

Да вот, разлилось море широкое передо мной, никак до дому не добраться!

– Да разве это горе? – спрашивает казак, - я тебе сейчас помогу.

Взял казак соломинку и перекинул через лужицу. Перебрался муравей по соломинке через лужицу и говорит: «Вот спасибо, казак, спас ты меня! Теперь я смогу до своего дома добраться!»

Да что тут особенного, отвечает казак, - подумаешь, соломинку перекинул! « Для кого соломинка, а для кого и жизнь! - отвечает муравей, - может и я тебе пригожусь».

Идёт казак дальше. Вдруг повстречались казаку на пути абреки, схватили казака, скрутили, связали и повели в плен. Сидит казак в темнице, печалится. Вдруг слышит голосок: «Что, казак, опечалился?» - спрашивает муравей. «Да вот, видно пришла моя погибель, не выбраться мне из темницы» - отвечает казак.

–Не печалься, казак, - говорит муравей, - сейчас я тебе помогу!

Перебрался муравей казаку за спину, перегрыз верёвки и освободил казака. Пошёл казак дальше. Вдруг видит, снова абреки настигают его. Схватили и на расстрел повели. Привели на крутой берег реки и готовятся к расстрелу. Стоит казак и кручинится, а муравей в это время взобрался абреку на голову и во время выстрела взял и ужалил абрека в глаз! Абрек промахнулся, а казак в это время спрыгнул с крутого берега в воду и переплыл реку. Шёл, шёл казак по степи, долго шёл, есть нечего и пить нечего, кончились у казака силы. Лёг он на землю и думает: «Ну, вот и кончилась моя жизнь бесславно, видно здесь и помру» Вдруг слышит казак тоненький голосок: «Не печалься, казак, я тебе помогу!» Это муравей собрал своих друзей-сородичей, муравьёв, и они собрали с поля казаку зернышки ржаные и принесли казаку. Набралась целая горсточка ржаных зёрнышек. Казак перетёр зёрнышки в ладонях, слепил лепёшечку и съел. Вернулись к казаку силы, и добрался, наконец, казак до своего казачьего отряда. Там его обогрели, накормили, и подумал казак, что рано он собрался помирать. Отдыхает казак и вдруг слышит опять голосок:

Ну что, казак, пригодился я тебе?- спрашивает муравей.

Да, - отвечает казак, - очень помог! Спасибо тебе, муравей!

Да, что особенного. Зёрнышки собрали и принесли…

Да, - говорит казак, - для кого зёрнышко, а для кого и жизнь!

Вот такая сказка о добре: сделаешь малое добро, а вернётся обратно большим добром!

Ещё со времён запорожских казаков бытовало такое мнение о казаках, что казаки только поют, да пляшут. А не знали люди, что именно песни казаков несли в себе всю информацию о нелегкой воинской жизни, это и прославление казачьей доблести, славных побед над врагом, и тоску по Родине, по матери, по жене и детям. А в пляске казак смолоду отрабатывал умение двигаться, быть ловким и проворным. Как казак умел двигаться в пляске, так он и умел ловко в бою изворачиваться от врага. Недаром казачья поговорка гласит: « Плясать - не работа, а кто не умеет, то срамота» Поэтому, с ранних лет мальчишки учились плясать у старших товарищей.

Ну, а мы с вами сейчас посмотрим, как наши казаки пляшут, и сами попробуем выполнить несложные движения и разучить некоторые дроби и проходочные шаги.

Итак, все казачьи шаги или дроби рассчитаны на очень сильные удары в пол: «удар на добивание» Представьте, что казак после долгого похода верхом на лошади, сошёл с коня и первым делом стряхивает с сапог пыль. Постучим ногами об пол, ноги при этом чуть согнуты в коленях, это первое движение.

Усложняем движение. Шагаем левой ногой вперёд, правая остаётся на месте, совершая выворот пяткой в сторону. Затем шагаем с правой ноги, левая остаётся на месте совершая выворот в сторону. А теперь шагаем без остановки. Этот шаг называется «Медвежий» из-за необычной выворотности при ходьбе. Используют его в пляске мужчины – казаки.

Ещё один проходочный шаг приставной с пятки. На раз – правой ногой наступаем на пятку, два – левой ногой приставляем к правой на всю ступню, на три – удар правой ногой рядом с левой. На четыре – пауза. Затем всё повторяется, но с левой ноги. А теперь попробуем двигаться непрерывно в небольшом темпе, под музыку. Очень хорошо! Этот шаг используют как мужчины казаки в пляске, так и женщины – казачки.

А теперь поучим некоторые казачьи дроби, так как ни одна казачья плясовая песня не обходится без пляски. В этом весь характер казака, вся удаль и задор. Все казачьи дроби можно просчитать на счёт «семь». Итак, первая дробь, которую мы разучим - называется «казачий ключ»:

Исходное положение: ноги вместе в шестой позиции, руки на поясе. На раз, удар правой ногой всей ступнёй об пол и сражу же приподнять над полом. На два, подскок на левой ноге. На три, опустить правую ногу на пол и встать на неё. На четыре, удар левой ногой об пол всей ступнёй. На пять, подскок на правой ноге. На шесть, опустить левую ногу и встать на неё. На семь, удар правой ногой, «поставить точку». Можно попробовать повторить эту дробь, но с левой ноги.

А теперь разучим дробь «крест на крест»:

Исходное положение то же: ноги вместе в шестой позиции, руки на поясе. На раз, заводим правую ногу за левую спереди и встаем на неё, приподнимая левую. На два, возвращаемся на левую. На три, возвращаем правую ногу в исходное положение. На четыре, заводим левую ногу вправо спереди и встаём на неё, приподнимая правую. На пять, возвращаемся на правую ногу. На шесть, левую ногу ставим в исходное положение. На семь, удар правой ногой «ставим точку» Также полезно попробовать сделать это же упражнение с другой ноги.

А теперь, закрепляем полученные навыки и все дружно под бравую казачью песню повторим все выученные движения. А помогут нам в этом ребята из ансамбля «Златница».

Какие молодцы!

Как вы помните, из моего рассказа, молодые казачата с детства учились владеть оружием шашкой и нагайкой. И, уж конечно, достигнув совершеннолетия, в разудалой пляске, во время вечёрки казаки щеголяли мастерством владения как шашкой, так и нагайкой. Однажды, в старину, шведский пан вызвал на дуэль русского казака Степана, а накануне, на вечёрке, выхваляясь перед молодыми казачками, Степан у костра под пляску развлекался с двумя шашками. И так он ловко этими шашками владел, что пан посмотрел на казака и отказался от дуэли.

Наши молодые казаки тоже умеют владеть шашками и нагайками, и сейчас они нам это покажут.

Заключение.

Ну, вот и подошёл к концу наш мастер-класс. Сегодня вы узнали много нового о казаках, об их традициях, об их жизни. Давайте вместе подведём итоги и вспомним о том, о чём, говорили. А для этого мы ответим на вопросы:

  1. Кто такие «казаки»? (Предполагаемый ответ: государственные люди, воины, труженики, самоотверженно защищающие интересы Отечества, родную землю, веру предков.)
  2. Как в семье воспитывался маленький казак?
  3. Для чего сажали на коня годовалого ребёнка?
  4. Во сколько лет казаку разрешалось иметь свою собственную шашку?
  5. Во сколько лет надевались погоны и во сколько – снимались?
  6. Какую роль в жизни казака играли казачьи песни и пляски?
  7. Что вам больше всего запомнилось на нашем мастер-классе?

Я надеюсь, что сегодняшний мастер-класс по традиционной казачьей культуре пригодится вам, участникам фольклорных коллективов, в дальнейшем изучении русской песенной культуры.

До свидания, до новых встреч!

Список литературы:

1. Власкина Т.Ю., Архипенко Н.А., Калиничева Н.В. Народные знания донских казаков // Научный альманах «Традиционная культура», № 4 (16), 2005.

2. Газета «Донские областные ведомости», № 182; 03. 09. 1909 г.

3. Газета «Донские областные ведомости», № 214; 04. 10. 1913 г.

5. Донской календарь на 1876 год. /Составитель и издатель Ф. Трамлин. – Новочеркасск, 1875 г.

6. Донские казаки. Краткий сборник рассказов из военной жизни донцов, о их храбрости, находчивости в бою, преданности долгу и прочее / Составитель и издатель А. Пивоваров. – Новочеркасск, «Донская типография», 1892 г.

7. Казачий Дон: Очерки истории. Ч. II/А. П. Скорик, Р. Г. Тикиджьян и др. - Ростов н/Д.: Изд-во облИУУ, 1995.

8. Савельев Е.П. Казак. Сборник песен и стихотворений о боевой жизни казаков. – Новочеркасск, 1905 г.

9. Сухоруков В. Д. Частная жизнь донцов в конце XVII и в первой половине XVIII века // Донские казаки в походе и дома. – Ростов н/Д: Донское слово, 1991.

10. Сухоруков В.Д. Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях. Исторический очерк. - Новочеркасск: Издание редакции газеты «Донская речь», 1892. – 99 с.


Специфика казачьей культуры. Культура, быт и традиции казачества на Кубани Выполнил студент группы 2М1 специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Лубский Виктор Руководитель, преподаватель Николаенко Т.П. ГБОУ СПО «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения» Краснодарского края


Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.


О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества. Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно- украинских и других народов.


ДомостроениеДомостроение Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)». Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы. Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.


ДомостроениеДомостроение Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.


Убранство хаты В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальные книжки». Внутреннее убранство казачьей xaты. Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно).


Чем украшали Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.


Чем украшали Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.




Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы. Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».


Башлык, бурка, папаха. Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.


Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.


«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять- шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две- три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой».


Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.


Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.


На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям. В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».


Семейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение.


Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.


Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить. В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.


В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка. Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.


Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения. Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.


Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.


Свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны. Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старин у свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого. Веселый народ


«В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества.


«Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен». Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.


Пасха Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят и названия праздника - «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье. Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения. Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них следовала Пасха - светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу». красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный - кровь, огонь, солнце; голубой - небо, вода; зеленый - трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок - «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.


Пасха Пасхальный «натюрморт» - прекрасная иллюстрация к мифологическим представлениям наших предков: паска дерево жизни, поросенок - символ плодородия, яйцо начало жизни, жизненная энергия. Возвратившись из церкви, после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.


Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого. Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это - «родительский день», поминовение усопших. Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.


Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа. Все население кубанских станиц, говорившее на двух близко­родственных славянских языках - русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском».


Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами. Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.


Народные промыслы и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства. Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.


Кузнечное дело Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. К концу XIX века образовались центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы изготавливали плуги, веялки и бороны. Они пользовались большим спросом в Ставрополье и в Донской области. В станице Имеретинской тоже изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX - начала XX века в станицах и городах Кубани.


Ткацкое дело Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольники, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин. Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.


Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.


Культурное наследие Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономичес­кими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гумани­тарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубле­ние в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.


Культурное наследие Человечество за свою историю накопило несметные богатства ду­ховных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они направлены на идейное и духовное возвышение человека. Развитие культуры определялось традициями литературной и ду­ховной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо­вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубан­ской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказы­вала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось ка­зачьего населения Кубани.