Музыкальные выразительные средства в музыке. Презентация на тему "средства музыкальной выразительности" Средства музыкальной выразительности 7 слова

Музыкальные выразительные средства в музыке

Фактура – (от лат. – «обработка») –

Мелодия –

Регистр (от лат. – «список», «перечень») –

Темп – (от лат., ит .– «время») –

Метр –

Ритм –

Размер музыкальный –

Лад – система звуковысотных соотношений, объединенных тоникой. Самые распространенные лады – мажор и минор .

Гармония –

Штрих – (от нем. – « линия», «черта») – legato , non legato , staccato , spiccato , detache , marcato ).

Музыкальная форма –

______________________________________________________________

Элементы музыкальной формы. Период

Построение –

Признаки разделения музыкальной формы на построения:

Пауза, остановка на относительно продолжительном звуке, повторность мелодико-ритмической фигуры, часто с затактами одинаковой длины, смена регистров, оттенков (в сопровождении может не быть цезур).

Построения в музыкальной форме: мотив и субмотив, фраза, предложение. Период.

Цезура

Мотив -

Фраза -

Каденция -

Период (от греч. – «обход», «круговращение») – наименьшая гомофонная форма, выражающая относительно законченную музыкальную мысль. Состоит из предложений. (Бывает простой, сложный и особой структуры).

Схемы строения:

Из двух предложений: ab либо aa 1 ;

из трёх предложений:

a - a 1 - a 2

a – b – c

а – b - b 1

a – b – a (a – b – a 1 )

Период :

Шопен Ф. Прелюдия для фортепиано соч. 28: №№ 4, 6, 7, 20

Чайковский П. «Спящая красавица» Вариация Синей птицы

Чайковский П. «Спящая красавица» Вариация Феи Серебра

_______________________________________________________________________

Музыкально-танцевальные жанры. Музыкальные стили и направления

  • Понятия стиля и жанра.
  • Основные исторические музыкальные стили и направления, их представители.
  • Виды танцев (народный, бальный, классический, современный), их основные формы.
  • Программная музыка.

Жанр – (от фр. – «род», «вид») – многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Жанры подразделяют на первичные и остальные (вторичные - авторские произведения, не предназначенные непосредственно для танцев) (см. - Бонфельд М. Введение в музыкознание, с.164)

Классификация жанров по условиям бытования:

  1. народно-бытовая музыка устной традиции (песенная и инструментальная);
  2. лёгкая бытовая и эстрадно-развлекательная музыка - сольная, ансамблевая, вокальная, инструментальная, джаз, музыка для духовых оркестров;
  3. камерная музыка для малых залов, для солистов и небольших ансамблей;
  4. симфоническая музыка, исполняемая большими оркестрами в концертных залах;
  5. хоровая музыка;
  6. музыкальные театрально-драматические произведения, предназначенные для исполнения на сцене.

Также жанры можно разделять на вокальные и инструментальные.

Виды танцев (народный, бальный, классический, современный), их основные формы:

Народные - пляска (одиночная, парная, групповая, массовая) перепляс (групповой, массовый), кадриль, лансье, хоровод (орнаментальный, игровой, плясовой, женский, смешанный), парно-массовые танцы, сюита, картина, балет (одноактный)

Классические - вариация, монолог, соло, pas de deux , дуэт, pas de trios , трио, pas de catre , малый ансамбль (4-8 человек), pas d ` action , сюита, симфоническая картина, хореографическая миниатюра, балет.

Специализация на бальном танце:
а) историко-бытовые танцы XV-XIX веков:

Салонные - куранта, менуэт, бурре, ригодон, вольта, сальтарелла, гавот, французская кадриль и др.

Бальные - вальс, полонез, полька, танго, фокстрот и др., соло, дуэты, трио, парно-массовые формы, сюита, картина, балет (например, на лексике танцев XVIII века);
б) бытовые танцы XX века: сольные, дуэтные, трио, парно-массовые, массовые, сюита (например, танцев 50-х годов),
картина, балет (например, «Нью-Йорский экспорт, опус джаз»
Дж. Роббинса и др.).

в) спортивные бальные танцы XX-XXI века:
спортивные композиции по 10 известным танцам на пары разных классов, шоу-номера, форма сэквэя, формейшен (на 8 пар, европейский и латино-американский варианты).
г) специализация на
эстрадном танце: сольные танцы, дуэты, трио, малые ансамбли (4-8 человек), массовые композиции, сюита, картина, балет (шоу-программа).

Краткая характеристика танца:

(Вальс, Полька, Мазурка, Галоп, Тарантелла, Чардаш)

  • название (происхождение), национальные корни, характер;
  • история происхождения жанра, предшественники;
  • вид танца в зависимости от количества исполнителей;
  • особенности выразительных средств (форма, темп, ритмические фигуры);
  • особенности исполнения (костюмы, инструменты, место);
  • музыкальные примеры.

Программная музыка. Примеры.

Термин «программная музыка» был введен Ф. Листом для произведений, в основу которых легли литературные или повествовательные идеи, сюжеты, либо в которых обозначен при помощи заголовка какой-либо образ, настроение, жанр. Программный заголовок помогает раскрыть то, что недоступно выразить музыкой. Примерами могут служить:

«Ночь на лысой горе» (Симфоническая картина) М. Мусоргского, Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковского, Римский-Корсаков Н. «Шехерезада»,

«Времена года» А. Вивальди и др.

Простые музыкально-танцевальные формы

Простые музыкальные формы : период, простая одночастная, простая двухчастная, простая трехчастная.

Музыкальная форма - это воплощение определенного идейно-эмоционального образного содержания выразительными средствами музыкального языка (типичными для той или иной народно-национальной культуры в определенную историческую эпоху), осуществляемое в живом звучании.

Классификация музыкальных форм в историческом аспекте, от средневековья до ХХ века:

  1. тексто-музыкальные (музыкально-текстовые, строчные) формы средневековья, Ренессанса;
  2. вокальные формы XIX - XX вв.;
  3. инструментально-вокальные формы барокко;
  4. инструментальные формы барокко;
  5. классические инструментальные формы;
  6. оперные формы;
  7. музыкально-хореографические формы балета;
  8. музыкальные формы XX в.

Танцевальное искусство использует как прикладную танцевальную музыку, так и произведения, не предназначенные для танца.

Части музыкальной формы и их функции, типы изложения музыкального материала.

Функции частей:

  • вступительная
  • экспозиционная
  • связующая
  • серединная
  • репризная
  • заключительная

Из них самостоятельные типы изложения имеют функции: экспозиционная, серединная и заключительная. Данные функции могут выступать в произведении как общие (на крупном масштабном уровне) и местные (на мелком). Сочетание разноуровневых функций приводит к многофункциональности разделов музыкальных форм.

Р.Захаров, В.Панферов и другие хореографы выделяют части танцевальной композиции (обычно их от 3-х до 5):

  • экспозиция
  • завязка
  • развитие действия
  • кульминация
  • завершение, развязка

Единство музыки и танца проявляется в эмоционально-образном единстве содержания, соответствии темпа, ритма. Движения, позы, танцевальные группы, рисунки танца должны соответствовать музыкальным особенностям музыкального произведения.

Музыкальная тема - законченная по смыслу музыкальная мысль, выразительная и рельефная, способная к развитию средствами музыкального языка, ко всяческим видоизменениям, варьированию, преобразованиям, образным перевоплощениям.

Принципы повторности, варьирования и контраста в танцевальных формах.

Развитие музыкального материала может осуществляться на основе:

  • принципа повтора (тождества), то есть точного повторения музыкального построения в неизмененном виде;
  • принципа видоизмененного повтора (варьированный, вариантный повтор или секвенция). В первом случае повтор содержит незначительные изменения материала, во втором - более существенные, качественные изменения, но оставляющие материал узнаваемым. Секвенция предполагает повтор материала на другой высоте с сохранением мелодико-ритмической структуры;
  • принципа контраста - сочетания разного музыкального материала, сопоставление (дополняющее, оттеняющее или конфликтное)

________________________________________________________________

Простая двухчастная форма

Простая двухчастная форма - форма, состоящая из 2-х периодов с обязательным контрастным началом второго. Контраст этот может быть двух типов:

  1. сопоставление (новый интонационный материал) - ч.н.полька «Танцуй»;
  2. развитие на активном преобразовании материала 1-го периода - Танец Царевны (Римский-Корсаков «Шехерезада»).

Если 2-е предложение 2-го периода имеет повторение материала 1-го периода, то форма в целом - репризная , а если повтора нет - безрепризная.

Простая двухчастная форма может иметь вступление и коду.

Простая двухчастная форма:

Равель М. «Болеро» - Тема

Фибих З. Поэма

Шуберт Ф. Экосезы соч.18

Шопен Ф. Прелюдия соч. 28: №13, 21

Бах И.С. Менуэты G - dur , d - moll

Бетховен Л. Экосез G - dur

Простая трёхчастная форма

Простая трёхчастная форма - форма, состоящая из 3-х частей, где крайние - в форме полного периода, а средняя - период или построение сквозного характера.

Середина м.б. 4-х типов:

  1. переход (основан на доминантовой тон-ти, представляет собой развернутую связку между 1 и 3 разделами).
  2. варьированная, или вариант 1 части;
  3. развивающее-разработочная;
  4. на новой теме.

Для середины типична тональность D группы. Завершается чаще доминантовым предыктом. Если заканчивается Т, то между серединой и репризой вводится связка.

Реприза м.б. точная или варьированная, динамизированная (с активным преобразованием темы, с изменением масштаба, гармонии, формы).

Реже встречается простая 3-хчастная безрепризная (АВС) форма, где отсутствие репризы компенсируется слабым контрастом частей, единством фактуры, ритма.

Простая трехчастная форма может иметь достаточно развитые вступление и коду.

Схемы строения:

a - a 1 - a 2

a – b – c

а – b - b 1

a – b – a (a – b – a 1 )

Простая трехчастная форма:

Вебер К. Вальс из оперы «Волшебный стрелок»

Григ Э. «Пер Гюнт» Танец Анитры

Шопен Ф. Мазурки: соч. 24, №5; соч. 30, № 1, № 3; соч. 55, № 2, соч. 67, № 2; соч. 68, № 4

Шопен Ф. Прелюдии № 12, 1

Григ Э. Ноктюрн до мажор

Чайковский П. «Спящая красавица»: Фея Щебечущая канарейка, Вариация Феи Серебра

Сложные музыкально-танцевальные формы

Сложная двухчастная форма

Сложная двухчастная форма - форма, состоящая из двух резко контрастных разделов, каждый из которых (или один из двух) изложен в форме сложнее периода.

Разделы идут в одноименных, реже параллельных тональностях:

1 раздел - в медленном темпе,

2 раздел - в быстром темпе.

Встречается сложная двухчастная форма в характерных танцах и вокальных произведениях с необратимым развитием сюжета.

Двойная двухчастная форма - двухчастная форма, звучащая 2 раза с какими-либо изменениями:

АВ - А 1 В 1, или АВ - А В 1.

Сложная двухчастная форма:

Минкус Л. «Баядерка» Танец со змеей, 3 акт

Чайковский П. «Спящая красавица», Па-де-катр, 3 акт, Вариация Феи Золота

Чайковский П. «Лебединое озеро», 3 акт, Венгерский танец, Русский танец, Неаполитанский танец - ноты

Шопен Ф. Ноктюрны: соч. 15, № 3; соч. 72

2-хчастная: К.Хачатурян Вариация графинь Вишен («Чиполлино»);

Сложная трёхчастная форма

Сложная трехчастная форма - форма, состоящая из трех разделов, где каждый, или хотя бы один из трех изложен в форме более сложной, чем период: в простой 2-хчастной или

3-хчастной, в форме рондо или вариаций, сонатной и т.д.

Другой характерный признак этой формы - резкий образно-тематический контраст среднего раздела.

Тональность среднего раздела - субдоминантовая или одноименная, реже - далекая.

Типы середин:

  1. Трио (ясная, четкая форма)
  2. Эпизод (не имеет четкой, ясной формы, основан на сквозном развитии, может иметь внутренние кадансы)
  3. Контрастно-составная (несколько тем, 2 и более, слабо связанных друг с другом, имеющим как бы сюитную последовательность).

Середина может быть завершена кадансом, но чаще - доминантовым предыктом к репризе.

Иногда между серединой и репризой появляется ложная реприза не в основной тональности. Она быстро прерывается, вводится модулирующий переход в основную тональность, и начинается истинная реприза.

Реприза может быть:

  1. точной (тождественной) - не выписывается в нотах (ставят знак Da capo al Fine )
  2. c окращенной (не меньше периода)
  3. варьированная.

Трехчастная сложная форма может иметь развитое вступление и коду.

В ней пишется большинство маршей, вальсов, скерцо, менуэтов, других жанров, прежде всего танцевальной музыки, а также хоры, оперные арии.

Тройная трехчастная форма - 3-хчастная форма с двукратным повторением середины и репризы, каждый раз с новыми изменениями: АВА-В 1 А 1 -В 2 А 2.

Промежуточная 2-х -трехчастная - это форма, в которой 2-е репризное предложение 2-й части, внутренне расширяясь, по масштабам приближается к 1 части, уравновешивает её, и на слух форма может восприниматься скорее как трехчастная.

А В секвенция

| ____ | | ____ | | _-_-_ | | ____ _| _____ |

А в C (А)

Трехчастная, промежуточная между простой и сложной:

А-ВСВ-А

Крайние части в форме периода, как в простой 3-хчастной, а середина - по принципу трио - в простой 2-хчастной или 3-хчастной форме (как в сложной).

Сложная трехчастная форма:

Глинка М. Вальс и Полонез из оперы «Иван Сусанин»

Равель М. Форлана, Ригодон, Менуэт из сюиты для фортепиано «Гробница Куперена»

Чайковский П. «Времена года»: Баркарола, У камелька

Шопен Ф. Ноктюрны: соч. 2, № 1; соч. 15, №2; соч. 32, № 2

Моцарт В. Симфония До мажор («Юпитер»), Менуэт; Симфония соль минор, Менуэт.

Шостакович Д. Фантастические танцы

Чайковский П. «Лебединое озеро», 1 акт, Па-д ` аксьон.

Чайковский П. «Щелкунчик», Трепак

Минкус Л. «Баядерка» (Па-де-катр, 3 акт) Tempo di valse brillante

Черепнин Н. Большой вальс из балета «Павильон Армиды»

Рондо

Рондо - (от фр. «круг») форма, основанная на не менее, чем трехкратном проведении основной темы-рефрена, чередующихся с новыми построениями, или эпизодами. Происхождение рондо - от песен-танцев, исполнявшихся по кругу.

Разновидности рондо - классическое, старинное и рондо романтиков.

Старинное рондо было распространено в музыке композиторов-клавесинистов 18 века. Рефрен здесь всегда в форме периода. При повторе не изменяется. Эпизоды - развивающие, на материале рефрена. Например: А - А 1 - А - А 2 - А - и т.д., где А - рефрен (припев, повторяющаяся часть). Тональности эпизодов не далее 1-й степени родства (отличаются на 1 знак).

Классическое рондо окончательно сложилось в конце 18 века у венских классиков.

Традиционная схема: АВАСА. Рефрен - не только м. б. периодом, но и 2-3хчастной формы, при повторе может варьироваться. Последнее проведение может иметь функцию коды. Эпизоды всегда контрастны, на новом тематическом материале. Их форма тоже может быть сложнее периода, а тональности - до 3-й степени родства:

А-В- А 1- С- А 2 (с измененным рефреном).

Рондо романтиков -

смысловой центр перемещается с рефрена на эпизоды. Они превосходят рефрен по значительности, масштабу, самостоятельности, они могут быть изложены в любых тональностях, контраст может доходить до жанрового. Рефрен здесь исполняет фоново-связующую роль.

Рондо может совмещаться с другими формами - с трехчастной (простой или сложной):

А-В-С-В-А-В;

с вариациями:

А- А 1- А- А 2 -А- А 3 и т.д.

с сонатной формой

Рондо:

  • Бетховен Л. «К Элизе» ноты
  • Бах И.С. Гавот из Партиты № 3 для скрипки соло
  • Прокофьев С. «Ромео и Джульетта», Джульетта-девочка, Монтекки и Капулетти
  • Чайковский П. «Лебединое озеро» Вальс невест, 3 акт
  • Матос Родригес Танго «Кумпарсита»
  • Шопен Вальс №7 cis-moll

Глинка М. Вальс-фантазия

Ча-ча-ча

Сен-Санс К. «Рондо-каприччиозо» для скрипки с оркестром

Шуман Р. Венский карнавал, соч. 26, 1 ч.

_________________________________________________________________________

Вариации

Basso ostinato , двойные.

Форма вариаций появилась в Х VI веке. Существуют две разновидности вариационных форм:

  1. вариации строгого типа , в которых неизменной остаётся форма, масштаб, основа гармонического плана темы, но могут изменяться фактура, ритм, регистры.

Существуют вариации на неизменную мелодию (орнаментальные, «глинкинские») и на неизменный бас, на basso ostinato (могут быть мелодического или гармонического типа, использовались в старинных танцах пассакалия и чакона). Вариации строятся по принципу «от простого - к сложному» (при небольшом количестве). Большое количество вариаций делят на группы, соотношение которых даёт форму второго плана (рондо, соната, циклическая и т. д.)

  1. вариации свободного типа , чаще всего - инструментальные, в которых может меняться масштаб, структура, гармония, нередко тональность и жанр (жанровые вариации). Сохраняется общность интонационного строя, вариации увеличены по масштабу, контраст между ними усиливается, и они напоминают сюиту.

В свободных вариациях возможно использование полифонического, разработочного развития.

Свободные вариации встречаются в вокальной музыке. Обычно есть несколько куплетов, отличающихся по масштабу, внутренней структурой, гармоническим планом. Особенность - фактическое сходство куплетов, благодаря чему образ не меняется, и каждый куплет - вариант.

Двойные вариации вариации на две разные темы. В процессе развития они влияют друг на друга, обогащаются, обычно сближаются (приобретая черты симфоничности и сонатности). Существует три типа:

  1. с поочередным варьированием:

А В А 1 В 1 А 2 В 2 А 3 В 3 и т.д.

2. с групповым варьированием:

А А 1 А 2 А 3 А 4 А 5 В В 1 В 2 В 3 В 4 В 5 В 6 А 6 А 7 А 8 А 9 А 10 В 7 В 8 В 9 В 10

3. со смешанной структурой (поочередной и групповой);

Вариации:

Гендель Г. Пассакалья из сюиты соль минор для клавира

Глинка М. «Камаринская»

Глиэр Р. «Красный мак», Танец русских моряков «Яблочко», 1 акт

Мендельсон Ф. Марш из увертюры «Сон в летнюю ночь»

Равель М. Болеро

Сиртаки

Стефанів Р. Молдавская хора

Барабушки

Крыжачок

Сонатная форма

Сонатная форма –

Сонатная форма может иметь развитые вступление и коду.

В экспозиции противопоставляются две темы (главная и побочная), их тональные

сферы. Каждая партия может состоять из 1-й или нескольких тем, не объединяющихся в 2-х-3-хчастные формы (за редким исключением), а называются порядковыми номерами.

Связующая часть обеспечивает тональную подготовку ПП. Иногда контраст встречается не только между главной и побочной, но и другими темами экспозиции, а также может быть конфликт между разделами формы.

Заключительная часть всегда в тональности ПП, является цепочкой кадансовых оборотов или самостоятельной темой (несколькими темами).

Тональность проведения ПП - у венских классиков - D , а если ГП в миноре, то параллельная; у романтиков и русских композиторов - может быть терцового и секундового соотношения. В ХХ веке м. б. и более далекие, резкие соотношения тональностей.

В разработке происходит активное тонально-гармоническое развитие тем (или темы).

Структура ее м. б. однородной (единое сквозное развитие), либо делиться на фазы, этапы.

Могут разрабатываться все темы или одна, иногда встречается введение новой эпизодической темы. Здесь избегается главная тональность, часто преобладает тональность S , часто разработка завершается D предыктом к репризе. Может встретиться проведение ложной репризы.

В репризе контраст тем и тональных сфер ослабляется, утверждается главная тональность произведения. Темы могут качественно измениться: расшириться по масштабу, сократиться, могут быть не все темы из-за тональной близости, может измениться последовательность тем («зеркальная реприза» - где сначала проводится ПП, а затем ГП). Объединение ПП и ГП в одновременном звучании называют «контрапунктической репризой».

Особые виды сонатных форм:

  1. Сонатная форма без разработки
  2. Сонатная форма с эпизодом вместо разработки
  3. Сонатина (упрощенная сонатная форма)
  4. Старосонатная форма
  5. Сонатная форма в жанре инструментального концерта
  6. Рондо-соната

Примеры:

Моцарт В. Симфония №40 1ч..mp3

Бетховен Л. Лунная соната.mp3 - без разработки, с эпизодом.

Чайковский П. Щелкунчик Увертюра. 01 Дорожка 1.mp3 - без разработки.

Сонатная форма:

Моцарт В. Первые части сонат для фортепиано; Увертюры к операм «Свадьба Фигаро» и «Дон Жуан»; финалы сонат №№ 3, 4, 17, Симфония №40, 1 ч.

Римский- Корсаков Н. «Шехерезада», 1 ч.

Бетховен Л. Первые части симфоний №№ 1, 3, 4, 8

Шостакович Д. Первые части симфоний №№ 5 и 7

Чайковский П. «Щелкунчик», Увертюра

_________________________________________________________________________

Циклические формы с малым количеством частей.

Цикл – (от греч. – «круг») –

В циклах с малым количеством частей жанры претворяются обобщенно, контрасты углублены до конфликтов, существуют устоявшиеся формы частей, тональный план. Может быть «сквозная» драматургия, слияние цикла в одночастную форму. В такой циклической форме пишутся сонаты, симфонии, концерты.

Сонатно-симфонический цикл.

Форма симфонии складывалась постепенно, предшественниками были оперные увертюры, концертные сюиты. От сюиты симфония восприняла многочастность и контрастность частей, от увертюры – принцип построения 1-й части. Количество частей было разным (2-5 частей и более). Четырехчастный цикл утвердился в творчестве венских классиков Й. Гайдна, В. Моцарта во 2-й половине 18 века.

1 часть обычно писалась в форме сонатного Allegro .

2 часть – обычно медленная, здесь отсутствуют контрастность, конфликтность образов, это отдых, раздумье, созерцание (лирическая часть, Adagio ).

3 часть – Скерцо, шутливого характера, танцевальная, оживленная (3-хчастная форма).

4 часть – Финал – подвижная, опирающаяся на народно-танцевальные мелодии, в форме рондо, рондо-сонаты, с применением полифонических приемов развития. Содержит общую коду.

Симфония может отражать все многообразие жизни, ее кипучее движение, борьбу и, вместе с тем, глубокую связь различных явлений жизни.

В симфониях композиторов 19-20 веков порядок и характер частей не всегда соответствует классическим: скерцо может быть 2-й частью, а медленная часть – 3-й.

Л.Бетховен заложил традицию сближения жанра симфонии с кантатой и ораторией. (Например, 9 симфония).

Слияние цикла в одночастный.

С середины XIX века в жанрах симфонической поэмы и инструментального концерта наблюдается слияние цикла в одночастную форму. Произведение исполняется без перерыва, его фрагменты или разделы не могут быть исполнены отдельно. Нередко используется трехчастная структура, где 1-й раздел аналогичен 1 части сонаты или концерта, средний – 2-й части (медленный темп), заключительный имеет жанровые признаки финала.

Встречается и 4-хчастная структура, где 1 часть = 1 части драматической симфонии, 2-й раздел = Adagio (Andante ), 3-й = скерцо (иногда 2 и 3 части меняются местами), 4-й раздел = финалу симфонического цикла.

Примеры:

Моцарт В. Симфония № 40.

Бетховен Л. Соната № 14 для фортепиано, Симфония № 5.

Бетховен Симфония № 5

Вивальди А. «Времена года»

Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз»

Сюита – (от фр. – « ряд», «последовательность») –

Старинная сюита известна с 15 века как инструментальное произведение (для лютни или клавира) и танцевальное (так называемая «французская сюита» 15-17 веков начиналась с медленной части, а «итальянская» – с быстрой). Строится по принципу контраста темпов: аллеманда - куранта – сарабанда – жига.

С 18 века количество частей в сюите увеличивается, обновляется содержание, включаются новые танцы. Музыка теряет прикладной характер. В 19 веке создаются программные сюиты, музыка к спектаклям, оперным и балетным, в 20-м веке – к кинофильмам.

В циклах с большим количеством частей используют принцип контрастного сопоставления частей, связь с танцем, песней, программность.

Каждый цикл представляет собой единый художественный организм, в основе которого – общий художественный замысел, ведущая идея, а иногда – какой-либо сюжет.

Части цикла представляют собой отдельные этапы становления идеи развития замысла, сюжета. Поэтому полностью художественное содержание каждой части можно понять лишь в контексте целого. Единство цикла обеспечивается и композиционными техническими средствами:

  1. тематическими связями – проведением в различных частях цикла каких-либо тем;
  2. интонационным сходством (в разных частях);
  3. тональными связями (единством тональностей, симметрией и функциональным соподчинением главных тоник частей);
  4. темповыми связями – темповой симметрией, постепенным ускорением или замедлением темпа, либо поляризацией, обострением темповых соотношений;
  5. структурной связью (единством структуры, симметрией частей, обобщающими свойствами финала (аналогично 3-хчастной форме)).

Циклы с большим количеством частей:

Чайковский П. «Времена года»

Шуман Р. «Карнавал»

Бах И.С. Английские и французские сюиты

Бизе Ж. - Щедрин Р. «Кармен–сюита»

____________________________________________________________________________

Свободные формы

Свободные формы зародились в старинной органной музыке и достигли

совершенства в творчестве И.С.Баха (в первую очередь в жанре фантазии).

Наибольшего расцвета и распространения эти формы достигли в творчестве композиторов второй половины 19 века, особенно у Ф.Шопена, Ф. Листа, П. И. Чайковского.

В свободных формах пишутся симфонические поэмы, одночастные

сонаты, концерты, увертюры, фантазии, рапсодии, баллады и другие пьесы, иногда - отдельные части циклических произведений (особенно - в творчестве композиторов 19-20 века).

Вообще в музыкальной литературе встречается очень много всевозможных смешанных

форм, часто называемых свободными. Каждая индивидуальная форма должна считаться

правильной, если она удовлетворяет, примерно, следующим условиям: 1). количество тем

ограничено, и они повторяются все или частично в том или ином порядке; 2). имеется

главная тональность, достаточно выраженная в заключении и 3). налицо

пропорциональность частей.

Нужно различать два основных вида свободных форм - системные и несистемные.

Системными свободными формами называются такие формы, которые характеризует

определенный порядок в расположении частей, но отличающийся от других.

Фантазия - и нструментальная композиция весьма свободного построения; в 16 в. фантазия сочинялась, как правило, для лютни, клавира или инструментального ансамбля в полифоническом стиле, напоминающем стиль ричеркара или канцоны. В 17–18 вв. жанр все более обогащается элементами импровизационного характера . В 19 в. наименование «фантазия» относится к инструментальным, преимущественно фортепианным, пьесам , в определенной мере свободным от установленных форм (например, Sonata quasi una fantasia – Лунная соната Бетховена). Фантазией могла называться также импровизация на избранную тему .

Рапсодия (греч. rhapsodia; от rhaptein, «сшивать», «составлять», «сочинять» и ode, «песня»). Рапсодией может называться инструментальное (изредка вокальное – например, у Брамса) сочинение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле, иногда включающее подлинные народные мотивы (Венгерские рапсодии Листа, Рапсодия в стиле блюз Гершвина).

Симфоническая поэма - программное оркестровое сочинение – жанр, получивший распространение в эпоху романтизма и включающий в себя черты программной симфонии и концертной увертюры (Р.Штраус, Лист, Сметана, Римский-Корсаков и др.).

Попурри (от фр.- «смешанное блюдо») – XIX века.

Свободные формы:

Чайковский П. «Ромео и Джульетта» (симфоническая увертюра)

Лядов А. «Кикимора», «Волшебное озеро», «Баба-Яга»

Стравинский И. «Петрушка»

Шопен Ф. Баллада № 1

___________________________________________________________________________

Полифонические формы

Полифония – особый склад многоголосия, основанный на мелодической самостоятельности всех составляющих голосов. Наиболее употребительны такие формы, как канон, фуга, сложная фуга.

Канон (от греч. –

Инвенция

Фуга – (от лат., итал. – – Фуги сочиняются для любого числа голосов (начиная с двух).

Фуга открывается изложением темы в одном голосе, затем с той же темой последовательно вступают другие голоса. Второе проведение темы, часто с варьированием ее, называется ответом; пока звучит ответ, первый голос продолжает развитие своей мелодической линии (противосложение, то есть мелодически самостоятельное построение, уступающее теме в яркости, оригинальности).

Вступления всех голосов образуют экспозицию фуги. За экспозицией могут следовать либо контр-экспозиция (вторая экспозиция), либо полифоническая разработка всей темы или ее элементов (эпизоды). В сложных фугах используются разнообразные полифонические приемы: увеличение (увеличение ритмического значения всех звуков темы), уменьшение, инверсия (обращение: интервалы темы берутся в обратном направлении – например, вместо кварты вверх кварта вниз), стретта (ускоренное вступление голосов, «налезающих» друг на друга), а иногда сочетания подобных приемов. В средней части фуги могут быть связующие постороения импровизационного характера, называющиеся интермедиями . Завершаться фуга может кодой. Жанр фуги имеет большое значение как в инструментальных, так и в вокальных формах. Фуги могут представлять собой самостоятельные пьесы, сочетаться с прелюдией, токкатой и т.д., наконец, входить в состав большого произведения или цикла. Характерные для фуги приемы нередко применяются в развивающих разделах сонатной формы.

Двойная фуга, как уже говорилось, основана на двух темах, которые могут вступать и развиваться вместе или по отдельности, но в заключительном разделе обязательно соединяются в контрапункте.

Сложная фуга бывает двойной, тройной, четверной (на 4 темы). В экспозиции показывают обычно все темы, которые контрастны по средствам выразительности. Развивающего раздела обычно нет, за последней экспозицией темы следует совмещенная реприза. Экспозиции могут быть совместными и раздельными. Количество проведений тем не ограничено в простой и сложной фуге.

Полифонические формы:

Бах И.С. Хорошо темперированный клавир, инвенции

Чайковский П. Симфония № 6, 1 ч. (разработка)

Прокофьев С. Монтекки и Капулетти

Музыкальные формы в балете

Музыкальная форма и хореографическая форма в балете нетождественны.

Вступление к балету (Интродукция) обычно содержит темы (лейт-темы), связанные с содержанием сюжета, характеристикой главных персонажей. Форма может быть разнообразной (двухчастной, трехчастной, сонатной)

Классическая и характерная сюиты. Разновидности сюиты в зависимости от количественного состава участников: па-де-де, па-де труа, па-де-катр, па-де-сенк, па-де-сис, гран-па.

Структура классической сюиты:

вступление (entree )

адажио

вариации

Кода

Классическая сюита останавливает развитие сюжета.

Pas a " action (па даксьон – «действенный танец») – многозначность термина: вид классической сюиты (номерная сюита, сопровождаемая мимическим действием на сцене), отдельный номер с активным развитием событий.

Pas de deux - разновидность хореографического дуэта, классический любовный танец, «лирический центр» сцены или акта.

Антре (выход) может быть небольшим неустойчивым вступлением, либо отсутствовать вовсе.

Адажио – дуэтный танец, обычно в медленном темпе. Характер кантиленный, музыкальная форма обычно 3-х частная с динамизированной репризой. В хореографии отсутствует трехчастность.

Вариация – сольное выступление каждого из танцовщиков в виде короткого виртуозного танца на мелких технически сложных движениях или больших прыжках. По характеру, темпу, выразительным средствам мужская и женская вариации контрастны. Музыкальная форма обычно простая трехчастная (в хореографической форме реприза не соблюдается). Темпы музыки - от спокойного и подвижного до очень быстрого.

Кода – самостоятельный танец и самостоятельная музыкальная форма, быстрый, чаще всего виртуозный заключительный номер классической сюиты. Музыкальные формы коды: трехчастная, двойная трехчастная сложная трехчастная, двойная трехчастная. Танцевальные номера могут завершаться традиционной кодой (заключительная часть формы)

Grand Pas (Большой танец) – классическая сюита, построенная как классическая сюита, но предназначенная для участия главных персонажей, солистов, иногда кордебалета.

Особенность многочастных классических сюит – контраст темпов и метров, отсутствие тонального единства.

Характерная сюита – сюита характерных танцев, то есть наделенных жанрово-бытовыми, народными, национальными чертами, элементами подражания разным персонажам. Обычно носит характер дивертисмента (развлечения), не развивает сюжет.

Симфоническая картина – номер, дополняющий спектакль каким-либо изобразительным, действенным началом, либо характеризующим место действия, время происходящих событий, национальные истоки и т. д.. Может иметь трехчастную, либо более сложную форму.

Антракт (франц. entracte, от entre, «между» и acte, «действие»), инструментальная музыка, звучащая между актами драматической пьесы, оперы, балета и т.д.

Балетные формы

Делиб Л. «Коппелия», Мазурка, Чардаш, Вальс

Чайковский П. «Спящая красавица» Пролог. Па-де-сис. Па-де-труа, 3 акт.

Чайковский «Лебединое озеро» «Буря» (4 акт)

Адан А. «Жизель», Вступление, Па-де-де (1, 2 акты), Вариация Жизели (1, 2 акты)

Прокофьев С. «Ромео и Джульетта»: Джульетта-девочка, Патер Лоренцо, Меркуцио, Монтекки и Капулетти.

Мусоргский М. «Ночь на Лысой горе»

Глазунов А. «Раймонда» , 1 акт, 3 картина (Гран-па)

Видеозаписи:

Бородин А. «Князь Игорь» Половецкие пляски, 2 акт

Чайковский П. «Лебединое озеро», 2 акт

Глазунов А. «Раймонда», финал 2 акта (4 картина), pas d ` action

Ольденбургский П. «Баядерка» Па-де-скляв

Обер Ж. Гран-па

Глоссарий

Вариации (от лат. – «изменение») – музыкальная форма, основанная на экспозиции темы и многократном ее повторении с новыми изменениями каждый раз. Вариации бывают строгие и свободные, орнаментальные, на basso ostinato , двойные.

Вступление - раздел, предваряющий основную часть музыкального произведения, устанавливающий тональность, темп, метро-ритм, фактуру. Может состоять из одного или нескольких тактов, или даже одного аккорда, иногда использует музыкальную тему основной части.

Гармония – объединение звуков в созвучия, последовательность созвучий.

Динамика (от греч. – «сила») – интенсивность звучания, громкость. Различные варианты громкости называют нюансами, динамическими оттенками.

Жанр (от фр. – «род», «вид») – многозначное понятие, характеризующее роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Жанры подразделяют на первичные, прикладные, и остальные (вторичные).

Затакт – один или несколько звуков, начинающих фразу со слабого времени такта, и устремленных к тяжелой доле такта.

Инвенция (от лат. — «изобретение», «выдумка») — небольшая пьеса полифонического склада. Такие пьесы обычно основываются на имитационной технике, хотя в них часто встречаются и более сложные приемы, свойственные фуге. В репертуаре учащихся музыкальных школ распространены 2- и 3-голосные инвенции И. С. Баха (3-голосные в оригинале были названы “синфониями”). По мысли композитора, эти пьесы можно рассматривать не только как средство добиться певучей манеры игры, но и как своего рода упражнения для развития полифонической изобретательности музыканта.

Канон (от греч. – «норма», «правило») – полифоническая форма, основанная на имитации темы всеми голосами, причем вступление голосов происходит до окончания изложения темы, то есть тема накладывается сама на себя различными своими участками. (Интервал вступления второго голоса по времени исчисляется в количестве тактов или долей). Канон заканчивается общим кадансовым оборотом или постепенным «выключением» голосов.

Каденция - (от итал. - «падающий», «оканчивающийся») - окончание музыкального построения, заключительный гармонический или мелодический оборот. Каденции бывают полные, совершенные и несовершенные, плагальные и автентические, половинные и прерванные, серединные, заключительные и дополнительные.

Другое значение этого термина - виртуозная сольная часть вокального или инструментального произведения импровизационного склада (часто записывается автором в нотах).

Кода (от лат. – «хвост», «шлейф») – заключительное построение музыкального произведения или части цикла, следующее после основного заключительного раздела. В коде обычно утверждается главная тональность произведения, звучат элементы его основных тем.

Лад – система звуковысотных соотношений, объединенных тоникой. Самые распространенные лады – мажор и минор.

Лейтмотив (от нем. - «ведущий мотив») - относительно краткое музыкальное построение, неоднократно повторяющееся на протяжении произведения; служит обозначением и характеристикой определенного персонажа, образа, эмоции и т.д. Часто применяется в сценической музыке, симфонических произведениях романтического направления.

Мелодия – (от греч. – «напев», «пение») - одноголосное последование звуков одинаковой или различной высоты, организованное при помощи ладовых тяготений.

Метр – чередование легких и тяжелых долей в музыке («пульс» музыки).

Мотив - наименьшая неделимая интонационно-смысловая ячейка музыкальной формы, состоящая из одного или нескольких звуков и содержащая один метрический акцент. Мотив может содержать один или несколько субмотивов.

Музыкальная тема - часть музыкального произведения, отличающаяся структурной завершенностью и наибольшей яркостью заложенной в ней музыкальной мысли. Тема обладает эмоциональным строем, жанровыми признаками, национальными стилевыми чертами. Она может изменяться, развиваться, трансформироваться.

Музыкальная форма – строение музыкального произведения. Оно определяется содержанием каждого отдельного произведения, создается в единстве с содержанием, характеризуется взаимодействием всех выразительных средств.

Период (от греч. – «обход», «круговращение») – наименьшая гомофонная форма, выражающая относительно законченную музыкальную мысль. Состоит из предложений. (Бывает простой, сложный и особой структуры)

Попурри (от фр. - «смешанное блюдо») – инструментальная пьеса, состоящая из популярных фрагментов, мотивов других произведений, мозаично сменяющих друг друга. Форма применяется с XIX века.

Построение – термин, обозначающий любой из разделов музыкальной формы.

Предложение - крупная часть периода, завершающаяся кадансовым оборотом, состоящая из одной - нескольких фраз.

Предыкт (предъикт) (от лат. ictus - «удар») - раздел музыкальной формы, основанный на неустойчивой, чаще доминантовой функции (доминантовом органном пункте) и требующий разрешения в устойчивой части формы. Применяется в серединных частях, разработках, связках и других связующих построениях.

Программная музыка - произведения, в основу которых легла литературная или повествовательная идея, сюжет, либо в которых при помощи заголовка обозначен какой-либо образ, жанр или настроение.

Размер музыкальный – дробь, где числитель – это количество долей в такте, а знаменатель – счетная единица, её длительность.

Рапсодия (от греч.- «сшивать», «составлять», «сочинять» и ode - «песня»). Рапсодией может называться инструментальное, изредка вокальное, сочинение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле, иногда включающее подлинные народные мотивы.

Регистр (от лат. – «список», «перечень») – часть диапазона инструмента или певческого голоса, характеризующаяся единым тембром.

Ритм – (от греч. – «стройность», «соразмерность») – последование звуков одинаковой или различной длительности, организованное при помощи метра.

Рондо (от фр. – «круг») – форма, основанная на не менее, чем трехкратном проведении темы-рефрена, чередующихся с новыми построениями, или эпизодами. (Различают рондо классическое, старинное и романтическое).

Симфоническая поэма. Программное оркестровое сочинение – жанр, получивший распространение в эпоху романтизма и включающий в себя черты программной симфонии и концертной увертюры

Сонатная форма – сложная, диалектичная по содержанию, универсальная по выразительным возможностям музыкальная форма, состоящая из трех разделов (экспозиция, разработка и реприза), изложенных в соответствии с особым тональным планом.

Стиль – (от лат. – « палочка для письма») – понятие эстетики и искусствознания, фиксирующее системность выразительных средств, характерных для эпохи, направления, народности или композитора.

Сюита – (от фр. – « ряд», «последовательность») – циклическая форма, состоящая из нескольких тематически различных, самостоятельных частей, обладающих либо жанровой общностью (танцевальная сюита), либо подчиненных программному замыслу.

Такт – отрезок времени в музыке между двумя равносильными метрическими акцентами, отделяется при письме тактовой чертой.

Тема музыкальная – часть произведения, отличающаяся структурной завершенностью и наибольшей яркостью заложенной в ней музыкальной мысли. Тема обладает эмоциональным строем, жанровыми признаками, национальными, стилевыми чертами. Тема не только излагается, но и изменяется, развивается.

Темп – (от лат., ит «время») – скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени.

Тональность – высотное положение лада.

Трио - (от итал. «три») - часть (раздел) музыкальной формы инструментальной пьесы - танца, марша, скерцо и др., контрастирующая с более подвижными крайними частями произведения, обычно исполнялась тремя инструментами (например, в концерте, симфонии). Трио может быть самостоятельным произведением.

Фактура – (от лат. – «обработка») – способ изложения (склад) музыкального произведения (может быть одноголосная, полифоническая, гомофонная, смешанная)

Фантазия - инструментальная композиция весьма свободного построения; в 16 в. фантазия сочинялась, как правило, для лютни, клавира или инструментального ансамбля в полифоническом стиле, напоминающем стиль ричеркара или канцоны. В 17–18 вв. жанр все более обогащается элементами импровизационного характера. В 19 в. наименование «фантазия» относится к инструментальным, преимущественно фортепианным, пьесам, в определенной мере свободным от установленных форм (например, Sonata quasi una fantasia – Лунная соната Бетховена). Фантазией могла называться также импровизация на избранную тему.

Фраза - незавершенная, несамостоятельная, относительно замкнутая часть музыкальной формы, состоящая из одного - нескольких мотивов.

Фуга – (от лат., итал. – «бег», «бегство», «быстрое течение») – форма полифонического произведения, основанная на многократной имитации темы в разных голосах.

Цезура (о лат. - «рассечение») - момент разделения музыкальной формы на построения.

Цикл – (от греч. – «круг») – музыкальная форма, состоящая из нескольких связанных единством замысла, самостоятельных по строению частей. Различают циклы с малым количеством частей (сонатно-симфонический цикл, концерт, циклы прелюдий и фуг, старинная сюита) и большим количеством частей (цикл инструментальных или вокальных миниатюр, часто программного характера). Принципами объединения частей являются контрастное сопоставление или взаимодействие частей цикла в отношении образно-тематического, жанрового, интонационно-тематического содержания, тонального плана.

Штрих – (от нем. – « линия», «черта») – прием звукоизвлечения на музыкальном инструменте, имеющий выразительное значение (legato , non legato , staccato , spiccato , detache , marcato ).

Литература

Обязательная:

1. Бонфельд М. . Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки. Ч.1,2.

– М.: Владос, 2003.

2. Козлов П., Степанов А. Анализ музыкальных произведений. – М.: Просвещение, 1968.

3. Панферов В. Основы композиции танца. – Челябинск, 2001.

4. Способин И. Музыкальная форма. – М., 1962.

5. Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений. – СПб., Лань, 2001.

Дополнительная:

1. Бальные танцы. – М., Советская Россия, 1984

2. Большая Российская Энциклопедия, в 30 т. – М., Большая российская энциклопедия,

2004.

3. Боффи Г. Большая энциклопедия музыки: пер. с итал. – М.: АСТ: Астрель, Владимир:

ВКТ, 2010.

4. Васильева-3. Рождественская, М. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство,1987.

5. Воронина И. Историко-бытовой танец. Учебно-методическое пособие. – М.: 2004.

6. Захаров Р. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1989.

7. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. – М.: Музыка, 1986.

8. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и

методика анализа малых форм. – М.: Музыка, 1967.

9. Максин А. Изучение бальных танцев: методическое пособие. – СПб.: Лань: Планета

музыки, 2009.

10. Музыкальный энциклопедический словарь / ред. Г.Келдыш. – М.: Советская

энциклопедия, 1990.

11. Панкевич Г. Звучащие образы (о музыкальной выразительности). — М.: Знание, 1977.

12. Попова Т. Музыкальные жанры и формы. – М.: Гос. муз. издательство, 1954.

13. Скребков С. Учебник полифонии. – М.: Музыка, 1965.

14. Смирнов И. Искусство балетмейстера. – М.: Просвещение, 1986.

15. Тюлин В. Строение музыкальной речи. Л.: Гос. муз. издательство, 1962.

16. Уральская В. Природа танца. (Библиотечка «В помощь художественной

самодеятельности», № 17). – М.: Советская Россия, 1981.

17. Устинова Т. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.

18. Худеков С. Иллюстрированная история танцев. – М.: Эксмо, 2009.

19. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Общие принципы развития и

формообразования в музыке. Простые формы. – М.: Музыка, 1980.

20. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. – М.: Музыка,

1983.

21. Чайковский П. Лебединое озеро (клавир). – М.: Музыка,1985.

22. Чернов, А.А. Как слушать музыку. – М.-Л.: Музыка,1964.

23. Ярмолович, Л. Элементы классического танца и их связь с музыкой. — Л.,1952.

Каждое искусство имеет свой особый язык, свои приемы для передачи эмоций, свои выразительные средства. Краски и рисунок, например, являются выразительными средствами живописи. Умело ими пользуясь, художник создает картины. Пользуясь стихотворными рифмами, поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов. Основой танцевального искусства является танец, драматического - игра актеров.

У музыки свой особенный язык, это язык звуков. Выразительные средства музыки: мелодия, ритм, темп, лад, тембр, размер, регистр. Кроме этого, при анализе музыкального произведения учитывается акцент и пауза, интонация или гармония.

Мелодия. Это основа любого музыкального произведения, это душа композиции, его мысль. Мелодия позволяет понять настроение музыки: грустное или веселое. Она может быть плавная или отрывистая, скачкообразная или убаюкивающая.

Ритм. Всё в природе подчинено ритму. Есть сердечный ритм, ритм мозга. Сутки разбиты на ритм утра, дня, вечера и ночи. Смена времен года - это тоже ритм планеты.

В переводе с греческого, слово «ритм» означает «мерность». Это равномерное повторение коротких и длинных звуков. Музыка без ритма - это просто набор звуков. Плавный ритм придаем музыке лиричность, скачкообразный, отрывистый ритм вызывает тревогу и волнение.

Темп. Это скорость исполнения произведения. Он может быть медленный, быстрый и умеренный. Для обозначения темпа используются итальянские термины. Например, быстрый темп - аллегро, престо; медленный - адажио; умеренный темп - анданте. Этими итальянскими словами для обозначения темпа пользуется весь мир. Кроме этого, темп может быть спокойным, оживленным, стремительным…

Некоторые музыкальные жанры имеют свои постоянные размеры. Поэтому так легко узнать на слух вальс или марш.

Лад. В музыке существуют два контрастных лада, мажор, выражающий в музыке радость, бодрость, веселье, и минор, покровитель печали и грусти.

Тембр. Это окраска звука. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, впрочем как и человеческий голос.

Размер. Он нужен для того, чтобы записать ритм на бумаге. Музыкальные размеры бывают разные и записываются дробями: две четверти, три четверти…

Регистр. Подразделяется на низкий, средний и высокий. Он нужен непосредственно музыкантам, исполняющим мелодию, или же экспертам, проводящим анализ той или иной мелодии.

В разных видах искусств мы можем встретить родственные средства выразительности. Это, например, образ, интонация, ритм, настроение, контраст, различные оттенки.

Музыка и живопись. Живопись - это создание на плоскости реальных картин нашего мира, либо воображаемых картин, созданных сознанием художника. Средства выразительности живописи: цвет и рисунок, выразительность мазков, свето-воздушная среда, светотень, контраст. Живопись также как и музыка создает настроение при помощи образа, настроения! Интонация - это линии, мелодия - рисунок, темп музыки - это композиция картины, лад - настроение, тембр - цветовая гамма. Примеры взаимосвязи звука и цвета многочисленны. Некоторые живописцы напрямую связывают определенный цвет с тем или иным музыкальным тембром. Речь идет о так называемом «цветном слухе». Таким обладали выдающиеся русские композиторы Римский-Корсаков, Скрябин. Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и в связи с этим имела несла в себе неповторимый колорит. Многие музыкальные произведения создавались под впечатлением от всевозможных картин и скульптур.

Музыка и литература. В своем первоначальном виде музыка и поэзия существовали как единое целое. Игра на музыкальных инструментах сводилась преимущественно к аккомпанементу. Только в XVII веке музыка стала самостоятельным видом творчества. Тогда все виды литературных произведений стали иметь аналогию в современной им музыке. Это - всевозможные разновидности вариаций и сюит. Возникновение такого жанра литературы как роман тесно связано с возникновением сонатной формы. Литература и музыка развивались взаимосвязано. Например, значительное место в музыке занимают такие литературные персонажи как Орфей, Фауст, Дон Жуан, Офелия, Ромео и Джульетта. На протяжении нескольких столетий их жизнь волновала и будоражила умы и воображение музыкантов. И как результат - европейская музыка обогатилась яркоокрашенными операми, балетами, симфониями.

Музыка и архитектура. Гёте назвал архитектуру «застывшей музыкой». В наше время принято относиться к музыке как к диалектическому искусству, которое сочетает в себе исключительную эмоциональность с предельность структурированностью. Именно поэтому, те произведения музыкального искусства, в основе которых лежит точный расчет, считаются наиболее близкими к архитектуре. Такие произведения как «Затонувший собор» Дебюсси, симфония «Рим» Бизе, сюита «Огненный замок» Мийо и многие другие были навеяны образами архитектурных сооружений.

Средства музыкальной выразительности раскрывают тайну того, как набор нот, звуков, инструментов превращается в музыку. Как у любого искусства, у музыки существует особый язык. Так, например, у художника такими средствами может быть краска. С помощью красок художник создает шедевр. В музыке также есть некоторые подобные инструменты. О них поговорим далее.

музыкальной выразительности

Начнем с музыки определяет то, с какой скоростью исполняется произведение. Как правило, в музыке различают три вида темпа - медленный, умеренный и быстрый. Для каждого темпа существует итальянский эквивалент, которым оперируют музыканты. Медленному темпу соответствует адажио, умеренному - анданте, а быстрому - престо или аллегро.

Некоторые, однако, слышали выражения типа «темп вальса» или «темп марша». Действительно, такие темпы тоже есть. Хотя их скорее можно отнести к размерам. Так как темп вальса - это, как правило, размер в три четверти, а темп марша - в две четверти. Но некоторые музыканты относят эти характеристики к особенностям темпа, потому что вальс и марш очень легко отличить от других произведений.

Размер

Раз уж мы заговорили о размере, продолжим. Он нужен для того, чтобы не спутать тот же вальс с маршем. Размер, как правило, записывается после ключа в виде простой дроби (две четверти - 2/4, три четверти - 3/4, две третьих - 2/3, а также 6/8, 3/8 и другие). Иногда размер записывается в виде буквы С, это означает «целый размер» - 4/4. Размер помогает определить ритм произведения и его темп.

Ритм

Наше сердце имеет свой ритм. Даже наша планета имеет свой ритм, который мы наблюдаем при Его можно определить как чередование коротких и длинных звуков. Например, размер вальса ассоциируется с понятием ритма хорошо знакомого нам вальса. У любого танца - танго, фокстрота, вальса - есть свой ритм. Именно он превращает набор звуков в ту или иную мелодию. Один и тот же набор звуков, сыгранных с разными ритмами, будет восприниматься по-разному.

Ладов в музыке всего два - это мажорный (или просто мажор) и минорный (минор). Даже люди без музыкального образования могут охарактеризовать ту или иную музыку как ясную, веселую в терминах музыканта) или как грустную, печальную, мечтательную (минор).

Тембр

Тембр можно определить как окраску звуков. С помощью этого средства музыкальной выразительности мы можем определить на слух, что именно мы слышим - человеческий голос, скрипку, гитару, фортепиано или, может быть, флейту. У каждого музыкального инструмента есть свой тембр, своя звуковая окраска.

Мелодия

Мелодия - это и есть сама музыка. Мелодия сочетает в себе все средства музыкальной выразительности - ритм, темп, тональность, размер, лад, тембр. Все они вместе, сочетаясь между собой особым образом, превращаются в мелодию. Если изменить в наборе хотя бы один параметр, мелодия получится совсем другая. Например, если изменить темп и сыграть тот же ритм, в том же ладу, на том же инструменте, получится уже другая мелодия с другим характером.

Можно кратко представить все средства музыкальной выразительности. Таблица в этом поможет:

Наслаждайтесь музыкой!

Музыка, по словам древнегреческого философа Платона, придает жизнь и веселье всему существующему в мире, является воплощением того прекрасного и возвышенного, что есть на земле.

Как любой другой вид искусства, музыка имеет свои специфические особенности и выразительные средства . Например, музыка не способна изображать различные явления, как живопись, но она очень точно и тонко может передать переживания человека, его эмоциональное состояние. Ее содержание заключается в художественно-интонационных образах, сформировавшихся в сознании музыканта, будь то композитор, исполнитель или слушатель.

Каждый вид искусства обладает характерным только для него языком. В музыке в качестве такого языка выступает язык звуков.

Итак, какие же существуют основные средства музыкальной выразительности, раскрывающие тайну того, как рождается музыка?

  • Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия . Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она может быть самой разной – как плавной, так и отрывистой, спокойной и веселой и т.д.
  • В музыке мелодия всегда неотрывна от другого средства выразительности – ритма , без которого она не может существовать. В переводе с греческого языка ритм – это «мерность», то есть равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Именно ритм обладает способностью влиять на характер музыки. Например, лиричность музыкальному произведению придается с использованием плавного ритма, некоторая взволнованность – прерывистого ритма.
  • Не менее важен лад как средство выразительности. Существует два его вида: мажор и минор. Отличия их друг от друга в том, что мажорная музыка вызывает у слушателей ясные, радостные чувства, а минорная – немного печальные и мечтательные.
  • Темп – выражает то, с какой скоростью исполняется то или иное музыкальное произведение. Он может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
  • Особым средством музыкальной выразительности является тембр. Он представляет собой окраску звука, свойственную любому голосу и инструменты. Именно благодаря тембру можно различить человеческий или «голос» музыкального инструмента.

К дополнительным средствам музыкальной выразительности можно отнести фактуру – способ обработки определенного материала, штрихи или способы извлечения звуков, динамику – силу звука.

Благодаря гармоничному сочетанию всех вышеперечисленных выразительных средств или их части и появляется музыка, сопровождающая нас в жизни практически повсюду.

Мелодия является душой композиции, она позволяет понять настроение произведения и передать чувства грусти или веселья, мелодия может быть скачкообразной, плавной или отрывистой. Все завит от того, как её видит автор. Темп

Темп определяет скорость исполнения, которая выражается в трех скоростях: медленный, быстрый и умеренный. Для их обозначения применяют термины, которые пришли к нам из итальянского языка. Так, для медленного - адажио, для быстрого - престо и аллегро, а для умеренного - анданте. Кроме того, темп может быть оживленным, спокойным и др.

Ритм и размер как средства музыкальной выразительности определяют настроение и движение музыки. Ритм может быть разным, спокойным, равномерным, отрывистым, синкопированным, четким и др. Так же, как и ритмы, окружающие нас в жизни. Размер нужен для музыкантов, которые определяют, как играть музыку. Их записывают дробями в виде четвертей.

Лад в музыке определяет её направление. Если это минор, то она печальная, грустная или задумчиво-мечтательная, может быть ностальгическая. Мажор соответствует веселой, радостной, ясной музыке. Лад может быть и переменным, когда минор сменяется

Тембр окрашивает музыку, поэтому музыка может характеризоваться как звонкая, темная, светлая и пр. Каждый музыкальный инструмент обладает своим тембром, также как и голос конкретного человека

Регистр музыки подразделяется на низкий, средний и высокий, но это важно непосредственно музыкантам, которые исполняют мелодию, или экспертам, которые проводят анализ произведения Такие средства, как интонация, акцент и пауза позволяют четко понять, что хочет сказать композитор.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ,

ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Музыка – это специфическая форма художественного отражения действительности в музыкальном образе. Существует гипотеза, что музыка произошла из выразительной человеческой речи. Музыкальный образ создаётся с помощью средств музыкальной выразительности:

ТЕМП – скорость исполнения музыки.

ТЕМБР – окраска звука. При определении тембра преобладают слова ассоциативного значения (прозрачная, стеклянная, сочная, бархатная музыка).

ИНТОНАЦИЯ – несёт в себе основное смысловое ядро в музыке, поэтому наиболее важна. Интонация в широком смысле – это развёртывание всего музыкального произведения от начала до конца, интонирование музыкального произведения. Интонация секунды определяет направление музыкального произведения.

РИТМ – последовательность звуков, различных по длине.

ЛАД – эмоциональная окраска звуков, сочетание звуков по высоте (мажор, минор)

РЕГИСТРЫ – высокие, средние, низкие.

ЖАНР – вид художественного творчества, связанный с породившей его исторической действительностью, жизнью и бытом людей (песня, танец, марш – «3 кита» - Кобалевский).

Музыка близка эмоциональной натуре ребёнка. Под влиянием музыки развивается его художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Музыка – величайший источник эстетического и духовного наслаждения. Она сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти.

Учитывая огромное воздействие музыки на эмоции и стремление ребёнка понять и почувствовать её содержание, особенно важно использовать музыкальные произведения, художественно конкретно отображающие близкую и доступную ему действительность. Известно, что одним из источников возникновения музыкальных образов являются реальные звучания природы и человеческой речи – всё то, что воспринимает слух человека в окружающем мире.

Развиваясь в процессе звукового общения, музыка была вначале неразрывна с речью и танцем. Она приспосабливалась к ритму трудовых движений, облегчала их, объединяла людей единым стремлением. Как живописец подражает формам и краскам природы, так и музыкант подражает звучанию – интонациям, тембру, модуляциям голоса. Однако суть музыки не в звукоподражаниях и изобразительных моментах. Музыкальный образ лишён непосредственной, конкретной видимости, но он динамичен по своей природе и обобщённо, звуковыми средствами выражает существенные процессы жизни. «Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежит интонация человеческой речи, - такова природа музыкального образа». (Бореев Ю.Б.)

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает её преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащённая динамикой, тембром и т.п., поддерживаемая сопутствующими голосами.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира.

Особенность музыки, её эмоциональная сила заключается в способности показать богатый мир чувств человека, возникших под воздействием окружающей жизни. «Музыка через раскрытие человеческих переживаний отражает породившую их жизнь». (Ванслов В.В.)

Характер воздействия музыкального сочинения зависит от того, насколько конкретизировано его содержание. С этой точки зрения различают музыку со словесным текстом, программную и непрограммную чисто инструментальную музыку (программная музыка снабжена словесной программой, раскрывающей её содержание).

Непрограммная музыка выражает только эмоциональное содержание. Но это содержание обязательно есть. Им определяются особые познавательные возможности музыкального искусства.

Музыка не даёт новых конкретных фактических знаний, но она может углубить имеющиеся, эмоционально насытив их.

3.Понятие

Купле́т (фр. couplet) - часть песни, включающая одну строфу текста и одно проведение мелодии (напева).

Куплет повторяется в течение песни с новыми строфами поэтического текста, при этом мелодия может оставаться неизменной или слегка варьироваться. В результате образуется так называется куплетная форма, лежащая в основе строения большинства музыкальных произведений песенного жанра.

1) Начало пения; запевание.

2) Начало хоровой песни или каждого ее куплета, исполняемое солистом.

3) Начало былины, обычно не связанное с ее основным содержанием, необходимое для привлечения внимания слушателей; зачин.

часть куплетной песни, исполняемая в конце куплета, в хоровой песне - хором после сольного Запева. В отличие от запева, текст которого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Для П. характерны простота напева, ритмическая чёткость. Часто текст П. представляет выражение общей идеи, лозунг, обращение (особенно в революционных и массовых песнях). Во многих случаях П. каждый раз исполняется дважды, что придаёт ему особую весомость. Соотношение «запев - припев» переносится и в инструментальную музыку, - возникает двухчастная форма, вторая часть которой часто также повторяется, Рондо или рондообразная форма (см. Музыкальная форма).

№4. Понятие о бесписьменной и письменной музыкальной культуре. Особенности фольклорного музыкального искусства как явления, его черты как специфического пласта музыкальной культуры: устность, вариантность и вариативность, наличие типовых напевов, синкретичность и др.

Сущность и специфика фольклора как явления, особенности музыкального языка Проблема формирования национального самосознания как основы сохранения национального своеобразия культуры в современных условиях мировой глобализации несомненно заслуживает пристального внимания уже на первоначальном этапе постижения культуры человеком – в период дошкольного детства. И фольклор (народная мудрость), и авторские произведения искусства выступают незаменимыми средствами воздействия на чувства и сознание дошкольника, поэтому любая сфера воспитания, в том числе воспитания музыкально-эстетического, предполагает использование образцов национальной культуры и, в первую очередь, музыкального фольклора. Музыкальный фольклор - это совокупность песенного, танцевального, инструментального творчества народа. Фольклор является более древним пластом музыкальной культуры, чем музыка композиторская. Это бесписьменная музыкальная культура, которая значительно отличается от письменной. Фольклор обладает рядом особенностей, учет которых позволяет эффективно использовать его в музыкальном развитии детей дошкольного возраста. 1. Для фольклорной традиции характерна устность, передача от человека к человеку, из поколения в поколение. В связи с устностью в произведениях фольклора используются частые повторы мелодических оборотов и текстов (в расчете на ограниченные возможности памяти человека), лаконичная музыкальная форма. Эти особенности делают музыкальный фольклор доступным детям дошкольного возраста. 2. В результате устности в фольклоре сложились такие черты как вариативность, вариантность. Вариантность подразумевает существование многих схожих вариантов одного образца в пространстве (различные регионы) и во времени. Вариативность - изменение образца во время его исполнения (в зависимости от возможностей исполнителя). Эти черты фольклора позволяют использовать его произведения в качестве бесценного материала для развития музыкально- творческих способностей дошкольников. Разучиваемый с дошкольниками фольклорный образец является моделью, на основе которой ребенок может импровизировать, создавать свои варианты, не вступая при этом в противоречие с самой природой фольклора. 3. В результате устности в фольклоре зафиксировались типовые мелодии, ритмы, тексты, которые переносятся из одного образца фольклора в другой, часто являются признаками жанра (терцовый лад в колыбельных песнях, распетый пятый слог во фразах колядных песен, текстовые рефрены «Шчодры вечар, добры вечар», «Каляда», «Агу, вясна!» и др.). Дошкольники, знакомясь с рядом традиционных напевов, усваивают «лексику» и «грамматику» национального музыкального (как и вербального) языка. В этом процессе обогащается музыкальный интонационный словарь ребенка, а фольклор становится для него узнаваемым (в результате частой повторяемости) и близким явлением. 4. Для фольклора (особенно раннего пласта) характерна синкретичность - слитность всех его элементов (пения, движения, использования инструментов, игрового начала). Мировосприятие ребенка также синкретично, виды музыкальной деятельности дошкольника тесно связаны между собой. Таким образом, фольклорный репертуар соответствует возрастным возможностям и потребностям ребенка дошкольного возраста

4.Понятие

Инструментальная музыка - музыка, исполняемая на инструментах, без участия человеческого голоса. Различают сольную, ансамблевую и оркестровую инструментальную музыку. Широко распространена в классической музыке, джазе, электронной музыке, нью-эйдже, пост-роке и т. д.