Рыночные девушки из ганы. Рыночные девушки из Ганы (31 фото)

Что для нас современная женщина? Красивая, ухоженная, успешная девушка, которая занимается спортом, следит за собой, водит машину, пьет кофе с подружками по выходным, строит отношения и планирует семью. Иногда нам сложно представить, что в ХХІ веке существует другая реальность. Где женщины и девушки – своего рода товар, они прикованы к кухонной плите и даже не могут оплатить покупку в магазине. Рождаются, чтобы подавать пищу и иметь детей от мужчин, которых, возможно, не любят.

Сегодня мы расскажем вам историю молодой журналистки, которая сняла любительский сериал и показала всему миру, как живут ее соотечественницы в Гане, стране, расположенной в Западной Африке.

«Я родилась в Африке. Но выросла в США. И когда попала на родину, поняла, что весь мир уже в ХХІ веке, но африканские женщины еще надолго останутся в Средневековье».

Так начинает рассказывать свою историю Николь Амартефио – уроженка Ганы, всю жизнь прожившая в США, девушка посмотрела на свою страну через призму западного воспитания.

«Сначала я думала просто об этом написать, но потом родилась идея снять сериал», - говорит Николь.

Николь еще бы долго продумывала все тонкости будущего фильма, если бы не природный катаклизм. Поворотной точкой стало землетрясение 23 августа 2011 года, магнитуда подземных толчков составляла больше 5.9. В страшной спешке Николь покидала свой офис и в ее голове крутилась только одна мысли: «Боже, я так и не сняла свой сериал, не показала неизвестную африканскую женщину».

«Земля содрогалась, мебель со страшным скрежетом падала на пол, люди в спешке покидали офисы, а я страшно злилась сама на себя, что моя идея так и умрет со мной», - вспоминает Николь.

«Если бы не то землетрясение, то я бы до сих пор сидела перед телевизором и жаловалась, что не умею писать так, как героиня сериала «Секс в большом городе». Но, благодаря этому стихийному бедствию, я решила – или я возвращаюсь в Гану и снимаю сериал, или мне придется жалеть до конца моих дней», - говорит девушка.

30 летняя Николь вылетела в страну, которую знала только по рассказам мамы и со средств массовой информации, в надежде, что ей удастся наладить новую жизнь. К тому же, ее интересовало, как миллионы женщин справляются с абсолютной властью мужчин. Но полное отсутствие опыта и денег сразу исключали возможность сотрудничества с киностудиями.

Николь не привыкла так просто сдаваться, поэтому быстро нашла выход из ситуации. Она поселилась у родственников и на первое время одолжила денег у друзей. А отснятый материал решила публиковать в интернете. Бесплатно. И таким образом, свет увидел сериал «Африканский город», первая серия которого собрала более миллиона просмотров на канале Ютуб .

Все ситуации, описанные в картине, взятые из жизни. Например, история с пограничниками.

Добро пожаловать домой?

Приключения начались сразу в аэропорту, где пограничная полиция устроила девушке допрос – она не знает языка, внешний вид и поведение отличаются от местных жительниц – никто не верит, что она гражданка Ганы. Элегантная, утонченная, в узеньких джинсах и неброской футболке, очень отличается от пышнотелых, ярко накрашенных аборигенок.
Парикмахер просит заплатить «заграничную» цену, потому что девушка отказалась выравнивать волосы, как это делают «в Европе», в кафе не хотят обслуживать, здесь никогда не слышали о еде для вегетарианцев.

Вы не увидите здесь женщин с большими блюдцами во рту, кормящую мать среди пустыни или умирающую от голода девушку. Это истории о другой Африке.

«Аккра, столица Ганы, пестрела всевозможными вывесками и витринами магазинов. Мне хотелось обойти абсолютно все заведения.Тогда я еще не знала, что женщина не может купить даже продукты – за все имеет право платить только мужчина. Брак тоже считался финансовой сделкой. Я попала в мир, где принято считать, что незамужняя женщина ничего не стоит», - говорит автор фильма.

Молодой женщине очень скоро пришлось усвоить урок, если у тебя есть свое мнение, то его можно высказывать только дома. Бунтарные настроения журналистки поддержала ее новая знакомая Саде, дочь местного пастора, которая никогда не покидала Гану.

Но святой отец никак не повлиял на воспитание своей дочери. Секс – это любимый вид спорта Саде. Она знакомит главную героиню с миром запретных утех и свободного секса. Яркая и противоречивая она все время повторяет «если африканский мужчина говорит, что он свободен, будьте уверенны, его жена спит в соседней комнате» .

Еще одна подружка, полная противоположность Саде, молоденькая Нгози, которая надеется найти не только идеального, но и любящего мужа. Воспитанная в католической семье, девушка пытается соединить западные свободные нравы с консервативными установками родителей.

«Наша Нгози в знак протеста демонстративно вышла из церкви, когда священник начал долгую и заунывную проповедь о том, что жена должна быть тенью своего мужа», - рассказывает Николь.

Точно так же мечтает о белом платье и колечке Макена. Выпускница юридического факультета Оксфорда, девушка возвращается в Аккру в поисках работы. Амбициозная Макена изо всех сил пытается получить место под солнцем в мире, где правят мужчины.

«Вы только представьте, я встречалась с мужчиной, который требовал готовить ему три блюда на каждый прием пищи, но я адвокат, а не кухарка», - жаловалась подружкам Макена.

Четвертая девушка - Зейнаб владеет фирмой, которая экспортирует масло Ши в Соединенные Штаты. Однако именно это и мешает ей наладить личную жизнь. Все мужчины на ее пути говорят только одно: «лучше бы ты была домохозяйкой, чем подписывала многомиллионные контракты».

«Зрители жаловали мне, что мужчины показаны в плохом свете. Но в этом и есть вся правда. Большинство из них обманывают своих жен. Или же придя на первое свидание, будьте готовы к тому, что вас позовут замуж, ведь женщина для африканского мужчины - это няня, прислуга или повар», - рассказывает режиссер фильма.

«Об африканских мужчинах рассказано уже достаточно. Теперь пришло время женщин, и я не извиняюсь за это», - говорит Николь.

Николь (в сериале девушка назвала себя Наной), Макена, Нгози, Саде и Зейнаб – умные, современные девушки, которые точно знают, чего хотят от этой жизни и не бояться показать свои феминистские взгляды. Они требуют равных прав на работе, где кроме предложения выйти замуж ничего ждать не приходиться, у себя дома и в постели.

Николь рассказывает историю молодой барышни, которую вынудили заниматься сексом. И она не могла понять, что это изнасилование, что в цивилизованных странах об этом заявляют в полицию и это преступление. Власть мужчины там не обсуждают.

Бой с шовинизмом в любом проявлении

«В «Африканском городе» я хочу показать всему миру важные для меня вещи, но в юмористической форме. Это сложно, но по - другому это не работает», - говорит Николь.

Иногда ситуации в сериале выглядят абсурдными, но все они правдивые. Например, Саде заказала в США запрещенный в Гане вибратор, и даже пыталась подкупить пограничника. Девушка убеждает силовика, что это массажер для шеи, но в результате оказывается за решеткой за попытку подкупа должностного лица и контрабанду. Ситуацию удалось урегулировать только при помощи старшего брата, который знаком с офицером полиции.
Коррупция - одна из многих проблем страны, на которою указывает режиссер.

Конечно, для западного зрителя некоторые поднятые вопросы могут показаться уж очень простыми, даже тривиальными. Например, девушки постоянно жалуются на отключения света, что также является источником комичных ситуаций, когда электричество пропадает при знакомстве.

Режиссер сериала с юмором подошла к людским недостаткам и описала истории из реальной жизни, которые могут случиться с каждым. Например, новый знакомый Нгози пытался пригласить ее на кофе и для этого названивал каждые полчаса. Но чтобы сэкономить деньги на телефонном счете, просто отключался после первого гудка, надеясь, что девушка ему перезвонит.

К сожалению, к вопросам об отношениях добавляются и вопросы гигиены. Макена просто сходит с ума, когда выясняется, что ее партнер отказывается принимать душ, объясняя это тем, что половина Африки не имеет доступа к воде.

«Женщина в Гане считается человеком второго сорта. Несколько лет назад к моей подружке, которая как раз окончила Кембридж, на вручение дипломов прилетели родители. И в день церемонии отец попросил ее приготовить джолоф с козьим мясом (традиционное африканское блюдо с рисом). И вместо того, чтобы праздновать с друзьями, выпускник одного из самых престижных вузов, она бегала по городу в поисках этого козьего мяса. Эта история многое рассказывает о роли женщин в моей стране», - резюмирует Николь.

«Нам надо перестать притворяться и начать называть вещи своими именами. Я рассказываю только малую часть того, что происходит в Африке на самом деле. Но мир должен об этом знать. Ко мне подходили на улицах и говорили спасибо за то, что я делаю. Даже взрослые женщины одобрили тот эпизод, где героини моего сериала призывают африканских мужчин использовать презерватив. Значит, мы не настолько консервативны, как принято считать», - убеждена автор фильма.

После успеха первого сезона, Николь сразу получила ряд предложений от телеканалов, которые спонсировали второй сезон. Но, как признается сама автор «Африканского города», лучшей наградой за ее работу был комментарий на Ютубе под одной из серий. Молодая женщина написала «я родилась в Пуерто-Рико. Пол жизни прожила в Нью-Йорке, сейчас я живу в Италии. Вы спросите, что есть общего у меня и героинь сериала? Я отвечу вам. Все!»

И пусть в западном обществе преобладает стереотип, что Африка - это голод, постоянные конфликты и болезни, но этот любительский сериал рассказывает, что женщина везде остается женщиной. Пусть небольшая история Николь поможет нам ценить то, что мы имеем. Несмотря на все наши проблемы, у нас остается право быть любимыми, быть женщинами.

Одна из проблем, с которой сталкивается Гана и которая, по мнению некоторых, мешает нормальному развитию страны – это так называемые «рыночные девушки» или «Kayayo». Большинство из них приезжают работать с севера страны в столицу Аккра. Многие здесь и остаются, так как условия жизни в столице лучше, чем дома.

Для торговцев такие девушки крайне необходимы, но как показала практика, именно они становятся легкой добычей для грабителей и других преступников. Но даже, несмотря на все эти опасности, девушки остаются ночевать прямо на рынке, используя его как убежище.

Только благодаря рынку эти женщины могут прокормить себя и свои семьи, а также спасаются от военных конфликтов, происходящих на севере страны. Каждая из них боится того, что однажды им придется оставить работу, вернуться домой и снова столкнуться с войной.

В их обязанности может входить как переноска чьего-то багажа, так и доставка продуктов и покупок. Бывают такие случаи, что женщины поднимают груз, тяжелее своего собственного веса. Иногда подобной работой занимаются и мужчины, но в большинстве своем встретить мужчин можно в основном на стройках. Для большинства «Kayayo» переезд на юг обозначает вход во взрослую жизнь, переход от традиций к современности.

Многие считают, что культура «Kayayo» необходима, так как, проживая на небезопасном севере страны, им приходится поддерживать друг друга. В основном миграция с севера происходит в период между сельскохозяйственными сезонами.

Правительство Ганы все чаще приходится обращать свое внимание на этих людей. Многие жители страны уверены, что именно «Kayayo» тормозят развитие Ганы и призывают правительство заниматься этим вопросом. Люди надеются, что благодаря поддержке и финансированию ситуация на севере страны изменится и многим молодым людям не придется жить в страхе за свои жизни и покидать дома в поисках лучшей жизни.

1. Рынок на окраине столицы страны. На фотографии «Kayayo» - рыночные носильщики, которыми в основном работают молодые девушки и женщины, но иногда можно встретить и мужчин.

2. Многие из Kayayo являются выходцами из северной части страны, приехавшие в поисках работы, и готовые пережить все, стремясь заработать деньги.

3. Сумайя, 35 лет, работает «Kayayo» в Аккре, чтобы оплатить учебу дочери Аиши. Сама же Сумайя никогда не ходила в школу.

4. Женщины спорят, кому достанется работа по разгрузке машины.

5. Уставшие женщины в ожидании работы.

6. Рынок на окраине столицы страны.

7. Уставшая женщина в ожидании работы.

8. Сотням молодых девушек, как 23-летняя Сакина, приходится ночевать прямо на улице.

9. Алима, 22 года, подверглась сексуальному насилию в трущобах, где ей приходится жить. На фотографии она вместе со своим полуторагодовалым сыном.

10. Трущобы «Old Fadama» в Аккре, которые местные называют «Содом и Гоморра». Именно здесь за 1 ганский седи (0,68$) в неделю снимают жилье большинство «Kayayo».

12. Секина, 16 лет, и Зинаб, 19 лет, приехали в Аккру работать на рынке на время школьных каникул.

13. Каждый раз им приходится платить за то, чтобы помыться и постирать белье.

14. 11 человек платят по 50 ганских седи в неделю за то, чтобы жить в этой маленькой комнатке.

15. Марьям вместе с подругой работают «Kayayo». Они впервые увидели пляж и море именно в Аккре.

16. Линда, 20 лет, и Алима, 25 лет, работают «Kayayo», но кроме этого по вечерам они подрабатывают парикмахерами в одном из салонов Аккры.

17. Азими, 42 года, в течение 15 лет работала «Kayayo», и на деньги, которые ей удалось отложить, она смогла открыть небольшой ресторанчик и нанять девушек «Kayayo».

18. Девушки «Kayayo» за работой на одном из рынков Аккры.

21. Обломки трущоб, которые были снесены одной из частных строительных фирм. В результате сотни «Kayayo» остались без крова над головой.

22. Благодаря одной из общественных организаций у девушек «Kayayo» есть возможность послушать музыку и потанцевать в воскресенье вечером.

24. Амату, 19 лет, работала «Kayayo» в Аккре в течение нескольких месяцев. Она хотела заработать денег на обучение и стать медсестрой. Как это часто бывает с «Kayayo» ее сбила машина и теперь она не в состоянии работать. Девушка решила вернуться к семье, которая живет на севере страны.

25. Амату вместе со своей семьей. У ее матери 10 детей.

26. 19 летняя Амату.

28. Сакине довелось работать «Kayayo» в Аккре и теперь она рассказывает другим о своем горьком опыте, чтобы предостеречь молодых девушек от работы «Kayayo» в крупных городах, где с ними может произойти все, что угодно.

29. Автобусная остановка. Отсюда молодые люди отправляются в столицу работать «Kayayo».

30. Амата работает в одной из общественных организаций. Она пытается убедить молодых девушек не уезжать в крупные города и не работать «Kayayo».

31. Благодаря одной из общественных организаций Латифе и ее сестре Амче удалось начать свое небольшое дело.


via bigpicture

ИЗ ИНЕТА
Мошенничество на сайтах знакомств: американские «военные» аферисты

Сегодня я расскажу вам об одном из самых распространенных сценариев обмана на сайтах знакомств с иностранцами. Этот способ мошенничества сейчас настолько «популярен», что думается, каждая вторая из нас сталкивалась с подобным. Несколько раз в неделю я получаю сообщения от женщин, которые описывают практически одинаковые ситуации и свои сомнения по поводу мужчин, которые им пишут. Видимо у многих срабатывает та самая женская интуиция. И они обращаются ко мне с просьбой проанализировать ситуацию и развеять (а чаще подтвердить) их сомнения по поводу каждого конкретного мужчины.

А так как раз за разом ситуации повторяются, то я решила описать этот, один из самых распространенных сценариев обмана на сайтах знакомств.

Итак, американские «военные» аферисты.

Скамеры, которые «работают» по этому сценарию, представляются американскими военными (в чинах, не рядовыми).

markerон - американский военный, служащий в Афганистане (обычно) или в Сирии (это тенденция последних дней, мошенники тоже в курсе политических новостей). Он может быть просто военным или военным врачом;

markerон разведен или вдовец, скорее всего имеет детей;

markerсрок его службы подходит к концу, и он пишет, что до окончания контракта осталось 1-2 месяца. Или возможен другой вариант: через 1-2 месяца у него планируется отпуск, во время которого он хочет встретиться с вами. В любом случае он все опишет так, что вы не будете сомневаться в скорой встрече с мужчиной;

markerон присылает фото в военной форме.

В общем на первый взгляд мужчина будет абсолютно положительным и не вызывающим никаких подозрений.

американские военные аферисты на сайтах знакомств

Внимание! Довольно часто мошенники используют имена, фамилии и фото реальных людей, т.е. настоящих офицеров американской армии.

Наиболее часто используемые имена: William GBoykin, Марк Мартин, Karl.W.Eikenberry, Tommy Frank, Andy Thomson, Robert Duff Lopez, Карл Йекенбери, Miller Andersen Fenlason, William GBoykin

markerОн без проблем даст вам свой номер телефона, но этот номер будет скорее всего английским.

Внимание! Если мужчина дает вам номер телефона и он начинается на +44 70, то скорее всего это обманщик. Именно такие телефонные номера чаще всего используют нигерийские скамеры

А что же дальше? Он будет писать вам нежные письма. Буквально с первых писем вы будете чувствовать, что именно эти слова вы всегда хотели услышать. Комплименты, нежности, признания в любви, планы на будущее. Все это так красиво… Вы просто купаетесь в его любви и нежности!

Эх… Вот она, слабая черта наших женщин! Обычно на этом они нас и «ловят»! Нам не хватает нежности, мы все в душе романтичные девушки (независимо от возраста, жизненного опыта и степени цинизма). И поэтому добрые слова, комплименты и признания заставляют сердце биться быстрее. Мозг отказывается обращать внимание на подозрительные моменты, потому что чувства выходят на первый план…

черный список женихов

После того, как вы уже привыкли к общению с ним, к ласковым словам и комплиментам, после того, как вы ловите себя на мысли, что начинаете ждать вашего общения, его писем и теплых слов, вот тогда вы уже готовы. Предварительная работа мошенника закончена и начинается основная часть, ради которой все это и затевалось.

В дальнейшем развитии событий тоже возможны некоторые варианты и я опишу наиболее распространенные:

Он купил украшения/ткани (или что-то еще, что стоит недорого в той стране, где находится он, но имеет большую ценность в его/вашей стране) и хочет сделать вам подарок

Нашел чемодан с долларами/бриллиантами во время военной операции и хочет переслать их из страны, а вы самый близкий для него человек, значит посылать это он будет вам

Спас члена королевской семьи/шейха/местного богатея и за это ему дали кучу денег, которые ему надо вывезти из страны и т.д. (смотри выше)

В общем, у него появились некие ценности, которые он хочет переслать вам (для начала на временное хранение). Ведь вы уже почти его жена, он так вас любит и все такое… А поскольку все эти деньги/украшения (или что он там еще придумал) добыты не совсем легальным путем, то он не хочет все это афишировать, платить налоги и т.д. Поэтому он будет переправлять чемодан с деньгами/ценностями со своим знакомым дипломатом дипломатической почтой (которая, как известно, не вскрывается) или с сотрудником Красного Креста. Мужчина может даже написать точные даты, когда вам нужно встречать самолёт и вашу посылку от него. Понятно, что посылки не будет.

Через некоторое время, когда вы уже с нетерпением ждете посылку, он присылает письмо и пишет, что случилось непредвиденное, и посылка застряла в африканской стране под названием Гана.

Внимание! Вот это тоже одна из особенностей данного сценария мошенничества. Дипломатов останавливают именно в Гане. Видимо там самые строгие таможенные плавила или самые жадные сотрудники таможни. Шучу, конечно. Как вы понимаете, это очередная уловка скамеров, никакой посылки изначально не было, никакой дипломат никуда не ехал и т.д.

Дальше по сценарию любимый почти-муж пишет, что нужно выплатить некую сумму денег, чтобы посылка отправилась дальше (как вариант, нужно заплатить еще и чтобы ее не вскрывали). Сумма может быть разной, в зависимости от вашего благосостояния. Выводы о наличии у вас денег делаются исходя из ваших же предыдущих писем. Он может попросить как 4000 долларов, так и 800.

Параллельно с просьбой денег идут пылкие признания в любви, уверения в том, что у него абсолютно безвыходная ситуация и именно поэтому он обращается к вам с такой просьбой, что ему жутко неудобно, но все сложилось так… В общем на женщину идет массированная психологическая атака.

Если вы сразу отказываетесь послать деньги, то посылка (предположим, что она есть) может отправиться дальше (видимо своим ходом) и застрять на таможне какой-нибудь другой страны и для ее выкупа уже потребуется меньшая сумма. И так будет продолжаться до тех пор, пока вы или не пошлете деньги или не пошлете самого мошенника. Но даже в случае посыла мужчины вы будете продолжать получать письма с таможни, от него, от друга-дипломата и т.д. с просьбами-мольбами-угрозами- требованиями немедленно оплатить, взываниями к вашей совести, чувству долга и т.д.

Будьте готовы к тому, что вам могут послать копии квитанций о вашей посылке, копии каких-то квитанций с таможни. Здесь расчет идет на то, что мы не разбираемся в этих иностранных документах и, как говорил Остап Бендер, при современном развитии печатного дела, подделать можно все

Также вам могут звонить в таможни и просить переслать деньги. В общем, обработка может вестись со всех сторон. Мошенники работают группой и помогают друг другу.

Что делать, если вы попали в такую ситуацию?

Полностью игнорируйте все просьбы/звонки и не поддавайтесь на этот прессинг;

Как только мошенник поймет, что вы действительно не будете платить, он сразу оставит вас в покое. Обычно такие скамеры «обрабатывают» сразу несколько потенциальных жертв, так что как только он поймет, что с вас толку не будет, то он сразу переключится на другую жертву.

Можно попросить прислать копию паспорта и реквизиты банковского счета и нежно намекнуть, что у вас есть друзья в российской внешней разведке и по дружбе (исключительно частным порядком и по своим каналам) они проверят эти данные и только потом вы пошлете деньги дорогому будущему мужу. При этом не забудьте поинтересоваться, не имеет ли он чего против таких действий с вашей стороны?

Можете упомянуть про «аферу 419» и дать понять, что вам знаком этот термин. Коротко для справки: именно так в американские правоохранительные органы называют приемы мошенничества, которыми пользуются нигерийские скамеры.

А подробнее об этом сценарии мошенничества я расскажу в следующей статье из рубрики «Мошенничество на сайтах знакомств».

ВНИМАНИЕ! На сайте есть черный список женихов, который мы собираем общими усилиями. Если у вас есть своя история общения с мошенником, то добавляйте информацию о нем, с фото, ссылками и всем, что есть, в наш черный список. Увы, но закон не может защитить нас от этих мошенников, поэтому давайте защищать себя сами!

И для таких "американских военных" я сделала отдельный раздел, потому что в последнее время это наиболее популярный сценарий обмана женщин на сайтах знакомств. Переходите по ссылке и смотрите внимательно. Может быть увидите знакомые лица...

Ночь. Ливень. Наш джип скользит по глиняной поверхности. Это что-то вроде дороги. Мы съезжаем боком с горки, а потом продолжаем мчаться. И пока мы подпрыгиваем, постоянно ударяясь головами об потолок, водитель то и дело радостно кричит по-русски «со-ба-ка!», чтобы потом юзом объехать ее. Мы в Гане. Едем с инаугурации вождя местного племени. Что мы здесь делаем? Вопрос своевременный.

Амонфопон. Синтия, тетя Джейн. Кадр из документального фильма, рабочее название фильма — «Африка подскажет»

Завязка

В Гане мы снимаем документальный фильм. Его героиня — Джейн. Вернее, Джейн Кандидовна Анкома. Родившаяся и выросшая в Санкт-Петербурге, она переехала учиться в Москву, устроилась на работу, сняла квартиру, а в промежутках успела стать скрипачкой и известной в городе моделью. У ее мамы польские и белорусские корни, у папы — ганские, оба живут и работают в Петербурге. В Гане у Джейн есть родные — бабушка, тетя и многочисленные двоюродные и троюродные братья, сестры, племянники и племянницы, но она никогда не видела их лично, даже бабушку. Разве что в скайпе пару раз в год. И тут она узнает, что ее тетя, мать девяти детей и владелица автомастерской в Кумаси, втором по величине городе страны, станет вождем целого региона в Западной Африке. Джейн покупает билет на самолет и отправляется в Гану, а мы спешим вслед за ней, чтобы снимать языческие обряды в местах, до которых никогда прежде не добирались приезжие.

Москва. Джейн - за несколько дней до путешествия в Гану. Кадры из документального фильма, рабочее название фильма - «Африка подскажет»

© Анна Колчина; Алексей Кузмин-Тарасов

Москва. Джейн - за несколько дней до путешествия в Гану. Кадры из документального фильма, рабочее название фильма - «Африка подскажет»

© Анна Колчина; Алексей Кузмин-Тарасов

Сборы

За емкой фразой «купили билеты и полетели» стоит несколько недель подготовки и обсуждений того, ехать ли вообще в страну, где так просто подцепить как минимум один из десятка видов лихорадки. Однако возможность оказаться там, где не бывала ни одна международная съемочная группа, и стать свидетелями обряда инаугурации вождя, который проводится в этом регионе впервые за 135 лет, слишком заманчива. Решившись, сделав прививки и проглотив «Лариам» (антималярийное средство. — Прим. ред.) , от которого снятся странные, яркие и удивительно реалистичные сны, мы собираем багаж, предусмотрительно кидаем в чемоданы джин (хинин выводит из организма малярийные плазмодии), бутылки с питьевой водой на первые два дня, растворимые супы и стратегический запас печенья.

Забегая вперед: в последние несколько дней африканской экспедиции мы остались без московских резервов и перешли на местную еду. Преимущественно на «ямс» — лепешки из корнеплодов, по вкусу напоминающие картошку, и «фу-фу» — пюре неизвестного происхождения, а также на бананы и апельсины.

Дорога

Добраться из Москвы до столицы Ганы Аккры можно несколькими маршрутами. Мы летим через Амстердам. На паспортном контроле в Шереметьево девушка признается, что впервые видит визу в Гану. Наверное, еще больше она удивилась бы, узнав, что перед тем, как открыть двери самолета в Аккре, стюардессы опрыскивают салон специальным репеллентом от комаров, а на входе в терминал проверяют прививочный сертификат и измеряют температуру тела.

В здании аэропорта нас встречает Алекс, проводник и водитель (тот самый, который вскоре так быстро освоит русский). Мы выходим с камерой наготове, поскольку снимаем первую встречу Джейн с тетей. Это совсем не мешает грузчикам, наперебой предлагающим свои услуги, накинуться на нас. В попытках отбиться от них съемочная группа в полном составе устраивает пятиминутный бег до машины, во время которого находчивые ганцы, не отставая, выкрикивают суммы, которые все-таки надеются от нас получить. Мы, в свою очередь, считаем не деньги, а чемоданы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 чемоданов… еще раз… 1, 2, 3, 4, 5... Кстати, полет, если не считать времени, проведенного на пересадке в Амстердаме, короче, чем из Москвы в Нью-Йорк. В общей сложности — восемь часов.

От Аккры до Кумаси, где живет тетя Джейн, с юга на северо-запад, немногим больше 240 километров. Впрочем, чтобы доехать по ночной дороге (дорога в этом случае — название достаточно условное) в пятницу, нужно почти шесть часов: пробка в Аккре, снующие между машин люди с упаковками бутылок на головах, любопытные полицейские на постах, постоянно заглядывающее в окно. А еще в него врывается запах жженой пластмассы: в окрестностях Аккры находится одна из самых больших свалок в мире, куда со всего света привозят старую электрическую аппаратуру. Продолжительность жизни работников на этой свалке — до 30 лет.

Шесть часов на машине по кочкам — и ты уже с трудом веришь, что добрался до своей «виллы», представляющей собой дом за высоким забором с обязательными москитными сетками на окнах. Когда живешь где-то в Гане, москитные сетки — главное, все остальное уже не очень важно.

Первые дни в Гане

В Гану мы прилетаем за несколько дней до инаугурации, чтобы успеть познакомиться со страной и ее центральным регионом Ашанти. В нем живет много христиан, сохраняющих культ предков, объектом которого издавна были вожди и старейшины, а также культ сил природы, особенно духов рек.

Улицы Кумаси. Кадры из документального фильма, рабочее название фильма — «Африка подскажет»

В первую очередь нам показывают две деревни: первая — Бомпата, куда 135 лет назад перебралась семья Джейн, а вторая — Акум, где Джейн впервые встретилась с родной бабушкой Алисой. Небольшие деревни в стране состоят из 15-20 построек и часто расположены под сенью какого-нибудь огромного древнего дерева. Британские колониальные здания в Гане практически нигде, кроме столицы Аккры, не сохранились.

В Бомпате мы едем в школу — огражденное место под низким навесом, где классы разделены досками, — в которой учился папа Джейн перед тем, как в возрасте 21 года перебраться из Ганы в Россию, в Петербург. Легко представить себе всю экзотичность перемен в его жизни.

Заезжаем мы и на поминки. Похороны и поминки для ганцев — особое торжество. Здесь очень распространена профессия гробовщика, а магазины с гробами встречаются даже чаще булочных. Если вы проезжаете деревню, а там народ, высыпав на улицы, празднует что-то в красно-черных платьях, верный признак — кто-то умер. Нам показывают гробы в форме кукольных домов, машин или даже лошадей.

Когда мы приезжаем в Акум, с разных сторон навстречу нам начинает сбегаться народ. Бабушка, высокая седая женщина, одетая в яркое нарядное платье, бежит в конце толпы. Джейн выходит из машины — и все расступаются. Они обнимаются, а потом, взявшись за руки, идут в дом. Алиса практически не говорит по-английски, поэтому с переводом ей помогают. Кстати, официальный язык в Гане — именно английский, но в реальной жизни им мало кто владеет. Местные пользуются языками акан, дагбани, эве, адангме, дагааре, га, нзима и другими, скорее даже не языками, а диалектами.

Джейн: «Инаугурации предшествовала история возвращения моей семьи на родную землю. 135 лет назад моим прародителям и другим жителям Аманфопона пришлось покинуть его из-за конфликта с соседним селением (селения поругались на почве обвинений прапрапрадедушки Джейн в том, что его жена не умела готовить. — Прим. авт.). Выбор нового места жительства пал на деревню Бомпата, в которой родилось и выросло не одно поколение моих родственников. При переселении удалось сохранить стул (назовем его "трон"), один из 78 по всей Гане, который является символом принадлежности к власти. Поскольку править в Аманфопоне у моей семьи возможности уже не было, они оставили "трон" хранителю, который, как и его последователи, должен был управлять городом до возвращения семьи. И именно в этом году старейшины рода решили, что настало время вернуться в когда-то оставленный город. Ими был проведен отбор среди всей семьи, и выбор пал на Синтию».

© Анна Колчина; Алексей Кузмин-Тарасов

Аманфопон. Джейн. Кадры из документального фильма, рабочее название фильма - «Африка подскажет»

© Анна Колчина; Алексей Кузмин-Тарасов

На инаугурацию, как почетным гостям, нам дарят наряды. Цвета орнамента в них обозначают: желтый и оранжевый — золото, которое добывают в стране; красный — кровь, которую пролили в Ашанти в борьбе за независимость; зеленый — плодородие Ганы. Джейн необыкновенно идут местные одежды — в них она напоминает гогеновских таитянок. Она вообще достаточно быстро адаптируется: пробует носить упаковки с водой на голове, пытаясь научиться легкой и изящной походке ганских женщин.


Слева направо: фотограф Миша Шолохов, оператор Макс Клёнов, Джейн, автор идеи и продюсер проекта Галина Колчина, звукорежиссер Аня Зобова, режиссеры Анна Колчина и Алексей Кузмин-Тарасов

из личного архива

Тетя Джейн — Синтия — будет управлять 77 поселениями, а одной из главных ее обязанностей станет «улучшение жизни региона». Например, несколько лет назад были украдены деньги на дорогу (заметить это, прыгая по кочкам, совсем несложно) — и с этим ей придется разбираться, как и с просьбами, проблемами и жалобами людей, которые она постарается решить. Надо признать, что в современной Гане официальная власть исключительно гармонично сочетается с управлением на местах, которое осуществляют как раз вожди.

Церемония инаугурации

Когда нам сообщают, что на инаугурации Синтию «представят городу», мы ужасно расстраиваемся — сразу думаем о мужчинах при галстуках и в строгих костюмах и о скучной торжественной церемонии. В этот момент мы еще не знаем, как сильно заблуждаемся.

В первый день инаугурации съемочную группу представляют бывшему вождю, на смену которому пришла Синтия, вождям других регионов и их помощникам. В прохладной комнате с голубыми стенами все молча сидят и разглядывают друг друга, а потом по очереди встают и пожимают руки. Помощник шамана выливает в угол комнаты из бутылки, на которой значится надпись «Для питья и ритуалов», какую-то жидкость, а тетя Джейн молча за всем наблюдает. Потом процессия выходит из дома, пробирается через толпу нищих, желающих приветствовать нового вождя, и идет по улицам. Постепенно в нее вливаются деревенские жители.

Аманфопон. Инаугурация вождя. День первый. Кадры из документального фильма, рабочее название фильма — «Африка подскажет»

Мы достаточно долго идем босиком, потом сворачиваем с проселочной дороги в джунгли и спускаемся к реке. Там шаман (женщина в светлом платье, которой на вид не больше 50 лет) готовит для вождя ритуальное блюдо. Все замирают. Она ломает крылья петуху и достаточно ловко перерезает горло барану, которого предварительно притащили и скинули вниз к воде. Ярко-малиновая кровь заливает берег реки и стекает в воду. После шаман что-то выкрикивает, и несколько человек начинают стрелять в небо из ружей. В этот момент толпа отворачивает от реки и выбегает, не оборачиваясь, из джунглей. Как нам потом объясняли, таким образом шаман и народ оповестили воды рек региона о том, что пришел новый вождь.

На второй день мы приезжаем очень рано, чтобы успеть пообщаться с Синтией и взять у нее интервью. Мы долго ждем ее у входа в единственный в окрестностях дом с террасой. В деревнях по большей части невысокие постройки. В комнатах вдоль стен расставлены пластмассовые стулья, а над ними, под потолком по периметру комнаты, обнаруживаются полки с семейными фотографиями. Кстати, в городах интерьеры примерно такие же, но, как правило, не обходится еще без телевизора и дивана. За столом в Гане никто не ест, все рассаживаются на стулья (а дети обычно стоят) и едят приготовленное руками. Молча.

Синтия наконец-то выходит к нам. В белом платье, обвязанном оранжевой тканью, с золотыми бусами на шее и браслетами на руках и ногах, с привезенными нами в подарок павловопосадскими платками за поясом она невероятно хороша.

© Анна Колчина; Алексей Кузмин-Тарасов

Аманфопон. Тётя Джейн - Синтия - отвечает на наши вопросы перед инаугурацией. Кадры из документального фильма, рабочее название фильма - «Африка подскажет»

© Анна Колчина; Алексей Кузмин-Тарасов

Пока мы записываем интервью, из окрестностей собирается народ. Вскоре приезжают и барабанщики, а к дому приносят два открытых деревянных гроба. В них сажают двух живых старых вождей — один приехал на инаугурацию из другого региона, второй был хранителем власти в Аманфопоне до прихода Синтии. Все происходит в заданном ритме, толпа пританцовывает. Пока вожди усаживаются, женщины обмахивают их платками и веерами. А потом люди поднимают ящики, ставят их на головы и уходят.

В процессии участвуют человек триста — все идут по улицам Аманфопона, а старейшины в первых рядах беспорядочно стреляют из ружей в воздух. Впереди бежит и танцует шаман, на этот раз мужчина, напоминающий перформансиста из фильма Рубена Эстлунда «Квадрат». Отличие только в том, что шаман настоящий. Здесь можно оговориться и заметить, что перед шаманом бежим мы с оператором Максимом, придавая всей процессии еще более интересный вид. После того как шаман заканчивает свой обряд, обсыпав себя то ли мукой, то ли пудрой, процессия сворачивает с дороги на деревенскую площадь и рассаживается на заранее приготовленные стулья, выставленные под навесом вокруг импровизированной сцены, чтобы дождаться проповеди католического священника.

Аманфопон. Инаугурация вождя. День второй. Кадры из документального фильма, рабочее название фильма — «Африка подскажет»

Языческие обряды и христианские традиции в Гане сочетаются. Около 70% населения страны — христиане (в основном католики и протестанты), около 17% — мусульмане (главным образом сунниты), остальные либо придерживаются традиционных африканских языческих верований, либо исповедуют другие религии. Есть приверженцы синкретических христианско-африканских церквей и сект.

Сразу после окончания проповеди начинается сильнейший ливень, который не заканчивается ни ночью, ни на следующий день. В деревне говорят, что это очень хороший знак.

Аманфопон. Инаугурация вождя. День второй. Кадры из документального фильма, рабочее название фильма — «Африка подскажет»

Иностранцы на деревенских улицах

Местные по-разному реагируют и на камеру, и на нас самих. Появляется ощущение, что в тех поселениях, где мы оказываемся, люди впервые видят не только съемочную группу, но и белых. Дети подходят к нам, дотрагиваются до рук, гладят по коже, рассматривают и изучают. Порой кажется, что они вообще не различают нас, не понимают, что сейчас смотрят на одну девушку, а потом на другую. Реагируя на нас с явным любопытством, жители деревень в основном относятся к нам уважительно — не в последнюю очередь из-за покровительства Синтии. А среди детей фурор, конечно, производит дрон. Они вообще несколько раз нас спасли: мы терялись в праздничной толпе, а они выводили нас друг к другу, то и дело выкрикивая «I saw your face».


Режиссер Алексей Кузмин-Тарасов и оператор Макс Клёнов запускают дрон в деревне Аманфопон

Галина Колчина

Гуляя по деревенским улицам, мы все время размышляем о бессмысленности профессии журналиста в этих регионах Ганы. Телевизоров здесь нет, так же как радио или интернета, а телефоны у деревенских жителей встречаются значительно реже, чем у городских. Впрочем, с одним журналистом мы все же знакомимся. Во время гама на инаугурации к нам подходит старенький дед, представляется по-английски «местным корреспондентом» и даже предлагает обменяться материалами.

Главное средство коммуникации в Гане — громкоговорители. Они повсюду — и в городах, и в деревнях — непрерывно сообщают информацию. Например, о расписании автобусов в столицу Аккру. Вся местная жизнь вообще происходит у дороги: здесь моют детей, беременные женщины с тазами на головах, продавая воду, ходят между машин, бегают страдающие от жары собаки, бродят козы, старухи варят какао-масло, а «браконьеры» расхваливают деликатес: копченых и сушеных крыс.

Телевизор мы смотрим, когда находимся в гостях у Синтии в Кумаси. В эфире нон-стопом сменяют друг друга выпуски танцевального шоу, напоминающего наши «Танцы» и «Голос». На сцене под открытым небом выступают танцоры, номера которых обсуждает и судит жюри. А вот местный кинематограф оказывается странным. Выхваченный случайно сюжет фильма рассказывает об идущей по улице девушке в ярком синем платье. В нее вышагивающий по противоположной стороне парень кидает файербол (по эстетике напоминавший о графике и спецэффектах начала 2000-х). Девушка его ловит и, в лучших традициях жанра, тут же в парня влюбляется.


Москва. Джейн после возвращения из Ганы. Кадры из документального фильма, рабочее название фильма — «Африка подскажет»

Анна Колчина; Алексей Кузмин-Тарасов

Шумный Кумаси и его погода

Когда мы снимаем в Кумаси без участия Синтии или Джейн, особенно на рынке, народ реагирует достаточно агрессивно. Местный базар — лабиринт и город в городе. Со своими жителями, законами и запахами. Если, оказавшись в Гане, вы решите его исследовать, не забывайте про проводника.

Аня Зобова, звукорежиссер: «После нескольких дней, проведенных в Кумаси, мы решили самостоятельно поснимать местных торговцев. Мысль довольно опрометчивая, хоть мы с оператором и отправились на рынок в компании нашего водителя Алекса. Есть одно простое правило: «Если нервничает местный, то пора сматывать удочки». Не то чтобы Алекс был напряжен, но даже погода подсказывала нам: «Бегите, глупцы!» Люди ускоряли шаг, сильный ветер поднимал в воздух мусор, торговцы собирали лежащий прямо на улице товар, ну а мы шли в гущу событий. Подойдя к развалу со всякой всячиной от летних сандалий до автомобильных зарядок, мы почувствовали, что начался мелкий накрапывающий дождь. Люди засуетились еще больше. Не прошло и минуты, как стало ясно: добежать до машины мы не успеем. Под ногами уже струились набиравшие силу потоки рыжей воды. Дождь лил стеной, как из ведра. Пожалуй, можно было бы даже принять душ под открытым небом. Забежав на ступеньки соседней лавки, мы наблюдали за местными. Самые отчаянные, накрывшись тазами, шли против течения по колено в воде. Один из торговцев, стоя на табуретке, палкой отгонял мусор, причаливший к его ногам, кто-то умудрялся перемещаться, прыгая с лестницы на лестницу. Через полчаса ливень стих, а улица тут же заполнилась людьми. Они шли босиком, держа в руках обувь и носки, а на головах несли тазы с утварью. Ну а раскаты грома сменились машинными гудками, музыкой и шумом неутихающего рынка».

Самое неприятное впечатление из всех мест, в которых мы побывали в Гане, производит Аккра. Возможно, дело в том, что в Аккре мы оказываемся в последний день своего путешествия, съемки заканчиваются, и уже очень хочется домой. Возможно, потому, что по дороге в город на нас нападают «браконьеры» и бьют по машине жареной крысой, когда оператор хочет их сфотографировать. А может, и потому, что прекрасный океан с километровыми пляжами покрывает ровный слой мусора, из прибрежных ресторанов помои выливают прямо в воду, а к тебе каждую минуту подходят торговцы и выпрашивают деньги.

Дорога домой

Не скроем, мы соскучились по привычной еде: предвкушаем обед в самолете, высовываясь в проход, проверяя, далеко ли стюардесса с тележкой. В Амстердаме ливень стеной, а температура поднимается от силы на два-три градуса выше нуля — и это после 40-градусной жары в Гане. В Москве ночная дорога от аэропорта до дома кажется особенно гладкой и пустынной.

С Синтией мы договорились о ее визите в Россию и теперь ждем тетю-вождя в Москве. Представляем, что она почувствовала бы и сказала, оказавшись здесь зимой — например, в снегопад в пробке где-нибудь в районе Нового Арбата. Наверняка такое приключение запомнится ей не меньше, чем нам — путешествие в Гану.

Рабочее название фильма — «Африка подскажет»
Автор идеи и продюсер — Галина Колчина
Режиссеры — Анна Колчина, Алексей Кузмин-Тарасов

Другая жизнь------ Гана ------- Республика Гана является одной из самых загадочных и живописных стран Западной Африки. Этот регион чёрного континента известен своей экономической нестабильностью и низким уровнем жизни местного населения. Однако в последние годы на туристической карте мира всё чаще стали появляться западноафриканские курорты, среди которых Гана занимает не последнее место. Несколько столетий назад эта страна была одним из главных поставщиков дешёвой рабочей силы в европейские колонии. Рабов из Африки вывозили тысячами. Теперь, после отмены рабства и спустя значительное количество времени после этих событий, многие африканские государства приобрели статус независимости, но менталитет жителей при этом нисколько не изменился. Проблемы Ганы связанные с нестабильностью, во многом происходят из-за ущербной ментальности её жителей и традиционной африканской безответственности. Являясь на протяжении долгих десятилетий страной третьего сорта, ганцы так и не смогли перестроиться, самостоятельно наладив экономику и обеспечить себе стабильно высокий уровень жизни. В итоге, сегодня государство живёт волею случая и свободно плывёт по течению, словно бамбуковая лодка по безмятежным волнам Гвинейского залива, омывающего южное побережье Ганы.

Самыми крупными городами страны являются Аккра и Кумаси. Столичный город Аккра считается курортной и экономической столицей государства. Он располагается на самом побережье Гвинейского залива и именно в здешних отелях останавливается большинство туристов приезжающих в Гану. Это самый преуспевающий и богатый город региона (разумеется только по африканским меркам). По нему можно определить уровень жизни разных слоёв населения во всей Западной Африке, а также изучить архитектуру и традиции ганского народа. Несмотря на грязь и обилие обветшалых домов, местные отели имеют весьма презентабельный внешний вид и богатую внутреннюю территорию. Вход во двор украшают шикарные пальмы, а великолепные песчаные пляжи омываются водами Атлантики. Другой крупный город Ганы – Кумаси, представляет собой культурный и административный центр республики. В годы британского правления на территории города было построено несколько дворцов, в типичном английском стиле, а после того как Гана обрела самостоятельность здесь были возведены монументы посвящённые ганским правителям разных лет. Для туристов же самой главной достопримечательностью Кумаси несомненно является рынок Кеджетия, где можно найти всё, от ещё не пожелтевших бананов до золотых часов (возможно даже не поддельных). Город полностью соответствует статусу африканского мегаполиса, только с той разницей, что в отличие от того же Найроби, здесь полностью отсутствуют небоскрёбы и высотные здания с яркими неоновыми вывесками. Скорее город напоминает безграничный восточный базар, разбавленный жилыми домами и архитектурными достопримечательностями, которые бесцеремонно были отставлены в сторону во избежание недоразумений.

Гана известна миру как аграрное государство. Примерно 80 процентов жителей работают в сельском хозяйстве, остальные заняты в сфере торговли или туризма. Как и в большинстве стран Африки, в Гане плохо налажена инфраструктура и регулярно возникают проблемы с дорогами. Что касается туристических пристрастий, то те любители путешествий, которые предпочитают активный отдых, обычно путешествуют по стране самостоятельно или в сопровождении гида. Такой отдых чрезвычайно интересен, но подходит далеко не всем. Те же туристы, которые любят погреться на солнышке и покупаться в морских волнах, обычно отправляются в Аккру. Впрочем, Гана хороша во многих отношениях, если конечно заранее подготовиться к путешествию в эту загадочную страну и быть готовым к любым неожиданностям. Африка всё-таки.

Многих туристов Гана притягивает великолепием своей природы. Редкие птицы, с пёстрым оперением, экзотические животные и опасные хищники, скрывающиеся среди густых джунглей, огромное количество диких обезьян прыгающих с деревьев прямо на крыши домов, живописные струящиеся водопады и крутые склоны высоких гор, создают неповторимое ощущение попадания в какой-то сказочный мир, сошедший со страниц детских книжек Редьярда Джозефа Киплинга. Климат Ганы разнообразен и многолик. Погода в юго-западной части страны существенно отличается от северного направления. Если на юге, с его тропическими лесами и горными районами преобладает экваториальный климат с большим количеством осадков в течение года, то на севере, где большую часть территории занимают прерии, оазисы и равнины, главенствует засуха, с редким количеством дождей. Температура воздуха на побережье Гвинейского залива стабильна на протяжении всего года и держится на отметке в +27 - +30 градусов. На севере, в зимнее время, температура может опускаться до +23, а летом поднимается до +33 – +40.