Соловьев монахи не туда приплыли. Так какую картину написал Репин: "Приплыли" или "Не ждали"

или забавные факты и комментарии."Картина Репина - "Приплыли" - фраза применяется в ситуациях,когда действие приносит совершенно непредсказуемый результат, связанный с конфузом или другими неожиданностями.

"В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей. Великая картина Репина "Приплыли" находится там (по крайней мере - находилась). Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил.Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил. Так мы с коллегами и перемещались от шедевра к шедевру, пока не открыли экран у очередной картины, улыбнулись, прочитали название и уже не смогли удержаться от смеха. Шутка Мастера удалась.

Итак, сюжет. Небольшая речка за деревенской околицей. Ширина речки 6-7 метров. Сумерки, довольно плотный туман. Видимость 8-10 метров. Видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. На этой видимой части пленера, на обоих берегах, и в воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнаженных. Этакая летняя женская летняя помывка-купание. Кто-то плавает, кто-то полощется, кто-то раздевается, кто-то вытирается. У всех хорошее настроение. Шутки, смех, веселые улыбки. В общем, баня, женское отделение.
И - в это пятно из тумана въезжает лодка с шестью монахами. Поражал не столько сам сюжет, сколько переданное Мастером изумление и первые эмоции на лицах участников этой встречи.
На раме картины была металлическая бирка с надписью "И.Я.Репин. "Приплыли", год (не помню). К сожалению, в Сумах мне больше бывать не приходилось. Может быть когда-нибудь великая информационная сеть интернета подарит нам возможность увидеть этот шедевр. "

Вот так и гулял в народе этот слоган "Картина Репина "Приплыли", но оказывается не так все просто и, видимо, поднимание и опускание защитных тряпочек сыграло со зрителем свою шутку...Читаю далее...

"Друзья, приношу извинения за интригу, сюжет которой достроило моё игривое подсознание, но в который я сам искренне верил. Я нашел человека, который прояснил мне ситуацию. Его ответ на мой вопрос о сюжете картины, которую я приписал И.Е. Репину привожу ниже.
Видимо соседство картины Льва Соловьева с картинами Репина, породило шутку, которая со временем преобразовалась у меня в "истину". Тем не менее, картина с описанным мной сюжетом существует.
Картину, о которой идет речь написал не И.Репин, а Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Картина называется "Монахи ("Не туда заехали")". Датируется 1870-ми годами. Холст, масло. 52 см х 78,5 см. Поступила в Сумской художественный музей до 1938 г. В 1980-е гг. эта картина действительно находилась в экспозиции музея. К сожалению, у нас нет фотографии с этой картины. Также в Сумском музее есть две настоящие работы И.Репина. Этим летом я был в СПб и специально ездил в Пенаты. С уважением, С.И.Побожий "
Интересно то, что за отыскание истины было предложено немалое денежное вознаграждение...
"Если кто-нибудь из читателей сможет прислать нам фотографию этой картины, мы готовы отблагодарить его финансово (1000$). Фотография картины найдена, вознаграждение выплачено. Правда, по описанию Сергея, это должен быть несколько другой сюжет. Возможно, у Льва Соловьева их было несколько."

Рассказывает Сергей Типисев

В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей. Великая картина Репина "Приплыли" находится там (по крайней мере - находилась) Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил. Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил. Так мы с коллегами и перемещались от шедевра к шедевру, пока не открыли экран у очередной картины, улыбнулись, прочитали название и уже не смогли удержаться от смеха. Шутка Мастера удалась.

Итак, сюжет. Небольшая речка за деревенской околицей. Ширина речки 6-7 метров. Сумерки, довольно плотный туман. Видимость 8-10 метров. Видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. На этой видимой части пленера, на обоих берегах, и в воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнаженных. Этакая летняя женская летняя помывка-купание. Кто-то плавает, кто-то полощется, кто-то раздевается, кто-то вытирается. У всех хорошее настроение. Шутки , смех, веселые улыбки. В общем, баня, женское отделение.

И - в это пятно из тумана въезжает лодка с шестью монахами. Поражал не столько сам сюжет, сколько переданное Мастером изумление и первые эмоции на лицах участников этой встречи.

На раме картины была металлическая бирка с надписью "И.Я.Репин. "Приплыли", год (не помню). К сожалению, в Сумах мне больше бывать не приходилось. Может быть когда-нибудь великая информационная сеть интернета подарит нам возможность увидеть этот шедевр…

… Друзья, приношу извинения за интригу, сюжет которой достроило моё игривое подсознание, но в который я сам искренне верил. Я нашел человека, который прояснил мне ситуацию. Его ответ на мой вопрос о сюжете картины, которую я приписал И.Е. Репину привожу ниже.

Видимо соседство картины Льва Соловьева с картинами Репина, породило шутку, которая со временем преобразовалась у меня в "истину". Тем не менее, картина с описанным мной сюжетом существует.

Картину, о которой идет речь написал не И.Репин, а Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Картина называется "Монахи ("Не туда заехали")". Датируется 1870-ми годами. Холст, масло. 52 см х 78,5 см. Поступила в Сумской художественный музей до 1938 г. В 1980-е гг. эта картина действительно находилась в экспозиции музея. К сожалению, у нас нет фотографии с этой картины. Также в Сумском музее есть две настоящие работы И.Репина. Этим летом я был в СПб и специально ездил в Пенаты.

С уважением, С.И.Побожий

Если кто-нибудь из читателей сможет прислать нам фотографию этой картины, мы готовы отблагодарить его финансово (1000$).

Фотография картины найдена, вознаграждение выплачено. Правда, по описанию Сергея, это должен быть несколько другой сюжет. Возможно, у Льва Соловьева их было несколько.

Илья Ефимович Репин
Приплыли. 1880-е годы

(на самом деле эта легендарная картина, ставшая частью народного фольклора, не принадлежит кисти Репина…)

Картина Репина "Приплыли" - рассказывает Сергей Типисев
В 1985 году я был проездом в г. Сумы, где и посетил местный музей. Великая картина Репина "Приплыли" находится там (по крайней мере - находилась).
Начну с того, что шедевры в музее г. Сумы выставлялись прикрытые тканевыми экранами, видимо, чтобы солнечный свет им не повредил.
Посетитель подходил к работе, поднимал тряпочку, смотрел, опускал тряпочку и отходил. Так мы с коллегами и перемещались от шедевра к шедевру, пока не открыли экран у очередной картины, улыбнулись, прочитали название и уже не смогли удержаться от смеха. Шутка Мастера удалась.

Итак, сюжет. Небольшая речка за деревенской околицей. Ширина речки 6-7 метров. Сумерки, довольно плотный туман. Видимость 8-10 метров. Видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. На этой видимой части пленера, на обоих берегах, и в воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнаженных. Этакая летняя женская летняя помывка-купание. Кто-то плавает, кто-то полощется, кто-то раздевается, кто-то вытирается. У всех хорошее настроение. Шутки, смех, веселые улыбки. В общем, баня, женское отделение.
И в это пятно из тумана въезжает лодка с шестью монахами. Поражал не столько сам сюжет, сколько переданное Мастером изумление и первые эмоции на лицах участников этой встречи.
На раме картины была металлическая бирка с надписью "И.Я.Репин. "Приплыли", год (не помню). К сожалению, в Сумах мне больше бывать не приходилось. Может быть когда-нибудь великая информационная сеть интернета подарит нам возможность увидеть этот шедевр.

Друзья, приношу извинения за интригу, сюжет которой достроило моё игривое подсознание, но в который я сам искренне верил. Я нашел человека, который прояснил мне ситуацию. Его ответ на мой вопрос о сюжете картины, которую я приписал И. Е. Репину, привожу ниже.

Видимо соседство картины Льва Соловьева с картинами Репина, породило шутку, которая со временем преобразовалась у меня в "истину". Тем не менее, картина с описанным мной сюжетом существует.

Картину, о которой идет речь написал не И.Репин, а Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Картина называется "Монахи ("Не туда заехали")". Датируется 1870-ми годами. Холст, масло. 52 см х 78,5 см. Поступила в Сумской художественный музей до 1938 г. В 1980-е гг. эта картина действительно находилась в экспозиции музея. К сожалению, у нас нет фотографии с этой картины. Также в Сумском музее есть две настоящие работы И.Репина. Этим летом я был в СПб и специально ездил в Пенаты.

С уважением, С.И.Побожий

Слышали ли вы когда-нибудь о том, что существует картина Репина «Приплыли»? Возможно, ведь великий художник творил много жанровых полотен. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием? Чтобы создать подобное полотно, надо обладать авантюрным складом характера и недюжинным чувством юмора. Впрочем, те, кто внимательно разглядывал шедевры мастера, не станут спорить с тем, что открывает нам многогранный и увлекательный мир буквально каждая картина Репина.

«Приплыли». Описание живописного шедевра

Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. На ближнем плане картины кипит жизнь. У берега в воде плещутся обнаженные женщины самого разного возраста, одни блаженно нежатся в теплых струях, другие деловито моются. На покатом берегу брошена одежда, ведра с коромыслом, раздевается девушка, спиной к ней снимает одежду старушка. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас.

И вдруг из плотного тумана в самый центр сцены в стиле «ню» вплывает лодка с монахами. Крестьянки отшатываются, чернецы оторопело застывают с веслами, и только толстый батюшка посреди лодки, кажется, вовсе не смущен: он стоит, заложив руки за спину, и прячет в лукавую улыбку. Кульминационное мгновение написано автором великолепно: шок, неожиданность, изумление и вместе с тем готовый прорваться смех от случившегося казуса. Ну чем это не Репин? «Приплыли!» - улыбаемся мы, забавляясь комическим эффектом ситуации. Только принадлежит эта картина совсем не Илье Ефимовичу. Откуда же заблуждение о том, что это картина Репина?

«Приплыли» или «Не туда заехали»?

Холст с вышеописанным сюжетом, выставленный в музее города Сумы на Украине, принадлежит кисти Льва Григорьевича Соловьева. Российский художник, не получивший профессионального образования (был вольным слушателем Академии художеств), писал талантливые полотна и иконы. Будучи родом из крестьян, живописец охотно иллюстрировал произведения Некрасова.

Картину под названием «Монахи. Не туда заехали» Соловьев создал в 70-е годы 19 столетия. На экспозиции рядом с ней красовались полотна Репина. Путаница в общественном сознании возникла, возможно, потому, что есть некое сходство в осмыслении сюжетной коллизии, в отношении к героям и в изобразительной манере двух художников. Вот и появилась передаваемая из уст в уста легенда под названием «Картина Репина «Приплыли!». Это выражение стало уже фразеологизмом.

Еще один миф

Но коллективный разум не успокаивается и продолжает искать в творениях знаменитого живописца произведение, которое можно обозначить этим названием. И вот уже некоторые «знатоки» сообщают, что картина Репина «Приплыли» - это созданное Ильей Ефимовичем в 1894 году полотно «Босяки. Бесприютные». Оно выставлено в Одесском художественном музее.

О чем мечтают босяки?

На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. Яркую лазурь блестящей на солнце воды перечеркивает по диагонали каменный обшарпанный бордюр. Со слепяще чистым водным простором и белым парусом в центре соперничают убогие темные очертания бродяг. Одновременно романтика пейзажа чем-то перекликается с безмятежным выражением лица молодого босяка, который, кажется, находит свое счастье в бродяжничестве. Контраст, в котором есть, однако, и некая параллель, - вот что таит в себе эта картина Репина. Приплыли ли эти двое на случайной барке и расположились тут же, на причале, или ждут проходящей баржи, чтобы отправиться в другие места? Мы вместе с героями попадаем в остановившуюся минуту ожидания и размышляем о превратностях бытия.

«Водные» полотна Ильи Репина

Мастер создал не одно произведение, в котором события разыгрываются на берегу, и о котором можно было бы сказать: "Это картина Репина "Приплыли". Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Конечно, известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию.

Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников.

Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее. Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни - в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана... »

О графических рисунках Репина

За свою долгую деятельность Репин рисовал неустанно. Карандаш - неразлучный его спутник и товарищ. По свидетельству близко его знающих лиц, он пользуется всяким случаем, чтобы рисовать: сидит ли он на каком-нибудь заседании, беседует ли с приятелем или знакомым на улице - всюду он зарисовывает в альбом или на лист бумаги. Работая над картиной или портретом, он опять попутно рисует; ищет на бумаге карандашом наиболее совершенного выражения своей идеи... »

Воспоминания современников Репина

Илью Ефимовича Репина я узнала, когда была еще ребенком, вероятно, лет семи, в то время, как он писал портрет моей матери, Поликсены Степановны Стасовой. Этот портрет висел у нас в квартире в Петербурге сначала на Малой Морской улице, а потом на Фурштадской, в кабинете отца над диваном. Направо от него, под углом, висел портрет дяди - Владимира Васильевича Стасова, писанный И. Е. Репиным в 1883 году, в течение трех дней в Дрездене. Кроме этих работ Репина, у моих родителей был еще один из первоначальных набросков к «Бурлакам»...