Художник Михаил Шибанов: биография и картины. Русские художники

Из биографии Михаила Шибанова мало что известно, пожалуй, даже меньше чем обо всех других знаменитых русских художников XVIII века. Его работы появились около 1770 годов, первыми его работами были портреты. Михаил Шибанов художник портретист, художник реалист, новатор в бытовом жанре, написавший произведения на сюжет из жизни крестьян, что в те времена не дало ему успеха.

В 1770-1780 годы русский художник обучался в Академии художеств, в классе бытовой живописи.

В 1774 году Михаил Шибанов написал произведение бытового жанра, картину «Крестьянский обед», а в 1777 году – «Празднество свадебного договора». Картины отличаются высоким мастерством исполнения, сложная многофигурная композиция, раскрыта психология сцены. По этим картинам можно понять насколько тонко и точно художник видит окружающий его мир, мир простых крестьян. Картина «Крестьянский обед» - это этюд с натуры, передающий живость картины. Картина «Празднество свадебного договора» являет собой полноценную картину, с продуманным типажом героев. Эти картины выполнены в стиле реализма, с его торжественностью и праздничностью, декоративным построением композиции.

Михаил Шибанов состоял при знаменитом вельможе Екатерины II – Потёмкине. Так художник получал заказы от знатных особ и самой императрице.

В 1787 году в Киеве М. Шибанов написал портрет императрицы Екатерины II и генерала Дмитриева-Мамонова. По приказу Екатерины II благодаря Джорджу Уокеру сделана гравюра портрета государыни, однако, она не считает М. Шибанова достойным живописцем. В письме Гриму императрица упоминает имя другого художника - Жаркова.

  • Празднество свадебного договора
  • Крестьянский обед

  • Портрет Екатерины II в дорожном костюме

  • Портрет графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова

Шибанов Михаил (?-1789)

Сведения о жизни и творчестве Михаила Шибанова чрезвычайно скудны. Неизвестны ни его происхождение, ни год рождения, ни образование. Известно, что работал художник по частным заказам в Петербурге и Москве. Видимо, его приметил и забрал с собой в новые российские земли всесильный граф Потемкин, ибо были обнаружены документы, в которых Михаил Шибанов прозывается "живописцем его светлости". Доподлинно известно, что художник выполнял образа и писал иконостасы для церквей южных городов России. Известны некоторые картины М. Шибанова второй половины XVIII века.

Прежде всего речь идет о двух полотнах художника, на которых он изобразил две сцены из жизни крестьян: "Крестьянский обед" (1774) и "Празднество свадебного договора" (1777). Картины не только несут явные художественные достоинства, но и уникальны для своего времени по тематике изображаемого - в XVIII веке в отечественном изобразительном искусстве крестьян просто не писали.

Последнее свидетельство о жизни М. Шибанова относится к 1789 году: художник обращается в канцелярию Екатерины II с просьбой о назначении ему жалования. Об ответе или действиях императорской администрации история молчит - быть может, и назначили.

Биография «Шибанова Михаила»: молодые годы

Данное время относится к 1770 годам. Отсюда молодой художник начинает совершать свои первые шаги в мир портретного искусства. Чуть позднее, а именно в 1774 году была написана картина Крестьянский обед и через 3 года (в 1777 году) - Празднество свадебного договора. Благодаря высоким живописным качествам такие картины можно было поставить рядом с выдающимися картинами того времени, а благодаря продуманности и оригинальности замысла самого художника, его наблюдательности, острому психологизму и умению справляться со сложной многофигурной композицией говорит об очень тонком чувстве к окружающему самого мастера.

Тематика написанных картин связана со сценами жизни крестьян. Бытовой жанр в то время занимает самое низкое место.

В академии художеств, где учился Михаил Шибанов (1770-1780 годы) занимались изучением бытовой живописи, а сцены связанные с грубой жизнью обычного народа просто не находили своего применения.

Шибанов среди множества художников первым реализовал в своих картинах народные образы и темы заимствованные из жизни крестьян.

Биография «Шибанова Михаила»: Зрелые годы

Михаил Шибанов относится к самым своеобразным и загадочным фигурам русского искусства 18 века. Биографии русских художников того времени содержат достаточно мало информации о них, а о Шибанове известно еще гораздо меньше. Из всей биографии Шибанова известно, что он состоял при знаменитом екатерининском вельможе Потемкине. Наверное, благодаря этому художнику было проще найти знатных заказчиков, среди которых находилась и сама императрица. В 1787 году в Киеве Шибанов пишет портрет императрицы и генерала Дмитриева – Мамонова. Наиболее успешной работой был портрет Екатерины, который Шибанов написал еще в 18 веке, после чего по приказу императрицы благодаря Джорджу Уокеру была создана гравюра. Екатерина к этому относится с некоторым пренебрежением. Живописец кажется ей недостойным даже обычного упоминания и при написании письма Гриму, она указывает, что этот портрет – произведение Жаркова. В работах 1787 года Шибанов выступает в качестве сложившегося и зрелого художника, занимающего определенное место в искусстве того времени, в котором он жил.

Самые известные картины Михаила Шибанова

1. Крестьянский обед - этюд с натуры, в котором художник с особым вниманием и точностью передает разновидности крестьян. Основная цель - показать живость картины, ее естественную основу.

2. Празднество свадебного договора - не менее важная картина, достаточно сложная и имеющая особое значение. Это уже не обыкновенный этюд, а полноценная картина, в которой хорошо подобран типаж, продумана многофигурная композиция, неплохо отражен нрав и психология. Обратная сторона картины содержит надпись самого автора, в которой поясняется, почему был выбран данный сюжет.

Также, к числу известных картин Михаила можно отнести портрет графа Дмитриева - Мамонова и портрет Екатерины II.

Принадлежность картин Михаила Шибанова к художественным стилям

В картинах Шибанова присутствует так называемый острый и проникновенный реализм, которые позволили изобразить крестьянский быт. Они нашли свое применение в декоративном строе всей композиции, в элементах подчеркивающих торжественность и праздничность. Шибанов - художник - реалист, который, как считают многие исследователи, стремился показать не крепостных, а государственных крестьян проживающих в Суздале и его окрестностях.

Картины Шибанова отражают всю действительность крестьянской жизни, которая достаточно правдоподобна как по образам, так и по внутренней психологии. Наверное, им была выбрана тема праздничности не так просто. Видно тем самым художник хотел показать какие-то противоречия и негативные стороны из быта крестьян.

Музеи и галереи - места выставок картин Михаила Шибанова

Среди всех известных галерей стоит выделить Третьяковскую. В ней находятся две картины: Екатерина II и граф А.М.Дмитриев - Мамонов. Известно также, что некоторые картины Михаила Шибанова находятся во Владивостоке, Нижнем Новгороде, Одессе, Херсоне. Вот, к примеру, портрет Святая Екатерина, написанная на холсте маслом в период с 1783 по 1786 годы, находится в Херсонском художественном музее.

Посмотреть все картины художника Шибанова М. можно

© Художник Шибанов. Биография художника Шибанова. Картины, описание картин художника Шибанова

» XVIII (18 век) » Шибанов Михаил

Творчество и биография - Шибанов Михаил

Шибанов Михаил, русский живописец. Из крепостных крестьян. С 1783 «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Картины Ш., созданные под непосредственным впечатлением от натуры, отличаются конкретностью в трактовке сюжета, выразительностью и значительностью почти портретных характеристик крестьян.

В середине 1770-х годов были созданы картины М. Шибанова. Художник точно указывает адрес героев-село Татарово Суздальской провинции (ныне Владимирской области). И герои его - доподлинные, реальные крестьяне. Бывший потемкинский крепостной Шибанов прекрасно знает крестьян, их бытовой уклад во всех особенностях и подробностях. В картине «Крестьянский обед» (1774) он изображает семью, собравшуюся вокруг стола. Хозяин дома сидит в красном углу, под образами, его сын, прижав к груди большой каравай, нарезает хлеб, старуха в кокошнике ставит на стол миску, а молодая крестьянка в нарядном головном уборе готовится кормить ребенка. Таких сюжетов и таких персонажей не знала академическая живопись. Спокойно, обстоятельно, без резких интонаций и натужного пафоса художник знакомит нас со своими героями, подчеркивая их истинно русскую красоту, внутреннюю значительность их личностей, присущее простым труженикам чувство собственного достоинства, ту атмосферу домовитости и сердечного согласия, которая царит в этой крестьянской семье. Пластическая завершенность формы, размеренность плавных жестов, замедленная величавость движений придают бытовой сцене характер монументального произведения.

Эти же особенности отличают и другую, еще более совершенную и художественно зрелую картину Шибанова - «Празднество свадебного договора» (1777). Старинный обряд свадебного сговора, трактованный художником как радостное и серьезное событие в жизни крестьян, становится сюжетом многофигурной композиции, объединяющей целую галерею очень жизненных и цельных народных образов. Здесь и постриженный в скобку жених, бережно держащий за руку свою суженую, и невеста в узорчатом сарафане, их ближайшие родичи, деревенские красавицы, круглолицые и румяные, с алыми губами и соболиными бровями, сморщенная старушка, чрезвычайно заинтересованная происходящим, подгулявший крестьянин со штофом и кружкой в руках. Все они живут в картине полнокровной жизнью, убеждая зрителя в своей безусловной достоверности. Шибанова и его героев не разделяет сколь - нибудь большая дистанция, художник знает их и относится к ним уважительно, внимательно, любовно. Впервые в русской живописи крестьяне выступают не как экзотические персонажи, любопытные заезжим иностранцам, а как герои искусства, обладающие большой этической и эстетической ценностью. И это в годы, когда крестьян иначе не называли, как чернью и подлым сословием, в годы Крестьянской войны, возглавленной Емельяном Пугачевым!

Кроме этих жанровых картин до нас дошло еще несколько портретов кисти Шибанова, в том числе один из лучших- А. М. Дмитриева-Мамонова (1787). «Трудно примирить в сознании два таких несогласуемых понятия, как художник и крепостной, - писал М. Алпатов. - Думаешь об этих одаренных людях с особенной симпатией. Хочется верить, что именно в творчестве они черпали силы, чтобы сохранить в себе человеческое достоинство».

Год смерти живописца остается неизвестным, а его картины поступили в Третьяковскую галерею лишь в 1917 году.

На нашем портале любой желающий может быстро и легко купить репродукции картин знаменитых художников. Также имеются и многочисленные оригинальные произведения.

Шибанов Михаил, русский живописец. Из крепостных крестьян. С 1783 «вольный живописец». Портретист, зачинатель крестьянского бытового жанра в русском искусстве. Картины Ш., созданные под непосредственным впечатлением от натуры, отличаются конкретностью в трактовке сюжета, выразительностью и значительностью почти портретных характеристик крестьян.

Михаил Шибанов. Крестьянский обед.

В середине 1770-х годов были созданы картины М. Шибанова. Художник точно указывает адрес героев—село Татарово Суздальской провинции (ныне Владимирской области). И герои его — доподлинные, реальные крестьяне. Бывший потемкинский крепостной Шибанов прекрасно знает крестьян, их бытовой уклад во всех особенностях и подробностях. В картине «Крестьянский обед» (1774) он изображает семью, собравшуюся вокруг стола. Хозяин дома сидит в красном углу, под образами, его сын, прижав к груди большой каравай, нарезает хлеб, старуха в кокошнике ставит на стол миску, а молодая крестьянка в нарядном головном уборе готовится кормить ребенка. Таких сюжетов и таких персонажей не знала академическая живопись. Спокойно, обстоятельно, без резких интонаций и натужного пафоса художник знакомит нас со своими героями, подчеркивая их истинно русскую красоту, внутреннюю значительность их личностей, присущее простым труженикам чувство собственного достоинства, ту атмосферу домовитости и сердечного согласия, которая царит в этой крестьянской семье. Пластическая завершенность формы, размеренность плавных жестов, замедленная величавость движений придают бытовой сцене характер монументального произведения.

Михаил Шибанов. Свадебный сговор.

Эти же особенности отличают и другую, еще более совершенную и художественно зрелую картину Шибанова - «Празднество свадебного договора» (1777). Старинный обряд свадебного сговора, трактованный художником как радостное и серьезное событие в жизни крестьян, становится сюжетом многофигурной композиции, объединяющей целую галерею очень жизненных и цельных народных образов. Здесь и постриженный в скобку жених, бережно держащий за руку свою суженую, и невеста в узорчатом сарафане, их ближайшие родичи, деревенские красавицы, круглолицые и румяные, с алыми губами и соболиными бровями, сморщенная старушка, чрезвычайно заинтересованная происходящим, подгулявший крестьянин со штофом и кружкой в руках. Все они живут в картине полнокровной жизнью, убеждая зрителя в своей безусловной достоверности. Шибанова и его героев не разделяет сколь - нибудь большая дистанция, художник знает их и относится к ним уважительно, внимательно, любовно. Впервые в русской живописи крестьяне выступают не как экзотические персонажи, любопытные заезжим иностранцам, а как герои искусства, обладающие большой этической и эстетической ценностью. И это в годы, когда крестьян иначе не называли, как чернью и подлым сословием, в годы Крестьянской войны, возглавленной Емельяном Пугачевым!

Кроме этих жанровых картин до нас дошло еще несколько портретов кисти Шибанова, в том числе один из лучших— А. М. Дмитриева-Мамонова (1787). «Трудно примирить в сознании два таких несогласуемых понятия, как художник и крепостной, — писал М. Алпатов. — Думаешь об этих одаренных людях с особенной симпатией. Хочется верить, что именно в творчестве они черпали силы, чтобы сохранить в себе человеческое достоинство».

Год смерти живописца остается неизвестным, а его картины поступили в Третьяковскую галерею лишь в 1917 году.