Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Путешествие в подводное царство. Конспект нод по окружающему миру "путешествие в подводный мир" подготовительная группа Подводный мир подготовительная группа

Цель:

Упражнять в умении создавать выразительный и интересный сюжет с помощью геометрических фигур.

Задачи: уточнить и расширить знания детей о подводном мире, многообразии его обитателей. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Воспитывать любовь и уважение к животному миру, отзывчивость и доброту.

Материалы и оборудование: иллюстрации поэтапного рисования, слайды с иллюстрациями обитателей подводного мира; лист голубого цвета А4; цветные карандаши, гуашь, кисти, стаканы с водой, формат А3 для демонстрации поэтапного рисования животных.

Методы и приемы: Использование ИКТ (презентация «Морское дно»), показ образца, художественное слово, беседа, организация мини выставки рисунков.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

— А вы путешествовали когда-нибудь на дно океана?- Хотите отправиться в такое путешествие? (Да.)

— А как вы думаете, на чем можно путешествовать под водой? (На подводной лодке.)

— А еще как?

— Скажите, если мы с вами нырнём глубоко в воду, у нас получится поплавать под водой долго? (Нет.)

— Почему не получится? (Мы не можем дышать под водой.)

— Подумайте и скажите, что делают люди, когда ныряют в воду глубоко и долго плавают? (Надевают акваланги.)

Правильно, надевают акваланги. Вот и мы сейчас наденем наши «акваланги» и отправимся в путешествие на морское дно.

Дети вместе с воспитателем надевают маски, изображающие акваланги на голову и выполняют плавательные движения.

— Мы сегодня спустимся на дно морское, чтобы исследовать подводный мир. Закройте глаза и представьте себе, что мы погружаемся на глубины морские.

Звучит аудиозапись «Шум моря», на экране появляется морские обитатели. Дети «подплывают поближе», рассматривают животных.

— Посмотрите, ребята как здесь красиво, необычно. В морях и океанах живет много животных

Педагог называет животных, появляющихся перед детьми.

Вот мы и вернулись в детский сад.

Кто из животных вам особенно запомнился?

— Рыбки, акула, осьминоги, крабы, медузы, морские коньки и т. д.

— Молодцы! Правильно. Много разных таинственных животных и рыб живет в океане-море. Мы сейчас попробуем отгадать загадки о морских обитателях. Слушайте внимательно. После того, как дети отгадают загадку, педагог демонстрирует картинку с изображением животного.

Эта рыба - хищник злой,

Всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула

И ушла на дно… (акула)

Плавает прозрачный зонтик.

«Обожгу! - грозит. - Не троньте!»

Лапки у нее и пузо.

Как зовут ее? (Медуза)

И на суше, и в воде -

Носит дом с собой везде.

Путешествует без страха

В этом доме… (черепаха)

— Давайте посмотрим, как можно обобщить формы морских обитателей. Это все геометрические фигуры. Какие? Нарисовав любую геометрическую фигуру, из нее можно потом сделать подводного жителя.

(Показ поэтапного рисования).

На дне много камешков,

ракушек, есть и подводные растения.

Как они называются?

— Водоросли.

— Верно, водоросли. Некоторые рыбы ими питаются.

А при помощи каких линий мы можем нарисовать водоросли?

(волнистых)

Практическая часть: педагог предлагает детям выбрать средства рисования (гуашь, карандаши, фломастеры) . Дети работают самостоятельно. При необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь. Напоминает, как правильно держать кисть и пользоваться красками.

Проводится анализ готовых работ. Организуется совместная выставка в экологическом уголке группы.

Ребята на память о нашем путешествии я предлагаю вам взять ракушки и камушки.(Дети берут из мини аквариума ракушки и камушки)

Нет прекрасней земли родной,

На которой живем с тобой

Так давайте беречь и любить

Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий в организованной
деятельности старших дошкольников
(подготовительная группа)

Тема: «Путешествие в подводный мир»

Цель занятия:
Средствами художественно-изобразительного искусства развивать у дошкольников воображение, навыки фантазийной деятельности, творческую свободу.

Задачи:
Обучающие:
1. Продолжать учить детей рисовать обитателей подводного мира, композиционно грамотно располагать изображения на листе.
2. Продолжать знакомить со свойствами и возможностями гуашевых красок. Работать в нетрадиционных техниках.
3. Развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка).
4. Передавать свое эмоциональное настроение в рисунке.

Развивающие:
1. Развивать эмоциональное восприятие объектов природы.
2. Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
3. Систематизировать знания детей о подводном мире, морских обитателях, активизировать словарный запас по данной теме.
4. Посредством использования здоровьесберегающих технологий укреплять физическое здоровье воспитанников.
5. Развивать мелкую моторику рук. Учить следить за сохранением осанки во время работы.

Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус.
2. Воспитывать чуткое и бережное отношение к природе, вызывать эмоциональный отклик.

Оборудование для занятия:
1. Видео - и аудио - воспроизводящая аппаратура (ноутбук, мультимедийная установка, экран).
2. Презентация «Путешествие в подводный мир».
3. Аудиозаписи музыки для релаксации.
4. Доска с креплениями для рисунков, фотографий.
5. Схема этапов рисования и образец.
6. Карточки-схемы для валеопаузы.
7. Кораблик, фуражка капитана, игрушечный бинокль.
8. Листы бумаги, краски гуашевые, кисти разных размеров, стаканчики для воды.
9. «Штампы-печатки», пробки разных размеров, ватные палочки.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вас приглашаю в необыкновенное путешествие.

Педагог предлагает детям встать в круг.

Педагог: Прежде чем начать работу, давайте возьмемся за руки, улыбнемся, друг другу, пожелаем доброго удачного дня и постараемся настроиться на активную работу. Помогут нам в этом следующие упражнения. Вы будете повторять их за мной:

Ушки мы сейчас потрём, их погладим и помнем.
Массируют мочки ушей, а затем всю ушную раковину.
Покачаем головой - неприятности долой!
Дышат глубоко, расправив плечи, опускают голову вперёд и медленно раскачивают ею из стороны в сторону.
Покиваем головой, чтобы был в душе покой.
Кивки вперёд и назад.
Чтоб внимательными быть, нужно на ладонь давить.
Слегка надавливают пальцами на точку концентрации внимания, которая находится на среднем пальце.
Вот теперь мы полны сил и энергии!

Педагог: Представьте себе, что вы отправляетесь на большом корабле в дальнее плавание. Вода спокойная, светит солнце, ничто не мешает кораблю плыть по заданному курсу. Куда же плывет ваш корабль?

Дети по очереди надевают капитанскую фуражку, передают друг другу кораблик, смотрят в бинокль, представляют себя смелыми и отважными капитанами. Рассказывают, куда направляется их корабль, в какие страны, к каким берегам. Затем педагог предлагает детям занять свои места за столами. Далее идет рассказ педагога с показом презентации «Путешествие в подводный мир». По ходу рассказа педагог обращается к детям с вопросами.

Презентация «Путешествие в подводный мир»

Педагог: Стоит опуститься под воду — и ты окажешься в необыкновенном царстве подводного мира. Есть в океане выстроенные острова. Построили их не сказочные великаны, а совсем крошечные существа, их называют коралловыми полипами. Они лабиринтами покрывают дно — желтые, красные, фиолетовые столбы, чаши, шары, ветвистые деревья, и даже целые замки. В коралловых рифах живет множество удивительных созданий.
Вот за бортом корабля в морской глубине висят безобидные с виду, прозрачные и разноцветные медузы. Но безобидными медузы только притворяются, они могут «жалить как крапива». Щупальца медуз усеяны клеточками с ядом, которые лопаются от прикосновения к ним.
Можно увидеть осьминога. Он охотится, хватая свою добычу щупальцами с присосками. Присосется — не оторвешь. У осьминога восемь щупальцев. Они большие мастера играть в прятки — прятаться за камнями и в маленьких пещерах. А попробуй-ка его найди, если он на буром песке становится бурым, а в камешках — пятнистым.
Вот морской ёж ползет по дну, шевелит иголками.
Морские коньки в водорослях притаились. Коньки, будто кенгуру, своих детей носят в сумке на животе. Когда все спокойно, мальки выплывают погулять.
В раковине вместо улитки поселился маленький рак. Его прозвали отшельником за то, что живет он в своем домике один — одинешенек. В надежном убежище малышу не страшны никакие враги: чуть что — вход клешней прикрывает.
В теплых морях можно встретить морских черепах. Ночью они выбираются из воды на острова. Здесь они роют в песке ямку и откладывают туда яйца. Через положенный срок из закопанных в песок яиц появляются черепашки и, выбравшись на поверхность, спешат к морю.
Осторожно! Это рыба зебра! Её нельзя трогать — в ярком плавнике на спине спрятаны острейшие колючки с ядом. Целыми днями она среди кораллов подстерегает мелкую рыбешку.
Над коралловыми рифами живут рыба-ёж и рыба-шар. В спокойном состоянии рыбы как рыбы. Но стоит появиться хищнику и невзрачные рыбешки, заглатывая воду, раздуваются большими, ощетинившимися иголками, шарами.
В коралловых рифах живет много удивительных рыб: это рыбы-попугаи, рыбы-белки, рыбы-бабочки, рыба-собачка. Все они очень красивы, разных цветов, "разрисованы" яркими полосами, пятнами.
А вот хищная морская звезда, вся колючками ощетинилась.
Сегодня мы с вами побывали в подводном мире - удивительном и немного волшебном.

После просмотра презентации педагог вместе с детьми делает валеопаузу по карточкам-схемам «Весёлая неделька» (гимнастика для глаз).

Валеопауза по карточкам-схемам "Весёлая неделька"
(гимнастика для глаз)

Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда — сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна (снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки (упражнение для снятия глазного напряжения).

По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку (укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх (совершенствует сложные движения глаз).

Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

После просмотра презентации и валеопаузы педагог предлагает детям перейти, непосредственно, к самому рисованию.

Педагог: А теперь я предлагаю вам нарисовать подводных обитателей. Может это будет рыбка удивительной красоты или морская черепаха, или морская звезда, или морской конек. А кто-то захочет нарисовать всех жителей морского царства.

Затем педагог выставляет образец работы, пооперационные карточки-схемы на доску.

Педагог: Посмотрите, какая у меня на рисунке яркая, нарядная, веселая рыбка. Чтобы у вас получилась такая рыбка, обратите внимание на схему, где изображена последовательность выполнения работы.

Дети рассматривают схему, педагог комментирует этапы, а дети в воздухе «рисуют» элементы работы.

Педагог: Сначала нарисуем туловище рыбки в форме овала, его мы разместим в центре.

Дети рисуют в воздухе овал.

Дети рисуют в воздухе хвостики.

Дети рисуют в воздухе плавники, волнистую чешую.

Педагог: Рыбка не может просто «повиснуть в воздухе», поэтому мы нарисуем для нее водное пространство. Что мы можем изобразить, что окружает рыбку в воде?
Дети: Камешки, водоросли, подводные скалы и пр.
Педагог: Чтобы у нас с вами получилась волшебная, загадочная рыбка, я предлагаю украсить ее необычным способом. Вы привыкли рисовать кисточками. А сегодня мы будем рисовать узор с помощью печаток, сделанных из пробок и ватных палочек.

Педагог показывает на образце разные способы и варианты рисования узоров с помощью пробок и ватных палочек. Обращает внимание детей на то, что пробку можно макать в баночку с краской, а можно намазывать пробку кисточкой с краской. При смене цвета, пробку не надо мыть, следует взять новую. Если краска в баночках очень густая, то ее можно смочить кистью с водой. По желанию детей, узор на рисунок можно наносить пальцами. В данном случаи, на столах должны присутствовать влажные салфетки для вытирания рук. Дети приступают к рисованию. После того, как дети выполнят задание, проводится упражнение на релаксацию «Волшебный сон».

Подведение итогов занятия.
После релаксации воспитатель с детьми рассматривают работы, выделяют наиболее удачные, в других отмечают положительные моменты. Дети выбирают из 3 смайликов один, наиболее точно отражающий удовлетворённость результатом ребёнка своей работой:
. Большой и улыбающийся - занятие очень понравилось, результатом доволен, с удовольствием порисовал ещё.
. Средний и серьёзный - занятие понравилось, результатом не совсем доволен, рисовать буду, но не сейчас.
. Маленький и грустный - занятие не понравилось, результатом не доволен, больше рисовать не хочу.

Педагог: У нас получилась выставка прямо как у настоящих художников. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно. Вот и настал момент прощания.

Ритуал прощания «Эстафета дружбы»

Дети истаютв круг. Берутся за руки и передают, как эстафету, рукопожатие.
Начинает педагог.
Педагог: Я передаю вам свою дружбу, и она идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. И, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет.
Дети продолжают эстафету рукопожатия.

Используемая литература:

1. Казикова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий», Москва, «Сфера», 2005 г.
2. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, «Сфера», 2006 г.
3. Фатеева А. А «Рисуем без кисточки», Ярославль, «Академия развития», 2006 г.
4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

Марина Горохова
Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Познание»

тема «Путешествие в подводный мир »

для подготовительной к школе группе

Подготовила

Воспитатель подготовительной группы

Горохова Марина Михайловна

Интеграция : коммуникация, социализация, труд, физическая культура, музыка.

Программное содержание :

Обучающие задачи :

Продолжать расширять знания детей о планете Земля, об обитателях моря, их особенностями, внешнем виде, питании, передвижении;

Ввести понятия «мировой океан» , «актиния» ;

Обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями : модель Земли, морские обитатели, кристаллы;

Познакомить детей со свойствами морской воды : отсутствие собственной формы, прозрачность, плотность.

Развивающие задачи :

Развивать навыки проведения лабораторных опытов;

Развивать познавательные процессы;

Развивать внимание и наблюдательность;

Формировать умение договариваться в процессе совместной деятельности.

Воспитательные задачи :

Воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес к познанию ее законов, реально участвовать в деятельности по охране природного окружения;

Воспитывать уважение к друг другу в процессе совместной деятельности.

Материалы и оборудование :

Магнитная доска, магниты;

Изображение морских обитателей;

Баночки с водой, крупная соль, 2 яйца, палочки;

- «мусор» и 2 корзины для эстафеты;

Магнитофон с записью шума моря;

Сладкие призы.

Предварительная работа.

Рассматривание глобуса, карты, создание выставки рисунков, поделок, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир » , беседы «Морские обитатели» , чтение художественной литературы Э. Танасийчук «Нефть в море» , «Отчего погибли киты» , Б. Сахарнов «Кто в море живет» .

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Очень интересно путешествовать по родной стране , но на свете есть и другие страны, где живут такие же мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Как она называется? (Земля) .

Какую форму имеет Земля? (шара)

Послушайте загадку :

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и мал и стар,

Что она – большущий шар. (Земля)

Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень. А как вы думаете, почему Земля из космоса видна в голубом цвете? (Земля – это единственная планета солнечной системы, на которой есть суша и вода).

Отгадайте следующую загадку :

На ноге стоит одной,

Кружит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

Воспитатель : А что он изображает? (Модель Земли)

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он разноцветный. Какой? (Голубой) . Почему? (голубой краски больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой) .

Воспитатель : Что изображено голубой краской? (реки, моря, океаны, озера) . Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша.

Воспитатель : Назовите, какие вы знаете реки? (Волга, Кама, Ока и т. д.) . Назовите моря (Черное море, Каспийское море, Балтийское море и т. д.) .

Воспитатель : Рек, морей, озер, океанов много и они вместе составляют один большой, его называют Мировым океаном. Он играет большую роль в жизни нашей планеты.

Воспитатель : Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в подводный мир , для того, чтобы пополнить свои знания. Но прежде, чем отправиться туда, ответьте : «Чем и как мы дышим?» (воздухом, нос – легкие) .

Воспитатель : А дышат ли рыба? Чем? (Да, жабрами) .

А как мы будем дышать под водой? (надо надеть спец. маски, ласты, кислородные баллоны) . И так, надеваем маски и погружаемся на морское дно.

Золотая Рыбка : «Я дочь повелителя

Грозного царя соленых вод

Вы и шагу не сделаете вперед».

Воспитатель : Ваше морское величество, за что такая немилость? Это мы, из детского сада. Мы опустились в твое царство , чтобы познакомиться с твоими владениями.

З. Р.: А что вы знаете о моем царстве ? (дети рассказывают) .

З. Р.: А теперь разгадайте мои загадки про обитателей морского дна, я вам буду показывать изображения, а вы называйте морских обитателей и расскажите, что вы о них знаете (показывает изображения морской конек, акула, рыба-молот, дельфин, рыба-еж, морской еж, рыба-дракон, осьминог).

Дети называют морских обитателей и рассказывают о них.

З. Р. А сейчас я вам расскажу об очень удивительном животном морского дна. На морском дне очень красиво. Даже цветы растут с длинными лепестками, но на самом деле это не цветы, а животные. Кто знает, как они называются? (актинии) . «Лепестки» их – жгучие, как крапива, щупальца. В середине «чашечки» – рот. Зазевается рыбка, заденет случайно «лепесток» и тот час попадет на обед актинии. Неподвижно стоят актинии на морском дне, только шевелят щупальцами, прицепится к ракушке и едет. Только одна рыбка может дружно жить с актинией, кто из вас знает какая?

Воспитатель : Ребята, давайте расскажем Золотой Рыбке, какие виды воды мы знаете?

Дети называют (дождевая, ключевая, пресная, морская, питьевая, чистая, родниковая, речная, колодезная, минеральная, газированная)

З. Р.: Молодцы, ребята!

Физ. минутка

Воспитатель : Предлагаю всем поиграть.

Игра «Капельки, ручеек, река, океан»

1,2,3 Ребята, повертитесь, покружитесь, в капелек превратитесь!

(Дети выходят на площадку) .

Воспитатель : Приготовились, капельки!

Из тучки на землю летите, играйте, прыгайте, веселитесь!

Надоело по одной капельке играть, возьмитесь за руки, теките ручейками быстрыми!

Собрались ручейки в одну большую полноводную реку, плывут, путешествуют Капельки в реке (ходят одной длиной цепочкой) .

Добралась река до океана могучего и растворилась в нем (дети ходят по кругу)

Согрелись Капельки под жаркими лучами Солнца, и поднялись вверх к Тучке (накрыть детей большим покрывалом) .

Подул ветерок, поплыла Тучка с капельками к земле, к лесу зеленому с соснами высокими (дети передвигаются под покрывалом) .

А тут и вечер наступил, опустилась Тучка вниз и в туман превратилась (дети приседают) . Присядьте, Капельки, отдохните, поспите и послушайте музыку моря.

Звучит музыка.

З. Р. Ребята, что вы можете рассказать о морской воде? (соленая, нельзя пить, лечебная) .

В моей лаборатории вы можете узнать, почему вода в море соленая (дети садятся за столы, где все необходимое для опыта) .

З. Р.: Ребята, у вас на столах лежат кристаллы морской соли. Рассмотрите их (дети рассматривают) . На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) .

Какого цвета? (белого)

Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)

Имеют ли запах (нет) .

2 этап. А теперь поместим эти кристаллы в пресную воду, помешивая палочкой, ускоряем процесс растворения этих кристаллов. Что произошло с ними? (растворились) .

Вывод : У воды важное свойство : она может растворять в себе многие вещества (соль, сахар и т. д.) .

Воспитатель : А теперь я предлагаю вам провести увлекательный опыт самостоятельно. Но прежде, чем приступить к опыту, я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые? (дети называют Мертвое море, в котором очень много соли, и где нет животного и растительного мира : и все предметы не тонут, а остаются на поверхности).

Воспитатель вместе с детьми проводит опыт.

1 этап. Берем прозрачную емкость с пресной водой, опускаем яйцо, оно тонет, т. к. яйцо тяжелое.

2 этап. Берем другую емкость с пресной водой, добавляем туда большое количество соли, помешивая, ждем, когда соль полностью растворится. А теперь представьте себе, что яйцо – это человек, а вода в емкости – вода Мертвого моря! «Человек» плавает.

З. Р.: Какие вы молодцы, выполнили все мои задания.

Воспитатель : Золотая Рыбка, спасибо тебе, мы узнали столько нового, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

З. Р.: Подождите ребята, у меня есть большая проблема. Люди сильно загрязняют мои владения, но самое страшное, когда попадает в воду нефть, сбрасывают отходы от промышленных предприятий. Кто знает, что происходит в таком случае с морем? (Дети отвечают : Море становится грязным и ядовитым, потому что вода покрывается жирной пленкой, которая словно крышка не дает проникнуть кислороду вглубь моря. От этого задыхаются водоросли, мелки рачки, гибнут рыбы, дельфины, болеют морские птицы).

З. Р.: Много лет я в море живу, но терпеть я больше не могу.

Засорили, замутили всю водицу. Разве будет в море кто водиться?

На дне его бутылки и рваные ботинки,

Бумага, тряпки, склянки, консервные банки ,

Гибнут растения, раки, рыбешки,

Вы помогите, друзья, хоть немножко.

Воспитатель : Ребята, поможем Золотой Рыбке?

Дети отвечают.

Ребенок : Вода – это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Давайте же воду все будем беречь

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится, может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Воспитатель : Золотая Рыбка, ребята, посмотрите, как же засорилось наше море! Сейчас мы очистим его от мусора. Ребята, выходите, море от грязи освободите!

Проводится игра-эстафета «Очисти море от мусора»

(на полу бумага двух цветов, дети по командам собирают «мусор» в корзину, выигрывает та команда, чей «мусор» будет быстрее собран).

З. Р.: Спасибо, ребята! Вы очень дружные, помогли моему морскому царству . Давайте дружно дадим обещанье, что будем беречь нашу планету от мусора.

Дети хором : Обещаем!

З. Р.: Ребята, мне пора домой, а вам за знания и помощь я отдаю морской клад, будьте дружными. До свидания (уходит) .

Воспитатель : Ну и нам пора подниматься с морского дна. Присели, оттолкнулись ножками от дна, плывем к поверхности, выплыли. Давайте посмотрим, что нам за клад Золотая Рыбка приготовила (открывает сундук и раздает детям сладости) .

Конспект НОД по окружающему миру "Путешествие в подводный мир" подготовительная группа

Цели:

Расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни;

Закрепить представление детей о формах рыб и других жителях подводного мира, закрепить первоначальное представление о море.

Задачи:

Развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

Развивать самостоятельность, активность.

Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас будет необычная деятельность, я приглашаю вас в морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и ее обитателях, опустимся в его глубины. (Беру глобус)

А вот наш помощник. Ребята, что это?

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: - Посмотрите все на глобус. Если его не крутить, то он, кажется каким?

Дети: - Разноцветным.

Воспитатель: - А если его сильно раскрутить, то он становится голубым. Почему?

Дети: - Потому что голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой.

Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе?

Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны.

Воспитатель: - Моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Садитесь прямо на песок. (Дети садятся на ковер).

Воспитатель: - Что мы слышим, сидя на берегу моря?

Дети: - Шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб.

(включаю запись звуков моря.)

Воспитатель: - Пока вы слушаете звуки моря, представьте, что вы на волнах, плещетесь в море, подышите морским воздухом.

Воспитатель: - Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)

Воспитатель : - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, а еще на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Повторите, пожалуйста. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.)

Все девчонки и мальчишки,

Знаю, очень любят книжки.

Любят сказки про моря,

Про подводного царя.

Там где солнце не сияет,

Мир подводный обитает.

Но о нем никто не знает,

Всяк попасть туда мечтает.

Воспитатель: - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большой подводной лодке. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Морские волны качают её (наклоны в стороны ). На счёт «три» погружаемся.

1 -2 -3 – все замрём!

В мир подводной попадём.

Сейчас начнутся чудеса!

Надо только открыть глаза.

Детский сад наш изменился,

В дно морское превратился.

Мы отправимся гулять.

Дно морское изучать!

Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит ).

1 Ребёнок: - Синий кит - самое крупное животное нашей планеты. Синий кит может вырастать до 33 м в длину и весить 150 т. Он встречается практически во всех районах Мирового океана. Название своё синий кит получил благодаря своей шкуре – она у него серого цвета, с голубым отливом. Плавает этот великан довольно медленно. Жить они предпочитают в одиночестве, потому что нескольким китам трудно прокормиться на одной территории. Питается кит рачками, водорослями, мелкой рыбешкой. Кит медленно плывёт, открывая пасть, куда вместе с водой попадает огромное количество пищи.

Молодец! Очень интересно!

Ребята, смотрите, мелькнуло еще одно морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин ).

2 Ребёнок: - Дельфины – это небольшие киты. Дельфины дышат не жабрами, а воздухом. Они никогда не покидают море. У них острые зубы, а их голова заканчивается ртом, похожим на птичий клюв. Основная пища дельфинов – рыба, моллюски и мелкие морские животные. Дельфины – очень умные и быстрые животные.

Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух!

Воспитатель: – Молодец!

Что-то задержались мы на верхнем этаже. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему?

Дети: - Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.

Воспитатель: - Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).

Хищная большая рыба налетела словно глыба.

Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула ).

Воспитатель: - Чем питается акула?

Дети: - Рыбами, морскими животными.

Воспитатель: - Акулы могут напасть на человека?

Дети: - Да.

3 Ребёнок: - Акула - это хищная рыба, распространённая во всех морях и океанах. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула.

Дети: - Нет. У человека нет жабр.

Воспитатель: - Как же можно путешествовать по морскому дну?

Дети: - Надеть акваланги, водолазные костюмы.

Воспитатель: - Итак, надеваем акваланги и водолазные костюмы (дети имитируют надевание костюмов). Выходим из корабля. Как здесь красиво.

Пальчиковая гимнастика « Подводный мир »

Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба « козырьком » )

Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)

Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)

Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)

Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)

А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)

А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих

ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения

пальцами рук)

Гостей встречает осьминог.

В.: - Смотрите, вот и осьминог!

4 Ребёнок : - У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. Живут осьминоги у дна, скрываясь в расщелинах между камнями или в подводных пещерах. Осьминоги – настоящие хищники. По ночам они выбираются из своих укрытий и отправляются на охоту. Осьминоги могут не только плавать, но и, переставляя щупальца, ходить по дну. Обычная добыча осьминогов – креветки, крабы и рыбы, которых они парализуют ядом. Своим клювом они могут разбить даже крепкие панцири крабов и раков или раковины моллюсков. Добычу осьминоги уносят в укрытие, где не спеша поедают. Среди осьминогов есть очень ядовитые, укус которых может быть смертельным даже для человека.

Воспитатель : - Ой, я что-то заметила среди водорослей. (Показ картинки рыбы). Кто это?

Дети: - Рыба.

Воспитатель: - Давайте поиграем с рыбкой.

Игра « Вопросы - ответы »

Передаём её друг другу, отвечая на мои вопросы.

(Дети становятся в круг и отвечают на вопросы, передавая друг другу рыбку.)

Чья голова? (Это рыбья голова ).

Чей хвост? (Это рыбий хвост ).

Чьи жабры? (Это рыбьи жабры ).

Чьё брюшко? (Это рыбье брюшко ).

Чьи плавники? (Это рыбьи плавники ).

Чьи кости? (Это рыбьи кости ).

Чья чешуя? (Это рыбья чешуя ).

Чьи икринки? (Это рыбьи икринки ).

Чьё туловище? (Это рыбье туловище ).

Чьи глаза? (Это рыбьи глаза ).

Воспитатель: - Молодцы, отпустим рыбку плавать. Вот каких удивительных животных мы с вами встретили, а сейчас давайте немножко отдохнем.

Физкультминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы!

5 Ребёнок: - Кораллы – это животные организмы, пусть и так не похожие на растения. Всего в мире их насчитывается около 5000 видов. Для их роста им нужны полноценные условия: достаточная соленость воды, прозрачность, теплота и много пищи. Именно поэтому коралловые рифы обитают в водах Тихого и Атлантического океанов. Чаще всего кораллы бывают коричневыми, белыми, красными, реже встречаются желтые, зеленые, черные, розовые. Растут кораллы очень медленно. Скорость роста зависит от освещенности, температуры воды, насыщенности кислородом и составляет 1-3 см в год. Из кораллов изготавливают украшения.

В.: - Молодец! Очень интересно! Ну что, поплыли дальше? Посмотрите, какие красивые медузы.

6 Ребёнок: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде, поэтому их среда обитания - это океаны, моря. У медузы 24 глаза. Увеличиваются в размерах медузы всю жизнь, а конечный их размер зависит от вида. Есть - малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным. Питаются медузы мелкими морскими организмами, ракообразными и иногда другими медузами.

Воспитатель: - Молодцы вы меня очень порадовали, настоящие исследователи, но нам пора возвращаться на корабль, всплываем, снимаем костюмы (имитируют снятие костюмов ).

1 -2 - 3 – все замрём!

В детский сад мы попадём!

Воспитатель : - Мы с вами узнали много нового, интересного, и чтобы отдохнуть, я предлагаю вам поиграть в игру.

Игра « Один - много»

Цель: - учить детей согласовывать существительные в единственном и множественном числе.

Описание игры: Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.

Море – моря;

Рыба – рыбы;

Акваланг – акваланги;

Батискаф - батискафы;

Лодка – лодки;

Водолаз – водолазы;

Кит – киты;

Осьминог - осьминоги;

Дельфин – дельфины;

Медуза – медузы;

Акула – акулы;

Коралл – кораллы.

Итог:

Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)

Где мы с вами сегодня побывали? Что нового мы узнали, увидели?

Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы.

Любите дети природу:

Реки, озёра, моря,

О ней проявляйте заботу -

Будут тогда чудеса.