Гоголь полная биография по годам. Биография Н.В

Годы жизни: с 20.03.1809 по 21.02.1852

Выдающийся русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Произведения входят в классику отечественной и мировой литературы. Работы Гоголя оказали и оказывают до сих пор огромное влияние на писателей и читателей.

Детство и юность

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. Отец писателя, В. А. Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 уволился с чином коллежского асессора и женился на M. И. Косяровской (1791-1868), по преданию, первой красавице на Полтавщине. В семье было шестеро детей: помимо Николая, сын Иван (умер в 1819), дочери Марья (1811-1844), Анна (1821-1893), Лиза (1823-1864) и Ольга (1825-1907).Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). В детстве Гоголь писал стихи. Мать проявляла большую заботу о религиозном воспитании сына, и именно ее влиянию приписывают религиозно-мистическую направленность мировоззрения писателя.В 1818-19 Гоголь вместе с братом Иваном обучался в Полтавском уездном училище, а затем, в 1820-1821, брал частные уроки. В мае 1821 поступил в гимназию высших наук в Нежине. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-декоратор и как актер. Пробует себя и в различных литературных жанрах (пишет элегические стихотворения, трагедии, историческую поэму, повесть). Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Однако о литературной карьере не помышляет, все его устремления связаны со "службой государственной", он мечтает о юридической карьере.

Начало литературной карьеры, сближение с А.С. Пушкиным.

Окончив гимназию в 1828, Гоголь едет в Петербург. Испытывая денежные затруднения, безуспешно хлопоча о месте, Гоголь делает первые литературные пробы: в начале 1829 появляется стихотворение "Италия", а весной того же года под псевдонимом "В. Алов" Гоголь печатает "идиллию в картинах" "Ганц Кюхельгартен". Поэма вызвала очень негативные отзывы критиков, что усилило тяжелое настроение Гоголя, который в течение всей жизни очень болезненно переживал критику своих произведений. В июле 1829 он сжигает нераспроданные экземпляры книги и внезапно совершает краткую поездку за границу. Гоголь объяснял свой шаг как бегство от неожиданно овладевшего им любовного чувства. В конце 1829 ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел (вначале писцом, потом помощником столоначальника). Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование в "службе государственной", но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений. К этому времени Гоголь все больше времени уделяет литературной работе. Вслед за первой повестью "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала" (1830) Гоголь печатает ряд художественных произведений и статей. Повесть "Женщина" (1831) стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Гоголь знакомится с , П. А. Плетнёвым, . Пушкин до конца жизни оставался для Гоголя непререкаемым авторитетом как в художественном, так и в моральном плане. К лету 1831 его отношения с пушкинским кругом становятся довольно близкими. Материальное положение Гоголя упрочивается благодаря педагогической работе: он дает частные уроки в домах П. И. Балабина, Н. М. Лонгинова, А.В. Васильчикова, а с марта 1831 становится преподавателем истории в Патриотическом институте.

Наиболее плодотворный период жизни

В этот период выходят в свет "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832). Они вызвали почти всеобщее восхищение и сделали Гоголя знаменитым.1833, год для Гоголя- один из самых напряженных, исполненный мучительных поисков дальнейшего пути. Гоголь пишет первую комедию "Владимир 3-й степени", однако, испытывая творческие трудности и предвидя цензурные осложнения, прекращает работу. В этот период им овладевает серьезная тяга к изучению истории - украинской и всемирной. Гоголь хлопочет о занятии кафедры всеобщей истории в новооткрытом Киевском университете, но безуспешно. В июне 1834 он, однако, был определен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете, но после проведения нескольких занятий оставляет это дело. Одновременно он в глубокой тайне пишет повести, составившие два последующих его сборка - "Миргород" и "Арабески". Их предвестием явилась "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (впервые опубликована в книге "Новоселье" в 1834 г.).Выход в свет "Арабесок" (1835) и "Миргорода" (1835) подтвердил репутацию Гоголя как выдающегося писателя. К началу тридцатых годов относится и работа над произведениями, составившими впоследствии цикл «Петербургские повести».Осенью 1835 Гоголь принимается за написание "Ревизора", сюжет которого (как утверждал сам Гоголь) подсказан был Пушкиным; работа продвигалась столь успешно, что 18 января 1836 он читает комедию на вечере у Жуковского, а в том же году пьеса была поставлена на сцене. Наряду с оглушительным успехом комедия вызвала и ряд критических отзывов, авторы которых обвиняли Гоголя в клевете на Россию. Разгоревшаяся полемика неблагоприятно сказалась на душевном состоянии писателя. В июне 1836 Гоголь уезжает из Петербурга в Германию и начинается почти 12-ти летний период пребывания писателя за границей. Гоголь принимается за написание "Мертвых душ". Сюжет был также подсказан Пушкиным (это известно со слов Гоголя). В феврале 1837, в разгар работы над "Мертвыми душами", Гоголь получает потрясшее его известие о гибели Пушкина. В приступе "невыразимой тоски" и горечи Гоголь ощущает "нынешний труд" как "священное завещание" поэта. В начале марта 1837 впервые приезжает в Рим, который впоследствии стал одним из любимых городов писателя. В сентябре 1839 Гоголь приезжает в Москву и приступает к чтению глав "Мертвых душ", которые вызывают восторженную реакцию. В 1940 г. Гоголь вновь покидает Россию и в конце лета 1840 в Вене, его внезапно постигает один из первых приступов тяжелой нервной болезни. В октябре он приезжает в Москву читает в доме Аксаковых последние 5 глав «Мертвых душ». Однако в Москве цензура не допустила роман к печати и в январе 1842 писатель переправляет рукопись в Петербургский цензурный комитет, в котором книга была разрешена, однако с изменением названия и без "Повести о капитане Копейкине". В мае "Похождения Чичикова, или Мертвые души" вышли в свет.И вновь произведение Гоголя вызвало шквал самых противоречивых откликов. На фоне общего восхищения раздаются резкие обвинения в карикатурности, фарсе, клевете.Вся эта полемика проходила в отсутствие Гоголя, выехавшего в июне 1842 за границу, где писатель работает над 2-м томом "Мертвых душ". Написание идет чрезвычайно трудно, с большими остановками.

Последние годы жизни. Творческий и духовный кризис писателя.

В начале 1845 у Гоголя появляются признаки нового душевного кризиса. Начинается полоса лечения и переездов с одного курорта на другой. В конце июня или в начале июля 1845, в состоянии резкого обострения болезни, Гоголь сжигает рукопись 2-го тома. Впоследствии Гоголь объяснил этот шаг тем, что в книге недостаточно ясно были показаны "пути и дороги" к идеалу.Улучшение в физическом состоянии Гоголя наметилось лишь к осени 1845 г., он начинает заново работу над вторым томом книги, однако, испытывая возрастающие трудности, отвлекается на другие дела. В 1847 в Петербурге были опубликованы "Выбранные места из переписки с друзьями". Выход "Выбранных мест" навлек на их автора настоящую критическую бурю. Причем критические отзывы Гоголь получил и от своих друзей, особенно резок был В.Г. Белинский. Гоголь принимает критику очень близко к сердцу, пытается оправдаться, углубляется его духовный кризис. В 1848 Гоголь возвращается в Россию, живет в Москве. В 1849-1850 читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Одобрение воодушевляет писателя, который работает теперь с удвоенной энергией. Весною 1850 Гоголь предпринимает первую и последнюю попытку устроить свою семейную жизнь - делает предложение А. М. Виельгорской, но получает отказ.1 января 1852 Гоголь сообщает, что 2-й том "совершенно окончен". Но в последних числах месяца явственно обнаружились признаки нового кризиса, толчком к которому послужила смерть Е. М. Хомяковой, человека, духовно близкого Гоголю. Его терзает предчувствие близкой смерти, усугубляемое вновь усилившимися сомнениями в благотворности своего писательского поприща и в успехе осуществляемого труда. В конце января - начале февраля Гоголь встречается с приехавшим в Москву отцом Матвеем (Константиновским); содержание их бесед осталось неизвестным, однако есть указание на то, что отец Матвей советовал уничтожить часть глав поэмы, мотивируя этот шаг «вредным влиянием», какое они будут иметь. Смерть Хомяковой, осуждение Константиновского и, возможно, иные причины убедили Гоголя отказаться от творчества и начать говеть за неделю до Великого поста. 5 февраля он провожает Константиновского и с того дня почти ничего не ест, перестает выезжать из дому. В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11-12 февраля 1852 года, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель с рукописями. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг их (сохранилось в неполном виде лишь 5 глав, относящихся к различным черновым редакциям). 20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя, однако принятые меры не дают результата. Утром 21 февраля Н.В. Гоголь скончался. Последними словами писателя были: "Лестницу, поскорее, давай лестницу!".

Информация о произведениях:

В Нежинской гимназии Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

Именно Гоголь в своей статье "Несколько слов о Пушкине" первым назвал Пушкина величайшим русским национальным поэтом.

Наутро после сожжения рукописей Гоголь рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа.

На могиле Гоголя был установлен бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне («Голгофа»). В 1952 году на могиле вместо Голгофы установили новый памятник, Голгофа же за ненадобностью какое-то время находилась в мастерских Новодевичьего кладбища, где её обнаружила вдова Е. С. Булгакова. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.

Фильм Вий 1909 года считается первым отечественным "фильмом ужасов". Да наших дней фильм не сохранился. А экранизация все того же Вия в 1967 г. - единственным советским "фильмом ужасов".

Библиография

Поэмы

Ганц Кюхельгартен (1827)


приложения к Ревизору, частью носят публицистический характер
неокончена

Публицистика

Экранизации произведений, театральные постановки

Число театральных постановок пьес Гоголя во всем мире не поддается оценке. Только Ревизора и только в Москве и Петербурге (Ленинграде) ставили более 20-ти раз. По произведениям Гоголя снято огромное количество художественных фильмов. Далеко не полный список отечественных экранизаций:
Вий (1909) реж. В. Гончаров, короткометражный
Мёртвые души (1909) реж. П. Чардынин, короткометражный
Ночь перед Рождеством (1913) реж. В. Старевич
Портрет (1915) реж. В. Старевич
Вий (1916) реж. В. Старевич
Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем (1941) реж. А. Кустов
Майская ночь, или Утопленница (1952) реж. А. Роу
Ревизор (1952) реж. В. Петров
Шинель (1959) реж. А. Баталов
Мёртвые души (1960) реж. Л. Трауберг
Вечера на хуторе близ Диканьки (1961) реж. А. Роу
Вий (1967) реж. К. Ершов
Женитьба (1977) реж. В. Мельников
Инкогнито из Петербурга (1977) реж. Л. Гайдай, по мотивам пьесы Ревизор
Нос (1977) реж. Р. Быков
Мёртвые души (1984) реж. М. Швейцер, многосерийный
Ревизор (1996) реж. С. Газаров
Вечера на хуторе близ Диканьки (2002) реж. С. Горов, мюзикл
Дело о „Мёртвых душах“ (2005) реж. П. Лунгин, телесериал
Ведьма (2006) реж. О. Фесенко, по мотивам повести Вий
Русская игра (2007) реж. П. Чухрай, по мотивам пьесы Игроки
Тарас Бульба (2009) реж. В. Бортко
Счастливый конец (2010) реж. Я. Чеважевский, современная версия по мотивам повести Нос

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы, в семье небогатых помещиков - Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских. Отец писателя был автором нескольких комедий на украинском языке. С 1821 по 1828 год Николай Васильевич обучался в Нежинской гимназии высших наук. Интерес к литературе и живописи, а также актерский талант проявились уже в годы учебы. Большим увлечением многих воспитанников гимназии был любительский театр, одним из создателей которого был Гоголь. Он был талантливым исполнителем многих ролей, а также режиссером и художником, автором веселых комедий и сценок из народного быта.

В гимназии будущий писатель начал составлять «Лексикон малороссийский» (украинско-русский словарь) и записывать народные песни. Замечательные памятники устного поэтического творчества писатель собирал в течение всей своей жизни. Первые литературные опыты Гоголя относятся к 1823-24 годам. Через два года после поступления в гимназию он стал одним из активных участников литературного кружка, члены которого издавали сразу несколько рукописных журналов и альманахов: «Метеор литературы», «Звезда», «Северная заря» и др. В этих изданиях печатались первые повести, критические статьи, пьесы и стихи начинающего писателя.

Окончив гимназию, Гоголь уехал в Петербург и через год поступил на государственную службу, а затем стал преподавать историю в одном из учебных заведений. В этот период Николай Васильевич познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Плетневым и А.С. Пушкиным, который оказал на его творчество огромное влияние. Гоголь считал себя учеником и последователем великого поэта. Наряду с Пушкиным, большое влияние на формирование литературных вкусов будущего писателя оказали романтическая поэзия и проза декабристов.

В 1831-32 годы вышла книга Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», основанная на украинском народном творчестве - песнях, сказках, народных поверьях и обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Эта книга принесла Гоголю большой успех. Появление «Вечеров на хуторе близ Диканьки», по словам Пушкина, было необыкновенным явлением в русской литературе. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором.

1832-33 годы явились переломным этапом в жизни писателя. Это было время настойчивых поисков новых тем и образов, подсказываемых жизнью. В 1835 году были изданы два сборника: «Миргород» и «Арабески», которые принесли Гоголю еще большее признание. В сборник «Миргород» вошли повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Одновременно с этим продолжалась работа над «Петербургскими повестями» - циклом произведений, посвященных петербургской тематике. Первые наброски цикла относятся к 1831 году. Самая значительная из повестей петербургского цикла - «Шинель» - была завершена в 1841 году.

В 1836 году, в Александринском театре, состоялось первое представление комедии «Ревизор», в которой автор безжалостно высмеивает чиновников и поместное дворянство. Персонажи комедии были типичны для всей России того времени, и многие зрители, впервые увидевшие комедию, считали, что автор высмеивает именно их город, их чиновников, помещиков и полицейских. Но далеко не все приняли комедию благожелательно. Представители чиновничьей бюрократии увидели в комедии угрозу. На страницах журнала стали появляться статьи, обвинявшие автора комедии в искажении действительности. Те, кто узнал в героях комедии себя, утверждали, что ее содержание сводится к старому пустому анекдоту.

Критические отзывы глубоко травмировали Гоголя. В последующие годы он продолжал усиленно работать над композицией пьесы и образами героев. В 1841 году комедия в значительно переработанном виде была вторично издана отдельной книгой. Но и эта редакция показалась писателю несовершенной. Только шестой вариант «Ревизора» Гоголь включил в четвертый том своих «Сочинений» 1842 года. Но в этом виде комедия, из-за цензурных препятствий, была поставлена на сцене только через 28 лет.

Почти одновременно с первой редакцией «Ревизора» был опубликован первый номер журнала Пушкина «Современник», в подготовке которого Гоголь принимал активное участие. В одной из своих статей он выступил с критикой редакционных изданий, после чего нападки со стороны правящих сословий заметно ожесточились.

Летом 1836 года Гоголь решил на время уехать за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии. В последующие годы он два раза возвращался на родину - в 1839-40 гг. и в 1841-42 гг. Гибель А.С. Пушкина глубоко потрясла писателя. К этому времени относится начало его работы над поэмой «Мертвые души». Незадолго перед дуэлью Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет, и писатель считал свое произведение «священным завещанием» великого поэта.

В начале октября 1841 года Гоголь приехал в Петербург, а через несколько дней выехал в Москву, где продолжал работать над «Мертвыми душами». В мае 1842 года вышел в свет первый том «Мертвых душ», а в конце мая Гоголь вновь отправился за границу. Российские читатели, познакомившиеся с новым творением Гоголя, сразу же разделились на его сторонников и противников. Вокруг книги разгорелись горячие споры. Гоголь в это время отдыхал и лечился в небольшом немецком городке Гастейне. Волнения, связанные с изданием «Мертвых душ», материальная нужда, нападки критики стали причиной духовного кризиса и нервной болезни.

В последующие годы писатель часто переезжал с одного места в другое, надеясь, что перемена обстановки поможет ему восстановить здоровье. К середине 40-х годов духовный кризис углубился. Под влиянием А.П. Толстого Гоголь проникся религиозными идеями, отказался от своих прежних убеждений и произведений. В 1847 году был издан цикл статей писателя в форме писем под названием «Выбранные места из переписки с друзьями». Главная мысль этой книги - необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Книга вышла в свет в сильно измененном цензурой виде и была признана слабым в художественном отношении произведением. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).

Последние годы своей жизни Н.В. Гоголь прожил одиноко. В 1848 году писатель намеревался осуществить свою главную мечту - поездить по России. Но на это уже не было ни средств, ни физических сил. Он побывал в родных местах, полгода жил в Одессе. В Петербурге познакомился с Некрасовым, Гончаровым и Григоровичем, в апреле 1848 года совершил паломничество в Святую землю к гробу Господню, но большую часть времени проводил в Москве. Несмотря на болезнь, писатель продолжал трудиться, так как в литературе видел смысл своей жизни.

В последние годы все мысли Гоголя были поглощены вторым томом «Мертвых душ». В начале 1852 года у писателя обнаружились признаки нового душевного кризиса, он отказался от пищи и медицинской помощи. Состояние его здоровья ухудшалось с каждым днем. Однажды ночью, во время очередного приступа, он сжег почти все свои рукописи, в том числе и законченную редакцию второго тома «Мертвых душ» (сохранились в неполном виде лишь 7 глав). Вскоре после этого писатель скончался и был погребен в Свято-Даниловом монастыре. В 1931 году останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. Незадолго до смерти Гоголь сказал: «Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня…». И он оказался прав. Около двухсот лет прошло со дня смерти великого русского писателя, но его произведения и сегодня занимают почетное место в ряду шедевров мировой классики.

Великий русский писатель.

Николай Васильевич Гоголь родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (ныне на Украине) в семье помещика Василия Афанасьевича Гоголь-Яновского (1777-1825), коллежского асессора в отставке.

Детские годы Н. В. Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название - Яновщина). В 1818-1819 годах будущий писатель обучался в Полтавском уездном училище, в 1821-1828 годах - в Нежинской гимназии высших наук.

После окончания гимназии в декабре 1828 года Н. В. Гоголь отправился в , рассчитывая посвятить себя юриспруденции. В начале 1829 года, безуспешно хлопоча о месте, Н. В. Гоголь попробовал свои силы в литературе. Опубликованная им под псевдонимом В. Алов идиллия «Ганц Кюхельгартен» вызвала насмешливые отзывы критики и успеха не имела.

В конце 1829 года Н. В. Гоголю удалось определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 годов он служил в департаменте уделов (вначале писцом, потом помощником столоначальника). Пребывание в канцеляриях вызвало у него глубокое разочарование в государственной службе, но зато снабдило богатым материалом для будущих произведений, запечатлевших чиновничий быт и функционирование государственной машины.

К этому времени Н. В. Гоголь все больше времени уделяет литературной работе, которая вытесняет все другие его занятия. Вслед за первой повестью «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала» (1830) он опубликовал ряд художественных произведений и статей. В 1831 году состоялось знакомство Н. В. Гоголя с , П. А. Плетневым, . К лету 1831 года его отношения с пушкинским кругом стали довольно близкими. Живя в , Н. В. Гоголь часто бывал в у и , выполнял поручения по изданию «Повестей Белкина». Материальное положение писателя упрочилось благодаря педагогической работе: он давал частные уроки, в 1831-1835 годах преподавал историю в Патриотическом институте, в 1834-1835 годах был адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете.

Литературную известность Н. В. Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), вызвавшие всеобщее восхищение читающей публики. Выход в свет двух следующих сборников повестей - «Миргорода» и «Арабесок» (1835) - сделал его знаменитым писателем.

Осенью 1835 года Н. В. Гоголь принялся за написание комедии «Ревизор», ставшей вершиной его драматургии. Работа над сюжетом, подсказанным , продвигалась столь успешно, что 18 (30) января 1836 он читал комедию на вечере у (в присутствии , и других), а в феврале-марте уже занимался ее постановкой на сцене Александрийского театра. В апреле 1836 года состоялась премьера пьесы в в мае - в Малом театре в .

В июне 1836 года Н. В. Гоголь уехал за границу и пробыл там до 1848 года (дважды приезжал в ). Он жил главным образом в Риме, где завязалась его дружба с художником А. А. Ивановым. В Италии Н. В. Гоголь работал над главным своим произведением - романом-поэмой «Мертвые души». Согласно окончательному замыслу, она должна была состоять из трех томов. Н. В. Гоголь издал только 1-й том (1842), который вызвал еще более сильный общественный резонанс, чем «Ревизор».

Последующее творчество Н. В. Гоголя протекало все более тяжело и неровно. Чувствуя себя не в силах дать дальнейшему замыслу «Мертвых душ» реалистичное воплощение, Н. В. Гоголь выпустил книгу «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847), где в форме наставлений стремился указать русскому обществу путь к моральному обновлению. В 1848 году, вернувшись на родину, пытался продолжать работу над «Мертвыми душами». Однако чувство творческой неудовлетворенности не покидало писателя. В ночь на 12 (24) февраля 1852 года, находясь в болезненном состоянии, он сжег рукопись 2-го тома романа.

21 февраля (4 марта) 1852 года Н. В. Гоголь умер в своей последней квартире в доме Талызина в

Николай Васильевич Гоголь - гениальный русский писатель, человек, которого знают, в первую очередь, как автора актуального на все времена произведения «Мёртвые души», личность с трагической судьбой, которая окутана ореолом тайны до сих пор.

Краткая биография и творческий путь

Родился Гоголь 20 марта (или 1 апреля по новому стилю) 1809 года в Сорочинцах Полтавской губернии в многодетной семье помещика. В детстве Гоголя воспитывали на принципах взаимного уважения, любви к природе и литературному творчеству. После окончания Полтавского училища, юноша поступил в Нежинскую гимназию для изучения юстиции. Он интересовался живописью, вникал в принципы русской словесности, но писал в те годы не слишком мастерски.

Литературные достижения

С переездом Гоголя в северную столицу в 1828 году начался его литературный путь в качестве уникального автора. Но сложилось всё гладко не сразу: Николай Васильевич служил чиновником, занимался живописью в Академии Художеств и даже предпринимал попытки стать актёром, но ни один из упомянутых видов деятельности не приносил ожидаемого удовлетворения.

Знакомство с такими влиятельными фигурами в обществе, как , и Дельвиг помогло Гоголю проявить неординарность своего таланта. Первым его опубликованным произведением стал «Басаврюк», затем «Вечер накануне Ивана Купала», подаривший писателю первую известность. Позже мировая литература стала узнавать Гоголя по оригинальным пьесам, таким как «Ревизор», повестям («Нос») и рассказам с украинским колоритом («Сорочинская ярмарка»)

Завершение жизненного пути

Одним из последних витков биографии писателя стали путешествия за границу под влиянием отрицательной реакции публики на постановку «Ревизора». В Риме он работает над «Мёртвыми душами», первый том которых издаёт после возвращения на Родину. Но, кажется, автора ничего не радует: он впадает в депрессию, духовно ломается, и накануне своей смерти, 21 февраля 1852 года, просто сжигает второй том законченного произведения.

Загадочная смерть

Удивительно, но кривотолки по поводу того, от чего именно умер великий русский писатель, не утихают до сих пор. Даже современные врачи не могут поставить точный диагноз, хотя по сообщению биографов, Гоголь с детства был болезненным ребёнком. Несмотря на разнообразие диагнозов, которые могли привести к кончине - от рака до менингита, от тифа до сумасшествия - выдвигалась даже версия отравления писателя ртутью.

Странности и чудачества

Русская и мировая литература знает Гоголя, как человека, чьи бессмертные творения призывают к доброму свету, истинному разуму и духовному совершенству. В то время как жизнь самого писателя насыщена весьма странными и неоднозначными явлениями. Некоторые исследователи уверены, что Николай Васильевич страдал шизофренией, а также приступами психоза и клаустрофобии. Писатель лично утверждал, что имеет смещенные органы в теле, некоторые из которых и вовсе размещены вверх ногами. Современники говорили, что он поражал всех нетипичными для человека его уровня привязанностями, например, рукоделием, сном в сидячем положении, а письмом, напротив, только стоя. Была у прозаика также страсть к катанию хлебных шариков.

К другим необычным фактам из биографического пути писателя можно отнести и следующее:

  • Гоголь никогда не был женат. Он делал предложение женщине всего единожды, но был отвергнут.
  • Николай Васильевич любил кулинарию и готовку, часто угощал знакомых блюдами собственного приготовления, в том числе и особым напитком с участием рома под названием «гоголь-моголь».
  • У писателя постоянно были с собой сладости, которые он не уставал жевать.
  • Он был человеком застенчивым и очень стеснялся собственного носа.
  • Особое место в жизни Гоголя занимали страхи: сильная гроза действовала ему на нервы, да и вообще, человек он был, не чуждый религиозно-мистическим и суеверным соображениям. Возможно, именно поэтому мистика всегда преследовала прозаика: к примеру, сам он говорил, что его повесть «Вий» - не что иное, как народное предание, которые он когда-то слышал и просто перезаписал. Но ни историки, ни фольклористы, ни исследователи в других областях так и не нашли об этом упоминаний.

Не только судьба и творчество, но даже смерть писателя - одна сплошная тайна. Ведь при перезахоронении, он был обнаружен повернутым набок.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Гоголь Николай (20.03.1809 – 21.02.1852) – русский писатель, поэт, автор драматических произведений, публицист. Является классиком русской литературы.

Юные годы

Николай Васильевич при рождении получил фамилию Яновский, родился в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Относительно его происхождения мнения биографов расходятся, большинство из них считают его малороссом, есть также версии об его польских корнях. Дед Гоголя получил дворянский титул, отец после государственной службы много времени уделял театральной жизни, писал пьесы и был отличным рассказчиком. Возможно, благодаря его деятельности у Николая и сформировалось раннее увлечение театром.

Мать Гоголя, по свидетельству современников, была редкой красавицей, вдвое младше своего мужа. Считается, что она повлияла на интерес писателя к мистицизму. Всего в семье родилось одиннадцать детей, многие из них умерли в младенчестве, двое появились на свет мертвыми. Когда Николаю исполнилось десять лет, его направили на обучение в Полтаву.

С 1821 по 1828 годы он получал образование в Нежинской гимназии. В учебе не отличался прилежанием, проходить каждый класс ему помогала хорошая память, благодаря которой он мог в короткое время подготовиться к экзаменам. Гоголю тяжело давались языки, хорошие оценки он получал за словесность и изобразительное искусство.

В гимназии ученики организовали литературный кружок, где вместе выписывали периодику, а также организовали собственный журнал, который писался от руки. Там Гоголь нередко размещал свои стихотворения. В 1825 году умирает его отец, что сильно подорвало дух семьи, на плечи Николая как на старшего сына ложатся заботы о семье, материальные проблемы.


Гимназист Н.В. Гоголь, 1820-е

Посвящение в литературный мир

После гимназии Гоголь переезжает в Петербург. Он строил большие планы на свою жизнь в столице, но здесь столкнулся с множеством трудностей. Денег не хватало, а найти себе достойное занятие поначалу не получалось. Многократно Николай пытался пойти в актеры, но не был принят, к чиновничьей службе он был совершенно не пригоден. В итоге Гоголь все-таки нашел свое призвание в литературе.

Еще в Нежине он написал поэму «Ганц Кюхельгартен», которую опубликовали в 1829 году. Автор подписался как В. Алов. Встретив волну отрицательных откликов, Николай скупил тираж и собственноручно сжег книги. Неудача принесла новые разочарования, после чего Гоголь предпринял поездку в Германию, затем недолго служил в политической полиции, после – два года в департаменте уделов.

В 1831 году Гоголь входит в круг общения Жуковского, Пушкина, других литературных деятелей. После неудачного «Ганца» он осознает необходимость смены литературного стиля. С начала пребывания в Петербурге Николай просил мать присылать ему истории малороссийского быта, сведения об обычаях, старинные рукописи. Эти данные он собирал для своих новых произведений «Сорочинская ярмарка», «Пропавшая грамота» и др.

Сблизившись с Жуковским и Плетневым, Гоголь устроился преподавателем в Патриотический институт, его, наконец, замечают на литературном поприще. В 1834 году стал помощником на исторической кафедре в университете Петербурга. Николай получал новые обширные знания об искусстве, расширял свой кругозор, совершенствуя при этом свое мастерство.

Литературная деятельность

Первым успешным детищем Николая Васильевича стали «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоящие из двух частей, которые в свою очередь включают отдельные рассказы. Эти произведения произвели большое впечатление уникальным описанием украинского быта в сочетании с юмористическим стилем. Автор быстро прославился и укрепил свой успех в 1835 году, опубликовав «Миргород» и «Арабески», также являвшиеся сборниками произведений. На это время и пришлась наибольшая активность Гоголя как писателя.

Его рукописи свидетельствуют о скрупулезности, с которой автор подходил к написанию своих произведений. Первоначальное сочинение постепенно обрастало множеством подробностей, прежде чем представлялось на суд читателя. В 1834 году Гоголь начал работу над «Ревизором», идею которого ему сообщил Пушкин (позже он же будет источником идеи о «Мертвых душах»). Эта комедия имела особое значение для писателя, она была свидетельством его любви к театру. Особенно увлекательным для него был вызов обществу, которое не видело ранее ничего подобного. Мнения о «Ревизоре» разделились: одни встретили его с восхищением, другие – с протестом. Причина была в удивительно точной передаче автором обстановки того времени.


Пушкин у Гоголя (М. Клодт)

Период напряженного творчества Гоголь решил прервать сменой обстановки. В 1836 году уезжает за границу. За десять лет он успел пожить во Франции, Германии, Швейцарии, Италии. За рубежом завершает свое выдающееся произведение «Мертвые души» (первый том), пишет новые повести. В 1841 году он приезжает в Россию, чтобы опубликовать свое главное творение. Здесь на его долю снова выпадают переживания, связанные с реакцией общественности. С некоторыми проволочками первый том «Мертвых душ» все же вышел, немного подкорректированный цензурой. В 1842 году также впервые было опубликовано собрание сочинений Гоголя.

После писатель вернулся за границу, все это время в нем развивалось чувство своего высокого предназначения. Религиозные настроения все больше усиливались, особенно вследствие тяжелых заболеваний, которые ему пришлось пережить. В 1845 году все это выливается во внутренний кризис. Собравшись постричься в монахи, Гоголь оставляет завещание и уничтожает продолжение «Мертвых душ». Затем все же оставляет мысли о служении в монастыре, устремившись к богослужению через литературу, изучению церковных книг.

Николай Васильевич решает издать новый вид творчества, собрав воедино свои нравоучительные письма к друзьям. Книга вышла в 1847 году, однако не оказалась успешной. Неудача сильно подкосила настрой автора, заставила его по-новому взглянуть на свое творчество. В поисках духовной пищи совершил паломничество в Иерусалим, после чего вернулся в Россию. Жил попеременно в родном селе, Одессе, Москве. Работал над второй частью «Мертвых душ», по обыкновению постоянно дополняя написанное. Возобновились проблемы со здоровьем, к 1952 году Гоголь бросает литературную деятельность, обратившись к молитвам и постам и предчувствуя свою скорую кончину.


Гоголь на смертном одре (В. Рачинский, 22.02.1952)

Смерть

В начале 1952 года писатель имел общение с ранее знакомым ему протоиереем М. Константиновским. Именно он стал единственным человеком, прочитавшим вторую часть «Мертвых душ», и отзыв его о произведении был отрицательным. В феврале Николай Васильевич уже никуда не выезжал, в одну из ночей сжег свои последние рукописи. За три дня до смерти отказался от пищи, от любых попыток помочь отмахивался. В результате его решили лечить принудительно, однако это ухудшило состояние писателя. После смерти Гоголь не оставил практически никакого имущества, кроме золотых часов и библиотеки, книги из которой без описи были тут же распроданы за копейки. Средства от продажи собственных книг он не считал своими и пожертвовал их на благотворительность.

Отпели Николая Васильевича в церкви при университете, похоронили в Москве у Данилова монастыря. На могиле установили черный камень и бронзовый крест. После закрытия монастыря в 1931 году Гоголь был перезахоронен на Новодевичьем кладбище. В 1952 году на могиле был установлен бюст, а старое надгробие отправлено в мастерскую. Там его выкупила жена М. Булгакова для могилы своего мужа. В честь двухсотлетия писателя памятнику вернули первоначальный вид.

Загадочная личность

Николай Васильевич удивительным образом сочетал в себе сатирика и религиозного мыслителя, он является одной из наиболее таинственных фигур русской литературы. Его творчество соединяло русскую и украинскую культуры. Он был автором не только художественных произведений, но и многочисленных статей и даже молитв. Как при жизни, так и после смерти вокруг личности Гоголя было много слухов и предположений. Так, одинокая и замкнутая жизнь Николая Васильевича стала источником слуха о его нетрадиционной ориентации. В то же время практически не сохранилось данных о его личной жизни.


Памятник Гоголю (Москва, Гоголевский бульвар)

Немало легенд связано со смертью писателя. Есть предположение, что перед кончиной он страдал психическим расстройством. Другая гипотеза утверждает, что Гоголь не умер, а лишь впал в летаргический сон. По некоторым свидетельствам, при вскрытии могилы его останки находились в неестественном положении. Кроме того, некоторые ученые предполагают, что писатель уморил себя голодом. Наконец, еще одна версия – отравление лекарством, содержащим ртуть.

Николай Васильевич оказал огромное влияние на русскую культуру, он стал автором не одного десятка интереснейших произведений. В России его имя известно каждому, отдельные произведения являются обязательными для школьной программы. Они не раз экранизировались, по ним ставились спектакли, оперные и балетные постановки. Имя писателя носят многие улицы, образовательные учреждения. В мире установлено более 15 памятников Гоголю.