Комсомолка танцевала с иконой николая угодника. Девушка, танцующая с иконой николая чудотворца

Пятьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло так называемое Зоино стояние - явление, которое до сих пор считают великим чудом. Благодаря этому событию теперь в городе точно знают, чего не нужно делать за праздничным столом

Дело было так. Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники. Именно в это время и в этом месте произошло так называемое Зоино стояние - событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие - обширным приступом массового психоза. Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара: девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней. Слух об этом поставил на уши весь город - от рядовых граждан до руководителей обкома. До сих пор многие родители в Самаре пугают Каменной Зоей своих детей: «Не балуй, окаменеешь!» Шикарный сюжет для мозгодробительного православного триллера. Корреспондент «РР» отправился на место событий в творческую разведку.

«Если Бог есть, то пусть он меня покарает»

Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним - вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее - возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

Это пока единственная в мире икона, на которой запечатлены те события, - комментирует священник. - Написала ее художница Татьяна Ручка, она уже умерла. Изобразить этот сюжет на иконе было нашей идеей. Это вовсе не значит, что мы признали Зою Карнаухову святой. Нет, она была великая грешница, но именно на ней было явлено чудо, которое многих во времена хрущевских гонений на церковь укрепило в вере. Ведь сказано же в Писании, что даже если праведники умолкнут, то камни возопиют. Вот и возопили.

В деталях народная версия «Зоиного стояния» выглядит так. В новогоднюю ночь в доме Болонкиной Клавдии Петровны по адресу улица Чкалова, дом 84, по приглашению ее сына собралась компания молодежи. Сама Клавдия Петровна, работавшая продавцом в ларьке «Пиво - Воды», была человеком набожным, шумного веселья в не одобряла, поэтому ушла к подруге. Проводив старый год, встретив новый и основательно нагрузившись спиртным, молодежь решила потанцевать. Среди прочих за столом находилась Зоя Карнаухова. Всеобщего веселья она не разделяла, и на то у нее были причины. Накануне на трубном заводе она познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, и он обещал прийти на праздник. Но время шло, а Николая все не было. Друзья и подруги уже давно танцевали, некоторые из них начали Зою подкалывать: «А ты чего не танцуешь? Да забудь ты про него, не придет он, иди к нам!» - «Не придет?! - вспыхнула Карнаухова. - Ну, раз нет моего Николая, то я буду танцевать с Николаем Чудотворцем!»

Зоя приставила к красному углу стул, встала на него и сняла с полки образ. Даже далеким от церкви и сильно подвыпившим гостям стало не по себе: «Слышь, лучше поставь на место. С этим делом шутить не обязательно!» Но образумить девушку не удалось: «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу. Через несколько минут этого страшного танца в доме вдруг раздался какой-то шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая, как мрамор. Ноги ее приросли к полу, руки сжали икону так крепко, что вырвать ее не было никакой возможности. Но сердце билось.

Друзья Зои вызвали «скорую». В составе медицинской бригады, которая приехала на вызов, была Анна Павловна Калашникова.

Утром того дня мама приехала домой и тут же нас всех перебудила, - рассказала «Русскому репортеру» ее ныне здравствующая дочь Нина Михайловна, прихожанка храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, расположенного неподалеку. - «Вот вы все спите, - говорит, - а город уже на ушах весь! На улице Чкалова девушка окаменела! Прямо с иконой в руках стоит - и ни с места, сама видела». И далее мать рассказала, как пыталась сделать ей укол, но только все иголки поломала.

Сегодня воспоминания Калашниковой, по сути, являются единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то неординарное, - считает руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев. Именно ему архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен «стояния Зои», результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тыс. экземпляров. - В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой Каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

«Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов…»

Случай на Чкаловской улице - дикий, позорный случай. Он служит упреком в адрес пропагандистских работников горкома и райкомов КПСС. Пусть же уродливая гримаса старого быта, которую многие из нас видели в те дни, станет для них уроком и предостережением».

Это цитата из городской газеты «Волжская коммуна» от 24 января 1956 года. Фельетон «Дикий случай» был опубликован по решению 13−й Куйбышевской областной партконференции, созванной в срочном порядке в связи с религиозными волнениями в городе. Первый секретарь ОК КПСС (по-те­перешнему - губернатор) товарищ Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос. Вот цитата из стенограммы его выступления: «Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…»

На партконференции было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но−атеистических лекций - это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Как свидетельствует «Справка о выполнении постановлений бюро ОК КПСС за 1956 год по отделу пропаганды и агитации», практически из всех районов шли отчеты о том, что слухи об «окаменевшей девице» по-прежнему очень сильны в народе; резко усилились религиозные настроения; во время поста люди редко выходят на улицы с гармошкой; снизилась посещаемость кинотеатров, а в страстную неделю сеансы и вовсе срывались из-за отсутствия зрителей в залах. По улицам города ходили отряды комсомольцев-агитаторов, утверждавших, что были в доме на Чкаловской улице и ничего там не видели. Но, как следует из донесений с мест, эти акции лишь подлили масла в огонь, так что даже те, кто не верили в чудо, начинали сомневаться: а может, и вправду что-то было…

«Голуби меня кормили, голуби…»

Сразу после Пасхи история про «Зою стоящую» стала достоянием народного самиздата. Среди жителей области и даже за ее пределами пошло по рукам составленное неизвестным автором Зоино «житие». Начиналось оно так: «Вся земля да поклонится Тебе, Гос­поди, да поет хвалу Имени Твоему, да возблагодарит Тебя, хотящего отвратить многих от пути нечестия к вере истинной». А заканчивалось словами: «Если же кто прочитает эти чудеса и не поверит, тот согрешит. Составлено и записано рукой очевидца». Содержание самого «документа» местами различается в разных копиях - видимо, переписывая, люди добавляли что-то от себя, - но основная фабула везде примерно одинакова.

Далее - краткий пересказ. Зоя пробыла в полумертвом обличии 128 дней - до самой Пасхи. Время от времени она издавала душераздирающие вопли: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» С первых дней дом на улице Чкалова был взят под усиленную охрану, внутрь никого без специального разрешения не пускали. Вызвали из Москвы какого-то «профессора медицины», имя которого в житии не упоминается. А на праздник Рождества Христова в дом допустили некоего «иеромонаха Серафима». Отслужив водосвятный молебен, он извлек икону из рук Зои и вернул ее на место. Возможно, речь идет о тогдашнем настоятеле Петропавловской церкви города Куйбышева Серафиме Полозе, который вскоре после описанных событий был осужден по статье за мужеложство - довольно распространенная в те времена расправа с неугодными священнослужителями.

Но, несмотря на все меры, принятые властями, народ не расходился: люди стояли возле милицейского кордона круглосуточно. В «житии» приводится свидетельство «одной благочестивой женщины» о том, как она, увидев за ограждением молодого офицера милиции, подозвала его и спросила: «Милок, ты был там внутри?» «Был», - ответил офицер. «Ну расскажи, что ты там видел?» - «Мамаша, нам нельзя ничего говорить, мы дали подписку о неразглашении. Но тут и разглашать-то нечего, сейчас сама все увидишь», - сказав это, молодой милиционер снял головной убор и «благочестивая женщина» схватилась за сердце. Парень был абсолютно седой.

«На пятый день “стояния” епископу Иерониму позвонил уполномоченный по делам религий Алексеев, - пишет в своих воспоминаниях Андрей Савин, занимавший в те годы должность секретаря местного епархиального управления. - Попросил выступить с амвона церкви, назвать этот случай нелепой выдумкой. Это дело было поручено настоятелю Покровского собора отцу Александру Надеждину. Но епархия поставила одно непременное условие: отец Александр должен побывать в том доме и своими глазами во всем удостовериться. Такого поворота уполномоченный не ожидал. Ответил, что подумает и перезвонит через два часа. Но позвонил лишь через два дня и сказал, что наше вмешательство уже не требуется».

Заканчиваются Зоины мучения, согласно народному преданию, после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел благообразный старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова приходит и снова получает отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. И слышали милиционеры, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, а только когда хватились его искать, то найти не смогли. Позже, когда Зоя ожила, то на вопрос, что стало с таинственным посетителем, она указала на икону: «В передний угол ушел». Вскоре после этого явления, накануне Пасхи, в мускулах Зои Карнауховой стала появляться жизнь, и она смогла сойти с места. По другой версии, ее еще задолго до праздника увезли в психиатрическую больницу вместе с половыми досками, к которым она приросла, причем когда рубили пол, то из дерева брызнула кровь. «Как же ты жила? Кто тебя кормил?» - спрашивали Зою, когда она пришла в себя. «Голуби! - был ответ. - Голуби меня кормили!»

О дальнейшей судьбе Зои Карнауховой рассказывают по-разному. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

Можно верить в эти события, можно не верить, но очевидно одно: у этой истории есть актуальный духовный смысл, - говорит мне на прощание Антон Жоголев, но в сочетании с горящими глазами неофита фраза «Можно не верить» в его устах звучит как-то неубедительно. - И касается он новогодних праздников. Ведь в России сейчас Новый год приходится на последнюю неделю рождественского поста. Миллионы людей, даже тех, что называют себя верующими, идут в эти дни на сделку с совестью в угоду окружающим.

Я, кажется, понял твою мысль. Надо, чтобы какой-нибудь серьезный режиссер снял про Зою очень страшный и благочестивый триллер, чтобы показывать его в новогоднюю ночь. Вместо «Иронии судьбы».

А что? Хорошая идея. Правильная.

«Люди приходят интересные. Каждый третий Божью Матерь видел»

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», - вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю - язык отсох.

А что отвечаете-то?

А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ - где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».

Ну и как - верят вам паломники?

Нет, конечно. Говорят: «А откуда ж тогда имя Зои всплыло? Да еще вместе с фамилией?»

А действительно, откуда?

Я и сама не знаю. Забыла у матери поинтересоваться, а теперь уже не спросишь: умерла она.

Сам дом № 84 стоит глубоко во дворе. На вид ему никак не меньше ста лет - врос в землю по самые окна. Живет здесь теперь молодая пара с детьми: она продавец на рынке, он торговый представитель.

Москва, Краснодар, Новосибирск, Киев, Мюнхен… - Наталья Курдюкова перечисляет города, из которых к ним в гости приезжали паломники. - Одесса, Минск, Рига, Хельсинки, Владивосток… Прежний жилец этого дома наркоманом был и никого не пускал, а мы люди доброй воли - пожалуйста, не жалко.

Избушка как избушка. Тесная комнатка, печь, сени, кухня. Владелец живет где-то в области, а дом сдает лишь для того, чтобы кто-нибудь вносил квартплату и присматривал за имуществом.

Люди бывают интересные, - продолжает Николай Трандин, муж Натальи. - Каждый третий Божью Матерь видел. Многие шутят: «Это хорошо, что хотя бы 50 лет спустя в этом доме Николай появился». А тот, которого в ту ночь Зоя ждала, говорят, стал законченным уголовником. Всю жизнь по тюрьмам провел.

А вы тут ничего необычного не замечали?

Два года живем - абсолютно ничего. Не сказать, чтобы мы сильно верующие, но вся эта история все равно на нас потихоньку воздействует. Мы когда здесь поселились, еще в гражданском браке жили, а теперь вот поженились и даже обвенчались. Сын недавно родился - тоже Николаем назвали, в честь святого. Ну вот и на эту тему все чаще задумываемся, - Николай нагнулся и похлопал ладонью по полу.

В самом центре комнаты в ширину человеческих ног половые доски более свежие и узкие, остальные - ветхие и раза в два толще.

Кошка почему-то здесь очень любит сидеть, - улыбается Наталья. - Пробовали сгонять, все равно возвращается.

На следующий день, проходя мимо «Зоиного дома», мы с фотографом увидели, как Николай зачем-то косит и бросает в огонь траву. Пригляделись, а это конопля…

Прежний жилец, наркоман, насажал, - виновато развел руками Николай. - Ничем теперь не выведешь.

Госнаркоконтроль достает, что ли?

Да нет, просто соседи подкалывают постоянно: «Развели тут опиум для народа!»

Это такой православный триллер: по легенде, 31 декабря 1955 года в доме № 84 по улице Чкалова города Куйбышева (нынешняя Самара) собралась компания молодежи. Всё как положено: выпивали, танцевали, веселились. Одна из приглашенных девушек - работница трубного завода Зоя Карнаухова, ждала в этот вечер своего нового знакомого Николая. С парнем они познакомились совсем недавно, но он успел приглянуться девушке. Но Николай всё не шел и не шел, а Зоя расстраивалась. «А чего ты не танцуешь? Брось ты, не придет твой Коля!» - решили поддержать Зою подружки, на что та разозлилась, вскочила с места и, сняв с полки икону Николая Чудотворца, начала танцевать с ней. Мол, раз мой Коля не пришел, потанцую хоть с этим.

nikola-ygodnik.narod.ru

Остальным гостям якобы в этот момент стало не по себе, и они потребовали вернуть образ на место. «Если Бог есть, то пусть он меня покарает!» - ответила Зоя и пошла с иконой по кругу, продолжая танец отчаявшейся женщины. Через несколько минут в доме вдруг раздался шум, поднялся ветер и сверкнула молния. Когда окружающие пришли в себя, богохульница уже стояла посреди комнаты белая как снег, прижав икону к груди. Ноги ее приросли к полу, глаза не моргали, дыхания тоже не было слышно. Но сердце билось.

Nikola-ygodnik.narod.ru

Друзья Зои сначала попытались снять икону у девушки из рук, но это не получилось. Испугавшись, те позвонили в «скорую». В медицинской бригаде, приехавшей на вызов, была Анна Калашникова, чей родственник - а по стечению обстоятельств еще и священник Виталий Калашников - теперь рассказывает подробности самарской мистерии, свидетелем которой он косвенно стал:

Анна Павловна Калашникова - тетка моей матери - в 1956 году работала в Куйбышеве врачом скорой помощи. В тот день утром она приехала к нам домой и сообщила: «Вы тут спите, а город уже давно на ногах!» И рассказала об окаменевшей девушке. А еще она призналась (хотя и давала подписку), что сейчас была в том доме по вызову. Видела застывшую Зою. Видела икону святителя Николая у нее в руках. Пыталась сделать несчастной укол, но иглы гнулись, ломались, и потому сделать укол не удалось. Все были потрясены ее рассказом. Анна Павловна Калашникова проработала на «скорой» врачом потом еще много лет. Умерла в 1996 году.

Руководитель информационного агентства «Благовест» Антон Жоголев говорит, что воспоминания Калашниковой считаются, по сути, единственным живым свидетельством того, что в доме № 84 действительно произошло что-то странное. Все те «свидетельства», которые стали известны позднее, больше напоминают народный фольклор. Например, рассказ некой бабушки, которая пыталась выведать у молодого милиционера, действительно ли в таинственном доме стоит каменная девушка. Тот якобы прямо отвечать отказался, но потом просто молча снял головной убор и показал бабуле абсолютно седую голову. За одну ночь дежурства, мол, так поседел.

Именно мне архиепископ Самарский и Сызранский Сергий поручил исследовать феномен стояния Зои, результатом чего явилась одноименная книжка, уже разошедшаяся тиражом 25 тысяч экземпляров. В предисловии к этой книге я написал, что мы не ставим себе целью убедить читателя, что это чудо действительно произошло. Лично я считаю, что если и не было никакой каменной Зои, то это само по себе еще большее чудо. Потому что в 1956 году слух об окаменевшей девушке всполошил весь город - многие обратились к церкви, и вот это уже, как говорится, медицинский факт.

Действительно, слух об окаменевшей девушке быстро распространился по Куйбышеву. Рядом с домом по улице Чкалова стал дежурить народ. Хозяйка дома - владелица пивного ларька Клавдия Болонкина - заколотила окна здания досками, а рядом с домом милиция установила круглосуточное оцепление. Соседи Болонкиной рассказывали, что та была женщиной зажиточной и сдавала часть своего дома. В этой-то его части и произошло загадочное событие.

Rusсайт

Правда, скептики и тут сомневаются. Есть версия, что Болонкина просто устала от огромного количества народа у себя перед окнами и заявила в милицию, попросив избавить ее от зевак. А может, предприимчивая женщина решила заработать на людской молве и, нагнав таинственности, заколотила окна дома специально. Ведь очевидцы поговаривали, что Болонкина якобы тайком водила экскурсии в дом - за 10 рублей с человека, что было в те годы суммой приличной. Зеваки, цепенея от ужаса, глядели на женскую фигуру с иконой в руках, стоящую в полумраке. Говорят, на роль Зои Болонкина пригласила свою знакомую и делила с ней заработок. Душераздирающие вопли из дома по ночам: «Молитесь, люди, во грехах погибаем! Молитесь, молитесь, кресты надевайте, в крестах ходите, гибнет земля, качается, как колыбель!..» - это якобы тоже дело рук Болонкиной и ее сообщников. А милицию на место «паломничества» пришлось отправить городским властям, чтобы без беспорядков и членовредительства обошлось. Картину происходившего в те годы могло бы объяснить дело о стоянии Зои, которое под грифом «Секретно» все эти годы хранилось в областном ГУВД. Но в 1999 году здание управления сильно горело, и архив документов практически полностью был уничтожен.

ic.pics.livejournal.com

Как отреагировали на чудо официальные власти, учитывая, что в Советском Союзе в то время был рассвет атеистических настроений? Была легенда, что в Куйбышев лично приезжал Никита Хрущев, но документальных свидетельств этому нет. В партии отреагировали на весть о чуде злорадно: в КПСС решили, что все эти слухи - провокация, специально подготовленная к областному съезду партии, который должен был скоро случиться. По решению как раз этой партконференции в городской газете «Волжская коммуна» (которая существует, кстати, по сей день) был опубликован фельетон редактора Страхова «Дикий случай», высмеивающий шумиху вокруг якобы случившегося.

vkonline.ru

На самой конференции первый секретарь ОК КПСС Михаил Ефремов устроил делегатам на эту тему мощнейший разнос:

Да, произошло это чудо - позорное для нас, коммунистов, руководителей парторганов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. После этого стали говорить: окаменела, одеревенела - и пошло. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост, а где милиция, туда и глаза. Мало оказалось милиции, так как народ все прибывал, выставили конную милицию. А народ, раз так, - все туда. Некоторые даже додумались до того, что вносили предложение послать туда попов для ликвидации этого позорного явления…

В партии было решено резко усилить антирелигиозную пропаганду в Куйбышеве и области. За первые восемь месяцев 1956 года было прочитано свыше 2000 науч­но-атеистических лекций - это в 2,5 раза больше, чем за весь предыдущий год. Но эффективность их была невелика. Сохранились документы, свидетельствующие, что в Страстную неделю город будто вымер, все сидели по домам. А накануне Пасхи ни один житель Куйбышева не явился в клуб «Победа» смотреть кино.

azbyka.ru

Так чем же всё-таки закончилась эта истории? По одной из версий, к Зое, которая на тот момент простояла с иконой в руках уже как 128 дней, под Пасху явился некий «иеромонах Серафим», который освятил комнату и отслужил молебен, а потом снял-таки из рук девицы икону. Зоя же без сил опустилась на стул и долго не могла прийти в себя. Однако и тут все неоднозначно. В то время были широко известны два священнослужителя по имени Серафим. Первый - это Серафим Тяпочкин, архимандрит Русской православной церкви, настоятель Свято-Николаевского храма в посёлке Ракитное Белгородской области.

pravpochta.com

Второй - тогдашний настоятель Петропавловской церкви города Куйбышева Серафим Полоз, который вскоре после описанных событий был осужден за мужеложство - довольно распространенная в те времена статья, с помощью которой расправлялись с неугодными священнослужителями.

blagovest.cofe.ru

Верующих людей также устраивает еще одна версия счастливого исхода этой истории. Согласно народному преданию, Зоя ожила после явления ей самого Николая Чудотворца. Незадолго до Пасхи к дому подошел старец и попросил дежурных милиционеров пустить его в дом. Ему сказали: «Отойди, дедушка». На другой день старец снова пришел и снова получил отказ. На третий день, в праздник Благовещения, «промыслом Божиим» стража пропустила старца к Зое. Милиционеры якобы слышали, как он ласково спросил девицу: «Ну что, устала стоять?» Сколько он там пробыл, неизвестно, но когда его хватились, найти не смогли. Зоя потом ожила и указала на икону: «Он в передний угол ушел».

Что с Зоей Карнауховой было дальше - никто не знает. О дальнейшей ее судьбе рассказывают всякое. Одни считают, что спустя три дня она умерла, другие уверены, что сгинула в психушке, а третьи свято верят в то, что Зоя долгое время жила в монастыре и тайно похоронена в Троице-Сергиевой лавре.

И вроде бы о той таинственной Зое даже немного подзабыли (за исключением туристов со всего мира, которые регулярно приезжали поглазеть на знаменитый дом), как 12 мая 2014 года здание внезапно сгорело. Местные, по традиции, разделились на два лагеря: одни видят в этом роковой знак и ждут других несчастий, другие же уверены, что дом в историческом центре города сгорел неслучайно и, скорее всего, это дело рук какой-то местной строительной фирмы, которая уже спроектировала в этом районе очередную новостройку.

  • Медики объясняют феномен Зоиного стояния просто: у девушки, по всей видимости, были расстройства психики, и во время танца с ней случился очередной припадок. Кататоническая шизофрения отличается двигательными нарушениями - в частности, при данной форме заболевания может развиваться кататонический ступор, то есть человек буквально может застыть на месте. Но чаще это случается в положении лежа.
  • Подобный случай описан в книге Георгия Гурджиева «Встречи с замечательными людьми». Гурджиев рассказывал там историю, как он видел во время путешествия в какой-то стране обряд колдунов-чёрных магов: одного человека помещали в круг, заранее очерченный, и совершали над ним ритуальные, магические действия: после этого человек не мог самостоятельно выбраться из него. Лишь двое-трое физически крепких мужчин могли вынести этого человека за пределы круга, но в таком случае у него открывалась рвота и начинались конвульсии. Так продолжалось до тех пор, пока человека не затаскивали обратно. Гурджиев описывал, что складывалось впечатление, что какая-то исполинская сила, как магнит, удерживала человека.
  • В мировом искусстве также много параллелей с историей Зои: от гомеровской Медузы Горгоны, одним взглядом превращавшей человека в камень, до «Спящей красавицы» Шарля Перро.
  • В 2009 году режиссер Александр Прошкин снял фильм «Чудо» по мотивам предания о Зое. Главную роль - репортера Николая - играет актер Константин Хабенский.
  • В Самаре поговаривают, что тот самый Николай, которого Зоя не дождалась в тот вечер, кончил плохо: стал преступником и всю жизнь провел в тюрьмах.

24 января 1956 года одно из местных изданий города Куйбышев (сегодня Самара) опубликовало статью под названием «Дикий случай». В ней партийным руководством было приведено достаточно доказательств, опровергающих ходившую по городу «страшилку» об окаменевшей Зое.

Красивая и страшная легенда

Есть две версии произошедшего:

  • Великое, религиозное чудо, повергшее девушку в каменное изваяние.
  • Выдумки хозяйки про чудо, ради привлечения внимания.

По легенде, на улице Чкалова, в доме 84, проживала простая девушка - Зоя Карнаухова. Прежде чем остолбенеть, героиня истории решила устроить у себя вечеринку в честь Нового года. Были приглашено несколько городских знакомых, в том числе и жених молодой особы по имени Николай. Гости уже собрались, но парень опаздывал.

Судьба распорядилась так, что встретить своего возлюбленного ей не удалось. Схватив икону Николая Чудотворца , Зоя принялась танцевать с ней в обнимку. Видимо, таким образом, она представляла своего суженного рядом. Образ принадлежал, по слухам, матери девушки, исповедовавшей православие. Собравшиеся подруги уговаривали развеселившуюся Карнаухову прекратить богохульство. Но разгорячённая особа продолжала пляску с иконой, весело приговаривая, что если Господь существует, он накажет её.

В этот самый миг за окном ударила молния, а Зоя оцепенела, превратившись в каменный постамент. Её тело было твёрдым, лишь где-то в глубине еле-еле билось сердце. Собравшиеся пытались помочь окаменевшей комсомолке, но не смогли даже подвинуть её. Прибывшие милиция и медики только разводили руками и не понимали, что могло случиться. Долгое время Зоя как будто замерла, не подавая явных признаков жизни. Говорили, что по ночам она что-то невнятно кричала, просила помолиться за всех грешных.

Время шло, дом был оцеплен милицией. Зеваки то и дело наведывались сюда, чтобы поглазеть на окаменевшую, застывшую Зою. К девушке долго никого не подпускали. Но на пороге появился местный церковнослужитель Тяпочкин Серафим. Он упросил пустить его к стоящей мученице. После молитв ему удалось забрать икону из рук Зои. Иеромонах уверил, что она придёт в себя на Пасху. Его словам суждено было исполниться. Простояв, как камень ровно 128 дней, девочка вдруг ожила. Закончилось все плохо. Прожила она после этого всего три дня.

Еще один рассказ о Зое

Более реальная, совсем не мистическая, но похожая версия рассказывает о том, что владелицей того злополучного дома была гражданка Клавдия Болонкина, проживающая с сыном. На новогоднее празднество она собрала гостей, в числе которых была и Зоя. Незадолго до этого девушка завела роман с молодым человеком Николаем, проходившим в городе практику. Как и гласит первый вариант, парень сильно опаздывал.

Неизвестно кто из гостей, может, и сама Карнаухова, схватила икону Николая Угодника и пустились в плясовую. Все это увидела в окно с улицы проходящая монахиня. Именно она и крикнула слова проклятья: «За грех обернёшься столбом соляным». Конечно, ничего не произошло, но Болонкина начала распускать слухи о застылой грешнице. Причины такого поведения женщины могут крыться в желании привлечь внимание к собственной персоне.

Разделение общественного мнения

Существовала ли каменная Зоя, правда или миф лежит в основе того, что с ней случилось, достоверно уже никто не расскажет. Но многие в области подтверждали факт окаменения девушки после греховного поведения . Настоятель храма Казанской Богоматери в селе Нероновка (недалеко от Куйбышева) рассказывал, что историю об этом феномене поведал ему родной отец.

По его версии, мистические события случились в 1956 году, в январе. Зоя Карнаухова была работницей трубной фабрики. Её мать, религиозная дама, не разрешала дочери устраивать весёлые вечеринки в рождественский пост. Но девушка ослушалась. Далее, вся история повторяет знакомый сценарий об окаменелой девушке.

Жители Куйбышева по-разному приняли новость о таком чуде. Занимавший тогда должность I секретаря местного КПСС товарищ Ефремов прямо заявил общественности, что чудо было, но только с той старушкой, которая проходила мимо и кинула проклятье. Не забыл он упомянуть и о позоре для коммунистической партии от этих событий.

Затем его речь стала более откровенной и жёсткой. Он утверждал, что не только Зоино стояние - это выдумки, но даже танцев никаких не было, а посты милиции давно сняты, так как нет в доме ничего интересного и требующего расследований. Живет там одна старуха и нет никого больше. Ефремов призвал всех не верить в вымысел и религиозные рассказы, которые можно поместить только в фельетон.

Интересно, что через несколько лет были проведены исследования в архивах Куйбышева. Упоминания о стоянии Зои, фотографии 1956 г . или биография монаха Серафима, найдены не были. Но в доме 84 по улице Чкалова действительно проживала некая Клавдия Болонкина. О ней ходили слухи, как о женщине, посвятившей свою жизнь церкви. Якобы именно эта особа объявила себя окаменевшей девой.

Воплощение истории на экране

О легенде долгое время не вспоминали, убрав в дальний ящик все свидетельства. Но в начале XXI века было решено впервые экранизировать эту историю. Загадочные, мистические события, произошедшие когда-то в Самарской области , снова привлекали к себе внимание:

  • 2000 год. Первый документальная лента «Стояние Зои». Её длительность была всего 20 минут.
  • 2009 год. Полнометражная художественная кинолента «Чудо» от Александра Прошкина.
  • 2015 год. Телевизионный фильм «Зоя» по одноимённой пьесе Александра Игнашева.
  • 2015 год. Вышла в свет повесть протоиерея Николая Агафонова об участи Зои - «Стояние».

Сейчас дома под номером 84 по улице Чкалова нет, он сгорел 12 мая 2014 года. Но странная и пугающая история об окаменевшей девушке с иконой Николая Чудотворца ходит среди православных христиан по сей день.

Стояние Зои





Здравствуйте. Верить или не верить в это чудо, но о том, что была девушка, танцующая с иконой Николая Чудотворца передавалась из уст в уста всеми верующими людьми.

Предание или правда?

Статья в газете «Дикий случай».

Еще в 1956 году в одной из газет города Куйбышева «Волжская коммуна», был напечатан фельетон, который назывался «Дикий случай».

Автор фельетона старался опровергнуть слухи, которые быстро разлетелись по городу о девушке, решившейся танцевать в Рождественский пост с иконой Николая Угодника. Говорили, что она окаменела. По преданию, это случилось в доме №84 по улице Чкалова, где проживала Зоя Карнаухова.


А случилось это в Новый год на вечеринке, которую устроила сама Зоя. Ее мать была верующим человеком, поэтому запретила дочери веселиться в пост, но дочка не послушалась и созвала гостей.

Все девушки пришли с женихами, а ее избранник, по имени Николай, опаздывал. Девушка сильно рассердилась, но нашла, по ее мнению, отличный выход: схватила икону Николая Чудотворца и начала с ней танцевать.

Опешившие подруги принялись ее уговаривать вернуть образ на свое место. Но Зоя словно ошалела. Она отвечала подругам, что если Бог есть, то он ее накажет. Девушка все кружилась и кружилась по комнате, пока в комнате не поднялся вихрь, не сверкнула молния. В этот миг грешница застыла там, где остановилась: а ее тело стало твердым, как камень.

Подоспевшие подруги пытались сдвинуть Зою с места, или хотя бы взять икону из окаменевших рук – ничего у них не получалось. Грешница так крепко застыла, что не подавала признаков жизни, только был слышен стук ее сердца. Все, кто присутствовал при этом происшествии, пришли в ужас.

Оказанная помощь была безрезультатной

Присутствующие вызвали Скорую помощь, пришли представители милиции, никто ничего не смог поделать. Врачи пытались сделать укол, но иголки ломались, словно они натыкались на мрамор. В доме отслужили молебен, но и это не помогло.

С этого дня девушка не могла ни есть, ни пить, но жизнь теплилась в ее теле. Зато среди ночи все могли слышать ее выкрики и мольбы, в которых звучала ее просьба - молиться за грехи людей. Икона все еще была в ее руках.


Однажды, на праздник Благовещения, к дому подошел старец, который попросил милиционеров, охранявших дом, пропустить его к девушке. Это был иеромонах Серафим Тяпочкин, служивший в местной церкви. Ему удалось убрать образ из рук грешницы.

После этого он сказал, что ей предстоит простоять в таком виде до самой Пасхи. Его слова сбылись: девушка стояла совершенно без движения целых 128 дней. Только на Пасху к ней вернулась жизнь, но ее тело стало слишком мягким.


Перед самой Пасхой она особенно громко кричала: Молитесь за свои грехи!» Когда спросили, чем она питалась все эти дни, Зоя ответила, что к ней прилетали голуби и кормили ее.

Через три дня она скончалась. Значит Бог простил ее, если к ней прилетали голуби, чтобы ее покормить.

Говорят, что многие люди, никогда не верящие в Бога, стали молиться, ходить в церковь, поститься, проходить обряд Покаяния и Причастия. Многие некрещеные люди покрестились и стали глубоко верующими людьми. В церкви так разбирали крестики, что всем не хватило.

Есть еще одна версия, что рассказ об окаменевшей девушке – выдумка, что в этом доме жила женщина с сыном, а звали ее Клавдия Болонкина. Действительно, в этом доме была вечеринка, на которой веселились Зоя Карнаухова с Николаем - молодым практикантом.

Николай действительно опоздал на вечеринку, тогда кто-то из девушек, а может быть это была Зоя, принялась кружиться в танце с образом Николая Чудотворца.

Мимо дома проходили монашки, которые и увидели этот греховный танец. Одна из них в гневе произнесла: «За такой грех обернешься ты соляным столбом!» Говорят, что хозяйка дома сама это рассказала.

А была ли девушка Зоя?

По утверждению настоятеля храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области отца Романа Державина, факт «Зоиного стояния» - был. Об этом настоятелю рассказал его отец. Говорят, что к этому дому постоянно шел народ, поэтому здесь поставили милицейскую охрану.

Слухи о Зое возобновились в 2000 году, после выхода в свет документального фильма «Стояние Зои». Через 9 лет, то есть в 2009 году был снят художественный фильм «Чудо», режиссера Александра Прошкина.

А совсем недавно, в 2015 году, люди увидели телевизионный фильм «Зоя» по пьесе Александра Игнашева, прочитали повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Пропаганда сделала свое дело, к знаменитому дому на улице Чкалова, стекались православные паломники, что привело к установлению памятника Николаю Чудотворцу. А 12 мая 2014 года пожар уничтожил «Зоин» дом. Но многие люди говорят, что дом стоит до сих пор.

Уважаемые друзья, верить и ли не верить - право каждого человека. Но после этого случая ни одна девушка не отважилась повторить, так называемый «подвиг» Зои, а вот истинно верующих людей стало намного больше.

Легенда об окаменевшей девушке, застывшей в начале 1956 года на несколько месяцев с иконой в руках, до сих про широко известна в кругах верующих. Однако мало кто знает, насколько "удачно" эта история затмила нашумевшее в Самаре дело о мужеложстве священника.

Содом и Гоморра в Куйбышеве: трансформация православной легенды

Холодным зимним утром января 1956 года, когда Клавдия Ивановна Болонкина убирала снег у своего дома на Чкаловской улице, в Куйбышеве, к ней обратилась пожилая женщина: «Это какая улица? А дом? А кто хозяйка пятой квартиры?» Когда выяснилось, что в квартире проживает сама Клавдия Ивановна, старуха начала ее торопить: «Ну, тогда, дочка, пойдем скорее, покажи ее, несчастненькую... Ах, какой грех!.. Ах, какое наказание!» Из слов старухи Клавдия Ивановна поняла, что в ее квартире якобы находится окаменевшая молодая женщина. Как выяснилось, старухе рассказали историю о некоей девушке, которой на вечеринке не досталось партнера для танца. Рассердившись, она сняла со стены икону святого Николая и стала кружиться с ней в такт музыке. Вдруг сверкнула молния, грянул гром, и девушку окутал дым. Когда он рассеялся, все увидели, что богохульница застыла с иконой в руках. (...)

От кризиса к легенде

Слухи об «окаменевшей девушке» не только отражали изменение в настроениях верующих после смерти Сталина. Они странным образом вписываются в ситуацию локального церковного кризиса, который вспыхнул в ряде городов за несколько недель до описываемых событий. До Московской патриархии из Куйбышевской епархии доходили не только слухи о чуде на Чкаловской улице: в феврале 1956 года патриарх и члены Священного синода ознакомились с письмом куйбышевского священника, в котором рассказывалось о сексуальных домогательствах одного иеромонаха в отношении кандидата в духовную семинарию, а также о попытках куйбышевского епископа замять это дело.

При этом бросаются в глаза три вещи. Во-первых, хотя эти события, на первый взгляд, и не связаны с историей на Чкаловской улице, удивляет временнóе совпадение: мать пострадавшего семинариста сразу обнародовала случившееся - в начале декабря 1956 года, за несколько недель до волны слухов и столпотворения на Чкаловской улице. Во-вторых, в центре обеих историй находятся молодые, но уже довольно взрослые по тогдашним меркам люди: в истории с «окаменевшей» - фабричная работница лет восемнадцати, во второй истории - семнадцатилетний юноша, который, однако, в отличие от «Зои», исправно посещал церковь и помышлял об обучении в духовной семинарии. Чтобы подготовиться к учебе в семинарии он обратился к иеромонаху, настоятелю своего прихода, который и стал его домогаться. В-третьих, мать жертвы позаботилась о том, чтобы и факт домогательства, и попытки иеромонаха Серафима (Полоза) купить молчание потерпевшего стали достоянием общественности. Мать не только обращалась с жалобами к другим священникам, но, судя по всему, и в милицию, так как уже в декабре 1955 года против Полоза было возбуждено уголовное дело, по которому дали показания священники ряда куйбышевских приходов. В околоцерковных кругах и среди прихожан активно обсуждалось поведение епископа, который повысил обвиняемого в церковной должности, а священников, давших показания, уволил или перевел на другое место.

В результате давление на епископа Иеронима (Захарова) усилилось, и он был вынужден покинуть епархию в конце мая 1956 года. Иеромонах Серафим (Полоз) был приговорен за «насильственное [...] мужеложство» (статья 154а УК РСФСР). В позднем СССР преследования за настоящий или выдуманный гомосексуализм были эффективным методом расправы с неугодными. Однако в случае Серафима (Полоза), который ранее примыкал к лояльному внутрицерковному течению «обновленцев», нет никаких оснований полагать, что это было именно так. Поскольку показания матери и других священников звучат вполне убедительно, а обвинения были восприняты всерьез и в церковных структурах, можно предположить, что сексуальные домогательства действительно имели место. Епископ Иероним откровенно говорил с уполномоченным по РПЦ о том, в чем его обвинили в Московской патриархии в мае 1956 года:

«Из-за иеромонаха Полоза мне приходится иметь большие неприятности. Как только я пришел в патриархию на синод, на меня сразу набросились: “Что вы наделали, уволили Сагайдаковского, изобличившего Полоза в преступлениях, увольняете других и не приняли своевременно мер по отношению к Полозу, довели дело до суда”».

Вся эта история выставляет «чудесный» рассказ о «Зое» в несколько ином свете. В легенде о «стоянии» можно легко обнаружить следы скандала с гомосексуальным домогательством: в обеих историях речь идет о святотатстве и (сексуально коннотированном) грехе, хотя и с характерным перевертыванием действующих лиц. В то время как молодой человек стал жертвой домогательств священника, в истории с «Зоей» молодая женщина играет роль грешницы, которая как бы домогалась (посредством иконы) святого. Традиционные представления о женщине как искусительнице и чистоте священника таким образом восстанавливаются. Путем превращения грешного иеромонаха в кощунствующую «деву» грех экстернализировался дважды: во-первых, как грех, совершенный женщиной, которая, во-вторых, не могла принадлежать к духовенству. Божья кара над грешницей восстанавливала справедливость на уровне легенды. В легенде, таким образом, присутствуют и антиклерикальные мотивы, так как «Зою» наказывает не церковь, а непосредственно божественная сила. Праведный, «невинный» молодой человек в легенде сливается с образом святого Николая, таким образом развеивается и связанная с гомосексуализмом тень, а скандал, связанный с домогательством, сублимируется в осквернение иконы. В этом виде случившуюся историю можно было рассказывать в воцерковленной среде. В таком контексте в легенде об «окаменевшей» можно отыскать еще один сюжетный пласт.

Сюжет о Содоме и Гоморре, с которым прихожане (возможно) сравнивали свою епархию в те месяцы, включает в себя и историю жены Лота (Быт. 19:26), которая, несмотря на запрет, оглянувшись на картину истребляемых гнезд разврата, была обращена в соляной столб, - подобно застывшей «Зое». Таким образом, «легенда о Зое» транслировала на поверхность социума нарратив непоколебимого христианского канона, требуя от верующих теснее сплотиться вокруг церкви. Но на уровне «скрытого смысла» (hidden transcripts ) в легенде остаются элементы истории о домогательстве и потрясенной скандалом епархии. Если прочесть эти скрытые уровни легенды, то история окаменевшей девушки предстает троекратным чудом. На одном уровне легенда передает весть о чудесном вмешательстве бога и его присутствии: несмотря на неспокойные для верующих времена, кощунство все же наказывается, а партийные функционеры лишь демонстрируют свою беспомощность. На следующем уровне возникновение этой истории есть истинное чудо и для дискредитированного местного православного клира, так как церкви Куйбышева не опустели после скандала с домогательством, как этого можно было бы ожидать. Распространение слухов об окаменевшей девушке, напротив, привело к росту числа людей, приходящих в храмы. Третье чудо следует искать в самом нарративе легенды, развитие которой получило в годы кризисных постсоветских 1990-х годов очередной толчок.

Воскресение «Зои», или Кому принадлежит вся слава избавителя

Один вопрос так и остался открытым: что потом произошло с «Зоей»? Различные варианты, имеющие хождение с 1991 года (в том числе и в бесчисленных Интернет-публикациях), можно интерпретировать не только как результат усилий согласовать относительно правдоподобные версии произошедшего (или как процесс согласования в поисках правдоподобного толкования), но и как попытку приспособить «чудо» к местной религиозной идентичности. Центральную роль здесь играл (и продолжает играть) журналист Антон Жоголев, пишущий с 1991 года для региональной православной газеты «Благовест». В начале 1992 года он опубликовал подробное описание «стояния Зои Самарской» - статья содержала много выдержек из архивных материалов (впрочем, без ссылок) и воспоминаний свидетелей. Последовавшая вскоре перепечатка материала в сборнике «Православные чудеса. Век ХХ»помогла дальнейшему распространению легенды за пределы региона. За девушкой окончательно закрепилось имя «Зоя», устоялись и некоторые элементы сюжета (новогодняя вечеринка, разочарование «Зои», тем, что ее жених «Николай» не пришел); однако отдельные вопросы о подробностях спасения «Зои» в статье остались открытыми. В тексте 1992 года Жоголев делает несколько предположений о том, кто являлся избавителем девушки: он упоминает горячие молитвы ее матери, письмо патриарху Алексию с просьбой молиться за «Зою», наконец, молитву некоего иеромонаха Серафима, которому якобы удалось вынуть икону Николая Чудотворца из «Зоиных» рук. Приводятся и другие версии. На Благовещение в доме Зои появился некий неизвестный старец, который исчез чудесным образом - и был опознан Зоей как сам святой Николай. Только к Пасхе, но уже без всякого постороннего вмешательства «Зоя» ожила, однако через три дня после Светлого Воскресения «Господь забрал ее к себе».

Почти десять лет спустя Жоголев представил новую версию избавления «Зои», где в центр повествования был помещен иеромонах Серафим, которого автор идентифицировал как Серафима (Полоза). Якобы «имя отца Серафима (Полоза) стало известно верующим по всей стране», и «Москва» решила применить к нему проверенный метод привлечения к уголовной ответственности за гомосексуализм. На самом деле оппозиционеров под этим предлогом стали преследовать только в 1970-е годы, на что намекает сам Жоголев. По словам Жоголева, по истечении срока наказания патриарх Алексий (Симанский) назначил иеромонаха (несмотря на всю «клевету») в единственный тогда в республике Коми приход. До своей смерти в 1987 году Полоз поведал о своем участии в куйбышевских событиях только двум лицам, которые в свою очередь не захотели напрямую подтвердить этот факт. Сам Жоголев признался, что один многолетний сотрудник Самарской епархии до сих пор убежден в правомочности обвинений против Полоза. Однако приговор был вынесен советским - то есть враждебным церкви - судом.

«Доброе имя отца Серафима (Полоза) восстановлено. Состряпанная атеистами провокация, направленная против великого самарского чуда, рухнула под напором неопровержимых свидетельств».

Однако Жоголев был не единственным, кто попытался связать чудесное избавление «Зои» с куйбышевскими священниками и таким образом повысить авторитет и престиж местной епархии. Далеко от Самары был еще один претендент на славу спасителя «Зои» - умерший в 1982 году старец Серафим (Тяпочкин), особо почитаемый в Белгородской и Курской епархии. В первом тираже биографии старца содержатся воспоминания «духовных детей», которые утверждают, что Серафим сам намекал, что это он смог вынуть икону из рук «Зои». Новое, исправленное издание 2006 года в специальной главе «Отец Серафим и Зоя из Куйбышева» разъясняет однако, что в 1956 году Тяпочкин не жил в Куйбышеве и сам открыто отрицал свое участие в избавлении «Зои». Тем не менее, впоследствии оба варианта получили распространение и на страницах других изданий. К версии Жоголева о Серафиме (Полозе) как истинном избавителе присоединился крупнейший еженедельник страны «Аргументы и факты»:

Говорят, он был настолько светел душой идобр, что даже обладал даром предсказания. Они смог забрать икону иззастывших рук Зои, после чего предрек, что ее“стояние” закончится вдень Пасхи. Так оно и вышло.

Новый вариант ответа на вопрос об избавителе «Зои» предложил режиссер Александр Прошкин в вышедшем на экран в 2009 году фильме «Чудо».Прошкин придерживается версии о чистом, еще «невинном» иноке, который избавил Зою от остолбенения. Комичным образом согласно кинематографической версии в спасение «Зои» включается и случайно оказавшийся в Куйбышеве Никита Хрущев, который, выступая в роле доброго царя, заботится обо всех нуждах своих подданных и инициирует поиск девственного юноши (коим оказывается сын преследуемого властями священника). Тот, подобно сказочному принцу, пробуждает спящую красавицу Зою. С этого момента фильм, который до того вполне серьезно повествовал о чуде как о документальном факте, превращается в пародию.

фильм "Чудо", собравшего в России (по версии портала КиноПоиск) $50 656:

Другой источник ]]> http://www.pravmir.ru/kamennaya-zoya/ ]]> сообщает о возникновении легеды следующее:

На улице Чкалова за полвека мало что изменилось. В центре Самары сегодня царит даже не ХХ, а XIX век: вода в колонке, отопление печное, удобства на улице, почти все постройки в аварийном состоянии. О событиях 1956 года напоминает лишь сам дом № 84, а также отсутствие поблизости автобусной остановки. «Как ликвидировали во времена “Зоиной смуты”, так и не восстановили», — вспоминает жительница соседнего дома Любовь Борисовна Кабаева.

— Сейчас хоть пореже стали приезжать, а года два назад все как с цепи сорвались. На дню раз по десять паломники приходили. И все спрашивают одно и то же, а я одно и то же отвечаю — язык отсох.

— А что отвечаете-то?

— А что тут ответишь? Ерунда все это! Я сама в те годы еще девчонкой была, а мать покойная все хорошо помнила и мне рассказала. В доме этом когда-то жил не то монах, не то священник. А когда в 30−е годы начались гонения, он не выдержал и отрекся от веры. Куда делся, неизвестно, а только дом продал и уехал. Но по старой памяти сюда часто заходили религиозные люди, спрашивали, где он, куда делся. А в тот самый день, когда Зоя якобы окаменела, в доме у Болонкиных действительно гуляла молодежь. И как на грех в тот же вечер какая-то очередная монахиня приехала. Она заглянула в окно и увидела, как одна девица танцует с иконой. И пошла по улицам причитать: «Ах ты, охальница! Ах, богохульница! Ах, сердце твое каменное! Да Бог тебя покарает. Да ты вся окаменеешь. Да ты уже окаменела!» Кто-то услышал, подхватил, потом еще кто-то, еще, и пошло-поехало. На следующий день к Болонкиным попер народ — где, мол, баба каменная, давай показывай. Когда люди ее вконец достали, она вызвала милицию. Те выставили оцепление. Ну, а народ у нас как обычно думает? Раз не пускают, значит, точно что-то скрывают. Вот и все «Зоино стояние».
]]>