Умер донатас банионис. Донатас банионис Последнее интервью донатаса баниониса «комсомолке»

Донатас Банионис – один из самых известных актеров советских времен. Каждая роль, сыгранная Донатасом, навсегда осталась в памяти зрителей. На экране народный артист СССР менялся до неузнаваемости: любой его образ живой, уникальный и невероятно эмоциональный.

Детство и юность

Рос Донатас в Литве, в городе Каунасе, где и родился 28 апреля 1924 года. Отец Юозас Банионис также был рожден в Литве. Долгое время зарабатывал на жизнь шитьем, а затем ушел на службу в Кадетский корпус Русской императорской армии, прошел Первую мировую войну. Это оказало влияние на его политические взгляды: Юозас стал одним из известных революционеров-коммунистов.

В 1919 году Юозаса арестовали за организованную забастовку, а затем отправили в ссылку за деятельность против власти. Банионис вернулся в Литву, продолжил работать портным. Во времена советской власти смог закрепиться на должности при администрации.

В Вилкавишкисе Юозас встретил Ону Блажайтите, которая впоследствии стала его женой и матерью двоих детей – дочери Дануты и Донатаса Баниониса. Но их брак распался, мать с Данутой покинули Каунас, а отец остался жить с Донатасом.


Донатас вспоминает, что с детства рос в атмосфере творчества и музыки. Родители тяготели к искусству и даже пели. Будущий актер обучался профессии керамиста в каунасской школе. Учебу он совмещал с посещением драматического кружка.

Родители относились к увлечениям сына с пониманием, но настаивали на другой профессии. Донатас не упускал возможности сыграть в театре и стать ближе к кино. Мечты о сцене и профессиональном актерском образовании не покидали его. Но в небогатой семье не было средств, чтобы оплатить обучение, поэтому это оставалось только мечтой.


В 1940 году любительский коллектив под руководством режиссера Юозаса Мультиниса преобразовался в профессиональный театр, который вскоре обосновался в Паневежисе.

Донатас Банионис вступил в труппу в 1941 году. Он учился при городском театре и в это время примерял на себя сотни ролей. Банионис играл в спектаклях по произведениям , Пьера Бомарше.

Фильмы

Впервые на экранах зритель увидел Донатаса Баниониса в 1959 году. Он сыграл роль Дауса в фильме «Адам хочет быть человеком». В шестидесятые годы новость о том, что актеры театра Паневежиса стали сниматься в кино, взволновала кинематограф.


Экранные роли давались Донатасу тяжелее, чем театральные. В одном из интервью он признался, что почувствовал себя актером кино, воплощая четвертый образ. Но имена некоторых героев всегда на слуху благодаря актерскому таланту Баниониса.

В 1965 году литовская киностудия выпускает картину «Никто не хотел умирать». Там Банионис появляется в роли Вайткуса. Этот образ считается одним из значимых в фильмографии актера. Фильм о «лесных братьях» завоевал популярность как в Литве, так и в СССР, принес славу режиссеру Жалакявичюсу.


В 1968 году, после премьеры «Никто не хотел умирать», был выпущен черно-белый детектив «Мертвый сезон». Он состоял из двух частей. Раньше советский «Ленфильм» не выпускал подобные ленты, так что этот фильм стал первым в своем роде.

Смелый сюжет, построенный на реальных событиях, рассказывает о советских разведчиках в военное время. Прообраз главного героя Константина Ладейникова, - разведчик Конон Молодый. Режиссер отдал предпочтение Донатасу Банионису из-за внешнего сходства. Савва Кулиш целенаправленно искал человека, который хоть отдаленно похож на Конона.


Роль Донатас сыграл прекрасно, но озвучивать его пригласили . Задумка не предусматривала никакого акцента – только чистый русский. Вокруг «Мертвого сезона» ходило много разговоров. после собственного расследования согласился с достоверностью информации, показанной в картине.

Драма «Солярис», снятая по роману в 1972 году, еще один шедевр советского кинематографа. Донатас Банионис в роли Криса Кельвина отправляется на планету Солярис, чтобы изучить разумную жизнь чужой земли.


Тарковский говорил, что основой фильма является нравственность. Картина дает пищу для ума. На одном из Каннских фестивалей «Солярис» получил Гран-при.

Донатас Банионис появился более чем в пятидесяти фильмах. Ему приходилось изображать трагедию, разыгрывать комедию и соответствовать строгой классике. 1978 год ознаменовался еще одной крупной ролью актера: он сыграл Чинкова в фильме «Территория».


В 1980 году Банионис стал главным режиссером театра в Паневежисе и оставался на этой должности восемь лет. Следующая роль досталась актеру в 1992 году в фильме «Без улик».

Упорным трудом Банионис заработал премию «За лучшую мужскую роль». В 1999 году вышел последний фильм с участием Донатаса Баниониса «Двор». Несмотря на постоянные съемки, актер не оставлял театр. Он активно участвовал в постановках, а после назначения на роль режиссера взвалил на плечи заботы о театре.

Личная жизнь

Донатас Банионис женился на актрисе театра Паневежиса Оне Конкулевичюте. В браке жена родила двоих детей. Сын Огидиюс не стал повторять актерскую судьбу отца. Его ждала слава на другом поприще: он удачно занимался гуманитарными науками, историей. Рано умер, поэтому награду за достижения в области науки получил посмертно.


Раймундас – выпускник ВГИКа, создатель кинокомпании UAB LINTEK. Снимает документальные фильмы и рекламные ролики. По образованию Раймундас режиссер, и на его счету уже есть несколько картин.

В браке с супругой Банионис прожил 60 лет. Смерть жены стало серьезным ударом для актера. Шесть лет одинокой жизни он болел.

Смерть

В 2014 году, в сентябре, пожилой Банионис попадает в больницу. Слабое сердце перестало биться – у актера случился инфаркт. Сообщалось, что до этого у Баниониса летом уже была клиническая смерть. Тогда Донатаса удалось спасти.

4 сентября 2014 года он скончался в больнице. Актеру было 90 лет. Семья Баниониса принимала соболезнования от многочисленных поклонников и от президента Литвы.


От имени литовского народа сообщила, что потеря великого актера невосполнима для страны. Благодаря Банионису Литва прославилась в мире кинематографа.

Банионис прожил долгую жизнь, в крепком браке, с любимой работой. В его биографии не наблюдалось кризисов. Трудолюбие Донатаса и постоянная тяга к знаниям способствовали становлению сильной и талантливой личности.

Фильмография

  • 1959 - «Адам хочет быть человеком»
  • 1963 - «Хроника одного дня»
  • 1965 - «Никто не хотел умирать»
  • 1968 - «Мертвый сезон»
  • 1970 - «Король Лир»
  • 1971 - «Красный дипломат»
  • 1972 - «Солярис»
  • 1972 - «Капитан Джек»
  • 1973 - «Открытие»
  • 1978 - «Территория»
  • 1980 - «Факт»
  • 1985 - «Крик дельфина»
  • 1992 - «Без улик»

Донатас Юозович (Юозасович) Банионис (лит. Donatas Banionis - Донатас Банёнис). Родился 28 апреля 1924 года в Каунасе - умер 4 сентября 2014 года в Вильнюсе. Советский и литовский актёр, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1974).

Отец - Юозас Банионис (Банёнис) (1890-1961).

Мать - Она Блажайтите-Банёнене (род. 1900).

Как рассказывал актер, его родители были людьми с творческой жилкой, активно участвовали в рабочей самодеятельности, хорошо пели.

Окончил Первую ремесленную школу Каунаса по специальности «керамист», во время учёбы занимался в драматическом кружке.

В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис. Через некоторое время театр переехал из Каунаса в Паневежис. А в 1941 году переехал в Паневежис и Банионис, где был принят в труппу Драматического театра, который возглавлял режиссёр Ю. Мильтинис (ныне Драматический театр Юозаса Мильтиниса). В 1944 году окончил студию при Паневежском театре.

С 1980 по 1988 год - главный режиссёр, художественный руководитель театра.

В 1982-1984 годах учился в Государственной консерватории Литовской ССР (ныне Литовская академия музыки и театра) (Вильнюс).

В качестве актёра в Паневежском театре работал до 1 января 2001 года, откуда уволился по причине введённой в Литве пенсионной реформы, согласно которой пенсионеры, продолжающие работать, должны либо уйти с работы, либо лишиться пенсии.

Среди наиболее известных театральных работ - «Предложение» А. П. Чехова; «Севильский цирюльник» П. Бомарше; «Метеор» Ф. Дюрренматта - Швитер; «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина - Варавин.

Театральные работы Донатаса Баниониса:

1941 - «Поросль» К. Бинкиса - Ясюс;
1943 - «Генрих IV» Л. Пиранделло - Карло ди Нолли;
1946 - «Ревизор» Н. В. Гоголя - Иван Кузьмич Шпекин;
1946 - «Старые друзья» Л. А. Малюгина - Владимир Дорохин;
1947 - «Русский вопрос» К. М. Симонова - Вильямс;
1947 - «Жизнь в цитадели» А. М. Якобсона - Ральф;
1947 - «Жорж Данден» Мольера - Колен;
1949 - «Женитьба Белугина» А. Н. Островского - Андрей;
1949 - «Украденное счастье» И. Я. Франко - Бабич;
1950 - «Голос Америки» Б. А. Лавренёва - капитан Вальтер Кидд;
1951 - «В степях Украины» А. Е. Корнейчука - капитан Вальтер Кидд;
1951 - «Париж, улица Сталинграда» Д. Уманского - Жак;
1952 - «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова - Максим;
1952 - «Лжец» К. Гольдони - Октавий;
1952 - «Как закалялась сталь» Н. А. Островского - Павел Корчагин;
1954 - «Чайка» А. Чехова - Дорн;
1957 - «Гедда Габлер» Г. Ибсена - Тесман;
1958 - «Смерть коммивояжёра» А. Миллера - Вилли Ломен;
1959 - «Иванов» А. П. Чехова - Лебедев;
1959 - «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля - Бопертюи;
1961 - «Макбет» У. Шекспира - Банко;
1963 - «Золотой конь» Я. Райниса - министр;
1964 - «Поднятая целина» по М. Шолохову - Давыдов;
1966 - «Там, за дверью» В. Борхерта - Бекман;
1967 - «Физики» Ф. Дюрренматта - Мебиус;
1971 - «Франк V» Ф. Дюрренматта - Шлюмпф;
1973 - «Пляска смерти» А. Стриндберга - Эдгар;
1977 - «Ревизор» Н. В. Гоголя - Городничий;
1979 - «Реквием по монахине» У. Фолкнера - Стивенсон;
1980 - «Кафедра» В. В. Врублевской - Брызгалов;
1994 - «Миндаугас» Ю. Марцинкявичюса - Старик;
1996 - «На Золотом озере» Е. Томпсона - Норман;
1996 - «Круг» С. Моэма - Ч. Чейни;
1997 - «Любовные письма» А. Гарни - Эндрю;
1998 - «Самоубийца» Н. Эрдмана - Гранд-Скубик;
2000 - «Дальше - тишина...» Генри и Ноа Лири - Барклей Купер.

С 1960 года был членом КПСС. Член ЦК КП Литовской ССР. Депутат Верховного Совета СССР 9-го созыва (1974-1979).

В кино дебютировал в 1959 году в роли Даусы в картине «Адам хочет быть человеком». Впоследствии создал целый ряд образов, по праву числящихся в классике советского киноискусства. Стиль игры актера, его манера наиболее полно выражается словами литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса: «Баниониса называли "интеллектуальным" актером... Банионис - и глубоко чувствующий, лепящий образ "вовнутрь". Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания... Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность - внутри. Его лицо - внутри. Оно соткано из эмоций».

В 1966 году получил первый приз на ВКФ (Киев) за фильм «Никто не хотел умирать» . В том же году на МКФ в Карловых Варах стал обладателем приза за исполнение мужской роли в ленте «Никто не хотел умирать». В 1967 году за работу в этом фильме ему была присуждена Государственная премия СССР.

Донатас Банионис в фильме "Никто не хотел умирать"

Самый звездный фильм актера - «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша, в котором он сыграл роль советского разведчика Константина Ладейникова (прототипом был Рудольф Абель, отсидевший много лет в американской тюрьме). За игру в этой картине в 1969 году на МКФ приключенческих фильмов в Софии получил Премию исполнителю главной роли.

Донатас Банионис в фильме "Мёртвый сезон"

Стоит отметить, что президент России решил стать «чекистом» именно после просмотра фильма «Мёртвый сезон» с Банионисом в роли офицера разведки. Об этом актеру рассказывал сам Путин при личной встрече.

Многие считают лучшей работой актера в кино главную роль в фильме «Солярис» .

В 1972-м получил Национальную премию ГДР за фильм «Гойя, или Тяжкий путь познания».

В 1977-м Государственной премией СССР была отмечена его работа в картине «Бегство мистера Мак-Кинли» .

Донатас Банионис в фильме "Бегство мистера Мак-Кинли"

Запомнился и по целому ряду других работ, например, председателя клуба самоубийц в приключенческой ленте о похождениях принца Флоризеля.

Донатас Банионис в фильме "Приключения принца Флоризеля"

У Баниониса был литовский акцент, поэтому в фильмах его озвучивали актёры Москвы и Ленинграда: , Игорь Ефимов, Петр Шелохонов, Георгий Жжёнов, Владимир Заманский. Собственный голос актёра можно услышать в фильме «Берегись автомобиля», где он, играя пастора, разговаривал с Деточкиным без дубляжа и пересчитывал деньги по-литовски, в фильмах «Змеелов» и «Операция "Трест"».

В 1999 году получил российский Орден Дружбы за заслуги в развитии российского киноискусства и плодотворную деятельность по укреплению международных культурных связей. А в 2009-м - Орден Почёта за большой вклад в развитие театрального и кинематографического искусства, многолетнюю творческую деятельность.

Смерть Донатаса Баниониса

В июле 2014 года пережил клиническую смерть. После этого актер очень изменился. Его сын рассказывал: «Отец сейчас живет в тех временах, когда ему было очень хорошо. Когда человек переживает клиническую смерть, часть клеток мозга умирает. Поэтому человек может быть вообще как овощ, или может быть нормальным. Так вот, отец нормальный. Но когда он разговаривает со мной, например, спрашивает: "Где мама?" А мама умерла шесть лет назад. Он спрашивает: "Куда она вышла?" То есть он вроде бы со мной, а вроде бы и нет. Потом, он все время куда-то собирается. Говорит: "Я поеду в Москву, я поеду в Голливуд, на море". Он живет в том периоде...».

А 4 сентября 2014 года, на 91-м году жизни, Донатас Банионис скончался в Вильнюсе. Актёр был похоронен на Антакальнисском кладбище в уголке деятелей искусств.

Донатас Банионис увековечен в «Галерее славы» торгового и развлекательного центра «Акрополис» (по итогам голосования посетителей интернетной страницы центра) в Вильнюсе: 28 апреля 2005 года, в связи с 81-летием актёра, была открыта мемориальная таблица с отпечатком его руки (скульптор Тадас Гутаускас).

Донатас Банионис. Я остался совсем один

Рост Донатаса Баниониса: 175 сантиметров.

Личная жизнь Донатаса Баниониса:

Был женат. Супруга - Она Банёнене (1924-2008). Познакомились в 1947 году. Для Оны это были тяжёлые времена. Её отца – богатого землевладельца и братьев арестовали. Сослали в Воркуту. Девушка тогда училась в Вильнюсском университете. Друзья предупредили её о возможном аресте и Она, сменив фамилию, уехала в Паневежис. Поступила в театр актрисой. Но перед ней снова встала угроза ареста. Донатасу было бесконечно жаль очаровательную девушку и он предложил ей выйти за него замуж, сказав: «Я могу спасти тебя. У меня отец парторг. Давай поженимся!». Так возникла супружеская пара Банионисов. Прожили в браке 60 лет, до смерти жены.

«Я женился на очень хорошей женщине, она сделала меня счастливым», – говорил Банионис.

У пары родилось двое сыновей - Эгидиюс (1948 г.р.) и Раймундас (1957 г.р.).

Эгидиюс (1948-1993) был историком, специалистом по XV-XVI вв., посмертно награждён Государственной премией Литвы в области науки.

Раймундас окончил ВГИК, снял несколько фильмов, в настоящее время имеет собственную кинокомпанию, снимает документальные фильмы, рекламу.

В 2011 году (к тому времени супруга уже три года как умерла) у Баниониса появилась его последняя любовь - Ольга Рябикова. Она была поклонницей актера с юности. В 2011-м она приняла участие в велопробеге Минск–Вильнюс. В пути познакомилась с мужчиной, который не только знал адрес легендарного актера, но и был с ним знаком. В Вильнюсе он привел ее к Донатасу. Обменялись телефонами, Ольга часто приезжала в гости. А потом ушла на пенсию и перебралась к нему. Ольга и стала его собеседницей, нянькой, поварихой.

Но как только актер решил с ней расписаться, восстали его родные. «Эта безумная поклонница, видимо, мечтает заполучить наследство! Пригрели змею!», – заявляла журналистам невестка Баниониса Виолетта.

В итоге Ольга уехала к себе домой.

Фильмография Донатаса Баниониса:

1959 - Адам хочет быть человеком - Дауса
1963 - Хроника одного дня - Донатас (озвучивал Николай Харитонов)
1964 - Марш! Марш! Тра-та-та - майор Чертополох (Варнапеша), правитель Центии
1965 - Никто не хотел умирать - председатель Вайткус (озвучивал А. Демьяненко)
1966 - Берегись автомобиля - пастор-покупатель
1966 - Маленький принц - взрослый человек (озвучивал А. Демьяненко)
1966 - На глухом хуторе - ксёндз (озвучивал А. Демьяненко)
1966 - Там, за дверью (документальный)
1967 - Житие и вознесение Юрася Братчика - иезуит Босяцкий
1967 - Операция «Трест» - Эдуард Стауниц, барон
1968 - Мёртвый сезон - Константин Тимофеевич Ладейников (озвучивал А. Демьяненко)
1969 - Красная палатка - Марияно
1970 - Король Лир - герцог Олбенский (озвучил А. Демьяненко)
1971 - Гойя, или Тяжкий путь познания - Франсиско Гойя (озвучивал Г. Жжёнов)
1971 - Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина - Савва Морозов
1972 - Командир счастливой «Щуки» - Виктор Юозович Шеркнис, комиссар Щ-721 (озвучивал А. Демьяненко)
1972 - Солярис - Крис Кельвин, психолог (озвучивал В. Заманский)
1972 - Капитан Джек - Митя (озвучивал Л. Хомятов)
1973 - Открытие (Рукопись академика Юрышева) - академик Сергей Матвеевич Юрышев
1975 - Бегство мистера Мак-Кинли - мистер Мак-Кинли (озвучивал З. Гердт)
1976 - Жизнь и смерть Фердинанда Люса - Фердинанд Люс, режиссёр (озвучивал В. Заманский)
1976 - Мама, я жив (ГДР) - майор Маурис
1976 - Бетховен - дни жизни (Beethoven) - Людвиг ван Бетховен
1977 - Вооружён и очень опасен - Габриэль Конрой (озвучивал А. Демьяненко)
1977 - Сумка инкассатора - следователь Алексей Петрович Туляков (озвучивал И. Ефимов)
1977 - Монологи (документальный)
1978 - Кентавры - Президент (озвучивал И. Кваша)
1978 - Цветение несеянной ржи - Антанас Петрушонис
1978 - Особых примет нет - Гартинг, Аркадий Михайлович (озвучивал В. Заманский)
1978 - Где ты был, Одиссей? - Огюст Птижан / Леман (озвучивал Алексей Консовский)
1978 - Территория - Илья Николаевич Чинков, директор
1979 - Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы - «Председатель» (озвучивал А. Демьяненко)
1980 - Андрюс - Раупленас
1980 - Молодость № 2 (новелла «Зелёная куколка») (короткометражный) - доктор Хартли
1980 - Факт - нацистский полковник Титель
1981 - Медовый месяц в Америке - Алан (озвучивал А. Демьяненко)
1981 - «Ржавая вода» К. Сая (фильм-спектакль)
1982 - «Три мешка сорной пшеницы» (фильм-спектакль)
1982 - Детский мир - Михаил Петрович Распоркин (озвучивал А. Демьяненко)
1982 - Никколо Паганини - Луиджи Джерми, адвокат (озвучивал П. Шелохонов)
1982 - Извините, пожалуйста! - гость из Вильнюса (озвучивал А. Демьяненко)
1983 - «Амадей» (фильм-спектакль)
1984 - «Вечер» (фильм-спектакль)
1985 - Змеелов - Митрич-Колобок
1985 - Грядущему веку - журналист Рино Феличе
1985 - «Вино из одуванчиков» (фильм-спектакль)
1985 - «Три сестры» (фильм-спектакль)
1985 - «Бидерман и поджигатели» (фильм-спектакль)
1985 - «Рыжая кобыла с колокольчиком» (фильм-спектакль)
1986 - Крик дельфина - Бар-Маттай, профессор, психолог
1987 - Загон - Гарри Майлстоун
1987 - На исходе ночи - Эйман
1987 - 13-й апостол - отец
1989 - Вход в лабиринт - Мазарди (озвучивал А. Демьяненко)
1989 - Вера - Тяжкий путь познания (Der schwere Weg der Erkenntnis) - пастор Ленц
1990 - Живая мишень - Павел Васильевич, он же «Хозяин»
1990 - Элоиза и Абеляр (фильм-спектакль) - Фульберт
1991 - Депрессия - «Старик»
1991 - Пьющие кровь - Семён Семёнович Теляев
1991 - Семь дней после убийства - следователь (озвучивал Рудольф Панков)
1991 - Ятринская ведьма - воевода Корсак
1992 - Без улик - инспектор
1994 - Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах - пан Твардовский, учитель
1996 - Анна
1998 - Проклятый уютный дом - Губерт Ольбромский
1999 - Двор (Kiemas) - старик
2001-2002 - Ниро Вульф и Арчи Гудвин - Ниро Вульф (озвучивал Г. Богачёв)
2002 - Только раз... - Александр Янович
2003 - Донатас Банионис (документальный)
2004 - Другие миры Донатаса Баниониса (документальный)
2004 - Каунасский блюз (короткометражный) - Альгис
2004 - Новые приключения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина - Ниро Вульф (озвучивал Г. Богачёв)
2005 - Дети Ванюхина - Гаубих
2005 - Персона нон грата - Харон
2005 - Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко - Свенельд
2005 - Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой - Свенельд
2006 - Анастасия (Anastasia) - отец доктора
2007 - Ленинград - Тойво
2007 - Андрей Тарковский (из цикла «Человек в кадре») (документальный)
2009 - Никто не хотел забывать. Будрайтис, Банионис и другие (документальный)
2011 - Горячее сердце (Fireheart: The Legend of Tadas Blinda) - Михаил Муравьёв
2012 - Чудо, дремлющее в нас. Юргис Балтрушайтис (документальный)
2014 - Донатас Банионис. Бархатный сезон (документальный)
2014 - Донатас Банионис. Я остался совсем один (документальный)

Литовский актер и режиссер, известный по ролям в фильмах "Солярис" и "Мертвый сезон", умер на 91-м году жизни

Донатас Банионис. 1989 год

Москва. 4 сентября. сайт - В четверг на 91-м году жизни умер литовский актер и режиссер, народный артист СССР Донатас Банионис, сообщил агентству BNS его сын Раймундас Банионис. Актер умер в больнице.

Известно, что у Баниониса были проблемы с сердцем. Сообщалось, что в июле 2014 года он пережил клиническую смерть.

Литовский президент Даля Грибаускайте уже выразила соболезнования семье актера. По словам главы государства, Литва потеряла одного из самых известных, талантливых и любимых актеров прошлого века, обогатившего своими ролями театр и кино и прославившего свою страну по всему миру. Она отметила, что на протяжении всей творческой карьеры Банионис оставался верен художественным идеалам своего "легендарного учителя" - руководителя Паневежисского драматического театра Юозаса Мильтиниса.

Банионис родился в Каунасе в 1924 году. С юности стал играть в любительских театральных постановках, а в 1944 году окончил студию при Паневежисском театре в (Паневежис - город на севере Литвы). С 1980 по 1988 год он был главным режиссером этого театра.

Роли Донатаса Баниониса

За долгую творческую карьеру Донатас Банионис сыграл более 100 ролей в театре и более 50 - в кино. Банионис получил широкую известность после того, как в 1965 году на экраны вышел фильм Витаутаса Жалакявичюса "Никто не хотел умирать", за игру в котором актер получил приз за лучшую мужскую роль кинофестиваля в Карловых Варах.

В 1966 году актер сыграл пастора в фильме "Берегись автомобиля". Среди других работ Баниониса в кино - роль Ладейникова в фильме "Мертвый сезон" Саввы Кулиша (1968 год), роль Марьяно в "Красной палатке" Михаила Калатозова (1969 год), роль герцога Олбенского в "Короле Лире" Григория Козинцева (1970 год) и роль живописца Франциско Гойя в фильме "Гойя, или тяжкий путь познания", которая получила главный приз Московского кинофестиваля 1971 года.

В 1972 году Банионис исполнил главную роль в фильме Андрея Тарковского "Солярис". Он сыграл психолога Криса Кельвина, который отправляется на далекую планету под названием Солярис. Фильм получил Гран-при Каннского кинофестиваля.

В 1975 году зрители увидели литовского актера в главной роли в ленте Михаила Швейцера "Бегство мистера Мак-Кинли". Годом позже вышел на экраны фильм остросюжетный "Жизнь и смерть Фердинанда Люса", где у Баниониса также была главная роль.

В фильмах, выходивших на русском языке, Баниониса чаще всего озвучивали другие актеры. Среди них - Зиновий Гердт, Георгий Жженов и Александр Демьяненко.

Звание народного артиста СССР Банионису было присвоено в 1974 году. Актер был также награжден национальной премией в области культуры и искусства Литвы и Большим командорским крестом ордена "За заслуги перед Литвой".

Советский и литовский актёр Донатас Банионис , которого зрители помнят по ролям Криса в «Солярисе», Вайткуса в «Никто не хотел умирать» и Ладейникова в «Мёртвом сезоне».

Банионис родился в Каунасе в 1924 году и с детства тяготел к творчеству. Отец его был портным, и хотя вместе с женой и поддерживал начинания сына, но видел его в первую очередь ремесленником. Так Банионис поступил в училище, где изучал гончарное дело. Но тяга к искусству была столь велика, что 14-летний Донатас не мог удержаться от того, чтобы попробовать свои силы в театре. Но поначалу его туда не приняли, и тут не обошлось без удачи — в 1941 году друг познакомил Баниониса с известным театральным режиссёром Юозасом Мильтинисом , и тот принял юношу на должность актёра-кандидата. Впоследствии именно Мильтиниса Банионис на протяжении всей жизни называл своим учителем.

«Мой учитель Мильтинис всегда считал, что главное в актёре — это его личность. Чем глубже и одухотворённее личность — тем более достоверен создаваемый им образ, — говорил Банионис. — Мильтинис учил нас постоянно анализировать. Анализировать всё — прочитанные книги, увиденные спектакли, подсмотренные жизненные ситуации».

Именно тогда, в 40-е годы, Донатас Банионис заканчивает актёрскую студию при Паневежском театре Мильтиниса и становится профессиональным актёром. Вскоре он оказывается в кино: в 1947 году попадает в массовку на съёмках киноленты «Марите». Однако серьёзные роли он стал получать значительно позже — лишь в конце 50-х годов. А признание пришло к нему после фильма Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать», снятого в 1966 году. Лента рассказывает о периоде становления советской власти в Литве. Противники этого процесса пытались всячески ему препятствовать, в том числе и убийствами. Банионис сыграл Вайткуса, человека, заменившего убитого председателя одного из литовских сельсоветов. Именно он вынужден был дать отпор местной банде. Впоследствии «Никто не хотел умирать» был признан журналом «Советский экран» лучшим советским фильмом года. В Литве картину приняли неоднозначно, к тому же Банионис, по сути, встал на защиту советской власти, но со временем недовольство его позицией утихло.

Ленту Жалакявичюса Банионис считал одной из лучших в своей карьере. В этот ряд он также включил «Мёртвый сезон» Саввы Кулиша и «Солярис» Андрея Тарковского . Роль разведчика Ладейникова в вышедшем в 1968 году «Мёртвом сезоне» стала хрестоматийной и впоследствии заняла место в одном ряду с исполненным Вячеславом Тихоновым Штирлицем. Однако досталась она Банионису не сразу. На студии сочли литовца недостаточно красивым и не хотели его утверждать. Отстоять Баниониса удалось великому режиссёру Михаилу Ромму и прототипу Ладейникова — разведчику Конону Молодому .

Годом позже Банионис не затерялся в блестящем ансамбле «Красной палатки» Михаила Калатозова , где его партнёрами были Питер Финч, Шон Коннери, Клаудиа Кардинале, Юрий Визбор и другие выдающиеся актеры. Роль литовцу досталась небольшая, но сыграть её он сумел довольно ярко.

Три года спустя Баниониса в свою новую картину — «Солярис» — пригласил Андрей Тарковский. Но и тут, как и в «Мёртвом сезоне», всё оказалось не так просто. Предыдущая лента режиссёра — «Андрей Рублёв» — была запрещена и на экраны не выходила. Банионис же перед тем, как принять решение, попросил Тарковского дать ему тайно посмотреть «Рублёва». Увидев фильм, литовец был поражён. «Это уже не кино, а искусство», — говорил он впоследствии.

«Солярис» после выхода не был принят почти никем. Даже на Каннском кинофестивале, где он получил «Гран-при», награду фильму, считает литовец, дали скорее по политическим соображениям — все знали о сложных отношениях Тарковского и советских чиновников и хотели этим шагом поддержать опального режиссёра.

«Я понял, что это поэтическая, философская картина, которая никому не нужна, — говорил Банионис впоследствии. — Помню, получал письма со словами: «Донатас Юозович, все зрители вас очень просят: "Больше в такой халтуре, как «Солярис», никогда не снимайтесь". "Солярис" — одна из загадочных картин, в которой мне до сих пор не всё понятно. Думаю, мало кто её до конца понимает».

В картинах калибра «Соляриса» не мог сняться рядовой актёр. Нужен был человек, способный прочувствовать поэтический язык режиссёра, понять его задумку. И Банионис как нельзя лучше подходил на эту роль — литовец, впитавший заветы Мильтиниса, был чужд кривляниям на экране, всё его богатство было глубоко внутри — в глазах, движениях, в молчании. Образ задумчивого, но высокодуховного человека Донатас Банионис пронёс через все свои роли.

«Банионис из тех актеров, в которых присутствует некая тайна, замкнутость, — говорил Савва Кулиш . Он таков по своей натуре. Кроме того, Банионис — личность, а не просто инструмент, из которого можно извлечь любые звуки. Его человеческая значимость невольно приплюсовывается к роли, углубляя и укрупняя её».

За свою карьеру Банионис сыграл более 60 ролей, получил множество наград, признававших его вклад в кинематограф. К ним литовец относился довольно прохладно, считая, что они являются не целью, а лишь признанием его заслуг.

В последние годы жизни Баниониса спрашивали, не стало ли в сейчас искусство, и кино в частности, терять свою глубину. На что он ответил: «Сейчас время такое. Недостаточно нравственное, бездуховное. У каждого времени — своя правда. И своё искусство». Искусство, которому будет так не хватать глубины характера Донатаса Баниониса.

На 91-м году жизни скончался легендарный советский актер [видео]

Фото: РИА Новости

Изменить размер текста: A A

Актер жаловался на здоровье последние 10 лет назад. В 2008-м в связи с серьезными проблемами с сердцем он проходил курс лечения, в результате которого ему был установлен кардиостимулятор.

В июле 2014 года состояние актера стало стремительно ухудшаться. Родственники не афишировали этим, однако, в конце концов, были вынуждены признаться, что Донатас уже в реанимации.


Кадр из фильма "Никто не хотел умирать".

Состояние отца стабильно плохое, он лежит в больнице. Он нас узнает, но… Вот очень интересно происходит, мозг так отбирает информацию. Отец сейчас живет в те времена, когда ему было очень хорошо. Когда человек переживает клиническую смерть, часть клеток мозга умирает. Поэтому человек может быть вообще как овощ, или может быть нормальным. Так вот, отец нормальный. Но когда он разговаривает со мной, например, спрашивает: «Где мама?». А мама умерла шесть лет назад. Он спрашивает: «Куда она вышла?». То есть он вроде бы со мной, а вроде бы и нет. Потом, он все время куда-то собирается. Говорит: «Я поеду в Москву , я поеду в Голливуд, на море». Он живет в том периоде, у него все путается. Но физически он ничего, держится. Хотя с постели не встает и находится в больнице в Вильнюсе , - рассказывал сын известного актера известный литовский режиссер Раймундас Банионис

По всей видимости, сердце актера все-таки не выдержало нагрузки. На 91-м году жизни он скончался.

Скороспостижного ухода из жизни легендарного актера никто не ждал. Находясь на лечении в прошлом году, Банионис пережил клиническую смерть, однако врачам удалось отстоять жизнь мастера.

Накануне своего 90-летия он даже как-то воспрял духом. А за пару недель до круглой даты в прессе появились слухи, что он, якобы, собирался официально сочетаться браком со своей давней и преданной поклонницей – 52-летней Ольгой Рябиковой , проживающей в Минске .


Кадр из фильма "Солярис".

Однако в интервью «КП » Донатас Банионис тогда заявил, что слухи о его женитьбе далеки от правды.

Признаюсь, это забавно слышать. Мне 90 лет, а женщины все еще хотят за меня замуж? Фантастика! А если опять-таки серьезно: напишите, пожалуйста, поклонницам, что предложения руки и сердца я уже не принимаю. К сожалению, жених уже не в том возрасте, - рассказал актер.

Не так давно спецкор «КП» Галина Сапожникова брала интервью и у известного актера. Банионис жаловался на плохое здоровье, отказывался сниматься в кино и признавался, что скучает по российским поклонникам.

«В России меня любят. А в Литве я слышу: «Да кто ты такой, Банионис?»

Галина САПОЖНИКОВА

Я не хочу в очередной раз вспоминать Советский Союз, но вот скажите, вы, как актер - почувствовали сужение пространства обожания после того, как вы стали жить в независимой Литве? Все-таки миллионы ваших поклонников остались за границей.


Автограф Баниониса для читателей "Комсомолки".

Недавно я пошел в какое-то учреждение по делам. Там женщина сидит. Смотрит и спрашивает – кто вы такой? Банионис. Да кто ты такой – Банионис? Я и ушел. Ну, что поделать - она, видимо, не смотрит кино. В России так не было бы. Там только зайдешь в троллейбус, так сразу: ой, ой, садитесь, садитесь. Я могу и сам билет купить, но это как бы показывает уважение.

- В России давно были в последний раз? - Давно. Я никуда не выезжаю. Хотя до этого ездил много, в Европе точно нет страны, где не был. В Японии два раза, в Америке девять. - Пожелайте чего-нибудь вашим российским обожателям и передам им от вас самый свежий привет.

Самую большую благодарность за то, что меня там до сих пор помнят. Где бы я ни был бы в России – в Питере , Москве или в Горьком - все меня узнавали. Значит, моя миссия, как художника, не пропала даром, а оставила смысл. Где-то в душе у людей остались мои роли и мои мысли. Около 80 фильмов, если посчитать… «Никто не хотел умирать» - первый фильм, где я получил всякие награды.

Потом «Берегись автомобиля», я там снимался рядом со Смоктуновским , который уже был звездой. Дальше «Мертвый сезон», потом «Король Лир», «Гойя », «Солярис». Я уже знал, что есть такой режиссер Тарковский . Но знал и то, что его фильм «Андрей Рублев » был запрещен. И когда приехал на пробы, попросил Андрея, чтобы он показал мне этот самый «Андрей Рублев». И он дал мне ключик и маленькое помещение, где просматривают киноматериалы - только, говорит, никому не говори, а то нас накажут. И я посмотрел... И так обрадовался - такое это для меня было достижение искусства кино, самое-самое высокое!… Но потом, уже после Каннского фестиваля, фильм разрешили и он пошел по всему миру. А когда меня надо было утверждать на эту роль, надо было получить разрешение из театра. Я попросил, чтобы нашему руководителю, Мильтинису этот фильм показали тоже. Пленку тайно привезли в Паневежис . После просмотра он молча вышел, ничего мне не сказав. На следующий день говорит – Донатас, поезжай, тут искусство высочайшего уровня... Так что в «Солярисе» я снимался, и Тарковский для меня был большим-большим счастьем. Ну а потом были другие фильмы: «Открытие», «Приключение принца Флоризеля », «Змеелов», «Пьющие кровь» с Мариной Влади. Если посчитать, всего 83 фильма. Последний вышел в 2010 году, литовский. Еще и не вышел, кажется, только отснялся.

- Вы говорите, что сниматься больше не хотите. А есть ли такая роль, которой вас можно было бы соблазнить? - Надо, чтобы дело того стоило… Если снимать будет кто-нибудь из режиссеров, которому я могу доверять, можно было бы и сняться. Но не кривляться только, не надо мне всего этого. Говорят, наш вкус безнадежно испорчен. Ну что поделать?...


Кадр из фильма "Мертвый сезон"

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Народный артист СССР Донатас Банионис родился 28 апреля 1924 года. С детства он рос человеком творческим, посещал драматический кружок.

В 1941-м поступил в труппу только что созданного Юозасом Мильтинисом Паневежского театра, в котором проработал 60 лет. Наиболее известные его роли в «Макбете», «Гедде Габлер », «Смерти коммивояжера».

Всемирную кинематографическую славу ему принесла роль в фильме Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать» (1966), за котору актер получил первую Государственную премию СССР. В 1969-­м он снялся у Саввы Кулиша в «Мертвом сезоне», в 1971-­м у Григория Козинцева в «Короле Лире», в 1972­-м у Андрея Тарковского в «Солярисе», в 1975-­м у Михаила Швейцера в «Бегстве мистера Мак­Кинли ».

В 2013 году Донатас Банионис стал лауреатом Национальной премии Литвы в области культуры и искусства.

В ТЕМУ

5 самых известных фильмов Баниониса

«Солярис»

«Никто не хотел умирать»

«Мертвый сезон»

«Бегство мистера МакКинли »

«Змеелов»

ПОСЛЕДНЕЕ ИНТЕРВЬЮ ДОНАТАСА БАНИОНИСА «КОМСОМОЛКЕ»

Донатас Банионис: « Мне 90 лет, а женщины все еще хотят за меня замуж - фантастика! »

За свою продолжительную кинокарьеру Банионис сыграл шесть десятков ролей, и почти каждая - прямое попадание в зрительский нерв. Вайткус из «Никто не хотел умирать», разведчик Константин Ладейников из «Мертвого сезона», Крис Кельвин из «Соляриса», пастор из «Берегись автомобиля». Сегодня, к сожалению, Донатас Банионис от съемок отказывается, хотя предложения поступают. Говорит, здоровье уже не то, чтобы уезжать далеко от дома в Вильнюсе.

Сейчас Банионис растит четверых внуков, троих правнуков и не придает значения цифрам.

Какой юбилей? - смеется Донатас, растягивая гласные в словах, подчеркивая литовский акцент. - Не знаю! А если серьезно: мне исполняется 90 лет. Но я никогда не придавал большого значения цифрам. Приглашать гостей не буду. Кому нужно, тот сам придет. Я же теперь никуда не выхожу, никуда не выезжаю, ничего не делаю. Так что застать меня дома может любой

РЕАКЦИЯ

Был очень честен в профессии...

Анастасия ПЛЕШАКОВА

Известие о смерти Донатаса Баниониса ошеломила его коллег. Режиссера Римаса Туминаса печальная новость застала на гастролях в Улан-Удэ

Ужасно, что это поколение актеров уходит, - признался Туминас. - Банионис, несмотря на свои регалии, награды и признание, был очень честен в профессии. Он был верен своему театру в Паневежисе, в который пришел работать еще в начале 40-х годов. После ухода на пенсию основателя театра Юозаса Мильтиниса, Банионис возглавил труппу не потому, что были руководящие амбиции, а потому, что театр иначе бы погиб, некому было ставить спектакли, актёры не репетировали. Он принял на себя эту ответственность, хотя ему было сложно работать в новое время, он сопротивлялся современной эстетике, не понимал ее, любил свое прошлое. Я думаю ментально он остался в том времени, которое ушло безвозвратно. Когда умер Мильтинис, Банионис не стал цепляться за должность, за свои роли, переехал к сыну в Вильнюс. Он прожил честную и красивую жизнь в любимой профессии.

Кинорежиссер Евгений Татарский снял Донатаса Баниониса в трех фильмах:

Больше всего меня поражало в этом актере то, что он был абсолютным профи. Не помню случая, чтобы он вышел на площадку, не выучив текст, что нередко позволяют себе другие актеры. Мы снимали фильм "Пьющие кровь". И там был кусок, который надо было говорить на старославянском языке. Банионису мучительно трудно было его учить, а некоторые слова вообще непонятны. Но к утру, когда начались съемки, он этот отрывок знал назубок. Несмотря на о то, что в кино его персонажей всегда озвучивали другие актеры из-за прибалтийского акцента Баниониса.

Кстати, на меня обиделся другой замечательный актер Михаил Глузский за то, что на роль Председателя в "Приключениях принца Флоризеля" я пригласил не его. Но внешне Банионис абсолютно подходил для этой роли: пухленький, внешне мягкий человек, а на самом деле "хладнокровный преступник".

КСТАТИ

Режиссер Александр Бураевский о Банионисе: «Он очень хотел быть нужным, хотел работать»

Телесериал «Ленинград », вышедший на телеэкраны около семи лет назад, стал последней киноработой Донатаса Юозофовича. Уже тогда возраст и больное сердце актера давали о себе знать. О том, как протекали дни на съемках псоледних фильмов Баниониса, рассказал режиссер Александр Бураевский.

Он был замечательный актер и работать с ним было очень интересно, - вспоминает режиссер Александр Буравский. - Хотя, роль была маленькая и, быть может, для актера его масштаба, не совсем значительная. Но мы были рады, когда Банионис согласился поучаствовать в фильме. Приехал пожилой человек, который часто забывал текст, медленно все схватывал. Путался даже в своих партнерах. Но мы не обращали на это внимание, потому что на пленке все равно получалась очень мощная фактура. Мастерство, как говорится, никуда не денешь. Несмотря на возраст, ум его оставался живым и ясным: всем интересовался вокруг, со всеми общался. Он очень хотел быть нужным, хотел работать. Ему все было интересно, он не потерял вкус к жизни. Ворчал, конечно же, немного. Но не жаловался. Ему нравилось работать среди молодежи. Все его знали, он чувствовал, что все к нему относятся с большим уважением. Упорством и трудолюбием он пытался преодолеть свой возраст и те проблемы, которые появляются у таких пожилых людей

Сын Баниониса Раймундас: «Папу похоронят рядом с мамой...»

Он не отходил от отца все последние дни, пока тот лежал в клинике Вильнюса

О смерти знаменного актера нам сообщил его младший сын Раймундас. Они были самыми родными и близкими в жизни друг друга - жена Донатаса и мама Раймундаса Она Банионене умерла в 2008-м, а старший брат Эгидиюс не смог побороть рак и покинул их больше 20 лет назад.

Шесть лет назад после смерти супруги актеру установили кардиостимулятор. Но резкое ухудшение произошло в начале июля - проблемы с сердцем возобновились. Донатаса Юозофовича срочно перевезли в Вильнюс, где поместили в реанимацию. 17 июля Банионис пережил клиническую смерть.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Проблемы со здоровьем у знаменитого актера появились еще десять лет назад

Мария РЕМИЗОВА

Съемки картины Аллы Суриковой «Только раз» Банионис переносил уже с большим трудом

Донатас был из таких актеров, которые не играют, а живут, - вспоминает партнер Баниониса по фильму «Только раз» Сергей Никоненко . - Чувствовал он себя не очень хорошо. Жару он плохо переносил, а было жаркое лето, фильм "Только раз" снимали в каком-то подвале. Вроде бы играем в комедии, но за кадром Банионису было уже не до юмора. Годики давали о себе знать. Но он не жаловался. Сам в себе все переживал. Он был, как айсберг. Все, что мы видели снаружи - это совсем маленькая-маленькая часть. Старался каждую роль проживать подробно и искренне. Конечно, такие переживания отражаются на здоровье. Но, дай Бог, всем нам, как Банионису, прожить до 90 лет. Он прожил большую, красивую жизнь.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ ФОТОГАЛЕРЕЮ : Донатасу Банионису – 90!

x HTML-код

Ушел из жизни Донатас Банионис. Актер скончался на 91-м году жизниДарья БУЛАТОВА

ВОСПОМИНАНИЯ

Наталья Бондарчук: "Банионис хотел, чтобы его жену играла именно я"

Актриса и режиссер Наталья Бондарчук сейчас в Крыму на фестивале "Золотой Витязь", как раз недалеко от тех мест, где проходили съемки фильма Андрея Тарковского "Солярис". В этом фильме Донатас Банионис играл психолога, доктора Криса Кельвина, Наталья Бондарчук - материализовавшийся образ его погибшей жены Хари ()

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Илья Резник выразил соболезнования в связи со смертью Баниониса

Артист ушел из жизни 91-м году

В четверг скончался известный литовский актер и режиссер Донатас Банионис. Артист был любимцем советских зрителей. Настоящей звездой он стал после фильма «Никто не хотел умирать». Затем была главная роль в легендарном «Солярисе» Тарковского.

Свои соболезнования близким режиссера выразил поэт Илья Резник.

Это, конечно, очень грустная новость, что ушел от нас великий актер. К сожалению, мы вспоминаем о них только когда они уходят. Мы забываем часто о том, как они жили, в каких условиях.

Путин: Смерть Донатаса Баниониса - это огромная утрата

Российский лидер отметил артиста как человека выдающегося, яркого и неординарного

Президент России Владимир Путин направил соболезнования по поводу смерти литовского актера Донатаса Баниониса его сыну – Раймундасу.

В письме российский лидер отметил его как человека выдающегося, яркого и неординарного. По сего словам, это огромная утрата для народа Литвы, для миллионов людей в разных странах.