Фольклорные элементы «снегурочки. Схема композиции волшебной сказки Сказочные элементы в снегурочке островского

Александр Николаевич Островский известен своими произведениями, которые стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. За его прозорливость и очень светлые, но в то же время с ноткой трагичности произведения они нашли отклик в фильмах и в театре. Свое знаменитое произведение Снегурочка он написал в 1873 году по мотивам сборника сказок Александра Афанасьева. Особое написание в стихах и без рифмы и элементы балета придает произведение некую изюминку и своеобразность.

После выхода произведения в день своего рождения, в юбилей, музыку к будущей пьесе написал Петр Ильич Чайковский. Благодаря гармонии текста и музыкальных линий это произведение стало многоуровневым и многозадачным с историей о снегурочке и о легендах с обрядами и песнями. Вся эта фантастическая и волшебная пьеса является воплощением сказочных мотивов с торжественными мотивами.

Сюжет произведения развивается в царстве Берендея. Основной конфликт это желание любить и не быть одинокой. Отец Мороз замечает это и пытается предупредить мать Весну-Красну, что Ярило хочет растопить Снегурочку горячими лучами из-за нарушенных канонов безбрачия.

Жизнь Снегурочки не всегда была радостна и счастлива. Оказавшись в семье крестьянина Бобыля она не чувствует, что дорога им. Для них она приманка для успешной партии в замужестве. Она красива и мила, но желание быть любимой дает о себе знать. Однако свое внимание она обращает на пастуха Леля, который дарит свои песни всем в округе. Когда на пороге появляется Мизгирь, то она понимает, что любви к нему она не испытывает. Он опьянен любовью и в страстном порыве пытаясь доказать, что он добился своего, везет Снегурочку на гору, где она под лучами жаркого солнца тает. Все чувства переполняющие Мизгиря заставляют его бросится в озеро из-за потери любви. В ответ на это Ярило не сожалеет о смерти двух влюбленных, а даже наоборот наказывает их за непослушание. Вместо траура он заставляет всех петь веселую песню, так ка для него эта гибель ничего не значит.

Говорящие птицы занимают свое определенное место в пьесе. Они распевают о состоявшемся строе

Эта пьеса воплощение красоты и волшебства, но при этом есть трагедия, которая с помощью добра в душе каждого человека побеждается. Все человеческие пороки предстают перед нами, но недостатки меркнут на фоне любви и желанного счастья. Теперь душа Снегурочки свободна и счастлива. В последние минуты жизни она стала любимой и ей дорожили так же как и мать с отцом.

Вариант 2

А.Н. Островский написал пьесу «Снегурочка» на основе сюжета сказки придуманной русским народом, поэтому в произведении описаны славянские божества, такие как: Ярило, Мороз, Весна – Красна и Леший.

Произведение «Снегурочка» написано в стихотворной форме, но без рифмы, тем самым сильно отличается от других работ Островского. Она имеет единый ритм, что дало возможность текст совместить с музыкой.

В пьесе показаны все краски царства природы: суровые зимы и жаркое лето, цветение и безжизненность растений. Автор описывает портрет природы, так же как и человека. В произведении множество разных эпитетов и сравнений, которые показывают, что каждое природное явление схоже с человеческими чувствами.

В произведении описываются действия, происходящие в мифическом берендеевском царстве. В нем каждый человек соблюдает закон чести и совести, они боятся разгневать богов. Царь, описанный Островским, переживает о своем народе, он думает, что жители не видят истинную природную красоту, они стали тщеславны и завистливы.

Снегурочка одинока, но ее душа хочет большой и чистой любви, от которой она должна погибнуть. Девушке очень нравился пастушок Лель, который дарил свои прекрасные песни каждой девушке в деревне, что очень сильно задевает Снегурочку. Главная героиня пьесы хочет, чтобы любили только ее одну.

Приемные родители хотят выдать девушку замуж за богатого жениха, но у Снегурочки нет чувств к юноше. От этого становятся несчастными несколько человек, да и сама девушка страдает, ведь не знает, что такое настоящая любовь.

Снегурочка попросила свою мать Весну дать ей возможность полюбить. На что получила ответ, что девушка влюбится в первого кого встретит, кем оказался Мизгирь. Юноша был влюблен и пытается каждому показать, что добился взаимности от непреклонной красавицы. Он силой затащил Снегурочку встречать рассвет на гору и с первыми лучами солнца девушка растаяла. Это показывает, как холодное пусть даже и любящее сердце не способно прислушаться к другому.

Снегурочка готова была отдать жизнь, только за то, чтобы почувствовать, любовь. Мизгирь, пообещав любимой о совместной погибели, когда придет беда, бросился в озеро с холодной водой. Душа человека свободна и не имеет страха, когда влюблена.

Анализ произведения Снегурочка 3

Произведение по жанровой направленности относится к лирической сказке, названной автором весенней, основу сюжета которой писатель заимствует из народных преданий.

Действие пьесы происходит в придуманном писателем царстве Берендея, в котором проживает главная героиня произведения Снегурочка, представленная автором в образе молодой девушки, в качестве родителей имеющей Мороза и Весну-Красну. Берендеево царство изображается автором в виде утопического государства, в котором главенствуют законы совести и чести, а также поклонение воле богов.

Девушка, покинув отчий дом из-за чрезмерной опеки Мороза, живет в семействе Бобылихи и Бобыля, жаждущих удачно выдать Снегурочку замуж, чтобы разбогатеть. Однако девушка мечтает о сильном и искреннем чувстве любви, которое ей неподвластно.

Встреча с молодым пастухом Лелем, который в отличие от других представителей мужского пола, равнодушно относится к Снегурочке, меняет девушку, и она уговаривает мать дать ей возможность насладиться прекрасными моментами любви. Весна-Красна уступает просьбе дочери, давая ей возможность испытать любовь, однако мать и отец Мороз предчувствуют наступление скорой беды, которая приходит с появлением первых лучей весеннего солнца, растопивших сердце Снегурочки, только осознавшей красоту и силу любви, на ее погибель. Возлюбленный Мизгирь, оказавшийся тем самым объектом первого чувства девушки, не выдержав ее потери, заканчивает свою жизнь самоубийством, бросившись в пруд, мечтая о воссоединении с превратившейся в воду Снегурочкой.

Отличительной особенностью сложной и многогранной пьесы является ее уникальный ритм и певучесть, создающие впечатление рифмованного стиха, при этом в тексте произведения рифмы отсутствуют. Кроме того, в пьесе используются многочисленные просторечные обороты, заимствованные из народных русских сказок. Помимо этого, сюжетная линия пьесы имеет разнообразные второстепенные темы, включая славянские предания, легенды о берендеевом племени, древние обряды, танцы и песни.

В качестве средств художественной выразительности в произведении применяются многочисленные эмоциональные эпитеты и сравнения, подчеркивающие тесную связи окружающей природы и человека.

Центральная роль в повествовании отводится драматургическому конфликту, связанному с противоборствующей силой любви и сердечного холода души Снегурочки, стремящейся спрятаться от леденящего одиночества в любовном пожаре.

Смысловая нагрузка пьесы демонстрирует взаимосвязь природных и человеческих явлений в виде света и тьмы, холода и тепла, которые, находясь в вечной борьбе и противоречиях, не существуют друг без друга, а также утверждает о бессмысленности жизни в отсутствии любви.

  • Книга - сочинение-рассуждение

    Книга – это источник знаний. Она сопровождает человека на всех этапах его развития. Родители учат читать ребенка с малых лет и до самой старости, книга останется лучшим другом человека. Но насколько книга сегодня актуальна?

  • Характеристика и образ Базарова в романе Тургенева Отцы и дети сочинение

    Книга «Отцы и дети» была написана в 1861 году во времена конфликта между дворянами и крепостными бедняками. Данный конфликт Тургенев выразил в своем романе. Главным героем книги является Евгений Базаров.

  • Город-герой Ленинград доклад cочинение

    Город Ленинград, где произошла революция 1917 года, всегда являлся особенным для советской страны, и главной задачей вермахта было стереть его с лица земли, полностью истребив мирных жителей.

  • Материал из пособия Соловьёвой Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс». (авт-сост. Г.С. Меркин): в 2 ч. Ч2 /Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013

    Уроки 1 - 2. Краткие сведения об А.Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке.

    1.Прослушайте сообщение учителя об А.Н. Островском. Заполните вторую часть таблицы.

    Биографические сведения

    Мои замечания об услышанном

    Николай Фёдорович Островский, Любовь Ивановна Саввина - отец и мать

    Начальное домашнее образование

    В 1835 - 1840 годах - учёба в Московской губернской (первой) гимназии

    1840 - 1843 годы - учёба на юридическом факультете Московского университета. Увлечение театром

    1843 - 1851 годы - служба в суде, первые литературные опыты

    Темы творчества А.Н. Островского

    2.Составьте вопросы к статье учебника «Творческая история пьесы “Снегурочка”»

    3.Запишите наиболее характерные черты литературной сказки.

    _________________________________________________________________

    4.Соотнесите события пьесы-сказки с событиями волшебной сказки. Заполните третью часть таблицы по образцу. В чём сходство композиции волшебной сказки и пьесы-сказки А.Н. Островского?

    Композиция волшебной сказки

    События пьесы-сказки

    Экспозиция

    Причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия

    «Ярило сожжёт её, испепелит, растопит,

    Не знаю как, но умертвит. Доколе ж

    Младенчески чиста её душа,

    Не властен он вредить Снегурке».

    «Снегурочка, беги от Леля!»

    Завязка

    Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

    Развитие сюжета

    Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем

    Кульминация

    Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки

    Развязка

    Преодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя

    5.Выпишите во вторую часть таблицы названия обрядовых песен, вариаций и обработок по образцу.

    Русские песни и обряды

    Песни

    Обработки и вариации народных песен

    «Собирались птицы, собирались певчи»; «Каково птицам жить на море»; «Земляничка-ягодка…»; «Хмелинушко, тычинная былинка…»

    Магический ритуал, связанный с посевом, жатвой и обмолотом урожая

    Народные песни, запевы, сопровождающие обряд похорон Масленицы

    Обряды, связанные с празднованием Семика (четверг на седьмой неделе после Пасхи)

    Элементы свадебного обряда

    6.Назовите источники, послужившие основой создания пьесы-сказки.

    _________________________________________________________________

    Уроки 3 - 4. Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского.

    1.Выпишите из монолога Весны в Прологе словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев.

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    2.Составьте краткую характеристику жителей Берендеева царства и царя Берендея, заполнив четвёртую часть таблицы по образцу.

    Герои

    Значение имени

    Цитаты для комментирования

    Краткая характеристика героев

    Бобыль

    Бедный крестьянин, не владеющий землёю; одинокий, живёт в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах

    Пролог, явл.4; д.1, явл.1 «И кланяйтесь, а я ломаться буду». «Сам ленив, так нечего пенять на бедность. Бродишь без дела день-деньской».

    Не умеют ценить красоту, завистливы, хитры, жадны, ленивы, тщеславны

    Бобылиха

    Бобылиха - жена Бобыля; бездомная и бедная вдова, живущая в людях, по задворкам, вне селения

    «Да что твоя работа! Кому нужна! От ней богат не будешь, а только сыт; так можно, без работы, кусочками мирскими прокормиться».

    Мечта героев: «что день, то пир, что утро, то похмелье»; «с рогами кика», глядя на которую «боярыни умирали бы от зависти»

    Мураш

    Муравль, насекомое, мелкий вид муравышек, мурашка, водится в жилых домах и кухнях

    Д.1, явл.1

    «Поди-ка, поклонами обманывай других; а мы тебя, дружка, довольно знаем. Что бережно, то цело, говорят»

    Берендей и берендеево царство

    Берендеи, кочевое племя тюркского происхождения, упоминаемое в русских летописях с 1097 года до конца XII века. В связи с нашествием монголо-татар на Русь в начале XIII века часть берендеев ушла в Болгарию и Венгрию, остальные слились с населением Золотой Орды

    Д.2, явл.1

    Диалог царя с Бермятой.

    Д.2, явл.2

    «Воруют понемножку, благополучие - велико слово, не вижу я давно его в народе».

    «В сердцах людей заметил я остуду немалую».

    «Тщеславие, к чужим нарядам зависть».

    «Супружеская верность утратила немного незыблемость свою и несомненность»

    3.В чём видит Берендей причину несчастий?

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    4.Запишите краткую характеристику Леля, Купавы, Снегурочки, Мизгиря в четвёртую часть таблицы.

    Герои

    Значение имени

    Цитаты для комментирования

    Краткая характеристика героя

    Лель

    Названье старинного русского божка, сравниваемого с купидоном, амуром. У некоторых славянских народов весна называлась Лялей или Лелей

    Д.1, явл.3

    «Вон видишь, ждут меня и ручкой манят. Побегаем, пошутим, посмеёмся, пошепчемся у тына под шумок, от матушек сердитых потихоньку».

    Купава

    Купава, купавна (пск. твер.), пышная, гордая.

    Купало, божество лета

    Д.1, явл.5

    «Я-то, Снегурочка, а я-то как счастлива! Без милого не проживёшь, придётся кого-нибудь любить, не обойдёшься».

    «Тогда прощайте. В его дому, в большом посаде царском, на всём виду богатою хозяйкою забарствую».

    Д.2, явл.3

    «Всех-то забыла я… Знаю да помню лишь друга любезного»

    Д.3, явл.6

    «Моя любовь, до веку и до часу, голубчик сизокрылый»

    Мизгирь

    Паук, муховор; земляной, злой паук, тарантул. Мизгиря убьёшь - сорок грехов сбудешь

    Д.1, явл.5

    «Хорош-пригож, румяный, круглолицый, красен, кудряв».

    «Торговый гость из царского посада».

    Д.1, явл.6

    «Однако нам Мизгирь в глаза смеётся (Брусило)».

    Д.1, явл.7

    «И для любви погасшей возврата нет, Купава».

    «Люби меня, Снегурочка! Дарами бесценными красу твою осыплю и жизнь отдам в придачу»

    Снегурочка

    Д.1, явл.1

    «Моя беда, что ласки нет во мне».

    Д.1, явл.4

    «Тяжёлою обидой, словно камнем, на сердце пал цветок, измятый Лелем».

    Д.2, явл.5

    «Её краса поможет нам, Бермята, Ярилин гнев смягчить».

    Д.3, явл.1

    «Люби меня немножко; дожидайся, - Снегурочка сама тебя полюбит».

    Д.4, явл.2

    «Хочу любить; но слов любви не знаю».

    «Что всё, что есть на свете дорогого, живёт в одном лишь слове. Это слово: Любовь»

    5.Почему Снегурочку и Мизгиря не принимают в царстве берендеев?

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    6.Чем близки образы Мороза и Мизгиря?

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    7.Почему Снегурочка полюбила именно Мизгиря?

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    8.Почему Лель не может полюбить Снегурочку?

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    9.Почему Лель и Купава полюбили друг друга? Чем похожи эти герои?

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    10.Каков смысл фразы царя: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут»?

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    11.Запишите имена композиторов, написавших музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    Урок 5. Защита рефератов

    Вопросы и задания для самоконтроля

    1.Как в литературоведении называют произведения фольклора, которые возникли и исполнялись во время совершения обрядов - установленных действий, имеющих для исполнителей религиозное, бытовое или ритуально-игровое значение?

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    2.Выпишите примеры инверсии. Запишите определение данного литературоведческого термина.

    Идём скорей! Бледнеют тени ночи.

    Смотри, заря чуть видною полоской

    Прорезала восточный неба край,

    Растёт она, яснее ширясь. Это

    Проснулся день и раскрывает веки

    Светящих глаз. Пойдём! Пора приспела

    Встречать восход Ярила-Солнца. Гордо

    Перед толпой покажет Солнцу Лель

    Любимую свою подругу.

    _____________________________________________________________

    3.Для каких произведений устного народного творчества характерны следующие особенности: принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека; передача внутреннего состояния героя через внешние формы; разнообразные композиционные и стилевые приёмы (параллелизм, повторы, лирические обращения, тропы)?

    Выпишите из текста пьесы-сказки наиболее характерный пример.

    ________________________________________________________________

    ________________________________________________________________

    4.Как в литературоведении называется род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене?

    ________________________________________________________________

    «Снегурочка» - пожалуй, наименее типичная из всех пьес Александра Островского, резко выделяющаяся среди прочего его творчества лиричностью, необычной проблематикой (вместо социальной драмы автор уделил внимание драме личной, обозначив в качестве центральной темы тему любви) и совершенно фантастическим антуражем. Пьеса рассказывает историю Снегурочки, которая предстаёт перед нами юной девушкой, отчаянно жаждущей единственного, чего у неё никогда не было — любви. Сохраняя верность основной линии, Островский параллельно раскрывает ещё несколько: устройство своего полубылинного-полусказочного мира, нравы и обычаи берендеев, тему преемственности и воздаяния, и цикличности жизни, отмечая, пусть и в иносказательной форме, что жизнь и смерть всегда идут рука об руку.

    История создания

    Появлению пьесы на свет русский литературный мир обязан счастливой случайности: в самом начале 1873-го года для капитального ремонта было закрыто здание Малого театра, и группа актёров временно переехало в Большой. Решив воспользоваться возможностями новой сцены и привлечь зрителей, было решено устроить необычный для тех времён спектакль-феерию, задействовав сразу балетную, драматическую и оперную составляющую коллектива театра.

    Именно с предложением написать пьесу для этой феерии и обратились к Островскому, которой, воспользовавшись возможностью претворить в жизнь литературный эксперимент, согласился. Автор изменил своему обыкновению искать вдохновение в неприглядных сторонах реальной жизни, и в поисках материала для пьесы обратился к творчеству народа. Там он и нашёл сказание о девочке-Снегурочке, которое и стало базисом для его великолепного произведения.

    В начале весны 1873-го Островский вовсю трудился над созданием пьесы. И не один — поскольку постановка на сцене невозможна без музыки, драматург работал совместно с ещё совсем молодым тогда Петром Чайковским. Согласно мнению критиков и литераторов, именно в этом кроется одна из причин удивительной ритмичности «Снегурочки» - слова и музыка сочинялись в едином порыве, тесном взаимодействии, и проникались ритмом друг друга, изначально составляя одно целое.

    Символично, что последнюю точку в «Снегурочке» Островский поставил в день своего пятидесятилетнего юбилея, 31 марта. А уже чуть больше чем через месяц, 11 мая, состоялся показ премьерного спектакля. Он получил довольно разные отзывы среди критиков, как положительные, так и резко-отрицательные, но уже в 20-м веке литературоведы прочно сошлись во мнении, что «Снегурочка» - ярчайшая веха в творчестве драматурга.

    Анализ произведения

    Описание произведения

    В основе сюжета — жизненный путь девушки-Снегурочки, рождённой от союза Мороза и Весны-Красны, своих отца и матери. Снегурочка живет в выдуманном Островским берендеевом царстве, но не у родных — от отца-Мороза, который охранял ее от всех возможных бед, она ушла, - а в семье Бобыля и Бобылихи. Снегурочка жаждет любви, но полюбить не может — даже её интерес к Лелю продиктован желанием быть единственной и уникальной, желанием, чтобы пастушок, равномерно дарящий всем девушкам тепло и радость, был ласков с ней с одной. А Бобыль и Бобылиха и не собираются одаривать её своей любовью, у них есть задача поважнее: нажиться на красоте девушки, выдав её замуж. Снегурочка равнодушно взирает на мужчин-берендеев, ради неё меняющих свою жизнь, отвергающих невест и нарушающих общественные устои; она внутренне холодна, она чужда полным жизни берендеям — и поэтому привлекает их. Впрочем, и на долю Снегурочки выпадает несчастье — увидев Леля, благосклонного к другой и отвергнувшего её, девушка бросается к матери с просьбой позволить полюбить — или погибнуть.

    Именно в этот момент Островский до предела ясно выражает центральную мысль своего произведения: жизнь без любви — бессмысленна. Снегурочка не может и не хочет мириться с пустотой и холодом, существующим в её сердце, и Весна, которая суть олицетворение любви, позволяет дочери испытать это чувство, несмотря на то, что ей самой мнится дурное.

    Мать оказывается права: полюбившая Снегурочка тает под первыми лучами жаркого и ясного солнца, успев, впрочем, открыть для себя новый, наполненный смыслом мир. А её возлюбленный, до того оставивший невесту и изгнанный царём Мизгирь, расстаётся с жизнью в пруду, стремясь воссоединиться с водой, которой стала Снегурочка.

    Главные герои

    (Сцена из балета-спектакля "Снегурочка" )

    Снегурочка — центральная фигура произведения. Девушка необычайной красоты, отчаянно желающая познать любовь, но при этом холодная сердцем. Чистая, отчасти наивная и абсолютно чуждая людям-берендеям, она оказывается готова отдать всё, даже свою жизнь, в обмен на знание о том, что такое любовь и почему все так жаждут её.
    Мороз — отец Снегурочки, грозный и строгий, стремившийся уберечь свою дочь от всевозможных бед.

    Весна-Красна — мать девушки, которая несмотря на предчувствие беды не смогла пойти наперекор своей природе и мольбам дочери и наделила её способностью любить.

    Лель — ветреный и весёлый пастушок, первым пробудивший какие-то чувства и эмоции в Снегурочке. Именно из-за того, что оказалась отвергнута им, девушка бросилась к Весне.

    Мизгирь — торговый гость, или, иначе говоря, купец, полюбивший девушку настолько сильно, что не только предложил за неё все свои богатства, но и оставил Купаву, несостоявшуюся свою невесту, тем самым нарушив исконно соблюдавшиеся обычаи берендеева царства. В конце концов он обрёл взаимность той, кого любил, но ненадолго — и после ее гибели сам расстался с жизнью.

    Стоит отметить, что несмотря на большое количество персонажей пьесы, даже второстепенные герои получились яркими и характерными: что царь Берендей, что Бобыль и Бобылиха, что бывшая невеста Мизгиря Купава - все они запоминаются читателю, обладают своими отличительными чертами и особенностями.

    «Снегурочка» - произведение сложное и многогранное, в том числе и композиционно, и ритмически. Пьеса написана без рифмы, но благодаря уникальному ритму и певучести, имеющейся буквально в каждой строчке, звучит плавно, как и любой рифмованный стих. Украшает «Снегурочку» и богатое использование просторечных оборотов — это вполне логичный и оправданный шаг драматурга, который при создании произведения опирался на народные сказки, повествующие о девочке из снега.

    То же утверждение о многогранности справедливо и применительно к содержанию: за внешне простой историей Снегурочки (вышла в реальный мир — отвергала людей — получила любовь — прониклась человеческим миром — погибла) таится не только утверждение о том, что жизнь без любви бессмысленна, но и множество других, не менее важных аспектов.

    Так, одна из центральных тем — взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей. Мороз и Ярило, холод и свет, зима и тёплое время года внешне противоборствуют друг с другом, вступают в непримиримое противоречие, но в то же время красной линией по тексту проходит мысль, что одного без другого не существует.

    Помимо лиричности и жертвенности любви, интерес представляет и социальный аспект пьесы, отображённый на фоне сказочных устоев. Нормы и обычаи берендеева царства соблюдаются неукоснительно, за нарушение грозит изгнание, как и случилось с Мизгирём. Эти нормы справедливы и в какой-то степени отражают представление Островского об идеальной старорусской общине, где в цене верность и любовь к ближнему, жизнь в единстве с природой. Фигура царя Берендея, «доброго» царя, который, хоть и вынужден принимать суровые решения, расценивает судьбу Снегурочки как трагическую, печальную, вызывает однозначно положительные эмоции; такому царю легко симпатизировать.

    При этом в берендеевом царстве справедливость соблюдается во всём: даже после гибели Снегурочки вследствие её принятия любви, исчезает гнев и спор Ярилы, и берендеевцы снова могут наслаждаться солнцем и теплом. Торжествует гармония.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Если вы хотите знать, что такое Островский, читайте внимательно «Снегурочку». А. Р. Кугель

    2 слайд

    Описание слайда:

    Образ сказочной героини Снегурочки формировался в народном сознании постепенно на протяжении веков. . В 1873 А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». Первоначально пьеса не имела успеха у публики. Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Драма - (греч. dráma, буквально ‒ действие), 1) один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой; принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля. Пьеса - драматическое произведение, предназначенное для театрального представления. Сказка - один из жанров фольклора. Сказка литературная - эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору Конфликт - (лат. conflictus - столкнувшийся) - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия Антитеза - греч. "Αντιθεσις, противоположение) - фигура (см.) состоящая в сопоставлении логически противоположных понятий или образов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию, или общая на них точка зрения.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Родословная Снегурочки невнятна и темна. Невозможно точно сказать, когда Снегурочка утвердилась в статусе «внучки» Деда-Мороза. Бесспорно, образ Снегурочки является мутацией и трансформацией многих дохристианских верований, мифов и обычаев. Прежде всего, это касается таких праздников, как Масленица, Красная горка, когда поселяне закликали-зазывали весну, Ярилино гульбище, похороны Костромы. Русское православие впитало в себя многие языческие представления. Так, православный праздник Троицы, отмечаемый как день сошествия Святого Духа на апостолов, на Руси слился с древнеславянским праздником семик, связанным с почитанием духов растительности.

    5 слайд

    Описание слайда:

    6 слайд

    Описание слайда:

    1. одно ключевое слово (существительное); 2. два прилагательных, характеризующих слово в первой строке; 3. три глагола; 4. короткая фраза, умозаключение, в котором показано отношение к проблеме; 5. одно существительное (синоним к первой строке).

    7 слайд

    Описание слайда:

    Самое известное литературное произведение о Снегурочке – одноименная пьеса А.Н. Островского, написанная в 1873 году. В драме «Снегурочка» (ее жанр писатель определил как «весенняя сказка») А.Н. Островский предпринимает попытку прикоснуться к глубинным истокам русской и славянской культуры, познать тайны народной мифологии. Произведение “Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Нет ничего удивительного в том, что театральная постановка «Снегурочки» московским Малым театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Лишь в начале ХХ века драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по достоинству. А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо, намеренно экономил фантастические элементы, экономил для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более сложного элемента – поэтического».

    9 слайд

    Описание слайда:

    В 1873 г. музыку к «весенней сказке» А.Н. Островского «Снегурочка» написал П.И. Чайковский (1840-1893). Отклики на музыкальное сопровождение пьесы были разноречивыми. Некто П. Акилов в «Театральных заметках» замечал, что музыка к «Снегурочке» монотонна «до усыпления». Возможно, такому впечатлению способствовало отвратительное исполнение музыкальных номеров оркестром под управлением И.О. Шрамека. Солнечная музыка к весенней сказке А.Н. Островского не может не вызывать положительных эмоций. Не случайно П.И. Чайковский определял свой замысел так: «В этой музыке должно быть заметно радостное, весеннее настроение».

    10 слайд

    Описание слайда:

    В 1900 г. свой вариант музыки к спектаклю «Снегурочка» написал А.Т. Гречанинов (1864-1956). Премьера состоялась 24 сентября 1900 г. во МХАТе. Роли исполняли: Царь Берендей – В.И. Качалов, Снегурочка – М.П. Лилина, Лель – М.Ф. Андреева. В 1880 г. из-под пера Н.А. Римского-Корсакова (1844-1908) вышла опера «Снегурочка» – одна из вершин русской музыкальной классики. Композитор был полностью захвачен темами и образами А.Н. Островского. Двухъярусная беседка Считается, что здесь Островскому А.Н. пришла в голову идея создания пьесы "Снегурочка".

    11 слайд

    Описание слайда:

    Музыка Н.А. Римского-Корсакова пронизана благоуханием весны, теплом и светом, согрета песенными народными мотивами. Первое представление оперы состоялось 29 января 1882 г. в петербургском Мариинском театре. Дирижировал Э.Ф. Направник. 8 октября 1885 г. «Снегурочка» была поставлена в Москве на сцене Частной русской оперы С.И. Мамонтова. Опера Н.А. Римского-Корсакова с успехом шла в лучших российских театрах. Эскиз декорации к спектаклю

    12 слайд

    Описание слайда:

    Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся 29 января (10 февраля) следующего года на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом. Оперу восторженно принял и А. Н. Островский: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

    14 слайд

    Описание слайда:

    Творчество А.Н.Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века. Драматургия Александра Николаевича Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссер Островский содействовал формированию новой школы реалистической игры.

    Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности пьесы.

    «Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, рассказанное в великолепных стихах Островского…

    К.С.Станиславский


    Островский Александр Николаевич

    ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 – 1886), русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН (1863).

    В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.


    • раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт пьесы, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися сказки.

    • “ Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.

    1 группа. «Берендеи».

    Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.

    Русская пословица.


    2 группа. «Снегурочка».

    • Пусть гибну я, любви одно

    мгновенье

    • Дороже мне годов тоски и

    А.Н. Островский.


    3 группа. «Лель».

    • Через красивое - к человечному.

    В. А. Сухомлинский.


    • Многослойность
    • многожанровость
    • вечные сюжеты
    • синтез
    • нравственность
    • конфликт

    • Многослойность
    • многожанровость
    • вечные сюжеты
    • синтез
    • нравственность
    • конфликт

    • Нравственность (Словарь Ушакова) - совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе.
    • Конфликт («Современный толковый словарь» изд. «Большая Советская Энциклопедия») определяется как столкновение сторон, мнений, сил.

    Основной нравственный конфликт произведения. Перекрестный опрос.

    • Брусила и берендеи – робята.

    Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.


    Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.

    Причина всех несчастий страны берендеев -

    в людском эгоизме, в потере людского родства,

    в утрате любви и чувства красоты:

    В сердцах людей заметил я остуду

    Немалую; горячности любовной

    Не вижу я давно у берендеев,

    Исчезло в них служенье красоте.

    В этих словах мудрого царя раскрывается

    глубинный смысл пьесы, где этическая

    красота человека определяется

    взаимосвязью с природой и другими


    А заключительные слова Берендея:

    «Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскрывают идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта А Островского о мире,свободном от холодных, расчетливых людей.

    Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.


    Заполнение таблицы «Известное, специальное, новое».

    известное

    специальное

    новое


    • «Снегурочка» А.Н Островского, созданная для праздничного спектакля и предназначенная демократическому зрителю представляет большой интерес. Это “многослойное, многоуровневое произведение”, которое вместило в себя народную сказку, представление о древнем племени берендеев (тюркских кочевников, живших в южнорусских степях (XI-XIII вв.); с 1146 г. стали вассалами русских князей. Название в летописях исчезает к XIII в) , старинные календарные обряды, песни, заклинания.


    • В основу поэтической драмы был положен один из вечных сюжетов русского фольклора о том, как приходит в мир прекрасная девушка - снегурушка и гибнет от солнечного луча. А ближайшим источником стала народная сказка о Снегурочке, опубликованная в 1862 году собирателем И.А. Худяковым. Очень внимательно прочёл драматург работы знаменитого учёного-мифолога и фольклориста А.Н. Афанасьева: сборник «Русские народные сказки» (1826-1871) и исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). «Заёмный» сюжет был лишь поводом для рождения оригинального художественного замысла.

    В.М.Васнецов Берендеевка

    Н.Рерих Ярилина долина


    Прообразом Берендеева царства явилось имение Щелыково, приобретенное

    драматургом в 1867 году


    В Берендеевом царстве переплетается реальное и фантастическое. Здесь оживают образы славянского язычества: Весна-Красна, Солнце-Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур), Дед Мороз (является прообразом Велеса, Студенеца, Трескуна, Морозко), Снегурочка (Богиня любви Лада или Кастрома).Сказочные существа общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой (« водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)) Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена».

    В.М.Васнецов Весна-Красна

    Н.Рерих Дед-Мороз


    В пьесе два главных, самостоятельных, но объединенных в единое

    целое конфликта: первый- это противоборство Холода и Тепла, Мороза и

    Ярилы, второй- собственное устройство царства берендеев. Оба конфликта

    перерастают в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство- бедность, любовь- холод.


    • Специальное:

    1. «Снегурочка»- это многослойное произведение, так как в пьесу вошли разные жанры фольклора.

    Берендеи - племя, жившее в XI-XIII веках.

    2. Многожанровое произведение.

    Произведение было задумано в модном для 70 годов 19 века жанре «феерии»,

    пьесы – маски.

    3. В ечный сюжет русского фольклора такой, который существуют на протяжение долгого времени независимо от авторов.

    • 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.

    4. В сказке показано сказочное царство берендеев , куда пришла жить Снегурочка.

    5. Синтез реального и фантастического , то есть славянские языческие божества общаются с реальными людьми.

    6. Два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.

    Это конфликт между Морозом и Ярилой и конфликт внутри берендеева царства.


    Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

    • Известное:
    • «Снегурочка» была написана на сюжет народных сказок, в ней используются календарная поэзия, поговорки, пословицы, заклятия, песни, предания и легенды.
    • Островский определил жанр как лирическая «весенняя» пьеса-сказка, драма.
    • Всем известен сюжет народной сказки о том, как прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
    • Основой берендеева царства является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
    • « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)).
    • В пьесе два конфликта: первый - между Холодом и Теплом, Морозом и Ярилой.; второй - внутри самого царства, а также между берендеями и Мизгирем как жителем чужой страны.

    Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

    • Новое:
    • берендеи – это тюркские кочевники, жившие в XI-XIII веках в

    южнорусских степях.

    2. «Феерия» - праздничное сказочное представление, модное в 70 г. 19 века.

    Пьеса-маска – это объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество автора.

    3. 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.

    1826-1871 А.Н.Афанасьев в сборнике «Русские народные сказки» опубликовал сказку.

    1865-1869 А.Н.Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» исследовал сказку.

    4. Сказочное царство берендеев- это мечта Островского о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.

    5. Дед Мороз- это образ, объединивший в себя черты языческих богов: Велеса, Варуна, Студенца, Трескуна, Морозка. Прообразом Снегурочки явилась богиня любви Лада.

    6. Конфликт пьесы перерастает в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство и бедность, любовь и холод.


    Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

    известное

    специальное

    Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.

    новое

    многослойное произведение.

    берендеи

    древнее племя тюркских кочевников в южнорусских степях


    Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

    Лирическая «весенняя» пьеса-сказка,

    драма.

    многожанровое произведение.

    Феерия

    праздничное сказочное представление

    пьеса-маска

    объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, музыкального, политического - относительно свободное творчество автора. .


    Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

    прекрасная девушка - снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.

    вечный сюжет русского

    фольклора

    1862 год собиратель И.А. Худяков

    1826-1871 А.Н.Афанасьев

    сборник «Русские народные сказки»

    1865-1869 А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»

    исследовал сказку.


    Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

    основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.

    сказочное царство берендеев

    мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.


    Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

    Славянские божества: Весна - Красна, Солнце - Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой ( « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль))

    С интез реального и фантастического

    Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко (ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).

    Снегурочка- Богиня любви Лада.


    Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

    1.Противоборство

    Холода и Тепла,

    два главных, самостоятельных,но объединенных в единое целое конфликта.

    Мороза и Ярилы.

    конфликт в области нравственных отношений:

    2. царство

    богатство- бедность,

    берендеев- Мизгирь

    любовь- холод.


    Петр Ильич Чайковский (1840-1893) русский композитор

    • П. И. Чайковский работая над «Снегурочкой» писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе

    Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ.

    Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».


    Васнецов Виктор Михайлович (1846-1926) русский живописец

    • А эта поэма «Снегурочка»-

    лучшее, что есть.

    Молитва русская и мудрость, мудрость пророка.


    Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844 -1908 русский композитор

    • «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества». Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.

    Б. В.Асафьев писал о «Снегурочке»: «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать... Кажется, в опере звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства»

    «В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского».


    Фрагмент из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка». Сцена таяния Снегурочки. «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова- это «нежный цвет русской оперы». Б. В. Асафьев (музыкальный критик). Составление тестов.


    • 1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры (образ Берендеева царства).
    • 2 группа. «Снегурочка». Образ Снегурочки в восприятии Н. А. Римского-Корсакова.
    • 3 группа . «Лель». Лель – сын Солнца и певец любви.

    Домашнее задание

    • Придумать и записать «страшную» историю о каком - нибудь представителе низшей славянской мифологии (русалке, водяном, лешем, домовом).