Жизнь и творчество, отразившееся в предметах коллекционирования. Школьная энциклопедия


Ива́н Дми́триевич Шадр (настоящая фамилия - Иванов ; 30 января (11 февраля ) , Такташинское , ныне Курганская область - 3 апреля , Москва) - русский советский художник , скульптор -монументалист, представитель направления «академический модерн ».

Биография

Иван Дмитриевич Иванов родился 30 января (11 февраля ) года в селе Такташинском Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Такташи Городского поселения рабочий посёлок Мишкино Мишкинского района Курганской области). Отец - Дмитрий Евграфович Иванов (май 1860 или 17 июня 1862 - 8 апреля 1926), Мать - Мария Егоровна (в девичестве Овчинникова, дочь крестьянина села Ряполово Ковровского уезда Владимирской губернии (ок. 1863 – 23 ноября 1935) . Село Такташинское – место сезонной работы плотника Дмитрия Евграфовича Иванова, а постоянное место жительства – город Шадринск Шадринского уезда Пермской губернии (ныне в Курганской области). Прадед Ивана расписывал стены в Спасо-Преображенском соборе, отец и дяди тоже были строителями и богомазами (церковными живописцами). Но по основному роду занятий Дмитрий Евграфовича был плотник. Иван Дмитриевич был третьим сыном в семье, насчитывавшей двенадцать детей (трое младенцев умерли).

Предположительно Ивана крестили в Свято-Троицкой церкви с Островного Маслейской волости Челябинского уезда (ныне в Мишкинском районе Курганской области) .

Иван Шадр создавал революционно-романтические, обобщённо-символические образы, например, горельеф «Борьба с землей» (), скульптуру «Булыжник - оружие пролетариата » (). Последняя, помимо Москвы, была установлена в Челябинске , Львове , Шадринске , Монголии и Румынии .

В 1926 году Шадр едет за границу: он посещает Францию и Италию. В Париже он лепит бюст Л.Б. Красина, бывшего тогда полпредом СССР, и повторяет затем портрет в мраморе.

В 1931 году была создана Шадром надгробная плита В. М. Фриче.

В конце 1930-х годов Шадр работал над проектом памятника А. С. Пушкину . В 1939 году создал скульптуру А. М. Горького в образе Буревестника (бронза , Третьяковская галерея). В том же году он подготовил более классическую модель памятника Горькому. Однако этот памятник был сооружён у Белорусского вокзала в Москве уже после смерти Ивана Дмитриевича скульптором В. И. Мухиной при помощи Н. Г. Зеленской и З. Г. Ивановой.

Большинство работ И. Д. Шадра (в частности, «Штурм земли», «Булыжник - оружие пролетариата» и другие) находятся в Музее современной истории России в Москве .

  • Стандартные марки РСФСР и СССР , выполненные по скульптурам И. Д. Шадра

Нас, Ивановых-то, слишком уж много. Надо же как-то отличить себя от других Ивановых, ну я и взял себе псевдоним «Шадр» - от названия родного города, чтобы прославить его.

В эти дни в цехи завода часто заходит ваятель И. Д. Шадр. Сейчас закончена отливка в бронзе его скульптуры, названной «Булыжник - оружие пролетариата».

Премии

Память

В 2013 году дом сожгли вандалы.

Музейные коллекции

Произведения и эскизные работы Шадра хранятся в Государственной Третьяковской галерее , Государственном центральном музее современной истории России , Екатеринбургскрм музее изобразительных искусств , др. музеях.

Напишите отзыв о статье "Шадр, Иван Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Бирюков В. Портреты шадринских крестьян на государственных знаках СССР // Шадринское научное хранилище. - 1924. - № 1. - С. 5-10.
  • Видов М. Скульптура должна жить! // Филателия СССР. - № 10. - 1987. - С. 4-6.
  • // Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. - СПб., 1999. - С. 20-29.
  • Осинцев Л. Неизвестный Шадр. - Шадринск, 1995.
  • Шадр И. Д. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания о скульпторе. - М., 1978.

Ссылки

  • в библиотеке «Старатель»
  • Вергасов Ф. (Проверено 18 января 2009)
  • (Проверено 18 января 2009)

Отрывок, характеризующий Шадр, Иван Дмитриевич

24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.
Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, – уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.
22 го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников – один поляк, другой немец – почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.
– Нет, бг"ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца.
Распорядившись таким образом, Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать и взять этот транспорт своими небольшими силами. Транспорт шел 22 октября от деревни Микулиной к деревне Шамшевой. С левой стороны дороги от Микулина к Шамшеву шли большие леса, местами подходившие к самой дороге, местами отдалявшиеся от дороги на версту и больше. По этим то лесам целый день, то углубляясь в середину их, то выезжая на опушку, ехал с партией Денисов, не выпуская из виду двигавшихся французов. С утра, недалеко от Микулина, там, где лес близко подходил к дороге, казаки из партии Денисова захватили две ставшие в грязи французские фуры с кавалерийскими седлами и увезли их в лес. С тех пор и до самого вечера партия, не нападая, следила за движением французов. Надо было, не испугав их, дать спокойно дойти до Шамшева и тогда, соединившись с Долоховым, который должен был к вечеру приехать на совещание к караулке в лесу (в версте от Шамшева), на рассвете пасть с двух сторон как снег на голову и побить и забрать всех разом.
Позади, в двух верстах от Микулина, там, где лес подходил к самой дороге, было оставлено шесть казаков, которые должны были донести сейчас же, как только покажутся новые колонны французов.
Впереди Шамшева точно так же Долохов должен был исследовать дорогу, чтобы знать, на каком расстоянии есть еще другие французские войска. При транспорте предполагалось тысяча пятьсот человек. У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же. Но превосходство числа не останавливало Денисова. Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). В утреннее нападение на фуры дело сделалось с такою поспешностью, что бывших при фурах французов всех перебили и захватили живым только мальчишку барабанщика, который был отсталый и ничего не мог сказать положительно о том, какие были войска в колонне.
Нападать другой раз Денисов считал опасным, чтобы не встревожить всю колонну, и потому он послал вперед в Шамшево бывшего при его партии мужика Тихона Щербатого – захватить, ежели можно, хоть одного из бывших там французских передовых квартиргеров.

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.
На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито.
Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова.
Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо.
Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке.
Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели.
Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик.
Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги.
Лошадь Денисова, обходя лужу, которая была на дороге, потянулась в сторону и толканула его коленкой о дерево.
– Э, чег"т! – злобно вскрикнул Денисов и, оскаливая зубы, плетью раза три ударил лошадь, забрызгав себя и товарищей грязью. Денисов был не в духе: и от дождя и от голода (с утра никто ничего не ел), и главное оттого, что от Долохова до сих пор не было известий и посланный взять языка не возвращался.
«Едва ли выйдет другой такой случай, как нынче, напасть на транспорт. Одному нападать слишком рискованно, а отложить до другого дня – из под носа захватит добычу кто нибудь из больших партизанов», – думал Денисов, беспрестанно взглядывая вперед, думая увидать ожидаемого посланного от Долохова.
Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо, Денисов остановился.
– Едет кто то, – сказал он.
Эсаул посмотрел по направлению, указываемому Денисовым.
– Едут двое – офицер и казак. Только не предположительно, чтобы был сам подполковник, – сказал эсаул, любивший употреблять неизвестные казакам слова.
Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через несколько минут опять показались. Впереди усталым галопом, погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт.
– От генерала, – сказал офицер, – извините, что не совсем сухо…
Денисов, нахмурившись, взял конверт и стал распечатывать.
– Вот говорили всё, что опасно, опасно, – сказал офицер, обращаясь к эсаулу, в то время как Денисов читал поданный ему конверт. – Впрочем, мы с Комаровым, – он указал на казака, – приготовились. У нас по два писто… А это что ж? – спросил он, увидав французского барабанщика, – пленный? Вы уже в сраженье были? Можно с ним поговорить?
– Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру.
Офицер этот был Петя Ростов.
Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар.
– Ну, я г"ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение.
– Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг"и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг"а не возьмем, они у нас из под носа выг"вут, – заключил он.
В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее.
– Будет какое нибудь приказание от вашего высокоблагородия? – сказал он Денисову, приставляя руку к козырьку и опять возвращаясь к игре в адъютанта и генерала, к которой он приготовился, – или должен я оставаться при вашем высокоблагородии?
– Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег"ала – сейчас вег"нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог"ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.
Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу.
– Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов.
Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения.
Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного.
– Пг"идет, не пг"идет Долохов, надо бг"ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами.
– Место удобное, – сказал эсаул.
– Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг"ами. И по выстг"елу…
– Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее…
В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы.
– Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул.
– Он! он и есть!
– Эка шельма, – сказал Денисов.
– Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул.
Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
– Ну ловок, – сказал эсаул.
– Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

В 2012 году отмечают 125 - летие со дня рождения скульптора.

Детство будущего советского скульптора прошло в селе Такташинское Шадринского уезда Пермской губернии. Сын потомственного плотника, он с детских лет пошел работать - семья была большая, и отец, хоть и имел золотые руки, не мог дать сыну образования. Пять лет, с одиннадцати до шестнадцати Иван проходил свои «университеты» на фабрике купцов Панфиловых. Он топил печи, бегал за товаром, ездил с обозами, сторожил, получал пинки, колотушки, затрещины… Одаренный мальчик увлекался чтением и рисованием. Но лишь изредка удавалось ему рисовать, лишь урывками браться за книгу. И все же, занимаясь по ночам, он сумел подготовиться и поступить в Екатеринбуржскую промышленно-художественную школу (класс Т.Э. Залькална и М.Ф. Каменского).

Когда Шадру исполнилось 19 лет, он попал в Петербург. В Академию художеств его не приняли. «Пришлось голодать, зябнуть и спать на улицах. Ночуя на берегах Невы, под старой баркой, в окружении бесприютных бродяг, - писал Шадр, - я познакомился с шарманщиком. Впроголодь, с обезьяной на плечах, с полумертвой от истощения носительницей чужого счастья в клетке ходили мы по дорогам столицы, и под «Златые горы» я пел». Однако, в 1907 - 1908 годах Шадр еще учился в Петербурге в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Однажды, на выступлениях, Шадра встретил артист М. Е. Дарский, который помог ему поступить на Высшие театральные курсы. Шадр успешно их окончил и даже был принят К.С. Станиславским в труппу Художественного театра. Не отсюда ли у скульптора такое знание пластики и анатомии человеческого тела? Но больше всего Шадра влекла скульптура. Он обучался скульптуре несколько лет в Москве. И с помощью художников Репина и Рериха смог поехать для продолжения изучения искусства ваяния за границу, где обучался в Париже у О. Родена и Э. А. Бурделя (1910), в Риме и в Английской академии.

Люди и их жизнь, их труд - вот что интересовало Шадра. Он мечтал о создании монументальных образов, об искусстве значительном, об искусстве, которое служило бы делу прогресса. Скульптора интересовало не отрешенное от народа искусство, а искусство, связанное с современной жизнью, отражающее, как писал Шадр, современную ему социальную сложность. Член боевой дружины во время революции 1905 года, художник, выступавший с острыми политическими карикатурами в издававшемся в 1906 - 1907 годах и закрытом правительством сатирическом журнале «Гном», Шадр ставит свое искусство на службу Октябрьской революции. «Поймите, сколько красоты, - говорил он, - когда люди сбрасывают кандалы, когда раскрываются темницы и падают ворота крепости»…

Резцу Ивана Дмитриевича Шадра принадлежат барельефы Карла Маркса, Карла Либкнехта, Розы Люксембург, он создает ряд проектов памятников Советской России, Парижской коммуне, Октябрьской революции. Он берется за воплощение реалистических и одновременно символически-обобщенных образов людей новой эпохи в таких скульптурах, как «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец», «Сеятель». Особенно удачным был его «Сеятель» . Свободный крестьянин на свободной земле, чуть развернув плечи, откинувшись немного назад, идет, бросая семена во вспаханную землю, словно сея семена новой жизни. Эти скульптуры Шадра воспроизводились на деньгах, почтовых марках, облигациях. Скульптор создал ряд памятников В. И. Ленину в городах страны, из них наиболее известен на ЗАГЭС в Грузии.

Самая известная работа Шадра - «Булыжник - оружие пролетариата» , созданная в 1925 - 1927 годах, закончена к Всероссийской выставке, посвященной десятилетию Октябрьской революции. Это одно из лучших советских скульптурных произведений, посвященных историко-революционной теме. Статую Шадра надо расценивать как продолжение традиций сюжетности, свойственных русской скульптуре конца ХУ111 - Х1Х веков (например, творчеству Козловского и Мартоса). Создавая это произведение, Шадр, безусловно, также отталкивался от традиций К. Менье - выдающегося мастера западноевропейской скульптуры нового времени, показавшего в своих произведениях образ пролетария, величие и красоту его характера. В первую очередь Шадр увидел пролетария-бунтаря, пролетария-революционера, который в своей борьбе за освобождение, за ликвидацию всяческого гнета и эксплуатации прошел через две революции.

Отсюда глубоко национальный характер образа рабочего, созданного Шадром, и отсюда естественная, органическая связь этого образа с образом человека труда в искусстве русских художников - реалистов Х1Х века. Это удалось сделать потому, что мастер отказался от создания отвлеченной фигуры, олицетворяющий рабочий класс. Он изобразил как бы реально существующую личность, несущую в себе все типичные черты, свойственные русским рабочим в годы подъема революционного движения. Такое решение художественной задачи обеспечило творческий успех Шадра. Полусогнутая фигура рабочего, выламывающая из мостовой булыжник, готова стремительно выпрямиться и развернуться, как туго сжатая пружина. Напрягшиеся узловатые мускулы его рук, напряженная игра мышц торса создают полную беспокойства и резких контрастов борьбу бликов света и тени, отличающуюся огромной динамикой и эмоциональной выразительностью.

Сама характеристика пропорций человеческого тела лишена какой бы то ни было идеальной отвлеченности. Поражает лицо рабочего, где из-под слипшихся волос, в беспорядке нависших над нахмуренным, собранным в морщины лбом, из-под сдвинутых бровей глядят глубоко сидящие и широко расставленные, полные сосредоточенной ненависти глаза. Индивидуальная, почти портретная выразительность лица рабочего сочетается с острой социальной характеристикой его. Великолепное мастерство владения силуэтом придает еще большую жизненность и монументальность образу. Фигура выразительна с любой точки зрения, поэтому зритель, обходя статую, связывая отдельные точки зрения друг с другом, получает возможность увидеть все богатство жизни образа.

Многие представители старшего поколения русских художников-реалистов высоко оценили работу Шадра. Чрезвычайно характерно отношение замечательного русского художника М. В. Нестерова к этому произведению. В письме к Шадру Нестеров писал: «Недавно я был в Третьяковской галерее, видел там поразившую меня по силе таланта, страсти, мастерства, так бывало умел это делать Ф.И. Шаляпин, скульптуру, мною раньше не виданную. Рабочий, молодой рабочий в порыве захватившей его борьбы за дорогое ему дело, дело революции, подбирает с мостовой камни, чтобы ими проломить череп ненавистному врагу. В этой великолепной скульптуре, так тесно связывает талант мастера красоту духа с вечной красотой формы, - все то, чем жили великие мастера, чем дышал Микельанджело, Донателло, а у нас «старики». Стою зачарованный, обхожу кругом - великолепно! спрашиваю: чья? Говорят - Иван Митрича…».

И.Д. Шадром были также изваяны надгробия Н.С. Аллилуевой в 1933 году, Е.Н. Немировича-Данченко в 1939 году, В.Л. Дурову в 1940 году. В 1952 году он стал лауреатом государственной премии, посмертно. Екатеринбуржское художественное училище, с 1987 года, носит имя И. Д. Шадра. Работы Ивана Дмитриевича находятся в Третьяковской галерее и других музеях России.

Материал взят из книг:
1.«Уральская историческая энциклопедия», Ур. Отд. Ин-т Истории и Археологии, Изд-во «Екатеринбург», Екатеринбург, 1998 г.
2.Б. Бродский, А. Варшавский «Века.Скульптуры. Памятники.», Москва, Изд-во «Советский художник», 1962г.
3.«Из бронзы и мрамора», Ленинград, Изд-во «Художник РСФСР», 1965г.

Иллюстрация:
«Сеятель»,
«Булыжник - оружие пролетариата».

Судьба И. Д. Шадра во многом напоминает судьбу его старшего современника А. М. Горького. Выходец из беднейшей среды (в семье росло четырнадцать детей), одиннадцати лет отданный "в люди", на фабрику, он лишь чудом смог добиться зачисления в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу (1902-07). Его учитель, скульптор Т. Э. Залькалн, настоял на том, чтобы ученик продолжил обучение в Петербурге. Не поступив в АХ, Шадр посещал Рисовальную школу при ОПХ (1907-08), одновременно занимаясь на Высших курсах Театрального училища и в Музыкально-драматической школе и, таким образом, выбирая между профессией художника и вокально-сценической карьерой. Тяга к скульптуре победила, и в 1910-12 гг., благодаря финансовой помощи И. Е. Репина и других деятелей русской культуры, Шадр сумел завершить образование в Париже (в академии Гранд Шомьер, на высших муниципальных курсах скульптуры и рисования, пользуясь советами А. Бурделя и О. Родена) и в Риме (в Институте изящных искусств).

Одной из первых его самостоятельных работ стал проект "Памятника мировому страданию" (1915), впоследствии преобразованный в проект еще более грандиозного "Памятника человечеству". Аллегоричность, тяготение к масштабно-монументальному и романтически-возвышенному отличает оба проекта (характерны названия скульптурных групп - "Ворота вечности", "Озеро слез", "Человек перед лицом вечной тайны"). Позднее Шадр избавится от излишней велеречивости, но навсегда сохранит стремление к типической обобщенности образов в сочетании с некоторой пластической повествовательностью.

В 1920-х гг. по плану монументальной пропаганды он создает рельефы с изображением К. Маркса, К. Либкнехта, Р. Люксембург, а также исполняет большой заказ на серию круглых скульптур для Гознака - "Рабочий", "Сеятель", "Красноармеец" (все 1922; с них должны были делаться изображения на денежных знаках, марках и облигациях). Реалистическая достоверность и обобщенно-плакатная выразительность этих фигур отвечали складывающимся принципам советской эстетики. Далее наступает длительный период работы над ленинской темой, начатый натурной скульптурой "Ленин в гробу" (1924) и продолженный памятниками Ленину - на Земо-Авчальской ГЭС в Грузии (1925-26), на Ижорском заводе в Ленинграде (1932), в подмосковных Горках (1934). Лучшие произведения рубежа 1920-х и 1930-х гг. - "Булыжник - оружие пролетариата" (1927), "Сезонник" (1929) - не только дают представление об индивидуальной манере художника, но и отчетливо выражают характерные для тех лет тенденции пластики, смысл которых - в передаче символики революционного порыва, пафоса социальных преобразований.

В 1930-х гг. Шадр работает в самых разнообразных жанрах - исполняет портреты ("Максим Горький", 1939, и др.), надгробия, садово-парковые и городские скульптуры. Предпочитает бронзу, - этот материал наиболее соответствует романтической приподнятости его образов. При всей художественной неоднозначности созданного им органическая широта дыхания уберегает все эти произведения от ординарности.

Буревестник (М. Горький). Голова проекта памятника для города Горького. 1939. Бронза


Булыжник - оружие пролетариата. 1927.Отлив 1947. Бронза


Рабочий. Отлив по гипсовому оригиналу 1922 г. Бронза


Сеятель. Отлив по гипсовому оригиналу 1922 г. Бронза

Формы для <<Предыдущая страница Оглавление книги Следующая страница>>

Творчество замечательного советского скульптора Ивана Дмитриевича Шадра (1887—1941 гг.) хорошо знают в нашей стране и за рубежом. Но далеко не всем известно, что звучное имя, стоящее под изумительно выразительной силы произведениями,— псевдоним, который произведен художником от названия родного города.

Отец Ивана Дмитриевича был плотником, пользовавшимся доброй славой не только в Шадринске, но и в окрестных селах. Немало домов он срубил в родных местах. От природы талантливый человек, Дмитрий Иванов сам неплохо рисовал, слыл хорошим рассказчиком. В большой многодетной семье Иван впервые, благодаря отцу, постигал красоту окружающего мира. Когда мальчик подрос, пришло время самому зарабатывать на жизнь.

Его отдали в услужение екатеринбургскому купцу. Но любовь к рисованию и особенно к лепке пробила подростку дорогу в художественно-промышленную школу. Здесь будущий скульптор не только познакомился с основами искусства, но и впервые получил гражданскую закалку. Вместе с учащимися школы он участвовал в политических демонстрациях на улицах Екатеринбурга в дни революции 1905 года. В демократическом журнале «Гном» появились его карикатуры, разоблачающие царизм.

И. Д. Шадр, выдающийся советский скульптор

В 1906 году, окончив школу, Иван Иванов вместе со своим другом Дербышевым отправились в путешествие по России. Пройдя пешком тысячи верст, Шадр побывал на Кавказе, добрался до Петербурга, где хотел поступить в Академию художеств. Однако прежде чем учиться любимому делу, ему пришлось выдержать немало жизненных испытаний, в частности, быть уличным певцом. Однажды его голос услышал режиссер Александрийского театра М. Е. Дарский, который принял живое участие в судьбе даровитого юноши.

Он помогает ему поступить на Высшие драматические курсы столичного театрального училища. В училище Иван продолжал рисовать, упорно занимался скульптурой. Его рисунки попали к знаменитому русскому художнику И. Е. Репину. Илья Ефимович дал им высокую оценку. Это во многом определило дальнейший путь молодого человека. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначает ему стипендию.

Около двух лет скульптор совершенствует свое мастерство в Париже и Италии, учится у известного французского ваятеля Бурделя, знакомится с выдающимися образцами мирового искусства.

Возвратившись в 1913 году в Россию, Шадр полон творческих замыслов. Он создает проект памятника мировому страданию, выполняет ряд работ, отмеченных печатью символизма. Но прочная связь Ивана Дмитриевича с народом помогает ему все же определиться как зрелому реалисту.

Великая Октябрьская социалистическая революция стала поворотным пунктом в художнической судьбе Шадра. Он отдает свой талант и жизнь на службу народа, сбросившего иго эксплуататоров. Конец гражданской войны застает красноармейца Иванова в Омске. Здесь скульптор создает первые портреты Карла Маркса и Карла Либкнехта.

Проекты памятников Парижской коммуне и Октябрьской революции свидетельствуют о том, что Шадр думает о новом монументальном искусстве. В 1922—1923 годах по заказу «Гознака» он создает замечательные скульптурные образы крестьянина, красноармейца, рабочего. Эти работы, воспроизведенные на деньгах, марках и облигациях советского государства, стали известны миллионам людей и получили их признание. Интересно, что прототипы своих героев-крестьян скульптор нашел в родных местах — в деревне Прыговой Шадринского района.

Рабочему классу посвящает художник замечательную монументальную скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата».

Шадр мечтал запечатлеть образ Владимира Ильича Ленина. Но к своей «Лениниане» он приступил только в скорбный день прощания народа с любимым вождем. Ему поручили выполнить посмертный портрет Ильича. Скульптор вспоминал: «Я забыл все на свете, все, кроме лежащего передо мной великого человека».

Работа в Колонном зале положила начало циклу произведений Шадра, посвященных Ленину. Цикл завершился в 1927 году монументом, который предназначался для Москвы, но был установлен в ЗАГЭСе. «Впервые,— писал об этой работе А. М. Горький,— человек в пиджаке, отлитый из бронзы, действительно монументален... Художник очень удачно воспроизвел знакомый властный жест руки Ильича, жест, которым он, Ленин, указывает на бешеную силу течения Куры».

В 1929 году Иван Дмитриевич создает скульптуру «Сезонник». Яркий образ труженика одновременно является и портретом его отца, талантливого мастерового.

В конце 30-х годов Шадр работает над проектом памятника А. С. Пушкину, приступает к произведениям, посвященным А. М. Горькому. В 1940 году уже готова модель памятника великому пролетарскому писателю для Москвы. Но завершила работу над скульптурой, стоящей ныне на площади Белорусского вокзала, бригада под руководством В. И. Мухиной.

За этот монумент Шадр посмертно удостоен Государственной премии. Иван Дмитриевич оставил после себя замечательное творческое наследство. Страстный монументалист, он был и проникновенным портретистом. Его работы отличаются глубиной психологического проникновения во внутренний мир человека.

Многолетняя творческая деятельность Ивана Дмитриевича Шадра (Иванова) поставила его в ряд наиболее выдающихся советских скульпторов. Его работы "Булыжник - оружие пролетариата", "Сеятель", памятники В. И. Ленину и А. М. Горькому являются образцами реалистического метода в пластике, а присущий им героический пафос отражает лучшие, главные, черты своего времени. Шадра не раз сравнивали с Горьким. Как и Горький, будущий художник вышел из бедной среды: его отец был плотником, в семье росло четырнадцать детей. Одиннадцати лет он был отдан "в люди" - на фабрику в Екатеринбурге и познал все лишения и невзгоды. Только инстинктивная любовь к искусству, смутное ощущение иного, прекрасного мира помогли ему изменить предопределенную внешними обстоятельствами судьбу. В 1902 году Шадру удалось поступить в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу; здесь его учителем по скульптуре оказался известный художник Т. Э. Залькалн - он-то и посоветовал начинающему скульптору продолжить обучение в Петербургской Академии художеств.

Попытка Шадра поступить в Академию (а он для этого пришел в Петербург пешком) не увенчалась успехом - и здесь его биография сделала очередной, вполне беллетристический, поворот. Оставшись в столице без средств и существованию, ночуя на полуразвалившейся барже, Шадр нанялся в подручные к шарманщику - петь по дворам. В одном из выступлений его голос привлек внимание режиссера императорских театров М. Е. Дарского. Дарский принял участие в судьбе талантливого юноши, определив его без экзаменов в театральное училище, в класс артиста В. Н. Давыдова. Перед Шадром открылась карьера профессионального певца.

Однако навыки в скульптуре, полученные в Екатеринбургской школе, дали свои плоды - изобразительное искусство влекло Шадра более, чем вокал, хотя здесь дебют был удачен. В 1910 году, благодаря финансовой помощи И. Е. Репина, В. Н. Давыдова и других (а в становлении Шадра сыграли роль многие деятели русской культуры), он смог поехать в Италию и в Париж - для непосредственного знакомства с европейским искусством. Академического образовании художник так и не получил, и работа в Лувре и Ватиканском музее, копирование фресок Рафаэля, по существу сделались его единственной школой (если не считать уроков Залькална а Екатеринбурге). И в 1915 году, возвратившись в Москву, Шадр начинает самостоятельную профессиональную деятельность.

Одной из первых его работ стал проект "Памятника мировому страданию" (1915), принятый Думой и заслуживший одобрение Горького. Проект возник из конкурсной задачи - создать памятник тем, кто погиб на потопленном немцами госпитальном судне "Португаль", однако Шадр вышел за пределы задании. Впоследствии на основе этого замысла родился проект еще более грандиозного "Памятника человечеству". Эти ранние и неосуществленные работы уже дают представление о творческом лице скульптора - о его склонности к литературной символике и аллегоричности (образы и пластические группы "Памятника мировому страданию" имеют многозначительные названия - "Ворота вечности", "Озеро слез", "Человек перед лицом вечной тайны"), о масштабности и темпераментном размахе идей, о тяготении к монументальному и романтически-возвышенному.

Но окончательно творческая индивидуальность художника сложилась после революции. Ленинский план монументальной пропаганды открыл перед русскими скульпторами обширную перспективу деятельности, приложения творческих сил. На Урале Шадр создает памятник Карлу Марксу, рельефы с изображением Маркса, Карла Либкнехта и Розы Люксембург, а по возвращении в Москву (1921) исполняет большой заказ на серию круглых скульптур для Гознака - "Рабочий", "Красноармеец", "Сеятель", с них должны были делаться изображении на денежных знаках, марках, облигациях и т. д. Реалистическая достоверность и обобщенно-плакатная выразительность этих фигур отвечали складывающимся принципам новой советской эстетики.

Вслед за тем наступает длительный период работы над ленинской темой. Первым прикосновением к ней была скульптура "Ленин в гробу" (1924): в течение 46 часов в Колонном зале, пока шла церемонии прощания, Шадр лепил с натуры. От этой скромной, лишь на мемориальное значение рассчитанной работы - путь к обобщенным решениям образа в многочисленных памятниках Ленину - на ЗАГЭСе (1925 - 1926), в Днепропетровске (1930-1931, он остался в проектах), на Ижорском заводе (1932), в Горках (1934). Наиболее значителен "Ленин на ЗАГЭСе". Удачное сочетание скульптурной фигуры с ландшафтом сделалось образцом для советских скульпторов более чем на десятилетие.

1930-е годы - расцвет творчества Шадра. Он работает в разнообразных жанрах: исполняет психологически острые портреты ("Портрет художника Н. А. Касаткина", 1930), пробует свои силы в мемориальной скульптуре (надгробия Е. Н. Немирович Данченко, 1939; В. Л. Дурова, 1940), в создании садово-парковых ("Девушка с веслом", 1936) и городских скульптур (проекты памятников А. С. Пушкину и А. М. Горькому). Лучшие его работы рубежа 1920-1930-х годов - "Булыжник - оружие пролетариата" (1927). "Сезонник" (1929), экспрессивный эскиз группы "Рабочий и колхозница" (как известно, на конкурсе победил проект В. И. Мухиной и её скульптура была воздвигнута над советским павильоном на Парижской выставке 1937 года) - дают представление не только об индивидуальной манере художника, но и отчетливо представляют характерные тенденции пластики этих лет. По ним видно, в силу каких особенностей таланта Шадр смог стать одним из выдающихся скульпторов своего времени.

Стремление художника к типическому и обобщенному было созвучно устремлением эпохи. Темперамент Шадра, свойственная его образам романтическая приподнятость, истинно монументальный размах отвечали времени, требующему прежде всего масштабности и обобщенной героики. Однако Шадру парадоксально присуща и некоторая пластическая повествовательность: подробность лепки, однообразие фактур.

В его пластике есть привкус художественной неоднозначности. Но органически присущая ему широта дыхания (быть может, составляющая суть индивидуальности) уберегла скульптора от ординарности, а его произведения - от потери специфики пластической изобразительности.

Творчество Шадра не только принадлежит своему времени - как всякое крупное явление, оно это время одновременно выражает и определяет.

Г. Ельшевская

Сто памятных дат. Художественный календарь на 1987 год. М.: Советский художник, 1986.