Имя голсуорси. Голсуорси, Джон – краткая биография

«Сага о Форсайтах» считается одним из лучших произведений английской литературы двадцатого века. За эту монументальную работу ее автор получил Нобелевскую премию по литературе. Кроме того, Джон Голсуорси, биография которого будет рассмотрена в данной статье, вместе с Кэтрин Эми Доусон Скотт является основателем ПЕН-клуба. Эта организация действует и по сей день, занимается защитой права людей слова беспрепятственно выражать свои мысли.

Родители

Джон Голсуорси родился в 1867 году недалеко от Лондона, в городе Кингстон-апон-Темс, в семье успешного юриста. Его отец любил литературу и искусство. Он зачитывался Диккенсом, Теккереем и высоко ценил Тургенева. Будучи внуком обычного фермера, Джон Голсуори старший не только сумел стать адвокатом, но основал и возглавил несколько промышленных компаний, в том числе заокеанских. Именно от отца писатель унаследовал литературный дар. Что касается его матери, то она была дочерью крупного фабриканта.

Джон Голсуорси: биография в молодые годы

Еще подростком будущий лауреат Нобелевской премии решил продолжить семейную традицию. Он окончил привилегированную школу Харроу, а затем поступил в Оксфордский университет, чтобы стать адвокатом. В университете Джон Голсуорси был известен как успешный спортсмен. Кроме того, в годы учебы он увлекался чтением Диккенса, Теккерея и Мелвилла, любил слушать Бетховена.

По окончании Оксфорда Голсуорси понял, что не хочет заниматься юриспруденцией и отправился за границу. Там он должен был следить за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Встреча с Дж. Конрадом

Джон Голсуорси совсем не горел желанием заниматься бизнесом. Вместо этого он увлекся чтением и путешествиями. Во время одной из поездок на рейсе из Австралии Джон встретил никому не известного тогда Джозефа Конрада (Юзеф Корженевски), который в то время служил помощником капитана. Молодые люди быстро подружились на почве общих интересов. Эта встреча оказалась судьбоносной для Конрада, так как Голсуорси убедил его опубликовать свои рассказы.

Судьбоносная встреча

Незадолго до того, как писатель получил диплом Оксфорда, его пригласили на свадьбу двоюродного брата. Майор Артур Голсуорси собирался вступить в брак с Адой Купер. Эта была очень привлекательная девушка, которая, будучи бесприданницей, решила пойти под венец, чтобы избавиться от нищеты.

Семейная жизнь пары не сложилась. Да и как могло быть иначе. Ада была незаконнорожденной, и муж ее матери желал поскорее от нее избавиться. Миссис Купер была вынуждена объехать с дочерью 74 городов в поисках жениха. Однако состоятельные молодые люди не стремились взять в жены девушку без гроша за душой. Единственным претендентом на ее руку оказался Артур, который не вызвал у нее никаких нежных чувств.

Роман длиною в жизнь

Вернувшись в Англию, писатель Джон Голсуорси имел возможность поближе познакомиться с новой родственницей, которая часто посещала его сестер. От них он узнал, что молодая женщина несчастлива в браке, так как кузен Артур ведет себя как мужлан. Именно Ада стала, если так можно выразиться, его крестной матерью в литературе и музой на долгие годы. Во время случайной встречи в Париже миссис Голсуорси посоветовала Джону начать публиковать свои рассказы.

Голсуорси ушел из дома и снял небольшую квартирку, чем вызвал негативную реакцию отца. Однако тот все же решил выделить сыну экипаж и выплачивать ему ежемесячно небольшую сумму. Это позволило Джону спокойно заниматься творчеством. Кроме того, жизнь отдельно от родительской семьи позволила писателю тайно встречаться с Адой, с которой они стали любовниками.

Кстати, то обстоятельство, что молодые люди носили одну фамилию, позволило им путешествовать под видом супругов за рубежом, где их без проблем заселяли в двухместные номера. Однако такие счастливые моменты в их жизни были крайне редкими. Хотя Ада была готова развестись с мужем, Джон понимал, что после того, как она будет свободна, он все равно не сможет на ней жениться, так как такой поступок убьет его отца.

Начало писательской карьеры

В 1897-м вышел первый сборник рассказов Голсуорси «Четыре ветра». За ним последовали романы «Джослин», «Вилла Рубейн» и «Серебряная коробочка». Все они были опубликованы под литературным псевдонимом Джон Синджон. Все эти произведения были написаны в популярной тогда стилистике позднего английского романтизма.

Несмотря на их успех, писатель решил отказаться от этого литературного направления. Под влиянием творчества Диккенса, Теккерея, Мопассана, Тургенева и Толстого Джон Голсуорси замыслил создать цикл реалистичных романов, рассказывающих о судьбе большой семьи, принадлежащей к крупной буржуазии.

Брак

В 1904 году умер отец писателя. В результате Джон Голсуорси, книги которого уже более 70 лет издаются у нас в стране, стал финансово независимым. Он уехал в Италию и несколько месяцев открыто жил с Адой как муж и жена. Это вынудило его кузена Артура дать согласие на развод. В 1905 году Голсуорси смог наконец оформить законный брак со своей любимой женщиной. Большинство родственников и знакомых молодоженов отказались от общения с парой, бросившей вызов викторианской морали. Но Ада и Джон Голсуорси (романы писателя и по сей день популярны во всем мире) были так счастливы, что ничто не могло омрачить их радость.

Первая новелла о семействе, на примере которого Джон Голсуорси решил исследовать проблемы английского буржуазного общества, была опубликована в 1901 году под псевдонимом Джон Синджон. Она была озаглавлена как «Спасение Форсайта». В ней писатель впервые познакомил читателя с мистером Джеймсом. Хотя в новелле он показан мельком патриархом рода, чьи дети и внуки стали героями остальных романов, повестей и новелл, получивших общее название «Сага о Форсайтах». Работа над этими произведениями продолжалась 27 лет. В него вошли:

  • роман «Собственник»;
  • новеллы «Последнее лето Форсайта» и «Пробуждение»;
  • романы «В петле», «Сдается в наём»;
  • цикл «Современная комедия» и пр.

Прототипом одного из героев саги стал кузен Голсуорси Артур. В частности, фрагмент изнасилования жены Сомсом Форсайтом написан на основе событий, произошедших с Адой и ее бывшим мужем.

«Остров Фарисеев» (Джон Голсуорси)

Этот роман является одним из интересных и социально значимых произведений писателя. «Остров Фарисеев» раскрывает пороки английского буржуазного общества. В романе рассказывается о молодом аристократе Дике Шелтоне, кторый после обручения с девушкой из состоятельной семьи вынужден по просьбе ее родителей на время разлучиться с невестой, чтобы проверить свои чувства. По воле случая он знакомится с людьми из народа и узнает об их заботах, тревогах и проблемах.

В результате молодой человек решается отказаться от помолвки и порвать с высшим обществом, которое предстало перед ним в самом неприглядном свете.

Голсуорси-драматург

Писатель создал также несколько пьес, которые с успехом шли на многих сценах Великобритании, Европы и США. В его произведениях поднимались вопросы социального неравенства в британском обществе. В «Серебряной коробочке» писатель прямо говорит, что существуют два закона: для богатых и для бедных.

Много споров вызвала и пьеса «Справедливость», в которой Голсуорси выступал за судебную реформу. Она произвела большое впечатление на Уинстона Черчилля, заставив его пересмотреть свои взгляды на тюремную систему.

Мимолетный роман

В 1911 году, когда Джон Голсуорси уже был знаменитостью, в одном из спектаклей по его пьесе участвовала танцовщица и успешный хореограф Маргарет Моррис. Девушка была намного моложе писателя, однако влюбилась в него с первого взгляда. Ее обожание не могло оставить равнодушным сорокалетнего мужчину. Однако их роман остался лишь платоническим. Джон узнал, что Ада в ужасе от того, что может его потерять, и написал письмо Маргарет, в котором сообщил ей о том, что не желает строить свое счастье на трагедии близкого человека.

Последние годы жизни

Джон Голсуорси, биография которого нашла отражение во многих его произведениях, в 1932 году получил Нобелевскую премию по литературе. На момент церемонии награждения писатель был уже тяжело болен, поэтому не принял в ней участие.

Умер Голсуорси в январе 1933 года в Лондоне в возрасте 65 лет вследствие разрастания опухоли мозга.

Группа самых известных литераторов Великобритании того времени выступила с инициативой похоронить прах писателя в Уголке поэтов Вестминстерского аббатства. Однако в своих произведениях Голсуорси так часто высмеивал церковь и ее служителей, что в просьбе было отказано. Тогда его останки кремировали и развеяли прах над Англией.

Социальная позиция

Всю свою творческую жизнь Джон Голсуорси, книги которого издавались многомиллионными тиражами, половину своих заработков отдавал на благотворительность. Он активно боролся за пересмотр законов о цензуре, избирательном праве для женщин, разводе и минимальной зарплате. По личному распоряжению писателя его Нобелевская премия была передана основанному им ПЕН-клубу. При этом в 1917 году Голсуорси отказался принять от короля Георга Пятого рыцарское звание.

После смерти писателя его произведения стали постепенно терять свою популярность. Интерес к ним был возрожден после того, как было сделано несколько удачных экранизаций «Саги о Форсайтах». Творчество Джона Голсуорси относится к лучшим страницам английской литературы.

Ада Голсуорси пережила супруга на тринадцать лет. Перед смертью она сожгла все любовные письма, которые Джон когда-либо ей писал. Осталось лишь одно стихотворение, которое писатель посвятил своей возлюбленной подруге и жене.

Теперь вы знаете, какую огромную роль сыграла любовь в творчестве Джона Голсуорси, а также историю создания монументальной «Саги о Форсайтах».

Голсуорси Джон (Galsworthy, John) (1867-1933), английский прозаик и драматург. Родился 14 августа 1867 в Кингстон-Хилле (графство Суррей). Учился в Харроу-Скул и Нью-колледже Оксфордского университета, в 1889 получил степень бакалавра юриспруденции, в 1890 был принят в адвокатуру. Несколько лет провел в путешествиях, занимался адвокатской практикой.

В 28 лет начал писать; свою первую книгу Под четырьмя ветрами (From the Four Winds) опубликовал в 1897. Романы Джослин (Jocelin, 1899) и Вилла Рубейн (Villa Rubein, 1900) издал под псевдонимом Джон Синджон (John Sinjohn).

Русский человек, во многих отношениях чрезвычайно привлекательный, неспособен остановиться на чем-то определенном. Поэтому он всегда был и, думается, всегда будет жертвой той или иной бюрократии.

Голсуорси Джон

С первого же изданного под своим именем романа Остров фарисеев (The Island Pharisees, 1904) Голсуорси последовательно критиковал английское общество — романы Собственник (The Man of Property, 1906), Усадьба (The Country House, 1907), Братство (Fraternity, 1909) и Патриций (The Patrician, 1911).

В них сатирически изображались нравы, мораль и убеждения коммерсантов, земельных собственников, художественной среды и правящей аристократии. Из числа романов, критикующих английскую жизнь, следует исключить Темный цветок (The Dark Flower, 1913), Фриленды (The Freelands, 1915), Сильнее смерти (Beyond, 1917) и Путь святого (Saint"s Progress, 1919): в каждом затрагивается некая социальная проблема и, как правило, излагается история любви.

Между 1906 и 1917 Голсуорси написал и поставил большинство своих пьес. Наиболее известны Серебряная коробка (The Silver Box, 1906), Борьба (Strife, 1909), Правосудие (Justice, 1910), Простофиля (The Pigeon, 1910), Беглая (The Fugitive, 1913), Толпа (The Mob, 1914) и Мертвая хватка (The Skin game, 1920).

Как и в романах, в пьесах Голсуорси обличались конкретные язвы общества: бракоразводные законы, жестокое обращение с животными, скверная работа судебной машины, одиночное содержание заключенных, отправка бедняков в сумасшедшие дома по освидетельствовании одним-единственным врачом.

В 1917 Голсуорси вернулся к Собственнику, в критическом отношении самому сильному своему роману, и, добавив к нему сначала интерлюдию Последнее лето Форсайта (Indian Summer of a Forsyte), затем В петле (In Chancery, 1920) и Сдается в наем (To Let, 1920), создал свою великую трилогию Сага о Форсайтах (The Forsyte Saga).

За ней последовала вторая трилогия Современная комедия (A Modern Comedy), в которую вошли Белая обезьяна (The White Monkey, 1924), Серебряная ложка (The Silver Spoon, 1926) и Лебединая песнь (Swan Song, 1928). Сага о Форсайтах и Современная комедия — это история трех поколений типичной богатой семьи, эпопея английской жизни конца 19 — начала 20 вв.

Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 г. в г. Куме, графстве Суррей, в обеспеченной буржуазной семье. Отец его был юристом, директором Лондонской компании. Джон окончил Оксфордский университет. В 1890 г. он стал адвокатом, но профессиональная карьера его очень мало интересовала. Джон предпочитал быть свободным человеком, он очень любил читать и путешествовать.

В 1897 г. Голсуорси под псевдонимом Джон Синджон выпустил свою первую книгу. Это был сборник рассказов «Четыре ветра». В 1898 г. вышел первый роман писателя – «Джослин». Второй роман вышел в 1900 г. – «Вилла Рубейн». В 1901 г. вышел сборник рассказов, где уже было упоминание о семье Форсайт.

В 1904 г. вышел «Остров фарисеев», это произведение Голсуорси выпустил под своим настоящим именем. В 1905 г. Голсуорси женился. В 1906 г. был написан роман «Собственник». Это произведение принесло Голсуорси репутацию серьезного писателя. Роман стал первым томом цикла «Сага о Форсайтах», который затем разросся (1906-1921) до пяти романов и примыкающих к ним сборников рассказов. Второй цикл – о новом поколении семьи Форсайтов, озаглавленный «Современная комедия», был написан в 1924-1928 г. Ещё один цикл – трилогию, посвященную семье Чаруэлл («Конец главы») – писатель создал в 1931-1933 г. Голсуорси писал не только романы и рассказы, но и пьесы.

Он занимался благотворительностью, ратовал за социальные реформы, призывал к пересмотру законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве. Голсуорси был очень трудолюбивым писателем. Из под его пера вышло 20 романов, 27 пьес, три сборника стихотворений, 173 новеллы, пять сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.

Литературный Нобель. Джон Голсуорси

В 1929 г. Джон Голсуорси получил британский орден «За заслуги». В 1932 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является "Сага о Форсайтах"». Представитель Шведской академии сказал: «Автор проследил историю своего времени на протяжении трех поколений, и то, что писатель с таким успехом овладел чрезвычайно сложным как по объему, так и по глубине материалом, делает ему честь. "Сага о Форсайтах" – заметное явление в английской литературе».

К моменту вручения Нобелевской премии Голсуорси был тяжело болен, у него была опухоль мозга. Перед смертью он распорядился отдать все свои средства ПЕН-клубу (Писатели, Эссеисты, Новеллисты).

Голсуорси был удостоен почетных степеней Тринити-колледжа, Дублинского университета, Кембриджского, Оксфордского и Принстонского университетов, университетов Манчестера и Шеффилда.

У Голсуорси была привычка, которую он соблюдал независимо от каких-либо внешних обстоятельств: обязательно писать каждое утро.

«Голсуорси - философ и поэт, поэт-мистик, и кроме того чрезвычайно убедительный и систематичный из реалистов.

Я пишу эти слова не для того, чтобы определить его в какую либо категорию. Я не думаю о его манере экспрессии, но о его искусстве, разнообразном в зависимости от его точки зрения, которая, как у всех великих артистов, выражена желанием поймать и отобразить факт. Не факт видимый простым взглядом, а духовную сущность, таинство не дающее покоя артисту, сила идеи, интуитивное понимание того, что находится под видимой оболочкой существа или вещи, понимание, которое они пытаются донести до нас, по своему интерпретируя то, что видят...»

Джон Голсуорси (англ. John Galsworthy), английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах». Родился 14 августа 1867 в Кингстон-Хилле (графство Суррей, Англия). Отец Джон Голсуорси-старший был городским жителем, чья семья быстро поднималась по социальной лестнице. Он возглавлял юридическую контору, имевшую в городе несколько филиалов. Женитьба на пятом десятке в 1862 году на Бланш Бейли Бартлет – двадцатипятилетней девушке из семьи с хорошими связями – еще более упрочила его положение в обществе. Бланш была дочерью Чарлза Бартлета, мирового судьи, весьма уважаемого в Вустершире. Бланш никогда не забывала, что вышла замуж за человека, занимающего значительно более низкое, чем она сама, положение в обществе, и что род Голсуорси – ничто по сравнению с её собственным. Отец Голсуорси, изображенный позднее в образе старого Джолиона из «Саги о Форсайтах», всегда играл важную роль в жизни своих детей. С детьми его разделяла огромная разница в возрасте, он был глубоким стариком к тому времени, когда дети выросли.

Когда Джону исполнилось девять лет, он навсегда покинул детскую и направился в Борнмут в подготовительную школу Соджин. Летом 1881 года Голсуорси перевели из Соджина в Хэрроу. Внешне Голсуорси был обыкновенным школьником, не очень прилежным в учебе, но добившимся больших успехов на спортивном поприще. В выпускном классе он был и старостой класса, и старостой Мортон-Хауза. По воспоминаниям бывшего директора Хэрроу доктора Дж. Е. Уэллдона «Он был спокойным, скромным, непритязательным мальчиком... держался строго и с достоинством, делал неплохие успехи и в учёбе, и в других сферах школьной жизни; однако в нем не было того многообещающего начала, по которому можно было бы угадать его блестящее будущее» . С 29 сентября 1886 года изучал право в Нью-колледже Оксфордского университета. Там же весьма активно увлекся скачками и картами. От этого увлечения позже страдает Джолион-младший в рассказе «A Sad Affair». В Оксфорде он стал членом драматического общества Оксфордского университета, написал пьесу «Gooddirore» – пародию на оперу «Раддигор, или Проклятие ведьмы» («Ruddigore») Гилберта и Салливена – и сам играл в ней роль Спунера, эксцентричного преподавателя. В 1889 году он закончил университет, получив степень бакалавра юриспруденции, в 1890 был принят в адвокатуру.

К началу лета 1892 года Джон Голсуорси-старший принял решение отправить старшего сына за границу чтобы Джон-младший лучше изучил мореходное право. Голсуорси планировал отправится в Австралию, затем в Новую Зеландию и южные моря, где на островах Самоа рассчитывал встретиться с Робертом Льюисом Стивенсоном , будучи страстными почитателем творчества писателя. В Сиднее он он отказался от своего первоначального плана плыть на Самоа и вместо этого отправился в Новую Каледонию, на острова Фиджи. Затем на Нумеа – острове в Южном море, где было поселение французских каторжан, которые произвели огромное впечатление на Джона, использовавшего затем некоторые из услышанных от них историй в книгах. Это была, наверное, первая встреча Голсуорси с человеческими существами, томящимися в неволе. Именно здесь была подорвана сама основа «форсайтского» самодовольства, что позже заставит его посетить тюрьму в Дартмуре, чтобы самому познакомиться с условиями в ней, заставит написать «Правосудие» и в конце концов начать кампанию борьбы за улучшение условий жизни заключенных, и особенно против ужасающей бесчеловечности одиночного заключения. С острова Нумеа он продолжил свой путь в Левуку, затем проследовал в Ба. В Окленде в Новой Зеландии он решил вернуться в Англию на борту клиппера «Торренс» чтобы успеть на свадьбу сестры. Это путешествие имело для Голсуорси далеко идущие последствия: во время него он приобрел нового друга. Это был Джозеф Конрад , с которым они пробыли в море пятьдесят шесть дней. Всю свою жизнь Голсуорси оставался страстным путешественником, в 1894 году он побывал и в России. Из поездки Джон вернулся домой с полным отсутствием желания работать в адвокатуре. Он писал в Крейг-Лодже в Шотландии »...Как бы я хотел обладать талантом – я действительно считаю, что самый приятный способ зарабатывать на жизнь – быть писателем, если только писательство не самоцель, а способ выражать свои мысли; но если ты похож на мелкий пересохший пруд, в котором нет животворной холодной воды, а в глубине не водятся причудливые, но красивые существа, какой смысл писать?...» Неясные желания Голсуорси сформировались в одно мгновение за которое переменилась вся его жизнь. Это была встреча на Пасху 1895 года на Северном вокзале в Париже, где он провожал Аду Пирсон и ее мать. Ада тогда сказала: «Почему вы не пишете? Вы же для этого созданы»

Голсуорси много читал, предпочитая произведения Киплинга , Золя , Тургенева , Толстого , и Флобер а прежде чем в 28 лет стать писателем. Свою первую книгу «From the Four Winds» (Под четырьмя ветрами) опубликовал в 1897 под псевдонимом Джон Синджон (John Sinjohn) и оставил юриспруденцию. За сборником рассказов последовали романы «Джослин» (1899), «Вилла Рубейн» (1900) и сборник «Человек из Девона» (1901), позже переизданный под настоящим именем автора.

В 1905 году Голсуорси женился на Аде Пирсон, бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Возможность жить вместе, не скрываясь, вдохновила Голсуорси на роман «Собственник» (The Man of Property), который был закончен в 1906 году и в котором описан неудачный брак Ады на примере отношений Сомса и Ирен Форсайт. Это роман, принесший автору репутацию серьезного писателя, стал самым известным из его произведений. «Собственник» явился первым томом трилогии «Саги о Форсайтах».

С первого же изданного под своим именем романа «Остров фарисеев» (1904) Голсуорси последовательно критиковал английское общество. В романах «Собственник», «Усадьба» (1907), «Братство» (1909) и «Патриций» (1911) сатирически изображались нравы, мораль и убеждения коммерсантов, земельных собственников, художественной среды и правящей аристократии.

Особенно восхищались творчеством Голсуорси в Америке. Когда в 1916 г. стало известно, что он закончил роман «Сильнее смерти» (1917), редакция американского журнала «Космополитен» немедленно прислала ему чек за право на серийное издание «с благодарностью за превосходное качество произведения». Впрочем, сам писатель отнюдь не питал иллюзий относительно художественной ценности своего романа и в 1923 г. выпустил его в переработанном виде. И тем не менее начиная с 1917 г. и по 1938 г. роман «Сильнее смерти» переиздавался 15 раз.

Между 1906 и 1917 Голсуорси написал и поставил большинство своих пьес. Наиболее известны «Серебряная коробка» (1906), «Схватка» (1909), «Правосудие» (1910), «The Pigeon» (1910), «Беглая» (1913), «Толпа» (1914) и «Без перчаток» (1920). Как и в романах, в пьесах Голсуорси обличались конкретные язвы общества: жестокое обращение с животными, одиночное содержание заключенных, отправка бедняков в сумасшедшие дома по освидетельствовании одним-единственным врачом.

К началу первой мировой войны он был очень обеспокоен и подавлен. «4 августа 1914. Мы тоже втянуты в войну... Ужас накатывает волнами, и счастье покинуло нас. Я не могу сохранять спокойствие и не могу работать.» . Помимо нравственных мучений, вызванных постоянно ухудшавшейся политической обстановкой, у Голсуорси появились и семейные проблемы: 77-летняя мать Бланш Голсуорси скончалась 6 мая 1915 года. Очень плохо обстояли дела у зятя Голсуорси, художника Георга Саутера, который официально был признан принадлежащим к вражеской нации и таким образом подпадал под закон об интернировании иностранцев, проживающих в Англии. Решение своих сомнений Голсуорси видит в том, чтобы работать с удвоенной энергией и решимостью. Отныне все деньги, заработанные литературой, он отдает на военные нужды; он не без оснований полагает, что таким образом принесёт больше пользы, чем своим участием в военных действиях. Опубликованный в августе 1915 года роман «Фриленды» не принес его автору большого успеха. Эту книгу считают самой «асоциальной» из всех книг Голсуорси. В опубликованном в 1916 году сборнике эссе «Sheaf» его мысль перескакивает от темы к теме, вплоть до заключительного абзаца, в котором раскрывается истинная причина всех его печалей - войне: «Это великое поражение всех утопистов, мечтателей, поэтов, философов, гуманистов, борцов за мир и поклонников искусства – человечество выбросило их со всеми их пожитками, их время миновало» . В Ноябре 1916 года уехал во Францию, где делал массаж раненым французским солдатам. К 21 ноября у него установился определённый распорядок дня, начинавшийся с завтрака в 8.15, затем следовала серия из трех массажей и одного занятия по системе Мюллера. Последние массажи он делал в десять часов вечера. Сохранилась фотография, на которой запечатлены Джон с Адой среди нескольких французов, – Джон одет в форму офицера британской армии. Работа не ограничивалась лишь массажем, он принимали живое участие в судьбе пациентов – французских солдат, а рассказ «Обломки» (Flotsam and Jetsam) является ярким и сочувственным описанием историй двух из их подопечных. Обретённый в госпитале опыт усилил его интерес к проблемам демобилизованных по ранению. Что ждёт их в будущем, смогут ли они обучиться чему-нибудь и приспособиться к жизни в послевоенном мире? Или же существует опасность, что страна, которой они служили, забудет о них сразу же, как только наступит мир? В 1917 году Джон отказался от рыцарского звания, полагая, что писатели и реформаторы принимать титулы не должны. Джон Голсуорси тратил не меньше половины своих доходов на благотворительность и активно выступал за социальные реформы, агитировал за пересмотр законов о цензуре, разводе, минимальной зарплате, женском избирательном праве.

Вернувшись в Англию, Голсуорси немедленно взялся за перо, приступив к работе над повестью под названием «Последнее лето Форсайта». 25 июля 1918 года вышел в свет сборник «Пять рассказов»; это была качественно более высокая ступень по сравнению с романами «Сильнее смерти» и «Путь святого». «Цвет яблони» и «Последнее лето Форсайта» по праву могли занять место рядом с лучшими произведениями Голсуорси, и их автор сознавал это. Новый сборник имел весьма красноречивый подзаголовок «Жизнь заказывает музыку, а мы под неё танцуем». В августе он приступил к работе над второй частью «Саги о Форсайтах». Он напишет «Идея сделать «Собственника» первой частью трилогии и соединить со второй частью интерлюдией «Последнее лето Форсайта» и еще небольшой вставкой пришла мне в голову в субботу 28 июля, и в тот же день я принялся за работу. Благодаря этому замыслу, если мне удастся его воплотить, объем «Саги» будет около полумиллиона слов, а сам роман станет наиболее долговечным и серьезным произведением, принадлежащим нашему поколению. Ибо, если я смогу это сделать, он будет более связной книгой, чем сентиментальная трилогия N. Но смогу ли я довести дело до конца?» . Когда в 1922 г. трилогия «Сага о Форсайтах» вышла одновременно в Лондоне и Нью-Йорке, читатели книгу просто-таки расхватывали. За короткий промежуток времени количество экземпляров «Саги», распроданных по обе стороны Атлантики, достигло шестизначного числа.

За ней последовала вторая трилогия «Современная комедия», в которую вошли «Белая обезьяна» (1924), роман «Серебряная ложка» (1926) и «Лебединая песнь» (1928). «Серебряная ложка» также стал бестселлером как в Англии, так и в Америке, хотя критика встретила его не очень-то одобрительно. «Современная комедия» - была закончена Голсуорси в 1929 г., к этому времени первая трилогия - «Сага о Форсайтах» - была переиздана уже 21 раз только в англоязычных странах.

Последняя из трилогий Голсуорси «Конец главы» – романы «Девушка ждёт» (1931), «Пустыня в цвету» (1932) и «Через реку» (1933), повествует о следующем поколении британского высшего общества.

В 1919 году он стал председателем английского отделения международной организации либеральных писателей - «Пенклуба». Основной задачей своей общественной деятельности он считал объединение писателей против угрозы войны.

В 1927 году Джон Голсуорси издал сборник своих выступлений, эссе, критических исследований, воспоминаний и медитаций «Испанские замки» (Castles in Spain and other stories, 1927), содержащий серию признаний писателя и пояснений к его произведениям, а также раскрывающий тайны его творческой лаборатории.

Популярность творчества Джона Голсуорси и его романа «Сильнее смерти» (1917) была в первой трети XX в. настолько велика, что роман в 1927 году перевели на русский язык, а в 1929 году в Ленинграде вышло собрание сочинений английского писателя в 12-ти томах.

Неукоснительно соблюдая правило писать каждое утро, Голсуорси создал внушительный объём литературной продукции, куда входят 20 романов, 30 пьес, 3 сборника стихотворений, 173 повестей и рассказов, 5 сборников эссе, по меньшей мере 700 писем и множество очерков и заметок различного содержания.

В 1929 году Голсуорси был награжден британским орденом «За заслуги», в 1931 Принстонский университет присвоил писателю почетное ученое звание, а в 1932 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за высокое искусство повествования, вершиной которого является «Сага о Форсайтах».» Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно.

31 января 1933 у Голсуорси вдруг резко стала подниматься температура, утром она достигла 107 градусов (выше 41 градуса по Цельсию). Ему сделали укол морфия, и он впал в кому. Джон Голсуорси скончался в 9 часов 15 минут после агонии.

3 февраля Джона Голсуорси кремировали в Уокинге, а 9 февраля состоялась траурная церемония в Вестминстерском аббатстве, хотя его настоятель доктор Фоксли Норрис отказал У. В. Льюкасу и обществу писателей в их просьбе похоронить Голсуорси в аббатстве.

25 марта, в соответствии с волей покойного, его прах был развеян его племянником Рудольфом Саутером в горах, окружавших Бери. Наконец этот человек обрел свободу, а его прах упокоился на тех холмах и в тех краях, которые он так любил.

Развейте мой прах!

Гнить не хочу в могиле,

Когда придет мой черед.

Прах мой, как горстку пыли,

Пусть ветер себе берет!

Развейте мой прах!

Фантастическая сторона мечтателя-Голсуорси мало знакома русскому читателю. В основном она выражена поэзией, не переведённой на русский язык. Это - морская нимфа в мантии морской воды разговаривающая с Пaном («Rhyme of the Land and Sea»), спешащая на помощь душа Фрэнсиса Дрэйка («Drake"s Spirit»), нoворожденная Венера («Birth of Venus»), горящие глаза уличных ламп («Street Lamps»), развратница-луна («Moon at dawn») и другие.

Первый мистический рассказ автора «The Doldrums» опубликован в 1897 году. В нём молодой Рэймонд видит привидение корабельного доктора. Душа предстаёт перед ним на палубе корабля, с запрокинутой головой и вскинутыми вверх руками, с ужасным «мертвым лицом живого человека». В аллегорической пьесе «The Little Dream» (1911) Гора Великий Рог зовёт к себе молодую трактирщицу Силчен, с ней также разговаривают другие горы и цветы. В 1912 году Госуорси объяснял важность символизма этого произведения следующими словами: «В моей пьесе маленькая душа (Силчен) переходит из этого мира конфликтов на путь неизвестного, загадочного и вечного умиротворения или Гармонии...» . Затем он опубликовал историю «Голос свыше» - история о бразильской красавице, чья человеческая природа ставится под сомнение, и о «голосе», который не мог быть ничем другим кроме как голосом Бога. Рассказы Голсуорси печатались в жанровых антологиях «The World"s 100 Best Short Stories: Vol. 9, Ghosts», «And the Darkness Falls», «The Lucifer Society: Macabre Tales by Great Modern Writers», «Classic Tales of Horror», «Greasepaint and Ghosts».

Стихотворение Голсуорси «Могила в торфянике» было навеяно могилой Китти Джей – одной из достопримечательностей Дартмура, которая и поныне всегда усыпана цветами. Легенда о Джей – это история покончившей с собой из-за любви девушки, которую запретили хоронить на освященной земле, и которая порой возвращается на свою могилу прекрасным призраком:

Меня схоронили здесь... И при свете дня

Я буду здесь лежать, и при свете звезд.

Меня схоронили здесь, и не для меня,

Убитой любовью, – надгробие и погост.

Меня схоронили здесь... Поросла травой

Могила на пустоши. Лишь порой в тишине

Копыта коня простучат над моей головой.

Я в Судный день не воскресну, но спится спокойно мне.

Повесть «Цвет яблони» также навеяна историей Китти Джей.

Загадка смерти завораживала писателя, он возвращался к ней неоднократно. В последней своей пьесе «The Roof» медсестра рассказывает о смерти одной старушки, чьё лицо перед смертью было «...потемневшем и запавшем». Вдруг оно просветлело, она еле заметно сладко улыбнулась, и отошла. Почему - почему бы она улыбалась если перед ней ничего не открылось?».

Голсуорси также интересовался психологией ужасов. Описание страха данное в романе «Тёмный цветок» было настолько удачно, что теперь оно входит, как пример, в толкование слов «Жуть» (Uncanny) и «Сверхъестественный»(Unearthly) во многие англоязычные словари и энциклопедии.

Писатель верил в космический порядок вещей который он называл принципом множества слоев, оборачивающих друг друга. Эта точка зрения была выражена в предисловии к сборнику «Гостиница Успокоения» в издании 1923 года: «Мне осталось только приемлить то, чему суждено быть. Из таинства мы приходим, и в таинство возвращаемся... бесконечный мир - это всё что мне дано» .

В «Лебединой песне» Голсуорси даёт своё определение человеческой жизни: «Что за мир! Какая работа Вечного Начала! А когда умрешь, как «старик», ляжешь на покой под дикой яблоней - что же, это только минутный отдых Начала в твоем затихшем теле. Нет, даже не отдых - это опять движение в таинственном ритме, который зовется жизнью! Кто остановит это движение, кто захотел бы его остановить? И если один слабый стяжатель, как этот бедный старик, попробует и на мгновение это ему удастся, - только лишний раз мигнут звезды, когда его не станет. Иметь и сохранить - да разве это бывает!»

Джон Голсуорси – английский прозаик и драматург, автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах», лауреат Нобелевской премии по литературе – родился 14 августа 1867 года в английском городе Кингстон-апон-Темс (графство Суррей, сейчас в составе Большого Лондона), в зажиточной семье.

Его отец был юристом и директором нескольких компаний, а мама была дочерью владельца заводов. Учился на адвоката в привилегированной школе Харроу, затем в Оксфордском университете. В университете стал известным спортсменом в игре в крикет и футбол. В этот период он увлекался также чтением Теккерея, Диккенса и Мелвилла, слушал Бетховена. Однако Голсуорси, судя по всему, не видел себя в этой профессии и вместо того, чтобы начать карьеру в юриспруденции, уехал путешествовать за границу, где формально он должен был смотреть за семейным бизнесом в сфере морских перевозок.

Во время своих путешествий он на рейсе из Австралии встретил Джозефа Конрада, который на тот момент был первым помощником капитана и с которым они стали близкими друзьями. Именно Голсуорси убедил Конрада публиковать свои рассказы о путешествиях, став своего рода инициатором литературной карьеры второго.

Когда умер отец Голсуорси в 1904 , он стал финансово независимым.

В 1905 Голсуорси женился на Аде Пирсон (1864-1956), бывшей жене двоюродного брата. В течение десяти лет до этой женитьбы Голсуорси тайно встречался со своей будущей женой. Ада стала прототипом для многих героинь произведений Голсуорси. Во время Первой мировой войны работал в военном госпитале во Франции. Провел несколько лет на ферме Винстон, где занимался строительством с 1908 , а с 1923 эта ферма стала его другим домом.

В 1921 совместно с Кэтрин Эми Доусон-Скотт основал ПЕН-клуб; стал его первым главой.

В 1929 за заслуги перед литературой стал членом ордена Заслуг.

В ноябре 1932 Голсуорси была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он в это время страдал от сильных головных болей в результате неуклонно росшей опухоли мозга и английские писатели смогли поздравить коллегу только заочно.

Джон Голсуорси умер 31 января 1933 года в Лондоне. Последние семь лет своей жизни жил в Западном Сассексе. По воле автора его тело было кремировано, а пепел развеян с самолета.

Первой книгой, опубликованной Голсуорси в 1897 , стал сборник коротких рассказов «От четырёх ветров». За ним последовал роман «Джослин». Эти две и несколько последующих работ были им изданы под именем Джон Синджон. Его первая пьеса «Серебряная коробочка» вышла в 1906 и имела успех, за которой в том же году последовал роман «Собственник», первая книга из трилогии о Форсайтах. Хотя Голсуорси писал и пьесы, и романы, он в этот период всё-таки предпочитал работать над пьесами, основной темой которых, как и у многих других писателей того времени, были классовые и социальные взаимоотношения.

Главной темой творчества Голсуорси является мир собственников и собственности, которая превращает людей в своих рабов. Этот мир противопоставляется миру красоты и свободы.

Сейчас Голсуорси лучше известен благодаря своим романам, особенно «Саге о Форсайтах», трилогии об одноимённой семье. Написанная в период с 1906 по 1921 год это своего рода параллель романа «Будденброки» Томаса Манна. Голсуорси рассматривал роман, как социальный диспут. Он считал долгом писателя исследовать проблему общества, но не представлять решение. Сам автор признавался, что перед написанием Саги, он перечитал Киплинга, Золя, Тургенева, Толстого и Флобера.

Форсайты, как главные герои появляются еще в рассказе «Спасение Форсайта» и пьесе «Цивилизованный». Именно в них появляется черты Форсайтов, как собственников.

Голсуорси позиционировал себя, как реалист и противопоставлял правдивость изображения так называемому «чистому искусству», считая его лживым. Целью искусства, про что он говорил в своих статьях «Аллегория о писателе», «Туманные мысли об искусстве», а также «Искусство и война», он считал общественное назначение искусства и вдохновение жизнью.

В своем творчестве он выступал за многие реформы, включая реформу судебной системы, борьбу за права женщин, борьбу за права животных и противостояние цензуре.

Джон Голсуорси стал автором 20 романов, 27 пьес, 3 сборников поэзии, 173 рассказов, 5 эссе, 700 писем и многих других набросков на разные темы. Популярность его произведений упала после смерти автора, на его творчество было много нападок от Лоуренса и Вирджинии Вульф, но удачная адаптация «Саги о Форсайтах» в 1967 вернула интерес к его работам.

Произведения:
От четырёх ветров, сборник рассказов, 1897
Джоселин, 1898
Вилла Рубейн, роман, 1900
Остров фарисеев, роман, 1904
Сага о Форсайтах: Собственник, 1906 , Последнее лето Форсайта, 1918 ; В петле, 1920 ; Пробуждение, 1920 ; Сдаётся в наём, 1921
Справедливость, пьеса, 1910
Старший сын, пьеса, 1912
Полный месяц, пьеса, 1915
Гротески, 1917-1918
Путь святого, 1919
Современная комедия: Белая обезьяна, 1924 ; Идиллия, 1926 ; Серебряная ложка, 1926 ; Встречи, 1926 ; Лебединая песня, 1928
Конец главы: Девушка ждёт, 1931 ; Пустыня в цвету, 1932 ; На другой берег, 1933
Сборник поэзии Джона Голсуорси, 1934 .