Муслим Магомаев: история о первом несчастном браке и любимой дочери (фотосессия). Магомаев муслим магометович М магомаев певец

Неповторимый баритон, высокий артистизм и душевная щедрость Муслима Магомаева покорили не одно поколение слушателей. Диапазон его возможностей необычайно широк - оперы, мюзиклы, неаполитанские песни, вокальные произведения азербайджанских и русских композиторов. Он стал известен в 19 лет, после выступления на молодёжном фестивале в Хельсинки, а в 31 год удостоен высшей награды - звания народного артиста СССР. На протяжении многих десятилетий певец продолжает оставаться кумиром миллионов, его имя, несомненно, стало своеобразным символом нашего искусства.

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку в очень известной и уважаемой семье. Его назвали в честь деда - так он стал полным его тёзкой. Своего знаменитого родственника Муслим не застал в живых - он умер в 1937 году, за 5 лет до рождения внука, но мальчик всегда интересовался его жизнью и творчеством - смотрел архивы, читал письма, слушал музыку. Муслим знал, что должен повторить его путь - стать и композитором, и дирижёром, и пианистом.

Дед Муслима вырос в семье кузнеца-оружейника, где любили музыку. Муслим Магомаев-старший рано начал играть на восточной гармони, во время учёбы в Грозненской городской школе освоил скрипку. Свое образование продолжил в Закавказской учительской семинарии в городе Гори, где познакомился с Узеиром Гаджибековым; они оба впоследствии стали основоположниками азербайджанского профессионального музыкального творчества. В Горийской семинарии дед научился игре на гобое. Как скрипач и гобоист играл в оркестре, состоявшем из учащихся семинарии, а в 18 лет стал ведущим музыкантом оркестра и заменял дирижера. Впоследствии Магомаев-старший создал оркестр из своих учеников, хор, организовывал концерты, где исполнялись народные песни, произведения популярных жанров и его собственные сочинения, часто выступал как солист-скрипач. С 1911 года, сдав экстерном экзамен в Тифлисском учительском институте, дед с семьей поселился в Баку. Тогда музыка стала главным делом его жизни: Муслим Магомаев-старший дебютировал как дирижёр, оперный композитор, написал две оперы - "Шах Исмаил" и "Наргиз" и стал основоположником азербайджанской классической музыки. В настоящее время его имя носит Бакинская филармония.

У деда Муслима и его супруги Байдигюль было два сына. Младший - Магомет Магомаев, отец Муслима, был очень одарённым человеком. Нигде специально не учась музыке, играл на рояле, пел - у него был очень приятный и задушевный голос. Талантливый театральный художник, он оформлял спектакли в Баку и Майкопе. От отца Магомет Магомаев унаследовал мужественность, ценил порыв, отвечал за слово, был честолюбив и всегда оставался романтиком - именно такой человек смог бросить всё и уйти на фронт. Старший сержант М. М. Магомаев погиб в маленьком городке Кюстрин недалеко от Берлина за 9 дней до окончания войны. От мальчика долго скрывали, что отца уже нет в живых, и только лет в 10 сказали правду.

Мать Муслима, Айшет Ахмедовна (по сцене Кинжалова), - драматическая актриса с многоплановым амплуа. У Айшет был хороший голос, она аккомпанировала себе на аккордеоне - играла в основном характерные роли, а её музыкальность была дополнением к драматическим способностям. На сцене Айшет Кинжалова была очень эффектна - броская внешность и одаренность, видимо, в большой степени произошли от смешения кровей: её отец был турок, мать - наполовину адыгейка, наполовину русская. Айшет Ахмедовна родилась в Майкопе, театральное образование получила в Нальчике. С будущим супругом уехала в Баку, где они поженились. Когда Магомет Муслимович ушёл на фронт, Айшет Ахмедовна жила в семье Магомаевых, а после его гибели вернулась в Майкоп. Человека неординарного, её томила жажда к перемене мест.

Дом дяди Джамала навсегда стал для Муслима родным, а сам дядя заменил ему отца и деда. Мальчик знал, что для него он был самым близким человеком на свете, а любить дядя Джамал умел. Такое у него было сердце - все там умещалось, и сила, и слабость, а строгость была прикрытием доброты. Инженер по образованию, он имел склонность к точным наукам. Унаследовав от отца музыкальность, играл на рояле, не получив при этом специального музыкального образования. Очень любил нажимать на педаль, чтобы было громко, хотя Муслима учил: "Играй тихо и с чувством". Дядя Джамал превыше всего ценил свою честь, что стало семейной заповедью Магомаевых.

Няня тётя Груня часто водила Муслима гулять... Они заходили в православную церковь. Мальчик навсегда запомнил запах ладана, мерцание свечей, пышность православного храма, и русская церковь казалась сказочным теремом. На ночь няня рассказывала ему добрые сказки. Позже, когда Муслим научился читать, он сам прочёл сказки Пушкина, узнал о его няне Арине Родионовне. Став постарше, увлёкся книгами Жюля Верна. Муслима очень интересовало всё, что связано с морем, - капитан Немо, его "Наутилус". Дома он устроил собственный "Наутилус" - целый уголок в комнате, где мастерил корабли. В зрелом возрасте Магомаев увлёкся фантастикой, но любовь к сказкам осталась навсегда - у знаменитого певца собраны все фильмы Уолта Диснея.

В то время когда сверстники Муслима играли машинками и оловянными солдатиками, он ставил дедовский пюпитр, брал в руки карандаш и руководил воображаемым оркестром. Сначала Муслима хотели научить играть на скрипке. Как многие дети, он был очень любопытен: ломал механические игрушки, чтобы посмотреть, как они устроены. Это "техническое творчество" не забылось - Муслим Магометович и сейчас в свободное время тешит себя современными электронными "игрушками". Когда близкие, глядя на него, играющего на компьютере, говорят: "Как мальчишка!.", - он не обижается, так как уверен, что если в человеке исчезает что-то детское, наивное, это значит, что пришла старость. Но тогда от детского любопытства Муслима пострадала дедушкина скрипка: мальчик решил посмотреть, что находится внутри, и инструмент сломался. Его склеили, и в настоящее время реликвия находится в одном из бакинских музеев...

Путь Муслима по дороге деда-композитора решили начать с рояля. Рояль был большой, а Муслим маленький, но они ладили: с 3 лет мальчик уже подбирал мелодии, а первую сочинил в 5 лет и запомнил её на всю жизнь. Впоследствии Муслим Магомаев с поэтом Анатолием Гороховым сделали из неё песню "Соловьиный час".

В 1949 году Муслима отдали в музыкальную школу-десятилетку при Бакинской консерватории. Критерий при поступлении был один - природный талант. Магомаеву запомнились прекрасные учителя - Аркадий Львович, преподававший географию и английский язык, и Арон Израилевич, который вёл музыкальную грамоту. Впервые об уникальном голосе Муслима заговорили, когда ему исполнилось 8 лет, - вместе с хором он старательно выводил "Спи, моя радость, усни". Когда учительница попросила всех замолчать, Магомаев продолжал петь, не слыша своего голоса - ещё детского, но необыкновенно чистого и сильного. Тогда он не подозревал, что это первое соло - ступенька к небывалому успеху. Муслим Магометович уверен, что голос достался ему по наследству от матери, а музыкальность - от Магомаевых. На певца оказали огромное влияние атмосфера семьи, в которой он рос, музыкальная школа, а впоследствии - консерватория и оперный театр.

Когда Муслиму исполнилось 9 лет, мать забрала его в Вышний Волочок, где служила в театре. Он навсегда полюбил этот неброский, уютный русский городок, его простых, доверчивых людей. Здесь мальчик впервые узнал, что такое русская душа. Там он продолжил занятия в музыкальной школе у В. М. Шульгиной. Это была замечательная женщина, мудрый, терпеливый педагог. Кроме школы она работала в городском драматическом театре музыкальным оформителем, подбирала и обрабатывала музыку для спектаклей и руководила хором в одном из учебных заведений. Когда Валентина Михайловна оформляла музыкальный спектакль "Анджело" по А. С. Пушкину, Муслим сидел в оркестровой яме рядом с роялем и млел от счастья - оттого, что любит музыку, театр с его особым пыльно-сладким запахом, с шорохами и суетой за кулисами, с долгими репетициями.

Интерес к театру вскоре вылился в то, что Муслим увлёк ребят идеей организовать кукольный спектакль. К тому времени он уже немного лепил, и сделать кукол для небольшого спектакля "Петрушка" для него не составило труда. Ребята достали почтовую коробку, смастерили из неё сцену, сами написали текст, и марионетки на ниточках разыграли короткий спектакль минут на десять. Детям хотелось, чтобы у них было всё, как в настоящем театре: они даже брали за билеты "деньги" - фантики от конфет.

Муслим прожил в Вышнем Волочке около года и по решению матери вернулся в Баку для продолжения музыкального образования. Вскоре Айшет Ахмедовна второй раз вышла замуж, у неё появилась новая семья, а у Муслима - брат Юрий и сестра Татьяна.

Главное дело его жизни началось с итальянского фильма "Молодой Карузо", в котором великого неаполитанца озвучивал Марио дель Монако. На даче у дяди Муслим каждый день мог смотреть лучшие фильмы - трофейные, старые и новые, которые ещё не вышли на экран. Именно там он увидел "Любимые арии", "Паяцев", "Тарзана", фильмы с Лолитой Торрес. Его детство проходило не только весело, но и содержательно. Муслим продолжил учебу в музыкальной школе, и его увлечением стало пение.

Он слушал пластинки, оставшиеся от деда, - Карузо, Титто Руффо, Джильи, Баттистини. Слушая записи вокальных произведений, он анализировал басовые, баритоновые, теноровые партии. Брал клавиры и пел всё подряд, сравнивал то, что делали знаменитые певцы, с тем, как пел он сам. К 14 годам у Муслима проснулся голос, но петь при посторонних он стеснялся и скрывал свою тайну от домашних и педагогов. Не стеснялся он только одноклассников, показывал популярных персонажей из детского фильма "Буратино", забавно пел песенку "Моя лилипуточка" из фильма о Гулливере.

Тогда ещё никто не мог предположить, что именно этот необыкновенный талант пригодится Муслиму в жизни и он блестяще озвучит Сыщика, Трубадура и Цыганку в любимом всеми мультфильме "По следам Бременских музыкантов". На школьном концерте Муслим спел "Песню нефтяников Каспия" Кара Караева - через 20 лет он снова пел её как профессиональный певец на правительственных концертах. А тогда, в школе, он пронзительно звонким голосом выводил: "Песня мужества плывет на морском просторе". Это было первое выступление Муслима Магомаева на большой сцене Бакинской консерватории.

На одном этаже с семьей Магомаевых в большом доме, который в Баку называли "домом артистов", жил известный певец Бюльбюль. Их квартиры были смежными, и Муслим слышал распевки этого легендарного исполнителя. С его сыном Поладом они играли в одном дворе, а дома перестукивались через стену. Как представители "верховной власти" двора, как Том Сойер и Гек Финн, соперничали, кто ловчее "тарзанит", перепрыгивая с дерева на дерево. В детстве Муслим увлёкся астрономией. Вместе с Поладом они даже смастерили трубку, чтобы посмотреть, есть ли пятна на Луне. Полад был моложе Муслима и учился в другом классе, но вместе они постоянно оформляли школьную стенгазету: уже тогда Магомаев почувствовал склонность к рисованию.

Вместе с ребятами Муслим создал тайное общество меломанов. Собирались у его друга, Толи Бабеля, страстного поклонника И. С. Козловского и Большого театра, слушали вокальные записи, джазовую музыку. Постепенно от прослушивания перешли к практике. Тогда у Магомаева появилось много музыкальных пристрастий: он любил и классику, и джаз, и эстрадную музыку. Ребята организовали небольшой джаз-банд, играли дома у кларнетиста Игоря Актямова. Муслим собрал кружок струнников и обработал каватину Фигаро в переложении для двух скрипок, альта, виолончели и рояля. Позже, узнав о сочинительских талантах Муслима Магомаева, его перевели в класс детского творчества, где он начал писать пьесы и романсы на стихи А. С. Пушкина.

Когда в школе узнали о том, как Магомаев поёт, на уроках музыкальной литературы он стал вокальным иллюстратором - пел арии и романсы. Поскольку в музыкальной школе не было вокального отделения, Муслима прикрепили к лучшему педагогу консерватории - Сусанне Аркадиевне. Он приходил заниматься к ней домой, и, к радости ученика, на уроки заглядывал сосед Рауф Атакишиев - превосходный певец, служивший в Бакинском оперном театре. Впоследствии Муслим не раз пел с ним на оперной сцене. Талантливого ученика приметил и превосходный виолончелист, профессор Бакинской консерватории В. Ц. Аншелевич. Он стал безвозмездно, ради любви к делу и творческого интереса давать ему уроки. Аншелевич не вмешивался в вокал, не ставил голос, а показывал, как его филировать. Уроки с профессором-виолончелистом не пропали даром: Муслим научился преодолевать вокальные технические рифы. Опыт, приобретённый на занятиях с Владимиром Цезаревичем, пришёлся кстати, когда Магомаев начал работать над партией Фигаро в "Севильском цирюльнике".

Продолжать учебу в музыкальной школе Магомаев не мог. Пение увлекло его настолько, что все другие предметы стали отвлекать, и он перешёл в музыкальное училище, которое подарило встречу с прекрасным концертмейстером Т. И. Кретинген. Тамара Исидоровна искала для Муслима неизвестные романсы, произведения старинных композиторов. С ней Магомаев нередко выступал на вечерах вокального отделения на сцене филармонии. В оперном классе они подготовили отрывок из "Мазепы" П. И. Чайковского - это был первый оперный спектакль Муслима. А затем вышел студенческий спектакль "Севильский цирюльник". Жизнь в училище кипела, поощрялась концертная практика, ребята много выступали. Магомаев навсегда запомнил свой романтический настрой, так как занимался любимым делом, а педагоги не ограничивали свободу студентов.

В эти годы Муслим женился на своей однокурснице Офелии, у них родилась дочь Марина, но впоследствии семья распалась. В настоящее время Марина живёт в Америке - она очень близкий Муслиму Магометовичу человек. Когда-то её дед, академик-химик, уговорил её учиться геодезии и картографии. Хотя Марина окончила школу как пианистка и ей прочили прекрасное будущее музыканта, она выбрала другой путь. Сейчас у Муслима Магометовича дружеские отношения с дочерью, и он бесконечно ценит это.

Когда Муслима приняли в Ансамбль песни и пляски Бакинского округа ПВО, он начал гастролировать по Кавказу. В его репертуаре были эстрадные песни, оперная классика, арии из оперетт. Однажды, когда Муслим приехал из Грозного в отпуск, его вызвали в Центральный комитет комсомола Азербайджана и сообщили о предстоящей поездке на VIII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Хельсинки. В большой делегации СССР от республики были представлены оркестр радио и телевидения Азербайджана под управлением Т. Ахмедова и единственный солист - Муслим Магомаев. Хельсинкский фестиваль начался в Москве с Центрального дома Советской армии имени Фрунзе, где будущие участники собрались для репетиций культурной программы. Песни Магомаева понравились, и по этим положительным отзывам он предчувствовал успех.

В Финляндии с оркестром Т. Ахмедова Муслим выступал на улицах, в залах. Почему-то на финской земле ему пелось как никогда. После завершения фестиваля первый секретарь ЦК ВЛКСМ С. П. Павлов вручил медали наиболее отличившимся участникам. Среди них был Муслим Магомаев. Приехав в Москву, Муслим увидел в журнале "Огонёк" свою фотографию с заметкой: "Юноша из Баку покоряет мир". А осенью его с оркестром Т. Ахмедова пригласили на Центральное телевидение. После передачи Магомаева начали узнавать - это было первое признание, но настоящая известность пришла позже. После Хельсинки Муслим вернулся в Баку и поступил стажёром в Азербайджанский театр оперы и балета.

Переломной датой в биографии певца стало 26 марта 1963 года. В Москве проходила Декада культуры и искусства Азербайджана - в столицу съехались лучшие художественные коллективы республики, признанные мастера и начинающая молодежь. Концерты, в которых участвовал Муслим, проходили в Кремлёвском дворце съездов. Его принимали очень тепло. Молодой певец исполнял куплеты Мефистофеля из "Фауста" Гуно, арию Гасан-хана из национальной оперы "Кёр-оглы" У. Гаджибекова, "Хотят ли русские войны". Что-то произошло с залом, когда он вышел на сцену в последнем концерте, транслировавшемся по телевидению, и спел песню "Бухенвальдский набат", которая в его прекрасном исполнении потрясла слушателей, и каватину Фигаро. После каватины, исполненной на итальянском языке, слушатели начали скандировать и кричать "браво". В ложе сидели Е. А. Фурцева и И. С. Козловский, которые тоже непрерывно аплодировали. Муслим кивнул дирижёру Ниязи и повторил каватину на русском языке.

30 марта 1963 года в газетах появилась информация ТАСС с концерта азербайджанских артистов, где сообщалось: "Самый большой, можно сказать, редкий успех достался Муслиму Магомаеву. Его великолепные вокальные данные, блистательная техника дают основание говорить, что в оперу пришёл богато одарённый молодой артист". Пресса очень активно откликнулась на успех Магомаева - восторженные оценки, анализ исполнения, но самым дорогим для певца стал отзыв билетёров Кремлёвского дворца, которые написали на концертной программке: "Мы, билетёры, невольные свидетели восторгов и разочарований зрителей, радуемся Вашему успеху в таком замечательном зале. Надеемся ещё услышать Вас и Вашего Фигаро на нашей сцене. Большому кораблю - большое плавание". После выступления на декаде, имевшего такой резонанс, Муслиму Магомаеву предложили выступить сольно в Концертном зале имени Чайковского. Впоследствии жизнь складывалась так, что певцу часто приходилось что-то делать первым: записывать на фирме "Мелодия" в студии (в здании англиканской церкви на улице Станкевича) оперные арии в сопровождении симфонического оркестра под управлением Ниязи, со звукорежиссёром В. Бабушкиным осваивать цифровую запись.

10 ноября 1963 года к зданию Московской филармонии стеклось множество людей. Только потом Муслиму стало известно, что желающих попасть на его концерт оказалось столько, что поклонники снесли входную дверь в вестибюль. Начав петь, он успел заметить, что в зале аншлаг и люди стоят в проходах. Концерт прошёл лучше, чем ожидал певец. Бах, Гендель, Моцарт, Россини, Шуберт, Чайковский, Рахманинов, Гаджибеков. Вместо объявленных в программе 16 вещей в тот вечер Муслим спел 23: в незапланированном третьем отделении исполнял итальянские и современные песни. Уже выключили свет, а у авансцены всё стояла толпа поклонников. Муслим сел за рояль - и наступило время эстрады: "Come prima", "Guarda che Luna", твист А. Челентано "Двадцать четыре тысячи поцелуев". Впоследствии Магомаев стал строить концерты именно так: из классических произведений и эстрадных номеров. К симфоническому оркестру присоединялись гитара, ударные и бас - и оркестр превращался в эстрадно-симфонический. Требовательная К. И. Шульженко вспоминала: "Как только Магомаев появился - это стало явлением. Он был на голову выше всех молодых. Он всем безумно нравился.". Именно в тот день Муслим Магомаев почувствовал, что сомнения преодолены и никогда не вернётся юношеская робость.

В 1964 году Муслим Магомаев уехал на стажировку в миланский театр "Ла Скала" вместе с Владимиром Атлантовым, Янисом Забером, Анатолием Соловьяненко и Николаем Кондратюком. Италия - страна несметных сокровищ искусства, родина бельканто, и это не только благотворно сказалось на исполнительских возможностях Муслима, но и существенно расширило его духовный горизонт. Он навсегда остался сторонником итальянской школы пения, восхищаясь творчеством Беньямино Джильи, Джино Бекки, Тито Гобби, Марио дель Монако. Самому Магомаеву великолепно удавались арии Фигаро и Скарпиа, Мефистофеля и Онегина. В Милане у Муслима появился любимый магазин пластинок, где он приобретал записи. Во время стажировки он познакомился с директором театра - синьором Антонио Гирингелли, который относился к молодому певцу с особым вниманием и симпатией. Занятия по вокалу проводил маэстро Дженарро Барра - известный певец, обладавший завидной энергией и жизнелюбием. Педагогом-репетитором по разучиванию оперных партий стал Энрико Пьяцца, в своё время ассистировавший великому Артуро Тосканини. Во время стажировки Муслима он работал в "Ла Скала" консультантом и концертмейстером. Для занятий Магомаев выбрал оперу "Севильский цирюльник".

Незабываемое впечатление у певца оставил спектакль "Девушка с Запада" Дж. Пуччини - в главной партии ковбоя Джонсона выступал молодой и уже знаменитый Франко Корелли. Яркое впечатление оставило и выступление Джузеппе ди Стефано. Именно в Милане Муслим услышал в "Богеме" Миреллу Френи, познакомился с Робертино Лоретти и бывшими итальянскими партизанами, главными среди которых были доктор-стоматолог синьор Пирассо и Никола Мучача. Дружески опекала советских стажёров и гостеприимная семья Луиджи Лонго, сына секретаря Коммунистической партии Италии. Во время второй стажировки в "Ла Скала" Муслим готовил партию Скарпиа в "Тоске" Пуччини. Его коллегами во время поездки стали Владимир Атлантов, Хендрик Крумм, Виргилиус Норейка и Ваган Миракян. 1 апреля 1965 года стажёры выступили с концертом на малой сцене театра - "Ла Пикколо Скала". Муслим спел среди других песен "Вдоль по Питерской". Зал был полон, принимали замечательно. Так на русской ноте под крики итальянского "браво" закончилась его итальянская эпопея. На основе привезенных из Италии пластинок Магомаев сделал цикл передач об итальянских оперных певцах для радиостанции "Юность" и записал с Государственным камерным оркестром Азербайджана под руководством Назима Рзаева целую пластинку старинной музыки с произведениями композиторов XVI-XVIII веков.

Летом 1966 года Муслим Магомаев впервые попал во Францию, где ему предстояли выступления на сцене знаменитого театра "Олимпия" в составе большой группы советских артистов. Газета "Русская мысль" написала: "Молодой певец Муслим Магомаев прислан из Баку и представляет собой Азербайджан. Он выступает последним номером, и публика не хочет его отпускать, устраивает ему более чем заслуженную овацию. Но когда Магомаев исключительным по красоте баритоном поёт арию Фигаро по-итальянски, с прекрасной дикцией, отличным произношением и соответствующей живостью, публика буквально начинает бесноваться. Затем он садится за рояль и, превосходно аккомпанируя себе, поёт по-русски "Стеньку Разина" и "Подмосковные вечера" - две вещи, казалось бы, набившие оскомину даже у французов, но в его исполнении всё интересно"... Через 3 года Магомаев вновь посетит "Олимпию", но уже с Ленинградским мюзик-холлом.

Находясь в Баку, Муслим за год окончил консерваторию. Учился легко, прекрасно гармонизировал мелодии, а на экзамен по фортепиано подготовил Сонату до мажор Моцарта в переложении для четырех рук, Прелюдию до-диез минор Рахманинова, первые две части "Лунной" сонаты Бетховена и отыграл программу так, что члены комиссии сказали: "У нас такое ощущение, что мы принимаем экзамен не на вокальном отделении, а на фортепианном факультете". На государственный экзамен народного артиста Азербайджанской ССР Муслима Магомаева пришло столько людей, что никакой зал не мог вместить всех желающих. Пришлось открыть окна и двери, люди слушали своего кумира с улицы. На своем выпускном экзамене он пел произведения Генделя, Страделлы, Моцарта, Шумана, Грига, Верди, Чайковского, Рахманинова.

Вскоре Муслим Магомаев снова оказался во Франции - в Каннах, где проходил очередной Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий (МИДЕМ). Муслим участвовал в конкурсе по разделу "Эстрадная музыка". Записанные им пластинки разошлись фантастическим тиражом в 4 с половиной миллиона экземпляров. Певец из СССР получил "Золотой диск". Всего таких дисков у Муслима Магометовича два - второй он получил на 4-м МИДЕМе в начале 1970 года.

В конце лета 1969 года в Сопоте состоялся IX Международный фестиваль эстрадной песни. От СССР направили Муслима Магомаева. Для конкурса певцов он выбрал песню Кшиштофа Садовского "Именно в этот день", представив её как красивую мелодичную песню в итальянском духе, и получил 1-ю премию. На 2-м конкурсе песен стран-участниц Муслим исполнил "Сердце на снегу" А. Бабаджаняна. Принимали песню великолепно, но по условиям конкурса один исполнитель не мог получить сразу две награды. Получив 1-ю премию как исполнитель, Муслим Магомаев нарушил традицию Сопотского фестиваля, став вторым за всю историю конкурса певцом, завоевавшим главную награду. В Сопоте он побывал ещё раз в качестве гостя на юбилейном X фестивале, проходившем в 1970 году.

Во время поездок в Польшу Муслим искал могилу отца. И при содействии Общества польско-советской дружбы удалось отыскать братскую могилу в городе Хойна Щецинского воеводства. Через 27 лет после гибели отца сын смог навестить его могилу - это было весной 1972 года. А 17 августа 1972 года друг Муслима Магометовича Роберт Рождественский преподнёс ему в день тридцатилетия бесценный подарок - стихотворение "Отец и сын". Позже композитор Марк Фрадкин написал к нему музыку, но Муслим не стал исполнять эту песню - это было личное, не для публики. Отцу он посвятил песню, написанную тоже на стихи своего друга - Геннадия Козловского. Песня "Последний аккорд" вошла в кинофильм "Поёт Муслим Магомаев".

Муслиму Магометовичу посвящён ещё один фильм - "До новых встреч, Муслим", который снят на основе записи неаполитанских песен. Вместе с А. А. Бабаджаняном они создали прекрасные песни - "Ожидание", "Королева красоты", "Моя судьба". Своими песнями одарил Магомаева и ещё один давний друг - О. Б. Фельцман. "Возвращение романса", "С любовью к женщине", "Колыбельная", "Одиночество женщины" запомнились слушателям. Муслиму Магомаеву всегда было интересно придать песням новое звучание. Одним из первых он исполнил на новый лад "Тёмную ночь", "Шаланды, полные кефали", "Три года ты мне снилась", "Что так сердце растревожено", "Весёлый ветер" и "Капитана". Знаменитому певцу довелось работать с замечательнейшими исполнителями. В "Тоске" он пел с Марией Биешу, в "Севильском цирюльнике" - с примадонной Кировского театра Галиной Ковалёвой. Когда Магомаев исполнял в Ленинграде Скарпиа, партию Тюремщика пел Е. Е. Нестеренко.

В Бакинской филармонии, которая носит имя его деда, Муслим Магометович познакомился с Тамарой Ильиничной Синявской. Возможно, в этом был какой-то знак: филармония будто семейная обитель Магомаевых, в которой живёт дух предков. Ещё до отъезда Синявской в Италию Магомаев стал завсегдатаем Большого театра - прослушал все спектакли с её участием, дарил самые большие и красивые букеты... А потом было испытание чувств разлукой - Тамара Синявская на полгода уехала на стажировку в Италию, а Муслим звонил ей каждый день. Именно в тот момент возникла "Мелодия"... Когда А. Пахмутова и Н. Добронравов показали Магомаеву новую песню, она понравилась ему сразу, и уже через несколько дней была записана. Тамара Ильинична одной из первых услышала её по телефону в далёкой Италии. Муслим Магометович признается, что не смог бы жениться на другой женщине - у них с Тамарой Ильиничной настоящая любовь, общие интересы и одно дело...

У Муслима Магомаева всегда были полноценные зарубежные гастроли. Из советских эстрадных артистов по линии Госконцерта он первым поехал в США. Гастролировали по большим городам: Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Лос-Анджелес. Зрители очень тепло принимали артиста. Муслим Магометович часто посещал эту страну и в связи с работой над книгой о легендарном Марио Ланца. Когда он провёл на радио цикл из 5 передач, посвящённых творчеству этого великого исполнителя, и поделился со слушателями планами написать книгу о нём, откликнулось немало бескорыстных помощников. В 1989 году Муслим Магомаев и Тамара Синявская получили приглашение принять участие в ежегодном вечере, приуроченном к дате кончины певца (7 октября 1959 года). Встретили их необычайно радостно - впервые за 30 лет после смерти Ланца в вечере его памяти участвовали артисты из Советского Союза.

Всю свою любовь к Ланца, великому певцу XX века, Магомаев выразил в первой книге, написанной о нём в СССР, которая увидела свет в 1993 году в издательстве "Музыка". После рассказов о Марио Ланца на радио пришло много благодарственных писем от радиослушателей, и было решено продолжить цикл. Вышли передачи о других выдающихся певцах - Марии Каллас, Джузеппе ди Стефано. Через некоторое время Магомаеву предложили сделать то же самое, только для телевидения, - так появился цикл передач со Святославом Бэлзой "В гостях у Муслима Магомаева". Они рассказывали о Марио дель Монако, Хосе Каррерасе, Пласидо Доминго, Элвисе Пресли, Фрэнке Синатре, Барбре Стрейзанд, Лайзе Миннелли. Последней работой в этом цикле стал рассказ о великом дирижёре Артуро Тосканини.

Дискография Муслима Магомаева насчитывает 45 грампластинок, десятки записей, опубликованных в популярном музыкальном журнале "Кругозор", а также 15 компакт-дисков:

"Благодарю тебя" (1995),

"Арии из опер и мюзиклов. Неаполитанские песни" (1996),

"Звёзды советской эстрады. Муслим Магомаев. Лучшее" (2001),

"Любовь - моя песня. Страна грёз" (2001),

"Воспоминания об А. Бабаджаняне и Р. Рождественском" (серия "Звёзды, которые не гаснут", 2002),

"Муслим Магомаев. Избранное" (2002),

"Арии из опер" (2002),

"Песни Италии" (2002),

"Концерт в зале имени П. И. Чайковского, 1963 г." (2002),

"Великие исполнители XX века. Муслим Магомаев" (2002),

"С любовью к женщине" (2003),

"Спектакли, мюзиклы, кинофильмы" (2003),

"Рапсодия любви" (2004),

"Муслим Магомаев. Импровизации" (2004),

"Муслим Магомаев. Концерты, концерты, концерты" (2005).

В своё время Муслим Магомаев отдал предпочтение эстраде и принёс в неё новые ритм и стиль. Как это часто бывает у талантливых людей, знаменитый певец одарён разносторонне: он не только прекрасный певец и актёр, но и пишет музыку для театра и кино, сочиняет песни, лепит, рисует, обладает литературными способностями. Рисует Муслим Магометович с детства, чаще всего по настроению. Находясь летом в Баку, день за днём писал закаты на море - за мольбертом его душа отдыхает. Муслиму Магомаеву удалось воплотить и ещё одну давнюю мечту - создать эстрадный оркестр. Сначала он работал со знаменитым биг-бендом под руководством Л. Мерабова, а потом собрал лучших джазовых музыкантов. У Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра была база в Московском дворце культуры автозавода имени Лихачева - музыканты давали по 20-30 концертов в месяц.

Ещё одно увлечение Муслима Магомаева - киномузыка, которую он пишет в основном к фильмам Эльдара Кулиева. В середине 1980-х годов кинорежиссёр задумал фильм о поэте и мыслителе Средневековья Низами и пригласил на эту роль Муслима. Снимали картину в Азербайджане и Самарканде. Двухсерийный художественный фильм получился прекрасным - в нём всё изысканно, орнаментально красиво, истинно по-восточному. Поэзия, философия, плавность мыслей, действий, размышления о жизни, любви и смерти. Муслим Магомаев впервые сыграл в кино роль своего великого соотечественника.

В середине 1980-х годов режиссёр Ярославского драматического театра имени Ф. Волкова Глеб Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю "Рождает Птица птицу". Муслим Магометович написал песню, получившую то же название, что и пьеса, которую позже записал на радио. Премьера спектакля прошла с успехом. Впоследствии Дроздов предложил Магомаеву написать музыку к спектаклю "Ярославна" по мотивам "Слова о полку Игореве". Муслиму Магометовичу в глубине души давно хотелось испытать свои силы в русской теме, и в результате получились интересные музыкальные номера. Перекликаясь, сплетаясь в русский венок, зазвучали три темы: плач Ярославны, который записала Тамара Синявская, песнь Бояна (он же Ведущий спектакля) в исполнении Владимира Атлантова, ария князя Игоря, которую записал Муслим Магомаев. Премьера состоялась в августе 1985 года. Спектакль шёл не на сцене театра, а у стен Спасо-Преображенского монастыря, где в XVIII веке обнаружили рукопись "Слова о полку Игореве". Эти стены стали лучшей декорацией.

Муслима Магомаева любят все. В своё время Л. И. Брежнев с удовольствием слушал его песню "Белла, чао", а шахиня Фарах после своего официального визита в Баку пригласила певца принять участие в праздновании годовщины коронации шаха Ирана. Добрые и тёплые отношения долгие годы связывали Муслима Магомаева с первым секретарем ЦК компартии Азербайджанской ССР Г. А. Алиевым. Муслим Магометович даже был избран депутатом Верховного Совета Азербайджана. Он получал письма с различными просьбами, посылал их в соответствующие инстанции, пытался помочь людям. Живя в Москве, специально приезжал на сессии в Баку.

Жизненный принцип Муслима Магомаева - "Не жди, не бойся, не проси". Ко всем прочим достоинствам необходимо причислить ещё и то, что душа Магомаева не устает трудиться. Он поддерживает контакт со своими многочисленными поклонниками через Интернет, любит "поколдовать" в домашней студии над записями. К его юбилею в 2002 году вышла коллекция из 14 компакт-дисков, дающая представление о том, как много сделал для нашего искусства великий певец.

Муслим Магомаев гордится своей родиной, любит её и всегда говорит о том, что Азербайджан - его отец, а Россия - мать. Он никогда не забывал и свой бакинский двор, и бульвар на берегу тёплого Каспия. Муслим Магометович часто приезжает в Баку как на святую землю. Для бакинцев их город - это не просто место рождения, это нечто большее. Бакинец - это особый характер, индивидуальность, особый стиль жизни. Появившись на свет, получив хорошее образование, сделав первые шаги в профессии на прекрасной земле великих Низами, Хагани, Вургуна, Гаджибекова, Бюль-Бюля, Ниязи, Караева, Бейбутова, Амирова, он совсем молодым приехал в Москву, и она вмиг сделала его известным и окружила любовью.

Роберт Рождественский писал: "Я присутствовал на многих концертах, в которых пел Муслим Магомаев, и ни разу не было случая, чтобы ведущий успевал назвать полностью имя и фамилию артиста. Обычно уже после имени "Муслим" раздаются такие овации, что, несмотря на самые мощные динамики и все старания ведущего, фамилия "Магомаев" безнадежно тонет в восторженном грохоте. К этому привыкли. Как привыкли к тому, что уже одно имя его давно стало своеобразной достопримечательностью нашего искусства. А ещё к тому, что любая оперная ария, любая песня в его исполнении - это всегда ожидаемое чудо".

Орден Дружбы народов (1980),

Орден "Независимость" (Азербайджан, 2002) — за большие заслуги в развитии азербайджанской культуры,

Орден "Слава" (Азербайджан, 1997),

Почётный знак "За заслуги перед польской культурой",

Нагрудный знак "Шахтёрская слава" III степени,

Народный артист СССР (1973),

Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР,

Орден "Сердце Данко", присуждаемый за выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры,

Заслуженный артист Азербайджанской ССР,

Народный артист Азербайджанской ССР (1971).

P.s.

Муслим Магомаев умер 25 октября 2008 года в возрасте 66 лет от ишемической болезни сердца. Соболезнования по поводу кончины подлинно великого артиста высказали государственные деятели России, Азербайджана, Украины, Беларуси. Своё соболезнование выразили и многие известные деятели культуры и искусства, которые близко знали Муслима Магомаева и работали вместе с ним. 28 октября 2008 года в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, а 29 октября 2008 года в Азербайджанской государственной филармонии им. Муслима Магомаева (старшего) в Баку прошли церемонии прощания с певцом. В тот же день он был похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку рядом со своим дедом. Проститься с Магомаевым пришли тысячи людей. Гроб с телом покойного вынесли под звуки написанной и исполненной им песни "Азербайджан". В траурной процессии принимали участие президент страны Ильхам Алиев, вдова певца Тамара Синявская и дочь Марина, прилетевшая из США.

22 октября 2009 года состоялось открытие памятника Муслиму Магомаеву на его могиле в Аллее почётного захоронения в Баку. Автор памятника — народный художник Азербайджана, ректор Азербайджанской Государственной Академии Художеств Омар Эльдаров. Памятник выполнен во весь рост, а белый мрамор для него был доставлен в Баку с Урала.

14 августа президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение "Об увековечении памяти Муслима Магомаева". Согласно распоряжению, на доме, где проживал певец, 6 июля 2011 года установлена мемориальная доска, а одна из школ столицы названа именем Муслима Магомаева.

Комиссия Мосгордумы по монументальному искусству приняла решение об установке памятника Муслиму Магомаеву в сквере по Леонтьевскому переулку, напротив здания посольства Азербайджана в Москве. Памятник должен был быть установлен за счёт ЗАО "Крокус-Интернешнл" с последующей передачей в дар городу. 3 февраля 2010 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия закладного камня на месте будущего памятника. Авторы памятника скульптор Александр Рукавишников и архитектор Игорь Вознесенский. 15 сентября 2011 года памятник М. Магомаеву был торжественно открыт.

25 октября 2009 года был открыт концертный зал имени Муслима Магомаева в "Крокус Сити" (Москва).

На эстраде Магомаеву не было равных по популярности. Сама идея, что оперный певец с роскошным баритоном, отшлифованным в Ла Скала, снизошел до эстрады, была смелой и неожиданной для советского искусства.

Тем более непонятно, почему Магомаев так рано - в пятьдесят с лишним лет и будучи еще востребованным - ушел со сцены, хотя его голос все еще великолепно звучал. Об этом мы расспросили его близкого друга - народного артиста России Владислава Верестникова.

Он был слишком критичен к себе, - считает Владислав Аркадьевич. - Если не мог взять хоть одну ноту, он отказывался петь всю партию. Не работал в штате ни одного оперного театра, несмотря на то, что пел не только эстрадные песни, но и классический репертуар.


При всей своей популярности в жизни Муслим был очень доступным, чистым и даже наивным человеком. В Чечне его считали чеченцем, поскольку его предки переехали в Баку из Чечни. Соответственно в Азербайджане его называли азербайджанцем. А он, несмотря на то, что родился в мусульманской семье, всерьез интересовался православием. У него дома была огромная фильмотека на религиозные темы, особенно его увлекали сюжеты о жизни Иисуса Христа. В этом смысле Магомаев был человеком мира.

В молодости Муслима Магометовича сравнивали с агентом 007 актером Шоном Коннери - было в их внешности что-то общее. И Магомаеву нравилось сниматься в кино, хотя о своих работах он говорил в шутку. Ему предлагали роль Вронского в «Анне Карениной» Александра Зархи. Он отказался в пользу Василия Ланового. Но согласился сыграть персидского поэта Низами.

В последние годы у Магомаева были серьезные проблемы с сосудами, болели ноги, мучила тахикардия, постоянно скакало давление, так что невозможно было проснуться без чашки кофе.

Вечерами мы прогуливались по Тверскому бульвару, - вспоминает Владислав Верестников. - Муслиму нужно было ходить, и я уговаривал его купить тренажер с беговой дорожкой. Но эта идея не вызвала у него восторга. Врачи ему говорили, что курением (Магомаев выкуривал три пачки в день. - Ред.) он украл у себя пятнадцать лет жизни. Но ни бросить курить, ни изменить образ жизни он не соглашался. Говорил: «Курить я не брошу даже под страхом смерти». А жить другой, правильной жизнью ему было неинтересно. По-моему, его что-то тяготило. Он не раз говорил: «Пусть запомнят меня молодым». Это касалось не только раннего ухода со сцены, но и жизни вообще. Он считал, что уже все сделал, всесоюзная слава и любовь публики к нему пришли еще в 19 лет. Единственное, чего он просил у Бога, так это быстрой смерти.

Магомаев скоропостижно скончался в 66 лет...

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Тамара СИНЯВСКАЯ: «Мне больше не с кем вести диалог...»

Тамара Синявская весь год после смерти Магомаева хранит обет молчания. Правительство Азербайджана предоставило вдове право бесплатно летать в Баку на могилу мужа (Магомаев похоронен на Аллее почетного захоронения) в любое время, когда она только захочет.

(В решении перевезти прах Магомаева на его историческую родину были свои резоны. В Азербайджане певец - национальный герой, к могиле которого в прямом смысле не зарастет народная тропа. На Ваганьковское же кладбище, которое в первую очередь предложило правительство Москвы для захоронения Магомаева, зачастую приходит поклониться своим авторитетам криминальная братва. Такое соседство родственникам певца показалось по крайней мере странным...)

Тамара Синявская сказала мне, что их давний союз с Магомаевым держался не только благодаря любви:

Общих интересов у нас было много. Особенно когда речь шла о музыке, пении. Стоило Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывало у него взрыв эмоций, он тут же ко мне: «Ты слышала это?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования. Муслим был очень эмоциональным человеком, хотя вкусы и оценки у нас почти всегда совпадали. Теперь этот увлекательный диалог вести мне не с кем...

МЕЖДУ ПРОЧИМ

Дочка вышла замуж за сына близкого друга

Марина, дочка Муслима Магомаева от первого брака с Офелией (она была его однокурсницей по музучилищу), давно переехала в Америку. Пока она жила в Баку со своей мамой, с Муслимом нечасто виделись, но поддерживали отношения. Певец очень любил Марину. И когда встал вопрос о замужестве, познакомил ее с сыном своего старинного друга и импресарио Геннадия Козловского Аликом. Марина вышла за Алика замуж и переехала с ним в Америку.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Дачу на Николиной Горе так и не удалось построить

Близкие друзья Магомаева рассказывали мне, что Муслим строил дачу на Николиной Горе для своей жены Тамары Синявской. Трехэтажный особняк. Но так и не достроил. Почему? По одной из версий, ему помешал это сделать конфликтный и беспокойный сосед - сын бывшего министра внутренних дел СССР Николая Щелокова. По другой версии, не хватило средств. По меркам советского времени Муслим Магомаев неплохо зарабатывал (конечно, не сравнить с гонорарами нынешних звезд), но деньги у него не задерживались. Если у певца просили в долг, он давал, не задумываясь. Делился всем - вплоть до стройматериала. В результате на собственную дачу этого стройматериала и не хватило. Под Звенигородом он построил более скромный одноэтажный дом. Дачная жизнь ему и Тамаре Синявской доставляла огромное удовольствие. Но подолгу застревать за городом он не мог - не хватало общения с друзьями и Интернета (у Магомаева был свой сайт, свое интернет-сообщество).

Советский эстрадный певец, композитор.
Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1964).
Заслуженный артист Чечено-Ингушской АССР.
Народный артист Азербайджанской ССР (1971).
Народный артист СССР (1973).
Заслуженный деятель культуры Польской Народной Республики.

Родился 17 августа 1942 года в Баку (Азербайджан).
Отец - Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за два дня до Победы.
Мать - Айшет Магомаева (в девичестве - Кинжалова), драматическая актриса.
Его дед - Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская филармония.

С детства увлекался живописью и скульптурной лепкой.

Учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции.

Окончил Азербайджанскую государственную консерваторию по классу вокала Шовкет Мамедовой (1968).

В 1960-1961 гг. - солист Грозненской Государственной филармонии.

Всесоюзная известность пришла после его выступления в Кремлёвском Дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства в 1962 году.
Первый сольный концерт Муслима Магомаева состоялся 10 ноября 1963 года в концертном зале имени Чайковского.

С 1963 по 1968 годы - Магомаев солист Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова, продолжает выступать на концертной эстраде.
В 1964-1965 годах - он стажировался в миланском театре «Ла Скала», но по окончании стажировки он отказался от работы в труппе Большого театра.
В 1966 и 1969 годах с большим успехом прошли гастроли Муслима Магомаева в знаменитом театре «Олимпия» в Париже. Директор «Олимпии» Бруно Кокатрис хотел получить Магомаева ещё на один год и предложил ему контракт, обещая сделать из него звезду международного масштаба. Певец всерьёз рассматривал такую возможность, но отказало Министерство культуры СССР, мотивировав это тем, что Магомаев должен выступать на правительственных концертах.

В 1973 году в возрасте 31 года ему было присвоено звание Народного артиста СССР.

С 1975 по 1978 годы - Магомаев был художественным руководителем созданного им Азербайджанского государственного эстрадно-симфонического оркестра, с которым много гастролировал по СССР.

В 1960-е 1970-е годы популярность Магомаева в СССР была безграничной: многотысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, постоянные выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами. По сей день он остаётся кумиром для многих поколений людей на постсоветском пространстве.
В концертном репертуаре Магомаева более 600 произведений (русские романсы, классические, эстрадные и неаполитанские песни); он снялся в фильмах: «Низами»(1982) и «Поёт Муслим Магомаев», «Москва в нотах».

В 1978-1987 годах - солист Бакинского оперного театра.

Семья.
Первая жена - Офелия (женился в 18 лет, прожил с ней один год). Есть дочь Марина и внук Аллен.
Вторая жена - Тамара Ильинична Синявская (прожили вместе почти 34 года), певица, народная артистка СССР.

В 1997 году его именем 4980 Magomaev названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 SP1.

Ушёл из жизни в субботу 25 октября 2008 года в 06:49 утра в своей московской квартире от ишемической болезни сердца.

призы и награды

Орден Почёта (17 августа 2002) - за большой вклад в развитие музыкального искусства.
Орден «Независимость» (Азербайджан, 2002) - за большие заслуги в развитии азербайджанской культуры.
Орден «Слава» (Азербайджан, 1997).
Орден Дружбы народов (1980).
Орден Трудового Красного Знамени (1971).
Почётный знак «За заслуги перед польской культурой».
Нагрудный знак «Шахтёрская слава» III степени.
Орден «Сердце Данко», присуждаемый за выдающиеся достижения в деле развития Российской культуры.
В 1969 году на фестивале в Сопоте Магомаев получает I премию,
а в Каннах в 1968 и 1970 годах - «Золотой диск» за миллионные тиражи грамзаписей.

Уникальный голос Муслима Магомаева – звонкий и чистый баритон – с первых звуков узнают слушатели старшего и среднего поколения, родившиеся и жившие в СССР. Звезда оперы и эстрады, композитор, Народный артист СССР радовал творчеством в 60-е, 70-е и 80-е годы. На его концерты собирались многотысячные стадионы, а пластинки выходили миллионными тиражами. В репертуаре Муслима Магомаева было 600 произведений, среди которых арии, романсы, эстрадные шлягеры.


Гастроли советской звезды по Франции, Восточной Германии, Финляндии, Польше и Болгарии приносили стране миллионные прибыли. Ему рукоплескали в знаменитой парижской «Олимпии» и приглашали остаться на благополучном Западе, но Магомаев не поддавался соблазну и возвращался на родину.

В 1997 году малой планете Солнечной системы присвоили название 4980 Magomaev, отдав дань уважения земной звезде.

Детство и юность

Муслим Магомаев родился 17 августа 1942 года в Баку. Отец Магомет Магомаев погиб на фронте, не дожив до великой Победы 15 дней. До войны Магомет Муслимович работал театральным художником. Мама Муслима Магомаева Айшет – драматическая актриса, взявшая псевдоним Кинжалова. В ее венах текла турецкая, адыгейская и русская кровь. Муслим считал себя азербайджанцем, а Россию – матерью. Дед будущего артиста – азербайджанский композитор Абдул-Муслим Магомаев, основоположник национальной классической музыки.


После войны Муслим Магомаев с матерью отправился в Вышний Волочек, куда актрису Кинжалову забросила творческая судьба. Год мальчик учился в музыкальной школе и сдружился с одноклассниками, заразив ребят идеей создания кукольного театра. Кукол для представлений Муслим делал сам. Но Айшет отправила сына в Баку, где по ее мнению музыкально одаренный мальчик получит лучшее образование.

В Баку Муслим Магомаев рос в семье дяди Джамала Муслимовича. Мать из Вышнего Волочка переехала в Мурманск, где работала в местном драматическом театре. Айшет вышла замуж во второй раз и у Муслима появились брат Юрий и сестра Татьяна.


В родном городе парень с головой погрузился в музыку. Муслим Магомаев часами слушал «трофейные» пластинки Энрико Карузо, Маттиа Баттистини и Титта Руффо.

По-соседству с дядей обитало семейство знаменитого азербайджанского певца Бюльбюля, и Муслим по утрам слушал, как распевается звезда. Магомаев подружился с сыном Бюльбюля – Поладом.

Успехи мальчика в музыкальной школе при Бакинской консерватории, куда его отвел дядя, оказались половинчатыми: на уроках фортепиано, сольфеджио и хора Муслиму ставили высшие баллы, но на физике, химии и математике по утверждению Магомаева у него «отключался мозг».


Виолончелист и профессор Владимир Аншелевич заметил способного ученика и взял под свое крыло. Наставник показал юному вокалисту, как филировать голос. Вскоре полученный опыт помог Муслиму Магомаеву в работе над партией Фигаро в опере «Севильский цирюльник».

В Бакинском музыкальном училище певец совершенствовал вокал. Его наставниками стали Александр Милованов и концертмейстер Тамара Кретинген, уделявшая студенту свободное время. Диплом Магомаеву вручили в 1959 году.

Музыка

Творческая биография артиста началась в родном городе в Доме культуры бакинских моряков. В семье Магомаева боялись за его голос и запрещали Муслиму выступать в полную силу, но 15-летний юноша выходил на сцену втайне от семьи, срывая первые аплодисменты. Ему удалось избежать подростковой мутации голоса.


В 1961 году Муслим Магомаев дебютировал на профессиональном уровне в Ансамбле песни и пляски Бакинского военного округа. Через год он исполнил песню «Бухенвальдский набат» и его талант отметили на Всемирном фестивале молодежи в Хельсинки. В том же году в Кремлевском дворце съездов вокалист завоевал всесоюзную славу, выступив на фестивале азербайджанского искусства.

В 1963 году в концертном зале имени П.И. Чайковского прошел первый сольный концерт певца. В Баку Магомаев становится солистом Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова. В 1964 году вокалист на 2 года отправился на стажировку в миланский театр «Ла Скала».


В середине 60-х Муслим Магомаев с музыкальными спектаклями «Севильский цирюльник» и «Тоска» гастролирует по городам Советского Союза. Талантливого вокалиста приглашают выступать на подмостках Большого театра, но Магомаев не желает ограничиваться рамками оперы.

В середине 60-х певец гастролировал в Париже. Восхищенный талантом Магомаева директор знаменитой «Олимпии» Брюно Кокатрикс предложил певцу контракт на год. Ему прочили мировую славу, и Муслим Магомаев задумался над предложением. Но все решило Министерство культуры СССР: азербайджанский вокалист незаменим на правительственных концертах.

В Париже артист узнал, что на родине на него открыто уголовное дело. Чтобы помочь Ансамблю песни и пляски донских казаков, в конце 1960-х певец выступил в Ростове-на-Дону на 45-тысячном стадионе. Вместо одного запланированного отделения Магомаев провел на сцене больше двух часов. Ему заплатили тройной оклад, уверяя, что нарушения закона нет и ставка одобрена Министерством культуры. Об уголовном преследовании по линии ОБХСС певцу сообщили во время концерта в «Олимпии». Не желая подставлять под удар родных, Муслим Магомаев не поддался на уговоры эмигрантов и вернулся в СССР.

В итоге судебных разбирательств Муслиму Магомаеву запретили выступать за пределами Азербайджана. Певец воспользовался появившимся свободным временем и окончил Бакинскую консерваторию по классу пения. Опала закончилась после звонка председателя КГБ СССР Юрия Андропова министру культуры Екатерине Фурцевой: Магомаева пригласили на юбилейный концерт ведомства.

В Сопоте в 1969 году Муслим Магомаев завоевал первую премию на Международном фестивале, в Каннах Международный фестиваль грамзаписи и музыкальных изданий вручил ему «Золотой диск» за миллионные тиражи грампластинок. В 31 год певец становится не только Народным артистом Азербайджанской ССР, но и Народным артистом СССР.

С 1975 года Муслим Магомаев 14 лет руководил созданным эстрадно-симфоническим оркестром. С музыкантами он гастролировал вплоть до 1989 года по СССР и зарубежным странам. Магомаев сумел популяризовать современные западные направления, что в те годы не одобряло высшее партийное руководство СССР. В исполнении певца в Советском Союзе впервые прозвучал хит группы «Битлз» Yesterday.

Песни в исполнении Муслима Магометовича на стихи Арно Бабаджаняна занимают особенное место в творчестве звезды. Композиции «Свадьба», «Лучший город земли», «Чертово колесо», «Солнцем озаренный», «Ноктюрн» настолько яркие и экспрессивные, что запомнились слушателям «с лету».

Шлягер Магомаева «Королева красоты» Бабаджаняну навеял ереванский конкурс красоты, проведенный в 60-х. Песня по итогам конкурса «Лучшая песня 1965 года» лидировала.

Стихи для пронзительной песни «Синяя вечность» певцу написал друг, бакинец Геннадий Козловский, в 1971 году переехавший в Москву, а с 1979-о по предложению Магомаева работавший директором Эстрадно-симфонического оркестра Азербайджана.

Судьба некоторых песен в исполнении Магомаева оказалась непростой. Шлягер «Лучший город Земли» на слова Леонида Дербенева и музыку Арно Бабаджаняна месяц транслировался по радио, но Никита Хрущев усмотрел в песне «тлетворное веяние запада» и со словами «Твист о Москве? Запретить!» дал указание снять хит с эфира. «Реабилитировали» песню вскоре после снятия Хрущева с поста Первого секретаря ЦК.

В 2013 году на праздновании 866-летия столицы шлягер Магомаева стал лейтмотивом торжества.

Песня «Нам не жить друг без друга» на слова Александры Пахмутовой в исполнении Муслима Магомаева и в наши дни хит. То же можно сказать о шлягерах 70-х «Падает снег» и «Луч солнца золотого». Последняя композиция звучит в сиквеле мультипликационного фильма «Бременские музыканты», где представлена как серенада Трубадура.

Пик музыкальной карьеры Муслима Магомаева приходится на 60-е и 70-е годы. Певец собирал стадионы по городам СССР, его с восхищением принимали концертные и оперные сцены мира.

В 1998 году Муслим Магомаев прекратил выступления на сцене. Он заявил, что каждому таланту отмеряно свое время, которое перешагивать нельзя. Последнее десятилетие артист посвятил живописи, жил в Москве, общался с поклонниками через веб-сайт.

Десятки лет артист дружил с Президентом Азербайджана Гейдаром Алиевым. После смерти друга в 2003 году Муслим Магомаев замкнулся. Больное сердце и легкие беспокоили звезду все чаще. Но по словам жены Тамары Синявской Муслим Магометович выкуривал по три пачки сигарет в день. С занявшим пост министра культуры Азербайджана Поладом Бюльбюль-оглы певец поссорился и критиковал его политику в культурной сфере страны. В 2005 Магомаев принял российское гражданство, но считал себя азербайджанцем и входил в руководство общероссийской общественной организации, объединявшей азербайджанскую диаспору РФ.

В 2007 году Магомаев написал последнюю песню «Прощай, Баку!» на стихи Есенина.

Личная жизнь

Юные студентки Бакинского музыкального училища вздыхали о голосистом красавце Муслиме Магомаеве, но предпочтение он отдал юной армянке Офелии. Скоропалительный брак оказался ошибкой: супруги расстались через год совместной жизни. Не уберегла молодую семью даже маленькая дочь Марина.


В 1972 году начался роман Муслима с певицей Тамарой Синявской. Они познакомились и полюбили друг друга в Баку, на декаде русского искусства. Тамара была замужней женщиной, но для вспыхнувшего чувства узы брака оказались слабым препятствием. Испытание разлукой любовь Магомаева и Синявской выдержала: после годичной стажировки Тамары в Италии пара встретилась и уже не расставалась.

В ноябре 1974 года Муслим Магомаев женился на певице: пара планировала скромное торжество, но родные и друзья устроили им банкет в столичном ресторане.


Личная жизнь пары оказалась похожей на «американские горки»: Магомаев и Синявская – две ярких звезды с сильными характерами, уступать друг другу супругам было непросто. Но любовь сцементировала брак навсегда и после бурных ссор и коротких расставаний влюбленные писали новую страницу отношений.

Последние годы жизни певца прошли рядом с любимой женщиной. Муслим Магомаев и Тамара Синявская часто отдыхали в Баку, на берегу Каспия жарили шашлыки. Весной и летом супруги жили на подмосковной даче, где вырастили живописный сад и обустроили альпийскую горку. Муслим Магометович рисовал, сочинял аранжировки и музыку.


Дочь Марина унаследовала музыкальный дар отца: девушка окончила музыкальную школу по классу фортепиано, но предпочла другую профессию, не связанную с музыкой и вокалом. Марина сохраняла теплые отношения с отцом до последних дней жизни. С супругом Александром Козловским (сыном написавшего стихи для песни Магомаева «Синяя вечность» Геннадия Козловского) она живет в Америке. Внука Аллена Марина подарила отцу при жизни.

Смерть

В 60-летнем возрасте Магомаев ушел со сцены: обострились болезни. Вести прежний образ жизни, выступать на сцене и гастролировать солист не мог.

25 октября 2008 года Муслима Магометовича Магомаева не стало, он умер на руках супруги Тамары Синявской. Причиной смерти великого певца стала ишемическая болезнь сердца и атеросклероз.

Церемония прощания с великим артистом состоялась в Концертном зале имени П. И. Чайковского в столице. Прах Магомаева по завещанию доставили в родной Баку и похоронили на Аллее почетного захоронения, где покоится знаменитый дед Абдул-Муслим Магомаев.

Годы жизни одного из самых любимых слушателями певцов Советского Союза Муслима Магомаева: 1942-2008. Он начал музыкальную карьеру в совсем юном возрасте, и практически сразу стал популярным благодаря уникальному голосу. От чего умер Магомаев, и где он похоронен?

Причиной смерти Муслима Магомаева стала ишемическая болезнь сердца. «Он был простым и одновременно великим, предсказуемым и неожиданным…», – такими словами охарактеризовал ушедшего маэстро один из старейших мужских американских журналов «Esquire».

Когда умер певец

Дата смерти Муслима Магометовича Магомаева 25 октября 2008 г. Эстрадный и оперный певец, исполнявший композиции низкозвучащим лирическим баритоном, умер в возрасте 66 лет на руках у своей супруги Тамары Синявской в Москве.

Причина смерти

11 ноября 2008 г. Муслим Магомаев должен был подвернуться сложной операции, в результате которой его сердце смогло бы работать ещё длительное время. Однако он не дотянул до неё несколько дней.

Музыкант мужественно переносил болезнь, но она прогрессировала, и в последние дни Муслим Магометович очень плохо себя чувствовал. Нарушение работы кровеносной системы стало причиной того, что в отдельную область сердца перестал поступать свежий поток крови. Последнее обследование в кардиоцентре имени Бакулева выявило ещё ряд отклонений, которые в любой момент могли послужить причиной гибели артиста:

  • тахикардию;
  • гипертонию;
  • патологию сердечной мышцы.

Незадолго до этого на его сосудах была сделана операция, о она не дала ожидаемых результатов. Единственным выходом оставалось внедрение к кровеносную систему катетеров, что и было предпринято.

Выполненный ряд процедур не облегчил жизнь Магомаева, как и раньше, его мучили страшные головные боли. Для того чтобы спасти великому композитору жизнь, было принято решение делать сложнейшую операцию – коронарное шунтирование. В кардиоцентре начались подготовительные работы, но Муслим Магометович не смог дожить до их завершения.

«Мы планировали вставить в закупоренный сосуд шунт и перенаправить кровь в обход пробки. Длительное раздумье было связано с тем, что операцию необходимо делать с использованием местного наркоза, что для его почтенного возраста является существенным риском. Уверенности в том, что изношенное сердце выдержит нагрузки, нет. Но другого выхода не было…», – так вспоминает ситуацию один из лечащий врачей.

Прощание и похороны

Церемония прощания ушедшего русского Орфея проходила в столице исторической родины его предков, Баку, 29 октября. Гроб с телом был установлен в Государственной филармонии Азербайджана, за день до этого, 28 октября 2008 г. он стоял в Москве, в концерном зале имени Чайковского.

Проститься с умершим пришли тысячи поклонников, друзей и даже тех, кто никогда не слышал его голос. Молодые девушки вряд ли были поклонницами его таланта, но как и все, стояли в очереди, чтобы почтить память великого азербайджанца, ставшего самым первым народным артистом из их маленькой родины.

Шествие, проследовавшее по проспекту Свободы, оставило после себя дорогу, усыпанную цветами. Прибыв на мемориальное кладбище, предназначенное для захоронения почётных граждан страны, произнесли молитву. После того как мулла закончил, гроб под аплодисменты было опущено в землю. Могила Муслима Магометовича Магомаева находится рядом с захоронением его деда, известного советского композитора и дирижёра.

Краткая биография

Народный артист СССР Муслим Магомаев родился во время войны, 17 августа 1942 г в Баку. Страшное для страны и всего человечества время отразилось на мальчике. С детства он воспитывался сиротой: отец погиб во время взятия Берлина, мать была вынуждена уехать в Майкоп, затем в Вышний Волочек.

Детство Муслима

До 9 лет маленький Муслим воспитывался братом отца Джамаилом Муслимовичем. Дядя сделал для него всё, что смог: воспитал любовь к родине и музыке, почитание старших. В целом сделал всё необходимое для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя сиротой.

В 1951 мать забирает его к себе в Волочек. Здесь ребёнок продолжает ходить в школу, занимается музыкой, играет на фортепиано. Однако спустя год он возвращается обратно в Баку.

Кое как закончив школу, Муслим поступает в музыкальное училище г. Баку имени Асафа Зейналлы, которое успешно оканчивает в 1959 г. Удивительно, но в период обучение, у подростка не меняется голос, что существенно сказалось на его дальнейшей популярности.

Сам Муслим Магометович вспоминает школьные годы такими словами: «Всё, что относилось к музыке: фортепиано, сольфеджио, хор, музыкальная литература – идеальное восприятие. По другим предметам еле вытягивал на тройку. Иногда складывалось такое впечатление, когда вижу формулу, отключаются мозги».

Первые выступления

Дата первого выступления на сцене приходится на 1957 год. В юношеском возрасте он тайком от дяди и деда пел в местном Доме культуры. Взрослые были против этого, так как опасались, что не сформировавшийся голос мальчика может сорваться навсегда.

В дальнейшем в 1961 г. дебютирует в ансамбле песни и пляски и становится лауреатом всемирного молодёжного фестиваля в Финляндии.

Популярность

Известность пришла к солисту после того, как он выступил в Москве на концерте азербайджанского искусства. Последующие сольные концерты привели к тому, что молодой, подающий большие надежды паренёк был отправлен на стажировку в Италию. Оттуда с гастролями он попадает в Париж. Уникальный голос становится предметом восхищения местной публики, в результате чего певец получает предложение остаться и стать звездой мирового масштаба. Юноша был не против, но вмешательство Министерства культуры Советского Союза не позволило ему остаться.

По достижении 31 года ему присвоили звание Народного артиста, что стало своеобразным рекордом для Азербайджанской ССР. Через 2 года, в 1975, певец создаёт Азербайджанский эстрадно-симфонический оркестр и возглавляет его до 1989 г. На протяжении всей жизни Муслим Магометович был популярен, им восхищались, и приглашали на самые значимые в стране мероприятия.

Последние годы жизни

В последние 10 лет Магамаев практически не пел. Это связывается с тем, что в начале 2000-х маэстро стал плохо себя чувствовать, сказывались годы каждодневных нагрузок. Больше времени уделял рисованию и написанию автобиографии.

После того как в 1998 г. музыкант завершил карьеру, он больше не возвращался на сцену, лишь изредка брался за исполнение. Одна из его последних работ расценивалась критиками, как прощание с миром, она называлась «Прощай, Баку».

Семья

Симпатичный молодой человек, обладающий уникальным голосом, пользовался большой популярностью среди ровесниц, у него было много поклонниц. На одной из них Магомаев женился в 1960 г. Брак с однокурсницей Офелией продлившийся всего год, подарил Муслиму единственного ребёнка – Марину.

Женщина, с которой он прожил всю жизнь, Тамара Синявская, народная артистка СССР, была младше на 1 год. Знакомство произошло на одном из концертов в 1972 г, спустя 2 года молодые поженились.

Известие о том, что скончался великий Магомаев, потрясло весь мир. Ценители его творчества имеются практически в каждой цивилизованной стране. Репертуар маэстро включает в себя известные оперные арии, эстрадные песни, романсы и зарубежные хиты.

Видео

Видео ролик, посвящённый жизни, творчеству и смерти музыкального гения