Охарактеризуйте одного из героев предварительно подготовив план. б) в казни Андрия

  1. Как объяснить, что название исторического романа посвящено выдуманному персонажу рыцарю-крестоносцу Айвенго?
  2. Вальтер Скотт считается родоначальни-ком исторического романа. Историческая проза предполагает не только рассказ о фактах прошлого, но и яркое, живое их изображение. В историческом романе тес-но переплетаются вымысел и историче-ские факты, действуют реальные истори-ческие и вымышленные персонажи. Пи-сатели опираются на изученные ими исторические документы, и в произведе-нии возникают реалии прошлого, подроб-но описываются народный быт и нравы.

    В своих романах В. Скотт показывает жизнь общества в определенную эпоху, исторические события воссоздаются че-рез частную жизнь человека. В каждом повествовании рядом с подлинными исто-рическими событиями тянется сюжетная нить, связанная с судьбой нередко вы-мышленного героя.

    Центральный персонаж романа В. Скот-та не историческое лицо, а вымышленный персонаж. Действие романа «Айвенго» происходит в XII веке. Конфликт развора-чивается между двумя враждующими ла-герями: норманнами, завоевавшими Анг-лию в конце XII века, и англо-саксами, владевшими ею уже в течение нескольких веков и вытеснившими, в свою очередь, племена бриттов. В основу романа поло-жено традиционное для Скотта переплете-ние любовной и политической интриг. Со-общая исторические сведения о жизни средневековой Англии, писатель расска-зывает о рыцарской чести, любви и вер-ности. На фоне ярких исторических собы-тий действует герой, верный рыцарскому кодексу, в любой ситуации поступающий согласно долгу и хранящий верность сво-ей возлюбленной. Он побеждает в поедин-ках рыцарей-тамплиеров, сражается вмес-те с Ричардом Львиное Сердце, принимает участие в крестовом походе, защищает и спишет беззащитных, борется за свою любовь. Таким образом, через вымышленное повествование о храбром рыцаре Айвенго представлена историческая эпоха — жизнь Англии XII века.

  3. Какие герои романа достаточно долго скры-вают свои подлинные имена? Чем это вызвано — фантазией автора или обычаями описываемого времени? Когда и почему автор открывает нам имена героев: Рыцаря Лишенного Наследства, Черного Рыцаря (Черного Лентяя), Локсли? По-пробуйте объяснить использованные в романе псевдонимы.
  4. Для успеха романа важно вызвать инте-рес у читателей, заинтриговать их, заста-вить поверить в тайну и пожелать ее разгадать. Некоторые герои романа по определенным причинам скрывают свои подлинные имена. Айвенго, называющий себя Рыцарем Лишенным Наследства, на-ходится в опале: он оклеветан, изгнан из родного дома и выставлен изменником пе-ред своим правителем Ричардом. Пытаясь восстановить свою честь, он до поры до времени вынужден скрываться под услов-ным именем. Кто скрывается под этим именем, читатель и герои узнают после окончания рыцарского турнира, когда, несмотря на сопротивление раненого Ай-венго, с его головы снимают шлем, чтобы возложить на нее венок победителя.

    Под именем Черного Рыцаря скрывает-ся король Англии — Ричард Львиное Сердце. Тайно вернувшись в Англию, он наблюдает за действиями своего брата — коварного принца Джона, захватившего власть, — чтобы в нужный момент вер-нуть себе престол и страну. Свое имя он открывает в конце романа после захвата замка Фрон де Бефа и освобождения его пленников.

    «У тебя английская душа, Локсли, — сказал Черный Рыцарь, — и ты чутьем угадал, что обязан мне повиноваться. Я Ри-чард Английский!

    При этих словах, произнесенных с ве-личием, подобающим высокому положе-нию и благородному характеру, Ричарда Львиное Сердце, все йомены преклонили колена, почтительно выразили свои вер-ноподданнические чувства и просили про-щение в своих провинностях».

    Робин Гуд, благородный разбойник, скрывающийся под именем Локсли, так-же называет свое настоящее имя в этот момент:

    « - Не зовите меня более Локсли, госу-дарь, и узнайте то имя, которое получило широкую известность и, быть может, до-стигло даже и вашего царского слуха… Я Робин Гуд из Шервудского леса».

  5. Как вы можете объяснить, почему в истори-ческом романе, очень ярко рисующем события XII века, есть также и специальные исторические справки от автора?
  6. Особенностью повествования в романе В. Скотта является яркое проявление его авторской позиции. Автор заявляет, что он прежде всего историк. Он основывает-ся на собственной исторической концеп-ции, так или иначе выражая свое отноше-ние к реальным персонажам. Он приводит мемуарные и документальные свидетель-ства, называет источники, подчеркивает объективность изображаемого. Например, в главе XXIII, где цитируется «Саксон-ская хроника», описаны страшные плоды завоеваний. С точки зрения Скотта, исто-рия развивается по особым законам. Обще-ство проходит через периоды жестокости, постепенно продвигаясь к более нравст-венному состоянию. Эти периоды жесто-кости связаны с борьбой покоренных на-родов со своими завоевателями. В резуль-тате каждый следующий этап развития, примиряя враждующих, делает общество более совершенным.

  7. Найдите этнографические детали, которые органически входят в сюжет произведения.
  8. Этнография отражает особенности бы-та, нравов и культуры народа. Жизнь анг-лийской знати XII века (рыцарские тур-ниры, сражения за свои владения), тради-ции, обычаи и мировосприятие людей, их взаимоотношения, быт простого народа — все это подробно описал в своем романе В. Скотт.

  9. Опишите одного из героев романа. Поду-майте над тем, чем портрет вымышленного героя может отличаться от портрета реально существо-вавшего исторического лица. Постарайтесь под-черкнуть в своем ответе приметы той далекой эпо-хи. Не забудьте сказать и о том, каким вам пред-ставляется отношение автора к герою.
  10. Разницу между портретом вымышлен-ного героя и портретом реального истори-ческого лица можно показать на примере образа короля Ричарда Львиное Сердце. Его больше всего привлекает жизнь прос-того странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоевывает в одиночку, нежели слава во главе огромно-го войска. Ревекка говорит о нем: «Он бросается в битву, точно на веселый пир. Не одна сила мышц управляет его удара-ми — кажется, будто он всю душу вкла-дывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека по-беждают сотни людей».

    Такие черты, как мужество, щедрость и благородство в действительности были свойственны, королю Англии. Но, несом-ненно, далек от исторической истины об-раз Ричарда, который в романе В. Скотта выглядит как обаятельный, простой че-ловек и мудрый воин, пекущийся об инте-ресах своего народа, искренне любящий своих подданных. В историческом, под-линном Ричарде черты придворной воспи-танности переплетались с отталкивающей жестокостью и алчностью феодала-разбойника, не уступающей алчности Фрон де Бефа. История войн и набегов Ричарда полна отвратительных фактов, которые решительно противоречат привлекатель-ному образу, созданному В. Скоттом. Под-линный Ричард Львиное Сердце не был так близок к простым людям Англии, не водил их на приступ феодальных замков, не судил так справедливо и мудро. Анг-лийский народ освободился от феодально-го ига не под руководством английских королей, а против их воли.

    Художественный образ тем и отличается от реального, что автор рисует героя та-ким, каким он представляет его. Творче-ски воссоздавая действительность, писа-тель отражает свое восприятие, свои мыс-ли о ней. Приукрасив исторического Ри-чарда, В. Скотт описал его так, что чита-тель верит в правдоподобность образа.

  11. Подготовьте рассказ об английском короле, прозванном Ричардом Львиное Сердце. Напом-ним, что события романа «Айвенго» относятся к последним годам его правления. Возможно, вам нужно будет обратиться к дополнительной литера-туре.
  12. Будущий король Ричард Львиное Сердце родился в Англии, в Оксфорде, в 1157 году. Он получил прекрасное образование, вла-дел несколькими языками, был тонким ценителем музыки и поэзии, физически был очень сильным, мастерски владел оружием, был заядлый охотник, человек редкого/ личного мужества, щедрости и благородства и одновременно с этим жес-токий, коварный, жадный, безрассудный искатель приключений, желающий совер-шать бессмысленные подвиги и завоевы-вать награды и земли. Он не обращал вни-мания на повседневные дела управления своими владениями, был невероятно за-носчив, честолюбив и властолюбив. Все эти качества соединялись в одном чело-веке.

    В 1169 году король Англии Генрих II произвел раздел владений между сы-новьями, по которому Ричард получил Аквитанию, Пуату и Овернь.

    Впоследствии много сил было отдано Ричардом на организацию крестового по-хода за освобождение Иерусалима, захва-ченного войсками египетского правителя Саладина. Ричард истратил на снаряже-ние войска всю казну. «Я продал бы Лон-дон, если бы нашелся покупатель», — го-ворил он. Пока король вел с переменным успехом войну с Саладином, в Англии на-чалась борьба за власть, и Ричард вынуж-ден был отплыть домой, добившись лишь незначительных соглашений, надолго ос-тавив о себе память в арабских землях. По дороге домой Ричард был схвачен и зато-чен в замке на берегу Дуная, но потом был освобожден и даже сумел вернуть себе власть в Англии.

    Вскоре Ричард начал подготовку к войне с Францией, и в 1194 году он покинул Анг-лию. При осаде замка Шалю король был ранен и умер от начавшейся гангрены.

    Историки не один век спорят о личнос-ти Ричарда Львиное Сердце. Одни счита-ют, что Ричард метался по миру, забыв свою страну и разоряя ее города. Другие подчеркивают, что Ричард был истинным сыном своего века — века рыцарства, и его действия вполне вписывались в ры-царский идеал. Ричард в Европе и Азии искал воинской славы и бессмертных подвигов и остался в памяти поколений как великий герой и безуспешный политик.

  13. Среди сцен романа есть встреча отшельника Тука и Черного Рыцаря, которая, как пишет В. Скотт в предисловии к роману, воспроизводит события народных баллад о встрече короля с веселым монахом-отшельником. Как вы объясните внимание ав-тора к этому эпизоду (главы XVI и XVII)?
  14. В. Скотт замечает в предисловии, что общая канва этой истории встречается во все времена и у всех народов. Эта история рассказывает о странствии переодетого мо-нарха, который из любопытства или ради развлечения появляется в низших слоях общества и попадает в разные забавные си-туации. Такие сюжеты чрезвычайно любо-пытны с точки зрения описания нравов времени. Состязание веселого монаха-отшельника (стоит обратить внимание уже на сочетание несочетаемых слов веселый и отшельник), изображающего из себя аскетичного и скромного служителя церк-ви, и скрывающего свое имя короля, выво-дящего на чистую воду плутоватого хозя-ина, занимательно изображено писателем и выявляет характеры основных героев.

  15. Какой женский характер вас заинтересовал? Попробуйте создать портрет одной из героинь ро-мана.
  16. Прекрасная леди Ровена представляет собой типичную романтическую героиню, ради которой отважный рыцарь со-вершает свои подвиги.

    Красавица Ревекка — образ более слож-ный, яркий и интересный. Девушка де-ятельна: она врачует раны, исцеляет боль-ных. Она очень умна и отважна: в минуту наивысшей опасности ведет споры с рыца-рем Храма Буагильбером о роли судьбы: «Люди нередко сваливают на судьбу по-следствия своих собственных бурных страстей». В разговоре с Айвенго она на-зывает рыцарские подвиги жертвоприно-шением демону тщеславия. Ревекка обла-дает чувством собственного достоинства, у нее свои представления о чести — она да-же упрекает Буагильбера за то, что ради нее он готов изменить своей вере. Героиня вызывает уважение, восхищение и сочув-ствие. Ей не суждено стать счастливой, но суждено обрести душевный покой.

  17. Какая сцена романа представляется вам са-мой важной для развития действия?
  18. Часто утверждают, что это Божий суд, хотя есть читатели, для которых кульми-нация — битва за замок де Бефа. Материал с сайта

  19. Сколько сюжетных линий вы видите в ро-мане? Кто их герои?
  20. В романе несколько сюжетных линий:

    1) история жизни и любви храброго ры-царя Айвенго и прекрасной леди Ровены. Героями этой линии являются также Сед-рик — отец Ровены, родственник Атель-стан, Гурт и Вамба; 2) история взаимоот-ношений Ревекки и Буагильбера. Кроме них, герои этой линии — отец Ревекки Исаак, Айвенго; 3) события, связанные с Черным Рыцарем — Ричардом Львиное Сердце.

    Назовите важнейшие моменты сюжетной линии, которая повествует о рыцаре Айвенго и ле-ди Ровене.

    В этой сюжетной линии следует выде-лить рыцарский турнир, захват пленни-ков, осаду замка, встречу Ревекки и леди Ровены.

  21. Какие сцены повествования о рыцаре Бри-ане де Буагильбере и Ревекке можно считать куль-минационными?
  22. Как вы себе представляете природу Англии XII века?
  23. В романе изображены густые непрохо-димые леса, в которых скрываются люди Робин Гуда, и бескрайние долины, окру-жающие замки английской знати.

  24. Есть ли в романе эпилог, который завер-шает сюжетные линии?
  25. Последние страницы романа являются эпилогом и повествуют о том, что про-изошло с героями в дальнейшем.

  26. Какие доказательства того, что перед вами исторический роман, вы могли бы представить?
  27. Повествование об Англии XII века осно-вано на достоверных событиях: борьбе норманнов, захвативших власть, с англо-саксами, возвращении короля Ричарда, деятельности ордена рыцарей Храма, ор-дена тамплиеров, феодальной борьбе. Рас-при ведут к тому, что Англии постоян-но грозит междоусобица, разрушающая жизнь страны, тяжким бременем ложа-щаяся на народ.

    Особенно резко пишет В. Скотт о нор-маннских феодалах. В романе показана эпоха переустройства Англии, превра-щавшейся из страны разрозненных и враждующих между собой феодальных владений в монолитное королевство. Ти-пичен среди прочих рыцарей-разбойников, грабящих английский народ, и крес-тоносец Буагильбер, в его образе нашли отражения черты деятельности тамплиеров. Феодальная церковь представлена аббатом Эймером. Правдиво изображена норманнская знать. Нашла место в по-вествовании и борьба народа против фе-одального произвола во главе с легендар-ным Робин Гудом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • чи можна айвенго назвати лицарем
  • какой я увидел в фильме айвенго англию 12 века
  • вопросы кроссворд по твору айвенго
  • як ставилися герої до авенго у романі
  • gbnfyyz lj ntrcne fqdtyuj

Описывая одного из героев романа, важно понимать роль этих героев (см. ответ на 10-й вопрос). Соответственно, надо показать, каким герой был до встречи с Печориным (или в самом начале встречи), каким после.
Характеристику надо начать с портрета (описания внешности), который у Лермонтова всегда психологизирован, то есть помогает понять особенности личности героя.
Вот, например, портрет Вулича, где описание внешности переходит в прямую характеристику героя:
«В это время один офицер, сидевший в углу комнаты, встал и, медленно подойдя к столу, окинул всех спокойным и торжественным взглядом. Он был родом серб, как видно было из его имени.
Наружность поручика Вулича отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждавшая на губах его, - всё это будто согласовываюсь для того, чтобы придать ему вид существа особенного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи.
Он был храбр, говорил мало, но резко; никому не поверял своих душевных тайн; вина почти вовсе не пил, за молодыми казач- коми, - которых прелесть трудно постигнуть, не видав их, - он никогда не волочился. Говорили, однако, что жена полковника была неравнодушна к его выразительным глазам; но он не шутя сердился, когда об этом намекали.
Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зелёным столом он забывал всё и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство».
Характер героя помогают раскрыть различные ситуации. Так, однажды во время игры в карты ударили тревогу. Все офицеры вскочили, но Вулич не поднялся, пока не докинул талью. Затем нашёл в цепи «счастливого понтёра», прямо во время перестрелки отдал ему свой кошелёк и бумажник и затем храбро сражался, увлёк за собой солдат «и до самого конца дела прехладнокровно перестреливался с чеченцами».
Затем важно показать взаимодействие героя и Печорина, определив проблему, которая движет этим взаимодействием.
Так, в основе пари между Печориным и Вуличем - проблемы ценности человеческой жизни и веры в рок, довлеющий над человеком. Печорин играет с чужими жизнями - Вулич, заключая пари, играет со своей жизнью:
«-...Вы хотите доказательств: я вам предлагаю испробовать на себе, может ли каждый человек своевольно располагать своею жизнию, или каждому из нас заранее назначена роковая минута...»
Вулич ставит на кон свою жизнь - и сама жизнь тут же ставит на кон его существование. В Индии это назвали бы неотвратимостью кармы: подобными вещами шутить нельзя.
Но ситуации с осечкой не возникло бы, если бы Печорин не предложил Вуличу пари, от которого тот как игрок не смог отказаться. К тому же Печорин выступил как провокатор:
«- Вы нынче умрёте! - сказал я ему. Он быстро ко мне обернулся, но отвечал медленно и спокойно:
- Может быть, да, может быть, нет...»
Надо сказать, что подобное поведение Вулича возможно только при полном отсутствии смысложизненных ориентиров: ему недорога его жизнь, потому что он не видит в ней ничего, что наполняло бы его существование смыслом, придавало бы значение его действиям.
В этом Вулич подобен Печорину, недаром Печорин после гибели Вулича рискнул взять живым запершегося в доме убийцу:
«В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль: подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу».
Однако Печорин отличается от Вулича тем, что Вулич в своей обессмысленной жизни дошёл до крайней точки, а Печорину в тот период мир, несмотря на его декларации, был всё же интересен.

Почему сказка о двух генералах названа авто­ром «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? Что в этом произведении от жанра сказки? Почему в сборнике сказок оказалась по­весть?

В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» сказочное начало сюжета: генералы внезапно «по щучьему велению, по моему хотению» (по воле ав­тора) оказались на необитаемом острове. Сказочно и появление на острове мужика, который обустроил быт генералов, кор­мил их, даже суп в пригоршне варил, и доставил домой на Подьяческую улицу. Начиная с уже упомянутого сказочного выражения, в «Повести…» заложено мно­го фольклорных мотивов. Тем не менее в произведении поставлены острые соци­альные проблемы, отражающие реаль­ную жизнь. Никчемность и ничтожество праздных генералов, покорность русско­го мужика особенно резко выявляются на фоне сказочного сюжета. Это и позволило Салтыкову-Щедрину определить род про­изведения в заглавии как повесть, под­черкивая жизненность изображенной си­туации.

Определите важнейшие элементы компози­ции сказки. Есть ли в ней экспозиция? Какой эпизод вы считаете завязкой? Какой - кульминацией? Какой - развязкой?

Завязка несколько опередила экс­позицию сказки. В самом начале сообще­но, что генералы оказались на необитае­мом острове, а затем уже кратко рассказа­на предыстория этого события. Время от времени экспозиционные сведения допол­няют представление о генералах уже в процессе развития действия, например, что один из них был поумнее другого, так как служил учителем каллиграфии. Куль­минация сказки - встреча с мужиком, которая основательно перевернула их су­ществование на острове в «светлую» сторо­ну. Развязка - счастливое возвращение в Петербург, блаженное питие кофе, получе­ние огромной суммы накопившейся в каз­начействе пенсии и награждение мужичи­ны рюмкой водки и пятаком серебра.

Есть ли в сказке эпилог или сюжет обрывается на развязке?

Справка. Эпилог - повествование о том, как сложились судьбы героев после рассказанных в основной части произ­ведения событиях.

О дальнейшей судьбе генералов ниче­го не говорится, да в этом нет необходи­мости: их жизнь абсолютно не изменится по сравнению с той, какой она была до их пребывания на необитаемом острове. Надобности в эпилоге нет, и Салты­ков-Щедрин вполне логично обрывает по­вествование на развязке.

Создайте устные портреты генералов из сказки. Почему так трудно уловить их различие? Как вы объясните такой прием изображения ге­роев?
Автор не показывает различий между судьбами генералов, их характеров. Их об­разы не индивидуализированы. Они совер­шенно одинаковы и по своей низкой ин­теллектуальности, духовной опустошен­ности, неприспособленности к жизни. Оба склонны к лени, их интересы не выходят за рамки гастрономии и т. д. Информация, которую они получают, ограничивается разделом происшествий газеты «Москов­ские ведомости». Прием изображения в художественных образах произведений литературы наиболее характерных при­знаков лиц определенной категории назы­вается типизацией.

Можно напрячь свою фантазию и пред­ставить их в разных ситуациях в раз­личном портретном виде. Когда они сы­ты, они выглядят белыми, довольными, улыбающимися, полными. Самодовольны. А когда голодны, то лица их озлобле­ны, глаза навыкате, зубы оскалены. Они подползают друг к другу, и каждый готов искусать и растерзать товарища, чтобы как-то утолить голод. Эта сцена вы­разительно изображена в сказке. Писа­тель подсказывает деталь портретной ха­рактеристики: они в ночных рубашках и с орденом на шее. Можно при создании устного портрета представить их манеру держаться с мужиком: строгая, надменная манера. Говорят языком приказа, упрека­ют в тунеядстве.

Подготовьте рассказ о мужике, которому уда­лось двух генералов прокормить.

О мужике мы узнаем, что он громадного Роста, очень трудолюбив и приспособлен к сложностям жизни, к физическому тру­ду. Находчив. Писатель удивляет нас по­корностью этого мужика, его готовностью служить господам даже в условиях необи­таемого острова, где он не скован никаки­ми социальными обязательствами. Тем не менее он робеет от окрика генералов и да­же позволяет привязать себя на время сна веревкой, чтобы не убежал. В бытность в Петербурге, он на Подьяческой улице маляром работал. Скорбя о покорности русского народа, Салтыков-Щедрин язви­тельно замечает: «Начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов по­радовать за то, что они его, тунеядца, жа­ловали и - мужицким его трудом не гнушалися!»

Подготовьте исполнение в лицах одного из диалогов этой сказки, предварительно оговорив ха­рактер исполнения каждой роли.
Исполнение ролей зависит от по­нимания характеров персонажей и ситу­ации, в которой происходит тот или иной диалог. Возьмем, к примеру, сцену чте­ния генералами газеты «Московские но­вости», номер которой, казалось бы, слу­чайно найден на необитаемом острове. Ремарки подсказывают нам манеру ис­полнения: «взволнованный голос», «в от­чаянии», «поникли головами» и т. д. Сна­чала читающий с наслаждением передает обстановку парадного обеда «у почтенного начальника древней столицы». Читаю­щий раздражает и свой аппетит, и аппе­тит своего собеседника. Второй генерал приходит в отчаяние от «гурманной» ин­формации. Наконец, оба приходят в со­стояние уныния. Интонации в этом диа­логе могут меняться: от восторженной до почти плачущей.

Какие слова в этом произведении пришли из языка народных сказок, а какие из словаря канцелярий, в которых служили генералы? Попробуйте со­здать «Краткий словарь генералов из сказки».

Из языка народных сказок

Жили да были.

По щучьему велению, по моему хотению.

Сказано-сделано.

Делать нечего.

Прошел день, прошел другой.

Мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Ни пером описать, ни в сказке сказать.

Тема 6
ГЕРОИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ.

ХАРАКТЕР ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ

Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА»
I вариант
1. Подумайте, какой смысл в определение повести как жанра добавляет слово «героическая».

Повесть - эпическое произведение в прозе, в котором изображается не одно, а целый ряд событий, много действующих лиц, шире и подробнее показана жизнь. Героическая повесть предполагает изображение героики, т. е. подвигов во имя высокой цели - защиты родины, спасения людей, утверждения правды, т. е. какой-то общей идеи справедливости.
2. Какому герою гоголевской повести принадлежит данная речь? Какова ее главная мысль? Как эти слова характеризуют героя?

Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли басурманы, все пропало, только остались мы сирые, да как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство; вот на чем стоит наше товарищество! нет уз святее товарищества. Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать; но это не то, братцы, любит и зверь свое дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь: и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим, а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет! умные люди, а не те, такие же люди, да не те! нет, братцы, так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе - а!.. Нет, так любить никто не может!
Это речь перед запорожцами главного героя повести - Тараса Бульбы. Основная ее мысль - прославление русской земли, товарищества, русской души. Тарас Бульба - настоящий патриот Руси, он верно стоит за ее независимость, выше всего ценя воинское братство запорожцев, честь и доблесть.
3. Подумайте, какие черты характера главного героя проявляются в следующих эпизодах:

а) в скором отъезде вместе с сыновьями из дома в Запорожскую Сечь;

б) в казни Андрия;

в) в присутствии на казни Остапа;

г) в момент пленения;

д) в сцене его собственной мучительной гибели.

В первом эпизоде Тарас показал, с одной стороны, как человек, привыкший принимать решения, не считаясь с чувствами близких людей, как деспот и человек без сердца, с другой, - это воин, «рыцарь», которому нет другой жизни, кроме битвы, схватки, поэтому он не только мечтает, чтобы сыновья были такими же, но и сам рвется к дорогому для него миру, едет в Запорожскую Сечь.

Во втором эпизоде он проявляет непреклонность по отношению к предателю. То, что предал его собственный сын, предмет отцовской гордости и надежд, лишь усугубляет его гнев и стремление покарать негодяя. Тарас поступает бескомпромиссно, он не желает понять, что заставило Андрия сделать такой выбор: для него любые причины несостоятельны, если речь идет о предательстве. Гоголь называет его сыноубийцей, но и после расправы Тарас Бульба не прощает Андрия, навсегда вычеркивая его из своей памяти.

Совсем другое дело Остап. Тарас не может забыть его безвременной в нечеловеческих страданиях смерти и до конца собственной жизни мстит за сына. С риском для жизни пробирается он на место казни, не боясь, поддерживает Остапа в самый трудный его час, хотя ничего не может быть горше для отца, чем гибель сына. Тарас страдает, но и гордится Остапом, помнит о нем всегда.

Ненависть Тараса Бульбы к ляхам была до того сильна, что даже любимую трубку не хочет оставить он на земле, на их земле, на поругание врагам, поэтому и попадает в плен.

Умирая на костре, старый Тарас радуется, что не только сумел подсказать своим хлопцам путь к спасению, но и к осуществлению этого плана, т. е. остается верен главному - товариществу, вере, Украине. А муки, смерть принимает как достойный конец достойной воинской жизни.
4. Перечитайте отрывок из I главы, посвященный Тарасу Бульбе. Кто дает ему характеристику? Чем она важна?

Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже сказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия.
Это авторская характеристика героя. Писатель выделяет главное в натуре Тараса - его неугомонность, стремление к борьбе, вольнолюбие, чувство собственного и национального достоинства. Поэтому одним из главных призывов старого полковника был призыв постоять за веру христианскую. Таким образом судьбу Тараса автор неразрывно соединяет с судьбой Украины, а повесть становится героическим эпосом.
5. Подумайте, почему Гоголь не дает нам подробный портрет главного героя. Опишите, как вы себе представляете Тараса Бульбу.

Наверное, в этом нет необходимости - прическа, одежда, обувь были у Тараса, как у других запорожцев, да и мало внимания он уделял своей внешности (вспомним презрение старого запорожца к богатым штанам, запачканным дегтем). Кроме того, его молодость давно миновала, а в зрелые годы красота внешняя заменяется внутренней - умом, волей, силой. Как выглядит Тарас? Он грузен, сед, очень силен (т.е. мускулист), выражение лица серьезное, властное, взгляд умный. Одет неброско, но шаровары шириною в Черное море, папаха из черных смушек с красным верхом, дорогое оружие, в руках - трубка. Говорит громко, но неторопливо. На коне сидит как влитой.
II вариант
1. Как вы понимаете слово «героический»? Почему повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» можно назвать героической?

Слово «героический» соотносят с действиями, выдающимися по своему общественному значению, отвечающими интересам многих людей и требующими от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.

Повесть Гоголя вполне можно назвать героической, так как в ней идет речь о мужественной борьбе украинцев против засилья польской шляхты и католической веры.
2. Почему один из сыновей Тараса погиб как народный герой, а второй - «пропал бесславно, как подлая собака»?

Остап честно и мужественно сражался с поляками, несмотря на молодость, был выбран запорожцами в куренные атаманы, даже плен и чужбина не сломили его. Он достойно вытерпел все пытки и не дрогнул перед лицом смерти. Даже перед казнью он не только сам тверд, но и пытается приободрить товарищей, настроить их на героический лад. Андрий предает и отца, и брата, и Отчизну, и товарищей, полюбив прекрасную полячку. Он, не задумываясь, переходит на сторону врага, лишь бы быть вместе с любимой.
3. Сравните поведение братьев: а) в бурсе; б) во время битвы; в) перед лицом смерти. Сделайте выводы о сути их характеров.

а) Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными.

Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был более изобретателен, нежели его брат; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам.

б) Остапу , казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в одни миг мог вымерить всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться от нее, но уклониться, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва.

Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или измерять заране свои и чужие силы. Бешеную негу и упоение он видел в битве. Пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесенных. И не раз дивился старый Тарас, видя, как Андрий, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на чтобы никогда не отважился хладно кровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях.

в) Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда паненки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его. (...)

Но когда подвели его к последним смертным мукам, казалось, как будто, стала поддаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: Боже, все неведомые, все чужие лица! (...) И упал он силою и воскликнул в душевной немощи: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?»

Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины.

Андрий. «Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом. (...) Бледен, как полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почувствовавший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Остап - прямодушный, честный и мужественный человек. Он выше всего ставит ратные подвиги и чувство товарищества. Остап живет разумом, посвятив всего себя воинскому делу. Он человек сильный, способный глубоко чувствовать, но подавляющий эмоции, все подчиняя высокой цели. Ему уготован был путь полководца, недаром автор сравнивает Остапа со львом - царственным, могучим животным. Смерть герой встречает мужественно, как и подобает бойцу.

Андрий - натура увлекающаяся, живет страстями, ищет легких дорог. У него не выработалось строгих понятий о чести, о товариществе. Он всегда думает только о себе: о своем удовольствии, упоении боем, любовью. Он мгновенно забывает о воинском долге, как только поманил его призрак близкой возлюбленной. Его слабость, неуменье управлять своими эмоциями проявляются в сцене смерти: он трепещет перед отцом, не знает, что сказать, поэтому автор сравнивает его с ребенком, напроказившим школьником, срезанным колосом, бессловесным барашком. Смерть Андрия бесславна, хотя и безвременна, и потому вызывает грустное чувство. Гоголь подчеркивает это чувство, описывал красоту мертвого Андрия.
4. Перечислите, какие средства использует Н. В. Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия.

Портрет, монологи (например, Остапа перед казнью, Андрия перед панночкой), авторские характеристики (история жизни в бурсе, отношение к родителям, братья на поле брани и т. д.), поведение героев, оценки их другими персонажами, диалоги.
5. Расскажите о своем отношении к одному из данных героев (по выбору), обоснуйте свое мнение.

Тема 7
САТИРА И ЮМОР

М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
I вариант

«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК

ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»
1. Что такое юмор? Что называют сатирой? Приведите примеры из известных вам литературных произведений.

Юмор - изображение чего-либо в смешном, комическом виде. В рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» весь дом и даже знакомые подбирают различные «лошадиные» фамилии, чтобы написать какому-то шарлатану, вместо того чтобы обратиться к доктору. Это смешно.

Во-первых, сказочный зачин «жили-были». Во-вторых, устойчивые выражения, употребляемые обычно в сказках: по щучьему веленью, по моему хотению; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать. В-третьих, различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове неодетые и под одним одеялом, остров необитаемый, однако мужик-то нашелся, и др.
3. Вспомните, что такое гипербола, и приведите примеры из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Какую роль она играет в «Повести...»?

Гипербола - это сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Например, высказывания одного из генералов о том, что он думал, будто булки в таком виде родятся, как их утром к кофею подают. С помощью гипербол создается алогичная ситуация, вызывающая у читателя смех или возмущение. (Например, эпизод с яблоками.)
4. Определите, что это за отрывок. Над чем здесь издевается писатель-сатирик?

Из Вятки пишут: один из здешних старожилов изобрел следующий оригинальный способ приготовления ухи: взяв живого налима, предварительно его высечь; когда же от огорчения печень его увеличится...
Это заметка из газеты «Московские ведомости», найденной одним из генералов. Салтыков-Щедрин высмеивает не только ничтожность тем, которые освещает газета (где, что и как ели), но и откровенную глупость и бессмысленность публикации (печень налима от огорчения увеличится).
5. В чем своеобразие языка щедринской сказки? Для чего он использует такой стиль?

Что же мы будем, однако, делать? - продолжал он сквозь слезы, - ежели теперича доклад написать - какая польза из этого выйдет?

Вот что, - отвечал другой генерал, - подите вы, ваше превосходительство, на восток, а я пойду на запад, а к вечеру опять на этом месте сойдемся; может быть, что-нибудь и найдем.

Стали искать, где восток и где запад. Вспомнили, как начальник однажды говорил: «Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое». Начали искать север, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.
В этом отрывке перемешаны разные стили речи: генералы называют друг друга «ваше превосходительство», а используют просторечные слова «ежели», «теперича». Включаются в повествование канцелярские обороты, здесь даже целый циркуляр («Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой руке получишь искомое»). Выражения типа «искать севера», «перепробовали все страны света» тоже ничего, кроме смеха, не вызывают. Конечно, такой «языковой» винегрет Щедрин использует специально, с сатирической целью - разоблачить глупость, невежество, тупость своих героев.
II вариант

«ДИКИЙ ПОМЕЩИК»
1. Чем сатира отличается от юмора?

Сатира - это не просто изображение чего-либо в комическом виде (как юмор), а обличение каких-то пороков общественной или частной жизни. Сатира высмеивает зло, ядовито, стремясь разоблачить что-то, привести людей к противоположному идеалу.
2. Что такое гротеск? Приведите примеры гротеска из сказок Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Гротеск - изображение чего-либо в фантастическом, уродливо-комическом виде.

Мужик в «Повести...» научился в пригоршне суп варить - это гротеск. Одичавший помещик подружился с медведем и даже вел с ним беседы - гротеск. Помещик имел тело сдобное, белое, рассыпчатое - это гротесковые эпитеты.
3. Перечислите, что фантастическое, а что вполне реальное можно отметить в сказке «Дикий помещик».

Реальные черты - угнетение помещиком крестьян, налоги, штрафы, подати. Занятия помещика - карты, театр, пасьянсы, чтение газеты «Весть».

Фантастическое - летающие, роящиеся мужики, одичание помещика, его охота на зайца, дружба с медведем.
4. Чем похожи сказки «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?