Школьная газета. Рубрики
Школьную газету можно назвать «Красный Конь» Вспомните у Петрова-Водкина, поди, в Третьяковке есть картина «Купание красного коня» там то ли мальчик на коне, то ли … Да, мальчик на коне в реке. Сам загорелый, глаза голубые, лошадь красная. И у Валентина Серова про купание лошади есть полотно. Для меня, как и для многих поколений детей, дружба с лошадью была пределом мечтаний. Эта мечта не покинула меня и сейчас.
Я работала в свое время в средней школе, и мы выпускали большую стенгазету «Красный Конь» , которая 1 апреля выходила еще больше и называлась «Розовый Слон» . А к Новому году у нас было приложение (еще три ватмана клеили к «концу») типа «Железная мышь» или «Синий Поросенок» в зависимости от того, год какого животного наступал по Восточному календарю. Так вот, рубрик было несколько Передовая – чаще «датская» , какой праздник на носу, с тем и поздравляли, вдавались в историю вопроса. Вторая – известия из дирекции. Интервью с директором на животрепещущие темы: про столовку, юридические вопросы, допустим, процесса увольнения школьника, планы на каникулы – что организует школа, надо ли будет помогать при ремонте там чего-то и т. п. С такими или подобными вопросами можно было хоть к дворнику поприставать и ответы изложить. Такая рубрика помогала и директору сосредоточиться на воспитательном, учебном или здравоохранительном процессе, и дети знали, что им «грозит» . И народ лучше узнавал своих лидеров и даже уборщиц. Они-то как раз много могли поведать о красочных эпизодах жизни школы после уроков. Еще была рубрика как бы статистическая: какой класс из параллели учится лучше: этим старосты занимались Они вычисляли средние баллы по предметам, а потом якобы обсуждали вместе. Конечно, не всегда удавалось обсудить. Этим могли заняться и члены редколлегии, но стат. материал добывался именно у старост классов. Теперь можно вычислять и «среднеклассовый» IQ, то бишь коэффициент интеллекта.
Затем учитель, допустим, литературы делал выписку самого интересного места из какого-либо произведения по программе и анонимно (без названия книги или произведения) печатал в газете «Тайная комната» не секрет, что многие книги для чтения в школе интересны, но детям нет стимула их читать. А прочтя лакомый кусочек, некоторые увлекаются или просто захотят ответить на вопрос литератора типа «И как же выйдет герой из ситуации? Продолжите рассказ или посмотрите в такой-то книге и получите приз! » Ну, там пачку жвачки или шоколадку. Но всё равно приятно.
В разделе «Ты проверь! » Химик рассказывает, как в условиях кухни произвести безопасные опыты и как это выразить формулами на бумаге. Физик читает специальную книгу и предлагает дома проделать соответствующий опыт. Я знаю такую замечательную книгу, все эксперименты в которой абсолютно безопасны, не проводятся с открытым пламенем, электричество исключительно от батареек и вообще – красота! Это для всех предметов – биология и география включены, химия тоже) . Это раз в месяц.
П отом так: серия приветов. Один класс (дежурный по газете) посылает юмористические приветы своим друзьям, оппонентам, спортивным соперникам: это не так чтобы очень злые карикатурки В ТЕМУ. Еще стихи и проза самодельного изготовления. Потом призывы сделать фотовыставку или сползать на пленер такого-то числа с бутербродами на ближайшую свал… поляну поснимать природу. Или призыв местных музыкантов прийти на их концерт в рекреации возле женского (мужского) туалета на 3 этаже такого-то числа во столько-то. Дежурный репортер с каждым понемногу говорит, чтоб народ понял и заинтересовался процессом и лицами. И чтоб пришел.
Короче, по такому типу мы с командой делали стенку на 6-8 ватманов (с заглавным рисунком на 2 ватмана, именуемым «заставкой») студентами в университете и, учтя ошибки студенческой поры по пустой трате времени, в школе, где я проработала 3 года. Детям очень нравилось делать газету, потому что я сперва готовила им поле приложения усилий. Так, здесь Люська рисует это большое поло
Общаясь с ребятами школ республики, где хорошо налажена работа выпуска школьной газеты, мы узнали, что школьное печатное издание дает возможность лучше познать себя, научиться высказывать свои мысли. Кроме того, в процессе совместной деятельности по созданию школьной газеты между всеми участниками школьного процесса устанавливаются добрые и дружеские отношения.
«С чего начать? Как сделать, чтобы газета была актуальной, интересной и читаемой? » - такие вопросы задают все, кто приступает к новому делу.
Первое, что мы сделали, мы стали искать заинтересованных ребят, чтобы создать команду единомышленников . На совете лидеров школы было решено, что газета будет выходить один раз в четверть . Для кого будет издаваться газета? Конечно для нас: для мальчишек и девчонок, учителей и родителей, для всех, кому дорога наша школа и кто хочет, чтобы школьная жизнь вспоминалась как в песне «Школьные годы чудесные....»
Мы знаем, что для газеты важно название . Идей было много. Было предложено назвать газету «Наша школьная страна», так как назван информационный школьный стенд. Решили, что это единое целое, где отражаются события школьной жизни.
Перед ребятами - юнкорами была поставлена цель :
Информирование всех участников учебного процесса о школьной жизни и создание летописи для школьного музея, как о самых счастливых днях, прожитых вмест е.
А чтобы достичь поставленной цели, надо работать над задачами :
- привлекать к сотрудничеству ребят, учителей и родителей к освещению в газете школьной жизни;
- через газету открывать творческие личности учеников.
Планирование номера, сбор материала, обработка фотографий, работа над версткой и оформлением газеты, печать номеров в типографии - работы хватало всем в школьном активе старшеклассников. Большую помощь оказывали корреспонденты из разных классов, учителя и родители, которые выступали спонсорами выпуска школьной газеты.
Популярными в газете стали рубрики:
«Классные вести», «Красота спасет мир", «Внимание: КОНКУРС!» , «Как хорошо учиться в школе!» «Горжусь и помню!», «Гость номера», «Островок безопасности»
«По секрету всему свету!», «Здоровым быть здорово!», «Поздравляем!», «Мы спасибо говорим!»
Были сделаны два спецвыпуска , посвященные Дню Победы и выпускникам школы.
Тематика статей в газете отражает нашу школьную жизнь: учебу, важные события в школе, праздники, конкурсы, спортивные соревнования, экскурсии, поездки, встречи с интересными людьми.
Какую же пользу приносит школьная газета? С гордостью ответим:
«Благодаря газете, мы знакомимся с профессией журналиста, учимся находить в обыденной жизни необычные и незабываемые моменты. Газета сближает, объединяет школьников и взрослых в одно целое. Ребята открывают в своих одноклассниках таланты и радуются за успехи учеников и учителей нашей школы».
Сегодня влияние публицистики на человека велико. И это независимо от возраста читателя. Именно поэтому все чаще в школах начали выпускать свои газеты, где ученики информируются обо всех интересных событиях, которые происходили или же будут происходить в родных пенатах. Что такое школьная газета, какова ее главная цель и какая информация там должна отображаться - обо всем этом и хочется сейчас поговорить.
Главное о школьной газете
В самом начале нужно рассмотреть главные правила создания школьной газеты. Итак, о чем нужно знать и помнить?
- Школьная газета не должна быть большой. Однако и не состоять из двух листов. Объем ее должен быть таков, чтобы вмещалось достаточное количество полезной информации, однако не было много лишнего.
- Данное издание должно быть ярким и привлекательным на первый взгляд для учеников.
- Хорошо, если дети будут с нетерпением ждать очередной выпуск школьной газеты. Для этого ребят можно заинтересовать. Так, из выпуска в выпуск можно печать части захватывающего произведения.
- Газета должна быть напечатана на хорошей бумаге, краски должны быть также качественными. Ведь только такое издание будет приятно брать в руки.
- Важно продумать дизайн главной страницы газеты. Это издание должно быть узнаваемо.
Составляющие части
Из каких обязательных пунктов должна состоять школьная газета? Так, данное издание обязательно должно включать:
- Свежие новости. Обычно они печатаются на первой полосе. Тут можно информировать детей обо всем важном, что произошло за период, пока газета не выходила.
- Объявления. Также надо ребятам рассказывать о том, какие мероприятия будут проведены в ближайшее время. Как на уровне школы, так и на уровне населенного пункта.
- Новости образования. Обязательно также надо публиковать что-то интересное из области образования. Инновации, новые проекты, планы, которые непосредственно будут касаться учеников.
- Страничка творчества. Нужно также отвести небольшое место, где дети смогут публиковать свои «пробы пера». Это могут быть стихи, сочинения или же рассказы школьников.
- Веселые моменты. Ну и, конечно же, школьная газета должна поднимать настроение. Тут не обойтись без юмора. Так, это могут быть безобидные анекдоты, но также могут быть и карикатуры или картинки, которые должны чему-то полезному учить или же высмеивать негативные качества.
Несколько слов о публикациях
Также важно отметить, что статья в школьную газету должна подаваться людьми, которые умеют красиво и лаконично излагать текст. Так, это могут быть ученики этой же школы, которым удается без проблем писать различного рода информативные материалы. При этом стоит помнить, что любая заметка в школьную газету не должна быть слишком большой и объемной. Такое творчество читать мало кто будет. Детям важно как можно скорее получить всю полезную информацию. Поэтому все публикации должны быть максимально краткими, без лишних слов и так называемой «воды». Также стоит помнить о том, что многие материалы можно иллюстрировать фотографиями или же просто картинками. Это привлечет внимание большинства детей и заставит их прочитать написанный текст.
- Особое значение в газете имеют её рубрики. Газета без рубрик всё равно, что костюм без пуговиц, уроки без перемен.
- Рубрика – это часть так называемого заголовочного комплекса . Рубрика – надзаголовок, конкретизирующий тему материала,
- Рубрики позволяют читателю безошибочно находить в издании именно то, что его интересует.
- Рубрики позволяют сформировать основу содержательно-тематической модели издания, определить важнейшие тематические направления его публикаций.
- Рубрики облегчают разработку композиционной модели газеты, определение её структуры и построение каждого номера. Поэтому важная задача редколлегии – сформировать систему рубрик газеты.
- Существуют два вида рубрик:
- Важнейшие – тематические рубрики, определяющие тематику публикаций. Тематическая рубрика объединяет как однотемную подборку публикаций на газетной полосе, так и целую тематическую полосу.
Экономика
Политика
Культура
Образование
- Столь же активно в газете используют служебные рубрики. Они также помогают организации материалов номера, а читателям – в поиске интересующих их публикаций.
- Применяют несколько видов служебных рубрик.
- Жанровые рубрики (определяют жанр публикаций):
Факт и комментарий
Наше интервью
Репортаж
Обозрение
- Временные рубрики (обозначают время событий, о которых сообщают публикации):
- Региональная рубрика (ограничивает регион, о котором сообщает газета):
- Аудиторная рубрика (нацелена на определённую группу читателей):
Сегодня и вчера
Пульс недели
Вчера в нашем городе
Заграница
Для вас, книголюбы
Советы садоводам
- Служебные рубрики могут подсказывать источник информации, публикуемой в газете:
- Есть понятие- монопольные рубрики, которые встречаются только в данном издании.
- От системы рубрик зависит имидж издания, монопольные рубрики играют в его формировании огромную роль.
Информационные агентства сообщают
От наших собственных корреспондентов
Мнение эксперта
События, факты
Пробы пера
Репортаж
История нашего города
- В каждой газете должна быть разработана своя система рубрик, различающихся характером, продолжительностью своего существования, ориентацией на определённую аудиторию и т.д.
- Одни рубрики используются в издании постоянно и обычно совпадают с главными тематическими разделами газеты, другие имеют временный характер, эпизодический. Они помогают уточнить характер публикации.
- Рубрика чаще всего ставится над текстом, но иногда ее «привязывают» к заголовку или «топят» в тексте (т.е. помещают внутри текста).
- Роль рубрики может выполнять и заставка – это рисунок или фотография, отражающая тему материала. Например, шрифтовую рубрику «Спорт» чаще всего заменяют небольшим рисунком со спортивной символикой.
Главный вопрос
- Рубрика должна быть броской, информационной, желательно, не скучной, ещё желательнее, оригинальной.
- Про этом, в отличие от заголовка, она должна быть предельно краткой и универсальной – многоразового использования.
Школьная газета, конечно, должна иметь рубрики, состоящие из школьных «терминов».
Не «В часы досуга», а «Перемена» .
Не «Наши педагоги», а «Учительская» .
Не «В мире мудрых мыслей», а «Шпаргалка на всю жизнь».
над чем надо думать и думать.
Желаем вам в этом успехов!
Делимся опытом:
Все команды пришли со своими газетами. Пусть каждая назовёт свои рубрики.
Интересные находки можно записать, выделить школу, где наиболее удачная система рубрик.
Общая проблема: избитые рубрики, мало уделяем им внимания.
«Лента событий», «Звездопад»; «Это интересно»; «Фотоэтюд»; «Репортаж с места событий»; «Кадетское самоуправление информирует»; «Проба пера»; «Галерея», «Поздравляем!»; «Интервью номера»; «Связь поколений».