Великие зарубежные художники. Старинные картины Европейские художники 19 20 века

Следует с представителей западноевропейской живописи 19 века, мировым культурным центром в это время по-прежнему (еще начиная с 17 века) считалась Франция, а художественным стилем, открывающим эпоху, – романтизм. Как ни странно, на просторах интернета гораздо проще найти информацию о представителях романтизма в целом, чем о французских 19 века. К примеру, можно к информации, представленной на сайте smollbay.ru, где указаны художники-романтики не только Франции, но и других стран. Кстати, начать список представителей романтизма в живописи 19 века следует с одного из ее родоначальников – испанца Франсиско Гойи. Также сюда можно включить имена Жака Луи Давида, чье творчество занимает пограничное состояние между классицизмом и романтизмом, и «истинных романтиков» Теодора Жерико и Эжена Делакруа.

На смену романтизму приходит реалистическая живопись, также зародившаяся во Франции. Довольно емкая об этом направлении содержится в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», в сети интернет ее текст можно прочитать на сайте dic.academic.ru. К представителям реализма в изобразительном искусстве Франции, в первую очередь, следует отнести Оноре Домье, Гюстава Курбе и Жана Франсуа Милле.

Одна из самых ярких страниц в истории французской живописи – возникновение и развитие импрессионизма. Информацию о художниках-импрессионистах найти довольно легко, обратившись к сайтам hudojnik-impressionist.ru, impressionism.ru, а также к многочисленным печатным изданиям по данной тематике, например, «Импрессионизм. Иллюстрированная энциклопедия» Ивана Мосина, «Импрессионизм. Очарованное мгновение» Натальи Синельниковой, «История мировой живописи. Импрессионизм» Натальи Скоробогатько. Ведущими мастерами здесь являются Эдуард Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Эдгар Дега.

Не менее распространенной является информация о представителях неоимпрессионизма и постимпрессионизма. Найти ее можно на уже упоминавшемся сайте smollbay.ru или в книге Елены Зориной «История мировой живописи. Развитие импрессионизма». Прежде всего, список должен пополниться именами Жоржа Сера, Поля Синьяка, Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри де Тулуз-Лотрека.
Все большую популярность приобретает такое направление в английской живописи второй половины 19 века, как прерафаэлизм. С именами его представителей можно ознакомиться на сайтах dic.academic.ru, restorewiki.ru или в книгах «Прерафаэлизм» Ивана Мосина, «История мировой живописи. Викторианская живопись и прерафаэлиты» Натальи Майоровой и Геннадия Скокова. Ведущими мастерами этого направления являются Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Миллес, Уильям Холмен Хант, Уильям Моррис, Эдуард Берн-Джонс.

Мастера русской живописи 19 века

Список русских художников 19 века составить значительно проще, обратившись за информацией к таким сайтам, как www.art-portrets.ru, art19.info или одной из многочисленных энциклопедий русской живописи. Здесь следует выделить представителей романтизма (Орест Кипренский, Василий Тропинин, Карл Брюллов), художников, чье творчество представляет собой переход от романтизма к реализму (Александр Иванов, Павел Федотов) и наконец – знаменитых передвижников (Илья Репин, Иван Крамской, Василий Перов, Василий Суриков, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Исаак Левитан, Виктор Васнецов и многие другие).

Составить список художников 19 века – не такая уж трудная задача, нужно лишь приложить немного усилий для поиска и систематизации информации.

В первой половине XIX в. живопись первенствовала в искусстве Западной Европы. Представителем неоклассицизма был Жак Луи Давид (1748-1825). Известность ему принесла картина «Клятва Горациев» (1784), выполненная по государственному зака­зу. После революции Давид был избран депутатом Конвента, а затем занимался революционной политикой в области искусства. Кисти Давида принадлежит самая знаменитая картина революционной эпохи - «Смерть Марата» (1793). Жан Поль Марат был одним из руководителей якобинского переворота. Он был убит Шарлоттой Корде. На картине Давид изобразил убитого Марата. Давид был так впечатлен трагической гибелью Марата, что закончил картину за три месяца и она была вывешена сначала в Лувре, где мимо нее прошли тысячи людей, а затем в зале заседаний Конвента.

В эпоху правления Наполеона Давид выполняет заказы двора. Наполеон выбрал Давида как первого живописца, замечательно угадав пропагандистскую составляющую его таланта. Портреты Наполеона кисти Давида прославляли императора как нового на­ционального героя («Переход Бонапарта через перевал Сен-Бер-нар», «Портрет Наполеона»). Совершенством отличается замеча­тельный портрет Мадам Рекамье, свидетельствующий о привержен­ности автора к классицизму.

Учеником Давида был Антуан Гро (1771-1835). На картине «Наполеон на Аркольском мосту» художник запечатлел один из самых героических моментов жизни будущего императора. Молодой генерал Бонапарт лично возглавил атаку, подхватив упавшее знамя, и битва была выиграна. Гро создал целую серию картин об импе­раторе, прославляющих его бесстрашие, благородство и милосердие (например «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе»).

Приверженцем классических идеалов был и Жан Опост Доминик Энгр (1780-1867). Как художник он много работал для частных лиц, но выполнял и государственные заказы. Энгр учился у Давида и всю жизнь оставался поборником классицизма. В своих произведениях Энгр достиг высокого мастерства и художественной убедитель­ности, воплотил глубоко индивидуальное представление о красоте.

Художник Теодор Жерико (1791-1824) был мастером, с именем которого связаны первые блестящие успехи романтизма во Фран­ции. Уже в ранних его полотнах (портретах военных, изображении лошадей) античные идеалы отступили, сложился глубоко индиви­дуальный стиль. Картина Жерико «Плот Медузы» стала символом современной художнику Франции. Люди, спасающиеся от кораб­лекрушения испытывают и надежду, и отчаяние. Картина не просто повествует о последнем усилии людей, терпящих бедствие, но становится символом Франции тех лет, также переходившей от отчаяния к надежде.

Главой французского романтизма в живописи стал Эжен Делак­руа (1798-1863 гг.). Художник создал целый ряд образов: сцена из дантовского ада, герои произведений Байрона, Шекспира и Гете, борьба греков против турецкого владычества, волновавшая тогда всю Европу. В 1830 г. основным политическим событием стала Июльская революция, закончившаяся поражением и восстановле­нием во Франции монархии. Делакруа в 1830 г. пишет картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)». Женщина, поднявшая трехцветное знамя Французской республики, олицетворяет свободу. Свобода возглавляет повстанцев, поднимающихся на баррикаду. Эпизод уличных боев становится эпической картиной, а образ Свободы на баррикадах - олицетворением борьбы. Для многих поколений французов картина Делакруа стала памятником мужест­ву народа, символом республики.

В Германии представителем романтизма стал Каспар Давид Фридрих (1774-1840). Его картины природы впервые представили романтическое направление немецкой публике. Основной в его творчестве становится тема трагической затерянности человека в мире. Частым мотивом его пейзажей были горные вершины, необъ­ятность морских далей, причудливые деревья. Постоянный персо­наж его произведений - это романтический образ скитальца, мечтательного созерцателя природы. По-настоящему творчество Каспара Давида Фридриха было оценено лишь в XX в.

В Европе в XIX в. художественная жизнь во многом определяется появлением групп художников, чьи взгляды на искусство были весьма близки. В Германии в конфликт с неоклассицистами всту­пили назарейцы, подражавшие немецким и итальянским живопис­цам XVIII в. и обратившиеся к религиозному искусству и христианскому благочестию. Центральной темой живописи бидер-мейера (особого стиля в искусстве Германии и Австрии) стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей. Интерес бидермейера не к прошлому, а к настоящему, не к великому, а к малому способствовал формирова­нию реалистической тенденции в живописи.

Во второй половине XIX в. ведущим принципом в искусстве становится реализм. Французский художник Камиль Коро (1796- 1875) выбрал жанр пейзажа, не признанного в академических кругах. Коро особенно привлекали переходные состояния природы, давав­шие возможность растворять фигуры и деревья в воздушной дымке.

Группа художников, поселившаяся в деревушке Барбизон, уве­ковечила это название в истории живописи. Живописцы барбизон-ской школы искали простые сюжеты, часто обращались к пейзажу и разработали особую живописную манеру, свободную и лиричную. Они просто писали природу, но делали это, передавая тонкие цветовые переходы, изображая игру света и воздуха. В барбизонской живописи искусствоведы видят один из источников будущего им­прессионизма, ведь барбизонцы пытались передавать живые впе­чатления от природы.

К натурализму можно отнести и живопись Жана Франсуа Милле (1814-1875) и Гюстава Курбе (1819-1877). На творчество Милле оказали влияние барбизонцы (не случайно в конце жизни он так увлекся пейзажами). Главными темами его творчества стали кресть­янская жизнь и природа. На картинах художника перед нами предстают персонажи, ранее считавшиеся малодостойными кисти живописцев: уставшие, утомленные тяжелым трудом крестьяне, нищие и смиренные. Милле совершенно по-новому разрабатывает социальную тему, нашедшую свое продолжение и у Гюстава Курбе. Свое понимание роли искусства Курбе выразил в следующих словах:

«Быть в состоянии выразить нравы, облик эпохи в соответствии с собственной оценкой, быть не только художником, но и человеком, одним словом, творить живое искусство - такова моя задача». Позиция Курбе как борца за новое искусство сделала его участником событий Парижской коммуны.

Натурализм как живописный стиль нашел свое отражение в творчестве живописцев Германии, таких как Адольф фон Менцель (1815-1905) и Вильгельм Лейбль (1844-1900). Художников интере­совали образы повседневности, в их творчестве впервые прозвучала индустриальная тема и тема труда крестьян, их быта.

В первой половине XIX в. в искусстве Англии нашли отражение тенденции как неоклассицизма, так и романтизма.

Уильям Блеик (1757-1827) был не только художником, но и поэтом. Он работал в технике темперы и акварели, писал сюжеты из Библии, из литературных произведений, например, Шекспира, создал иллюстрации к Данте. В истории английского искусства творчество Блейка стоит особняком. Умер художник в нищете, признание пришло к нему лишь в XX в.

Английские художники пейзажисты открыли новую страницу в истории живописи. Джон Констебл (1776-1837) писал маслом этюды, изображая при этом знакомые ему с детства места. В своем стремлении передать свежесть натурных впечатлений он отказался от тщательно выписанных деталей. Работы Констебла пользовались известностью во Франции, оказав влияние на развитие французской хивописи; увлечение им пережил Теодор Жерико.

Пейзажи Уильяма Тернера (1775-1851) были романтически приподнятыми. Художник любил изображать бури на море, ливни и грозы. Он работал как акварелью, так и маслом.

Господствующее положение в живописи Англии сохраняла ака­демическая школа. У публики пользовались популярностью работы членов Королевской академии искусств, выполненные в традици­онной манере. Однако в Англии было создано объединение худож­ников, получившее название «Братства прерафаэлитов». Их привлекала религиозная духовность мастеров Проторенессанса (ху­дожников, работавших до Рафаэля). В своем творчестве прерафаэ­литы выражали романтическую ориентацию на иные эпохи (отсюда их увлечение Средневековьем). Творчество прерафаэлитов поддер­жал Джон Рёскин (1819-1900), писатель и критик искусства, став­ший автором книги «Современные живописцы». Прерафаэлиты обращались к новозаветным сюжетам, много писали с натуры, изменили и традиционную технику живописи: их полотна отлича­лись яркими и свежими тонами.

Среди живописцев второй половины XIX в. выделялся своим ярким талантом Эдуард Мане (1832-1883). Историческая тема была ему знакома, но не увлекала художника, он стал изображать мно­голикую парижскую жизнь. Официальная критика не принимала художника, его новаторская живопись осуждалась, вызывала про­тест. Именно так и произошло с самыми знаменитыми картинами Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Публике казалось вызовом изображение обнаженного женского тела, а самое главное, манера автора, пытавшегося передать богатство солнечного освещения. Постоянным мотивом творчества Мане становится Париж: город­ская толпа, кафе и театры, улицы столицы. Творчество Мане предваряло новое направление в живописи - импрессионизм, но сам художник не примкнул к этому движению, хотя несколько изменил под воздействием импрессионистов свою творческую манеру. В конце жизни Мане к нему пришло широкое признание, он был награжден орденом Почетного легиона.

Мастерская Эдуарда Мане, ставшая на время центром художе­ственной жизни, объединила целую группу художников, находив­шихся под впечатлением живописных открытий ее хозяина. Жюри Салона отвергало их картины подобно картинам Мане. Они выставлялись частным образом в так называемом «Салоне отверженных» (то есть живописцев, которым было отказано в выставке жюри официального Салона). На выставке, устроенной в помещении фотоателье в 1874 г., была представлена, в частности, картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». Отталкиваясь от этого назва­ния один из критиков обозвал участников импрессионистами (впе­чатление по-французски «impression»). Так из ироничного прозвища родилось название художественного направления последней трети XIX века. Такие художники как Клод Моне (1840-1926), Камиль Писсаро (1830-1903), Пьер Опост Ренуар (1841-1919), Альфред Смелей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) традиционно относят­ся к импрессионистам.

Как и барбизонцы импрессионисты писали природу, кроме того, они стали первыми изображать динамичную городскую жизнь. Барбизонцы писали свои картины в мастерской, импрессионисты же вышли на открытый воздух, «на пленэр». Они заметили, что один и тот же пейзаж меняется при разном освещении в солнечную и пасмурную погоду, при восходе и закате солнца. Они попытались сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Свои картины они писали быстро, отказывались от смешанных цветов и использовали чистые яркие краски, нанося их отдельными мазками.

Так родилось новое художественное направление. На его воз­никновение оказали влияние не только достижения предшествовав­ших европейских художников, но и изобретение фотографии (отпала необходимость в примитивном подражании жизни), зна­комство с восточным искусством (японская ксилография со своей серийностью, необычной перспективой, гармоничным колоритом стала источником новых художественных приемов).

Импрессионизм был не просто очередным направлением в живописи, он нашел свое развитие в скульптуре, музыке и литера­туре. Импрессионизм стал переворотом в восприятии мира: была обнаружена и открыто продемонстрирована субъективность восп­риятия человека. В конце XIX в. и в XX в. именно направления искусства, представляющие разнообразные, часто неожиданные варианты восприятия художником мира будут составлять подлинно современное искусство. Импрессионисты открывают относитель­ность человеческого восприятия, его субъективность. Чуть позже, на рубеже веков та же «относительность» будет открыта и теорети­ческой физикой. Уникальнейшим образом искусство обнаруживает свою способность предугадывать и выражать веяния времени и изменения сознания общества.

За 12 лет импрессионисты организовали восемь выставок. Сель­ский и городской пейзаж, портрет, бытовые сцены - во всех живописных жанрах они совершили подлинные художественные от­крытия. Произведения импрессионистов составили новаторское художественное направление, художники впитывали лучшие дости­жения друг друга.

Открытия импрессионистов были основой для следующих по­колений художников. Представителями неоимпрессионизма стали Жорж Сера (1859-1891) и Поль Синьяк (1863-1935). Неоимпрес­сионисты изменили живописную манеру, в их искусстве была более выражена интеллектуальность.

В конце XIX столетия четыре французских художника: Поль Сезанн (1839-1906), Винсент Ван Гог (1853-1890), Поль Гоген (1848-1903) и Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901), формально не объединяясь в группу, составили однако новое направление - постимпрессионизм (от лат. «post» - «после»). Постимпрессионисты близки к импрессионистам. Разочаровавшись в современном им обществе художники обратились к изображению природы, но стре­мились уже не запечатлеть мгновенные состояния, как это делали импрессионисты, а познать истинную сущность вещей, скрытую под их внешностью. В натюрмортах и портретах Сезанн искал устойчивые геометрические формы. Полотна Ван Гога своей экп-рессивностью, необычностью цветового решения передают эмоци­ональное состояние художника. Гоген изображал идеализирован­ную его воображением жизнь туземцев Таити, жизнь, не тронутую цивилизацией, передавая экзотическую природу в фантастических цветосочетаниях. В афишах и литографиях Тулуз-Лотрека перед нами предстает жизнь парижской богемы. Творчество постимпрес­сионистов послужило отправной точкой для поисков искусства XX в. Фовизм, кубизм, экспрессионизм берут свое начало в твор­честве импрессионистов.

В живописи и графике символизм и модернизм проявились в творчестве целой группы европейских художников.

Обри Бердсли (1872-1898) прожил всего лишь двадцать пять лет, но его творчество оказало огромное влияние на формирование стиля модерн. Он известен в первую очередь как иллюстратор книг. Его графика стильна и изысканна, обладает уточнение гибкими причудливыми движениями. Главным источником вдохновения для художника была литература. Творчество Бердсли воплощала многие идеи и принципы модерна. В целом для модерна характерны импровизация на темы различных эпох и стилей, причудливое сочетание порока и духовности.

Французский художник Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898) был способен превратить простой, непритязательный сюжет в символи­ческую композицию. Он вдохновлялся античными образами, используя их в панно. Его произведения представляли собой стили­зацию под античность, интерпретацию античности человеком конца XIX в.

С символизмом был связан французский живописец Гюстав Моро (1826-1898). Он стремился поразить зрителя и фантастично­стью сюжетов, и яркой красотой красок, и выразительной цветовой гаммой, и сильными эмоциями.

Направления в живописи 19 века достаточно тесно перекликаются с направлениями века предшествующего. В начале столетия ведущим направлением во многих странах был . Зародившийся в 18 веке, этот стиль продолжал развиваться, при том в разных странах его развитие имело индивидуальные особенности.

Классицизм

Художники, работавшие в этом направлении, вновь обращаются к образам античности. Однако через классические сюжеты они пытаются выразить революционные настроения - стремление к свободе, патриотизм, гармонию между человеком и общество. Ярким представителем революционного классицизма был художник Луи Давид. Правда, со временем классицизм перерос в консервативное направление, которое поддерживалось государством, а значит, стало безликим, прилизанным цензурой.

Особенно яркий расцвет живописи в 19 веке наблюдался в России. В это время здесь образовалось множество новых стилей и направлений. Аналогом классицизма в России являлся академизм. Этот стиль обладал чертами классического европейского стиля - обращение к образам античности, возвышенная тематика, идеализация образов.

Романтизм

В начале 30-х годов 19 века в противовес классицизму появился романтизм. В обществе того времени происходило множество переломных моментов. Художники стремились абстрагироваться от неприглядной реальности, создавая свой, идеальный мир. Тем не менее, романтизм считается прогрессивным течением своего времени, потому что стремлением художников романтиков было донесение идей гуманизма и духовности.

Это емкое направление, отразившееся в искусстве многих стран. Смысл его - возвеличивание революционной борьбы, создание новых канонов красоты, написание картин не только кистью, но и сердцем. Эмоциональность здесь ставится во главу угла. Для романтизма характерно введение во вполне реальный сюжет аллегорических образов, искусная игра светотени. Представителями этого направления были Франциско Гойя, Эжен Делакруа, Руссо. В России к романтизму относят работы Карла Брюллова.

Реализм

Задачей этого направления стало изображение жизни такой, как он есть. Художники реалисты обращались к образам простого народа, основные черты их произведений - критичность и максимум правдивости. Они изображали в деталях лохмотья и дыры одежды простых людей, искаженные страданием лица простого народа и толстые телеса буржуа.

Интересным явлением 19 века стала Барбизонская школа художников. Этот термин объединял нескольких французских мастеров , которые выработали свой собственный, непохожий стиль. Если в направлениях классицизма и романтизма природа разными способами идеализировались, то барбизонцы стремились изображать пейзажи с натуры. На их картинах - образы родной природы, и простые люди на этом фоне. Самые известные художники Барбизонцы - это Теодор Руссо, Жюль Депре, Вержиль ля Пенья, Жан-Франсуа Милле, Шарль Добиньи.


Жан-Франсуа Милле

Творчество барбизонцев повлияло на дальнейшее развитие живописи 19 века. Во-первых, у художников этого направления появились последователи в ряде стран, в том числе и в России. Во-вторых, барбизонцы дали толчок для возникновения импрессионизма. Они первыми стали писать картины на пленере. В дальнейшем традиции изображения реальных пейзажей подхватили импрессионисты.

Стала завершающим этапом в живописи 19 века, и пришлась на последнюю треть столетия. Художники импрессионисты подошли к изображению реальности еще более революционно. Они стремились передать не саму природу, и не образы в деталях, а то впечатление, которое производит то или иное явление.

Импрессионизм был прорывом в истории живописи. Этот период подарил миру множество новых техник и уникальные произведения искусства.

Классицизм , художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре 17 века.

Классицизм 18 – начала 19 веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Габриель Жак Анж и Суфло Жак Жермен), поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве Леду Клода Никола предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – ампира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике (Пигаль Жан Батист и Гудон Жан Антуан), декоративных пейзажах (Робер Юбер). Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Жака Луи Давида. В 19 столетии живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров, таких, как Жан Огюст Доминик Энгр, вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма 18 – начала 19 века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс, скульпторы: итальянец Канова Антонио и датчанин Торвальдсен Бертель). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек Карла Фридриха Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты Августа и Вильгельма Тишбейнов, скульптура Иоганна Готтфрида Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Роберта Адама, палладианские по духу парковые усадьбы Уильяма Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, скандинавских странах, США; выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760–1840-х годов.

К конце первой трети 19 столетия ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца 19 – начала 20 веков.

Жан Огю́ст Домини́к Энгр , (1780-1867) - французский художник, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века.
В творчестве Энгра – поиск чистой гармонии.
Учился в тулузской академии изящных искусств. По окончании академии переезжает в Париж, где в 1797 становится учеником Жака-Луи Давида. В 1806-1820 учится и работает в Риме, затем переезжает во Флоренцию, где проводит ещё четыре года. В 1824 возвращается в Париж и открывает школу живописи. В 1835 вновь возвращается в Рим в должности директора Французской академии. С 1841 года до конца жизни живёт в Париже.

Академи́зм (фр. academisme) - направление в европейской живописи XVII-XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм.
Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения.

Энгр. Портреты семьи Ривьер. 1804-05

Романтизм

Романтизм - явление, порожденное буржуазным строем. Как мировоззрение и стиль художественного творчества он отражает его противоречия: разрыв между должным и сущим, идеалом и действительностью. Осознание нереализуемости гуманистических идеалов и ценностей Просвещения породило две альтернативные мировоззренческие позиции. Суть первой - презреть низменную действительность и замкнуться в скорлупе чистых идеалов. Суть второй - признать эмпирическую реальность, отбросить все рассуждения об идеальном. Исходным пунктом романтического мировоззрения является открытое неприятие действительности, признание непреодолимой пропасти между идеалами и реальным бытием, неразумности мира вещей.

Для него характерны негативное отношение к действительности, пессимизм, трактовка исторических сил как находящихся вне реальной повседневной действительности, мистификация и мифологизация. Все это побуждало к поискам разрешения противоречий не в реальном мире, а в мире фантазий.

Романтическое миропонимание охватило все сферы духовной жизни - науку, философию, искусство, религию. Оно выразилось в двух вариантах:

Первый - в нем мир представал бесконечной, безликой, космической субъективностью. Творческая энергия духа выступает здесь началом, созидающим мировую гармонию. Для этого варианта романтического миропонимания характерен пантеистический образ мира, оптимизм, возвышенные чувства.

Второй - в нем человеческая субъективность рассматривается индивидуально-личностно, понимается как внутренний самоуглубленный мир человека, находящегося в конфликте с внешним миром. Такому мироощущению свойственен пессимизм, лирически-грустное отношение к миру.

Исходным принципом романтизма было «двоемирие»: сопоставление и противопоставление реального и воображаемого миров. Способом выражения этого двоемирия был символизм.

Романтический символизм представлял органическое соединение мира иллюзорного и реального, что проявилось в появлении метафоры, гиперболы, поэтических сравнений. Романтизму, несмотря на тесную связь с религией, были присущи юмор, ирония, мечтательность. Образцом и нормой для всех областей искусства романтизм объявил музыку, в которой, по мнению романтиков, звучала сама стихия жизни, стихия свободы и торжества чувств.

Возникновение романтизма было обусловлено рядом факторов. Во-первых, социально-политическими: Французская революция 1769- 1793 гг., наполеоновские войны, война за независимость Латинской Америки. Во-вторых, экономическими: промышленный переворот, развитие капитализма. В-третьих, он формировался под влиянием классической немецкой философии. В-четвертых, сложился на основе и в рамках существующих литературных стилей: просвещения, сентиментализма.

Расцвет романтизма приходится на период 1795- 1830 гг. - период европейских революций и национально-освободительных движений, и особенно ярко романтизм проявился в культуре Германии, Англии, России, Италии, Франции, Испании.

Романтическая тенденция оказала большое влияние в гуманитарной области, а позитивистская - в естественно-научной, технической и практической.

Жан Луи Андре Теодор Жерико (1791-1824).
Ученик в течение недолгого времени К. Верне (1808-1810), а потом П. Герена (1810-1811), которого огорчали его приемы передачи природы не в соответствии с принципами школы Жака-Луи Давида и пристрастие к Рубенсу, но впоследствии признавший рациональность стремлений Жерико.
Служа в королевских мушкетерах, Жерико писал преимущественно батальные сцены, однако после путешествия в Италию в 1817-19 гг. он исполнил большую и сложную картину «Плот „Медузы“» (находится в Лувре, в Париже), ставшую полным отрицанием давидовского направления и красноречивой проповедью реализма. Новизна сюжета, глубокий драматизм композиции и жизненная правда этого мастерски написанного произведения не были сразу оценены по достоинству, но вскоре оно получило признание даже со стороны приверженцев академического стиля и принесло художнику славу талантливого и смелого новатора.

Трагическая напряженность и драматизм.В 1818 году Жерико работал над картиной «Плот Медузы», положившей начало французскому романтизму. Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».
В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившиеся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших потрясли современное общественное мнение, а само крушение обернулось скандалом во французском правительстве из-за некомпетентности капитана судна и недостаточности попыток спасения потерпевших.

Образное решение
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Жерико сумел создать яркий образ, соединив в одной картине мёртвых и живых, надежду и отчаяние. Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.
В 1818 году, когда Жерико работал над картиной «Плот „Медузы“», положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший, и не мог остановиться до самого дома».

Реакция публики
Когда Жерико выставил «Плот „Медузы“» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
Картина была приобретена в 1824 году и в настоящее время находится в 77-м зале на 1-м этаже галереи Денон в Лувре.

Эже́н Делакруа́ (1798 - 1863) - французский живописец и график, глава романтического направления в европейской живописи.
Но настоящими университетами для Делакруа стали Лувр и общение с молодым живописцем Теодором Жерико. В Лувре он очаровался работами старых мастеров. В то время там можно было увидеть немало полотен, захваченных во время Наполеоновских войн и ещё не возвращенных их владельцам. Больше всего начинающего художника привлекали великие колористы - Рубенс, Веронезе и Тициан. Но самое большое влияние оказал на Делакруа Теодор Жерико.

В июле 1830 Париж восстал против монархии Бурбонов. Делакруа симпатизировал восставшим, и это нашло отражение в его «Свободе, ведущей народ» (у нас это произведение известно также под названием «Свобода на баррикадах»). Выставленное в Салоне 1831года, полотно вызвало бурное одобрение публики. Новое правительство купило картину, но при этом немедленно распорядилось снять ее, слишком уж опасным казался ее пафос.

Олег, у вас есть своя точка зрения и вы хотите навязать её мне. Поймите, что у меня есть восстановленная История захваченной советской армией, России. И она и не должна сходиться с версией советских оккупантов. Если ваш знакомый пролетел, как фанера над Парижем, накупив туфты, то это его проблемы. Надо было заниматься изучением реальной Истории, а не тем, чем он занимался всю жизнь, если не смог отличить фальсификат от реальных культурно –художественных ценностей.

Если вложился не в то, что надо и пролетел с бизнесом, это его проблемы. И с каких это пор диплом о высшем платном образовании стал сертификатом к человеку? Ум дается при рождении, всё остальное, научаемость.

Читайте статью, там сказано о том, что советские крестьяне, которые разнесли в хлам захваченную ими Россию и сейчас живут хуже всех в Европе, имеют наглость поливать грязью всю Европу, рассказывая свои хамские выдумки о немытой Европе. И тем более, рассуждая о Королях и Высшем Свете, которых наши крестьяне вообще в глаза не видели. Их и сейчас-то на порог не пустят не то, что во дворцы, а в обычную европейскую квартиру.

А они смеют рассуждать о том, как жили Короли и Высший Свет в Европе в средних веках? Они что там, были? Их туда на порог пустили. Или они туда на машине времени слетали?

Вот и я показала картины западно-европейских художников второй половины 19 века, каких в Европе огромное количество. Это то, что уцелело. И, кстати, находится в России.

И где картины, нарисованные славянами, крестьянами советскими, за этот же период: вторая половина 19 века? А до захвата славянами России в 1853-1871 гг. и современная нам Россия, и современная нам Европа, были одним и тем же централизованным государством Армия Карусов, с одним населением, с одними законами и с одной и той же системой бесплатного образования.

А теперь, ответьте мне на вопрос: почему после одной и той же Войны со славянами, которая шла по всей Европе в 1853-1871 гг. в Европе, куда славян не пустили с их красными ордами, жили и живут намного лучше, чем в захваченной славянами, России?

Куда делась вся европейская культура из захваченной славянами, России? Куда делись те же самые европейские художники, которые до войны 1853-1871 гг. жили по всей России, как коренное население России.

Вы на эти вопросы отвечайте, не надо мне этих современных сочинителей, которые на основании переписанных сказок еврея Пушкина (англичанина Кларка Кеннеди) сочиняют свои версии о том, какой была захваченная славянами, Россия до Войны со славянами 1853-1871 гг.
Я нашла доказательства того, что до Войны со славянами в 1853-1871 гг. , славяне: красные (прусские) евреи-солдаты советские Эльстона –Сумарокова в современной нам России – НЕ ЖИЛИ. Они напали на Россию в 1853-м году. А после Войны осели на территориях захваченной ими России.
Так что, все разговоры славян о том, что русские и жили в захваченной ими России до 1853 года, отменяются.

Славяне – прусские евреи-солдаты Эльстона-Сумарокова, и до 1853 года славяне не жили по всей Европе, а не только в одной захваченной ими России.
У славян нет места дислокации красной армии Эльстона-Сумарокова на момент 1852 года.

Первыми землями Пруссии у славян: прусских евреев-солдат Эльстона, были захваченные ими Петербург и Москва. В 1861 году сначала переименовали Петербург и Москву - в Пруссию, в 1871 году – в Германию, а в 1896 году – в Россию. Потом был СССР, и все славяне были советскими, а теперь опять в Россию и все советские славяне стали русскими славянами евреями-христианами Эльстона-Сумарокова?

Не слишком ли много имен для простого-то крестьянина советского с немецкими штыками из 1853-1921 гг.?