А алябьев произведения. Александр александрович алябьев

Биография.

Судьба Александра Александровича Алябьева (1787- 1851) сложилась драматично, хотя первая половина его жизни не предвещала тяжких испытаний. Он родился в Тобольске; его отец занимал пост губернатора, считался человеком просвещенным и либеральным, был большим любителем музыки.

Ребенок получил серьезное домашнее воспитание, в которое обязательной частью входила игра на фортепиано. С переездом семьи в Москву Александр начал серьезно заниматься музыкой, и вскоре появляются его первые сочинения - романсы и фортепианные пьесы. В первые дни Отечественной войны 1812 года, Алябьев добровольцем вступает в армию. Он сражался вместе с легендарным поэтом-партизаном Денисом Давыдовым, был ранен, прошел со своим гусарским полком весь боевой путь до Парижа; за храбрость и боевые заслуги Алябьев был награжден орденами и медалью.

По окончании войны он, продолжая военную службу, живет в Петербурге, а выйдя в отставку, поселяется в Москве, где сближается с артистическим миром, общается с Грибоедовым, Крыловым, Бестужевым-Марлинским, Одоевским, Верстовским, братьями Виельгорскими. Как пианист и певец участвует в любительских концертах, сочиняет театральную музыку (оперы, водевили), камерные инструментальные произведения, романсы, которые пользуются большим успехом у слушателей. Но эта яркая творческая жизнь была прервана роковым случаем. В 1825 году в доме Алябьева во время карточной игры произошла крупная ссора, после которой один из ее участников скоропостижно скончался.
Алябьева арестовали по подозрению в убийстве и после длительного судебного разбирательства, несмотря на недоказанность преступления, приговорили к лишению всех прав, дворянского звания и к ссылке в Сибирь. Начались многолетние скитания Алябьева. Ссылка длилась более 15 лет; он жил в Тобольске, на Кавказе, в Оренбурге, Коломне.

В ссылке он занялся сочинением военной и церковной музыки, оставшейся неизданною, как и прочие сочинения Алябьева, кроме романсов. Церковные сочинения Алябьева в церковно-певческую практику не вошли. Рукописи их хранятся в библиотеке московской консерватории. Но, несмотря на тяжелые испытания и одиночество, композитор продолжает активную творческую деятельность. Еще находясь в тюрьме, он сочиняет романсы (в том числе знаменитого «Соловья»), а также инструментальные пьесы, музыку к водевилям и балет «Волшебный барабан». В тобольской ссылке организует военный духовой оркестр и хор, дирижирует их выступлениями, пишет оркестровую музыку и романсы; такие из них, как «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», связаны с темой изгнания и стали лирической исповедью композитора.
Во время поездки на Кавказ, разрешенной для лечения, Алябьев был пленен его природой, обычаями, музыкой. Он записывал грузинские, армянские, кабардинские, зербайджанские народные мелодии, ритмы и интонации которых затем нашли свое отражение в произведениях разных жанров. Только в 1843 году Алябьев с большим трудом получает разрешение жить в Москве, но под надзором полиции и «без права показываться на публике». Он ведет уединенный образ жизни, отдавая все время сочинению.
Жизненные испытания не сломили композитора.

Заслуги Алябьева.

Значение Алябьева в истории русской музыки основывается, главным образом, на его романсах. В романсах Алябьев обнаружил несомненный мелодический дар. Первое издание романсов Александра Алябьева выпущено в Москве у Ю. Грессера в 1859 г. в двух частях: в первой 58, во второй - 12 романсов. Второе издание П. Юргенсона (1898-1899 гг., Москва) заключает в четырех томах 111 романсов и оперу "Кавказский пленник". В изданный в Германии сборник русских романсов и песен под заглавием: "Sammlung Russischer Romanzen und Volkslieder" (изд. Шуберта, Гамбург) вошли романсы Алябьева: "Соловей", "Песнь бедняка", "Луч надежды" и "Вечерком румяну зорю". Романс «Соловей» (1826 г.) на слова А.А.Дельвига, - возможно, самое известное произведение Алябьева. Среди лучших произведений Алябьева можно назвать романсы:"Зимняя дорога", «Два ворона», «Вечерний звон».

Творчество Алябьева.

Творчество Алябьева разнообразно, оно включает в себя различные жанры - оперы, балет, водевили, произведения для оркестра, фортепианные пьесы, камерные ансамбли (трио, квартеты), хоровые сочинения. Но важнейшее место среди его сочинений занимают многочисленные романсы.
Одним из самых популярных является созданный в 1825 году на стихи Антона Дельвига «Соловей». Романс принадлежит к жанру «русской песни» и написан в куплетной форме с неторопливым запевом и быстрым припевом. Нежная проникновенная мелодия тесно связана с интонациями русских лирических песен, ей свойственна ладовая переменность, идущая из народной музыки (ре минор - фа мажор, до мажор - ля минор). Ее плавные закругленные четырехтактные фразы поддерживаются скромным «гитарным» аккомпанементом.
В то же время яркие и стремительные фортепианные заключения куплетов ярко контрастируют с пластичной вокальной кантиленой. Впоследствии выдающиеся исполнительницы романса - Аделина Патти, Генриетта Зонтаг, Полина Виардо, а также многие русские певицы - насыщали вокальную партию виртуозными пассажами и каденциями. Популярности произведения содействовали его фортепианные обработки - вариации Глинки и транскрипции Листа, а также скрипичная фантазия Анри Вьетана.

Судьба «Соловья»

«Отчего же «Соловей» Алябьева до сей поры нравится образованным любителям музыки? Потому что в нем есть внутреннее достоинство. Прекрасная идея, выраженная в привлекательной форме, - не стареется
и не выходит из моды.»

Д.Ю. Струйский

Среди первых исполнителей «Соловья» – ученик М.И. Глинки - Н.К. Иванов, цыганка Татьяна Демьянова, чаровавшая А.С. Пушкина, московская певица П.А. Бартенева, немецкая оперная артистка Г. Зонтаг, впервые познакомившая с русским романсом зарубежную публику, подруга И.С. Тургенева - французская певица П. Виардо. Позднее, в середине ХIХ в. он часто исполнялся как в России, так и за рубежом многими певицами, начиная с всемирно известных примадонн оперных групп и кончая участницами самодеятельности. Следует отметить, что в первозданном виде романс исполняется очень редко. Обычно поют только первые четыре строки (в стихотворении Дельвига их 28), а из мелодии делают тему с вариациями, украшая ее имитацией соловьиного пения, чего в оригинале нет.


Триумфальный успех «Соловья» породил огромное количество переложений для самых разных инструментов (скрипки, виолончели, гитары, арфы), ансамблей и оркестров. Глинка и сам Алябьев сделали переложения для голоса и хора с оркестром. На мотив его А.Л. Гурилевым написан котильон и полонез, Ф. Листом - две транскрипции для фортепиано, музыка романса включена в балет «Конек-горбунок». В несомненном родстве с «Соловьем» состоят несколько последующих романсов Алябьева: «Прощание с соловьем» (1828, слова Н.А. Кашинцова), «Прощание с соловьем на севере» (1831, слова И.И. Веттера), «Что поешь, краса-девица» (1834, слова В.В. Домонтовича), «Сладко пел душа-соловушка» (1834, слова И.И. Лажечникова), «Любовник розы соловей» (1834, слова И.И. Козлова).

Участие в музыкальной жизни Одессы.

В 1834 г. Вышел сборник « Голоса украинских песен», который был тепло встречен общественностью и одобрен Н.В. Гоголем.

Старый городской театр.

В 1873 г. Именно в старом здании театра был исполнен ряд произведений Алябьева, приехавшим после сибирской ссылки в Одессу в 1836 г. для лечения ревматизма грязями Куяльницкого лимана. Там впервые была исполнена симфония «Прощание с Севером», посвященная тобольским друзьям, скрасившим его пребывание в ссылке, а также поставлены оперы-водевили «Новый Парис» и «Новая шалость».

«Если жизнь тебя обманет...» (Девичий романс)

Александр Александрович Алябьев писал музыку в основном на стихотворения отечественных авторов. Наибольшее число романсов им было создано на стихи А.С. Пушкина. Многие из этих произведений пользуются популярностью и в настоящее время. В частности, романс «Если жизнь тебя обманет» входит в репертуар таких современных исполнителей как А.Ф. Ведерников, Ю. Зиганшина, О.Е. Погудин, М.В. Филиппова и др.
Романс был написан композитором при жизни А. Пушкина. Алябьев посвятил его своей девятилетней племяннице Лиде, дочери его сестры Варвары и ее мужа Н. Шатилова.
Любопытно отметить, что это стихотворение Пушкин написал во время ссылки (1824-1826)

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.

Пушкин и Алябьев

« Россия! Встань и возвышайся »

А.С. Пушкин

«Поэзия Пушкина - высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, человеческого достоинства, милосердия, неприятие всяческого произвола, унижения личности и насилия над ней, ханжества, лицемерия...»

Генрих Волков

Поэзия А.С. Пушкина послужила основой для создания музыкальной пушкинианы, включающей огромное число произведений отечественных композиторов: опер, балетов, романсов, песен. Особенно велико значение пушкинской традиции в развитии вокальной музыки.

Сейчас, пожалуй, только музыковедам известно, что одним из первых композиторов, обратившихся к пушкинской поэзии, был композитор А.А. Алябьев. Поэзия Пушкина вдохновляла его на протяжении всей жизни. В годы сибирской ссылки им написаны "Зимняя дорога", "Предчувствие", "Пробуждение", "Я помню чудное мгновение..."; в Кавказкой - "Я вас любил", "Увы, зачем она блистает..." На склоне лет, в конце 40-х годов вернувшись в Москву, Алябьев завершает пушкинский цикл романсом "Я разлюбил свои желанья..." Всего на тексты Пушкина Алябьев написал 22 романса.

Интересна история создания романса "Слеза". Стихотворение создано Пушкиным в 1815 году, когда юный лицеист и его ближайшие друзья часто встречались с офицерами гусарского полка, стоявшего в Царском селе. Как предполагают исследователи творчества А.С. Пушкина, это стихотворение предназначалось специально для пения. Опубликовано оно было в 1824 году, а до этого распространялось "в списках", и Алябьев использовал для своего романса именно рукописный вариант.

Таким образом, написанный в период между 1816 и 1818 годами романс является первенцем не только алябьевской, но и всей музыкальной пушкинианы.

Несомненно, что романсы Алябьева - одно из лучших воплощений пушкинской поэзии в музыке. В рецензии на романс "Зимняя дорога", изданный в 1832 году в Петербурге, сказано: "На сих днях вышли в свет четыре новых романса Алябьева. Стихотворения А.С.Пушкина нашли в сём случае достойного композитора. Следуя основному правилу при композиции, он шёл рука об руку с поэтом; он только явственнее выразил благозвучие, скрытое в каждом стихе".
Кроме песен и романсов Александр Алябьев первым из выдающихся русских композиторов создал музыку к двум театральным постановкам произведений Пушкина - "Кавказский пленик" и "Русалка".

"Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись"

В начале 20-х годов XIX века А. Алябьев с большим успехом выступает как автор театральной музыки.

Алябьев - автор многих опер-водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга. В 1822 году в Петербурге в Большом театре шла в первый раз комическая опера Алябьева "Лунная ночь, или Домовые", в двух действиях и опера-водевиль “Новая шалость, или Театральное сражение”. В 1823 году был исполнен водевиль "Польский", а в следующем году шел водевиль "Путешествующая танцовщица актриса, или Три сестры невесты" П. Н. Арапова (1824, Петербург, бенефис А. И. Истоминой; 1825, Большой театр, Москва, бенефис Д. С. Ришард) с увертюрой и прочей музыкой Алябьева. В 1824 году на московской императорской сцене были поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" и "Хлопотун, или Дело мастера боится". Музыку к ним Алябьев написал в сотрудничестве с Верстовским. В 1825 году была поставлена трехактная опера-водевиль А.И. Писарева "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", с музыкой, написанной Алябьевым в сотрудничестве с А.Н. Верстовским и Ф.Е. Шольцем. В 1826-27 г.г. исполнялась опера-водевиль "Утро и вечер, или Ветер переменился" Р. М. Зотова с музыкой Алябьева.

Произведения 40 – х гг.

В произведениях 40-х гг. Алябьев обращается к сюжетам социального значения. В песнях на слова Н. П. Огарёва («Кабак», «Изба»,«Деревенский сторож») и П. Беранже («Нищая») он создаёт образы обездоленных, аналогичные образам русской литературы того времени (петербургские повести Н. В. Гоголя, ранние повести Ф. М. Достоевского и И. С. Тургенева). Эти песни подготовили новаторские произведения А. С. Даргомыжского («Лихорадушка») и М. П. Мусоргского («Калистрат», «Гопак», «Трепак»).

ОЖИВШИЕ СТРАНИЦЫ

«Уносит вечность всех под мрачный свод гробов,
Но непорочных душ и мысли и стремленья
Выбрасывает вал сурового забвенья
На берег бытия, как зерна жемчугов».

К.М. Фофанов.

Широкому кругу любителей музыки имя А.А. Алябьева знакомо в основном благодаря романсу «Соловей». К сожалению, обширное и многогранное творческое наследие композитора, как и его биография, долгое время оставались в забвении. В течение 50 лет после его смерти не было ни одной попытки серьезно разобраться в творчестве и сложной биографии композитора. Если до 1825 г. имя Алябьева упоминается сравнительно часто, то после, кроме рецензий на романсы, оно совершенно исчезло из печати, а неполные либо ошибочные сведения о его жизни приводили лишь к искажению облика композитора и как человека, и как музыкального деятеля.
Сочинения Алябьева, кроме романсов, песен, нескольких фортепианных пьес и клавира «Кавказского пленника» не были опубликованы. После смерти композитора часть его архива, в которую входило свыше 500 музыкальных рукописей, была передана кем-то из близких в Московскую консерваторию и там без всякого учета и
обработки свалена в подвалах. Музыкальные и литературные рукописи, находившиеся у частных лиц, зачастую варварски уничтожались.

Только спустя 60 лет после смерти Алябьева появился первый биографический очерк и лишь после Великой Отечественной войны, когда архивы стали доступны для изучения, рукописи композитора извлекли из подвалов консерватории и передали в Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки, где они хранятся и поныне. Таким образом, музей, сосредоточивший основную часть архива, начал изучение музыкального наследия Алябьева. Сотрудники музея, Б.В. Доброхотов, И.Н. Иордан и Т.В. Киркор, подготовили к исполнению партитуры многих оркестровых, хоровых и камерно-инструментальных произведений.
Начало исполнению этих ранее неизвестных произведений было положено весной 1947 г. концертом, организованным музеем совместно с Московской государственной филармонией. В этом концерте, после более чем столетнего забвения, Государственным оркестром Союза ССР и солистами филармонии под управлением дирижера Н.П. Аносова впервые были исполнены вариации для скрипки с оркестром, четыре произведения для голоса с оркестром, две оркестровые увертюры и Третий струнный квартет. В пропаганде камерного творчества Алябьева видную роль сыграл Государственный квартет им. Бетховена, в своих концертах, кроме Третьего, впервые исполнивший Первый струнный квартет, а совместно с Э.Г. Гилельсом – фортепианный квинтет, сонату для фортепиано и скрипки, и завоевавшее большую популярность фортепианное трио. Хоровые произведения композитора прозвучали в концертах Государственного академического хора им. А.В. Свешникова.
С 1949 г. начинают появляться публикации ранее никогда не издававшихся крупных произведений Алябьева и многие «белые пятна» биографии выдающегося русского музыканта были раскрыты. Творческое наследие композитора представлено почти всеми музыкальными жанрами. Оказалось, что им написано более 450 произведений, среди которых шесть опер, балет, свыше 20 опер-водевилей, множество сочинений для симфонического и духового оркестров, для голоса с оркестром, хоры, музыка к драматическим представлениям, пьесы для различных инструментов с фортепиано, камерные ансамбли, обработки песен многих народов России и свыше 160 романсов.
Понимание роли Алябьева в истории русского музыкального искусства продолжает углубляться по мере того, как в архивах обнаруживаются его неизвестные или забытые произведения, а т.к. география его странствий обширна, можно надеяться и на дальнейшие открытия.

21 февраля 2009 г. в дни памяти Святейшего Патриарха Алексия II стартовала духовно-патриотическая акция «Вновь возвращенные имена России». Первым в рамках акции стало имя Алябьева, которому на территории Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове открыт памятный крест.

Дудукина Ольга Владимировна

Учитель начальных классов

Самарская область г. Отрадный

Литература
Большая Советская энциклопедия

Тимофеев Г. Н., А. А. Алябьев. Очерки жизни и творчества, М., 1912;

Асафьев Б. В. (Игорь Глебов), Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., 1930; его же, Композиторы 1-й половины XIX века. Русская классическая музыка, вып. 1, М., 1945;

Попов С. С., Алябьев. Биографический очерк, "СМ", 1937, No 5;

Штейнпресс Б. С., А. А. Алябьев в тобольской ссылке. Новые страницы биографии, "СМ".

...Все родное к сердцу ближе.
Сердце чувствует живей,
Ну пропой же, ну начни же:
Соловей мой, соловей!..

В. Домонтович

Любопытное было это дарование по душевной чуткости и соответствию запросам множества людских сердец, бившихся в тон алябьевским мелодиям... В нем уживались пестрота наблюдений ума, едва ли не «фельетониста от музыки», с вниканием в запросы сердца своих современников...
Б. Асафьев

Бывают композиторы, обретающие славу и бессмертие благодаря единственному произведению. Таков А. Алябьев - автор знаменитого романса «Соловей» на стихи А. Дельвига. Этот романс поют во всем мире, ему посвящают стихи и рассказы, он существует в концертных обработках М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана, а количество безымянных его переложений безгранично. Однако помимо «Соловья» Алябьев оставил большое наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, Симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. Многие из этих сочинений исполнялись при жизни композитора, пользовались успехом, хотя издано было немногое - романсы, несколько фортепианных пьес, мелодрама «Кавказский пленник» по А. Пушкину.

Судьба Алябьева драматична. Долгие годы он был оторван от музыкальной жизни столичных городов, жил и умер под гнетом тяжкого, несправедливого обвинения в убийстве, которое сломало его жизнь на пороге сорокалетия, разделив биографию на два контрастных периода. Первый складывался удачно. Детские годы прошли в Тобольске, губернатором которого был отец Алябьева, человек просвещенный, либеральный, большой любитель музыки. В 1796 г. семья переехала в Петербург, где Александр в 14 лет был зачислен на службу по горному ведомству. Одновременно начались серьезные занятия музыкой у И. Миллера - «знаменитого контрапунктиста» (М. Глинка), у которого обучались композиции многие русские и иностранные музыканты. С 1804 г. Алябьев живет в Москве, и здесь в 1810-х гг. были изданы его первые сочинения - романсы, фортепианные пьесы, написан Первый струнный квартет (впервые издан в 1952 г.). Эти сочинения являются едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки. В романтической душе молодого композитора особый отклик находила тогда сентиментальная поэзия В. Жуковского, позже уступившая место стихам Пушкина, Дельвига, поэтов-декабристов, а в конце жизни - Н. Огарева.

Отечественная война 1812 г. отодвинула музыкальные интересы на второй план. Алябьев пошел добровольцем в армию, сражался вместе с легендарным Денисом Давыдовым, был ранен, награжден двумя орденами и медалью. Перед ним открывалась перспектива блестящей военной карьеры, но, не испытывая рвения к ней, Алябьев в 1823 г. вышел в отставку. Живя попеременно в Москве и Петербурге, он сблизился с артистическим миром обеих столиц. В доме драматурга А. Шаховского он встречался с Н. Всеволожским - организатором литературного общества Зеленая лампа; с И. Гнедичем, И. Крыловым, А. Бестужевым. В Москве на вечерах у А. Грибоедова музицировал с А. Верстовским, братьями Виельгорскими, В. Одоевским. Алябьев участвовал в концертах как пианист и певец (прелестный тенор), много сочинял и все больше завоевывал авторитет у музыкантов и любителей музыки. В 20-е гг. на сценах московских и петербургских театров появляются водевили М. Загоскина, П. Арапова, А. Писарева с музыкой Алябьева, а в 1823 г. в Петербурге и Москве с большим успехом состоялась постановка его первой оперы «Лунная ночь, или Домовые» (либр. П. Муханова и П. Арапова). ...Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер, - писал Одоевский в одной из своих статей.

24 февраля 1825 г. случилась беда: во время карточной игры в доме Алябьева произошла крупная ссора, один из ее участников вскоре скоропостижно скончался. Странным образом в этой смерти обвинили Алябьева и после трехлетнего судебного разбирательства сослали в Сибирь. Начались многолетние скитания: Тобольск, Кавказ, Оренбург, Коломна...

...Твоя воля отнята,
Крепко клетка заперта,
Ах, прости, наш соловей,
Голосистый соловей...
- писал Дельвиг.

«...Не так живи, как хочется, а как бог велит; никто столько не испытал, как, я, грешный...» Только сестра Екатерина, добровольно последовавшая за братом в ссылку, да любимая музыка спасали от отчаяния. В ссылке Алябьев организовал хор, выступал в концертах. Переезжая с одного места на другое, он записывал песни народов России - кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские, использовал их напевы и интонации в своих романсах. Совместно с украинским историком и фольклористам М. Максимовичем Алябьев составил сборник «Голоса украинских песен» (1834) и постоянно сочинял. Он писал музыку даже в тюрьме: находясь под следствием, создал один из лучших своих квартетов - Третий, с вариациями на тему «Соловья» в медленной части, а также балет «Волшебный барабан», долгие годы не сходивший со сцен русских театров.

С годами в творчестве Алябьева все явственнее проступали автобиографические черты. Мотивы страдания и сострадания, одиночество, тоска по родине, стремление к свободе - вот характерный круг образов периода изгнанничества (романсы «Иртыш» на ст. И. Веттера - 1828, «Вечерний звон», на ст. И. Козлова (из Т. Мура) - 1828, «Зимняя дорога» на ст. Пушкина - 1831). Сильное душевное смятение вызвала нечаянная встреча с бывшей возлюбленной Е. Офросимовой (в девичестве Римской-Корсаковой). Ее образ вдохновил композитора на создание одного из лучших лирических романсов «Я вас любил» на ст. Пушкина. В 1840 г., овдовев, Офросимова стала женой Алябьева. В 40-х гг. Алябьев сблизился с Н. Огаревым. В романсах, созданных на его стихи - «Кабак», «Изба», «Деревенский сторож», - впервые зазвучала тема социального неравенства, предвосхищая искания А. Даргомыжского и М. Мусоргского. Бунтарские настроения характерны и для сюжетов трех последних опер Алябьева: «Буря» по В. Шекспиру, «Аммалат-бек» по повести А. Бестужева-Марлинского, «Эдвин и Оскар» по древним кельтским сказаниям. Так что хотя, по словам И. Аксакова, «лета, болезни и несчастья остепенили его», мятежный дух эпохи декабристов до конца дней не угасал в произведениях композитора.

О. Аверьянова

Родоначальник русского романса, замечательный композитор Александр Алябьев основал музыкальную пушкиниану, русскую камерную инструментальную музыку, стал предвестником многих будущих достижений национальной композиторской школы. Более всего известен вокальными произведениями, которые по сей день являются наилюбимейшими и часто исполняются даже в семейном кругу по воле настроения. Например, "Соловей", "Зимняя дорога", "Вечерний звон" и многие, многие другие.

Биография

Александра Алябьева с детства приучали к музыке. Есть сведения, что он брал фортепианные уроки у знаменитого Д. Филда. Во всяком случае, первое своё сочинение он посвятил ему, а это был фортепианный "Большой полонез" - первое в России настоящее концертное произведение в данном жанре.

Родился Александр Алябьев в Тобольске, в семье губернатора, что давало ему возможность получения прекрасного образования. Воевал с Наполеоном добровольцем, в знаменитом отряде поэта был тяжело ранен и награждён орденами за смелость и отвагу. А после окончания войны Александр Алябьев, композитор, целиком посвятил себя музыке.

В великосветских гостиных очень полюбились и постоянно исполнялись отрывки из его опер, водевилей, а особенно часто пелись романсы. Украшена биография Александра Алябьева людьми замечательными: он дружил очень близко с Грибоедовым, Шаховским, декабристами Бестужевыми, Мухановым. Делился планами и обсуждал концерты с Верстовским и братьями Вильегорскими. Жил в Москве - театральной жизнью. Даже "Торжество муз" на открытие Большого театра было написано Алябьевым совместно с Верстовским и Шольцем.

Ничто не предвещало

По всей стране стала известна музыка, которую сочинял Александр Алябьев. Фото тогда ещё не существовало, но портреты его писали известные в те времена художники - композитор был знаменит. Его романсы пели и в Петербурге, и в Москве, и в самых далёких городах. На сцене Большого театра шли его оперы "Деревенский философ", "Лунная ночь", балет "Волшебный барабан".

Однако в 1825 году погибает его партнёр по карточной игре. Внезапно. И Алябьев арестован. Обвинение в убийстве не доказано. Тем не менее композитор лишён всех чинов, орденов и дворянства. И сослан обратно в Тобольск. В очень далёкий сибирский холодный город, где когда-то прошло его счастливое детство. На портрете ниже изображен друг композитора и автор стихов лучших романсов Алябьева - Николай Огарёв.

Тобольск и Кавказ

Александр Алябьев так тяжело переживал это несправедливое обвинение, что только музыка могла удержать его от последнего шага. Здесь им был организован прекрасный оркестр, он выступает как пианист, устраивает всевозможные концерты. И пишет музыку, очень сильно отличающуюся от предыдущей, безоблачной. Здесь появляются его лучшие романсы: "Зимняя дорога", "Иртыш", "Два ворона". Но нервное потрясение дало о себе знать: биография Алябьева Александра Александровича как светского человека, вхожего в любой дом, была окончена. Композитор тяжело заболевает.

Через семь лет, в 1832 году, ему разрешено покинуть Сибирь и выехать на Кавказ для лечения. Там написаны его романсы, изданные сборником под заголовком "Кавказский певец". Задолго до главного собирателя фольклора М. И. Глинки именно Алябьев Александр Александрович записывает песни кавказцев, киргизов, башкир, гармонизует их и обрабатывает, используя в своём творчестве. Участвует вместе с Максимовичем в сборнике "Голоса украинских песен", что так полюбился Н. В. Гоголю. Здесь на портрете - хозяин салона, где многие произведения Алябьева исполнялись впервые, друг композитора, знаменитый Александр Грибоедов.

Возвращение

"Прощали" Алябьева очень постепенно: в 1835-м разрешили жить у родни в Подмосковье с полным запретом появления в столицах, в 1843-м разрешили жить в Москве, но под постоянным полицейским надзором. Это значит: не видеть публики, не бывать ни в гостях, ни на концертах, ни в театре. Потому и завершили его жизненный и творческий путь такие проникновенные романсы с ярким гражданским содержанием, как "Нищая", "Деревенский сторож", "Изба". И самые, нужно сказать, востребованные публикой до сих пор, да практически все его произведения периода ссылок стали академическими.

Ни один из первых сочинителей русских романсов не занял такого высокого места в русской музыке, как Алябьев Александр Александрович. Краткая биография и та впечатляет множеством событий его непростой жизни. Он работал практически во всех музыкальных жанрах, но центром его интереса была вокальная лирика. Более 180 песен и романсов сочинил Александр Алябьев. Композитор, биография которого как бы не предполагала такой упорной работы в адских душевных муках. Причём написал он романсы, до сих пор являющиеся шлягерами, такие как "Соловей" на стихи Дельвига или "Нищая" на стихи Беранже. Александр Пушкин, изображенный на портрете ниже, был автором стихов более двадцати лучших романсов Алябьева.

Творчество

Романсы Александр Алябьев писал на стихи самых лучших поэтов: своего любимого командира Давыдова, Жуковского, Вяземского, Козлова, Кольцова, Лермонтова. Двадцать два романса написаны на стихи Александра Пушкина, и пятнадцать из них - ещё при жизни поэта. В конце жизни его более других вдохновляли стихи Огарёва.

Написал Алябьев и много симфонической музыки, и камерной, и инструментальной: симфония ми минор очень хороша, трагичная увертюра фа минор, несколько концертных увертюр, множество концертов для различных инструментов соло с оркестром, танцевальные сюиты. До сих пор многие камерные ансамбли Алябьева изучаются в музыкальных училищах и консерваториях, а также звучат и в концертном исполнении. На портрете ниже изображён интереснейший человек времени Алябьева - декабрист Александр Бестужев-Марлинский, автор повести, по которой была поставлена опера на музыку Алябьева, и романсы на стихи Бестужева-Марлинского он тоже писал.

Театр, фольклор, духовная музыка

Наследие Алябьева для театра - демонстрация отличной музыки во всех известных на ту пору жанрах: это и оперы, и балет, и более двадцати водевилей, которые мало чем отличаются от опер, есть и кантата, и музыка к спектаклям драматических театров, а среди них - и комедии, и трагедии, и драмы. К московской премьере пушкинской "Русалки", к шекспировским "Буре" и "Виндзорским проказницам" тоже музыку написал композитор Алябьев.

Аранжировал, инструментовал, составил и издал немалое количество народных песен в сборниках - русских, украинских, татарских, среднеазиатских, кавказских. Более ста произведений духовного содержания вышло из-под его пера, среди которых - знаменитая литургия.

Судьба наследия

Как это часто случается с лучшими из художников, которым некогда заниматься работой для потомков или которые скромно не видят в себе создателей "нетленки", наследие Алябьева по большей части не сохранено. Из 450 произведений (это примерная цифра) большинство - всё ещё в рукописях, которые за прошедшие лихие полтора века просто утеряны. Многие из его произведений опубликованы, но почему-то незаслуженно забыты. А эта музыка превосходна и вполне может составить и себе, и композитору посмертную славу, сделавшись такими же шлягерами, как, например, "Соловей" на стихи Дельвига.

Целых пятьдесят лет после смерти композитора и его творчество, и его биография не подверглись сколько-нибудь серьёзному разбору. А ведь и то и другое так многогранно! Сколько же чудесных и таких нужных нюансов уже невозможно вернуть из пыли времён! До 1825 года из печати имя Алябьева практически не уходило, зато после - только редкие, буквально единичные рецензии на романсы. Искажалась его биография, наполнялась ошибочными или неполными данными, так потомки почти потеряли доброе имя и замечательное творчество композитора и музыкального деятеля.

Стойкость и принципы

Даже невыносимые ложные обвинения душу настоящего творца. Ведь то же самое стремление к свободе, мотивы одиночества, сострадания и страдания, тоска по справедливости, то есть тот же круг образов, характерный для всего творчества, мы можем наблюдать и в самый последний из его периодов.

Александр Алябьев, композитор столь же талантливый, сколь и несчастливый, получил некоторое утешение от встречи с любимой прежде женщиной, той, что носила в девичестве громкую фамилию Римских-Корсаковых. Тогда был написан один из лучших романсов алябьевской пушкинианы - "Я вас любил". Эта женщина, Е. Офросимова, когда овдовела, стала женой композитора.

Николай Огарёв и Бестужев-Марлинский

Композитор Алябьев и поэт Огарёв очень сблизились в сороковых годах позапрошлого века. Лучшие романсы Алябьева - "Изба", "Кабак", "Деревенский сторож" - были созданы на стихи Огарёва. Задолго до появления исканий Мусоргского и Даргомыжского светские романсы обогатились темой социального неравенства. У поэта с композитором было много общего: арест и ссылки, по крайней мере. Хотя Алябьев претерпел это всё несправедливо и как бы случайно, а Огарёв был убеждённым новатором и конституционистом, за что и преследовался законом. Огарёв и Герцен, "Колокол", Англия - все это знают и помнят.

Три последние оперы Алябьева тоже звучат с характерными бунтарскими настроениями, это и шекспировская "Буря", и "Эдвин Оскар" по текстам древних кёльтских сказаний. Но особого слова заслуживает опера "Аммалат-бек" по одноимённой повести Александра Бестужева-Марлинского и романс на его же стихи "На Кавказ слетелись тучи". Его убили на Кавказе в 1837-м, и эта потеря едва не сразила Алябьева: это был уже третий убиенный из любимых им поэтов. И все - Александры: Пушкин, Грибоедов, Бестужев-Марлинский. Мятежный декабристский дух так и не угас в произведениях композитора.

Возвращение памяти

Начало исполнения ранее никому не известных сочинений Александра Алябьева состоялось только весной 1947 года. Тогда был организован концерт в где прозвучали через сто с лишним лет полного забвения "Вариации для скрипки с оркестром", "Третий струнный квартет" и две оркестровые увертюры. Успех был грандиозным! Пропагандой камерного творчества композитора занимались такие великие музыканты, как Гилельс, Ойстрах, и коллективы - хор имени Свешникова, Государственный квартет имени Бетховена.

С 1949 года издаются никогда не публикованные произведения Алябьева, попутно раскрываются белые пятна его биографии. Приходило понимание той великой роли, которую он сыграл во всей истории музыкального искусства России. Самое интересное то, что в разных архивах продолжают обнаруживать его неизвестные сочинения. Поскольку странствия его продолжались долго и география их обширна, могут случиться и ещё открытия подобного плана.

Ярким выразителем новых, прогрессивных стремлений русского искусства был старший современник Глинки – А. А. Алябьев, появившийся на свет в 1787 году в дворянской семье. Композитор получил хорошее домашнее воспитание, с детства занимался музыкой. В 1812 году он добровольцем вступил в ряды войск и прошел с русской армией вплоть до Парижа, участвовал в крупных сражениях, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. Близким другом Алябьева в годы Отечественной войны стал знаменитый поэт-партизан Денис Давыдов, под начальством которого Алябьев служил во время кампании.

После окончания войны Алябьев жил в Петербурге, а затем – в Москве. Он писал камерные ансамбли, романсы, музыку к водевилям, операм.

Александр Александрович Алябьев

Общение с выдающимися представителями литературно-художественной интеллигенции способствовало творческому росту Алябьева. Он был знаком с Грибоедовым, Одоевским и др.

В 1820-х годах имя Алябьева уже пользовалось широкой известностью. Его песни слышались повсюду. Однако это счастливое время продолжалось недолго. Весной 1825 года композитора обвинили в убийстве во время карточной игры и арестовали. Несмотря на недоказанность преступления, он после трехлетнего пребывания в крепости под стражей был сослан в Сибирь, в город Тобольск. Скорее всего, правительство Николая I под предлогом обвинения в убийстве удалило Алябьева «с глаз долой» как человека, связанного дружескими узами с некоторыми из декабристов.

Но неукротимая воля и твердый характер позволили Алябьеву выдержать все тяжелые испытания. В Сибири он много сочиняет, организует военный духовой оркестр, дирижирует, участвует в любительских концертах. К этому времени относятся многие из лучших романсов Алябьева: «Иртыш», «Зимняя дорога», «Вечерний звон», «Два ворона» и др.

В 1832 году Алябьеву разрешили выехать на Кавказ для проведения курса лечения. Там он провел около двух лет, изучая народную музыку грузин, армян, азербайджанцев, кабардинцев, черкесов. Итогом пребывания на Кавказе были романсы Алябьева, написанные в 1830-х годах и издававшиеся под общим заголовком «Кавказский певец». Вскоре композитор сочиняет еще несколько музыкально-драматических произведений на кавказские темы – мелодраму «Кавказский пленник» (по одноименной поэме Пушкина) и оперу «Аммалат-Бек» (на сюжет повести поэта-декабриста Бестужева-Марлинского).

Во время своего пребывания на Кавказе Алябьев работает также над сборником украинских народных песен, в чем ему помогает известный украинский литератор и фольклорист Максимович. Кроме того, Алябьев был первым из русских композиторов, проявившим интерес к башкирским, киргизским и туркменским песням и разработавшим их в своих произведениях.

Последние годы жизни Алябьев провел в Москве: с большим трудом ему удалось добиться разрешения жить здесь, но «без права показываться в публике».

В 1840-х годах композитор сочиняет музыку на слова поэта-революционера Огарева («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож»). Эти песни, проникнутые горячей любовью к народу, представляют картину безотрадной жизни угнетенного сословия. Они явились достойным завершением его пути в мире искусства.

Алябьев умер в 1851 году в Москве.

Обширное и многообразное творчество Алябьева охватывает произведения различных жанров. Ему принадлежат 7 опер, 20 водевилей, множество произведений для симфонического и духового оркестров, ряд камерных ансамблей и фортепианных пьес, хоровые произведения и свыше 200 романсов. Композитора по праву можно причислить к тем музыкантам, что подготовили основу для развития русского классического симфонизма.

Большим богатством тематики, мелодичностью отличаются также камерные ансамбли Алябьева, среди которых в первую очередь следует назвать третий струнный квартет соль-мажор и фортепианное трио ля-минор с ярким и жизнерадостным финалом на темы русских плясовых песен.

Однако важнейшую часть его наследия составляют романсы и песни. Одним из самых ранних произведений, написанных в жанре «русской песни», является «Соловей» на слова Дельвига. Здесь мелодия, поддерживаемая незамысловатым аккомпанементом, нетороплива и свободна, мягка и нежна. Это сочинение в куплетной форме с характерным для русской народной песни сопоставлением запева и припева может служить классическим образцом городского песенного стиля первой половины XIX века.

Лирико-драматические романсы, созданные в годы ссылки, в основном посвящены теме изгнания и пронизаны страстной тоской по родине и мечтой о свободе. «Иртыш» на слова сибирского поэта Веттера – одно из лучших произведений этой группы, яркий образец новаторства Алябьева в области музыкальной формы и выразительных средств. Каждый куплет строится на контрасте разделов. Первая часть создает образ изгнанника, «певца, гонимого судьбой», на фоне северного пейзажа. Спокойно-повествовательный характер мелодии, размеренный ритм сопровождения выражают настроение скорбного раздумья. Во второй части куплета описание сменяется напряженным пафосным монологом. Прием тремоло в аккомпанементе передает шум бурной реки, всплески волн. Основной мыслью данного романса является призыв к свободе, что выражено в драматической кульминации.

Необходимо отметить, что исключительно важное значение в романсах Алябьева приобретает фортепианная партия. Выдающийся мастер инструментальной музыки, Алябьев развил и обогатил фактуру сопровождения, ввел красочные сопоставления фортепианных тембров. В аккомпанементе, усиливающем выразительность вокальной партии, много живописно-изобразительных элементов. В определенных случаях инструментальное сопровождение становится даже основным средством художественного образа.

Итак, Алябьев стоит в ряду крупных композиторов, чья деятельность подготовила расцвет русской классической музыки.

Из книги Энциклопедический словарь (А) автора Брокгауз Ф. А.

Алябьев Алябьев (Александр Николаевич) – известный русский музыкант, автор знаменитой песни «Соловей...» и многих, очень любимых в свое время, песен и романсов, род. в 1802 г. в семействе родовых дворян. Он состоял на военной службе, занимаясь музыкою, как любитель, по

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МИ) автора БСЭ

АЛЯБЬЕВ «Хозяйка в дому, как оладья в меду, а детушки, как олябышки» – в этой старинной колядке – слово, которое и стало основой для фамилий Алябышев, Алябьев, Олябышев. Олябышем во Владимирской губернии называли круглый пирожок из кислого теста, пышный или вздутый; на

Из книги автора

БЛОК, Александр Александрович (1880–1921), поэт

Из книги автора

БОГДАНОВ, Александр Александрович (1873–1928), деятель социалдемократического движения, врач, философ, экономист, писатель 1186…Пользуясь прежней, буржуазной культурой, создавать новую, пролетарскую. «Современное положение и задачи партии: Платформа, выработанная группой

КАВКАЗСКИЙ ПЕВЕЦ

Александр Александрович Алябьев был уже известным композитором, автором знаменитого романса «Соловей», когда с ним стряслась беда. В 1825 году после карточной игры, что велась в его квартире, умер один из гостей. По Москве поползли слухи об убийстве. Алябьева и его товарищей арестовали. Началось следствие, в процессе которого версия об убийстве отпала. Но уголовная палата признала подсудимого композитора виновным в других грехах: допущение запрещенной игры и т. п.

Нелепое происшествие вырвало Александра Александровича из близкой ему среды, жестоко сломало жизнь и обрекло на многие годы ссылки. Судебный процесс длился почти три года. Алябьев был приговорен к лишению знаков отличия, чинов и дворянства и ссылке в Сибирь.

Весной 1828 года композитора по этапу доставили в Тобольск, родной город, где когда-то его отец правил губернией. Верным спутником в неволе стала одна из сестер А. А. Алябьева Екатерина Александровна. Она отправилась в Сибирь, чтобы в ссылке облегчить участь своего несчастного брата. В Тобольске у Александра Александровича обострилась давняя болезнь глаз, его здоровье вызвало беспокойство у родных. Начались хлопоты о возвращении композитора в Москву. Но они оказались безуспешными, ему позволили лишь выехать для лечения на Кавказ. Разрешение было получено осенью 1831 года, но лишь в конце января следующего года Алябьев с сестрой смогли двинуться в путь.

Вначале они прибыли в областной Ставрополь. Прожили в нем до начала курортного сезона на Минеральных Водах, а затем перебрались в Пятигорск. Это был не первый приезд Александра Александровича на Горячие Воды. Биографы композитора сообщают, что он побывал здесь в начале 1816 года. В те времена курорт еще выглядел пустынно, лишь несколько небольших турлучных домиков да палатки и кибитки хаотично размещались в Горячеводской долине. Будучи поручиком конно-егерского полка, он получил тогда бессрочный отпуск «для излечения болезни к Минеральным Водам». Сведений об этой поездке нет. В Государственном архиве Ставропольского края хранится «Ведомость посетителей Горячих Вод в сезон 1818 года», где есть сообщения о приезде А. А. Алябьева. Молодой штаб-ротмистр Ахтырского гусарского полка снимал в тот год квартиру в доме госпожи Толмачевой.

Из архивных документов известно, что в 1832-ом опальный композитор квартировал в доме «умершей майорши Карабутовой». В том самом, который в Пятигорске зовется теперь «Домом Алябьева». Часть летнего сезона они с сестрой прожили здесь, на окраине города. Затем уехали в Кисловодск. Вернувшись осенью в Пятигорск, они выбрали для жилья имение Толмачевой.

В доме Карабутовой (ныне ул. Буачидзе, 1) композитор создал романс «Тайна», на рукописи дата: «Пятигорск. 17 июля 1832 года». Вероятно, здесь был создан и прекрасный полонез с хором. Его исполнили на празднике, устроенном местным начальством в Кисловодске. Один из современников писал, что праздник стал «блистательным, как здесь еще не бывало». Немало способствовала этому и музыка Алябьева.

Он встретился на Водах с фольклористом М. А. Максимовичем и не без его влияния аранжировал для голоса и фортепиано украинские народные песни. «Голоса украинских песен» вышли в свет в 1834 году. Это был первый самостоятельный сборник образцов малороссийского музыкального фольклора. Вероятно, Алябьев работал над ним в том же доме.

Есть сведения, что в Пятигорске композитор создавал и церковную музыку. «При прощании с Кавказом Алябьев еще раз исторгнул слезы умиления и восторга своею духовной музыкою: казалось, вся глубокая душа грустной и высокой души его излилась в этих очаровательных звуках», – так писал его современник В. Сабуров.

В начале 1833 года, когда композитор еще находился на Водах, в столице поступил в продажу сборник романсов, посвященных Е. А. Офросимовой, где был опубликован и романс «Тайна». Вовсе не случайно весь цикл написан с большим лирическим вдохновением. Он принадлежит к числу наиболее характерных образцов вокального творчества Алябьева. В его музыке нашло отражение то высокое чувство, которое посчастливилось испытать Александру Александровичу в Пятигорске.

Е. А. Офросимова, которой он посвятил романс, принадлежала к известной московской семье Римских-Корсаковых, славившейся гостеприимством. А. С. Пушкин намеревался вывести семейство в качестве главных героев в незавершенном «Романе на Кавказских Водах». Катя Корсакова была младшей из пяти дочерей-красавиц. Поэт В. А. Жуковский посвящал ей стихи. Алябьев тоже хорошо знал эту семью. Отношения Екатерины Александровны и Александра Александровича как в московском периоде жизни композитора, так и в кавказском покрыты завесой тайны. Катя Корсакова вышла замуж в 1827 году, когда Алябьев был уже под следствием. Они не виделись семь лет и встретились вновь на Водах летом 1832 года. Мы, наверное, никогда не узнаем подробностей пятигорских встреч, но можно не сомневаться – в сердечном сближении двух людей они оказались решающими. Романс «Тайна» следует назвать художественным памятником их отношений: романс-акростих составляют слова «Я вас люблю».

Минеральные воды пока не давали желаемого результата. Зрение Алябьева продолжало ухудшаться. Оставалась слабая надежда, что продолжение лечения все-таки принесет плоды. После окончания курортного сезона Александр Александрович с сестрой перебрался на зиму в Ставрополь, чтобы в следующем году вновь вернуться в Пятигорск. Сестра ссыльного отправилась в Петербург в надежде добиться амнистии. Однако высокая «монаршая милость» выразилась в том, что император в конце февраля 1833 года повелел отправить композитора на жительство в Оренбург. Отсрочка отъезда из Пятигорска, связанная с лечением, не решала основного вопроса – о постоянном местопребывании. Не желая возвращаться в ссылку, Александр Александрович сделал попытку поступить на граж-данскую службу в Кавказской области. Ожидая решения кавказского начальства он в июне 1833 года выехал из Ставрополя в Пятигорск и здесь вновь встретился с Е. А. Офросимовой, которая приехала с супругом на Воды.

Ответа на запрос о службе из Петербурга на Кавказ не поступило, и в сентябре того же года композитор покинул Кавказские Минеральные Воды.

Тема Кавказа и в дальнейшем продолжала развиваться в его творчестве. Алябьева можно назвать родоначальником «русской музыки о Востоке». В письмах к друзьям из Оренбурга он сам себя назвал «кавказским певцом» и так же озаглавил цикл романсов о Кавказе. Они были опубликованы отдельной книжкой в 1834 году. Обложку украшал вид Пятигорска. В книжке было всего двенадцать романсов на стихи русских поэтов. Позже появилось еще одно «кавказское» произведение – «Черкесская песня» на стихи Лермонтова. Известна также песня «Черкес» на слова самого композитора. Будучи на Кавказских Минеральных Водах, он записывал и запоминал музыкальные мелодии горцев. Это помогло, когда композитор задумал написать оперу «Аммалат-Бек» на сюжет повестей А. А. Бестужева-Марлинского. Как жаль, что она так и не была завершена. Эту «кавказскую» оперу назвали «...последним предсмертным плодом души, изливавшимся пленительными звуками». Отрывки из ее либретто были опубликованы лишь за год до смерти композитора. А в 1840 году в жизни Алябьева произошло важное событие – он женился на Екатерине Александровне Офросимовой, овдовевшей к этому времени. Она соединила свою судьбу с любимым человеком, который по-прежнему находился в положении ссыльного.

«Я вступила в супружество уже во время его несчастия, не увлекаясь никакими житейскими выгодами, и только одно чувство любви и уважения к его внутренним качествам могло ободрить меня на такую решимость, несмотря на прежнюю вину его и на продолжающееся наказание», – писала она позже в одном из прошений на высочайшее имя о помиловании композитора.

С середины 1830-х годов композитору разрешили проживание в Московской губернии. Позже супруги Алябьевы жили в Москве в доме № 7 на Новинском бульваре. 29 апреля 1997 года в тяжелые годы смуты дом сгорел дотла и восстановить его не представлялось возможным. Тем большую историческую ценность приобрел в Пятигорске «дом умершей майорши Карабутовой» – жилище вдохновенного композитора. Это единственный в России мемориальный памятник, связанный с биографией А. А. Алябьева. Десять лет назад, несмотря на сложные времена и отсутствие финансирования, этот дом стал одним из отделов музея-заповедника М. Ю. Лермонтова.

Впервые завесу над тайной рождения и жизни этого старинного пятигорского дома приоткрыл сотрудник музея «Домик Лермонтова» С. И. Недумов, когда работал с документами пятигорского и ставропольского архивов. У него была совсем другая цель – разыскать те ценные сведения о пребывании М. Ю. Лермонтова в Пятигорске, которые еще не были известны, но как это часто бывает с исследователями, кроме нужных, главных, в процессе поисков попадаются и такие документы, мимо которых, подчас, просто невозможно пройти. Вначале С. И. Недумову попался список, где указывались один за другим владельцы дома: Котырев, а затем Карабутовы. Позже ему посчастливилось обнаружить сведения о пребывании здесь композитора А. А. Алябьева в 1832 году, жившего в доме «умершей майорши Карабутовой». Благодаря музейному сотруднику этот факт в биографии композитора давно уже введен в научный оборот.

Профессор А. Нелюбин в своем труде о Кавказских Минеральных Водах, изданном в 1825 году, упоминает дом Котырева (впоследствии А. К. Карабутовой) как один из лучших на Горячих водах. В лермонтовском музее находится копия рукописи А. И. Рюмина «Путешествие моего журнала из Рязани к Кавказским водам, предпринятое для излечения в 1825 году». По счастливой случайности автор журнала со спутником поселился именно в интересующей нас пятигорской усадьбе и, таким образом, оставил для потомков описание своего жилища.

Это все, что было известно сотрудникам музея о «доме Алябьева», который так и стали называть. В 1973 году, когда образовался Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова, жизнь была безмятежной, и казалось возможным осуществление самой невероятной мечты. У сотрудников музея возникла чудесная идея – воссоздать прежний облик старинного квартала, где находится лермонтовский музей.

Начались сборы сведений об усадьбах, соседствующих с Домиком Лермонтова, в том числе и о «доме Алябьева». Увы – исторических фактов оказалось не так уж много. Музейных сотрудников всегда интересовала, прежде всего, биография Лермонтова, а история Пятигорска была как бы приложением к жизни поэта. Вновь пришлось рыться в архивных хранилищах, разыскивать пожелтевшие от времени документы, исписанные разными почерками. В самом Пятигорске сделать это было уже невозможно – дореволюционный архив Управления Кавказских Минеральных Вод сгорел во время Великой Отечественной войны. Оставалась надежда хоть что-нибудь разыскать в Ставрополе, здесь хранится переписка начальства Кавказской области и других различных ведомств по гражданским делам. Какова же была радость, когда один за другим стали попадаться документы о жизни загадочных Котырева и Карабутовых в Пятигорске и интереснейшие сведения об их усадьбе. Удалось выяснить – какие здесь были постройки, какими вещами пользовались хозяева.

К началу XX века бывшая усадьба Карабутовой оказалась разделенной на три части. Ее флигель теперь имеет такой адрес: ул. Буачидзе, 3. На месте кухни и служб красуется двухэтажный кирпичный дом в стиле позднего модерна. Он построен в 1912 году и фасадом выходит на ул. Соборную под номером 20.

Угловой же дом, где когда-то жил композитор А. А. Алябьев, очень изменился. Он стал больших размеров. Со стороны Церковной (ныне Соборной) улицы дом дополнила большая каменная пристройка. Она ограничила с севера, ставший теперь уже крошечным, дворик, и в конце XIX – начале XX века неведомый нам хозяин дома устроил здесь нечто вроде гостиничных номеров. Пристройку разделили на небольшие комнатки, сдавая внаем и получая доход в курортный сезон. Несколько раз дом менял свой облик. Сначала его обложили кирпичом, а затем оштукатурили. Уличные фасады украсили разными незамысловатыми архитектурными деталями. Но именно они-то и придали дому неповторимый вид. В общем, стал он в начале нашего века неплохим украшением городского пейзажа, хоть и не отличался модной в ту эпоху роскошью стиля «модерн».

В двадцатые годы XX века дом заселили многочисленными жильцами, переделав его под коммунальные квартиры. Домоуправление постоянно следило за его состоянием, вовремя чинилась крыша, штукатурились стены, к каждому празднику подновляли и красили фасады. И хотя здесь не было удобств, дом исправно служил своим хозяевам.

Когда в 1973 году квартал, где находится «дом Алябьева», получил статус заповедного, то сотрудники лермонтовского музея сразу же решили после реставрации открыть в нем «музыкальную» экспозицию. На доме установили мемориальную доску в честь пребывания здесь русского композитора. По программе развития Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова реставрационные работы должны были начаться в 80-е годы. Газета «Правда» даже поспешила сообщить в 1985 году о том, что к 200-летнему юбилею композитора «дом Алябьева» гостеприимно распахнет свои двери. «Многое, – писал журналист Б. Степанов, – узнают те, кто придет в новый музей, посвященный яркой жизни и творчеству композитора-патриота, оставившего потомкам богатое наследие».

Увы – это оказалось всего лишь мечтой. К сожалению, тогда город оказался не в состоянии переселить в новые квартиры многочисленных жильцов мемориального памятника. А музей не мог принять под свое покровительство заселенный дом: не было средств на его содержание. И, как это часто у нас бывает, ценнейший памятник культуры оказался без надзора, хотя через некоторое время и переселили отсюда часть квартиросъемщиков. Без должного ухода дом стал стремительно разрушаться. Вид его напоминал фильмы ужасов – стена без фундамента, висящая в воздухе, могла обвалиться в любой момент.

Прошли еще годы, прежде чем дом А. А. Алябьева гостеприимно распахнул свои двери перед посетителями. Подготовленную в 1991 году проектную документацию реставраторы смогли реализовать лишь в 1997 году. Большая заслуга в этом принадлежит мэру города Ю. В. Васильеву. Это ему удалось добиться выделения средств на реставрацию старинной мемориальной постройки.

Сейчас в его уютных небольших комнатах размещена экспозиция, посвященная композитору. В одной из них проводятся камерные музыкальные вечера, а в двух небольших залах, что разместились в бывших пристройках конца XIX века, устраиваются художественные выставки, проводятся музыкальные концерты. За десять лет дом Алябьева стал очень популярен среди тех, кто не равнодушен к сохранению русской культуры.

А. Н. Коваленко

// Ставроп. хронограф на 2007 год. – Ставрополь, 2007. – С. 197–201.