Ощущение беспомощности. Бессилие

БЕЗЗАЩИТНОСТЬ. (источник тревоги и неуверенности)

Потребность в защищенности - это одна из трех ключевых наших потребностей. Впрочем, нужно помнить, что защищенность - это, прежде всего, чувство. Можно представить себе, что человек столкнулся с реальной угрозой, но чувствует себя уверенно и спокойно. Возможен, правда, и другой вариант: человеку ничто не угрожает, но он испытывает неуверенность и тревожится. К сожалению, последнее случается чаще; мы склонны переживать из-за мнимых опасностей, и именно эти тревоги часто превращают нашу жизнь в муку. Вот почему так важно, чтобы человек умел чувствовать себя защищенным. Тогда даже под действием реальных угроз он сохранит присутствие духа и сможет овладеть ситуацией. Если же человек не научится этому чувству, то и в благоденствии он будет ощущать тревогу, беспокойство и внутреннее напряжение.

Глава первая

ИСТОЧНИК ТРЕВОГИ

В своих книгах я уже рассказывал о том, что такое страх, чем он отличается от тревоги и по каким механизмам формируется. Однако сейчас нам предстоит коснуться другой стороны вопроса, а именно: каков изначальный источник патологической (или, если угодно, невротической) тревожности человека. Совершенно очевидно, что если мы возьмем для примера какого-нибудь щенка или котенка и будем растить его, создавая ему условия всемерной поддержки и полной защищенности, у нас воспитается животное, которое ведет себя весьма определенным образом. И этот «определенный образ» будет отличаться от того поведения, которое продемонстрирует нам животное, которое воспитывалось в принципиально иных условиях, например, агрессии и подавления. И если с собаками и кошками так, то что уж говорить о нас, сердечных! Вот, собственно, поэтому мы и взглянем сейчас на источник нашей глубокой внутренней тревоги.

Фруктовый салат в Эдеме

О том, что такое счастье, узнаешь лишь в подлинном горе. И все мы с этого начали. Находясь в материнской утробе, мы ощущали счастье. Все без исключения наши потребности тогда были удовлетворены, а это, согласитесь, большая удача и ^почти казуистическая редкость. Но потом стало что-то происходить - это у наших матерей начались схватки. Из океана счастья мы мгновенно окунулись в ужас. Нас мяло, как тесто для пельменей, пока, наконец, не выбросило в неизвестный холодный, голодный и сначала даже удушающий мир. То был момент великой катастрофы...

Но вдруг все это закончилось, мы раздышались, снова почувствовали тепло, а наши губы нащупали источник пищи. Блаженным пристанищем стало для нас материнское тело - теперь снаружи. Впрочем, большинство моих читателей, надо полагать, родилось в советских роддомах, а потому их путь к острову радости был долог - у кого-то несколько часов, у кого-то сутки, а у кого-то и не одни. Это теперь новорожденных сразу прикладывают к материнской груди, раньше же их забирали и связанными по рукам и ногам держали на непонятном «карантине». К счастью, с недавних пор эта порочная практика закончилась.

Первый год мы жили с материнским телом - оно нас кормило, грело, дарило тактильные ощущения, избавляло от дискомфорта, связанного с естественными физиологическими процессами. Материнский голос то успокаивал нас, когда мы в этом нуждались, то, напротив, играл с нами, когда нам того хотелось. Мы научились узнавать лицо матери и радостно «гулили», когда оно появлялось в нашем поле зрения. Мы знали ее руки, мы доверяли ее рукам, они подхватывали нас при падении, удерживали, когда мы пытались встать - сначала на четвереньки, потом на ноги. И пусть не все наши потребности удовлетворялись теперь немедленно, но, по крайней мере, у нас была уверенность - они будут удовлетворены.

Мать - это тепло, мать - это пища, мать - это эйфори-ческое состояние удовлетворения и безопасности, то есть, используя термин Фрейда, состояние нарциссизма.

Эрих Фромм


Так, я думаю, должен выглядеть рай, Эдем, в котором нет горя и нет печали, но есть Сила, которая, как сказал как-то Рильке, «держит все паденья с безмерной нежностью в своей руке». Да, случались, конечно, и неприятные эпизоды - нас слишком укутывали в пеленки, у нас болели животы и замерзал нос, нас клали на какие-то холодные и жесткие поверхности, а потом тыкали какими-то холодными предметами (последнее случалось на медосмотрах), но все же, все же... Мы знали, что еще какое-то мгновение, еще чуть-чуть, и наш крик о помощи притянет к нам нашу благодать, и все проблемы уйдут, неприятности и боли забудутся, и будем только мы двое - наше тело и тело нашей мамы.

В семимесячном возрасте, впрочем, случается нечто непредвиденное. Умственное развитие ребенка достигает такого уровня, что он начинает отличать «чужих», «третьих лишних». Весь мир делится на две части - с одной стороны, ребенок и его мать, с другой стороны, «чужие». Появление «чужих», к числу которых могут относиться и родной отец, и бабушки, и кто угодно еще, рождает в ребенке сильную тревогу . Даже если они не делают ему ничего плохого, они пугают его уже тем, что они - не мама. Они «неизвестны», и этого вполне достаточно, чтобы испугаться. Второй раз в своей жизни ребенок отчетливо ощущает, сколь важна для него мать, ведь у него появляется новая угроза («чужие»), соответственно, потребность в чувстве защищенности увеличивается.

В многочисленных научных исследованиях было показано, что чувства уверенности и за щищенности малыша напрямую зависят от по ведения и состояния его матери в этот пери од - конец первого года жизни, начало вто рого. И здесь необычайно важны две «мелочи»: как мать ведет себя в отношении «чужих» и как она ведет себя в этот момент со своим ребенком.

Ребенок в семь-девять месяцев уже абсолютно точно различает то, какие эмоции испытывает его Мать - радуется она «чужому» или же, напротив, раздражается на него, тревожится или расстраивается. Если мать испытывает позитивные эмоции при появлении «чужих», то ребенок достаточно быстро обвыкается с их присутствием и перестает испытывать тревогу, но если мать переживает негативные эмоции, то ребенок испытывает многократно большее чувство тревоги, которое впоследствии сказывается на всем его дальнейшем развитии - и умственном, и социальном.

Теперь давайте рассмотрим конкретную ситуацию. Допустим, что мать нашей мамы (бабушка) слишком требовательна к своей дочери и считает ее неспособной полноценно заботиться о малыше, раздражается на нее, критикует, обвиняет и понукает ее. В этом случае появление бабушки в комнате, где находится ее дочь со своим ребенком, вызывает у матери малыша чувство тревоги, которое немедленно и в многократно усиленном виде передается малышу. При этом сама молодая мама, испуганная появлением своей доминантной (подавляющей ее) матери, немедленно дистанцируется от своего малыша, предоставляя бабушке возможность выполнить «материнскую функцию». Ребенок оказывается не только испуганным, но и ощущает себя брошенным. Стресс оказывается системным.

Другая история. Молодая женщина и сама-то толком не знает, зачем она вышла замуж. У нее родился ребенок, и она вдруг поняла, что она связана теперь со своим мужем самым роковым образом. Поведение супруга ее раздражает, а когда он пытается участвовать в уходе за малышом, все ее негативные чувства усиливаются. Кроме того, добавим сюда еще такую подробность - не испытывая сексуального влечения к своему нелюбимому мужу, эта женщина всячески оттягивает возобновление сексуальных отношений между ними, прервавшихся в связи с ее беременностью и родами. Поэтому раздражение на мужа носит здесь еще и защитный характер, являясь в значительной степени подсознательным.

И вот папа - отец малыша - появляется в комнате, где его жена занимается ребенком. Мать раздражается и пытается всячески оградить своего ребенка от какого-либо вмешательства мужа в их совместную с малышом жизнь. Ребенок видит каменное лицо своей матери, он видит, с какой настойчивостью она загораживает собой «чужого», огрызается, одергивает тянущиеся к нему руки. Малыш пугается и начинает плакать. Мать срывается и прогоняет отца: «Не видишь, он тебя боится!» Отец уходит, в этом случае ребенку достанется эмоциональная холодность, перенесенная матерью с его отца. Сейчас же он нуждается не в холодности, а, напротив, в эмоциональной поддержке. Впрочем, возможно, отец и остается, он отодвигает мать и начинает заниматься ребенком. Малыш переживает в этот момент острую тревогу, он сначала протестует, кричит, затем отчаивается, теряет надежду, стихает и, наконец, демонстрирует отстраненность.

Внешне подобные сцены не кажутся ни трагическими, ни сколько-нибудь серьезными. Но это только на первый взгляд. В действительности же они не проходят бесследно. Ребенок начинает проявлять к матери признаки амбивалетности - он то тянется к ней, то, напротив, отталкивает ее от себя. Он потерял чувство защищенности и не знает, надо ли ему приближаться к той, что может вот так легко предать его в момент опасности. Ребенок на своем младенческом еще уровне теряет ощущение абсолютной защищенности, теперь он не у Христа за пазухой, а если же он еще там, то знает теперь, что «за пазухой» есть прореха.

Так в годовалом возрасте мы с вами познакомились с конфликтами, которые скрыто или явно царят в нашей семье. Это кажется странным и парадоксальным, но уже в этом возрасте мы узнаем о том, любят ли друг друга наши родители, каковы их отношения с их родителями, и понимаем - Эдем не создан для счастья, он лишь плацдарм, на котором разворачивается борьба неведомых нам сил. Ева, не желая, впрочем, ничего плохого, сделала нам фруктовый салат...

Функция матери - охранительная. Она обеспечивает ребенку безопасность в жизни. 6 обязанности отца входит учить его, руководить, чтобы в дальнейшем он справлялся с задачами, которые ставит перед ним общество, в котором ему предстоит жить.

Эрих Фромм


Первая эмоция человека - эмоция горя. Мы не при ходим в мир, как иногда любят говорить, мы исторгаемся из мира, которым для нас было тело нашей матери. Сразу же мы узнаем две важные вещи: то, что существование наше не будет безоблачным, и то, что мы очень нужда емся в наших родителях. Нам предстоит расти, но с нами будет расти и тревога. Правда, поначалу она не осозна ется, но то, что она будет связана с нашими родителями и проявится в отношениях с ними, ясно уже сейчас.


Случаи из психотерапевтической практики:

«Я не знаю, как это произошло...»


Эта семнадцатилетняя девушка поступила на лечение в кризисный стационар Клиники неврозов по переводу из токсикологического отделения больницы «Скорой помощи». Там она оказалась после неудавшейся суицидальной попытки, она приняла всю медицинскую химию, какая была в доме, - просроченные сердечные и успокаивающие таблетки, оставшиеся от бабушки, умершей два года назад.

Ни ее мать, ни подруги, с которыми мне пришлось разговаривать после случившегося, не могли понять, почему это произошло. Надя, так звали мою пациентку, всю жизнь была «беспроблемным ребенком», правда, тихим и замкнутым. Ни воспитатели, ни учителя никогда на нее не жаловались, друзей у нее было мало. Надя не была лидером по натуре и водила дружбу только с теми девочками, что были значительно активнее и бойчее ее.

Как потом выяснилось, за несколько месяцев до случившегося Надя познакомилась с молодым человеком - Стасом. Он был старше на несколько лет и учился с ней в одном институте тремя курсами выше. Прежде Надя никогда не влюблялась, и эти отношения, казалось, не были серьезными. Молодые люди всего несколько раз встречались, ходили вместе на пару концертов, юноша провожал Надю домой. Они перезванивались, обменивались какими-то книгами. Надиной маме Стае нравился - серьезный, воспитанный, самостоятельный.

Во время нашей первой беседы Надя выглядела не то чтобы подавленной, но какой-то опустошенной. Она почти не шла на контакт, отвечала скупо и почти ничего не рассказала. В целом она производила вид человека, страдающего длительной депрессией, хотя картина болезни и не была четкой. Помню, что я задал ей тогда несколько вопросов, которые позволили лишь в самом общем виде понять хронологию событий.

Сначала Стае перестал ей звонить. И где-то через пару недель Надя пыталась найти его в институте, пошла в лекционный зал, где у Стаса должна была быть лекция, и кто-то из его группы сказал ей, что он ушел со своей девушкой. Надя вернулась домой и пыталась дозвониться до Стаса, но его телефон не отвечал. Потом к ней зашла подруга и попыталась зазвать Надю с собой на день рождения одного общего знакомого. Надя отказалась, подруга накричала на нее, обозвав эгоисткой, и ретировалась. Спустя еще пару часов Надя дозвонилась до Стаса. Тот был холоден и сказал, словно бы между прочим, что между ними ничего нет, а потому и не нужно его «доставать». После этого Надя положила телефонную трубку.

Когда же я спросил ее, что произошло дальше, она ответила: «Я не знаю, как это произошло...» Впрочем, дальше произошло то, что мы уже знали, - Надя нашла бабушкину коробку с лекарствами и приняла все, что там было. Надина мама вернулась домой поздно, после вечерней смены, застала дочь спящей и даже не собиралась ее будить. Потом решила все-таки проверить, собрала ли она вещи (на следующий день рано утром они должны были ехать к родственникам), тихо зашла в комнату и заметила, что дочь спит под пледом одетой. Она попыталась ее разбудить и поняла, что случилось что-то ужасное. Потом «Скорая помощь», несколько дней в реанимации и, наконец, наша клиника.

Наде сразу после госпитализации в клинику назначили лечение антидепрессантами, но эффекта это не имело. Я вызвал Надину маму, чтобы разобраться. Поскольку я был уже не первый врач, слушающий эту историю, мне был представлен отработанный почти до автоматизма набор фраз. Ребенок был таким с самого раннего детства, училась хорошо, помогала по хозяйству. Правда, девочка всегда отличалась нерешительностью, и как такое могло произойти, было непонятно. «В голове не укладывается», - резюмировала свой рассказ о дочери Надина мама.

Тогда я стал расспрашивать ее о Надином детстве подробнее. Но опять - ничего, что бы проливало свет на ситуацию. Конечно, можно было решить, что это, как у нас говорят, психическая конституция виновата (то есть природные особенности человека, с которыми ничего не поделаешь)! но все же этот ответ меня не устраивал. И наконец я, причем совершенно случайно, обнаружил необычайно существенный эпизод из жизни годовалой Нади.

Материнская любовь - это данность, и требуется только одно: быть ее ребенком. Но все не так безоблачно в этой «гарантированной» любви. Ее не нужно заслуживать, но ее нельзя добиваться, тем более контролировать. Либо она есть - и это равно блаженству, либо ее нет, и жизнь лишается всех своих прекрасных красок, но ничего нельзя изменить, ибо невозможно материнскую любовь искусственно воссоздать.

Эрих Фромм


Семья жила тогда на Камчатке (отец Нади был морским офицером), и случилось вот что. Отец ушел в автономное плавание на своем корабле, а Надина мама осталась ждать его с ребенком на берегу. И тут у Надиной мамы случилось сильное внутреннее кровотечение, вызванное патологией яичников. К счастью, его обнаружили (итог мог быть и фатальным) и ее забрали в больницу, где и прооперировали. Операция была очень непростой, кроме того, рана загноилась и долго не заживала, а потому женщину из больницы не отпускали почти три недели.

Все это время годовалая Надя находилась под присмотром, по сути, случайных людей. Что происходило в это время с ребенком, сказать трудно, но когда Надина мама вернулась из больницы, ее девочка выглядела подавленной, отстраненной и равнодушной, какое-то время она словно бы не узнавала свою мать. Потом все вроде бы наладилось. Автономка отца закончилась, мама была постоянно рядом, короче говоря, жизнь вернулась в свое обычное русло и состояние ребенка выправилось.

Когда я узнал об этом, все встало на свои места. Надина мама, судя по всему, была хорошей матерью и смогла установить со своим ребенком теплые отношения, полные чувств защищенности и привязанности. И столь длительное расставание в той ситуации явилось для ребенка тяжелейшей травмой. Малыши, у которых отношения с родителями не складываются с самого начала, как показывают специальные исследования, переносят его лучше.

Ребенок же, привыкший к матери, знающий, что он может всегда на нее рассчитывать, реагирует на подобное расставание стандартно: сначала он бурно протестует - кричит, бьется, отказывается от контакта с людьми, которые пытаются его успокоить, не принимает еды и т. п. Потом наступает момент отчаяния, когда малыш теряет надежду, убедившись в безрезультатности своих попыток дозваться матери. И если прежде его плач был гневным и громким, то теперь становится заунывным, монотонным, в нем слышится безысходность. И уже после этого следует третий этап - этап отстраненности, когда малыш начинает откликаться на проявления внимания со стороны людей, которые его окружают, однако же появление матери воспринимает пассивно и равнодушно.

По всей видимости, Надя пережила нечто подобное тогда, в свой один год. И такая реакция на разлуку с эмоционально значимым для нее человеком у девочки закрепилась. Когда я более подробно расспросил мать Нади о том, как реагировала девочка на развод родителей, выяснилось, что случилось нечто подобное. Отец Нади после увольнения в запас начал с помощью друзей свой бизнес, у него появились деньги, он стал пропадать из дома, а потом и вовсе ушел к другой женщине. Все открылось внезапно, вышел скандал, выяснение отношений с криками и хлопаньем дверьми.

И как раз в этот момент у двенадцатилетней Нади был грипп с высокой температурой. Девочка стала что-то кричать, потом билась в кровати, что-то бессвязно бормотала. Мать, которая и сама, как можно догадаться, была в этой ситуации не в лучшей форме, посчитала, что столь необычное поведение дочери - просто следствие высокой температуры. На самом же деле грипп, скорее всего, сгладил ту бурю чувств, которые овладели Надей, когда она осознала, что ее отец ушел из семьи.

В случае со Стасом ситуация была аналогичной. Сама того не заметив, Надя очень привязалась к молодому человеку, который проявил к ней внимание. Такого раньше в ее жизни не было, и возникла такая странная, немножко детская, но, как выяснилось теперь, очень сильная увлеченность. Проявляла ее Надя странно, как и все, что она делала, - пассивно и тихо, поэтому, видимо, и молодой человек не понял, что встретил ответное чувство, и Надина мама не заметила, что у ее дочери настоящая «первая любовь».

Когда Стае сказал Наде, что между ними все кончено, девочка почувствовала, что земля уходит у нее из-под ног. Она ощутила отчаяние и попробовала отстраниться, как тогда, в детстве, только теперь она сделала это «по-взрослому», попыталась покончить с собой. Ничего странного, что она «не знала, почему это произошло», она просто среагировала так, как умела. В этой истории Надина мама оказалась без вины виноватой. Разумеется, не будь тогда той ситуации на Камчатке, не случись тогда того кровотечения, скорее всего, ничего этого и не произошло бы. Да и Надя, наверное, была бы более активным и жизнерадостным ребенком.

Впрочем, иногда аналогичные ситуации случаются и при менее трагических обстоятельствах. Например, когда родители, уезжая куда-нибудь, оставляют годовалого ребенка на попечение его старшего брата или сестры, которые могут обходиться с малышом только как с куклой... Когда сам этот ребенок переживает госпитализацию, а мать к нему, по тем или иным причинам, не допускают (раньше, при советской медицине, это бывало достаточно часто)... Когда за ребенком по тем или иным причинам ухаживает посторонний человек, который не готов быть достаточно терпеливым и внимательным, чтобы помочь малышу справиться со стрессом, пережить временную разлуку с родителями... Наконец, не менее серьезными последствиями часто оборачивается «воспитание» годовалых или двухлетних детей, когда мама не реагирует на крик своего малыша, оставляет одного «накричаться вдоволь» или сама кричит на него, трясет в раздражении... К сожалению, вариантов такого поведения в отношении ребенка слишком много.

Главным злом неизменно является отсутствие подлинной теплоты и привязанности. Ребенок может вынести очень многое из того, что часто относится к травматическим факторам, - внезапное отнятие от груди, периодические побои, переживания на сексуальной почве, - но все это до тех пор, пока в душе он чувствует, что является желанным и любимым.

Карен Хорни


Возвращаясь к самой Наде, мне остается сказать лишь о том, что эта девушка страдала от острого чувства беззащитности. И это чувство было в ней настолько сильно, что тревожность, которой оно проявлялось, трудно было даже заметить. Чувство собственной беззащитности сопровождало эту девочку, по сути, всю ее жизнь, и потому ее личность изначально формировалась с такой деформацией. Часть инстинкта самосохранения, которая отвечает за чувство защищенности, с самого начала Надиной жизни потерпела фиаско.

И поэтому нам в процессе психотерапии ничего более не оставалось, как учиться чувству защищенности заново, осваивать навыки уверенного поведения, технологии принятия решений и многое другое. В таких случаях это всегда непросто, но ведь другого выбора нет. Счастье, что все так хорошо закончилось и необходимые личностные трансформации девушке удалось сделать в семнадцать, а не, например, в двадцать семь лет.

ФОТО Getty Images

Ставить материальные ценности во главу угла могут и люди небольшого достатка, и миллионеры. Но всеми ими движет неудовлетворенная потребность в безопасности, утверждает специалист по психологии материализма Тим Кассер (Tim Kasser) 1 . Термин «материализм» он употребляет не в привычном нам смысле «учение о первичности материи», а в значении «приоритет материальных благ». Такой можно рассматривать и как симптом внутренней неуверенности в себе, и как стратегию выживания (хотя и не всегда эффективную), которую используют те, кто пытается избавиться от мучительного чувства тревоги.

Что формирует чувство незащищенности?

Стиль воспитания в семье

Ряд психологических исследований, в том числе и собственные исследования Тима Кассера, подтверждают, что менее заботливый и внимательный стиль воспитания заставляет ребенка испытывать неуверенность в себе, а в дальнейшей жизни преследовать материалистические цели.

Родители подростков, слишком ориентированных на материальные ценности, обладают тремя общими характеристиками:

  • чрезмерно контролируют своих детей, а то и вовсе обращаются с ними как с собственностью, пребывая в убеждении, что те неспособны позаботиться о себе самостоятельно;
  • если ребенок плохо себя ведет, применяют жесткие меры наказания;
  • ведут себя непоследовательно: правила и наказания используются ими без какой-либо системы, понятной ребенку.

В целом эти родители не прилагают максимум усилий для того, чтобы их дети чувствовали себя защищенными и самодостаточными. А те, в свою очередь, начинают преследовать материальные цели, считая, что именно их достижение поможет им получить столь желанное одобрение.

Статус родительской семьи

Обычно принято считать, что чем богаче родители, тем корыстнее ребенок, так как дети из богатых семей имеют все, что можно пожелать, а при этом хотят еще большего. Однако исследования показывают, что это не так. Когда ребенок не уверен, что его завтра накормят обедом, что у него будет крыша надо головой и что можно, ничего не опасаясь, спокойно выйти на улицу, это нередко приводит к хроническому ощущению незащищенности. Это чувство может сохраниться на всю жизнь, и, даже если финансовое положение стабилизируется, по-прежнему проявляется в четких материалистических тенденциях.

Развод родителей

Исследования Арика Риндфляйша (Aric Rindfleisch) и его коллег показали, что в результате развода ребенок обычно получает меньше любви и заботы 2 . Пытаясь восполнить этот пробел и почувствовать себя в безопасности, защищенными и связанными с окружающими тесными узами, дети начинают активно преследовать материалистические цели, считая, что богатство обеспечит им это.

Женщины в поисках богатых мужчин

Справедливо ли утверждение: «Женщине в жизни нужны четыре животных: норка в шкафу, «ягуар» в гараже, тигр в постели и осел, который за все это заплатит»? Это известное клише подтверждается десятками психологических исследований, проведенных в разных странах, пишет Тим Кассер. Когда респондентов спрашивают, какие характеристики они желают видеть в партнере, женщины гораздо чаще, чем мужчины, отдают предпочтение богатству, амбициозности и высокому статусу.

Исследования Тима Кассера и Ядики Шармы (Yadika Sharma) показывают: там, где у женщин меньше шансов получить образование, они менее уверены в том, что смогут обеспечить себя сами; чувствуя себя незащищенными, они подходят к выбору партнера с более материалистических позиций 3 .

Незащищенность и низкая самооценка

Как уже было сказано, материалисты часто вырастают в семьях с жестким стилем воспитания. Такая среда обычно негативно влияет на самоуважение человека. Неудивительно, что материалистические ценности часто сочетаются с низкой самооценкой. Если такой человек добивается своих целей - делает карьеру, зарабатывает миллион, он испытывает к себе позитивные чувства. Но они, увы, недолговечны, а его самоуважение неустойчиво. Скоро перед ним встают новые вызовы и угрозы, которые легко могут «уронить» его самооценку. Это так называемое условное самоуважение, которое зависит от внешних факторов, таких как деньги, статус, восхищение окружающих.

На сегодняшний день существует огромное количество техник, написаны сотни статей и книг по избавлению от тревожных расстройств, но пациенты продолжают ходить по всем возможным врачам, проходят множество обследований и выискивают у себя несуществующие симптомы смертельно опасного заболевания. Страх тем самым возрастает еще больше, а человека становится все сложней убедить в безосновательности его опасений. В идеале такого человека следует сразу отправлять к врачу-психотерапевту или невропатологу, но, к сожалению, немногие терапевты достаточно осведомлены в этом вопросе, и продолжают проводить обследования и выискивать ответы на бесчисленные жалобы пациентов.

Сущность заболевания

Диагноз панические расстройства, как правило, ставится совместно с «вегетососудистой дистонией», «вегетативными кризами» или «симптомо-адреналиновыми кризами». В основном панические атаки являются симптомом одного из этих заболеваний, но лечатся они самостоятельно, вегетососудистую дистонию также в большинстве случаев диагностирует психотерапевт или невропатолог. Заболевание может возникнуть как само по себе, так и сразу превратиться в паническое расстройство. Симптомы заболевания:

Тревога, беспокойство, неусидчивость.

Повышенное артериальное давление.

Боли в грудной области, учащенное сердцебиение, тахикардия.

Чувство удушья, ощущения кома в груди.

Дело в том, что страх - это самый сильный поэтому в момент опасности абсолютно все живые существа получают сигнал мозга: «Бей или беги». На получение необходимых сил для борьбы или бега в кровь и выбрасывается огромное количество адреналина. Учащается сердцебиение и дыхание, повышается артериальное давление, а мнимое онемение конечностей, ватные ноги - на самом деле, перенапряжение мышц, которые подготовились к быстрому бегу из пугающей ситуации.

Отчего это случается

Итак, мы разобрались, что неконтролируемые панические расстройства - не смертельное заболевание, а нормальная реакция организма на опасность. Проблема состоит в том, что опасности нет. И приступы происходят в совершенно спокойных, нерасполагающих к страху ситуациях: при поездке на общественном транспорте, в очереди в супермаркете, в лифте либо в процессе важного совещания. Первый раз тревожное паническое расстройство начинается неожиданно, но некоторые распространенные «предшественники» все же можно отследить. Это стрессы, регулярные недосыпы, несбалансированное питание, вредные привычки - одним словом, все это можно назвать изношенностью организма. Иногда болезнь проявляется после какого-либо серьезного потрясения: смерть близких, развод или даже банальный переезд в другую страну и процесс адаптации в ней.

Развитие, причины, лечение

Для пациента, регулярно переживающего паническое расстройство, симптомы кажутся невыносимо тяжелыми и очень пугающими, на самом деле они не несут совершенно никакой опасности. Ни умереть, ни ни даже упасть в обморок от них невозможно, а страшит человека именно несопоставимость реакции организма на внешние раздражители, точнее, их отсутствие.

На развитие заболевания влияют несколько факторов. Основная роль отводится наследственной предрасположенности, это не означает, что заболевание непременно даст о себе знать, но вероятность этого возрастает в разы. В таком случае будет весьма целесообразным проведение регулярных профилактических мероприятий, а также более аккуратное отношение к своему образу жизни.

Второй по распространенности вероятностью пережить панические расстройства (это примерно каждый пятый пациент) являются изменения в центральной нервной системе, связанные с детскими и подростковыми психологическими травмами. При этом некоторые внутренние конфликты, открытые или подсознательные, могут сопровождать пациента всю его жизнь. А так как другого выхода детские обиды, чувство незащищенности и детские страхи найти не могут, они выливаются в тревожные состояния. Выявить и вылечить детские и юношеские травмы помогут различные методы психотерапии, проведенные специалистом.

Последней и, пожалуй, основной причиной развития панических атак являются тревожно-мнительные особенности характера человека. В одних и тех же стрессовых обстоятельствах именно люди с подобными личностными характеристиками приобретают нестабильность нервной системы и панические расстройства, как следствие.

Особенности тревожно-мнительного характера

Неуверенность в себе и собственных силах.

Повышенная тревожность.

Излишнее внимание к собственным ощущениям.

Эмоциональная нестабильность.

Потребность в повышенном внимании со стороны близких.

Методы лечения

Проблема выявления и постановки верного диагноза заключается в том, что человек сам не обращается за помощью к необходимому специалисту. В основном люди предпочитают приписывать себе несуществующие смертельные болезни, но умышленно избегают психотерапевта. Но для пациента с такими заболеваниями, как вегетососудистая дистония, а также тревожное и паническое расстройство, лечение проводит именно этот врач.

На сегодняшний день существует множество технологий способных как облегчить, так и полностью избавить пациента от приступов, среди них: когнитивно-поведенческая терапия, психологическая релаксация, нейролингвистическое программирование и многие другие. Именно врач сможет определить методы психотерапии или фармакологические назначения, которых необходимо придерживаться в дальнейшем. Следует отметить, что терапия подбирается сугубо индивидуально с учетом течения расстройства, длительности заболевания, причин его возникновения, сопутствующих заболеваний и особенностей характера самого пациента. Иногда для того, чтобы успокоить нервную систему человека, может потребоваться определение в областной психоневрологический диспансер, после выписки из которого, также следует обратиться к психотерапевту для завершения лечения.

Панические атаки при правильном выборе терапии поддаются полному излечению. Достоверность этого подтвердили результаты уникальных в своем роде исследований, проведенных в 2010 году специалистами одного из НИИ психиатрии, психотерапии и наркологии. Они заключались в выявлении наиболее эффективных методов лечения при тех или иных симптомах панических атак. В эксперименте приняли участие 120 пациентов с диагнозом тревожное расстройство, разделенных на три группы по 40 человек каждая, к которым применялись различные методы психотерапии:

Первая группа получала только медикаментозные препараты.

Вторая группа проходила медикаментозное лечение в сочетании с когнитивно- поведенческой терапией.

Третья группа, помимо психотропных препаратов, прошла курс интегративной психотерапии.

Как показали результаты исследования, наиболее эффективные результаты получила группа, принимавшая медикаментозное лечение в сочетании с одной из видов терапии (около 75% пациентов из второй и третьей группы). Тогда как лечение только лишь фармакотерапией не принесло должных результатов. Меньше половины группы смогли почувствовать себя полностью здоровыми людьми и избежать рецидивов в течении длительного промежутка времени. Таким образом, специалисты из НИИ психиатрии смогли доказать необходимость проведения и медикаментозного лечения, и необходимой терапии, которая подбирается сугубо индивидуально для каждого пациента.

Шкала и тревожных приступов

Для более удобного определения тяжести заболевания был разработан специальный тест. Это специальная шкала тяжести панического расстройства, созданная для того, чтобы каждый желающий при помощи несложных вопросов смог определить уровень своего панического расстройства. В соответствии с результатами теста человек сам, без помощи специалистов, сможет определить степень тяжести своего состояния.

Можно ли победить заболевание самостоятельно

Зачастую пациенты пытаются справиться с паническим расстройством собственными силами. Иногда в этом им помогают родственники или даже не очень грамотные врачи, давая советы: «Взять себя в руки» или «Не обращать внимания». Помните, что такой подход совершенно неверен. Чем быстрее больной обратится за помощью к специалисту, тем быстрее добьется нормализации состояния. Пациент может использовать некоторые техники самостоятельно, принимать лекарственные травы для успокоения нервной системы или бороться, например, с вредными привычками с целью помочь себе, но основное лечение обязательно должно проводиться под руководством профессионала. На сегодняшний день выбор специалистов по лечению тревожных расстройств огромен, это может быть близлежащая поликлиника или центр психического здоровья, главное сделать первый шаг и начать лечение.

Помощь себе при панических атаках

Помочь себе во время приступа вполне реально, ведь все начинается с наших мыслей. Происходит это примерно так: попав в пугающую ситуацию, человек думает: «Ну вот, тут так много народа (мало народа, замкнутое/ открытое пространство…) сейчас мне станет плохо, я упаду (умру, задохнусь, убегу, у меня начнется истерика…) и все будут на меня смотреть». Примерно так человек и разгоняет свои негативные мысли до катастрофических размеров, и через какое-то время действительно начинает чувствовать себя плохо, даже не задумываясь о том, что он сам спровоцировал приступ. Ведь с самого начала им руководит тревога и страх, с них-то и надо постараться переключить свое внимание.

Дыхание. Научившись контролировать свое дыхание, вы сможете управлять приступом. В расслабленном состоянии человеческое дыхание спокойное, глубокое и неспешное. В состоянии стресса оно значительно учащается, становится поверхностным и быстрым. При приближении приступа старайтесь его контролировать, следите за тем, чтобы оно оставалось глубоким и размеренным, в этом случае вам удастся значительно снизить симптомы панической атаки, или вовсе ее избежать.

Расслабление. Обладает тем же действием, что и регулировка дыхания. Если вы будете оставаться в расслабленном состоянии, приступ не начнется. Научитесь расслаблять мышцы по необходимости, множество специальных техник вы сможете найти в интернете.

Эти несложные методы самопомощи помогут лишь облегчить приступы, но не заболевание. Поэтому при первых симптомах не медлите, обязательно обратитесь к специалисту в центр психического здоровья за квалифицированной помощью. Только правильно подобранный курс лечения поможет вам избавиться от недуга и вновь ощутить радость жизни. Тревожно-паническое расстройство вполне победимо.

Как преодолеть чувство беспомощности?

Как преодолеть чувство беспомощности?

Чувство беспомощности – очень неприятное чувство. Для эмоциональных людей, которые могут плакать часами, пережить момент собственной беспомощности может оказаться крайне серьезным потрясением.

Чувство беспомощности может быть сильнее нас, потому что в раннем детстве, мы действительно были беспомощными. В те моменты, когда страх овладевает нами, трудно понять, что мы уже взрослые и больше НЕ являемся такими беспомощными, какими были в детстве.

Чувство беспомощности – это чувство, которого мы стараемся избегать. В каждой из нас с детства заложен страх, оказаться бессильной перед внешними обстоятельствами. Этот страх может вызвать желание контролировать нежелательные поступки другого человека, чтобы эти поступки не задели наше самолюбие.

Как вы реагируете, когда чувствуете себя беспомощной перед выбором других людей?

  • Раздражаетесь и раздражаете других людей?
  • Испытываете и осуждаете других людей?
  • Опускаетесь до того, что принимаете на себя роль жертвы и ноете?
  • Объясняете и отстаиваете свою позицию? Читаете людям лекции и учите жить?
  • Закрываетесь от людей и отказываетесь от своих положительных чувств к ним?
  • Признаете, что ради желаний других людей?
  • Уходите в сопротивление, поступая наоборот, нежели хотят от вас другие?

Почему? На что вы надеетесь, когда придерживаетесь этих защитных и контролирующих моделей поведения?

  • Вы надеетесь убедить другого человека измениться?
  • Вы надеетесь избежать боли, которую может причинить вам ваша собственная беспомощность? Вы надеетесь избежать чувств одиночества и разочарования, к которым вас может привести «недопустимый» выбор другого человека?
  • Вы надеетесь, что будете , «заглушив» эмоции тревоги и паники?

Когда поступок другого человека вызывает у нас чувство беспомощности , одиночества или разочарования, мы испытываем потребность в чувстве безопасности. Эту потребность мы удовлетворяем, контролируя то, как другой человек к нам относится, и, стараясь не расстраиваться по поводу случившегося.

Другой вариант

Другой вариант является очень трудным для большинства из нас. Этот вариант полностью подтверждает то, что мы, в конечном счете, абсолютно не можем контролировать поведение других людей.

Что бы вы сделали иначе, если бы вы приняли этот факт? Как бы вы тогда поступали?

Я намеренно проникаюсь глубоким состраданием к самой себе, и это помогает мне справиться с чувством беспомощности. Я ненавижу чувство беспомощности , как и любой другой человек, и я не могу сказать, что мне всегда успешно удается . Временами, когда поведение других людей крайне болезненно для меня, я все же поддаюсь детскому чувству паники и пытаюсь контролировать поведение другого человека, чтобы оно не задевало моих чувств. Я считаю, что трудно не реагировать, когда кто-то переступает грань дозволенного, грозится это сделать или предал мое доверие. Но я так же знаю, как важно сохранять свою работоспособность в любом случае.

Как только я понимаю, что я реагирую на неприемлемое поведение другого человека, я намеренно погружаюсь в сочувствие к самой себе и с любовью помогаю своему внутреннему ребенку пережить боль одиночества и разочарования. Я окружаю себя теплом и силой моих духовных наставников и, таким образом, не остаюсь наедине с разрушительными чувствами.

В этот момент, я с любовью отпускаю ситуацию. Обычно я чувствую такое отчаяние, что мне нужно остаться одной и поплакать. Слезы помогают выплеснуть отрицательную энергию естественным образом, поэтому я не останавливаюсь на неприятных моментах своей жизни. Иногда я чувствую злость и работаю над этим. В результате, я полностью принимаю то, что не могу контролировать поведение других людей.

Постоянные конфликты, борьба с несправедливостью, разобщенность с другими людьми – это результат того, что вы не можете принять вашу собственную беспомощность перед другими людьми. Воспользуйтесь моментом, чтобы подумать о важности отношений в вашей жизни. Имеет ли место вашей жизни постоянный конфликт и/или разобщенность с другими людьми? Ни это ли результат вашего непринятия собственной беспомощности и неготовность пройти через неприятные моменты? Вы можете научиться управлять своими чувствами, вместо того, чтобы продолжать попытки избегать их такими способами, которые только создают проблемы в отношениях.

чувство беспомощности

Большинство людей стремится к переменам.

Мы живем в предвкушении любви, счастья, творческого вдохновения,отдыха, денег, и много еще чего…….

Но, перемены - не всегда радуют!

Это еще - испытания, трудности, сложности, потери…...

Кружит Земля, как в детстве карусель,
А над Землей кружат Ветра Потерь,
Ветра потерь, разлук, обид и зла,
Им нет числа, им нет числа.

Им нет числа - сквозят из всех щелей,

В сердца людей, срывая дверь с петель,
Круша надежды и внушая страх,
Кружат ветра, кружат ветра."

Вряд ли кто ожидает таких перемен!

Как бы то ни было:

Перемены – это самое постоянное, что есть в этом мире!

Нравится нам это или нет…. Они приходят в нашу жизнь, не спрашивая ….

Они дают нам необходимый опыт, дарят новые эмоции и ощущения, делают нас сильнее.

И придают нашей жизни неповторимый привкус. И сладости....И горечи.... И множества других вкусов....

Мы все очень разные. Одни от жизненных испытаний становятся только сильнее. У других возникает чувство беспомощности и растерянности. Особенно, когда люди не могут приспособиться к изменениям в своей жизни, и не принимают их.

Чем же опасно чувство беспомощности?

В этом состоянии человек легко опускает руки, и впадает в состояние депрессии и покорности обстоятельствам. Он не видит путей выхода из проблемы. Сам загоняет себя в тупик, из которого не может выйти. Его жизненный тонус резко падает.

ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

С БЛАГОДАРНОСТЬЮ! АРИНА