Театральный этикет. Какие правила поведения существуют в театре

Государственный Академический Большой театр (ГАБТ) всегда рад гостям. Мы стремимся не только порадовать вас уникальными спектаклями и талантами коллектива, но и обеспечить максимум комфорта всем, включая нашу труппу. В связи с этим просим вас внимательно отнестись к определенным правилам, действующим на территории нашего театра.

Дресс-код Большого театра

В отличие от минувших веков дресс-код при походе в Большой театр стал более демократичным. Да, времена изменились, и у нас нет жестких требований к одежде. Безумный темп нашей повседневной рабочей жизни не позволят ни москвичам, ни гостям столицы специально посетить перед этим праздничным событием салон красоты, выехать на спектакль из дома, предварительно надев концертное платье или смокинг.

У большинства наших прекрасных театралок не хватает времени даже на то, чтобы подправить макияж. Они заказывают такси, мечтают объехать пробки, чтобы успеть к третьему звонку, и уже в машине приводят себя в порядок. Это реалии нашей жизни, поэтому в театре никто не будет коситься на человека, прибывшего на спектакль в своем повседневном рабочем костюме.

НО! Не будем утрировать! В строительной спецовке или спортивном костюме, конечно, в зрительный зал вас не пустят. Если на улице жара, подумайте о возможностях сменить пляжные наряды на более цивилизованную одежду.

Посещать храм Эрато (муза лирической поэзии) и Терпсихоры (муза танца) в шортах и топах с голым животом не просто неприлично. Это неэтично и некорректно по отношению к остальным гостям и нашим исполнителям. Во всех помещения Большого театра устанавливается и поддерживается комфортный микроклимат. Летняя жара не мешает присутствующим в зале и на сцене.

Меры предосторожности для обеспечения безопасности

Не стоит возмущаться, когда на входе в театр вас просят пройти через металлодетектор. К сожалению, террористы и вандалы стали приметой нашего времени. Мы тоже принимаем меры для обеспечения безопасности всех, кто находится в театре, сохранности достаточно дорогостоящего имущества Большого театра.

По тем же причинам не рекомендуется брать с собой в театр острые предметы, способные, даже без злого умысла владельца, поранить кого-либо из соседей-зрителей. Такие предметы могут нанести серьезный ущерб уникальным креслам и интерьеру Большого театра. После масштабной реконструкции он великолепен, и мы не скрываем своей гордости. При обнаружении острых предметов секьюрити вправе попросить зрителя покинуть здание театра.

Информация для начинающих театралов

Зрители со стажем давно уже знают все правила посещениях любого театра, а уж Большого - тем более. Каждый год ряды театралов пополняются новыми зрителями. Мы рады тому, что подрастает новое поколение ценителей высокого искусства оперы и балета. Информация в этом разделе - для них.

В Большой театр не стоит приходить с пакетиками чипсов или иной хрустящей продукции, предназначенной для утоления голода в других местах и перекуса на бегу. Подобные продукты не приветствуются даже в серьезных кинотеатрах, а уж в театре - тем более.

Селфи, фото и видеосъемка

Отдельное предупреждение - для любителей фотографировать каждое мгновение своей жизни, включая поклонников селфи. Любая съемка в Большом театре запрещена! Возможность делать фото и видеоматериалы есть только у аккредитованных представителей СМИ, получивших разрешение администрации.

Поклонение актерам и выражение благодарности

Важное ограничение касается букетов. Мы уважаем ваше желание поклониться любимому исполнителю, и каждый представитель нашей труппы этого достоин, но, в отличие от эстрадных концертов, букеты или корзины с цветами вносить в зал Большого театра запрещено.

У нас на этот счет уже давно действуют свои правила. Мы не запрещаем поклонникам выражать своему любимому исполнителю почтение, но просим заранее побеспокоиться о том, чтобы ваш букет был отправлен ему за кулисы. Сделать это очень просто: попросите о такой услуге капельдинера.

С любовью к маленьким театралам

Еще немного информации для начинающих театралов, теперь уже совсем юных. На дневные спектакли можно брать с собой ваших наследников, если они уже достигли «солидного» пятилетнего возраста. Для вечерних спектаклей правила в Большом театре жестче: ребенку должно исполниться не менее десяти лет.

Мы рассчитываем на то, что в этом возрасте дети уже сознательно оценивают происходящее, а родители ознакомили их с правилами поведения в нашем храме оперного и балетного искусства. Во избежание недоразумений лучше всего брать с собой свидетельство, удостоверяющее, что юный зритель достиг «разрешенного» возраста.

Со вниманием к братьям нашим меньшим

Отдельное предупреждение любителям домашних животных. Они, конечно, члены вашей семьи, но брать их с собой в переносных сумочках или другой клади в театр запрещено. Балет и опера не вызовут у них эмоций, а вот хозяевам-театралам принесут неприятности. В лучшем случае их отправят домой, но могут и оштрафовать.

Правило третьего звонка

Еще одно правило, которое непреложно для всех театров, включая Большой: третий звонок перед началом спектакля означает, что нужно поспешить в зал. Еще минута, и двери будут закрыты. Не стоит опаздывать, ведь вы пропустите самое увлекательное действо!

С уважением к людям с ограниченными возможностями

Приступая к реконструкции Большого театра, мы продумали все, включая посещение спектаклей зрителями с ограниченными физическими возможностями. Здание и его внутренние помещения оборудованы пандусами, лифтами и другими устройствами, которые позволят всем чувствовать себя в нашем театре комфортно, сполна насладиться мастерством любимых артистов оперы и балета.

1.Расскажите детям о театре: (Лексика по теме)

Театральная касса – место, где продают билеты на спектакли театра. В них напечатано название театра, название спектакля, его автор, дата и начало спектакля, а также место и ряд в зрительном зале. Продает билеты в театральной кассекассир. При входе в театр у зрителей проверяет билеты билетер . Спектакль в театре идет обычно долго, больше часа. В верхней одежде зрителям неудобно будет сидеть. Как быть? Куда должны пойти зрители сначала? (Ответы детей). В театре раздевалка называется гардероб, а профессия человека, который принимает верхнюю одежду зрителей –гардеробщик . Гардеробщик выдает вам номерок, вы приводите себя в порядок и отправляетесь дальше.

Вам интересно узнать, о чем будет сегодняшний спектакль, какие актеры в нем будут играть? Тогда нам с вами просто необходимо приобрести у театрального служащего, капельдинера, театральную программку Смотрите, в ней указаны действующие лица (герои) спектакля, а также фамилии и имена актеров, которые исполняют роли этих героев. Также в программке может быть краткое описание действия спектакля.

Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим поподробнее зрительный зал. Это самое большое помещение театра. Оглянитесь повнимательнее, нравится он вам? Что делает зрительный зал красивым? (Стены, светильники, в центре потолка – огромная люстра). У вас дома есть люстры? Они такие же, как эта? Эта люстра очень большая, так как огромен и сам зрительный зал. Когда начнется спектакль, эта люстра погаснет, в зрительном зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожектора – софиты. Софиты – специальные светильники в зрительном зале, освещающие сцену спереди и сверху. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.

Давайте займем наши места в зрительном зале. Как это сделать? (Посмотреть, что указано в билете). Место, на котором следует сидеть, указано в театральном билете. Партер – первые, нижние ряды, амфитеатр – верхние, задние. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.

Давайте рассмотрим наш зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Театральный занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала. Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани, собираются в складки и украшаются эмблемами театра или широкой бахромой, пришитой к низу занавеса. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.

Многие спектакли в театрах сопровождаются музыкой. Как вы думаете, где сидят музыканты, неужели на сцене? Оркестровая яма – специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.

Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников-декораторов.

Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называетсябутафором.

(Воспитатель показывает детям для примера бутафорские вещи: муляжи овощей и фруктов, искусственные цветы и др.).

Звук к спектаклю - фонограмму - готовит звукооператор. Во время спектакля он может включить любую фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра.

Актерам для спектакля могут понадобиться самые разные костюмы: старинные и современные, сказочные и обычные. Профессия человека, который шьет и изготавливает костюмы, называется "костюмер".

Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный гример может изменить лицо актера до неузнаваемости.

Выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и все, что происходит на сцене –режиссер.

Актер – человек, который играет в спектакле какую-либо роль.

Человек, который следит за ходом спектакля, игрой актеров, и может в случае необходимости подсказать слова роли актерам – суфлер.

Человек, который руководит (дирижирует) оркестром музыкантов, называется дирижер.

Проводится дидактическая игра «Театральные профессии»

Наш спектакль сегодня идет на сцене первый раз, поэтому сегодня – премьера этого спектакля. Итак, первое действие (часть) спектакля началось.

(Детям предлагается рассмотреть иллюстрации любого детского спектакля или посмотреть видео).

Не устали, нравится наш спектакль? Актеры играют замечательно! А как вы думаете, им надо отдохнуть, подготовиться к продолжению спектакля?

(Ответы детей).

Перерыв между действиями спектакля называется антрактом. В антракте обычно все зрители выходят в фойе театра. В это время можно сходить в буфет, привести себя в порядок в туалетной комнате, а также познакомиться с различными фотографиями артистов театра, которые развешаны по стенам фойе.

2. Отгадай загадку:

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно...

3. Выучить стихотворение:

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И сними светлый мир добра.

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре. Некоторые правила могут показаться очевидными, но всё же не стоит ими пренебрегать.

1. Приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Дамам следует запомнить, что освежать духи непосредственно перед спектаклем - дурной тон . Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина . Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь . По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно . Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман. Разглядывать себя в зеркалах , прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением, - бестактно . Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым , он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра. К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего).
Первым между рядами всегда проходит мужчина , а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка . Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее , чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты - предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.
Помните, что занимать чужие места неприлично . Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо - в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника - это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.
Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9. Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера . И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре - соблюдение полной тишины . Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.
Если вы простужены , то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия - явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля , даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной. Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном.
Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты - выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб , чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.
Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.
В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.

Для начала нужно упомянуть о внешнем виде. Никто не заставляет вас приобретать дорогие украшения, вечерние туалеты, записываться к парикмахеру перед посещением театра, как это было в девятнадцатом веке. Достаточно и того, что одежда на вас будет чистой и опрятной. Однако лучше всего исключить из своего театрального гардероба джинсы и спортивную одежду. Для мужчин вполне подойдут обычные брюки, рубашка со свитером или с пиджаком. Женщины могут надеть костюмы, неброские платья, юбки и блузки. Зимой, весной и осенью рекомендуется прихватить с собой сменную обувь.

Посещение таких учреждений, как опера или балет, все же предусматривает в одежде строгий стиль – платья, пиджаки (смокинги) и украшения.

Опаздывать в не рекомендуется. Если вы знаете заранее, что ваш маршрут проходит через пробки, то нужно подгадать время. Зачастую, театра, опоздавших зрителей могут не пустить на . В крайнем случае, предложат места у входа в зал.
Запускать в зал начинают после первого звонка, который подается за пятнадцать минут до начала действия. Если ваши места находятся в середине, лучше всего пройти заранее, дабы не мешать людям, сидящим ближе к проходам.

Перед началом спектакля выключите свой мобильный , об этом вам напомнит голос диктора в небольшом обращении к зрителям перед спектаклем. Если вы боитесь пропустить какое-то важное или звонок, то оставьте аппарат на беззвучном режиме.

Не приносите с собой еду, а также газированные напитки. Как и звук мобильного телефона, любые посторонние звуки будут раздражать зрителей, а также мешать работе актеров. Допускается наличие небольшой бутылочки воды без газа.

Антракт

Начало второго действия будет оповещено такими же тремя звонками, как и перед первым. Займите свое место в зале и убедитесь в отсутствии на мобильном устройстве.

Конец спектакля

После окончания спектакля выходят на поклон. Если постановка вызвала у вас бурный восторг, то выражать его принято возгласами «Браво!», наибольшую оценку вы можете выразить вставанием со своего места и сопровождением поклона актеров стоя.

Во время поклона актеров не принято кричать «молодцы», а также фотографировать участников спектакля.

В каждом театре есть книга отзывов, которая, как правило, находится либо на входе, либо у билетеров. В ней вы можете оставить любые свои мысли по поводу увиденного. Будьте спокойны, время от времени заглядывают в нее.

Покидать зрительный зал следует после того, как занавес уже закрылся. Вставать и уходить на поклоне считается дурным тоном и неуважением к работникам театра, поведение недопустимо.

Так сложилось, что театральный этикет во многом повторяет этикет официальных торжеств и приёмов, поэтому у него есть много условностей и ограничений. АиФ.ru напоминает основные принципы поведения в театре.

1. Отправляясь в театр, позаботьтесь о своём гардеробе. В XXI веке женщинам уже не нужно надевать на спектакль вечернее платье, а мужчинам смокинг, если этого не требует специальный дресс-код. Однако приходить в театр рекомендуется одетыми более празднично, чем обычно. Мужчины могут надеть тёмный костюм, светлую рубашку и галстук, а женщины преобразить свой наряд, дополнив его аксессуарами. Однако не следует усердствовать — лучше одеться скромнее, чем выглядеть нелепо.

Дамам следует запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи — дурной тон. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешаются десятки ароматов, которые у некоторых зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

2. Правила хорошего тона разрешают женщине приглашать спутника в театр, но в любом случае билеты контролёру должен предъявлять мужчина. Он же при входе в театр открывает перед женщиной дверь.

По правилам этикета на спектакль нужно приходить заблаговременно. Двадцати минут будет вполне достаточно, чтобы без спешки сдать верхнюю одежду в гардероб и приобрести программку, которая ознакомит вас с составом исполнителей.

3. Как известно, театр начинается с вешалки. В гардеробе мужчина должен помочь спутнице снять пальто и только потом раздеться сам. Сдав верхнюю одежду, номерки мужчина оставляет у себя, причём не носит их на пальце, как кольцо, а сразу кладёт в карман.

Помните, что разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра в антракте и перед представлением — бестактно. Если нужно что-то поправить, приведите себя в порядок в туалетной комнате.

4. В зрительный зал мужчина входит первым, он же показывает даме дорогу к месту, если этого не делает служащий театра.

К своему месту следует проходить лицом к сидящим и просить извинения за беспокойство тихим голосом или кивком головы (если проход между рядами достаточно широк, то сидящему вставать не обязательно; если же проход узкий, то надо встать и пропустить проходящего). Первым между рядами всегда проходит мужчина, а за ним идёт его спутница. Дойдя до своих кресел, мужчина останавливается возле них и ждёт, когда сядет дама, а потом уже садится сам.

5. Занимайте свои места в зале не позже третьего звонка. Если они в середине ряда, то следует сесть на них заранее, чтобы потом не беспокоить уже сидящих по краям от вас. Если же ваши места расположены не в середине ряда, то можете позволить себе немного задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине зрителей.

6. Если вы обнаружили, что ваши места заняты — предъявите сидящим на них свои билеты и вежливо попросите их освободить. Если же произошла ошибка и на одно место было выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему.

Помните, что занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. А, во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять».

7. Опаздывать в театр неприлично (только в ложу можно входить после того, как в зале погасили свет). В остальных случаях служащие театра имеют право не пустить вас в зал до антракта. Но если вам позволили войти, то сделайте это как можно тише и садитесь на первое свободное место. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо — в антракте вы сможете занять те, которые указаны в билете.

8. Заняв места в зрительном зале, не следует класть руки на оба подлокотника — это может причинить неудобство вашему соседу. Не стоит сидеть очень близко, прильнув друг к другу, так как сидящие сзади могут не увидеть за вами сцену.

Закидывать ногу на ногу, широко расставлять ноги, сидеть на краю стула, опираться на спинку переднего кресла и упираться в него ногами тоже неприлично.

9 . Даже если вам кажется, что в зрительном зале стало душно, не используйте программку в качестве веера. И помните, что нельзя рассматривать в театральный бинокль людей в зале. Он предназначен исключительно для того, чтобы наблюдать за действием на сцене.

10. Главное правило в театре — соблюдение полной тишины. Перед началом спектакля отключите мобильные телефоны, они мешают не только зрителям, но и артистам. Не обсуждайте во время действия игру актёров, а также неуместное поведение других зрителей. Допустимо сделать тихим голосом замечание зрителям, которые нарушают порядок, но помните, что это обязанность служащих театра.

Если вы простужены, то лучше пропустите зрелище: ничто так не мешает публике и артистам, как кашель и чиханье в зале. И, конечно же, во время спектакля недопустимо есть, шуршать сумками, пакетами, постукивать ногами.

11. Во время антракта можно остаться сидеть в зале, посетить буфет или прогуляться по фойе. Здесь соблюдаются те же правила поведения, что и на улице. Встретив знакомых, можно обменяться впечатлениями, но негромко. Если женщина хочет остаться во время антракта на месте, спутник остаётся с ней. А если ему необходимо выйти, он, извинившись, ненадолго покидает её.

12. Уход из зала во время действия — явный показатель низкой культуры зрителя. Даже если вы разочарованы спектаклем, дождитесь антракта и только тогда покиньте театр. Безусловно, недопустимо засыпать во время спектакля, даже если у вас выдался тяжелый день, а постановка оказалась скучной.

Показывать чрезмерное удовольствие от происходящего на сцене во время действия также считается дурным тоном. Аплодисменты должны быть органичными: отдельные хлопки, прозвучавшие в полной тишине, могут сбивать актёров. Но после окончания спектакля можете не скрывать своих положительных эмоций. Аплодисменты — выражение признательности зрителей, а вот свист, крики, топанье ногами в театре недопустимы.

13. Если вы хотите подарить цветы особенно понравившемуся вам актёру, то сделайте это в самом конце спектакля, при этом не поднимаясь на сцену. Дождитесь финальных поклонов, когда все участники представления выстроятся на авансцене, и вручите цветы, стоя в проходе между сценой и первым рядом партера. Также можно передать букет артисту через служащего театра.

14. По окончании спектакля сразу не бегите в гардероб, чтобы получить свою одежду. Артисты выходят на поклон зачастую не один раз, поэтому дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете неспешно покинуть зрительный зал.

Если в силу каких-либо обстоятельств зрителю нужно раньше уйти из театра, то по негласным правилам последний акт он смотрит на балконе, затем, никого не потревожив, уходит.

15. Чтобы не тратить время на стояние в очереди гардероба, можно переждать, прогулявшись в фойе, и обсудить увиденное представление.

В гардеробе мужчина сначала сам должен надеть пальто или плащ, а затем подать верхнюю одежду своей спутнице.