В чем парадоксальность картины свежий кавалер. Вечные последствия пирушки


Кто этот забавный чиновник, с трудом приходящего в себя наутро послевеселой пирушки, устроенной по случаю получения им первого ордена? Что за убогая обстановка? Как несуразно смотрится орден на старом халате и как насмешливо смотрит кухарка на своего хозяина, держа рваные сапоги.

Картина «Свежий кавалер» - точное воспроизведение действительности. Помимо отличного владения техникой письма, Федотов удивительно передает психологический портрет. Художник явно симпатизирует своему "кавалеру".

Laquo;Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел, чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, и под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник - грязь». Так Федотов сам описал картину. Не менее интересно, как описывали эту картину его современники, в частности, Майков, который, посетив выставку, описывал, что кавалер сидел и брился - тут ведь есть банка с помазком - а потом вскочил внезапно. Это значит, что раздался стук падающей мебели. Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула. Следовательно, картина наполнена звуками. Но она еще наполнена и запахами. Неслучайно у Майкова возникла мысль, что на картине изображены и тараканы. Но нет, на самом деле их нет, это просто богатое воображение критика добавило насекомых в этот сюжет. Хотя, действительно, картина очень густо населена. Тут не только сам кавалер с кухаркой, тут и клетка с канарейкой, и собака под столом, и кошка на стуле; везде объедки, валяется селедочная головка, которой полакомилась кошка. Кошка вообще часто встречается у Федотова, например, в его картине «Сватовство майора». Что еще мы видим? Видим, что повалилась посуда со стола, бутылки. То есть праздник был очень шумным. Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный. На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор - тогу. Голова кавалера в папильотках: это бумажки, в которые заворачивали волосы, а потом прижигали их щипцами через ту бумажку, чтобы прическу можно было уложить. Похоже, что все эти процедуры ему помогает совершать кухарка, талия которой, действительно, подозрительно округлилась, так что нравы этой квартиры не самого лучшего свойства. То, что кухарка в платке, а не в повойнике, головном уборе замужней женщины, означает, что она - девица, хотя девичий платочек ей тоже не полагается носить. Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги. Потому что хотя вообще орден, конечное, многое значит в жизни чиновника, но только не в жизни этого человека. Возможно, кухарка - единственная, кто знает правду про этот орден: что им уже не награждают и что кавалер этот упустил свой единственный шанс устроить жизнь как-то иначе. Интересно, что остатки вчерашней колбасы на столе завернуты в газету. Федотов предусмотрительно не указал, какая именно это газета - "Полицейские ведомости" московские или петербургские.

В сюжете и композиции картины отчетливо прослеживается влияние английских художников - мастеров бытового жанра.

Из картин Павла Федотова мне больше всех нравится "Свежий кавалер". У этой картины есть и другие названия: "Утро чиновника, получившего первый крестик" и "Последствия пирушки".
Всякий раз рассматриваю эту картину, словно вижу в первый раз. Она, как книга, всегда открывается мне по-новому. Но неизменно одно – впечатление. Удивляюсь, поражаюсь, восхищаюсь художником, который на небольшом куске холста смог сотворить этакое эпохальное произведение!

Федотов П.А. Свежий кавалер. 1846. Масло, холст. 48.2×42.5
Государственная Третьяковская галерея.

Пробую представить, как он маленькой кисточкой вырисовывал антураж картины, детали, лица... как сумел передать изображению собственные чувства! Бывает, и словами трудно выразить свою мысль, а здесь всё сказано лишь красками!

Стою перед картиной, смотрю на неё, замечаю, как к ней подходят люди. Одни молча рассматривают и идут дальше, это в лучшем случае. В худшем, когда останавливаются продвинутые любители живописи, а они часто ходят парами, и обмениваются не впечатлениями от картины, а своими знаниями, почерпнутыми из различных критических источников, чаще всего из заметок о живописи Владимира Васильевича Стасова.

Известный художественный критик 2-й половины 19 века Владимир Стасов в работе "25 лет русского искусства" (1882) вот так отозвался о "Свежем кавалере":
"Взгляните этому чиновнику в лицо: перед нами поднаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чем более не мыслящий, кроме того, что даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что хотите – и ни одна складочка на его лице из риноцеросовой шкуры не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь – все это присутствует на этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди".

Я очень уважаю и ценю Владимира Васильевича, соглашаюсь с его мнениями о множестве картин русских художников, но вот трактовкой "Свежего кавалера" я не согласна. Больше того – я протестую против неё. Где Стасов выглядел в картине доказательства тех негативных качеств, что приписал Свежему кавалеру?

Разве Свежий кавалер "продажный взяточник"? Был бы взяточником, не жил бы в бедности. Разве он "бездушный раб своего начальника"? Нет, это просто бездоказательное предположение Стасова. Где критик увидел "злость, чванство и пошлость"? Нет этого, иначе не устроил бы Свежий кавалер званую пирушку для товарищей. Свежий кавалер свиреп и безжалостен? Вряд ли свирепый и безжалостный человек приютил бы у себя отставного солдата, собаку, кошку и птичку. И потом, с чего Стасов взял, что у Свежего кавалера "риноцеросовая (носорожья) шкура"! Выдумка чистой воды.

Художественный критик Стасов не подумал, что люди всегда прислушиваются к мнениям авторитетных лиц, доверяют их мнению, знанию и с их слов начинают судить об увиденном (и даже о не увиденном).

"Свежий кавалер" Федотова – яркий тому пример. Со школы мы привыкли слышать, что Федотов в своих картинах обличает и бичует пороки общества, в котором живут чиновники, военные, купцы, аристократы... Так обучали наших учителей, и так же учителя обучали нас. Мы стали воспринимать людей, подобных Свежему кавалеру, карьеристами и приспособленцами, мы отказываем им в чисто человеческих чувствах, ибо мы заранее настроены на отрицание и осуждение. Чиновник, значит, бездушный бюрократ, имеет орден, значит, выслуживался и раболепствовал, завивает кудри, значит, легкомысленный повеса, не прибрано в комнате, значит, кутёжник и пьяница, дырявые сапоги, значит, лодырь.

Вооружённые стереотипами, мы отталкиваемся от них при оценке картины. В данном случае уместно вспомнить другую цитату из Стасова: "Сожалеть о них можно, но взыскивать с них мудрено. Они не виноваты, что им дали такое воспитание и приучили их с малолетства к такому образу мыслей, которые затушили у них всякую светлость и самодеятельность мысли".

Что видим мы при первом взгляде на картину "Свежий кавалер"? Видим в центре изображения подбоченившегося человека с орденом на халате; отмечаем выражение его лица; обращаем внимание на дырявый сапог, что тычет ему в лицо девушка; видим её насмешливое лицо; наблюдаем беспорядок в жилище, смотрим на кошку, которая дерёт и без того ободранный стул... Эти яркие детали формируются в нас чувство осуждения, к которому мы уже подготовлены.

Нельзя проходить мимо картин и нельзя осматривать их мельком. Любая картина любого художника требует к себе уважения через тщательное разглядывание. И, что важно, при этом надо доверяться собственным ощущениям и впечатлениям, а не судить с плеча, держа в голове чужое мнение.

Особенно такого бережного разглядывания требуют картины Павла Андреевича Федотова. Их надо рассматривать долго и внимательно, потому что у Федотова любая мелочь умеет говорить и объяснить сюжет. Это отмечал ещё Карл Брюллов, который очень хорошо отзывался о творчестве Федотова. Именно Брюллов вынес картинам Федотова, представленным на экзамене в Академии художеств, положительную оценку. Ещё ни об одном русском художнике Брюллов не отзывался столь лестно. Никто из профессоров не осмелился возражать великому Карлу, и Совет Академии художеств единодушно признал Федотова академиком по "живописи домашних сцен".

С лёгкой руки Стасова картина "Свежий кавалер" стала считаться классикой критического реализма. Каждый из последующих критиков добавлял к отклику Стасова несколько своих подтверждающих эту мысль слов. В монографии о художнике написано: "Федотов срывает маску не только с чиновника, но и с эпохи. Посмотрите, с каким превосходством, с какой иронией и трезвым пониманием действительности глядит на своего барина кухарка. Такого искусства обличения еще не знала русская живопись".

Я не думаю, что художник писал свою картину с позиций сурового гражданского обличения. Он не обличал своего героя, а сочувствовал ему, понимая его поведение. В письме к цензору М.Н. Мусину-Пушкину Федотов писал: "…там, где постоянно скудость и лишения, там выражение радости от награды дойдет до ребячества носиться с нею день и ночь. [Там, где] звезды носят на халатах, и это только знак, что дорожат ими".

Я считаю, что человек в центре картины - счастливый человек! И он не скрывает своего счастья. Пятнадцать лет службы наконец-то увенчались наградой, и пусть орден Станислава 3-й степени самый низший орден в иерархии имперских орденов, он вызывает неподдельное чувство радости у новоиспечённого кавалера. Орден для него – показатель его значимости: его заметили, выделили, наградили, значит, он не затерялся среди миллионов подобных чиновников, а на виду!

Свежий кавалер - служащий петербургской управы, а точнее - чиновник полицейского ведомства. Об этом можно судить по форменному мундиру с лацканами, висящему на спинке стула, и фуражке с красными околышем и кантом. А так же - по газете, лежащей на столе. Это "Ведомости С.-Петербургского Градоначальства и Столичной полиции" - подписная ежедневная газета городской управы Санкт-Петербурга.

Беспорядок в комнате – это последствия пирушки, что закатил Свежий кавалер у себя дома. Выпивка, угощение, веселье, гитара с порванными струнами – пирушка удалась на славу, это ясно читается на картине. Конечно, Федотов не обошёлся без усмешки – он изображает под столом ещё непроснувшегося после вчерашней обмывки ордена отставного солдата с георгиевскими крестами.

Георгиевский крест по статуту выше ордена Станислава, но, помещая георгиевского кавалера под стол, Федотов подчёркивает значимость ордена для Свежего кавалера, который считает свой орден главнее. И его можно понять.

Георгиевский орден давался за военные подвиги, но Свежий кавалер имеет право считать, что его тоже наградили за подвиги, только за трудовые. Мы можем представить, каков был труд у этого мелкого чиновника, если его выделили из общей чиновничьей массы и представили к награде!

У Федотова в картине нет мелочей, всё работает на раскрытие образа. Даже брошенная на пол книга может добавить выразительный штрих к портрету главного героя. Книга раскрыта так, чтобы зрители видели её автора и название: "Ф.Булгарин "Иван Выжигин".

Булгарина мы знаем, как объекта насмешек и эпиграмм А.С.Пушкина. Но Булгарин ещё и писатель. Он прославился книгой об Иване Выжигине. Герой романа Иван Выжигин – что-то вроде Остапа Бендера, плут, пройдоха, прислужник начальства и угодник людей у власти. Подстраиваясь под вышестоящих, такие люди урывают и себе кусочек счастья. Роман Булгарина был очень популярен в своё время, им зачитывались все слои населения, от мелких служащих до сановитых вельмож.

Помещая в картине развёрнутую книгу, Федотов даёт понять о путях получения ордена, то есть роман Булгарина был для будущего орденоносца своеобразным руководством к действию, что, как мы видим, возымело успех.

У Свежего кавалера цель в жизни: стать заметным. Для этого он использует разные способы, даже свою внешность: с утра пораньше он побрит, завит и ухожен (папильотки в волосах, щипцы для завивки волос, увеличительное зеркало для выщипывания волосков из носа). Он ещё не одет, но уже деятелен, полон воодушевления от полученной награды и желает одобрения и хвалы от присутствующих. Для этого встаёт в позу античного героя даже перед служанкой, выпячивает для важности губу и указывает пальцем на орден на халате – смотри, вот он я каков! И хоть служанка не разделяет его торжества и показывает ему прозаический сапог с протёртой подошвой, этим кавалера не устыдить, ведь не в сапоге счастье, а в оценке его служебного рвения. Наконец-то он достиг успеха!

К тому же никто не увидит изношенную подошву сапога, а орден – вот он, на виду. Для пущего удовольствия даже подтяжки заказаны в тон орденской ленты, и знак "15 лет безупречной службы" на служебном мундире надраен до блеска! К тому же награждение орденом Станислава любой степени предоставляло право потомственного дворянства – это ли не радость!

Сколько лет свежему кавалеру? На вид лет 30, столько было и самому Федотову, когда он писал картину. Возраст зрелого человека не мешает Свежему кавалеру по-ребячьи радоваться и от души гордиться наградой. Орден для него не только оценка его труда, но самоуважение и стимул к дальнейшему продвижению по службе (девиз ордена – "награждая, поощряет").

Ведь точно так же Павел Андреевич Федотов гордился получением своего первого чина на службе, брильянтовым перстнем с руки великого князя Михаила Павловича за акварель "Встреча великого князя". В этом нет ничего предосудительного и обличительного. Это естественные радости любого человека.

К тому же по статуту кавалерам ордена Св. Станислава 3-й степени полагалась пенсия в 86 рублей, а приобретение дворянского звания давало ряд преимуществ, таких, например, как освобождение от личных податей, рекрутской повинности, получение права на льготные заемные кредиты в банке и т.п. Многие орденоносцы получали ежегодное денежное вознаграждение, так называемые кавалерские пенсии, а также единовременные пособия.

Так как не радоваться "риноцеросовому" Свежему кавалеру, если орден улучшит его материальное положение и облегчит его существование!

На осеннюю академическую выставку 1849 года Федотов представил три картины: "Сватовство майора", "Разборчивая невеста" и "Свежий кавалер". На выставке было размещено 400 картин, но только перед картинами Федотова стояла толпа. Мнения, как всегда разделились, одни восхищались, другие негодовали.

В статьях о художественной выставке молодой, но уже известный поэт Аполлон Майков отозвался о Федотове, как о лучшем русском жанристе:
"По богатству мысли, драматизму положения, обдуманности подробностей, верности и живости типов. По необыкновенной ясности изложения и истинному юмору первое место должно принадлежать г-ну Федотову... Рассказывать подробнее содержание этих трёх картин – значило бы написать три повести, и притом пером Гоголя!"

Видел картины Федотова и 24-х летний критик Стасов. Что он подумал в том 1849 году о картине "Свежий кавалер" ? Вторил ли Майкову, говоря, что картины Федотова "создание чисто гоголевское по таланту, юмору и силе"? Или сказал, "как бы он удивился, я думаю, если бы ему кто-нибудь тогда сказал, что именно с него только и начнется настоящее русское искусство"?

Через три десятка лет, достигнув расцвета своей критической деятельности, Стасов стал резче во мнении о картине "Свежего кавалера" (см. цитату Стасова выше).

По зрелому Стасову "Свежий кавалер" уже не сценка из бытовой жизни мелкого чиновника, а грозное обличение существующего строя, о чём бедный Павел Андреевич даже не помышлял.

Расцвет критической деятельности Стасова относится к 1870 - 1880 годам. В это время он пользовался наибольшим общественным признанием и влиянием. Его суждения о художниках и музыкантах до сих пор служат приоритетной точкой в творческих спорах и дискуссиях. И никто не допускает ни тени сомнения в его высказываниях, хотя они всего лишь частное мнение. Смело высказанное, да ещё напечатанное и многократно повторенное личное мнение Стасова стало мнением многих, не умеющих мыслить самостоятельно.

Сторонники высокого искусства отрицательно отозвались о картинах Федотова и назвали его "главным представителем опасного направления в искусстве". ("Опасный бунтовщик хуже Пугачёва?") Конечно, ни Академия художеств, ни Русский отдел Эрмитажа картины Федотова после выставки не купили.
В данный момент картина "Свежий кавалер" находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

В заключение приведу цитату из того же Стасова: Федотов "умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким одарена была его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды".

Павел ФЕДОТОВ
СВЕЖИЙ КАВАЛЕР
(Утро чиновника, получившего накануне первый крестик)

1846. Государственная Третьяковская галерея, Москва

C вежий кавалер», или «Утро чиновника, получившего первый крестик» - картина, в которой Федотов впервые обратился к масляной технике. Возможно, именно поэтому работа над ней велась довольно долго, хотя замысел сложился уже давно, еще в серии сепий. Новая техника способствовала возникновению нового впечатления - полной реалистичности, материальности изображенного мира. Федотов работал над картиной так, как будто писал миниатюру, уделяя внимание мельчайшим деталям, не оставляя незаполненным ни одного фрагмента пространства (за это его впоследствии упрекали критики).

Действие происходит в тесной комнатушке, до отказа забитой сломанной мебелью, осколками посуды и пустыми бутылками. Федотов использует каждую деталь, чтобы обрисовать характер и привычки живущего здесь человека, вплоть до названия романа, который он читает («Иван Выжигин» Ф. Булгарина - довольно популярная в то время, но низкопробная книжка). На столе красноречиво красуются остатки вчерашнего «торжественного» ужина - графин с водкой, куски колбасы, огарок свечи с щипцами вперемешку с туалетными принадлежностями.

Под одним столом безмятежно спит собака, а под другим - не менее безмятежен - один из участников вчерашней пирушки, сонно наблюдающий за разворачивающейся перед ним сценой. Посреди же этого хаоса гордо возвышается фигура новоиспеченного орденоносца. Видимо, в своих мечтах «вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа», задрапировался в засаленный халат, как в античную тогу, и воображает себя ни много ни мало величайшим героем древности. Выставленная вперед нога, надменный взгляд, гордо поднятая голова… Он прямо-таки раздулся от гордости и чванства, и его совершенно не смущает, что облик его - в папильотках и несвежем халате - несколько не соответствует традиционному представлению об античном герое.

А кухарка демонстрирует своему хозяину прохудившиеся подошвы, вовсе не обращая внимания на новый орден. Она-то знает ему цену, и это она - подлинная хозяйка в этом доме. «Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь…» - так начинает Федотов стихотворное пояснение к своей картине, намекая на «неуставные отношения» чиновника и служанки.

Утро чиновника, получившего накануне первый крестик.
Набросок. 1844. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В комической сценке знаменитый критик Владимир Стасов усмотрел трагическое и даже страшноватое содержание: «Он свиреп и безжалостен, - пишет он о главном герое, - он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь - все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди».

Однако сам Федотов все же не так однозначно относился к своему произведению. Да, он резко высмеивает своего героя, но в то же время в чем-то оправдывает и жалеет его. Во всяком случае, сохранилось письмо Федотова графу Мусину-Пушкину: «…не естественно ли, что там, где постоянно скудность и лишения, там выражение радости награды дойдет до ребячества носиться с нею день и ночь».

Пожалуй, стоит поверить мнению Бенуа, считавшего, что, в сущности, Федотов всегда был со своими героями заодно…

«Свежий кавалер» Павла Андреевича Федотова – это первая картина маслом, которую он написал в своей жизни, первая законченная картина. И у этой картины очень любопытная история.

П.А.Федотов. Автопортрет. Конец 1840-х гг.

Павел Андреевич Федотов, можно сказать, зачинатель жанра в русской живописи. Родился он в Москве в 1815 году, прожил тяжелую, даже трагическую жизнь, а умер в Петербурге в 1852 году. Его отец дослужился до офицерского чина, потому мог записать свою семью в дворянство, и это позволило Федотову поступит в Московское кадетское училище. Там он впервые начал рисовать. И вообще – оказался невероятно талантливым человеком. Он обладал хорошим слухом, пел, музицировал, сочинял музыку. И во всем, что ему в этом военном заведении полагалось делать, он достигал больших успехов, так что закончил в числе четырех лучших учеников. Но страсть к живописи, к рисованию победила все остальное. Оказавшись в Петербурге – он по распределению служилв Финляндском полку, он сразу же записался в классы Академии художеств, где он начал рисовать. Тут важно упомянуть, что художеству начинали учить очень рано: девяти-, десяти-, одиннадцатилетних детей помещали в классы Императорской академии художеств. А Федотов был уже слишком взрослый, ему так и сказал сам Брюллов. И все-таки Федотов старательно и много работал, и в результате его первая законченная картина маслом (до этого были акварели, небольшие эскизы маслом) сразу привлекла к себе внимание, и о ней много писала критика.

П.А.Федотов. Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик. 1848. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Но как жили художники в то время? Ну, написал художник картину и, допустим, ее продал. А что потом? Потом он мог пойти к знакомому граверу и заказать ему гравюру со своей картины. Таким образом у него могло оказаться изображение, которое можно было тиражировать. Но дело в том, что за разрешением нужно было прежде обратиться в Цензурный комитет. И Павел Андреевич туда обратился после написания "Свежего кавалера". Однако в Цензурном комитете тиражировать и делать гравюры с его картины ему не разрешили. Препятствием послужил орден на халате героя – свежего кавалера. Это орден Станислава третьей степени. Тут надо рассказать немного о системе орденов, существовавшей на тот момент в России. Два польских ордена – Большого Белого орла и Станислава были включены в число орденов при Александре I в 1815 году. Сначала ими награждали только поляков, позднее стали награждать и русских. У ордена Белого Орла была только одна степень, а у Станислава – четыре. В 1839 году четвертую степень упразднили, и остались только три. Все они давали право на целый ряд привилегий, в частности, на получение дворянства. Естественно, получение этого самого низшего ордена в русской наградной системе, который тем не менее открывал большие возможности, было очень привлекательно для всех чиновников и членов их семей. Очевидно, что для Федотова убрать орден со своей картины значило разрушить всю созданную им смысловую систему.

В чем сюжет картины? Она называется «Свежий кавалер». Картина датирована художником 46-м годом, выставлялась она на выставках в 1848 и в 1849 годах, а в 1845 году, то есть за три года до того, как картину увидела публика, было приостановлено награждение орденом Станислава. Так что на самом деле, если это и кавалер, то совсем не свежий, раз после 45-го года такого награждения произойти не могло. Таким образом выходит, что столкновение названия «Свежий кавалер» с устройством русской тогдашней жизни позволяет раскрыть и свойства личности, здесь изображенной, и отношение самого художника к теме и герою своей работы. Вот что написал в своем дневнике Федотов, когда пришел из Цензурного комитета, о своей картине: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел, чем свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, и под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь». Так Федотов сам описал картину. Не менее интересно, как описывали эту картину его современники, в частности, Майков, который, посетив выставку, описывал, что кавалер сидел и брился – тут ведь есть банка с помазком – а потом вскочил внезапно. Это значит, что раздался стук падающей мебели. Еще мы видим кошку, раздирающую обивку стула. Следовательно, картина наполнена звуками. Но она еще наполнена и запахами. Неслучайно у Майкова возникла мысль, что на картине изображены и тараканы. Но нет, на самом деле их нет, это просто богатое воображение критика добавило насекомых в этот сюжет. Хотя, действительно, картина очень густо населена. Тут не только сам кавалер с кухаркой, тут и клетка с канарейкой, и собака под столом, и кошка на стуле; везде объедки, валяется селедочная головка, которой полакомилась кошка. Кошка вообще часто встречается у Федотова, например, в его картине «Сватовство майора». Что еще мы видим? Видим, что повалилась посуда со стола, бутылки. То есть праздник был очень шумным. Но посмотрите на самого кавалера, он тоже очень неопрятный. На нем драный халат, но запахнул он его, как римский сенатор – тогу. Голова кавалера в папильотках: это бумажки, в которые заворачивали волосы, а потом прижигали их щипцами через ту бумажку, чтобы прическу можно было уложить. Похоже, что все эти процедуры ему помогает совершать кухарка, талия которой, действительно, подозрительно округлилась, так что нравы этой квартиры не самого лучшего свойства. То, что кухарка в платке, а не в повойнике, головном уборе замужней женщины, означает, что она – девица, хотя девичий платочек ей тоже не полагается носить. Видно, что кухарка нисколько не боится своего «грозного» хозяина, она смотрит на него с насмешкой и показывает ему дырявые сапоги. Потому что хотя вообще орден, конечное, многое значит в жизни чиновника, но только не в жизни этого человека. Возможно, кухарка – единственная, кто знает правду про этот орден: что им уже не награждают и что кавалер этот упустил свой единственный шанс устроить жизнь как-то иначе. Интересно, что остатки вчерашней колбасы на столе завернуты в газету. Федотов предусмотрительно не указал, какая именно это газета – "Полицейские ведомости" московские или петербургские. Но ориентируясь на дату написания картины, мы можем точно сказать, что это – "Московские ведомости". Кстати, в этой газете о картине Федотова писали, когда он позднее посетил Москву, где выставлял свою картину и выступал вместе с известным драматургом Александром Николаевичем Островским.


Павел Андреевич Федотов был невероятно талантливым человеком. Он обладал хорошим слухом, пел, музицировал, сочинял музыку. Во время учебы в Московском кадетском училище достиг таких успехов, что оказался в числе четырёх лучших учеников. Однако страсть к живописи победила всё. Уже во время службы в Финляндском полку Павел записался в классы Императорской академии художеств под руководством профессора батальной живописи Александра Зауервейда.

Для учёбы он оказался уже слишком взрослым, о чём не преминул ему сказать другой преподаватель академии Карл Брюллов. В те времена художеству начинали учить рано, обычно в возрасте от девяти до одиннадцати лет. А Федотов давно перешагнул этот рубеж… Но он старательно и много работал. Вскоре у него стали получаться неплохие акварели. Первым произведением, выставленным на суд зрителей, стала акварель «Встреча великого князя».

Её тематику подсказала увиденная молодым художником встреча гвардейцев с великим князем Михаилом Павловичем в Красносельском лагере, которые радостно приветствовали высокую персону. Эти эмоции поразили будущего живописца и он сумел создать шедевр. Его высочеству картина понравилась, Федотову даже был пожалован бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам художника, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».

Однако учителя Павла Андреевича остались не довольны трудами начинающего художника. Они хотели получить от него вылощенность и вылизанность в изображении солдат, какую требовало от служивых начальство на майских парадах.

Один художник угадал другого

Федотову всё это было не по сердцу, за что и выслушивал постоянные замечания. Только дома он отводил душу, изображая самые обыденные сцены, освещённые добродушным юмором. В итоге то, чего не поняли Брюллов и Зауервейд, понял Иван Андреевич Крылов. Баснописец случайно увидел эскизы молодого живописца и написал ему письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за настоящее дело - за жанр. Один художник чутко угадал другого.

Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. Теперь трудно представить, как бы сложилась его судьба, если бы не послушал Ивана Андреевича. И не оставил бы художник такой же след в русской живописи, как Николай Гоголь и Михаил Салтыков-Щедрин в литературе. Он одним из первых живописцев середины XIX века решительно встал на путь критического реализма и начал открыто обличать пороки русской действительности.

Высокая оценка

В 1846 году художник написал первую картину в новом жанре, которую решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась «Свежий кавалер». Она ещё известна как «Утро чиновника, получившего первый крестик» и «Последствия пирушки». Работа над ней шла тяжело. «Это мой первый птенчик, которого я „нянчил“ разными поправками около девяти месяцев», - записал Федотов в дневнике.

Готовую картину вместе со второй работой - «Разборчивая невеста» он показал в Академии. И случилось чудо - Карл Брюллов, который до этого не особо привечал Павла Андреевича, дал его полотнам самую высокую оценку. Советом Академии его выдвинули на звание академика и назначили денежное пособие. Это позволило Федотову продолжить начатую картину «Сватовство майора». В 1848 году она вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой» появляется на академической выставке.

Следующая выставка вместе со славой принесла внимание цензуры. Было запрещено снятие литографий со «Свежего кавалера» из-за непочтительного изображения ордена, а убрать орден с картины без разрушения её сюжета было невозможно. В письме цензору Михаилу Мусину-Пушкину Федотов писал: «…там, где постоянно скудость и лишения, там выражение радости награды дойдёт до ребячества носиться с нею день и ночь. … звезды носят на халатах, и это только знак, что дорожат ими».

Тем не менее в просьбе разрешить распространение картины «в настоящем виде» было отказано.

«Свежий кавалер»

Вот что написал в своем дневнике Федотов, когда пришел из Цензурного комитета, о картине: «Утро после пирования по случаю полученного ордена. Новый кавалер не вытерпел, чуть свет нацепил на халат свою обнову и горделиво напоминает свою значительность кухарке. Но она насмешливо показывает ему единственные, но и то стоптанные и продырявленные сапоги, которые она несла чистить. На полу валяются объедки и осколки вчерашнего пира, и под столом заднего плана виден пробуждающийся, вероятно, оставшийся на поле битвы тоже кавалер, но из таких, которые пристают с паспортом к проходящим. Талия кухарки не дает право хозяину иметь гостей лучшего тона. «Где завелась дурная связь, там и великий праздник – грязь».

Кухарке в своей работе Павел Федотов отдал известную долю своей симпатии. Недурна собою, опрятная молодая женщина, с округлым простонародным лицом. Повязанный на голове платок говорит, что не замужем. Замужние женщины в те времена носили на голове повойник. Судя по животу, ждёт ребёнка. О том, кто его отец, можно только догадываться.

«Свежего кавалера» Павел Федотов впервые пишет маслом. Возможно, именно поэтому работа над ней велась довольно долго, хотя замысел сложился давно. Новая техника способствовала возникновению нового впечатления - полной реалистичности, материальности изображённого мира. Художник работал над картиной так, как будто писал миниатюру, уделяя внимание мельчайшим деталям, не оставляя незаполненным ни одного фрагмента пространства. К слову, за это его впоследствии упрекали критики.

Бедный чиновник

Как только не называли кавалера критики: «разнузданным хамом», «бездушным чиновником-карьеристом». По прошествии многих лет критик Владимир Стасов и вовсе разразился гневной тирадой: «…перед вами понаторелая, одеревенелая натура, продажный взяточник, бездушный раб своего начальника, ни о чём уже не мыслящий, кроме того, что тот даст ему денег и крестик в петлицу. Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице из риноцерсовой шкуры не дрогнет. Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена, как наивысшего и безапелляционного аргумента, вконец опошлившаяся жизнь».

Однако Федотов с ним был не согласен. Он называл своего героя «бедным чиновником» и даже «тружеником» «при малом содержании», испытывающим «постоянно скудность и лишения». С последним сложно спорить - интерьер его жилища, который одновременно спальня, кабинет и столовая довольно беден. Этот маленький человек нашёл себе кого-то ещё меньшего, над кем можно вознестись…

Он, конечно, не Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели». У него имеется небольшая награда, которая даёт право на целый ряд привилегий, в частности, на получение дворянства. Таким образом, получение этого самого низшего ордена в русской наградной системе было очень привлекательно для всех чиновников и членов их семей.

Свой шанс кавалер упустил

Благодаря Николаю Гоголю и Михаилу Салтыкову-Щедрину в русской литературе 1830-1850-х годов чиновник стал центральной фигурой. Его сделали едва ли единственной темой для водевилей, комедий, повестей, сатирических сцен и прочего. Над чиновником пусть и потешались, но ему сострадали и сочувствовали. Ведь его терзали сильные мира сего и он совсем не имел права голоса.

Благодаря Павлу Федотову стало возможным увидеть образ этого мелкого исполнителя на полотне. Кстати, сегодня тема, затронутая в середине XIX века, звучит не менее актуально. Но нет среди писателей Гоголя, способного описать страдания современного чиновника, к примеру, из управы, и нет Федотова, который с присущей ему долей иронии нарисовал бы чиновника местного уровня с благодарственным письмом в руках от другого чиновника, повыше его рангом. Денежные премии и серьёзные награды получает руководство…

Картина была написана в 1846 году. А в 1845-м было приостановлено награждение орденом Станислава. Так что вполне вероятно, смех кухарки, что отчётливо слышится с полотна, как раз свидетельствует о том, что разбитная девица знает всю правду. Им уже не награждают и «свежий кавалер» упустил свой единственный шанс изменить жизнь.

Жанры его картин разнообразны

Павел Федотов повлиял на ход развития изобразительного искусства и вошёл в историю, как талантливый художник, сделавший важные шаги в развитии русской живописи.

Жанры его картин довольно разнообразны, начиная от портретов, жанровых сцен и заканчивая батальными полотнами. Особым вниманием пользуются те, что написаны в свойственной ему стилистике сатиры или критического реализма. В них он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Эти полотна остроумны, и во время жизни мастера были настоящим откровением. Жанровые сцены, где высмеиваются пошлость, глупость и вообще разные стороны человеческих слабостей, в русском искусстве XIX века были новаторством.

Однако принципиальность художника наряду с сатирической направленность творчества вызвали повышенное внимание цензуры. В результате от Федотова стали отворачиваться ранее благоволившие ему меценаты. А тут ещё и со здоровьем начались проблемы: ухудшилось зрение, участились головные боли, он страдал приливами крови к голове… Отчего и характер изменился в худшую сторону.

Федотов умер забытый всеми, кроме друзей

Жизнь Федотова закончилась трагически. Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. А вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».

Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных. Государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Болезнь стремительно прогрессировала. Осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.

Похоронен он был на Смоленском православном кладбище в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.