Сергей николаевич толстой. Лев и николай толстые

Лев Николаевич Толстой – один из величайших писателей-романистов мира. Он является не только крупнейшим мировым литератором, но также философом, религиозным мыслителем и просветителем. Обо всем этом подробнее вы узнаете из данной .

Но вот в чем он действительно достиг успеха, – так это в ведении личного дневника. Эта привычка вдохновила его на написание своих романов и повестей, а также позволила сформировать большинство жизненных целей и приоритетов.

Интересен факт, что этот нюанс биографии Толстого (ведение дневника), было следствием подражания великому .

Увлечения и военная служба

Естественно, у Льва Толстого было . Он чрезвычайно сильно любил музыку. Самыми любимыми его композиторами были Бах, Гендель и Шопен.

Из его биографии явственно следует, что иногда он мог по несколько часов кряду играть на рояле произведения , Шопена, Мендельсона и Шумана.

Достоверно известно, что старший брат Льва Толстого – Николай, имел на него большое влияние. Он был другом и наставником будущего писателя.

Именно Николай пригласил младшего брата присоединиться к военной службе на Кавказе. В результате Лев Толстой стал юнкером, а в 1854 г. был переведен в Севастополь, где участвовал в Крымской войне до августа 1855 г.

Творчество Толстого

Во время службы у Льва Николаевича было довольно много свободного времени. За этот период он написал автобиографическую повесть «Детство», в которой мастерски описал воспоминания первых лет жизни.

Это произведение стало важным событием для составления его биографии.

После этого Лев Толстой пишет следующую повесть – «Казаки», в которой описывает свою армейскую жизнь на Кавказе.

Работа над этим произведением велась вплоть до 1862 г., и была окончена лишь после службы в армии.

Интересен факт, что Толстой не прекращал свою писательскую деятельность даже во время участия в Крымской войне.

В этот период из-под его пера выходит повесть «Отрочество», являющаяся продолжением «Детства», а также «Севастопольские рассказы».

После окончания Крымской войны Толстой уходит со службы. По приезду домой, он уже имеет большую славу на литературном поприще.

Его выдающиеся современники поговаривают о крупном приобретении для русской литературы в лице Толстого.

Будучи еще молодым, Толстой отличался высокомерием и упрямством, что хорошо заметно по его . Он отказывался принадлежать к той или иной философской школе, и однажды публично назвал себя анархистом, после чего решил уехать во Францию в 1857 г.

Вскоре у него появился интерес к азартным играм. Но длилось это недолго. Когда он проиграл все свои сбережения, ему пришлось возвратиться из Европы домой.

Лев Толстой в молодости

Кстати, страсть к азартным играм наблюдается в биографиях многих писателей.

Несмотря на все трудности, он пишет последнюю, третью часть своей автобиографической трилогии «Юность». Произошло это в том же 1857 г.

С 1862 года Толстой начал издавать педагогический журнал «Ясная Поляна», где главным сотрудником являлся он сам. Однако, не имея призвания издателя, Толстой сумел выпустить только 12 номеров.

Семья Льва Толстого

23 сентября 1862 года в биографии Толстого происходит крутой поворот: он женится на Софье Андреевне Берс, которая была дочерью врача. От этого брака родилось 9 сыновей и 4 дочери. Пять детей из тринадцати умерли в детстве.

Когда свадьба состоялась, Софье Андреевне было всего 18 лет, а графу Толстому – 34 года. Интересен факт, что перед женитьбой Толстой признался будущей жене в своих добрачных связях.


Лев Толстой с женой Софьей Андреевной

На некоторое время в биографии Толстого наступает самый светлый период.

Он по-настоящему счастлив, причем во многом благодаря практичности своей жены, материальному достатку, выдающемуся литературному творчеству и в связи с ним всероссийской и даже всемирной славе.

В лице жены Толстой нашёл помощницу во всех делах, практических и литературных. В отсутствие секретаря именно она по нескольку раз переписывала набело его черновики.

Однако очень скоро их счастье омрачается неизбежными мелкими размолвками, мимолётными ссорами и взаимным непониманием, которое с годами лишь усугубляется.

Дело в том, что для своей семьи Лев Толстой предложил своеобразный «план жизни», согласно которому он предполагал часть семейного дохода отдавать на бедных и школы.

Образ жизни своей семьи (пища и одежда), он хотел значительно упростить, при этом намеревался продать и раздать «всё лишнее»: фортепьяно, мебель, экипажи.


Толстой с семьей за чайным столом в парке, 1892 год, Ясная Поляна

Естественно, его супругу, Софью Андреевну, такой неоднозначный план явно не устраивал. На почве этого у них вспыхнул первый серьёзный конфликт, послуживший началом «необъявленной войны» за обеспечение будущего своих детей.

В 1892 году Толстой подписал раздельный акт и, не желая быть собственником, передал жене и детям всю недвижимость.

Надо сказать, что биография Толстого во многом необычайно противоречива именно из-за его отношений с женой, с которой он прожил 48 лет.

Произведения Толстого

Толстой является одним из самых плодотворных писателей. Его произведения масштабны не только по объему, но и по смыслам, которые он в них затрагивает.

Наиболее популярными произведениями Толстого считаются «Война и Мир», «Анна Каренина» и «Воскресение».

«Война и Мир»

В 1860-х Лев Николаевич Толстой со всем семейством живет в Ясной Поляне. Именно тут появился на свет его самый известный роман «Война и мир».

Изначально часть романа была напечатана в «Русском вестнике» под названием «1805 год».

Через 3 года появляются еще 3 главы, благодаря чему роман был полностью окончен. Ему было суждено стать самым выдающимся творческим результатом в биографии Толстого.

Как критики, так и общественность долго дискутировали о произведении «Война и мир». Предметом их споров были войны, описанные в книге.

Также остро обсуждались продуманные, но все же вымышленные герои.


Толстой в 1868 г.

Роман стал интересен еще и тем, что в нем были представлены 3 содержательных сатирических эссе о законах истории.

Среди всех прочих идей, Лев Толстой старался донести до читателя то, что положение человека в обществе и смысл его жизни, являются производными его ежедневной деятельности.

«Анна Каренина»

После того как Толстой написал «Войну и Мир», он приступил к работе над своим вторым, не менее знаменитым романом «Анна Каренина».

В него писатель внес множество автобиографических очерков. Это легко проследить, глядя на отношения Китти и Левина – главных персонажей «Анны Карениной».

Произведение печаталось частями в период между 1873-1877 гг., и было очень высоко оценено как критиками, так и обществом. Многие замечали, что «Анна Каренина» – это практически автобиография Толстого, написанная от третьего лица.

За свой очередной труд, Лев Николаевич получил баснословные по тем временам гонорары.

«Воскресение»

В конце 1880-х Толстой пишет роман «Воскресение». Его сюжет был основан на подлинном судебном деле. Именно в «Воскресении» четко обозначены резкие взгляды автора на церковные обряды.

К слову сказать, эта работа стала одной из причин, послуживших к полному разрыву между Православной церковью и графом Толстым.

Толстой и религия

Несмотря на то, что выше описанные произведения имели колоссальный успех, писателю это не доставляло никакой радости.

Он находился в депрессивном состоянии и переживал глубокую внутреннюю опустошенность.

В связи с этим, очередным этапом биографии Толстого стал непрерывный, практически судорожный поиск смысла жизни.

Изначально Лев Николаевич искал ответы на вопросы в Православной церкви, однако это не принесло ему никаких результатов.

Со временем он начал всячески критиковать как саму Православную церковь, так и вообще христианскую религию. Свои мысли по этим острым вопросам он стал публиковать в издании «Посредник».

Основная его позиция заключалась в том, что христианское учение хорошее, а вот сам Иисус Христос как будто и не нужен. Именно поэтому он решил сделать свой собственный перевод Евангелия.

Вообще религиозные взгляды Толстого были крайне сложными и запутанными. Это была какая-то невероятная смесь христианства и буддизма, приправленная различными восточными верованиями.

В 1901 году вышло определение Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом.

Это было постановление, в котором официально извещалось, что Лев Толстой более не является членом Православной церкви, так как его публично высказываемые убеждения несовместимы с таким членством.

Определение Священного Синода иногда ошибочно трактуют, как отлучение (анафема) Толстого от церкви.

Авторские права и конфликт с женой

В связи со своими новыми убеждениями, Лев Толстой хотел раздать все свои сбережения и отказаться от собственного имущества в пользу бедных. Однако его супруга, Софья Андреевна, выразила категорический протест в этом отношении.

В связи с этим в биографии Толстого наметился главный семейный кризис. Когда Софья Андреевна узнала, что ее муж публично отказался от авторских прав на все свои произведения (что, по сути, было их главным источником дохода), у них начались ожесточенные конфликты.

Из дневника Толстого:

«Не понимает она, и не понимают дети, расходуя деньги, что каждый рубль, проживаемый ими и наживаемый книгами, есть страдание, позор мой. Позор пускай, но за что ослабление того действия, которое могла бы иметь проповедь истины».

Разумеется, понять жену Льва Николаевича несложно. Ведь у них было 9 детей, которых он, по большому счету, оставлял без средств к существованию.

Прагматичная, рациональная и деятельная Софья Андреевна не могла позволить этому произойти.

В конечном счете, Толстой составил формальное завещание, передав права младшей дочери, Александре Львовне, которая полностью сочувствовала его взглядам.

При этом к завещанию прилагалась объяснительная записка, что на самом деле тексты эти не должны стать чьей-то собственностью, а полномочия по наблюдению за процессами берёт на себя В.Г. Чертков – верный последователь и ученик Толстого, который должен был забрать все сочинения писателя, вплоть до черновиков.

Позднее творчество Толстого

Поздние произведения Толстого представляли собой реалистичную беллетристику, а также рассказы, наполненные нравственным содержанием.

В 1886 г. появляется одна из самых знаменитых толстовских повестей – «Смерть Ивана Ильича».

Ее главный персонаж осознает, что большую часть своей жизни он потратил впустую, и осознание пришло слишком поздно.

В 1898 г. Лев Николаевич написал не менее известное произведение «Отец Сергий». В нем он подвергал критике собственные убеждения, появившиеся у него после своего духовного перерождения.

Остальные работы посвящены теме искусства. К ним относится пьеса «Живой труп» (1890) и гениальная повесть «Хаджи-Мурат» (1904).

В 1903 г. Толстой написал маленький рассказ, который называется «После бала». Он был опубликован лишь в 1911 г., после смерти писателя.

Последние годы жизни

Последние годы своей биографии, Лев Толстой был больше известен, как религиозный лидер и нравственный авторитет. Его мысли были направлены на то, чтобы оказывать сопротивление злу ненасильственным методом.

Еще при жизни Толстой стал кумиром для большинства . Однако, несмотря на все свои достижения, в его семейной жизни были серьезные изъяны, которые особенно обострились к старости.


Лев Толстой с внуками

Супруга литератора, Софья Андреевна, не соглашалась с взглядами мужа и испытывала неприязнь к некоторым его последователям, которые часто приезжали в Ясную Поляну.

Она говорила: «Как можно любить человечество, и ненавидеть тех, кто рядом с тобой».

Все это не могло продолжаться долго.

Осенью 1910 года Толстой в сопровождении только своего врача Д.П. Маковицкого навсегда покидает Ясную Поляну. При этом у него не было никакого определенного плана действий.

Смерть Толстого

Однако по дороге Л. Н. Толстой почувствовал себя плохо. Сначала он простудился, а потом болезнь обернулась воспалением лёгких, в связи с чем пришлось прервать поездку и вынести больного Льва Николаевича из поезда на первой большой станции рядом с населённым пунктом.

Этой станцией была Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область).

Слух о болезни писателя моментально распространилась на всю окрестность и далеко за ее пределами. Шесть врачей тщетно пытались спасти великого старца: болезнь неумолимо прогрессировала.

7 ноября 1910 года Лев Николаевич Толстой скончался в возрасте 83 лет. Его похоронили в Ясной Поляне.

«Душевно сожалею о кончине великого писателя, воплотившего во время расцвета своего дарования в творениях своих образы одной из славных годин русской жизни. Господь Бог да будет ему милосердный судья».

Если вам понравилась биография Льва Толстого, поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите биографии великих людей и просто обо всем – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

За эпическим четырёхтомником «Война и мир» (который сам автор называл «многословной дребеденью») и особенно за его интерпретацией в школьной программе затерялась истинная, мистическая личность Льва Толстого. Кем же он был – философом-вольнодумцем или через его мессианские озарения сквозила шизофрения? Если бы такой человек жил в средневековой Европе, его бы непременно сожгли как еретика, как сожгли в 1314 году магистра Ордена тамплиеров Жака де Моле. А Лев Толстой был не так далёк от тамплиеров, как можно подумать.

Лев Толстой – потомок крестоносца-тамплиера

Род матери Льва Толстого, М.Н. Волконской, восходил к князю Ярославу Мудрому. А основателем отцовского рода был рыцарь-тамплиер по имени Анри де Монс, также именуемый Индрис, в 1352 году прибывший на Русь, скрываясь от террора, развязанного против Ордена. После разгрома Ордена и казни его Магистра часть рыцарей скрылась в неизвестном направлении, увезя с собой часть орденских сокровищ и важнейшие документы, где рассказывалось об истоках христианства. Основная версия – что беглецы скрылись в Шотландии - осталась неподтверждённой.

По сообщению Черниговской летописи, приехал на Русь дворянин Индрис с двумя сыновьями Литвонисом и Зигмонтеном. С ними пришли 3 тыс. человек дружины. При крещении Индрис был наречён Леонтием, а сыновья – Константином и Фёдором. Впоследствии потомки Леонтия поступили на службу к Великому князю Московскому Василию Тёмному.

Другим известным потомком Индриса является маршал Михаил Тухачевский.

Толстой – «двоечник»

Начальное образование Толстой получил дома. Сначала его гувернёром был немец Ресельман, затем – француз Сен-Тома. В 1844 году Лев Толстой поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет (группа арабско-турецкой словесности). Несмотря на отличные результаты, студент попросту ничего не делал, и в конце концов был оставлен первокурсником на второй год. Тогда он перевёлся на юридический факультет, но и там проучился всего два года. Молодому дворянину претила любая информация, навязываемая извне, и учиться по общей программе он не мог, в то время как при самостоятельном обучении всегда добивался высоких результатов. В 1847 году Толстой покинул университет, так и не сдав экзаменов на степень. Зато молодой студент начал вести дневник, увлёкся этим занятием, и впоследствии именно из своих личных записей черпал многие сюжеты для своих произведений.

Будущий писатель – герой Севастопольской войны

Старший брат Толстого, Николай, служил в армии и убедил брата также поступить в армию в качестве юнкера. Братья вместе попали на Кавказ и принимали участие во многих стычках с горцами. Лев Николаевич заслужил Георгиевский крест, однако великодушно уступил его простому солдату, которому эта награда давала право на существенные льготы. В ноябре 1854 года Лев был переведён в Севастополь, где в течение десяти месяцев участвовал в Крымской войне. Он командовал артиллерийской батареей, присутствовал при штурме Малахова кургана. Во время активных сражений также написал биографическое произведение “Отрочество” и трилогию «Севастопольские рассказы», где размышлял о суровых и неожиданных путях войны. Книги оказались удачными, и их охотно взяли в печать для журнала «Современник», редактором которого был А.Н. Некрасов.

За участие в обороне Севастополя Толстой получил несколько наград, в том числе Орден Святой Анны 4-й степени и медаль «За защиту Севастополя».

«Бунтарская» система ценностей

Молодой писатель критически относился к существующим порядкам общественной жизни. Он видел, насколько несправедливо распределяются блага, и старался хоть как-то помочь людям.

Уже в 1849 году Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крепостных, там преподавал Фока Демидович – крепостной крестьянин. Нередко и сам Толстой проводил занятия.

Лев Николаевич не был зависим от чьего-либо одобрения. Он выступал против церковных злоупотреблений, а ритуалы называл колдовством. В результате его отлучили от Церкви, и до сих пор его яростно осуждают в качестве «грешника», «богохульника», «бесноватого» и «духовного самоубийцы». Однако по своим поступкам и высказываниям русский писатель был гуманистом, и не зря его сравнивают с Махатмой Ганди. Безусловно, заблуждения у Толстого тоже имелись, главным образом по причине пробелов в знании истории, но этот человек находился в искреннем поиске верного пути и всегда был честен с собой и с другими.

Существует версия, что Толстой не только требовал религиозных реформ, он ещё и замахивался на создание собственной религии. Он хорошо знал основы учений масонства и всевозможных сект, а также Талмуд и Коран. Эта информированность также была поводом для обвинения его в богохульстве.

В 1889 году Толстой писал в своём дневнике: «Созревает в мире новое миросозерцание и движение, и как будто от меня требуется участие - провозглашение его. Точно я для этого нарочно сделан тем, что я есмь с моей репутацией, - сделан колоколом». «Ночью слышал голос, требующий обличения заблуждений мира. Нынешней ночью голос говорил мне, что настало время обличить зло мира... Нельзя медлить и откладывать. Нечего бояться, нечего обдумывать, как и что сказать».

Толстой написал письмо-обращение царю Николаю II, где назвал его братом. В письме он требовал изменения существующего порядка и предупреждал, что в противном случае последуют великие несчастья для страны и общества. Указывал, что из-за религиозных и политических гонений тюрьмы переполнены, народ голодает и правительством недовольны буквально все слои населения. Пророчески привёл фразу короля Людовика XV: «После нас хоть потоп». Да, во Франции в результате бездумного правления произошла революция, Людовик XVI и Мария Антуанетта были казнены на гильотине, и в стране пролились реки крови.

«Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им». «Единственное средство … дать народу возможность высказать свои желания и нужды … исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинству его».

Однако при всех своих моральных качествах Николай II был слишком безволен и зависим от своего окружения и не последовал советам писателя, который оказался провидцем.

Могила без креста

Толстой завещал похоронить его без отпевания, в простой могиле без креста: просто «зарыть тело так, чтобы оно не воняло». Эта фраза русского писателя перекликается с аналогичным высказыванием древнегреческого мудреца Демонакта, который на вопрос, какие распоряжения он отдаст о своём погребении, ответил: «Не хлопочите. О моём погребении позаботится запах».

На могиле Толстого вскоре после его смерти произошёл случай, который послужил поводом для нового всплеска разговоров о его демонической сущности. Сюда постоянно приезжали ученики, последователи и почитатели таланта великого писателя - к большой досаде ортодоксальных верующих, которые констатировали, что его могила стала объектом религиозного почитания. 28 августа 1911 года группа учеников Толстого возложила на могилу цветы. Десятилетний сын одного из них, Бирюкова, нагнулся, чтобы поправить их, и вдруг громко вскрикнул. Отец с ужасом увидел, что правая рука ребёнка обвита крупной гадюкой, укусившей мальчика.

Этот случай опять-таки был расценен как мистически-злобный отголосок души писателя. Однако гадюки нередко селятся на могилах: их там меньше трогают, и, естественно, защищают своё потомство от возможных посягательств.

Потомки писателя

К числу потомков писателя принадлежат несколько талантливых и выдающихся современников. В России проживает Владимир Ильич Толстой – советник президента России по вопросам культуры. Именно он является организатором сохранения наследия своего предка.

Фёкла Толстая – известная российская журналистка. Окончила МГУ, владеет пятью языками.

Пётр Толстой – также журналист, его отец с семьёй вернулся в Россию из эмиграции в 1944 году.

Дмитрий Толстой живёт в Париже и владеет фотостудией. Он является автором серии фоторабот, посвященных Ясной Поляне.

Шведскую ветвь Толстых основал с ын Льва Николаевича - Лев Львович: он был вынужден по состоянию здоровья обратиться к шведскому врачу Вестерлунду. А потом влюбился в его дочь Дору и женился на ней.

Их потомки: Андрей Толстой, один из самых известных оленеводов Скандинавии. Виктория Толстой (именно так, не склоняя) – джазовая певица, которая побывав на исторической родине, рассказывала: « Когда несколько лет назад я была в Москве, побывала в Доме-музее Толстого. Помню, я увидела там портрет дамы из рода Толстых и была поражена, насколько эта молодая женщина из прошлых веков похожа на меня! Тогда я впервые реально ощутила свою причастность к роду Толстых: как многое нас связывает и объединяет на самом глубоком генетическом уровне!»

Илария Штилер-Тимон живёт в Израиле и преподаёт итальянский язык. Она является правнучкой старшей дочери Льва Толстого - Татьяны Сухотиной-Толстой.

Лев Николаевич Толстой

Ответы к стр. 74 — 75

Лев Толстой
Два брата

В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть.
Одною осенью поспел у них хлеб, они убрали и поделили поровну зёрна.
Пришла ночь. Лёг старший брат; не спится ему. Он думал: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду и подложу ему своих зёрен». Так и сделал.
Не спалось ночью и младшему брату. Он думал: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы-то с женой молодые; дети нам на помощь растут; а брат с женой одинокие, постарше нас. Надо ему хлеба от себя прибавить». Задумал и сделал.
Днём смотрят братья: зерна не убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали.
И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал.
С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой старости.

1. Проталинки
Перечитайте первый абзац сказки. Впишите пропущенные слова.

В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли . У старшего брата детей не было; у младшего было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно , что любо было на них смотреть.

2. План
Есть ли ошибка в плане? Если есть, укажи её.

3 ∗ . Соответствие
Подберите пословицы, которые подходят к этой сказке. Запишите.

Что людям пожелаешь, то и сам получаешь.
Доброе братство милее богатства.
Не надобен клад, коли в семье лад.

4. Модель

У Льва Николаевича было три брата и одна сестра. Когда он родился, Николаю, старшему брату исполнилось 7 лет. О нем мы узнаем из воспоминаний писателя о своем детстве, а именно из истории о "муравейном братстве".

Николай сказал детям, что он знает некую тайну. Когда она раскроется, все люди будут жить дружно и счастиво, не будет бед и войн, все станут "муравейными братьями". Эту тайну он записал на зеленой палочке и зарыл ее у оврага.

По этой легенде мы и судим о том, каким был Николай.

Какие выводы мы можем сделать, основываясь на тексте о "муравейных братьях"

  1. Николай - очень добрый ребенок с невероятно широкой душой. Он желает счастья всем и переживает за судьбу поколения. Возможно, ему пришла в голову такая светлая мысль, потому что его переполняло чувство ответственности за своих младших братьев и сестру. Ведь мама Льва Николаевича умерла после рождения дочки, и дети были одиноки.
  2. Тайна зеленой палочки говорит о богатом воображении и творческой натуре Николая. Он собирал детей в выстроенном из стульев домике, часами мог рассказывать придуманные им истории. Иногда раздавал ребятам роли и организовывал детский театр. Когда вырос, Николай даже написал приключенческую повесть "Пластун", которая была опубликована в журнале "Красная новь".
  3. Николай был очень хорошо воспитан, умен, дети тянулись к нему, как к наставнику. Такой брат - достойный образец для подражания.

Самое главное

Эта легенда приводится в учебнике литературы, для того чтобы впоследствии вы, школьники, поняли, откуда в рассказах, повестях, романах Толстого столько любви к людям. Сам писатель признавался, что все его творчество - это поиск той самой зеленой палочки с тайной. Благодаря своему брату Николаю, Толстой сформировался как писатель -гуманист, т.е. тот, кто любит людей. И уже саму жизнь считает подарком небес. Позже практически в каждой книге Толстого вы увидите большую дружную семью, где много ладящих между собой детей, заботливая мама и отец-покровитель.

27.06.2007 16:32

Николай Толстой, старший в семье, сыграл большую роль в становлении писателя Льва Толстого. В своей статье «Николай Толстой - собрат писателя по перу» Е.В. Белоусова пишет, что Николай был вдохновителем первой пробы пера и собратом в творчестве Льва Толстого.

Действительно, Лев Николаевич пишет о брате: «Мало того, что это один из лучших людей, которых я встречал в жизни, что он был брат, что с ним связаны лучшие воспоминания моей жизни, - это был лучший мой друг» Для младшего брата он был своеобразным ориентиром, на которого он равнялся в этой непростой жизни. Ориентир этот излучал любовь, которая распространялась на всех без исключения. Это первые 32 года жизни связаны так прочно с братом Николенькой. Без него он проживет еще полвека, но не встретит никого с таким притягательным характером.

Начало творческой жизни Льва тесно связано с Николаем. Именно по его совету он поехал на Кавказ к нему в гости. Кавказ стал колыбелью творческого вдохновения для братьев, как и для А.Пушкина, М.Лермонтова и других известных поэтических талантов России. Писать они начали одновременно. В 1852 году читатели уже имели возможность познакомиться с повестью Л.Толстого «Детство», а о том, что и Николай тоже пишет, знал только младший брат Лев, который поддерживал и поощрял творческие замыслы брата. Уже в 1857 году читатели имели возможность познакомиться с его творчеством.

Исследователей привлекает не его творчество, а совсем другие человеческие качества: это был человек с редчайшими качествами души, которыми Лев Николаевич восхищался всю жизнь. Николай Николаевич любил людей и никогда никого не осуждал. Вдуматься только: любовь к ближнему, неосуждение и смирение - редкие качества человека во все времена. Именно таким описывают его все, кто хорошо знал. В конце своего жизненного пути Лев Николаевич вспоминал свою мать и старшего брата: «У них обоих было очень мне милое свойство характера... - равнодушие к осуждениям людей и скромность, доходящая до того, что они старались скрыть те умственные, образовательные и нравственные преимущества, которые они имели перед другими людьми» Именно из воспоминаний писателя нам известно о следующей их добродетели: «У обоих была еще другая черта, обуславливающая, я думаю, их равнодушие к суждению людей, - это то, что они никогда, именно никогда и никого - это я уже верно знаю про брата, с которым прожил половину жизни, - никогда никого не осуждали», - писал он. Это, действительно, такая добродетель, открывающая врата Рая. Писатель встречался с такими праведниками на страницах священных Писаний.

Об одном таком монахе есть рассказ в «Житиях Дмитрия Ростовского» Старец во сне увидел одного своего монаха среди святых в лучшем месте Рая. Старец спросил, чем же заслужил не очень воздержанный монах такие почести в Раю? Ему ответили: «Он никогда не осудил никого». И Лев Толстой делает свои выводы: «Если бы были такие награды, я думаю, что мой брат и моя мать получили бы их».

Николай Толстой прослужил на Кавказе 12 лет, до 1857 года, участвовал во многих военных экспедициях, дважды награжден орденом Анны и дважды отмечен царскими благодарностями. В то же самое время по собственным словам, младший брат «... жил очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели». И, конечно же, старший брат не мог равнодушно взирать на такое положение вещей и забрал его с собой.

Первая же Кавказская дневниковая запись выражает недоумение и разочарование: «Как я сюда попал? Не знаю. Зачем? Тоже»

Буквально через две недели, 11 июня он запишет в своем дневнике: «Вчера я почти всю ночь не спал, пописавши дневник, я стал молиться Богу. - Сладость чувства, которое испытал я на молитве, передать невозможно... Благодарю его за минуту блаженства, которая показала мне ничтожность и величие мое. Хочу молиться, но не умею, хочу постигнуть, но не смею - предаюсь в волю Твою»

Вот таким чувством сладости молитвы было озарено начало Кавказской жизни братьев. Сам Господь Бог руководил действиями Льва, об этом Божественном влиянии на его судьбу, на принятие им различных судьбоносных для него решений неоднократно указывал в своих дневниковых записях Лев Николаевич.

А.А. Стахович писал, что на Кавказе в отряде, во время экспедиции, Лев и Николай начали вспоминать свое детство. Воспоминаниям этим не было конца. Вследствие этого ночного разговора и была написана первая книга Л.Толстого повесть «Детство». Выходит, именно Николай толкнул брата на эту идею.

Идет страшная война, но она мало занимает воображение льва Николаевича. Он больше интересуется людьми, среди которых они вращаются, их взаимоотношения с братом. Больше всего его интересует то уважение, которое имеют к брату офицеры. Он пишет брату Сергею: «Николенька здесь на отличной ноге: как начальники, так и офицеры товарищи все его любят и уважают. Он пользуется сверх того репутацией храброго офицера». Пользоваться такой репутацией на Кавказе означало многое. Когда каждый куст, каждое дерево таило за собой опасность, когда по пути следования воины имама Шамиля могли появиться в любом месте и в любое время, проявлять бесстрашие, было дано не каждому. Вот в такой обстановке происходило становление характеров братьев. В одной из таких экспедиций ядро, выпушенное из ствола пушки чеченцев, попало в колесо той пушки, которую наводил фейерверкер Лев Толстой. Малейшее отклонение чеченской пушки в любую сторону и Левушка был бы убит.

Впечатления, полученные от этих экспедиций, легли в основу повестей «Набег» и «Рубка леса». Мы писали о гуманистической основе повести «Набег», где Лев Николаевич осудил это войну, которая убивала людей с обеих сторон, где на примере истории семейства Джеми, показана, на чьей же стороне правда. Сегодня хотим подчеркнуть, что наиболее привлекательный персонаж повести капитан Хлопов, который вобрал в себя все лучшие черты русского офицерства, во многом схож с Николаем.

После кропотливой работы была закончена работа над повестью «Детство». И окончательно судьбу книги и не только одной книги, должен был решить Николай. Л.Толстой пишет в дневнике: «Пошлю ли я или нет, это сочинение? Я не решил. Мнение Николеньки решит это дело»

У Николая был врожденный талант сочинителя. Л.Толстой пишет: «Качества... писателя, которые у него были, было, прежде всего, тонкое художественное чутье, крайнее чувство меры, добродушный веселый юмор, необыкновенное, неистощимое воображение и правдивое, высоконравственное мировоззрение, и все это без малейшего самодовольства», Единственной помехой для развития данного таланта была лень писать.

Опять дневниковая запись Л.Толстого от 29 октября 1852 года: «Николенька пришел ко мне и читал мне свои записки об охоте. У него много таланта. Но форма нехороша. Пусть он бросит рассказы об охоте, а обратит больше внимания на описание природы и нравов: они разнообразнее и очень хороши у него».

Во время затишья, когда братья возвращались в станицу Старогладовскую, старый казак Епифан Сехин, у которого на квартире жил Николай, приглашал братьев на охоту, рассказывая им свои бесконечные рассказы о казаках, абреках, и через некоторое время все эти картины находили отражение в произведениях братьев. Кстати, в февральском номере за 1857 год в журнале «Современник» вышел цикл автобиографических очерков Николая «Охота на Кавказе». По поводу этих очерков И. И. Панев писал И.С. Тургеневу: «Толстой доставил... драгоценную, капитальную вещь своего брата «Охота на Кавказе. Мы упивались, читая ее с Боткиным. Какая простота, грандиозность картин, какое величие природы - чудо.

Два брата живя рядом, окружающее воспринимали по-разному. Льва интересует человек, с его богатым внутренним миром, переживаниями..., а Николая - только богатая, мирная Кавказская природа, с ее флорой и фауной. С первой строки своих очерков Николай убеждает нас в том, что «Кавказ по множеству дичи, по разнообразию местности и климата, одна из интереснейших стран. В свете для охотника». Очень интересно описаны обычаи и традиции чеченцев, черкесов, ногайцев, гребенских казаков. Колоритная фигура Епифана Сехина стала предметом описания под именем Епишки в «Охоте на Кавказе» у Николая и под именем Ерошки в повести «Казаки» у Льва. Вот каким его видел Николай Толстой: «Это чрезвычайно интересный, вероятно, последний тип старых гребенских казаков. В свое время, т.е. во время своей молодости, Епишка, по собственному его выражению, был молодец, вор, мошенник... Старик этот замечателен еще и тем, что он нимало не хвастун: рассказывая свои приключения, он никогда ничего не прибавит, передает просто все, как было дело... Он от природы очень умен и имеет большой дар слова».

В поле зрения братьев попал и другой житель гор - чеченец Гирей-Хан. В очерках Николая он виртуозный охотник; в «Казаках» - хитрый и лукавый кунак Лукашки.

Вероятно, у Николая были и другие произведения. О них мы знаем только по дневниковым записям Льва Николаевича. За 13 июня 1856 года читаем запись: «Читал прелестнейший рассказ «Чеченка» Николеньки. Вот эпический талант громадный». На следующий день запись: «Читал Николенькин рассказ, опять заплакал».

Мало сведений о написании повести Николая «Пластун». В 1926 году при подготовке к ее изданию А. Е. Грузинским она получила название «Не помнящий родства нищий полуразбойник». Интересна она тем, что в ней Николай Николаевич затронул тему, которая прозвучала ранее в повести «Набег» Льва Николаевича о противоестественности войн и убийств: «Зачем, думал я, русские приходят воевать сюда с горцами, зачем? Видно, люди нигде не могут жить спокойно... И в горах тоже, тоже война, ссоры и убийства?»

Такие параллели, особенно в описании картин охоты, у братьев встречаются довольно часто. После выхода в отставку Николай Николаевич поселился в своем имении Никольс-кое-Вяземское и посвятил свою жизнь охоте. В гости к нему часто приезжали известные писатели, поэты России, чтобы вместе поохотиться и поговорить, обсудить новые книги. После отставки болезнь-чахотка - начала прогрессировать. И.Тургенев, узнав о болезни друга, записал: «Неужели этот драгоценный, милый человек должен погибнуть?».

Время болезни Николая совпало со временем работы Льва Николаевича над рассказом «Три смерти». После разговора с братом, Лев Николаевич записывает: «Николенька советует дерево оставить». Это было связано с тем, что в очерке «Пластун» его главный герой размышлял так: «Может быть, я умру, как умирает дерево, срубленное под корень или вырванное ветром...»

Больного Николая Николаевича повезли на лечение за границу. Последние три дня с умирающим братом провел Лев Николаевич. Николай знал, что скоро умрет, как молодое дерево, срубленное в расцвете лет. А что будет с душой? В очерке «Пластун» он высказал чисто православный взгляд на бессмертие души: «Мне кажется, что, когда я умру, я не перестану видеть и чувствовать все, что я теперь чувствую, что я буду любить то, что я теперь люблю... Видно, Бог вложил мне эту мысль, и Он мне это откроет только после, когда я умру...»

Л.Толстой писал своей тетушке Т.Ергольской: «Он умер так, как я бы желал умереть: спокойно, кротко и прекрасно».

Лев Николаевич всю жизнь боготворил старшего брата, который сыграл в его жизни большую роль. В настоящей статье невозможно описать все из совместной жизни братьев на Кавказе. Мы намерено опустили факты отношений братьев с Садо Мисербиевым и его друзьями. Об этом писано немало, напишем и еще. О таких людях не забывают никогда. Люди, сделавшие даже в годы страшной войны все, чтобы народы Чечни и России жили в мире и согласии. Все бы сделал, чтобы донести до сознания нерадивых политиканов нынешнего времени слова братьев Толстых: «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?»

Яркую жизнь прожили братья, о Николае широкий читатель знает мало, но Лев Николаевич поднялся до таких высот, дай Бог каждому. Единственно тем, что проповедовал добро и любовь к ближнему...

Х.Загибов

Использованная литература: статья Е.В. Белоусовой «Николай Толстой - собрат

писателя по перу», Толстовский ежегодник за 2002 год. ГМТ