Анализ «Алые паруса» Грин. Особенности сюжета и композиции Композиция произведения алые паруса

Повесть, над которой Александр Грин трудился несколько лет. Первые записи по этому произведению датируются 1916 годом. На создание романтической истории юной девушки Ассоль и капитана Грея автора натолкнула увиденная им в витрине магазина игрушечная лодочка с белым шелковым парусом. Грин подумал, а что будет, если заменить цвет паруса, сделать его алым, таким ярким и ликующим? И вот уже писатель трудится над созданием своего замысла. Опубликованы «Алые паруса» в 1923 году, у них есть и адресат посвящения - вторая жена Грина, Нина.

2. Жанр произведения. Признаки жанра.

Жанр произведения – повесть-феерия. Докажем, что «Алые паруса» - повесть. Об этом свидетельствуют следующие характеристики: большой объем произведения, разветвленная система образов, несколько сюжетных линий. Признаки же, относящие данное произведение к феерии, таковы: торжество добра над злом, волшебные события, сказочные герои.

3. Название произведения и его смысл.

Алые паруса – символ мечты, надежды на ее исполнение. Традиционно паруса белого цвета, в этом же произведении они имеют свое особенное значение: победу добра надо злом, радость и ликование душ, обретших, наконец, счастье.

4. От чьего лица ведется повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Если говорить о теме этого произведения, то можно отметить несколько ее разветвлений: автор повествует о сбывшейся мечте, о жизненных перипетиях людей, не похожих на остальных, не таких, как все, отличных от толпы, о выборе жизненного пути.

Ну а главной проблемой этого произведения становится противостояние реальности и мечты и, соответственно, жителей Каперны и семьи Лонгрена, а точнее его мечтательной дочери Ассоль.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Повесть «Алые паруса» начинается с описания детства главной героини. Завязкой же сюжета является встреча девочки в восьмилетнем возрасте с собирателем сказок Эглем. Именно он делает предсказание, исполнения которого Ассоль ждет на протяжении всей своей юности.

Это же предсказание становится продолжением конфликта между жителями Каперны и семье Лонгрена. начат он был тогда, когда старый моряк не помог трактирщику Меннерсу, его лодку унесло в шторм в открытое море. Теперь же конфликт разыгрался с новой силой: Ассоль высмеивали, считали чудачкой, а некоторые попросту сумасшедшей.

Ключевые эпизоды повести: встреча с собирателем легенд, встреча Грея со спящей Ассоль, рассказ о девушке в трактире Меннерса, корабль с алыми парусами у берегов Каперны.

7. Система образов произведения.

Главные персонажи повести: мечтательная , воспитанная угрюмым и замкнутым отцом по имени Лонгрен, капитан , богатый наследник, получивший от родителей все, чего хотел, добившийся всех поставленных целей.

8. Композиция произведения.

Повесть состоит из семи глав, каждая из которых завершена и позволяет сделать определенные выводы.

9. Художественные средства, приемы, раскрывающие идею произведения.

Идею произведения мы видим в исполнении мечты. Автор показывает, как вера помогает, приводит к желаемому. И главным художественным средством, отражающим ее, становится символичный образ алых парусов.

10. Мое читательское восприятие произведения.

Повесть не оставляет равнодушным. Она позволяет понять, что исполнение мечты возможно, если сильно верить, ждать, не сомневаться и не обращать внимания на окружающих.

В основе произведения используется два главных образа. Юная девушка Ассоль еще в детстве потеряла мать и живет с отцом, который зарабатывает продажей собственноручно сделанных игрушечных корабликов. Случайно девушка встретила Эгля - сказочника. Он пообещал, что однажды в порт зайдет корабль под алыми парусами с принцем на борту, которой преодолел долгий путь, чтобы найти Ассоль и забрать с собой. Ассоль была очень несчастна, так как никто в городе с ней не общался, все считали ее сумасшедшей. Слова сказочника стали для нее маяком. Она мечтала и ждала исполнения своих грез.

Артур Грэй воспитывался в зажиточной семье и с юных лет мечтал стать капитаном. Пятнадцатилетним юношей он сбежал из дома и в течение четырех лет плавал по морям простым матросам, постигая морские науки. Он приобрел корабль, стал капитаном и его мечта осуществилась. Грэй случайно увидел Ассоль, и узнав позднее о ее грезах, он поднял над своим кораблем алый парус, зашел в порт, на берегу которого его ждала девушка и увез ее, как и прорицал Эгль. Все жители города считали Ассоль сумасшедшей за ее мечты, над ней насмехались, но ее мечта исполнилась, произошло чудо, в которое она верила и которого ждала.

Автор использовал характеристику героев лишь настолько, насколько было необходимо, чтобы читатель смог увидеть целостную картину, так как в повести человеческие качества не являются главными. Основная тема повести - надежда. Возможно, именно это чувство спасло в свое время самого автора, который претерпевая заключение и ссылку, сохранил в себе живое сердце, надеющееся на лучшее. Александр Грин в данном произведении говорит о том, что всегда нужно оставлять в своей жизни место чуду, даже если окружающие этого не воспримут.

Изначально автор задумывал создать историю об алом парусе, которая бы развернулась на берегах Невы в охваченном революцией Петрограде. В этой обстановке цвет паруса стал бы символикой революции. Но возможно именно то, что события рассказа касаются обыкновенного городка, в котором люди достаточно глупы и беспечны, чтобы утратить надежды, дало возможность показать важность надеж в любое время. Надеяться на избавление во время войны естественно, а будни производят с человеком такие метаморфозы, что в погоне за выгодой и мирскими благами легко лишиться собственного "я", своих грез и доброты к людям. Таким было население Каперны и за доброе, отзывчивое сердце Ассоль, за ее надежды на лучшее ее не любили.

Каждый из нас, не смотря на мнение мира должен оставаться верен своей мечте, и это станет залогом ее исполнения. Вера, надежды и грезы - это то, что может помочь человеку, даже если весь мир поднялся против него. Автор не призывает погрузить в мир фантазий, он говорит о том, что в мире реальных вещей всегда нужно оставлять место для сказок и чудес. Мечты сбываются - это не требует доказательств.

Введение

У каждого человека есть способность мечтать. Если у него отнять эту возможность, то уйдёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, творчество, науку и желание борьбы во имя светлого будущего. Именно поэтому всегда будет актуальным обращение юношества к творчеству писателей, которые умеют мечтать. Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным и искусственным только человеку, нищему духом и фантазиями. Читать Грина можно и нужно не только детям, но и взрослым. Его произведения вызывают волнение и переживания – источник высоких человечных страстей. Творчество писателя не дает успокоиться и показывает всегда новые, искрящие дали, другую жизнь, он волнует и заставляет страстно желать этой жизни. По этой причине в наше время надо читать произведения А. Грина. А если забыть о мечте и перестать мечтать о ней, то жизнь станет совсем неинтересной и грустной. Не к чему будет стремиться, и люди станут совсем иными – мрачными, скучными, скупые душой.

Цели моей квалификационной работы:

1. Постановка спектакля по повести А.Грина «Алые паруса».

2. Проверка на практике своих знаний по мастерству актера, режиссера и педагога.

Задачи моей квалификационной работы:

2. Произвести режиссёрский анализ пьесы.

3. Найти тему, идею и конфликт спектакля.

4. Определить сверхзадачу, сквозное действие и «зерно» спектакля.

5. Найти художественный образ спектакля.

6. Определить жанр и стиль спектакля.

7. Отобрать режиссёрские средства выразительности.

8. Отобрать актёрские средства выразительности.

I. Режиссерский анализ повести А.Грина «Алые паруса»

Первое впечатление от прочитанной пьесы

Несправедливость

Ранимость

Философия

Сказочность

Зависть

Чёрствость

Жестокость

Задумчиво

Красочность

Романтика

Целеустремленность

Красный цвет

Надежда

Поветь «Алые паруса» очень вдохновляет, даёт полёт фантазий и реальность мечты. Она помогает поверить в то, что можно и нужно бороться за свою мечту, не предавать ни себя ни её. Идти за ней до конца не бросая её несмотря ни на что. Человека сам творец своего счастья и об этом не стоит забывать.

Обоснование выбора пьесы

Грина следует читать вдумчиво и осмысленно, иначе ларчик тайн и загадок останется закрытым для читателя. Отзываясь на заботы своего современника, Грин писал и для будущего. Произведение которое я выбрала - одно из главных для писателя. Мир «алых парусов» - светлый, манящий неистово сверкающий. Грин использует большое количество красок для описания героев, природы и окружающего мира. Интерес к цветовым образам, чистоты главного героя, полёт мечты и фантазий этого произведения повлиял на мой выбор.



Мало кто из писателей активно работают с цветовыми, разноцветными образами, раскрывают с их помощью мир своих героев. А. Грин – это как раз тот человек, который умело, без боязни переборщить употребляет цвета во всех своих произведениях. Исследований, посвященных творчеству этого автора и именно его повести «Алые паруса», довольно таки много- это Е. Алексанян, Е. Пестряев, В. Амлинский. В литературе довольно много аналитических замечаний о творении А.С Грина известных, талантливых российских писателей – К.Г. Паустовского, В. Катаева, Ю. Казакова, Э. Багрицкого и других. В этих работах говориться о жанровых особенностях повести, романтической основе произведений А. Грина, художественным средствам воплощения авторской идеи. Использования цветовых образов- этому вопросу уделено очень мало внимания, эта тема систематически, к сожалению, не изучена. Из этого, можно сделать вывод, что такого рода тема мало изучена и с нетерпением ждет своих исследователей. О том, что цветовые, разноцветные образы могут стать ярким художественным средством воплощения авторской идеи, о цветовой символике известно нам давно. Этому посвящены работы искусствоведов - Ю. Меннера, литературоведов – Ю. Лотмана, Б. Успенского, психологов – Л. Выготского и т.д.

Яркость образов, разноцветье, чистая идея и искренняя мечта повести подтолкнули меня в сторону выбора данной повести- фиерии

Сюжетный пересказ пьесы

Лонгрен, человек, который закрылся в себе и не имеет желания идти к людям на контакт. Жил он изготовлением и продажей моделей парусников и пароходов. Земляки осторожно относились к бывшему моряку, особенно после одного случая.



Однажды, во время бушующего шторма лавочник и трактирщик Меннерс был унесен в своей лодке далеко в море. Одним и единственным свидетелем происходящей случайности оказался отец главной героини. Он спокойно стоял и курил трубку, следя за тем как тщетно взывает к нему Меннерс о помощи. Лишь когда стало очевидным, что тому уже не спастись, Лонгрен прокричал ему, что вот так же и его Мери просила односельчанина о помощи, но не получила её, вследствии чего она умерла.

Лавочника, спустя чуть меньше неделе, подобрал среди волн пароход, и тот перед смертью повествовал о виновнике своей трагедии.

Не рассказал он лишь о том, как пять с половиной лет назад жена Лонгрена попросила у него немного взаймы. Ведь она только что родила малышку Ассоль, роды проходили достаточно тяжело, и большое количество денег ушли на лечение, а муж на тот момент не вернулся из морского путешествия. Меннерс тогда посоветовал не быть недотрогой, и только на таких условиях он готов был помочь. Конечно она не согласилась и обессиленная женщина в дождливую погоду отправилась в город заложить кольцо. После такого похода она простудилась и умерла от воспаления легких. Так Лонгрен остался вдовцом с малюткой на руках и больше не мог себе позволить ходить в море.

Весть о таком как демонстративно бездействовал Лонгрен поразила жителей деревни сильнее, чем если бы он собственными руками утопил человека. Отношение жителей перешло в ненависть и также перешло на ни в чем не повинную Ассоль, которая росла наедине со своими фантазиями и мечтами. И казалось будто не нуждалась ни в сверстниках, ни в друзьях. Отец заменял ей всё и всех: мать, подруг и земляков.

Спустя время когда Ассоль подросла, отец отправил её в город с новыми изделиями на продажу, среди которых была миниатюрная яхта с алыми шелковыми парусами. Ей стало скучно и по дороге через лес она решила поиграться с корабликом и спустила его в ручей. Поток понес его и увлек за собой девочку. И после, девочка увидела игрушку в руках незнакомца, имя его было Эгль- собиратель легенд и сказок. Он отдал игрушку Ассоль и рассказал тайну о том, что пройдут годы и за ней на таком же корабле под алыми парусами приплывет принц и увезет её в прекрасные дали.

На радостях она рассказала об этом отцу, но нищий коварно подслушал этот разговор и разнёс эту нежную тайну по всей Каперне. И каждый ребёнок деревни так и норовил её обидеть всё более обидным словом. С того момента её и посчитали полоумной

Артур Грэй, единственный сын короля. Рос он в богатстве и ни в чём не нуждался. Но это был парень со светлой душой и добрым, настоящим сердцем. К своим желаниям он относился серьёзно и с намерением осуществить его. Он рос бесстрашным и решительным парнем.

Артур был отзывчив к другим людям и всегда был предоставить свою бескорыстную помощь.

Грэй тайком от всех покинул дом и поступил на шхуну «Ансельм». Капитан Гоп был добродушным человеком, но строгим моряком. Он, как умный человек сразу оценил достоинства юного парня и Гоп решил сделать его капитаном. В двадцать лет Грэй купил собственный трехмачтовый галиот «Секрет» и ходил на нем в плавание четыре года. Судьба привела его в соседнюю деревушку неподалёку от Каперны.

Прибывши на землю Артур вместе со своим матросом Летикой решили отправиться на рыбалку. Как только нашли подходящее место для ловли рыбы, то сразу же остановились и развели костёр. Утром, Грей решил прогуляться и увидел на траве спящую Ассоль. Он был ошеломлён её красотой. Он долго её разглядывал, а когда решил уходить то снял с пальца своё кольцо и надел на её мизинец.

Затем они с Летикой добрались до трактира Меннерса, где теперь хозяйничал молодой Хин Меннерс. Он поведвал, что Ассоль - полоумная, мечтающая о принце на корабле с алыми парусами. Рассказал что её отец - виновник гибели старшего Меннерса и страшный человек, воспитавшего такого ребёнка. Артур не верил первому встречному и усомнился в словах трактирщика. Сомнения усилились, когда пьяный посетитель заверил, что рассказчик врет. Грэй и без посторонней помощи смог кое-что понять и разглядеть в этой необыкновенной девочке. Она знала как будто больше чем другие. Делала открытия непонятные и ненужные жителям Каперны. Её никто не понимал. Её чистую фантазию и чудное сердце.

Капитан во многом был и сам таким же, немного не от мира сего. Он отправился на поиски алого шелка для парусов своему кораблю. Он решил осуществить сказку милой Ассоль. В городе он встретил своего давнишнего знакомого, бродячего музыканта Циммера и по старой ружбе попросил его к вечеру прийти на «Секрет» со своим оркестром.

Шёлковые алые паруса, которые Грей велел заменить, привели в удивление команду, как и приказ продвинуться к Каперне. Под чётким руководством, утром, «Секрет» вышел под шелковыми парусами и ближе к обеденному времени уже был в виду Каперны.

Ассоль была радостно удивленна, что сначала усомнилась в увиденном. Зрелище белого корабля с алыми парусами, с палубы которого лилась музыка, было неповторимо и волшебно. Она побежала навстречу кораблю. Жители Каперны расступились, давая дорогу Ассоль. От корабля отошла лодка в которой и была её мечта, где был Артур. Через небольшое время она уже была на самом корабле, а на жителей деревни она уже смотрела с моря. У людей больше не было слов и сплетен. Не было ничего светлого и честного. А Ассоль со счастьем внутри, освещая всё вокруг, отправилась в блестящие дали. И всё случилось именно так о чём рассказывал старик и над чем так скверно смеялась вся деревня.

В тот же день, по приказу Грея, открыли бочку столетнего, того самого вина, которое никто и никогда еще не пил. А по утру корабль был уже далеко от Каперны, унося ошеломленный чудным вином Грэя экипаж. Не смыкал глаз только Циммер. Он тихо играл на своей виолончели и думал о счастье.

Композиция спектакля

Спектакль - художественное целое. Однако в его целост­ности явно присутствуют части, определённые куски. Разъединение можно за­метить при просмотре даже наиболее идеального спектак­ля, и это происходит потому, что спектакль анализируется и переваривается по частям, куски целого склеиваются постепенно. Этот процесс и называется построение, точнее композиция спектакля.

Композиция спектакля зависит от строения пьесы. Режиссеру важно найти собственное решение, дать свой вариант трактовки в создании художественной и эстетической целостности спектакля. Режиссерский замысел должен быть воплощен в композиции спектакля. Зачастую спектакль становится самоценным благодаря режиссерской концепции, не зависящей от композиции пьесы, за счет выявления новых акцентов в содержании пьесы и новых ее смысловых трактовок.

Линейная - композиция. Это, можно сказать, самый распространенный вид композиции. Она характеризуется тем, что в ней части композиции следуют последовательно, одна за другой. В спектакле «Алые паруса» линейная композиция.

Экспозиция - от начала спектакля до момента встречи Ассоль и Эгля.

Завязка – от момента встречи Ассоль и Эгля до прибытия в Каперну корабля с «Алыми парусами».

Кульминация - от прибытия в Каперну корабля с «Алыми парусами» до открытия бочки столетнего вина.

Развязка (финал) - открытия бочки столетнего вина до отплытия корабля.

Принцип мизансценирования

Мизансцена (от французского mise en scène - размещение на сцене) - одно из главных визуальных средств создания театра, часть режиссерского замысла, представляющая собой расположение актеров на сцене в конкретный момент спектакля или в постановке вообще.

Мизансцена, если говорить на языке кино - это то, как видит кадр (сцену) зритель или со стороны зрителя. В театре, следует грамотно выстраивать сцены так, чтобы каждому со своего зрительного места было видно определенную композицию из актеров и декораций. К мизансцене относятся все действие актеров на сцене, их выходы из-за кулис, переходы, смены мест, а также взаимодействие со зрительным залом.

Мизансцена неотделима от режиссуры и сценографии. В характере ее построения воплощается жанр и стиль спектакля. Она создает определенную пластическую форму постановки и потому в ее создании с актерами участвуют как режиссер, так и художник спектакля (в кино - оператор), а иногда и хореограф, например, как в спектакле Театра Наций "Сонеты Шекспира".

Каждая мизансцена в современном театре должна быть психологически оправдана актёрами, возникать естественно, непринуждённо и органично. Мизансцена порой становится важнее самих актеров, поскольку современный театр стремится к визуальности, зрелищности.

Через мизансцену режиссер влияет на трактовку действия.

Известны следующие разновидности мизансцен:

Плоскостные;

Глубинные;

Горизонтальные;

Вертикальные;

Диагональные;

Фронтальные;

Прямолинейные

Параллельные;

Перекрестные;

Зигзагообразные;

Круговые;

Спиральные;

Симметричные;

Ассимметричные.

Принцип мизансценирования в спектакле по повести А.Грина «Алые паруса» следующий:

Плоскостные

Глубинные

Горизонтальные

Симметричные

Атмосфера в спектакле

Именно она- атмосфера, дает воодушевление и силу на будущее. В хорошей атмосфере, которая наполнена нужной энергетикой, актёр чувствует себя так как нужно для роли. Он наполнен не только внутренне, но и внешняя атмосфера поддерживает его образ. Состояние злости или радости, грусти или счастья: всё это считывается, можно сказать, кожей. Зритель это чувствует точно так же как и сам актёр. Поэтому атмосфера спектакля играет также большую роль и создавать её нужно не менее вкрадчиво.

Актёры чувствуют себя артистами, даже когда зрительный зал пуст и тишина поглотила ночную сцену.
И не только театр, но и концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка исполнены волшебной атмосферой. Все элементы очень важны именно они воздействуют на нашу восприимчивость и создают нам тот или иной образ, атмосферу, в которой зритель или участник чувствует себя так, как запланировал режиссёр. Получает ту или иную эмоцию, которая подразумевалась творцом. Она одинаково волнует и актера и зрителя. Разве не ходит публика, в особенности молодая, в театр часто только для того, чтобы побыть в этой атмосфере нереальности или забытой эпохи другого времени.

В театр понятие атмосферы пришло из жизни. Мы часто с этим словом и понятием можем столкнуться где угодно и дома в семье, на работе и даже в очереди, накалённое состояние людей мы чувствуем порой без слов. И в жизни сопутствует нам каждую минуту, на каждом шагу.

Атмосфера – явление слишком человеческое, потому в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный синтез взаимоотношений с окружающим нас реальным миром. Мир наших мыслей, эмоций, хотений, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего невозможно наше существование, это мы и называем- атмосфера жизни. Без неё наша жизнь нам напоминала бы машину- робота по которой не течёт красная кровь, не двигается мимика на лице, не горят глаза и не хмурятся брови.

В жизни каждого человека окутывает своя атмосфера. Она меняется, в ней происходит борьба различных ценностей. Это нормально: в жизни каждого происходит «борьба атмосфер», различные люди несут различные атмосферы, наша личная может подчиняться общественной и т.д.

Атмосфера в спектакле «Алые паруса» - это атмосфера чистая, живая, настоящая, незапачканная, как бы ни старались окружающие, грязью и отчаянием. Царит искрящаяся мечта, преданность фантазий, полёт волшебного сна, но сна непростого, а где персонажи преодолевают трудности на пути к своей заветной цели.

Темпоритм спектакля

Темп - это степень скорости исполняемого действия. Можно действовать медленно, размеренно, быстро и т. п., что потребует от нас различной затраты энергии, но не обязательно что окажет существенное влияние на внутреннее состояние. Таким образом, молодой режиссер, желая поднять тон спектакля, просит актеров действовать быстрее, но только внешнее, физическое ускорение не рождает еще внутренней активности.

Другое же дело - ритм внутреннего действия, поведения. Если говорится, например, что «спектакль идет не в том ритме», то под этим подразумевается не просто скорость, но интенсивность действий и переживаний актеров, то есть тот внутренний эмоциональный накал, в котором осуществляются сценические события. Кроме того, понятие «ритм» включает в себя и ритмичность, то есть ту или иную размеренность действия, его организацию во времени и пространстве.

Таким образом, под термином «ритм» подразумевается как интенсивность, так и размеренность совершаемого действия. При одном и том же быстром темпе действия могут быть совершенно различные по характеру и, следовательно, обладать разными ритмами.

Ритм и темп неразрывны между собой, поскольку характеризуют одну единицу действия, взятого на протяжении одной элементной единицы сценического времени. Ритм определяет собой темп, но изменения темпа (при сохранении структуры ритмической единицы) влекут за собой изменения в характере ритма. Поэтому оба явления практически существуют одновременно, составляя вместе единое понятие темпо - ритма.

Развитие темпо-ритма спектакля - волнообразный процесс, где нарастания и спады складываются из суммы темпо-ритмов действий, эпизодов, сцен. В целом темпо-ритм спектакля есть показатель интенсивности его сквозного действия. К.С. Станиславский утверждал: «Темпо-ритм всей пьесы - это темпо-ритм ее сквозного действия и подтекста».

Темпоритм спектакляпо пьесе А.Грина «Алые паруса» делится на несколько частей:

Темпоритм задаётся активной сценой с тонущем Меннерсом

Затем темпоритм затихает с момента появления Ассоль

После встречи Ассоль и Эгеля темпоритм идёт по нарастающей

Пика темпоритм достигает на пребывании корабля с алыми парусами в гавань.

Светоцветовое решение

Свет на сцене - одно из важных художественно-постановочных средств. Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления.

Разнообразные виды декорационного оформления требуют специальных приемов освещения. Плоскостные живописные декорации требуют общего равномерного освещения, которое создается осветительными приборами общего света (софиты, рампа, переносные приборы). Спектакли, которые оформленные объемными декорациями требуют местного (прожекторного) освещения, создающего световые контрасты, подчеркивающего объемность оформления.

Свет театральный- этоискусство освещения театрального пространства: то пространство, где прибывают зрители, и там где находятся театральное действие. Задача освещения зрительного зала, не столь относится к режиссуре, обычно является частью архитектурного проекта.

Свет разнообразен в своём использовании, поэтому нужно видеть не только где должен быть свет, но ещё и как он должен освещать ту или иную сцену, поверхность, действие, конкретного героя или определённый элемент.

В спектакле по повести А.Грина «Алые паруса» при помощи света создаётся атмосфера сказочного несуществующего места. Основной цвет света – белый, как чистое полотно на котором может возникать любая фантазия или воспоминания. Изредка, пробивается красный цвет, как символ рассвета, любви и нежности.

Костюм, реквизит, бутафория

Белая ширма

Красные ширмы

Игрушечный корабль с алыми парусами

Игрушечные фигурки разных мореплавательных суд

Искусственные цветы

Красная ткань, как имитация алых парусов

Стойка со стаканами и чашками

Полотенце

Брюки чёрные

Рубашка белая

Сарафаны

Гольфы разноцветные

Белое платье

Морская тельняшка

Белое жабо

Туфли мужские

Чешки женские

Туфли женские

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Звуко-шумовая партитура

Название произведения Реплика начала Реплика завершения

Грин написал произведение, где маленькая отверженная Ассоль была готова к чуду, и чудо нашло её. Ассоль была воспитана добрым и любящим отцом Лонгрэном. Девочка очень рано потеряла мать, а отец её начал зарабатывать на жизнь тем, что изготавливал и продавал игрушки. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал её достаточно слабый характер, хотя в жизни ей пришлось столкнуться со сплетнями и злом. Мир, с которым ей пришлось столкнуться, испугал её. Убегая от всех проблем, Ассоль пыталась сохранить в сердце красивую сказку об алых парусах, которую рассказал ей добрый человек. Мне было искренне жаль Ассоль, потому что она была изгоем. Никто не понимал её богатый внутренний мир, её волшебную мечту. Дети называли её деревенской дурочкой, а взрослые обходили стороной. Я думаю, что все эти люди глубоко несчастны. Человек, у которого нет сердца, души, не умеет мечтать. И не преступление их, а несчастье в том, что эти люди огрубели душой, и не видят и не замечают прекрасного в мыслях и чувствах. Однажды малышка Ассоль начала понимать, что одними мечтами жить нельзя и что реальность важней мечты. Очень часто жизнь и обстоятельства ломают мечты хрупких и слабых людей, но не сломалась Ассоль.

А где же наш герой? И герой ли он, Артур Грэй, живущий не в хижине, а в родовом замке, в роскоши и полном достатке, единственный отпрыск знатной и богатой фамилии? С замиранием сердца я листаю страницу за страницей. Оказывается, и он тоже мечтатель. А что тут удивительного?! Ведь главное в человеке – внутренний мир, его душа. За деньгами можно спрятаться, они нужны, в современном мире они играют немалую роль, но когда у человека есть что-то высокое в душе, деньги, богатство не являются целью жизни.

Мальчик мечтает о закате, о море, о кораблях, он был рожден капитаном, родители всячески поддерживали его стремления. Общение с людьми?! Грэю в этом плане было легче, чем Ассоль. Он не был изгоем, но мысли его были полны фантазий и воображения. Скорее всего, именно это помогло им найти друг друга.

Так замечательно понимать, что на свете есть другой человек, думающий так же, как и ты. Знакомство двух людей было предначертано судьбою. Однажды по воле случая корабль прибило к берегу возле селения, где жила Ассоль. Идя по лесу, юноша увидел спящую девушку, и она тотчас пробудила волнующие чувства в его душе. Он смотрел на нее не только глазами, но и сердцем, ждущим любви: «Все стронулось, все усмехнулось в нем». Позже в таверне он спросил о том, кто эта девушка, и ему с насмешкой рассказали историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами. Что же случилось дальше? «Как будто две струны зазвучали вместе. » Юноша решил, что мечта прекрасной незнакомки непременно должна исполниться. И он должен этому помочь. К тому же для себя он уже решил, что эта девушка непременно станет его женой. Грэй приказал изготовить для своего корабля паруса из алого шелка. Кроме того, он собрал музыкантов, которые могли бы играть так, чтобы заставить плакать сердца. Ведь «море и любовь не терпят педантов». И, когда все было готово, он отправился навстречу своей мечте.

Тем временем ничего не подозревающая Ассоль смотрела на море, обведенное золотой нитью на горизонте и бросающее к ногам девушки алые блики. Там, на краю света, совершалось то, о чем она так долго мечтала. И вот уже наступило то утро, когда к берегу подошел прекрасный корабль с пылающими пунцовым огнем парусами. А там был он – тот, кого она давно ждала. «Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила», – сердце мое готово выскочить, так я переживаю за моих героев. И Ассоль, крича: «Я здесь! Я здесь! Это я!», – бросилась к нему прямо по воде. Так утром летнего дня нашли друг друга Грэй и Ассоль. Так волшебная сила мечты сделала счастливыми двух добрых и любящих людей.

Как жаль, что так быстро закончилась повесть о любви и о том, что даже самые несбыточные мечты могут стать реальностью. Я настоятельно рекомендую прочитать это повествование о чести и бесчестии, трусости и отваге, о достижении поставленной цели всем, кто умеет мечтать, у кого в сердце живет вера в добро. Эта романтическая история творит чудеса с душами людей, после нее хочется верить в чудо. Реалистичность произведения позволяет увидеть прекрасный мир, окружающий нас. И как бы не было плохо на душе, в жизни, каким бы не были окружающие люди, вера во что-то светлое спасает. И это только одна сторона. Другая сторона заключает в себе добрые человеческие отношения, чувство любви, надежду на будущее. «Алые паруса» романтический мир человеческого счастья, сердечное отношение, сострадание, а главное – безграничную любовь двух людей. И если же вы все-таки поверите в мечту, на рассвете посмотрите за линию горизонта, может быть там уже стоит красавец корабль с алыми парусами. Вы только верьте! Каждого из вас ждут свои Алые паруса.

«Море и любовь не терпят педантов » — А.Грин «Алые паруса»

Что почитать девочке 13 — 14 лет? В таком нежном возрасте девочки уже вроде бы стали взрослыми, но любимые куклы их еще не успели отпустить. Ранимая душа полна надежд и мечтаний. Именно в этом возрасте дети непредсказуемы. Они то по-детски капризны, то излишне задорны, а то неожиданно по-взрослому циничны. Их поведение подобно морским пучинам, бросающим подростка из стороны в сторону. И никогда нельзя сказать наверняка куда же очередная волна вынесет ребенка. И все же в этом бушующем океане подростковых страстей есть свое очарование. А умеючи, подобно бесстрашным морякам вроде Лонгрена, можно даже лавировать среди волн и прибыть вместе к намеченному берегу. Книги здесь зачастую выступают в роли весел. И «Алые паруса » Александра Грина как нельзя лучше подойдут в их качестве. Именно эта повесть в нежные и чувственные 13 лет будет понята подростками сполна. Особенно девочками.

13 лет переполнены романтикой и ожиданием счастья. Когда-то подобные чувства приносил детям Дед Мороз. Но… в 13 лет вера в Деда Мороза угасла, а потребность в чуде осталась. Многие женщины всю жизнь ждут своих алых парусов . А многие мужчины не понимают чего же так сильно не хватает женщинам. Секрет раскрыт в книге «Алые паруса » А.Грина . Любая женщина помнит в глубине души то самое нежное и чистое чувство ожидания чуда, которое возникло лет в 13 — 14. И если этому чуду не суждено было появиться на свет, то приходит разочарование и цинизм. Именно об этом говорил Грэй, когда пытался объяснить матросам почему он желает жениться не как все, а распустив над морем алые паруса . Основная мысль повести о том, что чудеса на свете есть, и они осуществляются руками любящих людей. Важно именно эту мысль донести до нежного и чистого сердца подростка. Наверное, до мальчишеского сердца даже важнее. Но «Алые паруса » девочкам все-таки ближе.

О чем эта повесть? Наверное, глупо отвечать на этот вопрос. Вряд ли найдется на свете человек, который не знает имен Ассоль или Грэй. Но… в жизни всякое бывает. Поэтому очень коротко о сюжете.

Жил моряк Лонгрен. У него была любимая жена Мэри. Она всегда ждала его возвращения из моря. Но однажды Лонгрен не увидел свою супругу, стоящую на пороге их дома. Оказалось, что она умерла от воспаления легких, оставив на руках сердобольной соседки восьмимесячную малютку Ассоль. Лонгрену ничего не оставалось, как уйти в увольнение и начать сухопутный образ жизни. Чтобы прокормиться с маленькой девчушкой, он стал мастерски вырезать из дерева детские игрушки в виде лодок, парусников и прочих судов. Со временем, когда Ассоль подросла и ей исполнилось 8 лет, отец стал обучать ее читать и писать. Однажды Лонгрен попросил дочь отнести в город корзинку с игрушками торговцу. Среди лодок девочка обнаружила удивительно красивое белое судно с алыми парусами . Она не удержалась и пустила парусник в ближайший ручей. Ветер расправил яркие паруса и стал уносить судно. Ассоль пыталась догнать «сбежавшую» игрушку, но тщетно. Кораблик попал в руки старца, собирателя песен и стихов. Он сидел на берегу моря и отдыхал. Ассоль вежливо попросила вернуть ей «алые паруса», но старец, прежде чем передать кораблик в детские руки, предсказал Ассоль красивую романтическую историю. Когда она станет взрослой, то придет в бухту дорогой белый корабль с алыми парусами . Корабль этот пристанет к берегу исключительно из-за нее. Там ее будет ожидать принц. Он увезет Ассоль в дальние дали, где она будет счастлива. Ассоль передала отцу это предсказание. Лонгрен не стал возвражать и говорить, что все это нелепая выдумка Эгля. Он искренне думал, что со временем девочка забудет это происшествие. Но Ассоль не забыла. Она из года в год ждала свершения чуда. Ни Лонгрена, ни Ассоль не любили местные жители, т.к. они не были похожи на них, не были такими грубыми и циничными. Лонгрен объяснил дочери, что окружающие их люди просто не умеют по-настоящему любить. Лонгрен был прав. Очень часто деревенские дети дразнили Ассоль, а люди вокруг считали ее сумасшедшей. Но Ассоль терпела насмешки, читала книги и продолжала мечтать. Когда она превратилась в красивую девушку, ее жизнь мало чем изменилась. Очень часто она убегала сквозь лес к морю и на рассвете высматривала алые паруса . Однажды, в очередной раз не дождавшись пророчества, она заснула прямо в лесу. Там ее и встретил Грэй, спящую и очаровательную. Он надел на мизинец поразившей его незнакомки перстень и отправился в селение. Расспросив об Ассоль трактирщика в ближайшей таверне, Грэй узнал о предсказании Энгля и о глупой вере Ассоль в это чудо. Романтическая красивая сказка старца понравилась Грэю и он принял решение воплотить мечту некогда девочки в быль. Он купил две тысячи метров алого шелка и в один прекрасный день направил свой большой и красивый белый корабль в бухту деревни, где жила Ассоль. Так чудо, над верой в которое смеялись все окружающие, свершилось. Ассоль вышла замуж за аристократа, а Грэй нашел чистую любимую душу в качестве своей супруги.

Меня всегда с самого детства восхищали подобные истории. Они превращают нашу жизнь в прекрасную и добрую сказку. Алые паруса у меня всегда ассоциируются с юностью, возвышенностью и чистотой души. Грэй для любой девушки является воплощением мужского идеала, так как он не просто отправился к девушке и предложил руку и сердце, а подарил ей чудо, украсил бедную жизнь Ассоль романтикой сказки, перешагнувшей в реальность. Так о чем эта повесть? О любви? О романтике? Или о вере в чудеса?

Если вспомнить, КАК Грэй еще в детстве часами разглядывающий картину с морским пейзажем в библиотеке родового замка, задумал стать капитаном и им стал, то можно сказать, что повесть эта еще и о несгибаемой вере в себя! Нельзя предавать детские мечты! Только верящий в себя человек сможет обрести свое счастье. Эта же мысль подчеркнута описанием жизни Ассоль. Вокруг нее было полно пошлости и грубости. Ассоль дразнили и обзывали, кидали в нее куски грязи и даже камни, считали ее веру в предсказания об алых парусах душевной болезнью. Ассоль плакала, убегала, но все равно верила во что-то красивое и светлое. Может быть, эта ее вера и притянула Грэя именно к этому берегу. А, может быть, Эгль действительно был волшебником? В каждой строчке повести ощущается дыхание сказки и возможности перемен к лучшему.

Грэй неоднократно повторяет разным людям, что чудо возможно. Стоит лишь захотеть его осуществить. Для этого нужно лишь начать делать людям приятные и красивые сюрпризы. В жизни не деньги делают человека счастливым, а испытываемые им чувства.

И я думаю, что совсем не обязательно покупать две тысячи метров алого шелка для осуществления счастья. Иногда достаточно какого-то одного заветного слова. Возможно, это слово тоже таится на страницах замечательной повести А.Грина «Алые паруса» . Желаете его узнать? Тогда откройте книгу и начните читать…