Биография веры васильевой. Вера Васильева: Муж знал, что я люблю другого, и тихо ждал Смерть супруга Веры Васильевой

МОСКВА, 30 сентября. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/.Народная артистка СССР Вера Васильева, которой 30 сентября исполняется 90 лет, в свой юбилей сыграет главную роль в спектакле "Роковое влечение" на сцене родного Московского театра сатиры.

"Роль большая и трудная, - говорит именинница. - Играю на каблуках, туфли меняю, переодеваюсь по ходу пьесы с десяток раз. Но такой спектакль - это лучший подарок к юбилею. Вообще, на старости лет, где-то после 70, мне посчастливилось сыграть такие роли, о которых я мечтала в молодости".

Творческая жизнь Веры Васильевой началась не на сцене, а на экране. Еще студенткой театрального училища она снялась в картине Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской", получила Сталинскую премию и прославилась на всю страну.

"Поначалу я не была представлена к награде, - вспоминает актриса. - Однако Сталин, который всегда смотрел все фильмы, будто бы спросил: "Где нашли эту прелесть?" Ему ответили, что Васильева всего лишь студентка третьего курса. А он, якобы, сказал: "Она хорошо сыграла, надо и ей премию дать". Меня мгновенно включили в списки, и я оказалась в числе лауреатов. Не знаю, насколько это правда, но мне так рассказывали", - заметила актриса.

Вскоре она сыграла главную героиню в "Свадьбе с приданым", и вновь была удостоена Сталинской премии. Так в 25 лет Вера Васильева имела уже две правительственные награды.

В дальнейшем в кино она практически не снималась, зато в театр после окончания училища пришла уже известной актрисой. В Московский театр сатиры Вера Васильева поступила 27 марта 1948 года и была зачислена в труппу на должность актрисы 2-й категории.

"Впрочем, сатиру я никогда не любила и даже не понимала ее, - неожиданно заявляет Васильева. - Я была полна сентиментальных романов и мечтала о Ларисе из "Бесприданницы". Руководивший тогда Театром сатиры Валентин Плучек, видимо, почувствовал нерасположенность молодой актрисы к сатирическому жанру и не слишком загружал ее работой.

Тем не менее за 67 лет, что Вера Васильева служит в театре, на ее счету скопилось несколько десятков ролей, многие из которых вошли в историю отечественного искусства. Это и Ольга из "Свадьбы с приданым" (спектакль показан около 1 тыс.раз), и графиня Розина в "Женитьбе Фигаро", и Вышневская в "Доходном месте", и Анна Андреевна в "Ревизоре", и Домна Платоновна в "Воительнице".

Однако случались времена в жизни актрисы, когда она годами не получала ролей в своем театре и играла в провинции. "Десять лет играла Раневскую в Твери, двенадцать - "Без вины виноватые" в Орле, - перечислила Вера Кузьминична. - А еще была "Блажь" - в Новом драматическом театре в Москве и "Странная миссис Сэвидж" в Театре кукол Образцова. Только это меня и питало по-настоящему".

Сейчас, несмотря на почтенный возраст, Васильева счастлива, что востребована. "Жить хочется в любом возрасте, - говорит актриса, - и мечтать о новых ролях тоже".

Среди них — Лиза в постановке "Лев Гурыч Синичкин" Алексея Бонди по Дмитрию Ленскому (1948), Ольга в "Свадьбе с приданым" Николая Дьяконова (1950), Ин-Ин в "Пролитой чаше" Ван Ши Фу (1952), Королева в "Волшебных кольцах Альманзора" Тамары Габбе (1959), Вышневская в "Доходном месте" Александра Островского (1967), графиня Альмавива в "Безумном дне, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1968), Агнесса Павловна в "Восемнадцатом верблюде" Самуила Алешина (1983), Анна Австрийская в "Молодости Людовика XIV" Александра Дюма (1992), Эстер в "Священные чудовища" Жана Кокто (1996), Камелия в "Реквиеме по Радамесу" Альдо Николаи (2012).

В текущем репертуаре театра актриса занята в спектаклях "Роковое влечение" (Ирма Гарленд), "Таланты и поклонники" (Домна Пантелеевна), "Мольер" (Мадлена), "Орнифль" (Графиня).

Всенародную известность артистке принес кинематограф . В кино она дебютировала еще студенткой в роли монтера в фильме Константина Юдина "Близнецы" (1945), а следующая роль Насти в музыкальной комедии Ивана Пырьева "Сказание о земле Сибирской" (1948) сделала Васильеву знаменитостью. За эту работу актриса была удостоена Сталинской премии.

Фильмография Веры Васильевой насчитывает более 30 картин. Среди фильмов с ее участием можно особо отметить сверхпопулярную "Свадьбу с приданым" (1953), где партнером актрисы был Владимир Ушаков, который впоследствии стал ее мужем.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Сегодня, 30 сентября, свое 90-летие отмечает великолепная актриса Вера Васильева. К юбилею мы вспоминаем самые яркие моменты из интервью, которое Вера Кузьминична дала главному редактору OK! Вадиму Вернику пару лет назад

Фотография: Ирина Кайдалина

Актерская жизнь извне кажется такой счастливой, замечательной: цветы, люди помнят, любят, благодарят... Но вторая сторона, которая, может быть, даже гораздо сильнее оставляет след в душе актера, - это печаль от того, что нет работы, или то, что ты делаешь, тебе неинтересно, или жизнь не складывается в театре и в кино.

Вы знаете, я о себе не такого высокого мнения , как, может быть, окружающие. Поэтому когда в Театре сатиры мне давали роли - казалось бы, главные, но в проходных пьесах (знаете, такие были советские пьесы, где милые девушки для сюжета существовали), - так вот, те роли меня мало радовали, но я думала, что я на большее и не способна. Самой себе говорила: ну мало ли о чем я мечтаю, а меня видят вот такой.

Вот для публики я Верочка Васильева , улыбчивая, «на крылечке пою», «Женитьба Фигаро», еще что-то такое - и всем кажется, что я такая открыточка сладенькая. А жизнь-то гораздо сложнее, я тоже пережила и огромные разочарования, и огромную боль.

Как-то я свои горести переношу в одиночестве и никого не утомляю печалями

Мой будущий муж, Володя Ушаков , играл моего жениха в «Свадьбе с приданым» и был влюблен в меня. Года два-три, пока мы играли этот спектакль, он ухаживал за мной, ежесекундно давал мне понять, что любит и что я не смогу быть счастлива с тем, другим человеком. А затем наступил довольно драматический момент в моей жизни с «тем человеком». И я дала согласие выйти замуж за Володю. Поэтому вышла я замуж...

Мне тоже кажется , что я, в общем, не слабенькая. Как-то я свои горести переношу в одиночестве и никого не утомляю печалями. Ну, такая родилась. Я сама себя не воспитывала. Я так думаю, что если меня и воспитывало что-то, то это театр, книги и, может быть, скромная жизнь моих родителей.

Меня никакой силой не заставишь разозлиться . Я, если мне что-то очень противно, просто отхожу в сторону и как бы меня и нет. А для близких людей я, в общем, могу быть трудной.

Вера Васильева родилась в простой семье: папа — шофёр, мама — домохозяйка. Всей семьёй жили в коммуналке в маленькой комнате. Маленькой Вере приходилось и стирать, и убирать, и одежду штопать, и даже обед варить. Так дни тянулись за днями, девочка взрослела, а в жизни ничего не менялось, всё та же коммуналка, всё те же соседи. А ведь она, приходя домой в эту крошечную комнатку, мечтала о театре, о сцене, о софитах, все свои богатства, скопленные с обедов копейки девочка тратила на билеты, которые пропускали её в тот необыкновенный, романтичный, красочный, совершенно не похожий на её однообразную жизнь мир.

И вот однажды, то ли подростковый возраст сказался, то ли действительно отчаяние было так сильно, но Вера, решив, что и дальше в её жизни ничего не изменится, взяла в руки бритву и провела ею несколько раз по руке. Крови было немного, вены она почти не задела, но испугалась не на шутку. Сразу побежала за бинтом и спрятала под ним следы своей слабости. Родителям сказала, что поранилась. А потом Вера Васильева поклялась своей лучшей подружке: «Я всё равно буду артисткой!». И слово своё сдержала.

Вера Васильева в спектакле по пьесе Льва Славина «Интервенция». Московский академический театр Сатиры, 1967 г. Фото: РИА Новости / Мирослав Муразов

Она стала актрисой, попала в театр, была нарасхват в кино. Молодая красивая актриса пользовалась популярностью у коллег — актёров и начальственных режиссёров. Перед одним из них она сама не устояла. Её роман с режиссёром Борисом Ревенских продлился целых 7 лет. Юная девушка внимала каждому слову мэтра. Он тоже сначала был влюблён, а затем постепенно отдалился, ушёл с головой в репетиции, в которых принимали участие уже другие актрисы. Вера решила резать «по живому», не стала умолять, просить, возвращать. Она сама взяла и ушла. Навсегда.

Вера Васильева во время музыкальной телепередачи «Бенефис», 1978 г. Фото: РИА Новости / Рыбаков

К единственному за всю жизнь мужу чувства были совсем иными, более спокойными, размеренными, реальными. Она не вздыхала, не страдала, не плакала из-за него. Возможно, именно эта размеренность чувств, реальность, ощущение настоящей опоры в жизни и привлекло Веру Васильеву в актёре Владимире Ушакове . Будущий муж, с обожанием глядя в глаза невесте, клятвенно пообещал: «Ты больше не будешь работать по дому, для этого есть другие люди». За уборку комнатки в общежитии и за приготовленный обед он платил бывшей поварихе Анне Ивановне , которая была немного подслеповата и частенько оставляла остатки еды, очистки и ошмётки на общей кухне. Так что Вере в тайне от мужа приходилось всё-таки что-то делать по дому, несмотря на наличие Анны Ивановны.

Вера Васильева и Владимир Ушаков, 1953 г. Кадр из фильма «Свадьба с приданым»

Поженились молодые только спустя 7 лет. Да и то это сильно сказано — «поженились». Просто пошли и расписались в ЗАГСе, без фаты, без марша Мендельсона и даже без колец.

Но свадьба всё-таки состоялась, хоть и была она уже «золотая». Вера Васильева в шикарном платье и её супруг Владимир Ушаков в элегантном костюме отметили торжество в кругу своих самых близких друзей и коллег в Доме актёра. В этот раз всё-таки жених и невеста принесли на свадьбу кольца. За все эти годы Вера Васильева никогда не вспоминала о своей первой любви и всегда была верна своему мужу. Хотя однажды всё-таки дала ему повод для ревности, но не по собственной воле. Как-то труппа Театра Сатиры отправилась на гастроли. В одном купе собрались сплошь звёзды сцены, среди них Вера Васильева и Андрей Миронов . Миронов решил пошутить, стал исподтишка усердно ухаживать за Верой Васильевой, а глазами иногда косил на её мужа. И не зря. Внезапно Владимир взял мнимого соперника за грудки и выдворил из купе. Неизвестно, что за разговор состоялся в тамбуре поезда, но после него Андрей Миронов и Владимир Ушаков стали закадычными друзьями.

Вера Васильева (графиня Альмавива) в сцене из спектакля режиссёра В. Плучека по пьесе Пьера Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», 1978 г. Фото: РИА Новости / Рыбаков Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили вместе 55 лет. Вера Кузьминична всегда отмечала, что с этим человеком, который стал более чем на полвека её судьбой, она ни разу за всё это время не конфликтовала. Он просто не давал ей для конфликтов ни единого повода. Причиной окончательного и бесповоротного расставания смогла стать только его болезнь. Теперь уже Вера Кузьминична ухаживала за супругом. 15 лет она возила его по больницам, работала, зарабатывала на лекарства, на врачей, поддерживала его, старалась ободрить, как могла. В эти дни, недели, месяцы, годы она была не актрисой, она была женой, каменной стеной, а ещё она была глазами мужа: ведь в конце жизни Владимир полностью ослеп.

Третий инфаркт стал последним для Владимира Ушакова. Супруга успела вызвать скорую, врачи даже довезли его до реанимации, но спасти мужа Веры Васильевой не удалось. После похорон Вера Васильева пропала. В прямом смысле этого слова. Она закрылась от друзей, знакомых, коллег. Единственным человеком, которого она допускала к себе, была девушка Даша , «крестница», как её называет сама Вера Васильева.

Фото: www.russianlook.com / Anatoly Lomohov

Они познакомились, ещё когда Ушаков был жив. Известная актриса добиралась до больницы к мужу на общественном транспорте, потратиться на попутку Вера Кузьминична не могла. В руках тяжёлые сумки, дорога длинная. Единственным человеком, кто решил помочь, оказалась та самая Даша. Она проводила Веру Васильеву до самой больницы, они разговорились, в итоге постепенно случайная попутчица стала для актрисы и помощницей, и другом, и приёмной дочерью. Дашину дочь Вера Кузьминична сама теперь называет своей внучкой, а Дашу — дочкой. У актрисы Веры Васильевой снова появилась семья.

Вера Васильева рассказала сайт о страстях в личной жизни и призналась, что счастлива на театральной сцене.

В нынешнем году у Веры Васильевой юбилей – 90 лет. И около семидесяти из них она проработала в Театре сатиры. Слава буквально обрушилась на нее, когда Вера сыграла роль Насти в «Сказании о земле Сибирской». Больше полувека рядом с актрисой шел ее муж и коллега Владимир Ушаков.

– Вера Кузьминична, фильм «Сказание о земле Сибирской» как повлиял на вашу судьбу?

– Тогда мне было всего 22 года, я училась на третьем курсе. И вот мне выпал счастливый случай. Ассистентки режиссера фильма Ивана Пырьева увидели меня в раздевалке училища. Я стояла перед зеркалом в бедном пальтеце, туфлях на низком каблуке. Вопрос прозвучал словно гром среди ясного неба: «Хочешь сниматься в кино?» Я только выдохнула: «Хочу!» Оказалось, ищут молодую, никому не известную актрису с наивным лицом, пышущую здоровьем, так сказать, кровь с молоком. Я постаралась прийти на встречу с Пырьевым «похожей на артистку» – на студию явилась с немыслимыми кудрями и одетой с претензиями на шик. Пырьев велел быстро меня переодеть и расчесать кудри. Видимо, я понравилась мэтру, и меня утвердили на роль Настеньки.

– Среди ролей в Театре сатиры есть особенно дорогая?

– Все роли мне очень дороги. Но в 1950 году в театр принесли веселенькую примитивную пьесу о колхозной жизни «Свадьба с приданым», из которой режиссер Борис Равенских сделал настоящее чудо. Я играла Ольгу – невесту, на репетициях очень старалась. Премьера прошла с триумфом. Этот спектакль для меня стал событием и в личной жизни. Я вышла замуж за исполнителя главной роли Владимира Ушакова. Как и его герой, он и в жизни был в меня влюблен, очень нежно ко мне относился.

«Свадьба с приданным» / кадр из фильма

– Долго шел спектакль в театре, пока Владимир Петрович не сделал вам предложение?

– Вы знали, что он был женат?

– Конечно, знала. Но в то время, когда он за мной ухаживал, он был уже свободен.

– Ваши родители сразу признали вашего мужа? Ведь они знали о вашей сильной любви к другому человеку.

– Они в общем-то никогда особенно в мою личную жизнь не вмешивались. Случилось – и случилось. Мама только, помню, сказала: «Ну, Верочка, что ж ты так…», и всё… С Володей у нас складывалось непросто. Он знал, что я любила другого, и тихо ждал. Но с режиссером Борисом Ивановичем Равенских у нас не сложилось, хотя считаю его гениальным человеком, с трепетом отношусь к его памяти.

– Вы тоже нравились известному актеру Владимиру Дружникову, и сами были к нему неравнодушны...

– Мы оба тогда были молодые, он был прелестный, скромный человек, не умеющий воевать за себя, я к нему относилась с нежностью. Он мне как-то сказал: «Я не должен на тебе жениться, потому что ты не сможешь удержать меня от алкоголя». Он женился на женщине с сильным характером. И мне очень жаль, что его жизнь в конце концов сложилась так драматически.

– В чем, по-вашему, секрет счастливых браков?

– Мне кажется, что, если бы у меня муж не был актером, возможно, мы бы и не смогли прожить вместе столько лет. Я была вообще никакой хозяйкой, да такой, наверное, и осталась. Нет, я готовлю, и даже с удовольствием, но вот, например, пригласить гостей и выставить на стол то, что я приготовлю, наверное, не рискнула бы. К тому же хорошо, что муж, сам актер, всегда понимал мои творческие проблемы. Потом, Володя сам любил заниматься домашним хозяйством.

Вера Васильева с мужем / Виктор Горячев

– Ваш муж был человеком ревнивым?

– А вы знаете, я же никогда за годы нашей совместной жизни не давала повода для ревности, да и он тоже, я всегда знала, что он меня любит.

– В своей книге «Продолжение души» вы написали, что он как-то приревновал вас к Андрею Миронову.

– Да нет, это больше была шутка, выпили немного в поезде, ну и что-то там сказали, вот и всё.

– Ссорились часто?

– А я не умею ссориться, если чем-то недовольна, то просто уходила в сторону и молчала. И тогда мужу становилось некомфортно, он, кстати, был очень вспыльчивым по характеру.

– Еще раз вспомню вашу книгу. Вы там написали, что хотели бы умереть молодой, а не доживать до старости, и поэтому взяли бритву и перерезали вену на руке.

– Вот, в изгибе левого локтя, у меня остался этот след, эти две белые полосочки, хотя уже прошло больше шестидесяти лет. Потом я думала: а чего это мне в голову взбрендило, начиталась, наверное, чего-нибудь такого романтического.

– Вот смотрю на вас и хочется спросить: что нужно делать женщине, чтобы оставаться в такой же прекрасной физической форме, как у вас?

– Я бы посоветовала поменьше есть, побольше спать, не сердиться, не завидовать, любить людей и дело, которым ты занимаешься.

– Сами диету соблюдаете?

– Нет, иногда даже объедаюсь, за что каждый раз себя упрекаю (смеется). Но все-таки, конечно, в чем-то стараюсь себя ограничивать. Например, стараюсь меньше есть хлеба, хотя на любом банкете для меня лучшая еда – это маленький кусочек черного хлеба с маслом и солью.

– Устраивает ли вас ваша нынешняя творческая жизнь?

– Я могу сказать, что счастлива. Сейчас играю роли в спектаклях, о которых раньше могла бы только мечтать. В Малом театре играю «Пиковую даму», в театре «Модернъ» – в спектакле «Однажды в Париже». А в родном Театре сатиры не так давно вышла премьера режиссера Андрея Житинкина «Роковое влечение». У меня очень интересная роль пожилой актрисы, бывшей знаменитости, которая продолжает жить в созданном ею мире и не хочет мириться с возрастом. Не думала, что буду играть такую роль накануне своего 90-летия.

– Мысль уйти из театра на заслуженный отдых вас не посещала?

– Для меня уйти из театра – все равно что умереть.

Вера Васильева / Виктор Горячев

/Наша справка

Вера Кузьминична Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве. В 1943 году поступила в Московское городское театральное училище на курс В. В. Готовцева.

В 1945 году дебютировала в кино в фильме «Близнецы». Свою первую большую роль Насти Гусенковой она сыграла в картине «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева в 1947 году. За эту роль юная актриса была удостоена Сталинской премии.

Фильмография Веры Кузьминичны Васильевой насчитывает более 76 картин. Это «Свадьба с приданым», «Карнавал», «Выйти замуж за капитана», комедийная лента «Похождения зубного врача» и другие.

С 1948 года актриса московского Театра сатиры, сыграла здесь 60 с лишним ролей.

Была замужем за актером Театра сатиры Владимиром Петровичем Ушаковым.

Леонид Гуревич