Факторы становления личности кратко. Факторы, влияющие на формирование личности

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависит от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие человека: наследственность, среда (биологическая и социальная), воспитание и обучение, активность самого человека.
Наследственность - это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития . Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.
Среда. Среда как фактор развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.
Биологическая среда среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух , тепло, пищу) .
Социальная среда помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства) . Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации (СМК) и пр.


Среда предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что приводит к трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя.
В современной педагогике существует понятие «развивающая среда», т.е. особым образом выстроенная, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.
Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение – это процесс приема и передачи знаний. Воспитание и обучение всегда носят целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Воспитание всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества. Когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия.
Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности. В процессе этого взаимодействия человек и формируется, и раскрывается, и проявляет себя как личность.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

  • - макросоциосреда - общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международных связей и отношений и т.д.;
  • - микросоциосреда - это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой;
  • - воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;
  • - деятельность - игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практических действий, поведения;
  • - социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;
  • - на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами. Характер и степень такого воздействия на человека неполно и в отдельных сферах лишь частично изучено;
  • - наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека и, в первую очередь, биологический пол индивида, особенности общих и специфических типов ВНД, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов;
  • - на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом. Связи между психическим развитием человека и состоянием его организма неоднозначны. При определенной системе воспитания и соответствующей активизации мотивационной сферы человека он может компенсировать те или иные недостатки в развитии и строении организма воспитанием воли, развитием интеллекта, физических качеств, самооценки, ценностей и других личностных образований;
  • - психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека. Неоднозначные, но обычно разрушительные воздействия на психику и физиологию людей оказывают природные катаклизмы и бедствия: землетрясения, наводнения, пожары, озоновые дыры в атмосфере, общее потепление планеты под влиянием, так называемого парникового эффекта, возникшего в результате производственной и другой экологически разрушительной деятельности людей;
  • - одним из наименее изученных и все более привлекающих внимание исследователей факторов формирования и развития личности выступает ноосфера как особое состояние информационно-энергетической среды Земли. Источники ноосферы имеют как планетарное, так и космическое основание. Ноосфера оказывает воздействие на духовное состояние каждого живущего на Земле человека.

В связи с вышесказанным есть основания говорить о содержательной структуре личности, которая включает в себя социально, биологически, экологически, технически и технологически, ноосферно обусловленные подструктуры (рис. 5. 1).

Рис. 5.1.

Особую роль в формировании и развитии личности, ее отдельных сфер и функциональных структур играет она сама как одно из важнейших условий проявления всех внешних и внутренних воздействий на человека. При этом чем более развита личность, ее основные регулятивные структуры (системы ценностей, потребности, интересы, цели, уровень и характер самооценки, умения, навыки, установки и т.д.), тем более заметную роль она играет в коррекции особенностей влияния на нее факторов ее формирования и развития.

В целом личность как системное психическое образование человека выступает результатом сложного взаимодействия названных и других факторов и обстоятельств, которые представлены в ней, составляя ее содержательное наполнение и системно-структурное оформление. При этом и социальные, и биологические, и природные, и другие факторы своим содержанием не прямо перенесены в личность, а представлены в ней как бы в снятом виде (А. Н. Леонтьев), как отраженные в виде образов, представлений, понимания смысла, интересов и т.п.

Определяющую роль в формировании личностных структур у человека играют социальная среда, культурологические факторы, совокупность их воздействий (рис. 5.2). Именно под влиянием социальных обстоятельств развиваются и формируются сущностные, личностные особенности человека. К. Маркс отмечал, что "сущность <."> личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество, и что государственные функции и т.д. - не что иное, как способы существования и действия социальных качеств человека".

Личность - это сложный и системный феномен общественного развития. Человек как личность предстает в совокупности тех духовных качеств, особенностей, в которых он выступает носителем тех или иных социальных ценностей (нравственных, политических, этнических, эстетических, правовых, религиозных, семейно-бытовых и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как субъект познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что ведущей и определяющей стороной, характеристикой личности выступает субъектность. Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осознанная постановка целей поведения и деятельности - субъектность, он складывается и развивается как личность.

Таким образом, выделяется два ведущих признака личности: наличие сознания и субъектности. Качественные (содержательно-аксеологические) и количественные характеристики этих признаков у конкретного человека позволяют судить об уровне зрелости личности. Есть основания выделять несколько уровней социальной и психологической зрелости личности: низкий - недостаточно зрелая, формирующаяся личность; средний - достаточно зрелая личность; высокий - социально зрелая личность.

Третий ведущий признак личности - степень "саморегуляции Я" (А. Г. Ковалев), способности человека управлять

Рис. 5.2.

своими психическими состояниями и добиваться поставленных целей, несмотря на трудности в их достижении. При высоком уровне развития данного признака у человека можно говорить о достаточно сложившейся личности. Ядро саморегуляции личности составляют ее взгляды, убеждения, идеалы, волевая подготовленность. Очевидно, характеризуя, например, личность ребенка детского возраста (а нередко и подросткового), есть основания говорить о том, что это пока еще недостаточно не только сложившаяся, но и социально зрелая личность.

Как видим, при характеристике личности конкретного человека важно выявить уровень се социальной и психологической зрелости, а также в какой степени он сложился как вполне определенная личность.

По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем больше субъектное™ в человеке, тем больше в нем личностного. Субъектность является одной из атрибутивных характеристик личности.

Другой атрибутивной характеристикой личности выступает активность. Личность - не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях человека к тому, что он делает, в его жизненной позиции, в его поведении и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологических ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоутверждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целенаправленное, потребностно детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется в основном тем, что, как, почему и во имя чего она делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя.

Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких социальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего проявления своей сущности, своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.

Психология-педагогика

Быкова Светлана Станиславовна
317 кабинет 1 корпус 37-29-92

Литература:

Сластенин В А, Каширин В П. «Психология и педагогика» М 2001

Гамезо М В, Домашенков И А «Атлас по психологии» М 2001

Гиппенрейтер Ю Б «Введение в общую психологию» М 2002

Коджаспирова Г М «Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах» М

14.02.2012

Ведение в психологию

Предмет и основные принципы психологии

Можно выделить 4 этапа в развитии психологии как науки.

1 этап – до XVII века психология мыслилась как наука о душе. Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистической или идеалистической школе.

Аристотель в своем трактате «О душе» отрицал взгляд на душу как на вещество, но в то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи, как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию – «энтелехия», которая означает существование чего-то. Душа по Аристотелю есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение – сущность и «осуществление»» глаза как органа зрения.

Платон, в свою очередь, считает душу самостоятельной субстанцией. Она может существовать наряду с телом и независимо от него. Душа по Платону начало вечного, божественного, в то время как тело – начало материальное, человеческое. Платон говорит о трех частях души – разуме, мужестве и вожделении. В зависимости от того, какая часть души доминирует, то положение человек и занимает в обществе – соответственно мыслитель, воин и простой человек.

2 этап – XVII-2 половина XIX века психология изучала сознание человека. Под сознанием в данный период подразумевалась способность мыслить, чувствовать и желать (cogito ergo sum).

В 1879 году Вильгельм Вундт открыл первую экспериментальную лабораторию по изучению сознания. Он, как и Декарт, делил сознание на мелкие составляющие. Вундт пришел к выводу, что сознание человека это замкнутая среда, поэтому один человек никогда не сможет понять другого.



3 этап – 2 половине XIX-XX веках психология рассматривалась как наука о поведении. Основоположником этого направления – бихевиаризма стал Джон Уотсон, который считал что основная задача бихевиаризма заключается в накоплении наблюдений за поведением с таким расчетом, чтобы можно было предсказать какая будет реакция человека на соответствующий стимул.

4 этап – XX век – отечественная психология – наука изучающая психику. Произошел союз психологии и обществознании. Появились работы Сеченова, Павлова и его учеников, Чарльза Дарвина.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, являющееся формой отражения субъектов объективной реальности.

Основные принципы психологии:

1) Принцип детерминизма или причинной обусловленности. Психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни.

2) Принцип единства сознания и деятельности. Сознание человека формирует динамические модели действительности, позволяющие ему ориентироваться в окружающей среде и в соответствии с этим осуществлять деятельность.

3) Принцип развития психики. Психику можно адекватно интерпретировать, если она рассматривается как продукт развития и как результат деятельности.

Методы исследования в психологии

В психологии принято выделять 4 группы методов изучения психики:

1) Организационные методы

a. Сравнительный метод – сопоставление групп испытуемых с целью поиска сходств и различий.

b. Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного отрезка времени.

c. Комплексный метод – реализация исследовательских программ, в которых принимают участие представители разных наук.

2) Эмпирические методы.

a. Наблюдение.

b. Эксперимент.

c. Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросы, беседы, интервью).

d. Метод анализа процессов и продуктов деятельности.

3) Методы обработки данных.

a. Количественный метод – сбор материала.

b. Качественный метод – анализ и дифференциация материала.

4) Интерпретационные методы.

a. Генетический метод – интерпретация обработанного материала исследования в характеристиках развития с выделением фаз, стадий и критических моментов психических новообразований.

b. Структурный метод – устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изученными характеристиками личности (психологический портрет)

Структура современной психологии

Общая психология изучает закономерности, теоретические принципы и основные научные понятия психологии. В нее входят

Психология личности

Индивидуально-психологические особенности личности

Познавательные процессы

Сферы личности, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная

Понятие личности.
Факторы развития, формирования и социализация личности

Личность, структура личности

Человек, более узкое – индивид, ещё уже – личность.

Личность – это человек, взятый в такой системе психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являющихся устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенные значения для него самого и окружающих.

К.К. Платонов. Личность – это конкретный человек как носитель сознания и самосознания.

Самосознание – это осознание своего я, которое формируется под влиянием оценок других людей.

Самооценка – как компонент самосознания.

Уровень притязаний – для определения самооценки и самосознания.

Теория Эрика Бёрна. Везде каждый человек играет разные роли (студент, родитель, взрослый, пешеход…). И каждый человек выбирает себе роль на всю жизнь. Теория ролей.

Роль – социальн норм? Личн. Нормативноодобряем образец поведения ожидаем от каждого занимающего определённое положение. Ожидание зависит от общества, общественного сознания.

Личность – социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определённую общественную роль.


Личность неповторима в индивидуальности. Индивидуальность – сам узкое понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Структура личности. К.К. Платонов. Выделил 4 подструктуры личности:

1. Направленность личности – система побуждений, обуславливающая избирательность отношений и активность человека (направленность личности имеет определенные формы и может проявляться как влечение (неосознаваемое стремление), желание (осознанное), идеал (форма направленности, на конкретн… - конкретный «герой»), мировоззрение, убеждение (высшая форма направленности личности)).

Связь с потребностно-мотивационной сферой. Источником активности личности являются её потребности. Именно потребность побуждает человека действовать определённым образом и в определенном направлении. Потребность – это состояние человека, выражающая его зависимость от конкретных условий существования.

Пирамида Масслоу. (снизу-вверх). Физиологические потребности – в безопасности – в общении – в самоутверждении – интеллектуальные – эстетические – потребность в самоактуализации, самореализации.

С потребностью тесно связ понятие матива. Это конкретное побуждение к деятельности. (более подробно знакомимся сами с данной темой)

3. Индивидуальные особенности психич процессов (познавательных, эмоциональных, волевых)

4. Биологические свойства человека.

Факторы формирования и развития личности.

Окружение – соц среда, соц позиция, социализация. Учёба (место учёбы). Случайно увиденное-услышанное. Личные успехи. Интересы, увлечения. Условия жизни. Воспитание. Состояние здоровья. Деятельность. задатки. Менталитет. Экология. …

Основными факторами развития личности являются:

1. Биогенетическое развитие личности. Развитие личности определяется преимущественно наследственным фактором, носит самопроизвольный спонтанный характер. Человек от природы имеет предрасположенность к некоторым особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа деятельности, к опред комплексу мативов. В чел-ке от природы запрограммированы и определены этапы человеческого развития. Жан Пиоже «личность чел-ка рассматривается как продукт действия фатальных биологических факторов».

2. Социогенетическая концепция развития личности. Личн складывается как результат прямых воздействий социума. При этом игнорируется собственная активность чел-ка, ему отводится пассивная роль приспосабливающегося к среде.

Таким образом каждый чел-к неповторим. Он является результатом непрерывного взаимодействия многих разных факторов, генетического наследства, культурной среды, жизненных обстоятельств. Он непрерывно развивается как единое целое, по этому, ни одно из сторон его жизни невозможно понять в отрыве от других. Личность чел-ка состоит из комплекса устойчивых признаков к коим относятся темперамент, мотивация, способности, чувства и т.д., которые определяют свойственные этому человеку мысли и поведения.

Б.Г. Ананьев «Онтогенез и жизненный путь чел-ка»

Социализация личности

Социализация личности – это процесс овладения чел-ком социальными и соц-психологическими нормами, правилами, ценностями и общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс… через освоение чел-ком материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Процесс социализац 2 стороны:

Интериоризация – присвоение опыта других людей.

Экстериоризация – проявляется индивидуальность чел-ка.

Таким образом, процесс социализации личности является ведущим и определяющим в появлении, формировании и развитии личности.

Социализация личн специалиста:

1. Общая социализация, как становлен личн гражданина, усвоение личности системы общественных норм, прав, ценностей.

2. Профессионально-ролевая социализация, как овладение профессиональными ролевыми функциями.

3. Профессионализация, как степень овладения человеком профессиональной деятельностью, профессиональным мастерством.

Факторы, влияющие на формирование личности

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и социальные факторы. Фактор (от лат. factor -делающий, производящий) – движущая сила, причина какого-либо про­цесса, явления (С. И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная активность личности, порождаемая противоречиями, интересами и другими мотивами, реализуе­мая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макросреда, мезо- и микросреда при­родная и социальная, воспитание в широком и узком социальном и педаго­гическом смысле.

Среда и воспитание - это социальные факторы, тогда как наследствен­ность - биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о при­оритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Они ошибочно переносят до­стижения биологической науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о признании врожденных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния сре­ды и воспитания (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеций и др.) Они отри­цают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребе­нок от рождения - «чистая доска, на которой можно все написать», т. е. развитие зависит от воспитания и среды.

Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется рав­ным сочетанием влияния наследственности, среды и воспитания.

К. Д. Ушинский утверждал, что личностью человек становится не толь­ко под влиянием наследственности, среды и воспитания, но и в результате собственной деятельности, Обеспечивающей формирование и совершенст­вование личностных качеств. Человек - не только продукт наследственно­сти и обстоятельств, в которых проходит его жизнь, но и активный участ­ник изменения, улучшения обстоятельств. Изменяя обстоятельства, чело­век изменяет и самого себя.

Рассмотрим более подробно сущностную сторону влияния ведущих факторов на развитие и формирование личности.

Некоторые авторы, как отмечено выше, определяющую роль отводят биологическому фактору - наследственности. Наследственность - свой­ство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческо­го «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследствен­ную программу развития человека. Установлено, что именно наследствен­ностью обусловлено то общее, что делает человека человеком, и то отлич­ное, что делает людей столь непохожими друг на друга. Что же человек наследует? По наследству от родителей к детям передаются:

-анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности;

-физические особенности: внешние расовые признаки, особенности те­лосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма;

-особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), особенности нервных процессов, обусловливающие характер и определен­ный тип высшей нервной деятельности;

-аномалии в развитии организма: дальтонизм (цветовая слепота), «зая­чья губа», «волчья пасть»;

-предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного ха­рактера: гемофилия (болезнь крови), сахарный диабет, шизофрения, эн­докринные расстройства (карликовость и др.).

Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием не­благоприятных при жизни условий. Например, осложнений после болезни, физических травм или недосмотра при развитии ребенка, нарушения режи­ма питания, труда, закаливания организма и т. д. Отклонение или измене­ние психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родите­лей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследу­ются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его утроб­ным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр.

Чрезвычайно важен вопрос, наследуются ли интеллектуальные, специаль­ные и моральные качества? А также что наследуют дети - готовые способно­сти к определенному виду деятельности или только задатки?

Установлено, что наследуются только задатки. Задатки - это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной деятельности.

Различают задатки двух видов:

- общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы,
рецепторов);

- индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от кото­рых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила
сосредоточенного внимания, умственная работоспособность; индивидуаль­ные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры голов­ного мозга, органов и др.).

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода дея­тельности, Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей - та­лант, гениальность.

Некоторые ученые придерживаются концепции врожденных способно­стей (С. Берт, X. Айзенк и др.). Большинство отечественных специалис­тов - физиологов, психологов, педагогов - рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в процессе деятельности и в результате воспитания. Наследуются не способности, а только задатки. Унаследованные человеком задатки могут быть или реализованными, или нет. Будучи индивидуально-природной основой способностей, задатки являются важным, но недостаточным условием их развития. При отсут­ствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности спо­собности могут не развиться даже при наличии благоприятных задатков. От­сутствие ранних достижений может свидетельствовать не об отсутствии способностей, а скорее о неадекватной имеющимся задаткам организации деятельности и воспитания.

Особенно острые дискуссии вызывает вопрос о наследовании способно­стей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности.

Одни ученые считают, что все люди получают от природы высокие по­тенциальные возможности для развития своих умственных и познаватель­ных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют каче­ства и уровня самой интеллектуальной деятельности. Они не согласны с мнением, что уровень интеллекта передается от родителей к детям. Вместе с тем эти ученые признают, что наследственность может неблагоприятно влиять на развитие интеллектуальных способностей. Отрицательные пред­расположения создают клетки головного мозга у детей алкоголиков, нару­шенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Другая группа ученых считает доказанным фактом наличие интеллек­туального неравенства людей. Причиной неравенства признают биологи­ческую наследственность. Отсюда вывод: интеллектуальные способности остаются неизменными и постоянными.

Понимание процесса наследования интеллектуальных задатков очень важно, так как предопределяет практические пути воспитания и обучения людей. Современная педагогика акцентирует внимание не на выявлении различий и приспособлении к ним воспитания, а на создании условий для развития имеющихся у каждого человека задатков.

Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и мораль­ных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду дея­тельности. К специальным задаткам относятся музыкальные, художествен­ные, математические, лингвистические, спортивные и др. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких ре­зультатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей об­ласти деятельности. Специальные задатки могут проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия.

Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных ка­честв и психики. Долгое время господствовало утверждение, что психиче­ские качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нрав­ственные качества формируются только прижизненно.

Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым, ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что моральные качества человека биологически обусловлены. От поколения к поколению передаются нравственные ка­чества, поведение, привычки и даже поступки - как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения чело­века и животных. Согласно учению И. П. Павлова и животным, и челове­ку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение не только животных, но и человека в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простей­ших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время по­зицию о генной обусловленности нравственности и социального поведе­ния человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н. М. Амо­сов и др.).

Кроме наследственности, определяющим фактором развития лично­сти является среда. Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная сре­да. В понятие «социальная среда» входят такие характеристики, как об­щественный строй, система производственных отношений, материаль­ные условия жизни, характер протекания производственных и соци­альных процессов и др.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или наследственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеций считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в пси­хических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафи­зически, она фатально предопределяет судьбу человека. Человек рассмат­ривается как пассивный объект влияния среды.

Таким образом, всеми учеными признается влияние среды на формиро­вание человека. Не совпадают лишь их взгляды на оценку степени влияния среды на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной сре­ды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. По­нятно, что человек достигает более высокого уровня развития в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение - это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии кон­тактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Человек становится личностью только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, пси­хическое развитие происходить не может. Взаимодействие человека с об­ществом, как известно, называется социализацией.

Социализация личности есть объективное явление;, наблюдаемое в жиз­ни каждого человека, когда он приступает к самостоятельной жизни в об­ществе. Как и любое общественное явление, социализация многоаспектна и поэтому изучается многими науками: социологией, культурологией, эт­нографией, историей, психологией, педагогикой и др.

Кроме перечисленных выше, важным фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является воспитание. Воспитание в широком социальном смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно было бы охарактеризовать ка^ отношение целого к частному. Социализация представляет собой процесс? социального разви­тия человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия. Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влия­ний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание - это процесс Целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школь­ное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрица­тельных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориента­цию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирова­ния педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воз­действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитатель­ной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности- В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных Ридах деятельности-игровой, учебной, познавательной, трудовой, общесГвенной, политиче­ской, художественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существований человека, деятель­ность:

Обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

Способствует удовлетворению естественных человеческих потребно­стей;

содействует познанию и преобразованию окружавшего мира;

является фактором развития духовного мира человека, формой и ус­ловием реализации его культурных потребностей;

дает возможность человеку реализовать свой личностный потенци­ал, достичь жизненных целей;

создает условия для самореализации человека в системе обществен­ных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внеш­них условиях во многом зависит от ее собственных усилий, от той энер­гии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах дея­тельности.

На развитие личности большое влияние оказывает коллективная дея­тельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Коллек­тивная деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нрав­ственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональ­ном развитии.

В развитии личности велика роль самовоспитания. Самовоспитание на­чинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка опре­деленной цели поведения или деятельности порождает сознательное на­пряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерми­нируются разнообразными факторами - как биологическими, так и со­циальными. Факторы развития и формирования личности действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные фак­торы могут оказывать большее или меньшее влияние на развитие личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое развитие личности?

2. Каковы движущие силы развития личности?

3. Как соотносятся социализация, воспитание и развитие личности?

4. Какими факторами обусловливается развитие личности?

5. Как влияет деятельность на развитие личности?

Основная литература

1. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. посо­бие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.

2. Лихачев Б. Педагогика: Курс лекций. 3-е изд. М., 1999.

3. Харламов И. Ф. Педагогика. Минск, 2001.

Дополнительная литература

1. Воронов В. В. Педагогика в двух словах (конспект-пособие). 3-е изд. М., 1999.

2. Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М., 1995.

3. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.

4. Котова И. В., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.

Дубинин Н. П. Что такое человек. М., 1983.

Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Человеку, если он хочет стать че­ловеком, необходимо получить обра­зование.

Я. А. Коменский