Георгий мелихов в поисках правды. Григорий мелехов в поисках жизненной правды

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Методические приемы: проверка домашнего задания -корректировка составленного учениками плана, беседа по плану.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды». 11 класс

Цель урока: показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества.

Методические приемы: проверка домашнего задания -корректировка составленного учениками плана, беседа по плану.

Ход урока

Слово учителя.

Герои Шолохова - люди простые, но незаурядные, а Григорий не только храбр до отчаяния, честен и совестлив, но и по-настоящему талантлив, и не только «карьера» героя это доказывает (хорунжий из простых казаков во главе дивизии - свидетельство немалых способностей, хотя у красных в годы гражданской войны подобные случаи были нередки). Подтверждает это и его жизненный крах, поскольку Григорий слишком глубок и сложен для требуемого временем однозначного выбора!

Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.

Проверка домашнего задания

Примерный сюжетный план «Судьба Григория Мелехова»:

Книга первая

1. Предопределенность трагической судьбы (происхождение).

2. Жизнь в доме отца. Зависимость от него («как батя»).

3. Начало любви к Аксинье (гроза на реке)

4. Стычка со Степаном.

5 Сватовство и женитьба. ...

6.Уход из дома с Аксиньей в батраки к Листницким.

7. Призыв в армию.

8. Убийство австрийца. Потеря точки опоры.

9. Ранение. Известие о смерти, полученное родными.

10. Госпиталь в Москве. Беседы с Гаранжой.

11. Разрыв с Аксиньей и возвращение домой.

Книга вторая, ч. 3-4

12. Вытравление правды Гаранжи. Уход на фронт «добрым казаком».

13.1915 г. Спасение Степана Астахова.

14. Огрубение сердца. Влияние Чубатого.

15. Предчувствие беды, ранение.

16. Григорий и его дети, желание конца войны.

17. На стороне большевиков. Влияние Изварина и Подтелкова.

18. Напоминание об Аксинье.

19. Ранение. Расправа над пленными.

20. Лазарет. «К кому же прислониться?»

21. Семья. «Я - за советскую власть».

22. Неудачные выборы в отрядные атаманы.

23. Последняя встреча с Подтелковым.

Книга третья, ч. 6

24. Разговор с Петром.

25. Злоба к большевикам.

26. Ссора с отцом из-за награбленного.

27. Самовольный отъезд домой.

28. Красные у Мелеховых.

29. Спор с Иваном Алексеевичем о «мужичьей власти».

30. Пьянство, мысли о смерти.

31. Григорий убивает матросов

32. Разговор с дедом Гришакой и с Натальей.

33. Встреча с Аксиньей.

Книга четвертая, ч.7:

34. Григорий в семье. Дети, Наталья.

35. Сон Григория.

36. Кудинов о невежестве Григория.

37. Ссора с Фицхалауровым.

38. Распад семьи.

39. Расформирование дивизии, Григория производят в сотники.

40. Смерть жены.

41. Тиф и выздоровление.

42. Попытка сесть на пароход в Новороссийске.

Часть 8:

43. Григорий у Буденного.

44. Демобилизация, разговор с. Михаилом.

45. Уход из хутора.

46. В банде Филина, на острове.

47. Уход из банды.

48. Гибель Аксиньи.

49. В лесу.

50. Возвращение домой.

Беседа.

Образ Григория Мелехова - центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе, прежде всего как правдоискатель.

В начале романа Григорий Мелехов - обыкновенный хуторской парень с привычным кругом хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он живет бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Он позволяет отцу женить себя, как заведено, готовится к военной службе. Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка - и содрогнулся от содеянного.

Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая человеческая кровь. Облик убитого им австрийца является потом ему во сне, вызывая душевную боль. Опыт войны вообще переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям. Начинается сознательная жизнь.

Большевик Гаранжа, встретившийся Григорию в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. «Автономист» Ефим Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория Мелехова. Трагически погибший Федор Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их в плен большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушия «диктатора» ошеломили героя. Он тоже воин, много убивал, однако здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны.

«Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых. Однако уже год прошел, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».

Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.

Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание «перевоевать», вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий Мелехов, скрывающийся от преследований советской власти. Но у бандитов нет будущего. Для большинства казаков ясно: сеять надо, а не воевать.

К мирному труду тянется и главный герой романа. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины - Аксиньи, получившей пулю по дороге, как им кажется, к свободной и счастливой жизни. Все погибло. Душа Григория выжжена. Остается лишь последняя, но очень важная ниточка, связывающая героя с жизнью, - это родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын - его будущее, его след на земле.

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека - всегда в центре внимания М. Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.

Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»? Почему главным героем выбран Григорий Мелехов?

(Григорий Мелехов - неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках (особенно по отношению к Наталье и Аксинье (см. эпизоды: последняя встреча с Натальей - часть 7, глава 7; смерть Натальи - часть 7, главы 16-18; смерть Аксиньи). У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания (утенок на сенокосе, Франя, казнь Ивана Алексеевича).

Григорий - человек, способный на поступок (уход с Аксиньей в Ягодное, разрыв с Подтелковым, столкновение с Фицхалауровым - часть 7, глава 10; решение вернуться на хутор).

В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория? Роль внутренних монологов. Человек зависит от обстоятельств или сам делает свою судьбу?

(Он нигде не соврал перед собой, несмотря на сомнения и метания (см. внутренние монологи - часть 6, глава 21). Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор. Война развращает людей провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему нм разу сделать подлость. Глубокая привязанность к дому, к земле - сильнейшее душевное движение: «Моим рукам работать надо, а не воевать».

Герой постоянно в ситуации выбора («Сам ищу выход»). Перелом: спор и ссора с Иваном Алексеевичем Котляровым, Штокманом. Бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Трагедия как бы переносится в глубины сознания: «Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей». Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «зряшными и пустыми». И в этом тоже его трагедия. Человек поставлен в неизбежные, стихийные обстоятельства и уже в этих обстоятельствах делает выбор, свою судьбу.) «Больше всего нужно для писателя,- говорил Шолохов, - ему самому нужно, - передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове...»

Как вы считаете, удается ли автору «Тихого Дона» «передать движение души человека» на примере судьбы Григория Мелехова? Если да, каково, на ваш взгляд, основное направление этого движения? Каков его общий характер? Есть ли в образе главного героя романа то, что вы могли бы назвать очарованием? Если да, то в чем его очарование заключается? Основная проблематика "Тихого Дона" раскрывается не в характере одного, хотя бы и основного героя, каким является Григорий Мелехов, а в сопоставлении и противопоставлении многих и многих характеров, во всей образной системе, в стиле и языке произведения. Но образ Григория Мелехова как типической личности как бы концентрирует в себе основной исторический и идейный конфликт произведения и этим объединяет все детали огромной картины сложной и противоречивой жизни многих действующих лиц, являющихся носителями определенного отношения к революции и народу в данную историческую эпоху.

Как бы вы определили основную проблематику «Тихого Дона»? Что, на ваш взгляд, позволяет характеризовать Григория Мелехова как типическую личность? Можете вы согласиться с тем, что именно в нем сконцентрирован «основной исторический и идейный конфликт произведения»? Литературовед А.И. Хватов утверждает: «В Григории таился громадный резерв нравственных сил, необходимых в созидательных свершениях становящейся новой жизни. Какие бы осложнения и беды ни обрушивались на него и как бы тягостно ни ложилось на его душу содеянное под влиянием неверного решения, Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми».

Как вы считаете, что дает право ученому утверждать, что «в Григории таился громадный резерв нравственныхсил»? Какие поступки свидетельствуют, по вашему мнению, в пользу такого утверждения? А против него? Какие «неверные решениям принимает герой Шолохова? Допустимо ли, на ваш взгляд, вообще говорить о «неверных решениях» литературного героя? Поразмышляйте на эту тему. Согласны ли вы с тем, что «Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми»? Приведите примеры из текста. «В сюжетном сопряжений мотивов художественно действенны в раскрытии образа Григория неизбывность любви, которую дарят ему Аксинья и Наталья, безмерность материнского страдания Ильиничны, преданная товарищеская верность однополчан и сверстников» особенно Прохора Зыкова. Даже те, с кем его интересы пересекались драматически, но кому открылась его душа... не могли не ощутить силу его обаяния и великодушия» (А.И. Хватов).

Согласны ли вы с тем, что особую роль в раскрытии образа Григория Мелехова играет любовь Аксиньи и Натальи, страдания его матери, а также товарищеская верность однополчан и сверстников? Если да, то, как это проявляется в каждом из названных случаев?

С кем из героев интересы Григория Мелехова «пересеклись драматически»? Можете ли вы согласиться с тем, что даже этим героям открывается душа Григория Мелехова, а они, в свою очередь, смогли «ощутить силу его обаяния и великодушия»? Приведите примеры из текста.

Критик В. Кирпотин упрекал (1941) шолоховских героев в примитивизме, грубости, «умственной неразвитости»: «Даже лучший из них, Григорий,- тугодум. Мысль для него - непосильное бремя».

Есть ли среди героев «Тихого Дона» такие, которые показались вам грубыми и примитивными, «умственно неразвитыми» людьми? Если да, то какую роль они выполняют в романе? Согласны ли вы с тем, что Григорий Мелехов у Шолохова - «тугодум», для которого мысль - эта «непосильное бремя»? Если да, приведите конкретные примеры «тугодумства» героя, его неумения, нежелания мыслить. Критик Н. Жданов отмечал (1940): «Григорий мог быть с народом в его борьбе... но он не стал с народом. И в этом его трагедия».

Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что Григорий «не стал с народом», разве народ - это только те, кто за красных? Как вы думаете, в чем трагедия Григория Мелехова? (Этот вопрос можно оставить в качестве домашнего задания для развернутого письменного ответа.)

Домашнее задание.

Как соотносятся события, захватившие страну, с событиями личной жизни Григория Мелехова?


Григорий Мелехов в поисках правды. Драматические судьбы основных действующих лиц, жестокие уроки судьбы Григория Мелехова, главного героя романа, отражают в романе Шолохова “Тихий Дон” мучительные поиски исторической правды на пути строительства народом новой жизни.

Григорий Мелехов - настоящий донской казак, хозяйственный и трудолюбивый, замечательный охотник, наездник, рыболов. До войны и революции он вполне счастлив и беззаботен. Горячая приверженность к воинской службе, славе выручает его в первых испытаниях, на полях кровавых сражений в 1914 году.
Но Григорий не хочет крови и этим отличается от остальных. Он не желает и войны, но постепенно замечает, что все его таланты, его жизнь, молодость уходят в опасное ремесло убивания людей. Мелехову некогда побыть дома, нет времени и возможности уделить внимания семье, любящим его людям. Окружающая его жестокость, грязь, насилие заставили Григория по-новому посмотреть на жизнь.
В госпитале, где Мелехов находился после ранения, под влиянием революционной пропаганды у него появляется сомнение относительно правильности сохранения верности царю, воинскому долгу.
1917 год застал Григория в беспорядочных и мучительных попытках определиться в это “смутное время”. Но его ошибка в том, что он пытается отличить правду по внешним признакам, не вникая в суть. Сначала Мелехов сражается за красных, но убийство ими безоружных пленных отталкивает его, и когда большевики приходят в его родной хутор, творя грабежи и насилие, он с холодной яростью вступает в борьбу с ними. И снова не знает, что делать и как поступить.
Глубинные сомнения отталкивают Мелехова и от красных, и от белых: “Все они одинаковы… Все они - ярмо на шее казачества”. В это время мучительных раздумий Григорий узнает о восстании казаков против большевиков в верховьях Дона и выступает на стороне восставших. Он думает: “У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди и будут бороться. Надо биться с тем, кто хочет отбить жизнь, право на нее; надо биться крепко, не качаясь, - как в стенке, - а накал ненависти, твердость дает борьба”.
Разжалование, смерть жены и многие другие болезненные удары судьбы впоследствии доводят Григория Мелехова до последней степени отчаяния. В конце концов он вступает в конницу Буденного, героически воюет с поляками, желая очиститься этим перед большевиками.
Но для Григория нет спасения в советской действительности, где даже нейтралитет считается преступлением. И он завидует белогвардейцам, думая, что им с самого начала было все ясно, “а мне и доселе все неясное. У них прямые дороги… а я с 17-го хожу по вилюжинам как пьяный, качаясь”.
Пытаясь избавиться от сомнений, Григорий бежит с родного хутора, но после долгих скитаний, тоски по детям, по Аксинье, тайно возвращается, чтобы забрать любимую женщину. Он хочет начать новую жизнь в надежде пробраться на Кубань. Но счастье длится недолго: в дороге их настигает конная застава, Аксинья погибает. Григорию больше некуда и незачем торопиться.
Неделями скрываясь в лесной чаще, Григорий испытывает нестерпимое желание “походить… по родным местам, покрасоваться на детишек, тогда можно было бы и помирать”.
Мелехов возвращается в родной хутор. “Вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей, со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.
В образе Григория Мелехова М. Шолохов воплотил бесконечные поиски простым народом исторической правды, позволяющей построить честный, светлый, справедливый и счастливый мир для большинства.

Григорий Мелехов в поисках правды

В «Тихом Доне» отражена эпоха великих потрясений начала XX века, оказавшая своё влияние на судьбы многих людей, повлиявшая также и на судьбу донского казачества. Притеснения со стороны чиновников, помещиков, более зажиточной части населения, а также неумение власти решать конфликтные ситуации и справедливо обустраивать жизнь народа, приводили к народным возмущениям, бунтам, к революции, которая переросла в гражданскую войну. Кроме того, донское казачество восстало и против новой власти, сражалось с красноармейцами. Банды казаков расправлялись с той же беднотой, с мужиками, которые, как и казаки, хотели трудиться на своей земле. Тяжёлое, смутное было время, когда брат шёл против брата, а отец мог оказаться убийцей сына.

В романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» отражена переломная эпоха войн и революций, показаны события, повлиявшие на ход истории. Писатель отобразил вековые традиции донского казачества и особенности их жизни, систему их нравственных принципов и трудовых навыков, сформировавших национальный характер, который наиболее полно воплощён автором в образе Григория Мелехова.

Путь Григория Мелехова - совершенно особенный, отличный от исканий героев предыдущих эпох, так как Шолохов показал, во-первых, историю простого казака, хуторского парня с небольшим образованием, не умудрённого опытом, не разбирающегося в вопросах политики. Во-вторых, автор отразил тяжелейшее время потрясений и бурь для всего Европейского континента и для России в особенности.

В образе Григория Мелехова представлена личность глубоко трагическая, судьба которой всецело связана с драматическими событиями, происходящими в стране. Характер героя может быть понят только при анализе его жизненного пути, начиная с истоков. Необходимо помнить, что в генах казака примешана была горячая кровь бабки-турчанки. Семья Мелеховых, в связи с этим, отличалась своими генетическими качествами: наряду с трудолюбием, упорством, любовью к земле заметны были у Григория, например, гордый нрав, смелость, своеволие. Уже в юности он убеждённо и твёрдо возражал Аксинье, звавшей его в чужие края: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?» Григорий думал, что его жизнь навсегда связана с мирным трудом хуторянина в собственном хозяйстве. Главные ценности для него - земля, степь, казачья служба и семья. Но он и предположить не мог, как обернётся для него верность казацкому делу, когда лучшие годы нужно будет отдать войне, убийству людей, мытарству по фронтам, и многое придётся пережить, испытав различные потрясения.

Григорий был воспитан в духе преданности казацким традициям, от службы не уклонялся, собираясь с честью выполнить воинский долг и вернуться в хутор. Он, как и положено казаку, проявлял храбрость в боях во время первой мировой войны, «рисковал, сумасбродничал», но очень скоро понял, что нелегко освободиться от боли по человеку, которую он иногда чувствовал. Особенно тяжело перенёс Григорий бессмысленное убийство убегавшего от него австрийца. Он даже, «сам не зная для чего, подошёл к зарубленному им австрийскому солдату». А потом, когда отходил от трупа, «путано-тяжек был шаг его, будто нёс за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу».

После первого ранения, находясь в госпитале, Григорий узнал новые истины, слушая, как раненый солдат Гаранжа «разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть». Казаку было трудно принять эти новые понятия о царе, родине, о воинском долге: «прахом задымились все те устои, на которых покоилось сознание». Но после побывки в родном хуторе он снова ушёл на фронт, оставаясь добрым казаком: «Крепко берёг Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость…». Это было время, когда ожесточилось и огрубело его сердце. Однако, оставаясь мужественным и даже отчаянным в бою, внутренне Григорий переменился: не мог он смеяться беззаботно и весело, глаза ввалились, скулы обострились, и трудно стало глядеть в ясные глаза ребёнка. «С холодным презрением играл он своей и чужой жизнью, …четыре Георгиевских креста, четыре медали выслужил», но не удалось ему избежать беспощадно опустошающего воздействия войны. Однако личность Григория всё-таки не разрушена войной: не очерствела до конца душа, не смог смириться полностью с необходимостью убивать людей (пусть даже врагов).

В 1917 году после ранения и лазарета, находясь дома в отпуске, чувствовал Григорий усталость, «нажитую войной». «Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира. Там, позади, всё было путано, противоречиво». Не было твёрдой почвы под ногами, и не было уверенности, по какой тропе идти: «Тянуло к большевикам - шёл, других за собой вёл, а потом брало раздумье, холодел сердцем». На хуторе казаку захотелось вернуться к делам по хозяйству и остаться с семьей. Но успокоиться ему не дадут, потому что долго ещё в стране покоя не будет. И мечется Мелехов между «красными» и «белыми». Трудно ему найти политическую истину, когда стремительно меняются в мире человеческие ценности, и суть событий неискушённому человеку понять сложно: «К кому же прислониться?» Метания Григория связаны были не с политическими его настроениями, а с непониманием ситуации в стране, когда власть поочерёдно захватывали многочисленные участники враждующих сил. Мелехов готов был сражаться в рядах Красной Армии, но война есть война, без жестокости не обходилось, да и «пропитание» красноармейцам добровольно отдавать зажиточные казаки не хотели. Чувствовал Мелехов недоверие большевиков, их неприязнь к нему, как к бывшему воину царской армии. И сам Григорий не мог понять бескомпромиссную и безжалостную деятельность продотрядов, забирающих зерно. Особенно же отталкивали от коммунистической идеи фанатизм и озлобленность Михаила Кошевого, и появлялось желание уйти от невыносимой неразберихи. Хотелось понять и осмыслить всё, найти свою, «настоящую правду», но, видимо, одной правды для всех не бывает: «За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь - всегда боролись люди...». И Григорий решил, что «надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на неё...».

Жестокость и насилие проявлялись всеми враждующими сторонами: белогвардейцами, восставшими казаками, разными бандами. Мелехов не хотел к ним присоединяться, но воевать против большевиков Григорию пришлось. Не по убеждению, а по вынужденным обстоятельствам, когда казаков по хуторам собирали в отряды противники новой власти. Он тяжело переживал зверства казаков, их неукротимую мстительность. Находясь в отряде Фомина, Григорий стал свидетелем расстрела молодого беспартийного красноармейца, преданно служившего народной власти. Парень отказался перейти на сторону бандитов (так он назвал казачий отряд), и его тут же решили «пустить в расход». «Короткий у нас суд?» - говорит Фомин, обращаясь к Григорию, который избегал смотреть в глаза главарю, потому что сам он был против таких «судов».

И родители Григория солидарны с сыном в вопросах неприятия жестокости, вражды между людьми. Пантелей Прокофьевич выгоняет Митьку Коршунова, так как не хочет в своём доме видеть палача, который убил женщину с детьми, чтобы отомстить коммунисту Кошевому. Ильинична, мать Григория, говорит Наталье: «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу красные могли бы порубить, а ить не порубили же, поимели милость». Мудрые слова произносит также старый хуторянин Чумаков, когда спрашивает Мелехова: «Замиряться-то с Советской властью скоро будете? С черкесами воевали, с турком воевали, и то замирение вышло, а вы все свои люди и никак промеж собой не столкуетесь».

Жизнь Григория осложнялась также его неустойчивым положением всюду и во всём: он постоянно находился в состоянии поиска, решал вопрос «куда прислониться». Ещё до службы в казацком войске Мелехову не удалось выбрать спутницу жизни по любви, так как Аксинья была замужем, а на Наталье его женил отец. И всю свою недолгую жизнь находился он в положении «между», когда и в семью тянуло, к жене и детям, но и к любимой звало сердце. Не меньше рвало душу желание хозяйствовать на земле, хотя никто не освобождал и от воинского долга. Положение честного, порядочного человека между новым и старым, между миром и войной, между большевизмом и народничеством Изварина и, наконец, между Натальей и Аксиньей только усугубляло, увеличивало накал его метаний.

Необходимость выбора очень изматывала, и, возможно, не всегда решения казака были правильными, но кто мог тогда рассудить людей, вынести справедливый приговор? Истово сражался Г.Мелехов в коннице Буденного и думал, что верной службой заслужил прощение у большевиков за прежние дела, однако в годы гражданской войны были случаи скорой расправы с теми, кто или преданности советской власти не проявлял, или метался из стороны в сторону. И в банде Фомина, уже воюя против большевиков, не видел выхода Григорий, как решить свою проблему, как вернуться к мирной жизни и не быть врагом никому. Григорий ушёл из казачьего отряда Фомина, и, опасаясь наказания уже со стороны советской власти, а то и самосуда с любой стороны, так как всем стал будто бы врагом, он пытается вместе с Аксиньей скрыться, сбежать куда-либо подальше от родного хутора. Однако спасения ему эта попытка не принесла: случайная встреча с красноармейцами из продотряда, бегство, погоня, выстрелы вслед - и трагическая смерть Аксиньи остановила метания Григория навсегда. Некуда стало спешить, не к кому торопиться.

К судьбе главного своего героя автор далеко не безразличен. Он с горечью пишет о том, что из-за тоски по дому не может больше скитаться Григорий и, не дожидаясь амнистии, рискует снова, возвращается в хутор Татарский: «Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…». Шолохов не заканчивает роман сообщением о дальнейшей судьбе Г.Мелехова, наверное, потому, что сочувствует ему и хотел бы наконец-то дать уставшему от битв человеку немного душевного покоя, чтобы мог он жить и трудиться на своей земле, но трудно сказать, возможно ли это.

Заслуга писателя также в том, что авторское отношение к героям, его умение понимать людей, ценить честность и порядочность тех, кто искренне стремился разобраться в путанице мятежных событий и найти истину, - это желание автора передать движение души человека на фоне драматических изменений в стране высоко оценили и критики, и читатели. Один из бывших предводителей мятежных казаков, эмигрант П.Кудинов написал шолоховеду К.Прийме: «Тихий Дон» потряс наши души и заставил всё передумать заново, и тоска наша по России стала ещё острее, а в голове посветлело». И те, кто, находясь в эмиграции, прочитал роман М.А.Шолохова «Тихий Дон», «кто рыдал над его страницами и рвал свои седые волосы, - эти люди в 1941-м году воевать против Советской России не могли и не пошли». Следует добавить: не все, конечно, но многие из них.

Мастерство Шолохова как художника также трудно переоценить: мы имеем редчайший образец, почти исторический документ, рисующий культуру казачества, быт, традиции и особенности речи. Невозможно было бы создать яркие образы (а читателю - их представить), если бы Григорий, Аксинья и другие герои говорили нейтрально, на стилизованном языке, приближённом к литературному. Это было бы уже не донское казачество, если убрать их веками складывающиеся особенности речи, собственный их диалект: «вилюжинки», «скрозь», «расхорош ты мой». В то же время представители командного состава казачьих войск, имеющие образование и опыт общения с людьми других территорий России, говорят привычным для россиян языком. И Шолохов объективно показывает это различие, поэтому картина получается достоверной.

Следует отметить способность автора сочетать эпическое изображение исторических событий с лиричностью повествования, особенно тех моментов, в которых сообщается о личных переживаниях героев. Писатель использует приём психологизма, раскрывая внутреннее состояние человека, показывая душевные движения личности. Одна из особенностей данного приёма - умение дать индивидуальную характеристику героя, сочетая с внешними данными, с портретом. Так, например, очень запоминающимися выглядят изменения, произошедшие с Григорием в результате его службы, участия в боях: «…он знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы…».

Сопереживание автора героям произведения чувствуется во всём, и читательское мнение совпадает со словами Я.Ивашкевича о том, что роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» имеет «глубокое внутреннее содержание - а содержанием его является любовь к человеку».

шолохов дон мелехов роман

Источники

  • 1. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  • 2. Учебник литературы за 10-11 класс

Герой романа Михаила Шолохова “Тихий Дон” – Григорий Мелихов – простой казак из середняков, попавший в водоворот первой мировой войны, революции и гражданской войны. В это лихое время, он, искусный воин, оказывается нужен всем – и белым, и красным. В круговерти войны Мелехов оказывается во всех противоборствующих армиях гражданской войны и пытается понять, на чьей стороне правда.

Сначала он с красными, возглавляемыми Подтелковым и Кривошлыковым. Тут сказывается присущая Мелехову нелюбовь к офицерам-дворянам, которым

Чужды интересы народа, в том числе и казачества. Однако именно дикая расправа Подтелкова над пленными офицерами-белогвардейцами отвращает Григория от красных. Он зло бросает вожаку красных казаков, которого самого собираются казнить мучительной смертью:

“Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель московского совнаркома! Ты, поганка, казаков жидам продал!” Но гнев Григория Мелехова остужает его товарищ Христоня: “Пойдем, сталбыть, к коням. Ходу! Нам

С тобой тут делать нечего. Господи Божа, что делается с людьми!..” Предстоящая казнь Подтелкова, Кривошлыкова и их товарищей тоже потрясает Григория. Не дожидаясь ее начала, он покидает Понамарев хутор, где вершится расправа над пленными.

Сам Григорий тоже после расстрела красными брата Петра способен отдать приказ истребить пленных красноармейцев. Способен изрубить в открытом бою бессчетно красных матросов. Но такие действия он предпринимает лишь в минуты крайнего гнева или вызванного боем возбуждения. В спокойные минуты он отпускает с миром пленного врага, а про тех же порубленных матросов, остыв, с тоской говорит “в какую-то минуту чудовищного просветления”:

“Кого же рубил!..” И впервые в жизни забился в тягчайшем припадке, выкрикивая, выплевывая вместе с пеной, заклубившейся даже, на губах: - “Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради Бога… в Бога мать… Смерти… предайте!..” Говорит он почти теми же словами, что и казак Егор Жарков, получивший смертельную рану в первую мировую войну и умоляющий товарищей прекратить его мучения: “Братцы, предайте смерти! Братцы!.. Братцы… Что ж вы глядитее-е?.. Ахахаа-а-а-а!.. Братцы, предайте смерти!..” Мелехов, в отличие от Жаркова, у которого из разорванного живота вываливаются кишки, не ранен, но испытывает почти такие же мучения, что приходится убивать соотечественников, русских людей, казаков, мужиков, матросов… Даже убивая противника в честном бою, он испытывает порой нравственные муки. Что уж говорить об убийстве безоружных. Правда, мстя за Петра, Григорий и такое черное дело делает. Но чувство мести быстро проходит. И узнав, что в руки казаков попали убийцы Петра, Григорий спешит в родной хутор не затем, чтобы ускорить их гибель, а наоборот, чтобы спасти от смерти. Но он опоздал: в ходе самосуда Ивана Алексеевича убивает вдова Петра Дарья. Поистине, “что делается с людьми”! Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: “Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали… Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался… В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь - Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам”. Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания. Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков, и от “кадетов”, но быстро понимает, что никакой “третьей силе” в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления. Здесь он видит и грабеж, и насилие над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные. Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления “временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части”.

Григорий, “угнетаемый бездельем”, хотел “влиться в какую-либо воинскую часть”, но друг и ординарец Прохор Зыков решительно отсоветовал это делать: “Ты, Григорий Пантелеевич, видать, окончательно спятил с ума! - возмущенно заявил он. - За каким мы чертом полезем туда, в это пекло? Дело конченое, сам видишь, чего же мы будем себя в трату давать зазря? Аль ты думаешь, что мы двое им пособим! Пока нас не трогают и силком не берут в часть, надо, как ни мога скорее, уезжать от греха подальше, а ты вон какую чертовщину порешь! Нет, уж давай, пожалуйста, мирно, по-стариковски отступать. Мы с тобой и так предостаточно навоевались за пять лет, зараз нехай другие пробуются!”

И Григорий соглашается с его доводами. Ведь Мелехов тоже устал от войны, хотя есть у него военная жилка, удаль, даже какая-то тяга к сражению-то. Оттого-то и скучно Григорию в отступлении без настоящего дела. Однако ни одну из сторон в гражданской войне он не считает правой, и по этой причине быстро остывает к борьбе за дело, которое не считает справедливым. К красным Мелехов потом поступает служить, чтобы искупить прежние грехи, а против поляков сражается даже с энтузиазмом, почти как против немцев и австрийцев в первую мировую.

Вернувшийся в хутор Татарский потерявший руку Прохор Зыков рассказывает Аксинье о Григории: “Вместе с ним в Новороссийском поступили в конную армию товарища Буденного… Принял наш Григорий Пантелевич сотню, то бишь эскадрон, я, конечно, при нем состою, и пошли походным порядком под Киев. Ну, девка, и дали мы чертей этим полякам! Шли туда, Григорий Пантелевич и говорит: “Немцев рубили, на всяких там австрияках палаш пробовали, неужели у поляков черепки крепше? Сдается мне, их легше будет рубить, чем своих - русских, как ты думаешь?” - и подмигивает мне, оскаляется. Переменился он, как в Красную Армию заступил, веселый из себя стал, гладкий как мерин… Говорит, буду служить до тех пор, пока прошлые грехи замолю. Это он проделает - дурачье дело нехитрое… Возле одного местечка повел он нас в атаку. На моих глазах четырех ихних уланов срубил. Он же, проклятый, левша сызмальства, вот он и доставал их с обоих сторон… После боя сам Буденный перед строем с ним ручкался, и благодарность эскадрону и ему была”. Тем не менее благодарность легендарного командарма Первой конной не спасла Мелехова от подозрений. А когда буденновцев перебросили в Крым против Врангеля, Григорию пришлось рубить уже не поляков, а своих, русских людей. После ранения на врангелевском фронте Мелехова из Красной Армии демобилизовали, не слишком полагаясь на его благонадежность.

Слова Григория о том, что у поляков “черепки” не крепче, чем у немцев, нельзя понимать как радостную готовность убивать людей. Радуется, если можно так сказать, Мелехов лишь тому, что приходится убивать чужеземцев, а не соотечественников. Однако, как видим, пришлось ему позднее убивать и русских, возможно, тех же братьев казаков, сражавшихся под знаменами Врангеля.

Григорий, возвращаясь на хутор, рассчитывает, что его оставят в покое: “Он кончил воевать. Хватит с него. Он ехал домой, чтобы, в конце концов, взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…” Григорий, кажется, нашел свою правду: тихая семейная жизнь, с детишками, с женой. Бывшему другу и нынешнему зятю он признается: “Никому больше не хочу служить. Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно. Все мне надоело – и революция, и контрреволюция. Нехай бы вся эта… нехай оно все идет пропадом! Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и все. Ты поверь, Михаил, говорю это от чистого сердца”. Однако Кошевой не верит, и мечтам Григория о спокойной мирной жизни не суждено сбыться.

Угроза ареста вынудила Григория бежать с родного хутора, а случай привёл его в банду Фомина, где он уже не правду искал, а просто скрывался от преследования. Он решил уехать с Аксиньей на Кубань и там начать новую жизнь, но его возлюбленная погибла от шальной пули.

После этого Мелехов “еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность и для него, и для других”. В конце концов Григорий, не дожидаясь амнистии, возвратился домой.

В финале “сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.

Шолохов провёл своего любимого героя по всем кругам ада гражданской войны, наконец, подвёл к мирному берегу и здесь оставил его. И хотя сам прекрасно понимал, что ожидало Григория Мелехова впереди, не мог и не хотел этого говорить, а потому оставил видимость счастливого конца. В эпоху революционных катаклизмов честным людям счастья не бывает.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Григорий Мелехов – один из центральных персонажей в эпическом произведении М. Шолохова «Тихий Дон». Роман-эпопея является настоящей энциклопедией народной жизни в переломный период русской истории. Григорий – собирательный образ человека, который оказался перед нелегким выбором между взаимоисключающими взглядами.

Мелехов – типичный представитель казачества, связанный с ним многовековыми традициями и обычаями. Он не представляет себе жизни в отрыве от своих национальных корней. Григорий наделен всеми качествами настоящего казака. Он - мужественный и отважный человек, готовый поддержать товарища в любой ситуации.

Вместе с тем Мелехову присуще неосознанное стремление к правде и справедливости. Если подавляющее число казаков без раздумий встают на сторону белого движения просто в силу незыблемых традиций, то Григорий хочет самостоятельно во всем разобраться.

Переломом в душе Мелехова становится Первая мировая война. Участвуя в боевых действиях, он сразу обращает на себя внимание своим бесстрашием. При этом в его душе зарождается сомнение в справедливости войны вообще. Мелехов понимает, что генералам глубоко плевать на страдания простых солдат.

С этого времени Мелехов уже не чувствует спокойствия. Он признается себе и окружающим, что потерял устойчивую опору в жизни. Традиции казачества оказались иллюзией, не дающей истинного ощущения правды. Душа Григория мечется в поисках выхода. Его духовная опустошенность постепенно наполняется лозунгами красного движения. Мелехову кажется, что он нашел то, к чему стремился.

В рядах большевиков Григорий продолжает совершать подвиги. Но и борьба за очередную правду оборачивается кровью невинных людей. Мелехов понимает, что помимо красных и белых, которые одинаково творят жестокости и беззакония, должна существовать какая-то «настоящая» правда. Она выше политических убеждений и исходит из души человека.

Автор не ставит точки в судьбе Мелехова, давая читателю возможность самому разобраться в проблеме поиска правды. Внутренняя борьба Григория – важная философская тема. Проблема нелегкого выбора может коснуться любого человека.

2 Вариант

Что такое правда? Какая она? Каждый из нас, наверное, ответит на этот вопрос по-своему и будет прав, потому что это понятие противоречивое и неоднозначное. Как отличить правду от лжи? Какой выбор сделать? Одни сразу определяются с выбором, а другие мечутся, сомневаются в правильности сделанного ими выбора. Их душу терзают сомнения, и они начинают мучительные поиски правды. Иногда на это уходит целая жизнь.

Одним из таких правдоискателей является Григорий Мелехов, главный герой романа Шолохова «Тихий Дон». Познакомившись с произведением, мы узнаем о нем следующее: родился в потомственной семье донских казаков, имевших крепкое хозяйство, материальный достаток. От предков он унаследовал такие качества характера, как честность, любовь к крестьянскому труду, сострадание, гордость и независимость. Отличался от других казаков храбростью, глубиной чувств, добротой. Главная черта его характера состояла в том, что он постоянно пытается найти свою истину, ради которой стоило служить и ради чего стоило жить. Не приемлет неправду.

Первая мировая война стала началом жизненных испытаний героя. Она разделила казаков на красных и белых, поставив каждого перед выбором. Наш герой не смог сам разобраться во всём происходящем, он не встретил такого человека, который бы смог ему всё объяснить простым и доступным ему языком. Бывало так, что он смутно чувствовал правду, а как это доказать, не знал, поэтому вынужден был подчиниться, с чем внутренне был не согласен. Оказавшись на войне, Григорий проявляет себя как смелый и решительный человек, никогда не прячется за спины других, но быстро разочаровывается. Он чувствует, что все делает неправильно. Для него, воина и гуманиста, расправа над безоружными отвратительна. Ему хочется найти такую правду, которая будет приемлема для всех и всем будет хорошо.

Получив ранение, Мелехов попадает в госпиталь, где знакомится с большевиком Гаранжой. Под его влиянием происходит прозрение героя, который все больше убеждается в том, что жил в иллюзиях, далёких от реальности. Он понял смысл империалистической войны и возненавидел её.

Поиски правды наиболее обостряются в период Гражданской войны. Встреча с Ефимом Извариным посеяла в душе Григория сомнения, он пытается с ним спорить, но полуграмотный, терпит фиаско в словесных баталиях со своим противником, у него не хватает знаний для того, чтобы доказать свою правду.

Таким образом, путь к правде был для Григория долгим, мучительным, сложным, но на этом пути он остался человеком.

Мелехов ищет правду

Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» является отличным примером произведения, затрагивающего почти все проблемы человечества. Читая данный роман порою сложно понять, что является главной темой данного произведения, однако путём тщательного анализа произведения можно выделить поиск личностью главного героя своего места в мире как самую упоминаемую в тексте.

Главным героем романа выступил Григорий Малехов. На его нелёгком жизненном пути встретилось большое количество испытаний, связанных с жизнью в начале двадцатого века – в кровавое время воин и больших перемен. Будучи участником боевых действий Григорий добился больших успехов: получил звание офицера, был удостоен множества наград, но при этом не достиг главной цели жизни. Его постоянно мучил вопрос: «В чём смысл жизни?». Он так и не смог понять, зачем людям войны, зачем победы и власть. Григорий участвует в гражданской войне в 1918 году в отряде белых под командованием старшего брата. Со временем в попытках понять, кто прав в этой братоубийственной войне, а кто нет он становится бандитом, но и в таком окружении он не чувствует себя спокойно. Беспокойные мысли приходят к Григорию. Он всё никак не может найти ответа на свои вопросы. В конце концов рискуя своей жизнью он возвращается на родину в родную деревню. Встреча с родными: женой, сыном и сестрой придаёт ему сил и желания жить. Однако позже героя ждёт большая трагедия: жену убивают пулей, которая предназначалась ему самому. Он остаётся один с ребёнком, сестрой и её мужем, который на тот момент является его главным врагом.

На мой взгляд М.А. Шолохов в образе Григория вместил все черты типичного деревенского человека тех времён. Мало кто из простых крестьян понимал смысл войны, захвата власти и возможные последствия того или иного исхода войны. Малехов – человек с достаточным уровнем интеллекта так как может рассуждать на очень сложные темы, однако из-за необразованности и отсутствия жизненного опыта он не может найти себя в этой жизни. Основным препятствиям становится война. В те времена вооруженные конфликты привели не только к гибели большого количества людей, но и к печальным последствиям среди выживших.

Григорий Малехов – хороший пример того, как сильно может поломать судьбу человека война. Из-за конфликтов он теряет много времени, жену, веру в себя. К тому же ему часто приходилось убивать ради выживания, чего он явно не желал делать, что отняло у него пожалуй самое большое богатство – чистую совесть. Война превратила простого труженика Григория в трагического героя, несчастного бандита, который ищет правду жизни и всё никак не может её отыскать, обрекая себя на вечные безуспешные потуги.