Главная героиня произведения матренин двор. Солженицын «Матрёнин двор» – образ главной героини

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
  4. Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Автобиографический персонаж в произведении, постоялец Матрены. Сама она называла его Игнатьичем. Судьба этого персонажа во многом перекликается с судьбой самого автора. После десятилетней ссылки в знойном Казахстане он был реабилитирован и вернулся в среднюю полосу России. Если год назад его и электриком бы не взяли, то теперь он пытался устроиться в любую сельскую школу учителем математики.

Главная героиня рассказа, пожилая крестьянка из деревни Тальново. Это одинокая женщина шестидесяти лет, которая всю жизнь бесплатно работала на колхоз, а теперь не могла добиться получения пенсии, так как фиксированного стажа у нее не было. Выплаты по утере кормильца она тоже не могла получать, так как муж пропал без вести на фронте лет пятнадцать тому назад, а справки с предыдущих мест его работы было уже не достать.

Один из персонажей рассказа, бывший возлюбленный Матрены Васильевны, брат Ефима. Это был высокий черный старик, обросший бородой. В юности он был влюблен в Матрену и собирался на ней жениться, но, уйдя в армию, пропал без вести. Матрена его три года прождала, так ни одной весточки и не получила. Её выдали замуж за родного брата Фаддея, Ефима, а через несколько месяцев объявился и сам Фаддей.

Ефим

Эпизодический персонаж, муж Матрёны, пропал без вести на войне.

Вторая Матрёна

Эпизодический персонаж, жена Фаддея и мать Антоши. Когда главная героиня Матрёна вышла за Ефима, брата Фаддея, то он решил найти себе непременно жену также по имени Матрёна, что и сделал, приведя её из Липовки.

Торговка молоком

Эпизодический персонаж, первая женщина, которую встретил Игнатич на станции Торфопродукт. Он купил у неё молока, а после разговора, она решила помочь ему найти комнату в деревне.

Григорьев­ Антошка

Эпизодический персонаж, сын Фаддея и второй Матрёны, ученик из 8-го "Г", учителем у которого был Игнатич. Учился очень плохо, однажды даже Фаддей пришёл за него просить у Игнатича.

Кира

Эпизодический персонаж, дочь второй Матрёны и Фаддея, которую воспитывала Матрена Григорьева. Иногда помогала Матрене Григорьеве продуктами. Именно при перевозке сруба горницы для Киры погибла Матрена Григорьева.

«Матренин двор» Солженицына – рассказ о трагической судьбе открытой, не похожей на своих односельчан женщины Матрены. Опубликован впервые в журнале «Новый мир» в 1963 году.

Рассказ ведется от первого лица. Главный герой становится квартирантом Матрены и рассказывает о ее удивительной судьбе. Первое название рассказа «Не стоит село без праведника» хорошо передавало идею произведения о чистой, бескорыстной душе, но было заменено во избежание проблем с цензурой.

Главные герои

Рассказчик – немолодой мужчина, отбывший строк в тюрьме и желающий тихой, спокойной жизни в русской глубинке. Поселился у Матрены и рассказывает о судьбе героини.

Матрена – одинокая женщина лет шестидесяти. Живет одна в своей избе, часто болеет.

Другие персонажи

Фаддей – бывший возлюбленный Матрены, цепкий, жадный старик.

Сестры Матрены – женщины, ищущие свою выгоду во всем, к Матрене относятся потребительски.

В ста восьмидесяти четырех километрах от Москвы, на дороге к Казани и Мурому пассажиров поезда всегда удивляло серьезное снижение скорости. Люди устремлялись к окнам и говорили о возможном ремонте путей. Проезжая этот участок, поезд снова набирал прежний ход. А причина замедления была известна лишь машинистам да автору.

Глава 1

В 1956 году летом автор возвращался из «пылающей пустыни наугад просто в Россию» . Его возвращение «затянулось годков на десять» , и ему не было ни куда, ни к кому спешить. Повествователь хотел куда-то в русскую глубинку с лесами и полями.

Он мечтал «учительствовать» подальше от городской суеты, и его направили в городок с поэтичным названием Высокое Поле. Там автору не понравилось, и он попросил перенаправление в место с жутким названием «Торфпродукт». По приезде в поселок рассказчик понимает, что сюда «легче приехать, чем потом уехать» .

Кроме хозяйки в избе обитали мыши, тараканы да из жалости подобранная хромая кошка.

Каждое утро хозяйка просыпалась в 5 утра, опасаясь проспать, так как не очень доверяла своим часам, которым шел уже 27 год. Она кормила свою «грязно-белую криворогую козу» и готовила нехитрый завтрак постояльцу.

Как-то от сельских женщин узнала Матрена, что «вышел новый пенсионный закон» . И стала Матрена добиваться пенсии, но было очень трудно получить ее, разные конторы, в которые отправляли женщину, находились в десятках километров друг от друга, и день нужно было потратить, из-за одной подписи.

Люди в поселке жили бедно, не смотря на то, что вокруг Тальново расстилались на сотни километров торфяные болота, торф с них «принадлежал тресту» . Сельским женщинам приходилось мешками натаскивать себе торфу на зиму, прячась от набегов охраны. Земля здесь была песчаной, урожаи давала бедные.

Люди в селе часто звали Матрену на свой огород, и она, бросив свои дела, шла помогать им. Тальновские женщины, едва ли не в очередь выстраивались, чтобы забрать на свой огород Матрену, ведь работала она в удовольствие, радуясь хорошему чужому урожаю.

Раз на полтора месяца хозяйке выпадала очередь кормить пастухов. Обед этот «вгонял Матрену в большой расход» , потому что приходилось покупать ей сахар, консервы, масло. Сама бабушка себе такой роскоши не позволяла даже на праздники, живя только тем, что давал ей убогий огород.

Рассказывала Матрена как-то про коня Волчка, который испугался и «понес сани в озеро» . «Мужики поотскакивали, а она за узду схватила, остановила» . При этом, не смотря на кажущееся бесстрашие, хозяйка боялась пожара и, до дрожи в коленях, поезда.

К зиме Матрене все же насчитали пенсию. Соседки стали завидовать ей. А бабушка наконец-то заказала себе новые валенки, пальто со старой шинели, и спрятала на похороны двести рублей.

Как-то на крещенские вечера к Матрене пришли три ее младшие сестры. Автор был удивлен, ведь раньше не видел их. Подумал, может, они опасались, что Матрена помощи просить будет у них, вот и не приходили.

С получением пенсии, бабушка будто ожила, и работа ей давалась легче, и болезнь беспокоила реже. Только одно событие омрачало настроение бабушки: на Крещение в церкви кто-то забрал ее котелок со святой водой, и осталась она и без воды и без котелка.

Глава 2

Тальновские женщины расспрашивали Матрену об ее постояльце. А она передавала вопросы ему. Автор рассказал хозяйке, лишь то, что был в тюрьме. Сам же не расспрашивал о прошлом старушки, не думал, что есть там что интересное. Знал только, что вышла она замуж и пришла в эту избу хозяйкой. Детей у нее родилось шестеро, но все они умерли. Позже была у нее воспитанница Кира. А муж Матрены не вернулся с войны.

Как-то придя домой, рассказчик увидел старика – Фаддея Мироновича. Он пришел просить за своего сына – Антошку Григорьева. Автор вспоминает, что за этого безумно ленивого и наглого мальчишку, которого переводили из класса в класс только чтобы «не портить статистику успеваемости» , иногда почему-то просила и сама Матрена. После ухода просителя, рассказчик узнал от хозяйки, что это был брат ее пропавшего мужа. В тот же вечер рассказала она, что должна была выйти за него замуж. Будучи девятнадцатилетней девушкой, Матрена любила Фаддея. Но его забрали на войну, где тот пропал без вести. Спустя три года умерла мать Фаддея, дом остался без хозяйки и свататься к девушке пришел младший брат Фаддея – Ефим. Уже не надеясь увидеть любимого, Матрена жарким летом вышла замуж и пошла хозяйкой в этот дом, а зимой «из венгерского плена» вернулся Фаддей. Бросилась ему в ноги Матрена, а он сказал, что «если б то не брат мой родной, порубил бы вас обоих» .

В жены он позже взял «другую Матрену» – девушку с соседнего села, которую выбрал в жены только из-за имени.

Автор вспомнил, как она приходила к хозяйке и часто жаловалась, то муж ее бьет и обижает. Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены дети рождались и почти сразу умирали. Всему виной «порча», думала она.

Вскоре началась война, и Ефима забрали, откуда он уже не вернулся. Одинокая Матрена взяла у «Второй Матрены» маленькую Киру, и воспитывала ее 10 лет, пока девушка не вышла замуж за машиниста и не уехала. Так как Матрена сильно болела, то рано позаботилась о завещании, в котором присудила отдать воспитаннице часть своей избы – деревянную горницу-пристройку.

В гости приехала Кира и рассказала, что в Черустях (где она живет), чтобы получить землю молодым, необходимо поставить постройку какую-нибудь. Для этой цели очень подходила завещанная Матренина горница. Фаддей начал часто приходить и уговаривать женщину отдать ее сейчас, при жизни. Матрене не жаль было горницы, но страшно было ломать крышу дома. И вот, в холодный февральский день пришел Фаддей с сыновьями и начал отделять горницу, которую когда-то и построил со своим отцом.

Две недели лежала горница возле дома, потому что метель замела все дороги. А Матрена была сама не своя, к тому же пришли три ее сестры и обругали, за то, что позволила отдать горницу. В те же дни, «кошка колченогая сбрела со двора и пропала» , что сильно расстроило хозяйку.

Однажды, возвращаясь с работы, рассказчик увидел, как старик Фаддей пригнал трактор и на двое самодельных саней грузили разобранную горницу. После выпили самогона и в потемках повезли избу в Черусти. Их провожать пошла Матрена, да так и не вернулась. В час ночи автор услышал голоса в деревне. Оказалось, сани вторые, которые из жадности Фаддей прикрепил к первым, застряли на рейсах, рассыпались. В это время шел паровоз, из-за бугра его было не видно, из-за мотора трактора не слышно. Он налетел на сани, погиб один из машинистов, сын Фаддея и Матрена. Глубокой ночью пришла подруга Матрены Маша, рассказала об этом, погоревала, а потом сказала автору, что Матрена завещала ей свою «вязанку», и она ее забрать хочет в память о подруге.

Глава 3

Наутро Матрену собирались хоронить. Рассказчик описывает как, приходили прощаться с ней сестры, плача «на показ» и обвиняя в ее смерти Фаддея и его семью. Только Кира горевала искреннее по погибшей приемной матери, да «Вторая Матрена», жена Фаддея. Самого же старика на поминках не было. Когда перевозили они злосчастную горницу, первые сани с досками да латами так и остались стоять у переезда. И, в то время, когда один сын его погиб, зять под следствием, а дочь Кира чуть не теряет рассудок с горя, он переживал только о том, как доставить сани домой, и упрашивал всех знакомых помочь ему.

После похорон Матрены избу ее «забили до весны» , а автор переселился к «одной из ее золовок» . Женщина часто вспоминала о Матрене, но все с осуждением. И в этих воспоминаниях возник совершенно новый образ женщины, что так разительно отличалась о людей вокруг. Матрена жила с открытым сердцем, всегда помогала другим, ни кому не отказывала в помощи, хоть здоровье ее было слабым.

Свое произведение А. И. Солженицын заканчивает словами: «Все мы жили рядом с ней, и не поняли что она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит ни село. Ни город. Ни вся земля наша» .

Заключение

Произведение Александра Солженицына повествует о судьбе искренней русской женщины, у которой «грехов было меньше, чем у колченогой кошки». Образ главной героини – это образ того самого праведника, без которого не стоит село. Матрена всю жизнь свою посвящает другим, в ней не капли злобы или фальши. Окружающие пользуются ее добротой, и не осознают, насколько святая и чистая душа у этой женщины.

Так как краткий пересказ «Матренин двор» не передает самобытной авторской речи и атмосферы рассказа, стоит прочитать его полностью.

Тест по рассказу

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 10118.

Меню статьи:

Это произведение – второе в списке опубликованных автором, главным диссидентом Александром Солженицыным. «Матренин двор», главные герои которого будут охарактеризованы ниже, имеет любопытную историю публикации. Название, под которым вышел рассказ, – не «родное» для творения писателя. Изначально Солженицын дал произведению наименование «Не стоит село без праведника», но редакция не пропустила текст в печать: цензура.

Что такое «деревенская литература»?

Диссидент, литературовед и критик Андрей Синявский назвал «Матренин двор» произведением, лежащем в основе явления, названного впоследствии «деревенской литературой». Поэтому стоит дать и краткую характеристику, дефиницию того, что такое «деревенская литература».

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за в рассказе А. Солженицына “Матренин двор”

Это литературное направление в России, которое родилось в 1950-х годах и было популярно вплоть до 1980-х годов. «Деревенская литература» отличалась вниманием к ценностям традиционного уклада жизни, быту деревни, обычаям села. Частые темы этого направления следующие: драма раскулачивания, осмысление опыта формирования и функционирования колхозов, последствия коллективизации…

«Матренин двор» и ключевые персонажи рассказа

Предыстория

Солженицын написал это произведение, пребывая в Крыму, куда писателя пригласили друзья. Рассказ автор закончил довольно быстро: работа над текстом продолжалась с августа по декабрь. Когда Солженицын обратился к Александру Твардовскому с просьбой об издании рассказа, тот сначала отказал: редактор журнала «Новый мир» был уверен, что цензура не пропустит текст.

Однако сохранилось множество положительных откликов на «Матренин двор». Например, Лидия Чуковская (редактор и поэтесса) даже писала, что «вторая вещь» известного диссидента понравилась ей куда больше, чем первая. Чуковская огорчалась, что второй текст писателя могут не пропустить в печать.

Тогда Твардовский предложил поработать над сменой названия рассказа. Позже, после утверждения редакционной комиссией произведения, Солженицын с юмором отметил, что с названиями в «Новом мире» ему постоянно не везет.

Итак, это была предыстория появления на свет «второй вещи» Александра Солженицына. Прежде чем перейти к характеристике главных героев «Матрениного двора», следует сказать несколько слов о сюжете произведения.

Сюжетная карта рассказа Солженицына

Рассказ начинается словами, что в 1956 году на некой железнодорожной станции (в русской глубинке) оказывается пассажир: мужчина только что приехал. Часто читатели замечают, что мужчина, появившийся на станции, похож на писателя – прежде всего, витками биографии.

Герой, о котором идет речь, как и Солженицын, побывал в ссылке, прошел лагеря. Теперь мужчина, уставший от жизни, хочет осесть в российской глухой деревушке, чтобы быть подальше от цивилизации. Устраиваясь на работу, мужчина переживает унижение: вся его биография прощупывается до мелочей. Отсюда читатель узнает о его непростой судьбе и испытаниях, выпавших на долю персонажа.

Умненькие вы наши! Предлагаем ознакомиться с которую написал Александр Солженицын

Изначально рассказчик желает работать учителем: ему приглянулось село с красивым названием Высокое Поле. Но деревня испытывала серьезные проблемы с пропитанием: доставка продуктов осуществлялась из более крупного центра. Это огорчило нашего героя. И он продолжил поиски подходящего места дальше. В конце концов судьба приводит мужчину в село, именованное Тальновым.

Рассказчик находит жилье у некой Матрены. Женщина вечерами иногда говорит с постояльцем о жизни, рассказывает о себе. Впрочем, Матрена не считает, что ее рассказы интересны интеллигентному жильцу. Вокруг событий жизни Матрены и оборачивается дальше рассказ… Читатель понимает – после этого краткого обзора, – отчего редакция дала рассказу такое название.

Теперь – непосредственно об основных героях рассказа «Матренин двор»

Люди, которых писатель, помещает на сцену – не великие личности. Это «малые» люди, которые живут незаметной жизнью, которая, впрочем, не менее трагична, чем судьба полководцев, ученых и художников.

Герои «Матрениного двора» – крестьяне, тяжелая жизнь которых и представляется глазу читателя на страницах рассказа. Солженицын обращается к теме праведников, и в этом писатель не оригинален.

Но оригинальность произведения определяется не темой, не сюжетом, но формой, особенностью литературного языка и изложения, атмосферой, в которую погружается читатель.

Рассказчик

Здесь можно выделить несколько центральных героев: первый из них – это рассказчик по имени Игнатьич.

Неслучайно читатель заприметил схожесть между персонажем и автором. Игнатьич – творение автобиографическое. Герой, как и писатель, возвращается из ссылки: из мест, где он засиделся, задержался. Он понимает: его нигде не ждут и возвращаться ему некуда. Все старое и былое кануло в Лету, а значит – правильно выбрать новое место, чтобы начать новую жизнь.

Мужчина выбирает одно из сел, находящихся в российской глуши. Игнатьичу посчастливилось: с таким прошлым, как у рассказчика, чудо, что ему удалось осуществить мечту и уехать в деревню для работы учителем.


Персонаж описывается просто: писатель наделяет героя чертами спокойствия, терпения и принятия судьбы, непритязательности и мудрости. Это человек, много повидавший, а поэтому спокойно воспринимающий события. Это наблюдатель, созерцатель. Слушатель. Рассказчик показывает себя благодарным слушателем другой центральной героини рассказа – Матрены.


В хозяйке жилья, где рассказчик остановился, Игнатьич видит женщину простую и сильную. Матрена Васильевна в глазах мужчины предстает человеком исключительной душевности и глубины. Матрена – праведница, ведь даже кошка имеет большее количество грехов. Кошка поедает мышей.

Матрена Васильевна

Женщина прожила тяжелую жизнь. Сразу скажем: в конце Матрена умирает. Хозяйка дома, где остановился рассказчик, последует за детьми, ведь все они умерли в раннем детстве. Родственники отзывались о Матрене не слишком лестно, и больше интересовались имуществом, оставшимся после покойницы, чем самой умершей. Рассказчик осознает: Матрена – истинная праведница, а слова родни не имеют значения.

Супруг женщины не вернулся с войны: долгое время Матрена ждала, что тот придет, но муж так и не пришел. Женщина со временем прекратила ожидание. По ее словам, мужа Матрена любила по-своему, ведь тот относился к супруге хорошо, не поднимал на жену руку. Другие мужчины в деревне часто избивали жен, а потому Матрена ценила супруга за его нежное отношение к ней.

Муж Матрены любил жену, но женщина относилась к супругу скорее с благодарностью, чем с любовью: она готовилась стать женой старшего брата пропавшего мужа – Фаддея. Но Фаддей тоже пропал, не вернувшись с фронта. Поэтому Матрена вышла замуж (из-за давления родни) за брата суженого – Ефима.

Однако жизнь иногда поворачивается к людям неожиданными сторонами: с фронта внезапно возвращается Фаддей. В ярости, тот чуть было не убил Матрену и Ефима, но остановился, ведь Ефим – его младший брат.

Фаддей испытывал к Матрене сильные чувства: в жены мужчина выбирает девушку тоже с именем Матрена. Девушка родила Фаддею шестеро детей, а у Ефима все дети умерли, не прожив и трех месяцев. Жена Ефима решила, что испорчена. Поэтому Матрена берет на воспитание одну из дочерей Фаддея. Девочка (Кира) воспитывается в семье Ефима десятилетие, а потом уезжает, выйдя замуж.

Матрена никогда не жила «для себя». Постоянно жертвуя собой – ради колхоза, детей, мужа, родственников и соседей – женщина не знала, что такое забота о себе.

Работа Матрены была тяжелой, «мужицкой», но помощь женщина просить не привыкла. Кроме силы физической, рассказчик отмечает в героине силу внутреннюю. Матрена принадлежит к когорте женщин, которые могут «остановить коня на скаку и войти в горящую избу».

Но Матрена – не неотесанная крестьянка. Героиня – простая, но тонко чувствующая мир женщина. Она плачет, когда слышит музыку Глинки, проявляет мудрость в молчании и немногословии. Женщина также имеет собственные взгляды на мир, жизнь, политическое и экономическое развитие общества.

Роль праведника

Характеристика Матрены ведет нас к необходимости упомянуть идею праведности. Солженицын, словами рассказчика, делает вывод, что на праведниках, жертвующих собой, отдающих себя другим, и стоит Россия.

Судьба праведника и гибель Матрены

Матрена любит Киру – девочку, которую воспитала. Погибает женщина глупой смертью: героиня надрывается в попытке перевезти через рельсы свою избу (точнее часть дома), чтобы помочь Кире.

Фаддей

Обозленный на Матрену – невесту, по случайности доставшуюся младшему брату, – мужчина. Фаддей испытывает к Матрене страсть, которая перерождается в жестокость. Гибель героини связана с желанием Фаддея взять завещанное дочери – Кире – имущество до того, как умрет Матрена. Женщина, стараясь привезти часть дома девушке, получает увечье и умирает.

Примечательно, что на похоронах Матрены родня женщины плакала из вежливости и традиции, но не от искренности. Родственники тоже ждут раздела имущества. А Фаддей не посещает и поминки бывшей невесты.

Фаддей описан как стойкий, крепкий мужчина. На нем не сказался возраст.

Это – характеристика центральных героев рассказа «Матренин двор». Но есть также и второстепенные фигуры.

Персонажи второго плана

Кира

Не имея собственных детей (ведь все новорожденные умерли в младенческие годы), Матрена, несчастная женщина, просит у Фаддея и его супруги отдать ей девочку – на воспитание. Кира – это приемная дочь главной героини.

Кира искренне относится к приемной матери, а та часто передает девочке подарки, продукты, а также завещает дочери часть имущества.

Матренина сестра

Пример родственницы, которую интересует лишь наследство.

«Матренин двор». Старая деревенская женщина, которая живет одна и не получает ни от кого поддержки, но сама постоянно и бескорыстно помогает людям.

История создания

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году, а первая публикация состоялась в 1963 году в литературном журнале «Новый мир». Солженицын первоначально дал рассказу название «Не стоит село без праведника», однако редакция журнала настояла на изменении названия, чтобы не столкнуться с проблемами со стороны цензуры.

Работать над рассказом писатель начал летом 1959 года, когда гостил у друзей в одном из крымских поселков. К зиме рассказ уже был окончен. В 1961 году автор отправил рассказ , главному редактору журнала «Новый мир», но тот посчитал, что рассказ в печать выпускать нельзя. Рукопись обсудили и на некоторое время отложили в сторону.

Тем временем вышел рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича», который имел большой успех у читающей публики. После этого Твардовский решил еще раз обсудить с редакцией возможность выпуска «Матрениного двора», и рассказ стали готовить к печати. Название рассказа было заменено перед публикацией по настоянию главного редактора, однако это не спасло текст от волны споров, которая поднялась в советской прессе после выхода журнала.


Иллюстрация к рассказу Солженицына "Матренин двор"

Творчество Солженицына долгое время замалчивалось, и только в конце 80-х годов ХХ века тексты писателя снова начали публиковаться в СССР. «Матренин двор» стал первым рассказом Солженицына, который был опубликован после большого перерыва. Рассказ вышел в журнале «Огонек» в 1989 году громадным тиражом в три миллиона экземпляров, однако публикация не была согласована с автором, поэтому Солженицын назвал ее «пиратской».

Рассказ «Матренин двор»

Полное имя героини - Матрена Васильевна Григорьева. Это одинокая женщина шестидесяти лет, бедная вдова, в доме которой не было даже радио. Когда Матрене было 19 лет, к ней посватался соседский парень Фаддей, однако свадьба не состоялась, потому что началась Первая мировая война, Фаддея забрали воевать, и тот пропал без вести.


Через три года героиня выходит замуж за Ефима, младшего брата Фаддея. И уже после свадьбы внезапно выясняется, что Фаддей жив - тот возвращается домой из плена. Скандала, однако, не выходит. Фаддей прощает брата и несостоявшуюся жену и женится на другой девушке.

Муж Матрены пропал в начале Второй мировой войны, и с той поры на момент рассказа прошло уже двенадцать лет. При этом Ефим, вероятно, не погиб, а попросту воспользовался ситуацией, чтобы не возвращаться к нелюбимой жене, и после войны жил где-то в другом месте с другой женщиной.

У Фаддея остается младшая дочь Кира, которую одинокая Матрена берет на воспитание. Девочка живет у героини десять лет, и та заботится о Кире, как о родной, а незадолго до появления съемщика выдает замуж в другое село за молодого машиниста.


Героиня живет одна в деревне Тальново где-то в средней полосе СССР. Никто не помогает пожилой женщине, Матрене не с кем поговорить. В свое время у героини было шестеро детей, но те один за другим поумирали еще в младенчестве.

Единственным человеком на всю деревню, с которым Матрена общалась, была подруга Маша. Они близко дружили еще со времен юности. Маша была искренне привязана к Матрене и приходила ухаживать за козой и избой, когда сама героиня недужила. Из родственников у Матрены остались три младшие сестры, которые мало интересовались судьбой героини.

Героиня носит «неопределенное темное тряпье» и «старческие слинявшие платочки», выглядит больной и замученной. У Матрены кругловатое морщинистое лицо нездорового желтого цвета и мутные блекло-голубые глаза. Время от времени с героиней приключаются приступы неизвестной болезни, когда Матрена двое-трое суток не может встать с постели и даже пошевелиться. В такие периоды героиня не ест и не пьет, никакой медицинской помощи не получает, однако и не жалуется на тяжелое состояние, просто пережидая очередной «приступ».


Героиня до последнего работала в колхозе, и отпустили Матрену оттуда, только когда та совсем разболелась. При этом старушке не платили пенсию, возможности заработать у Матрены не было, а родственники вспоминали о героине редко и практически не помогали. Жизнь героини наладилась, когда у нее появился съемщик - собственно, рассказчик, от лица которого ведется повествование. Рассказчик платит героине за постой, плюс той же зимой Матрене впервые в жизни начинают выплачивать пенсию, и у старушки появляются деньги.

Разжившись деньгами, героиня заказывает новые валенки, покупает телогрейку и из ношеной железнодорожной шинели заказывает пошить пальто у деревенского портного. Тот шьет героине «славное пальто» на ватной подкладке, какого «за шесть десятков лет» героиня ни разу не видела.

Дом у героини старый и небольшой, однако рассказчику в нем вполне хорошо. В доме женщина держит множество фикусов в горшках и кадках, которые «заполняют одиночество» героини.


Иллюстрации по мотивам рассказа "Матренин двор"

При всем своем одиночестве Матрена по характеру общительная женщина, простая и сердечная, тактичная и деликатная. Героиня не досаждает съемщику расспросами и не мешает работать по вечерам. Рассказчик отмечает, что Матрена даже ни разу не спросила, был ли тот женат. Хлопоча по дому, Матрена старается не шуметь, чтобы не побеспокоить постояльца.

Героиня живет скромно и в ладах с собственной совестью. При этом Матрена мало интересуется хозяйством и не стремится обустраивать дом. Не держит скотину, потому что не любит ее выкармливать, не бережет вещи, однако и не стремится их приобретать, равнодушна к одежде и собственному внешнему образу. Из всего хозяйства у Матрены были только грязно-белая коза и кошка, которую героиня приютила из жалости, потому что кошка была старой и колченогой. Козу героиня доит и добывает для той сено.


"Матренин двор" на сцене театра

При том, что героиня не озабочена хозяйством и равнодушна к собственному быту, она никогда не жалеет ни имущества, ни собственного труда и охотно помогает посторонним людям просто так, не требуя за это денег. Вечером к героине могла зайти соседка или дальняя родственница и потребовать, чтобы Матрена шла с утра помогать копать картошку, - и женщина безропотно шла делать, что сказали. При этом героиня не завидует чужому достатку, ничего не хочет для себя и отказывается брать за собственную работу деньги.

Героиня много работает, чтобы не думать о несчастьях. Матрена встает в четыре-пять утра, сама ходит с мешком за торфом и работает на огороде, где выращивает исключительно картошку. При этом земля у героини не плодородная, песчаная, а удобрять и приводить огород в порядок Матрена отчего-то не желает, равно как и выращивать там что-то, кроме картошки. Зато ходит в дальний лес по ягоды и таскает вязанки дров – летом на себе, зимой на салазках. Несмотря на тяжелую и неустроенную жизнь, сама Матрена считала себя счастливым человеком.


Иллюстрация к рассказу "Матренин двор"

Матрена - суеверная и, вероятно, верующая женщина, однако героиню никогда не видели молящейся или крестящейся на публике. Героиня испытывает непонятный страх перед поездами, а также боится пожаров и молний. В речи Матрены звучат редкие и устаревшие слова, это «народная речь», наполненная диалектизмами и экспрессией. При всей своей необразованности, героиня любит музыку и с удовольствием слушает по радио романсы . Непростая биография Матрены заканчивается трагической смертью под колесами поезда.

Цитаты

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
«ЧтÓ на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою - как самой дешевой ею откармливали свиней и мешками брали)».
«Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода политика. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие».