История одной картины. Смерть Марата

Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Тринадцатого июля революционер Жан Поль Марат был убит в собственном доме Шарлоттой Корде, молодой аристократкой, сторонницей жирондистов. Сославшись на необходимость передать Марату секретную информацию, женщина настояла, чтобы он принял ее лично. Допущенная в комнату, где Марат имел обыкновение ежедневно принимать ванну, она нанесла ему смертельный удар ножом, в то время когда он писал, сидя в воде. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.

В картине жертва выступает как великий исторический пример. Передавая суть события, художник отказался от красноречия и энергического стиля своих ранних работ на исторический сюжет и увековечил память о своем друге Жане Поле Марате, с которым он встречался лишь за день до злодеяния, в образе агонизирующего Христа, взятом из религиозной иконографии. Полотно является гражданским посланием и одновременно данью уважения политику и другу.

Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата. Она подписана: «Марату — Давид, год Второй». Это произведение было закончено в октябре 1793 года, или во Втором году, в месяце Вендемьера по революционному календарю, вошедшему в силу в 1791 году.

Марат изображен бездыханным, в ванне, принимая которую, он лечил донимавшую его кожную болезнь. Хорошо видна глубокая рана. Откинутая правая рука еще держит перо, а левая сжимает «коварное письмо», переданное ему убийцей: «Мари Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. Я очень несчастна, и этого достаточно, чтобы обеспечить мне Ваше расположение».

В картине, поражающей непреклонным веризмом повествования, очевиден скрытый намек на религиозную иконографию: погибший уподобляется снятому с креста Христу. Это эмблематичная фигура, в которой человек ассоциируется со своей судьбой, своим недугом и ужасной смертью, настигшей его в наивысший момент существования: интеллектуального труда на службе у революции. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. Смертельная рана в груди, ванна, перо, чернильница и деревянный ящик трактованы художником как эмблемы идентификации и мученичества жертвы.

Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Они были инвентаризированы после его смерти на квартире художника Антуана Жана Гро, одного из лучших учеников Давида, бывшего также официальным реквизитором произведений искусства, предназначенных для собрания Наполеона. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье. В 1885 году в руки торговца картинами Поля Дюран-Рюэля попала ее копия, и в 1889 году он возбудил нашумевший процесс против вдовы Жюля Давида, утверждая, что как раз ему принадлежит полотно с оригинальной композицией. В 1893 году картина вдовы Жюля Давида вошла в собрание Музея в Брюсселе, в то время как другая была приобретена Национальным музеем Версаля.

У меня была статья про фильм, посвященный этому сюжету:

Нда, печальная история, как революционерка убила революционера.
И, действительно, эту картину я помню с детства. Мне тогда казалась странной ситуация с убийством в ванной. Сейчас это конечно вполне нормально, что чиновник принимает незнакомую ему посетительницу в ванной. Но советскому пионеру, воспитанному в консервативных традициях, это казалось весьма странным. Только потом я узнал, что Марат страдал заболеванием кожи. Потому он почти непрерывно сидел в ванне. Но наши учителя про болезнь ничего не говорили. Оттого ситуация преобретала какой-то странный сексуальный оттенок.

Жуткая смерть. Человек в ванне, голый, чувствует себя беспомощным. Представляю: Сидишь ты в ванне. Какая-то сельская дурочка мило щебечет, рассказывая про врагов народа, которых надо непременно казнить. Милая идиллия. И тут вдруг девица достаёт из пышного бюста огромный нож. Нож устрашающе блестит в интимной полутьме. А девица говорит: "Марат, ты был неправ!" И тут ты понимаешь, что ты голый, и у тебя поблизости нет никакого оружия. Жуть.

А вообще забавно жили французы в те времена. По крайней мере, умирали они от чего угодно, но не от скуки:)

Оригинал взят у postmodernism в Смерть Марата — история и её художественные воплощения

Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.

В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем "убийца — жертва", именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.

Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат. 13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»). Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.

Вот как об этом пишут историки:
«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».

А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):
«Стыдно за преступление, а не за эшафот».

А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:
«Они не могли меня купить, и убили».

Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.

Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»

А вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.

В 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.

В Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.

Ещё одна версия - от Жюля-Шарля Авье:

Обращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.

Владимир Алёхин.

Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.

А некоторые художники, увидели это событие так.

Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.

Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.

Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).

Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе...) в ванной!

А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»

Будучи в Тулузе, забежала в музей, где обнаружилась "Смерть Марата" Рока. Подумав, решила сделать небольшой пост. Тема-то была популярная, кто этого трибуна только не рисовал! Ну, конечно, самая известная картина - давидовская.

Смерть Марата. 1793. Давид. Королевский музей изящных искусств. Брюссель.

Ну, об авторских копиях и вариантах я сейчас говорить не буду. Их столько понаделали, что сейчас каждый приличный музей изящных искусств в Европе имеет свою "Смерть Марата" à la David. Кому интересно - милости просим в хвост поста. Там я все найденные варианты выложила.

Шарлотта Корде, подающая письмо Марату 13 июля 1793 года. 1793. Неизвестный художник французской школы. Лувр.


Смерть Марата 13 июля 1793 года. 1794. Hauer. Ламбине.

Убийство Марата. Конец XVIII века. Л. Брион де Ла Тур. Ламбине.

Убийство Марата Шарлоттой Корде. 1793. Неизвестный художник фр. школы. Лувр.

Граверы не отставали от художников. Далеко не каждый гражданин мог позволить себе купить картину. Но эстампы стоили дешево, не удивительно, что они были очень популярны.

Смерть Марата. Нац. Библиотека Франции.

Смерть патриота Жана Поля Марата, члена Национального Конвента. Нац. Библиотека Франции.

Убийство Марата. XVIII в. Неизвестный художник. Карнавале.

Интересно, что по композиции следующий рисунок очень похож на этот. И поза Шарлотты, и собака, и человек с пикой, и карта на заднем плане. И при этом явно не копия. Оба художника рисовали по рассказам очевидцев?

Убийство Марата. Гравюра Берто по оригиналу Свебаш-Девонтена. Нац. Библиотека Франции.

Убийство Марата. Гравюра Оке. Нац. Библиотека Франции.

Убийство Марата. Неизв. художник. Эстамп. Нац. Библиотека Франции.

У художников, конечно, была разная степень мастерства и информированности. Большинство из них ни Марата, ни Корде в глаза не видели, так что особого портретного сходства ожидать не приходится. Композиция тоже варьировалась. Но хоть ванна на картине была и то слава богу. И авторы были вполне вменяемые люди. А сейчас показываю гравюру, которая прямо свидетельствует что с забористой травой и в XVIII веке все было в порядке.

Робеспьер, входящий в квартиру Марата. Гравюра неизвестного художника. Карнавале.

Извините, немного обрезаны края, целиком в сканер не влезает.

Дальше - тоже занятная вещица. Раньше я показывала картины и гравюры французские. И художники более-менее были в курсе дела. Но иностранцы тоже не сидели сложа руки. И то, что они с Маратом знакомы не были еще полбеды. Написано под картиной Марат - значит Марат. А что не похож ни полраза, то так художник увидел. Имеет полное право! Хуже было то, что зарубежные мастера никак не могли поверить в то, что джентльмен мог принимать даму, сидя в ванной. Это же на comme il faut! Похоже, особенно этим страдали авторы, работающие в Англии.

Смерть Марата. 1794. Гравюра Скьявонетти по рисунку Пеллегрини. Гравюра вышла в Англии. Нац. Библиотека Франции.

Вторая Жанна д`Арк или Убийство Марата Шарлоттой Корде из Кана в субботу 14 июля 1793 года. Гравюра Cruikshanka`а.

Интересно, что тут не только композиция не верна, но и дата: 14 июля вместо 13.

Немцы прикололись по-своему. Романтизм, сентиментализм, готические романы, страшные сказки... Трогательный скелет в правом углу видите?

Шарлотта Корде, убивающая якобинца Марата. Немецкий эстамп. Нац. Библиотека Франции.

Тема продолжала оставаться популярной и в XIX столетии.

Убийство Марата. Гравюра из книги Дюлора "Исторические эскизы основных событий Революции" (1823 г. издания)

Правда, лично мне кажется, что это еще гравюра XVIII века. Но следующие - точно XIX.

Гравюра из серии "55 сцен Революции, империи и Реставрации". XIX в. А.-Ф.-Э. Филиппо. Мальмезон.

Интересно, что "Революция" и "Реставрация" написаны с большой буквы, тогда как "империя" - с маленькой.

Шарлотта Корде. 1860. П. Ж. А. Бодри. Музей изящных искусств в Нанте.

Смерть Марата. 1865. Гр. Я.-А. Дюрель-Марка из книги Тьера.

Убийство Марата. 1880. Ж. Ж. Weerts. Музей искусства и промышленности Андре Дилижана в Рубе.

Смерть Марата. 1888. Ж. Рок. Музей августинов в Тулузе.

Даже за океаном, в Мексике, нарисовали Марата.

Смерть Марата. 1875. С. Ребуль.

13 июля 1793 г. Друг народа не вылезал из ванны. Весь последний месяц он проводил в ванной большую часть суток. Теплая вода помогала снимать невыносимый зуд от кожного лишая, особенно донимавшего в жару. Симона Эврар, верная спутница великого революционера, подливала кипяток, стараясь не испортить сочинения своего кумира.
Друг народа заметно осунулся. И верно, не одна лишь кожная болезнь была тому виною. Крупный нос, словно клюв стервятника, навис над бескровными губами, взгляд, от которого трясло пол-Франции, потускнел, и мутная пелена время от времени заволакивала впавшие глаза.
- Да он не жилец на этом свете,- отметил бы проницательный наблюдатель, доведись таковому проникнуть в квартирку на улице Кордильер, 30.
- Свиньи проклятые,- шептал Марат, уныло глядя в мутное окно. – Пока Конвент занимается преступной болтовней, жирондисты накапливают силы в провинции, а их вожди призывают идти на Париж. Мало крови пустили врагам Революции.
"Мало, ох, мало",- поддакнули в пустом углу.
- 200 тысяч деревьев в столице и на каждом должен висеть противник свободы, на каждом!,-крикнул Друг народа.
В углу молчали.
-Вот, простой гражданин пишет: "Что с тобой, Марат?! Проснись, страна в опасности!" Или вот, утром передали... Симона, принеси, черт возьми, миндальное молоко! И куда я девал письмо от этой девицы, как ее...
- Корде, - скривилась сожительница, подавая конверт. – Утром я не приняла ее и не позволила мешать Марату. Так потаскушка обещала зайти еще раз.
Симона по-прежнему ревновала к нему женщин. Друг народа, даже больной, оставался великим человеком.

"Гражданин, я приехала из Кана. Ваша любовь к отечеству заставляет меня предположить, что вы с интересом узнаете о несчастных событиях в этой части республики. Я приду к вам около часа. Будьте добры, примите меня и уделите мне минуту для беседы. Я предоставлю вам возможность оказать большую услугу отечеству.
______________________________Шарлотта Кордэ".

Дверной колокольчик заставил гражданку Эврар встрепенуться. На пороге, прислонясь к стенке, стояла высокая девушка, та самая, что приходила утром. Нарядное, немного провинциальное платье.. Со вкусом подобранная шляпа. Сразу видать, что дворянских кровей. На вид 22-26 лет. И миловидная.
- Что угодно?,- гаркнула Симона.
- Мне угодно... Могу я переговорить с Жаном-Полем Маратом, Другом народа?
- Боюсь, не выгорит сегодня твое дельце, милашка. Мы не принимаем посетителей.
- Но это очень важно. Речь идет о безопасности республики. Я обязана передать...
- Симона, если ко мне, впусти!- крикнул Марат, сидя в ванной.
Гражданка Эврар пожала плечами и подвинулась неохотно, равно настолько, чтобы девушка смогла протиснуться в прихожую.
- Ишь, дрянь, вырядилась. " По важному делу!" А у самой, небось, женишок в тюрьме и грозит ему эшафот. Будем мы из-за всякого дворянишки отрываться от работы.
Внезапно она насторожилась, услыхав возбужденные голоса и треск упавшего стула.Симона вихрем ворвалась в комнату, где помещалась ванная. И застыла, пораженная увиденным. Марат корчился в красной от крови воде, безуспешно пытаясь вырвать из груди нож, загнанный по самую рукоятку. Он глухо хрипел, силы и жизнь оставляли его измученное тело.
- Шлюха!-завизжала Симона, обретя дар речи. – Держи, она убила Марата!
Шарлотте Корде не удалось выбежать на лестницу. Ее оглушили, повалили на пол и стерегли до прихода сил правопорядка.

Через три дня набальзамированный труп Друга народа выставили напоказ полуголым, укутанным национальным флагом, словно простыней. Живописец Давид, соратник покойного по борьбе, главный устроитель траурной церемонии, придал Марату фривольно-торжественный вид купальщика. Ставшая знаменитой ванна красовалась неподалеку. При желании, на ее стенках можно было разглядеть следы крови.
После торжественных похорон всенародная скорбь вылилась в появлении бесчисленных бюстов, статуэток, украшений, призванных увековечить память Марата. Были созданы оперы и переименованы улицы. Родители называли родившихся мальчиков именем национального героя. Давид, оплакивая горячо любимого друга, написал знаменитое полотно "Смерть Марата", за что скромно попросил 24 тысячи ливров. Правда, получил ровно половину.
Шарлотту Корде казнили 17 июля. Под косой нож гильотины она легла сама, при огромном стечении народа. Когда деревянный ошейник с прорезью пригвоздил ее к плахе, Шарлотта еще успела улыбнуться стоящему неподалеку Робеспьеру. А через секунду-другую, под рев возбужденной от крови толпы, палач отвесил пощечину мертвой голове.

Причудливое время расставило все по местам, возздав каждому из участников трагедии.
Вдохновитель массовых убийств Жан-Поль Марат нашел успокоение на скромном парижском кладбище. Однако, то ли могила его получилась неглубокой, то ли сказались козни неблагодарных потомков, но размыли дожди бренные останки и были выброшены они прочь. Исторгнуты землей, так сказать. Не задержалось в народной памяти его имя, ибо не любит народ террористов.
Образ мадемуазель Корде, внучки великого Корнеля, вдохновил немало художников и поэтов, воспевших подвиг борьбы против тирании, а на Всемирной выставке 1889 г. был выставлен череп Марианны-Шарлотты Корде, героини Франции.
Симона Эврар, не состоявшая в законном браке (если не считать сомнительную церемонию в присутствии Верховного Существа), получила официальный титул "вдовы Марата". На дальнейшую ее непростую жизнь это, впрочем, мало повлияло.
Знаменитый портрет Давида живет своей тихой жизнью в брюссельском музее. И как упоминает энциклопедическая статья:
"Смерть Марата" считается шедевром Давида. Она была написана по непосредственному впечатлению от той обстановки, в которой художник в последний раз видел друга народа. Голова убитого, завёрнутая в тюрбан, бессильно свесилась набок, одна рука упала на пол, другая ещё держит бумагу. Голые стены, деревянный обрубок вместо стола, примитивная чернильница - всё гармонирует с общей обстановкой убийства. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг; чурбан, на котором стоит чернильница, - надгробием с надписью: "Марату - Давид". Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и страдания. Тёмный фон, резкий свет и чёткая устойчивая светотеневая моделировка усиливают чувство отрешённости от всего случайного."

Вот и все. Хотя нельзя не упомянуть еще об одном участнике событий. Знаменитая ванна, из декорации к драме превратившаяся в полноправное действующее лицо. После похорон она отправилась на площадь Карусели, где была вмонтирована в памятник Марату. Когда памятник разрушили, следы ванны надолго затерялись. Однако в конце XIX века некий провинциальный аббат Ла Косса божился, что реликвия, доставшаяся ему от графини де Сент-Илер, и есть та самая, с улицы Кордильер. Теперь ванна покоится в музее восковых фигур Гревена. И сбегать никуда не собирается.

13 июля 1793 г. Друг народа не вылезал из ванны. Весь последний месяц он проводил в ванной большую часть суток. Теплая вода помогала снимать невыносимый зуд от кожного лишая, особенно донимавшего в жару. Симона Эврар, верная спутница великого революционера, подливала кипяток, стараясь не испортить сочинения своего кумира.
Друг народа заметно осунулся. И верно, не одна лишь кожная болезнь была тому виною. Крупный нос, словно клюв стервятника, навис над бескровными губами. Взгляд, от которого трясло пол-Франции, потускнел, и мутная пелена время от времени заволакивала впавшие глаза.
- Да он не жилец на этом свете,- отметил бы проницательный наблюдатель, доведись ему проникнуть в квартирку на улице Кордильер, 30.
- Свиньи проклятые,- шептал Марат, уныло глядя в грязное окно. - Пока Конвент занимается преступной болтовней, жирондисты накапливают силы в провинции, а их вожди призывают штурмовать Париж. Мало крови пустили врагам Революции.
"Мало, ох, мало",- поддакнули в пустом углу.
- 200 тысяч деревьев в столице и на каждом должен висеть противник свободы, на каждом!,-крикнул Друг народа.
В углу молчали.
-Вот, простой гражданин пишет: "Что с тобой, Марат?! Проснись, страна в опасности!" Или вот, утром передали... Симона, принеси, черт возьми, миндальное молоко! И куда я девал письмо от этой девицы, как ее...
- Корде, - скривилась сожительница, подавая конверт. - Утром я не приняла ее и не позволила мешать Марату. Так потаскушка обещала зайти еще раз.
Симона по-прежнему ревновала к нему женщин. Друг народа, даже больной, оставался великим человеком.
"Гражданин, я приехала из Кана. Ваша любовь к отечеству заставляет меня предположить, что вы с интересом узнаете о несчастных событиях в этой части республики. Я приду к вам около часа. Будьте добры, примите меня и уделите мне минуту для беседы. Я предоставлю вам возможность оказать большую услугу отечеству.
______________________________Шарлотта Кордэ".
Дверной колокольчик заставил гражданку Эврар встрепенуться. На пороге, прислонясь к стенке, стояла высокая девушка, та самая, что приходила утром. Нарядное, немного провинциальное платье.. Со вкусом подобранная шляпа. Сразу видать, что дворянских кровей. На вид 22-26 лет. И миловидная.
- Что угодно?,- гаркнула Симона.
- Мне угодно... Могу я переговорить с Жаном-Полем Маратом, Другом народа?
- Боюсь, не выгорит сегодня твое дельце, милашка. Мы не принимаем посетителей.
- Но это очень важно. Речь идет о безопасности республики. Я обязана передать...
- Симона, если ко мне, впусти!- крикнул Марат, сидя в ванной.
Гражданка Эврар пожала плечами и подвинулась неохотно, равно настолько, чтобы девушка смогла протиснуться в прихожую.
- Ишь, дрянь, вырядилась. " По важному делу!" А у самой, небось, женишок в тюрьме и грозит ему эшафот. Будем мы из-за всякого дворянишки отрываться от работы.
Внезапно она насторожилась, услыхав возбужденные голоса и треск упавшего стула.Симона вихрем ворвалась в комнату, где помещалась ванная. И застыла, пораженная увиденным. Марат корчился в красной от крови воде, безуспешно пытаясь вырвать из груди нож, загнанный по самую рукоятку. Он глухо хрипел, силы и жизнь оставляли его измученное тело.
- Шлюха!-завизжала Симона, обретя дар речи. - Держи, она убила Марата!
Шарлотте Корде не удалось выбежать на лестницу. Ее оглушили, повалили на пол и стерегли до прихода сил правопорядка.
Через три дня набальзамированный труп Друга народа выставили напоказ полуголым, укутанным национальным флагом, словно простыней. Живописец Давид, соратник покойного по борьбе, главный устроитель траурной церемонии, придал Марату фривольно-торжественный вид купальщика. Ставшая знаменитой ванна красовалась неподалеку. При желании, на ее стенках можно было разглядеть следы крови.
После торжественных похорон всенародная скорбь вылилась в появлении бесчисленных бюстов, статуэток, украшений, призванных увековечить память Марата. Были созданы оперы и переименованы улицы. Родители называли родившихся мальчиков именем национального героя. Давид, оплакивая горячо любимого друга, написал знаменитое полотно "Смерть Марата", за что скромно попросил 24 тысячи ливров. Правда, получил ровно половину.
Шарлотту Корде казнили 17 июля. Под косой нож гильотины она легла сама, при огромном стечении народа. Когда деревянный ошейник с прорезью пригвоздил ее к плахе, Шарлотта еще успела улыбнуться стоящему неподалеку Робеспьеру. А через секунду-другую, под рев возбужденной от крови толпы, палач отвесил пощечину мертвой голове.
Причудливое время расставило все по местам, возздав каждому из участников трагедии.
Вдохновитель массовых убийств Жан-Поль Марат нашел успокоение на скромном парижском кладбище. Однако, то ли могила его получилась неглубокой, то ли сказались козни неблагодарных потомков, но размыли дожди бренные останки и были выброшены они прочь. Исторгнуты землей, так сказать. Не задержалось в народной памяти его имя, ибо не любит народ террористов.
Образ мадемуазель Корде, внучки великого Корнеля, вдохновил немало художников и поэтов, воспевших подвиг борьбы против тирании, а на Всемирной выставке 1889 г. был выставлен череп Марианны-Шарлотты Корде, героини Франции.
Симона Эврар, не состоявшая в законном браке (если не считать сомнительную церемонию в присутствии Верховного Существа), получила официальный титул "вдовы Марата". На дальнейшую ее непростую жизнь это, впрочем, мало повлияло.
Знаменитая картина Давида живет своей тихой жизнью в брюссельском музее. И как упоминает энциклопедическая статья:
"Смерть Марата" считается шедевром Давида. Она была написана по непосредственному впечатлению от той обстановки, в которой художник в последний раз видел Друга народа. Голова убитого, завёрнутая в тюрбан, бессильно свесилась набок, одна рука упала на пол, другая ещё держит бумагу. Голые стены, деревянный обрубок вместо стола, примитивная чернильница - всё гармонирует с общей обстановкой убийства. Ванна и драпировка ткани, свешивающейся крупными складками, воспринимаются как античный саркофаг; чурбан, на котором стоит чернильница, - надгробием с надписью: "Марату - Давид". Черты убитого носят портретный характер, хотя изменены выражением скорби и страдания. Тёмный фон, резкий свет и чёткая устойчивая светотеневая моделировка усиливают чувство отрешённости от всего случайного."
Вот и все. Хотя нельзя не упомянуть еще об одном участнике событий. Знаменитая ванна, из декорации к драме превратившаяся в полноправное действующее лицо. После похорон она отправилась на площадь Карусели, где была вмонтирована в памятник Марату. Когда памятник разрушили, следы ванны надолго затерялись. Однако в конце XIX века некий провинциальный аббат Ла Косса божился, что реликвия, доставшаяся ему от графини де Сент-Илер, и есть та самая, с улицы Кордильер. Теперь ванна покоится в музее восковых фигур Гревена. И сбегать никуда не собирается.