История религии на картине сикстинская мадонна. Рафаэль Санти, "Сикстинская мадонна": описание картины и фото

«Сикстинская Мадонна» - наиболее известная из картин Рафаэля Санти, которая не имеет творческих аналогов. Об истории создания «Сикстинской Мадонны», первых упоминания о «Сикстинской Мадонне», о первоначальном названии шедевра художественной классики читайте в нашей статье.

«Это целый мир, великолепный, красочный мир искусства. Одной этой картины с лихвой хватило бы, чтобы сделать имя автора, если бы он не создал ничего другого, бессмертным».

Гёте о «Сикстинской Мадонне»

Высший творческий взлёт Рафаэля продолжался до середины 1510 годов, и на этот период приходится создание «Сикстинской Мадонны» - наиболее известной из картин художника.

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Одно время эта картина считалась самой знаменитой в мире не только благодаря своей красоте, но и потому, что польско-саксонский король Фредерик Август III Саксонский купил её в 1574 году у церкви Св. Сикста в Пьяченце за огромные деньги. От названия церкви картина получила своё новое, теперь известное каждому, название - «Сикстинская Мадонна», а изначально она называлась «Мадонна с Младенцем, со Св. Сикстом и Св. Варварой». В церкви Св.Сикста хранились реликвии, связанные с этими святыми. Реликвии чрезвычайно важны для церкви, потому что они производят необходимый эффект. Папа Юлий II , ещё будучи кардиналом, собирал пожертвования на возведение в церкви часовни для мощей Св. Сикста и Св.Варвары.

Церковь Св. Сикста, Пьяченца

Не существует никаких документальных свидетельств создания «Сикстинской Мадонны» и почему она оказалась в монастыре Св. Сикста в Пьяченце. Впервые картина упоминается в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари только в 1550 году. Со слов Вазари: «Исполнил он (Рафаэль) для чёрных монахов (монастыря) Св. Сикста доску (изображение) главного алтаря с явлением Богоматери Св. Сиксту и Св. Барбаре; творение уникальное и своеобразное». Утверждение Вазари, что алтарный образ исполнен на доске, свидетельствует о том, что он сам «Сикстинскую Мадонну» не видел, потому что картина написана на холсте. Ошибка Вазари имеет простое объяснение: в начале XVI века алтарные образа обычно исполнялись на доске. Огромная по размерам «Сикстинская Мадонна» (256х196 см) написана на холсте. Вполне возможно, выбор материала зависел от крупных габаритов картины. Но это можно толковать и как подсказку, что картина задумывалась как элемент хоругви.

Хоругвь - религиозное знамя в Православной и Восточнокатолической церквях. Представляет собой полотнище на древке с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Церковные хоругви предназначались для крестных ходов.

Датировка создания картины растянута во времени - от 1512 до 1519 года, и до сих пор вызывает споры. Большинство исследователей считают наиболее вероятной датой её исполнения 1512 - 1514 годы.

Вся итальянская культура берёт своё начало от монастырей. Монастырь - это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав и единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV - V веков. Преподобный Пахомий Великий основал первый общежительский монастырь и написал первый монастырский устав в 318 году. Монастыри занимались не только религией, они были очагами знания со времён тёмного Средневековья. В каждом монастыре была библиотека и место, где переписывались книги-скрипторий, и их совместная деятельность запустила цепочку событий, благоприятных для развития культуры. Некоторые монастыри, такие как первый бенедиктинский монастырь в Монте-Кассино (основ в 529 году), были настоящими средневековыми научными центрами. Монахи занимались исследованиями в различных областях философии, медицины и музыки. Первые школы были открыты при монастырях. Послушники монастырей часто становились папами: папа Лев Х, покровитель Рафаэля, был послушником монастыря Монте-Кассино в 100 км от Рима. Монастыри давали приют немощным старикам и больным и были местом, где можно было укрыться от мирского окружения, от царящего в мире хаоса и насилия. Под влиянием учения Савонароллы Леонардо да Винчи в 1491 году на некоторое время ушёл в доминиканский монастырь под Пизой. Приверженцами идей «демагога на религиозной почве» Савонаролы стал старший брат Микеланджело, постригшийся в монахи в Витербо, и художник делла Порта, получивший после принятия монашеского сана имя фра Бартоломео.

Монастырь Св. Сикста, один из самых древних монастырей, был основан королевой Энгильбергой в 874 году. И как всякий монастырь, он жил автономно, строго оберегая свои тайны. Нельзя забывать, что это были непростые времена: Италия жила в состоянии непрекращающихся войн, уничтожавших людей и сам дух цивилизации. Ужасной реальностью этих войн были не просто катастрофические, иногда просто невосполнимые потери: во время итальянского похода Наполеона сгорел архив монастыря Св. Сикста. К сожалению, не сохранились и какие-либо подготовительные рисунки или эскизы «Сикстинской Мадонны». А так как источник исторической информации отсутствует, имя заказчика прекрасной картины до сих пор не известно.

Немецкий исследователь М. Путчер и его последователи убеждены, что Рафаэль написал «Сикстинскую Мадонну» для церкви Св. Сикста, и в этой церкви картина оставалась до того, как её увезли в Дрезден. По его версии Папа Юлий подарил «Сикстинскую Мадонну» церкви Св. Сикста в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца (монахи монастыря активно агитировали за присоединение к Риму), во время войны с Францией. В начале XVI века северные земли Италии стали предметом и местом столкновения корыстных интересов Рима и Франции. Папские войска настолько хорошо справлялись с кровавой задачей завоевания северных областей, что северо-итальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. 24 июня 1512 года Пьяченца тоже добровольно присоединилась к Риму, войдя в государство папы и получив статус Папской Области.

У Юлия II , политические амбиции которого шли рука об руку с религиозным рвением, было особое отношение к Пьяченце. Этот небольшой городок в 60 км от Милана напоминал папе Юлию о родстве с папой Сикстом IV , его дядей. К тому же, в городе находился собор Св. Сикста - покровителя рода делла Ровере, к которому принадлежал папа Юлий. Во время пребывания в Пьяченце в июне 1500 года, ещё будучи кардиналом, папа Юлий II даровал монахам монастыря отпущение грехов за богоугодное дело строительства церкви. Церковь Св. Сикста, сильно пострадавшую во время войны и восстановленную известным архитектором Алессио Трамалло в 1499-1511 годах вновь открыли после реконструкции уже с новым заалтарным образом - шедевром Рафаэля «Сикстинской Мадонной».

Интерьер церкви Св. Сикста

Этот алтарный образ - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.

Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.

Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.

«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре» . Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну» .

Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил» .

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

В 1754 году картина была приобретена королём Августом III Саксонским и привезена в его дрезденскую резиденцию. Двор саксонских курфюрстов заплатил за неё 20 000 цехинов — немалую по тем временам сумму.

В 19 и 20 веке русские писатели и художники отправлялись в Дрезден, чтобы увидеть «Сикстинскую Мадонну». Они видели в ней не только совершенное произведение искусства, но и высшую меру человеческого благородства.

Художник Карл Брюллов писал: «Чем больше смотришь, тем больше чувствуешь непостижимость сих красот: каждая черта обдумана, преисполнена выражения грации, соединена со строжайшим стилем».

Лев Толстой и Фёдор Достоевский в рабочих кабинетах имели репродукцию «Сикстинской Мадонны». Жена Ф. М. Достоевского в своём дневнике записала: «Фёдор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Эта картина служит как бы лакмусовой бумажкой в оценке характера героев Достоевского. Так в духовном развитии Аркадия («Подросток») глубокий след оставляет увиденная им гравюра с изображением Мадонны. Свидригайлов («Преступление и наказание») вспоминает лицо Мадонны, которую он именует «скорбной юродивой», и это высказывание позволяет увидеть всю глубину его нравственного падения.

Возможно, не всем эта картина нравится. Но, как говорят, за много веков она понравилась стольким великим людям, что теперь сама выбирает, кому нравится.

В Дрезденской галерее два года назад запретили фотографировать и снимать. Но мне всё же удалось запечатлеть момент соприкосновения с шедевром.

С детских лет я любовался репродукцией этой картины, и всегда мечтал увидеть её воочию. И вот когда мечта моя сбылась, я убедился: никакая репродукция не сравнится с тем эффектом, какой происходит в душе, когда стоишь возле этого полотна!

Художник Крамской в письме жене признавался, что лишь в оригинале заметил многое такое, что не заметно ни в одной из копий. «Мадонна Рафаэля действительно произведение великое и действительно вечное, даже и тогда, когда человечество перестанет верить, когда научные изыскания... откроют действительно исторические черты обоих этих лиц, ... и тогда картина не потеряет своей цены, а только изменится её роль».

«Один раз человеческой душе было подобное откровение, дважды случиться оно не может», - писал восхищённый Василий Жуковский.

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям.

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль создал около 1516 года. К этому времени им было написано уже много картин с изображением Богоматери. Совсем молодым Рафаэль прославился как удивительный мастер и несравненный поэт образа Мадонны. В петербургском Эрмитаже хранится «Мадонна Конестабиле», которую создал семнадцатилетний художник!

Идею и композицию "Сикстинской мадонны" Рафаэль заимствовал у Леонардо, но это и обобщение его собственного жизненного опыта, изображений и размышлений над мадоннами, местом религии в жизни людей.
«Он творил всегда то, что другие только мечтали создать», - писал о Рафаэле Гёте.

Когда я смотрел на эту картину, ещё не зная истории её создания, женщина с ребёнком на руках для меня была не Богоматерью, а простой женщиной, как и все, дарящая своё дитя жестокому миру.

Бросается в глаза, что Мария выглядит как простая женщина, и что младенца она держит, как обычно держат их крестьянки. Лицо её скорбное, она еле сдерживает слёзы, словно предчувствуя горькую судьбу своего сына.
На заднем плане картины, если приглядеться, в облаках проглядывают очертания ангелов. Это души, которые ждут своей очереди воплотиться, чтобы нести свет любви людям.
Внизу картины два ангела-хранителя со скучающими лицами наблюдают за восшествием новой души. По выражению их лиц, кажется, они уже знают наперёд, что произойдёт с младенцем Марии, и терпеливо ждут исполнения предначертанного.

Сможет ли новый младенец спасти мир?
И что вообще может успеть сделать воплотившаяся в человеческом теле душа за короткий срок своего пребывания на грешной земле?

Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона?

Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.
«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью.

По странной случайности, сразу после посещения Дрезденской галереи, я прочитал статью об истории создания «Сикстинской мадонны». Содержание статьи меня ошеломило! Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое. Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи.

Существует несколько версий этой легендарной любви. Кто-то рассказывает о возвышенных и чистых отношениях художника и его музы, кто-то о низменной порочной страсти знаменитости и девушки из низов.

Впервые Рафаэль Санти повстречал свою будущую музу в 1514 году, когда работал в Риме над заказом знатного банкира Агостино Чиги. Банкир предложил Рафаэлю разрисовать главную галерею своего дворца "Фарнезино". Вскоре стены галереи украсили знаменитые фрески "Три грации" и "Галатея". Следующим должно было быть изображение "Амура и Психеи". Однако Рафаэль никак не мог найти подходящей модели для образа Психеи.

Однажды, прогуливаясь по берегу Тибра, Рафаэль увидел прелестную девушку, которая сумела завоевать его сердце. В момент знакомства с Рафаэлем Маргарите Лути было всего семнадцать лет. Девушка была дочерью хлебопёка, за что мастер прозвал ее Форнарина (от итальянского слова «хлебопёк»).
Рафаэль решил предложить девушке поработать в качестве модели и пригласил её к себе в студию. Рафаэлю шёл 31-й год, он был очень интересным мужчиной. И девушка не устояла. Она отдалась великому мастеру. Возможно, не только из-за любви, но и по корыстным соображениям.
В благодарность за посещение художник подарил Маргарите золотое ожерелье.

Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать» .

Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.


9 секретов, которые таит в себе «Сикстинская Мадонна» гениального Рафаэля.

«Гений чистой красоты», — так высказался о «Сикстинской мадонне» Василий Жуковский.

Картину уже довольно известный в то время Рафаэль Санти писал по заказу папы Юлия II. Писать свой шедевр художник начал приблизительно в возрасте 30 лет. Ни для кого не секрет, что в «Сикстинской мадонне» таится множество символов. К примеру, недавно ученые заметили, что Рафаэль, в главных персонажах картины закодировал первую букву своего имени.

Кроме того, известно, что живописец был гностиком, а они, как известно, чтят число 6. Все 9 символов на картине формируют шестиугольник. Кстати говоря, имя святого Сикста также переводится как «шесть». И это еще не все шестерки...

Редакция «ОФИГЕННО» предлагает детальнее окунуться в символику гениального творения Рафаэля Санти.

1. Существует мнение, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал... со своей любовницы Маргериты Лути.

2. Кто стал прототипом сына Господнего доподлинно неизвестно, но, если хорошо присмотреться, можно заметить, что у малыша не по годам взрослый взгляд.

3. Святой Сикст, изображенный на картине, был покровителем папского рода Ровере (что в переводе с итальянского означает «дуб»). Именно поэтому на его мантии вышиты желуди и дубовые листья.

4. Сикст правой рукой указывает на престольное распятие. Интересно знать, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Некоторые иследователи, считают, что у понтифика на картине изображено шесть пальцев (мол, и снова шестерка!), однако это мнение очень спорно. В знак преданности Деве Марии первосвященник прижимает левую руку к груди.

5. Тиара Сикста состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа.

6. Также на полотне Рафаэля запечатлена святая Варвара. Она была покровительницей Пьяченцы. Варвара втайне от отца-язычника приняла христианство, за что родитель обезглавил ее.

7. Искусствоведы полагают, что художник изобразил облака в форме поющих ангелов. Правда, если верить гностикам, то это вовсе не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и восхваляют Господа.

8. Внизу картины бросаются в глаза два ангела с равнодушным взглядом. Но на самом деле это бесстрастие в глазах — символ смиренности перед волей Бога. Христу предначертан крест, и он уже не в силах ничего изменить.

9. Раскрытый зеленый занавес является символом милосердия Отца, который послал своего единственного сына, чтобы спасти всех грешников.

10. Кстати говоря, сам Пушкин позаимствовал идею у великого Рафаэля. Правда, в центре его произведения — вполне себе земная женщина Анна Керн.

Сикстинская мадонна - Рафаэль Санти. Холст, масло. 256х196



Вот уже несколько веков именно эта работа великого мастера Возрождения принята за образец и вершину старой живописной европейской школы. Безупречность и глубина работы признаны критикой, и никакие попытки усомниться в совершенстве этого полотна еще не увенчались успехом, вызывая бурю протестов и отвержение всякого критического анализа.

О феномене "общественного восхищения", который мешает воспринимать эту работу индивидуально и объективно, еще в XIX веке говорили и Толстой, и Достоевский, и многие художники. Причем, все как один соглашались с тем, что это несомненный шедевр.

Необычность этой работы мастера, для которого Богоматерь с младенцем на руках - излюбленный сюжет, в том, что написана она на холсте. В то время абсолютное большинство работ подобного толка писались на досках. Некоторые исследователи считают, что художник выбрал холст, потому что никак не мог найти доску подходящего размера.

Картина была заказом кардинала де Ровере, будущего папы Юлия II. Работа предназначалась для алтаря одного из провинциальных соборов, в котором хранились мощи святого Сикста и святой Варвары. Обе личности представлены на картине рядом с Богородицей и младенцем.

Все персонажи картины имели прототипы в жизни. Известно, что папу Сикста художник писал с кардинала-заказчика. Одна из легенд картины утверждает, что папа изображен шестипалым. Несостоятельность этого утверждения очевидна, если взглянуть на руку папы внимательнее.

Композиция картины становится понятней, если знать о том, что перед работой должно было быть размещено распятие. Тогда понятен становится жест папы, указывающий на Великую жертву Сына Богородицы в будущем, а также скорбная покорность Святой Варвары.


Необыкновенно лиричное звучание картине придает пара ангелочков в самом низу композиции. Эта милая парочка лишает картину всякого пафоса, выделяя главный и простой смысл сюжета - тревога матери о судьбе своего сына.

Сильное впечатление производит недетское лицо спасителя и его очевидное внешнее сходство с Матерью.

Зрителя сбивает с толку нарочито "земной" занавес, нанизанный на примитивный карниз. Та тщательность, с которой выписана эта неясная деталь, сбивает с толку публику, заставляет ее думать о смысле этой детали, ее назначении.

Облака фона работы, представляющие собой многочисленные ангельские лики, подчеркивают торжественность, значимость происходящего, вносят в работу ту сакральную парадность, которая есть непременная составляющая всех алтарных картин эпохи Возрождения.

"Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском" (Madonna col Bambino tra i santi Girolamo e Francesco), 1499-1504 годы. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Солли" (Madonna Solly) названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Картина датируется 1500-1504 годами. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Пасадина" (Madonna di Pasadena) названа по месту своего нынешнего нахождения - городу Пасадина в США. Картина датирована 1503 годом.

"Мадонна с младенцем на троне и святые" (Madonna col Bambino in trono e cinque santi) датирована 1503-1505 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (США).

"Мадонна Диоталлеви" (Madonna Diotallevi) названа по первоначальному владельцу - Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. "Мадонна Диоталлеви" датирована 1504 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения. В этой картине, как и во всех предыдущих, чувствуется влияние Перуджино - учителя Рафаэля.

"Мадонна Конестабиле" (Madonna Connestabile) написана в 1504 году и позднее названа по имени владельца картины графа Конестабиле. Картина была приобретена российским императором Александром II. Сейчас "Мадонна Конестабиле" находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). "
Мадонна Конестабиле" считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.

"Мадонна Грандука" (Madonna del Granduca) написана в 1504-1505 годах. В этой картине чувствуется влияние Леонардо да Винчи. Картина написана Рафаэлем во Флоренции и по сей день находится в этом городе.

"Малая Мадонна Коупера" (Piccola Madonna Cowper) написана в 1504-1505 годах. Картина была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

"Мадонна Терранува" (Madonna Terranuova) написана в 1504-1505 годах. Название картина получила по одному из владельцев - итальянскому герцогу Терранува. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Ансидей" (Madonna Ansidei) датирована 1505-1507 годами и изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

Мадонна Ансидей. Деталь

"Орлеанская Мадонна" (Madonna d"Orleans) написана в 1506 году. Картина называется Орлеанской, т.к. её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.

Картина Рафаэля "Святое семейство с безбородым святым Иосифом" (Sacra Famiglia con san Giuseppe imberbe) написана около 1506 года и сейчас находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург).

Картина Рафаэля "Святое семейство под пальмой" (Sacra Famiglia con palma) датирована 1506 годом. Как и на прошлой картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой). Картина находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге.

"Мадонна в зелени" (Madonna del Belvedere) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится в Вене (Музей истории искусств). На картине Дева Мария держит младенца Христа, который хватает крест у Иоанна Крестителя.

"Мадонна с щеглёнком" (Madonna del Cardellino) датирована 1506 годом. Сейчас картина находится во Флоренции (Галерея Уффици). На картине изображена Дева Мария, которая сидит на скале, а Иоанн Креститель (слева на картине) и Иисус (справа) играют с щеглёнком.

"Мадонна с гвоздиками" (Madonna dei Garofani) датирована 1506-1507 годами. "Мадонна с гвоздиками", как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. "Мадонна с гвоздиками" Рафаэля - вариант "Мадонны с цветком" Леонардо да Винчи. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Прекрасная садовница" (La Belle Jardiniere) датирована 1507 годом. Картина находится в Лувре (Париж). Дева Мария на картине сидит в саду, держа младенца Христа. На одно колено присёл Иоанн Креститель.

Картина Рафаэля "Святое семейство с агнцем" (Sacra Famiglia con l"agnello) датирована 1507 годом. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке. Картина в настоящее время находится в мадридском музее Прадо.

Картина "Святое семейство Каниджиани" (Sacra Famiglia Canigiani) написана Рафаэлем в 1507 году для флорентийца Доменико Каниджиани. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом. Картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека).

Картина Рафаэля "Мадонна Бриджуотер" (Madonna Bridgewater) датирована 1507 годом и названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина находится Эдинбурге (Национальная галерея Шотландии).

"Мадонна Колонна" (Madonna Colonna) датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.

"Мадонна Эстерхаци" (Madonna Esterhazy) датирована 1508 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхаци. На картине изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Сейчас картина находится в Будапеште (Музей изобразительных искусств).

"Большая Мадонна Коупера" (Grande Madonna Cowper) написана в 1508 году. Как и "Малая Мадонна Коупера", картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).

"Мадонна Темпи" (Madonna Tempi) написана в 1508 году, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене (Старая пинакотека). "Мадонна Темпи" - одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи.

"Мадонна делла Торре" (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Мадонна Альдобрандини" (Madonna Aldobrandini) датирована 1510 годом. Картина названа по имени владельцев - семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.

"Мадонна в голубой диадеме" (Madonna del Diadema blu) датирована 1510-1511 годами. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя. Картина находится в Париже (Лувр).

"Мадонна Альба" (Madonna d"Alba) датирована 1511 годом. Картина получила название по имени владелицы - герцогини Альба. "Мадонна Альба" долгое время принадлежала Эрмитажу, однако в 1931 году была продана за рубеж и сейчас находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

"Мадонна с вуалью" (Madonna del Velo) датирована 1511-1512 годами. Картина находится в Музее Конде во французском городе Шантийи.

"Мадонна из Фолиньо" (Madonna di Foligno) датирована 1511-1512 годами. Картина названа по названию итальянского города Фолиньо, где она находилась. Сейчас картина находится в Ватиканской пинакотеке. Эта картина была написана Рафаэлем по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря Папы Римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.

"Мадонна с канделябрами" (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).

"Сикстинская Мадонна" (Madonna Sistina) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Слева от Богоматери Папа Римский Сикст II, справа - святая Варвара. "Сикстинская Мадонна" находится в Галерее старых мастеров в Дрездене (Германия).

"Мадонна дель Импанната" (Madonna dell"Impannata) датирована 1513-1514 годами. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними - святая Елизавета и святая Екатерина. Справа - Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

"Мадонна в кресле" (Madonna della Seggiola) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Картина находится в Галерее Палатина во Флоренции.

"Мадонна в шатре" (Madonna della Tenda) написана в 1513-1514 годах. Название картине дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина находится в Старой пинакотеке в Мюнхене (Германия).

"Мадонна с рыбой" (Madonna del Pesce) написана в 1514 году. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу). Картина находится мадридском Музее Прадо.

"Прогулка Мадонны" (Madonna del Passeggio) датирована 1516-1518 годами. На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф. Картина находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).

Картина Рафаэля "Святое семейство Франциска I" (Sacra Famiglia di Francesco I) датирована 1518 годом и названа в честь владельца - короля Франции Франциска I, сейчас картина находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном - Иоанном Крестителем. Позади - фигуры двух ангелов.

Картина Рафаэля "Святое семейство под дубом" (Sacra Famiglia sotto la quercia) датирована 1518 годом, на ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

"Мадонна с розой" (Madonna della Rosa) датирована 1518 годом. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью "Agnus Dei" (Агнец Божий). Позади всех - святой Иосиф. На столе лежит роза, котрая и дала название картине. Картина находится в мадридском Музее Прадо.

Картина "Малое святое семейство" (Piccola Sacra Famiglia) датирована 1518-1519 годами. Картина, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа "Малым святым семейством", чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины "Большое святое семейство" ("Святое семейство Франциска I").

Художник: Рафаэль Санти


Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

Описание картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

Художник: Рафаэль Санти
Название картины: «Сикстинская мадонна»
Картина написана: 1513-1514 г.
Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив, имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. На примерах великого Да Винчи он учился изображать движение, а работах Микеланджело искал пластичное спокойствие. Помимо этого, любил писать мадонн – известно около 15 изображений святых, принадлежащих кисти Санти.

Самая знаменитая из них – «Сикстинская мадонна», по разным предположениям, была написана с 1512 по 1513 год, а с середины 18 века картина находится в Дрездене.

Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Начинаются они с того, что папа Юлий II заказывал это полотно для своей гробницы, и с него написан Сикст, а для образа святой Варвары позировала племянница главы католической церкви. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).

Еще одна легенда о «Сикстинской мадонне» повествует, что покровителями церкви в Пьяченце, где первоначально находилась картина, были святые Сикст и Варвара. Когда холст оказался в Дрездене, к нему началось паломничество русских живописцев, которые и «раскрутили» картину среди отечественного светского общества. Одних отзывов Карамзина, Жуковского, Белинского, Репина, Достоевского, Фета и Пушкина достаточно, чтобы считать эту Мадонну (причем, совершенно справедливо) шедевром творчества Рафаэля.

Чем же так популярна и так загадочна эта картина? Холст презентует Мадонну с младенцем на руках, у ног которой склонились папа Сикст и мученица Варвара, смотрящие на восхождение Бога. Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник. Образ Мадонны подчеркнуто простой, а херувимчики, что задумались о своем, заставляют лишь умиляться. Такой композиционный прием называется алтарным, и Рафаэль использовал его неспроста. Картина ранее находилась в церкви, так что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм.

Ни один живописец Ренессанса не использовал в своих работах психологические приемы, в таком количестве, как это делал Рафаэль Санти. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт – она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою. Брови женщины чуть приподняты, а глаза широко раскрыты – она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Мадонне заранее известна судьба ее сына, розовощекого младенца, не по-детски серьезно и прозорливо взирающего на мир с рук матери. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.

Все движения и жесты на этом полотне многозначны. Мадонна одновременно идет вперед, и в то же время вы думаете, что она стоит на месте, а ее парящая фигура кажется не бестелесной, а вполне реальной и живой. Младенец Христос одновременно и дар людям, и порыв материнского инстинкта – об это можно судить по движению ее рук.

Картина поражает выверенным, линейным и пространственным объемом. Он придает ей такое величие, что некоторые считают данное произведение искусства иконой, все фигуры которой уравновешены. Если вы внимательно присмотритесь к Сиксту, то увидите, что он тяжелее Варвары и находится ниже. Зато занавес над головой у мученицы массивнее – так Рафаэль достигает баланса.

Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Ее голова не обрамлена нимбом, одежды просты, а ноги босы, младенец расположен на руках так, как его держат сельские жительницы. Святость этой Мадонны совершенно в ином – босоногую женщину встречают как царицу: могущественный глава католической церкви превратился рядом с ней с сморщенного старичка, а пухлые херувимы – в обычных детей. Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.

Это действие – лишь часть того движения, которое наполняет всю картину Рафаэля. Полотно озарено свечением, которое льется откуда-то изнутри, причем свет находится в разных углах. Темный фон облаков создает ощущение грозы.

Цветовая гамма картины гармонично вплетает в себя различные оттенки. Зеленый занавес и зеленая накидка Варвары, расшитая золотом одежда папы, сине-красный наряд Мадонны и пастельные оттенки тел на фоне грязно-серых облаков создают предчувствие чего-то монументального.

Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Другая гипотеза более интересна, и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной. Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье.

Так это или нет, мы не узнаем никогда. Известно лишь одно: каждому мужчине свойственно искать в женщине ангела, и, не будь Маргариты, не было бы «Сикстинской мадонны». История знает множество примеров тому, что роковые женщины были музами деятелей искусства, а с соблазнительницы ставали моделями для гениев. Скульптуру Венеры Милосской создавали с гетеры Фрины, а Джоконда – любовница ДаВинчи. Что говорить о художниках, если футуриста Маяковского устраивал «тройственный союз» с семейством Брик?

Мы не вправе судить гениев, ведь Бог не дал большинству из людей и малой толики их таланта. Мы можем лишь наслаждаться произведениями искусства, что овеяны множеством легенд.