Как нарисовать себя в стиле аниме? Подробный урок. Учимся рисовать в стиле аниме

Сейчас многие молодые люди увдечены рисованием в стиле аниме.Попробуем вместе разобраться - что же это такое и как все это нарисовать правильно?

Шаг 1

Нарисуйте подбородок и щеки. Сосредоточьтесь на том, чтобы нарисовать их с обеих сторон одинаковыми. Хоть это и может выглядеть просто, даже малейшая ошибка может сделать рисунок непривлекательным.

Шаг 2

Нарисуйте шею. Заметьте, насколько она тонкая.

Шаг 3

Нарисуйте нос и рот. Большинство художников, рисующих в стиле анимэ, рисуют нос и рот ОЧЕНЬ маленькими. Однако некоторые так не делают, такчто решайте сами.

Шаг 4

Добавьте глаза. Обратите внимание, как далеко друг от друга и как близко к носу они расположены.

Шаг 5

Добавьте брови. Обратите внимание, насколько они длиннее относительно глаз.

Шаг 6

Добавьте уши, и вы создали лицо. Обратите внимание, что я добавила линию волос. Большая голова...
Обратите внимание: угол уха направлен к глазу.


Вид в 3/4.
О среднем размере головы (для анимэ). Она выглядит не слишком привлекательно, пока вы не добавите волосы. Волосы занимают такой большой раздел в анимэ, что требуется отдельный урок .

Строение лица парня другое (в большинстве случаев). Лица парней обычно более вытянутые, подбородок - более выраженный.

При рисовании шеи парня вы можете нарисовать ее схожей с женской (но обычно только для юных мальчиков, включая подростков) . Или, как показано, вы можете рисовать ее более развитой.

Вид сбоку
Мужчина и женщина - стиль 1
Более реалистичный и более выраженный. Их носы не заканчиваются остро. Ихглаза - меньше. Подбородок парней более выступающий, чем у девушек.

Мужчина и женщина - стиль 2
Их голова более круглая. Их глаза - больше.
Вы можете нарисовать почти прямую линию от кончика носа до подбородка. (т.е. губы и подбородок слабо выраженные - прим. пер.)


Общие способы затенения лица
Существует масса способов затенения лица, вот некоторые.
Старайтесь оставить немного места между тенью и носом.
Иногда присутствуют блики выше щеки и на губе.


Рисование глаз
Рисунок простого глаза
Шаг 1.

Нарисуйте форму, подобную этой, чтобы сделать белую основу глаза.
Она будет служить только ориентиром, и Вы сотрете ее, когда закончите.

Шаг 2

От каждого угла нарисуйте линию, направленную наружу, после чего соедините их дугой.

Шаг 3

После создания дуг закрасьте образовавшиеся формы.

Шаг 4

Добавьте показанные формы.

Шаг 5

Закрасьте эти формы и добавьте эскиз радужки.
Сотрите направляющие линии, и вы закончили. Теперь у вас есть простой глаз.


Рисование более сложных глаз
Шаг 6

Продолжите с шага 5, нарисуйте несколько ресниц из верхнего левого угла глаза.

Шаг 7

Создание «мягких» ресниц.

Создайте «мягкие» ресницы на обоих концах верхнего века. Смотрите инструкцию выше. (Инструкция: рисуйте линии очень близко друг к другу. В конце каждого штриха снижайте давление на карандаш (или планшет XD), чтобы получились мягкие концы.)
Шаг 8

Добавьте маленькие ресницы к нижнему веку.

Шаг 9

Добавьте складки выше глаза, и вы сделали веки.

Помните, что веки обычно очень толстые и не имеют большого количества ресниц, поднятых вверх как у настоящего глаза
Рисование радужки и зрачка
Если у вас есть планшет, нарисуйте радужку схематично (как на глазе выше) и используйте преимущества графической программы, чтобы создать действительно восхитительные анимэ-глаза.
Поскольку не у каждого есть планшет, я буду рисовать радужку и зрачок как будто бы карандашом.
Шаг 1

Нарисуйте основание половинки зрачка.

Шаг 2

Закрасьте, переходя от более темного оттенка к более светлому (по градиенту).

Шаг 3

Добавьте тени вверху и у основания.

Шаг 4

Некоторые художники добавляют второе кольцо.

Шаг 5

Добавьте множество бликов, и вы все выполнили.
При наблюдениях в галереях профессиональных анимэ-художников я заметила, что почти все анимэ-художники рисуют их под подобными углами.

На лице, смотрящем прямо на вас, глаза иногда располагают под углом (стрелки иллюстрируют этот угол).

Общим заблуждением является то, что чем больше лицо переходит в поворот 3/4, тем дальше этот глаз (дальний от вас глаз - прим.пер) будет перемещаться к краю лица. Это неправильно!
Видите фигуры, ограничивающие область с глазами? Позвольте сказать, что эти линии - направляющие.
Чем больше угол поворота по отношению к вам, тем меньше и уже будут направляющие линии (на дальнем конце фигуры - прим.пер.), но они не изменяют своего положения.


Это один из немногих ракурсов, при котором вы должны рисовать глаз на краю лица.

Рисование закрытых глаз.
Если глаза изгибаются дугой вниз (подобно U), значит персонаж спит, медитирует (размышляет) или находится в умиротворенном состоянии.
Если глаза изгибаются дугой вверх, значит персонаж очень счастлив или улыбается.

Различные глаза
Помните, вы не должны рисовать глаза «строго по шаблону» . Подходите к процессу творчески, комбинируйте и смешивайте различные способы, чтобы создать ваши собственные уникальные глаза.
Многие глаза в стиле анимэ имеют наклон верхнего века:

Круглые глаза:

Кошачьи или змеиные глаза:

Глаза, используемые для зомби или загипнотизированных персонажей:

При рисовании глаз со слезами сделайте капли большими и нарисуйте блики/отражения в глазу больше, чем вы бы сделали обычно.

Вид глаза сбоку.
Соблюдайте расстояние. Обратите внимание, насколько глаз удален (от переносицы - прим. пер.).

Рисование носов и ртов
Рты и носы (в анимэ) обычно весьма маленькие по сравнению с остальной частью лица. В картинках в стиле анимэ основной акцент обычно делается на глаза.


Рисование анимэ-ушей
Почти каждый анимэ-художник рисует уши по-своему. Рисуйте творчески! Уши могут быть какими угодно для разных персонажей, так что развлекайтесь.




Рисование чёлок.
Существует много способов рисовать анимэ-чёлки.
Этот урок разделяет чёлки на две категории: чёлки с определенной организацией прядей (в дальнейшем для краткости я буду называть их причесанные чёлки - примечание переводчика) и беспорядочные чёлки.
Причесанные чёлки.
Причесанные чёлки - это чёлки, которые покрываю весь лоб, и возможно большинство обычно рисуемых чёлок. Однако, могут быть определенные особенности при их рисовании, так как они не являются прямыми.
Метод Точки и Направляющей.
Шаг 1.

Это помогает в создании первых направляющих линий. Создайте точку или кружок непосредственно над лицом.

Шаг 2.

Создайте направляющую кривую. Очертите границы больших прядей чёлки. Обратите внимание, что все линии направлены к точке.
Каждая прядь волос будет следовать тому же изгибу, что и направляющая.

Шаг 3.

Начните делать набросок каждой пряди.
Не забывайте сохранять последовательность изгибов и рисовать пряди в направлении точки.

Шаг 4.

Закончите делать набросок чёлки.
Обратите внимание, что средняя прядь служит в качестве способа отметки середины (линии симметрии лица- прим. переводчика). Пряди челки с обеих сторон от средней пряди изгибаются в разных направлениях.

Шаг 5.

Очистите ваш эскиз или сделайте обводку-контур прядей.

Вы также можете добавить больше прядей чёлки.

Для этой иллюстрации также применялся используемый выше метод точки и направляющих. Точка была помещена намного выше, чтобы изгибы прядей стали меньше.

Вид сбоку
Шаг 1.

Это - тот же руководящий принцип, используемый в Методе Точки и Направляющей. Единственное отличие в том, что он повернут.

Шаг 2.

Начните делать набросок каждой пряди. Рисуйте кривые там, где направляющая линия изгибается, и делайте конец пряди там, где останавливается направляющая.

Шаг 3.

Сотрите направляющие и линии, которых не должно быть видно. Помните, что следует приспосабливать направляющую и изменять ее так, чтобы она соответствовала характеру вашего персонажа.

Если Вы рисуете пряди, выбирая точку на другой пряди и идя оттуда, то ваши чёлки вероятно будут выглядеть подобно этой. Пряди, вероятно, будут деформированными и в дальнейшем обособленными, и будут давать такой же эффект, как показанный на картинке справа. Рисование в этой манере лучше всего использовать для остроконечных волос.

Рисуя пряди целиком, а затем возвращаясь и стирая ненужное так, чтобы не было заметно, вы можете получить прямые пряди, выглядящие причесанными как показано здесь.

Чёлки не всегда должны иметь такие V-образные пряди. Изменяя вид кончиков Вы можете получить совершенно различные образы.

Шаг 1. Нарисуйте прямую линию и придайте ей изгиб около кончика.
Шаг 2. Нарисуйте прямую линию (или она может иметь устраивающий Вас изгиб).
Шаг 3. Добавьте несколько тонких прядей здесь и там.

Шаг 1. Нарисуйте две линии.
Шаг 2. Сделайте дополнения, выглядящие как два кончика или пряди, затем соедините их.
Шаг 3. Добавьте несколько более тонких прядей чёлки, чтобы придать ей больше разнообразия.

V-образые Волосы. Глаза.
Волосы могут стать проблемой, когда они закрывают важные особенности персонажа, особенно глаза. Хотя следующие методы не являются реалистичными, они часто испольуются в качестве альтернативных.
Метод 1.

Завершите челку прежде, чем она начнет налезать на глаза. Это наиболее распространенный из обычно используемых приемов.

Метод 2.

Рисуйте глаза поверх волос.

Метод 3.

Нарисуйте волосы поверх глаз, но сделайте контуры глаз видимыми.

Беспорядочные чёлки
Беспорядочные челки... нуу... беспорядочные. Они могут следовать или не следовать определенному образцу, и они обычно разделены на части, которые могут быть направлены в совершенно различных направлениях.
Направляющие точки Направляющие точки (подобно точке в Методе Точки и Направляющей) должны помочь Вам держать чёлку под контролем.
Шаг 1. Существуют бесчисленные варианты, но это помогает пробовать различные чёлки и прически.

Рисование волос, присоединенных к голове надо лбом

Клинышек на линии роста волос следует выравнивать по линии симметрии лица.

Помните, что волосы не приклеены к голове. Они обладают объемом, даже когда стянуты назад.
Детализация волос - это не только то, сколько Вы добавили линий или количество прядей чёлки, позволяющие Вам передать характер персонажа. Многие детали можно добавить за счет теней и бликов.

Всем привет! Начинаем новый урок поэтапного рисования. Сегодня мы обратимся к аниме — невероятно популярному жанру рисования и мультипликации. Многие из тех, кто хотя узнать, как нарисовать аниме, интересуются скорее тем, как передать анимешные эмоции и неповторимую мимику персонажей. Мы решили слегка приблизиться к этой теме — и, как результат, сейчас вы видите перед собой урок о том, как нарисовать аниме лицо.

Конечно же, аниме лицо рисовать намного проще, чем лицо человека в реалистичном стиле. Более, того в самом аниме существует множество подстилей, и в некоторых из них имеет место быть очень сложная техника рисования. Лица там нарисованы чрезвычайно детализировано, с очень серьёзной и трудоёмкой прорисовкой.
Но сегодня мы будем рисовать аниме лицо в весьма простеньком стиле. Сосредоточимся на форме головы, чертах лица и причёске, то есть на самых базовых моментах. Итак, начинаем урок, в котором речь пойдёт о том, !

Шаг 1

Начнём с овала. Голова, как вы знаете, имеет овальную форму, если быть точнее, она по форме похожа на перевёрнутое куриное яйцо — это правило актуально как для в реалистичном плане, так и для рисования, как в нашем случае, аниме-персонажа.

Шаг 2

Теперь нанесём вспомогательные линии, по которым мы сориентируемся в следующих шагах, когда будет рисовать черты лица. Вертикальная линия лицевой симметрии разделит овал головы на две равные части, а горизонтальная наметит местоположение глаз и создаст ориентир для рисования бровей и носа. Впрочем, ориентиром послужат обе линии.

Шаг 3

Создадим дополнительную разметку, чтобы точно быть уверенным, что мы точно не промахнёмся, когда будем рисовать черты лица. А именно — двумя дополнительными линиями уточним расположение глаз, располагаться они должны над и под линией глаз из предыдущего шага. Под самой нижней глаз располагаем линию носа, под ней — линию рта. Обратите внимание, что между линиями рта и носа расстояние намного меньше, чем между нижней линией глаз и линией рта.

Шаг 4

Нижняя часть лица слишком широкая, поэтом в этом шаге нам предстоит немного сузить её, а также легонько заострить подбородок.

Шаг 5

Если стереть лишние линии их первого шага, оставив наметки из предыдущего, получим примерно такой овал лица. Мы уделяем этому этапу такие внимание и разбираем его так подробно из-за того, что форма лица очень, очень важна в рисовании портретов. Это правило сохраняется и в рисовании портретов обычных людей, и в уроках о том, .

Шаг 6

Отлично, если предыдущий этап получился похожим на нашу иллюстрацию, значит, мы на правильном пути. Сейчас нарисуем большие, округлые контуры глаз. Каждый контур глаза сформирован парой линий — верхней и нижней, они же — веки. Так вот, верхняя линия более прямая, а нижняя — округлая.

Да, чуть не забыли — рисовать глаза следует по разметке из предыдущих шагов. В этом же этапе наметим линии бровей.

Шаг 7

Наверное, вам покажется, что в этом шаге всё слишком изменилось. Однако, если приглядеться, список действий не такой уж и обширный — мы прорисовали глаза, обрисовали брови, наметили нос и рот, а также стёрли все лишние направляющие линии, которые уже не нужны.

Шаг 8

А вот теперь мы займёмся рисованием зеркала души, то есть глаз. Никогда не думали, с чем связано такое выражение? Если нет, загляните в наш небольшой обзор самой .

Когда вы вдоволь налюбовались этим любопытным произведением искусства, вернёмся к нашему аниме-персонажу. Чтобы глаза получились сочными и выразительными, нужно хорошо поработать — сначала закрасить чёрный зрачок, а затем заштриховать радужку, очерченное крУгом пространство рядом со зрачком прямыми, короткими штрихами, которые отходят прямо от зрачка. Только обязательно оставьте пятнышко блика на радужке, оно справа относительно каждого зрачка. Чтобы вам было проще рассмотреть глаз — весьма сложный момент, что уж там говорить, мы решили вынести его на крупный план.

Да, ещё здесь, конечно же, необходимо заштриховать брови, но это совсем просто.

Шаг 9

Наметим линию причёски. Волосы растрёпаны, но, тем не менее, весьма объёмны. Стиль рисования аниме таков, что волосы здесь не прорисовываются детально, а намечается лишь общий контур причёски, то есть форма верхней части головы и крупные, выступающие вихры. Да, ещё прорисовывается чёлка, но опять же, не очень детально.

Шаг 10

Мы всегда говорим, что тени в комиксном стиле (а, если говорить о тенях, перед нами совершенно типичный представитель такого стиля) накладываются в два этапа — сначала намечаем контур тени, а затем закрашиваем. Только вот, увы, ранее мы сразу показывали вам конечный результат, то есть закрашенный.

Как нарисовать лицо аниме — первый урок, в котором мы показали вам и первый этап наложения тени, а именно — обозначение контуров. Как видите, тени здесь отбрасываются только чёлкой на лицо и подбородком на шею. Здесь нам нужно только лишь обозначить контуры, легко нажимая на карандаш.

Шаг 11

Самый последний этап, закрашиваем контуры теней. Используем косую штриховку, в тех местах, где тень чуть погуще (как, например, в районе шеи). Если вы всё сделали правильно, у вас получится вот такой симпатичный аниме — парень.

Это был урок о том, как нарисовать аниме-лицо, и его подготовили для вас художники вашего любимого сайта про рисование . Заходите в нашу группу вк, подписывайтесь и читайте анонсы свежих уроков, до новых встреч!

Существует множество уроков по аниме. Но в целом большинство уроков довольно сложные и непонятные новичкам. В этой статье представлена простая поэтапная схема, как рисовать аниме в анфас и профиль, которую нарисовать сможет каждый начинающий художник.

Принадлежности для рисования

Для рисования аниме понадобятся следующие принадлежности:

  • линейка;
  • не менее двух карандашей разной твердости – 4-7В;
  • ластик, желательно приобрести клячку;
  • лист твердой бумаги, рекомендуется рисовать на чертежной бумаге, она плотнее обычных альбомных листов.

Лицо аниме девушки

Этап 1. Контур лица . Большинство анимешников сталкиваются с проблемой по рисованию формы лица. Имеется достаточно простой способ – необходимо нарисовать овал, от краев следует вывести две линии, которые должны соединиться внизу буквой V.

Этап 2. Далее, при помощи пунктирных линий рисуется челюсть . Для этого намечается пунктир немного выше точек соединения линий. Затем проводятся ровные линии от пунктира к пунктиру, они должны сойтись в получившейся точке. Челюстные дуги можно нарисовать и немного выше, но тогда размер подбородка существенно увеличится.

Этап 3. Форма лица готова, теперь необходимо удалить лишние вспомогательные линии и обозначить новыми линиями расположение глаз, рта и носа.

Этап 4. Рисование глаз в аниме – это целая наука. Для того чтобы , необходимо учитывать все мелкие детали. Глаза по-своему индивидуальны, и запомнить все мелочи достаточно трудно. Нужно брать во внимание верхнее и нижнее веко, уровень уголка глаза. В рисовании глаз особую роль играют эмоции, они изображаются бровями, поднятыми – удивленными или опущенными – хмурыми.

Большинство не имеет понятия – как вообще рисовать аниме глаза? Все предельно просто. Они должны иметь большой размер в первую очередь. Рисовать нужно с верхнего века и ресниц , затем наводится нижнее веко и пририсовывается зрачок. Далее рисуются брови.

Этап 5. Зрачку следует уделить особое внимание и необходимо постараться его детализировать. Форму зрачка можно подобрать любую, но не стоит забывать, что зрачки не должны выступать за пределы век. По стандарту для формы зрачка следует рисовать овал.

Этап 6. Итак, глаз нарисован, теперь зрачку следует придать блики . Для этого рисуются мелкие круги разного размера и формы, желательно несколько штук на один зрачок.

Если лицо аниме девушки изображается в плачущем состоянии, то блеска в глазах должно быть много.

Этап 7. Далее выполняется поэтапная заштриховка зрачков . Для этого необходимо применить темный карандаш – мягкий с твердостью от 4 до 7В. Затем следует оттенить нижний участок глаза и верх нижнего века, но нельзя затрагивать те участки, где нарисованы круги под блики глаз. Нужно помнить, что светлый участок глаза оттеняется несколькими оттенками. Верх глаза затеняется более светлым карандашом, чем зрачок. Таким образом, создается светотеневая реалистичность глаз. Чтобы передавать эмоции через глаза, создатели аниме позаимствовали идею у Уолта Диснея.

Этап 8. Чтобы вывести симметрию глаз , рекомендуется воспользоваться вспомогательными линиями, за счет них расположение глаз будет ровным, а также их расстояние друг от друга.

Этап 9. Рот в аниме считается одним из основных составляющих для передачи эмоций. Рисование этой части лица не станет таким затруднительным, как, к примеру, глаз. Кроме стандартных эмоциональных выражений (слезы и улыбка) в аниме существуют дополнительные обозначения. Капля на лбу персонажа характеризует его глупое состояние, а красные щеки выражают смущение героя. Уникальным считается «жевание носовых платков» — такое событие бывает только в аниме.

Этап 10. Нарисовать нос довольно просто. Он выглядит в виде птички. Поэтому рисование носа не составит труда. Единственное, что нужно сделать, это наложить темный оттенок у основания носа.

Этап 11. Рисование волос в аниме является одной из самой сложной части. Прическу можно выбрать любую в просторах интернета, а можно воплотить и свою задумку. Волосы следует рисовать с челки. Их необходимо рисовать немного выше наведенной линии головы, накладывая каждую прядь друг на друга. После того как волосы будут нарисованы, на них нужно поэтапно наложить светотеневые оттенки. Делается это при помощи мягкого карандаша. Чтобы изобразить блики, надо воспользоваться ластиком. В конце прорисовываются мелкие детали и выискиваются недочеты. Таким образом, рисуется лицо аниме девушки.

Правила в рисовании

Основные правила, которых следует придерживаться, особенно начинающим:

Аниме девушки в профиль

Этап 1. Нарисовать голову в профиль достаточно просто, если следовать следующим рекомендациям. Единственное, что нужно сделать – вывести вертикальный угол носа и горизонтальность глаз. Начинать нужно с набросков.

Этап 2. Затем делаются наброски дуги носа, делается это при помощи вспомогательных линий. За счет линий выводятся формы губ, челюсти, уха и подбородка.

Этап 3. После всех набросков линий, их необходимо удалить ластиком и перейти к детализации рисунка аниме.

Нажим карандаша не должен быть сильным. Рот, нос и глаза рисуются тонкими линиями. У женщин, в отличие от мужчин, ресницы длиннее и толще.

Этап 4. Далее рисуются брови. Необходимо накладывать тонкие линии, поверх них следует наложить еще, но расположение волосков должно быть почти вертикально и плавно переходя в горизонтальное положение. Главное, чтобы не было одинаковости.

Этап 5. Рисуется шея и волосы. Следует нарисовать пару десятков линий, чтобы обозначить форму волос. Затем начинается поэтапная прорисовка волос, отталкиваясь от основных линий. После этого рисуется шея.

Этап 6. Светотеневая штриховка. Нужно определиться, с какой стороны падает свет. Желательно использовать не менее двух карандашей разной твердости.

Те участки, которые ближе к источнику света, штрихуются более светлым карандашом, а участки, которые дальше от источника света, штрихуются более темным карандашом.

На предыдущих уроках по рисованию аниме мы научились изображать глаза и волосы. Теперь же мы попробуем рисовать лицо полностью. Но для того, что бы мы смогли правильно рисовать лицо полностью, сначала рассмотрим, как изображаются нос и рот в таком стиле. Только после этого мы будем иметь представление, как нам нарисовать лицо у нашего аниме героя.

Итак, сразу стоит сказать, что я не стал уделять носу и рту отельный урок, потому что их изображение довольно простое, хоть и содержит в себе некоторые особенности. На следующем рисунке вы можете увидеть, что нос и рот можно изобразить всего несколькими штрихами. Нос — это вогнутая или прямая палочка или клинышек, у девушек он иногда и вовсе отсутствует, обозначается маленькой чёрточкой или затенением. Рот изображается при помощи линии на слиянии двух губ, которые в зависимости от эмоции могут быть немного изогнуты в произвольных формах и небольшая линия, которая указывает на присутствие нижней губы. Не забывайте намечать главную ось, что бы ясно иметь представление, где именно должны располагаться губы, и другие части лица, и правильно располагать их на рисунке. Всё очень просто. Но это касается фаса и полуоборота головы.

Немного сложнее обстоит дело, когда голова аниме персонажа повёрнута в профиль. Здесь нельзя обойтись несколькими чёрточками, так как профиль должен чётко указывать на формы. Сразу стоит запомнить, что у большинства персонажей в стиле аниме и манга, тем более парней аниме, все формы угловатые, что придаёт им характерные черты этого японского стиля.

Нос в профиль выглядит в основном вогнутым посередине и острым на кончике.

Верхняя губа слегка нависает над нижней. Обе губы имеют довольно резкие скосы и углы.

Теперь, когда мы знаем, как рисовать глаза, волосы, нос и рот, попробуем нарисовать лицо нашего героя аниме. Для примера возьмём лицо девушки. Основное внимание стоит уделить форме головы. Как уже говорилось, формы аниме всегда немного выпуклые или вогнутые и имеют угловатые формы. У девушек должен быть острый подбородок и резкие переходы к скулам, которые очень ярко выражены. По сути это пятиугольник с острым концом внизу и округлостью вверху, где впоследствии добавляются волосы. Глаза у девушки должны быть большого размера и занимать практически треть лица. Нос, который у девушек изображается только лишь одним намёком, рисуем с помощью чёрточки или точек примерно на уровне скул, под ним линия рта. В принципе это всё несложно, нужно только немного потренироваться.

Как рисовать аниме лицо девушки:

Для начала рисуем круг. Он поможет нам формировать следующие этапы рисования. Стоит сказать, что лица аниме редко имеют правильные пропорции, что бы их можно было вычислить с помощью разметки, как у обычного человека, так что в основном здесь всё делается на глаз. Однако что бы делать что либо на глаз, нужно знать правильное построение и поэтому здесь мы будем руководствоваться различными стандартами.

На следующем этапе разделим круг двумя осевыми линиями — горизонтальной и вертикальной. Это поможет нам построить лицо девушки аниме правильно , без всяких скосов и искажений.

Третий шаг — подбородок. Подбородки аниме вообще являются очень мультяшными. На этом примере мы можем увидеть, что подбородок нереально острый.

Намечаем размеры глаз. Обычно верхний край глаза рисуют прямо под осевой горизонтальной линией, но иногда из этого правила бывают исключения. На примере с парнем мы увидим, что глаза могут быть нарисованы практически посередине линии. Нижняя часть глаз находится примерно посередине между горизонтальной осевой линией и нижней частью круга. Также не забывайте про ширину глаз и расстоянием между ними. Здесь будем придерживаться обычных пропорций для человеческого лица, т.е. расстояние между глаз равняется ширине одного глаза.

На следующем этапе рисуем нос и губы. Как мы уже видели выше, нос и рот могут изображаться только при помощи пары штрихов, хотя дальше я немного усложню рот в целях большей эстетичности. Рот обычно рисуется либо на уровне нижней части круга, либо чуть ниже. Нос, соответственно, чуть выше.

Следующий для нас шаг — глаза. Если вы забыли, как правильно рисовать глаза аниме, то читайте один из моих предыдущих уроков, который полностью посвящён глазам аниме: . Также стоит сразу предупредить, что бы при окончательном рисовании вы не забывали стирать осевые линии, так как после окончательной работы это будет сделать очень сложно и здесь не обойдётся без помарок.

Прорисовываем волосы и стираем лишнее. Локоны на этом рисунке легли таким образом, что пришлось практически полностью удалить уши и подтереть бровь.

На последнем этапе немного дорисуем нашу девушку. Здесь я добавил тень от волос с обратной стороны головы, шею, плечи, часть оборок платья. Так же добавил немного теней на самом лице, чтобы оно не выглядело плоским.

Как рисовать аниме лицо парня поэтапно:

Сначала рисуем круг. Делим окружность по вертикали и горизонтали. На уровне горизонтальной линии будут располагаться глаза.

После этого отмечаем верхнюю и нижнюю части головы. При этом необходимо сделать так, что бы верхний уровень отстоял от края окружности в два раза больше, чем нижний.

Дорисовываем к нашей окружности подбородок, как показано на рисунке. Также наметим верхнюю часть. Пускай вас не смущает то, что на первых этапах, эскиз имеет яйцеголовый вид. Вся окружность будет включать ещё и волосы.

Теперь рисуем общие черты лица. Как вы видите, глаза находятся на уровне горизонтальной осевой линии. Рот на нижней линии окружности. Между глазами и ртом располагается нос. Уши верхним краем примыкают к горизонтальной осевой линии.

Стираем все осевые и вспомогательные линии, которые нам больше не нужны. Также вы можете увидеть, что я нарисовал контур зрачков.

После этого рисуем волосы. Сначала необходимо наметить контур волос.

Продолжаем рисовать волосы. Делаем тени.

Делаем последние штрихи к портрету аниме парня. Добавим тени от волос и естественные тени на лице, которые сделают лицо объёмным, тени на лбу, на щеках, под носом, на губах, подбородке, ушах. Нарисуем шею.

Это два способа, как легко и быстро научиться рисовать аниме лицо.

На этом урок по рисованию лица аниме закончен. Подписывайтесь на обновления сайта, что бы быть в курсе очередных уроков.

В интернет-магазине KupiKinderu вы можете купить детскую одежду самого высокого качества. Огромный каталог продукции по максимально выгодным предложениям заинтересует любых родителей.

Прежде чем перейти к материалу, давайте распрощаемся с предыдущей темой. А именно, как "прилепить" глаза к голове (См.: как рисовать глаза).
Нарисуем схематически голову- овал. И заключим его в прямоугольник. Ниже подан рисунок, который вы можете перерисовать себе просто сейчас. Так- же нарисуйте и оси, проведите их из угла в угол.

Когда оси проведены, понятно, куда поместить глаза. Вот так схематически возьмите и нарисуйте их. Теперь смотрим.. пропорционально голова у нас похожа на нормальную взрослую голову. Да? Да. А теперь мы с вами будем делать небольшой фокус. Берем другую бумагу и рисуем так- же овал. Но теперь заключаем его в прямоугольник несколько по иному. Смотрите на рисунке ниже:

На этот раз сделайте прямоугольник более продолговатым. Растяните его немного вниз. Не сильно, примерно как у меня. Проведите оси. Глаза так- же нарисуйте на пересечении этих осей.
Теперь посмотрите на эти рисунки и найдите разницу. Глаза на второй схеме опускаются вниз. Голова в стиле аниме имеет свои особенности в рисовании, и первая особенность и заключается именно в том, что глаза располагаются на ней ниже чем обычно, но при этом и могут "раскрываться" по вертикали насколько это только возможно.

Теперь подчиним глаза перспективе. Когда голова поворачивается, и глаза будут изменять форму. Рисуем тот же овал. Рисуем вытянутый прямоугольник, с осями, только в перспективе. Подчиняем общему движению и глаза, рисуем их. У вас должно получиться следующее:

Как и овал головы будет делать поворот в пространстве, так и глаза будут рисоваться по законам перспективы. Сделаете по другому- они не "лягут" на форму головы. Нарисовано схематически, но для простоты понимания. Так- же будет происходить и в объемной форме.

Рисуем голову в стиле аниме по способу №1

Исходя из формы головы, которую мы размещали в сетке выше, в прямоугольнике, поступаем следующим образом:

Шаг 1. Рисуем овал, яйцевидную форму. В нее уже автоматически заложен круг. После намечаем оси- вертикальную и горизонтальную. Они будут делить наш овал на равные чати.

Шаг 2. Подбираем понравившиеся нам глазки , носик и рот , исходя из того характера, который хотим получить и рисуем лицо так, как рисовали в сетке:

Таким- же образом, как мы рисовали голову в сетке в случае ее поворота, рисуем дальше:

Шаг 1. Рисуем овал в воображаемой сетке, но уже с поворотом. И делим получившуюся форму головы на равные части осями, как в первом случае.

Шаг 2. Прорисовываем лицо более детально, добавим для живости волосы :

Рисуем голову в стиле аниме по способу №2

Шаг 1. Для начала рисуем круг. В основе головы обязательно присутствует круг, сама голова яйцевидной формы:

Шаг 2. К кругу дорисовываем подбородок. Чем вытянутей подбородок, тем реалистичнее и серьезнее получится лицо. Чем он менее весомей- будет подходить для ребенка или кавайного персонажа:

Шаг 3. Разделяем форму головы пополам вертикально и горизонтально. Эти осевые линии - это линия носа (вертикальная) и линия глаз (горизонтальная). После этого, нужно разделить нижнюю часть горизонтально пополам ещё раз. На этой линии будут располагаться нижние точки ушей и носа. И на последок, для того, что- бы было проще рисовать черты лица- берем и намечаем дополнительный овал внутри. Внутренний овал идёт от линии волос- где на лбу начинаются волосы, до подбородка:

Шаг 4. Разделяем самую нижнюю часть на 3 части. 1/3 вниз от горизонтальной линии носа - линия рта. Уши должны распологаться на той- же линии, что и дно носа и размещаются от нижней линии носа до расстояния чуть выше линии глаз. Рот (по идее) должен быть таким же широким, как и расстояние между внутренними углами глаз.

Шаг 5. От того, как вы нарисуете глаза будет зависить характер изображаемого персонажа аниме или манга. Небольшие- придадут серьезность, узкие- придадут мужественности, или злобы. Здесь глаза располагаются чуть выше, что придает большей серьезности персонажу. Расположите их ниже и увеличьте- получите более привлекательного персонажа, более комичного, более юного. Здесь углы глаз размещены на горизонтальной линии глаз. Можно делать их несколько раскосыми. Глаза должны находится на расстоянии друг от друга приблизительно в ширину одного глаза, то- есть, между глазами должен помещаться условно еще один глаз. И от краёв головы к глазу должна помещаться половина ширины глаза.

Теперь проделаем то- же самое для трехчетвертного поворота:

Шаг 1. Рисуем круг:

Шаг 2. Добавим подбородок. Проводим кривую линию от щеки до линии глаз и заостряем угол для создания челюсти. Необходимы будут некоторые поправки по ходу рисования.

Шаг 3. Разделите лицо пополам вертикально и горизонтально. Эти осевые линии - это вертикальная линия носа и горизонтальная линия глаз. Линия носа рисуется по кривой линии от вершины головы до подбородка. Обратите внимание на то, что линии челюсти встречаются с вертикальными линиями ушей. Если провести невидимые линии- оси, то это будет похоже на то, как ниточки обвивают объемную форму- голову.

Шаг 4. Разделяем нижнюю часть лица пополам горизонтально, чтобы создать дно линии носа. Проследуйте за этой кривой линией лица, идущей в направлении задней части головы- дно уха также находится на этой линии. На 1/3 ниже от этой линии находится линия рта. Верхушки ушей должны быть чуть выше линии глаз и определяют линию бровей. Под углом в 45 градусов между горизонтальной линией глаз и вертикальной линией ушей располагаются волосы:

Шаг 5. Глаза располагаем на линии глаз. Рисуем углы глаза на этой линии. Глаз, расположенный дальше- находится в перспективе. Искажается в размере, ширине и по форме. Так как рисуется по- форме, а форма, то есть голова в этом месте "заворачивается" и влечет за собой изменение рисунка глаза. Глаз тоже рисуем по форме.

Теперь перейдем на следующую страницу, где рассмотрим ещё пару способов.