Как я сдавал сестру рассказ беженца. Рассказ беженца с Украины — вся правда

Как я сдавал сестру Рассказ беженца

Сегодня очищал компьютерное пространство и нашел когда-то сохраненный файл. Сам сайт, на котором опубликован это материал содержит очень сильно устаревшую информацию по беженству. Даже как-то неловко.. ведь кто-то прочитает, и подумает, что и по сей день так. Поэтому рекомендовать его для ознакомления не буду, тем более, что рекламирует компания гражданство Эквадора (?), а вот рассказ — замечательный. Он тоже устаревший! Но, есть в нем и здравое зерно и мастерство повествования. Читается с интересом. Автор, к сожалению не известен. Грамматика и пунктуация сохранены, источник указан в заключении.

*************

Центр перемещенных лиц был расположен за чертой города и состоял из нескольких домов с двухкомнатными квартирами, в которых располагались семейные беженцы, и общежития, где по несколько человек в комнате жили беженцы — одиночки. Так же поблизости находилась контора Социальной службы (святая святых), где решались все бытовые вопросы во время долгого ожидания решения. Просторная квартира с кухней и ванной защемили мне душу, так как по голландским меркам ванна — это уже роскошь. Бытовая техника была так же гораздо современнее чем в моей квартире в Гааге. Вообще хочу заметить, что Финляндия во многом гораздо современнее других стран.
За домом большой лес, в котором беженцы собирали чернику, бруснику для продажи и просто для себя. Столько грибов и ягод я не видел в своей жизни! Гуляя по лесу у меня было чувство, что я попал в какую — то сказку. Я видел много диких животных — названия которых я уже и не вспомню. Кроме того съел столько черники и малины, что я её вряд ли захотел бы ещё до следующего лета (в следующем году я хочу поехать в июне, на день солнцестояния, когда ночи фактически нет, — такое клише для туриста).
Очень быстро мы нашли новых друзей среди соотечественников и не только. В Центре были представлены фактически все республики некогда необъятной родины, которые ждали одного — ПМЖ. И чем дольше ждали, тем больше хотелось получить ПМЖ. Примеры тех, кто получали ПМЖ (и все права как и финские граждане, и через 5 лет Финский паспорт), не давали никому спать. Я вспомнил, что то же самое уже было и у меня. Все хотели жить нормально, с ПМЖ и в своей квартире как все вокруг, хотелось так, как ничего другого. Иногда я не мог по ночам заснуть, представляя своё будущее на Нидерландщине. И дождался. Поэтому я хорошо понимал всех, кто хотел того же в Финляндии. Какая в принципе разница, какая страна! Если страна нормальная, с нормальной экономикой и правами человека, то в ней жить можно и это совершенно нормальное желание, поэтому то я строго и наказал родственникам не слушать никого, запомнить, что ничего легко не дается, все нужно делать правильно, научиться ждать. И никогда не обращать внимание на беженцев из других стран СНГ, т.к. у всех совершенно разные легенды и причины бегства. Все это индивидуально. Все это классически и нет разницы, где просить статус беженца — в Финляндии или Голландии. Я увидел те же группы беженцев, как и в других странах (увиденное и услышанное подтвердилось — получают ПМЖ евреи, нац. меньшинства из Средней Азии, сексуальные меньшинства, дезертиры). Я мог только посочувствовать семьям, которые запросили убежище как свидетели Еговы из России или баптисты из Украины. Нигде, даже в Румынии, этой категории не предоставят убежища, так как все знают, что сейчас этой категории лиц не угрожает смертельная опасность. Для всех остальных при знании дела и опыте можно еще состряпать что-нибудь стоящее. Недавно принятый закон о рассмотрении дела в недельный срок имеет отношение, в основном, к цыганам из Польши, Чехии и Словакии, которые тысячами хлынули в Финляндию. Все остальные пока могут быть спокойны.
Подошло школьное время и мне даже немного взгрустнулось, тоже захотелось где то внутри походить в школу, узнавать и изучать свою новую родину. Хотя, честно сказать, изучив голландский, нет у меня больше ни сил, ни желания изучать ещё и другие языки.
Семья моей сестры попала в ту часть Финляндии, где в большинстве живут шведы и дети должны будут изучать финский и шведский языки (два государственных языка в стране), взрослые же могут сперва выбирать — шведский или финский. Учитывая, что шведский легче и есть какое то сходство с немецким сестра с мужем выбрали шведский, дети же начали с финского. Финский, конечно, грамматически очень тяжелый язык, но по звучанию мне очень понравился — звучит очень смешно. Да и чтобы не учить казахский они бы выучили и финский и шведский и норвежский вместе взятые. Раз в неделю у них была работа на компьютере. В библиотеке стоит так же всем доступный бесплатный интернет. Вот тебе и задворки Европы! Я знаю, что во многих странах беженцы живут в палатках, а об интернете даже и речи быть не может. В той же самой Голландии такого не будет ещё долго, а может быть и никогда.
Моему удивлению не было предела, когда я познакомился с евреями из Украины, получившими недавно убежище и соответственно квартиру и все права местных жителей (кроме права выборов). Невольно я начал сравнивать с Голландией. И что вышло — в Финляндии стандарт гораздо выше. Первое, что бросается в глаза, при получении квартиры в ней присутствует бесплатно сауна, холодильник — Электролюкс с огромной морозилкой, паркетные полы, электрическая плита. Все это в Голландии нужно покупать самому. Далее, — подъезды ухожены до неприличия, в Голландии это можно увидеть только в частных домах. Сравнений с Россией не может быть никаких, — 19 и 21 век. И все это всем доступно. Кроме этого, после получения ПМЖ, беженцы участвуют во всевозможных программах по изучению языка, профессии и интеграции в общество. Естественно — бесплатно.
Уезжал я удовлетворенный — Mission impossible была выполнена, выслать их уже не смогут, процедуры длятся долго — протянут 3 года да еще и с детьми дадут статус по гуманитарным основаниям, куда они денутся, так было и есть. Это уже стало своей отдельной отраслью экономики и общества со своим Министерством и тысячами рабочих мест для финнов тоже.
Самолёт KLM бесшумно коснулся голландской земли и я почувствовал себя дома. Все же в гостях хорошо, а дома лучше! В Голландии тяжеловато, конечно, во время начала процедуры по запросу убежища. Голландия самая сладкая страна, — я в этом и не сомневался, но все же по условиям социальных льгот Скандинавия не превзойдена! Как получить ПМЖ — у всех разные пути, разные возможности и способности. Но Европа одна и уже без границ, имея один из ЕС паспортов можешь жить и работать где хочешь. Главное — не сидеть на месте, а пробовать и дерзать.»

Один из важных моментов при получении политического убежища в США – правильно составленная история (легенда). Многие при ее написании делают ошибки, которые приводят к отказу в предоставлении убежища. В статье про ее составление мы ответим на следующие вопросы:

  • Почему историю стоит писать самостоятельно?
  • Какой должна быть ее структура
  • Что нужно писать, а что нельзя
  • Какие документы прилагать к легенде?

Во вступлении нужно описать ситуацию в вашей стране, но только те аспекты, которые касаются вашего случая. Если вас притесняли по поводу веры, вы должны описать общее положение в стране. Почему вашу религию притесняют, кто это делает (власти, адепты другой религии или же она запрещена законом)? При этом главное ничего не придумывать и не украшать, так как все факты проверяют использую данные соответствующих органов и даже спецслужб. Большую роль играют права человека и их соблюдение. С ними можно знакомиться в .

В основной части необходимо изложить ситуации, в которых вас притесняли или нарушали ваши права. Здесь важно указать все конкретные данные – даты, имена, адреса, названия организаций и т.д. Описывая несколько случаев нужно излагать их в хронологическом порядке. Также надо указывать, чем вы рисковали в каждой ситуации. К примеру, вас избили и могли сделать инвалидом, или угрожали убить и ваши опасения небезосновательны. Основную часть нужно особенно тщательно проверить. Все данные должны в точности соответствовать тому, что имело место.

Если вы не помните конкретных данных, таких как адрес, дата или ФИО человека, надо об этом честно написать. Можно указывать приблизительные данные. Например: месяц, название улицы, имя человека без фамилии и должности.

В заключении надо написать общий абзац о том, что вы просите политического убежища в США и сообщить, по какой причине вы решили это сделать. Например: в связи с преследованиями со стороны властей, из-за притеснений по принадлежности к социальной группе и т.д. Нелишне указать, что может случиться с вами, если вы будете вынуждены вернуться в свою страну. Например: вас могут убить, осудить без причины и т.д. Если вы не попросили политического убежища в США по какой-то причине ранее, эту причину необходимо указать.

Если вы имеете документы, подтверждающие какие-либо факты, они должны быть указаны в том месте, где это нужно. Например: «по факту побоев я получил заключение медэкспертизы, (приложение №8)», документами могут быть любые свидетельства, даже просто рассказ очевидцев, заверенный подписью.


Сегодня - второй день экзамена. Вчера был письменный, сегодня - устный. Моих вызывают по-одному в отдельный кабинет и там с ними беседуют. С оставшимися проводить нормальный урок невозможно. Все возбуждены, ждут возвращения очередной жертвы, обсуждают, чо было. Поэтому я решила просто поговорить по душам. Говорить-то со мной им приходится по-немецки. Так что какая-никакая языковая практика.
Сначала мы как-то вышли на тему жилья. Выяснилось, что многие из моих учеников имели огромные дома-дворцы с бассейнами. Фатима была вообще долларовая миллионерша. Но её дом в Алеппо разрушен до основания, а деньги, что были в банке, Асад забрал себе. Как она на пальцах показала: засовываешь карточку в банкомат, а там - фиг с маслом. Всё пропало. Хорошо, что осталась жива.
Ибрагим рассказал, что его семья живёт в доме 1000-летней давности. Он из Дамаска. Там нет таких сильных разрушений, как в Алеппо. Он мне показывал фотографии - ну просто дворец в мавританском стиле, с внутренним садом, с бассейном, с кустами жасмина, источающими чудный запах. (Я знаю этот запах. Будучи в Тунисе, я постоянно нюхала эти кусты и наслаждалась их божественным благоуханием.) Ибрагим рассказывал, что вся семья по утрам собиралась в саду, пила кофе, вела всякие разговоры, смеялись, шутили. Все это уже в прошлом. Им не до шуток. Да и семья разбежалась по разным странам.
Ибрагим - замечательный парень. Он такой крупный, плотный, можно сказать брутальный мужчина: с шевелюрой чёрных волос, с чёрной бородой, с татуировками, двумя перстнями на пальцах и абсолютно детскими удивлёнными карими глазами. Он очень толковый, красиво пишет, хорошо схватывает грамматику и пытается говорить по-немецки. (Ох, мне бы ещё один курс с этой группой, и они все бы свободно у меня заговорили! ) При такой брутальной внешности оказалось, что у него очень смешная профессия. Он - мужской парикмахер. Причём, парикмахер прекрасный. Я видела его работу. Он стриг почти всех парней в нашей группе. Сначала были лохматыми, а потом стали блистать модными причёсками. Раньше это, вроде, называлось полубоксом.
Ибрагим мне вообще сегодня довольно много порассказал. Например, что не все арабы одинаковые. Ливанцы и иорданцы - бедные. РАньше они часто приезжали в Сирию, где получали гостиприимный приём и радушие. А сейчас, когда сирийцы оказались в беде, они и знать их не желают. Другое дело - марроканцы, алжирцы, тунисцы и ещё кто-то (я уже забыла, очень была всем взволнована).
Ибрагим сказал, что когда война в Сирии кончится, я должна обязательно приехать к ним в гости, и он покажет, какая это прекрасная страна.
У Висама отец - главный инженер. Работал в Америке, Греции, Испании. Говорит чуть не на 6 языках. У них тоже был шикарный дом в Латакии. Сейчас всё разрушено.

Ещё я их расспрашивала, кто как попал в Германию. Оказалось, что почти все каким-то образом добирались в Турцию, потом на лодке или корабле плыли в Грецию, что стоило от 1000 до 3000 долларов. Причём в Турции, на берегу, их встречали солдаты с автоматами и буквально загоняли на корабли, куда люди набивались, как селёдки в бочку.
Я спросила, а как, если денег не было? Тогда, угрожая автоматами, людей гнали прочь с пляжа. В Греции у беженцев брали отпечатки пальцев, сканировали документы и фотографировали фас, профиль. Из Греции они отправлялись в Македонию, оттуда через балканские страны в Австрию, а там уж и немецкая граница близко. В Пассау все беженцы и собирались. Описание их пути у меня заняло три строчки, но что людям при этом пришлось пережить - это нам просто не представить. Ведь многие бежали с маленькими детьми. 25-летний афганец Зиаудин рассказал, что он 12 часов шёл пешком по горам, а потом неделями добирался до Германии. В Афганистане он работал полицейским, но талибы хотели его за это убить. Он сбежал, но в Афганистане осталась его жена и маленькая дочка, по которым он страшно тоскует.

Ещё я спросила моих сирийцев, какой процент населения поддерживает Башара Асада. Они сказали, что он постоянно лжёт, а 90 процентов людей ему верят. Другие либо убиты, либо сбежали. (Ничего не напоминает?)А сейчас он уничтожает в Алеппо остатки сопротивления.

Кстати, про Алеппо.
В дневной группе есть у меня такой пухленький парень, Ахмад. Я знала, что он из очень богатой семьи. Он очень много часов пропустил, совершенно не говорит по-немецки, но может немного читать и писать. Когда он появился после большого перерыва, то завёл моду во время перерыва молиться в классе. Сначала внаклонку молился, а потом и вообще притащил молельный коврик и бил поклоны с аллах акбар. А потом ещё и других в это дело вовлёк. Меня это страшно бесило. В конце концов школа - это не молельный дом. И потом, я тоже неуждаюсь в отдыхе, и мне совсем не интересно смотреть на их поклоны. Несколько раз я уже собиралась поговорить с ними по-серьёзному. Но так и не собралась.
А сегодня узнала, что у Ахмада вся семья осталась на северо-востоке Алеппо. Там, куда сейчас направлены все асадовские и российские бомбы и танки. Уже две недели у него нет никакой связи с семьёй. Я спросила, почему же они не эвакуировались. А он ответил, что они находятся в окружении и уйти оттуда никак не могут.
После этого, когда я объявила перерыв, они сами меня спросили, не возражаю ли я против их молитв.
И я возражать не стала.

» появилось после первой мировой войны 1914-18 гг. для обозначения лиц, которые покинули во время войны находящиеся под угрозой занятия или занятые неприятелем территории или были высланы с этих территорий по распоряжению военных или гражданских властей.

Понятие «беженец» несколько раз претерпевало некоторые изменения.

Вначале использовался групповой подход, в соответствии с которым беженцем считалось лицо, которое находится за пределами страны своего происхождения и не пользуется защитой этого государства.

В 1926 году беженцами признавались лица соответствующего национального или этнического происхождения, не пользующиеся защитой своего правительства и не получившие другого гражданства (Заключительный акт Конференции по проблемам русских и армянских беженцев в Женеве).

Наиболее общее и универсально применимое определение термина "беженец" содержится в Конвенции ООН 1951 года о статусе беженцев, дополненной протоколом 1967 года. В соответствии с ним, "беженец - это лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может и не желает вернуться в неё вследствие таких опасений".

Основными правовыми документами о статусе беженцев являются Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года.

Оба документа являются универсальными, сейчас они в общей сложности ратифицированы 145 государствами (включая Россию в 1993 году) и инкорпорированы в национальное право.

Существуют и региональные конвенции о беженцах, существенно расширяющие это понятие: Конвенция 1969 года о беженцах в Африке, Картахенская декларация 1984 года о беженцах в Латинской Америке, также ряд конвенций Совета Европы.

Количество беженцев

Сегодня в мире насчитывается 9, 2 миллионов беженцев. Но общее число лиц, подпадающих под защиту Управления ООН по делам беженцев, - беженцы, лица, перемещенные внутри страны, те, кто добивается убежища, репатрианты, - намного больше. По данным Организации Объединенных наций (на июнь 2006 года) в 117 странах мира насчитывается, в общей сложности, около 20 миллионов беженцев, перемещенных лиц и лиц без гражданства. Многие из них живут в лагерях для внутренних беженцев годами.

Из истории .

Беженцы, как явление, были известны с незапамятных времен. Первые беженцы, как гласит история, появились в 695 году до нашей эры, когда ассирийская армия царя Сеннахериба I, вступила на земли Иудеи. Тогда около 50 000 евреев спешно покинули свои жилища, бросившись в Египет, где их тоже не ждали.

В 375 году (уже нашей эры) около 300 000 человек бежало от нашествия кочевников-гуннов на земли Рима.

В VIII-IX веках в результате опустошительных вторжений викингов в Британию около 40000 островитян перебрались во Францию, основали временные поселения, да так и остались там, смешавшись с местным населением.

Огромное количество беженцев появилось после Первого крестового похода (1096-1099 гг.), когда с захваченных рыцарями мест бежало 500 000 арабов и турок.

В 1492 году из Испании были изгнаны все евреи, не принявшие христианство, из которых более 200 000 человек нашли убежище в Северной Африке и других землях.

В первой половине XIII века, когда монгольские орды прошли от Тихого океана до Средиземного моря, многие сотни тысяч китайцев, арабов, русичей, персов, поляков, венгров бежали в сопредельные страны, чтобы спастись там от нашествия.

Беженцы бывали не только от войн. Во время частых эпидемий чумы население городов и целых областей в Европе и Азии уезжало в разные страны, чтобы переждать худшие времена.

Некоторые правители использовали беженцев в своих целях. Так, благодаря тому, что в 1715 году король Пруссии Фридрих II объявил свободный въезд и проживание для "беженцев любого вероисповедания" население королевства значительно увеличилось. В Турцию, которая принимала христиан, состоявших членами каких-либо сект, запрещенных на родине, перебрались многие русские молокане, баптисты, старообрядцы, которым за право жить в Оттоманской империи приходилось принимать участие в ее войнах.

Практика укрытия за церковными стенами существовала еще в библейские времена, когда Римское право позволяло церквям укрывать в своих стенах даже преступников.

В Средние Века в Европе практически повсеместно признавалось право убежища в церквах. Однако оно распространялось только на уголовных преступников.

Практика укрытия в храмах началась в 1983 году в Канаде, когда одна монреальская церковь приютила у себя беженца из Гватемалы, которого собирались депортировать. С тех пор приют в церквях нашли сотни людей, оспаривающих приказ о депортации. Некоторым удавалось доказать свое право остаться в Канаде, других все же высылали.

По канадскому закону такое церковное укрытие легально никак не защищает прячущихся там людей. Нет и законов, защищающих обычай церквей прятать у себя граждан, которым грозит высылка из страны. Канадская полиция лишь один раз заявилась в церковь - в Квебеке в марте 2004 года - и арестовала скрывавшегося там алжирца. На него прямо там и надели наручники. Был большой скандал. С тех пор иммиграционные власти и полиция воздерживаются от таких визитов.

Во Франции существует закон, позволяющей полиции придти в церковь и арестовать укрывшегося там человека. В Британии и в Америке полицейские тоже не стесняются арестовывать людей в храмах.

Беженцами практически никто не занимался до начала ХХ века, когда начался процесс выработки системы международных законов, конвенций и правил для защиты беженцев, которым хуже всего пришлось в Первую и Вторую мировые войны, когда вдруг выяснилось, что когда воюют с десяток соседних стран, то и бежать вроде бы и некуда.

Вот в это время в международном праве появляется понятие «беженцы». В 1922 году, после Первой мировой войны, Лига Наций принимает первое соглашение (дополненное соглашениями 1924, 1926 и 1928 гг.) о статусе русских и армянских беженцев. Впервые определены права беженцев, они получали проездные документы особого образца (нансеновский паспорт, по имени полярного исследователя и первого верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев Фритьорфа Нансена).

Впоследствии действие соглашений было распространено на всех беженцев из Турции и нацистской Германии и кульминацией стало одобрение 28 июля 1951 года специальной конференцией ООН «Конвенции о статусе беженцев», которая является ключевым юридическим документом, дающим определение понятию «беженцы» и их правам, а также юридическим обязательствам государств в отношении беженцев.

Проблема беженцев в ХХ веке не раз приобретала особую остроту: например, в результате захвата власти фашистами в Германии и ряде других стран; агрессивных войн США в Корее и Индокитае, агрессии Израиля против арабских стран и Палестины, политики диктаторских и расистских режимов на юге Африки, в Латинской Америке и других районах мира.

После Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций стало осуществляться сотрудничество государств по созданию международно-правовой системы защиты беженцев. Международное сообщество создало Администрацию помощи и восстановления Объединенных Наций (ЮНРРА) и Международную организацию по делам беженцев (МОБ). ЮНРРА оказала помощь в добровольной репатриации более чем 7 млн чел., а МОБ содействовало устройству 1,7 млн европейских беженцев, не пожелавших вернуться на родину.

1 января 1951 года в качестве института международной защиты для решения проблемы беженцев и перемещенных лиц Генеральной Ассамблеей ООН было учреждено Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, заменившее ЮНРРА и МОБ.

Впервые УВКБ пришлось работать в условиях чрезвычайного гуманитарного кризиса во время войны в Персидском заливе после массового бегства 1,9 млн курдов.

Поворотным пунктом в его деятельности стала бывшая Югославия: впервые персонал принимал активное участие в организации столь масштабных акций, как воздушные мосты и гуманитарные конвои.

В 1994 году гуманитарная катастрофа произошла в Руанде, когда за четыре дня в соседний Заир бежало около миллиона жителей страны.

В начале 1995 года УВКБ занималось оказанием гуманитарной помощи перемещенным лицам в Азербайджане, Чечне, Грузии и Таджикистане.

В 1999 году УВКБ играло активную роль в оказании гуманитарной помощи тысячам беженцев, пострадавших в результате косовского конфликта.

Сегодня УВКБ ООН является одной из основных гуманитарных организаций в мире, оказывающих помощь 19,2 миллиона человек в 116 странах.

Численность ее сотрудников составляет более чем 6 500 человек. За свою полувековую деятельность УВКБ ООН оказало помощь по меньшей мере 50 миллионам человек, за что дважды удостаивалось Нобелевской премии мира - в 1954 и 1981 годах.

В октябре 1992 года УВКБ и Россия подписали Соглашение об открытии представительства в Москве. В настоящее время действуют филиалы представительства в ряде регионов России. С мая 1995 года Россия является членом Исполнительного комитета УВКБ.

4 декабря 2000 года 55-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла постановление о том, что, начиная с 2001 года, день 20 июня ежегодно будет отмечаться как Всемирный день беженцев.

Пересечение границы КНДР жителем страны - преступление, которое карается заключением в трудовой лагерь. Срок может быть не пожизненным, однако условия содержания в тюрьме приводят к тому, что люди гибнут от болезней, истощения и голода.

Несмотря на риск, десятки тысяч северокорейцев пытаются бежать ради близких и лучшего будущего. Удается это немногим, еще меньше хотят вспоминать о пережитых ужасах.

Мальчик из лагеря смерти

Шин Ин Гын с детства узнал, что такое сонбун – кастовая система Северной Кореи. Его матерью была женщина, совершившая неудачный побег и отправившаяся за это в тюрьму, где и родился Ин Гын. Так она попала в класс «врагов народа», который передался по наследству сыну, а в будущем передался бы внуку. Но жизнь распорядилась иначе.

Мать и старший брат запланировали побег , и выученный системой ребенок решил, что правильно будет на них донести. Родных расстреляли, а его пытали две недели, чтобы выяснить имена соучастников. В шестнадцать лет Ин Гын сдружился с другим заключенным, и они решились на побег.

Сокамерник погиб, убитый разрядом тока на колючей проволоке вокруг лагеря, и Ин Гын продолжил путь в одиночестве.

580 км до китайской границы он прошел пешком. Были 90-е, когда страна умирала от голода, поэтому за небольшие взятки пограничники могли выпустить человека на подработку в Китай или Россию. Однако Ин Гын решил сбежать навсегда. Он перебрался в Китай, а оттуда, благодаря удачному стечению обстоятельств – в Соединенные Штаты. Там он написал книгу воспоминаний и стал знаменитым на всю Америку.

Однако жизнь вдалеке от родной культуры была невыносимой, и он решил вернуться - но не в Северную Корею, а в Южную. Он поменял имя, устроился на работу и стал вести уединенную жизнь. Он не смог завести семью – детство и юность, проведенные в лагере, убили в нем способность любить. Журналисты, которые общались с ним, утверждают, что он не умеет смеяться.

Девушки и военная служба

Ли Со Ён пошла в армию добровольно, в 90-х годах, когда в стране свирепствовал голод. Служба длилась семь лет, которые она до сих пор видит в ночных кошмарах. Единственным плюсом армейского положения была регулярная еда, но далеко не в тех количествах, которыми можно было насытиться.

Девушки служили на тех же принципах, что и мужчины. Их строевая и боевая подготовка длилась на два часа в день меньше, чем у парней-солдат, но ее дополняли бытовые обязанности: уборка и готовка, от которых мужчины освобождались.

Девушки жили в бараках, по 20 человек в комнате. У них не было водопровода, поэтому соблюдать личную гигиену было сложно. От больших нагрузок и недоедания у многих прекращались менструации, но в сложных условиях девушек-солдат это даже радовало.


Со Ён подтверждает: в армии распространено сексуальное насилие. Ей самой удалось избежать этой участи, но случаи, когда старшие по званию мужчины домогались призывниц, носили массовый характер. Рожать детей не разрешали, и девушек вынуждали делать аборты.

Первую попытку бегства Со Ён совершила сразу после окончания службы: слишком велико было разочарование в стране. Побег не удался – ее поймали и на год отправили в тюрьму. Второй раз удалось договориться с китайскими пограничниками и агентами, которые помогли добраться до Южной Кореи. Там она рассказала свою историю журналистам телеканала ВВС.

Богатые тоже бегут

Тхэ Ён Хо – бывший заместитель посла КНДР в Великобритании. Занимая такой высокий пост, он находился под 24-часовым присмотром спецслужб, которые должны были следить за перемещениями и уровнем лояльности.

Как ему удалось избавиться от их внимания, Ён Хо не рассказывает – опасается за жизнь тех, кто помог.

Он дал открытое интервью журналистам международных изданий, в котором пообещал бороться за права людей в Северной Корее . Бывший дипломат рассказал о том, что даже элите в стране стало жить намного тяжелее после прихода к власти Ким Чен Ына. Усилился контроль, к политикам и министрам стали приставлять шпионов, возросло количество ложных доносов.

Ён Хо говорит, что переживает за коллег и друзей, которые остались в Северной Корее и могли пострадать из-за его побега У них нет возможности связаться, но бывший дипломат надеется, что рано или поздно ситуация стабилизируется, и людям больше не нужно будет переживать за собственную жизнь.